Проблема аутентичности художественного высказывания в прозе Ингеборг Бахман тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Моросеева, Дарья Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат наук Моросеева, Дарья Дмитриевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Глава 1. АУТЕНТИЧНОСТЬ КАК ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие «аутентичность» в гуманитарном дискурсе
1.2. Аутентичность как понятие эпохи модерна
1.3. Проблема аутентичности художественного высказывания в литературоведении
1.4. «Выразимое» и «невыразимое» в структуре аутентичного художественного высказывания
2. Глава 2. ГРАНИЦЫ ЯЗЫКА В ПРОЗЕ И.БАХМАН И ПРОБЛЕМА ГЕРОЯ
2.1. «Невыразимость» и поэтика умолчания
2.2. Утопия как философия «нового» языка
3. Глава 3. ЯЗЫК ГРАНИЦЫ В ПРОЗЕ И.БАХМАН И ПОЭТИКА АУТЕНТИЧНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
3.1. Функции «лирического членения» в прозе И. Бахман
3.2. Порог как способ конструирования идентичности личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Музыкальность как особенность поэтики Ингеборг Бахман2014 год, кандидат наук Съёмщикова, Елена Олеговна
Творчество Ингеборг Бахман: Понятия "язык" и "молчание"2001 год, кандидат филологических наук Соколова, Елизавета Всеволодовна
Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины XX века2013 год, кандидат наук Ивлиева, Полина Дмитриевна
Поэтика романов Барбары Фришмут в контексте австрийской литературы второй половины ХХ - начала ХХI в.2019 год, кандидат наук Трофимова Людмила Владимировна
Проза Томаса Бернхарда: кризис языка и проблема диалогического слова2009 год, кандидат филологических наук Ташкенов, Сергей Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема аутентичности художественного высказывания в прозе Ингеборг Бахман»
ВВЕДЕНИЕ
Ингеборг Бахман (1926-1973) родилась в Каринтии, федеральной земле Австрии, расположенной на юге страны и граничащей с Италией и Словенией. Перекресток одновременно нескольких языков и культур оказал впоследствии значительное влияние на формирование И.Бахман как личности и как писательницы. И.Бахман свободно владела несколькими языками и никогда подолгу не задерживалась на одном месте, ее домом в разное время были Клагенфурт, Вена, Лондон, Париж, Рим. Но своей духовной родиной она всё-таки считала Австрию и всегда возвращалась к ней в своих произведениях.
В 1945-1950гг. И.Бахман изучала философию, психологию, филологию и право в университетах Инсбрука, Граца и Вены. В студенческие годы она увлеклась философией языка австрийского логика-позитивиста Л. Витгенштейна. В 1949г. И.Бахман защитила кандидатскую диссертацию на тему «Критические установки экзистенциальной философии М.Хайдеггера», где подвергла его философию жесткой критике с позиций логического позитивизма. В частности, она оспаривала целесообразность отнесения философии к области метафизики, не подлежащей научной верификации, и отдала это право искусству, единственно способному, по ее мнению, схватывать те смыслы, что лежат за гранью чувственно познаваемого. Однако сама И. Бахман также не избежала влияния М. Хайдеггера. Его представления о языке как о «доме бытия», где живет человек, нашли свое отражение и в ее творчестве. Не меньшее влияние на ее художественную концепцию оказала так называемая «традиция современного языкового скепсиса» („Tradition des modernen Sprachzweifels"), представленная в работах Ф.Ницше, Ф.Маутнера, Х. фон Гофмансталя и Л.Витгенштейна. Основным положением, особенно тонко и глубоко воспринятым И. Бахман в философии Л. Витгенштейна, стало положение о «невыразимом», за которым он, в частности, закреплял сферу «этического», которая, по его мнению, не подлежит вербализации, поскольку исключает возможность описания себя в терминах «протокольных предложений». «Невыразимое» так остро затрагивало саму
писательницу не в последнюю очередь из-за сложной исторической ситуации, сложившейся в Европе в середине ХХ века. Дискредитация гуманистических представлений о человеке как о существе разумном и нравственном, повлекшая за собой радикальную переоценку ценностей, неизбежно отразилась и на языке. В связи с этим И. Бахман оказываются близки этические и эстетические установки литературного направления «сплошная вырубка» („Kahlschlag"), «идея которого вырастает из опыта не просто кризиса, а глубокого исторического потрясения, разрушения сложившихся форм социального и идеологического обеспечения человеческого существования» [94: 240]. Языку, засоренному разного рода ложью, идеологиями, пропагандой и клише, И.Бахман пытается противопоставить язык истинный и ищет этот язык в «невыразимом».
В немецкоязычной литературе И. Бахман прочно утвердилась с момента своего первого выступления в рамках литературного объединения «Группа 47». Тогда, по признанию многих коллег, в юной, несмелой и говорящей шепотом девушке уже можно было распознать «звезду первой величины». Впоследствии она была отнесена к «классикам» послевоенной литературы - наряду с такими авторами, как П.Целан, Г.Айх, И.Айхингер, М.Вальзер, Г.Белль. В историю литературы И.Бахман вошла, прежде всего, как тонко и глубоко чувствующий лирик, разрабатывающий в своих текстах сущностные экзистенциальные проблемы своего времени - такие, как вина языка, преодоление прошлого, одиночество, страх, смерть. Однако в 1963г. наступает период почти десятилетнего молчания поэтессы. И.Бахман оставляет поэзию и обращается к прозе. Свое решение она объясняет тем, что не хочет писать стихотворений после того, как осознала, что может создавать их уже «чисто технически», не реализуя в них подлинную необходимость высказаться. Эту установку она воплотила в одном из своих последних стихотворений „Keine Delikatessen" («Не нужно нежничать») (1963):
„Nichts mehr gefällt mir. Soll ich
eine Metapher ausstaffieren
mit einer Mandelblüte?
die Syntax kreuzigen
auf einen Lichteffekt?
Wer wird sich den Schädel zerbrechen
über so überflüssige Dinge -
Ich habe ein Einsehn gelernt mit den Worten, die da sind
(für die unterste Klasse)
Hunger
Schande
Tränen
und
Finsternis.
Muss ich
mit dem verhagelten Kopf,
mit dem Schreibkrampf in dieser Hand,
unter dreihundertnächtigem Druck
einreißen das Papier,
wegfegen die angezettelten Wortopern,
vernichtend so: ich du und er sie es
wie ihr?
(Soll doch. Sollen die andern.)
Mein Teil, es soll verloren gehen " [10: 182].
«Должна ли я
украшать свои метафоры
веточкой цветущего миндаля?
Должна ли я сталкивать и скрещивать фразы,
ломая синтаксис, - ради зряшного фейерверка?
Я научилась понимать простые слова,
слова, которые всегда к вашим услугам, ГОЛОД,
ПОЗОР,
СЛЕЗЫ
и ТЬМА.
А может, мне выбить из головы всяческую заумь, разжать пальцы, сведенные писчим спазмом, сбросить тяжкое бремя трехсот ночей? Может,
надо вымести прочь все эти полухитроспелтенные музыкально-словесные кружева, оставив попросту: я, ты, он, она, оно, мы, вы? (Надо. И другим надо!)
Вот почему я отказываюсь от ваших изысканных деликатесов.
Выхожу из вашей игры» [1: 6]. (Перевод А. Голембы).
Не в последнюю очередь отказ И.Бахман от создания стихотворений объясняется ужасами фашизма с его массовыми уничтожениями ни в чем не повинных людей. Достаточно вспомнить высказывание Т.Адорно о том, что после Освенцима нельзя писать стихов, чтобы понять экзистенциальную растерянность авторов того времени. «Старый» язык оказался «нежизнеспособным», т.е. неспособным к выражению актуального содержания реальности. И, какими словами говорить теперь о самом главном, стало настоящим вызовом времени, обращенным к каждому художнику, ощущавшему потребность высказаться. Таким образом, обращение И.Бахман к прозе имеет не только эстетические, но и в большей мере этические причины: «Лирика, как считает Бахман, в своей сущности так или иначе тяготеет к завершенности, самодовлеющей замкнутости. Такая замкнутость оборачивается «деликатесами», формальными излишествами или, как сказал бы Брехт, «кулинарией». Прощаясь с поэзией, Бахман в очередной раз отправляется на поиски нового языка - более строгого, простого, аналитического, языка «голода, позора, слез и тьмы». Это и есть язык прозы, опять-таки в «австрийском» ее понимании, поскольку проза в австрийской литературной традиции ХХ века чаще всего занимается описанием несчастья и страдания человеческой личности, развенчанием разного рода утопий, от самых бесхитростных до самых утонченных, обещающих человеку окончательное спасение и утешение» [51: 241]. Таким образом, приоритет отныне закрепляется не за искусными интеллектуально-словесными конструкциями, а за настоящим, невыдуманным, человеческим и авторским опытом. О роли подобного опыта И. Бахман говорит, в частности, в одном из своих интервью:
„ Und wenn man überhaupt fragt, welche Aufgaben der Schriftsteller hat, - dann würde ich immer sagen, die Menschen dorthin zu bringen oder mitzureißen, in die Erfahrungen, die die Schriftsteller machen." [133: 140].
