"Процесс цивилизации" в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Авакян, Лаура Аркадьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат наук Авакян, Лаура Аркадьевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Культура и цивилизация: от просвещения до современности
1.1 История и генезис понятия «цивилизация»
1.2 Культурно-историческая школа цивилизационных исследований
1.3 Цивилизация и культура в концепции Норберта Элиаса
ГЛАВА ВТОРАЯ. «Миф о цивилизации» в полемике Ганса-Петера Дюрра и Норберта Элиаса
2.1 Основные мотивы создания «мифа о цивилизации»
2.2 Стыд как базовый механизм трансформации человеческой субъективности
2.3 Процесс «информализации» и «децивилизации» как характерные
явления современности
2.4 Критика эмпирических основ цивилизационной теории Н. Элиаса
2.5 Критика методологии Г.-П. Дюрра к анализу эмпирической базы теории цивилизации
2.6 Норберт Элиас и Ганс-Петер Дюрр: два разных подхода к изучению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Территория как ресурс преодоления цивилизационных кризисов2017 год, кандидат наук Ильина, Александра Вадимовна
Теория социо-культурного процесса Норберта Элиаса: Теорет.-методол. анализ1998 год, кандидат философских наук Полещикова, Елена Ивановна
Культурно-антропологические механизмы идентификации в практиках удовольствия2011 год, доктор философских наук Рассадина, Софья Александровна
Цивилизационный анализ как трансдисциплинарная исследовательская программа в социологии2024 год, доктор наук Браславский Руслан Геннадьевич
Смысловое освоение пространства и времени в цивилизационной динамике российской культуры2003 год, доктор философских наук Горин, Дмитрий Геннадьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Процесс цивилизации" в дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования. Проблема цивилизации является одной из самых известных и разработанных в истории философских исследований культуры. Однако, несмотря на длительную историю этих исследований, поток публикаций, затрагивающих понятие цивилизации, не ослабевает и одновременно с увеличением числа, расширяется контекстуальное поле использования этого понятия. Помимо знакомого сопоставления цивилизации и культуры и не менее знакомых проблем модернизации и глобализации, тесно связанных с коннотациями кризиса и образов будущего, тематика цивилизаци-онных исследований определяется их все более междисциплинарным характером и направляется на выявление социальных, политических и идеологических компонентов истории и теории цивилизации.
В этом отношении представляется очень важным и актуальным обратиться к довольно хорошо известной для европейских гуманитариев, но практически не знакомой для отечественной науки дискуссии между двумя исследователями процессов цивилизации. История теоретического противостояния Нор-берта Элиаса и Ганса-Петера Дюрра вне всякого сомнения заслуживает отдельного исследования, которое способно не только продемонстрировать предпосылки его возникновения и проследить его перипетии, но и поставить довольно интересные вопросы относительно методологических и идеологических оснований теории цивилизации в целом.
Углубляясь в сущностную характеристику понятия «цивилизация», мы обнаруживаем, что в разные исторические эпохи складывается различное смысловое содержание данного концепта. Это способствует расширению границ трактовки категории «цивилизация», и приводит к тому, что она, почти за трехсотлетнюю историю своего существования, остается одной из самых актуальных и обсуждаемых тем во многих концепциях циви-лизационного развития общества.
Цивилизация в работах философов Просвещения становится той качественно новой стадией развития человечества, которая противопоставляется миру «хаоса и насилия варварства», предрассудков и религиозного фанатизма. Подобный подход является попыткой дистанцироваться от социально-исторической реальности и абстрагироваться от исследования важнейших тенденций и закономерностей развития человеческого общества.
Это определяет ход развития историософских мыслей XIX века, внесших определенные исторические коррективы в трактовку понятия «цивилизация». Их объединяет общая приверженность к исследованию движущих сил развития человеческого общества, которые способствуют его продвижению от состояния «дикости и варварства» до «цивилизации». При этом актуализируются проблемы возникновения материальной и духовной культуры, охватывающие и аккумулирующие знания об истории развития и возникновения частной собственности, семьи и государства, что, согласно классикам эволюционизма, является началом того этапа в истории человечества, который называется «цивилизацией».
Возникший на этой основе формационный подход выдвигает на первый план универсальную схему всемирно-исторического развития как процесса, основанного на материалистическом понимании истории. Однако абсолютизация роли системы экономических и политических отношений в обществе не позволяет марксистской методологии обнаружить противоречия между созданной ею концепцией и той исторической реальностью, которая возникает в результате взаимодействия многообразия социально-исторических и культурных процессов в ходе развития человеческого общества в целом. Это наглядно демонстрирует непродуктивность применения марксистской теории к анализу сложившейся исторической ситуации к концу XIX и началу XX века.
Продуктивным представляются те методологические принципы, которые лежат в основе культурно-исторической школы цивилизационных ис-
следований как многовариантно-концептуальной методологии, предлагающей объяснить процесс исторического развития на основе «компаративистского» анализа обществ и их культур.
Этим мы показываем, что новая методологическая рефлексия направлена, с одной стороны, на преодоление традиционной модели объяснения исторического процесса, с другой, на выявление и раскрытие многообразного характера мира во всех его глубинных структурах, как политических, так и социально-экономических и культурных.
В результате понятие «цивилизация» как в социологическом, так и в философском дискурсе становится ключевым концептом с «разной линией аргументации» - от географической до культурной. Тем не менее, все эти трактовки имеют актуальный характер, поскольку они призваны обнаружить модели длительных «трансформаций», которые обеспечивают процесс развития устойчивых структур человеческого общества, как на уровне определенного общества, так и на уровне индивидуального развития отдельной личности. Поэтому, не менее важным объектом пристального внимания становится антропологический аспект исследований, направленный на выявление исторической роли человека, «как творца и творения цивили-зации»1 в системе бесконечно сложных, противоречивых процессов, происходящих в обществе.
Речь пойдет о совершенно новой постановке вопроса о смысле понятия «цивилизация», требующего переосмысления «темы социокультурного становления человека»,2 как одной из важнейших проблем «антропосо-циогенеза».
В рамках такой исторической необходимости ставится вопрос о признании человека как «открытой личности» с широким спектром внутренних психологических процессов, обуславливающих особенности её поведе-
1Марков Б. В. Культура повседневности. - СПб.: Питер, 2008.- С.32.
2 Щербаков В.П. Социокультурные механизмы становления человека: антропотехники и антропотехнологии.-СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Гос. ун-та, 2007.- С.3.
5
ния как на микроуровне (изменения в поведении, в мышлении и чувствовании), так и на макроуровне (социальные изменения в обществе). Однако подобный «специфический порядок» продуктивного развития индивидуальных и общественных структур подвергается жесткой критике и представляется как «миф» со стороны ведущих философов и социологов современности.
Возрастание интереса к данной проблематике способствует актуализации проблемы формирования и становления цивилизационной личности, предполагая рассмотрение широкого круга вопросов, как в социологической, так и в исторической и культурно-психологической перспективе, что обусловливает актуальность данного исследования.
Таким образом, наше исследование направлено как на выявление модели длительных трансформаций, обеспечивающих процесс развития устойчивых структур в психике человека с культурно-антропологических позиций, так и на обозначение и обоснование интегративного и структурирующего значения категории «фигурация», как особый род человеческого поведения и отношений, возникающих в ходе взаимодействия и взаимозависимости индивидов в обществе.
Степень разработанности проблемы. Проблема цивилизационных исследований представляет существенный актуальный интерес в силу своей направленности на целостное познание человека и общества как с историко-философской, так и с современной точки зрения. Область исследований многообразна и объемна, поскольку охватывает различные методологические и междисциплинарные подходы, лежащие на стыке философии, истории, социологии, психологии и культурологии.
Это позволяет обозначить новые исследовательские стратегии, отличные от тех, которые были разработаны в трудах философов, социологов и этнографов XVIII- XIX вв. (А. Фергюсон, Ж.А. Кондорсе, Э. Тайлор, Г. Спенсер, Л. Морган, Ф. Энгельс и др.).
