Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Зеленкова, Ирина Викторовна
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Зеленкова, Ирина Викторовна
Введение.
Глава 1. Теоретические и методологические подходы к изучению проблемы развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности
1.1 Проблема креативности в контексте психологии творчества.
1.2 Изобразительное искусство и художественно-изобразительная деятельность как фактор развития креативности.
1.3 Младший школьник как субъект художественно-изобразительной деятельности.
1.4 Художественно-педагогическая система и её роль в развитии креативности младшего школьника.
1.5 Креативность в системе профессионально значимых качеств учителя начальных классов.
Выводы.
Глава 2. Организация и методики эмпирического исследования
2.1 Эмпирическая база и общая организация исследования.
2.2 Диагностическая программа и обоснование методик эмпирического исследования.
2.3 Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения
3.1 Изучение актуального уровня креативности педагогов.
3.2 Половозрастные особенности креативности учащихся начальной школы.
3.3 Особенности развития креативности учащихся начальной школы в зависимости от условий обучения.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности2001 год, кандидат педагогических наук Демченко, Елена Николаевна
Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников2010 год, доктор педагогических наук Горбунова, Галина Александровна
Развитие формотворчества у младших школьников в дизайн-деятельности2006 год, кандидат психологических наук Мисюкевич, Алла Николаевна
Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства2003 год, кандидат педагогических наук Левин, Игорь Леонидович
Воспитание у младших школьников ценностного отношения к изобразительной деятельности2002 год, кандидат педагогических наук Кузьмина, Ольга Дмитриевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения»
Актуальность исследования.
Проблема развития творческого потенциала, являясь междисциплинарной проблемой гуманитарных наук, в том числе общей, педагогической психологии, психологии личности и её развития, приобретает особую значимость и актуальность в современных условиях.
В современной психологии очень высок интерес к проблеме креативности, которую большинство исследователей признают ведущей характеристикой, определяющей творческий характер процесса и результатов деятельности. В то же время следует признать, что феномен креативности не имеет однозначно интерпретируемого объяснения и содержания.
Одно из перспективных направлений — изучение зависимости проявления данного феномена от специфики деятельности, в которую включается личность, а также выявление особенностей функционирования и развития креативности в разные возрастные периоды, в различных условиях.
Смена целевых установок современной школы, ориентация на развитие творческого потенциала личности предполагают обеспечение условий для самореализации личности. Переход от информационного типа образования к креативному в сфере художественного обучения и воспитания школьников соответствует специфике искусства как области человеческой деятельности и позволяет наиболее успешно решить задачу развития креативности младших школьников.
Особенности художественно-изобразительной деятельности обусловливают специфические проявления психологической структуры креативности, что предполагает создание определенных психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность работы по развитию креативности учащихся. В связи с этим возникает необходимость изучения влияния креативности педагога и психолого-педагогической организации художественной деятельности на развитие креативности младших школьников.
Эти вопросы к настоящему времени в психологической теории и практике остаются недостаточно изученными, что и послужило основанием для выбора данной темы.
В настоящее время определились следующие противоречия между
- повышением уровня требований к творческому развитию личности и ориентацией школьного обучения в основном на уровень обученности учеников;
- необходимостью формирования младших школьников в качестве субъектов художественно-изобразительной деятельности и преимущественно репродуктивным характером этой деятельности в рамках учебного процесса;
- обусловленной возрастной сензитивностью возможностью успешного развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности и невыявленностью структурных и возрастных особенностей проявления данного психологического феномена;
- объективной потребностью подготовки педагогических кадров к руководству развитием творческого потенциала учащихся и недостаточной разработанностью содержательных и технологических основ данной работы. Данные противоречия дали основания сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения совокупности психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности.
Целью исследования является изучение особенностей развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения.
Объектом исследования является младший школьник в ситуации художественно-изобразительной деятельности в различных условиях обучения.
Предмет исследования - особенности развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения.
Гипотеза исследования. Развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности имеет возрастную и тендерную специфику и зависит от следующих условий'.
- актуальной креативности учителя, проявляющейся в профессиональной деятельности;
- психолого-педагогической организации художественной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Провести анализ современного состояния проблемы креативности, уточнить сущность и содержание понятий.
2. Выявить структурную специфику креативности, соответствующую творческому характеру художественно-изобразительной деятельности.
3. Разработать диагностическую программу выявления уровня развития креативности в младшем школьном возрасте и уровня актуальной креативности учителя, проявляющейся в профессиональной деятельности.
4. Определить психолого-педагогические условия развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности.
5. Изучить влияние актуальной креативности педагога и психолого-педагогической организации художественно-изобразительной деятельности на развитие креативности младших школьников.
6. Выявить структурные особенности креативности у испытуемых с разным уровнем развития креативности.
7. Выявить возрастную динамику и тендерные особенности развития креативности в младшем школьном возрасте.
