Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: на материале учебной работы в классах эстрадно-джазового искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Овчаров, Игорь Владимирович
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Овчаров, Игорь Владимирович
Введение
Импровизация в эстрадно-джазовой музыке: теоретико- Стр.
Глава I методические аспекты. ^ Эстрадно-джазовая культура в СССР и современной Стр.
России.
Американский джаз: прошлое и настоящее. Стр.
Импровизационный принцип как основа джазового Стр. музицирования. ^ Теоретико-методические подходы к обучению джазовой Стр. импровизации.
Развитие умений и навыков джазовой импровизации в
Глава II процессе обучения. Опытно-экспериментальное исследование.
Педагогические наблюдения.
101 Стр.
Педагогические беседы и анкетирование.
110 Стр.
Обучающий (формирующий) эксперимент.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре2000 год, кандидат культурол. наук Ушаков, Константин Александрович
Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала2007 год, кандидат искусствоведения Шулин, Вячеслав Валерьевич
Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей2002 год, кандидат педагогических наук Шпаковская, Екатерина Борисовна
Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств2012 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Анна Сергеевна
Формирование новосибирской джазовой школы2005 год, кандидат искусствоведения Беличенко, Сергей Андреевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: на материале учебной работы в классах эстрадно-джазового искусства»
Искусство джаза пользуется большой популярностью в современном мире. Не составляет исключения в этом отношении и Россия. Драматические ситуации, имевшие место в конце сороковых — начале пятидесятых годов прошлого столетия, когда джаз был фактически подвергнут остракизму со стороны властей, отошли в далёкое прошлое. В последние десятилетия в России заявили о себе различные джазовые стили и направления, такие как Государственный камерный оркестр джазовой музыки (О.Лундстрем), джаз-рок («Арсенал» А.Козлова), фри-джаз (трио В.Ганелин, В.Чекасин, В.Тарасов), модальный джаз («Аллегро» Н.Левиновского), этник-джаз («Му-гам» В. Мустафы-заде») и др. Сегодня джаз, представленный как профессиональными, так и любительскими коллективами, занимает прочные позиции в современной российской музыкальной жизни. Улучшилась по сравнению с недавними временами подготовка кадров музыкантов - исполнителей для джазовых коллективов. Появились труды специалистов (И.Бриль, В.Кузнецов, Г.Гаранян и др.), посвященные некоторым существенным аспектам обучения искусству джаза. Сделано, короче, немало важного и нужного.
Вместе с тем есть проблемы, которые ждут своего решения, требуют углублённого теоретико-методического анализа и практической разработки. «.Проблемы развития музыкальной эстрады, особенно теоретические и методические аспекты профессиональной подготовки кадров в учебных заведениях нашей страны, изучены недостаточно и нуждаются в научном осмыслении»1, - констатирует В.Кузнецов. Еще более категорично высказывание Е.Барбана, специалиста в области зарубежной джазовой культуры: «Наши знания о джазовой импровизации незначительны, неполны, недостоверны. В
1 Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. - М., 2000, С. 6. джазовом музыкознании отсутствуют серьёзные работы об этой разновидности музыкального творчества».2
Среди проблем, требующих- первоочередного рассмотрения и профессионально-педагогического решения следует назвать в первую очередь ту, которая относится к области джазовой импровизации, роль и значение которой в искусстве джаза трудно переоценить. Противоречие существующей ныне ситуации в том, что, с одной стороны, без умелых, высококлассных импровизаторов джаз как вид искусства лишён обнадёживающих перспектив на дальнейшее развитие. С другой стороны, рассчитывать исключительно на стихийный приток талантливых импровизаторов - самоучек было бы отнюдь не лучшим решением проблемы.
Отсюда актуальность исследования, посвященного проблеме профессиональной подготовки исполнителей джазовой музыки и, в качестве приоритетного направления этой подготовки, - формирование умений и навыков импровизации у обучающихся на эстрадно-джазовых отделениях (факультетах) российских музыкальных учебных заведений.
Цель исследования - оптимизация процесса профессиональной подготовки студентов эстрадно-джазовых факультетов (отделений) музыкальных учебных заведений.
Объект исследования — учебно-образовательный процесс в профессиональных учебных заведениях сферы культуры и искусства (факультеты и отделения эстрадно-джазового искусства).
Предмет исследования - развитие импровизаторских способностей; в этой связи формирование у музыкальной молодёжи комплекса необходимых знаний, умений и навыков.
Задачи исследования:
- охарактеризовать эволюцию искусства джаза в отечественной и мировой музыкальной культуре (конец XIX — начало XXI столетий);
Барбан Е. Джазовые опыты. - СПб, 2007. - С. 87.
-выявить генетические истоки джаза; уточнить основные выразительно-технические средства (компоненты) этого искусства;
- определить место и роль импровизационного начала в джазовом музицировании; проанализировать природу и функции импровизационных процессов в искусстве джаза;
- рассмотреть в педагогическом аспекте основные задачи, стоящие перед преподавателем эстрадно-джазовых дисциплин; предложить и обосновать возможное решение этих задач;
- разработать в теоретико-методическом ракурсе приёмы и способы учебной работы, направленные на активизацию креативного, творчески созидательного компонента в действиях обучающихся (студентов соответствующих отделений и факультетов);
- проверить в ходе опытно-экспериментальной работы целесообразность и обоснованность педагогических ориентиров, установок и рекомендаций, предложенных в настоящем исследовании.
Гипотеза исследования:
1. Искусство джаза в лучших его образцах играет важную роль в современной художественной культуре; фактически оно противостоит низкопробной продукции так называемой масс-культуры (поп-арта);
2. Некоторые стилевые направления джаза второй половины XX в., в частности, рок-музыка, вызывают неоднозначную реакцию слушательской аудитории, разделяя людей по возрастным, социокультурным, художественно-эстетическим и иным показателям. В то же время феномен рок-музыки, как и некоторые другие явления и процессы современного джаза, не могут и не должны игнорироваться специалистами (искусствоведами, педагогами, социологами) при анализе реалий музыкальной культуры нашего времени.
