Концептуализация темпоральных понятий в философии музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Миронов, Андрей Владимирович

  • Миронов, Андрей Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 127
Миронов, Андрей Владимирович. Концептуализация темпоральных понятий в философии музыки: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2017. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Миронов, Андрей Владимирович

Содержание

Введение

Глава I. Философско-культурологический анализ

темпоральных понятий

1.1. Темпоральные понятия: историко-философский анализ

1.2. Междисциплинарный подход в философии музыки

Глава II. Специфика музыкального времени в современной философии музыки

2.1. Время как сущностная характеристика философии музыки

2.2. Философия музыки в концепции А.Ф. Лосева

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуализация темпоральных понятий в философии музыки»

Введение

Актуальность темы исследования. Время всегда присутствует в осмыслении человеком собственного бытия; также и человечество в различных формах творчества отражает темпоральное духовно-практическое освоение действительности. Время является одной из ключевых философских категорий со времён античности. На протяжении всей истории философии темпоральная проблематика рассматривалась различно: как онтологический модус реальности и гносеологический концепт (в неразрывной связи с пространственными измерениями бытия); как экзистенциальный феномен человеческой жизнедеятельности и категория культуры; как мыслительная и семиотическая форма в дискурсивных практиках и смысловое ядро литературного и художественного творчества.

В этом плане музыкальное искусство и философия музыки с её темпоральным рядом занимают особое место в исследовании проблемы времени, так как именно музыка наиболее выразительно демонстрирует глубинные временные интуиции человеческой жизнедеятельности, а философия музыки позволяет моделировать темпоральные понятия в философской онтологии, гносеологии, философии культуры и философской антропологии.

Сегодня философия музыки пересекается со многими областями культуры, что предполагает использование самого разнообразного историко-культурного материала и философско-культурологической

междисциплинарной теории. Музыкальное искусство давно служит уточнению, осмыслению и экспликации философского категориального аппарата. Точкой пересечения теории музыки и философии и являются представленные в них темпоральные понятия. С одной стороны, музыка демонстрирует временную феноменологию (объективное время), отображает упорядоченное «конечное» время жизни музыкального произведения, характеризуемое внутренним переживанием и эмоциональным воздействием на человека, а с другой стороны, музыка отражает в «музыкальных текстах»

3

вневременные темы, сюжеты, переживания, преодолевая время в каждом новом звучании.

Обращение философии к музыкальному искусству конкретизирует базу философских исследований, помогает уйти от схоластических суждений общего характера. Сложность исследования предполагает обращение сразу к двум языкам: музыки и философии, представляет знание как в форме философских категорий и концептов, так и в форме музыкальных образов.

При достаточно богатой информационной базе по различным аспектам указанной тематики специальных исследований в области философских концепций, связывающих воедино философию, музыку и время, немного. В работе в качестве базового выделяется не просто понятие времени, но именно темпоральности, включающей в себя и понятие вечности, которое, строго говоря, хотя и не является временем, но и не мыслится и не выражается вне его языка. Обращение к темпоральной проблематике в философии музыки обладает философско-теоретической значимостью и научной актуальностью.

Степень научной разработанности проблемы. Специфика проблемы обуславливает обращение к широкому спектру литературы на стыке философии, культурологии, искусствоведения и музыковедения, а также к специальным работам композиторов. Можно выделить несколько направлений, которые составляют проблемную область исследования.

Современным темпоральным понятиям и идеям музыкального искусства предшествовали наработки в классической философской традиции. Первым к теме соотношения временного и музыкального обратился Пифагор. В трудах Ямвлиха мы встречаем немало тому подтверждений. Традиция была продолжена в работах Аристоксена, Боэция. О времени высказывались Гераклит и Парменид. Наиболее завершённые темпоральные модели искусства, в том числе, и музыкальные, представлены в диалогах Платона, в которых образы времени соотнесены с идеей вечности, а музыка рассмотрена как экстатический (нерациональный) прорыв к богу. В трудах

4

Аристотеля время имеет связь с исчислением и движением.

В Средние века креационистская онтология времени дополняется и развивается новым пониманием темпоральности, включающим субъективные переживания времени. Основной представитель данной концепции Августин в своих размышлениях о времени прибегал к музыке, как к наглядному образу временного процесса. Именно он развил учение о единстве временного и вечного в человеческой жизни и в постижении Бога.

В Новое время появилось геометрическое истолкование времени благодаря усилиям математизированного естествознания (И. Ньютон), и вечность «была сведена к абсолютному модусу Бога как мере абстрактной длительности материального космоса» (В. Римский, Ю. Мельник). Вечность становится «незримой основой», которая объединяет длительность (часы) всех наблюдателей. Такая ориентация на научную рациональность породила ньютоновскую концепцию абсолютного времени, критикуемую Лейбницем, рассмотревшим время в связи с движением и изменением.

Немецкая философия, художественная литература и музыка в лице романтиков начали собственный процесс осмысления проблемы, рассматривая время сквозь призму категории творчества, познания и субъективизма. И. Кант отмечал, что время является априорной формой чувственности и вне субъекта непостигаемо. Ф. Гегель в своих работах размышлял о времени звука, являющемся временем субъекта, о связи мелодии и внутренней жизни субъекта. К осмыслению эстетического времени обращаются представители романтической школы: И. Фихте, Ф. Шеллинг и другие. Представления о времени получают дальнейшее развитие в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, которые, наряду с рациональным и объективным, в качестве движущих сил рассматривают «стихийные» первоосновы, такие как воля, диониссийство, наглядно проявляемые в музыке.

В XX веке существенный вклад в исследования времени внесли феноменологи А. Бергсон, Э. Гуссерль, Ф. Брентано, рассмотревшие

5

темпоральность как основу всех актов сознания, в том числе и духовных; М. Хайдеггер развивал данную тему в экзистенциальной традиции. Новый импульс в размышлениях о времени осуществил Ж. Делёз.

В современной отечественной философии общая постановка проблемы времени в ее классическом развитии представлена у П.П. Гайденко, В.П. Римского, Т.В. Литвиной, Л.С. Черняка. Особое место занимает позиция

B.И. Молчанова, который отстаивает парадоксальную идею «фиктивности времени» и с точки зрения объективности, и с точки зрения субъективизма. В этом он увидел пространственный поворот в феноменологии. В какой-то мере в философии музыки мы находим этому подтверждение в таком состоянии как «теперь», преодолевающем не только время, но и пространство. Критический анализ музыки и времени с точки зрения философской феноменологии дан Т.В. Антиповым, Л.О. Акопян, М.Г. Арановским, С.М. Климовой, А.Г. Черняковым.