Определенная систематизация взглядов на трактовку понятия «цивилизация» начинает складываться в эпоху модерна под влиянием тенденций, по-новому определяющих социокультурные и иные порядки в развитии общества.
На этом исследовательском пути рассматривается множество различных концептуальных схем, выдвигающих различные подходы к анализу и объяснению проблем современного общества как в философском, так и в историко-социологическом ключе. Совершенно очевидно, что такая задача требует и обширного историко-философского исследования.
Основываясь на этом, мы выделяем теоретико-методологические и аксиологические позиции таких исследователей, как А. Уайтхед, Э.Калло, Ш.Эйзенштадт, Б. Малиновский, В.Ж.Келле, С.Хантингтон, О.Шпенглер, А.Тойнби, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Н. Элиас и др.
Особо выделяется цивилизационная концепция Норберта Элиаса, позволяющая выявить базовые механизмы цивилизационных структур, определяющих направление трансформационных процессов как в жизни человека, так и общества в целом. На этой основе мы делаем вывод об особой разработанности данной теории, её отличительности от традиционного понимания «процесса цивилизации», и этим ставим вопрос об обсуждении её научно-теоретической применимости для исследования проблем, как прошлых эпох, так и современности.
Эвристический потенциал цивилизационных идей Н. Элиаса рассматриваются и осмысливаются в трудах ведущих современных отечественных и зарубежных философов и социологов. Прежде всего, это работы Б.В. Маркова, В.П. Щербакова, Р.Е. Гергилова, З. Баумана, Й. Арнасона, А. Богнера, М. Шрётера, С. Меннелла, К. Ваутерса, Г. Корте, У. Беренса, Г. Шверхофф, Г. Остердикхофа и др.
На этом фоне особого внимания заслуживает также и критический подход со стороны ведущих представителей различных научных направлений
(М. Виммер, К. Вульф, Б. Дикман, Н. Роуз, П. Крейг, З. Некель, М. Льюис, М. Рауб и др.) к рассмотрению фундаментальных оснований концепции Н. Элиаса. Это приводит к широким научным дискуссиям, в рамках которых затрагиваются не только проблемы социологии, но и философской антропологии. Одним из наиболее принципиальных оппонентов в рамках дискуссионного обсуждения выступает известный немецкий философ и антрополог Ганс-Петер Дюрр.
Целью диссертационного исследования является выявление предпосылок и анализ внутренней логики дискуссии Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса. В рамках исследования этой полемики необходимо проанализировать аргументы Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса для выявления общих «болевых точек» ци-вилизационных теорий в целом. Особенно важно сделать это в контексте критики европоцентризма, неоколониализма и глобализма и пересмотра концепций мультикультурализма и неолиберализма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• выявить основные позиции оппонентов, которые представляются в культурно-антропологическом контексте. Решение этой задачи требует анализа теоретико-эмпирического материала, представленного в исторических источниках, которые мы находим в работах Н. Элиаса, Г.-П. Дюрра, известных британских переводчиков трудов Эразма Роттердамского Э. Руммель и К. Томпсона, британского историка Н. Маккендрика и др.
Подобный подход позволяет нам проследить за развитием «регулятивно - организационных механизмов», способствующих трансформации поведения человека в ходе культурно-исторических изменений;
• обосновать эвристическую значимость «фигураций» как «сети взаимоза-
-5
висимых и взаимосвязанных процессов в обществе», способствующей трансформации индивидуальных и общественных структур и формированию интегративной и структурирующей связи между ними в условиях цивилизационного становления общества;
• проанализировать идеологические и теоретические возражения Г.- П. Дюрра против цивилизационной теории Н. Элиаса;
• рассмотреть факторы, влияющие на главный тезис Г. - П. Дюрра об универсальности «чувства стыда и неловкости» во все времена и во всех культурах;
• определить ценностное содержание и доминантную роль «чувства стыда и неловкости» в распространении новой формы цивилизованности в социально-историческом развитии общества;
• провести сравнительный анализ научных подходов Г. -П. Дюрра и Н. Элиаса к анализу социального «конструктивизма чувства стыда и неловкости» в условиях современного «информализированного» общества. Выделить основные мотивы оппонентов и их сторонников к пониманию процесса «информализации», как особого уровня социального порядка в обществе, при котором происходит формирование новой «социальной дисциплины» и более устойчивой структуры человеческой субъективности.
Методологическими основанием исследования является комплексный научный подход, что продиктовано междисциплинарным характером предмета исследования и необходимостью его рассмотрения с разных научных точек зрения. Это направляет исследование в русло конкретных философских и историко-социологических сопоставлений, что позволяет применить компаративистский метод для выявления и анализа наиболее значимых концепту-
3 Elias N. What is Sociology?- N.Y.: Colombia University Press, 1978.- P.121.
альных схем и их подходов в определении смыслового содержания категории «цивилизация» в современном цивилизационном дискурсе. Для достижения данной цели мы считаем необходимым представить как классические, так и современные труды по философии, исторической социологии, культурологии и психологии в исследовании всех проблемных аспектов циви-лизационной и культурно-антропологической структуры полемики Н. Элиаса и Г.-П. Дюрра
Научная новизна данного исследования заключается в том, что оно является первой работой, рассматривающей предпосылки и внутреннюю логику теоретической дискуссии Элиаса и Дюрра, что может поспособствовать пониманию как сущности понятия «цивилизация», так и антропологического и социально-культурного определения цивилизованного человека.
Несмотря на попытки обоснования Г.-П. Дюрром и его сторонников антропологической «константы природы человека» и исключения данной проблематики из поля зрения социально-исторического рассмотрения, мы считаем необходимым установить «специфический порядок и внутреннюю логику» формирования личности, как органической целостности с широким спектром психологических проблем, решение которых позволяет установить характерные закономерности и особенности устойчивого развития человеческого общества. В ходе данного исследования мы получаем результаты, которые до сих пор не представлены другими авторами:
• выявляется сущность понятия «фигурация», как стержневого механизма процесса цивилизации, способствующего формированию и поддержанию устойчивого развития общества на основе взаимосвязи и взаимодействия индивидуальных и общественных структур;
• выявляются основания в дополнение к конституированию антропологической «сущности человека» закрепить образ «открытого» индивида, позволяющего вписать его в систему переплетения отношений с другими
индивидуальными структурами общества, что способствует актуализиции проблемы формирования цивилизационной личности;
• обоснуется необходимость в применении нарративно-эмпирического метода для установления темпов и существенных особенностей культурно-антропологических трансформаций в ходе исторического развития человеческого общества;
• используются важные немецкоязычные и англоязычные исследования, до сих пор не переведенные на русский язык, что позволяет ввести в научный оборот новые термины, используемые для анализа качественного состояния современных цивилизованных исследований.
Положения, выносимые на защиту. Исследуя и анализируя предпосылки и логику полемики Г.-П. Дюрра и Н. Элиаса, мы выявляем два основных направления её развития, как идеологическое, так и морально-нравственное. Это позволяет сформулировать следующие положения:
1. Феномен цивилизации нуждается в переосмыслении, позволяющем уточнить классические модели развития общества, в которых данный концепт рассматривается в противопоставлении к таким понятиям как «дикость» и «варварство».
2. Фигурация выступает как процесс осознания индивидом своей значимости, который складывается внутри общества в ходе длительных трансформаций как личностных, так и социальных структур. «Фигуративная связь» индивидов в обществе составляет существенную основу их жизни, констатируя тем самым их реальность в системе взаимозависимости и взаимосвязанности. Это приводит в действие, как механизмы социального порядка, так и внутрипсихические процессы, в ходе которых происходит трансформация социально-культурных практик и, как следствие, формирование цивилизующих стандартов поведения.
3. Индивид, включаясь в цивилизационный процесс, и осмысливая его, приобретает новые социокультурные практики, что позволяет ему обо-
значить границы своего «Я». Высокая степень индивидуализации влечет за собой полную свободу личности, что приводит к разъединению индивидов в обществе.
