Прочтение экологической проблематики в контексте художественной и культурно-исторической деятельности с использованием элементов герменевтической логики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат философских наук Кузнецова, Ольга Николаевна

  • Кузнецова, Ольга Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 189
Кузнецова, Ольга Николаевна. Прочтение экологической проблематики в контексте художественной и культурно-исторической деятельности с использованием элементов герменевтической логики: дис. кандидат философских наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Барнаул. 2003. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кузнецова, Ольга Николаевна

Введение.

ГЛАВА 1. Ключевые вопросы экологической проблематики: культурноисторический аспект

1.1. История изучения экологической проблематики и роль гуманитарного знания в ее осмыслении

1.2. Отчужденные отношения человека с миром как ключевая причина современного экологического кризиса и как проблема гуманитарного знания.

1.3. Развитие духовности с использовании потенциала художественной культуры и искусства как условие преодоления отчужденных отношений в системе «природа - человек - общество - культура»

1.4. Искусство как «зеркало» отношений в системе «природа - человек - общество - культура».

ГЛАВА 2. Герменевтическое исследование истории развития отчужденных отношений человека с миром в контексте художественной и культурно-исторической деятельности

2.1. Специфика гуманитарного знания и роль герменевтической логики в исследовании культурно-исторической деятельности человека.

2.2. Герменевтическое выявление основных типов архаических отчужденных отношений человека с миром в контексте художественной и культурно-исторической деятельности.

2.3. Культурно-историческая преемственность отчужденных отношений древнегреческого (героического) типа в языческой античности, христианском средневековье и в гуманистической эпохе Возрождения.

2.4. Архаические и средневековые духовно-психологические традиции русской культуры как положительный опыт гармонизации отношений человека с миром.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Прочтение экологической проблематики в контексте художественной и культурно-исторической деятельности с использованием элементов герменевтической логики»

Обострение современного экологического кризиса и переход его в кризис культурный общепланетного характера, масштаб прогнозируемых негативных последствий его дальнейшего развития систематически активизирует интерес к осмыслению экологической проблематики как на уровне теоретического, так и на уровне обыденного, массового сознания. Актуальность экологической проблематики очевидна, поскольку она имеет отношение к каждому живущему на планете Земля.

Теоретическое осмысление экологической проблематики обрело особенно активный характер в последние пятьдесят лет. Поскольку экологическая тематика напрямую связана с судьбами человечества: проблемой его сохранения как рода и проблемой сохранения созданной им культуры,то в обсуждении этих важных вопросов активное участие принимают не только представители естественных наук, но также и культурологи, философы, социологи.

В современном научном знании сформировалось несколько подходов к осмыслению глобальной экологической проблемы:

1) естественнонаучный;

2) формационный;

3) мировоззренческий, оптимизирующий роль духовного фактора (сознания).

Последний подход является наиболее актуальным, современным и конструктивным, поскольку его сторонники в качестве главной экологической проблемы выдвигают проблему формирования массового экологического сознания как формы осмысления места человека в мире с позиций культуры и природы.

Однако теоретические разработки этой проблемы и попытки ее практического решения не приводят к прогнозируемым результатам. С нашей точки зрения, это положение обусловлено следующими причинами:

1) разработка проблемы формирования массового экологического сознания ограничивается в основном разработкой ее рационального аспекта, когда сознание традиционно отождествляется со знаниями;

2) при таком подходе формирование экологического сознания происходит путем внесения рациональных экологических знаний в сознание человека, которые вопреки ожиданиям, остаются пребывать в пассивном состоянии, не выполняя регулятивной функции и не влияя на систему ценностей и смыслов.

Поэтому целью нашего диссертационного исследования является построение вероятностной модели общей стратегии оптимизации отношений в современной системе «природа - человек -Общество — культура» и подтверждение ее (модели) вероятности в процессе герменевтического исследования концептуальных вопросов экологической проблематики в контексте художественной и культурно-исторической деятельности человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Наоснове критического анализа существующих подходов к осмыслению экологической проблематики определить наиболее непротиворечивую теорию отношений общества с природой для использования в качестве общетеоретического основания экологических исследований

2. Выявить «глубинную» причину (мета-причину) современного экологического кризиса в контексте культурно-исторического развития отношений общества с природой.

3. Исходя из характера «глубинной» причины развития современного экологического кризиса, определить основное условие оптимизации отношений человека с природой посредством трансформации не только рациональной, но и чувственно-эмоциональной сферы сознания.

Для решения данных концептуальных задач нашего исследования, основополагающих для построения вероятностной модели оптимизации отношений общества с природой, необходимо формирование условий, которые, в свою очередь, предполагают решение следующих задач.

1. Дать критическую оценку научного опыта осмысления экологической проблематики.

2. Показать значение и возможности гуманитарного знания, в частности искусства, художественной культуры и культурно-исторической деятельности в целом, для исследования и решения экологической проблематики.