3. Атрибутивное свойство джаза - импровизационность процесса музицирования. Импровизация как способ и как форма спонтанного созидания звуковых идей (в широком толковании этого термина) является центральным, системообразующим компонентом джазовой музыки, определяя её специфику, её отличие от других видов музыкального исполнительства.
В искусстве джаза, не в пример музыкальной классике, соотношение между творцом и исполнителем заметно меняется в сторону усиления (и существенного усиления) роли исполнителя. Он создаёт, импровизируя, нечто своё, новое, внося это новое в структуру музыкального произведения, что практически исключено в сфере академической музыки.
4. Способность импровизировать имеет все основания рассматриваться как особый дар природы, как примета таланта. В то же время, подготавливая будущего профессионала к его практической деятельности, искусству музыкальной импровизации следует специально обучать. Существуют определённые закономерности и «технологии» джазовой импровизации; они должны быть познаны и освоены обучащимся.
5. Обучение искусству импровизации предполагает работу по нескольким направлениям, детерминированным многоуровневой структурой большинства джазовых импровизаций, их основными «слагаемыми» и варьируемыми элементами. В числе последних — мелодика, гармония, ритмика, фактура, тембро-динамика.
Методологическую основу диссертации составили: а) психолого-педагогические теории развивающего обучения, которые, при их определённых отличиях, создали в целом прочную основу для проведения настоящего исследования (JI. Выготский, Л.Занков, Д.Эльконин, В.Давыдов и др.); б) эстетические концепции джаза как феномена мировой музыкальной культуры XX - XXI вв. (Е.Барбан, А.Козлов, В.Конен, О.Лундстрем, Е.Овчинников, У.Сарджент и др.); в) теоретико-методические положения отечественных и зарубежных специалистов в области преподавания основ эстрадно-джазового искусства (И.Бриль, И.Ерошенков, В.Кузнецов, А.Осейчук, О.Хромушин, David Liebman, David Baker, Jamey Aebersold, Lenny Niehaus и др.).
Методы исследования: анализ научно-литературных источников (педагогика, эстетика, муI зыкознание);
- рассмотрение педагогических воззрений и рекомендаций специалистов в области джазового исполнительства (А. Осейчук, В.Кузнецов, И.Бриль, Е.Барбан и др.);
- изучение эталонных образцов звукозаписей, принадлежащих выдающимся мастерам (отечественным и зарубежным) эстрадно-джазового искусства; обобщение профессионального опыта педагогов-практиков, а также личного исполнительского и педагогического опыта автора диссертации.
Новизна исследования:
1. Определены учебно-образовательные векторы, сориентированные на формирование профессионально-значимых исполнительских умений и навыков у участников джазовых коллективов.
2. Изучены отличительные качества и свойства джазовой импровизации как особого вида спонтанной (самопроизвольной) творческой деятельности.
3. Дифференцированы методы обучения, направленные на освоение технологий варьирования основных элементов джазовых композиций: мелодики, гармонии, ритма, фактуры, тембро-динамики, звукоколористики.
4. Определены иерархически соподчинённые ступени и этапы освоения учащимися искусства импровизации. Разработан и обоснован принцип постепенности и последовательности, спроецированный на практику преподавания дисциплин эстрадно-джазового цикла.
5. Уточнены способы учебно-познавательной деятельности, связанной с изучением и художественно-стилевым анализом звукозаписей выдающихся мастеров отечественного и зарубежного джаза.
6. Разработаны когнитивные подходы к изучению и ассимиляции в сознании обучающихся стилевой специфики различных джазовых направлений, таких как диксиленд, свинг, би-боп, прогрессив, кул и др.
7. Обоснован метод внутреннеслуховых представлений (импровизирование «про себя», в сфере внутреннего слуха), показана эффективность его применения в учебно-тренировочной и творческой практике.
8. Указано на психологические барьеры, создающие определённые трудности в процессе сольной импровизации; даны практические рекомендации, направленные на преодоление (полное или частичное) этих барьеров.
Теоретическое значение исследования.
Дана характеристика импровизации как особой разновидности музыкально-творческой деятельности, основанной на спонтанности движения художественной мысли музыканта-исполнителя. Выведены на уровень обобщения основные свойства, признаки, отличительные особенности джазовых импровизаций; выявлены корреляционные связи и зависимости между ними. Указано в качестве атрибутивного свойства на динамичность (изменчивость, вариабельность, подвижность) импровизационных звукопостроений в высококлассной джазовой музыке и, одновременно, на внутреннее единство, целостность этих построений. Разработано содержание комплексов знаний, профессиональных умений и навыков, связанных с созданием музыкальных импровизаций, повышением их качественного уровня.
Теоретическое значение исследования также в том, что его данные (положения, выводы) могут быть экстраполированы в смежные области художественно-творческой деятельности.
Практическое значение исследования.
Изучены потенциальные возможности повышения эффективности практических занятий в классах эстрадно-джазового искусства. Выработана система рекомендаций, направленных на совершенствование приёмов и способов учебной деятельности, связанных с процессами импровгоаций. Рассмотрены различные проблемы, возникающие в контексте соответствующей (музыкально-импровизаторской) деятельности, предложены практические пути и способы решения этих проблем.
Материалы исследования используются на лекционных занятиях по курсу «Теория и методика эстрадно-джазового искусства», а также на индивидуальных занятиях в классе саксофона и других музыкальных инструментов.
Положения, выносимые на защиту.
1. Джаз в лучших его образцах и проявлениях является сегодня серьезным противовесом низкопробным образцам массовой музыкальной культуры (поп-арту). Не деформируя вкусов слушательской аудитории, не нанося урона художественно-эстетическому воспитанию молодёжи, джаз способствует повышению культуры досуга людей, отвечает музыкальным запросам и потребностям своих многочисленных почитателей из различных социальных слоев общества.