4. Основные ключевые понятия, характеризующие современность - кризис культуры, процесс «информализации», «децивилизация» - обозначают негативные культурные и психологические последствия и нуждаются в дополнительном критическом исследовании.
5. Современное цивилизованное общество, как система социальных и культурных отношений, требует формирования определенного мировоззрения личности, направленного на преодоление разрушительных тенденций в обществе. Поэтому важно продолжить культурно-антропологические исследование процессов цивилизации с целью обнаружить для понимания конкретных механизмов, порождающих те или иные социально-исторические и культурные трансформации.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что её основные положения расширяют понятие «цивилизация». Они могут быть использованы в исследованиях культурных и антропологических проблем современной цивилизации, создающей свои характерные особенности и стратегии, которые, безусловно, влияют как на человека, так и на общество в целом.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные выводы и материалы исследования для экспертизы социально-культурной ситуации, а также при подготовке учебных материалов по философии, культурологии, культурной и социальной антропологии.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлялись и обсуждались на заседании кафедры социокультурной деятельности, туризма и гостеприимства, а также и на международных научно-практических конференциях: на IV
международной научно-практической конференции «Человек. Коммуникация. Культура», г. Санкт-Петербург, 25 апреля 2012; на V международной научно-практической конференции «Человек. Коммуникация. Культура», г. Санкт-Петербург, 24- 25 апреля 2013; международной научно-практической конференции «МЕДИАКУЛЬТУРА и МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ» - Дни философии в Санкт-Петербурге, г. Санкт-Петербург, 22- 23 ноября 2013; VI международной научно-практической конференции «Человек. Коммуникация. Культура», г. Санкт-Петербург, 24- 25 апреля 2014; международной заочной научно-практической конференции «Роль науки в развитии общества. К вопросу об исследовании культуры как фундаментальной основы развития общества», г.Уфа,13 ноября 2014; выступление с докладом «Социокультурные механизмы цивилизационного развития общества» на международной научно-практической конференции «МЕДИАКУЛЬТУРА и МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ. Феномен туризма в культуре XXI века: медиатехнологии современной культуры» Дни философии в Санкт-Петербурге, г. Санкт-Петербург, 21- 22 ноября 2014; международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества. К вопросу о роли философии в решении проблем современной цивилизации», г.Тамбов,30 декабря 2014; международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке. О роли социологии в эпоху современных цивилизационных вызовов», г. Москва, 20 января 2015; международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования. Социальные науки и вызовы современности»,г.Тамбов,28февраля2015;международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 26 апреля 2015; международной научно-практической конференции «Наука сегодня. Теоретические и практические аспекты. Проблемы сохранения культуры в условиях современной цивилизации», 23 декабря 2015, г. Вологда; по некоторым положениям диссертации опубликована статья в научном журнале «Научный альманах»: Роль социокультурных процессов в эпоху современной цивилизации. [Электронный ре-
сурс].- URL:http://ucom.ru/doc/na.2015.08.pdf г. Тамбов. - 2015. - №8(10). -С.1883- 1885
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Культура и цивилизация: от просвещения до
современности
1.1 История и генезис понятия «цивилизация»
Обращение к категории «цивилизация» во все времена, начиная с эпохи Просвещения и заканчивая современностью, продиктовано необходимостью обнаружить и осмыслить принципы и закономерности исторического развития человеческого общества. В качестве таких принципов выступают культурные и ценностные установки, как специфические характеристики жизнедеятельности социума и этапов его развития.
Как предмет исследования, цивилизация рассматривается комплексно с учетом природных, материальных и духовных составляющих общества и обозначается как сложная и разнообразная структура, «предоставляющая людям наивысший уровень идентификации»4.
Такой многоуровневый характер понятия «цивилизация» не только оптимизировал, но и усилил интенсивность его исследования. Поэтому, британский философ А. Уайтхед делает вывод о том, что «границы цивилизации неопределенны, о чем бы ни шла речь: о географических рамках, временных интервалах или о сущностных признаках»5.
Для объяснения объективной исторической картины цивилизации, Уайтхед предлагает опираться на «те факторы западной цивилизации, которые в совокупности образуют новый элемент в истории культуры». И далее: «Те факторы, которые ранее возникали лишь спорадически как грезы отдельных умов или как легкий оттенок иных форм духовности, приобрели новое значение в эпоху поздней европейской цивилизации. Задача состоит в том, чтобы понять, как произошел этот сдвиг, выяснить его последствия для западноевропейского общества. Решая эту задачу, мы при-
4 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций /пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова.- М.: ACT, 2003. - С.17.
5 Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии/ пер. с англ. И.Т. Касавина. - М.: Прогресс, 1990. - С.397.
15
дем к некоторым предпосылкам более детального анализа современного социального развития, а затем сможем обозначить характерные черты тех импульсов, которые движут вперед Человеческий Мир»6.
Таким образом, поднимая широкий круг вопросов, Уайтхед фактически подчеркивает необходимость формирования нового подхода к исследованию цивилизации в её связи с другими категориями.
Развитие подобного рода идей получает широкую поддержку у Ш. Эйзенштадта. Источники новых методологических предпосылок он находит в том, что «в человеческих обществах шел постоянный процесс их совершенствования, и целые цивилизации подверглись трансформа-
7
ции» .
В контексте этих трансформаций Б.К. Малиновский ведет речь не столько о цивилизации, сколько о «культурных изменениях, как постоянно действующих факторах цивилизации, которые могут начаться под влиянием сил, внезапно появившихся внутри некоего общества, а могут про-
о
исходить благодаря взаимодействию различных культур» .
Предлагаемая Малиновским идея уже включает в себя основу для развертывания глубокого исследования, направленного на выявление и сопоставление тех универсалий, которые могут стать основой для проведения содержательного исторического анализа цивилизации и культуры.
Рассматривая подобное соотношение, как «дихотомию духа и тела»,9 известный российский философ Б.В. Марков приходит к выводу, что такое исследование «предполагает большую и кропотливую работу по выявлению, описанию и согласованию разнородного исторического материала, раскрывающего взаимопереплетение материального и идеального, по-
6 Уайтхед А. Избранные работы по философии/ пер. с англ. И.Т. Касавина.- М.: Прогресс, 1990. - С. 397-398.
7 Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций/ пер. с англ. А.В. Гордона. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С.95.
8 Малиновский Б.К. Избранное. Динамика культуры/пер. с англ. И.Ж. Кожановской. - М.: Российская Политическая Энциклопедия, 2004. - С. 18.
9 Марков Б.В. Культура повседневности. - СПб: Питер, 2008.- С.31.
16
литического и эпистемологического, рационального и эмоционального и других порядков общества»10. Он, таким образом, отмечает попытку со стороны исследователей «археологизировать культуру» с тем, чтобы «раскрыть зависимости между порядками»11 в обществе.
Подобная тенденция явно прослеживается в идеях В.Ж. Келле. Формируется представление о культуре как о духовном источнике цивилизаций. «Важнейшим цивилизационным механизмом является культура. Культура - формообразующее начало цивилизации, определяющее ее конкретный облик, скрепляющее и придающее ей целостность»12.
Немецкий философ Э. Кассирер считает, что подобное постижение культуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понять тот особый способ производства, который производит данный продукт. Ведь от этой производительной активности, от длящейся и постоянно возобновляемой работы духа зависит, в конечном счете, не только язык,
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Культура и цивилизация: анализ эволюции самоопределения категорий2007 год, кандидат философских наук Саврасов, Леонид Викторович
Локальные цивилизации в горизонте языка: метафора и интенциональность2019 год, доктор наук Касимов Руслан Харисович
Цивилизационное взаимодействие "Запад-Восток": философско-методологический анализ2008 год, кандидат философских наук Свечкарева, Вероника Размиковна
Феномен символа в цивилизационных образах культуры2012 год, кандидат философских наук Телепина, Юлия Витальевна
Роль исторических традиций в формировании хозяйственной культуры2002 год, доктор философских наук Савка, Аврора Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Авакян, Лаура Аркадьевна, 2016 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Адорно, Т. Проблемы философии морали/ Т.Адорно/ пер. с нем. М. Л. Хорь-кова. - М.: Республика, 2000. - 239 с.