«И если вообще спросить, каковы же задачи писателя, - то я непременно ответила бы: увести людей туда и увлечь их тем опытом, который проживают писатели» [Перевод мой. - Д.М.].
Лирические и прозаические тексты И. Бахман не являются «искусством для искусства», но всегда воплощают в себе исторический и экзистенциальный опыт сложной и противоречивой эпохи ХХ века. Особое место в ее творчестве занимает тема Второй мировой войны и фашизма. Будучи ребёнком, И. Бахман видела, как гитлеровские войска вошли в ее родной город Клагенфурт, и это навсегда оставило неизгладимый след в её памяти:
„Es hat einen bestimmten Moment gegeben, der hat meine Kindheit zertrümmert. Der Einmarsch von Hitlers Truppen in Klagenfurt. Es war etwas so Entsetzliches, dass mit diesem Tag meine Erinnerung anfängt: durch einen zu frühen Schmerz, wie ich ihn in dieser Stärke vielleicht später überhaupt nie mehr hatte. Natürlich habe ich das nicht verstanden in dem Sinn, in dem es ein Erwachsener verstehen würde. Aber diese ungeheure Brutalität, die spürbar war, dieses Brüllen, Singen und Marschieren - das Aufkommen meiner ersten Todesangst. Ein ganzes Heer kam da in unser stilles, friedliches Kärnten... " [133: 111].
«Был конкретный момент, который разрушил мое детство. Вступление гитлеровских войск в Клагенфурт. Это было нечто настолько ужасающее, что с этого дня начинаются мои воспоминания: через слишком раннюю боль, которую я, возможно, впоследствии никогда больше не испытывала с такой силой. Разумеется, я не понимала этого в том смысле, в котором это понял бы взрослый. Но эта чудовищная грубость, которая была ощутима, этот рёв, пение и маршировка - появление моего первого страха смерти. Целое полчище пришло вдруг в нашу тихую мирную Каринтию... » [Перевод мой. - Д.М.].
Впоследствии И.Бахман будет разрабатывать проблематику смерти и фашизма в романном цикле „Todesarten" («Виды смерти»), из которого, однако, единственным завершенным произведением останется только роман „Malina" («Малина»). По глубокому убеждению И.Бахман, искусство должно решать не только эстетические, но и этические проблемы, пребывая в постоянном диалоге с социальной действительностью. Для этого слово, как главный инструмент писателя, должно быть «истинным», способным передавать подлинное
содержание реальности и опыт переживания этой реальности человеком. В связи с этим задачу автора ХХ века И.Бахман видит в следующем:
„ Wir müssen wahre Sätze finden, die unserer eigenen Bewusstseinslage und dieser veränderten Welt entsprechen " [133: 19].
«Мы должны найти такие правдивые предложения, которые соответствуют нашему собственному состоянию сознания и этому изменившемуся миру» [Перевод мой. - Д.М.].
Для выполнения этой задачи автор не должен идти по пути наименьшего сопротивления и использовать «готовые» фразы, но должен, пользуясь авторским неологизмом И. Бахман, «рас-писать» их:
„[...] da kann ein Schriftsteller sich nicht der vorgefundenen Sprache, also der Phrasen, bedienen, sondern er muss sie zerschreiben"[133: 84].
«[...] тут писатель не может пользоваться готовым языком и фразами, он должен их «рас-писать» [Перевод мой - Д.М.].
Так, неотъемлемым эстетическим принципом творчества И. Бахман становится тезис о необходимости «рас-писать» «готовые» и семантически «затёртые» фразы, чтобы пробиться к живым смыслам языка, способным высветить глубинное, ускользающее от поверхностного взгляда жизненное содержание. Не случайно в качестве основного мотива произведений И. Бахман Криста Вольф называет тезис „sehend werden, sehend machen" («стать зрячим, делать зрячим»), а само её творчество К. Вольф характеризует как творчество, обладающее «напряженной аутентичностью» („spannungsreiche Authentizität") [162: 99].
О литературе И.Бахман говорит как об «открытом в будущее царстве неизвестных границ» [124: 290] и воплощает эту установку в своем творчестве. Ее художественная палитра очень широка и многогранна. И. Бахман не ограничивает себя рамками определенного жанра, но пробует себя на разных литературных поприщах - в лирике, прозе, драматургии, переводе, сочинениях либретто и радиопьес. В своем стремлении передать «невыразимое», И.Бахман нередко обращается к музыке, заимствуя те или иные ее элементы для своих текстов и тем
самым переходя непосредственные границы литературы. Само «невыразимое» мыслится ею как музыка, для которой надо найти правильные и единственно верные слова, чтобы она «зазвучала»:
„ Tief im Grund verlang ich immer alles restlos zu erzählen, in Akkorden auszuwählen, was an Klängen mich umspielt" [10: 20].
«В глубине души я жажду, рассказать все без остатка, подобрать свои аккорды,
к звукам, что вокруг меня» [Перевод мой. - Д.М.].
Творческое наследие И. Бахман состоит не только из завершенных и опубликованных произведений, но также из немалого количества неоконченных текстов, лирических и прозаических фрагментов, набросков стихотворений, рассказов, романов. К числу ее завершенных произведений следует, прежде всего, отнести: стихотворные сборники «Отсроченное время» („Die gestundete Zeit") (1953), «Призыв к Большой Медведице» („Anrufung des großen Bären") (1957); радиопьесу «Сделка со сновидениями» („Ein Geschäft mit Träumen") (1952), пьесу «Добрый Бог с Манхэттена» („Der gute Gott von Manhattan") (1958), пьесу «Цикады» („Die Zikaden") (1955), либретто оперы «Принц Гомбургский» („Der Prinz von Homburg") (1960), либретто оперы «Маленький лорд» („Der junge Lord") (1965), сборник рассказов «Тридцатый год» („Das dreißigste Jahr")(1961), сборник рассказов «Синхронно» („Simultan") (1972), а также единственный роман «Малина» („Malina") (1971).
Пик «бахмановедения» приходится на первое десятилетие после её смерти. Её произведения активно изучаются в Германии, Австрии, Франции, Италии, США и ряде других стран. На настоящий момент существует достаточно большое
количество работ, посвященных самым разнообразным аспектам её творчества. Исследованию лирики И. Бахман посвящены работы таких литературоведов, как У. Тим (U.Thiem), Д. Граф (D. Graf), А. Блау (A. Blau), А. Ларкати (A. Larcati), Б. Бёшенштайн (B. Böschenstein), И. Шиффермюллер (I. Schiffermüller), С. Ботнер (S. Bothner) и др.
Проблематика и поэтика рассказов, вошедших в первый прозаический сборник И. Бахман «Тридцатый год» ("Das dreißigste Jahr"), рассматриваются в исследованиях Ф. Пилиппа (F. Pilipp), С.Р. Заммер (S.R. Sammer), Ю. Шнайдер (J. Schneider), У. Тёллера (U. Töller), М. Альбрехт (M. Albrecht), Д. Гётше (D. Göttsche), Х. Хёллера (H. Höller), К. Бартша (K. Bartsch) и др.
Второй сборник рассказов И. Бахман «Синхронно» („Simultan") становится объектом исследования Б. Баннаш (B. Bannasch), С. Гримковски (S. Grimkowski), П.-Е. Ши (P.-E. Shieh), И. Дузар (I. Dusar), Е. Линдеман (E. Lindemann), Ю. Шнайдер (J. Schneider) и др.
