Роль когнитивной метафоры в формировании темпоральной картины мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Отырба, Елана Игоревна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат наук Отырба, Елана Игоревна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ
НАУК
1.1 .Время в философии
1.2.Физическое время
1.3.Психологическое время
1.4.Биологическое время
1.5.Социальное время
1.6.Лингвистическое время
1.7.Время в литературоведении
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Глава II. ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ
ЯЗЫКОВОЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ КАРТИН МИРА
2.1. Понятие картины мира
2.2. Концептуальная и языковая картины мира
2.3. Мифологические представления о времени
2.4. Номинация календарно-праздничных событий как отражение лингвокультурной составляющей
концепта ВРЕМЯ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Глава III. ТЕОРИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ
3.1. Концептуальная метафора как основное понятие когнитивной лингвистики
3.2. Типология концептуальных метафор
3.3. Теория первичных и сложных метафор
3.4. Взаимодействие концептуальной метафоры
и метонимии
3.5 Локально-темпоральные отношения в структуре
концептуальной метафоры
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
Глава IV. БАЗОВЫЕ МОДЕЛИ ВРЕМЕНИ
КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 4.1 .Пространственные метафоры
4.2.Персонифицирующие метафоры
4.3.Предметные метафоры
4.4.Концептуальная метафора «ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Лингвокогнитивные модели эволюции темпоральных номинаций (на материале английского языка)2015 год, кандидат наук Нильсен, Евгения Александровна
Сопоставление темпоральных концептов в немецкой и русской лингвокультурах: на примере концептов ZEIT и ВРЕМЯ2012 год, кандидат наук Емельянова, Светлана Михайловна
Категория времени и средства ее представления в замятинском тексте2012 год, кандидат наук Лебедева, Елена Алексеевна
Концептуализация времени в разных культурах2009 год, доктор филологических наук Чугунова, Светлана Александровна
Модусный метаконцепт ВРЕМЯ/TIME в русском и английском языках: на материале данных национальных корпусов2017 год, кандидат наук Бронникова, Ольга Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль когнитивной метафоры в формировании темпоральной картины мира»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационное исследование посвящено роли метафоризации в раскрытии содержания концепта ВРЕМЯ и формировании темпоральной картины мира. В рамках когнитивного направления, в русле которого выполнено данное исследование, важную роль играет изучение того, как человек сквозь призму своей культуры воспринимает и концептуализирует действительность, в частности, такое сложное и многоаспектное явление как время.
Поскольку данный концепт характеризуется высокой степенью абстрактности, для описания его семантической структуры используется метафора, которая, являясь неотъемлемой частью человеческого мышления, а также действенным инструментом концептуализации и категоризации мира, позволяет составить представление об образе времени через изучение сфер ассоциаций данного явления.
В последние годы произошла значительная активизация лингвистических исследований в области теории метафоры, являющейся традиционным предметом изучения. Исследования сосредоточены на способности метафоры служить средством познания мира и отображения знаний в форме языковых знаков, тогда как вплоть до последнего времени преобладал подход к метафоре как к фигуре речи, выполняющей орнаментальную и риторическую функции.
Исследование метафоры как феномена языка имеет давнюю традицию. Основные подходы к изучению метафоры были обозначены еще во времена Античности и сохраняют непреходящий интерес исследователей и в наше время. Тайна метафоры привлекала к себе крупнейших мыслителей —■ от Аристотеля, Руссо и Гегеля до Э. Кассирера, X. Ортеги-и-Гассета и многих других. О метафоре высказывались не только ученые, но и сами ее творцы — писатели, поэты, художники и др.
Метафора, будучи глубоким и комплексным явлением, становится предметом изучения многих дисциплин в составе междисциплинарной когнитивной науки: лингвистики, прагматики, философии, психологии, логики, антропологии, теории информации, компьютерных паук и др. Признается, что только с учетом достижений разных отраслей знания можно построить единую теорию метафоры.
В последние десятилетия центр тяжести в изучении метафоры переместился из филологии (риторики, стилистики, литературной критики), в которой превалировали анализ и оценка поэтической метафоры, в область изучения практической речи и в те сферы, которые обращены к мышлению, познанию и сознанию, к концептуальным системам и, наконец, к моделированию искусственного интеллекта. В метафоре стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа. Метафора тем самым укрепила связь с логикой, с одной стороны, и мифологией — с другой.
Имплицитный образ времени, раскрывающийся в процессе анализа сочетаемости лексемы время и ее гипонимов с предикатами физического действия, дескриптивными прилагательными, конкретными вещными существительными в языковых метафорах, является основой темпоральной модели, присущей языковому сообществу. Характерной чертой метафор является то, что они не исчезают, но остаются в человеческом сознании. Логические следствия их действия проявляются в особенностях нашего понимания мира [Коннова 2007].
Актуальность исследования определяется непреходящим интересом ученых к феномену времени как одной из бытийных категорий, отражающих сущностные характеристики мира, а также формы и способы его познания. Проблема метафоры также постоянно находится в центре внимания лингвистов. Вместе с тем, временная
метафора по сравнению с другими средствами репрезентации темпоральных отношений изучена недостаточно, поэтому весьма актуальным является дальнейшее развитие принципов комплексного анализа временной концептуализации и описание основных метафорических моделей времени.
Объектом исследования является концептуализация и вербализация времени, а в качестве предмета исследования выступает метафоризация как один из способов отражения указанного феномена в языке.
Основная цель работы состоит в выявлении метафорической концептуальной системы в структуре языков, определяющей закономерности формирования темпоральной картины мира и в установлении роли метафоры в процессе концептуализации времени, что предполагает решение следующих задач:
• определение роли метафоры времени в темпоральной картине мира;
• описание базовых метафорических моделей;
• выявление концептуальных областей-источников в процессе метафоризации времени;
• изучение влияния культурных традиций и мифологических представлений на формирование и возникновение когнитивных метафор времени;
• рассмотрение особенностей взаимодействия метафоры и метонимии в ходе формирования когнитивной модели.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей по когнитивной лингвистике, концептуализации времени и теории концептуальной метафоры (O.A. Алимурадов, Н. Д. Арутюнова, Е.Г. Беляевская, H.H. Болдырев, В. И. Заботкина, В. И. Карасик, Е.С. Кубрякова, М. Г.
Лебедько, Л.Н.Михеева, M.B.Никитин, Е.О.Опарина, Н.К. Рябцева, 10. С. Степанов, В. II. Телия, А.П. Чудинов, А. Barcelona, L. Boroditsky, V. Evans, G. Fauconnier, M. Johnson, J. Lakoff, G. Radden, D. Slobin, E.Traugott, M.Turner и др.), языковому времени (А. В. Бопдарко, В.Г. Гак, Е. В. Гулыга, H.A. Потаенко и др.), социальному времени (Д. Г. Горин, Д.С. Лихачев, В.П. Яковлев, P. Sorokin, R. Merton, A. Toffler и др.), биологическому времени (В.И. Вернадский, Е. Bunning, Е. Zerubavel и др.), психологическому времени (Е.И. Головаха, А.А.Кроник, J.Piaget, P.Fraisse и др.).
Научная новизна работы заключается в том, что в ней:
• впервые моделирование временных метафор осуществляется на материале языков, относящихся к различным семьям, в том числе тех, которые ранее не рассматривались под данным углом зрения (абхазский и корейский);
• к числу уже описанных концептуальных моделей времени добавлены новые, отражающие изменения в когнитивном созиании современного общества;
• устанавливаются различия в рамках когнитивной модели ВРЕМЯ -ДВИЖЕНИЕ на материале корейского и абхазского языков;
• впервые предпринимается попытка проследить особенности концептуализации времени в мифологии и номинации календарных праздников.
Теоретическая значимость диссертации определяется исследованием времени как универсальной категории бытия на основе когнитивного и липгвокультурологического подходов. Выделение и описание когнитивных моделей, в которых функционируют метафорические концепты, открывает новые перспективы в дальнейшей разработке проблемы концептуализации времени. Кроме того, представляется важным описание областей-источников (source domains)
в процессе мегафоризации при формировании темпоральной картины мира в различных языках, что непосредственно связано с проблемой взаимообусловленности языка и культуры.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов исследования в теоретических курсах по общему языкознанию, лексикологии, когнитивной семантике, лингвокультурологии. Полученные данные могут найти применение и в практике преподавания языка, поскольку способствуют развитию коммуникативной компетенции обучающихся и позволяют лучше понимать и интерпретировать иноязычную культуру. Умение декодировать коннотации, связанные с метафорическими концептами времени, способствует формированию целостного, объективного восприятия темпоральной картины мира с учетом ее специфики в различных языках.
В качестве материала исследования привлекались тексты разного жанра, содержащие временную метафору, представленные произведениями художественной литературы, газетно-журнальпыми статьями и интернет-ресурсами на русском, английском, абхазском, корейском языках. Значительный объем текстового материала (17951с.) обусловлен невысокой частотностью данного явления в языке.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: метод концептуального анализа, контекстуально-интерпретативный анализ, метод когнитивного моделирования, метод словарных дефиниций.
