Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Варлакова, Юлия Рафикатовна

  • Варлакова, Юлия Рафикатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 207
Варлакова, Юлия Рафикатовна. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Красноярск. 2013. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Варлакова, Юлия Рафикатовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе

1.1. Развитие креативности студентов как психолого-педагогическая проблема

1.2. Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования в контексте развития

у них креативности

1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе

2.1. Содержание опытно - экспериментальной работы по развитию

креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе

2.2. Реализация педагогических условий развития креативности

будущих бакалавров педагогического образования в вузе

2.3. Анализ результатов исследования по развитию креативности

будущих бакалавров педагогического образования

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследуемой темы Современная ситуация в образовании диктует новые требования к подготовке студентов высших учебных заведений, заключающиеся в том, что приобретения только специальных знаний не достаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным выпускником, необходимо развивать такие способности личности, которые наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал. Это находит свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование обновления образовательного процесса в вузе, на которые мы опирались при обучении будущих бакалавров педагогического образования. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». Во всех перечисленных документах творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования, для реализации которой необходимо создание определенных педагогических условий.

В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Технологическое образование») также признается необходимость развития креативности студентов и способности к нахождению решений в нестандартных ситуациях. Таким образом, обучение будущих бакалавров педагогического образования должно быть в значительной степени нацелено на развитие личности, обладающей творческой индивидуальностью и креативностью.

Главной целью высшего профессионального образования становится подготовка компетентного, квалифицированного выпускника, который, способен не только применять на практике знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

Процесс развития креативности будущих бакалавров педагогического образования требует научного обоснования и методического обеспечения в силу недостаточной изученности, теоретической и практической значимости.

Высшее профессиональное образование, получаемое студентами, обеспечивает не только освоение знаний, умений и навыков, оно дает реальную возможность профессиональной творческой самореализации выпускников. В связи с этим развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования стало особенно актуальным.

Актуальность исследуемой темы аргументируется важностью проблемы в социально-педагогическом, научно-педагогическом и практическом плане и ее недостаточной разработанностью для подготовки будущих бакалавров педагогического образования.

Анализ изученной литературы позволил констатировать, что общетеоретические и методологические основы развития креативного начала в личности раскрыты в трудах В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, И.Г. Калошиной, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.

Различные аспекты университетского образования рассматриваются в работах С.И. Архангельского, Е.С. Заир-Бек, Н.В. Кузьминой.

Проблемам качества профессионального образования посвящены педагогические исследования Адольфа В.П., B.C. Лазарева, Ф.Д.Рассказова И.Ю.Степановой.

Кроме того, в современной науке обоснована идея изучения творчества как механизма развития (Я.А. Пономарев, Э. де Боно), охарактеризованы структура и содержание творческой учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый), рассмотрены вопросы развития личности, её творческой самореализации в креативном образовании (М.М. Зиновкина, В.Г. Рындак, A.B. Хуторской).

Исследования целого направления в психологии творчества, известного под названием «креативность», проводили следующие зарубежные ученые: Дж. Гилфорд, С. Медник, К. Тейлор, Е.П. Торренс.

Изучено явление креативности в психологии, рассмотрены показатели, свойства, факторы, способствующие и препятствующие ее развитию (Д. Б. Богоявленская, Г. Линдсней). Активно изучались и в настоящее время внедряются в практику методы развития творческих способностей обучающихся (Г.С. Альтшуллер), раскрыты способы развития творческого потенциала школьников (М.И. Махмутов).

Развитие готовности к педагогической деятельности будущего бакалавра педагогического образования рассматривал М.С.Емец, вопросами формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования занималась Л..А. Угарова, аспекты развития самостоятельной деятельности будущих бакалавров педагогического направления представлены в исследованиях Е.Д.Крайновой.

Общим и частным вопросам дизайн-образования посвящены работы С.А. Новоселова, А.Б.Гоффмана, Н.А.Ковешниковой, В.Ф.Сидоренко.

Традиционно считается, что креативность будущих бакалавров педагогического образования развивается сама собой при овладении специальными дисциплинами и дисциплинами специализации. Однако, развивая только профессиональные навыки и умения, можно подготовить грамотного, а не креативного выпускника. В связи с этим, нам видится необходимым выявить педагогические условия по развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования, так как данная проблема остается недостаточно изученной.

На основании анализа актуальности темы исследования, представленной в психолого-педагогической литературе, и изучения фактического уровня креативности будущих бакалавров педагогического образования можно выявить ряд противоречий между:

- необходимостью подготовки профессиональных креативных выпускников, продиктованной реформированием системы высшего образования в России, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на развитие креативности будущих бакалавров

педагогического образования как неотъемлемой характеристики результативного выполнения ими своих будущих профессиональных функций;

- осознанием педагогами вузов важности развития креативности будущих бакалавров педагогического образования и недостаточной разработанностью педагогических условий и средств ее оценки на этапе высшего образования;

- потребностью будущих бакалавров педагогического образования быть конкурентоспособными на рынке труда и недостаточным пониманием ими значимости развития креативности как личностно-профессиональной характеристики востребованных выпускников.

Указанные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, какие педагогические условия будут способствовать развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе, и конкретизировать тему диссертационного исследования «Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе».

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования в вузе.

Предмет исследования - педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образования.

Цель исследования - разработать, обосновать педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, реализовать и проверить их результативность в процессе опытно-экспериментальной работы.

В основу диссертационного исследования положена следующая гипотеза: развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования будет проходить эффективнее, если:

- определены теоретические предпосылки развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, выявлены сущность и

содержание понятия «креативность будущих бакалавров педагогического образования»;

- охарактеризованы критерии и выявлены уровни развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе;

- теоретически обоснована и разработана структурно-содержательная модель развития креативности будущих бакалавров педагогического образования и реализована с учетом особенностей их профессиональной подготовки;

- определены, обоснованы и последовательно-поэтапно реализованы педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образования и экспериментально проверена их результативность.