2. Акиндинова, Т.А. Философия культуры в Германии XX века. Трагедия культуры в философии жизни Г. Зиммеля и О. Шпенглера / Т.А.Акиндинова// Философия культуры. Становление и развитие/ под ред. М.С.Кагана. - М.: Лань, 1988. - 448 с.
3. Арнасон, Й. Определение цивилизаций: предварительная модель /Й.Арнасон/ пер. с англ. Ю. Прозоровой; под общ. ред. И. Прохоровой/Неприкосновенный запас. - М.: Новое литературное обозрение. -2014. - № 6(98). - С. 36-44.
4. Бауман, З. Актуальность Холокоста/З. Бауман/ пер. с англ. С. Кастальского, М.Рудакова. - М.: Европа, 2010. - 316 с.
5. Бауман, З. Индивидуализированное общество/З. Бауман/ пер. с англ. В. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество/ Д.Белл/ пер. с англ. В. Иноземцева. - М.: Academia, 2004. - 788 с.
7. Бродель, Ф. История и общественные науки. Историческая длительность /Ф. Бродель // Философия и методология истории/ под ред. И.С. Кона. - М: Прогресс, 1977. - Изд. 2-е. - С.115-143.
8. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций/ Ф. Бродель/ пер. с фр. Б.А. Ситнико-ва. - М.: Весь МИР, 2008. - 552 с.
9. Бродель, Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Роль среды / Ф. Бродель/ пер. с фр. М.А. Юсима. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - Ч.1. - 496 с.
10. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Игры обмена / Ф. Бродель/ пер. с фр. Л.Е. Куббеля. - М.: Прогресс, 1988. - Т. 2. - 634 с.
11. Бродель, Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII вв. Время мира/ Ф. Бродель/ пер. с фр. Л.Е. Куббеля. - М.: Прогресс, 1992. - Т.3. - 681 с.
12. Бурдье, П. Практический смысл/ П. Бурдье/ пер. с фр. А.Т. Бикбова, А.Т. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.
13. Бурлака, Л. В. Образ Средневековья в культуре постмодерна: автореф.... канд. филос. н.: 09.00.13 /Бурлака Людмила Викторовна; Российский Гос. Пед. Ун-т им А. И. Герцена. - СПб.: 2007. - 22 с.
14. Гергилов, Р.Е. Теория цивилизации Норберта Элиаса: критика и перспективы / Р.Е. Гергилов// Вопросы культурологии. - М.: Панорама, 2007. -№ 5. - С.16-19.
15. Гергилов, Р.Е. Пространство европейской цивилизации: О книге Норберта Элиаса «О процессе цивилизации»/ Р.Е. Гергилов// Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - М.: Рос. Гос. Библиотека, 2007. - № 4.- С.13-20.
16. Гергилов Р.Е. Проблема индивидуализации в социологии М. Вебера и Н. Элиаса: Сравнительный анализ/ Р.Е. Гергилов// Социологический журнал. -М.: Институт социологии РАН, 2007. -№3. - С. 108-123.
17. Гуревич, А.Я. О кризисе современной истории / А.Я. Гуревич// Вопросы истории. - М.: Наука, 1991. - № 2/3. - С. 21-36.
18. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов»/ А. Я. Гуревич. - М.: Индрик, 1993. - 328 с.
19. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм/ пер. с фр. А.Б. Гофмана. - М.: Наука, 1991. - 576 с.
20. Калло, Э. Культурное наследие как основа цивилизации /Э.Калло //Сравнительное изучение цивилизаций/ под редакцией Б.С.Ерасова. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 556 с.
21. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане /И.Кант. [Электронный ресурс] URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Kant_Idea.pdf (дата обращения 25.11.2015).
22. Капустин Б. Г. Политические смыслы «цивилизации»/ Б.Г. Капустин// Политическая концептология/ под ред. д. филос.н. В.П. Макаренко. - М.: Издательство политической литературы, 2009. - № 3. - С. 23-49.
23. Кассирер, Э. Лекции по философии и культуре / Э.Кассирер// Культурология. XX век. Антология/ пер. с нем. И. А. Лейтес, Е. А. Жуковой; под редакцией С. Я. Левит. - М.: Юрист, 1995. - С.104-162.
24. Келле, В.Ж. Цивилизационный подход и проблемы формирования теории исторического процесса / В.Ж. Келле // Вопросы социальной теории. Социальная реальность: концепции и методология исследований/ под ред.: Ю.М. Резника. - М.: Институт философии РАН. - 2008. - № 1. - Т.2. - С. 356-374.
25.Козловский, В. В. Фигуративная социология Норберта Элиаса / В. В. Козловский //Социология и социальная антропология/ под ред. В.В. Козловского. - СПб.: Интерсоцис, 2000. - № 3. - Т.3. - С.40-59.
26. Кондорсе, Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума /Ж.А.Кондорсе/ пер. с фр. И. А. Шапиро. - М.: Государственное Социально-экономическое Изд-во, 1936. - 280 с.
27.Коркюфф, Ф. Новые Социологии/Ф. Коркюфф/ пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002. - 172 с.
28. Кучер, Г. О. Фигуративная теория Норберта Элиаса в современном социологическом дискурсе /Г.О.Кучер// [Электронный ресурс] //Современные исследования социальных проблем; под ред. В.Н. Абросимова. - Красноярск: 2013. - № 2. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/220134 (дата обращения: 06.06.2015).
29. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада/ Ж. Ле Гофф/ пер. с фр. Е. И. Лебедевой. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 375 с.
30. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого /Ж. Ле Гофф/ пер. с фр. И.И. Миханьковой, Е.В. Морозовой. - М.: Прогресс, 2001. - 440 с.
31. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф/ пер. с фр. С. В. Чистяковой, Н. В. Шевченко; под ред. В. А. Бабинцева. - Екатеринбург: Уральский Ун-т, 2002. - Изд. 2-е. - 328 с.
32. Ле Гофф Ж. С небес на землю/ Ж. Ле Гофф/ пер. с фр. С.Н. Голубева; под ред. А.Я.Гуревича// Одиссей. Человек в истории. - М.: Наука, 1991. - С. 2547.
33. Малиновский, Б.К. Избранное. Динамика культуры/ Б.К. Малиновский/ пер. с англ. И. Ж. Кожановской. - М.: Российская Политическая Энциклопедия, 2004. - 624с.
34. Манхейм, К. Избранное. Социология культуры /К. Манхейм/ пер. с нем. Л.Ф. Вольфсон. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 501с.
35. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени/К. Манхейм/ пер. с нем. Л.Ф. Вольфсон. - М.: РАО Говорящая книга, 2010. - 744с.
36. Марков, Б. В. Культура повседневности/ Б. В. Марков. - СПб.: Питер, 2008. - 352с.
37. Марков, Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории/ Б. В. Марков. - СПб.: Лань, 1997. - 384 с.
38. Медик, Х. Микроистория / Х. Медик //Альманах THESIS/ пер. с нем. Т.И. Дудниковой. - М.: ИГИТИ им. А.В.Полетаева, 1994. - Вып. 4. - С. 193-202.
39. Морган, Л. Древнее общество / Л. Морган/ пер. с англ. М.О. Косвена. -Л.: Институт народов севера ЦИК СССР, 1934. - 350 с.
40. Нора, П. Памяти Жака Ле Гоффа/ П. Нора// Эксперт/ под редакцией В.Фадеева. - М.: 2014. -№ 15. - С.8.
41. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения /Т.Парсонс//Альманах THESIS/ пер. с англ. к.ф.н. Н.Л. Поляковой. - М.: ИГИТИ им. А.В.Полетаева, 1993. - Вып. 2. - С. 94-123.
42. Плесснер, Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию /Х. Плесснер/ пер. с нем. Гарджикурбанова А. Г. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 367 с.
43. Поппер, К.- Р. Логика и рост научного знания/ К.- Р. Поппер/ пер. с англ. Л. В. Блинникова. - М.: Прогресс, 1983. - 605 с.