Анализу единственного завершенного романа И. Бахман «Малина» („Malina") посвящены работы таких литературоведов и писателей, как Ю. Кайзер (J. Kaiser), Х. Майер (H. Mayer), Д. Латтман (D. Lattman), Р. Гартунг (R. Hartung), Х. Шпиль (H. Spiel), А. Штоль (A. Stoll), Р. Штайгер (R. Steiger), А. Клауберт (A. Klaubert), К. Индерталь (K. Inderthal), Д. Гётше (D. Göttsche), М. Альбрехт (M. Albrecht), М. Бере (M. Behre), Х. Хёллер (H. Höller), И. Хайдельбергер-Леонард (I. Heidelberger-Leonard), С. Шайбе (S. Scheibe), Ю. Шлих (J. Schlich), Е. Саммерфилд (E. Summerfield), Б. Герман (B. Herrmann), Ю. Шнайдер (J. Schneider), А. Хапкемейер (A. Hapkemeyer), К. Кролов (K. Krolow), Г. Воманн (G. Wohmann), Х. Хайсенбютель (H. Heißenbüttel).
Проблема языка как одна из центральных проблем всего творчества И. Бахман рассматривается в трудах Б.Ангст-Хюрлиман (B.Angst-Hürlimann), М. Юргенсена (M.Jurgensen), Г. Радаелли (G.Radaelli), П.Феля (P.Fehl), Н.Рейнгарда (N.Reingard) и К.Лоренц-Линдеман (K.Lorenz-Lindemann). Незавершенный романный цикл «Виды смерти» („Todesarten") подробно изучается в работах Х.
Хендрикса (H. Hendrix), С.Леннокса (S.Lennox), Д.Гётше (D.Göttsche), М. Альбрехт (M.Albrecht), К.Ахбергер (K.Achberger), К.Канц (C.Kanz).
Теме любви, как неотъемлемой составляющей художественного мира И. Бахман, посвящено исследование М. Оберле (M.Oberle) «Любовь как язык и язык как любовь. Поэтология любовной лирики И.Бахман» („Liebe als Sprache und Sprache als Liebe. Die Poetologie der Liebeslyrik Ingeborg Bachmanns"), где на основе анализа стихотворного корпуса И.Бахман рассматривается взаимосвязь языка и любви в ее творчестве. Одной из конститутивных характеристик языка как любви и любви как языка в лирике И.Бахман признается диалогичность как непременное условие их успешного «функционирования». Только в диалоге между Я и Другим становится возможным прорыв лирического субъекта к Другому как объекту любви, что способствует преодолению отчуждения и воссоединению лирического субъекта со своим глубинным, внутренним Я и миром в целом. Не менее интересной представляется монография Б. Петерс (B. Peters), названная по аналогии с романным циклом И. Бахман «Виды смерти» („Todesarten") - «Виды любви. Теологический разговор с Ингеборг Бахман» („LiebesArten. Im theologischen Gespräch mit Ingeborg Bachmann"). На основе анализа как лирических, так и прозаических произведений И.Бахман автор монографии приходит к выводу о том, что «виды любви», последовательно разрабатываемые И.Бахман в ее текстах, являются в высшей степени диалектичными. Они заключают в себе одновременно язык и молчание, любовь человеческую и любовь божественную как любовь ко всему сущему. В качестве неотъемлемой черты любви, представленной в произведениях И.Бахман, так же называется диалогичность, служащая ключом к нахождению собственной идентичности, к самопознанию, познанию Другого и через него - к познанию всего мира.
Отдельный ряд исследований посвящен анализу мотивов в творчестве И. Бахман. Мотив ожидания как «пороговое» состояние, переживаемое героями ее произведений, рассматривается К. Хайзер (C. Heiser) в работе «Мотив ожидания у И.Бахман. Анализ прозы в контексте философии экзистенциализма» („Das Motiv
des Wartens bei I. Bachmann. Eine Analyse des Prosawerks unter besonderer Berücksichtigung der Philosophie der Existenz"). Христианские мотивы на уровне образной и сюжетно-композиционной организации в лирике и прозе И. Бахман анализирует М.-Л. Хаббель (M.-L. Habbel) в своем исследовании «Библейско-христианские мотивы в творчестве И. Бахман» („Biblisch-christliche Motive im Werk I. Bachmanns"). Особого внимания в данном ряду заслуживает монография Г.Вебера (H.Weber) «На границе языка. Религиозное измерение языка и библейско-христианская метафорика в творчестве И. Бахман» („An der Grenze der Sprache. Religiöse Dimension der Sprache und biblisch-christliche Metaphorik im Werk Ingeborg Bachmanns"). В данной работе на материале лирики и прозы И. Бахман подробно изучаются экзистенциальные, религиозные предпосылки и основания ее творчества. Немалая роль в данном исследовании отводится именно языку, выступающему посредником между литературой и христианством как религией слова в творческой концепции писательницы.
Музыкальным аспектам творчества И. Бахман посвящены работы К. Золибакке (K. Solibakke) «Оформленное время. Музыка как дискурс и структура у Бахман и Бернхарда» („Geformte Zeit. Musik als Diskurs und Struktur bei Bachmann und Bernhard") и К. Шмидт-Виштоф (K. Schmidt-Wistoff) «Поэзия и музыка у Ингеборг Бахман и Ханса Вернера Хенце. «Момент истины» на примере их оперного творчества» („Dichtung und Musik bei Ingeborg Bachmann und Hans Werner Henze. Der „Augenblick der Wahrheit" am Beispiel ihres Opernschaffens").
Комплексному анализу всего творчества И. Бахман посвящена монография З. Вайгель (S. Weigel) «Ингеборг Бахман» („Ingeborg Bachmann"), исследование Х. Хёллера (H. Höller) «Ингеборг Бахман. Творчество. От ранних стихотворений до цикла «Виды смерти») („Ingeborg Bachmann. Das Werk. Von den frühesten Gedichten bis zum „Todesarten"-Zyklus"), а также справочник-руководство М. Альбрехт (M. Albrecht) и Д. Гётше (D. Göttsche) по творчеству И. Бахман «Бахман. Справочник-руководство. Жизнь-творчество-влияние» („Bachmann. Handbuch. Leben-Werk-Wirkung").
В отечественном литературоведении исследованию творчеству И.Бахман посвящено несколько диссертаций. В 2001 г. была защищена кандидатская диссертация Е.В. Соколовой на тему «Творчество Ингеборг Бахман: Понятия «язык» и «молчание»», где, в частности, исследуется проблема языкового скептицизма в художественной концепции И. Бахман, а также соотношение языка и молчания как в лирических, так и в прозаических ее текстах. В творчестве И. Бахман Е.В. Соколова выделяет так называемое «значимое» и «абсолютное» молчание. «Значимое» молчание, согласно исследовательнице, становится незримым продолжением «возможностей человеческого самовыражения» [103: 146], способным передавать истину, которую невозможно облечь в слова. В то время как «абсолютное молчание» противоположно по своей сути языку как таковому и оттого становится синонимом смерти и небытия. Впоследствии языковая проблематика получила своё дальнейшее развитие и разработку в вышедшей в 2012 году монографии Е.В. Соколовой «Взаимосвязь «пола» и «языка» в творчестве Ингеборг Бахман и Эльфриды Елинек». На материале произведений этих двух австрийских писательниц прослеживается взаимовлияние категорий пола и языка и его преломление в их художественных текстах. В 2008 г. была защищена докторская диссертация А.Э. Воротниковой «Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг.», где, наряду с другими представительницами женского письма, автор исследует принцип гиноцентризма в творчестве И. Бахман и, в частности, в её романе «Малина». Исследованию музыкальности в произведениях И. Бахман посвящена кандидатская диссертация Е.О. Съёмщиковой «Музыкальность как особенность поэтики И. Бахман». В данной работе исследуется звуковое пространство поэтики произведений И. Бахман в контексте взаимодействия звука и слова.
Перечисленные работы крайне важны для понимания творчества И. Бахман. Однако, по нашему мнению, ключевой для осмысления ее творчества и, в частности, прозаических произведений, служит категория аутентичности. Проблема языка, понимаемая как основной и наиболее значимый аспект аутентичности художественного высказывания, выступает как центральная
проблема творчества И.Бахман. Анализ ее прозы в контексте проблемы аутентичности художественного высказывания позволит раскрыть сущностные смысловые и поэтологические аспекты ее творчества. В связи с этим в настоящем исследовании предпринята попытка рассмотреть корпус прозаических текстов И. Бахман с точки зрения проблемы аутентичности художественного высказывания.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию творчества И.Бахман посвящено немалое количество работ как зарубежных, так и отечественных литературоведов. Проблема языка как центральная проблема ее творчества не раз становилась предметом исследования ученых. Однако, на наш взгляд, ключевой для понимания поэтики И.Бахман является категория аутентичности, позволяющая по-новому посмотреть на экзистенциальные и эстетические основания ее творчества.
