Развитие музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Беспалов, Олег Игоревич
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 243
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Беспалов, Олег Игоревич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЬНСАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ.
1.1. ИСТОРИЯ ТЕОРИИ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ.
1.2. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ИХ ДИАГНОСТИКА.
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ.
2.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА.
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
2.3. ИТОГИ КОНТРОЛЬНОГОЭКСПЕРИМЕНТА.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: на материале учебной работы в классах эстрадно-джазового искусства2011 год, кандидат педагогических наук Овчаров, Игорь Владимирович
Развитие креативности подростка в процессе обучения импровизации2005 год, кандидат педагогических наук Дмитриева, Татьяна Алексеевна
Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала2007 год, кандидат искусствоведения Шулин, Вячеслав Валерьевич
Концепция творческого обучения Карла Орфа: История, теория, методика1999 год, кандидат искусствоведения Тютюнникова, Татьяна Эдуардовна
Развитие индивидуальности подростка в музыкально-творческой деятельности2008 год, кандидат педагогических наук Архангельская, Татьяна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования»
Актуальность исследования. В современных условиях реформирования общества, его национально-государственного, социально-экономического и духовно-нравственного обновления важной задачей системы образования является формирование личности, обладающей знаниями, умениями и навыками и способной адаптироваться в новых условиях, проявить самостоятельность, творчество и инициативу. Как подчеркивается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», на первый план выдвигается задача формирования у выпускника школы способности творчески мыслить, проявлять инициативу, то есть выпускник должен быть конкурентоспособным. Наибольшую остроту приобретает проблема развития креативности подростков в музыкальной области. Решение проблемы видится в обращении к художественно-творческим видам музыкальной деятельности, особенно к музыкальной импровизации, понимаемой нами как «создание музыкального образа во время спонтанного исполнения музыки без предварительной подготовки на основе индивидуального опыта репродуктивного музицирования и творческих, импровизационных способностей музыканта-импровизатора». Особая предрасположенность к импровизации проявляется у подростков в связи с тем, что они мобильны в обучении, обладают необходимым для импровизации сложившимся музыкальным опытом, фантазией, развитым воображением, определенными музыкальными умениями и навыками. Поэтому актуальной является проблема нахождения, обоснования и внедрения в процесс обучения импровизации приемов, форм и методов, приносящих максимальный эффект, и создания педагогической модели развития музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования. Импровизация, облегчающая подростку работу при отсутствии нужного нотного текста и создающая ему условия для творческой самореализации в музыке, соответствует принципам базового музыкального образования, предполагающим актуализацию приобретенных знаний, их обновление и шлифовку в условиях практической деятельности. Находят применение методические разработки А. Бабенкова, И. Бриля, С. Мальцева, С. Мильтоняна, К. Тушинка, Г. Шатковского и других педагогов-новаторов. Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между запросами педагогической практики в обучении- подростков-музыкальной- импровизации, отсутствием приемов, форм и методов-, их обучения импровизации музыки и учетом их индивидуальных, возрастных особенностей в обучении музыкальной импровизации, что препятствует развитию музыкально-импровизационных способностей этих учащихся, а также недооценкой музыкальной импровизации как вида учебной» деятельности, оказывающего влияние на процесс освоения и осмысления музыки. Данное противоречие позволило определить^ проблему исследования, суть которой- - выявление эффективных путей развития музыкально-импровизационных способностей подростков.
Степень научной разработанности.проблемы.
Более разработанными, являются! исторический и культурологический аспекты рассматриваемой проблемы. О взаимодействии импровизации и композиторского творчества от Средневековья и современной педагогической практики XXI века писали А. Алексеев, М. Арановский, Л. Глухова, Ю. Глущенко, В. Коваленко, С. Мальцев, А. Муха, Н. Найко, Е. Орлова, В.Н. Харькин, А. Шевель и другие. Музыкально-теоретический аспект исследуемой проблемы в связи с изучением практики генерал-баса и некоторых техник композиции- XX века изучен Н. Гуляницкой, Э. Денисовым, В. Коваленко, Ю^ Холоповым и другими: Импровизация-на уроках музыки в общеобразовательной школе и в учреждениях дошкольного и дополнительного образования освящена П. Бернардом, Л. Выдриной, В. Говором, К. Делла Пьетра, Д. Заринь, Г. Кагановичем,
М. Калугиной, Ю. Козыревым, П. Кэмпбеллом, Р. Макмилланом, Л. Мун,