Историко-философский анализ времени в отдельные периоды представлен в работах В.В. Бибихина, Ю.Г. Васильева, А.Г. Габричевского, И.Н. Духана, И.Т. Касавина, В.В. Миронова, Н.В. Мотрошиловой, М.Д. Ахундова и др. Критический анализ философских концепций и трактовок времени в философии постмодернистов дан в исследованиях А.В. Дьякова, И.П. Ильина, Н.Б. Маньковской, З.А. Сокулер и др.

Культурологическое осмысление времени нашло отражение в работах

C.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, В.И. Иванова, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, С.Ю. Баранова и др.

В отечественной музыкально-философской мысли огромное влияние на музыковедческие концепции оказал В.Ф. Одоевский. Понятие времени применительно к музыкальному искусству исследовал П.А. Флоренский. Важнейшими специалистами в области философии музыки являлись Б.В. Асафьев, А.Ф. Лосев. Творческому наследию А.Ф. Лосева в аспекте исследования его музыкальной модели посвящены работы К.В. Зенкина, О.В. Шелякина, Т. Оболевич, М.М. Гамаюнова, В.В. Бычкова.

Темпоральная проблема в музыке не всегда рассматривалась как самостоятельная. Социально-философский аспект в музыкальном искусстве рассмотрен в исследованиях Д. Золтаи. Т. Адорно рассмотрел эволюцию философии музыки, а также показал исключительную роль музыки в общественной жизни людей. Существенный анализ в области философии музыки проделан Р. Ингарденом.

Философско-эстетические и музыковедческие исследования ХХ века в рамках музыкального восприятия представлены в работах С.Н. Беляевой-Экземплярской, Е.В. Назайкинского, Е.С. Гусевой, Л.Я. Беленькой. Музыкальная темпоральность исследуется в работах Л.А. Мазель, А.В. Макина, М.А. Аркадьева, Ю.Н. Холопова, Б.В. Деменко. Философские размышления о сущности музыки можно встретить в книгах Т.В. Чередниченко, Н.А. Петрусевой, Г.А. Орлова, А.С. Клюева.

Данная проблематика также освещается в диссертационных

исследованиях: М.В. Макаровская «Категории пространства и времени в

организации богослужебных песнопений знаменного распева» (2000);

М.С. Жиров «Региональная система сохранения и развития традиций

народной художественной культуры» (2001); Т.В. Цареградская «Время и

ритм в музыке второй половины ХХ века» (2002); М.А. Аркадьев

«Хроноартикуляционные структуры новоевропейской музыки и

фундаментальные проблемы ритма» (2002); Н.А. Голубева «Человек и

музыкальная реальность в философии» (2003); С.М. Филиппов «Искусство

как предмет феноменологии и герменевтики» (2003); М.А. Петинова

«Темпоральность музыки как предмет философско-культурологического

исследования» (2005); О.И. Алексеева «Русская народная песня как

этнокультурный концепт» (2006); А.В. Михайлюта «Миф и музыка в

философской культуре позднего немецкого романизма (на примере

творчества Р. Вагнера)» (2007); А.Г. Богомолов «Метафизика звука в

западноевропейской культуре» (2008), О.Н. Малиновская «Философия

музыки как компонент миропонимания (на материале учений серебряного

7

века)» (2012); И.Н. Духан «Становление концепции времени в искусстве и проектной культуре XX века» (2012); А.А. Плешков «Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды)» (2016).

Однако вполне назревшим является целостное исследование темпоральности в философии музыки, что и определило проблемно-предметное поле нашей диссертационной работы.

Объект исследования: феномен темпоральности в музыкальном творчестве.

Предмет исследования: понятия времени и вечности в философии музыки.

Цель диссертации - экспликация и концептуализация темпоральных понятий в современной философии музыки.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:

1. выявить в процессе историко-философского анализа философские понятия времени и вечности в аспекте музыкального творчества;

2. раскрыть специфику междисциплинарности в аспекте осмысления и экспликации темпоральных понятий в философии музыки;

3. определить специфику темпоральных моделей временного континуума в философии музыки;

4. реконструировать темпоральную модель философии музыки на примере творчества А.Ф. Лосева.

Теоретико-методологические основы исследования. Современные

исследовательские стандарты и нормы гуманитаристики отвергают любые

формы монизма и жесткого детерминизма, и вместе с тем признают

уникальность творческого подхода, опирающегося на многообразие

исследовательских стратегий. Это позволяет увидеть не только общие

тенденции развития идей, понятий и образов, но обнажить связь между

8

философскими учениями, научными концепциями прошлого и тенденциями современного развития гуманитаристики, развить кросс-культурный диалог, продемонстрировать взаимодополняемость различных исследовательских стратегий.

Выбор методологии обусловлен спецификой музыкальной темпоральности. Методологической основой исследования является принцип дополнительности, который опирается на категориальный аппарат и методы, выработанные современной феноменологической традицией Ф. Гегеля, Э. Гуссерля, А. Бергсона, А.Ф. Лосева. В исследовании музыкально-временной проблемы использовались такие методы, как исторический, диалектический, сравнительно-исторический, психологический,

социологический и семиотический. Философско-диалектический и феноменологический подходы позволили выделить специфику времени / вечности в структуре музыкального бытия. В работе также широко использована историко-философская методология разворачивания понятий времени и вечности, а также междисциплинарность, позволяющая проанализировать феномен темпоральности в контексте различных стратегий ряда дисциплин.

Теоретическую основу диссертационной работы составляют результаты исследований в области музыковедения, философии, методологии науки, философии музыки, культурологии.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Выявлены содержательные моменты образов времени и представлений о вечности в историко-философской традиции исследования музыкального творчества.

2. Междисциплинарность представлена как значимая взаимосвязь между философией и музыкой с точки зрения темпоральных интуиций, порождающих музыкальные образы, темы и особые духовные переживания субъекта на специфическом образно-понятийном языке.

3. Определены основы конструирования темпоральных моделей в

9

философии музыки с опорой на временной континуум.

4. На примере философии музыки А.Ф. Лосева, его темпоральной модели продемонстрированы возможности диалектико-феноменологического понимания сущности темпоральных понятий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На протяжении всей истории философии темпоральные понятия вечности и времени, а также модусы времени - настоящее (теперь), прошлое и будущее - рассматриваются в разных аспектах: как онтологические, связанные с бытием, становлением и числом (время бытия мира и вещей, Вечность бытия Бога); как гносеологические, в специфическом осознании бытия субъектом; как антропологические и экзистенциальные (переживания, восприятия и ожидания человека в горизонте размышлений о душе, жизни и смерти людей). Особое значение в темпоральных концептуализациях придается настоящему, образно выраженному в «теперь», схватывающему настоящее одномоментно со становящимся прошлым и вбирающему в себя «образ» будущего; таким образом, «теперь» становится особой точкой пересечения текущего мгновения и трансцендентности, диалектическим образом вечного во временном, что и определяет специфику музыкально-временного потока.