В соответствии с темой, целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:

1. Выявить теоретические предпосылки развития креативности, уточнить понятие «креативность будущих бакалавров педагогического образования».

2. Разработать критерии и охарактеризовать уровни развития креативности будущих бакалавров педагогического образования.

3. Разработать структурно-содержательную модель развития креативности будущих бакалавров педагогического образования и определить принципы ее реализации с учетом профессиональной подготовки студентов.

4. Разработать и проверить опытно-экспериментальным путем педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе.

Методологической основой исследования являются:

- деятельностный подход к познанию и обучению, рассматривающий учебный процесс вуза в качестве функционального пространства актуализации креативности будущих бакалавров педагогического образования

г 1

(A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский, A.H. Леонтьев, A.B. Петровский, СЛ. Рубинштейн и другие ученые);

- личностно ориентированный подход к обучению, подразумевающий ориентацию на развитие студентов с учетом их индивидуальных особенностей и рассматривающий студентов как активных субъектов образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, В.И. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- компетентностный подход, позволяющий рассматривать креативность как компонент профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования (В.А. Адольф, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, A.B. Хуторской и другие ученые);

аксиологический подход, ориентирующий студента на формирование ценностного сознания и ценностного отношения к креативности (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, E.H. Шиянов и другие ученые).

Теоретическими основами исследования являются: Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 гг.; психолого-педагогические исследования ученых, изучающих различные аспекты развития креативности и творческого мышления (Дж. Гилфорд, Н.В. Дружинин, С. Медник, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс, Е.Е. Туник и др.), работы по методике профессионального образования, рассматривающие возможности развития креативности в учебно-творческой деятельности студентов в учреждениях высшего профессионального образования (В.И. Андреев, Н.В. Кузьмина, М.И. Меерович, Л.И. Шрагина и ДР-)-

Правовой основой исследования явились нормативно-правовые документы в области образования: Закон «Об образовании в РФ», Концепция модернизации российского образования до 2020 года, Федеральная программа модернизации профессионального образования, Государственный Федеральный образовательный стандарт по направлению 550100 Педагогическое

i

8

образование (профиль «Технологическое образование»).

Методы педагогического исследования: общетеоретические - анализ философской, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта и научно-методической литературы по проблеме исследования, построение гипотез, педагогическое моделирование; эмпирические - анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, диагностика уровня креативности, педагогический эксперимент; статистические - определение достоверности совпадений и различий характеристик креативности, подтвержденные методами математической статистики.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базах ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт». В исследовании приняли участие 306 студентов, обучающихся по направлениям подготовки Педагогическое образование (профиль «Технологическое образование») и специальности «Технология и предпринимательство» (специализация «Графика и дизайн»).

Личное участие соискателя в исследовании заключается в выявлении теоретических предпосылок развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе; разработке структурно-содержательной модели развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, включающей в себя педагогические условия, критерии; организации опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных педагогических условий; подготовке методических материалов по проблеме исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2007 по 2013 год и состояло из трех этапов.

На первом этапе - теоретико-поисковом (2007-2008) - на основе анализа научной литературы определены основные положения исследования, осуществлен аналитический обзор научных источников и

нормативных документов по подготовке студентов направления Педагогическое образование (профиль «Технологическое образование»), специальности «Технология и предпринимательство» (специализация «Графика и дизайн»); обобщен сложившийся в университете опыт преподавания специальных дисциплин и дисциплин специализации, выявлены уровни развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, проведены анкетирование и тестирование студентов и преподавателей с целью выявления состояния проблемы развития креативности будущих бакалавров педагогического образования.

На втором этапе — опытно-экспериментальном (2008-2011) — была определена теоретическая позиция и разработаны понятийный аппарат исследования; критерии и показатели, характеризующие уровни развития креативности будущих бакалавров педагогического образования,

определена методика их диагностики. Проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы: входные тесты на выявление мотивационных, когнитивных и праксиологических характеристик креативности.

На третьем этапе — обобщающем (2011—2013) - осуществлялась опытная апробация в учебном процессе педагогических условий развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, систематизировались, обобщались и описывались основные результаты исследования, проводился их качественный и количественный анализ, формулировались окончательные выводы исследования, оформлялся текст диссертационного исследования и автореферата.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: опорой на концептуальные положения аксиологического, деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов к развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования; использованием адекватных педагогических методов сбора и обработки исходной информации; представительной выборочной совокупностью с обоснованием подбора объектов наблюдения; длительным характером

экспериментальной работы; устойчивой повторяемостью положительных результатов, их воспроизводимостью в различных условиях и подтверждением статистической обработкой.

Научная новизна исследования состоит в следующем: конкретизировано понятие «креативность будущих бакалавров педагогического образования» как способность к преобразовательной деятельности, которая основывается на потребностях в самореализации, знаниях в области педагогики и дизайна, характеризуется умениями быстро генерировать нестандартные и функционально применимые идеи для достижения творческого результата в будущей профессиональной деятельности; в качестве структурных компонентов креативности выявлены: мотивационно-ценностный, когнитивный и праксиологический;

определены критерии и уровни развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе;

обоснована, разработана и поэтапно реализована в учебном процессе структурно-содержательная модель развития креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе, основанная на принципах гуманизации, мотивации и активности, индивидуализации подготовки, профессиональной целесообразности, преемственности обучения;

выявлены, обоснованы и внедрены педагогические условия, способствующие развитию креативности будущих бакалавров

педагогического образования: обогащение содержания образования будущих бакалавров педагогического образования собственным жизненным опытом способствует развитию когнитивного компонента; включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач обеспечивает развитие праксиологического компонента; обеспечение проблемного характера образовательного процесса будущих бакалавров педагогического образования нацелено на развитие мотивационно-ценностного компонента креативности.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что расширены научные представления о развитии креативности будущих

бакалавров педагогического образования в образовательном процессе вуза за счет педагогических стратегий - обогащение, активизация, включения в деятельность, которые положены в основание разработки педагогических условий развития данного процесса; разработаны критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный и праксиологический) и охарактеризованы уровни развития креативности будущих бакалавров педагогического образования (высокий, средний, низкий); разработана и описана структурно-содержательная модель развития креативности; научно обоснованы педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образования и изложены доказательства их результативности, что обогащает педагогическую теорию и способствует дальнейшему развитию проблемы креативности будущих бакалавров.