На защиту выносятся следующие положения:
1. основными характеристиками темпоральности, свойственными концепту ВРЕМЯ, являются: пространственная ориентированность, линейная протяженность, дискретность, динамичность, цикличность, необратимость/обратимость, субстанциональность, одушевленность;
2. современная темпоральная картина мира как часть языковой картины мира представляет собой совокупность метафорических моделей на основе соответствующих базовых метафор;
3. каждой культуре соответствует определенный набор базовых метафор, которые находят воплощение в различных авторских репрезентациях па основе новых ассоциаций, расширяющих область метафорического мышления;
4. концептосфера времени не является неизменной: под влиянием экстралингвистических факторов содержательная структура концепта ВРЕМЯ подвергается ментальным трансформациям, затрагивающим его фундаментальные основы, в результате чего возникают концептуальные метафоры ВРЕМЯ - ОГРАНИЧЕННЫЙ РЕСУРС, ВРЕМЯ - ЦЕННЫЙ ТОВАР, ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ;
5. наряду с метафорой в концептуализации времени важную роль играет процесс метонимического переноса. Взаимодействие метафоры и метонимии осуществляется как на концептуальном уровне (когда метафора мотивирована метонимией или является ее обобщением), так и на языковом.
Апробация работы. Основные положения диссертации прошли апробацию в виде докладов на заседаниях кафедры общего и сравнительного языкознания ФГБОУ В1ТО МГЛУ в 2012 - 2014 гг. и освещены в трех публикациях по теме исследования в рецензируемых ВАК научных изданиях общим объемом 1,7 п.л.
Структура диссертации определяется ее целью и поставленными задачами и состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, списка использованных словарей и списка источников примеров.
Глава I. ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ В СВЕТЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУК
Понятие времени представлено во всех языках и является предметом изучения различных наук — как естественных, так и гуманитарных1. Нелегко найти область знания, в которой не ощущалась бы потребность в дальнейшей разработке проблемы времени. В 70-80-е годы прошлого столетия в отечественной философии и социально-гуманитарных науках появляются работы, в которых время начинают рассматривать как ритмы не только собственно «природных систем», но и «биологических», «социальных», «культурных» и т.п., говорят о «времени личности» и «времени поколений». В любой из паук обнаруживается ряд вопросов, ответы на которые могут быть даны лишь при комплексном изучении проблемы. В соответствии с этим можно говорить о философском времени, физическом, математическом, психологическом, биологическом, гносеологическом, мифологическом, языковом времени и т.д., которые все вместе формируют научное представление о времени.
Таким образом, время — сложное и многоаспектное явление, изучение которого требует комплексного анализа. Однако, любое конкретно-научное рассмотрение проблемы времени будет недостаточно эффективным без философского анализа, ибо в таком случае оно лишается своей необходимой основы [Канке, 3-5]. Кратко охарактеризуем наиболее часто упоминаемые в науке формы времени.
'Сложно сказать, когда именно человек начал задумываться о сути времени. Для первобытного человека слово «время» не имело значения. Он не чувствовал в нем необходимости. Он имел время, но ничего о нем не знал. [Шпенглер, 182].
1.1. Время в философии
Философы рассматривают время как преходящую и конечную форму бытия вещей. Изучение времени как философской категории предполагает рассмотрение следующих вопросов: соотношение прошлого, настоящего и будущего; обратимость и необратимость времени; объективное и субъективное время; соотношение космического и экзистенциального времени; отношение в системе: человек - время -судьба как предопределенность человеческого бытия; вечность - миг; смерть — бессмертие и др.
Философию интересует, является ли время реальным феноменом или это чистая абстракция, представленная только в сознании индивида. На протяжении длительного периода проблема времени
рассматривалась преимущественно как проблема объективного времени. Но уже Аристотеля беспокоила мысль о том, существует ли время без считающей мгновения души. «Может возникнуть сомнение - пишет Аристотель, - будет ли в отсутствии души существовать время или нет? Ведь если не может существовать считающее, не может быть и считаемого, а следовательно, ясно, что (не может быть) и числа, так как число есть или считанное, или сочетаемое. Если же ничему другому не присуща способность счета, кроме души и разума души, то без души не может существовать и время...» [ Цит. по Хасанов, 68]. Но поскольку Аристотель рассматривал время как что-то связанное с движением, следовательно, он придавал времени объективный характер.
Платон связывал время с движением: « Время — движение Солнца, мера пути. День — путь Солнца от восхода к закату, свет, противоположный ночи...» [Платон 1971, 427]. Определять и блюсти числа времени (дни, месяцы, годы и т.д.), кроме Солнца, также призваны
Луна, Утренняя звезда Афродиты ( Венера), звезда Гермеса (Меркурий), звезда Ареса (Марс), звезда Зевса ( Юпитер) и звезда Кроноса (Сатурн). Они движутся вокруг своей оси, производя «тождественное» движение, и вокруг земли, производя «иное» движение, в противоположных направлениях, что придает движению в целом спиралевидную форму. Платон первым указал на источник времени. В диалоге «Тимей» говорится, что Всевышний создал небо как движущееся подобие вечности, и одновременно с ним вечный же образ, движущийся от числа к числу, что и зовется временем. Время подражает вечности и бежит по кругу согласно законам. Дни, ночи, месяцы, годы признаются частями времени, а «было» и «будет» суть виды возникшего времени и было бы ошибкой переносить их на вечную сущность, которой подобает одно только «есть» [Платон 1971].
Интересно обратиться к анализу последней книги платоновского диалога «Государство», которому «не повезло» в аспекте исследования античного концепта времени, так как здесь Платон созерцает время в контексте мифологического, а не логического дискурса, непосредственно предваряя идеи «Тимея».
Так, в диалоге дается мифологическое описание веретена Ананки, богини Необходимости, которое непосредственно соотносится с онтологией и космологическим устройством мира в «Тимее». Читаем у Платона: «Сверху на каждом из кругов веретена восседает по Сирене; вращаясь вместе с ними, каждая из них издает только один звук, всегда той же высоты... Около Сирен на равном от них расстоянии сидят, каждая на своем престоле, другие три существа - это Мойры, дочери Ананки: Лахесис, Клото и Атропос; они - во всем белом, с венками на
головах. В лад с голосами Сирен Лахесис воспевает прошлое, Клото -настоящее, Атропос - будущее»1 [Платон, 89].
У Платона время мира и бытия человека оказалось «теныо», «отблеском» божественной Вечности. Проблема времени впервые в категориальной, рефлексивной форме появляется в философии Аристотеля. Время Аристотеля - не только мера движения гармоничного, божественного космоса, но и способность человеческой души и мышления, отражающая вечно сущее бытие Бога. Аристотель фактически впервые зафиксировал как натурфилософские, космологические и онтологические формы времени, так и теологические, эпистемологические и антропологические его смыслы в их неразрывной связи.
Подобно Платону, Аристотель связывает время с числом и с жизнью космоса, вообще с физическим движением, а меру времени - с движением небосвода. Время, говорит Аристотель, всегда представляется каким-то движением лишь постольку, поскольку движение имеет число. Время - это «число движения по отношению к предыдущему и последующему» [Гайденко, 6]. Заметим, что это представление времени не сугубо платоновское или аристотелевское, а общеантичное, что хорошо показал А.Ф. Лосев в своей работе «Античная философия истории» [Лосев 1994].
Таким образом, в текстах Платона и Аристотеля концепт времени представлен синтетическими экзистенциальными (теологическими, онтологическими, эпистемологическими, антропологическими, этическими, социальными) смыслами2.
1 Здесь мы курсивом выделили мифологические эквиваленты онтологических ипостасей времени, имеющие глубинный экзистенциальный и теологический смысл.
2 Мы не будем подробно анализировать философские тексты Платона и Аристотеля, связанные с категорией времени, которые уже достаточно подробно интерпретированы в истории философии. К ним относится диалог «Тимей» Платона
Центром христианской культуры было и остается классическое богословско-философское наследие патристики и схоластики. Именно здесь формировались доминирующие концепты экзистенциального времени, определявшие в конечном счете не только содержательное ядро христианской «модели мира», но и весь смысл бытия христианина. При этом прав А. Я. Гуревич, когда отмечает: «Между тем проблема «модели мира», складывавшейся в определенном обществе и налагавшей свой отпечаток на все стороны человеческой деятельности - это и проблема человеческой личности, отношения которой с миром и самосознание выражались в категориях «картины мира», в том числе и в категориях пространства и времени [Гуревич, 51]. И здесь доминирующее положение занимал Блаженный Августин, который не только новаторски поставил и решил проблему времени, но и внес новое сопряжение онтологии, гносеологии, антропологии, философии, истории и этики на теологических основаниях, которое и задает до сих пор специфику не только христианской религиозной философии, но и всей западноевропейской философии и мировоззрения.
Большинство исследователей категории времени обращались к «Исповеди» Блаженного Августина. Разумеется, это произведение было первым в жанре исповедальности, отражавшем практику одного из христианских таинств и состояний души верующего христианина, и написано столь энергичным и проникновенным словом, столь сокровенно выражало экзистенцию человека, что не может не быть созвучным духовным исканиям и интеллектуальным размышлениям современного человека.