B. Никитиным, В. Усачевой, П. Уэбстером, П. Халабузарем, М. Хоффманом, Г. Шевченко, Б. Шеломовым и другими. Вопросы обучения импровизации рассматриваются О. Блохом, В. Коваленко, в учебных и методических пособиях Т. Бершадской, Ю. Холопова и других. Проблемы формирования умений музыкально-импровизационной деятельности исследовались в работах Б. Бекмухамедова, И. Одиноковой, Н. Терентьевой, Ю. Шмалько и других. Следует отметить исследования И. Бриля, Н. Сродных, Ю. Чугунова, Е. Шпаковской, посвященные формированию умений джазовой импровизации. Проблема самореализации личности в импровизационной деятельности рассматривается зарубежными учеными: в гуманистическом направлении психологии - Н. Гоутерсом, А. Маслоу, К. Роджерсом. Творческим развитием личности средствами музыкально-импровизационного -искусства занимались отечественные ученые-исследователи - Б. Асафьев, Л. Баренбойм, Я. Бирзкопс, Т.Л. Беркман, К. Головская, О. Ощепкова, Б. Яворский; из зарубежных - 3. Кодай, К. Орф. О развитии творческих способностей подростков в процессе обучения импровизации писал в диссертации В. Петрушин. Феномен импровизации исследовали Д. Лившиц, А. Шевель. Западноевропейскую импровизацию Средних веков и Возрождения изучал М. Сапонов. О психологии импровизации писали
C. Мальцев, Б. Рунин. Импровизации в педагогическом творчестве посвящена работа В. Харькина. Трактаты, посвященные искусству клавирной импровизации писали Я. Адлунг, К.Ф.Э. Бах, Ф. Бенике, Г. Зорге. Вопросы обучения импровизации на фортепиано изучали И. Бриль, Ю. Козырев, С. Мальцев, А. Никитин, Т. Родионова, Н. Терентьева. Авторы работ методического плана по обучению импровизации на фортепиано - О. Булаева, О. Геталова; диссертации писали Б. Бекмухамедов, В. Романенко, Ю. Шмалько, Е. Шпаковская. Однако в этих исследованиях специального внимания аспекту развития музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования не уделялось, что обусловило актуальность настоящей диссертации.
Актуальность исследования музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования и выявленная нами проблема поиска эффективных путей развития таких способностей определили цель исследования: теоретически обосновать педагогическую модель развития музыкально-импровизационных способностей подростков и практически апробировать модель на предмет ее эффективности. Актуальность изучения музыкально-импровизационных способностей, существующее противоречие, концептуальная неразработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования».
Объект - процесс обучения подростков музыкальной импровизации в условиях дополнительного образования.
Предмет - педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования.
В соответствии с поставленной проблемой, целью, объектом и предметом определены задачи:
1) определить педагогические условия, способствующие развитию музыкально-импровизационных способностей подростков;
2) создать и апробировать на практике педагогическую модель развития таких способностей;
3) выявить критерии их развития;
4) разработать компоненты развития музыкально-импровизационных способностей подростков;
5) уточнить в ходе анализа научной литературы определение понятия «музыкальная импровизация»;
6) провести экспериментальное исследование развития музыкально-импровизационных способностей подростков и разработать практические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие музыкально-импровизационных способностей подростков будет эффективным, если разработана и внедрена педагогическая модель, включающая:
- основные принципы развития музыкально-импровизационных способностей подростков (наличие потребности в проявлении самостоятельности и независимости воображения и творческого мышления при импровизировании; свободное владение импровизационным материалом и импровизационными средствами; связь импровизационных умений и навыков в целостной импровизационной деятельности; совместное с подростками формулирование учебных задач, их реализация за инструментом и совместный анализ достигнутых результатов;
- компоненты развития музыкально-импровизационных способностей подростков;
- методы развития их способностей к музыкальной импровизации: варьирование - перенос (разбрасывание) продолжений мелодии в разные регистры; запоминание импровизаций других учеников и присоединение к импровизации соседа двух других самостоятельно сымпровизированных голосов; импровизация мелодий и их гармонизация; подбор импровизаций на хорошо знакомые текст и мелодию; алогизм (когда ход рассуждений строится так, что получается все наоборот - «принцип обратной связи»);
- педагогические условия развития музыкально-импровизационных способностей подростков.
Методологическую основу составили педагогические, философские, психологические, социологические концепции и теории, такие, как положения о ценности, уникальности, неповторимости каждого человека, представленные в концепциях отечественных и зарубежных психологов
Б. Ломова, В. Ганзен, Ж. Пиаже, У. Найссер); положения теории анализа деятельности (А. Леонтьев, А. Запорожец, П. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В. Давыдов, В. Ляудис), положения теории мотивации и способностей (А. Маслоу, X. Хекхаузен, К. Платонов, В. Дружинин); философские концепции и теории о влиянии искусства и художественного творчества на развитие личности (Ю. Алиев, Н. Бердяев, П. Флоренский и другие), современные концепции творческого развития личности (Д. Богоявленская, В. Дружинин и другие). Исследование имеет гуманистическую направленность, опирается на личностно-ориентированную парадигму музыкального* образования (Э. Абдуллин, О. Апраксина, Б. Асафьев и другие), на исследования творческого процесса композитора (М. Арановский, Е. Назайкинский и другие) и на опыт преподавания композиции (М. Гнесин, Е. Месснер и другие).
