Музыкальность как особенность поэтики Ингеборг Бахман тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Съёмщикова, Елена Олеговна

  • Съёмщикова, Елена Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Елабуга
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 177
Съёмщикова, Елена Олеговна. Музыкальность как особенность поэтики Ингеборг Бахман: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Елабуга. 2014. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Съёмщикова, Елена Олеговна

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема взаимодействия музыки и литературы

1.1. Проблема взаимодействия музыки и литературы в современной науке

1.2. Звуковые элементы в творчестве австрийских писателей XX века

1.3. Проблема «музыкальности» поэтики Ингеборг Бахман в зарубежных и отечественных исследованиях

Глава 2. Лирические произведения Ингеборг Бахман в контексте звучания

2.1. Рифма как средство создания звучания в поэтических текстах Ингеборг Бахман

2.2. «Музыкальность» поэтического языка Ингеборг Бахман и способы ее выражения

2.3. Звуковые образы в лирических произведениях Ингеборг Бахман

Глава 3. Звучание как доминирующий принцип поэтики романа Ингеборг Бахман «Малина»

3.1. Интермедиальные источники романа «Малина»

3.2. Звуковые образы романа «Малина» и способы их выражения

3.3. «Речевые маски» героини романа «Малина»

Заключение

Список использованной литературы

к I

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальность как особенность поэтики Ингеборг Бахман»

Введение

Уникальность и оригинальность поэтики австрийского автора Ингеборг Бахман (1926-1973) является объектом многочисленных как зарубежных, так и отечественных исследований. Ее творчество многогранно и включает в себя опыты в различных сферах. Ингеборг Бахман начинала как поэт, добилась немалых успехов, получила признание, затем пробовала свои силы в жанре радиопьес, однако, в дальнейшем предпочла прозу.

В произведениях Бахман рассуждает о возможностях преобразования окружающей действительности и сознания людей. Положение человека в послевоенном мире, его растерянность, поиск своего места, проверка моральных основ, попытки осознать прошлое и настоящее, и, несомненно, вопросы простого человеческого счастья — вот основные темы творчества Ингеборг Бахман. Индивидуальная авторская культура, «стержень» литератора легко узнаваем в произведениях любого жанра. К одним из неизменных спутников ее работ относится особое звучание. Сама автор придавала звуковым впечатлениям большое значение. Герои произведений слушают, слышат и хотят быть услышанными. Их мир наполнен звуками, и каждое описываемое действие также предстает, прежде всего, в звуковом воплощении. Молчание и тишина — противоположные яркой палитре звукообразов, приобретают негативную коннотацию, характеризуя образы смерти и неполноценности. Звук становится неотъемлемым элементом поаэтики Ингеборг Бахман. Исследование данного компонента предоставляет широкие возможности для интерпретации творческого наследия австрийского автора через призму звука.

В настоящей диссертации понятие звука рассматривается в широком контексте, который включает в себя многочисленные источники: музыка и ее компоненты (исследование интермедиального уровня произведения), предметы, предполагающие создание звука, в их число входит ряд немузыкальных объектов,

наделенных автором силой звучания. К числу звуковых образов относится также речь в аудиальном воплощении как самостоятельная единица, которая также реализуется через звук. Таким образом, правомерным представляется рассмотрение системы звуковых образов, присущих как лирическим, так и прозаическим произведениям.

Актуальность работы определяется возросшим интересом к проблеме «полимедийности» художественных систем и, как следствие, обращение в литературоведении к исследованиям междисциплинарного характера. Малоизученность вопроса соотношения звукового и текстового начал художественного произведения в современном литературоведении, недостаточная освещенность музыкальной стороны творчества немецкоязычных авторов в исследованиях российских ученых обуславливает необходимость обращения к данной теме.

Вопрос специфики использования звука в произведениях Ингеборг Бахман до настоящего времени не рассматривался в работах отечественных ученых, что позволяет говорить о новаторском характере настоящей диссертации. Изучение этого аспекта обусловлено необходимостью дополнить картину индивидуальной поэтики Ингеборг Бахман включениями интермедиальной природы. Данное исследование призвано не только подтвердить сам факт наличия феномена музыкальности, но и охарактеризовать его специфику в контексте художественного мира автора. Анализ как лирических, так и прозаических текстов на фоне индивидуального развития личности Ингеборг Бахман, позволяет представить наиболее полную картину реализации звука в ее творчестве.

Культурное наследие предшествующих эпох изобилует разнообразием, что, как ни парадоксально, ограничивает возможности современных авторов. Возникает ощущение повтора сюжетов, копирование образов персонажей, уподобление чужой писательской манере. Анализ взаимодействия разных видов искусств с целью расширения арсенала возможностей художественных систем, на примере поэтики Ингеборг Бахман, способствует раскрытию потенциала

словесных источников. Исследование «полимедийных» характеристик литературного текста позволяет рассматривать произведения Ингеборг Бахман как уникальный объект, представляющий своеобразный подход к литературному творчеству. При анализе процесса работы Ингеборг Бахман со словесным и звуковым материалом выявляются особенности оригинальной авторской техники создания самобытных, нетрадиционных произведений, с учетом опыта предшествующих художников.

Объектом исследования является творческое наследие Ингеборг Бахман: стихотворения разных периодов творчества, вошедшие в сборники «Отсроченное время» («Die gestundete Zeit») (1953), «Призыв к Большой Медведице» («Anrufung des Großen Bären») (1956), «Полный сборник стихотворений» («Sämtliche Gedichte») (1998), роман «Малина» («Malina») (1971).

