Развитие формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Мисюкевич, Алла Николаевна

  • Мисюкевич, Алла Николаевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 221
Мисюкевич, Алла Николаевна. Развитие формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Санкт-Петербург. 2006. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Мисюкевич, Алла Николаевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования проблемы развития формотворчества.

1.1. Формотворчество как креативный процесс и структурный компонент креативности.

1.2. Теоретическая модель психологической структуры формотворчества.

1.3. Дизайн-деятельность как фактор развития формотворчества

1.4. Психолого-педагогические предпосылки и условия развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности.

Глава 2. Организация и методы исследования.

2.1. Общая организация и эмпирическая база исследования.

2.2. Диагностическая программа исследования и обоснование методик.

2.3. Экспериментальная программа развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности и методы анализа эмпирических данных.

Глава 3. Психологическая структура и развитие формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности.

3.1. Особенности психологической структуры формотворчества у младших школьников.

3.2. Возрастные особенности проявления и развития формотворчества у младших школьников.

3.3. Динамика и особенности развития формотворчества у младших школьников в условиях формирующего воздействия.

3.3.1. Различия в динамике развития формотворчества у младших школьников экспериментальной и контрольной групп.

3.3.2. Возрастная динамика развития формотворчества у младших школьников.

3.3.3. Тендерные различия и динамика формотворчества в младшем школьном возрасте.

3.3.4. Индивидуальные различия в динамике развития формотворчества у младших школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В современных условиях проблема развития творческого потенциала личности приобретает особую значимость. Прежде всего, это обусловлено возросшей потребностью общества в креативных людях, способных жить и действовать в обновленной социально-экономической среде, а также глубокими качественными изменениями в отечественном образовании, связанными с его целевой и содержательной направленностью на развитие у каждого ребенка качеств творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в современном мире.

На сегодняшний день в психологии накоплено немало теоретических и экспериментальных работ, исследующих проблему креативности в разных аспектах. Одно из перспективных направлений - изучение креативности как сложного психического образования, которое не сводится к отдельным качествам, процессам и т. п. Вместе с тем, данный подход предполагает изучение компонентов и параметров креативности, их различных структурных композиций и взаимосвязей в разных видах деятельности, а также условий для их проявления и развития.

В качестве одного из параметров креативности можно рассматривать формотворчество. Трактовка формотворчества как психологического феномена в структуре креативности основывается на формообразующем аспекте понимания природы творчества и креативности (Т. А. Барышева, Ф. Барон, Л. С. Выготский, Г. А. Глотова, Е. А. Корсунский, Р. Мэй, А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Потебня, И. Ш. Шевелев). В то же время феномен формотворчества не получил в психологии достаточного освещения.

Значительным препятствием для изучения формотворчества как параметра креативности является отсутствие психологически обоснованных и педагогически эффективных развивающих программ, базирующихся на понимании креативности как системного психического образования, вскрывающих ее психологическую структуру и обеспечивающих создание условий для ее развития.

Актуальность выбранной темы обусловлена также сменой образовательной парадигмы - «от человека образованного к человеку творческому» (В. С. Бнблер [24]) и широким внедрением креативных технологий во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в сферу практической психологии и педагогики. Среди креативных технологий огромным потенциалом обладают дизайн-технологии, опыт использования которых для развития креативности изучен недостаточно. Отдельные аспекты изучения специфики и возможностей дизайн-деятелыюсти, использования дизайн-технологий в развитии креативности затрагивали в своих работах В. Л. Глазычев, Е. Н. Лазарев, Л. Б. Переверзев, В. Ф. Сидоренко и др. По проблеме развития креативности младших школьников в дизайн-деятелыюсти существует ограниченный круг исследований (Е. С. Асланова, Л. П. Малиновская, Н. М. Конышева) и практически отсутствуют работы по исследованию проблемы развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности, хотя именно дизайн-деятельность обладает ярко выраженной формотворческой направленностью.

Таким образом, в качестве модели для реализации подхода к исследованию креативности как системного психического образования и формотворчества как фундаментального параметра креативности может быть использована дизайн-деятельность на начальном этапе обучения в школе, так как данный возраст наиболее сензитивеп для развития креативности и является началом становления младших школьников в качестве субъектов дизайн-деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. П. Торранс, Н. В. Собко, Н. Б. Шумакова, Н. П. Щербо и др.).

Предлагаемый в данном исследовании подход открывает один из возможных путей разрешения назревших ПРОТИВОРЕЧИЙ между: необходимостью развития формотворчества как параметра креативности у младших школьников, наличием исследований, подтверждающих возможность такого развития и недостаточной разработанностью психологических аспектов данной проблемы, технологий диагностики и развития формотворчества; а также потенциальными креативогенными возможностями дизайи-деятельности в развитии формотворчества у младших школьников и отсутствием эффективных развивающих программ и условий для их реализации.

Наличие противоречий позволяет сформулировать ПРОБЛЕМУ исследования, которая заключается в необходимости определения психологической структуры формотворчества и психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является теоретическое и экспериментальное обоснование психологической структуры формотворчества, возможностей и особенностей его развития у младших школьников в дизайн-деятельности.

В качестве ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ выступают младшие школьники как субъекты дизайн-деятельности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: особенности структуры и психолого-педагогические условия развития формотворчества как параметра креативности у младших школьников.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в предположении о том, что психологическая структура формотворчества интегральна и включает интеллектуальные, эстетические, компетентностные параметры; развитие формотворчества у младших школьников возможно в условиях реализации экспериментальной развивающей программы, основанной на системе формотворческих заданий и дизайн-технологий, соответствующих закономерностям дизайна как вида искусства, как вида деятельности и возрастным особенностям младших школьников.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования нами были определены ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Провести анализ теоретических и экспериментальных работ по теме исследования, уточнить содержание и сущность понятия «формотворчество».