Для решения поставленных задач использованы теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, теоретическое моделирование, сравнительно-сопоставительный1 метод. Применялись эмпирические методы: тесты изучения музыкально-импровизационных способностей Д: Джонсона, П.- Торренса, тесты по диагностике музыкальности В. Анисимова, педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, метод рейтинг-шкалирования. Использовались методы статистической обработки данных: коэффициент вариации (выраженная в % мера- отклонения данных педагогического эксперимента от среднего значения), сравнительный коэффициент вариации (мера изменчивости величины, зависящая от начала отсчета выборки), метод «число степеней свободы».
Эмпирическая база: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» г. Твери. В эксперименте участвовали 100 учителей музыки и 100 учащихся.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2005-2007 гг.): теоретическое осмысление проблемы, формирование научного аппарата исследования; теоретическое обоснование значения развития музыкально-импровизационных способностей как одного из основных направлений музыкального образования подростков; изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; определение основных позиций исследования; формулирование гипотезы; констатирующий эксперимент на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» г. Твери.
Второй этап (2008 - 2010 гг.): разработка и апробация УМК и педагогической модели развития музыкально-импровизационных способностей подростков; формирующий эксперимент.
Третий этап (2011 г.): обработка и систематизация материалов, полученных в ходе экспериментальных исследований; формулирование выводов, рекомендаций, оформление текста диссертации; контрольный-эксперимент.
Научная новизна исследования:
- уточнено и-дополнено понятие «музыкальная импровизация» как форма музыкального творчества, позволившее выявить основные признаки импровизации;
- раскрыты сущность и значение обучения подростков музыкальной импровизации с целью развития их личности и индивидуальных музыкально-импровизационных способностей;
- разработаны педагогические условия .реализации модели развития музыкально-импровизационных способностей подростков.
Теоретическая значимость - внесен вклад в научные представления о развитии музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования, суть которого в следующем:
- установление непротиворечивых теоретико-методологических оснований процесса развития музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования;
- введение в педагогическую науку новых понятий «музыкально-импровизационные способности» и «диагностика музыкально-импровизационных способностей», что позволило разработать компоненты развития способностей подростков к музыкальной импровизации; разработка критериев (компонентов) развития музыкально-импровизационных способностей подростков и соответствующих им уровней;
- разработка современной инновационной педагогической модели развития музыкально-импровизационных способностей подростков с целью улучшения музыкально-творческого потенциала этих учащихся.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы, результаты, выводы работы раскрывают перспективы изучения музыкально-импровизационных способностей подростков и их влияния на музыкально-творческое развитие учащихся этого возраста. Полученные результаты, разработанная и реализованная в ходе опытно-экспериментальной работы педагогическая модель развития музыкально-импровизационных способностей подростков могут использоваться в практике общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, в деятельности преподавателей-музыкантов ДМШ, ДШИ, Дворцов творчества детей и молодежи. Материалы и результаты исследования могут быть востребованы при разработке программ обучения подростков музыкальной импровизации и развития их музыкально-импровизационных способностей. Предложенные практические рекомендации могут применяться при подготовке педагогов по музыкальной импровизации и музыкальных психологов в музыкальных, педагогических колледжах и вузах РФ, а также на курсах повышения квалификации.
Разработаны, проверены в условиях опытно-экспериментальной работы УМК по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков и материалы по диагностике их способностей к музыкальной импровизации, позволяющие определить исходный и итоговый уровни развития их импровизационной креативности и пути интеграции деятельности преподавателя с импровизационным потенциалом подростков.
Достоверность и объективность результатов обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, на разнообразные методы и большой фактический материал, полученный в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
Апробация результатов. Результаты исследования в виде теоретических выводов и практических рекомендаций, разработанные педагогическая модель развития музыкально-импровизационных способностей подростков, УМК, материалы по диагностике импровизационных и способностей подростков апробированы в опытно-экспериментальной работе, проводимой во Дворце творчества детей и молодежи г. Твери. Они изложены в публикациях по теме исследования, обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования педагогического факультета и кафедры педагогики, социальной работы и социальной психологии Тверского государственного университета и на научных конференциях: «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности будущего педагога» (Тверь, 2007- 2011 гг.), «Интеграция научно-исследовательской деятельности как условие формирования креативности будущего профессионала» (Тверь, 2007 г.), «Современные проблемы педагогики и искусства» (Москва, 2008 г.), «Совершенствование музыкального воспитания на основе взаимодействия федерального и регионального компонентов образования» (Тверь, 2009, 2010 гг.).
Внедрение результатов осуществлялось в Тверском областном институте усовершенствования учителей, в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи» г. Твери, в Детской школе искусств № 2 им. М.П. Мусоргского г. Твери.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие музыкально-импровизационных способностей подростков -музыкально-творческий процесс, в основе которого лежит способность предвосхищать, образно предчувствовать без предварительной подготовки импровизируемое музыкальное произведение в момент его исполнения.