Предмет исследования - звуковое пространство произведений И. Бахман.

Цель работы - выявление особенностей поэтики Ингеборг Бахман в контексте взаимодействия звука и слова.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- проанализировать состояние изученности вопроса взаимодействия литературы и музыки, исследовать и систематизировать имеющиеся подходы в изучении взаимодействия музыки и литературы в отечественном и зарубежном литературоведении;

- выявить особенности проявления феномена звучания произведений в австрийской литературе; (на примере творчества следующих авторов: П. Целан, Э. Канетти, Т. Бернхард, Э. Елинек, П. Хандке, И. Айхингер);

- проанализировать лирические произведения И. Бахман на наличие звукового компонента, выявить его функциональное значение и характерные черты;

- выделить и систематизировать основные звуковые элементы романа «Малина», проанализировать особенности их проявления, определить их смысловую и функциональную нагрузку в тексте;

- исследовать вопрос реализации звукового компонента в поэтической речи автора.

Степень научной разработанности. С целью теоретического и методологического обоснования основных положений диссертации рассматривались труды, посвященные вопросу «полимедийности» произведений искусств и проблеме интермедиальности отечественных и зарубежных ученых, таких, как К. Браун (С. Brown), В. Вольф (W.Wolf), Ю. Мюллер (J. Müller), Г. Петри (Н. Petry), Р. Пикок (R. Peacock), П. Фридрих (Р. Friedrich), С. П. Шер (S. Р. Scher), Р. Барт, Ю. М. Лотман, М. С. Каган, В. Е. Хализев1. При изучении вопросов словесного воплощения звука в тексте были изучены труды В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского2.

Для выявления особенностей проявления музыкального компонента в австрийской литературе были использованы материалы монографий Е. М.

1 См.: Brown Calvin S. Theoretische Grundlagen zum Studium der Wechselverhältnisse zwischen Literatur und Musik (Übersetzung von Margaret P. Robinson) // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparativischen Grenzgebietes. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984. S. 28- 39; Wolf W. Intermedialität: ein weiteres Feld und eine Herausforderung für die Literaturwissenschaft // Literaturwissenschaft: intermedial-interdisziplinär. Wien: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaft, 2002. S. 163-230; Müller J. E. Intermedialität als poetologisches und medientheoretisches Konzept. Einige Reflexionen zu dessen Geschichte // Intermedialität. Theorie und Praxis eines interdisziplinären Forschungsgebietes. Berlin, GmbH& Co: Erich Schmidt Verlag, 1998.S. 31-40; Müller J. E. Intermedialität. Formen moderner kultureller Kommunikation. Munster: Nodus Publikationen, 1994.335 S.; Petri, H. Formund Strukturparallelen in Literatur und Musik // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines Komparativischen Grenzgebietes.Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984.S. 221-241;Petri H. Literatur und Musik. Form und Strukturparallelen. Göttingen: Sachse E Pohl Verlag, 1964. 94 S; Peacock R. Probleme des musikalischen in der Sprach // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines Komparativischen Grenzgebietes. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984. S. 154-168; Friedrich P. Music in Russian Poetry.N.Y.,Washington: Peter Lang, 1998. p. 95-118; Scher, S. P. Einleitung. Literatur und Musik - Entwicklung und Stand der Forschung // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines Komparativischen Grenzgebietes. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984.S. 9-25; Барт Р. Основы семиологии// Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 115; Барт Р. Мифологии. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. 314 с; Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. С. 14 - 285; Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт, текста. СПб.: Искусство-СПб, 1996. 846с; Лотман Ю. М. Текст и полиглотизм культуры. Таллин, 1996. С. 143; Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб.: Петрополис, 1996. 231 с.;Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1995. 414 с; Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 373 с.

2 См.: Жирмунский В. М. Введение в метрику. Теория стиха. Ленинград: Academia, 1925. 284 с; Жирмунский В. М. О ритмической прозе // Русская литература. 1966. - № 4. С. 103-114; Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория. Петербург: Academia, 1923. 345 с; Жирмунский В. М. Теория стиха. М., 1975. 219 с; Исследования по теории стиха: сб. статей / отв. ред. В. М. Жирмунский. - Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1978; Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 333 с.

Шастиной («Творчество Элиаса Канетти: проблема поэтики», 2004), Ю. В. Пасько («Языковая репрезентация интертекстуальности в художественном тексте (на

материале романа Э. Елинек «Пианистка», 2011)1, а также труды Д. В. Затонского,

2

А. В. Карельского, Н. С. Павловой .

При анализе исследованности проблемы «музыкальности» литературных текстов в отечественном литературоведении рассматривались работы А. Г. Сидоровой «Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка)» (2006), А. В. Синей «Принципы музыкальной организации романной прозы XX века: Т. Манн «Доктор Фаустус», Дж. Джойс «Улисс», Р. Олдингтон «Смерть героя» (2008), Е. В. Лысенко «Звук и звучание в лирике А. А. Тарковского» (2008), Е. В. Павловой «Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности» (2010), К. В. Дьяковой «Своеобразие звукового пространства художественной прозы Е. И. Замятина» (2011)3.