Практическая значимость исследования определяется тем, что создан и реализован комплекс диагностических материалов по развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования, позволяющих отслеживать ее проявление в отдельности по каждому критерию и в их совокупности; разработаны и внедрены педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образования посредством реализации деловых игр, ситуационных практико-ориентированных заданий, тренингов и креативных техник; осуществлена поэтапная реализация в учебный процесс структурно-содержательная модель развития креативности. Материалы исследования, а также публикации могут быть использованы в практической деятельности вуза для проведения занятий со студентами, а также при организации их самостоятельной и научно-исследовательской работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Сургутского государственного университета; выступлений на методологических

семинарах аспирантов и соискателей СурГУ, научных конференциях, семинарах по проблемам образования и профессиональной подготовки.

Результаты исследования докладывались на конференциях разного уровня:

на международных: «Актуальные вопросы современной науки» (Таганрог-Москва, 2008), «Актуальные проблемы высшего педагогического образования» (Москва-Шадринск, 2008), «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» (Липецк, 2009);

на всероссийских: «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» (Тобольск, 2008), «Актуальные проблемы современного образования» (Воронеж, 2009), «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2009);

на региональных: IX Окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2009), XX Окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2010), «Актуальные проблемы подготовки профессионалов XXI века в условиях гуманизации образования»;

на межвузовских: «Совершенствование процесса развития профессиональной компетентности педагога» (Сургут, 2011), «Профессиональное и профильное образование: опыт, проблемы, перспективы» (Сургут, 2011).

Результаты исследования отражены в публикациях: «Педагогическое образование и наука» (Москва, 2009), «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург, 2010), «Вестник Томского государственного педагогического университета» (Томск, 2011), «Современные исследования социальных проблем» (электронный научный журнал. Красноярск, 2013), «В мире научных открытий» (Красноярск, 2009), «Социально-гуманитарный вестник Юга России» (Краснодар, 2010), «Психология. Социология. Педагогика» (Москва, 2012).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Способность к преобразовательной деятельности, которая основывается на потребностях в самореализации, знаниях в области педагогики и дизайна, характеризуется умениями быстро генерировать нестандартные и функционально применимые идеи для достижения творческого результата в будущей профессиональной деятельности, отражает сущность и содержание креативности будущих бакалавров педагогического образования.

2. Развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования способствует разработка и поэтапное внедрение в учебный процесс структурно-содержательной модели:

• на подготовительном этапе осуществляется обогащение содержание обучения собственным жизненным опытом студентов, направленное на формирование мотивационно-ценностного компонента;

• на основном этапе обеспечивается проблемный характер образовательного процесса, что способствует формированию когнитивного компонента;

• на профессионально-деятельностном этапе происходит включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач, оказывающее положительное влияние на праксиологический компонент креативности.

3. Критериями развития креативности будущих бакалавров педагогического образования выступают:

• мотивационно-ценностный, характеризующийся ценностным отношением к будущей профессии; потребностями в самореализации; мотивацией обучения в вузе;

• когнитивный, отражающий объем знаний студентов по специальным и педагогическим дисциплинам, скорость выполнения графических и тестовых заданий и осмысленность усвоенных знаний;

• праксиологический, выражающийся в умении использовать приобретенные знания в практической преобразовательной деятельности,

умении отклоняться от традиционных схем в процессе генерации идей, умении продуцировать отдаленные ассоциации, умении предлагать большое количество решений поставленной задачи, умении быстро переключаться с одного задания на другое.

4. Развитию креативности будущих бакалавров педагогического образования способствует последовательно-поэтапная реализация следующих педагогических условий:

• обогащение содержания образования будущих бакалавров педагогического образования собственным жизненным опытом за счет включения практических знаний, характеризующихся целостностью, «жизненным форматом», проблемностью, контекстностью;

• включение студентов в деятельность по решению профессиональных задач, предполагающее профессиональное взаимодействие в процессе педагогической и производственных практик, организацию включенного наблюдения, совместную разработку и реализацию творческих проектов, переосмысление опыта и отношений к креативности в контексте избранной профессии;

• обеспечение проблемного характера образовательного процесса будущих бакалавров педагогического образования на основе принципов открытости, диалогичности, творческого участия будущих бакалавров в учебном процессе, творческого применения знаний, проявляющихся в умении нестандартно решать учебные проблемы.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения (178 страниц), библиографического списка, 4 приложений; содержит 20 таблиц, 12 диаграмм.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

В первой главе исследовано современное состояние проблемы развития креативности будущих бакалавров педагогического образования. Наше обращение к проблеме развития креативности бакалавров педагогического образования выявило необходимость построения логики анализа имеющегося теоретического материала по данной теме:

1. Выявить проблемное поле понятий «творчество», «творческая деятельность», «креативность». Выделение данных понятий связано с сущностью и спецификой деятельности будущих бакалавров педагогического образования, заключающихся в творчестве.

2. Определить особенности развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, а также выявить качества, характеризующие креативную личность бакалавра педагогического образования. Данная необходимость была продиктована сопоставлением этих качеств с требованиями Государственных образовательных стандартов.

3. Определить и охарактеризовать педагогические условия развития креативности будущих бакалавров педагогического образовании. Данные сведения использовались для построения структурно-содержательной модели развития креативности будущих бакалавров педагогического образования

Глава содержит три параграфа.

В первом параграфе дан анализ состояния проблемы в теории и практике; выявлен понятийный аппарат исследования, проанализированы существующие подходы к проблеме исследования, определены факторы, влияющие на развитие креативности, а также представлена структура креативности будущих бакалавров педагогического образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Варлакова, Юлия Рафикатовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Модэкс, 1999. - 224 с.

