Психологическая структура и развитие креативности у взрослых тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, доктор психологических наук Барышева, Тамара Александровна

  • Барышева, Тамара Александровна
  • доктор психологических наукдоктор психологических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 360
Барышева, Тамара Александровна. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: дис. доктор психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Санкт-Петербург. 2005. 360 с.

Оглавление диссертации доктор психологических наук Барышева, Тамара Александровна

Введение.

Глава 1. История, теория и методология исследования креативности.

1.1. Творчество как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии: теории, идеи, концепции.

1.2. Эволюция понятия «креативность» в психологии творчества.

1.3. Основные направления экспериментальных исследований креативности.

1.4. Развитие креативности в онтогенезе.

1.5. Современные методологические подходы к изучению и развитию креативности у взрослых.

Глава 2. Психологическая структура креативности теоретическое обоснование).

2.1. Структурно-концептуальная модель креативности как системного, многоуровневого и многомерного психологического образования

2.2. Основные психологические компоненты в общей структуре креативности.

Глава 3. Организация и методы исследования.

3.1. Эмпирическая база и общая организация исследования.

3.2. Система диагностических методов оценки креативности и её основных психологических составляющих.

3.3. Экспериментальная программа развития креативности у взрослых с применением современных информационных технологий.

3.4. Методы количественного и качественного анализа [ эмпирических данных.

Глава 4. Психологическая структура креативности и её развитие у взрослых.

4.1 Половозрастные и индивидуальные различия в психологической структуре креативности у взрослых

4.2 Структурная динамика психологических параметров креативности в условиях реализации экспериментальной развивающей программы.

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическая структура и развитие креативности у взрослых»

Актуальность проблемы развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями общества, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений (человек - человек, человек - природа, человек - общество, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ), с другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. В связи с этим возникает необходимость развития прикладной антропологии, психокультуры, психоэкологии, психодизайна, разработки технологий саморазвития, самосозидания.

Современная психология творчества находится в стадии становления, характеризуется многоаспектностью и представляет собой множество различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических знаний. Несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, проблема творчества и, особенно, феномен креативности, до настоящего времени остается недостаточно изученным явлением. Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области. До сих пор феномен креативности не имеет единого объяснения и содержания, не определена психологическая структура креативности, слабо изучены связь креативности с другими свойствами личности, уровни и особенности генеза, не найдены надежные способы изучения и развития креативности.

В современной психологии исследуются отдельные параметры (творческое мышление, воображение, личностные корреляты креативности и т. д.). Вместе с тем изучение отдельных качеств, процессов, функций, как показали исследования Б.Г. Ананьева (1977; 1980), Н.А. Носова (1997), не всегда продуктивны, поскольку реальное творческое поведение взрослого человека в значительной степени определяется не отдельными психическими качествами, а более сложными образованиями, к числу которых следует отнести и креативность. Б.Г.Ананьев подчеркивал универсальный, общесистемный характер взаимодействия энергии, информации и различных психологических свойств в бытии и сознании человека, что является основой «научного убеждения в объективной познаваемости субъективных явлений и в возможности управления процессом человеческого развития» [17, т.1, 170171].

Таким образом, перспективной тенденцией настоящего времени является поиск путей исследования креативности как особой психической реальности, сложного психологического явления.

Актуальность выбранной темы обусловлена также углубляющимися процессами информатизации и широким внедрением информационных технологий во все сферы современного российского общества, в том числе в сферу практической психологии.

Опыт использования потенциала информационных электронно-коммуникативных технологий в развитии креативности крайне ограничен и практически не изучен. Вместе с тем современное информационное пространство, электронно-коммуникативные технологии предоставляют уникальные и равные для всех возможности доступа к информационным ресурсам, свободу выбора и преобразований, являются в полном смысле «креативной средой» и позволяют активизировать творческий потенциал, реализовать потребность личности в самопознании и творчестве.

Таким образом, назревшими противоречиями является несоответствия:

- между необходимостью развития креативных качеств личности и слабой разработанностью психологических аспектов проблемы, технологий диагностики и развития креативности;

- между потенциальными возможностями информационной образовательной среды и современных электронно-коммуникативных средств в развитии креативности и отсутствием развивающих программ для реализации этих возможностей.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения сущности и структуры креативности как сложной психической реальности и разработки адекватных этой реальности технологий развития в условиях современного информационного общества.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование концепции креативности как системного психического образования и возможностей развития креативности у взрослых средствами современных информационных технологий.

Объект исследования: креативность как системное психическое образование.

Предмет исследования: психологическая структура и развитие креативности у взрослых.

Гипотеза исследования состоят в предположении о том, что креативность является сложным психическим образованием, имеет многомерную и многоуровневую структуру, многофакторную обусловленность и её развитие у взрослых возможно в условиях реализации развивающей программы, которая основана на рефлексивной самоорганизации и использовании современных информационных технологий.

Задачи исследования:

1. Проанализировать генезис проблемы креативности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить современные методологические подходы к изучению и развитию креативности у взрослых.

3. Теоретически обосновать структурно-концептуальную модель креативности и разработать понятийный аппарат для описания и измерения всех составляющих компонентов креативности как системного психического образования.

4. Разработать диагностическую программу исследования

5. Экспериментально определить особенности структурной организации креативности как системного психического образования у взрослых.

6. Выявить индивидуальные, возрастные и тендерные различия в психологической структуре креативности у взрослых.

7. Теоретически обосновать и разработать электронно-коммуникативную версию развивающей программы и комплекс креативных технологий, направленных на развитие креативности у взрослых на основе рефлексивной самоорганизации.

8. Определить психологические особенности и динамику развития креативности у взрослых в условиях реализации экспериментально-развивающей программы на основе рефлексивной самоорганизации с использованием современных информационных технологий.