В ходе работы изучались монографии, характеризующие особенности поэтики Ингеборг Бахман следующих авторов: Е. В. Соколовой, М. Альбрехта (М. Albrecht), П. Бейкена (P. Beicken), Д. Гётше (D. Gottsche), С. Гройнер (S. Greuner), К. Кадуф (С. Caduff), С. Коглер (S. Kogler), Г. Кон-Вэхтер (G. Kohn-Waechter), К. Солибаке (К. Solibakke), Ж. Фиргеса (J. Firges), Г. Хеллера (Н. Holler), С. Шотелиуса (S. Schottelius), Г. Шписеке (Н. Spiesecke).

Большинство исследований упомянутых зарубежных авторов объединяет выделение семантической, мотивной и организационной направленности музыкальных компонентов, выявленных в произведениях Ингеборг Бахман.

1 См.: Шастина Е. М. Казань: изд-во «ФЭН», 2004. 288 с; Пасько Ю. В. автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.04. М., 2011. 17 с.

2 Затонский Д. В. Австрийская литература в XX столетии. M.: «Художественная литеартура», 1985. 444 с.; Затонский Д. В. Художественные ориентиры XX века. М.: Советский писатель, 1988.416 е.; Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. 2: Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе XX века / Сост. Э. В. Венгерова. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1999. 303 е.; Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. 312 с.

3 См.: Сидорова А. Г. дис... канд. филол.наук: 10.01.01. Барнаул, 2006. 218 с; Синяя А. В. дис... канд. филол. наук: 10.01.03. СПб, 2008.167 с; Лысенко Е. В. дис... канд. филол. наук: 10.01.01. Саратов, 2008.171 с; Павлова Е. В. дис... канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2010. 200 с; Дьякова K.B. автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2011.26 с.

Ученые говорят об объемах заимствования, сравнивают используемые интермедиалии с текстами первоисточников1. Речь, в большинстве случаев, идет именно об анализе самого процесса, а не о его результате.

Методологическая основа диссертационного исследования проявляется в применении комплексного подхода в сочетании с принципами интермедиального, интертекстуального, литературоведческого, лингвистического анализа, биографического, культурно-исторического, психоаналитического, описательно-функционального методов.

Научная новизна диссертационной работы заключается, прежде всего, в перспективности и востребованности исследований междисциплинарного характера (литературоведение, музыковедение, искусствоведение, лингвистика, история, философия, культурология). Интермедиальная направленность работы позволяет использовать принципиально новую методологию для анализа творческого наследия Ингеборг Бахман, выявить закономерности и характерные черты взаимодействия разных искусств на страницах произведений. Наличие звукового компонента расширяет представление об особенностях поэтики автора, о значении ее творчества в контексте австрийской и мировой литературы в целом. Исследование музыкального аспекта в данной диссертации носит комплексный характер. Рассматривается весь процесс взаимодействия звукового и словесного, начиная с простого упоминания интермедиалий, заканчивая лингвистическим анализом текста, раскрывающим особенности авторской манеры подачи материала.

1 Cm.: Beicken P. Ingeborg Bachmann. Beck'sche Reihe. München: R. Piper & Co Verlag, 1992. 215 S.; Caduff C.

«Dadim, dadam» - Figuren der Musik in der Literatur Ingeborg Bachmanns. Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 1998. 259 S.;

Firges J. Ingeborg Bachmann: Malina: die Zerstörung des weiblichen Ich. Annweiler am Trifels: Sonnenberg, 2008. 160 S.;

Greuner S. Literatur im historischen Prozess. Schmerzton Musik in der Schreibweise von Ingeborg Bachmann und Anne Duden. Hamburg; Berlin: Argument Verlag, 1990. 171 S.; Schottelius S. Das imaginäre Ich. Subjekt und Identität in Ingeborg Bachmanns Roman «Malina» und Jacques Lacans Sprachtheorie. Frankfurt/M: Peter Lang Pub Inc, 1990.188 S.;

Solibakke K. Geformte Zeit. Musik als Diskurs und Struktur bei Bachmann und Bernhard. Würzburg: Verlag Könighausen

& Neumann GmbH, 2005. 307 S.

Кроме того, не все анализируемые в диссертации стихотворения доступны на русском языке, в связи с этим автором данного исследования была предпринята попытка перевода некоторых произведений.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов работы в лекциях по зарубежной литературе XX века, а также при разработке спецкурсов, посвященных взаимодействию литературы и других видов искусств. Аналогичные методы исследования, а также их результаты могут быть применены при анализе творчества других немецкоязычных писателей.

Теоретическая значимость заключается в уточнении методологии и типологии интермедиального анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существующие в отечественном и зарубежном литературоведении подходы к систематизации феноменов литературно-музыкального взаимодействия доказывают возможность комплексного рассмотрения данного явления с учетом различных уровней.

2. В произведениях австрийских авторов (П. Целан, Э. Канетти, Т. Бернхард, Э. Елинек, П. Хандке, И. Айхингер) музыкальность является одной их распространенных характеристик текстов, что проявляется в применении многочисленных техник слияния звука и слова.

3. Художественное пространство лирических произведений Ингеборг Бахман включает многочисленные звуковые, в том числе, музыкальные компоненты, каждый из которых обладает индивидуальными характеристиками.

4. Звуковые элементы романа «Малина» дополняют картину музыкальной стороны поэтики Ингеборг Бахман. В романе «Малина» одной из доминирующих характеристик звуковой

системы художественного текста является тематический уровень звукообразов музыкальных произведений (интермедиалий).