2. Адаме, Л.Д. Разблокируй свой разум /Д.Л.Адамс. М.: Эксмо, 2008. -236 с.

3. Адольф, В.А., Степанова И.Ю. Конкурентоспособность как показатель качества высшего профессионального образования. // В.А. Адольф, И.Ю.Степанова/ Высшее образование в России, 2007, № 6. С. 77-79.

4. Адольф, В.А. Проектирование образовательного процесса профессионального становления специалиста на основе компетентностного подхода. // В.А. Адольф, И.Ю.Степанова/ Высшее образование в России. №3. 2008. С. 158-161.

5. Адольф, В.А. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие». //В.А. Адольф, И.А. Ковалевич, Н.П. Чурляева/ Казанский психолого-педагогический журнал. - № 4. - 2011. - С. 77-87.

6. Аксельрод, А. Думай и изобретай как Эдисон. 102 урока креативности для бизнеса и не только /А.Аксельрод. - СПб.: Питер, 2010. 208 с.

7. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности: пер. с англ. / Г.Ю. Айзенк. -СПб.: "1Л"., 2012. - С. 14.

8. Алдер, Г. Ср или мускулы творческого интеллекта / Гарри Алдер. -Пер. с англ. С. Потапенко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 496 с.

9. Алексеева Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. /Л.Г.Алексеева, Т.В. Галкина// Методы психологической диагностики — 1995. № 2. - С. 82—107.

Ю.Альтшуллер, Г.С. Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся. /Альтшуллер Г.С.// Новые ценности образования. - 2003, № 1 (12) - С. 24-39.

11.Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. - 2-е изд. - М: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 400 с.

12.Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. - М.: Сов. радио, 1979.- 184 с.

1 З.Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун - та, 1998. - Кн. 2.-318 с.

14.Андрианов, П.Н., Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / П.Н.Андрианов П.Р.Атутов, А.К.Бешенков, Изд. 2-е, Дрофа, 2001 г., 256 с.

15. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

16.Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2010. -448 с.

17. Атутов, П.Р. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368 с.

18.Банников, В.Н.. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и позанавательной активности учащихся / В.Н.Банников, М.А.Банникова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 83 - 86.

19.Бачманова, В. В. Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научно-педагогических понятий, авт. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01./В.В.Бачманова ; М-во образования Рос. Федерации, Урал. гос. пед.ун-т.- Екатеринбург: [б.и.], 2002. - 23с.

20.Белкин, A.C. Витагенное образование: топографический подход /А.С.Белкин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999.

1 i

21.Белкин A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2004. - 176 с.

22. Бердяев, H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 414 с.

23.Беспалько, В.П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МОДЭК, 2002. -352 с.

24.Богоявленская, Д. Б. К вопросу о дивергентном мышлении / Д.Б. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2006. №1. -С. 49-58.

25. Богоявленская, Д.Б. Культурно-исторический подход к проблематике творчества // Культурно-историческая психология, 2007. № 3. С. 144146.

26. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.

27. Бондаревская Е.В. Вариативность стратегии личностно-ориентированного воспитания // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 1. - С. 63.

28.Боно, Э. Курсы развития мышления/ Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2012.- 128 с. :ил.

29.Боно, Э. Латеральное мышление / Э. Боно. - Мн.: ООО «Попурри», 2012.-384 с. :ил.

30.Брушлинский, A.B. Культурно-историческая теория мышления / A.B. Брушлинский. - М.: Либроком, 2010. - 120 с.

31.Брушлинский, A.B. Субъект, мышление, учение, воображение Избранные психологические труды. Изд.2, испр. / A.B. Брушлинский. -М.: 2003. Модэк. - 408 с.

32.Варлакова, Ю.Р. Педагогические условия развития креативности студентов / Ю.Р.Варлакова // Педагогическое образование и наука. -2009. - № 4. - С. 73-77 (0,4 п.л.).

33.Варлакова, Ю. Р. Особенности развития креативности будущих дизайнеров-педагогов / Ю.Р. Варлакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2010.-№ 121. -С. 33-37 (0,4 пл.).

34.Варлакова, Ю. Р. Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов / Ю.Р. Варлакова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4 (106). -С. 73-76 (0,25 п.л.).

35.Варлакова, Ю.Р. Актуализация жизненного опыта студентов как условие развития их креативности / Ю.Р.Варлакова // В мире научных открытий : науч. период, изд. / Красноярск. НИИЦ. - 2009. - № 3 (03). - С. 86-89 (0,25 п.л.).

36.Вербицкий, A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: моногафия . - М.: Изд-во ИЦПКПС, 2000. - 200 с.

37.Вербицкая, И.О. Теория и технология образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта : авт. диссертации ... доктора педагогических наук : 13.00.01, 13.00.08 Екатеринбург, 2002. - 37 с.

38.Вершинина, JI.B. Ценностное сознание студента (теоретический аспект, анализ состояния): Монография / JI.B. Вершинина. - М.: Московский психолого - социальный институт, 2005. — 180с.

39.Вилькеев, Д.В., Профессиональное мышление учителя: научно-педагогический аспект //Психологическая наука и образование. - №2. -2004.

40.Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии /А.Н.Воронин. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 270 с.

41.Воронин, А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии /А.Н.Воронин//Журнал Высшей школы экономики. Психология. - 2006. Т.З, №3. С.35-58.

42.Воронина, И. С. Развитие умений творческой деятельности студентов-дизайнеров при обучении прикладному искусству в вузе: автореф.дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И.С. Воронина ; М-во образования Рос.Федерации, - Хабаровск : [б.и.], 2006. - 23 с.

43.Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский,- М.: 2012. - 352 с.

44.Гатанов, Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации / Ю.Б. Гатанов // Психологическая наука и образование. - 1998. - №1. - С. 12

45.Гарднер, Г. Великолепная пятёрка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху /Г.Гарднер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.. - 195 с.

46. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания / Н.М. Гнатко; Рос. АН, Ин-т психологии. - М. : Ин-т психологии РАН, 1994. -43 с

47.Гоффман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения /А.Б.Гоффман. - М.: «Издат-во ГНОМ и Д», 2000. - 232 с.

48. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов /А.Г.Грецов. СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

49.Грузенберг, С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества. /С.О. Грузенберг/ - М : Красанд, 2010. - 264 с.

50.Дрешер, Ю.Н. Креативность и интеллект: Учеб.-метод пособие / Ю.Н.Дрешер. - В 2 кн. М.: Литера, 2012. - Кн. 1: Креативное мышление. Развитие творческих и аналитических способностей. - 160 с.

51.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: Монография / В.Н.Дружинин. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2007. - 368 с.

52.Дуранов, М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М.Е. Дуранов. -Челябинск: ЧГАКИ, 2002. - 276с.

53. Емец, М. С. Формирование готовности к педагогической деятельности будущего бакалавра педагогического образования : авт. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М.С. Емец; [Место защиты: Оренбург, гос. ун-т].-Оренбург, 2011,- 24 с.

54. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества /Л.Б. Ермолаева-Томина/. - М.: Академический проект, 2005. - 304 с.

55.Ерофеева, Л.А. Творческие задания как средство воспитания интеллектуальных мотивов учения у будущих учителей: автореф. дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.01/ Л.А. Ерофеева; М-во образования Рос. Федерации, Урал. гос. пед.ун-т,- Екатеринбург: [б.и.], 2004. - 22с.

56.Ефремов, A.B. Методические рекомендации по организации учебного процесса (реализация экспериментальных программ) / А.В.Ефремов, Е.Л. Белкин. - М., 2002,- 137с.

57.Жиркова, З.С. Проектная деятельность как фактор творческого развития студентов / З.С. Жиркова // Высшее образование сегодня. -2008. - № 5. - С. 72 - 78.

58.Жохов, А. Л. Развитие опыта творческой деятельности студентов УСПО /А.Л.Жохов, М.С. Спирина. - М.: Издательский центр АПО, 2001.- 47с.

59.3агвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2003. - 208 с.

бО.Загвязинский, В.И. Стратегия развития образования и ее реализация (анализ тюменского опыта) / В.И. Загвязинский // Педагогика. - 2008. -№ 3. - С. 7 - 12.

61.Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. зав. / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2012. - 256с.

62.Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995. -234 с.

бЗ.Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского психолого - социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480с.

64.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

65.3иновкина, М.М. Креативные технологии образования. /Зиновкина М.М. // Высшее образование в России. № 3. 1999. - С. 101 - 104.

бб.Зникина, Л.С. Условия формирования профессиональной компетентности специалистов /Л.С.Зникина// Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука - практике». Новые исследования. - 2004. - №4. С. 18-20

67.Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно - творческого становления личности в образовательном процессе: Монография / В.В. Игнатова. - Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2000. - 272 с.

68.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.

69. Исаев, И.Ф. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования: Коллективная монография / Под ред. Исаева И. Ф. — Белгород — Ст. Оскол — СОФ БелГУ. — 2008.

70.Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.

71.Каменская В.Г.. Психология развития: общие и специальные вопросы / В.Г.Каменская, И.Е.Мельникова. - СПб.: Питер, 2008. - 216с.

72.Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П.Ф.Каптерев. - М: 1982.

73.Качнев, В.И. Развитие у студентов исследовательского навыка / В.И. Качнев / Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 79 - 85.

74.Кипнис, М. Тренинг креативности / М. Кипнис. - М.: Ось - 89, 2005. -128с.

75.Кит, У. 101 полезная идея для дизайнера и художника /У.Кит. СПб.: Питер, 2012.224 с.

76. Китаев-Смык JI.A., Факторы напряженности творческого процесса //Вопросы психологии, 2007. - №3. С.69-82.

77.Климов, В.П. Организационно-педагогическое обеспечение итоговой аттестации дизайнеров-педагогов: автореф. дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.08/ В.П.Климов ; М-во образования Рос. Федерации, Урал. гос. пед.ун-т.- Екатеринбург: [б.и.], 2000. - 22с.

78.Ковешникова, H.A. Дизайн: история и теория: Учеб. Пособие. - М: Омега-Л, 2005.

79.Коломиец Е.Ф. Когнитивные аспекты современного исследования креативности // Ананьевские чтения, 2009. С.201-202.

80.Корнева, Л.В. Психологические основы педагогической практики / Л.В. Корнева. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 157с.

81.Корнеев, П. В. Современная философская антропология /П.В.Корнеев. -М., 1967.

82.Коч, Л.А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий / Л.А. Коч. - М.: Московский психолого — социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. -192с.

83. Кривенко, Н.В. самостоятельная работа как средство развития творческих способностей студентов колледжа: авт. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.В. Кривенко [Место защиты: Сургутский, гос. пед. ун-т]. 2008. - 25 с.

84.Кузьмина, Н.В. Преподаватель высшей школы как субъект акмеологического творчества / Н.В. Кузьмина, В.Е. Иноземцева, Л.Я. Милорадова // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. 1999. - №2. - С. 65 - 75.

85. Кутузова A.B. Подготовка студента к сотворческой деятельности в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / A.B. Кутузова; М-во образования Рос. Федерации, Красноярский гос. пед. ун-т.- Красноярск: [б.и.], 2013. - 23с.

86.Лазарев, B.C. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: Монография / B.C. Лазарев. H.H. Ставринова. - Сургут: РНО СурГПУ, 2007. - 162с.

87.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. -М.: 2005.-352 с.

88.Лернер, И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций /И.Я. Лернер // Педагогика. -1996. -№2. - С.7-11.

89. Локшин К.В. Формирование управленческой готовности будущих менеджеров физической культуре при обучении специальным дисциплинам: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / К.В. Локшин. М-во образования Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т.- М: 2003. -24с.