Методологию исследования составил системно-структурный подход, ибо феномен креативности рассматривается как многомерное, многоуровневое психическое образование. Поскольку творчество по своей природе является системным объектом и адекватное его изучение возможно только в междисциплинарном исследовании, то теоретические основы исследования составили:

- обобщения, сделанные в работах зарубежных и отечественных философов и деятелей художественной культуры (Р.Ф. Абдеев, С.С. Аверинцев, Т. Адорно, М.М. Бахтин, А. Бергсон, В.И. Вернадский, Э. Гуссерль, Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, М.С. Каган, А. Камю, В.В. Кандинский, Б.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили,

B.В. Набоков, Ж.П. Сартр, И.Ф. Стравинский, М. Хайдеггер, А. Шнитке,

C.М. Эйзенштейн, К. Ясперс и другие);

- психологические концепции творчества, в которых раскрывается «альтернативное поле» проблемы (А. Адлер, Г.С. Альтшуллер, Б.Г. Ананьев, Р. Ассаджоли, Л. Бинсвангер, Д.Б. Богоявленская,

А.В.Брушлинский, Е.П. Варламова, Г.И. Вергелес, М. Вертгеймер, JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, Т.А. Глотова, JI.A. Головей, P.M. Грановская, С. Гроф, А.А. Деркач, Р. Дилтс, В.Н. Дружинин,

A.M. Зимичев, В.П. Зинченко, Дж. Келли, Ю.С. Крижанская, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, A.M. Матюшкин, С. Медник, А. Менегетти, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А.И. Раев, J1.A. Регуш, К. Рождерс, А. Ротенберг, C.JI. Рубинштейн, П.В. Симонов, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская, O.K. Тихомиров, Е.П. Торранс, 3. Фрейд, К. Юнг, В.А. Якунин, М.Г. Ярошевский и другие);

- психологические концепции художественного творчества, художественной коммуникации и арт-технологий (Э.Б. Абуллин, Е.Я. Басин, JI.C. Выготский, Н.В. Гончаренко, Л.Я. Дорфман,

B.Л. Дранков, B.C. Назайкинский, В.В. Медушевский, Я.Л. Морено, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Л.Н. Рожина, К.С. Станиславский, Б.М. Теплов и другие), в которых искусство рассматривается как художественная антропология;

- рефлексивный и синергетический подходы (О.С. Анисимов,

C.П. Капица, С.П. Курдюмов, В.Е. Лепский, В.А. Лефевр, Г.Г. Малинецкий, В.А. Петровский, И.Р. Пригожин, В.М. Розин, И. Стенгерс, B.C. Степин, Г.С. Щедровицкий, Г. Хакен и другие), на основе которых определилась методология проектирования развивающей программы;

- исследования психологических, дидактических и методических основ применения электронно-коммуникативных средств в образовании (О.В. Акулова, А.Е. Войскунский, К.Г. Кречетников, В.Г. Маранцман, Л.А. Матвеева, Т.Н. Носкова, Н.А. Носов, А.А. Степанов П. Суппес, К.И. Ховланд, Н.А. Яковлева и другие).

Научно-методическое обеспечение исследования раскрывается в соответствии с логикой основных этапов: аналитического, организационно-подготовительного, сбора эмпирического материала, качественноколичественного описания, оценки, интерпретации и представления яь результатов. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы: теоретический анализ монографий, статей и других научных публикаций, отражающих состояние проблемы; осуществлен структурно-генетический способ организации исследования; теоретическое проектирование и моделирование, диагностирующий и преобразующий эксперимент (с использованием и апробацией стандартизированных, модифицированных и авторских диагностических и развивающих методик, а также электронно-коммуникативной версии развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания»); многомерный анализ эмпирических ф данных, методы математической статистики (уровневый, корреляционный и факторный анализ).

Достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методологическим обоснованием эмпирических исследований; опорой на фундаментальные отечественные и зарубежные научные работы в различных отраслях психологии; широким использованием данных современной психологии, связанных с исследуемой проблемой; репрезентативностью экспериментальной базы; использованием современных методов теоретико-экспериментального исследования, соответствующих поставленным задачам; воспроизводимостью процедуры каждого этапа исследования; многократной Ф проверкой эмпирических данных; внедрением в практику полученных результатов; применением методов математической статистики.

На защиту выносится концепция креативности как системного (многомерного и многоуровневого) психического образования, которая раскрывается в следующих положениях:

1. Психологическая структура креативности включает мотивационные, аффективные, интеллектуальные, эстетические, экзистенциальные, коммуникативные параметры, компетентность и функционирует как система, в которой взаимодействуют инвариантные системообразующие), вариативные (вероятностные) и относительно автономные (производные) креативные параметры.

Инвариантными, системообразующими в структуре креативности у взрослых являются: мотивация (творческая позиция), интеллектуальные (дивергентность, способность к преобразованиям) и эстетические (формотворчество, ассоциативность, перфекционизм) креативные параметры. Интегрируют структуру экзистенции - креативная (многополярная, открытая, мобильная, способная к реконструкции) модель мира, которая может рассматриваться в качестве новообразования в развитии креативности у взрослых. Композиционная организация, вариативные и производные параметры в структуре креативности обусловлены индивидуальными, возрастными и тендерными различиями.

Креативность на различных этапах онтогенеза и в рамках одной возрастной группы проявляется нелинейно и неравномерно. При этом каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями, которые могут свидетельствовать о сензитивности развития тех или иных параметров в структуре креативности на определенном возрастном этапе.

Тендерные различия отдельных параметров креативности у взрослых имеют статистически достоверные основания. Приоритет мужчин -интеллектуальные параметры, компетентность, а также оригинальность креативных проектов. Доминантой у женщин являются эмоциональные параметры в структуре креативности.

Индивидуальные различия проявляются в гармонизованных, дегармонизованных (акцентированных) и деформированных вариантах структуры креативности.

Потенциальная креативность и актуализация в результатах творческой деятельности (креативных проектов, продуктов) являются относительно «автономными».

8. Эффективное развитие креативности у взрослых обеспечивает реализация экспериментальной развивающей программы, основанной на рефлексивной самоорганизации с использованием электронно-коммуникативных технологий.

9. Зоной актуального развития в структуре креативности в данных условиях являются: мотивация (творческая позиция), интеллектуальные (способность к преобразованиям) и эстетические (формотворчество) параметры. Зона «вероятностного развития» - экзистенции (креативная модель мира).

10. Развитие креативности представляет собой динамически многоплановый процесс интеграции, гармонизации креативных параметров и компенсации проблемных зон в структуре креативности в направлении от потенциального уровня развития к актуальному

Основные научные результаты и их новизна: 1. Теоретико-концептуальный аспект.

- Реализован междисциплинарный подход в теоретическом анализе проблемы креативности в зарубежной и отечественной литературе.

- Теоретически и экспериментально обоснована авторская концепция психологической структуры креативности у взрослых, концепция, в которой креативность рассматривается как системное психическое образование, имеющее многомерное и многоуровневое строение.

- Определен компонентный состав (мотивация, эмоционально-креативные свойства, интеллектуальные качества, креативно-эстетические способности, коммуникативные и экзистенциально-креативные свойства, компетентность) и специфика структурной организации креативности как системного психического образования.