2. Междисциплинарный подход позволяет проследить генезис

философии музыки, начиная с античности, как особой области философской

рефлексии и познания (через идею гармонии, числа, меры, эстетического и

этического компонентов), и заканчивая субъективными (идеальными и

духовными) характеристиками человека, создающего и воспринимающего

музыкальные произведения. Точкой пересечения философии и теории

музыки являются темпоральные понятия времени и вечности, как

специфические экзистенциальные и творческие модусы. Философия музыки

рассматривает особый язык в звуках и образах, синтезирующих понятия и

мир переживаний человека. Экспликация и рационализация философских

смыслов из музыкальных текстов осуществляется с помощью демонстрации

внутренней связи музыкальных образов и интуиций с концептами философии музыки.

3. Темпоральная модель музыкального искусства двояко представляет время как внешнее (объективное) и внутреннее (субъективное), поэтому сущность музыкального времени определяется единством физического (длительность) и переживаемого (состояние) времени, рассмотренного как становление через особый модус «теперь». Основными чертами музыкально-временного потока являются диалектика обратимости и необратимости, переживание временности и вечности, материального и идеального. Единство процесса музыкального творчества выражается воплощением в мгновении имманентно-трансцендентной вечности, выраженной в чувственной форме образного представления сакрального в профанном.

4. Музыка является концентрированным выражением смысла, по выражению А.Ф. Лосева, «первообразом», в котором этот интуитивный смысл становится собственно философским. Именно музыка позволяет аутентично эксплицировать философские смыслы на примере ее темпоральных понятий. Философия музыки в творчестве А.Ф. Лосева характеризуется многомерностью временного процесса. Музыкальное бытие проходит несколько этапов оформления (овеществления) от сверх-формы (перво-единое) до музыкальных категорий (ритм, такт, мелодия и др.). На каждом таком этапе есть своя темпоральная характеристика. Музыкальный процесс является законченным выражением вечности (бесконечности), числа (музыки как идеи) и становления. Музыка есть символическая форма диалектики времени и вечности.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что анализируемые характеристики времени и вечности позволяют более детально исследовать музыкальное искусство с точки зрения темпоральных понятий. Это дает возможность проанализировать онтологию музыки, выявить существенные характеристики музыкального

искусства, расширить спектр исследований различных темпоральных моделей в современных реалиях.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в преподавательской деятельности, в частности, при разработке учебных программ в курсах эстетики, теории и истории культуры.

Личный вклад автора диссертационной работы заключается в авторской постановке и решении проблемы концептуализации темпоральных понятий в философии музыки; в новаторской реконструкции темпоральных смыслов в музыкальных произведениях различных культурных эпох и в историко-философских концептах; в интерпретации взаимосвязи темпоральных модусов в историко-философских моделях времени и вечности в контексте музыкального творчества. Личный вклад диссертанта состоит в обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, внедрении её результатов; в подготовке научных публикаций, отражающих основные положения исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования, содержащиеся в диссертации, были изложены в выступлениях на международных и всероссийских конференциях: Международная научно-практическая конференция для научных работников, преподавателей, аспирантов «Культура и религия в XXI веке: проблемы и перспективы: Религиозная музыка как способ переживания мистического опыта» (апрель

2013, Саратов); Школа-конкурс работ молодых ученых «Творчество А.Ф. Лосева - взгляд из XXI века: Школа-конкурс работ молодых ученых. К 120-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти А.Ф. Лосева: «Проблема времени в философии музыки: категориальные искания А.Ф. Лосева» (октябрь 2013, Москва); Международная школа научных работ молодых ученых «Русская философия истории: Алексей Федорович Лосев как основоположник отечественной традиции философии музыки» (май

2014, Белгород).

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объёмом 7 п.л. (в том числе 3 статьи в журналах из списка ВАК РФ). Диссертационная работа обсуждена на заседаниях кафедры философии и теологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и библиографического списка. Общий объем 127 страниц.

Глава I. Философско-культурологический анализ

темпоральных понятий

Время было и остается одним из самых загадочных явлений и понятий в мире. Оно же является центральной темой для философских размышлений на протяжении всей истории мысли. Что такое время? Какова её сущность? Является ли время реальным или это всего лишь иллюзия разума и «метафора пространства» (В.И. Молчанов)? На эти и другие вопросы, связанные со временем, пытались ответить величайшие умы человечества, задавая вектор мысли и восприятия мира.

Задачей данного параграфа является обобщение в процессе историко-философского анализа понятий времени и вечности в контексте музыкального творчества, а также раскрытие междисциплинарности как методологической основы в анализе указанной темы.

Музыкальное искусство задает вектор для выбора временных концепций в истории философии. Первостепенными являются учения Пифагора, Платона, Августина, Ф. Гегеля и А.Ф. Лосева. Анализ временных концепций этих мыслителей определяет категориальный инструментарий, используемый в исследовании музыкального времени. Конечно, по ходу описания тех или иных временных аспектов мы будет касаться и других концепций.

В истории философии существуют различные методологические

подходы к осмыслению понятия времени. Стоит отметить, что наиболее

уместным будет рассмотреть данную проблему в контексте двух временных

модусов: вечность - покой и временность - становление. Для того чтобы

описать отношение времени и вечности мы используем понятие

темпоральности. Термины «темпоральный» и «темпоральность» мы

использовали в том значении, как они представлены в диссертации

А.А. Плешкова «Становление темпоральных понятий античной философии

(архаический и классический периоды)» для обозначения объектов, тем и

идей, которые примыкают к проблеме времени как таковой. «В этом смысле

14

понятие вечности, например, является темпоральным, хотя при определенной интерпретации вечность может быть противопоставлена времени»1. Корреляты вечность - время будем обобщенно выражать в понятии темпоральность в качестве его составляющих. В философском контексте данная проблема включает в себя ряд различных аспектов, являясь ядром многих исследований.

1.1. Темпоральные понятия: историко-философский анализ

Каждая эпоха определяется своим уникальным способом понимания темпоральности. В Древней Греции закладывались основные векторы постижения категории времени / вечности, которые анализировались, обобщались и изменялись на протяжении всей истории философии. «Первыми в философии зафиксировали "парадоксы времени" элеаты: неистинности временной текучей подвижности мира, в котором живет человек, был противопоставлен вечный покой истинного божественного бытия. "Пародоксы времени" в античной философии структурированы оппозициями "единое - многое", "движение - покой", "истинное -неистинное", "сущее - существование", "конечное - бесконечное", "вечность - время", "бог - человек"»2. Наиболее ярко оппозиция «движение - покой» была выражена в учениях Гераклита и Парменида. В их философии даны два вектора понимания темпоральности. Две точки зрения на природу темпоральности были сформированы еще античными философами. Эти концепции не утратили своей актуальности и обсуждались на протяжении многих веков, что указывает на предмет изучения: бытие и становление. Категория времени в размышлениях Гераклита трактовалась как всеобщая текучесть. Тому примером служит его знаменитое высказывание: «Все течет, все меняется» («лоута рег», последний корень лег в основу слова «ритм»), «в

1 Плешков А.А. Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды): Автореф... дис. канд. филос. наук. - Москва, 2016. - С. 4.