44. Про, А. Двенадцать уроков по истории/А. Про / пер. с фр. Ю.В.Ткаченко.
- М.: Рос. Гос. Гум. Ун-т, 2000. - 336 с.
45. Ритцер, Дж. Современные социологические теории/Дж. Ритцер/ пер. с англ. А. Бойкова, А. Лисицыной. - СПб.: Питер, 2002. - Изд. 5-е. - 688 с.
46. Руссо, Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми /Ж.Ж.Руссо. [Электронный ресурс]. -URL:http://www.rulit.me/books/rassuzhdenie-o-proishozhdenii-i osnovaniyah-neravenstva-mezhdu-lyudmi-read-281546-6.html (дата обращения 15.07.2015).
47. Салинз, М. Экономика каменного века / М.Салинз / пер. с англ. О. Ю. Ар-темовой. - М.: Объединенное Гуманитарное Изд- во, 1999. - 296 с.
48. Спенсер, Г. Основные начала/ Г.Спенсер/ пер. с англ. Л.Алексеевъ. - Санкт
- Петербургъ.: Издание Л. Ф. Пантелеева, 1897. - 385 с.
49.Тайлор,Э. Первобытная культура /Э.Тайлор/ пер. с англ. Д.Л.Коропчевского.
- М.: Политическая литература, 1989. - 573 с.
50. Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис/ пер. с нем. Д.В. Скляднева. - СПб.: Владимир Даль, 2002. -452 с.
51. Тойнби, А. Постижение Истории / А. Тойнби/ пер. с англ. Е.Д. Жаркова.
- М.: Айрис-Пресс, 2010. - 640 с.
52. Трёльч, Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории / Э. Трёльч/ пер. с нем. М.И. Левиной, С.Д. Сказкина. - М.: Юрист, 1994. - 719 с.
53. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии/ А.Н. Уайтхед/ пер. с англ. И.Т. Касавина. - М.: Прогресс, 1990. - 708 с.
54.Февр, Л. Бои за историю /Л. Февр/ пер. с фр. А.А. Бобовича. - М.: Наука, 1991. - 635 с.
55. Флек, Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива/ Л.Флек/ пер. с польского В.Н. Поруса. - М.: Идея-Пресс, Дом Интеллектуальной книги, 1999.-220 с.
56. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне/ Ю. Хабермас/ пер. с нем. М.М. Беляева. - М.: Весь Мир, 2003. - 416 с.
57. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон/ пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. - М.: ACT, 2003. - 603 с.
58.Хейзинга, Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга/ пер. с нидерландского Д.П.Сильвестрова. - М.: Прогресс - Культура, 1995. - Т.1 - 416 с.
59. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты/М. Хоркхаймер, Т. Адорно/ пер. с нем. М.Кузнецова. - М.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.
60. Шпенглер, О. Закат Европы. Образ и действительность / О. Шпенглер/ пер. с нем. Н. Ф. Гарелина. - Новосибирск: Наука, 1993. - Т.1. - 592 с.
61. Щербаков, В.П. Культура и цивилизованность: к проблеме культурной идентичности / В.П.Щербаков// Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина/ под ред.
B.Н.Скворцова. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - Т.2. - № 4. -
C. 50-59.
62. Щербаков, В. П. Социокультурные механизмы становления человека: ан-тропотехники и антропотехнологии/В.П.Щербаков. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского Гос. Университета, 2007. - 228 с.
63. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций/ Ш. Эйзенштадт/ пер. с англ. А.В. Гордона. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.
64. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии /М.Элиаде/ пер. с англ. А.П.Хомик. - М.: REFL-book, 1996. - 288 с.
65. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования /Н.Элиас/ пер. с нем. А.М. Руткевича. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - Т.1. - 332 с.
66. Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. /Н.Элиас/ пер. с нем. А.М. Руткевича. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - Т.2. - 382 с.
67. Элиас, Н. Придворное общество / Н. Элиас/ пер. с нем. А. П. Кухтенкова. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 368 с.
68. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государ-ства/Ф. Энгельс. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 256.
69. Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. - Собрание от разных авторов. - СПб.: Напечатано повелением Царского Величества, Лета Господня 1717. - Февраля 4 Дня. - 88 с.
70. Althoff, G. Spielregeln der Politik im Mittelalter. Kommunikation in Frieden und Fehde /G. Althoff. - Darmstadt: Primus Verlag, 1997. - 361 S.
71. Arnason J. Civilizations in Dispute: Historical Questions and Theoretical Traditions/ J. Arnason. - Leiden: Brill, 2003. - Vol.8. - 396 p.
72. Arnason, J. Civilization, Culture and Power: Reflection on the Norbert Elias' Genealogy of the West / J. Arnason // Theses Eleven. Critical Theory and Historical Sociology. - London: SAGE Publications, 1989. - Vol. 24. - № 1.-P.44-70.
73. Axel, P. Die Gewalt der Scham. Elias, Duerr und das Problem der Historizität menschlicher Gefühle/P. Axel // Zur Kulturgeschichte der Scham. - Berlin: Felix Meiner Verlag, 2011. - S. 195-217.
157
74. Bargatzky, Th. Traumzeit, Ethnologie und die „Reise um die Welt"/ Th. Bargatzky//Die gläserne Zaun. Aufsätze zu Hans Peter Duerr's „Traumzeit". - Frankfurt am Main: Syndikat Verlag, 1983. - S.125-133.
75. Bargatzky, Th. Ethnologie: eine Einführung in die Wissenschaft von den Unproduktiven Gesellschaften /Th. Bargatzky. - Hamburg: Helmut Buske Verlag, 1997. - 304 S.
76. Bartels, M. Der Gang in die Wildnis als Weg zu sich selbst? Kritische Überlegungen zu Hans Peter Duerr's Ethnologie/M. Bartels// Psyche. - Stuttgart: Klett-Cotta Verlag, 1986. - 40 Jg. - H.1. - S. 69-84.
77. Bastian, A. Ethnische Elementargedanken in der Lehre von Menschen /A. Bastian. - Berlin: Weidmannsche Buchhadlung, 1895. - Ab.1. -225 S.
78. Bauman, Z. Life in Fragments: Essays on Postmodern Morality/Z. Bauman. -London: Blackwell, 1995. - 293 p.
79. Behrens, U. Socialdisziplinierung als Konzeption der Frühneuzeitforschung. Genese, Weiterentwicklung und Kritik. Sozialdisziplinierung und Norbert Elias' Begriff der „Zivilisation'TU. Behrens // Historische Mitteilungen. - Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1999. - 12 H. - S.35-69.
80. Bendix, R. Compliant Behavior and Individual Personality/R. Bendix// American Journal of Sociology. - Chicago: The University of Chicago Press, 1952. -Vol. 58. - № 3. - P. 292-303.
81. Bude, H. Soziologie der Generation/H. Bude //Spezielle Soziologien. - Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 2010. - S. 421-436.
82. Burchardt, H.-J. Der Figurationsansatz: Neue Impulse für eine Dezentrierte Gesellschaftsanalyse?/ H. -J. Burchardt//Leviathan.- Baden-Baden: Nomos Verlag, 2011. - Bd. 39. - S. 435-446.
83. Bogner, A. Zivilisation und Rationalisierung: die Zivilisationstheorien Max Webers, Norbert Elias' und der Frankfurter Schule im Vergleich /A. Bogner.- Opladen: Westdeutscher Verlag, 1989. - 212 S.
84. Bogner, A. Die Theorie des Zivilisationsprozesses als Modernisierungstheorie /A. Bogner // Der unendliche Prozeß der Zivilisation. Zur Kultursoziologie der Moderne nach Norbert Elias. - Frankfurt am Main: Campus Verlag, 1991. - S. 33-58.
85. Bredekamp, H. Fußball als letztes Gesamtkunstwerk/ H. Bredekamp// Konkret- Sport- Extra. - Hamburg: Konkret Literatur Verlag, 1982. - S.42-46.