- Выявлены системообразующие параметры в структурной организации, определяющие базовую симптоматику креативности у взрослых.

- Введен понятийный аппарат для описания и измерения всех составляющих компонентов креативности как системного образования.

2. Методологический и научно-методический аспект.

- Осуществлен структурно-генетический способ организации исследования, анализа и интерпретации эмпирических данных, что позволило получить разностороннее представление о психологической структуре креативности и о возможностях её развития у взрослых современными средствами.

- Модифицированы известные и разработаны новые диагностические методы для парциальной и общей оценки уровня развития креативности, на основании которых может быть сделан вероятностный прогноз перспективы развития креативности у взрослых.

- Проведен многомерный анализ эмпирических данных с применением разнообразных способов их математической обработки, включая уровневый, корреляционный и факторный методы.

- Разработана, реализована и показана психологическая эффективность электронно-коммуникативной версии программы, развивающей креативность у взрослых на основе рефлексивной самоорганизации

3. Фактологический аспект.

- Выявлены возрастные, тендерные и индивидуальные различия в психологической структуре креативности у взрослых.

- Обнаружен разноуровневый характер развития структурных компонентов креативности у взрослых.

- Выделены основные типы в структурной организации креативности у взрослых (гармонизированный, дегармонизированный и деформированный типы.

- Установлена положительная динамика в развитии креативности у взрослых в условиях реализации экспериментально-развивающей программы на основе рефлексивной самоорганизации с использованием современных электронно-коммуникативных технологий.

- Определены типичные варианты в структурной динамике развития креативности у взрослых (стагнация, динамика доминанты, компенсирующая динамика, системная динамика, мононаправленная динамика, динамика потенциала и смешанный тип).

Теоретическое значение.

- Разработанная авторская концепция психологической структуры креативности существенно дополняет традиционные представления и развивает инновационные идеи о креативности как системном психическом образовании.

- Предложена системная модель структуры креативности у взрослых с описанием её детерминант, основных базовых компонентов, измерений, функций, уровней генеза.

- Введен и операционализирован понятийный аппарат для структурного описания и изучения креативности. Алгоритм структурирования может стать основой для исследовательской технологии изучения креативности в единстве структурных компонентов.

- Выявлены возрастные, тендерные и индивидуальные различия в психологической структуре креативности у взрослых, что дополняет информационную базу о специфике онтогенеза креативности.

- Обоснованы методологические и методические подходы к разработке современных информационных технологий и программ, развивающих креативность у взрослых.

Практическая значимость исследования.

- Разработанная методология и методика изучения креативности как системного психического образования предоставляет возможность в сфере практической и экспериментальной психологии измерения индивидуальной структуры, определения перспектив и корректировки процесса развития креативности у взрослых.

- Электронно-коммуникативная версия развивающей программы, апробированная в экспериментальном режиме в рамках исследования может

13 быть представлена в информационной среде в системе Открытого образования в качестве Интернет-ресурса для самообразования и саморазвития взрослых.

- Теоретическое и методическое обоснование проектирования программ, развивающих креативность в процессе рефлексивной самоорганизации, открывает перспективы разработки такого типа программ для продуктивной реализации задачи развития креативности у взрослых в современных условиях в системе общего, дополнительного и профессионального образования, повышения квалификации специалистов разного профиля.

Внедрение. Полученные результаты позволили разработать и внедрить:

- электронно-коммуникативную версию развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания» в практику профессиональной подготовки студентов Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, факультета экономики и менеджмента СПб ГУНиПТ;

- образовательную программу «Проектирование образовательных систем и технологий. Диагностика и развитие креативности» в практику повышения квалификации специалистов в Институте дополнительного образования РГПУ им. А. И. Герцена;

- программу стажировки «Творчество на уроках искусства» (мастер-класс) для специалистов в области образования (Всероссийский фестиваль «Пути надежды». Акция «Золотой резерв России»);

- научно-методическую систему подготовки педагогов дополнительного образования ДДЮТ Красносельского района СПб и учителей гимназии № 67 Петроградского района СПб к реализации программы развития творческих способностей детей;

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования нашли отражение в монографии, учебных пособиях, в работах, опубликованных в сборниках научных трудов, на выставках научных достижений РГПУ им. А.И.Герцена (номинация

Информационно-техническое обеспечение образования»), докладывались на Ф международных, российских и региональных научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. Основной текст диссертации занимает 300 страниц и включает 14 таблиц и 51 рисунок.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Барышева, Тамара Александровна

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ эволюции проблемы креативности в психологии свидетельствует об отсутствии целостной теории этого сложного и многомерного психологического феномена, а также психологически обоснованной системы развития креативности у взрослых.

2. Креативность как субъективная детерминанта творчества представляет собой системное (многомерное, многоуровневое) психическое образование и включает мотив ационный, аффективный, интеллектуальный, эстетический, экзистенциальный, коммуникативный, компетентностный симптомокомплексы.

3. Психологическая структура креативности у взрослых функционирует как система, где взаимодействуют инвариантные (системообразующие), вариативные (вероятностные) и относительно автономные (производные) креативные качества.

4. Инвариантными, системообразующими компонентами в структуре креативности у взрослых являются: мотивация (творческая позиция), интеллектуальные (дивергентность, способность к преобразованиям) и эстетические (формотворчество, ассоциативность, перфекционизм) креативные параметры. Интегрируют всю структуру экзистенции -креативная (многополярная, открытая, мобильная, способная к реконструкции) модель мира.

5. Креативная модель мифа - система представлений человека о мире как стимуле для творчества, о себе как субъекте творческих преобразований, о творчестве как ценности, - может рассматриваться в качестве новообразования в развитии креативности у взрослых.

6. Эмоциональные параметры полифункциональны и входят в структуру креативности в качестве вероятностного фактора. «Эмоциональная основа» развития креативности - опыт и актуализация креативных состояний, которые феноменологически являются вариантом виртуальной психической реальности, сложным эмоциональным паттерном, включающим комплекс высших чувств (эвристических, интеллектуальных, эстетических и др.), а также эгокреативные чувства, связанные с самосозиданием, самотворчеством.

7. Компетентность (актуальный уровень знаний в области теории и технологий творчества, творческий опыт и актуальный уровень

- достижений) личности - индикатор развития креативности. На определенном этапе компетентность интегрируется в структуру креативности, о чем свидетельствует спектр корреляций данного показателя с другими параметрами креативности, а также интеграция в корреляционную структуру креативности на этапе контрольной диагностики.

8. Структурная организация (композиция параметров) креативности обусловлена возрастными, тендерными и индивидуальными различиями.