Проблема аутентичности художественного высказывания относительно недавно стала предметом научного интереса литературоведов. На настоящий момент в западном литературоведении существует сравнительно небольшое количество работ, посвященных проблеме аутентичности (С. Кналлер, Г. Мюллер, Ю. Шлих, Й. Мекке). В отечественном литературоведении проблеме аутентичности художественного высказывания посвящены работы Н.Т. Рымаря, являющегося «первопроходцем» в ее исследовании и внесшего немалый вклад в ее разработку.
Объектом исследования служит художественный язык И.Бахман
Предметом исследования является проблема аутентичности художественного высказывания.
Материал исследования: рассказы, вошедшие в сборник И.Бахман «Тридцатый год» („Das dreißigste Jahr") (1961): «Детство и отрочество в австрийском городе» („Jugend in einer österreichischen Stadt"), «Всё» („Alles"), «Тридцатый год» („Das dreißigste Jahr"), «Вильдермут» („Ein Wildermuth"), «На пути в Гоморру» („Ein Schritt nach Gomorrha"), «Ундина уходит» („Undine geht"); рассказы, вошедшие в сборник «Синхронно» („Simultan") (1972): «Синхронно» („Simultan") , «О, эти счастливые глаза» („Ihr glücklichen Augen"), «Лай» („Das
Gebell"), «Три дороги к озеру» („Drei Wege zum See"); роман «Малина» („Malina") (1971).
Актуальность диссертационного исследования обусловлена особой значимостью проблемы аутентичности художественного высказывания для художественной культуры ХХ века, а также тем, что разработка данной проблемы находится в отечественном литературоведении на начальной стадии исследования.
Цель исследования состоит в обосновании центрального положения проблемы аутентичности художественного высказывания в творчестве И.Бахман, а также в выявлении способов художественного решения этой проблемы в произведениях писательницы. Для достижения данной цели решается ряд частных задач:
1) изучить понятия и концепции аутентичности в зарубежном и отечественном литературоведении с учетом особенностей их функционирования в современном гуманитарном дискурсе;
2) рассмотреть понятие аутентичности в связи с проблемой личности эпохи модерна и конкретно в литературе ХХ века;
3) рассмотреть феномен аутентичности в контексте проблемы языка в культуре ХХ века и в философской «критике языка»;
4) определить место проблемы аутентичности художественного высказывания в творчестве И. Бахман;
5) обосновать связь проблемы аутентичности с проблемой языка и категорией границы в художественной концепции И. Бахман;
6) установить связь между феноменом аутентичности и категорией границы в поэтике И. Бахман;
7) выявить художественные решения проблемы аутентичности высказывания в плане поэтики литературного произведения на уровне речевой и сюжетно-композиционной организации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании того факта, что проблема аутентичности является ключевой в художественной
концепции И. Бахман. Наряду с этим, настоящее исследование является одной из первых специальных работ, посвященных проблеме аутентичности художественного высказывания.
Методологию исследования составляет комплексный подход, основанный на сочетании нескольких научно-аналитических методов: сравнительно-типологического, системно-целостного метода анализа произведений, позволяющего учитывать системные, структурирующие целостность произведения связи в тексте, а также герменевтического метода, обусловленного задачами интерпретации этих отношений на основе учета их взаимодействия с контекстами как отдельных частей, так и всей целостности произведения, и тем самым с творческой позицией писательницы.
Теоретическую основу исследования составили философские, эстетические и теоретические литературоведческие разработки по проблеме аутентичности, а также работы зарубежных и отечественных литературоведов, посвященные творчеству И. Бахман :
- философские сочинения по проблеме аутентичности: А.Феррары (A.Ferrara), Ю. Хабермаса (J. Habermas), Ч. Тейлора (Ch. Taylor), Дж. Голомба (J. Golomb), Л. Триллинга (L.Trilling), М. Мамардашвили, В.А. Конева, В.Б. Шумского;
- эстетические работы по проблеме аутентичности: В.Беньямина, Т. Адорно, Ж. Батая, Г.-Г. Гадамера, М.Бахтина;
- литературоведческие работы по проблеме аутентичности: С.Кналлер (S. Knaller), Г.Мюллера (H.Müller), Ю.Шлих (J.Schlich), Й.Мекке (J.Mecke), Н.Т. Рымаря;
- работы, посвященные изучению творчества И. Бахман: Р. Штайгера (R. Steiger), А. Хапкемейера (A. Hapkemeyer), А. Клауберт (A.Klaubert), Б. Баннаш (B. Bannasch), Х. Хёллера (H. Höller), Д. Гётше (D. Göttsche), М. Альбрехт (M. Albrecht), Ф. Пилиппа (F. Pilipp), М.-Д. Хабель (M.-L. Habbel), М.Оберле (M. Oberle), Б.Петерса (B.Peters), Е.В. Соколовой, А.Э. Воротниковой, Е.О. Съёмщиковой и др.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Проблематика и поэтика малой прозы З.Н. Гиппиус 1890 - 1900-х годов: гендерный аспект2012 год, кандидат наук Курило, Юлия Игоревна
Функциональная специфика междометий и релятивных конструкций как элементов эмотивного смысла в текстах психологической прозы2017 год, кандидат наук Яковлева, Евгения Викторовна
Поэзия и проза О.А. Ильиной: проблематика и поэтика2013 год, кандидат наук Бармина, Елена Николаевна
Категория смерти в поэтическом языке З. Гиппиус: на материале рассказов 1896-1912 гг.2007 год, кандидат филологических наук Хитальский, Олег Викторович
Творческая эволюция Марианны Грубер в контексте австрийского постмодернизма 1980-х - 1990-х годов2011 год, кандидат наук Качоровская, Анна Евгеньевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Моросеева, Дарья Дмитриевна, 2016 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Источники
1. Бахман, И. Избранное: Сборник / И. Бахман. - Перевод с немецкого. - М. : Прогресс, 1981. - 336 с.
2. Бахман, И. Малина [Электронный ресурс] / И. Бахман. - Режим доступа: http: // www.e-reading.club/book.php?book=1042096 (дата обращения: 2.04.2016).
3. Время сердца. Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана. [Herzzeit. Ingeborg Bachmann, Paul Celan. Der Briefwechsel]. Перевод с нем. Татьяна Баскакова и Александр Белобратов. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2016. - 416 с.
4. Bachmann, I. Sämtliche Erzählungen / I. Bachmann. - München, Zürich : Piper, 2015. - 488 s.
5. Bachmann, I. Frankfurter Vorlesungen. Probleme zeitgenössischer Dichtung / I. Bachmann. - München, Zürich : Piper, 2011. - 126 s.
6. Bachmann, I. Die Wahrheit ist dem Menschen zumutbar. Essays, Reden, Kleinere Schriften / I. Bachmann. - München, Zürich : Piper, 2011. - 187 s.
7. Bachmann, I. Das Dreißigste Jahr. Erzählungen / I. Bachmann. - München, Zürich : Piper, 2011. - 186 s.
8. Bachmann, I. Simultan. Erzählungen / I. Bachmann. - München, Zürich : Piper, 2015. - 211 s.
9. Bachmann, I. Malina: Roman mit einem Nachwort von Elfriede Jelinek / I. Bachmann. - Frankfurt am Main : Suhrkamp Taschenbuch Verlag, 2013. - 479 s.
10. Bachmann, I. Sämtliche Gedichte / I. Bachmann. München, Zürich : Piper, 2011. - 229 s.
Научная и критическая литература
11. Адорно, В. Т. Эстетическая теория / Т.В. Адорно. Пер. с нем. А.В.
Дранова. - М. : Республика, 2001. - (Философия искусства). - 527 с.
12. Альперович, В.Д. Кризис аутентичности: социально-психологический аспект. / В.Д. Альперович. - Социальная психология. - М. : ООО «Кредо», 2008. - №1. - С. 33-40.
13. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай. Перевод с франц., послесловие и комментарии С.Л. Фокина. - СПб : Аксиома, Мифрил, 1997. - 336 с. (Критическая библиотека).
14. Бах, А. Э. Другой в поликультурной среде: опыт междисциплинарного исследования : автореф. дис. ... канд. философских н. / А. Э. Бах. - СПб, 2005. -25 с.
15. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М. : 1963. - 167 с.
16. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1976. - 504 с.
17. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1986. - 543 с.
18. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
19. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
20. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. Избранные эссе. - М. : Немецкий культурный центр имени Гёте «Медиум», 1996. - 239 с.
21. Бибихин, Б.В. Внутренняя форма слова / В.В. Бибихин - Санкт-Петербург : «Наука», 2008. - 420 с.