2. Эффективность развития музыкально-импровизационных способностей подростков определяется педагогическими условиями: использованием активных методов обучения в музыкальной импровизации; предоставлением подросткам свободы самовыражения, поддержанием их комфортного эмоционального состояния при импровизации музыки; отбором учебного материала с учетом их возрастных предпочтений; стимулированием их саморазвития и др.
3. Совершенствование музыкально-импровизационного потенциала подростков в условиях дополнительного образования осуществляется путем реализации педагогической модели, включающей цель, этапы, компоненты, принципы, методы и педагогические условия развития способностей к импровизации.
4. Компоненты музыкально-импровизационных способностей подростков, подтверждающие эффективность проведения педагогического эксперимента: импровизационная реакция на музыкальный материал; способность к моментальному переводу музыкального образа в музыкальные звуки и ритмы; способность к творческому (композиторскому) типу мышления.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования проблемы развития музыкально-импровизационных способностей подростков в уеловиях дополнительного образования, поставленными в нем задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора2009 год, доктор педагогических наук Картавцева, Маргарита Тихоновна
Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик2009 год, кандидат педагогических наук Калимуллина, Ольга Анатольевна
Развитие способности к графической импровизации у младших школьников на уроках изобразительного искусства2008 год, кандидат психологических наук Родионова, Валерия Олеговна
Импровизационность как фактор композиторского мышления: На примерах клавирных произведений барокко1999 год, кандидат искусствоведения Скрипниченко, Николай Васильевич
Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки2000 год, кандидат педагогических наук Сродных, Наталия Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Беспалов, Олег Игоревич
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. Необходимо отметить недостаточный уровень развития музыкально-импровизационных способностей у подростков как из ЭГ, так и из КГ до начала проведения педагогического эксперимента.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что подростки ЭГ и КГ имеют примерно одинаковый исходный уровень развития музыкально-импровизационных способностей. У большей части из них - низкий уровень, у меньшей - средний, у очень малой части (самой наименьшей) - высокий. Тем не менее, исходя из результатов проведенных нами 3 анкетирований с участием 100 преподавателей МОУДОД ДТДМ, опроса подростков ЭГ и КГ и педагога-эксперта, хорошо знающего учащихся ЭГ и КГ, мы посчитали, что более целесообразными и эффективными будут занятия на формирующем этапе эксперимента именно с подростками из ЭГ, что полностью нашло свое подтверждение на формирующем и на контрольном этапах эксперимента (при выявлении на контрольном этапе по тем же тестам и заданиям, что и на констатирующем этапе, итогового уровня музыкально-импровизационных способностей подростков ЭГ и КГ).
2. При выявлении итогового уровня музыкально-импровизационных способностей подростков на контрольном этапе результаты ЭГ значительно выросли. Подростков с низким итоговым уровнем в ЭГ почти не осталось (наименьшее число), со средним была меньшая часть, остальные показали высокий уровень, поэтому можно говорить о том, что занятия с ЭГ на формирующем этапе эксперимента способствовали значительному улучшению уровня развития музыкально-импровизационных способностей этих учащихся, благодаря правильно выбранным методам работы и методикам (занятия проводились, так же как и на костатирующем этапе, по составленному автором диссертации учебно-методическому комплексу по развитию музыкально-импровизационных способностей подростков). В КГ итоговый уровень практически не изменился на контрольном этапе и остался преимущественно низким у большей части подростков.
3. На формирующем этапе удалось развить и существенно развить критерии развития музыкально-импровизационных способностей подростков ЭГ, к которым относятся следующие импровизационные способности: 1) способность к творческому (композиторскому) типу мышления; 2) импровизационная реакция на музыкальный материал; 3) способность к моментальному переводу музыкального образа в музыкальные звуки и ритмы.
4. Результаты занятий в 1-й год обучения на формирующем этапе эксперимента с подростками ЭГ показали, что в процессе развития музыкального слуха (не совершенствуя слух, вообще невозможно импровизировать музыку) у учеников подросткового возраста нам удалось добиться максимальных результатов. Импровизационные действия на наших занятиях на формирующем этапе сочетались с изучением приемов, переводом их в навыки овладения подростками музыкальной импровизацией.
Занятия с подростками ЭГ на этом этапе были невозможны без знания и соблюдения основных принципов УМК, по которому обучались подростки. Преподаватель был обязан постоянно помнить на музыкально-импровизационных занятиях по фортепиано о том, что все должно быть направлено к тому, чтобы сформировать у учеников подросткового возраста способность слышать и с помощью такого слуха научить их свободно мыслить, чувствовать, творить, без чего невозможна музыкальная импровизация. Целью формирующего этапа было развитие музыкально-импровизационных способностей подростков в условиях дополнительного образования. Качество музыкальной импровизации зависело от индивидуальных музыкально-импровизационных способностей каждого подростка и педагога, ибо творчество - это процесс взаимозависимый и двусторонний.
5. Поставленная цель и задачи исследования полностью выполнены и реализованы на практике.