5. Поэтическая речь Ингеборг Бахман насыщена звучанием, которое проявляется в лексических, фонетических, синтаксических и графических особенностях текста. Образ речи, языка в поэтике Ингеборг Бахман реализуется через образ звука, либо контрастный ему образ молчания.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы настоящей диссертации прошли обсуждение на кафедре немецкой филологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. Основные идеи диссертации были отражены в 11 статьях и публикациях, в том числе в 4 журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертационного исследования определяется выдвинутыми целями, а также поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 136 наименований.

Глава 1. Проблема взаимодействия музыки и литературы 1.1. Проблема взаимодействия музыки и литературы в современной науке

Идея о том, что литературное произведение может содержать в себе определенную музыкальность, не новая в современной науке. Изучению своего рода симбиоза двух искусств посвящены работы отечественных и зарубежных литературоведов и музыковедов, которые предлагают свои классификации и подходы для исследования данного процесса. Феномен музыки, как многогранного явления, описывается с различных точек зрения. Рассмотрим теории, отражающие родственность литературного и музыкального творчества.

С точки зрения социологии, функция музыки - коммуникативная (как способ передачи информации она близка литературному тексту). Как отмечает В. И. Сапрыкина, музыка представляет собой язык, но не понятийный (т.е. не естественный, который является исходным материалом литературного произведения)1. Музыка не способна говорить о конкретных вещах, о предметах, намерениях, она не может указать, определить, назвать. Однако в переносном смысле она всегда нацелена на коммуникацию, на выражение. Следовательно, музыка является неким метаязыком, способным на передачу информации2. Иллюстрируют данное мнение слова Т. В. Адорно: «Музыка - действительно всеобщий язык, но не эсперанто: она не подавляет качественного своеобразия. Ее сходство с языком не соотнесено с нациями. Даже очень далекие друг от друга культуры <...> способны понимать друг друга в музыке» . Таким образом, музыка и литература, выполняя одну и ту же функцию, отличаются друг от друга лишь техническими средствами: звуки музыки понятны на всех языках, содержание же

1 Сапрыкина В. И. Национальная специфика языкового отражения концепта в художественной картине мира (на материале вербализации концепта «музыка» в русской и немецкой поэзии Х1Х-ХХ веков). Воронеж. 2005. 225 с.

2 Павлова Е. В. Язык и музыка: взаимоустремление и взаимоуподобление . Вестник российского государственного гуманитарного университета. 20Ю.№ 11. С.111-117.

3 Адорно Т. В. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга. 1998. С.136.

литературного произведения для полного его понимания должно быть переведено на язык реципиента.

С философской точки зрения, музыка ведет к постижению основ бытия. Предметом музыки является ничто иное как «сама процессуальность жизни»1. Искусствоведы также относят музыку к основам человеческого бытия и способу выражения отношения к миру . Философская трактовка функций музыки может быть легко применима к любому виду искусств, в том числе и словесному.

Рассматривая музыку как культурологический феномен, Г. Гегель подчеркивает ее общий характер, сравнивая с другими искусствами (поэзия, архитектура, скульптура, живопись), среди которых поэзия более всего родственна музыке. Пользуясь одним и тем же чувственным материалом — звуком, эти искусства различаются его употреблением: в музыке звук — это цель, а в поэзии - средство для передачи содержания3.

Таким образом, выявленная функциональная схожесть двух видов искусств, ставит вопрос о том, как столь родственные явления не слились в единое целое, и каковы были их взаимоотношения в историческом контексте.

Для античности была характерна греческая классификация семи свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия4. В данной классификации не присутствует поэзия, так как зачастую она рассматривалась как часть логики (диалектики), к тому же композитор, певец и поэт часто представляли одно лицо. И в настоящее время вопрос классификации искусств так и остается неоднозначным. В книге «Теория литературы» В.Е. Хализев приводит в качестве примера мнение Г. Гегеля, который выделяет и характеризует пять искусств: скульптура, архитектура, живопись, музыка и

1 Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. М.: Изд-во Правда, 1990. С. 195-393.

2 Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления // Кризис буржуазной культуры и музыка. М.: Изд-во Музыка, 1972. С. 99-175; Каган М. С. Музыка в мире искусств. СПб.: Петрополис, 1996. 231 с; Филатова О. И. Славянская «праздничная интонация» в чешской музыкальной культуре: проблемы национальной идентификации // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. - Воронеж, 2002. С. 546-552.

3 Гегель Г. Эстетика: Лекции по эстетике. М.: Изд-во Искусство, 1971. — 624 с.

4 Бычков В. В. Эстетика. М.: Изд-во Академический проект, 2011. 464 с.

поэзия. Сам исследователь говорит о разделении искусств на два вида: изобразительные (предметные), к ним относятся литература, живопись, скульптура, и неизобразительные, непредметные - танец и музыка, архитектура. Вместе с тем ученый классифицирует литературу как односоставное искусство, опирающееся на один материальный носитель образности — слово. Односоставные искусства теснейшим образом связаны с синтетическими (многосоставными), такими, как, например, вокальная музыка1. Таким образом, даже современные классификации, представляя музыку и литературу как разные виды искусств, подчеркивают их схожесть и неразрывную связь.