2. Разработать и обосновать модель психологической структуры формотворчества, соответствующую специфике дизайн-деятельности.

3. Определить показатели, критерии и уровни развития формотворчества у младших школьников.

4. Разработать комплекс диагностических средств для определения структурных компонентов и уровня развития формотворчества у младших школьников.

5. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности.

6. Разработать и проверить эффективность экспериментальной программы развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности.

7. Выявить возрастную динамику и тендерные особенности развития формотворчества в младшем школьном возрасте.

МЕТОДОЛОГИЮ исследования составили: культурно-исторический, личностно-деятелыюстный, системный, формотворческий подходы, а также принципы развития, субъектности, единства сознания и деятельности.

В основе исследования лежат теоретические положения, разработанные: • в отечественных и зарубежных теориях и концепциях о природе творчества, сущности креативности, структуре и механизмах творческого процесса (А. Адлер, Б. Г. Ананьев, Т. А. Барышева, Н. А. Бердяев, II. А. Бернштейн,

B. М. Бехтерев, В. С. Библер, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Т. Быозен, Г. И. Вергелес, М. Вертгеймер, М. Воллах, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, Т.А. Глотова, В. Н. Дружинин, В. П. Зинченко, Б. М. Кедров,

A. Кестлер, Н. Коган, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. М. Матюшкин,

C. Медник, Дж. Ниренберг, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, А. Потенберг,

B. Н. Пушкин, А. И. Раев, Л. А. Регуш, К. Роджерс, В. Ротенберг,

C. Л. Рубинштейн, Г. С. Сухобская, Е. П. Торранс, Е. Е. Туник, А. Уайтхед, Р. Штернберг, П. К. Энгельмейер, К. Юнг, В. А. Якунин, М. Г. Ярошевский и другие);

• в психологических и философско-эстетических концепциях художественного творчества (Е. Я. Басин, Б. Г. Кроче, Б. А. Лезин,

A. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, А. А. Мелик-Пашаев, Я. Л. Морено, Д. Н. Овсянико-Куликовский, А. А. Потебня, Т. И. Райнов, Б. М. Теплов, Г. Г. Шпет и др.);

• в исследованиях в области технической эстетики, дизайна, теории и практики проектного обучения (Л. Н. Безмоздин, П. П. Блонский, Дж. Дьюи,

B. Л. Глазычев, Л. П. Малиновская, Н. В. Матяш, Г. П. Калинина, П. Ф. Каптерев, У. Килпатрик, Э. Коллингс, Н. М. Конышева, М. В. Крупенина, В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский, Э. Н. Серпионова,

B. Ф. Сидоренко, Д. Снедзен, Н. М. Сокольникова, М. Н. Фишер,

C. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др.)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для решения поставленных задач использовался комплекс исследовательских методов, включающий теоретический анализ научной литературы; теоретическое проектирование; наблюдение; диагностический и формирующий эксперименты с использованием различных методик (модифицированных и авторских); методы математической статистики (уровневый, корреляционный, факторный анализ); сравнительный метод и метод поперечных срезов (для эксперимента).

ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов проведенного исследования обеспечивается теоретико-методологическим обоснованием, ориентацией на ведущие концепции отечественной и зарубежной психологии, комплексностью методического обеспечения и использованием современных методов, соответствующих цели и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки, результатами апробации формирующей программы и возможностью повторения процедуры исследования, использованием методов математической статистики при обработке данных.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие положения: 1. Психологическая структура формотворчества как параметра креативности интегральна и включает в себя интеллектуальные (способность к преобразованиям), эстетические (чувство формы) и компстсптностные параметры.

2. Композиция структурных параметров формотворчества обусловлена возрастными и тендерными особенностями младших школьников.

3. Эффективное развитие формотворчества у младших школьников обеспечивает реализация экспериментальной развивающей программы, основанной на системе формотворческих заданий и дизайн-технологий, соответствующих закономерностям дизайна как вида искусства, как вида деятельности и возрастным особенностям младших школьников.

4. Процесс развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности - нелинейный, неравномерный, обусловлен гетерохронпостыо развития отдельных параметров на данном возрастном этапе онтогенеза.

5. В психологической структуре формотворчества доминируют интеллектуальные параметры. Перспективные линии развития формотворчества представлены различными вариантами интеграции интеллектуальных, эстетических и компетентиостиых параметров, которые имеют возрастные различия: у детей 6-7 лет акцентированы интеллектуальный и эстетический блоки, у детей 9-10 лег - интеллектуальный и компетентностный; у первоклассников наиболее динамичным является интеллектуальный блок, у третьеклассников - эстетический.

6. Тендерные различия связаны с доминированием девочек по интеллектуальным (беглость, гибкость) и компетептностным (технологичность) параметрам, мальчиков - по эстетическим (целостное восприятие и создание гармоничных форм).