2 Римский В.П., Мельник Ю.М. Время жить и время созерцать... Экзистенциальные смыслы и философское понимание времени в классической европейской культуре. - СПб.: Алетейя, 2013. - С. 6.

одну и ту же реку нельзя войти дважды». Основной характеристикой времени является становление. Весь мир по Гераклиту «временится» и находится в процессе становления.

Противоположным по взглядам является учение Парменида. Он ввел в философию одну из самых главных категорий - бытие, которое входило в один из основных тезисов всех его размышлений: «Бытие есть, а небытия -нет». Бытие никем и ничем не порождено, оно неизменно. Бытие нельзя описать характеристиками было или будет, оно всегда есть. У бытия нет ни прошлого, ни будущего, оно есть настоящее. Парменид утверждал, что бытие есть нечто целое, застывшее и неподвижное, тем самым, говоря о времени как о статическом явлении - Вечности!

Платон попытался разрешить данный «парадокс времени» путем последовательного идеализма. Он объяснил «возникновение времени пантеистическим творением-эманацией гармоничного космоса по замыслу и статуарным образцам-идеям вечного бога, Единого. При этом время мира и бытия человека оказалось "тенью", "отблеском" божественной вечности»3. Вечность - это основа всей временной концепции Платона. П.П. Гайденко отмечала, что Платон один из первых в истории философской мысли попытался дать онтологическое обоснование времени, сопоставив его с вневременной вечностью. Поэтому время предстало как подобие вечности в эмпирическом мире становления и как нечто не только отличное от вечности, но одновременно и причастное ей. В философии Платона вечность и время являются двумя модусами, которые отображают природу всего существующего. Вечность - это природа мира сакрального, а время является отражением и подобием «движущейся вечности». «Поскольку же образец являет собой вечно живое существо, он положил в меру возможного и здесь добиться сходства, но дело обстояло так, что природа того живого существа вечна, а этого нельзя полностью передать ничему рожденному. Поэтому он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности; устраняя небо, он

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Миронов, Андрей Владимирович, 2017 год

Библиография

1. Августин. Исповедь. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2013. - 336 с.

2. Августин. Шесть книг о музыке. [Электронный ресурс] // URL: http://early-music.narod.ru/biblioteka/estetika-mages-renais/estetika-mages-renais-07.htm (дата обращения: 25.01.2016).

3. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976. - С. 17-64.

4. Адорно Т. Избранное: социология музыки. - СПб.: Университетская книга, 1999. - 445 с.

5. Адорно Т. Философия новой музыки. - М.: Логос, 2001. - 352 с.

6. Акопян Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 575 с.

7. Алексеева О.И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Дис... канд. филос. наук. - Белгород, 2006. - 183 с.

8. Антипова Т.В. Музыка и бытие. Смысл толкования в контексте смысла. - М.: Московская консерватория, 1997. - 280 с.

9. Антонова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М.: Наука, 1977. - 271 с.

10. Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры: Исследование. - СПб.: Инфо-да, 2003. - 368 с.

11. Арановский М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998. - 342 с.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 90-125.

13. Арелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени // Известия АН ЭССР. Общественные науки. - 1978. -№27/3. - С. 268-280.

14. Аристоксен. Элементы гармоники. - М.: Консерватория,1997. -136 с.

15. Аристотель. Политика // Собрание сочинений: В 4т. Т.4. - М.: Мысль, 1983. - С. 375-644.

16. Аристотель. Сочинения: В 4т. Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.

17. Аристотель. Физика // Собрание сочинений: В 4т. Т.3. - М.: Мысль, 1981. - С. 59-378.

18. Аркадьев М.А. Философствование о музыке или философствование самой музыкой: Антон Веберн. [Электронный ресурс] // URL: http://www.21israel-music.com/Webern.htm (дата обращения: 29.08.2016).

19. Аркадьев М.А. Фундаментальные проблемы теории музыкального ритма и «незвучащее» [Электронный ресурс] // URL: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=84867 (дата обращения: 10.06.2016).

20. Аркадьев М.А. Хроноартикуляционные структуры новоевропейской музыки и фундаментальные проблемы ритма: Дис... д-ра искусствоведения. - М. 2002. - 360 с.

21. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. - М.: Библос, 1992. - 166 с.

22. Аркадьев М.А. Музыкальное время, «археписьмо» и опыт Ничто (феноменологические вариации) [Электронный ресурс] // URL: http://www.all-2music.com/arkadiev_time.html (дата обращения: 15.03.2014).

23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

24. Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. - М.: Наука, 1982. - 224 с.

25. Ахутин А. В. Античные начала философии. - СПб.: Наука, 2010. -784 с.

26. Бандура А.И. Мистический опыт Скрябина // Русская музыкальная культура XIX начала XX века. - 1994. - Вып. 123. - С. 42-78.

27. Баранова С.Ю. Пространство и время в музыке // Омский Научный вестник. - 2007. - Вып.6. - С. 194-196.

28. Бахтин М.М. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. - 957 с.

29. Беленькая Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях // Исследования по психологии восприятия. - М.: АН СССР, 1948. - 324-358.

30. Белый А. Снежные арабески // Советская музыка. - 1990. - №3. -С. 118-122.

31. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М.: Ленанд, 2014. - 120 с.

32. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание. - М.: Русский мир, 1997. - 408 с.

33. Бергсон А. Восприятие изменчивости. - СПб.: Печатный труд, 1914. - 231 с.

34. Бергсон А. Длительность и одновременность. - СПб.: Academia, 1923. - 154 с.

35. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений: В 4т. Т.1. - М.: Московский клуб, 1992. - С. 50-156.

36. Бибихин В.В. Из рассказов А.Ф. Лосева // Вопросы философии. -1992. - №10. - С. 139-146.

37. Бибихин В.В. Мир. - Томск: Водолей, 1995. - 144 с.

38. Богомолов А.Г. Музыка как бытие и функция. // Парадигма: Философско-культурологический альманах. - 2010. - Вып. 15. - С. 4-11.

39. Богомолов А.Г. Метафизика звука в западноевропейской культуре: Дис... канд. филос. наук. - М., 2008. - 198 с.

40. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление: Автореф... д-ра искусствоведения. - М., 1993. - 63 с.

41. Борхес Х.Л. Время [Электронный ресурс] // URL: http: //www.chrono s. msu.ru/old/RREPORT S/borges_vremya.htm (дата обращения: 08.10.2015).

42. Боэций. Основы музыки. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. - 408 с.

43. Булез П. Музыкальное время // Homomusicus: Альманах музыкальной психологии. - 1995. - С. 66-75.

44. Бычков В.В. Выражение невыразимого, или иррациональное в свете ratio // Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 888-906.

45. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Собрание сочинений: В 2т. Т.1. - М.: Мысль, 1971. - С. 85-546.

46. Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.

47. Вагнер Р. О музыке. Мысли, афоризмы, фрагменты. - М., 1913. -32 с.

48. Вагнер Р. Искусство и революция. - СПб.: Издательство С.Е. Грозмани, 1908. - 52 с.

49. Васильев Ю.Г. Пространственно-временная организация музыки и возможность художественного предвосхищения // Мировоззренческие вопросы предвидения и времени. - Саратов, 1986. - С. 156-166.

50. Власова Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга. - М.: УРСС, 2007.

- 528 с.

51. Габричевский А.Г. Опыты по онтологии искусства // Вопросы философии. - 1994. - № 3. - С. 134-147.

52. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. -366 с.

53. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики.

- М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

54. Гайденко П.П. Время, длительность, вечность. Проблемы времени в европейской философии и науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. - 459 с.

55. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. - 2000. - №6. - С. 110-136.

56. Гайденко П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в ХУП - ХУШ вв. // Вопросы философии. - 2001. - №7 -С. 77-99.

57. Гайденко П.П. Понятие времени и проблема континуума. [Электронный ресурс] // URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000026/ (дата обращения: 10.12.2015).

58. Гамаюнов М.М. Союз музыки, философии, любви и монастыря // Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1994. - С. 907-925.

59. Гамаюнов М.М. Творчество А.Ф. Лосева 1920-х годов: структура и смысл // Известия. - 1988. - №1. - С. 102-108.

60. Гамаюнов М.М. Числовая символика И.С. Баха. - М.: Институт ноосферных разработок и исследований, 2007. - 197 с.

61. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. - М.: Тритон, 1910. -320 c.

62. Гачев Г.Д. Европейские образы Пространства и Времени. - М.: Наука, 1987. - 325 с.

63. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Собрание сочинений: В 14т. Т.14. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. -440 с.

64. Гегель Г.В.Ф. Философия природы // Собрание сочинений: В 14 т. Т. 2. - М.: СОЦЭКГИЗ, 1934. - 683 с.

65. Герасимова-Персидская Н.А. Выход к новым принципам пространственно-временной организации музыки в переломные эпохи // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. / Сб. ст. / Сост. Л.И. Дыс. - К.: Музыкальная Украина, 1989. - 181 с.

66. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. -СПб.: Азбука-классика, 2003. - 480 с.

67. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 1995. - 336 с.

68. Голубева Н.А. Человек и музыкальная реальность в философии: Автореф... дис. канд. филос. наук. - Калуга, 2003. - 57 с.

69. Григорьев А.А. Архитектура и музыка как культурологические аналогии пространственно-временного континуума // Культура и искусство. - 2012. - №1(7). - С. 28-34.

70. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. -М.: Прогресс, 1969. - 591 с.

71. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. - 1969. - №3. - С. 36-48.

72. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры: «Что есть время?» [Электронный ресурс] // URL: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich05.htm (дата обращения: 25.09.2016).

73. Гусев А.В. О семантике тональности и тональном развитии в музыке на основе теории П. Флоренского о пространстве и времени в искусстве: Предварительные соображения // Памяти Павла Флоренского: Философия. Музыка: Сборник статей к 120-летию со дня рождения о. Павла (1882 - 2002). - СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. - С. 187-198.

74. Гусева Е.С. О восприятии времени [Электронный ресурс] // URL: http://gf.nsu.ru/kaf/kik/guseva_kurs_2.pdf (дата обращения: 21.09.2015).

75. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. - М.: Логос, 1994. - 162 с.

76. Девуцкая Н.В. Серийный феномен: истоки и эволюция (на примере музыки А. Веберна и ранних сочинений П. Булеза): Автореф. дис. канд. искусствоведения. - Саратов, 2009. - 18 с.

77. Декарт Р. Избранные произведения. - М.: Издательство политической литературы, 1950. - 751 с.

78. Декарт Р. Сочинения: В 2т. Т. 2. - М.: Мысль. - 633 с.

79. Делёз Ж. Логика смысла. - М.: Деловая книга, 1998. - 480 с.

80. Делёз Ж. О музыке. [Электронный ресурс] // URL: www.gumer.info/.../muz.php (дата обращения: 20.05.2014).

81. Делёз Ж. Что такое философия? - СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

82. Деменко Б.В. Спецификация категорий времени в понятиях музыкальной науки: Атореф... дис. д-ра искусствоведения. - Киев, 1997. -36 с.

83. Денисов А.В. Музыкальный язык: структура и функции. - СПб.: Наука, 2003. - 207 с.

84. Денисов А.С. К проблеме семиотики музыки // Музыкальная академия. - 2001. - № 1. - С. 211-217.

85. Дондоков Б.Б.-Д. Философские основания музыки: Дис. канд. филос. наук. - М., 1998. - 123 с.

86. Дроздецкая Н.К. Джон Кейдж: Творческий процесс как экология жизни. - М.: Московская консерватория, 1993. - 265 с.

87. Дроздова А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности: Автореф... дис. канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1996. -18 с.

88. Дубов М.Э. Янис Ксенакис - архитектор Новейшей музыки: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 2008. - 18 с.

89. Духан И.Н. Становление концепции времени в искусстве и проектной культуре XX века: Дис. д-ра филос. наук. - М., 2012. - 336 с.

90. Дьяков А.В. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского анализа. - М.: Союз, 2003. - 328 с.

91. Дьячкова Л.С. Гармония в музыке XX века. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. - 104 с.

92. Евард И.А. Современная российская музыкальная культура: социально-философский анализ: Дис. к. филос. наук. - М., 2001. - 152 с.

93. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Дис. д-ра пед. наук. - М., 2001. - 486 с.

94. Зайдель Е. Теория относительности и музыка // Пространство и время в музыке. - 1992. - Вып. 121. - С. 101-115.

95. Захарьина И.Б. Художественное время в древнерусском песнопении (на материале осмогласника Успению Богородицы) // Источниковедческое изучение памятника письменной культуры. - СПб., 1992. - С. 99-124.