Одним из первых трудов, обозначивших проблему взаимодействия искусств, были «Рассуждения о музыке, живописи и поэзии» англичанина Д. Хэрриса, написанные в середине XVIII века. Автор рассматривает общие (миметические и подражательные) и специфические черты искусств, объясняющиеся различием художественных средств2.

В первые десятилетия XX века наметилось радикальное усиление интереса к исследованию границ между искусствами. Важными в данный период становятся работы Оскара Вальцеля, который пытался сделать художественно-эстетические категории пригодными для литературы. В работе «Содержание и форма поэтического произведения» («Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des

л

Dichters») он рассматривает такие компоненты обоих искусств, как мелодия, гармония, ритм и рифма.

В отечественной науке необходимо отметить работу о звучащей речи В. Н. Всеволодского-Генгросс «Теория русской речевой интонации». Сравнивая музыку и речь, автор предложил схему перехода от обычной разговорной речи к

1 Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 373 с.

2 Мышьякова Н. М. Литература и музыка в русской культуре XIX века. Санкт- Петербург, 2003. 234 с.

3 \Valzel О. ВегИп-КеиЬаЬеЬЬегц, 1923. 347-367 Б.

пению, расположив «по возрастающей» музыкальный компонент речевого высказывания1.

Значимой является работа Курта Вайса «Симбиоз искусств: основы взаимодействия литературы, живописи и музыки» («Symbiose der Künste, Forschungsgrundlagen zur Wechselberührung zwischen Dichtung, Bild- und Tonkunst»), в которой автор задается вопросом о том, в каких случаях разные виды искусств взаимодействуют продолжительно, а в каких — мимолетно или даже одномоментно2.

Позднее интерес к вопросу симбиоза двух искусств отразился в исследованиях американского компаративиста Кельвина Брауна. Его работа «Музыка и литература: сравнение искусств» «Music and Literature: А comparison of the Arts»), в которой автор систематизирует все возможные музыкально-литературные аспекты, и по сей день признается одной из основополагающих в данном вопросе3.

Трактовка музыки как особого языка стала научно возможной с развитием семиотики, в которой музыка рассматривается как другой, несловесный язык человеческого общения, как один из художественных языков4. В большинстве случаев исследователи обращались к лингвистической семиотике, выделяя специфику музыкального языка в сравнении с вербальным языком.

За всю историю вопроса взаимодействия двух искусств было создано большое количество теорий и классификаций. Именно это позволило в конце XX века заговорить о новом универсальном подходе к исследованиям подобного рода явлений. Наиболее продуктивным в изучении современных художественных

1 Всеволодский-Генгросс В. H. СПб.: Гос. изд-во, 1922.128 с.

2 Wais К. Stuttgart, 1936. S. 7.

3 Scher S. Р. Einleitung. Literatur und Musik - Entwicklung und Stand der Forschung // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines Komparativischen Grenzgebietes. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984. S. 9-25.

4 Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». M., 1975. С. 115; Мечковская Н. Б. Центральный фрагмент семиотического континуума: оппозиция «искусство литература - язык»// С любовью к языку: сб. научных трудов. Москва; Воронеж, 2002.С. 52-61; 124. Jiranek J. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik. Berlin: Verlag Neue Musik, 1985. 256 S; Schneider R. Semiotik der Musik: Darstellung und Kritik.München: Fink, 1980. 327 S.

процессов представляется междисциплинарный подход, опирающийся на принцип комплексного исследования художественных явлений и включающий различные аспекты научного анализа, в том числе, литературоведческий, искусствоведческий, культурологический, лингвистический, философско-эстетический, социологический. В свете междисциплинарных исследований возникает возможность сочетать (с разной степенью допустимости) системно-функциональный, историко-типологический и семиотический методы анализа художественных явлений.

С 60-х годов XX столетия литературоведение обогатилось большим количеством новых научных понятий. Среди них признанный во всем мире термин Юлии Кристевой «интертекстуальность» (1970). Примыкающее к нему понятие «интермедиальность», обозначенное в 1983 году Ханзен-Леве1, получило первоначально признание в немецком литературоведении. На международном уровне оно рассматривалось как один из многочисленных неологизмов и воспринималось часто с иронией.

В литературоведении и сегодня такие понятия, как «интермедиальность» и «интертекстуальность» не всегда различаются, несмотря на наличие точных характеристик. Автор термина «интертекстуальность», Ю. Кристева, определяет его как отношения между литературными текстами2. Р. Барт в 70-е годы говорил об интертекстуальной природе любого дискурса: «Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Отрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагментов социальных идиом и т.д. — все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку до текста и вокруг него существует язык»3.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Съёмщикова, Елена Олеговна, 2014 год

Список использованной литературы

Источники.

1. Бахман, И. Избранное: Сборник / И. Бахман; пер. с нем. — М.: Прогресс, 1981.-336 с.

2. Бахман, И. Малина / И. Бахман; пер. с нем. и вступление С. Шлапоберской. - М.: «Аграф», 1998. - 368 с.

3. Воистину. Стихи. Ингеборг Бахман [Электронный ресурс] / Составитель Е. Соколова. - М.: Независимая газета, 2000. - 176 с. - Режим доступа: http://www.rulit.net/books/voistinu-read-345358-6.html.

4. Лунный Пьеро: мелодрамы: соч.21: для голоса, фортепиано, флейты, флейты-пиколо, кларнета, бас-кларнета, скрипки, альта и виолончели / Трижды семь стихотворений Альберта Жиро в пер. на нем. О. Э. Хартлебена; рус. текст М. Элик. - Партитура. - Л.: Музыка. Ленинград, отд., 1974.-127 с.