6. На формирующем этапе были реализованы на занятиях с подростками и указанные в нем принципы обучения, на которые опирался преподаватель на уроках, а именно: 1) наличие потребности в проявлении самостоятельности и независимости воображения и творческого мышления при импровизировании; 2) свободное владение импровизационным материалом и импровизационными средствами; 3) связь различных импровизационных умений и навыков в целостной, законченной импровизационной деятельности; 4) совместное с подростками формулирование учебных задач, их реализация за инструментом и совместный анализ достигнутых результатов.
7. По результатам 2-го и 3-го года обучения подростки овладели не только тематической импровизацией, но и умением импровизировать некие абстрактные произведения, основанные на атональных, разбросанных по разным регистрам интонациям, гармоническую основу которых могли составлять полиаккордовые блоки, объединенные между собой сложным метро-ритмом и причудливой динамикой. Такие импровизации обычно придумывались на какую-либо ситуацию, обычно фантастическо-детективного характера.
8. Крайне важной формой занятий по импровизации, которую мы часто применяли на формирующем этапе, являлась ансамблевая импровизация (импровизация подростков в ансамбле с педагогом и между собой). Импровизируя в ансамбле, подростки развивали свое композиторское, гармоническое, полифоническое мышление и все вышеперечисленные музыкально-импровизационные способности. Нам удалось добиться умения подростков импровизировать двумя руками в ансамбле (за несколькими инструментами). Наиважнейшими составляющими в обучении импровизации (как сольной, так и ансамблевой) являлись личные объяснения учителя (как наилучшим образом правильно и разнообразно импровизировать, чем надо руководствоваться при импровизации, как и какие средства музыкальной выразительности применять и как с помощью них можно варьировать (видоизменять) импровизации) и личный показ преподавателем импровизаций за инструментом. Все это оживляло урок и способствовало пробуждению у подростков высокой мотивации, обогащало их фантазию.
9. Одной из положительных составляющих в наших музыкально-импровизационных занятиях является то, что нам удалось научить подростков умению критиковать и анализировать свои и чужие импровизации благодаря тому, что подростки усвоили основные способы импровизирования. Здесь также был важен личный показ учителя, но педагог импровизировал в двух вариантах - правильно и неправильно. По мере того как совершенствовался гармонический и музыкальный язык учеников качество импровизаций улучшалось, и учащиеся к концу 3-го года обучения научились анализировать качество импровизаций и исправлять ошибки.
10. Результаты проведенных нами в течение 3 лет занятий с подростками на формирующем этапе эксперимента показали, что все подростки из ЭГ после подобных уроков успешно смогли научиться импровизировать музыку на фортепиано и заметно улучшили свои показатели по сравнению с 1-м (констатирующим) этапом эксперимента, что нашло отражение на контрольном этапе эксперимента благодаря большой концентрации духовных, интеллектуальных и творческих сил, и, конечно, вдохновению, а за всем этим стояли талант, мастерство учащихся указанного возраста и педагога, ибо креативность, в том числе и музыкальная импровизация, -это всегда взаимозависимый, двусторонний процесс.
11. Предложенные нами педагогические условия развития музыкально-импровизационных способностей подростков оказались действенным фактором улучшения их музыкально-импровизационных способностей. Они действительно способствовали обучению подростков импровизации, развитию компонентов их музыкально-импровизационных способностей (у подростков развились импровизационная реакция на музыкальный материал, способность к творческому (композиторскому) типу мышления, способность к моментальному переводу музыкального образа в музыкальные звуки и ритмы). В результате применения на формирующем этапе вышеназванных педагогических условий повысилась самооценка подростков. Учащиеся научились критически анализировать свои и чужие импровизации, исправлять ошибки, на практике овладели искусством музыкальной импровизации.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования детей, в музыкальных и общеобразовательных школах, в учреждениях культуры и образования, а также, с известной долей теоретизации, в колледжах и вузах Российской Федерации, занимающихся музыкальным образованием.
Полученные результаты диссертационного исследования целесообразно использовать также в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников музыкального образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Беспалов, Олег Игоревич, 2011 год
1. Абель И. Импровизация в стиле маэстро / Илья Абель // Советская эстрада и цирк. 1982. - № 8. - С. 14-15.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Альма Матер, 2006. — 702 с.
3. Авдеева А. Авторская песня на уроках музыки / А. Авдеева // Искусство в школе. 1997. - № 3. - С. 9-15.
4. Алиев М. Н. Педагогические условия предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации / М. Н. Алиев // Педагогика. 2009. - № 7. - С. 67-71.
5. Андреева О. А. Риск и импровизация как моменты творчества: философский анализ: автореф. дис. . канд. филос. наук / О. А. Андреева. — Ростов н/Д, РГУ, 1989. 23 с.
6. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Анисимов. М.: Владос, 2004. - 128 с.
7. Анисимов В. П. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. П. Анисимов. Тверь : ТвГУ, 2007. - 199 с.