9. На различных этапах онтогенеза и в рамках одной возрастной группы креативность как системное психическое образование проявляется нелинейно и неравномерно. При этом каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями, которые могут свидетельствовать о сензитивности развития тех или иных параметров в структуре креативности на определенном возрастном этапе.

10. Период «акме» в творческом развитии, по нашим данным, относится к возрасту от 46 до 56 лет. Акмеологическими условиями творческой продуктивности в данный возрастной период является высокий уровень мотивации, а также процессы интеграции специальных (профессионально обусловленных) параметров в структуру креативности.

11. Тендерные различия в структуре креативности статистически достоверны и проявляются в приоритете мужчин по общему коэффициенту, компетентности в сфере теории и технологий творчества, интеллектуальным параметрам креативности, таким как «дивергентность интеллекта», «способность к прогнозированию», «способность к ассоциированию», а также оригинальности креативных проектов. Женщины доминируют по показателям «эмоциональный тезаурус», «экспрессивная эмоциональность» и «чувство стиля».

12. На основе сравнительного анализа индивидуальных моделей креативности классифицированы основные типы структуры креативности на основе шкалы гармонизация - деформация: гармонизованные, дегармонизованные (акцентированные) и деформированные варианты структур.

13. Качественные характеристики (оригинальность, вариативность, гибкость, совершенство) результатов творческой деятельности (креативных проектов) образуют самостоятельный фактор, что дает основания сделать вывод о том, что потенциальная креативность и актуализация в результатах творческой деятельности (продуктах) являются относительно «автономными».

14. Реализация электронно-коммуникативной версии развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания» на основе рефлексивной самоорганизации обеспечивает эффективное развитие креативности у взрослых. В результате реализации программы существенные изменения произошли во всех симптомокомплексах структуры креативности. Зоной актуального развития в структуре креативности в данных условиях являются: мотивация (творческая позиция), интеллектуальные (способность к преобразованиям) и эстетические (формотворчество) параметры. Зона «вероятностного развития» - экзистенции - креативная модель мира.

15. Сравнительный анализ структурных моделей креативности до и после реализации экспериментальной развивающей программы, позволил зафиксировать специфику структурных преобразований креативности на индивидуальном уровне, классифйцировать наиболее распространенные типы преобразований в структуре креативности (стагнация, минимальная динамика, «динамика доминанты», компенсирующая динамика, системная динамика, «динамика потенциала», деформирующая, мононаправленная динамика и смешанный тип динамических изменений).

16. Определены основные тенденции развития креативности у взрослых как динамически многоуровневого процесса интеграции, гармонизации параметров и компенсации проблемных зон в структуре креативности в направлении от потенциального уровня развития к актуальному. В целом развитие креативности можно рассматривать как эволюцию её структуры, переход системы на новый уровень функционального цикла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психология креативности и проблема её развития на различных ступенях онтогенеза приобретает в последнее время особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, глобальными изменениями, динамикой социальных реалий и потребностью человека реализовать себя, свои возможности в современном, постоянно изменяющемся, креативном мире.

В сфере практической психологии проблема развития креативности непосредственно связана с решением трёх основных теоретических и практических задач:

1. Моделирование психологической структуры креативности (что развивать?).

2. Определение уровня развития (чем и как диагностировать?).

3. Проектирование развивающих программ, методов и технологий развития (как развивать?).

Эти задачи определили базовую проблематику и логику диссертационной работы.

Генезис понятия «креативность» в психологии в ретроспективном аспекте и проведенное экспериментальное исследование позволили определить существенные особенности креативности как субъективной детерминанты творчества, определить психологическую структуру креативности как системного (многоуровневого, многомерного) психического образования, индивидуальные, возрастные и тендерные различия креативности, особенности и динамику развития креативности у взрослых в условиях реализации экспериментальной развивающей программы с использованием современных информационных технологий.

Рассматривая творчество как процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых, креативность, как субъективная детерминанта творчества, проявляется в инновационных преобразованиях человека во всех или отдельных) сферах жизни (познании, мышлении, общении, профессиональной деятельности, в самосовершенствовании и т.д.) на уровнях: личность (потенциал) - процесс — результат.

Учитывая то, что процесс творчества включает две разнонаправленные тенденции - созидание и разрушение (реконструкцию) стереотипов, творческое, креативное поведение индивида можно рассматривать как «созидательное разрушение».

Поле значений понятия «креативность» шире понятия «творческий потенциал», так как феномен креативности имеет потенциальную и актуальную формы. Актуальная форма — реализованная (проявленная) креативность. «Творческая личность» - личность, реализующая свою креативность в инновационных достижениях.

Построить теоретическую модель креативности как системного (интегративного, многомерного, многоуровневого) психического образования позволил опыт моделирования сложных психологических явлений в отечественной и зарубежной психологии.

На основе метода построения семантического пространства как модельного , представления категориальных структур, контент-анализа научных работ и экспертных моделей креативности были выделены и обоснованы константные категории, отражающие различные структурные параметры креативности, сгруппированные в 7 симптомокомплексов: мотивационный, аффективный, интеллектуальный, эстетический, экзистенциальный, коммуникативный, компетентностный.

Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что психологическая структура креативности представляет особую психическую реальность, сложное многоуровневое, многомерное психическое образование и функционирует как система, где взаимодействуют инвариантные (системообразующие), независимые от различных факторов, вариативные (вероятностные) и относительно автономные (производные) креативные параметры.

С помощью корреляционного и факторного анализа удалось уточнить психологическую структуру и определить наиболее значимые параметры, определяющие базовую симптоматику креативности у взрослых.

Инвариантная «формула» креативности: мотивация (творческая позиция) + интеллект (дивергентность, способность к преобразованиям) + эстетические параметры (формотворчество, перфекционизм, ассоциативность). Интегрируют структуру экзистенции (креативная модель мира).

Мотивация «обеспечивает» творческие процессы энергетически. Интеллектуальные параметры «отвечают» за динамику творческих преобразований. Эстетические - определяют качество результатов творчества.

По существу развитие креативности у взрослых это развитие экзистенций - креативной модели мира — системы представлений человека: о мире как стимуле для творчества; о себе как субъекте творческих преобразований; о творчестве как ценности

Креативную модель мира можно рассматривать в качестве новообразования процесса развития креативности у взрослых. При этом точного «адреса» этапа, на котором это новообразование формируется в период взрослости дать невозможно, так как процесс развития креативности как системного психического образования зависит от многих субъективных (индивидуальных, возрастных, тендерных) и объективных (социальных) факторов.