22. Бузина, О.К. Художественный опыт и границы субъективности / О.К. Бузина // Вопросы культурологии. - 2008. - №4. - С. 14-16.
23. Васильев, Г.В. Австрийская литература рубежа Х1Х-ХХ веков. Группа «Молодая Вена». Учебно-методическое пособие / Г.В. Васильев. - Н.Новгород, 2003. - 120 с.
24. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М. : Высшая школа, 1989. - 648 с.
25. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. -М. : Наука, 1980. - 360 с.
26. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Избранные работы. Перевод с нем. и параллельные комментарии Вадима Руднева - М. : Издательский дом «Территория будущего». - 2005. - С. 11-28.
27. Витгенштейн, Л. Философские исследования // Л. Витгенштейн Философские работы. М. : Гнозис, 1994. - 567 с.
28. Витгенштейн, Л. Лекции и разговоры об эстетике, психологии и религиозной вере // Л. Витгенштейн. - Современная западноевропейская и американская эстетика: сб. переводов / под ред. Е.Г. Яковлева. М. : Книжный дом «Университет», 2002. - 489 с.
29. Воротникова, А.Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг. / А.Э. Воротникова: монография. - Воронеж. : Изд-во ВГПУ, 2006. -274 с.
30. Воротникова, А.Э. Библейский код в романе И. Бахман «Малина» / А.Э. Воротникова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - №2 (3). - С. 29-33.
31. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. Перевод с нем. - М. : Искусство, 1991. - 367 с. (Серия «История эстетики в памятниках и документах»).
32. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века / П.П. Гайденко. - М. : Республика, 1997. - 495 с. - (Философия на пороге нового тысячелетия).
33. Гарин, И. Марсель Пруст [Электронный ресурс] / И. Гарин. - Режим доступа: http: // www.proza.ru/2014/01/23/1021 (дата обращения: 15.05.2015).
34. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. - М. : Новое литературное обозрение, 1996. - 368 с.
35. Гаспаров, М.Л. Избранные статьи / М.Л. Гаспаров. - М. : Новое литературное обозрение, 1995. - С.102-122.
36. Гиршман, М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности / М.М. Гиршман. - Донецкий нац. ун-т. - М. : Языки славянской культуры, 2002. - 528 с. - (Studia philologica).
37. Гримберг, Ф. Добро и зло: искривление мифа? Ф. Гримберг о теме оккупации в новой литературе / Ф. Гримберг // Критическая масса. - 2006. -№1. -С. 99-106.
38. Грякалов, А.А. Эстетическое и политическое в контексте постсовременности: топос HOMO AESTHETICUS [Электронный ресурс] / А.А. Грякалов. - Журнал «Вопросы философии». - Режим доступа: http: // vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=689 (дата обращения: 17.04.2016).
39. Данилина, Г.И. Национальная традиция и современный контекст: актуальные вопросы изучения немецкой и австрийской литературы / Г.И. Данилина. - Учебное пособие. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2003. - 220 с.
40. Данилина, Г.И. „Das Ich ohne Gewähr" : Эстетические коды женского письма» // Г.И. Данилина. - Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т.8. - М. : Языки славянской культуры, 2011. - С. 146-155.
41. Дубин, С.Б. Горизонты европейского авангарда // С.Б. Дубин. -Зарубежная литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачев, Д.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; под ред. В.М. Толмачева. - М.
: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 44-78.
42. Дудова, Л.В., Михальская, Н.П., Трыков, В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы ХХ века». - М. : Флинта. Наука, 1998. - 342 с.
43. Есаулов, И.А. Постсимволизм и соборность // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной конференции. 10-11 марта 1995 г. - М. : РГГУ, 1995. - С. 3-11.
44. Жеребин, А.И. Австрийская литература и теория психофизического монизма / А.И. Жеребин. - Новый филологический вестник. - 2005. - №1. - С. 38- 55.
45. Зарубежная литература ХХ века: Учеб./Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; под ред. Л.Г. Андреева. - М. : Высш.шк., 1996. -527 с.
46. Затонский, Д. В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века / Д. Затонский. - М. : Советский писатель, 1979. - 430 с.
47. Затонский, Д.В. Австрийская литература в ХХ столетии / Д.В. Затонский. - М. : Худ. лит., 1985. - 444 с.
48. Зенкин, С. Работы о теории: Статьи / С. Зенкин. - М. : Новое литературное обозрение, 2012. - 560 с.
49. Ивлиева, П.Д. Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте немецкой гиноцентрической прозы Германии второй половины ХХ века / П.Д. Ивлиева: автореферат дис. ... канд. филол. н.: 10.01.03. - Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2013.
50. Истомина, Е.П. Мотив границы в художественном сознании И.А. Гончарова / Е.П. Истомина: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -Ярославль, 2011.
51. История австрийской литературы XX века. Том II. 1945-2000. - М.: ИМЛИ им. А.М. Горького. РАН, 2010. - 576 с.
52. Кемпер, Дирк. Гете и проблема индивидуальности в культуре эпохи модерна / Дирк Кемпер. Научные труды. Том 2 / Пер. с нем. изд.: Dirk Kemper. Innefabile. Goethe und die Individualitätsproblematik der Moderne. München: Wilhelm Fink Verlag, 2004. XIV, 496 S. / Пер. А.И. Жеребина. - М. : Языки славянской культуры, 2009. - 384 с.
53. Керимов, Т.Х. Интертекстуальность / Т.Х. Керимов // Современный философский словарь. - М., 1996. - С. 228.
54. Коваль, О.А., Крюкова, Е.Б. Лингвоцентрическое понимание мира в философии Х.-Г. Гадамера и Л. Витгенштейна. / О.А. Коваль. Е.Б. Крюкова. -
Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2015. - №2 (30). - С.129-136.
55. Козлова, М.В. Язык как мимезис (лирическая поэзия в герменевтике Х.-Г. Гадамера). / М.В. Козлова. - Проблемы социальной философии и философии культуры, 2015. - С.66-75.
56. Конев, В.А. Дантовы координаты (проблема определения ценностного бытия) [Электронный ресурс] / В.А. Конев. - Философия 1995 год (Специальный выпуск). - Режим доступа: http: // www.vestnik-samgu .samsu .ru/gum/ 1995web Sl/phyl/ 1995S10501 .html (дата обращения: 7.04.2016).
57. Корман, Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. - Куйбышев : Куйбышевский ун.-т, 1981. - С.40-49.
58. Корман, Б.О. Избранные работы по теории и истории литературы / Б.О. Корман. - Ижевск : Издательство Удмуртского университета, 1992. - 367 с.
59. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. - М. : Просвещение, 1972. - 110 с.
60. Костомаров, А.С. Субъективность как бытие от первого лица / А.С. Костомаров. - Вестник Самарского государственного университета. - 2012. -№8/1 (99). - С.5-9.
61. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М. : Прогресс, 2000. - С.427-457.
62. Крюкова, Е.Б. Две стратегии понимания праязыка в философии и литературе ХХ века. / Е.Б. Крюкова. - Вестник русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Том 16. Выпуск 1. - С.88-98.
63. Кузнецова, Д.Д. Цикл стихотворений в прозе как автопсихологическое высказывание (на материале русской литературы) [Электронный ресурс] / Д.Д. Кузнецова. - автореф. дисс. ... канд. филол. наук. -Режим доступа: http: // geum.ru/aref/cikl-stihovoreniy-proze-kak-
avtopsihologicheskoe-viskazivanie-na- materiale-russkoy-Hteraturi-10-01-08-toerya-ref.htm (дата обращения: 15.05.2015).
64. Кучумова, Г.В. Роман в системе культурных парадигм (на материале немецкоязычного романа 1980-2000 гг.). / Г.В. Кучумова. - автореф. дисс. ... док. филол. наук (рукопись). - Самара, 2010. - 47 с.
65. Кучумова, Г.В. Роман конца ХХ века в системе культурных парадигм. Новые романные формы и новый культурный герой. / Г.В. Кучумова. -Saarbrücken : Издательство LambertAcademicPublishing, 2011. - 337 c.
66. Кучумова, Г.В. Немецкоязычный роман конца ХХ века: «Новый рассказчик» и литературные формы моделирования аутентичной реальности / Г.В. Кучумова. - Межкультурное взаимодействие в современном мире: материалы и доклады Международного культурно-образовательного форума (Самара 24-26 марта 2014) / редкол.: В.В. Левченко (ответ. ред.) и др. Самара : Изд-во «Институт анализа экономики города и региона», 2014. - С.217-225.