Методологическую основу исследования составили
- теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, ключевые положения культурно-исторического и деятельностного подходов к пониманию онтогенеза психики (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), системный подход в исследовании личности (Б.Ф.Ломов), положение о человеке как субъекте жизнедеятельности (Б.Г.Ананьев,
A.В.Брушлинский);
- отечественные и зарубежные теории о сущности креативности, структуре и механизмах творческой деятельности (А.Адлер, Г.С.Альтшулер, Т.А.Барышева, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Е.П.Варламова", Г.И.Вергелес, М.Вертгеймер, Л.С.Выготский, Дж.Гилфорд, Р.Дилтс,
B.Н.Дружинин, В.П.Зинченко, Д.Келли, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев,
A.Маслоу, А.М.Матюшкин, С.Медник, А.Менегетти, Р.Мэй, Я.А.Пономарев,
B.Н.Пушкин, А.И.Раев, Л.А.Регуш, К.Рождерс, А.Ротенберг, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Сухобская, О.К.Тихомиров, Е.П.Торранс, З.Фрейд, К.Юнг, В.А.Якунин, М.Г.Ярошевский и др.);
- культурологические и психологические концепции художественного творчества, художественной коммуникации (Р.Арнхейм, А.В.Бакушинский, Е.Я.Басин, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Л.Я.Дорфман, В.Л.Дранков, В.И.Киреенко, Б.С.Мейлах, Я.Л.Морено, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов, Дж.Фримен, С.М.Эйзенштейн, П.М.Якобсон, М.Г.Ярошевский и др.);
- теоретические основы художественной педагогики (Н.А.Ветлугина,
H.Н.Волков, Т.С.Комарова, С.Д.Левин, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, А.И.Савенков, Е.А.Флерина, В.С.Щербаков, Б.П.Юсов и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование); опросные (анкетирование); диагностические (тестирование, экспертная оценка); обсервационные (наблюдение); праксиметрические (анализ продуктов деятельности) методы. Количественная обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы Statistics 5.5.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Креативность в художественно-изобразительной деятельности проявляется как системное психическое образование, включающее мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, эстетические компоненты, компетентность в этой сфере, и развивается в процессе интеграции основных элементов, составляющих ее психологическую структуру.
2. Процесс развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности имеет нелинейный характер, что обусловлено спецификой деятельности и сензитивностью развития отдельных компонентов креативности на данном возрастном этапе.
3. Условием, в наибольшей степени влияющим на развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности, является уровень актуальной креативности учителя, проявляемой в профессиональной деятельности.
4. В психологической структуре креативности младших школьников в процессе художественно-изобразительной деятельности доминируют эмоциональные параметры. Перспективная линия развития креативности представлена мо-тивационным компонентом, характеризующимся положительной динамикой на протяжении всего младшего школьного возраста, а также интеллектуальными и эстетическими параметрами креативности, которые имеют тендерные различия: у мальчиков акцентированы интеллектуальные, у девочек - эстетические компоненты.
База исследования. Исследование проводилось в период с 2002 по 2004 г.г. на базе ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт». К процессу эмпирических исследований были привлечены студенты-педагоги заочной формы обучения, обучающиеся по специальности 031200 — Педагогика и методика начального образования. На этапе апробации диагностических методик принимали участие 138 учителей, на основном этапе эмпирического исследования - 41 учитель, а также их ученики - учащиеся начальных классов общеобразовательных школ. Общее количество детей, принимавших участие в исследовании, - 542 человека. Экспертная оценка осуществлялась преподавателями кафедры психологии, кафедры начального и дошкольного образования КГПИ, преподавателями и студентами отделения «Изобразительное искусство» КГПИ (12 человек).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые:
- осуществлен подход к изучению креативности как системного психического образования, соответствующего творческому характеру художественно-изобразительной деятельности;
- раскрыто влияние разных условий обучения (психолого-педагогической организации художественной деятельности и актуальной креативности учителя) на развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности;
- охарактеризована специфика психологической структуры актуальной креативности педагогов, проявляемой в профессиональной деятельности;
- выявлены возрастные и тендерные особенности психологической структуры креативности младших школьников, обусловливающие перспективы развития креативности в художественно-изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- данная работа расширяет представления о психологической структуре креативности как системном психическом образовании, специфически проявляющемся и эффективно развивающемся в художественно-изобразительной деятельности;
- полученные результаты позволили выделить актуальную креативность педагогов как существенное условие развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности, что создает предпосылки для совершенствования системы профессиональной подготовки педагогических кадров;
- выявлены возрастные и тендерные особенности психологической струк? туры креативности у младших школьников в художественно-изобразительной деятельности, что дополняет информационную базу о специфике онтогенеза креативности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- выявленные в ходе эмпирического исследования особенности могут быть учтены в практической работе учителями начальных классов и использованы в 8 психологическом обосновании образовательных программ, а также в разработке диагностических методов, выявляющих уровень развития креативности в младшем школьном возрасте;
- материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционном и практическом курсах по возрастной и педагогической психологии, в специальных курсах в процессе подготовки учителей начальных классов и школьных психологов;
- полученные результаты могут способствовать совершенствованию практики подготовки педагогических кадров в области развития креативности и созданию оптимальных условий для самореализации личности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме докладов и сообщений на научно-практических конференциях разного уровня, в рамках областной целевой программы «Развитие образования Московской области на 2001-2005 г.г.» (проект 1.2.1.), на заседаниях научных секций КГПИ, на лекциях и лабораторно-практических занятиях со студентами педагогического факультета КГПИ. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях и тезисах выступлений.
Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, репрезентативностью выборочной совокупности, комплексным применением апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов исследования, содержательным анализом выявленных фактов, использованием статистических процедур количественной обработки данных.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, Зх глав, заключения, списка литературы, включающего 266 источников, и 6 приложений. Объем диссертации - 173 страницы. В работе содержится 15 таблиц и 21 рисунок.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников2007 год, кандидат педагогических наук Громова, Людмила Анатольевна
Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности2000 год, кандидат педагогических наук Павлова, Светлана Алексеевна
Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе2002 год, доктор педагогических наук Пурик, Эльза Эдуардовна
Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека2000 год, кандидат педагогических наук Максимова, Светлана Геннадьевна
Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства по формированию объемно-пространственных представлений младших школьников: На примере игрового моделирования урока2005 год, кандидат педагогических наук Пекина, Ольга Ивановна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Зеленкова, Ирина Викторовна
Выводы.
1. Креативность в художественно-изобразительной деятельности проявляется специфически и функционирует как системное психическое образование, включающее мотивационные, эмоциональные, интеллектуальные, эстетические симптомокомплексы и компетентность. Это подтверждается результатами эмпирического исследования и анализом корреляционных связей.