3. В целях выявления истоков современного экологического кризиса исследовать характер отношений общества с природой в контексте культурно-исторического процесса с использованием памятников художественной, а также общей культурно-исторической деятельности человека.

4. С учетом специфики гуманитарного знания (история искусства и художественной культуры), а также исходя из текстовой целостности реального культурно-исторического бытия человечества, обосновать правомерность обращения к герменевтической логике как основному методологическому инструментарию в рамках данного исследования.

5. Выявить основные архаические типы отчужденных отношений человека с миром в художественной деятельности.

6. Выявить культурно-историческую преемственность характера отчужденных отношений человека с миром в Европейской культуре.

7. Выявить положительный культурно-исторический опыт, способствующий оптимизации отношений в системе «природа — человек — общество - культура» на примере рассмотрения архаических и средневековых духовно-психологических традиций русской культуры, а также на примере системы ценностных установок человека по отношению к природе, характерных для традиционных дальневосточных культур (Китай, Япония).

Исходя их актуальности поставленной цели и логики основных (концептуальных) и дополнительных задач, в качестве главной гипотезы нашего исследования выдвигается предположение о том, что «глубинной», ключевой причиной современного экологического кризиса является культурно-историческое развитие отчужденных отношений человека с миром архаического характера.

Объектомнастоящего диссертационного исследования является художественная и культурно-историческая деятельность человека.

Предметом исследования является характер отношений человека с природой в контексте его художественной и культурно-исторической деятельности.

Методологическая основа исследования представлена философскими, общенаучными и специальными методами и подходами изучения характера отношений общества с природой в онтологическом, гносеологическом, социально-философском аспектах, а также в контексте культурно-исторической деятельности человека. Система «природа — человек - общество - культура» в работе представлена онтологически как система основных форм бытия. Гносеологическая проблема отношений природы и общества представлена в работе как требующая понимания внутри культурно-исторического контекста. Художественная деятельность рассматривается как текст, содержащий в себе различные модели отношений в системе «природа - человек - общество - культура».

Ведущими в диссертации являются системный, деятельностный, аксиологический и семиотический подходы, а также историко-антропологические и герменевтические методы и приемы (методы мериологического подведения, мериологического обобщения, мериологического следования, приемы дивинации, конгениальности, идеализации, абстрагирования, интерпретации).

Системный подход рассматривает художественную и культурно-историческую деятельность как системную целостность. Деятельностный подход определяет культуру как способ и результат совокупной небиологической деятельности человека. Аксиологический подход рассматривает системы ценностных ориентаций, характерных для разных типов культур. Семиотический подход используется в «прочтении» (декодировании) смыслов художественной и культурно-исторической деятельности человека.

Методы и приемы герменевтической логики применены в прочтении глубинных смыслов отношений человека с природой в контексте художественной и культурно-исторической деятельности. Историко-антропологиче-ский метод использован при реконструкции культурно-исторических картин прошлого.

Новизна данной работы заключается: а) в представлении и обосновании авторского варианта вероятностной модели общей стратегии оптимизации отношений общества с природой; б) в использовании интегративного подхода при моделировании общей стратегии оптимизации общества с природой, что открывает эвристические возможности различных областей знаний в решении экологической проблематики; в) найдено авторское объяснение механизма развития духовности (личностного качества) в учебно-воспитательном процессе, акцентировано приоритетное значение гуманитарного знания; г) дана авторская типология основных форм архаических отчужденных отношений человека с миром в контексте художественной деятельности; д) осуществлено герменевтическое выявление глубинной причины современной экологической проблематики в контексте художественной и культурно-исторической деятельности человека; е) осуществлен эксперимент герменевтического истолкования ключевых экологических смыслов в контексте художественной деятельности человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предложена основа для рассмотрения экологической проблематики в виде системы основных форм бытия «природа — человек — общество — культура». Показан интегративный уровень отношений человека с миром как эвристическая основа для изучения экологической проблематики. В результате предложена авторская вероятностная модель общей стратегии оптимизации отношений в системе «природа — человек — общество - культура».

2. Роль искусства, художественной культуры (гуманитарного знания) в исследовании и решении проблемы оптимизации отношений человечества с природой. Использование специфического, духовного потенциала искусства для выявления глубинных ментальных установок человека по отношению к миру.

3. Использование герменевтической методологии как наиболее адекватной специфике гуманитарного знания: истории искусства, истории художественной культуры, - при исследовании экологической проблематики в контексте художественной и культурно-исторической деятельности человека.

4. На основе герменевтического исследования феномена отчуждения в контексте художественной и культурно-исторической деятельности предложена авторская типология архаических форм отчужденных отношений человека с миром: Древнеегипетский тип, Древнемесопотам-ский тип, Древнегреческий тип.