7. Динамика развития формотворчества у младших школьников проявляется в направлении от количественных параметров к качественным, от минимального и элементарного уровней к комбинаторному и функциональному: от ригидности, инертности интеллектуальных процессов к их пластичности; от реципроктности преобразований к их трапсформативпости, ипверсивпости; от фрагментарного - к целостному восприятию и пониманию целесообразности формы, к созданию гармоничных форм; от ознакомительного уровня компетентности к функциональному.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования состоит в том, что в нем:

• расширен спектр научных представлений о креативности как системном психическом образовании на основе анализа формотворчества как параметра креативности;

• теоретически и экспериментально обоснована и определена психологическая структура формотворчества;

• создан комплекс диагностических средств для парциальной и интегральной оценки уровня развития формотворчества, позволяющий прогнозировать развитие данного параметра креативности у младших школьников;

• выявлены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия развития формотворчества, доказана их эффективность;

• разработана и реализована экспериментальная программа развития креативности детей младшего школьного возраста на основе системы формотворческих заданий.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

• определено понятие формотворчества как структурного компонента креативности, что позволяет развивать концепцию креативности как системного психического образования;

• предложена модель психологической структуры формотворчества у младших школьников, выделены основные компоненты и характеристики формотворчества;

• выявлены возрастные и гепдерпые особенности развития формотворчества, что дополняет информационную базу данных особенностей онтогенеза креативности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

• результаты исследования могут быть использованы для обновления программ в образовательных областях «Технология» и «Искусство», разработке пособий, для их реализации в педагогической практике учителями начальных классов;

• разработанные диагностические методики и материалы предоставляют возможность их внедрения в практическую работу психологов, так как дополняют существующие методики в области диагностики и развития креативности;

• экспериментальная программа развития может входить в систему обучения младших школьников и целенаправленно применяться как методический материал для развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности;

• материалы исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки педагогических кадров и практических психологов.

ВНЕДРЕНИЕ. Полученные результаты позволили разработать и внедрить: в практику профессиональной подготовки студентов начального отделения Института детства РГПУ им. А.И. Герцена раздел «Дизайн, технология, ремесло» в рамках программы «Методика преподавания технологии с практикумом» и компьютерный модуль «Основы дизайна», являющийся учебно-методическим пособием, обеспечивающим процесс обучения по курсу «Современные технологии эстетического воспитания»; в практику повышения квалификации учителей начальных классов в СП6АП110 блок «Система формотворческих заданий для младших школьников» в рамках работы по усовершенствованию программ по трудовому обучению и технологии; в практику трудового обучения и воспитания младших школьников лицея №179 Калининского района г. С.-Петербурга экспериментальную программу развития на основе системы формотворческих заданий.

АПРОБАЦИЯ. Основные результаты исследования изложены в 16 публикациях (учебио-мегодических пособиях, статьях и материалах, опубликованных в сборниках научных трудов), докладывались па

Международных конференциях: «Ребенок в современном мире» (СПб, 2003, 2004, 2005, 2006), «Педагогический дизайн» (СПб, 2004); Российских научно-практических конференциях и семинарах: «Педагогика и психология дошкольного и начального образования: Анализ прошлого и взгляд в будущее» (СПб, 2000), «Обучение с целыо ненасилия» (СПб, 2002), «Перспективы развития дошкольного и начального образования» (СПб, 2002), «Современное дошкольное и начальное образование: пути развития» (СПб, 2003), «Дошкольник и младший школьник в системе образования» (СПб, 2004), «Система дошкольного и начального образования: пути развития» (СПб, 2005), «Культура поведения в педагогике ненасилия» (СПб, 2006) и др.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось в период с 2000 но 2006 г.г. на базе лицея № 179 г. С.-Петербурга. На предварительном этапе в исследовании принимали участие учащиеся 9-10 лет в количестве 131 человека, на основном этапе - 201 человек. 104 человека составили экспериментальную группу, 97 - контрольную. Возрастной диапазон - от 6 до 10 лет. Общее количество детей на всех этапах исследования - 332 человека. Экспертная оценка материала осуществлялась практическими психологами, преподавателями кафедры эстетического воспитания РГПУ им. А.И. Герцена и преподавателями кафедры прикладных наук лицея № 179.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Представленная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. Объем основного текста диссертации занимает 180 страниц и включает в себя 22 таблицы и 28 рисунков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Мисюкевич, Алла Николаевна

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблем творчества и креативности в психологии свидетельствует, что в науке обозначен формотворческий подход в понимании природы данных категорий, что позволяет рассматривать феномен формотворчества как креативный процесс и как фундаментальный параметр креативности.

2. Психологическая структура формотворчества интегральна, в дизайн-деятельности проявляется специфически и функционирует как сложное психическое образование, включающее в себя интеллектуальный, эстетический симптомокомплексы и компетентность.

3. Доминантой в структуре формотворчества у младших школьников является способность к преобразованиям. Значимость данного параметра сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста.

4. В качестве новообразования в развитии формотворчества у младших школьников может рассматриваться эстетическая оценка -понимание целесообразности формы в соответствии с эстетическими критериями (гармоничность, экспрессивность, целостность, природосообразность).

5. Индикатором развития формотворчества является компетентность ребенка {актуальный уровень знаний в области дизайна как вида искусства и вида деятельности; опыт формотворчества и актуальный уровень достижений). На определенном этапе компетентность интегрируется в структуру формотворчества, что подтверждается корреляционным и факторным анализом.

6. От первого к третьему классу наблюдается тенденция повышения уровня развития формотворчества. Данный возрастной этап онтогенеза является начальным в становлении формотворчества как психокомплекса и развитие отдельных симптомокомплексов происходит неравномерно, что проявляется в неустойчивости связей между отдельными параметрами.

7. Развитие формотворчества у младших школьников обусловлено возрастными, тендерными и индивидуальными различиями.