и трактат «Физика» Аристотеля. Представляется интересным соотнести тексты Платона и Аристотеля с идеями и концептами эпикурейцев, стоиков и неоплатоников, но это задача других исследований, выходящая за тематические рамки нашей работы.
Существует мнение, что Августин снимает неоплатоническую версию времени и уходит от Аристотелевской точки зрения на время. Так, А.Я. Гуревич утверждает: «Августин не разделяет точки зрения Аристотеля, признававшего объективность времени как меры движения. Человеческое время радикально отличается от последовательности моментов, образующей время физическое. Антропологическое время, по Августину, это внутренняя реальность, и один лишь дух воспринимает ее» [ Гуревич, 124].
В XVII веке проблема времени и пространства связывается, прежде всего, с проблематикой точных наук. Развитие естественных наук, и особенно физики, давало надежду на раскрытие тайны времени. Научные понятия времени того периода связаны, прежде всего, с такими именами, как Г. Лейбниц и И. Ныотон. В натуральной философии Исаака Ньютона время приобретает абсолютный характер. Его концепция включает в себя абсолютное пространство ( бесконечную протяженность, служащую вместилищем всей материи) и абсолютное время (равномерную бесконечную длительность). Абсолютное время И. Ньютона -физическое, это реальное условие существования всех вещей. И. Ныотон, таким образом, является представителем субстанциональной концепции пространства и времени. В то же время Готфрид Лейбниц, разрабатывавший философское учение о монадах и предустановленной гармонии, относит пространство и время не к реальностям, существующим сами по себе, а к феноменам - явлениям, вытекающим из существования других реальностей, поскольку время представляет собой порядок последовательности тел, а пространство - порядок размещения тел. Г. Лейбниц отстаивал позиции реляционной концепции пространства и времени. Но и Г. Лейбниц, и И. Ныотон признавали реальность времени.
Третий радикальный «поворот» в интерпретации времени (после Платона, Аристотеля и Августина) в понимании времени совершил немецкий философ Иммануил Кант, способствовавший переходу от эмпирической трактовки данной категории к рассмотрению пространства и времени как априорных форм чувственного созерцания, изначально присущих человеческому восприятию. Согласно И. Канту, время есть не понятие, а созерцание, оно является не объективным и реальным, а субъективным и идеальным, чистой формой внутреннего чувства.
Философы-идеалисты рассматривают время наряду с пространством либо как форму индивидуального сознания ( Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах), либо как априорную чувственного созерцания ( И. Кант), либо как категорию абсолютного духа ( Г. Гегель).
Материализм подчеркивает объективный характер времени, указывает на то, что время и пространство неотделимы от материи. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, а время — последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении - от прошлого к будущему.
Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства и что, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы друг от друга [ Философский словарь, 103 - 104].
Начиная с А. Бергсона — через Хайдеггера - и вплоть до наших дней феномен времени рассматривается большинством европейских философских мэтров в экзистенциальном ключе. Именно во Времени современная философия и наука пытаются отыскать не только новые
онтологические основания, но и разрешить тайну онтологии современного человека.
Представляет интерес книга И. Земана [J. Zeman 1966 ] «Познание и информация», в которой автор ставит проблему применения теории информации в рамках гносеологии как раздела философии.
Автор вводит понятие гносеологического времени, связывая его с процессом роста информации. Он утверждает, что время сравнительно замедляется по мере роста информациии. «В человеческой памяти конденсируется все большее количество информации, для получения которой человечеству уже больше не требуется времени. Таким образом, убывание энтропии благодаря памяти связано с определенным изменением временных характеристик. Можно высказать мнение, что, тогда как обычное солнечное время течет равномерно, время в развитии познания течет относительно солнечного времени неравномерно благодаря именно памяти, конденсирующей информацию. То есть это время сравнительно замедляется. Если бы мы измеряли количество информации количеством этого времени, мы бы установили, что при развитии познания этому количеству времени соответствует все большее количество информации, следовательно, что информация конденсируется, а время по сравнению с информацией относительно дилатирует (замедляется)» [Земан: URL].
В последние два десятилетия в отечественной и зарубежной философии идет процесс переосмысления предшествующих парадигм, появляются новаторские работы по темпоральности - Т.Ю. Бородай, К. Ванхуцера, А.Г. Габричевского, И.Т. Касавина, М. Малдуна, В. С. Степииа, Дж. Ходжа и др. Современные российские и зарубежные философы интерпретируют проблему времени, прежде всего, с позиций представленности темпоральных концептов в историко-философском дискурсе, в текстах классиков философии - от Платона и Аристотеля до
Канта и Хайдеггера. Здесь значительный вклад принадлежит таким философам, как Г.П. Аксенов, В.Б. Бибихин, В. Блаттнер, В.В. Васильев, Д.Вуд, В.И. Молчанов, С.С. Неретина, Э.Ю. Соловьев, И.А. Михайлов и др.
1.2. Физическое время
Ученые-физики1 неоднократно указывали на то, что только эта наука в состоянии дать исчерпывающий ответ на вопрос, что же представляет собой время: «Для решения проблемы времени не существует других способов, кроме методов физики... Исследование природы времени без изучения физики - безнадежное предприятие. Если имеется решение философской проблемы времени, то оно зафиксировано в уравнениях математической физики» [ Рейхенбах, 32]. В.П. Казарян пишет, что физическое знание долгое время являлось авангардом научного познания, оно выработало принципы, образцы научного эмпирического и теоретического исследования. Но на сегодняшний день развитие наук о природе и обществе, их дифференциация ориентирует мышление ученых на осознание специфики объекта исследования в аспекте временного поведения. И эти специфические объекты и процессы имеют свое характерное время
ХВ советское время большинство отечественных авторов, как правило, обращались исключительно к естественнонаучным концепциям времени (и пространства). Диалектико-материалистическая версия времени была физикалистской инверсией некоторых идей Гегеля, Маркса и Энгельса, дополненных положениями неоклассического естествознания. Это было время вечной и бесконечной материи, познаваемой человеком с целью деятельного преобразования природы силами ума и технологий. Это был крайний вариант индустриальной и естественнонаучной темпоральное™, в которой фактически отсутствовали целостные экзистенциальные измерения времени. Разумеется, все западные парадигмы "экзистенциального времени" оставались для академического сообщества лишь разновидностью "субъективного идеализма" [Ю.М. Мельник, В.П. Римский, 8].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Концептуальные метафоры времени в современном английском языке2007 год, кандидат филологических наук Коннова, Мария Николаевна
Лингвокогнитивные особенности вербализации категории ВРЕМЯ (на материале английского, французского и русского языков)2021 год, кандидат наук Ухналёва Екатерина Александровна
Концептуализация темпоральных понятий в философии музыки2017 год, кандидат наук Миронов, Андрей Владимирович
Категоризация темпорального опыта в английском и русском языках2018 год, кандидат наук Коннова, Мария Николаевна
Темпоральная метафора как механизм когнитивного моделирования действительности: на примере произведений англоязычной художественной литературы2011 год, кандидат филологических наук Воробьев, Александр Евгеньевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Отырба, Елана Игоревна, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августин, Аврелий (Блаженный). Исповедь/пер. с лат. М.Е. Сергиенко; общ. ред. A.A. Столярова. - М.: Канон+: Реабилитация, 2000. - 464 с.
2. Августин, Аврелий (Блаженный). О Граде Божием/Аврелий Августин. - Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. - 1296 с.
3. Аксенов Г.П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. -302 с.
4. Алимурадов O.A. К вопросу о структуре концепта и принципах вербализации его областей ( на материале современного английского языка) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2006. № 3. - С. 5 - 15.
5. Алимурадов O.A., Милетова Е.В. Метафорические модели, вербализующиеся с участием имен прилагательных и реализуемые в современном англоязычном искусствоведческом дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2013. № 4. - С. 51 - 60.
6. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр./ Отв. ред. Ф.В. Константинова, Б.Ф. Ломов, В.Б. Швырков; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1978. - 399с.
7. Античная мифология: энциклопедия/ Под ред. К. Королева. - М.: Изд-во Эксмо; Спб.: Мидгард, 2004. - 768 с.
8. Апресян Ю.Д., Богуславская О.Ю., Левонтина И.Б., Урысон Е.В.Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. -М.: Проспект: Русские словари, 1995.
9. Аристотель. Физика//Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М.: Мысль, 1981.-Т.З. С. 59-262.
10. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т.4 / Пер с древнегрсч.; общ.
ред. А.И. Доватура—М.: Мысль., 1984. - 803 с.
11. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998 ( 2-е изд. 1999). - 896 с.
12. Арутюнова Н. Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 296-297.
13. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры // Филологические исследования. Памяти академика Г.В. Степанова. М. - Л.: Наука, 1990. - С.71 - 88
14. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры// Логический анализ языка. Язык и время/Под ред. Н.Д. Арутюновой, Т.Е. Янко. -М.: Изд- во «Индрик», 1997а.-С. 51-61.
15. Арутюнова Н.Д. От редактора // Логический анализ языка. Язык и время / Под ред. Н.Д. Арутюновой, Т.Е. Янко. - М.: Изд-во «Индрик», 19976. - С. 3 - 16.
16. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 1984. -318 с.
17. Бабушкин А.П. «Калейдоскопическая» образность концепта «время» // Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции под ред. проф. Е. Н. Кубряковой и проф. О. В. Александровой-М.: «Диалог—МГУ», 1997. - С. 148-150
18. Банин В.А. Субстантивная метафора в процессе коммуникации (на материале английского языка). Дис.. канд. филол., наук. -М., 1995,—274 с.
19. Баранов А.Н., Добровольский Д.О., Михайлов М.Н., Паршин П.Б., Романова О.И. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике. М.: Азбуковник, 2001. — 624 с.
20. Баранов А.Н.. Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. М.: Институт русского языка АН СССР,
1991.- 193 с.
21. Баранов А.Н., Паршин П.Б. К построению словаря терминов когнитивной науки// Когнитивные исследования за рубежом. - М., 1990.-С. 139- 149.
22. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследование разных лет. - М.: «Худ. лит.», 1975. -С.234 - 407.
23. Беляевская Е.Г. Концептуальная картина мира в зеркале метафорической репрезентации.// Русское слово в русском мире. -Москва: МГЛУ, 2005. - С. 17 - 36.
24. Беляевская Е.Г. Номинативный потенциал концептуальных метафор (концептуально-метафорическая репрезентация как иерархическая система). // Актуальные проблемы современной лексикологии и фразеологии. Сборник науных трудов к 100-летию профессора И.И. Чернышевой. - Москва: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С.13 - 30.
25. Беляевская Е.Г. Понятие «когнитивная модель» в современной лингвистике ( научно-аналитический обзор)// Реферативный журнал ИНИОН РАН. Серия 6. - Вып. 2. - М.: 1996. - С. 10- 28
26. Бердяев H.A. Время и вечность/ H.A. Бердяев // На переломе: филос. дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение/сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. - М. - 1990. - С. 402 - 409.
27. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. - М.: Харвест, 1999. - 1407 с.
28. Березина Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности// Психологический журнал. - 1998. - Т. 19.-№4.-С. 13-26.
29. Бибихин, В.В. Дело Хайдеггера М//. Время и бытие: ст. и
выступления; пер. с нем. В.В. Бибихина. - Спб., 2007. - С. 5 - 22.
30. Болдырев H.H. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 25 — 36.
31. Болдырев H.H. О функциональной категоризации языковых единиц // Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции под ред. проф. E.H. Кубряковой и проф. О.В. Александровой - М.: «Диалог—МГУ», 1997. - С .114-116
32. Бондарева, JI.M. Еще раз к проблеме концептуализации пространства и времени.
URL:
http://www.rusnauka.com/17 PMN 2014/Philologia/3 171941.doc.ht Ш
33. Бондарко A.B. К вопросу о временных отношениях // Типология. Грамматика. Семантика.— СПб.: Наука, 1998.—С .157173
34. Бородулина Н.Ю. Метафора как способ репрезентации экономических понятий (на материале французского и русского языков) // Композиционная семантика. 4.1. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 190-191.
35. Бороздина И.С. Пространство как основная категория бытия в языковом отражении. URL: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/012-001.pdf
36. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русского языка). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.— 578 с.
37. Бунеева Е.С. Понятие концепта в культурно-языковой парадигме // Языковая личность: культурные концепты. Сб. науч.
тр. ВШУ. — Волгоград, 1996.- С. 104-113.
38. Васильев, В.В. Подвалы кантоиовской метафизики: дедукция категорий. - М.: Наследие, 1998. - 160 с.
39. Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Изд-во «Индрик», 1998,—240 С.
40. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 519 с.
41. Витгенштейн Л., Руссел Б., Асмус В.Ф. Логико-философский трактат// Изд-во иностранной лит-ры, 1958. - 131 с.
42. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин» // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 24. - М.: МАКС Пресс, 2003. - С. 5 - 12.
43. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. №1. - С.64-72.
44. Вригт Г.Х. фон. Модальная логика местонахождения // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтииа. — М.: Языки русской культуры, 2000,- С. 7 - 15.
45. Гаврилова Е.Д. Роль и место оценочных категорий в картине мира // Филология и культура. Материалы IV Международной научной конференции в 16-18 апреля 2003г. Тамбов, 2003 — С. 5051
46. Гак В.Г. Пространство времени // Логический анализ языка. Язык и время / Под. ред.: Н.Д. Арутюновой, Т.Е. Янко. — М.: Изд — во «Индрик», 1997. - С. 123 - 130.
47. ГакВ.Г. Языковые преобразования —М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.—768 с.
48. Гачев Г.Д. Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987.-С. 198-227.
49. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европейской философии и науке/ П.П. Гайденко. - М.: Прогресс -Традиция, 2006. - 459 с.
50. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т.; пер. с нем. Е.П. Ситковского. - М.: Мысль, 1974. - Т.1: Наука логики. -452 с.
51. Гилева Е.П. Когнитивные основы неграмматической представленности концепта времени. Автореф. дисс. канд. филол., паук — Барнаул, 2002.—18 с.
52. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности.
- Киев: «Наукова думка», 1984. - 208 с.
53.Горин Д.Г. Пространство и время в динамике российской цивилизации. М.: УРСС, 2003. -280 с.
54. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. - М.: Изд-во Мир и образование, 2003. - 592 с.
55. Гукасова Э.М. Ценностно-нормативная картина мира греческой и русской национальных личностей: (на материале афористики) //Язык и национальные образы мира: Матер. Междунар.науч.конф. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - С. 239 - 247.
56. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля в современном немцком языке. - М.: Просвещение, 1969.
57. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -450 с.
58. Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. М.
- СПб.: Университетская книга, 1999. - 560 с.
59. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Э. Гуссерль. Собрание сочинений: Пер. с нем. Т. 1. - М.: Риг «Логос»,
Изд - во «Гнозис», 1994. - 102 с.
60. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - 1994. - № .-С. 17-33.
61. Дешериева Т.И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философскому аспектам/ЛЗопр.языкознания. - 1975. - № 2. - С. 111-117.
62. Евсюков В.В. Мифы о мироздании. — М.: Политиздат, 1986. -112 с.
63. Заботкина В.И. Изменения в концептуальной картине мира в аспекте когнитивно-прагматического подхода к языковым явлениям// Категоризация мира: пространство и время. Материалы научной конференции. М.: Диалог- МГУ, 1997. - С. 55 - 59.
64. Закамулина M.II. Категория темпоральности в неродственных языках: сопоставительное исследование временных форм во французском и татарском языках: Дис. ... докт. филол. наук. Казань, 2001. - 408 с.
65. Залевская A.A. Психолингвистические проблемы семантики слова. - Калинин: КГУ, 1982. - 80 с.
66. Земан И. Познание и информация. Гносеологические проблемы кибернетики [Текст] : пер. с чеш. / Пер. Р. Е. Мельцер. - М. : Прогресс, 1966. -254 с.
67. Казарян В.П. Темпоральность и естественные науки // Феномен времени. URL: www.chronos.msu.ru
68. Канке В.А. Формы времени. М.: Едиториал УРСС, 2002. - 230 с.
69. Кант И. Критика чистого разума. - Симферополь: «Реноме», 2003.-464 с.
70. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы
когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — С. 45 - 52.
71. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -М. : Гнозис, 2004.-390 с.
72. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-355 с.
73. Касевич В. Б. Когнитивная лингвистика. В поисках идентичности. — М.: Языки славянской культуры. 2013. — 176 с.
74. Колесниченко П.Г. Время как объект социально-философского исследования. - Дисс. канд. филос. наук. Волгоград, 1998. - 130 с.
75.Колесов В.В. Слово и дело: Из истории русских слов.СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 704 с.
76. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. Москва: Наука, 1990. - 108с.
77. Коннова М.Н. Концептуальные метафоры времени в английскомязыке Автореф. дисс. ... канд. филол., наук.— Москва, 2007,— 25 с.
78. Кравченко A.B. Когнитивная лингвистика сегодня: интеграционные процессы и проблема метода// Вопр. когнитивной лингвистики. 2004. № 1 .С. 37 - 52.
79. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: «Гнозис», 2002. - 284 с.
80. Красухин К.Г. Три модели индоевропейского времени на материале лексики и грамматики // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко М.: Индрик, 1997. — С. 62-77.
81. Крейдлин Г.Е. Время сквозь призму временных предлогов // Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред.
Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко М.: Индрик, 1997. - С. 139-151.
82. Кронгауз М.А. Семантическая типология: время и пространство // Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Юрия Сергеевича Степанова / Отв. ред. Е.С. Кубрякова, Т.Е.Янко. Москва: Языки славянской культуры, 2001. - С. 325-333.
83. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина М.: Языки русской культуры, 2000.-С.84-92.
84. Кубрякова Е.С. Сознание человека и его связь с языком и языковой картиной мира // Филология и культура. Материалы IV Международной научной конференции в 16-18 апреля 2003 г. Тамбов, 2003 - С. 32-34
85. Кубрякова Е.С. Язык и знание. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
86. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. — М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
87. Лакофф Дж. Когнитивная семантика. Язык и интеллект.М.: Прогресс, 1996. - С. 143 - 184.
88. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.—С. 387-415.
89. Ларина Т.В. Категория вежливость и стиль коммуникации: Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. — 512 с.
90. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с фр.; общ. ред. Ю.Л. Бессмертного. - М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. - 374 с.
91. Лебедько М.Г. Когнитивные аспекты взаимодействия языка
и культуры: сопоставление американской и
русской темпоральных концептосфер. Дис. докт. филол. наук. Владивосток, 2002. - 363 с.
92. Леви-Стросс К. Мифологики: в 4 т. /К.Леви-Строс; РАН, ЦГНИИ ИНИОН. - М.; СПб.: Унив. кн., 1999 - 2000. - Т.1: Сырое и приготовленное. - М.; СПб., 1999. - 406 е.; Т.2: ОТ меда к пеплу. - М.; СПб., 2000. - 442 е.; Т.З: Происхождение застольных обычаев. - М.; СПб., 2000. - 462 с.
93. Леонтович O.A. Введение в межкультурную коммуникацию. М.: Гнозис, 2007. - 368 с.
94. Липилина Л. А. Когнитивные аспекты семантики метафорических инноваций: на материале существительных, появившихся в современном английском языке за последние 30 лет. Дис. ... канд. филол., наук. - Калининград, 1998.-253 с.
95. Лихачев Д.С. Избранные труды: В 3 т., т. 1. Л.: Художественная литература, 1987. - 656 с.
96. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М.: Мысль, 1994.-919 с.
97. Лосев А.Ф. Античная философия истории/А.Ф. Лосев; ред. A.B. Гулыга; АН СССР. - М.: Наука, 1977. - 207 с.
98.Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия// Вопросы философии. 1979. № 12 - С. 7386.
99. Маковский М.М. Язык - миф - культура. Символы жизни и жизнь символов. - М.: Инт-т русск. яз. им. В. Виноградова, 1996.329 с.
100. Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры/ Под ред. Н.Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 358 - 386.
101. Маркс К., Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи. ( черновой набросок 1857 - 1858 гг.)» II, 5.М.: Политиздат. - С. 41 -174.
102. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, 1997.-207 с.
103. Медведева, О.Ю. Концептуализация и актуализация темпоральных отношений ( на материале английского языка): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2002.- 138 с.
104. Мельник Ю.М., Римский В.П. Время жить и время созерцать... Экзистенциальные смыслы и философское понимание времени в классической европейской культуре. Спб.: Алетейя, 2014.- 184 с.
105. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа - М.: Наука, 1976 - 407 с.
106. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры// Теория метафоры/ Под ред. Н.Д. Арутюновой, М. А. Журбинской. М.: Прогресс, 1990. - С.236 - 238.
107. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-традиция/Дом интеллектуальной книги, 1999. -284 с.
108. МихееваЛ.Н. Время в русской языковой картине мира: лингвокультурологический аспект. Дис. доктора филол., наук. Москва, 2004. - 329 с.
109. Молчанов В.И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант//Проблема сознания в современной западной философии: критика некоторых концепции: сб. ст./АН.СССР, ИН-т философии; отв. ред. Т.А. Кузьмина. - М., 1989. - С. 110 - 136.
110. Молчанова Г.Г. Когнитивная стилистика и стилистическая типология // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 3. - С. 60-71.
111. Москвин В. А., Попович В.В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени. URL:http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/moskvin filosofsko. htm
112. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире/ A.M. Мостепаненко. - М.: Политиздат, 1974. - 240 с.
113. Мурьянов М.Ф. Время ( понятие и слово) / М.Ф. Мурьяпов // Вопросы языкознания. 1978. - № 2. - С. 52 - 66.
114. Мыркин В.Я. Вид и время глагола в русском и немецком языках . Архангельск: Изд. ПГПУ им. М.В. Ломоносова, 1989. -125 с.
115. Неретина С.С. Концепт//Новая философская энциклопедия: в 4 т. РАН, Ин-т философии, Нац. общ. - научн. фонд; научн. - ред. совет: B.C. Степин [ и др. ]. - М., 2010. - Т.2. - С. 306 - 307.
116. Никитин М.В. Семантика метафоры// Вопросы языкознания. 1979. - С. 91 - 102.
117. Никитин М.В. Метафора: уподобление vs. интеграция концептов //С любовью к языку: Сб. науч. трудов. Посвящается Е.С. Кубряковой.—Москва—Воронеж: ИЯ РАН. Воронежский государственный ун-т, 2002. -С. 255-270.
118. Нильсен Е.А. Репрезентация концепта «время» в сознании носителей английского языка// Текст - Дискурс - Стиль: Сб. научн. статей. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2004. С. 125 - 131.
119. Ольшанский И.Г. Концептуальные признаки и когнитивные синонимы как фрагменты картины мира // Филология и культура. Материалы IV Международной научной конференции
в 16-18 апреля 2003г. Тамбов, 2003.—С. 34 -36.
120. Опарина Е.О. Концептуальная метафора// Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. С. 65 - 78.
121. Опарина Е.О. Концептуальная метафора и ее функции в языке ( на примере субстантивных метафор): Дис... канд. филол. наук. -М.: 1990. - 169 с.
122. Опарина Е.О. Концептуальная метафора и ее функции в языке. Автореф. дисс.канд. филол., наук.— Москва, 1990.—24 с.
123. Опарина Е.О. Роль метафоры в познании и вербализации знаний о мире. Структуры представлений знаний в языке: Сборник научно-аналитических обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 142 - 169.
124. Опарина Е.О. Лингвокультурология:Методологические основания и базовые понятия //Язык и культура: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1999. - С. 27 - 48.
125. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры: сб./ X. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 586 с.
126. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. - М., 2004. - 528 с.
127. Павиленис Р.И. Проблема смысла: Логико-функциональный анализ языка. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.
128. Падучсва Е.В. К семантике слова время: метафора, метонимия, метафизика // Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. М.: ОГИ, 1999. -С.761-776.
129. ПадучеваЕ.В. Пространство в обличии времени и наоборот (к типологии метонимических переносов) // Логический анализ языка. Языки пространств/ Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 239-254.
130. Парсонс Т.О. О социальных системах: пер. с англ. / Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. - М.: Акад. проект, 2002. - 831 с.
131. Лесина С.А. Слово в когнитивном аспекте [Электронный ресурс ]: монография. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 344 с.
132. Петрухин, В.Я. Мифы древней Скандинавии. - М.: ACT, Астрель, 2011. - 464 с.
133. Петру хина Е.В. Концептуальный анализ языка и семантические доминанты языковой картины мира//Концептуальный анализ языка: современные направления следования: Сб. науч. трудов. М.; Калуга: Эйдос, 2007. - С. 80 - 94.
134. Платон. Государство. Сочинения: в 3.: пер. с древнегреч./ под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. - М., 1968 - 1972. - Т.З. ч.1. -М., 1971.-С. 89-454.
135. Плунгян В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа // Логический анализ языка. Язык и время/ Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко М.: Изд-во «Индрик», 1997. - С. 158169.
136. Попова, Н.С. Абстрактные концепты как сложные когнитивные структуры (на примере концепта ВРЕМЯ)// Филология и культура. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.-С. 172- 174.
137. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека// Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 8 - 60.
138. Потаенко H.A. Время в языке: Учебное пособие по спецкурсу.— Пятигорск: ПЛГУ, 1996.—238 С.
139. Потебня A.A. Из записок по русской грамматике. Т.З. -Об изменении значений и заменах существительного. М., 1968. - 551
с.
140. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания № 6. - 1990. - С. 110122.
141. Пригожин И. Переоткрытие времени// Вопросы философии. - 1989. -№ 8.-с. 3 - 19.
142. Радченко O.A. Язык как миросозидание. Лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. М.: КомКнига, 2006. - 312 с.
143. Радченко O.A. Лингвофилософские опыты В. фон Гумбольдта и постгумбольдтианство// Радченко O.A. Speculumvitae: от функциональной грамматики к идиоэтнической философии языка. М.: Тезаурус, 2012. - С. 9-62.
144. Разумовский О.С. Время: иллюзия или реальность?//Полигнозис. - 1988. № 1. - С. 35 - 47.
145. Рейхенбах Г. Направление времени: Пер. с англ. -М.:Едиториал УРСС, 2003. - 361 с.
146. РябцеваН.К. Аксиологические модели времени // Логический анализ языка. Язык и время/ Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. - М.: Индрик, 1997.-С.78-95.
147. Рябцева Н.К. "Донаучные" научные образы // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста. М.: Наука, 1997. -210 с.
148. Рябцева Н.К.— Оценка в языке и речи: аксиологические модели времени// Язык и естественный интеллект. М.:Academia, 2005.-е. 146- 163.
149. Рябцева Н.К. Размер и количество в языковой картине мира// Логический анализ языка. Языки пространств/Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 108-116.