5. Архаические отчужденные отношения Древнегреческого (героического) типа явились исходной формой отчуждения человека от мира (природы) в западноевропейской культуре, изначально обусловив ее слабо-«экологичный» характер и получив дальнейшее развитие в последующих эпохах.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные теоретические результаты расширяют горизонт научного видения современной экологической проблематики, открывая перспективы дальнейших поисков возможных путей оптимизации отношений общества с природой.

Результаты исследования легли в основу преподавания автором курса мировой художественной культуры с использованием герменевтического подхода к изучению художественных произведений. Авторская вероятностная модель общей стратегии оптимизации отношений в системе «природа — человек — общество - культура» может заинтересовать ученых различных областей знания и обрести возможность развития и реализации. Апробация полученных теоретических и практических результатов осуществлена во время выступлений на Международной и Всероссийских конференциях:

Международная научно-практическая конференция. Бийск: 1998; «Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты».

Всероссийская межвузовская конференция. Бийск: 1997; «История мировых цивилизаций: проблемы исследования и изложения».

Всероссийская межвузовская конференция: Бийск: 1999; «Россия и мировой исторический процесс».

Всероссийская научно-практическая конференция. Бийск: 1999; «Культура. Образование. Духовность».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Кузнецова, Ольга Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование экологической проблематики, самой актуальной на сегодняшний день как на уровне ее теоретического осмысления, так и на уровне ее эмпирического бытования, привело к выявлению ключевых вопросов проблемы отношения общества с природой, недостаточная разработанность которых наряду с проблемами методологического характера (неразработанность общей теории экологического знания) затрудняют определение общей научной стратегии оптимизации отношений в системе «природа — человек - общество - культура».

В качестве общего теоретического основания для разработки аспектов экологической проблематики нами была использована концепция основных закономерностей отношений общества с природой в русле научной картины мира Е.В. Ушаковой, а также теория Р.В. Гарковенко, согласно которой следует различать три уровня отношений человека с природой. Третий уровень отношений предполагает расширительное понимание природы до уровня отношений человека со всем богатством феноменов окружающего его мира, тем самым обретая мировоззренческий характер, соответствуя принципу системности и являясь отправной точкой для философских разработок экологической проблематики.

В ряду основных ключевых вопросов определены проблемы первостепенной важности:

1. Каковы глубинные причины развития современной экологической ситуации.

2. Каковы пути устранения этих причин с целью выхода общества и природы из состояния экологического кризиса.

Была выдвинута гипотеза о том, что мета-причиной современной экологической ситуации является развитие исторически сложившихся отчужденных отношений человека с миром, возможно архаического происхождения.

Отчуждение современного человека от мира проявляется двояко:

1. На психологическом уровне - человек утрачивает «жизненный порыв», переживая чувство «вселенского» одиночества, случайной заброшенности в этот мир, несовпадение с миром до его неприятия, нетождественность внешней природе, несовпадение с самим собой (самоотчуждение, нетождественность человека своей внутренней природе); на эмпирическом - суицид как отрицание мира и уход из него.

2. На психологическом уровне — переживание чувства неукротимой «жажды жизни» любой ценой, потребности в наслаждении жизнью, приводящей к активной «практике жизни», ориентированной на получение чувственных удовольствий; на эмпирическом уровне — для удовлетворения потребностей в «наслаждении жизнью» человек («внутренняя природа») использует богатства «внешней природы», преобразуя ее в соответствии со своими интересами, используя ее как источник материальных благ.

Это приводит к развитию восприятия природы как косной материи, предназначенной исключительно для удовлетворения человеческих потребностей. Потребительское отношение человека к природе, опосредованное и усиленное современными техническими достижениями, привело к обострению современного экологического кризиса. Следует отметить, что потребительское отношение распространяется не только на биосферу Земли, но и на всю «внешнюю природу» (весь мир): других людей, мир предметов.

Отчуждение своими характеристическими особенностями тождественно феномену бездуховности. Традиционное понимание бездуховности связывается с внутренней духовной опустошенностью, с утратой человеком человеческих смыслов, с отсутствием способности входить в гармонические отношения с природой, одухотворять ее, наделять человеческими смыслами. «Экологический» человек, не отчужденный от мира, должен быть развитой духовной личностью. Из этого следует умозаключение о том, что стратегия развития духовности как личностного качества членов общества одновременно может выступать стратегией преодоления отчуждения от природы как ключевой причины современного экологического кризиса, выступая условием оптимизации отношений в системе «природа — человек — общество — культура».

Для того, чтобы определить степень вероятности и надежности данного умозаключения, было необходимо:

1. Избегая поверхностности и декларативности, дать строго научное определение духовности как личностного качества, с его структурными составляющими.

2. Определить вероятностные пути решения задачи целенаправленного развития духовности как личностного качества.

Решение этих задач удалось осуществить в рамках трех параграфов первой главы.