2. Известно, что некоторые стилевые ответвления джаза (например, рок-музыка) вызывают неоднозначные оценки, суждения, мнения. Дают о себе знать несовпадения во вкусах отдельных индивидумов, возрастных и социальных групп различных поколений людей. В то же время, отрицать популярность рок-музыки в определённых слоях общества (прежде всего, в кругах молодёжи) - нельзя, как нельзя не видеть места и роли рок-музыки в современной отечественной и зарубежной масс-культуре. Из чего следует, что этот феномен также должен быть объектом изучения и анализа.
3. Статус джаза в современном искусстве в решающей степени зависит от качества его художественной «продукции» (сказанное относится как к профессиональным коллективам, так и к любительским). Это предполагает соответствующее кадровое обеспечение джаз-ансамблей и оркестров, требует квалифицированной подготовки исполнителей эстрадно-джазового профиля.
Одним из принципиально важных критериев такой подготовки является способность джазовых музыкантов - вне зависимости от их исполнительских специальностей - свободно импровизировать в процессе публичного выступления.
4. Импровизационность (сольная или коллективная) как особый вид спонтанной творческой деятельности принадлежит к отличительным свойствам джаза. Здесь то, что отделяет, дистанцирует джазовое музицирование от других видов и разновидностей музыкально-исполнительской практики. Импровизация способствует повышенной экспрессии исполнения, содействует установлению интерактивных контактов между музыкантом и слушателями, вовлекая последних в со-творческую деятельность.
Импровизация демонстрирует не результат, а процесс создания музыки, что сообщает особую привлекательность выступлениям джазовых музыкантов (если, конечно, они оказываются на уровне предъявляемых к ним требований). По степени импровизаторского мастерства ведущих музыкантов-солистов можно судить о профессиональном и творческом потенциале джазового коллектива в целом. Это говорит о важности формирования соответствующих умений и навыков в процессе подготовки джазовых музыкантов.
5. Способность импровизировать даётся от природы, то есть во многом зависит от таланта музыканта, его творческих возможностей. В то же время, развитие этой способности зависит и от обучения (соответственно и самообучения): его содержания, целевой направленности, методического обеспечения, его профессионального качества. Необходимо сформировать у обучающегося представления о главных компонентах («слагаемых») импровизационных структур: о мелодической импровизации и её специфике; о гармонической импровизации, играющей важную роль в варьировании музыкального материала; о ритмических, фактурных, тембро-динамических и некоторых других видах импровизации.
Входит в процесс подготовки джазовых музыкантов также аналитическая работа со звукозаписями, изучение эталонных образцов импровизации, принадлежащих выдающимся мастерам. Входят разного рода креативные действия в сфере внутреннеслуховых представлений, а также иные виды работ, о которых будет говориться на дальнейших страницах исследования.
Достоверность исследования обеспечена его методологией, основанной на многослойном научно-исследовательском подходе. Работа над научно-литературными источниками, над звуко- и видеозаписями; обобщение опыта ряда квалифицированных музыкантов, а также личного исполнительского и педагогического опыта автора — весь этот спектр обеспечивает необходимый уровень достоверности исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились на заседаниях кафедры педагогики и методики профессионального образования, в процессе выступлений и докладов на научно-практических семинарах, совещаниях и конференциях, а также посредством работы в качестве преподавателя на факультете музыкального творчества Белгородского государственного института культуры и искусств.
Структура и основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, излагаются методологические основы и методы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Джаз как искусство артистического самовыражения2009 год, кандидат искусствоведения Амирханова, Светлана Анатольевна
Феномен импровизации в джазе2003 год, кандидат искусствоведения Лившиц, Дмитрий Романович
Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века2003 год, кандидат искусствоведения Матюхина, Мария Владиславовна
Джазовая импровизация в структуре профессиональной подготовки учителя музыки2000 год, кандидат педагогических наук Сродных, Наталия Леонидовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Овчаров, Игорь Владимирович
Выводы, полученные в результате наблюдений, были подкреплены анкетированием и беседами с преподавателями и студентами БГИКИ, а также профессиональными джазовыми исполнителями, приглашенными для участия в экспериментальной работе, направленной на выявление целесообразности использования методических рекомендаций, основанных на последовательном освоении различных видов импровизации (мелодическая, гармоническая, ритмическая, тембро-динамическая). В очном (беседы, интервью) и заочном (анкеты) общении с преподавателями и студентами кафедры эстрадного оркестра и ансамбля, а также джазовыми исполнителями, выявлялись интенсивность, систематичность использования предлагаемых методических рекомендаций.
С целью более обстоятельного выявления взглядов, позиций и отношения к данной проблеме в ходе обучения, по окончании трех учебных семестров были проведены специальные опросы участников опытно-экспериментальной работы. Общее количество опрошенных преподавателей, студентов и профессиональных исполнителей составило 50 человек. Студентам были заданы следующие вопросы: 1. Считаете ли вы импровизацию центральным, принципиально важным элементом искусства джаза? 2. Рассматриваете ли вы способность импровизировать как некое врождённое качество, как специфическое проявление таланта джазового музыканта? 3. Возможно ли, на ваш взгляд, овладеть искусством джазовой импровизации в процессе обучения?
Ниже приведены варианты ответов на заданные вопросы: а) Да б) Нет в) Воздерживаюсь от однозначного ответа.