2. Обнаружен ярко выраженный дисбаланс в структуре креативности педагогов: доминантность мотивационных параметров креативности (Т-данные и Q-данные) свидетельствует, что при наличии ярко выраженной потребности в реализации своего творческого потенциала, актуализация креативности для учителей затруднена отсутствием средств, в частности, низким уровнем развития интеллектуальных параметров креативности, а также недостаточной компетентностью педагогов в области теории и технологий творческой деятельности и низким уровнем рефлексии креативности.
3. Индивидуальные модели структуры креативности педагогов представляют своеобразное и уникальное сочетание креативных параметров, однако, можно отметить гармонизацию структуры креативных параметров у педагогов с высоким уровнем развития креативности. Динамика креативности проявляется как переход от однокомпонентных моделей, через объединение в пары, тройки, к гармоничным многокомпонентным моделям креативности.
4. Младший школьный возраст - один из начальных этапов в становлении креативности как системного психического образования, что проявляется в неравномерности развития отдельных параметров, неоднозначной, порой весьма слабой связи между ними, а также в преобладании низкого уровня креативности у младших школьников. Выявлена общая тенденция снижения уровня креативности от второго к четвертому классу. Данное явление, на наш взгляд, обусловлено в первую очередь тем, что традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие креативности, а педагоги не владеют креативными технологиями.
5. Эмоциональный компонент, являющийся доминантой в структуре креативности младших школьников, представляется собой актуальное направление развития креативности, но к концу данного возрастного периода его влияние в целом уменьшается и становится опосредованным. Перспективная линия развития креативности младших школьников - МТВ (мотивационный компонент) и пара ИНТ-ЭСТ (интеллектуальный и эстетический компоненты структуры креативности).
6. Тендерные различия креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности проявляются в том, что средние значения по всем симптомокомплексам креативных параметров у девочек выше, чем у мальчиков. Качественное изменение роли эмоциональных характеристик в общей структуре креативности у девочек проявляется сильнее, чем у мальчиков. Перспективная линия развития креативности - пара ИНТ-ЭСТ, являющаяся инвариантной для учащихся обоих полов, имеет акцент у мальчиков на блоке ИНТ, а у девочек - на блоке ЭСТ.
7. Анализ особенностей психолого-педагогической организации художественной деятельности показал, что программа обучения как таковая не оказывает прямого влияния на развитие креативности младших школьников, более значимым оказывается подход педагога к реализации программных требований, наличие или отсутствие потребности реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.
8. Актуальная креативность педагога оказывается наиболее существенным фактором развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности. Полученные нами данные свидетельствуют, что «креативные новообразования» младшего школьного возраста проявляются раньше и выражены в большей степени у учеников высококреативных учителей вне зависимости от того, по какой программе они работают. В классах же низкокреативных учителей качественные изменения в структуре креативности учащихся происходят медленнее и связи между группами креативных параметров неустойчивы. Кроме того, отмечаемая тенденция к снижению уровня креативности от 2 к 4 классу, не распространяется на учеников высококреативных учителей: у них даже наблюдается незначительная положительная динамика, что также подтверждает положительное влияние креативного поведения значимого взрослого (учителя) на развитие креативности учащихся.
Заключение.
Креативность как психологический феномен вызывает большой интерес у исследователей, что обусловлено социально-экономический динамикой и потребностями общества, а также процессами гуманизации образования, предполагающими создание условий для самореализации личности в современном мире.
Одним из важных направлений в исследовании креативности, на наш взгляд, является изучение специфики креативных проявлений в разных видах деятельности и исследование особенностей развития креативности учащихся в различные возрастные периоды и в разных условиях обучения. Учитывая особую роль искусства и художественной практики в развитии творческого потенциала личности, а также сензитивность младших школьников к художественным воздействиям, мы в своем диссертационном исследовании изучили особенности развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности в разных условиях обучения.
Системный подход к изучению данного психологического феномена позволяет утверждать, что структурные компоненты креативности в комплексе обуславливают творческий характер деятельности. В то же время особенности художественно-изобразительной деятельности обуславливают специфические проявления психологической структуры креативности, которая включает моти-вационные, эмоциональные, интеллектуальные, эстетические параметры и компетентность
Анализ возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, специфики становления младшего школьника в качестве субъекта деятельности и соотнесение полученной информации со структурой художественно-изобразительной деятельности и её креативогенными характеристиками позволили нам определить психолого-педагогические условия развития креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности, а именно:
1. особенности психолого-педагогической организации художественной деятельности (под которой понимались в первую очередь подходы к реализации программных требований);
2. актуальную креативность учителя, проявляющуюся в профессиональной деятельности.
Разработанное и проведенное нами эмпирическое исследование подтвердило положение о системном характере креативности, а также дало возможность выявить структурные особенности креативности у испытуемых с разным коэффициентом креативности, изучить влияние актуальной креативности педагога и программ обучения на развитие креативности младших школьников в художественно-изобразительной деятельности.
Возрастная динамика креативных показателей у младших школьников незначительна и статистически незначима, что позволяет рассматривать учащихся 2х и 4х классов как однородную группу. Однако анализ корреляционных зависимостей между креативными параметрами позволил выявить качественные изменения структуры креативности, свидетельствующие о специфике становления креативности как системного психического образования в ХИД в младшем школьном возрасте. Выявлены также тендерные различия в становлении креативности младших школьников, учет которых в практике обучения, на наш взгляд, обеспечит более эффективное развитие креативности учащихся.
В целом результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу, хотя степень влияния на развитие креативности младших школьников выделенных нами факторов различна.