90Лола, Г.Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции/ Послесловие Н.Б.Иванова /Г.Н.Лола. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 264 с.

91.Мартишина, Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога / Н.В. Мартишина // Педагогика. - 2006. - №3. -С.48-57.

92.Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы / А.Г. Маслоу. -М.: Смысл., 2011.-495с.

93.Матюшкин, A.M. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. 198 с.

94.Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории/ М.И. Махмутов. - М.: 1975. - 268с.

95.Меерович, М.И. Технология творческого мышления/ М.И. Меерович, Л. Шрагина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 495 с.

96.Мелик-Пашаев, A.A. Ступеньки к творчеству - 2 изд., Мелик-Пашаев

A.A., Новлянская З.Н. - М.: Бином. Лаборатория знаний. - 2012. 238 с.

97.Моляко В.А. Исходные предпосылки построения концепции творческого

восприятия / В.А. Моляко // Развитие психологии в системе комплексного

человекознания. - 2012 - С.573-576.

98.Найн, А.Ю. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике /А.Ю. Найн. - Челябинск: УралГАФК, 1996. - 144 с.

99.Нельке М. Техники креативности / М. Нельке. - М.: Омега-Л, 2013. -133 с.

100. Немов, P.C. Психология: Словарь - справочник: в 2 частях / P.C. Немов,- М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.

101. Новиков, A.M. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога - исследователя. / A.M. Новиков - М.: Эгвес, 2003,- 104с.

102. Нужнова C.B. Педагогическое содействие формированию готовности студентов вуза к профессиональной мобильности. /C.B. Нужнова. - Троицк, 2010. - 116 с.

103. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: Монография. Научная школа В.Г. Рындак / Под. общ. ред. В.Г. Рындак; Уральское отделение РАО. - Екатеринбург, - Оренбург: орлит - А, 2002. - 352с.

104. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

105. Овечкин, В.П., Галашев В.А. Технология дипломного проектирования / В.П.Овечкин, В.А. Галашев. Учебно-методтическое пособие. - Ижевск, 2008. - 108 с.

106. Оганесян, H.Т. Практикум по психологии творчества/ Н.Т. Оганесян. - M.: Флинта : МПСИ, 2007. - 528 с.

107. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Оникс, Мир и Образование, 2008. - 940 с.

108. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед. общ., 2009. - 576с.

109. Перкинс, Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие //Д.Н.Перкинс/ Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение. 1988, №4. С. 88-92.

110. Петровский, A.B. Психология. /А.В.Петровский/ М.: Академия, 2006. -512 с.

111. Пиаже, Жан Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 680 с.

112. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России , 2005. - 144с.

113. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - М.: Римикс, 2011.-304с.

114. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

115. Позднякова, O.K. Организация научно-исследовательской работы студентов по проблемам нравственного воспитания: Дипломная работа по педагогике; Учебно - методическое пособие / O.K. Позднякова. -Самара: СГПУ, 2006. - 188с.

116. Пономарев, Я. А. Психология творчества: перспективы развития / Я. А.Пономарев // Психологический журнал. - 1994.- т. 15. - №6. - С.38 -50.

117. Прохоров A.A. Креативные инструменты для творчества /A.A. Прохоров, Р.Г. Прокди. М.: Наука и техника, 2011, 232 с.

118. Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования / Под. ред. В.Делия. - М.: ИСЭПиМ, Депо, 2011.292 с.

119. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

120. Пуанкаре А. «О науке» / А.Пуанкаре. М.: Наука. 1990. - 213 с.

121. Радионова, Н.Ф. Проблема конструирования исследовательских программ непрерывного педагогического образования// № 2. - 2009. С. 16-23.

122. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М.: Изд.иностранной литературы, 1997.

123. Рассказов Ф.Д. Современные проблемы организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах: научное издание / Ф. Д. Рассказов//Педагогическое образование и наука. - 2009. - №9. - С. 18-22

124. Ребеко, Т.А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации / Т.А. Ребеко // Ментальная репрезентация: динамика и структура. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - С. 25 -54.

125. Роджерс, К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990. N 1.С. 164-168.

126. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рождественская, A.B. Толшин/ СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

127. Розенблюм, Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центр.учебно-эксперимент. Студии худож. Проектирования на Сенеже. Предисл. Л.Ждановой /Е.А.Розенблюм. - М.: Искусство. 1994. - 176 е.; 24 л. ил.

128. Роу, А.Дж. Креативное мышление/ Алан Дж. Роу; пер. с англ. Островский В.А. - М.: НТ Пресс, 2007. - 176 е.: ил. - (Библиотека лидера).

129. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир./ С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2012,- 224с.

130. Рындак, В.Г. Развитие креативности будущего учителя// Актуальные проблемы педагогики XXI века: сборник статей. В 2-х томах. - т. 2 /науч.ред. В.Г. Рындак, Оренбург: Из-во ОГПУ, 2005. -С.208, С. 117-136.

131. Сапоугольцев В.Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / В.Ю. Сапоугольцев; М-во образования Рос. Федерации, Оренбургский гос. ун-т.- Оренбург: [б.и.], 2011. - 24с.

132. Семенов, И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И.Н. Семенов. - М.: НИИ АПН СССР, 1990. - 215с.

133. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания Издательство: Дрофа, 2007г.

134. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М: Академия, 2008. - 256 с.

135. Сидоренко, В.Ф. Проблемы дизайн образования// ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Дизайн в образовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 2005.- 130 с.

136. Ситаров, В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовании. / Ситаров В.А, Маралов В.Г. М.: Юрайт. 2012. - 424 с.

137. Скаткин,М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 1986. - 150с.

138. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений /В. А. Сластенин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

139. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Юрайт, 2012.-336 с.

140. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию /В.А.Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

141. Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа// Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/ Сост.и общая редакция Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С.380-395.

>' I1

142. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. JI.B. Трубайчук. - М.: Изд. Дом «Восток», 2001. - 81с.

143. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-304с.