Респонденты выражали своё отношение к рассматриваемой проблематике посредством выбора одного из вариантов ответа. Итоги опроса студентов сведены в таблице № 2:
Заключение
1. Импровизациоиность принадлежит к числу наиболее важных, атрибутивных качеств джазовой музыки. Выступая в качестве способа спонтанного созидания звуковых идей, импровизациоиность имеет основания рассматриваться как своего рода системообразующий компонент джазовой музыки, определяющий ее специфику, ее отличие от других видов музыкально-исполнительского искусства. Выразительные средства импровизационной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различных джазовых стилей, индивидуальной исполнительской манерой музыкантов, спецификой характерных для джаза музыкальных форм и жанров. Основа импровизации - процесс творческий и индивидуальный. Поэтому, говоря о предмете импровизации в системе музыкального профессионального образования вузов культуры и искусств, мы прежде всего имеем в виду целенаправленную систему познания этого творческого процесса и, как выражение этого познания, - управляемую, подготовленную и планируемую импровизацию, которая, соединяясь со спонтанным импровизационным чувством человека, становится (при соответствующем уровне мастерства) высокохудожественным событием.
2. Импровизация как таковая проводит чёткую разграничительную линию между исполнителем академического плана и исполнителем джазовых композиций. В искусстве джаза музыкант-исполнитель, импровизируя, создаёт нечто своё, новое, внося это новое, лично ему принадлежащее, в звуковую структуру музыкального произведения, что практически исключено в сфере академической музыки. Одной из наиболее привлекательных сторон джазовой импровизации является то, что она демонстрирует не результат, а процесс создания музыки. Уровень импровизаторского мастерства солистов даёт серьёзные основания судить о профессиональном и творческом потенциале джазового коллектива в целом. Это свидетельствует о важности развития соответствующих способностей, необходимости формирования комплекса профессиональных знаний умений и навыков в процессе подготовки джазовых музыкантов.
3. Способность импровизировать является отличительной приметой музыкального дарования. В то же время эта способность требует специального и целенаправленного развития, которое осуществляется в процессе обучения. Существуют определённые закономерности и «технологии», приёмы и способы обучения джазовой импровизации; они должны быть изучены и практически освоены обучающимся. Процесс занятия импровизацией необходимо направлять на реализацию потенциальных творческих возможностей студентов, среди которых нередко встречаются одаренные молодые композиторы, аранжировщики, исполнители-импровизаторы. Весь цикл изучения, освоения и практической реализации знаний искусства импровизации состоит из двух взаимодополняющих форм обучения: лекционно-теоретического и индивидуально-практического.
Теоретический курс служит необходимой подготовкой к практическому индивидуальному курсу импровизации и представляет базовые принципы построения и сочинения импровизации. Практические домашние задания, выполняемые студентами в рамках теоретического курса, готовят их к индивидуальной работе. Здесь закладываются организующие элементы творческой работы музыканта-инструменталиста. Цель курса (теоретического и индивидуально-практического) — подготовить музыканта-исполнителя к профессиональному импровизационному творчеству, сделать музыканта способным интересно и правильно переработать заданный музыкальный материал (в композиции, соло, аккомпанементе и других видах музыкального творчества), выразительно и убедительно донести его до слушателя, выработать собственную систему самообразования, совершенствования импровизационно-творческих способностей, исполнительского мастерства, композиторского опыта.
4. Обучение искусству джазовой импровизации должно основываться на поливекторном принципе, что означает на практике систематическую и целенаправленную выработку локальных импровизационных умений и навыков в области мелодики, гармонии, ритмики, фактуры, тембро-динамики. Знания, приобретенные на занятиях по импровизации, необходимо практически использовать в классах аранжировки, инструментовки, композиции, классах ансамбля и оркестра. Студенты на практике должны продолжать совершенствовать умения и навыки искусства импровизации, проявляя их в различных формах музицирования. Данные предметы имеют свои специальные задачи, но для студента изучение этих предметов должно быть связанным воедино музыкально-смысловой логикой.
В инструментовке, над которой работает студент, могут встретиться сольные эпизоды для различных инструментов и хорусы групп инструментов, которые нужно сочинить, не говоря уже о выборе приемов и методов тематического развития, разработке гармонических и мелодических импровизационных моделей, активности метроритмического развития. В процессе этой работы нередко требуется решить вопросы формы и драматургии, фактурной разработки звукового объема и другие.
В классах ансамбля и оркестра особую значимость приобретают подготовленное или спонтанное соло, добротный и правильный импровизационный аккомпанемент, мастерство владения инструментом и игровым временем, метроритмическая изобретательность, хорошее понимание стиля и жанра исполняемой музыки. Важны и активное, эмоционально-творческое взаимодействие с другими участниками ансамбля или оркестра в процессе импровизационной игры, которая передает общие художественные задачи. Все это становится показателем качества профессионально образованного музыканта-исполнителя.
5. Одной из наиболее привлекательных сторон джазовой импровизации является то, что она демонстрирует не результат, а процесс создания музыки. Уровень импровизаторского мастерства дает серьезные основания судить о профессиональном и творческом потенциале джазового коллектива в целом. Это свидетельствует о важности развития соответствующих способностей, необходимости формирования комплекса профессиональных знаний, умений и навыков в процессе подготовки • джазовых музыкантов.
Студент вуза культуры и искусств должен уметь использовать выразительные возможности традиционного и современного музыкального языка, пользоваться многообразием приемов и методов развития гармонической вертикали и мелодической линии, использовать широкие возможности полифонизации музыкальной ткани и сложные приемы метроритмической организации в разработке музыкального материала, а также применять разнообразный экспериментально накопленный в творчестве композиторов, импровизаторов, инструменталистов разных стран опыт поиска и отбора новых музыкально-выразительных средств, ориентируясь в сложном процессе развития и синтеза стилей и направлений современного джаза, рок- и поп музыки.
Музыканту-импровизатору необходимо постичь непростые законы формообразования, выработать чувство художественной меры, осознать концепции драматургического развития, использовать разнообразные варианты конструирования процессов тематического развития и многое другое.
При изучении, анализе и обобщении богатого и разнообразного импровизационного опыта, сложившегося в музыкальной практике разных стран и народов, особое место должно быть отведено изучению национальных композиторско-исполнительских и импровизационных школ и направлений, активно развивающихся в странах Европы, Америки, России, Азии, Африки.