8. Бабенков А. Г. Изучение джазовой импровизации : метод, пособие для муз. училищ / А. Г. Бабенков. Тверь: ТвМУ, 2002. — 71 с.
9. Баташев А. Н. Феномен импровизации: вопросы теории / А. Н. Баташев // Советская музыка. 1987. - № 2. - С. 46-49.
10. Ю.Белый Б. Сочинение и импровизация на синтезаторе / Б. Белый // Искусство в школе. 2006. - № 3. - С. 48-49.
11. Билькис Е. Импровизатор: творчество Л. Чижика / Е. Билькис // Аврора. 1983,- №8. -С. 122-126.
12. Бороздинов А. А. Инструментальное музицирование в малокомплектной школе / А. А. Бороздинов // Начальная школа. — 1998. — № 3. С. 82-85.
13. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано : учеб. пособие / Игорь Бриль. М.: Кифара, 2006. - 260 с.
14. З.Воронцов Ю. С. Основы джазовой импровизации (для духовых инструментов) / Ю. С. Воронцов. — 2-е изд. — М.: Современная музыка, 2003.-57 с.
15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
16. Георгиев Г. X. У истоков композиторского творчества: о практике преподавания в музыкально-хоровой школе / Г. X. Георгиев // Музыка в школе.-2005.-№4.-С. 51-54.
17. Глущенко Ю. П. Импровизация как категория исполнительства : автореф. дис. . канд. искусств. Киев: КГК, 1990. — 17 с.
18. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество: о проблемах музыкального воспитания школьников / Л. Горюнова // Искусство в школе. 1993. - № 1.-С. 15-21.
19. Давыдова М. Некоторые приемы работы с шестилетними: из опыта музыкального воспитания / М. Давыдова // Искусство в школе. — 1993. — № 1.-С. 39-43.
20. Денисенко Т. Синтезатор и творчество / Т. Денисенко // Искусство в школе. 2002. - № 4. - С. 52-53.
21. Долгушин С. Л. Синектика метод развития эвристического мышления младших школьников на уроках музыки: методология и методика / С. Л. Долгушин // Музыка в школе. - 2006. - № 6. - С. 17-27.
22. Ивановская С. Как рождается урок музыки / С. Ивановская // Искусство в школе. 1997. -№ 1. - С. 21-24 ; № 2. - С. 23-26.
23. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. М. : Смысл, 2001. — 264 с.
24. Ильмер Ж. А. Джазовая импровизация для саксофона : учеб.-метод. пособие / Ж. А. Ильмер. М. : РАМ им. Гнесиных, 2007. - 78 с.
25. Казакова С. Творческие задания на уроках музыки / С. Казакова // Искусство в школе. 2006. - № 2. - С. 14-17.
26. Каневская В. Звуки скажут больше, чем слова: о развитии наглядно-образного мышления детей с помощью музыкальной импровизации / В. Каневская // Искусство в школе. 1997. — № 1. — С. 43-45.
27. Кинус Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе: дис. . д-ра искусств. / Ю. Г. Кинус. Ростов н/Д, 2006. - 234 с.
28. Кирнарская Д. К: Психология специальных способностей: музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. М.: Таланты. 21 век, 2004. - 496 с.
29. Кирнарская Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. . д-ра психол. наук / Д. К. Кирнарская. СПб., 2006. — 376 с.
30. Коваленко В. А. Постигая тайны музыки: к методике проведения уроков музыки / В. А. Коваленко // Начальная школа. — 1992. — № 11/12. — С. 2225.
31. Коваленко В. Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: историко-культурный и дидактический аспекты: автореф. дис. . канд. искусств. / В. Г. Коваленко. — Ростов н/Д, 1995. — 24 с.
32. Красильников И. М. Содержание и метод обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе / И. М. Красильников // Музыка в школе. 2003. - № 1. - С. 58-63.
33. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет: учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. 3-е изд. - М.: УРАО, 1997. -176 с.
34. Левин В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. — Томск: Пеленг, 1992.-58 с.
35. Левченко Б. П. Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одаренной личности подростка: дис. . канд. пед. наук / Б. П. Левченко. Воронеж: ВГУ, 2006. - 184 с.
36. Лельчицкий И. Д. Эволюция личностно-профессионального идеала учителя в отечественной педагогике первой трети 20 века: автореф. дис. . д-ра пед. наук / И. Д. Лельчицкий. М., 2003. - 38 с.
37. Лельчицкий И. Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети 20 века / И. Д. Лельчицкий. М.: РАО; Тверь: ТвГУ, 2003. - 292 с.
38. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
39. Лившиц Д. Р. Феномен импровизации в джазе: автореф. дис. . канд. искусств. / Д. Р. Лившиц. Нижний Новгород, 2003. — 25 с.
40. Лобанова Е. А. Песни Поморья и активизация творческих способностей школьников / Е. А. Лобанова // Музыка в школе. 2004. — № 2. - С. 52-56.