Сравнительный анализ эмпирических данных позволил зафиксировать индивидуальные особенности структуры креативности, в частности, зоны устойчивого развития - (доминирующие, наиболее ярко выраженные параметры в структуре креативности), проблемные (слабо выраженные) психологические «зоны», определить перспективу развития каждого индивида, а также классифицировать основные типы структуры креативности на основе шкалы: гармонизация - деформация: гармонизованные (сбалансированные), дегармонизованные акцентированные) и деформированные варианты структур.

Креативность на различных этапах онтогенеза, и в том числе в рамках одной возрастной группы, проявляется нелинейно и неравномерно. При этом каждый возрастной период характеризуется некоторыми специфическими особенностями, которые могут свидетельствовать о сензитивности развития тех или иных параметров в структуре креативности на определенном возрастном этапе. Период «акме» в творческом развитии, по нашим данным, относится к возрасту от 46 до 56 лет. Об этом свидетельствует приоритетное положение в рейтинге значения общего коэффициента креативности в данной группе и прямая зависимость от возраста качества результатов творчества, проявляющихся в новизне, оригинальности, вариативности, гибкости и совершенстве креативных проектов. Акмеологическими условиями творческой продуктивности в данный возрастной период являются высокий уровень мотивации, а также процессы интеграции специальных (профессионально обусловленных) параметров в структуру креативности.

Проверка достоверности гендерных различий в структуре креативности показала, что «профиль» креативности имеет специфические женские и мужские характеристики. Анализ свидетельствует о приоритетах мужчин не только по общему коэффициенту, интеллектуальным параметрам («дивергентность интеллекта», «способность к прогнозированию», «способность к ассоциированию») и компетентности, но и о доминировании мужчин в других симптомокомплексах (мотивационном, эстетическом, экзистенциальном). Различия наблюдаются также и по показателю оригинальность креативных проектов. Женщины доминируют по таким показателям как «эмоциональный тезаурус», «экспрессивная эмоциональность» и «чувство стиля».

Поскольку в период взрослости развитие уже не определяется биологическим возрастом, а является результатом целенаправленной работы человека над собой в соответствии с экзистенциальной позицией и динамической системой отношений «Я - мир», мы предположили, а затем и экспериментально подтвердили, что эффективным для развития взрослого человека будет рефлексивная самоорганизация как интегральный механизм творческого саморазвития личности.

В современном обществе условия для творческого саморазвития предоставляют коммуникационные технологии. Информационное пространство является в полном смысле «креативной средой» и позволяет реализовать потребность личности в самопознании и творчестве.

Методологической основой проектирования электронно-коммуникативной версии развивающей программы «Креативность. Опыт самопознания» стали рефлексивный и синергетический подходы. Художественным импульсом для построения программы стала «нелинейная проза» М. Павича. В процессе технологической реализации мультимедийной web-базируемой программы были использованы возможности информационной среды для креативной деятельности субъектов.

Цель развивающей программы - психодизайн креативности в процессе рефлексивной самоорганизации.

Экстраполируя в сферу психологии содержание универсального понятия «дизайн-деятельность», сущностью которого явояется процесс проектирования целостной функционально-эстетической, гармоничной, выразительной формы, психодизайн креативности трактуется как процесс проектирования (самопроектирования) творческ(?го потенциала как системного психического образования по принципам гармонизации параметров креативности, функциональности и самоактуализации (творческой экспрессии, продуктивности).

Содержание программы построено как альтернативное, нелинейно организованное информационное поле. Развивающие эффекты заложенные в программу - «эффект зеркала» (рефлексивные процессы), «эффект хаоса» (процессы самоорганизации), «эффект Шенгена» (стирание границ в субъективном пространстве), «эффект альтернатив» (процессы выбора), «эффект сцепления» (творчество мотивирует самотворчество). Технологическая карта программы включает следующие ключевые ориентиры деятельности: освоение и преобразование теоретической информации в сфере психологии и педагогики творчества; психологическое моделирование индивидуальной структуры креативности; разработка и реализация программы саморазвития; разработка креативного проекта в профессиональной сфере.

Электронно-коммуникативная версия развивающей программы включает основные («Модель творческой личности», «Автопортрет. Опыт самопознания», «Портреты творческой одаренности. Опыт исследований», «Дневник самопознания», «Банк данных диагностических методик», «Банк данных развивающих методик) и дополнительные («Словарь», «Библиография») информационные ресурсы, диагностические средства, развивающие (когнитивно-эвристические, креативные, художественные) технологии, необходимые для самопознания, самодиагностики, саморазвития креативности и предоставляет возможность эффективно их использовать.

В целом экспериментальные факты подтвердили предположение о том, что реализация развивающей программы с использованием современных электронно-коммуникативных технологий на основе рефлексивной самоорганизации обеспечивает эффективное развитие креативности у взрослых. Основной линией анализа эмпирических данных, позволяющей констатировать степень её эффективности была динамика развития креативности, которая определялась на основе сравнения эмпирических данных констатирующей и контрольной диагностики по общему уровню и структурным изменениям креативности.

Существенные изменения произошли во всех симптомокомплексах структуры креативности. Рейтинг коэффициентов достоверности различий по всем параметрам креативности позволил определить зоны актуального развития - наиболее мобильные, сензитивные для воздействия параметры: мотивация (творческая позиция), интеллектуальные (способность к преобразованиям), эстетические (формотворчество) параметры, компетентность. Зона «вероятностного» развития - экзистенции (креативная модель мира).

В целом развитие креативности можно рассматривать как эволюцию её структуры, переход системы на новый уровень функционального цикла. Анализируя весь массив индивидуальных вариантов динамики развития креативности удалось определить основную тенденцию развития {гармонизация параметров и компенсация проблемных зон в структуре креативности), а также классифицировать основные, наиболее распространенные типы преобразований в структуре креативности у взрослых (стагнация или минимальная динамика, «динамика доминанты», компенсирующая динамика, системная динамика, «динамика потенциала», мононаправленная динамика и смешанный тип динамических изменений).

В процессе нашего исследования определился спектр актуальных проблем, непосредственно связанных с перспективой изучения феномена креативности в психологии.

Необходимо, в частности, исследовать динамику развития креативности как системного психического образования на всех этапах онтогенеза. Перспективными направлениями дальнейшего развития темы диссертации могут стать дифференцированное изучение основных симптомокомплексов в структуре креативности и их развития. Особенно актуальным представляется исследование экзистенциальных параметров и процесса формирования креативной модели мира, так как экзистенции, как показало исследование, является интегратором в структуре креативности у взрослых.