Большое значение в развитии музыканта-импровизатора приобретает изучение национальных традиций и фольклора, импровизационных техник народных исполнителей, изучение разнообразных национальных музыкальных культур. Изучение национальных традиций и их трансформации в современном музыкально-импровизационном творчестве -необходимое условие полноценного профессионального образования современного инструменталиста-импровизатора.
В рамках занятий по предлагаемой в диссертационном исследовании методики, формируются следующие профессионально-игровые импровизационные уровни по степени готовности музыканта к дальнейшей практической деятельности: а) Творческий, аналогово-подражательный, стилевой, стандартно-традиционный (применительно к стилям и жанрам традиционного джаза, джаз-рока и рок-музыки).
Этот уровень применяется в условиях «цеховой», инструментальной работы музыканта (оркестровой, ансамблевой, аккомпанирующей); б) Индивидуально-творческий, оригинальный, нестандартный, парадоксальный, с элементами собственного музыкального языка и приёмов исполнения, виртуозный (солисты-импровизаторы, солисты авторских ансамблей и оригинальных (с точки зрения стиля и жанра) оркестр ово-ансамблевых форм. в) Ярко выраженный, самобытный, индивидуально-творческий, композиторский, импровизационно-масштабный, концептуальный, виртуозный (композиторы-импровизаторы, солисты экспериментально-творческих коллективов, авторских, оригинальных, эксклюзивных ансамблей). Условность перехода с одного уровня на другой, как и формирование самих уровней, связаны со степенью подготовки, освоения импровизационного искусства, а так же профессиональной ориентацией эстрадно-джазового музыканта.
Задачами курса импровизации являются: а) Развитие индивидуальных импровизационных и композиторских способностей музыкантов-инструменталистов. б) Полноценное освоение импровизационных технологий и организующих их принципов. в) Формирование в процессе обучения качественного, профессионального импровизационно-игрового уровня музыкантов-инструменталистов . г) Формирование индивидуального творческого метода в искусстве импровизации, композиции. д) Изучение авторских методов и концепций выдающихся импровизаторов джаза, рока, поп-музыки и смешанных импровизационно-фольклорных направлений с целью творческой переработки и использования в собственном творчестве. е) Освоение широкого круга образовательных методик и концепций по практике обучения импровизационному искусству, включая использование новейших компьютерных технологий и программ. ж) Формирование долговременной индивидуальной системы самообразования и самосовершенствования в искусстве импровизации. з) Подготовка универсального, профессионально ориентированного музыканта-исполнителя, импровизатора с адекватной творческой музыкально-художественной реакцией, способного быстро решать сложные художественные задачи в различных формах музицирования. и) Изучить тенденции развития мирового опыта по искусству импровизационной игры в стилях и жанрах джаза, рока, поп-музыки и различных смешанных стилях.
6. Говоря о месте и роли джаза в современной музыкальной жизни, нельзя не учитывать того факта, что искусство джаза в лучших его образцах является сегодня серьёзным противовесом, своего рода альтернативой низкопробным образцам музыкальной псевдокультуры. Джаз способствует повышению культуры досуга людей, отвечает музыкальным запросам и потребностям своих многочисленных почитателей из различных социальных слоев современного общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Овчаров, Игорь Владимирович, 2011 год
1. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М., 1974.
2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
3. Ариевич, С. Школа игры на бас-гитаре. М., 1983.
4. Аркадьев, М. Временные структуры новоевропейской музыки. М., 1992.
5. Белкин, A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: Южноуральское книжное издательство, 2004.
6. Беседы о педагогике и исполнительстве: (к обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории). Вып. 1 /ред.-сост. В. Г. Цыпин. -М. : Изд-воМоск. консерватории, 1992.
7. Блох, O.A. Профессионально-творческий статус музыканта-педагога как определяющий фактор художественно-воспитательного процесса. // Развитие творческого потенциала студентов музыкальных специализаций: Сборник научных статей: Выпуск 2. М.: МГУКИ, 2001.
8. Блох, О. А. Проблемы музыкального образования / О. А. Блох // XX век: проблемы культуры : сб. науч. ст. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; науч. ред. Т. Г. Киселева. -М., 2002.
9. Баташов, А. Советский джаз. -М., 1984.
10. Беккер, Дж. Техники импровизации (I-III). Перевод с английского. -Чикаго, 1971.
11. П.Бриль, И.М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебное пособие. М., 1997.
12. Вебер, К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России. 1884-1885 / К. Э. Вебер. -М. : Тип. Э. Лисснера иЮ. Романа, 1885.
13. Взаимодействие и синтез искусств. Ленинград, 1978.
14. Габрилович, Е. О том, что прошло. М., 1967.
15. Гаккель, Л. Е. Для музыки и для людей / Л. Е. Гаккель // Рассказы о музыке и музыкантах. Л. ; М., 1973. Гаккель, Л. Е. Я не боюсь, я музыкант / Л. Е. Гаккель. - СПб. : Северный олень, 1993.
16. Горлинский, В. О педагогическом консерватизме, узкой специализации и некоторых других проблемах современной музыкальной педагогики / В. Горлинский // Искусство и образование. 2003. - № 2 (24). - С. 43-52.
17. Джаз народная музыка. Импровизация в джазе. Перевод с англ. яз. -Минск, 1978.
18. Джонс, А. Африканская музыка в Северной Родезии и в некоторых других районах. Очерки музыкальной культуры народов тропической Африки. -М., 1973.
19. Егоров, С. Основы современного ладового мышления в джазовой импровизации. Ростов: ГМПИ, 1991.
20. Есаков, М. Основы джазовой импровизации (1-1У). Методические разработки для эстрадного отделения музыкального училища. М., 1989.
21. Закон РФ «Об образовании» // Российская газета. 1992. 31 июля.