144. Снапковская, C.B. Гуманистические ориентиры педагогических технологий в контексте отечественного опыта // Технологии непрерывного педагогического образования и творческого саморазвития учителя: М-лы 11 Респ. науч. конф. (Гродно, 8—9 апр. 1997 г.). - Гродно, 1997. - С. 27-29.

145. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.

146. Стернберг, Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. — 402 с. — С 111-126. — (Библиотека «Одаренные дети»),

147. Супрун, А.П. Метапсихология: релятивистская психология, квантовая психология, психология креативности / А.П.Супрун, К.А. Носов, Н.Г.Янова. -М.: Либроком, 2013. - 512 с.

148. Сурина М.О., Сурин A.A. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». -М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. Центр «МарТ», 2003 - 352 с.

149. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов /. - М. : Модэк, 2009. - 640 с.

150. Тигров, В.П. Создание творческой технологической среды и ее роль в развитии творческого потенциала личности учащегося / В.П. Тигров // Вестник университета Российской академии образования . - 2008. - № 1. - С. 53 -58.

151. Тигров, В.П., Шииилова Т.Н. Об увеличении творческого компонента конструкторско-технологической деятельности / В.П. Тигров// Вестник университета Российской академии образования . -2007. - № 4. - С. 70 - 75.

152. Х.Е. Трик Основные направления экспериментального изучения творчества / Х.Е. Трик // Общая психология : тексты : в 3 томах / ред. В.В. Петухов. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. -Москва : Психология : Генезис, 2002.

153. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. - СПб., Речь, 2006. - 176 с.

154. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е.Е. Туник. - СПб: Речь, 2003. - 94с.

155. Угарова JI. А. Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования: авт. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / JI. А. Угарова; [Место защиты: Тольяттин. гос. ун-т], 2011.-21 с.

156. Устенко, J1.H. О формировании творческой личности педагога / JI.H. Устенко // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 43 - 47.

157. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (с изменениями от 26 июня 2007 г.).

158. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. - Москва.: Модэк, 2005. - 456 с.

159. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. - 2008. - № 6. - С. 3 - 15.

160. Филь, П. Графический дизайн в XXI веке / П.Филь, Ш.Филь. - М.: ACT, 2008. 192 с.

161. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя / Э.Фромм.

- М.: Изида, 2004. - 400 с.

162. Халюшова, Г.А. Развитие лингвистической креативности студента университета: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Г.А. Халюшова; М-во образования Рос. Федерации, Оренбургский гос. унт,- Оренбург: [б.и.], 2005. - 24с.

163. Хуторской A.B. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / A.B. Хуторской. - М.: ВЛАДОС -ПРЕСС, 2005. - 383 с.

164. Черкасова Ю.А. Становление субъектной позиции будущего специалиста по социальной работе в практическом обучении: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.А. Черкасова; М-во образования Рос. Федерации, Красноярский гос. пед. ун-т.- Красноярск: [б.и.], 2013. -24с.

165. Чошанов, М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.Чошанов. М.: Народное образование, 2012. 158 е..

166. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности а / В.Д. Шадриков.

- М. : Университетская книга, 2010.- 320 с.

167. Шведерский A.C. Можно ли учить тому, чему нельзя учить// Психология худож.творчества: Хрестоматия/ Сост. К.В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1999. - 752 с.

168. Шервин Д.: Креативная мастерская. 80 творческих задач дизайнера /Д.Шервин. - СПб.: Питер, 2013. 523 с.

169. Шерер, Й. Техники креативности: как в 10 шагов найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер . - М.: СмартБук, 2009. - 136 е.: илл. -(Инновационные стратегии управления).

170. Шипилова, Т.Н. Развитие исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии / Т.Н. Шипилова // Вестник университета Российской академии образования . - 2008. - № 1. - С. 59 -63.

171. Шиянов E.H. Развитие личности в обучении. - М.: Академия. 1999. -288 с.

172. Шнипова, А. Р. Развитие креативности учащихся сельской общеобразовательной школы средствами творческих проектов: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01/А.Р. Шнипова; М-во образования Рос. Федерации, Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск: [б.и.], 2006. - 22с.

173. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. - М.: Наука, 1966.-301 с.

174. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.

175. Шумакова Н.Б. Развитие познавательных процессов в технологии творческого междисциплинарного обучения.// Развитие познавательных процессов в образовательных технологиях. Современное образование: стратегия управления, №3. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2006. С.62-68.

176. Щербаков Р.Н. Гуманистические ценности науки и образования как средство формирования его личности // Вестник Российской Академии Наук. - 2003. - № 3. - С. 232-233.

177. Эстетические ценности предметно-пространственной среды/ A.B. Иконников, М.С.Каган, В.Р. Пилипенко и др.: Под общ.Ред. A.B. Иконникова: ВНИИ техн. эстетики. - М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

178. Юркевич B.C., Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков // Народное образование. - №2, 2001.

179. Яголковский, С. Р. Влияние обмена идеями на креативность : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / С. Р. Яголковский; М-во образования Рос.Федерации, Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова[б.и.], 2005. - 24 с

180. Ядов, В.А. Социологические исследования. Методология, программы, методы / В.А. Ядов. - Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Наука, 1987. -238 с.

181. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Бином, 2010. - 220 с.

182. Ялмурзина, Г. С. Специфика развития творческого потенциала студентов университета в процессе изучения дисциплин по безопасности жизнедеятельности / Г.С. Ялмурзина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 67 - 73.

183. Boden, М.А. Computer models of creativity// Handbook of Creativity. R.J. Sternberg (ed.).Cambridge University Press, 1999. 351-372.

184. Gardner, H. Creative lines and creative works: a synthetic scientific approach / H. Gardner // Sternberg R., Tardif T. (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P. 298 - 324.

185. Guilford, J. P. Creative Talents / J. P. Guilford. - New York, 1986.

186. Mayer,R Fifty Years of Creativity Research // Ed. by R. J. Sternberg. Handbook of Creativity. Cambridge, 1999. P. 21.