8. В разных возрастных группах младших школьников формотворчество как сложное психическое образование проявляется нестабильно, неравномерно и нелинейно. Каждый возрастной период данного этапа онтогенеза имеет специфические особенности развития формотворчества, свидетельствующие о сеизитивпости отдельных параметров в структуре формотворчества. Наиболее сензитивными у первоклассников (возраст 6-7 лет) являются параметры интеллектуального блока, у третьеклассников (возраст 910 лет) - эстетического блока.

9. Тендерные различия в структуре формотворчества являются статистически достоверными и проявляются в доминировании девочек по интеллектуальному и компетентностному коэффициенту, по параметрам «беглость», «гибкость», «технологичность». Приоритет мальчиков - «чувство формы».

10. Выявлены индивидуальные различия в развитии формотворчества у младших школьников, проявляющиеся в разных уровнях формотворчества. Наиболее характерными для младших школьников являются: элементарный (низкий) уровень, характеризующийся инертностью интеллектуальных процессов, непродуктивностью, реципроктностыо преобразований, элементарной комбинаторикой, в основном фрагментарным восприятием, непониманием эстетической целесообразности формы, компетентностью па уровне элементарной готовности, и комбинаторный (средний) уровень, для которого характерны: невысокая лабильность, вариативность, небольшая продуктивность, в основном целостное восприятие, в целом понимание эстетической целесообразности формы, компетентность на уровне комбинаторной готовности к формотворчеству.

11. Реализация экспериментальной развивающей программы, основанной на системе формотворчсских заданий и дизайн-технологий, соответствующих закономерностям дизайна как вида искусства (эстетическая выразительность, функциональность, контекстность, гармоничность и др.); логике и этапам становления формы в дизайн-деятельности (подготовительный, исследовательский, эвристический, конструкторско-технологический, оценочный, корректировочный) и возрастным особенностям младших школьников обеспечивает эффективное развитие формотворчества у детей данной возрастной группы. В результате реализации программы заметные изменения произошли во всех симптомокомплексах структуры формотворчества: интеллектуальном, эстетическом, компетентностном. Динамика проявляется в переходе к интеграции различных параметров и блоков.

12. Сравнительный анализ структуропостроений формотворчества у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволил зафиксировать специфику динамики формотворчества на индивидуальном уровне и классифицировать основные типологические профили: И-профиль с регрессивной динамикой, 8-профиль со стабильной динамикой, Р-профиль с прогрессивной динамикой.

178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ современного состояния проблемы творчества и креативности в пауке позволил выделить основные направления и подходы к определению и изучению данных понятий. Нами выделен формотворческий подход, в рамках которого формотворчество рассматривается как креативный процесс, а способность к формотворчеству является параметром креативности.

Учитывая, что форма и формотворчество - универсальные категории, развитие формотворчества можно рассматривать как кардинальный процесс современного образования, обладающий ресурсом в реализации творческого потенциала ребенка и способствующий оптимизации общественного и индивидуального качества жизни.

Одна из современных концепций трактует креативность как системное многоуровневое, многомерное психическое образование. Данный подход является наиболее перспективным в исследовании данного феномена. В рамках данного подхода формотворчество как параметр креативности также является интегральным психокомплексом.

Важным направлением изучения креативности и формотворчества является изучение особенностей их развития в различные возрастные периоды. Учитывая сепзитивиость младшего школьного возраста к развитию креативности, а также недостаточную разработанность этой проблемы применительно к младшему школьному возрасту, мы в своем исследовании изучили особенности развития формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности.

Также малоизученным в психолого-педагогической пауке является вопрос о развитии креативности детей в дизайн-деятельности, которая обладает креативогенным потенциалом. С учетом креативогенпых характеристик данного вида деятельности (многозначности, многофункциональности, поливариаптности, направленности па преобразование и создание новых форм и г. д.), изучения сущности и структуры данного вида деятельности, специфики становления младшего школьника как субъекта дизайп-дсятельпости, нами определены и апробированы психолого-педагогические условия эффективного развития формотворчества у учащихся начальных классов.

Полученные в данном исследовании результаты подтвердили выдвинутые гипотезы: психологическая структура формотворчества интегральна и включает интеллектуальные, эстетические, компетентностиые параметры, эффективное развитие формотворчества у младших школьников возможно в условиях реализации экспериментальной развивающей программы, основанной на системе формотворческих заданий и дизайн-технологий, соответствующих закономерностям дизайна как вида искусства (эстетическая выразительность, фунщиональность, контекст} юсть, гармоничность); логике и этапам становления формы в дизайн-деятельности (подготовительный, исследовательский, эвристический, конструкторско-технологический, оценочный, корректировочный) и возрастным особенностям детей данного этапа онтогенеза.

В исследовании выявлены возрастные и тендерные особенности развития формотворчества у младших школьников. Существует возрастная динамика всех параметров формотворчества к третьему классу. Это позволяет говорить о возрасте 9-10 лет как одном из «пиков» развития креативности. Учет этих особенностей особенно важен в практике обучения для эффективности развития формотворчества как параметра креативности.

Главным фактором, обеспечивающим развитие формотворчества у младших школьников, следует признать дизайн-деятельность. Это позволяет говорить о перспективе введения дизайна в начальное образование. Опыт многих стран доказывает эффективность замены традиционного курса трудового обучения в системе школьного образования курсом «Дизайн и технология» для подготовки создателей и потребителей целостной эстетической среды, экологически разумной и комфортной для человека. Это доказывает и наше исследование.

Диссертационное исследование не исчерпывает обозначенную проблему полностью. Полученные нами результаты позволяют определить перспективные направления в изучении феномена формотворчества.