67. Лебедева, О.Е Вступительная статья / О.Е. Лебедева // В.В. Бибихин. Внутренняя форма слова. - Санкт-Петербург : «Наука», 2008. - С. 5-10.
68. Лехциер, В.Л. Введение в феноменологию художественного опыта / В.Л. Лехциер. - Самара : Изд-во «Самарский университет», 2000. - С. 234.
69. Литературоведение и герменевтика. Феномен границы в литературе. Граница и опыт границы в художественном языке. - Вып.7. Сборник статей. -Рурский университет. Самарская гуманитарная академия : Изд-во «Самарская гуманитарная академия», 2010. - 338 с.
70. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб : «Искусство -СПб», 2000. - 704 с.
71. Лотман, Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - СПб : «Искусство - СПБ», 1998. - 285 с.
72. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - СПб. : Академический проект, 2002. - С.58-78.
73. Луман, Н. Самоописания / Н. Луман. - Перевод с нем. / А. Антоновский, Б. Скуратов, К. Тимофеева. - М. : Изд-во «Логос», ИТДГК «Гнозис», 2009. - 320 с.
74. Малинина, Н.Л. Художественный образ на границе знания и веры в работах Л. Витгенштейна. - Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2010. №3 (47). - С. 26-31.
75. Мамардашвили, М.К. Очерк современной европейской философии. / М.К. Мамардашвили. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. - 608 с.
76. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический идеализм рациональности. / М.К. Мамардашвили. - М., 1993. - С.74.
77. Марданова, З.А. Феминизм и женская литература (заметки об австрийской женской прозе) / З.А. Мараданова // Вестник Института цивилизации. - Выпуск 3. - Владикавказ, 2000. - С.244-248.
78. Медведев, Н.В. Витгенштейн и Гадамер о «языковой игре». Гуманитарные науки. Философия, социология и культурология / Н.В. Медведев // Вестник Тамбовского государственного университета. - Выпуск 5 (121), 2013. -С. 156-165.
79. Мельникова, И.М. Границы и структура лирического образа в творчестве Й.Бобровского / И.М.Мельникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2008, №1. - С. 218-234.
80. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти: пер с фр.под ред И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 603 с.
81. Моросеева, Д.Д. Утопическое сознание и любовь в новелле И.Бахман «Все» («Alles») / Д.Д. Моросеева // Вестник СамГУ. - 2014. - №9 (120). - С. 190194.
82. Моросеева, Д.Д. Проблема аутентичности восприятия как опыт переживания бытия в повести П. Хандке «Медленное возвращение домой» /Д.Д. Моросеева // Поэтика и метафизика художественного высказывания: сборник научных статей к 70-летию доктора филол. наук, профессора Н.Т. Рымаря. -Самара : Изд-во «Самарский университет», 2015. - С. 277-291.
83. Моросеева, Д.Д. Язык между утопией и реальностью в романе И. Бахман «Малина» /Д.Д. Моросеева // Вестник Тверского государственного университета. - №3, 2015. - С. 320-329.
84. Моросеева, Д.Д. Поэтика мотива границы в прозе И. Бахман» / Д.Д. Моросеева // «Вестник Самарского государственного университета». - №1, 2016. - С. 142-146.
85. Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в. Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. — М. : Прогресс, 1986. - 640 с.
86. Одинцова, С.С. Австрийская лирика: мое видение: Хрестоматия / пер. с нем. С.С. Одинцовой. - Липецк : ЛЭГИ, 2001. - 177 с.
87. Орехова, Л.А. Образ автора и поэтика жанра: Русская лирическая проза ХХ века / Л.А. Орехова. - Учеб. пособие. - К. : УМК ВО, 1992. - 96 с.
88. Полубояринова, Л.Н. Поэтика австрийской прозы XIX века / Л.Н. Полубояринова. - Учебное пособие. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 1996. - 101 с.
89. «Поэзия и правда». Немецкоязычная женская поэзия: сборник эссе / Т.Н. Андреюшкина [и др.]; под ред. Т.Н. Андреюшкиной. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 404 с.
90. Розай, П. Очерки поэзии будущего. Лекции по поэтике / П. Розай. -Нижний Новгород : Деком. - 118 с.
91. Рымарь, Н.Т. Аутентичность художественного высказывания как проблема эстетического события / Н.Т. Рымарь. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология», 2013. - №1 (13). - С. 84-100.
92. Рымарь, Н.Т. Порог и язык порога / Н.Т. Рымарь // Поэтика рамы и порога: Функциональные формы границы в художественных языках. Вып. 4. Граница и опыт границы в художественном языке. Науч. редактор Н.Т. Рымарь. -Самара : Изд-во «Самарский университет», 2006. - С. 108-124.
93. Рымарь, Н.Т. Поэтика романа / Н.Т. Рымарь. - Самара : СГУ. - 199 с.
94. Рымарь, Н.Т. Проблема аутентичного слова: лирический язык прозы Вольфганга Борхерта / Н.Т. Рымарь // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - С. 233-250.
95. Рымарь, Н.Т. Проблема аутентичности художественного высказывания в ситуации кризиса языка ХХ в. / Н.Т. Рымарь: учебное пособие по курсу истории зарубежной литературы ХХ века для студентов филологического факультета. - Самара, 2013. - 53 с.
96. Рымарь, Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы / Н.Т. Рымарь. - Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1978. - 127 с.
97. Рымарь, Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н.Т. Рымарь, В.П. Скобелев. - Воронеж : ЛОГОС-ТРАСТ, 1994. - 262 с.
98. Сейбель, Н.Э. Австрийский роман Zwischenkriegszeit: Монография / Н.Э. Сейбель. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2006. - 414 с.
99. Сидоркин, А.М. Аутентичность-диалогичность-признание: не совсем вероятное путешествие./ А.М. Сидоркин. - Человек. RU. - 2014. - №9 (9). - С. 213- 218.
100. Силантьев, И.В., Тюпа, В.И., Шатин, Ю.В. Мотивный анализ. Учебное пособие / И.В. Силантьев, В.И. Тюпа, Ю.В. Шатин. - Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 2004. - 240 с.
101. Слотердайк, П., Хайнрихс, Г.-Ю. Солнце и смерть: Диалогические исследования / П. Слотердайк, Г.-Ю. Хайнрихс. - Пер. с нем., примеч. и послесл. А.В. Перцева. - СПб. : Издательство Ивана Лимбаха, 2015. - 608 с.
102. Соболева, М.Е. Философия как «критика языка» в Германии. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 412 с.
103. Соколова, Е.В. Творчество Ингеборг Бахман: Понятия «язык» и «молчание» [Электронный ресурс] / Е.В. Соколова. - дисс. ... канд. филол. наук.
- Режим доступа: http: // http://cheloveknauka.com/tvorchestvo-ingeborg-bahman (дата обращения: 16.12.2015).
104. Соколова, Е.В. Взаимосвязь «пола» и «языка» в творчестве Ингеборг Бахман и Эльфриды Елинек: Аналит. обзор / Е.В. Соколова. - М. : ИНИОН РАН, 2012. - 130 с.
105. Соколова, Е.В. О творчестве Ингеборг Бахман: К 75-летию со дня рождения / Е.В. Соколова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал, 2001. - №3. - С. 117-125.
106. Сокулер, З.А. Говорение и сказанное в учениях Э. Левинаса: о том, что может и что не может быть выражено в языке. / З.А. Сокулер. - Вестник Моск. ун-та. - Сер. 7. ФИЛОСОФИЯ. - 2012. №5. - С. 26- 40.
107. Степанов, А.В. Философия: справочное пособие для самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] / А.В. Степанов. - Режим доступа: http: // www.terme.ru/dictionary/1069/word/gabriyel-onore-marsel (дата обращения: 25.01.2015).
108. Страхова, И.В. Творчество Стена Надольного в контексте литературного движения „Neue Subjektivität" («Новая субъективность») [Электронный ресурс] / И.В.Страхова. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/331 .pdf (дата обращения: 10.04.2015).
109. Съёмщикова, Е.О. Музыкальность как особенность поэтики И. Бахман [Электронный ресурс] / Е.О. Съёмщикова: дис. ... кандидата филол. наук. -Режим доступа: http: //www.elibrary.ru (дата обращения: 10.05.2016).
110. Съёмщикова, Е.О. Легенда о принцессе Кагранской в романе И. Бахман «Малина / Е.О. Съёмщикова // Филоlogos. - № 4 (15).- 2012. - С. 73-77.
111. Съёмщикова, Е.О. Языковые способы реализации речевых возможностей героини романа И. Бахман «Малина» / Е.О. Съёмщикова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156. -№5. - С. 148-154.