Особую проблему в контексте современной практики сотворческой деятельности составляет изучение генезиса коммуникативной креативности. Практически не изучен феномен эстетических креативных способностей личности как структурного компонента креативности, а также особенности влияния эстетического и художественного образования на процесс развития креативности. В связи с этим актуальна разработка системы современных, развивающих креативность, арт-технологий.

Дальнейшая разработка электронно-коммуникативных технологий, направленных на развитие творческих возможностей личности и проектирование развивающих программ на основе рефлексивной самоорганизации, на наш взгляд, также определит перспективы развития темы данной диссертации.

В связи с тем, что тендерные различия в структуре креативности имеют статистически достоверные основания, это позволяет определить перспективу разработки и этой актуальной проблемы. Можно, в частности, предположить, что формирование компетентности в сфере теории и технологий творческой деятельности и изменения полоролевых стереотипов в определенной мере могут компенсировать межполовые различия креативности.

Интересный предмет исследования - структурные особенности креативности в зависимости от специфики творческой деятельности. Можно предположить, что отдельные симптомокомплексы и параметры креативности (например, фактор эмоционально-креативных свойств в художественной деятельности) выполняют специфические функции в общей структуре креативности представителей различных профессий.

Стратегически важная, исследовательская задача на перспективу -изучение влияния социальных: макро (культура, политическая и экономическая система общества, СМИ, система образования и др.), мезо (этнические, национальные, региональные особенности), микро (семья, референтная группа и др.) факторов на процесс и результат развития креативности как системного психического образования.

Список литературы диссертационного исследования доктор психологических наук Барышева, Тамара Александровна, 2005 год

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994.-336 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего педагогического образования. М.: Изд-во «Прометей», 1990. - 186 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991 300 с.

4. Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 89 с.

5. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. - № 3. - С. 34 - 41.

6. Аверинцев С. С. Символ // Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 378.

7. Адлер А. Наука жить. Киев.: Осви-а, 1996. 286 с.

8. Адорно Т. Эстетическая теория М.: Изд-во Республика, 2001. - 527 с.

9. Айзенк Г. Проверьте Ваши способности. М.: Изд-во «Арнадия», 1992. -173 с.

10. Ю.Аксенова Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 272 с.

11. П.Акулова О. В. Изменения школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-200 с.

12. Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии — М.: Наука, 1971.-С. 151-203.

13. Алешина Е.Ю., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.-119 с.

14. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. — М.: «Советское радио», 1979. 184 с.

15. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. — Минск: Беларусь, 1994. -479 с.

16. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. М.: Международный Центр Рерихов, Мастербанк, 2002. - 664 с.

17. Ананьев. Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. -Т.1.-230 е., Т.2. - 288 с.

18. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. М.: Наука, 1982. - С. 234 - 244.

19. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.-380 с.

20. Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. М.: Наука, 1983. - С. 259 - 262.

21. Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора. К постановке проблемы // Вопросы музыкального стиля: Сб. статей / Под ред. М. Г. Арановского. — Д.: ЛГИТМИК, 1978. -С. 140-156.

22. Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Художественная литература, 1957.- 183 с.

23. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2-е. - Л.: Музыка, 1971.-376 с.

24. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. — М.: Изд-воМГУ, 1986.-95 с.

25. Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники: Пер.с англ. М.: Эксмо-пресс, 2002. - 415с.

26. Афанасьева О. В. Творчество: свобода и необходимость. Сущность творчества. Пути повышения творческой активности: Монография. — М.: Юр. ин-т МВД РФ, 1995.- 108 с.

27. Бабаева Ю. Д. , Войскунский А. Е. Информационные технологии для одаренных // Одаренный ребенок. 2004. - № 2. - С. 6 - 39.

28. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис. . докт. психол. наук: 19.00.07. СПб , 2003. - 44 с.

29. Баландин Р. К. «Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие». — М.: Мысль, 1979.-93 с.

30. Барышева Т. А. Актуальные потребности социума и развитие дополнительного образования детей// От проблемы к действию/ Ребенок. Общество. Семья. Творчество. СПб.: Изд-во СПбГДТЮ, 2000. - С. 20- 29.

31. Барышева Т. А., Альбицкая Т. А., Сеничесва И. О. Комплекс профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования // Процесс непрерывности в системе дополнительного образования.- СПб.: РИО «Свет», 1997. С. 58 - 66.

32. Барышева Т. А. «Анаграммы» (Диагностический урок творчества)// Эвристические технологии в эстетическом воспитании младших школьников. Серия Эстетическая библиотека учителя. Вып № 3. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И, Герцена, 2000. - С. 23 - 27.

33. Барышева Т. А. Андрогиния и художественное творчество// Ненасилие как условие развития творческой личности/ Тезисы докладов научной конференции. Елец 13-16 мая 1997 г. Часть 1. Елец.: Изд-во ЕГПИ, 1997.-С. 91—93.

34. Барышева Т. А. Возрастные особенности вербального моделирования музыки. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. Деп. ОДНИ НИИ ОП. № 169-92, 1992.-24 с.

35. Барышева Т. А. Возрастные особенности эмоциональных проявлений школьников в ситуации восприятия музыки. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. Деп. ОДНИ НИИ ОП. № 157-93, 1993. - 25 с.

36. Барышева Т. А. Диагностика эстетического развития личности: Уч.-мет. пособие.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 140 с.

37. Барышева Т. А. Дневник самопознания. Рабочая тетрадь по элективному курсу «Креативность. Диагностика и развитие». СПб.: «Лань», 2003 -24с.

38. Барышева Т. А. Интеграция обучения в нетрадиционной педагогике// Педагогика как диалог диалог педагогик. Тезисы докладов X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия. (СПб, 14 апреля 1995 г.) - СПб.: «Verba Magistri», 1995. - С. 167 -170.

39. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. «Креативность. Диагностика и развитие»// Содержание программ базовых, элективных и факультативных дисциплин. Часть 1. Психология и педагогика. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2004 . - С. 25 - 33.

40. Барышева Т. А. Жигалов Ю. А. Электронно-коммуникативные технологии в системе педагогического образования //Социальные технологии и современное общество/ Сборник научных трудов. СПб.: СПбГИЭУ, 2003. - С. 188 - 190.

41. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 205 с.

42. Барышева Т. А. Методики диагностики эмоциональных состояний школьников в ситуации восприятия музыки: Методические рекомендации. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. - 18 с.