Согласно потребностно-информационной теории П.В. Симонова, факт духовности как личностного качества определяется наличием у человека духовных потребностей: идеальных «в познании» мира и социальных «в других» и «для других», пребывающих в состоянии актуализации и доминирования над всеми другими потребностями человека.

В результате удовлетворения социальных потребностей «в других» и «для других» в процессе общения реализуется «духовная активность и деятельность» (М.С. Каган) в единстве всех ее четырех аспектов:

1. Познание мира и самопознание.

2. Ценностное осмысление бытия.

3. Духовно-творческое преобразование реальности.

4. Радость общения.

Поэтому «диалог» является и способом развития и формой существования духовности.

В качестве общей теоретической основы для построения педагогической стратегии развития духовности могут быть использованы потребностно-информационная теория П.В. Симонова (механизм развития потребностей), философское обоснование духовной деятельности М.С. Кагана и методико-педагогическая концепция проблемного обучения, органично друг друга дополняющие, а кроме того, соответствующие современной методологической позиции системного знания о человеке как биосоциальной системе.

Определение сущностных сторон духовности как личностного качества, а также теоретического основания вероятностного развития духовности позволяют с большей долей вероятности говорить о возможности преодоления отчуждения с целью оптимизации отношений в системе «природа — человек - общество - культура».

Вероятностная модель оптимизации отношений общества с природой, представленная в рамках трех параграфов обретет более реальный характер при условии подтверждения гипотезы о культурно-историческом развитии отчужденных отношений человека с миром архаического происхождения как мета-причине современного кризиса.

В выведенной нами системе основных форм бытия «природа — человек — общество — культура» история отношений общества с природой, фокусируясь на уровне человека, отражается в культуре, которая является своеобразным хранилищем этой информации. Поэтому прочтение, раскодирование этой специфической информации позволило выявить интересующие нас аспекты отношений человечества с природой. Исходя их текстовой специфики . наук «о духе»: истории культуры и художественной культуры в качестве основной методологической системы исследования нами была использована герменевтическая логика: герменевтический круг, предполагающий использование мериологического следования, мериологического подведения и обобщения, а также приемы абстрагирования, адеализиции, дивинации, интерпретации с использованием реконструкционных гипотез.

Герменевтическое исследование культурно-исторической деятельности человека в соотнесенности (преломлении) с механизмом существования духовности как личностного качества, были определены основные типы архаических отчужденных отношений человека с миром как исходные формы современного отчуждения:

1. Отчужденные отношения древнеегипетского типа с основной ценностной ориентацией на смерть.

2. Отчужденные отношения древнемесопотамского типа с основной ценностной ориентацией гедонистического отношения к жизни («жажда жизни») с доминантной потребностью в получении чувственных наслаждений.

3. Отчужденные отношения древнегреческого типа с главной ценностной ориентацией активнодеятельностного (героического) отношения к миру с целью его преобразования или противостояния ему.

В четвертом параграфе второй главы мы показываем, что архаическое активнодеятельностное (героическое) отношение человека к миру ( с целью овладения или противостояния) древнегреческого типа явилось исходной формой отчужденных отношений человека с миром в культуре европейского средневековья.

Общность характеристических особенностей отчуждения древнегреческого типа и отчуждения средневекового западноевропейского типа (трагический характер мировосприятия; стремление к славе, психологические и поведенческие установки на овладение миром или противостояние ему через активно-преобразовательную деятельность) свидетельствует о единой ментальной основе европейцев, формировавшейся в глубокой древности и определившей единый «гено-код» европейской западной культуры.

Отчуждение отношения древнегреческого типа (героизм), получив усиление в культуре средневековой Европы, достигли крайнего «титанического» (А. Лосев) обострения в культуре западного Возрождения, получили ускорение в прследующие культурно-исторические эпохи и наконец вылились в почти неразрешимые противоречия в системе «природа - человек — общество — культура» со всем комплексом глобальных экологических проблем Западной цивилизации XX в.

Таким образом, основная гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании, о культурно—историческом развитии отчужденных отношений архаического типа как о глубинной причине развития современного экологического кризиса нашла свое подтверждение. Отчужденные отношения древнегреческого типа (героизм) явились исходной формой отчуждения современного человека от мира и от природы (части мира), изначально обусловив слабо «экологичный» характер европейской культуры.

Подтверждение гипотезы, решение основных и дополнительных задач, в ряду которых особую эвристическую значимость имеет обнаружение духовно-психологических традиций русской культуры как положительного опыта установления гармоничных отношений человека с миром — все это позволяет утверждать, что вероятностный характер модели оптимизации отношений в системе «природа — человек — общество — культура», представленной в первой главе, обретает реалистическое звучание.

Новизна и теоретическая значимость нашей работы состоит в сопряжении различных областей знания, в использовании герменевтической логики наряду с другими методами. Авторская концепция оптимизации отношений общества с природой, возможно, заинтересует педагогов, социологов, ученых других областей теоретического знания и обретет практическое выражение в программах действий, направленных на реальное преодоление современного экологического бедствия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кузнецова, Ольга Николаевна, 2003 год

1. Августин Авреллий. Исповедь. // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Петр. История моих бедствий. М., «Республика», 1992. - С. 5 - 224.

2. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. JL, «Лениздат», 1990. - 221 с.

3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., «Наука», 1989. - 242 с.

4. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., «Советская Россия», 1986. - 368 с.

5. Афоризмы старого Китая. М., «Наука», 1991. - 77 с.

6. Ахутин А.В. Открытие сознания. // Индивидуальность в истории культуры. М., «Наука», 1990. - С. 5 - 42.

7. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М., «Наука» , 1989. - 270 с.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., «Искусство», 1979, -423 с.

9. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., «Мысль», 1097. -348 с.

10. Ю.Белик А.А. Экология религии. // Религии мира. М., Гл. ред. вост. лит., 1990.-С. 260-269.

11. Беовульф — Старшая Эдда Песнь о Нибелунгах. / Пер. А. Гуревича. - М., «Худож. лит», 1975. - 751 с.

12. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре. // Философия и мировоззрение. М., «Политиздат», 1990. - С. 73 — 83.

13. Бердяев Н.А. Мир творчества. Смысл творчества и переживание творческого экстаза. // Самопознание. Л., «Лениздат», 1991. - С. 205 — 220.

14. Бердяев Н.А. Смысл творчества. // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., «Правда», 1989. - С. 254 - 600.

15. Библейская энциклопедия. Л., Издание Свято-Троицкой Лавры Московской патриархии. - 902 с.

16. Библер B.C. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Индивидуальность в истории культуры. М. «Наука», 1990. - С. 81 - 125.

17. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах».) М., «Знание», 1990. - 64 с.

18. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового завета. М., «Библейское общество», 1993. - 1376 с.

19. Бизе Альфред. Историческое развитие чувства природы. СПб, 1890. -286с.

20. Боннар А. Греческая цивилизацияя. В 2-х томах. Т.2. Ростов-на—Дону, «Феникс», 1994. - 478 с.

21. Боттеро Ж. Гильгамеш царь, который не хотел умирать // Курьер ЮНЕСКО. № 4. - М., «Прогресс», 1989. - С. 16 - 21.

22. Валери П. Об искусстве. М., «Искусство», 1993. - 506 с.

23. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., Изд-во Московского университета, 1984. - 200 с.

24. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., «Наука», 1989. - 258 с.

25. Вернадский В.И. Научное мировоззрение. // На переломе. Философия и мировоззрение. М., «Политиздат», 1990. - С. 180 - 202.

26. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, «Наука», 1990. -246 с.

27. Вригт фон Г.Х. Логико-философские исследования. М., «Прогресс», 1982.-600 с.

28. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998. - 477 с.

29. Гарин И.И. Пророки и поэты. Т.1. М., «Терра», 1992. - 751с.

30. Гарковенко Р.В. Общая теория отношений общества с природой и глобальная экология. // Философские проблемы глобальной экологии. М., «Наука», 1983. - С. 59 - 83.31 .Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., «Искусство» 1981.-246 с.

31. Гачев Г.Д. Европейские образы пространства и времени. // Культура, человек и картина мира. М., «Наука», 1987. - С. 198 - 226.

32. Гегель Г. Феноменология духа. // Соч. в 14 т.т. Т. 4. М., «Соцэкгиз», 1959.-264 с.

33. Гердер И.-Г. Идеи к философии человечества. М., «Наука», 1977. - 703 с.

34. Гессе Г. Игра в бисер. Роман. Новосибирск, Новосиб. кн. изд-во, 1991. -464 с.

35. Гессе Г. Паломничество в страну Востока. // Степной волк. Роман, повести. Новосибирск, Новосиб. кн. изд-во, 1990. - С. 273 — 332.

36. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., «Знание», 1987. -218с.

37. Гирусов Э.В., Никитин Е.Д. Единство с природой одно из оснований русской идеи. // Русская идея. - М., ИФРАН, 1992. - С. 17 - 19.

38. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие взаимодействия общества и природы // Философские вопросы экологии. М., «Наука», 1983. -С. 105 - 120.

39. Глазычев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащегося. // Экологическое образование: опыт России и Германии. М., «Горизонт», 1997. - С. 80 - 106.

40. Гомер. Илиада. // Илиада. Одиссея. / Пер. с греч. В. Вересаева. М., «Просвещение», 1987. - 400 с.

41. Гомер. Одиссея. // Илиада; Одиссея./ Пер. с греч. В. Вересаева. М., «Просвещение», 1987. - 400 с.

42. Горелов А.А. Социальная экология. М., Изд-во МГУ, 1998. - 268 с.

43. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встречи Запада с Востоком. // Культура, человек и картина мира. М., «Наука», 1987. - С. 262 - 299.