Предметом исследования могут стать особенности психологической структуры и динамика развития формотворчества в дизайн-деятельности на разных этапах онтогенеза. Можно предположить, что специфические функции в структуре формотворчества в дизайн-деятельности в разных возрастных группах выполняют мотивационные и эмоциональные креативные параметры.

Некоторые тендерные различия развития формотворчества, имеющие статистически достоверные основания, позволяют определить дальнейшую перспективу исследования проблемы, связанную с методологической важностью включения тендерного подхода в практику школьного обучения, воспитания и развития детей.

Особую проблему в контексте нашего исследования составляет проблема профессиональной подготовки учителей в области эстетического развития младших школьников. Введение курса дизайна позволит значительно расширить образовательное пространство и более успешно решать задачи профессиональной подготовки учителей начальных классов в области эстетического воспитания и художественного образования. Информационные технологии позволят сделать этот процесс более эффективным. Поэтому, с нашей точки зрения, важным направлением является разработка электронно-коммуникативных дизайн-программ в развитии формотворчества личности.

181

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Мисюкевич, Алла Николаевна, 2006 год

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-336 с.

2. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

3. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы психологии. 1970. - №3. - С. 34 - 41.

4. Аксенова 10. А. Символы мироустройства в сознании детей. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-272 с.

5. Алексеев П. В., Папин А. В. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М. «Проспект», 1999. - 576 с.

6. Аллен Р., Фултон Дж. Лучшие в мире тесты / Пер.с англ.; Худ. обл. М. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 144 с.

7. Анцыферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу//Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 173-180.

8. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.

9. Асланова Е. С. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе дизайн-деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. паук. Комсомольск-на-Амуре, 2002. - 22 с.

10. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. - 768 с.

11. Асмус В. Ф. Имапуил Кант/Асмус В.Ф. М.: 11аука, 1973. - 234 с.

12. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. . докт. пед. наук. Баку, 1968. - 128 с.

13. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности: Уч.-мет. пособие.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 140 с.

14. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.-205 с.

15. Барышева Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: Автореф. дис. . док. психол. наук. СПб. - 2005. - 38 с.

16. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства (критический анализ). -М., 1997.-192 с.

17. Безмоздин JI. П. В мире дизайна / Ташк. политехи, ин-т им. Беруни. -Ташкент: ФАН, 1990.-311 с.

18. Безмоздин JI. Н. Художественно-конструкторская деятельность человека. -Ташкент, изд. «ФАН», 1975.-243 с.

19. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

20. Бердяев II. А. Философия свободы: Смысл творчества М.: Правда, 1989. -607 с.

21. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление / РАН. Ин-т философии. М., 1993. - 198 с.

22. Бехтерев В. М. Избранные произведения (статьи и доклады). Вступит, статья и примеч. проф. В.II. Мясищева, с. 3-20. М., Медгиз, 1954. -528 с.

23. Библер B.C. От паукоучепия к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991. -413 с.

24. Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с фр. / Издание подгот. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. СПб.: Союз, 1998. - 432 с.

25. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.

26. Божко 10. Г. Основы архитектоники и комбинаторики формообразования.: Учеб. пособие для ВУЗОВ по спец. «Пром. искусство». Харьков: Вища шк. Изд-во при Харьк. Ун-те, 1984. - 184 с.

27. Божович Л. И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописанию // Известия АНН РСФСР. 1946. Вып. 3. - С. 42.

28. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-412 с.

29. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинчепко, СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗПАК, 2003. - 672 с.

30. Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 320 с.

31. Боно Э. Нестандартное мышление: самоучитель / Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 224 с.

32. Боно Э. Рождение повой идеи. -М.: Паука, 1976. 144 с.

33. Борисенко И. В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения // Начальная школа. 1998. №11/12. С. 3842.

34. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К, 2000.-212 с.

35. Бьюзен Т. Могущество творческого интеллекта. Мп.: ООО «Попурри», 2004,- 160 с.

36. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления психических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

37. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Е. И. Горбачева и др.; Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

38. Венгер Л. А. К вопросу о структуре восприятия и се особенностях у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1959. №2. С. 131143.

39. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. 336 с.

40. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.

41. Вопросы психологии младшего школьника: Межвуз. сб. науч. тр. (Сарат. гос. пед. ин-т им. К. А. Федина; Редкол.: И. В. Страхов (отв. ред.) и др.) -Саратов: СГПИ, 1984. 159 с.

42. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. 334 с.

43. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-91 с.

44. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - пресс,1999.- 534 с.

45. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 334 с.

46. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Георг Вильгельм Фридрих Гегель; Послесл. М. Ф. Быковой.; Рос. акад. паук, Ип-т философии. М.: Наука,2000.-495 с.

47. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1999.-336 с.

48. Глазычев В. Л. Функция конструкция - форма: ж. «Декоративное искусство СССР», 1965, №4 - С. 2-4.

49. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1992- 127 с.

50. Глотова Г. А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 253 с.

51. Гнатко II. М. Проблема креативности и явления подражания. М.: 1994 -43 с.

52. Гоппе II. II. О переходе к проектной технологии // Педагогическое обозрение. 2000. №4. С. 110-115.

53. Гордон К. Так ли вы умны, как вам кажется? / К. Гордон; Пер. с англ. В. Г. Панова. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004,- 189 с.

54. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т 1- 4: Т.4 -М.: Изд. центр «Тсрра», 1994. 683, 3. с.

55. Данилов С. П. Искусство и социум. СПб: Редакциоипо-издательская фирма «Роза мира», 1997. - 32 с.

56. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. (Перев. с англ.). М., изд. «Мир», 1976.-374 с.