187. Mednick, S.A. The associative basis of the creative process./ S.A. Mednick // Psychological Review. - 1962. - № 69. P. 220-232.

188. Pickard, E. Toward a theory of creative potential / E. Pickard //The journal of creative behaviour. -1990. - Vol. 24. - № 1. - P. 1 - 9.

189. Seger, C.A. Implicit Learning / C.A. Seger // Psychological Bulletin. 1994. V.I 15. №2,-p. 163-196.

190. Sternberg, R. Jeneral intellectual ability // Human abilitisrd by R. Sternberg. 1985. P. 5-31.

191. Taylor, C. Various approaches to and definitions of creativity / C.Taylor// Sternberg R., Tardif T. (eds.). The nature of creativity. — Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P.99-126.

192. Torrance, E.P. The nature of creativity as manifest in the testing / E.P. Torrance // Sternberg R., Tardif T. (eds.).The nature of creativity. -Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P.43 - 75.

193. Wallach, M.A A new look at the creativity-intelligence distinction // Wallach M.A, KoganN.A. J. Personality.l965.V.33. P.348-369.

11 i 1 «71

i

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (КРАТКИЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ТОРРРЕНСА)

Тест адаптирован в 1993-94 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности, как некоторой способности к "порождению" нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализацию. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, не достаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. Время тестирование по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 минуте.

Предлагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее показательный из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами оригинальность понимается как

статистическая редкость ответа. Показатель "оригинальность" рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:

х - з

Ог - 1 - ---------

Хгезх - 1

Ог - оригинальность данного типа рисунка х - количество рисунков данного типа

Хтах - максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1.00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем "оригинальность" в полном тесте Торренса используется показатель "беглости" выполнения, определяемый, как количество рисунков за исключением повторяющихся и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка.

Такой показатель как "гибкость" в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображений к другому.

ИНСТРУКЦИЯ

Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные

выводы об отдельном человеке получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров и, соответственно, достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1.00, в таком случае она признается уникальной. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и. соответственно, сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

Процентильная шкала

1 -процент людей, результаты которых превышают указанный уровень,

2 - значение индекса оригинальности,

3- значение индекса уникальности.

1 ОХ 20* 40* 60* 80* 100*

2 0.95 0.76 0.67 0.58 0.48 0.00

3 4.00 2.00 1.00 1.00 0.00 0.00

Рисунки для диагностики невербальной креативности

Рисунок №1

Рисунок № 2

Рисунок № 4

\ Ч( 1

Е \ -

Г

/

/ /

Рисунок № 3

Рисунок № 5

Г" \

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (АДАПТАЦИЯ ТЕСТА

С.МЕДНИКА) ВОРОНИН А.Н.

Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С.Медника RAT (тест отдельных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психоз способностей Института психологии Российской академии на выборке школьников старших классов Л.Г.Алексеевой,' Т.В.Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте до 23 до лет - А.Н.Ворониным.

Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс рекомбинирования элементов ситуации в новые комбинации. Степень креативности процесса определяется отдаленностью ассоциативных областей, из которых взяты элементы ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триа (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.

Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.

ИНСТРУКЦИЯ:

Сейчас я предложу Вам небольшие словесные задания. Вам предлагаются три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Вы можете менять слова-стимулы грамматически.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если Вы изменяете слова-стимулы, то словосочетания записывайте целиком, если же не изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для Вас режиме, во времени Вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо Ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально.

Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят Вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно.

Постарайтесь преодолеть Ваши стереотипы мышления и создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: Вы можете менять грамматическую основу слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю Вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Пусть Ваши словосочетания будут яркими и необычными, быть может даже иногда странными. Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше оригинальных ответов, случайная горы долгожданная вечерняя бумага стенная обратно родина путь далеко слепой будущее народная страх мировая деньги билет свободное человек погоны завод дверь доверие быстро друг город круг поезд купить бумажный цвет заяц сахар

ласковая морщины сказка детство случай хорошее воздух быстрая свежее певец Америка тонкий тяжелый рождение урожайный много чепуха прямо кривой очки острый садовая мозг пустая гость случайно вокзал

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа ответа! Процентильная шкала по развитию вербальной креативности студентов

1 0% 20% 40% 60% 80% 100%

2 1.00 0.99 0.94 0.93 0.91 0.9 0.87 86 0.81 0.61 0.00

3 19 18.00 6 5.00 4.00 3.00 3 1.00 2.00 0 00

4 49 20.0 16.0 15.0 13.0 12.0 11.0 10.0 2.0 1.00 0.0

1-процент людей, результаты которых превышают указанный уровень, 2 - значение индекса оригинальности, 3- значение индекса уникальности.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Т.И.

ИЛЬИНОЙ

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Опросный лист

Факультет.........................Курс.........Группа

Фамилия..............................Имя........................

Отчество.......................

Дата заполнения...............

Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.

1. Лучшая атмосфера занятий - атмосфера свободных высказываний.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.

5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).

15. Самое замечательное время жизни - студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.

45. Чтобы убедить в чем - либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.

Шкала «Приобретение знаний»

- за согласие ( «+» ) с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17-3,6 балла; по п. 26 - 2,4 балла;

- за несогласие ( «-» ) с утверждением по п. 28-1,2 балла; по п.42 - 1,8 балла.

Максимум - 12,6 балла. Шкала «Овладение профессией»

- за согласие по п. 9 - 1 балл; по п.31-2 балла; по п.ЗЗ - 2 балла; по п.43 -3 балла; по п.48 - 1 балл и по п. 49 - 1 балл.

Максимум - 10 баллов. Шкала «Получение диплома»

- за несогласие по п. 11 - 3,5 балла;

- за согласие по п. 24 - 2,5 балла; по п. 35-1,5 балла; по п. 38-1,5 балла и по п. 44 - 1 балл.

Максимум - 10 баллов.

Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

Обработка и интерпретация результатов Ключ к опроснику

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.