44. Губин В.Д. «Культура» и «природа» в феномене творчества. // Философия и история культуры. М., «Наука», 1985. - С. 95 - 119.

45. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. Л., «Гидрометеоиздат», 1990. - 526 с.

46. Гуревич А.Я. Европейское средневековье и современность. // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., «Наука», 1990. - С. 135 -147.

47. Гуревич А.Я. Походы викингов. М., «Наука», 1966. - 182 с.

48. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии. // «Одиссей». Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., «Наука», 1989. - С. 114 - 135.

49. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., «Искусство», 1990. - 395 с.

50. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., «Политиздат», 1989. - 254 с.

51. Данте Алигьери. Божественная комедия. / Пер. с итал. и примеч. Ю. Лозинского. М., «Московский рабочий», 1986. - 575 с.

52. Дильтей В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. - С. 111 - 152.

53. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, «Полиграмма», 1994. - 319 с.

54. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., «Академия», 2001.-544 с.

55. Жоффруа де Виллардуэн (ок. 1150 -1213). Взятие Константинополя // Дюби Ж. Европа с средние века. Смоленск, «Полиграмма», 1994. - С. 100-105.

56. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. М., «Изд-во МХК», 2002. - 360 с.

57. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы. Н- Новгород, Изд-во НГПУ, 1998.-С. 8-17.

58. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе. Методы и средства обучения. М., «Экология и образование», 1993. - 86 с.

59. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады: Мифы Древней Греции. -М., «Московский рабочий», 1993. 382 с.

60. Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия. М., «Христианская литература», 1992. - 230 с.

61. Исландские саги Ирландский эпос. - М., «Худож. лит.», 1973. - 863 с.

62. История искусств. Минск, «Литература», 1997. - 606 с.

63. История западно-европейской литературы: Средние века и Возрождение. Учеб. для филол. спец. вузов. / М.П. Алексеев, В.П.Жирмунский, С.С. Микульский, А.А. Смирнов. М., «Высшая школа», 1999. - 462 с.

64. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение. Учеб. для вузов искусства и культуры. Под ред. И. Г. Нессельштраус, М., «Изобразит, искусство», 1982. - 375 с.

65. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 383 с.

66. Каган М.С. Философия культуры. СПб., «Петрополис», 1996. - 416 с.

67. Каган М.С Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., «Политиздат», 1974. - 328 с.

68. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М. — Кострома, Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Костромской гос. пед. ун-т, 1996. - 248 с.

69. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск, Новосиб. кн. изд-во, 1991. - 128 с.

70. Карсавин Л.П. Сочинения. Т. 2. Основы средневековой религиозности в XI1-Х111 в. СПб., «Алетейя», 1997. - 411 с.

71. Камю А. Миф и Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. М., «Политиздат», 1990. - С. 222 - 302.

72. Кацура А.В. Экологические перспективы человечества. М., «Знание», 1988.-63 с.

73. Кессиди Ф.К. От мифа к логосу: становление греческой философии. М., «Мысль», 1972. - 312 с.

74. Колесова И.Г. Межпредметные связи как необходимое условие экологического образования. // Экологическое и биологическое образование: методология, теория, и методика обучения. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 64 - 65.

75. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск, «Наука», 1987. - 221с.

76. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., изд-во МГУ, 1991.- 196 с.

77. Культура и развитие человека: очерки философско-методологических проблем. Киев, «Наук, думка», 1989. - 320 с.

78. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов./ Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2 изд. М., ЮНИТИ, 2001. - 600 с.

79. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии. 1995, № 3.- С. 29 36.

80. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М. Прогресс-Традиция, 2001. - 240 с.

81. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996, №11. С. 23 — 31.

82. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. // Ленин В.И. Полн. собр. соч.-Т. 18.-С. 7-384.

83. Литературная газета. 10 января 1990.

84. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л., «Наука», 1985. - 317 с.

85. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Ист.-лит. очерк. М., «Просвещение», 1976. -175 с.

86. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры. // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. - С. 144 - 167.

87. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., «Учпедгиз», 1957. - 620 с.

88. Лосев.А.Ф. Дерзание духа. М., «Политиздат», 1989. - 304 с.

89. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., «Искусство», 1995. - 320 с.

90. Маранцман В.Г., Чирковсая Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977. -206 с.

91. Маркс К. Экономическо — философские рукописи 1844 года. // Маркс. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание. Т. 42. М., С. 41 - 174.

92. Медоуз Д.Х. и др. За пределами роста: Предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее. М., изд-во МГУ, 1994. - 208с.

93. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., изд-во академии наук СССР, 196i:-302c.

94. Мифология древнего мира. М., «Наука», 1977. - 456 с.

95. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М., «Советская энциклопедия», 1993. Т.1-671 е., Т.2 -719 с.

96. Михайлов А.В. Из истории характера. // Индивидуальность в истории культуры. М., «Наука», 1990. - С. 43 - 72

97. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., МГВВ КОКС, 1995. - 376 с.