112. Толмачев, В.М. Где искать ХХ век / В.М. Толмачев, В.Д. Сидельник, Д.А. Иванов и др.; под ред. В.М. Толмачева // Зарубежная литература ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.
- С. 7-43.
113. Трубина, Е.Г. Аутентичность [Электронный ресурс] / Е.Г. Трубина. -Режим доступа: http://terme.ru (дата обращения: 7.04.2015).
114. Труфанова, И.В. Типы повествования в лирической прозе / И.В. Труфанова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010.
- №4 (2). - С. 971-974.
115 . Турышева, О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. пособие / О.Н. Турышева - М. : Флинта: Наука, 2012. - 160 с.
116 . Фадеева, И.Е. Эстезис и семиозис: феноменология эстетического опыта / И.Е. Фадеева // Человек, культура, образование. Научно-образовательный
и методический рецензируемый журнал. - Сыктывкар, 2011. - №1. 2011. - С. 33-44.
117. Флидль, К. Введение в тему / К. Флидль // Weibliches Schreiben. Женское письмо: Материалы коллоквиума / Сост. А. Белобратов, И. Потехина. СПб., 2005. - С. 83.
118. Франклъ, В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / Виктор Эмиль Франклъ: пер. с. англ. С.С. Панкова. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2013. - 95 с. - (Пути философии).
119. Фромм, Э. Авторитарная личность / Э. Фромм // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. - М. : Издательский дом БАХРАХ, 1996. - С. 260-294.
120. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. - Пер. с нем. - М. : Изд-во «Весь мир», 2003. - 416 с.
121. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас: Пер. с нем. - СПб. : Наука, 2001. - 380 с.
122. Хунагов, Р.Д. Современная личность в поисках идентичности и аутентичности / Р.Д. Хунагов // Гуманитарий юга России. Социально-политические и этнические процессы на юге России, 2012. - С. 134-144.
123. Чаликова, В.А. Утопия и утопическое мышление / В.А. Чаликова. - М. : Прогресс, 1991. - 405 с.
124. Шмитц-Эманс, М. Игры на границах и с границей. О некоторых поэтических экспериментах Эрнста Яндля и других современных лириков / М. Шмитц-Эманс // Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках [Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 4] / Науч. ред. Н.Т. Рымарь. Самара : Издательство «Самарский университет», 2006. - С. 271-289.
125. Шумский, В.Б. «Смерть» и «возрождение» субъекта: индивидуальность в историко-культурном и экзистенциальных контекстах / В.Б. Шумский // Мир психологии: журнал. - М. : Изд-во Московский психолого-социальный университет, 2011. - №1. - С. 44- 55.
126 . Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991. - 297 с.
127. Agnese, B., Pichl, R. Topographien einer Künstlerpersönlichkeit. Neue Annäherungen an das Werk Ingeborg Bachmanns / B. Agnese, R. Pichl. - Würzburg: Königshausen und Neumann, 2009. - 345 s.
128. Albrecht, M., Göttsche, D. Bachmann Handbuch. Leben-Werk-Wirkung / M. Albrecht, D. Göttsche. - Würzburg : Verlag J.B. Metzler, 2002. - 308 s.
129. Albrecht, M., Göttsche, D. Über die Zeit schreiben: Literatur - und kulturwissenschaftliche Essays zu Ingeborg Bachmanns „Todesarten"-Projekt. / M. Albrecht, D. Göttsche. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 1998. - 250 s.
130. Albrecht, M., Göttsche, D. Über die Zeit schreiben 2: Literatur - und kulturwissenschaftliche Essays zum Werk Ingeborg Bachmanns / M. Albrecht, D. Göttsche. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 2000. - 159 s.
131. Angst-Hürlimann, B. Im Wiederspiel des Möglichen mit dem Unmöglichen. Zum Problem der Sprache bei Ingeborg Bachmann. / B. Angst-Hütlimann. - Zürich : Verlag Zürich, 1971. - 123 s.
132. Ästhetische Grundbegriffe (AGB). Historisches Wörterbuch in sieben Bänden. Band 7. - Verlag J.B. Metzler. Stuttgart. Weimar. - 2005. - 671 s.
133. Bachmann, I. Wir müssen wahre Sätze finden. Gespräche und Interviews. Hrsg.von C. Koschel und I. Weidenbaum. - München, Zürich: R. Piper u. Co Verlag, 1983. - 156 s.
134. Bannasch, B. Von vorletzten Dingen. Schreiben nach „Malina" : Ingeborg Bachmanns „Simultan"- Erzählungen. / B. Bannasch. - Würzburg : Königshausen u. Neumann, 1997. - 230 s.
135. Blau, A.B. Stil und Abweichungen. Einige syntaktisch-stilistische Merkmale in den Dichtungen D. v. Liliencrons, G. Trakls und I. Bachmanns / A.B. Blau. - Uppsala: Studia Germanistica Upsaliensia, 1978. - 217 s.
136. Behar, P. Klangfarben: Stimmen zu Ingeborg Bachmann. Internationales Symposium der Universität Saarlandes 7-8 November 1996. / P. Behar. - St.Ingbert : Röhrig, 2000. - 281 s.
137. Bothner, S. Ingeborg Bachmann: Der janusköpfige Tod. Versuch der literaturpsychologischen Deutung eines Grenzgebietes der Lyrik unter Einbeziehung des Nachlasses / S. Bothner. - Frankfurt am Main : Peter Lang, 1986. - 334 s.
138. Brokoph-Mauch, G., Daigger, A. Ingeborg Bachmann. Neue Richtungen in der Forschung? Internationales Kolloquium Saranac Lake 3-9. Juni 1991. Band 8. / G. Brokoph-Mauch, A. Daigger. - S.Ingbert : Röhrig, 1995. - 243 s.
139. Kann-Coomann, D. „...eine geheime langsame Feier": Zeit und ästhetische Erfahrung im Werk Ingeborg Bachmanns / D. Kann-Coomann. - Frankfurt am Main, Bern, New York, Paris : Lang, 1988. - 105 s.
140. Celan, P. „Corona"/ P. Celan // Ausgewählte Gedichte. Frankfurt am Main, 1968. - 169 s.
141. Dusar, I. Choregraphien der Differenz. Ingeborg Bachmanns Prosaband Simultan / I. Dusar. - Köln, Weimar, Wien : Böhlau Verlag, 1994. - 308 s.
142. Ferrara, A. Reflective Authenticity. Rethinking the Project of Modernity / A. Ferrara. - London/New York, 1998. - 312 p.
143. Graf, D. Wiederkehr und Antithese. Zyklische Komposition in der Lyrik Ingeborg Bachmanns / D. Graf. - Heidelberg : Universitätsverlag Winter, 2011. - 267 s.
144. Grimkowski, S. Das zerstörte Ich. Erzählstruktur und Identität in Ingeborg Bachmanns „Der Fall Franza" und „Malina" / S. Grimkowski. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 1992. - 183 s.
145. Gutjahr, O. Fragmente der unwiderstehlicher Lieben. Zur Dialogstruktur literarischer Subjektgrenzung in Ingeborg Bachmanns „Der Fall Franza" / O. Gutjahr. -Würzburg : Königshausen und Neumann, 1988. - 217 s.
146. Habbel, M.-L. „Diese Wüste hat sich einer vorbehalten". Biblischchristliche Motive, Figuren und Sprachstrukturen im literarischen Werk Ingeborg Bachmanns / M.-L. Habbel. - Alenberge : Oros Verlag, 1992. - 237 s.
147. Hapkemeyer, A. Die Sprachthematik in der Prosa Ingeborg Bachmanns / A. Hapkemeyer. - Frankfurt am Main, Bern : Long, 1982. - 117 s.
148. Hapkemeyer, A. Ingeborg Bachmann. Entwicklungslinien in Werk und Leben / A. Hapkemeyer. - Wien : Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1991. - 154 s.
149. Hapkemeyer, A. Ingeborg Bachmanns früheste Prosa. Struktur und Thematik / A. Hapkemeyer. - Bonn : Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1982. - 105 s.
150. Heiser, C. Das Motiv des Wartens bei Ingeborg Bachmann. Eine Analyse
des Prosawerks unter besonderer Berücksichtigung der Philosophie der Existenz / C. Heiser. - Saarbrücken : Röhrig Universitätsverlag, 2007. - 327 s.
151. Hendrix, H. Ingeborg Bachmanns „Todesarten"-Zyklus. Eine Abrechnung mit der Zeit / H. Hendrix. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 2005. - 209 S.