57. Дзикевич С. А. Введение в эстетику: Учебное пособие. М.: «Книжный дом «Университет», 1998. - 40 с.

58. Додонов Б. М. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

59. Дружинин В. II. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН - М, 2001. - 224 с.

60. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство «Питер», 1999.-386 с.

61. Дыои Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) Перевод с английского H. М. Никольской. Редакция 10. С. Рассказова. -Издательство «Лабиринт», М., 1999. 192 с.

62. Ермолаева-Томипа JI. Б. Проблема развития творческих способностей детей//Вопросы психологии 1975,№5.-С. 166-175.

63. Жизнь как творчество / Отв. ред. Л. В. Сохаиь, В. А. Тихонович. К.: Паук. Думка, 1985.-302 с.

64. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и иерераб. М.: Логос, 2003. - 384 с.

65. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.

66. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАМ. Ип-т психологии; Ред.-сост. А. Н. Воронин. М., 2001. -275 с.

67. Интеллект и творчество: сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А. II. Воронин. -М., 1999.-289 с.

68. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. 335 с.

69. Капиренкова О. Н. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы: Автореф. дис. . канд. псих. наук. Москва, 2004. - 25 с.

70. Карамян А. Б. Творческое формирование образов для детей. Пособие для Вальдорфского детского сада. М., 2002. - 40 с.

71. Качалова Е. Н. Развитие творческих способностей учащихся (Псих, основы и упражнения) / Е. Н. Качалова: Ин-т совершенствования квалификации работников образования Респ. Саха (Якутия). Якутск: Изд-во ИСКРО, 1995.-94 с.

72. Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. СПб.: Речь, 2000. - 249 с.

73. Кларк П. Дизайн / П. Кларк; Пер. с англ. А. Броповицкой М: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 144 с.

74. Князева Е. Н. Одиссея научного разума: Сипергетическое видение научного прогресса / РАН. Ип-т философии. М., 1995. - 228 с.

75. Кобляков А. А. Синергетика и творчество: универсальная модель устранения противоречий как основа новой стратегии исследований // Синергетическая парадигма. М., 2000. - С. 305-324.

76. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. Под. ред. Т. Галкиной и Э. Jloapepa. Перевод с франц. И. Блинниковой. М.: Издательство «Институт психологии Ран», 1997. - 296 с.

77. Конева В. С. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. иед. паук. СПб., 1995. — 17 с.

78. Конышева II. М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразовапия: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 192 с.

79. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т II. - 320 с.

80. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-445 с.

81. Ломов Б. Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии // Вопросы философии. 1976. № 4. С. 83-95.

82. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф. Лосев М.: Б. и., 1927.-251 с.

83. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М., Изд-во МГУ, 1982.-479 с.

84. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т.2.:Софисты. Сократ. Платон. [3 изд.]-М., 2000.-846 с.

85. Лотман ТО. М. Структура художественного текста // Лотмап Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998,- С. 14-287.

86. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976. - 144 с.

87. Лук А. И. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

88. Лук А.Н. Научное и художественное творчество сходство, различия, взаимодействия // Художественное творчество. - М.: Наука, 1982. - С. 203 -216.

89. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 т.. [Т.] 2: Пейропсихологический анализ сознательной деятельности. М.: Педагогика, 1970.-496 с.

90. Малая энциклопедия современных знаний / Сост. Менделеев В. А., Харьков: Торсинг, 1998. 768 с.

91. Мальцева С. Философско-эстетическая концепция Бепедетто Кроме. Диалог прошлого с настоящим. СПб.: «Петербург XXI век», 1996. -158 с.

92. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 23. М.: Политиздат, 1960. - 907 с.

93. Маслоу Л. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 480 с.

94. Маслоу Лбрахам Гарольд. Дальние пределы человеческой психики / 11ерев. с англ. Л. М. Татлыбаевой. Науч. ред., встуи. статья и коммент. П. П. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.

95. Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Пробл. практ. диагностики. М.: школа-пресс, 1993. - 127 с.

96. Матюшкип А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-208 с.

97. Меерович М. И. Теория решения изобретательских задач / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. Минск: Харвест, 2003. - 428 с.

98. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. - 128 с.

99. ЮО.Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.

100. Мелик-Пашаев А. А., Новляпская 3. II. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Педагогика, 1987. - 144 с.

101. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

102. Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 169 с.

103. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Перевод с английского. Львов: Инициатива; Москва: Институт общегумапитарпых исследований, 2001. - 128 с.

104. Налимов В. В., Дрогалипа Ж. А. Реальность нереального: Вероятностная модель бессознательного. М.: Мир идей: АО «АКРОН», 1995.-431 с.

105. Пемепский Б. М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед. - М., Центр ХКО, 1993.-79 с.

106. Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: Мол.гвардия, 1994. -315 с.

107. Ниреиберг Дж. И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ.; Худ. Обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1996.-240 с.

108. НЛП: Управление креативностью / Р. Дилтс. СПб.: Питер, 2003. - 416 с. ПО. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд.

109. Ожегов С. И. и Шведова II. 10. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

110. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: «Речь», 2002. - 112с.

111. Останин А. А. Дизайн, компьютерный дизайи: культурологическая интерпретация. Автореферат дис. . канд. культурологии. Москва 2004. -16 с.

112. Павловская Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT. СПб.: Питер, 2003. -320 с.

113. Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990. 656 с.

114. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998.-528 с.

115. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Пигер, 2003. - 192 с.

116. Пиаже Ж., Ииельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Пер. с фр. Э. Пчелкиной. М.: изд-во ЭКСМО-пресс, 2002. - 416 с.