98. Мяло К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира. М., «Наука», 1987. - с. 227 - 261.

99. ЮО.Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., «Прометей», 1989. - 288 с.

100. Народные русские легенды А.Н.Афанасьева. Новосибирск, 1990. - 270 с.

101. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М., «Просвещение», 1987. - 255 с.

102. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., «Просвещение», 1992. -319 с

103. Ницше Ф. Антихристианин. // Сумерки богов. М., «Политиздат», 1990. -С.17-93.105 .Новиков Г.А. 100 лет экологии Э. Геккеля // Очерки по истории экологии. М., «Наука», 1970. - С. 17 - 39.

104. Юб.Олейникова О.Д. Ценностные основания русской культуры // Новые технологии в науке и образовании. Новосибирск, Новосибирский гос. пед. ун-т, 1998.-С. 109-107.

105. Ю8.0ткровенные рассказы странника духовному своему отцу. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. 220 с.

106. Пантиков В.П. Диалектика образов природы и искусства. // Новые технологии в науке и образовании. Новосибирск, Нов-й гос. пед. ун-т, 1998. -С. 370-371.

107. Паранин В.И. История варваров. 4.1. СПб., «Русское географ, об-во», 1999.-256 с.

108. Песнь о Роланде. Старофранцузский героический эпос. М., «Наука», 1964.- 192 с.

109. Печчеи А. Человеческие качества. М., «Прогресс», 1980. - 312 с

110. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х томах. Т.2., М., «Правда», 1987.-603 с.

111. Полани М. Личностное знание. М., «Прогресс», 1985. - 344 с.

112. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, «Синто», 1993. - 183 с.

113. Пришвин М.М. Собрание сочинений. В 8-ми томах. Т.5. М., «Худож. лит», 1983.-486 с.

114. Пушкин В.Г. Сознание и творчество. // Творческая активность сознания. -Л., 1986.-С. 3-13.

115. Рабле Ф.-Г. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., «Правда», 1991. - 766 с.

116. Ревякина Н.В. Учение о человеке итальянского гуманиста Джаноццо Манетти (15в.). // Из истории культуры средневековья и Возрождения. -М., «Наука», 1987. С. 244 - 276.

117. Рикер П. Конфликт интепретаций. Очерки о герменевтике. М., «Медиум», 1995. - 416 с.

118. Ронин В.К. Франки, вестготы, лангобарды в 6-8 веках: политические аспекты самосознания. //Одиссей. М.,. «Наука», 1989. - С. 60 - 76.

119. Рубанцева Т.А. Процесс аккультурации личности через гуманизацию образования •// Новые технологии в науке и образовании. Новосибирск, Новосибирский гос. пед. ун-т, 1998. - С. 15-25.

120. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., «Педагогика», 1976. - С. 253 - 381.

121. Русские веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. Реставрации, перевод, комментарии Б. Кресеня. М., «Наука и религия», 1992. - 368 с.

122. Сага о Сверрире. / Отв. ред. О.А. Смирницкая. М., «Наука», 1988. - 278

123. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. Уч. пособие для вузов. М., ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 559 с.

124. Силичев Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций. М., «Знание», 1991. - 64 с.

125. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., «Наука», 1989. - 350 с.

126. Словарь античности. М., «Прогресс», 1989. - 704 с.

127. Слово о полку Игореве. М., «Худож. лит.», 1965. - 63 с.

128. Снисаренко А.Б. Третий пояс мудрости: Блеск языческой Европы. JL, «Лениздат», 1989. - 286 с

129. Современная западная философия. Словарь. М., «Политическая литература», 1992. - 414 с.

130. Сокровища русского фольклора. Былины. М., «Современник», 1991. -767 с.

131. Соловьев Владимир. Положение к чтению Владимира Соловьева в психологическом обществе о причинах упадка средневекового миросозерцания. // Советская культура. 1989, 8 апреля.

132. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует будущее. Очерки по истории философии и культуры. М., Изд-во полит, лит-ры., 1991. - 430 с.

133. Софокл. Эдип-царь./Пер. С. Шервинского // Античная драма. М., «Худож. лит.», 1970. - С. 119 - 178.

134. Спиноза Б. Этика. М., «Наука», 1982. - 223 с.

135. Спиркин А.Г. Основы философии. М., «Политиздат», 1988. - 591 с.

136. НО.Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. Л., «Наука», 1967. - 184с.

137. Сумм Л.Б. Учение о трагедии и трагическом в творчестве А.Ф. Лосева. // А.Ф. Лосев и культура XX века. М., "Наука", 1991. - С. 139 - 142.

138. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., Изд-во полит, лит-ры, 1989. -572 с.

139. НЗ.Таками Д. Избранная лирика. М., «Молодая гвардия», 1976. - 80 с.