43. Барышева Т.А. Мир глазами детей// «Защитим детство». Материалы ХУ Всероссийской научно-практической конференции по педагогике ненасилия (СПб, 22 апреля 1997 г.). СПб.: «Verba Magistri», 1997. - С. 341 -346.

44. Барышева Т. А. Педагогика искусства педагогика творчества// Творческая педагогика накануне нового века. Материалы 1 научно-практической конференции 31 марта - 2 апреля 1997 г. - Часть 1. -Москва.: Изд-во МПГУ. - С. 6-8.

45. Барышева Т.А. Педагогика творчества педагогика будущего (к проблеме развития творческого потенциала личности)// Педагогика будущего: Сб. научных трудов. - Иркутск.: ИГПИ, 1998. - С. 118 - 122.

46. Барышева Т.А. Педагогика творчества. Проблемы // Педагогика как диалог диалог педагогик: Тезисы докладов X Всероссийской конференции 14 апреля 1995 г. - СПб. : «Verba Magistri». - С. 2 - 8.

47. Барышева Т. А. Проблема развития художественных способностей в контексте педагогики ненасилия // Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия. Тезисы докладов конференции 24-26 ноября 1992 г. Москва.: Изд-во МПГУ, 1992. - С. 13 - 15.

48. Барышева Т. А. Психологические проблемы педагогики творчества // Психолого-педагогические проблемы формирования специалистов в системе ВТО: Материалы XXVI научно-технической конференции. -СПб.: СПбГАХ и ПТ, 1998. С. 20 - 29.

49. Барышева Т. А. Рефлексивный и синергетический подходы как основа моделирования креативной информационной среды // Педагогический дизайн. Материалы научно-практической конференции 26 27 октября 2004. - СПб.: РИО ГОУ СПО «СПбГИПТ». - С. 110 - 115.

50. Барышева Т. А. Сеничева И. О. Инновационная деятельность. За и против, или как быть современным? // Путь к ребенку: вверх по ступеням мастерства. Серия: Ребенок. Общество. Семья. Творчество. Вып.№ 8. -СПб.: Изд-во ГДТЮ, 2001. -С.101 - 105.

51. Барышева Т. А., Сеничева И. О. Занятие в УДОД. Спектр мнений участников образовательного процесса. Информационно-методический бюллетень. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования. — Выпуск № 3. СПб.'ГДТЮ, 2003. - 82 с.

52. Барышева Т. А. Способность к преобразованиям в структуре креативности // Педагогика ненасилия в контексте проблем изменяющегося мира: Сб. научных статей и материалов XXI

53. Всероссийской научно-практической конференции (СПб, 20 апреля 2000 г.) / Под ред. Козловой А. Г. и др. СПб.: «Verba Magistri», 2000. - С. 99 -103.

54. Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. СПб.: «Образование», 1996. - С. 26 - 43.

55. Барышева Т. А. Творчество на уроках искусства //Эвристические технологии в эстетическом воспитании младших школьников. Серия Эстетическая библиотека учителя. Вып № 3. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И, Герцена, 2000. - С. 3 - 9.

56. Барышева Т. А. Уроки творчества в начальной школе. //Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. Герценовские чтения. СПб.: НИИХ СПбГУ, 1999. - С. 126 - 128.

57. Барышева Т. А. Художественные способности и индивидуальность // Индивидуализация содержания образования и учебно-воспитательного процесса. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. С. 28-52.

58. Барышева Т. А., Шекалов В. А. и др. Как воспитать в ребенке творческую личность? / Серия «Мир вашего ребенка». Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 224 с.

59. Барышева Т. А., Шекалов В. А. и др. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». -Ростов на Дону: Феникс, 2004. 416 с.

60. Барышева Т. А. Эмпатия возможность диалога// Педагогика как диалог - диалог педагогик. Тезисы докладов X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия. (СПб, 14 апреля 1995 г.) - СПб. : «Verba Magistri». - С. 62 - 64.

61. Барышева Т. А. Эмпатия и восприятие музыки // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научныхтрудов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. С. 69 - 78.

62. Барышева Т. А. Эмоциональный мир ребенка и художественные способности // Психология и педагогика детства. Тезисы докладов и сообщений III Международной конференции «Ребенок в современном мире» (СПб, 14-17 мая 1996 г.). СПб, 1996. - С. 32 - 33.

63. Барышева Т. А. «Эмоциональный портрет» одаренности. // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. Материалы II Международной научно-практической конференции 15-17 декабря 1994 г. Москва, 1994. - С. 29 - 31.

64. Барышева Т.А. «Эстетические параметры педагогического творчества» // Перспективы развития дошкольного и начального образования: Тезисы конференции 15-16 мая 2002 г. Герценовские Чтения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С . 185 - 187.

65. Басин Е. Я. Двуликий Янус (О природе творческой личности). М.: Магистр, 1996. - 171 с.

66. Бауэр А., Эйхгорн В. и др. Философия и прогностика. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. М.: Прогресс, 1971. - 424 с.

67. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества — М.: Искусство, 1986. 423 с.

68. Башич. Э. Задачи и перспективы изучения детского творчества // Музыкальное воспитание. -М.: Музыка, 1975. С. 226-231.

69. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Книга, 1989.-298 с.

70. Бердяев Н. А. Самопознание. — М.: Книга, 1991. 347 с.

71. Берн Ш. Тендерная психология. М.: Прайм - Еврознак, 2004. - 320 с.

72. Бессознательное // Современный словарь по психологии/ Автор-сост. В.В. Юрчук. Мн.: Элайда, 2000.- С. 42 - 45.

73. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 480 с.

74. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990 - 49с.

75. Библер В. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). — М.: Политиздат, 1975. 396 с.

76. Бине А. Измерение умственных способностей. СПб.: «Союз», 1998432 с.

77. Бинсвангер JI. Бытие в - мире. - М.: Рефл-Бук, Веклер, 1999. - 336 с.

78. Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 143 с.

79. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. - 320 с.

80. Борев Ю. Б. Эстетика. —М.: «Искусство», 1990. 396 с.

81. Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1977. -412 с.

82. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230 с.

83. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: РАН Институт психологии, 1994. - 109 с.

84. Ш.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.

85. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Поэма огня. — Казань: Изд-во КГУ, 1981. -167 с.

86. Валентайн К. Психология красоты. Результаты экспериментальных исследований: Пер. с англ. / М. Б.и., 1926. 136 с.

87. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. Рефлексивно-гуманистический подход. М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 с.

88. Васильев И. А. Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. — М.: Изд-во МГУ, 1980. 192 с.

89. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. -576 с.

90. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. -336 с.

91. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 143 с.

92. Вишнякова Н. В. Креативная психопедагогика. Мн.: Элайда, 1995. -238 с.

93. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1997.-96 с.

94. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1991. 480 с.

95. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского.

96. М.: Педагогика, 1987. 334 с.

97. Выготский JI. С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1. - С. 5 - 328.

98. Вунд В. Психология душевных явлений // Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984. -С.47-63.

99. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. - № 2. - С. 147-158.

100. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991- 368 с.

101. Галеев Б. М. Человек, искусство, техника. — Казань: Изд-во КГУ, 1987.- 264 с.

102. Ганзен В. А. Системные описания в психологии.- JL: Изд-во ЛГУ, 1984.- 176 с.

103. Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Шаги за горизонт. — М.: Прогресс, 1987. С. 268-282.

104. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Наука, 1965. С. 31- 38.

105. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. Л.: ЛГУ, 1992.- 148 с.

106. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1999.-336 с.

107. Глотова Т.А. Творческая одаренность личности. Проблемы и методы исследования: Учеб. Пособие. Екатеринбург.: УРГУ, 1992. - 128 с.

108. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явления подражания. — М., 1994.-43 с.

109. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977.-248 с.

110. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991. -432 с.

111. Горин Ю. В. Техника и интеллект // Концепции современного естествознания. Часть 2. — Пенза: ПГТУ, 1997. - С. 171-196.

112. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. — СПб.: OMS, 1994 192 с.

113. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989. 319 с.

114. Грин Э. Креативность в паблик рилейшинз / Пер. с англ. Под ред. А.Н. Андреевой. СПб.: Изд. Дом «Нева», 2004. - 256 с.

115. Гроф С. За пределами мозга. Рождение. Смерть и трансценденция в психотерапии. -М.: Центр "Соцветие", 1992. 336 с.

116. Гумилев Л. Этносфера: история людей и история природы. М.: Кристалл, Оникс, 2003- 576 с.

117. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991- №1. - С. 12 - 16.

118. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.

119. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

120. Дали С. Дневник гения / Пер. с фр. JI. Цывьяна. СПб.: Азбука, 2003. -288 с.

121. Де Боно Э. Латеральное мышление. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997. -320 с.

122. Деркач А.А. Акмеология. М.: РАГС, 2002. - 650 с.

123. Дилтс Р. НЛП: управление креативностью. СПб.: Питер, 2003. - 416с.

124. Додонов Б. М. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. 272 с.

125. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. — М.: Смысл, 1997. 424 с.

126. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. - №2. -С. 101-111.

127. Дранков В. Л. Природа художественного таланта. СПб.: Изд-во Ун-та культуры и искусств, 2001. - 324с.

128. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М.: Академия, 1996. 224 с.

129. Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению основное новообразование ранней юности // Формирование личности старшеклассника. - М.: Педагогика, 1989. - С.9 - 12.

130. Дункан Ф. Камерон. Общественное мнение и современное искусство // Курьер ЮНЕСКО. Март, 1971. - С. 4 - 30.

131. Евин И. А. Синергетика искусства. — М.: Искусство, 1993. 171 с.

132. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. /Под ред. В.Н. Панферова. Псков: Изд-во псковского обл. института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.

133. Ельшевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. — М.: Советский художник, 1984. -216 с.

134. Еремеев Б. А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическоепособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 124 с.

135. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. - СПб.: «Тускарора», 2003. - 184 с.

136. Ермолаева-Томина JI. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. - № 5. - С. 166-175.

137. Ермаш Г. JI. Искусство как творчество. — М.: Искусство, 1980. 184 с.

138. Жабицкая Л.Г. О критериях диагностики литературной одаренности // Художественное творчество. М.: Наука, 1983. - С.139 - 151.

139. Запорожец А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка// Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - С. 260-275.

140. Зиверт X. Тестирование личности / Пер. с нем. — М.: Интерэксперт, Нолиж, 1997.-200 с.

141. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос. - 384 с.

142. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. - 400 с.

143. Зинченко В. П. Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. 304 с.

144. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М. Тривола, 1995.-64 с.

145. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1980. -440 с.

146. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. - 512 с.

147. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева — М.: Наука, 1983. -335 с.

148. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: ТООТК Петрополис, 1996. -416с.

149. Каган М. С., Эткинд А. М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. - № 4. - С. 25 - 34.

150. Казанский О. А. Игры в самих себя. 2-ое изд. М.: Роспедагентство,1995.- 128 с.

151. Как определить и развить способности ребенка. — СПб.: «Респекс»,1996.-432 с.

152. Кала У. В. О креативности в области общения //Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту.: Изд-во ун-та, 1973. - С. 171181.

153. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.

154. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — Л.: Фонд -Ленинградская галерея, 1990. 66 с.

155. Кант И. Аналитика прекрасного. Соч.: В 6 т., Т. 5. — М.: Мысль, 1966. -378 с.

156. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М.: Эдиториал, УРСС, 2003. 288 с.

157. Кара-Мурза С.Г. Подрыв рационального мышления и рефлексивное управление // Рефлексивные процессы и управление. Том 3. № 2. - 2003. -С.16-34.

158. Карлоф Б. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы) / Пер. с англ. М.: Мысль, 1991.-248 с.

159. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. - 584 с.

160. Кедров Б.М. Комплексный подход как звено в эволюции научных знаний // Художественное творчество. М.: Наука, 1982. - С. 5 - 12.

161. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. — СПб.: Кристал, 1996.-414 с.

162. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.

163. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, 1999-С. 131-148.

164. Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся// Вопросы психологии познавательной деятельности. М.: Просвещение, 1981.-С.116- 126.

165. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -192 с.

166. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 295 с.

167. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 512 с.

168. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. -368 с.

169. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики /Под ред. И. Ренчлера и др.; Пер с англ. — М.: Мир, 1995. 334 с.

170. Кулюткин Ю. Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб.: Спец. лит, 2002. - 96 с.

171. Кулюткин Ю. Н. Эвристический поиск, его операциональные и эмоциональные компоненты // Вопросы психологии. 1973. - № 1. - С. 48 -58.

172. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта/ Пер с англ. Л. М. Щукин; Худ. Обл. М.В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 320 с.

173. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.

174. Леонтьев Е. Н. Образ мира// Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1983 - С. 251 - 261.

175. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Издво МГУ, 1992.-16 с.

176. Лепский В.Е. Гуманитарные технологии информатизации общества // Научный альманах высоких гуманитарных технологий. НОВИГУТ, 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.