5. Седакова, О. Стихи [Электронный ресурс] / Составитель А. Великанова, вступительная статья С. Аверинцев. - М.: Эн Эф Кью / Ту Принт, 2001. - 576 с. — Режим доступа: http://www.vaviIon.ru/texts/sedakova 1 .html

6. Bachmann, I. Anrufung des Großen Bären. Gedichte / I. Bachmann. — München: Piper Verlag GmbH, 1956. - 108 S.

7. Bachmann, I. Die gestundete Zeit. Die Gedichte / I. Bachmann. - München: R. Piper & Co. Verlag, 1957. - 66 S.

8. Bachmann, I. Letzte, unveröffentlichte Gedichte. Gedichte aus dem Nachlass [Электронный ресурс] / I. Bachmann. — Режим доступа: http://www.ingeborgbachmann-forum.de/ibneu letzte.htm

9. Bachmann, I. Malina / I. Bachmann. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1971. - 175 S.

10. Bachmann, I. Sämtliche Gedichte / I. Bachmann. - München: Piper Verlag GmbH, 1998.-228 S.

11. Canetti, E. Die Stimmen von Marrakesch. Aufzeichnungen nach einer Reise / E. Canetti. - München / Wien: Carl Hanser Verlag, 2003. - 89 S.

Теоретическая литература.

12. Адорно, Т. В. Избранное: Социология музыки / Т. В. Адорно. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445 с.

13. Барт, Р. Основы семиологии / Р. Барт // Структурализм: «за» и «против». -М., 1975.- С. 115.

14. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт; пер. и вст. С. Зенкин. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. - 314 с.

15. Белобратов, А. Томас Бернхард: двадцать лет спустя [Электронный ресурс] / А. Белобратов // Иностранная литература. - 2010. - №2. -Режим доступа: http://magazines.russ.ni/inostran/2010/2/be2.html

16. Бойчук, Е. И. Исследование ритма прозы в работах французских лингвистов / Е. И. Бойчук // Ярославский педагогический вестник. Том I (Гуманитарные науки). - 2010. - № 4 - С. 232-234.

17. Брагина, H. Н. О возможности анализа литературного текста методом, принятым в музыковедении / H. Н. Брагина // Вопросы филологии. - 2010. -№ 1.-С. 64-73.

18. Бубекова, J1. Б. Стилистические фигуры, построенные по принципу синтаксического параллелизма в поэзии М.И. Цветаевой [Электронный ресурс] / Л. Б. Бубекова, И. .Е. Немтырева // VII Международная научно-практическая Интернет-конференция «АЛЬЯНС НАУК: УЧЕНЫЙ-УЧЕНОМУ» (15-16 марта2012.г). - Режим доступа: http://www.confcontact.com/2012_03_15/fl4_bubekovaNem.php.

19. Бурханов, Р. А. Философия языка Фрица Маутнера / Р. А. Бурханов, Е. А. Давыденко // Вестник НГГУ. - 2012. - №3. - С. 11-18.

20. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Изд-во Академический проект, 2011.-464 с.

21. Витгенштейн, JI. Культура и ценность / Витгенштейн Л. // Философские работы. - 4.1. - М., 1994. - С. 454.

22. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Витгенштейн Л. // Философские работы. - Ч. 1. - М., 1994, - С. 73.

23. «Время сердца». Переписка Ингеборг Бахман и Пауля Целана [Электронный ресурс] / пер. с нем. Т. Баскакова, А. Белобратова // Иностранная литература. - 2012. - №10. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/inostran/2012/l 0/pl .html

24. Воротникова, А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х гг. XX века: дис... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Воротникова Анна Эдуардовна. - Воронеж, 2008. - 274 с.

25. Всеволодский-Генгросс, В. Н. Теория русской речевой интонации / В. Н. Всеволодский-Генгросс. - СПб.: Гос. изд-во, 1922. - 128 с.

26. «Высказать невысказываемое, произнести непроизносимое...». С австрийской писательницей Эльфридой Елинек беседует Александр Белобратов [Электронный ресурс] // Иностранная литература. - 2003. - №2. -С. 288. - Режим доступа: http://magazines.russ.ni/inostran/2003/2/inter.html

27. Гегель, Г. Эстетика: Лекции по эстетике: в 4 т. / Г. Гегель, В. Фридрих. -М.: Изд-во Искусство, 1971. - 624 с. - 3 т.

28. Днепров, В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления / В. Днепров // Кризис буржуазной культуры и музыка. - М.: Изд-во Музыка, 1972.-С. 99-175.

29. Дьякова, К.В. Своеобразие звукового пространства художественной прозы Е.И. Замятина: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.01.01. / Дьякова Ксения Викторовна. - Тамбов, 2011. - 26 с.

30. Елинек, Э. «Я ловлю язык на слове ...» [Электронный ресурс] / Э. Елинек // Иностранная литература. - 2005. - №7. - С. 237-238. - Режим доступа: http://magazines.mss.rU/inostran/2005/7/el8.html.

31. Ефименко, Е. А. Немецкоязычная литература Австрии или своеобразие австрийской прозы второй половины XX века / Е. А. Ефименко //

Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - №1 (19). - С. 80-82.