Анализ особенностей психолого-педагогической организации художественной деятельности показал, что большинство программ начальной школы, в том числе и авторских, системно не ориентировано на развитие креативности младших школьников. Для педагогов, принимавших участие в исследовании, основным критерием эффективности педагогической деятельности является уровень обученности учащихся. Решение проблемы творческого развития учащихся на практике затруднено также недостаточным уровнем компетентности педагогов в области теории и технологий творческой деятельности. В этих условиях программа обучения как таковая не оказывает на процесс развития креативности учащихся прямого влияния, более важным оказывается наличие или отсутствие у педагогов творческого подхода к методике преподавания, к реализации программных требований. Отсутствие потребности реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности сводит практически к нулю положительные (с точки зрения развития креативности) стороны любой программы.
Главным фактором, обеспечивающим развитие креативности младших школьников, следуют признать уровень актуальной креативности учителя, проявляющейся в профессиональной деятельности. Данный вывод позволяет по-новому взглянуть на проблему подготовки педагогических кадров, особо выделив среди профессионально значимых качеств личности педагога креативный аспект.
Основные направления и перспективы работы. Полученные нами результаты позволили наметить некоторые возможные варианты оптимизации процесса развития креативности младших школьников в ХИД, а также выделить важные, с нашей точки зрения, направления работы в данной области:
1) Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Задачи высшего педагогического образования на современном этапе связаны с разработкой эффективной стратегии подготовки специалиста, готового к личностной самореализации, способного к творчески результативной профессиональной деятельности в вариативной образовательно-культурной среде. Необходимо более полное изучение своеобразия личностной, учебной и творческой позиции студентов-педагогов, а также разработка педагогических технологий, способствующих формированию у будущих учителей творческой профессиональной позиции и опыта творческой деятельности. Развитие компетентности в области теории и технологий творческой деятельности может быть осуществлено также за счет включения в раздел психологической подготовки студентов базового курса «Психология творческий деятельности».
2) Учет специфики художественно-изобразительной деятельности. Инновационная педагогическая деятельность предполагает разработку и более широкое использование в практике начальной школы интегрированных эстетических курсов и уроков творчества, содержание которых составляют различные элементы культуры, в том числе и художественной. Особое внимание при решении данной задачи, на наш взгляд, следует уделить креативному компоненту, включающему педагогические технологии, методы, адекватные природе творчества. Однако реализовать на практике креативный подход в преподавании изобразительного искусства можно лишь учитывая специфический характер художественно-изобразительной деятельности, выступающей в двух формах: в форме производства (то есть создания художественного творения) и в форме потребления (то есть в форме эстетического восприятия). Следовательно, необходимо рассматривать обе эти формы в их реальной взаимосвязи как две стороны единого психологического процесса.
3) Учет в процессе обучения школьников логики развития у них структурных компонентов креативности. Становление младшего школьника в качестве субъекта художественно-изобразительной деятельности сложный и длительный процесс, который предполагает постепенное расширение круга художественно-изобразительных задач, доступных ребенку; количественные и качественные изменения структурных компонентов креативности и их взаимосвязей; формирование у ученика осознанно-мотивационной готовности, положительного отношения к творческим преобразованиям в процессе ХИД и устойчивость проявления креативности в собственной изодеятельности в изменяющихся условиях. Знание этих особенностей, а также учет тендерных различий и возрастной динамики креативных параметров у младших школьников позволит педагогам более эффективно решать задачу развития креативности учащихся в художественно-изобразительной деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Зеленкова, Ирина Викторовна, 2006 год
1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
3. Адаскина А.А. Художественное восприятие действительности у детей и * взрослых. Дис. канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 2001. 150 с.
4. Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: Автореф.канд.психол.наук 19.00.01. Красноярск, 2001.-23 с.
5. Аксёнова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 272 с. - (Серия «Руководство практического психолога»).
6. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества// Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971,-с. 151-203.
7. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольно-^ го возраста: (4-7 лет): Автореф.канд.психол.наук 19.00.13. М., 2000. - 22 с.
8. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением. Минск: Беларусь, 1994.-479 с.
9. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства// Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: Сб.статей/ Под ред. Б.С. Мейлаха и др. — Л.: Наука, 1982.-с. 234-245.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-378 с.
11. Анцыферова Л.И. Новые аспекты развития личности в процессе целостного жизненного пути// Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.2. М.: ИП РАН, 1996. - с. 4-6.
12. Артемьева Т.И. Развитие личности и её способностей// Проблемы психо» логии личности. -М.: ИП РАН, 1982. с. 169-173.
13. Асеев В.Г. Структура актуальной зоны мотивации// Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. — М.: ИП РАН, 1996. — с.34-38.
14. Афанасьев Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. Львов: Свит, 1990. - 160 с.
15. Афанасьева О.В. Творчество: свобода и необходимость. Сущность творчества. Пути повышения творческой активности. Монография. — М.: Юр. Ин-т МВД РФ, 1995.- 108 с.
16. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 140 с.
17. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 205 с.
18. Барышева Т.А. Художественные способности и индивидуальность// Индивидуализация содержания образования и учебно-воспитательного процесса. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1995. с.28-52.
19. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 2000. 340 с.
20. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание. 1985. -80 с.
21. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1998. - 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; №3).
22. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.
23. Бахтин М.И. Эстетика словесного творчества / Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова, 2-е изд. М.: Искусство, 1986. - 444 с.
24. Белоногова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи: Авто-реф. канд. психол. наук: 19.00.01. -М., 2004. 18 с.
25. Березанская Н.Б. Системный анализ психологических закономерностей творческих решений «жизненных задач»// Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т.1. М.: ИП РАН, 1996. - с.42-44.
26. Берзина Р.Ф. Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников (на примере дисциплины «Технология»): Авто-реф.канд.пед.наук. Уфа, 2001. - 22 с.
27. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; №10).
28. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 416 с. -(Психологи Отечества: Избр. психол. тр. в 70-ти т/ Гл.ред. Д.И. Фельдштейн).
29. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества/ В кн.: Творчество в искусстве искусство творчества/ Под ред. JI. Дорфмана, К. Мартин-дейла и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.
30. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.
31. Богоявленская Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности?// Вопросы психологии, 2004, т.1, № 2. с. 54-65.
32. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю.Д. и др. Рабочая концепция одаренности; Президент, прогр. "Дети России". М.: Магистр, 1998. — 68 с.
33. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 424 с.
34. Бондарева В.В. Технология личностно-профессионального развития творческого педагога: (На материале интегрированного курса «ИЗО и художественный труд»): Автореф.канд.пед.наук. 13.00.08. Волгоград, 2002. - 20 с.
35. Боно де Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 320 с.
36. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. М.: Политиздат, 1988. - 495 с.
37. Борзенкова И.В. Особенности развития креативности младших школьников в зависимости от влияния микросреды: Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 2001.-162 с.
38. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб: Алетейя, 2003. - 268 с.
39. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с. - (Серия «Мастера психологии»).
40. Бурно М.Е. Терапия творческого самовыражения. М.: Медицина, 1983. -304 с.
41. Варламова Е.П., Степанов С.Ю Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 253 с.
42. Воронин А.Н., Трифонова И.Г. Соотношение сходства/различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся// Психологический журнал. 2003. - том 24 - №6. - с.77-85.
43. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
44. Выготский JI.C. Психология искусства/ Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. - 334 с.
45. Гаврилова Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся: Автореф.канд.пед.наук. 13.00.01. СПб., 2002. - 20 с.
46. Галаджинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф.доктора психол.наук. 19.00.01. Барнаул, 2002. - 43 с.
47. Галич Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07.-Казань, 1999.-214 с.
48. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку// Психология творчества. М.: ИП РАН, 1990. - с. 149-158.
49. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности// Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.-е. 170-178.
50. Гизатуллина А.Г. Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников: Автореф.канд.пед.наук. 13.00.02. Омск, 2002. - 16 с.
51. Гилёва И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01. Барнаул, 2000. -173 с.
52. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления/ Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Просвещение, 1965 С. 433-456.
53. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя нач. школы. М.: Вита-Пресс, 2001. - 128 с.
54. Глас Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ пер.с англ. Л.И. Хайрусовой. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
55. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явления подражания. М.: Педагогика, 1994.-43 с.
56. Гнедова Н.М., Гнедова С.Б. Взаимодействие со взрослым как условие развития личности ребенка младшего школьного возраста// Методист. 2003. №5. с.55-58
57. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: Автореф.доктора пед.наук. 13.00.08. СПб, 2002. - 46 с.
58. Гольдентрихт С.С., Коршунов A.M., Воробей , Ю.Д. и др. Диалектика и теория творчества/ Под ред. С.С. Гольдентрихта, A.M. Коршунова. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 198 с.
59. Горев В.В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01.-Астрахань, 2003.-235 с.
60. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. - 192 с.
61. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз/ Пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой. — СПб: Издат.Дом «Нева», 2004. 256 с.
62. Гройсман A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 436 с.
63. Грушко Н.В. Социально-психологическое исследование творческого самовыражения в условиях дополнительного образования. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2003. - 162 с.
64. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
65. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. - С. 156-161.
66. Дилтс Р. НЛП: управление креативностью. СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
67. Дильтей В. Воображение поэта. Элементы поэтики// Вопросы философии. 1995. — №5. — с.116-123.
68. Динерштейн И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в детском возрасте. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.13. — М., 2002.-142 с.
69. Додонов Б.М. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
70. Дорфман Л., Ковалева Г. Полимодальность «Я» и креативность мышления / в кн.: Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана, К. Мартиндейла и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.
71. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методол. и теорет. проблемы. — М.: Смысл, 1993.-456 с.
72. Дранков В.Л. Природа художественного таланта. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та культуры и искусств, 2001. - 324 с.
73. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1991.-76 с.
74. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.-224 с.
75. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд., расшир. и доп. СПб. и др.: Питер Ком, 1999. - 359 с. - (Серия "Мастера психологии").
76. Дуженко М.В. Особенности развития креативности детей младшего школьного возраста: Автореф. канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2004. -22 с.
77. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277 с.
78. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей //Вопросы психологии. 1975. — № 5. - с. 166-175.
79. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. - 423 с.
80. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Сост. М.В. Зверева. — 3-е изд., доп. М.: Дом педагогики, 1999. - 606 с.
81. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. 2003. - №5. - С.34-42.
82. Изард К. Эмоции человека/ Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.
83. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. - 26 с.
84. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии// Вопросы эстетики. -Вып.6. М.:Искусство. 1964. - С.46-92.
85. Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. Для учителя: Из опыта работы/ А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
86. Исследование проблем психологии творчества/ Под ред. Я.А. Пономарева.-М.: Наука, 1983.-335 с.
87. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Ростов-на-Дону, 1999. - 214 с.
88. Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Программа факультатива полихудожественного развития школьников для 1-4 классов «Живой мир искусства». Интегрированная программа на основе взаимодействия искусств. М.: Дрофа, 1991. - 28 с.
89. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТООТК Петрополис, 1996. — 416 с.
90. Как определить и развить способности ребенка. — СПб.: Респект, 1996. — 432 с.
91. Калинина P.P., Варкки Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольника. — СПб.: Речь, 2005. 168 с.
92. Капиренкова О.Н. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. — М., 2004.-301 с.
93. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Избр. педагог. сочинения. М.: Просвещение, 1982. - 595 с.
94. Карлоф Б. Деловая стратегия (Концепция, содержание, символы). Пер. с англ. -М.: Экономика, 1991.-248 с.
95. Кинг JL Тесты на креативность. СПб: Питер Принт, 2005. - 95 с.
96. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Педагогика, 1959. - 304 с.
97. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. СПб: Кристалл, 1996. -414 с.