96. Земцовский И.И. Текст - Культура - Человек: опыт синтетической парадигмы // Музыкальная академия.- 1992. - № 4. - С. 3-7.

97. Зенкин К.В. Музыка - Эйдос - Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке. - М.: Памятники исторической мысли, 2015. -464 с.

98. Зенкин К.В. О некоторых методологических особенностях изучения музыки: по следам трудов русских ученых // Журнал Общества теории музыки. - 2014. - №3. - С. 4-23.

99. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М.: Прогресс, 1977. - 366 с.

100. Зубарева Н.Б. Фактура как форма реализации пространственно -временных представлений: (Проблемы генезиса и исторической эволюции музыкальных хронотопов): Автореф... дис. канд. искусствоведения. -Ленинград, 1990. - 22 с.

101. Иванов В.И. Национальное и вселенское в творчестве Скрябина // Памятники культуры. Новые открытия. - Л.: Наука, 1983. - 536 с.

102. Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. - М.: РИК Культура, 1994. - 304 с.

103. Игнатова В.С. Инновации в культуре и социокультурные институты обновления: Автореф. дис. канд. филос. наук. - Белгород, 2013. - 32 с.

104. Изотова Е.А. Теория рядов в свете американской музыкальной науки 60 - 80-х гг. XX века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 2008. - 20 с.

105. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. - М.: Интрада, 1998. - 228 с.

106. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 570 с.

107. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. - 1982. - №10. - С. 117-124.

108. Казанков А.А. Происхождение музыки и проточеловеческого языка // Историческая психология и социология истории. - 2011. - № 2. -С. 85-95.

109. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания. -Астрахань: ИПЦ Факел, 2001. - 368 с.

110. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 240 с.

111. Кант И. Критика способности суждений // Собрание сочинений: В 8т. Т. 5. - М.: ЧОРО, 1994. - 630 с.

112. Кант И. Критика чистого разума // Собрание сочинений: 8т. Т.3. -М.: ЧОРО, 1994 - 741 с.

113. Караева Н. Проблема времени в музыке // Музыка. - 1979. -Вып.2. - С. 26-34.

114. Касавин И.Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии // Вопросы философии. - 2010. - №4. - С. 61-73.

115. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3т. Т.1. - СПб.: Университетская книга, 2001. - 271 с.

116. Климова С.М. «Листопад» Василия Розанова под аккомпанемент "Псалтири"» // Религиоведение. - 2005. - №3. - С. 53-66.

117. Клюев А.С. Философия музыки. Избранные статьи и материалы. -СПб.: Астерион, 2008. - 40 с.

118. Клюев А.С. Философия музыки: современный этап. - Курск: Издательство Курского государственного университета, 2007. - 346 с.

119. Клюев А.С. Онтология музыки. - СПб.: Петрополис, 2010. - 125 с.

115

120. Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - СПб.: Летний сад, 2006. - 1200 с.

121. Козлов В.Н. Пространственно-временные аспекты формообразования в музыке. - Львов: Львовская государственная консерватория им. Н.В. Лысенко, 1989. - 22 с.

122. Кон Ю.Г. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность. - 1971. - Вып.7. - С. 294-318.

123. Кон Ю.Г. Пьер Булез как теоретик (взгляды композитора в 195960-е гг.) // Кризис буржуазной культуры и музыка. - 1983. - Вып. 4. - С 162196.

124. Конюс Г.Э: Материалы, воспоминания, письма. - М.: Советский композитор, 1988. - 400 с.

125. Кузякина Т.И. Музыка как время человеческого бытия // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - № 6. - С. 17-21.

126. Курашов В.И. История и принципы философии музыки: от слова к музыке и от музыки к слову. - Казань, 2012. - С. 85-109.

127. Курбатская С.А. Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. - М.: Сфера, 1998. - 366 с.

128. Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. - М.: Сфера, 1996. - 389 с.

129. Лаул Р. О творческом методе Шёнберга // Вопросы теории и эстетики музыки. - 1969. - Вып. 9. - С. 41-70.

130. Левая Т.Н. Скрябин и художественные искания XX века. - СПб.: Композитор, 2007. - 183 с.

131. Лехциер В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта. - Самара: Самарский университет, 2000. - 236 с.

132. Литвин Т.В. Время, восприятие, воображение. Феноменологические штудии по проблеме времени у Августина, Канта и Гуссерля. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2013. - 208 с.

133. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. - М.: МУЗГИЗ, 1960.

- 305 с.

134. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы // Форма - Стиль

- Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 6-296.

135. Лосев А.Ф. Женщина-мыслитель // «Я сослан в XX век.»: В 2т. Т. 2. - М.: Время, 2002. - С. 7-162.

136. Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм. - М.: Искусство, 1979. - 815 с.

137. Лосев А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы. (К тридцатипятилетнию «Снегурочки» Римского-Корсакова) // Форма - Стиль -Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 603-621.

138. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 315-336.

139. Лосев А.Ф. Очерк о музыке // Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 637-667.

140. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения // Форма -Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 297-320.

141. Лосев А.Ф. Трио Чайковского // «Я сослан в XX век.»: В 2 т. Т.1.

- М.: Время, 2002. - С. 106-320.

142. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. - М.: Искусство, 1975. - 580 с.

143. Лосев А.Ф. История античной эстетики: высокая классика. - М.: Искусство, 1974. - 600 с.

144. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма - Стиль -Выражение. - М.: Мысль, 1995. - С. 405-602.

145. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. -Таллин: Александра, 1992. - 247 с.

146. Любинская Л.Н., Лепилин С.В. Философские проблемы времени в контексте междисциплинарных исследований [Электронный ресурс] // URL:

http: //www.chronos. msu.ru/RREPORTS/lubinskaya_filosofskie.htm (дата

обращения: 10.10.2015).

147. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.: Музыка, 1979. - 536 с.

148. Майкапар А. Музыкальный мир библейского человека // Человек.

- 1991. - №5. - С. 128-140.

149. Макаровская М.В. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева: Автореф... дис. канд. искусствоведения. - М., 2000. - 24 с.

150. Макина А.В. Музыкальное время: философско-эстетические и музыковедческие концепции ХХ века // Вопросы философии. - 2013. - №7. -С. 73-80.

151. Малиновская О.Н. Философия музыки как компонент миропонимания (на материале учений серебряного века): Дис. канд. филос. наук. - Ростов-н/Д, 2012. - 177 с.

152. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - М.: Прогресс, 1999. - 352 с.

153. Маньковская Н.Б. Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2012. - 840 с.

154. Мартынов В.И. Конец времени композиторов. - М.: Русский путь, 2002. - 296 с.

155. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования. - Л.: Наука, 1974. - 299 с.