32. Жирмунский, В. М. Введение в метрику. Теория стиха / В. М. Жирмунский. -Ленинград: Academia, 1925. - 284 с.

33. Жирмунский, В. М. О ритмической прозе / В. М. Жирмунский // Русская литература. - 1966. - № 4. - С. 103-114.

34. Жирмунский, В. М. Рифма, ее история и теория / В. М. Жирмунский. — Петербург: Academia, 1923. - 345 с.

35. Жирмунский, В. М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. - М., 1975. - 219 с.

36. Затонский, Д. В. Австрийская литература в XX столетии / Д. В. Затонский.

- М.: «Художественная литература», 1985. - 444 с.

37. Затонский, Д. В. Художественные ориентиры XX века / Д. В. Затонский. — М.: Советский писатель, 1988. — 416 с.

38. История австрийской литературы XX века: в 2 т. / отв. ред. В.Д. Седельник. - М.: ИМЛИ им. Горького РАН, 2010. - 576 с. - 2 т.

39. Исследования по теории стиха: сб. статей / отв. ред. В. М. Жирмунский. -Ленинград: «Наука», Ленинградское отделение, 1978. —233 с.

40. История австрийской литературы XX века: в 2 т. / отв. ред. В.Д. Седельник. -М.: ИМЛИ им. Горького РАН, 2010. - 576 с. - 2 т.

41. История немецкой литературы: в 3 т. / под общ. ред. А. Дмитриева. — М.: «Радуга», 1986. - 464 с. - 3 т.

42. Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.-231 с.

43. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1995.

- 414 с.

44. Карельский, А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып. 2: Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе XX века / А. В. Карельский; сост. Э. В. Венгерова. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1999. - 303 с.

45. Каркавина, О. В. Языковая реализация интермедиальных отношений в творчестве Тони Моррисон: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.04 / Каркавина Оксана Владимировна; Алтайская государственная педагогическая академия. - Барнаул, 2011. - 19 с.

46. Кац, Б. А. Музыкальные ключи к русской поэзии / Б. А. Кац. - СПб.: Композитор, 1997. - 270 с.

47. Козлова, М. С. Аналитическая философия: Запад-Россия-Восток / М.С. Козлова. - М., 1998. - С. 240-243.

48. Королькова, О. Слово в немецкой и австрийской поэзии конца 19-нач 20 вв. [Электронный ресурс] / О. Королькова. - Режим доступа: http://www.philosophy.ua/lib/37korolkova-doxa-6-2004.pdf

49. Кураков, В. И. Музыка и слово. Проблемы вербализации музыкальных образов / В. И. Кураков, В. В. Чубай // Вестник ВолГУ. Серия 2, Филология. - 1998.-Вып. 3.-С. 84-90.

50. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. - М.: Изд-во Правда, 1990.-С. 195-393.

51. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. - С. 14 - 285.

52. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт, текста/ Ю. М. Лотман, М. Л. Гаспаров. - СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 846с.

53. Лотман, Ю. М. Текст и полиглотизм культуры: избранные статьи в 3 т. / Ю.Н. Лотман. - Таллин, 1996. - С. 143. - 3 т.

54. Лысенко, Е. В. Звук и звучание в лирике А. А. Тарковского: дис... канд. филол. наук: 10.01.01. / Лысенко Евгения Викторовна. - Саратов, 2008. -171 с.

55. Махов, А. Е. Música Literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике / А. Е. Махов. - М.: Intrada, 2005. - 224 с.

56. Мечковская, Н. Б. Центральный фрагмент семиотического континуума: оппозиция «искусство литература - язык» / Н. Б. Мечковская // С любовью к языку: сб. научных трудов. - Москва; Воронеж, 2002. - С. 52-61.

57. Мышьякова, Н. М. Литература и музыка в русской культуре XIX века: дис... док. искусствоведения: 24.00.01 / Мышьякова Наталья Михайловна.-Санкт- Петербург, 2003. - 234 с.

58. Набиева, Н. И. Образ маски в «Балаганчике» А. Блока и «Лунном Пьеро» А. Шенберга: к проблеме претворения символистских тенденций / Н. И. Набиева // Вестник Башкирского университета. - Т. 14. - № 1. - Уфа, 2009. — С. 199-202.

59. Ницевич, Е. В. Синтез музыки, поэзии и живописи в сочинениях Арнольда Шенберга 1908-1913 гг.: автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02. / Ницевич Евгения Вячеславовна. - Ростов-на-Дону, 2010. - 20 с.

60. Павлова, Е. В. Музыка в ранней прозе Томаса Манна: феномен интермедиальности: дис... канд. филол. наук: 10.01.03. / Павлова Екатерина Владимировна. - М., 2010. - 200 с.

61. Павлова, Е. В. Язык и музыка: взаимоустремление и взаимоуподобление / Е.В. Павлова // Вестник российского государственного гуманитарного университета. - 2010. -№ 11 - С. 111-117.

62. Павлова, Н.С. Природа реальности в австрийской литературе / Н.С. Павлова. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 312 с.

63. Пасько, Ю. В. Песенные циклы Ф. Шуберта как интертекст в романе Э. Елинек «Пианистка» / Ю. В. Пасько // Вестник МГОУ. Сер. «Лингвистика». -2011.-№ 1.-С. 179-183.