150. Рябцева Ы.К. Ментальная лексика, когнитивная лингвистика и антропоцентричность языка. Институт языкознания РАН. URL:http://www.dialog-21 .ru/Archive/2000/Dialogue%202000-l/268.htm
151. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С., Постовалова В.И. и др.// Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира/Отв. ред. Б.А. Серебренников - М.: Наука, 1988 - 216 с.
152. Свирепо O.A. Метафора как код культуры. Дисс. . канд. философ, наук. Ростов-н/Дону, 2001. - 162 с.
153. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука., 1993-152 с.
154. Снорри Стурлусон. Круг земной (Heimskrignla) / Кузьменко, Ю.К., Смирницкая, O.A., Стеблин -Каменский, М.И. и др. - М.: Наука, 1980.-687 с.
155. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования.— М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.— 824 с.
156. Стернин И.А. Значение и концепт: сходства и различия // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. -Калуга: КГПУ им К. Э. Циолковского; 2005. - С. 135 - 143.
157. Стопочева-Мойер А.Ю. Время в контексте языка и культуры: минимальные единицы членения.— М.: Макс Пресс, 2000. - 153 с.
158. Тань Аошуан. О модели времени в китайской языковой картине мира// Логический анализ языка. Язык и время / Отв. ред. II. Д. Арутюнова. Т.Е. Янко. М.: Индрик, 1997. - С. 96 - 106.
159. Тарасова Е.В. Некоторые типологические особенности выражения прошедшего времени в английском и русском языках // Вестник ХГУ 1987. Вып.22. №312 С.27-30
160. Телия В. Н. Метафора и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. М., 1988. — С. 173 - 190.
161. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.—288 с.
162. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. - 262 с.
163. Толстой Н.И. Времени магический круг ( по представлениям славян)//Логический анализ языка. Язык и время/ Отв. ред. Н.Д. Арутюнова, Т.Е. Янко. - М.: Изд-во "Индрик", 1997. - С. 17-27.
164. Тураева, З.Я. Категория времени: время грамматическое и художественное. М.: УРСС, 1979. - 216 с.
165. Тураева З.Я. Лингвистика текста: ( Текст: структура и семантика). М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
166. Э. Тоффлер. Третья Волна. М.: ACT, 2002. - 800 с.
167. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира. Аналогия в семантике. М.: Языки славянской культуры, 2003. -223 с.
168. Филипенко М.В. Следы «пути» в высказывании// Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. - М.: Языки русской культуры, 2000. С. 308-314.
169. Хасанов, И.А. Время: Природа, равномерность, измерение. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
170. Хайдеггер М. Бытие и время: Пер. с нем. - Харьков: "Фолио", 2003. - 503, [9] с. http://yanko.lib.ru/books/philosoph/haydegger-butie_i_vremya-a.htm
171. Хайрулина Р.Х Картина мира во фразеологии: от
мировидения к миропониманию. - Уфа: БГПУ, 2001 - 285 с.
172. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени: Пер. с англ. - Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2000. - 160 с.
173. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике/ А. Ченки// Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. - М., 2002. - С. 340 - 369.
174. Чернейко JI.O. Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах. Дис. ... докт. филол., наук. М., 1997. — 550 с.
175. Чугунова С. А. «Движение времени» у представителей разных культур: Монография. Брянск: Брянский государственный университет, 2009. - 240 с.
176. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале. Когнитивные исследования политической метафоры. Екатеренбург, 2001.
URL: www.philology.ru/liriKuistics2/chudinovO 1 .htm
177. Шибанова Е.О. Метафорические концептуальные системы в сфере экономики и политики ( на материале англоязычной прессы): Дис. ...канд. филол. наук. - М., 1999. - 210 с.
178. Шмелев И.С. Лето Господне. М.: Светлый берег, 2007 - 127с.
179. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер; пер. с нем. Н.Ф. Гарелина. - Новосибирск: Наука, 1993. - 590 с.
180. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физики: Пер. с англ. - М.: Атомиздат, 1972. - 88 с.
181. Шуваева Н.В. Взаимодействие грамматических и лексических средств выражения темпоральности в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2005.
-25 с.
182. Эйнштейн А. О. О специальной и общей теории относительности // А. Эйншетйн. Собрание научных трудов: В 4 -х т. - М.: Изд-во "Наука", 1965а. - Т.1 - С. 530 - 600.
183. Цивьян Т.В. Движение и путь в балканской модели мира. -М.: Индрик, 1999.-376 с.
184. Языческие божества Западной Европы: энциклопедия/ Под ред. К. Королева. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 797 с.
185. Яковлев В.П. Социальное время; отв. ред. В.Е. Давидович. — Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1980 - 158 с.
186. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира ( модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. -343 с.
187. Яковлева Е.С. Час в русской языковой картине времени// Вопросы языкознания. № 6. 1995. С. 54 - 76.
188. Alverson, Н. Semantics and experience. Universal Metaphors of Time in English, Mandarin, Hindi and Sesotho. - Baltimore: John Hopkins University Press, 1994. - 151 p.
189. Anderson S. R. & Keenan E.L. Deixis//T. Shopen ( Ed.), Language typology and syntactic description. Vol. 3. Grammatical categories and the lexicon. - Cambridge: Cambridge University Press, 1985.-PP. 259-308.
190. Barcelona A. Clarifying and applying the notions of metaphor and metonymy within cognitive linguistics: An update // R. Dirven & R. Porings ( Eds), Metaphor and Metonymy in comparison and contrast. -Berlin: Mouton de Gruyter, 2002. - PP. 207 - 278.
191. Barcelona, A. On the plausibility of claiming a metonymic motivation for conceptual metaphor // Metaphor and Metonymy at the Crossroads. A Cognitive Perspective / ed. By Antonio Barcelona.
Mouton de Gruyter. Berlin. New York. 2000. - PP. 31-58.
192. Barcelona, A. 2003. - 28 p. URL:
http://www.researchgate.net/publication/28049855 Clarifying and applying the_notions of_metaphor_and_metonymy_within_Cognitive_Linguistics
193. Blattner W.D. Heidegger's Temporal Idealism. Cambridge University Press, 2005. -344 p.
194. Boers, F. Applied Linguistics Perspectives on Cross-Cultural Variation in Conceptual Metaphor// Metaphor and Symbol. 18 (4). 2003. P. 231 -238
195. Boroditsky, L. Metaphoric structuring: understanding time through spatial metaphors // Cognition. - 2000. - Vol. 75. - № 1. - PP. 1-28
196. Bruzina R. There is more to the phenomenology of time than meets the eye// Contributions to Phenomenology. - 2000. - Vol. 41. -PP. 67 - 84.
197. Bunning E. Symptoms, problems and common features of circadian rhythms in plants and animals. Proc. Int. Symp. Circadian Rhythmicity. PP. - 11 -31.
198. Carlstein T. Innovation, Time Allocation and Time-Space Packing // Timing Space and Spacing Time. V.2.Human Activity and Time Geography / Eds. Carlstein, Parkcs, Thrift. Edward Arnold: London, 1978. -PP. 146-161.
199. Carston R. Metaphor, ad hoc concepts and word meaning - more questions than answers // UCL Working Papers in Linguistics 14, 2002// http://www.phon.ucl.ac.uk/home/robyn/pdf/uclwpll42002.pdf
200. Casasanto D. & L. Boroditsky. Time in the mind: Using space to think about time// Cognition. - 2008. - Vol. 106. - № 2. - PP. - 579-593.
201. Comrie B. Tense. - Cambridge, New York: Cambridge University
Press, 1985. - 139 p.
202. Croft, W. The role of domains in the interpretation of metaphors and metonymies // Metaphor and metonymy in comparison and contrast / ed. by R. Dirven, R. Poerings. Berlin; New York: Mouton de Gruyer, 2003. -PP. 161 -205.
203. Crosslinguistic Approaches to the Psychology of Language: Research in the Tradition of Dan Isaac Slobin. Psychology Press Festschrift Series, 2010. - 584 p.
204. Dabrowska, E. The spatial structuring of events: a study of Polish perfectivizing prefixes // The construal of space in language and thought / ed. by M. Puetz; R. Dirven. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1996.—PP. 467490
205. Dirven, R. Metonymy and metaphor: different mental strategies of conceptualisation // Metaphor and metonymy in comparison and contrast / ed. by Rene Dirven; Ralf Poerings. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003,— PP.75-111
206. Dostal R.J. Time and Phenomenology in Husserl and Heidegger//The Cambridge Companion to Heidegger.Cambridge University Press, 2006. - PP - 141 - 169.
207. Evans V. The Structure of Time. Language, meaning and temporal cognition. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2004. - 286 p.
208. Evans V. Lexical concepts, cognitive models and meaning-construction//Cognitive Linguistics. - 2006. - Vol. 17. - № 4. - PP. 491 -534.
209. Fauconnier G. Domains and connections // Cognitive Linguistics. - 1990. - Vol.1. -№ 1. - Pp. 151 - 174.
210. Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Sciense. - 1998, -Vol. 22. - № 2. PP. 133-187.
211. Fauconnier G. & Turner M. Rethinking metaphor // R. Gibbs (Ed.), Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. - New York: Cambridge University Press, 2008. - PP. 53 - 66.