156. Медушевский В.В. Куда идем - куда заворачиваем? // Музыка изменяющейся России: Материалы всероссийской научно-практической конф. - Курск: Издательство Курского государственного университета, 2007.

- 346 с.

157. Медушевский В.В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. -К.: Музыкальная Украина, 1989. - 181 с.

158. Мелик-Пашаев К. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции // Проблемы музыкальной науки. -1975. - Вып. 3. - С. 467-479.

159. Мельник Ю.М. Экзистенциальные смыслы концепта времени в культуре и классической философии: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2010. - 24 с.

160. Мессиан О. О звуке и цвете // Homomusicus: Альманах музыкальной психологии. - М., 1994. - С. 76-90.

161. Мессиан О. Техника моего музыкального языка. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1994. - 124 с.

162. Мещерина Е.Г. Музыкальный космос Георгия Иванова. // Парадигма: Философско-культурологический альманах. - 2010. - Вып. 15. -С. 35-42.

163. Миклина Н.Н. Мир А. Ф. Лосева как мир «чистого музыкального бытия» // Философские науки. - 2008. - №10. - С. 131-137.

164. Минаков А.С. История мировой музыки: Жанры. Стили. Направления. - М.: Эксмо, 2010. - 544 с.

165. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. - М.: Современные тетради, 2005. - 424 с.

166. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. - М.: Наука, 1980. - 304 с.

167. Михайлюта А.В. Миф и музыка в философской культуре позднего немецкого романизма (на примере творчества Р. Вагнера): Дис. канд. филос. наук. - Белгород, 2007. - 165 с.

168. Мозгот С. А. Специфика исследования пространства в музыке: к проблеме включения аналитического метода [Электронный ресурс] // URL: http://www.vestnik.adyg-net.rU/files/2007.3/556/Mozgot2007_3.pdf (дата обращения: 08.12.2015).

169. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. - М: Высшая школа, 1988. - 144 с.

170. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. - М.: Наука, 1977. - 192 с.

171. Мотрошилова Н.В. «Картезианские медитации» Гуссерля и «Картезианские размышления» Мамардашвили // Вопросы философии. -1995. - № 6. - С. 137-145.

172. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.

173. Нехаева И.Н. Онтолого-гносеологические музыкального искусства // Вестник ТГУ. - 2008. - №10 (66). - С. 151-155.

174. Ницше Ф. О музыке и слове. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.vkarp.com/2013/08/05/ницше-ф-о-музыке-и-слове/ (дата обращения: 25.01.2016).

175. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 208 с.

176. Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование. - М.: Издательство ББИ, 2014. - 443 с.

177. Оголевец А.С. Введение в современное музыкальное мышление. -М.: Музгиз, 1946. - 469 с.

178. Одоевский В.Ф. Опыт теории изящных искусств: В 2т. Т. 2. - М.: Искусство, 1974. - 647 с.

179. Одоевский В.Ф. Избранные музыкально-критические статьи. - М.: Музгиз, 1951. - 117 с.

180. Одоевский В.Ф. Русские ночи. - СПб.: Азбука, 2014. - 320 с.

181. Олейник М.А. Функции музыки в европейской культуре: философско-антропологический аспект: Дис... д-ра филос. наук. - Ростов-н/Дону, 2007. - 305 с.

182. Олейник М.А. Современное художественное произведение в контексте нового понимания музыкального времени // Вопросы философии. -2006. - № 7. - С. 57-60.

183. Олейник М.А. Эволюция функций музыки в европейской культуре // Музыка в школе. - 2006. - № 4. - С. 3-8.

184. Орлов Г.А. Древо музыки. - СПб.: Композитор, 2005. - 253 с.

185. Осадчая О.Ю. Мифология музыкального текста: Дис. канд. филос. наук. - Волгоград, 2002. - 214 с.

186. Остромогильский И.В. Трактовка категории времени в новой музыке второй половины XX века. [Электронный ресурс] // URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/traktovka-kategorii-vremeni-v-novoy-muzyke-vtoroy-poloviny-xx-veka (дата обращения: 12.03.2016).

187. Остромогильский И.М. Философский деконструктивизм и новые методы анализа музыкальной композиции второй половины XX века // Musicus. - 2009. - №1. - С. 32-36.

188. Панкевич Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки // Музыкальное искусство и наука. - 1978. - №3. - С. 124-145.

189. Переверзева М.В. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. - М.: Русаки, 2006. - 336 с.

190. Петинова М.А. Темпоральность музыки как предмет философско-культурологического исследования: Дис. канд. филос. наук. - Саратов, 2005. - 206 с.

191. Петрусова Н.А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции: Дис... д-ра искусствоведения. - М. - 2003. - 408 с.

192. Пигулевский В.О. Искусство: классика, модерн. - Ростов-н/Д: СКНЦ ВШ, 2001. - 193 с.

193. Платон. Пир // Собрание сочинений: В 4т. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - С. 81-135.

194. Платон. Тимей // Собрание сочинений: В 4т. Т.3. - М.: Мысль, 1994. - С. 421-501.

195. Плешков А.А. Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды): Автореф... дис. канд. филос. наук. - Москва, 2016. - 32 с.

196. Поздеева Р.П. Методологические и теоретические основы постижения гармонии в музыке XX века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - Магнитогорск, 2006. - 21 с.

197. Полозов С.П. Музыкальная культура как память // Музыкальная академия. -2008. - №2. - С. 121-124.

198. Порфирьева А.Л. Фигура и структура. Несколько предварительных замечаний к систематическому описанию эволюции музыкального языка // Музыка. Язык. Традиция. - 1990. - Вып. 5. - С. 165178.

199. Притыкина О. О методологии анализа музыкального времени // Методологические проблемы современного искусствоведения. - 1980. - №3. - С. 106-114.

200. Притыкина О. Музыкальное время: понятие и явление // Пространство и время в искусстве. - Л.: ЛГИТМиК, 1988. - С. 67-92.

201. Равдоникас Ф.В. Пифагорейская система музыкальных тонов // Аспекты теоретического музыкознания. - 1989. - Вып. 2. - С. 8-50.

202. Райс М. Заметки о структуре музыкального времени [Электронный ресурс] // URL: http://www.21israel-music.com/Struktura_vremeni.htm (дата обращения: 03.03.2015).

203. Римский В.П., Мельник Ю.М. Время жить и время созерцать... Экзистенциальные смыслы и философское понимание времени в классической европейской культуре. - СПб.: Алетейя, 2013. - 184 с.

204. Розенов Э.К. О применении закона «золотого деления» к музыке: Эстетическое исследование Э.К. Розенова. - СПб.: Э. Арнгольда, 1904. - 19 с.

205. Рупакова Л.Н. Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ: Дис. канд. филос. наук. - СПб., 2000. - 156 с.

206. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения: В 3т. Т. 1. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - 850 с.