152. Holschuh, A. Utopismus im Werke Ingeborg Bachmanns. Eine thematische Untersuchung / A.Holschuh. - Princeton, New York, 1964. - 223 s.
153. Hotz, C. „Die Bachmann". Ingeborg Bachmann: Das Image der Dichterin im journalistischen Diskurs / C. Hotz. - Faude : Ekkehard Faude Verlag, 1990. - 231 s.
154. Höller, H. Der dunkle Schatten, dem ich schon seit Anfang folge. Ingeborg Bachmann. Vorschläge zu einer neuen Lektüre des Werks / H. Höller. - Wien, München : Löcker Verlag, 1982. - 211s.
155 . Höller, H. Ingeborg Bachmann. Das Werk. Von den frühesten Gedichten bis zum „Todesarten"-Zyklus / H.Höller. - Frankfurt am Main : Athenäum, 1987. - 289 s.
156. Ingeborg Bachmann - neue Beiträge zu ihrem Werk: internationales Symposium Münster 1991 / hrsg. Von D. Göttsche und H. Ohl. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 1993. - 312 s.
157. Jagov, B. Ästhetik des Mythischen. Poetologien des Erinnerns im Werk Ingeborg Bachmann / B. Jagov. - Köln, Weimar, Wien : Böhlau Verlag, 2003. - 245 s.
158. Jurgensen, M. Ingeborg Bachmann: Die neue Sprache / M. Jurgensen. -Frankfurt am Main, Bern, Las Vegas : Lang, 1981. - 106 s.
159. Kanz, K. Angst - und Geschlechterdifferenzen: Ingeborg Bachmanns „Todesarten"-Projekt in Kontexten der Gegenwartsliteratur / K. Kanz. - Stuttgart, Weimar : Metzler, 1999. - 278 s.
160. Klaubert, A. Symbolische Strukturen. Malina im Kontext der Kurzgeschichten / A. Klaubert. - Bern, Frankfurt am Main, New York : Lang, 1983. -165 s.
161. Knaller, S., Müller, H. Authentizität. Diskussion eines ästhetischen Begriffs / S. Knaller, H. Müller. - München : Wilhelm Fink Verlag, 2006. - 332 s.
162. Koschel, C., Weidenbaum, I. Kein objektives Urteil, nur ein lebendiges. Texte zum Werk von Ingeborg Bachmann / C. Koschel, I. Weidenbaum. - München, Zürich, 1989. - 619 s.
163. Kraus, H. Aktuelle Tendenzen der deutschen Literatur - Überlegungen am Beispiel ausgewählter Neuerscheinungen / H. Kraus. - Das Wort. Germanistisches Jahrbuch Russland, 2009. - S. 221-231.
164. Larcati, A., Schiffermüller, I. Ingeborg Bachmanns Gedichte aus dem Nachlass. Eine kritische Bilanz. / A. Larcati, I. Schiffermüller. - Darmstadt : WGB, 2010. - 220 s.
165. Lindemann, E. Über die Grenze. Zur späten Prosa Ingeborg Bachmanns / E. Lindemann. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 2000. - 161 s.
166. Mechtenberg, T. Utopie als ästhetische Kategorie. Eine Untersuchung der Lyrik Ingeborg Bachmanns / T. Mechtenberg. - Stuttgart : Akademischer Verlag HansDieter Heinz, 1978. - 138 s.
167. Oberle, M. Liebe als Sprache und Sprache als Liebe. Die sprachutopische Poetologie der Liebeslyrik Ingeborg Bachmanns / M. Oberle. - Frankfurt am Main, Bern, New York, Paris : Lang, 1989. - 291 s.
168. Peters, B. Liebesarten. Im teologischen Gespräch mit Ingeborg Bachmann / B. Peters. - Stuttgart : Mathias-Grünewald Verlag, 2012. - 204 s.
169. Pilipp, F. Ingeborg Bachmanns Das dreißigste Jahr. Kritischer Kommentar und Deutung / F. Pilipp. - Verlag Königshausen & Neumann : Würzburg, 2001. - 143 s.
170. Sammer, Simone Rebecca - Interpretationen zu Ingeborg Bachmanns „Das dreißigste Jahr". Inauguraldissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Universität Passau / S.R. Sammer. - Retrieved from: http://d-nb.info/1026805902/34 (accessed 06.09.2014) [in German].
171. Solibakke, K.I., Tippelskirch, K. Die Waffen nieder! Lay down your weapons! Ingeborg Bachmanns Schreiben gegen den Krieg / K.I. Solibakke, K. Tippelskirch. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 2012. - 167 s.
172. Shieh, P.-E. Ingeborg Bachmanns Erzählkunst. Eine Analyse des Spätwerks Simultan. / P.-E. Shieh. - Göttingen : Cuvillier, 1999. - 141 s.
173. Steinhoff, C. Ingeborg Bachmanns Poetologie des Traumas / C. Steinhoff. - Würzburg : Königshausen und Neumann, 2008. - 235 s.
174. Stoll, A. Ingeborg Bachmanns „Malina" / A. Stoll. - Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1992. - 445 s.
175. Schlich, J. Literarische Authentizität. Prinzip und Geschichte / J. Schlich. -Tübingen : Niemeyer, 2002. - 186 s.
176. Schlich, J. Inzest und Tabu. Ingeborg Bachmanns „Malina" gelesen nach den Regeln der Kunst / J. Schlich. - Frankfurt am Main : Ulrike helmer Verlag, 2009. -255 s.
177. Schmidt-Wistoff, K. Dichtung und Musik bei Ingeborg Bachmann und Hans Werner Henze. Der „Augenblick der Wahrheit" ihres Opernschaffens / K. Schmidt-Wistoff. - München : Iudicium, 2001. - 332 s.
178. Schmitz, S. Grenzüberschreitungen in der Dichtung Paul Celans / S. Schmitz // Beiträge zur neuen Literaturgeschichte. Bd. 202. - Heidelberg : Winter. cop. 2003. - 411 s.
179. Schneider, J. Die Kompositionsmethode Ingeborg Bachmanns. Erzählstil und Engagement in „Das dreißigste Jahr", „Malina" und „Simultan" / J. Schneider. -Bielefeld : Aisthesis Verlag, 1999. - 453 s.
180. Steiger, R. Malina. Versuch einer Interpretation des Romans von Ingeborg Bachmann / R. Steiger. - Heidelberg : Carl Wiener Universitätsverlag, 1978. - 290 s.
181. Summerfield, E. Die Auflösung der Figur in ihrem Roman „Malina" / E. Summerfiled. - Bonn : Bouvier Verlag Herbert Grundmann, 1976. - 117 s.
182. Thiem, U. Die Bildsprache der Lyrik Ingeborg Bachmanns / U. Thiem. -Köln, 1972. - 277 s.
183. Töller, U. Studie zu Ingeborg Bachmanns Erzählband „Das dreißigste Jahr" / U. Töller. - Berlin : Erich Schmidt Verlag, 1998. - 250 s.
184. Weber, H. An der Grenze der Sprache. Religiöse Dimension der Sprache und biblisch-christliche Metaphorik im Werk Ingeborg Bachmanns / H. Weber. - Essen : Verlag Die blaue Eule, 1986. - 287 s.
185. Wolpers, T. Ergebnisse und Perspektiven der literaturwissenschaftlichen Motiv - und Themenforschung. Bericht über Kolloquien der Kommission für literaturwissenschaftliche Motiv- und Themenforschung 1998-2000 / T. Wolpers. -Göttingen : Vandenhoeck und Ruprecht, 2002. - 376 s.
Словари и справочные издания
186. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Электронный ресурс] / Н. Абрамов. - Режим доступа: www.sinonim.su (дата обращения: 2.04.2016).
187. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. -Санкт-Петербург : «Норинт», 2000. - С. 52.
188. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М. : Русский словарь, 2000. - 1233 с.
189. Карантиров, С.И. Толковый словарь русского языка для школьников / С.И. Карантиров. - М. : Славянский Дом Книги, 2011. - 506 с.
190. Литературный энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
191. Лопатина, Л.В., Лопатин, В.В. Толковый словарь современного русского языка. - М. : Эксмо, 2008. - 928 с.
192. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М. : Азъ, 1993. - С. 38.
193. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М. : Айрис-пресс, 2003. - С. 40.
194. Словарь иностранных слов русского языка [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/ (дата обращения: 15.05.2016).
195. Современный философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://encyclopedia philosophy.academic.ru/43 (дата обращения: 12.03.2016).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.