41. Лукацкий М. А. Особенности профессионального самоопределения подростков в условиях их межличностного взаимодействия в общеобразовательном учреждении / М. А. Лукацкий; под ред. М. Е. Остренковой. Тверь: ТвГУ, 1999. — 106 с.
42. Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып.2: Фактурные рисунки / А. Л. Маклыгин. М.: Престо, 1999. — 32 с.
43. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. М.: Музыка, 1991. - 88 с.
44. Манукян И. Главное музыкальный образ: преподавание композиции в ДМШ / И. Манукян // Искусство в школе. - 2006. - № 2. - С. 52-57; № 3. -С. 53-55; №4.-С. 53-60.
45. Мариупольская Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки: теоретический и методологический аспекты: дис. . д-ра пед. наук / Т. Г. Мариупольская. М., 2002. - 340 с.
46. Маркин Ю. И. Школа джазовой импровизации. Часть 1: Теоретический курс / Ю. И. Маркин. М.: Михаил Диков, 2008. - 132 с.
47. Махновец С. Н. Взаимосвязь мотивации и способностей подростка в структуре регуляции его деятельности: автореф. дис. . канд. психол. наук / С. Н. Махновец. -М., 1996. 18 с.
48. Мелешкина Е. А. Стилевой феномен романтизма в профессиональной подготовке учителя музыки (на материале учебной работы над произведениями Шумана в классе фортепиано): автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. А. Мелешкина. М.: МПГУ, 2004. - 23 с.
49. Методология педагогики музыкального образования / под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Владос, 2007. - С. 256.
50. Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая ' гуманистическая образовательная парадигма / С. О. Мильтонян. Тверь: РТС - Импульс, 2003. - 216 с.
51. Михеева JI. Энциклопедический словарь юного музыканта / JI. Михеева; ред.-сост. Б. JI. Березовский. СПб.: Культ Информ Пресс, 2000. - 318 с.
52. Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 2. - 960 с.
53. Музыкальный словарь Гроува: пер. с англ. — М.: Практика, 2001. 1095 с.
54. Мун JI. Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования: дис. . канд. пед. наук / Л. Н. Мун. -М., 2001.- 173 с.
55. Муравьев Е. М. Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся / Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская. Тверь: ТвГУ, 2001. - 160 с.
56. Мухина В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М.: Academia, 2004.-456 с.
57. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский М.: Музыка, 1982. - 319 с.
58. Немов В. С. Психология: психодиагностика, введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студентов педвузов: в 3 кн. / В. С. Немов. — М.: Владос, 2007. -Кн. 3.-631 с.
59. Никитин А. А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Введение к дис. на соиск. учен. степ. канд. искусств. / А. А. Никитин. Хабаровск, 1981. - 14 с.
60. Николаева А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки: дис. . д-ра пед. наук / А. И. Николаева. М., 2004. -458 с.
61. Пазекова Г. Е. Психолого-педагогические условия и пути реализации развития одаренности / Г. Е. Пазекова // Управление современной школой. Завуч. 2009. - № 8. - С. 129-132.
62. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
63. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс : учеб. для студ. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2002. - 2 кн.
64. Пожидаев Г. На уроках музыки в гимназиях Западного Берлина / Г. Пожидаев // Музыка в школе. 1990. - № 4. - С. 59-62.
65. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Е. Ф. Ломова и др. М. : Педагогика, 1983. - 448 с.
66. Рабочая программа дисциплины «Основы музыкальной импровизации» / сост. преп. музыкальных дисциплин ДХО, Член Союза композиторов России К. К. Тушинок. Б. м.: б. и., 2003. - 14 с.
67. Раздобарина Л. А. Творческое развитие дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкально-сценических произведений для детей: дис. канд. пед. наук / Л. А. Раздобарина. М., 2006. - 184 с.
68. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. — М.: Вече ACT, 2000. - Т. 1. - 560 с.
69. Рогозина В. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке / В. Рогозина // Воспитание школьников. — 2007. — № 4.-С. 28-30.
70. БО.Роль искусства в развитии способностей школьников / под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
71. Скребнева Н. Р. Формирование готовности педагогов-музыкантов к художественно-творческой деятельности: дис. . канд. пед. наук / Н. Р. Скребнева. М.: РАО ИХО, 2005. - 149 с.
72. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров ; ред. кол. А. А. Гусев и др. — Изд. 4-е. М.: Советская энциклопедия, 1987. -1600 с.
73. Спутник музыканта. Популярный энциклопедический словарь-справочник / ред.-сост. A. JL Островский. — Изд. 2-е. — JL: Музыка, 1969. -400 с.
74. Сродных Н. JI. Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки: дис. . канд. пед. наук / Н. JI. Сродных. -Екатеринбург, 2000. 136 с.
75. Степанов Д. Легко ли стать музыкантом? (Опыт работы учителя музыки 8-й средней школы г. Пензы О. Л. Скобей) / Д. Степанов // Искусство в школе. 1995. - № 2. - С. 48-50.