98. Клочко В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии. Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». Караганда: Изд-во Каргу, 2001. - С. 101-110.
99. Ковалева Г.В. Взаимосвязи когнитивных, личностных и нейродинамиче-ских характеристик креативности. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Пермь, 2002.- 169 с.
100. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.: ТЦ Сфера. 2002.-192 с.
101. Козленко В.Н. Проблема креативности личности// В кн.: Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная/ Под ред. Я.А. Пономарева. -М.: Наука. 1990. с. 131-148
102. Кондаков И.М. Психология. Иллюстированный словарь. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. — 512 с. — (Проект «Психологическая энциклопедия»).
103. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. Проект. /Под ред. Б.М. Неменского. — М., 1990.- 15 с.
104. Корнеева В.А. Формирование приемов художественной деятельности у детей различных возрастов. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2003. — 143 с.
105. Коростылева JI.A. Уровни самореализации личности// Психологические проблемы самореализации личности. Вып.4./ Под ред. А.А. Крылова, JI.A. Ко-ростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - 239 с.
106. Коточигова Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Ярославль, 2002. - 122 с.
107. Кравчунас Б.К. Изобразительное творчество ребенка как явление художественной культуры: Специфика. Проблемы развития: Автореф.канд.искусств. — СПб., 1995.-21 с.
108. Красникова С.В. Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников: Автореф.канд.пед.наук: 13.00.08. -М.,2000. 16 с.
109. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985.-431 с.
110. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. - 234 с.
111. Кудрявцев В.Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели. Интернет-доклад: http://vtk.interro.ru
112. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решения. М.: Педагогика, 1970.-231 с.
113. Курбатова J1.M. Развитие креативности дошкольников и младших школьников, используя активные методы обучения. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07.-М., 2004.-213 с.
114. Кыштымова И.М. Развитие креативности школьников в условиях экспериментальной модели учебного процесса. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. — Иркутск, 2000.-185 с.
115. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст "развитие". Ульяновск: УлГПУ, 2004. - 194 с.
116. Лезина С.В. Исследование роли личностных факторов в развитии одаренности: (Младшие школьники и подростки): Автореф.канд.психол.наук: 19.00.07.-М.,2001.-27с.
117. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1997. -448 с.
118. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства// Избранные психологические произведения в 2 томах. Т.2. М.: Педагогика, 1983. - с. 233239.
119. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005 - с. 368.
120. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды/ Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. СПб: Изд-во ин-та образования взрослых, 1996. -175 с.
121. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений// психология личности в соц.обществе: Активность и развитие личности: Сб. статей/ Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова. М.: Наука, 1989. - С.6-24.
122. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
123. Лугина Я.А. Интегративный подход к профессональной подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф.канд.пед.наук. 13.00.02. Омск, 2002. - 17с.
124. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.
125. Лютова Е.К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.11. СПб., 2000. - 192 с.
126. Майданник И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр: Автореф. канд. психол. наук: 19.00.07. -Ставрополь, 1997. 19 с.
127. Макмак Л.В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности педагога и ученика: Автореф. канд.пед.наук. 13.00.01. Краснодар,2001.-25с.
128. Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом. Лонгитюдное исследование. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2002.-218 с.
129. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -192 с.
130. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии-1989 -№6.-С. 29-33.
131. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Изд-во НПО "Модек", 2003. - 718 с. - (Психологи Отечества : Избр. психол. тр.: В 70 т / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн).
132. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.-191 с.
133. Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащихся в гуманитарном пространстве урока: Автореф.канд.пед.наук. 13.00.01. Волгоград,2002. -28 с.
134. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей// Новые исследования в психологии. -М.: Педагогика 1981. 104 с.
135. Мелик-Пашаев А.Н. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №1).
136. Морено Д.Л. Театр спонтанности Пер. с англ.. Красноярск : Фонд мен-тал. здоровья, 1993. - 124 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
137. Морено Я.Л. Психодрама = Psychodrama Пер. с англ.. М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2001. - 521 с. - (Психологическая коллекция).
138. Муссалитина Е.В. Развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 2001.-215 с.
139. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 239 с.
140. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества/ пер.с англ. — Львов: Инициатива; Москва: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. -128 с. (Серия «Psychologia Vera»).
141. Носс И.Н., Васина Н.В. Введение в практику психологического исследования. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. - 348 с.
142. Одаренные дети: Пер. с англ./Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. 376 с.
143. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности// Психологический журнал. 2001. - том 22. -№2. - с.75-85.
144. Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1999. — 240 с.
145. Олах Л. Творческий потенциал и личностные перемены// Общественные науки за рубежом. Сер. «Науковедение», 1968. №4. - С.69-73.
146. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея М.: Изд-во МГУ, 1982.-с. 228-230.
147. Оржековский П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М.: ИОСО РАО, 1997. - 121 с.
148. Основные современные концепции творчества и одаренности. Сб. статей. Президент, прогр. "Дети России"/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.-402 с.
149. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е. СПб.: Речь, 2004. - 276 с.
150. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993 .-32 с.
151. Парамонов Б. Конец стиля. СПб., М: АГРАФ, 1997. - 451 с.
152. Паталаха К.В. Творческая самореализация школьника в учебном процессе: Автореф.канд.пед.наук. 13.00.01. Екатеринбург, 2002. - 19с.
153. Педагогика искусства и школа. Сб. науч. тр./ Сост. Е.К. Чухман, Н.Н. Михайлова. — М.: Советский художник, 1982. 292 с.
154. Педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.И. Раева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 152 с.
155. Петрова Н.П. Развивающие программы Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова как фактор изменения учебной мотивации и креативности младших школьников. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Псков, 2001. - 192 с.
156. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся. Программа. М: Педагогическое общество России, 1999.-32 с.
157. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. - 96 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 11).
158. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством// Вопросы психологии. 1998. - № 5. -с.94-101
159. Пономарев Я.А. Психология творения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 1999. - 480 с.
160. Попов JI.M. Абстрактно-аналитическая модель и метод развития индивидуального субъекта// Принцип системности в современной психологической науке и практике. Т2. М.: ИП РАН, 1996. - с.47-48.
161. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. — Спб.: «Речь», Институт Тренинга, 2002. 256 с.
162. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е издание., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
163. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Академия, 1996. 407 с.
164. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д.В. Ушакова. — М.: ПЕР СЭ, 2000.-80с.
165. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная/ Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука. 1990. - 224 с.
166. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967.-271 с.
167. Раев А.И. Прогнозирование, кодирование, перенос как познавательные способности//Проблема развития познавательных способностей: Сб.науч.тр./под ред В.В.Богословского и др. JI: Ленингр.Гос.пед.ин.т им. А.И.Герцена, 1983. - С.21-32.
168. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством/ Межвуз.сб.науч.тр. М.: АРКТИ, 1985. - 155 с.
169. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М.Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.- 155 с.
170. Реброва Н.П., Чернышева М.П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы. СПб.: Речь, 2005.-96 с.
171. Регуш JI.A. Психология прогнозирования: способность, её развитие и диагностика. Киев: Вища шк., 1997. - 88 с.
172. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 496 с.
173. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ. М.М. Исениной. -М. : Прогресс. Универс, 1994.-479 с.
174. Роджерс Н. Творчество как усиление себя// Вопросы психологии. 1990. -№ 3. — с. 165
175. Роль искусства в развитии способностей школьников/ Под ред. Е.К. Чух-ман. М.: Педагогика, 1985. - 142 с.
176. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. - 256 с.
177. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества// В сб.: Художественное творчество. Л.: Образование, 1982, - с.53-72.
178. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1946. -703с.
179. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423с.
180. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
181. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде. Изучение детской одаренности в связи с образовательной практикой// Развитие личности. №3. - 2002. - С. 113-146
182. Савранский И.Л. Психологические проблемы художественного творчества и восприятия художественного произведения// Психол. журнал. 1987. — т.8. -с. 136-145.
183. Салмина Н.Г. Концепция JI.C. Выготского и проблема развития символической функции// Вопросы психологии. № 5. - 1994. - с. 69-78
184. Сандомирский М.Е., Белогородский П.С., Еникеев Д.А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий// Современные проблемы физиологии и медицины. Уфа, 1997. — с.44-63
185. Сафонова Д. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка средствами художественной деятельности: Авто-реф.канд.пед.наук. 13.00.01. -М.,2001. -20 с.
186. Сафонцева С.В. Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интровертов. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. -М., 1999. — 188 с.
187. Сафонцева С.В., Воронин А.Н. Влияние экстраверсии-интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности // Психологический журнал. 2000. — том 21. —№ 5.-с. 56-64
188. Селиванов В.В., Плетеневская Н.Н. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. Смоленск: Универсум, 2003. - 130 с.
189. Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01.-М., 1998.-276 с.
190. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.
191. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Гринго, 1996.- 192 с.
192. Симонов П.В. Красота язык сверхсознания// Наука и жизнь. - №4. — 1989.-С. 100-107.
193. Современный словарь по психологии/ Авт.-сост. В.В. Юрчук. Минск: Элайда, 2000. - 704 с.
194. Сокольская М.В. Влияние художественно-изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростков. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.13. -Хабаровск, 1999.- 180 с.
195. Солдатова E.J1. Креативность в структуре личности (На прим. развития креативности в подростковом возрасте). Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01. — Спб., 1996.- 170 с.
196. Старченко М.Г. Психологические аспекты исследования мозговой организации креативности. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.02. — СПб., 2001. 113 с.
197. Степанов С.Ю., Кремер Е.З. От воспроизводства культуры в образовании к образовательному культуротворчеству// Педагогика сотворчества/ Под ред. С.Ю. Степанова, Г.А. Разбивной. Петрозаводск-Москва, 1994. - с. 34-52.
198. Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. 230 с.
199. Субботина JI.IO. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
200. Субочева M.JI. Управление развитием творческого потенциала личности учащегося: Автореф.канд.пед.наук. 13.00.01. -М.,2002. 18с.
201. Сухобская Г.С. Основы психологической теории деятельности. JL: Изд-во ЛГУ,1988. - С.50-73.
202. Тараканов А.В. Влияние творческой активности на эмоциональное развитие личности. Дис. канд.психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2003. - 193 с.
203. Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана, К. Мартиндейла и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.
204. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников// Вопросы психологии. — 2003.-№5.-с. 47-55
205. Теплов Б.М. Способности и одаренность// Избр.труды.в 2х томах. Ред.-сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо. т.1. - М: Педагогика, 1985 - с. 34-52.
206. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Мысль, 1969.-214 с.
207. Тищенко П.Д. Жизнь как феномен культуры // Биология в познании человека.- М., 1984.-253 с.
208. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) Екатеринбург: Деловая книга,2001. -141с.
209. Торшина А.К. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии// Вопросы психологии 1998. - №4. - с. 123-133
210. Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества// В кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова-М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.-400 с.
211. Трифонова И.Г. Влияние соответствия личностных особенностей учителя и ученика на изменение креативности учащихся. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.01.-М., 2002.-206 с.
212. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей/Метод, рек. для психологов и педагогов. СПб.: УПМ, 1992. - 35 с.
213. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты. СПб.: Речь, 2005. -96 с.
214. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 48 с.
215. Урмурзина Б.Г. Природа и структура творческого потенциала ребенка-дошкольника. Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2002. - 181 с.
216. Усова С.Н. Формирование готовности к профессиональной творческой самореализации будущего учителя начальных классов: Авто-реф.канд.пед.наук.13.00.01. Казань, 2002. - 22с.