86. Breuer, St. Sozialdisziplinierung. Probleme und Problemverlagerungen eines Konzepts bei Max Weber, Gerhard Oestreich und Michel Foucault /St. Breuer// Soziale Sicherheit und Disziplinierung. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1986. - S.45-69.
87. Craig, P. Identity Work. Moving the "Theory of the Subject" from "Div i-sion" to "Depth"/ C. Prichard// Paper for the Organizational Analysis Stream// Critical Management Studies Conference. - Manchester: 1999. - 23 p.
88. Czerwinski, P. Heroen haben kein Unbewußtes. Kleine Psycho-Topologie des Mittelalters/ P. Czerwinski// Die Geschichtlichkeit des Seelischen. Der historische Zugang zum Gegenstand der Psychologie. -Weinheim: Beltz Verlag, 1986. - S. 239-272.
89. Dinges, M. Gewalt und Zivilisationsprozess/M. Dinges// Traverse Zeitschrift für Geschichte. - Zürich: Chronos Verlag, 1995. - Bd.2. - H.1. - S.70- 81.
90. Dinges, M. Formenwandel der Gewalt in der Neuzeit. Zur Kritik der Zivilisationstheorie von Norbert Elias/M. Dinges//Kulturen der Gewalt: Ritualisierung und Symbolisierung von Gewalt in der Geschichte. - Frankfurt am Main: Campus Verlag, 1998. -S.171-194.
91. Douglas, M. Implicit Meanings. Selected Essays in Anthropology/ M. Douglas. - London: Routledge, 1999. - 2nd Ed. - 314 p.
92. Duerr, H.- P. Nacktheit und Scham. Der Mythos vom Zivilisationsprozeß/H.-P. Duerr. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1988. - Bd.1. - 515 S.
93. Duerr, H.-P. Intimität. Der Mythos vom Zivilisationsprozeß/ H.-P.Duerr. -Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1990. - Bd. 2. - 615 S.
159
94. Duerr, H.-P. Obszönität und Gewalt. Der Mythos vom Zivilisationsprozeß/ H.-P. Duerr. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1993. - Bd. 3. -746 S.
95. Duerr, H.- P. Der erotische Leib. Der Mythos vom Zivilisationsprozeß/ H.-P. Duerr. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1997. - Bd. 4. - 652 S.
96. Duerr, H.- P. Satyricon. Essays und Interviews/ H.-P. Duerr. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1985. - 186 S.
97.Duerr, H.- P. Sedna oder die Liebe zum Leben/ H.-P. Duerr. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1984. - 534 S.
98. Duerr, H.-P. In der Rocktasche eines Riesen. Eine Erwiderung auf Ulrich Greiners Polemik: „Ist die Theorie vom Prozess der Zivilisation erledigt?"/H.-P. Du-err/^Электронный ресурс] //Die Zeit. - 1988. - № 22. URL: http://www.zeit.de/1988/22/in-der-rocktasche-eines-riesen/seite-2 (дата обращения: 05.11.2015).
99. Duerr, H.-P. Frühstück im Grünen. Essays und Interviews/H.-P. Duerr. -Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1995. - 167 S.
100. Dunning, E., Mennell, St. Elias on Germany. Nazism and the Holo-caust:On the Balance between "Civilizing" and "Decivilizing" Trends in the Social Development of Western Europe/E. Dunning, St. Mennell//The British Journal of Sociology. - London: Wiley-Blackwell Publishing, 1998. -Vol. 49. - № 3. - P. 339-357.
101. van Doorn, J. The Soldier and Social Change: Comparative Studies in the History and Sociology of the Military/ J. van Doorn//American Journal of Sociology. -Beverly Hills: Sage Publication, 1979. - Vol. 85. - № 3.- P. 695-698.
102. Eichberg, H. Die Schönheit des Sitakigagailau, der Kreisel und das Kind im Arm/ H. Eichberg // Die gläserne Zaun. Aufsätze zu Hans - Peter Du-err's „Traumzeit". - Frankfurt am Main: Syndikat Verlag, 1983. - S.151-168.
103. Eisenstadt S. Multiple Modernities/ S. Eisenstadt// Daedalus. - Cambridge: The MIT Press, 2002. - Vol.129. -№ 1. - P.1-29.
104. Elias, N. Was Ich unter Zivilisation verstehe. Antwort auf Hans Peter Duerr /N. Elias// [Электронный ресурс]// Die Zeit. - 1988. - № 25. URL: http://www.zeit.de/1988/25/was-ich-unter-zivilisation-verstehe (дата обращения: 15.06.2015).
105. Elias, N. The Society of Individuals/ N.Elias. - N.Y.; London: Continuum International Publishing, 2001. - 258 p.
106. Elias, N. Wir sind die späten Barbaren. Der Soziologe Norbert Elias über den Zivilisationsprozeß und die Triebbewältigung/ N. Elias// Der Spiegel. - № 21. - Hamburg: 1988. - S.183-190.
107. Elias, N. What is Sociology?/ N. Elias. - N.Y.: Colombia University Press, 1978. -187 p.
108. Elias, N. Studien über die Deutschen. Machtkämpfe und Habitusentwicklung im 19. und 20. Jahrhundert/ N. Elias. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1989. - 555 S.
109. Elias, N. Gespräch mit Johan Goudsblom in 1970 /N.Elias// Autobiographisches und Interviews. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2005. - S. 97-112.
110. Elias, N. Über die Zeit. Arbeiten zur Wissenssoziologie / N. Elias. -Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1985. -196 S.
111. Elias, N. Über Menschen und ihre Emotionen. Ein Beitrag zur Evolution der Gesellschaft/N. Elias// Zeitschrift für Semiotik. - Tübingen: Stauffenburg Verlag, 1990. - H. 4. - S. 337-357.
112. Elias, N. Blick auf das Leben eines Ritters/N.Elias// Sport im Zivilisationsprozeß. -Münster: LIT Verlag, 1984. - S. 47-78.
113. Elias, N. Die Genese des Sports als soziologisches Problem /N.Elias// Sport und Spannung im Prozeß der Zivilisation. Gesammelte Schriften in 19 Bänden. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2003. - Bd.7. - S. 230-237.
114. Elias, N. Der Fußballsport im Prozess der Zivilisaion / N. Elias// Der Satz „Der Ball ist rund" hat eine gewisse philosophische Tiefe. Sport, Kultur, Zivilisation. - Berlin: Transcript Buchverlag, 1983. - S.12-21.
115. Elias, N. Über sich selbst. Notizen zum Lebenslauf / N. Elias. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. - 196 S.
116. Eming, J. Emotion und Expression. Untersuchungen zu deutschen und französischen Liebes - und Abenteuerromanen des 12. Bis 16. Jahrhunderts/J. Eming. - Berlin: Walter de Gruyter, 2006. - 363 S.
117. Ferguson, A. An Essay on the History of Civil Society. Of the Question Relating to the State of Nature. Of the General Characteristics of Human Nature/ A. Ferguson . - London: Liberty Fund, 2010. - 5th Edition. - 208 p.
118. Gay P. Weimar Culture: The Outsider as Insider. - N.Y.: W.W. Norton, 2001. - 205 p.
119. Gebhardt, E. Nützliche Obszönitäten fürs Gewissen. Zwischen Leseabenteuer und Offenbarung. H. P. Duerr's Kulturgeschichte/ E. Gebhardt// Süddeutsche Zeitung. - № 203. - München: 1993. - S.14.
120. Greiner, U. Der Menschenwissenschaftler. Eine Begegnung mit dem Soziologen Norbert Elias/U. Greiner// [Электронный ресурс]// Die Zeit. - 1987. - № 19. URL: http: //www.zeit.de/1987/19/der-menschenwissenschaftler (дата обращения: 03.08.2015).
121. Greiner, U. Nackt sind wir alle. Über den sinnlosen Kampf des Ethnologen Hans - Peter Duerr gegen den Soziologen Norbert Elias / U. Greiner // [Электронный ресурс] // Die Zeit. - 1988. - № 21. URL: http://www.zeit.de/1988/21/nackt-sind-wir-alle (дата обращения: 07.08.2015).