76. Степурко О. М. Скэт-импровизация. Орнаментика стиля соул / О. М. Степурко. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Камертон, 2007. — 111 с.
77. Суслова Н. Музыкальное мышление: сущность, динамика, структура И. Суслова // Искусство в школе. 2006. - № 4. — С. 37-41.
78. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.
79. Тарасов Г. С. Психология музыкальной потребности: дис. д-ра искусств, в форме научного доклада / Г. С. Тарасов. — М.: б. и., 1991. 47 с.
80. Тарасова Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: дис. . д-ра пед. наук / Л. А. Тарасова. М., 1997. - 556 с.
81. Туник Е. Е. Диагностика креативности: тест П. Торренса : метод, рук-во / Е. Е. Туник. СПб. : б. и. - 1998. - 172 с.
82. Усачева В. О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук в форме научного доклада / В. О. Усачева. М. : ИХО РАО, 2002. - 34 с.
83. Фадеева Ю. В. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса на уроках фортепиано / Ю. В. Фадеева // Дополнительное образование. 2002. - № 7. - С. 26-28.
84. Флоренский П. А. Оправдание космоса: сб. / П. А. Флоренский ; сост. вступ. ст. и примеч. В. Г. Юсупова. СПб.: РХГИ, 1994. - 224 с.
85. Хазанов П. А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано) : автореф. дис. . канд. пед. наук / П. А. Хазанов. — М.: Моск. гос. музыкальный колледж (ВУЗ), 1996. — 22 с.
86. Цыпин Г. М. Человек, талант, труд: музыкант в современном мире : книга для учителя / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1992. - 240 с.
87. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха / Г. И. Шатковский. — М.: Музыка, 1996. 184 с.
88. Шенкман Я. Импровизатор / Ян Шенкман, Клим Колосов // Московские новости. 1997. - № 49. - С. 20.
89. Шмагина Т. На уроках музыки: из опыта 1010-й школы г. Москвы / Т. Шмагина // Музыка в школе. 1990. - № 4. - С. 37-40.
90. Щербакова А. И. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в процессе освоения фортепианноймузыки 20 века: дис. . канд. пед. наук / А. И. Щербакова. М., 1999. - 286 с.
91. Щетинин В. Музыкальное развитие детей в Доме детства / В. Щетинин // Искусство в школе. — 1996. — № 4. — С. 3-7.
92. Щетинин В. Творческое развитие ребенка в школе фортепианной импровизации и композиции / В. Щетинин // Искусство в школе. 1998. -№ 3. - С. 71-75.
93. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
94. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.-304 с.
95. Ю7.Юдин А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике 19 века: дис. . д-ра пед. наук / А. П. Юдин. М., 2004. — 410 с.
96. Якимова О. Зарождение бардовской песни в г. Глазове / О. Якимова, Н. Шумакова, Л. Пролеева // Искусство в школе. 2003. - № 6. - С. 57-61.
97. Baker D. Jazz Improvisation. A Comprehensive Method of Study for All Players / D. Baker. Chicago, 1969. - 110 p.1 lO.Coker J. Improvising jazz. Prentice. Hall. Inc. 1964.
98. Ferand E. T. Die improvisation / E. T. Ferand. Köln, 2 Ausg 1961.-370 P
99. Ferand E. T. Die Improvisation in Beispielen ovus neun Jahrhunderten abandlandischer Musik: Mit einer geschichtlichen Ein Fuhrung / E. T. Ferand. -Köln: Volk, 2 Aufl 1961. 163 s.
100. Improvisation in the arts / guest ed G. Hagberg. Madison /WI/: Univ. of Wisconsin press / The Journal of aesthetics an art criticism; Vol. 58. - № 2. -2000.-212 p.
101. Improvisation and neue Musik: Acht Kongre Bref /Hrsg. R. Brinkmann, /Vero ffentlichungen des Inst. Fur neue Musik Musikerziehung, Darmstadt; Bd. 20/. Mainz: Schott, 1979. - 136 s.
102. Kernfield Barry. Improvisation / Barry Kernfleld // What to listen for in jazz. New Haven and London, 1995. - P. 119.
103. Mehegan J. Jazz improvisation. W-G Publications. Inc. 1965-1966.
104. Mehegan J. Jazz improvisation. Tonal and Rhythmic Principles / J. Mehegan. — N. Y.: 1959-1965.
105. Mehegan J. Jazz improvisation: Tonal and Rhytmic Principles / J. Mehegan. -N. Y.: Advance Music. 1995. - 222 p.
106. Nestmann A. Improvisation/ A. Nestmann // Zeitschrift for Musik. 1931. — S. 758.
107. Paul F. Berliner. Introduction. Improvisation and its study / F. Paul // Thinking in jazz. The infinite art of information. 1994. — P. 1.
108. Wollner G. Improvisation in musik: Ways toward capturing musical ideas and developing them / G. P. Wollner. N. Y.: Doubleday and co, 1963. - 191 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.