22. Землянский, Б. Я. О музыкальной педагогике / Б. Я. Землянский ; сост. и науч.-текстолог, подгот. О. Дворниченко. -М. : Музыка, 1987. -142 с.
23. Зорилова, Л.С. О проблемах профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств. // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Выпуск 8: Сборник статей М.: МГУКИ, 2005. -144 с.
24. Ильмер, Ж.А. Методическое пособие по импровизации для саксофона и других музыкальных инструментов. М.: Брасс коллегиум, 2004.
25. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Академия, 2004. - 208 с.
26. Исследовательские подходы: Хрестоматия по методологии педагогического исследования./ Сост. П.Е. Решетников, Н.С. Сердюкова, Е.В. Шварев; под ред. Решетникова П.Е. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2006. - 286 е., 8 с.
27. Кадцын, Л.М. Массовое музыкальное искусство XX столетия. Эстрада, барды и рок в их взаимосвязях. Екатеринбург, 2006.
28. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления : избр. ст. и докл. / Д. Б. Кабалевский. -М. : Педагогика, 1986. 188 с.
29. Кириллова, И.В. Основные аспекты развития личности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности. // Вестник МГУКИ. 2008. - № 3 - С. 188-191.
30. Коллиер, Д. Дюк Эллингтон. М., 1987.
31. Коллиер, Д. Становление джаза. Перевод с английского. М., 1984.
32. Конен, В. Рождение джаза. -М., 1984.
33. Конен, В. Блюзы и XX век. М., 1980.
34. Конен, В. Предпосылки блюза. Музыкальная жизнь, 1979, №22.
35. Конен, В. Пути американской музыки. Изд. 3-е, перераб. (с приложением очерка JI. Переверзева «От джаза к рок-музыке»). М., 1977.
36. Кунин, Э. Секреты ритмики в джазе, рок- и поп-музыке. М., 1997.
37. Кунин, Э. Скрипач в джазе. М., 1988.
38. Коган, JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Прогресс, 1984.
39. Колтунова, JI.B. Специфика подготовки учителя музыки в аспекте непрерывного образования с. 18-26 //Актуальные проблемы обучения музыканта: Межвузовский сборник статей./ Под.ред. Сраджева В.П. -М.: ООО «Прогресс», 2006. 112 с.
40. Комарова, Т.С., Болотина JI.P. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов. / Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. -М.: Культура: Академический проект, 2005. -238 с.
41. Коменский, Я.А. Избраннные педагогические сочинения. М., 1955. -С. 287.
42. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.-М., 2002.
43. Концепция программы «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.»: Постановление правительства Белгородской области от 3 февраля 2007 г. № 24-пп
44. Коржуев, A.B., Попков, В.А. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения. -М., 2001.
45. Королев, О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-и поп-музыки. — М., 2002.
46. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. - № 1.
47. Краевский, В.В. Общие основы педагогики. -М.: Академия, 2003.
48. Краевский, В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исполнителей / В. В. Краевский. Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-244 с.
49. Красильников, И. М. Музыкальное образование XXI века : каким ему быть? / И. М. Красильников // Музыкальная академия. 2002. - № 2. -С. 49-51.
50. Кроль, В. М. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / В. М. Кроль. -М. : Высш. шк., 2001. 319 с.
51. Кузнецов, В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. — М., 2000.
52. Курганский, С.И. Интенсификация развития образовательной системы вуза (на примере вузов культуры и искусств): Монография. -Белгород: Политерра, 2007. 325 с.
53. Кушнер, Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования : учеб.-метод, пособие / Ю. 3. Кушнер. Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.
54. Ларионова, Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза. Челябинск: ЧГАУ, 2004.
55. Левина, И. Р. Развитие профессионально педагогической компетентности учителя музыки в контексте современного образования / И. Р. Левина // Вест. Бирской гос. соц.-пед. акад. - 2006. -Вып. 10.-С. 49-51.
56. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., 1989.
57. Лосев, А.Ф. Основной вопрос философии музыки.//Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - с.315 -335
58. Львов, Л.В. Формирование профессиональных умений у студентов вузов. Челябинск: ЧелГУ, 2004.
59. Ляудис, В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М., 1994.
60. Маркин, Ю. Джазовая импровизация. Теоретико-практический курс. -М., 1994.
61. Маркин, Ю. Джазовый словарь. Стандартные джазовые фразы. М., 1994.
62. Маркин, Ю. Ежедневные упражнения джазмена. На правах рукописи. М., 1999.
63. Мелехин, В. Универсальные импровизационные принципы. Методические разработки для джазового и эстрадного отделений музыкальных училищ. М., 1997.
64. Мелехин, В. Формирование скоростного мышления и прогнозирования в импровизации. Методические разработки для джазового и эстрадного отделений музыкальных училищ. — М., 1999.
65. Мелодии советского джаза. Авторы-составители Ю. Саульский, Ю. Чугунов. М., 1987.
66. Молотков, В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. -Киев, 1983.
67. Мясоедов, А. Учебник гармонии. М., 1980.
68. Минх, Н. Размышления о джазе. Сов. Музыка. - 1958. - №2.
69. Макмак, Л.В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности педагога и ученика: дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2001. - 179 с.
70. Мариупольская, Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М., 2002. -201 с.
71. Мариупольская, Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки: теоретический и методический аспекты : автореф. дис. . док. пед. наук : 13.00.02 / Мариупольская Татьяна Геннадьевна; Моск. пед. гос. ун-т. -М., 2002. 53 с.
72. Марушина, В. Н. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности Электронный ресурс. / В. Н Марушина; МГТУ. М., 2000. - Режим доступа : http://www.mstu.edu.ru/publish. html
73. Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: материалы Всерос. науч. конф. Краснодар : Краснодар, гос. акад. культуры, 1997. - 131 с.
74. Молоствова, И.Е. Музыкант: субъект, индивидуальность, личность. // Вестник МГУКИ.- 2008.- №3,- С. 217-221.
75. Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы: материалы науч.- практ. конф., 4-5 марта 2003 г. / науч. ред. Е. И. Максимов. М. : Изд-во МГУКИ, 2003. - 156 с.
76. Музыкальная педагогика. Исполнительство : сб. ст. Вып. 4. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М. : Изд-во МГУКИ, 1999. - 126 с.
77. Музыкальная педагогика. Исполнительство. : сб. ст. Вып. 1-2. / Моск. гос. ун-т культуры. М. : Изд-во МГУК, 1998. - 229 с.
78. Музыкальная педагогика. Исполнительство. : сб. ст. Вып. 3. / Моск. гос. ун-т культуры. -М. : Изд-во МГУК, 1998. 103 с.
79. Музыкальное исполнительское искусство и педагогика : афоризмы, цитаты, изречения : учеб. пособие / сост. Г. М. Цыпин. Белгород : Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.
80. Музыкальное исполнительство и педагогика : история и современность: сб. ст. / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М. : Музыка, 1991. - 238 с.
81. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
82. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз ; послесл. Я. И. Мильштейна. — 4-е изд. М. : Музыка, 1982.-300 с.
83. Николаева, Е.В., Цыпин, Г.М. Интервью с юбиляром (к 70-летию со дня рождения Г.М. Цыпина) //Преподаватель. 2001. № 6. С.98-102.
84. Новиков, A.M. Профессиональное образование в России. М., 1997.
85. Овчинников, Е. Джаз как явление музыкального искусства. М., 1984.
86. Овчинников, Е. Рок-музыка. История стилей. М., 1985.
87. Овчинников, Е. Традиционный джаз. Методическая разработка для музыкальных училищ. — М., 1985.
88. Озеров, В. Джаз США. М., 1990.
89. Озеров, В. Словарь специальных терминов джаза. М., 1984.
90. Осейчук, А. Школа джазовой импровизированной игры на саксофоне. ЧЛиП.- М., 1984.
91. О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи: Постановление губернатора Белгородской области от 9.12.2004.
92. Основы вузовской педагогики / под. ред. Кузьминой Н.В. М., 1972.
93. Панасье, Ю. История подлинного джаза. Перевод с французского. -Ленинград, 1978.
94. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1988.
95. Педагогика музыкального образования : проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. оч.-заоч. науч.-практ. конф., 29 марта 2006 г., Нижневартовск / Нижневарт. гос. гуманит. ун-т ; отв. ред. Э. Б. Абдуллин. Нижневартовск, 2007. - 211 с.
96. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005.
97. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. H.H. Тулькибаевой, JI.B. Трубайчук. М.: Восток, 2003.
98. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963.
99. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : для студентов сред, и высш. муз. учеб. заведений / В. И Петрушин. 2-е изд., испр. и доп. -М. :ВЛАДОС, 1997.-383 с.
100. Подвойский, В.П. Подготовка педагогов музыкантов к формированию позитивно ориентированных стратегий социально-культурного взаимодействия у обучаемых посредством изучения музыкальной культуры. // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 3 - С. 196-199.
101. Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков: материалы научно-практической конференции. -М.: МГУКИ, 2002.-123 с.
102. Проблемы научного творчества в современной психологии / ред. М. Г. Ярошевский. М. : Наука, 1971. - 334 с.
103. Рассел, Дж. Лидийская концепция. М.5 1965.
104. Рогачев А. Системный курс: гармония в джазе (теория и практика). М., 2000.
105. Рапацкая, Л.А. Искусство «серебряного века»: для детей. М.: Просвещение, 1996. - 190 с.
106. Рапацкая, Л.А. Русская музыка в школе / Л.А. Рапацкая, П.В. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Владос, 2003. - 317 с.
107. Рапацкая, Л.А. Русское искусство XVIII века: для детей / Л.А. Рапацкая. -М.: Просвещение, 1995. 190 с.
108. Реан, Л. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / Л. А. Реан, Л. А. Баранов // Вопр. психологии. 1997. - № 1. - С. 45-54.
109. Решетников, П.Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей: Опыт проектирования и экспериментальной апробации технологической образовательной системы. -Москва Белгород: Издательство «Везелица», 1998. — 335 с.
110. Ручьевская, Е. Об анализе содержания музыкального произведения. Методологическая подготовка учителя музыки. // Хрестоматия. Составитель Абдуллин Э.Б. М., - 1992.
111. Сарджент, У. Джаз. М., 1987.
112. Соболев, А. Бас в джазе. М., 1986.
113. Советский джаз (проблемы, события, мастера). Сост. А. Медведев, О. Медведева. М., 1987.
114. Степурко, О. Блюз, джаз, рок. М., 1994.
115. Сухих, А. Тромбон в джазе. М., 1986.
116. Сластенин, В.А. Психология и педагогика. М., 2003.
117. Сластенин, В.А., Исаева, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, E.H. Педагогика. -М.: Школьная пресса, 2002.
118. Сластенин, В.А., Подымова, Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
119. Словарь справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. -М.: Восток. 2001.
120. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. Учебное пособие. -М.: Академия, 2001. -304 с.
121. Современные проблемы профессионального образования. Сборник лекций для системы дополнительного образования. / под ред. Решетникова, П.Е. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2006. - 242 с.
122. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапоцевич. -Минск : Современное слово, 2001. 928 с.
123. Сокольников, Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М.: Mili У, 1997. -212 с.
124. Спутник исследователя по педагогике/Авторы составители A.M. Баскаков, Ю.Г. Соколова; Под общей редакцией A.M. Баскакова. -Челябинск: Издательство ООО «Полиграф-Мастер», 2008. 600 с.
125. Теория музыки и музыкальная педагогика : сб. ст. / Владимир, гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского ; редкол. : С. М. Зарухова и др.. Владимир : ВГПИ, 1981. - 93 с.