207. Савенко С.И. Мир Стравинского. - М.: Композитор, 2001. - 328 с.

208. Санникова Н.В. О феноменах формы-схемы, формулы и суперформулы в произведениях К. Штокхаузена // Проблемы музыкальной науки. - 2008. - №2. - С. 181-187.

209. Семеренко Л.Ф. Музыкальный Апокалипсис (15 этюдов к портрету Альфреда Шнитке). - Белгород: Отчий край, 2005. - 172 с.

210. Симонова С.А. Феномен музыки с позиций этико-эстетического синтеза. // Парадигма: Философско-культурологический альманах. - 2010. -Вып. 15. - С. 29-35.

211. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века. Диалектика творчества. - М.: Композитор, 2007. - 272 с.

212. Сокулер З.А. Онтология и метафизика // Парадигма: философско-культурологический альманах. - 2015. - №22. - С. 155-164.

213. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2т. Т. 1. - М.: Издательство политической литературы, 1957. - 629 с.

214. Старчеус М. О хронотопах музыкального мышления // Музыкальная академия. - 2004. - № 3. - С. 156-163.

215. Стравинский И.Ф. Диалоги. - Л.: Музыка, 1971. - 245 с.

216. Сувчинский П. Понятие времени и музыка // Евразийское пространство: Звук, слово, образ. - М.: Языки славянской культуры, 2003. -С. 473-480.

217. Суханова Е.А. Опера Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон» в контексте эпохи. - Вологда: Русь, 2007. - 187 с.

218. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре искусства [Электронный ресурс] // URL: http: //ru.philosophy.kiev.ua/library/suh/Ktindex.htm. (дата обращения: 06.08.2016).

219. Ташлыкова Н.Ю. Музыкальное искусство как фактор гуманизации общества: Дис... канд. филос. наук. - М., 1998. - 162 с.

220. Уваров М.С. Основания метафизики искусства [Электронный ресурс] // URL: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/mtf2003/01.htm (дата обращения: 20.05.2014).

221. Угринович Д.М. Искусство и религия: (теоретический очерк). -М.: Политиздат, 1982. - 288 с.

222. Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 360 с.

223. Федотова Л.А. Гармонический материал современной музыки. Индивидуальные принципы структурности. - Казань: Издание Казанской государственной консерватории, 2007. - 223 с.

224. Филиппов С.М. Слово - музыка: герменевтические трансформации. // Парадигма: Философско-культурологический альманах. -2010. - Вып. 15. - С. 4-11.

225. Филиппов С.М. Искусство как предмет феноменологии и герменевтики: Дис. д-ра филос. наук. - Москва, 2003. - 254 с.

226. Фихте И.Г. Сочинения в 2 т. Т. 2. - СПб.: Мифрил, 1993. - 1485 с.

227. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 1993. -324 с.

228. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997. - 452 с.

229. Харлап М.Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма. - М.: Музыка, 1978. - С. 48-104.

230. Холопов Ю.Н. О сущности музыки [Электронный ресурс] // URL: http://vermusic.ru/node/126 (дата обращения: 23.07.2016).

231. Холопов Ю.Н. К единому полю звука: NR 2 Карлхайнца Штокхаузена. // Музыкальное искусство XX века: Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. - М.: Музыка, 1995. - Вып. 2. - С. 25-31.

232. Холопов Ю.Н. Русская философия музыки и труды А.Ф. Лосева. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kholopov.ru/ (дата обращения: 25.08.2016).

233. Холопов Ю.Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века [Электронный ресурс] // URL: http://valery-d.livejournal.com/34272.html (дата обращения: 19.03.2015).

234. Холопов Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева. - М.: Музыка, 1967. - 176 с.

235. Холопова В.Н. О композиционных принципах скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность. - 1969. - Вып.6. - С. 343-372.

236. Холопова В.Н. Антон Веберн. - М.: Советский композитор, 1984.

- 320 с.

237. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. - СПб.: Лань, 2002. - 368 с.

238. Хрипун В.И. Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании: Дис... канд. филос. наук.

- Оренбург, 2002. - 147 с.

239. Цареградская Т.В. К. Штокхаузен и «морфология музыкального времени» [Электронный ресурс] // URL: http://musxxi.gnesin-academy.ru/wp-content/uploads/2010/04/Zaregradskaya.pdf (дата обращения: 23.09.2014).

240. Цареградская Т.В. О числовых моделях в музыке О. Мессиана // Процессы музыкального творчества. - 2000. - Вып. 4. - С. 76-93.

241. Цареградская Т.В. Время и ритм в музыке второй половины ХХ века: Автореф... дис. д-ра искусствоведения. - М., 2002. - 35 с.

242. Ценова B.C. Числовые тайны Софии Губайдулиной. - М.: Издательство Московской консерватории им. П.И. Чайковского, 2002. -200 с.

243. Циммерман Б.А. Интервал и время. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.vkarp.com/2013/06/08/циммерман-бернд-алоиз-два-эссе-о-музык/ (дата обращения: 03.05.2015).

244. Чередниченко Т.В. Карл Дальхауз: философская методологическая рефлексия истории музыки // Вопросы философии. - 1999. - № 9. - С. 21 - 26.

245. Черкаева Е.К. Изображение песнопений на иконах. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.analiculturolog.ru (дата обращения: 12.09.2015).

246. Черняк Л.С. Вечность и время. - М.; Нестор-История, 2012. -576 с.

247. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

248. Чигарева Е.И. Шнитке и Шёнберг // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научной конференции. - М.: Издательство Московской консерватории им. П.И. Чайковского, 2002. -С. 228 - 238.

249. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1996. -389 с.

250. Шелудякова O.E. Феномен мелодики в музыке позднего романтизма: Автореф... дис. д-ра искусствоведения. - Магнитогорск, 2006. -48 с.

251. Шелякин О.В. Музыкальное произведение как способ познания действительности: Дис. канд. филос. наук. - Москва, 2011. - 122 с.

252. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Собрание сочинений: В 5т. Т.1. - М.: Московский клуб, 1992. - 307 с.

253. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы: В 2т. Т. 2. - Новосибирск: Наука, 1993. - 592 с.

254. Штокхаузен К. Структура и время переживания // Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. - М., 1995. - С. 76-95.

255. Шульгин Д.И. Теоретические основы современной гармонии. -М.: Эфинтех, 1994. - 376 с.

256. Эйгес К. Очерки по философии музыки. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 784 с.

257. Ямвлих. О Пифагоровой жизни. - М.: Алетейа, 2002. - 192 с.

258. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. - М.: Прогресс, 1978. - 232 с.

259. Ярская В.Н. Развитие понятия времени // Вопросы философии. -1981. - №3. - С. 157-160.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.