122. Groebner, V. Der verletzte Körper und die Stadt. Gewalttätigkeit und Gewalt in Nürnberg am Ende des 15. Jahrhunderts / V. Groebner// Physische Gewalt: Studien zur Geschichte der Neuzeit. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1995. - S.162-189.
123. Happe, B. Rezension von Hans-Peter Duerr „Nacktheit und Scham" /B. Happe // Zeitschrift für Volkskunde. -Münster: Waxmann Verlag, 1989. - Jg. 85. - S.118-119.
124. Heinzle, J. Modernes Mittelalter. Neue Bilder einer Populären Epoche / J. Heinzle. - Leipzig: Insel Verlag, 1994. - 495 S.
125. Hinz, M. Der Zivilisationsprozess: Mythos oder Realität? Wissenschaftssoziologische Untersuchungen zur Elias-Duerr-Kontroverse. / M. Hinz. - Opladen: Springer Fachmedien Wiesbaden GmbH, 2002. - 422 S.
126. Held, J. Norbert Elias und die Kunstgeschichte/ J. Held// Höfische Gesellschaft und Zivilisationsprozess. Norbert Elias' Werk in Kulturwissenschaftlicher Perspektive.- Köln: Böhlau Verlag, 2005. - S. 105-118.
127. Imbusch, P. Macht und Herrschaft. Sozialwissenschaftliche Theorien und Konzeptionen. Machtfigurationen und Herrschaftsprozesse bei Norbert Elias. / P. Imbusch. - Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2013. - 468 S.
128. Kenneth, A. Die Univermeidliche Universalgeschichte. Studien über Norbert Elias und das Teleologieproblem/ A. Kenneth. - Opladen: Leske & Bud-rich, 2000. - 243 S.
129. Kilminster, R. Norbert Elias. Post-philosophical Sociology/ R. Kilminster. -London: Routledge, 2007. - 224 p.
130. Klein, G. Ernste Spiele. Zur politischen Soziologie des Fußballs/ G. Klein. -Bielefeld: Transcript Verlag, 2008. -275 S.
131. Korte, H. Eine Gesellschaft im Aufbruch / H. Korte. -Frankfurt am Main: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 1987. - 146 S.
132. Korte, H. Über Norbert Elias. Das Werden eines Menschenwissenschaftlers/ H. Korte. - Opladen: Springer VS, 2013. - 262 S.
133. Koselleck, R. Futures Past. On the Semantics of Historical Time/ R. Koselleck. - N.Y.: Colombia University Press, 2004. - 317 p.
134. Kuzmics, H., Mörth, I. Norbert Elias und die Kultursoziologie der Moderne/ H. Kuzmics, I. Mörth// Der Unendliche Prozeß der Zivilisation. Zur Kul-
turgeschichte der Moderne nach Norbert Elias. - Frankfurt am Main: Campus Verlag, 1991. - № 71. - S. 7-32.
135. van Krieken, R. Occidental Self-Understanding and the Elias-Duerr Dispute: "Thick" versus "Thin" conceptions of Human Subjectivity and Civiliza-tion/R. van Krieken// Modern Greek Studies. -Sydney: Brandl & Schlesinger Book Publishers Pty Ltd, 2005. - Vol. 13. - P. 273-281.
136. van Krieken, R. Social Discipline and State Formation: Weber and Oes-treich on the Historical Sociology of Subjectivity/R.van Krieken// Amsterdam Sociologisch Tijdschrift. - Amsterdam: 1990. - Vol.17. - № 1. - P. 3-28.
137. Laube, R. Karl Mannheim und die Kriese des Historismus/ R. Laube. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2004. - 667 S.
138. Leach, E.-R. Rethinking Antropology. Monographs on Social Anthropology / E.-R. Leach. - N.Y.: Humanities Press Inc., 1971. - 157 p.
139. Levi-Strauss, C. Myth and Meaning. "Primitive" Thinking and the "Civilized" Mind/ C. Levi-Strauss. - N. Y.: Schocken Books, 1979. - 58 p.
140. Lewis, M. Shame. The Exposed Self / M. Lewis. - N.Y.: The Free Press, 1992. - 283 p.
141. Loyal, St., Quilley, St. Towards a "Central Theory": The Scope and Relevance of the Sociology of Norbert Elias / St. Loyal, St. Quilley // The Sociology of Norbert Elias. - N.Y.: Cambridge University Press, 2004.- P.1-22.
142. Maurer, M. Der Prozeß der Zivilisation. Bemerkungen eines Historikers zur Kritik des Ethnologen Hans - Peter Duerr an die Theorie des Soziologen Norbert Elias /M. Maurer//Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. - Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1989. -Vol. 40. - H.12. - S.225-238.
143. Marx, Ch. Staat und Zivilisation. Zu Hans Peter Duerr's Kritik an Norbert Elias/ Ch. Marx // Saeculum. - Freiburg: Verlag Karl Alber, 1996. -Bd.47. - S. 282-299.
144. Mastenbroek, W. Norbert Elias as organizational sociologist / W. Mastenbroek// The Civilized Organization. Norbert Elias and the Future of Organization Studies. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamin's Publishing Company, 2002. - Vol. 10. - P. 173-188.
145. McKendrick, N. Josiah Wedgwood and factory discipline/N. McKendrick// The Historical Journal. - UK: Cambridge University Press, 1961. - Vol.4. -№ 1. - P. 30-55.
146. Mennell, St. On the civilizing of Appetite /S. Mennell// Theory, Culture and Society. - London: SAGE Publications, 1987. -Vol. 4. - P. 373-403.
147. Mennell, St. Decivilising Processes: Theoretical Significance and Some Lines of Research /S. Mennell//International Sociology. - London: Macmillan, 1990. - Vol. 5. - № 2. - P. 205-223.
148. Mennell, St., Goudsblom, J. Civilizing Processes - Myth or Reality? A Comment on Duerr's Critique of Elias /St. Mennell, J. Goudsblom// Comparative Studies in Society and History. - UK: Cambridge University Press, 1997. - Vol. 39. - № 4. - P.729-733.
149. Moebius, St. Kultur/ St. Moebius. - Bielefeld: Transcript Verlag, 2009. - 248 S.
150. Muenzenmaier, K. Reviewed Work : Hans - Peter Duerr's Dreamtime: On the border of savagery and civilization/K.Muenzenmaier//Dialectical Anthropology. - Berlin: Springer Verlag, 1983. - Vol. 7. - Iss. 4. - P. 320-332.
151. Müller, W. Rezension von Hans Peter Duerr: Traumzeit über die Grenze zwischen Wildnis und Zivilisation/ W. Müller//Anthropos. - Sankt Augustin: Anthropos Institut Publikation, 1981. - Bd. 76. - H. 3/4. - S.605-607.
152. Neckel, S. Status und Scham. Zur Symbolischen Reproduktion Sozialer Ungleichkeit/ S. Neckel. - Frankfurt am Main: Campus Verlag, 1991. - 276 S.
153. Newton, T., Smith, D. Norbert Elias and The Civilized Organization. Time for Elias /T. Newton, D. Smith//The Civilized Organization. Norbert Elias
and the Future of Organization Studies. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamin's Publishing Company, 2002. -Vol.10. - P. 7-15.
154. Oesterdiekhoff, G. The Steps of Man towards Civilization /G. Oesterdiekhoff. - Berlin: Books on Demand, 2011. - 235 p.
155. Oesterdiekhoff, G. Zivilisation und Strukturgenese: Norbert Elias und Jean Piaget im Vergleich /G. Oesterdiekhoff. - Frankfurt am Main: Suhr-kamp Verlag, 2000. - 406 S.
156. Parsons, T. The Social System/ T. Parsons. - London: Routledge, 1951. -404 p.
157. Pontzen, A. Ethnologischer Zettelkasten Versus Soziologische Theorie. Hans Peter Duerr kämpft mit „Tatsachen des Lebens" gegen Norbert Elias' „Prozeß der Zivilisation"/A. Pontzen //[Электронный ресурс] // Social and behavioral sciences. - 2003. -№ 11. URL: http: //www. literaturkritik. de/public/rezension. php?rez_id=6243 (дата обращения: 20.07.2015).