126. Тихонов, Б. Д. Систематичность и последовательность в содержании музыкального обучения. // Развитие творческого потенциала студентов музыкальных специализаций: Сборник; научных статей: Выпуск 2. -М.: МГУКИ, 2001.- 84 с.
127. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. : в 11 т. / К. Д. Ушинский. М., 1948. - Т. 3.
128. Федорова, В.Н., Кирюшкин, Д.М. Межпредметные связи.- М., 1972.
129. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. 320 с.
130. Цыпин, Г. М. Музыкально-исполнительское искусство : теория и практика / Г. М. Цыпин. СПб. : Алетейя, 2001. - 320 с.
131. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа : проблемы психологии творчества. Кн. 1 / Г. М. Цыпин-М. : Сов. композитор, 1988 382 с.
132. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов : музыкально-критические ст. / Г. М. Цыпин. 2-е изд., доп. - М. : Сов. композитор, 1990.-336 е.: ил.
133. Цыпин. Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики. Проблемы содержания, формы, языка и стиля. Тамбов, 2005.
134. Чугунов, Ю. Гармония в джазе. М., 1988.
135. Чугунов, Ю. 10 уроков по гармонизации эстрадных и джазовых мелодий. М., 1999.
136. Чугунов, Ю. Эволюция гармонического языка джаза. М., 1997.
137. Шульгин, Д. Теоретические основы современной гармонии. -М., 1994.
138. Юэн, Д. Джордж Гершвин. М., 1989.
139. Яконюк, В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск: Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.
140. Aebersold J. Play a Long. Jazz improvisation. Volume 1-95. New Albany, 1970-2000
141. Amade J. Jazz improvisation how to play it and teach it. - N.Y., 1967
142. BreckerM. solos (transcribed C. Coan). New Albany, 1999.
143. Brisker G. Jazz improvisation. The inner person. New Albany, 1995.
144. Byman, Isabelle. The Piano Teachers Art: Guidelines for Successful Teaching /1. Byman ; ed. Albert de Yito. Westbury, New Jork : Kenyon, 1979.-994 p.
145. Coker J. Improvising jazz.- Prentice Hall inc., 1964.
146. Choksy, Lois. Teaching music in the twentieth century / L. Choksy. -New York : Englewood Cliffs : Prentice-Hall Cop., 1986. 343 p.
147. Cooke, James Francis. Great Pianists on Piano Playing / J. F. Cooke. -Philadelphia: Theo Presser Co., 1913. P. 218-219.
148. De Greg P. Jazz Keyboard Harmony. New Albany, 1998.
149. Friskin, James. Music for the piano: a hand of concert: a teaching material from 1580 to 1952 / J. Friskin, I. Freundlich. New York : Dover cop., 1973. - 128 p.
150. Gerig, Reginald R. Great Pianists and Their Techniques / R. R. Gerig. -Newton: Abbot, David & Charles, 1976. 291 p.
151. Gordon, Stewart. Performance Practices in Late 20th Century Piano Music / S. Gordon. Van Nuys, CA : Alfred, 1995. - 658 p.
152. Haerale D. Jazz piano voicing scills. New Albany, 2000.
153. Hewlett, Jonson. The Soviet Power; the Socialist Sixth of the World / J. Hewlett. New York : International Publishers, 1940. -351 p.
154. Hinson, Maurice. The Pianist's Dictionary / M. Hinson. Bloomington, IN : Indiana UP, 2004. - 221 p.
155. Khlybova, S. Die heutige Zukunft russischer Musik : zur Atmosphäre des Komponistenlebens / S. Khlybova // Österreichische Musikzeitschrift. -2002. -№ 8-9. -S. 33-45.
156. LiebmanD. Scale syllabus solos. New Albany, 1994.
157. Mehegan J. Jazz improvisation. W-G Publication inc., 1963-1966
158. Mehegan J. The jazz pianist. Sam Fox publication сотр., 19631966
159. Mach, Elyse. Great Contemporary Pianists Speak for Themselves / E. Mach. New York : Dover Publications, 1991. -258 p.
160. Methuen-Campbell, J. Chopin Playing from the Composer to the Present Day / J. Methuen-Campbell. London : Gollancz, 1981. - 289 p.
161. New Real Book (Standarts, Latin, Rock). 1985-1997.
162. National Conference on Piano Pedagogy / Ed. M. J. Baker. Princeton, New Jork National Conference on Piano Pedagogy, 1983. - 213 p.
163. Palmieri, Robert. Piano Information Guide : An Aid to Research / R. Palmieri. New York : Garland, 1989. - 185 p.
164. Roidinger D. Jazz Improvisation. Pentatonic. New Albany, 1997.
165. Röbke, P. Konzertleben, Schule und Musikschule als Orte der Begegnung mit Musik / P. Röbke // Österreichische Musikzeitschrift. -2000.-№ 1-2. -S. 32-40.
166. Russians on Russian music, 1880-1917: an antology / Ed. and transl. S. Campbel. Cambridge : Cambridge univ. press, 2003. - 267 p.
167. Stoloff B. Vocal improvisation (Techniques-scat). N.Y., 1972.
168. Sachs, Harvey. Virtuoso / H. Sachs. -New York : Thames and Hudson, 1982.-P. 64-65.
169. Schonberg, Harold C. The Great Pianists / H. C. Schonberg. New York : Simon & Schuster, 1987. - 269 p.
170. Schubert, E. Modeling perceived emotion with continuous musical features / E. Schubert // Music Perception. 2004. - Vol. 21 (№ 4). - P. 561-585.
171. U.S.S.R. Speaks for Itself: democracy in Practice. Vol. 3. London : Lawrence & Wishart, 1941. - 146 p.
172. Zetlin, Mikhail. The Five. / M. Zetlin ; trans, and ed. G. Panin // The Evolution of the Russian School of Music. Westpost, Connecticut : Greenwood Press, 1975.-P. 126-127.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.