212. Fillmore Ch. J. Frame semantics. Chapter 10// D.Geeraerts ( Ed.), Cognitive linguistics basic readings. - Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2006. - PP. 373 - 400.
213. Fraisse P. Elements of chronopsychology. Le Travail Humain, 43, 1980.- PP. 353 - 372
214. Flaherty M. A watched pot: How we experience time. - New York: New York University Press, 1999. - 231 p.
215. Giddens A. Social Theory and Modem Sociology. Cambridge: Polity Press, - 1987.-310 p.
216. Gibbs R.W. The poetics of mind: Figurative thought, language and understanding. - Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1994.-572 p.
217. Goatly, A. The language of metaphors. London and New York: Routledge, 1997.-360 p.
218. Goossens, L. Metaphtonymy: the interaction of metaphor and metonymy in expressions for linguistic action // Metaphor and metonymy in comparison and contrast / ed. by Rene Dirven; Ralf Poerings. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003 (1990) .—PP. 349-377
219. Grady J. Primary metaphors as inputs to conceptual integration// Journal of Pragmatics. - 2005. - Vol. 37. -№ 10.-PP. 1595- 1614.
220. Grady J., Taub S., Morgan P. Primitive and Compound Metaphors // Conceptual Structure, Discourse and Language / ed. Adele E. Goldberg CSL1 Publications Stanford, California. - 1996. - PP. 177187
221. Hall, Edward and Hall, M., Understanding Cultural Differences,
Yarmouth, ME: -1990. - 232 p.
222. Haspelmath, M. From Space to Time. Temporal Adverbials in the World's Languages. - Munchen; Newcastle: LINCOM EUROPA, 1997. - 188 p.
223. Hodge J. Derrida on Time. Routledge, New York, 2007. - 272 p.
224. Ibanez, F. The role of mappings and domains in understanding metonymy // Metaphor and Metonymy at the Crossroads. A Cognitive Perspective / ed. By Antonio Barcelona. Mouton de Gruyter. Berlin. New York. 2000—PP. 109-132
225. Indurkhya, B. Metaphor and Cognition. Dodreeht, Boston, London: Kluwer Academic Press. - 1992. - 456 p.
226. Jackendoff R. The architecture of the linguistic-spatial interface// P. Bloom, M. Peterson, L. Nadel & M.Garret ( Eds.). Language and space. - Cambridge, MA: MIT Press, 1996. - PP. 1 - 30.
227. Kovecses Z. The scope of metaphor // Metaphor and Metonymy at the Crossroads. A Cognitive Perspective / ed. By Antonio Barcelona. Mouton de Gruyter. Berlin. New York. 2000. - PP. - 79-92
228. Kovecses Z. & Radden G. Metonymy: Developing a Cognitive Linguistic View// Cognitive Linguistics. - 1998. - Vol. 9. - PP. 37-77.
229. Lakoff G., Turner M. More than Cool Reason. Chicago and London: The University of Chicago Press. 1989. - 230 p.
230. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago and London.: The University of Chicago Press. 2008 (1980). -256 p.
231. Lakoff G.and Johnson M. Philosophy in the flesh: the embodied mind and its challenge to Western thought. New York: Basic Books, 1999. - 624P.
232. Lakoff, G. The contemporary theory of metaphor // Metaphor and Thought / Andrew Ortony (ed.) Second Edition (1993). Cambridge University Press, 1998. - PP. 202-251.
233. Lakoff, G. Moral Politics: what conservatives know that liberals don't. University of Chicago Press, 1996. -413.
234. MacLaury R.E. Vantage theory // Language and the Cognitive Construal of the World / eds. John R. Taylor and Robert E. MacLawry. Mouton de Gruyter. Berlin. New York. - 1995. - PP. 231-276.
235. Moore K.E. The spatial language of time: metaphor, metonymy, and frames of reference. John Benjamins Publishing Company, 2014. -340 p.
236. Muldoon M. Tricks of Time: Bergson,Merleau-Ponty and Ricoeur in search of Time, Self and Meaning. Duquesne, 2006. - 299 p.
237. Navon D. On a conceptual hierarchy of time, space and other dimensions// Cognition. - 1978. - Vol. 6. - PP. 223 - 228.
238. Oh K. Language, cognition and development: Motion events in English and Korean: Doctoral dissertation in Psychology, University of California at Berkeley, 2003.
239. Ozcaliskan, S. Metaphorical Motion in Crosslilnguistic Perspective // Metaphor and Symbol, 18 (3) 2003,—PP. 189-228.
240. Piaget J. The child's conception of time. - New York: Ballantine Books, 1969 ( 1927).-285 p.
241. Quinn, N. The Cultural Basis of Metaphor // Beoyond Metaphor. The theory of tropes in anthropology. / James W. Fernandez (ed.). Stanford University Press, California, 1991—PP. 56-93
242. Radden, G. How metonymic are metaphors? // Metaphor and Metonymy at the Crossroads. A Cognitive Perspective / ed. By Antonio Barcelona. Mouton de Gruyter. Berlin. New York. 2000. - PP. 93-108
243. Radden, G. Flow metonymic are metaphors? // Metaphor and metonymy in comparison and contrast / ed. by Rene Dirven; Ralf Poerings. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003.—PP. 407-434
244. Radden, G. Where time meets space. In the Metaphors of Sixty:
Papers presented on the occasion of the 60th Birthday of Zoltan Kovecsec, edited by Reka Benczec and Szilvia Csabi. Budapest. 2006. -P.210-226.
245. Read R. Time to Stop Trying to Provide an Accountant of Time// Philosophy. Vol. 78, № 305, 2003.
246. Rice, S., Sandra, D., Vanrespaille, M. Prepositional Semantics and the Fragile Link Between Space and Time // Cultural, Psychological and Typological Issues in Cognitive Linguistics. Selected Papers of the Bi-Annual
247. Slobin D. Linguistic representation of motion events: What is signifier and what is signified?// C. Maeder, O. Fischer & W.J. Herlofsky ( Eds.), Outside-in -inside-out. Iconicity in language and literature 4. - Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Pub. Co., 2005.-PP. 307- 322.
248. Slobin D. Language and thought online: Cognitive consequences of Linguistic relativity//D. Gentner & S.Goldin-Meadow. (Eds.), Language in mind: Advances in the investigation of language and thought. - Cambridge, MA: MIT Press, 2003. - PP. 157 - 191.
249. Sorokin P., Merton R. Social Time: A Methodological and Functional Analysis /The Sociology of Time. Ed. by J.Hassard. New York: St.Martin's Press, 1990,- P.56-66.
250. Spencer H. The principles of psychology. - London: Longman, Brown, Green and Longmans, 1855. - 620 p. URL: http:// oil. liberty fund.org//?option=com.
251. Steen G. From linguistic to conceptual metaphor in five steps. In R. W. Gibbs, Jr. & G.J. Steen, eds., Metaphor in Cognitive Linguistics, 57 - 77. Amsterdam & Philadelphia: Benjamins. [Электронный режим доступа] http://www.academia.edu/345406/Metaphor in usage
252. Stephenson H.W. Forecasting Opportunity: Kairos, Production
and Writing. University Press of America. 2005. - 110 p.
253. Strauss C. A cognitive theory of Cultural meaning// Cambridge University Press, 1997. - 323 p.
254. Sullivan 0. Time coordination, the domestic division of labour// Sociology, 1996, vol.30, issue 1, p. 79 - 100.
255. Talmy L. Toward a Cognitive Semantics. Volume II. Typology and Process in Concept Structuring. The MIT Press Cambridge, Mass., L., - 2000. - 496 p.
256. Taylor, J.R. Category extension by metonymy and metaphor // Metaphor and metonymy in comparison and contrast / ed. by Rene Dirven; Ralf Poerings. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003.— PP. 323-347.
257. Traugott, E.C. Spatial Expressions of Tense and Temporal Sequencing: A contribution to the Study of Semantic Fields // Semiótica 15: 3, PP. 207-230, Mouton Publishers, 1975
258. Vanhoozer K.J. Philosophical Antecedents to Ricoeur's «Time and narrative» on Paul Ricoeur: Narrative and Interpretation. New York, 1991.-PP. 34-54.
259. Warren, B. An alternative account of the interpretation of referential metonymy and metaphor // Metaphor and metonymy in comparison and contrast / ed. by Rene Dirven; Ralf Poerings. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003,—PP. 11313 0https://books.google.ru/books?id-IpE0TURmtn8C&pg-PA93&lpg =PA93&dq=how+metonymic+are+metaphors+radden&source=bl&ots HRXhFhuP92&sig=FJNi4sBV4GzqssGiU0iE7NIAzLc&hl=ru&sa=X &ei=MinyVNawMcn ywPh-
IDYBO&ved=0CCEO6AEwAA#v=onepage&q=how%20metonymic% 20are%20metaphors%20radden&f=false
260. Wood D. Reiterating the temporal: toward a rethinking of
Heidegger on Time// Reading Heidegger: Commemorations, Bloomington 1993.- PP. 136- 159.