158. Raub, M. Scham ein obsoletes Gefühl? Einleitende Bemerkungen zur Aktualität eines Begriffs//Scham ein menschliches Gefühl: Kulturelle, Psychologische und Philosophische Perspektiven/M. Raub. - Opladen: Westdeutscher Verlag GmbH, 1997. - 225 S.
159. Rehberg, K.- S. Mythenjäger unter sich: Duerr contra Elias. „Wie zivilisiert sind wir wirklich? Die Elias- Duerr- Debatte/K.- S. Rehberg //Psychologie Heute. - Weinheim: Beltz Verlag, 1991. - Jg.18. - H.12. - S. 65.
160. Reimann, H. Das Komplementär -Verhältnis von Soziologie und Ethnologie / H. Reimann // Soziologie und Ethnologie: zur Interaktion zwischen zwei Disziplinen. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1986. - S.8-40.
161. Roeck, B. Lebenswelt und Kultur des Bürgertums in der frühen Neuzeit /B. Roeck// Enzyklopädie deutscher Geschichte. - München: Oldenbourg Verlag, 1991. - Bd.9.-156 S.
162. Rose, N. Authority and the Genealogy of Subjectivity/N.Rose// Detraditionali-zation : Critical Reflections on Authority and Identity. - Oxford: Blackwell Publication, 1996. - P. 296-327.
163. Rummel, E. The Erasmus Reader/ E. Rummel. - Toronto; Buffalo; London: Toronto University Press, 2003. - 373 p.
164. Rutschky, K. Obszönität und Gewalt: Zum dritten Mal versucht Hans-Peter Duerr eine Attacke auf den Soziologen Norbert Elias. Der cf- Schutzwall / K. Rutschky// [Электронный pecypc]//Die Zeit. - 1993. - № 35. URL: http://www.zeit.de/1993/35/der-cf-schutzwall (дата обращения: 19.11.2015).
165. Rückert, H. Lehrbuch der Weltgeschichte in organischer Darstellung / H. Rückert. - Leipzig: Weigel, 1857. - 934 S.
166. Sica, A. Sociogenesis Versus Psychogenesis: The Unique Sociology of Norbert Elias /A. Sica // Social Thought and Research. - USA, Lawrence: SPRING Publications, 1984. - Vol. 9. - № 1. - P. 49-78.
167. Sieder, R. Sozialgeschichte auf dem Weg zu einer historischen Kulturwissenschaft?^. Reinhard//Geschichte und Gesellschaft, Zeitschriftenband. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht Verlag, 1994.- H. 3. - S. 445-468.
168. Smith, D. Norbert Elias and Modern Social Theory/ D. Smith. - London: Cromwell Press, 2001. - 198 p.
169. Stokvis, R. Figurational Sociology. Monopolization and Corporate Governance/ R. Stokvis// The Civilized Organization. Norbert Elias and the Future of Organization Studies. -Amsterdam; Philadelphia: John Benjamin's Publishing Company, 2002. - Vol.10. - P.85-99.
170. Sigrist, Ch. Regulierte Anarchie. Untersuchungen zum Fehlen und zur Entstehung Politischer Herrschaft in Segmentären Gesellschaften Afrikas /Ch. Sigrist. - Berlin: LIT Verlag, 2010. - Bd.12. - 277 S.
171. Strathern, A. Why is Shame on the Skin? [Papua New Guinea] /A. Strathern // Ethnology. -Pittsburgh: Pittsburgh Press, 1975.-Vol.14. -№ 4.-P. 347-356
172. Schobert, A. Rezension zu H. P. Duerr „Intimität". Der Mythos vom Zivi-lisationsprozess/A. Schobert// Das Argument. Zeitschrift für Philosophie und Sozialwissenschaften. - Hamburg: Argument Verlag, 1992. - № 193. - S. 463-465.
173. Schröter, M. Erfahrungen mit Norbert Elias. Gesammelte Aufsätze. / M.Schröter. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1997.-340 S.
174. Schwerhoff, G. Zivilisationsprozeß und Geschichtswissenschaft. Norbert Elias' Forschungsparadigma in Historischer Sicht/ G. Schwerhoff// Historische Zeitschrift. - München: Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 1988. - Bd. 266. -H.3. - S. 561-605.
175. van Stolk, B., Wouters C. Frauen im Zwiespalt. Beziehungsprobleme im Wohlfahrtsstaat/ B. van Stolk, C. Wouters. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1987. - 254 S.
176. de Swaan, A. The Politics of Agoraphobia. On Changes of Emotional and Relational Management/ A. de Swaan// Theory and Society. - Netherlands: Springer Publications, 1981. -Vol. 10. -Iss.3. - P. 359-385.
177. Titze, M. Scham ein menschliches Gefühl: Kulturelle, Psychologische und Philosophische Perspektiven /M.Titze. -Opladen: Westdeutscher Verlag GmbH, 1997. - 225 S.
178. Thompson, C. Erasmus. Desiderius (1536). Collected Works of Erasmus/ C. Thompson.-Toronto: Toronto University Press, 1997. - 860 p.
179. Treibel, A. Die Soziologie von Norbert Elias. Eine Einführung in ihre Geschichte, Systematik und Perspektiven/A. Treibel. - Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften, 2008. -114 S.
180. Vetromile, E. The Abnakis and their History/ E. Vetromile. - N.Y.: James B. Kirker, 1866. -171 p.
181. Wacquant , L. Decivilizing and Demonizing: The Remaking of The Black America Ghetto / L. Wacquant //The Sociology of Norbert Elias. - UK: Cambridge University Press, 2004. - P. 95-118.
182. Wimmer, M., Wulf, Ch., Dieckman, B. Einleitung: Grundlose Gewalt. Anmerkungen zum gegenwärtigen Diskurs über Gewalt / M. Wimmer, Ch. Wulf, B. Dieckman //Das „zivilisierte Tier". Zur Historischen Anthropologie der Gewalt. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1996. - 246 S.
183. Wolf, K. Machtprozesse in der Heimerziehung: Eine qualitative Studie über ein Setting klassischer Heimerziehung /K. Wolf. - Münster: Votum Verlag, 1999. - 428 S.
184. Wouters, C. Duerr und Elias: Scham und Gewalt in Zivilisationsprozessen /C. Wouters//Zeitschrift für Sexualforschung. - Frankfurt am Main: Georg Thieme Verlag, 1994. - № 3. - S.203-216.
185. Wouters, C. Changing Regimes of Power and Emotions at the End of Life. The Netherlands 1930-1990 / C. Wouters// The Netherlands' Journal of Social Sciences. - 1990. -Vol. 26. -Iss.2. - P.151-167.
186. Wouters, C. Social Stratification and Informalisation in Global Perspective / C. Wouters// Theory, Culture and Society. - London: SAGE Publications, 1990. -Vol. 7. - № 4. - P.69-90.
187. Wouters, C. Informalisierung. Norbert Elias' Zivilisationstheorie und Zivilisationsprozesse im 20. Jahrhundert / C. Wouters. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1999. - 223 S.
188. Wurmser, L. Die Maske der Scham. Die Psychoanalyse von Schamaffekten und Schamkonflikten / L. Wurmser.-Berlin: Springer Verlag, 1998. - 525 S.
Словари:
189. Hornby, A.S. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English /A.S. Hornby. - Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 2005. - 7th Edition. -1899 p.
190. Ланге, Г.Ф. Немецко-русский словарь: 140000 слов и словосочетаний /Г.Ф. Ланге. - М.: ЭКСМО, 2011. - 720 с.
191. Лейн, К., Мальцева Д.Г. Большой немецко-русский словарь/ К. Лейн, Д.Г.Мальцева. - М.: Русский язык, 2001. - 8 изд. - 1040 с.
192. Апресян, Ю.Д. Новый большой англо-русский словарь в 3-х томах / Ю.Д.Апресян. - М.: Русский язык, 1994. -2487 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.