117. Поддъяков П. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.-271 с.

118. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Издательство «Наука», 1976. -302 с.

119. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. -М.: Искусство, 1976. -616 с.

120. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др. // Под общей ред. A.A. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -560 с.

121. Практический интеллект / Р. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедлапд и др. -СПб.: Питер,2002.-272 с.

122. Привалихина Т. И. Уровень и содержание конфликтной компетентности как образовательный эффект начальной школы: Автореф. дис. . кап. псих, наук. Красноярск - 2004. - 24 с.

123. Пронин Г. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: Учеб. для вузов: Спец. «Архитектура» / Е. С. Пронин. М.: «Архитектура - С», 2003.-232 с.

124. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией П. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2002. - 256 с.

125. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: 11аука, 1975. - 254 с.

126. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448 с.

127. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: проблемы психологии личности. М.: Школа-Пресс, 1992. - 112 с.

128. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Я. В. Куликова. CI16.: Питер, 2002. - 480 с.

129. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 544 с.

130. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса М.: Издательский центр «Академия», 1996. -416 с.

131. Психология развития: (Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений) Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко. К. Н. Поливанова и др.; Под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -352 с.

132. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. 752 с.

133. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

134. Пушкин В. Н. Проблемы эвристики. Сборник статей. Под ред. В. И. Пушкина (отв. ред. В. II. Пушкин) и др. М., «Высш. школа» 1969. -272 с.

135. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения. Перспективы. / Пер. с англ. М.: Когито-Цептр, 2001.- 141с.

136. Раев А. И. Прогнозирование, кодирование, перенос как познавательные способности // Проблема развития познавательных способностей: Сб. научных трудов / Под ред. В. В. Богословского и др. JI., 1983. - С. - 21-32.

137. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкипа. -М.: Педагогика, 1991.- 155 с.

138. Разуммикова О. M., Шемелипа О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии, 1999. - №5.-С. 130-137.

139. Райгородский Д. Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. Самара: Издательский Дом «ЬАХРАХ», 1999. -448 с.

140. Раппапорт А. Г., Сомов Г. 10. Форма в архитектуре. Проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990. - 342 с.

141. Раппопорт С. X. Художественные коммуникации и языки искусства // Языки пауки языки искусства / Под общ. ред. 3. Е. Журавлевой и др. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 400 с.

142. Роговин М. С. Введение в психологию. М.: Высш. шк., 1969. 382 с.

143. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс», «Уииверс», 1994. - 480 с.

144. Розет И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Университетское, 1991. -339 с.

145. Розет И. М. Что такое эвристика. Минск, «Ilap. Асвега», 1969. -119 с.

146. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухмап. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.

147. Романова Е. С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

148. Ромек Е. А. Культура: понятие и социальный институт: Автореф. дне. . канд. фил. наук. Ростов н/Д, 1990. - 23 с.

149. Ротепбсрг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. Художественное творчество. Сборник. J1. 1982. - С. 53-72.

150. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. СПб. И др.: Питер Ком, 1998.-705 с.

151. Рудкевич JI. А. Возрастная динамика творческой продуктивности. Автореф. дис. . канд. психол. наук. СПб., 1994. - 17 с.

152. Рунге В. (I)., Сепьковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: Учебное пособие. М.:МЗ - Пресс, 2003. - 252 с.

153. Руссков С. Г1. Детское творчество на уроках трудового обучения: Пособие для учителя. - Чебоксары: Чуваш. Км. Изд-во, 1993. - 87 с.

154. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

155. Сафопцева С. В., Воронин А. Н. Влияние экстраверсии интроверсии па взаимосвязь интеллекта и креативности // Психологический журнал, 2000, том 21, №5.-С. 56-64.

156. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.:НИИОПП АПН СССР. 1990.-215 с.

157. Серпионова Э. П., Фишер M. Н. Игры на комбинаторику // Школа и производство, 1986, №8. С. 25-26.

158. Сепетлиев Д. А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М.: Медицина, 1968. - 420 с.

159. Сидоренко В. Ф. Проблемы формы в теории дизайна. Автореф. дис. . канд. искусст. М., 1975. - 19 с.

160. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004.-350 с.

161. Симаиовский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996.-192 с.

162. Синельников В. М. Формирование критичности ума у младших школьников в процессе обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1973.-23 с.

163. Синергетика и психология: Материалы «круглого стола» (Санкт-Петербург, 10 марта 1997 г.) / Отв. Ред. М. А. Басин, С. В. Харитонов. СПб.: Изд-во С.-Петербург. Гос. Ун-та водных коммуникаций, 1997 б. -148 с.

164. Синергетика и психология: Тексты. Вып. 1: Методологические вопросы / Под ред. И. П. Трофимовой, В. Г. Буданова. М.: Изд-во Моск. Гос. Социального ун-та, 1997 а.-361 с.

165. Словарь практического психолога / Сост. С. 10. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800 с.

166. Собко Н. В. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников: Автореф. дис. . канд. педагог, наук. М., 2002. -21 с.

167. Сокольникова II. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -368 с.

168. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. - 592 с.

169. Сонин В. А., Шлионский Л. М. Классики мировой психологии. Библиографический энциклопедический словарь. СПб., 2001. - 288 с.

170. Степанов С. С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Изд-во Эксмо, 2002. -592 с.

171. Степанов С. С. Диагностика ин теллекта методом рисуночного теста. 5-е изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 80 с.

172. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.

173. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Изд. Фирма «Логос», 1992. - 202 с.

174. Сурина М. О., Сурип А. А. История образования и цвегодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна».

175. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Иждательский центр «МарТ», 2003. -352 с.

176. Тамберг 10. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб.: Речь,2002.- 176 с.

177. Теория творчества с предисловием проф. Д. II. Овсянико-Куликовского и Эрнста Маха. СПб., «Образование», 1910. -206 с.

178. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.; Педагогика, 1961.- 536 с.

179. Тестирование детей / Автор-составитель В. Богомолов. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. 352 с.

180. Торшилова П. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001.- 2-е изд., перераб. и доп. 141 с.

181. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. - №4. - С. 123-125.

182. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь,2003.-96 с.

183. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.- СПб.: Изд-во «Дидактика ПЛЮС», 2002. 48 с.

184. Тюхтин В. С. Система. Симметрия. Гармония / Проф. В. С. Тюхтин, 10. А. Урмапцев, к. б. п., биофизик 10. С. Ларин и др.; Под. ред. В. С. Тюхтина и 10. А. Урмаицева. М.: Мысль, 1988. - 318 с.

185. Тюхтин В. С., Ларкин Ю. Ф. Содержание и форма в искусстве / В. С. Тюхтип, д. филос. п., 10. Ф. Ларкин, к. арх. М.: «Знание», 1984. -64 с.

186. Фейпберг Е. JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и пауке. -Фрязино: «Век 2», 2004.-288 с.

187. Фидельмап М. И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте: Автореферат дне. на соиск. учен. стен. к. псих, п.: ( 19.00.07) / Психол. ин-т. M., 1994. - 19 с.

188. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов. М., «Сов. энциклопедия», 1970. Т. 5. 1970. - 740 с.

189. Философский энциклопедический словарь: Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. энцикл., 1983. 839 с.

190. Фишер М. И. Лекции но методике трудового обучения (художественно-конструкторский подход) Одесса, 1993. - 135 с.

191. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка / Пер. с англ.; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 240 с.

192. Харитонов С. В. Проявление космического закона в психике человека: Синергетический подход к классификации психических потребностей. -СПб.: Петербург XXI век, 2000. - 80 с.

193. Хольнов С. Ю. Искусство восприятия, или Человек без формы. СПб.: «Респекс», «Диля», 2003. - 176 с.

194. Хотунцев Ю. Л., Симопенко В. Д., Кожина О. А., Орлов Б. И. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. 1994. - №4. - С. 84-89.

195. Хромов Л. А. Метод проектов в начальной школе // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. С. 127-128.

196. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 128 с.

197. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. Учеб. пособие для вузов. М.: МГТА, 2001. - 301 с.

198. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.-160 с.

199. Шевелев И. Ш. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. -Кострома: ДиАр: Дизайн-центр, 1995. 166 с.

200. Шиффман X. Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб.: Питер, 2003. -928 с.

201. Шиянов В. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

202. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002. -480 с.

203. Шубина JI. В. Проявление любознательности младших школьников с различным уровнем развития творческого мышления: Автореф. дис. . псих, наук: Новосибирск: Изд-во ИГПУ 2004. - 24 с.

204. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества: Монография. М.: Высшая школа, 1989.-143 с.

205. Эксперимент в дизайне / А. В. Ефимов и др.. М.: ВНИИТЭ, 1987. - 67 с.

206. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.:1. Педагогика, 1974. 64 с.

207. Эстетика: Юрий Борев. -М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. 829с.

208. Юнг К. Психологические типы. Mil: «Поппури», 1998. - 656 с.

209. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. Кп. Для учителей и родителей. -М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996- 128, (3) с.

210. Юрченко И. В. Психологические условия использования метафоры как средства развития творческих способностей младших школьников: Автореф. дис. . канд. псих. паук. Курск. - 2004. - 21 с.

211. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 1998.-639 с.

212. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Искусство, 1988.-С. 14-25.

213. Ячменева В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. -184 с.

214. Ackoff L., Vergara E. Creativity in problem solving and planning: a review. -European Journal of operational Research. 1981, 7 (1). - p. 1 - 13.

215. Arieti S. Creativity. New York, 1979. 167 p.

216. Barron F. The disposition toward originality. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 51.-P. 478 -485.

217. Barron F. Discovering of creative personality.-In: The Behavioral sciences and education. New York, 1963. P. 47 - 67.

218. Deri Susan K. Symbolization and creativity / Susan K. Deri. New York: Intern. Univ. press. Cop, 1984. - 364 p.

219. Guilford J. P. Personality. New York etc.: McGraw-Hill, 1959. XIV 562 p.

220. Feldhusen J.F. Creativity: A Knowledge Base, Metacognitive Skills, and Personality Factors // J. of Creat.Beh. 1995. V.29. №4. P. 255 - 257.

221. Karlson Y. L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978. 138 p.

222. Maddi S. R., Motivational aspects of creativity. Journal of Personality, 1965, 33. -P. 330-347.

223. Mednick S. A., The associative basis of the creative process // Psychological Review, 1962, 69. P. 220 - 232.

224. Morris W. The Prospeets of Architecture in Civilization. The Collected Works., Vol. XXII. L., 1914.

225. Popplestone J. A., McPherson M. W. Dictionary of concepts in general psychology. New York etc.: Greenwood press, 1988. XI. 380 p.

226. Pothenberg A., M. D. The emerging Goddes. The creative process in art, science, and other fields. // Chicago and London, 1979. -381 p.

227. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing. // R. Stenberg, T. Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P. 43-75.

228. Vernon P. E., Creativity and intelligence // Educational Research, 1964, 6. P. 163- 169.199

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.