261. Zerubavel, E. The Seven Day Circle: the history and meaning of the week. University of Chicago Press. 1989. - 206 p. URL:http://books.google.ru/books?id=Cd5ZiRsNi4sC&pg=PA172&hl-ru&source=gbs_selected_pages&cad=2#v=onepage&q&f=false
262. Yu, N. Spatial Conceptualization of Time in Chinese // Cultural, Psychological and Typological Issues in Cognitive Linguistics / Ed. by Masako K. Hiraga et al. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1999. - 69 p.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1995.-797 с.
2. БЭС - Большой энциклопедический словарь Текст / под. ред. A.M. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1999. - 1456 с.
3. РАС - Русский ассоциативный словарь /Ю.Н. Караулов, Ю. А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.Ф. Уфимцева, Г.А. Черкасова. - В 6 кн. -М.: «Помовский и партнеры»; Институт русского языка РАН, 1994 - 1998.
4. КСКТ - Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е. С. Кубрякова [и др.]. - М.: Просвещение, 1996. - 200 с.
5. Лоусен Т., Гэррод Дж. Социология: А — Я: Словарь — справочник.М.: Фаир - Пресс, 2000. - 608 с.
6. Национальный корпус русского языка — URL: http://ruscorpora.ru
7. ФЭС - Философский энциклопедический словарь. [Текст]. - М.:
8. ИНФРА, 2006. - 576 с.
9. Философия: энцикл. словарь/под ред. А.А. Ивина. - М. Гардарики, 2004. - 1072 с. - ( Enciclopaedia).
Ю.Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок.Изд-во. Русский язык, 1991. - 534 с.
11.Cambridge International Dictionary of English. Cambridge, 1998. -1777 p.
12.Dictionary of American Proverbs. Ed.by Wolfgang Mieder. New York, Oxford University Press, 1992. - 710 p.
13.Oxford Advanced Leraner's English- Korean Dictionary [Электронныйресурс]. - URL: http:// endic.naver.com
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ
1. Ахманов, M.C. Страж фараона. М.: Изд-во Крылов, 2002. - 384 с.
2. Блок, А. Электронный ресурс. URL: http://libverse.ru/block/i-vlekla-menia.html
3. Быт 1. Библия онлайн. http://www.bibleonline.rU/bible/rus/Q 1/01/
4. Вестник Европы. http://www.nato.int/docu/other/ru/news/n000531 .htm
5. Гинзбург, Е. Крутой маршрут. Хроника времен культа личности. Электронный ресурс. [Режим доступа]: http://www.litmir.me/br/7b-10188
6. Горький М. Публицистика. Изд-во Директ-Медиа, 2013. - 184 с.
7. Гумилев Н.С. Собрание сочинений. Т.5. Пьесы ( 1911 - 1921). М.: Изд-во Воскресенье. 2004. - 519 с.
8. Есенин С. Отговорила роща золотая. СПб.: Лениздат, 2012.- 320 с.
9. Есенин С. Полное собрание сочинений. СПб.: Изд-во Азбука, 2013. -795 с.
Ю.Кулагин А. Визбор. Серия Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2013. - 368 с.
11.Куприн А. Гранатовый браслет. СПб.: Азбука, 2014 - 554 с.
12.Лермонтов М.Ю. Стихи на все времена М.: ACT, 2014. - 112 с.
13.Маканин В. Река с быстрым течением. М.: Эксмо, 2009. -368 с.
14.Милюков П. Из тайников моей памяти. М.: Изд-во Эксмо, 2013. -960 с.
15.Мирный П. URL: https://books.google.ru/books?id.&source=bl&ots=PfoOmRH
16. Поэты Серебряного века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// slova.org.ru/
17.Чехов А.П. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад. М.: ACT, 2011.-288 с.
18. Academy of Poets. URL : https://www.poets.org
19. Aiken, С. The house of dust. Book Jungle, 2009. - 108 p.
20. All Poetry. URL: http://allpoetrv.com/Simplifv-Me-When-rm-Dead
21.Albom, M. The Time Keeper. Hachette UK, 2012. - 224 p.
22.Bergson, H. Time and Free Will. Dover Publications, 2001. - 262 p.
23.Bloom, H. T.S. Eliot's the Waste Land. Bloom's Modern Critical Interpretations. Infobase Publishing, 2007. - 272 p.
24.Briggs, P. Raven's Strike. Penguin, 2005. - 400 p.
25.By night in Chile. The Guardian.
URL: http://www.theguardian.com/books/2003/feb/22/flction
26.Carrol, J. A child across the sky. Open Road Media, 2012. - 215 p.
27.Cook, R. The teeth of time. Remembering Pierre Elliott Trudeau. McGill-Queen's University Press, 2006. - 240 p.
28.Dart-Thornton, C. Weatherwitch: Book three of the Crowthistle Chronicles. Publ. by Tor Phantasy, 2007. - 400 p.
29.Egan, J. A. visit from the goon squad. Anchor; 1st edition, 2011. - 352 p
30.Falk, D. In search of Time: the History, Physics and Philosophy of time.St.Martin's Griffin, 2010. - 352 p.
31.Felix, J. P. The map of time.//Pocket books; Reprint Edition// e-book. 2012.-720 p.
32.Ghost Tide. URL: https://books.google.rn/books7id =ghost+tide+yoyo
33.Gilbert, E. Eat, Pray, Love. Bloomsbury Publishing, 2009. - 368 p.
34.Glass, J. Three Junes. Anchor Books, 2003 - 353 p.
35. Goodland, G. A spy in the house of years. Leviathan, 2001. - 116 p.
36.Gruen, S. Water for elephants. Algonquin books of Chapell Hill. North Carolina, 2011.-335 p.
37. Hammond, C. Time Warped. Harper Perennial; Reprint edition, 2013. -352 p.
38. Harper's Magazine. Emerson on the ravages of Time. URL: http://harpers.org/blog/2007/10/emerson-on-the-ravages-of-time/
39. Hawking, S, A brief history of time. Bantam; 10th anniversary edition, 1998-212 p
40.Hosseini,Kh. A thousand splendid suns. Bloombsburry Publ., 2009. -432 p.
41.Irving, J. The world according to Garp. Black Swan Ed., London, 2010 - 603 p.
42.Landay, W. Mission Flats. ( e-book) Hachette Uk, 2013. - 320 p. http://www.bamesandnoble.com/sample/read/9780345539458
43.Lightman, A. Einstein's Dreams. Hachette, Uk, 2012. - 144 p.
44.Lupton, R. Sister. Hachette UK, 2010.-384 p.
45.McKenna, L. Commando. Mills and Boon, 2014 - 256 p.
46.Mistry R. A fine Balance. Knopf Doubleday Publishing Group, 2010. -624 p.
47.Moltram, J. The making of memento. Feber & Feber, 2002. - 195 p.
48.Mumford, L., Technics and Civilization. University of Chicago Press;
Reprint Ed., 2010. - 528 p. 49.0ates, J.C. Foxfire: Confessions of a girl gang. Plume, 1994. - 336 p.
50.Patten, G. Spiritual Champion. Authour House, 2010. - 264 p.
51.Peck, R. The river between us. Puffin Books; Reprint Edition, 2005. -176 p.
52. Pratchett, T. Thief of Time. Random house, 2008 - 432 p.
53. Pyke, A. Illusions. 1st Edition. Publ. by Harper Teen, 2011. - 375 p.
54.Roethke, Th., Selected Poems of Theodore Roethke. Knopf Doublday publishing group. ( e - book). 2011. -288 p.
55. Sagar, K. Summit Your Everest - New York. Matrix Mentoring Pvt. Ltd, 2008.-238 p.
56. Schwartz, D. Calmly we walk through this April's day. URL: http://www.poetryfoundation.org/poem/171344
57. Seven Time Management Essentials. URL:http://www.learningtree.com/courses/344/time-management
58. Shakespeare, W. Much ado about nothing. URL: http://shakespeare.mit.edu/much_ado/full.html
59.Stevenson, R.W. Modernist fiction: an introduction. Routledge, 1997 -264 p.
60.The commercial telegraphers' journal. The Union, 1993. URL: https://books.google.ru/+goodrich
61. The New World: A Weekly Family Journal of Popular Literature, Science, Art and News. J. Winchester, 2013
URL:https://books.google.ru/books?id=ZeY6AQAAMAAJ&pg=PA184 &
62. The New York Times. Travels in the Fourth Dimension.http://www.nytimes.com/2013/08/06/science/how-we-perceive-and-misperceive-time.html ?_r=0
63.The Penguin Book of English Verse/New Edition by P.J.Keegan. -Penguin Classics, 2004. - 1184 p.
64.The Persistence of Dreams - the Redbridge Review Anthology Volume 1. 2005. URL:
https://books.google.ru/books?the+persistence+of+drcams
65. The Washington post. President Obama's second term. URL:http://www.washingtonpost.com/blogs/the-
fix/wp/2013/01/21/president-obama-second-term-starts-today-it-ends-in-sooner-than-you-think/
66.-fK^. 2007. - 391.
67.°M BK1. 2012.-216.
68.$ 2012.-256.
69.AR>-§. l^Sfe 20 7}xl ^o] H.URL: http://onlinebiz.kr/archives/3211
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.