217. Устинова-Баранова JI.А. Педагогическое обеспечение развития опыта художественно-творческой деятельности младших школьников как фактор их личностного саморазвития: Автореф. канд. пед. наук. 13.00.01. Хабаровск,2001.-21с.
218. Ушаков Д.В. Творчество и «дарвиновский» способ его описания// Психологический журнал. 2000. - том 21. -№3. - с. 104-111.
219. Федорова И.А. Формирование потребности студентов педагогического вуза в творческом саморазвитии: Автореф.канд.пед.наук. Саратов, 2001. - 19 с.
220. Фигурная форма теста творческого мышления Е.П. Торранса/ Под ред. A.M. Матюшкина. Методические рекомендации. — М.: НИИ общей и педагогич. психологии АПН СССР, 1990. 44 с.
221. Халаджан Н.Н. Аутоинженеринг. Фундаментальный курс. Книга авторизованного изложения/МЭГУ. Академия педагогики. М., Акад. изд-во МЭГУ, 1995.-164 с.
222. Харькин В.Н. Импровизация. Импровизация. Импровизация! М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997.-288 с.
223. Хёге X. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание / В кн.: Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л.Дорфмана, К. Мартиндейла и др. М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.
224. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для студентов вузов/ Науч. ред. Д.А. Леонтьев, Б.М. Величковский. 2-е изд. СПб. и др.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 859 с. - (Мастера психологии).
225. Херсонский Б.Г. Гильяшова И.Н. Нестандартизированные психодиагностические методики исследования мышления обеспечение сопоставимости и надёжности данных. Мет. пос. - СПб.: УПМ, 1995. - 28 с.
226. Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направление исследований. М.: Мысль, 1988. - 28 с. - (Общественные науки за рубежом. Сер.«Науковедение». — 1988. — №1).
227. Хрестоматия по общей психологии, Психология мышления, Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 400 с.
228. Худик В.А. Диагностика детского развития: Методы исследования. — К.: Ocbita, 1992.-220 с.
229. Художественное творчество и ребёнок/ Под. ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.-287 с.
230. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. JL: Наука, 1986.-261 с.
231. Хуторской А.В. Выготский против Толстого: две точки зрения на природу творчества// Интернет-журнал "Эйдос". 2005. - 22 апреля. -http://www.eidos.ru/journal/2005/0422.htm.
232. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО// Интернет-журнал «Эйдос» 2002. - 23 апреля. — http://www.eidos.ru/news/compet/htm
233. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 320с. - (Педагогическая мастерская).
234. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с. - (Серия «Мастера психологии»).
235. Цветкова М.С. Развитие творческой активности младших школьников в процессе информационно-проектировочной деятельности: Автореф. канд. пед. наук. 13.00.02. — М.,2001. 18 с.
236. Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.11. М., 2000. - 158 с.
237. Чернецкая Н.И. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения. Дис. . канд. психол. наук: 19.00.07. Иркутск, 2002. - 140 с.
238. Чудновский В.Э. Юркевич B.C. Одарённость: дар или испытание. М.: Знание, 1999. - 80с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №12).
239. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация "Логос", 1994.-315 с.
240. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант// Развитие и диагностика способностей. М.: Просвещение, 1991. - С. 7-21.
241. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.:ВЛАДОС, 1998.-512 с.
242. Шевелев И.Ш. Метаязык живой природы. М.: Воскресенье, 2000. - 349 с.
243. Шевелев И.Ш. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. — Кострома: ДиАр: Дизайн-центр, 1995.-420 с.
244. Шелепанова Н.В. Рефлексивная детерминация креативных проявлений личности. Дис. канд. психол. наук: 19.00.01. Барнаул, 2003. - 183 с.
245. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. — М.: Знание, 1978.-64 с.
246. Шорохова Е.В. Разработка Б.Ф.Ломовым социальной психологии лично-сти//Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. -М.: ИП РАН, 1997. с.44-45.
247. Шрагина Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал. 2000. - том 21. — №4. - с.73-78.
248. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. - 314 с.
249. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство/ Пер. с англ. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. - 304 с. - (Серия «Актуальная психология»).
250. Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности// Основные современные концепции творчества и одаренности. — М, 1997. с. 127-142.
251. Юрченко И.В. Психологические условия использования метафоры как средства развития творческих способностей младших школьников: Автореф. канд. психол. наук: 19.00.07. Курск, 2004. - 21 с.
252. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
253. Яковлева E.J1. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Изд-во «Флинта», 1997. 183 с.
254. Яковлева Н.А. Художественное сотворчество в искусстве и педагогике. К определению понятия/ В сб.: Художественный образ и педагогический процесс. Вып.1. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - с. 8-17
255. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета: Учеб.-метод. пособие. — Самара : Изд-во СамГГГУ, 2001. 267 с.
256. Яффе А. Символизм в изобразительном искусстве/ Человек и его символы. Пер. с англ./ Под общ. ред. В. Зеленского. СПб.: Б.С.К.,1996. - 454 с.
257. Яхина З.Ш. Субъектный подход к развитию профессионально значимых личностных качеств будущего педагога: Автореф. канд. психол. наук. 19.00.13. Казань, 2002. - 22 с.
258. Feldhusen J.F. Creativity: A Knowledge Base, Metacognitive Skills, and Personality Factors//J. of Creat.Beh. 1995. V.29.№ 4. P.255-257.
259. Funch B.S. The Psychology of Appreciation. Copenhagen: Museum Tusculanum Press, University of Copenhagen, 1997.V.XII. - 312 p.
260. Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing programs for the gifted and talented. // Gifted Child Quarterly. 1976. 20, P. 303-326
261. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing //R. Sternberg T. Tardif (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P. 4375.
262. Tryk H.E. Advances in Psychological Assessment. V.l. California, 1978. -P.34-54.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.