140. Тол стой Л.Н. Избранные произведения в трех томах. Повести и рассказы. М.-Л., Гос. изд-во художю лит. 1950. - С. 482 - 554.

141. Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем. // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., «Наука», 1989. - С. 6 - 17.

142. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. М., «Прогресс», 1991. - 736 с.

143. Фадеева Т. «Европейская цивилизация» и «европейская идентичность»: современные зарубежные интерпретации. // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., «Наука», 1990. - С. 160 - 181.

144. Философский словарь. М., «Политическая литература», 1980. - 444 с.

145. Флоренский П.А. Оправдание космоса. СПб., Изд-во ВГК, 1994. - 224 с.

146. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., «Прогресс», 1990. - 368 с.

147. Фромм Э. Душа человека. М., «Республика», 1992. - 430 с.

148. Хайдегер М. Время картины мира. // Новая технологическая волна на Западе. М., «Прогресс», 1986. - С. 13-118.

149. Холостова Т.В. Проблема духовности человека. // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Киев, 1981. -320 с.

150. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценность. Тбилиси, «Мецниероба», 1984. -171 с.

151. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. //Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М., «Наука», 1988.-С. 205-233.

152. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., «Прометей», 1993. - 511 с.

153. Шекспир В. Гамлет. //Шекспир В. Трагедии. Сонеты. М., «Худож. лит.», 1968.-С. 123-244.

154. Шилов М.А. Экология. Учеб. для вузов. М., «Высшая школа», 2001. -512 с.

155. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, «Наука», 1993. - 585 с.

156. Шпенглер О. Пессимизм? Публикации. // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., «Наука», 1991. - С. 90 - 101.

157. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М., Ин-т практич. психологии; Воронеж, НПО «Модэк», 1996. - 492 с.

158. Штайнер Р. Философия свободы. Основные черты современного мировоззрения. Калуга, «Духовое познание», 1994. - 256 с.

159. Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., «Высшая школа», 1975. - 246 с.

160. Щуцкий Ю.К. «Китайская книга перемен» (Ицзин). Ростов-на Дону, «Феникс», 1998. - 541 с.

161. Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд-е, Т. 20.-С. 339-626.

162. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., "Меркурий", 1994. - 256 с.

163. Boorstin, Daniel. The Pseudo-Event.// Popular Culture. Mirror of American Life. A Courses by Newspapers Reader./ Ed. by David Manning White and John Pendleton.- Univ. of California.- Del Mar.-1977.- p.214-219

164. Chen Lixu. The Transcendent Function of Culture// Social Sciences in China.-A Quarterly Journal.- Spring 2001.- Vol.XXn.-N3.- p. 122-131.

165. Coser L.A. Sociology through literature. -2 ed. New Jersey : State University of New York .- Stony Brook. -Prentice Hall.- Englewood Cliffs, 1972. -517 p.

166. Deloria V. American Indian Metaphysics // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. - 2001.- p. 1 -6.

167. Deloria V. Power and Place Equal Personality // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. — 2001.- p.21 -28.

168. Deloria V. Knowing and Understanding. // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. — 2001.- p.41 —46.

169. Deloria V. Traditional Technology // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. - 2001.- p.57 -65.

170. Deloria V. Transitional Education // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. - 2001p.79 -86.

171. Deloria V. Property and Self- Goverment As Educational Initiatives // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. — 2001.- p.101 — 111.

172. Deloria V. Highter Education and S elf-Determination // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. - 2001.- p.123 —133.

173. Deloria V. The Perpetual Educational Report // Power and Place : Indian education in America. Golden Colorado. - 2001.-p. 151-161.

174. Hannerz, Ulf.Cultural Complexity. Studies in the social organization of meaning.r Columbia Univ. press.- New York.- 1992.- 347 p.

175. Kalba, Kas. The Electronic CommunityJl Popular Culture. Mirror of American Life. A Courses by Newspapers Reader./ Ed. by David Manning White and John Pendleton.- Univ. of California.- Del Mar.-1977.- p. 320-324.

176. Liehm A.J. The politics of culture./ Tr. by P.Kissi.- New York : Grove press, 1973.-412 p

177. Storey, John. Postmodernism and Popular Culture. // The Icon Critical Dictionary of Postmodern Thought. Cambridge, 1998, p. 147 -157.

178. Stratton J. Beyong art.: Postmodernism and the case of popular music.// Theory, culture a. coc.- Cleveland, 1989.- Vol. 6.- № l.-p. 31-57.

179. Talbot, Mary M. Fiction at work. Language and social practice in fiction .London and New York: Longman,1995.-216 p.

180. The Icon Critical Dictionary of Postmodern Thought/ Ed. by Stuart Sim.- Jcon books.- Cambridge, 1998.

181. Wan Junren. On the Moral Dimension of the Market Economy// Social Sciences in China.-A Quarterly Journal.- Spring 2001.- Vol.XXII.-N3.-p. 110121.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.