64. Пасько, Ю. В. Языковая репрезентация интертекстуальности в художественном тексте (на материале романа Э. Елинек «Пианистка»): автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.04 / Пасько Юлия Валерьевна. - М., 2011.-17с.

65. Плахина, А. В. Клаус Цайрингер об австрийской литературе и культуре (Сводный реферат) / А. В. Плахина // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. - М.: ИНИОН РАН, 2002. -№3.. с. 204—214.

66. Присяжнюк, Д. О. Музыкальный риторизм и композиторская практика XX века: дис... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Присяжнюк Денис Олегович. - Нижний Новгород, 2004. - 230 с.

67. Прохватилова, О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи / О. А. Прохватилова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.-362 с.

68. Райе, М. Арнольд Шенберг - певец непокорной мысли [Электронный ресурс] / М. Райе // Израильский музыкальный интернет-журнал «Израиль XXI». - Режим доступа: ЬИр://уу\¥\у.21 israel-music.com/Schoenberg.html

69. Родионова, Э. М. Виды и функции лексического повтора в романе К.А. Федина «Города и годы»: автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.01 / Родионова Эльвина Михайловна. - Л., 1990. - 16 с.

70. Руднев, В. П. Прочь от реальности: Исследование по философии текста / В. П.Руднев. -М.: Аграф, 2000. - С.64.

71. Сапрыкина, В. И. Национальная специфика языкового отражения концепта в художественной картине мира (на материале вербализации концепта «музыка» в русской и немецкой поэзии Х1Х-ХХ веков): дис... канд. филол. наук: 10.02.19 / Сапрыкина Вера Ивановна. - Воронеж, 2005. - 225 с.

72. Сидорова, А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): дис... канд. филол. наук: 10.01.01. / Сидорова Анна Геннадьевна. - Барнаул, 2006. - 218 с.

73. Синяя, А. В. «Принципы музыкальной организации романной прозы XX века: Т. Манн «Доктор Фаустус», Дж. Джойс «Улисс», Р. Олдингтон «Смерть героя»: дис... канд. филол. наук: 10.01.03. / Синяя Альвина Валериевна. - СПб, 2008. - 167 с.

74. Соколова, Е. В. Творчество Ингеборг Бахман. Понятия «язык» и «молчание»: автореф. дис...канд. филол. наук: 10.01.03 / Соколова Елизавета Всеволодовна. — М., 2001. — 25 с.

75. Тимашков, А. Ю. К истории понятия интермедиальности в зарубежной науке / А. Ю. Тимашков // Фундаментальные проблемы современной

культурологии. - Том III: Культурная динамика. - СПб: Алетейя, 2008. - С. 112-119.

76. Тишунина, Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований / Н. В. Тишунина // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. - СПб. : С. - Петерб. филос. Общество, 2001.-С. 149-154.

77. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 333 с.

78. Фесенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. — изд. 3-е, доп. и испр. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 780 с.

79. Филатова, О. И. Славянская «праздничная интонация» в чешской музыкальной культуре: проблемы национальной идентификации / О. И. Филатова // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. - Воронеж, 2002. - С. 546-552.

80. Фомичёва, О. Ильзе Айхингер. Великая надежда [Электронный ресурс] / О. Фомичёва // Волга. - №4. - 2000. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/volga/2000/4/ilze.html

81. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999.- 373 с.

82. Цветков, Ю. JI. Культурное самоопределение австрийской литературы [Электронный ресурс] / Ю.Л. Цветков. - Режим доступа: http://www.lingvomaster.ru/files/336.pdf

83. Шастина, Е. М. Творчество Элиаса Канетти: проблемы поэтики / Е. М. Шастина. - Казань: изд-во «ФЭН», 2004. - 288 с.

84. Эйхенбаум, Б. М. Мелодика русского лирического стиха / Б. М. Эйхенбаум. -Петербург: «Опояз», 1922. - 199 с.

85. Эткинд, Е. Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания / Е. Г. Эткинд // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - JL, 1974.-с. 104—121.

86. Albrecht, M. «Über die Zeit schreiben»: Literatur- und kulturwissenschaftliche Essays zu Ingeborg Bachmanns «Todesarten» - Projekt / M. Albrecht, G. Dirk. — Würzburg: Königshausen & Neumann Verlag, 1998. — 243 S.

87. Bachmann Handbuch. Leben-Werk-Wirkung / Hrsg.: Monika Albrecht, Dirk Göttsche. - Stuttgart,Weimar: J.B. Metzler Verlag, 2002. - S. 311.

88. Bachmann, I. Wir müssen wahre Sätze finden: Gespräche und Interview / I. Bachmann. - München, Zürich: Piper, 1983. - S. 107.

89. Bedenek, A. K. Von meinen Sternen nur wehn noch zerrissen. Die Saiten einer überlaufen Harfe. Lyrik und Musik: Gesangsmotiv und intermediale Bezugnahmen auf Musikalisches bei Paul Celan: Thesen zur Dissertation / A. K. Bedenek. - Universität Debrecen, 2009. - 15 S.

90. Beicken, P. Ingeborg Bachmann. Beck'sche Reihe / P. Beicken. - München: R. Piper & CoVerlag, 1992. - 215 S.

91. Brown, Calvin S. Theoretische Grundlagen zum Studium der Wechselverhältnisse zwischen Literatur und Musik (Übersetzung von Margaret P. Robinson) / S. Calvin Brown // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparativischen Grenzgebietes. - Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984.- S. 28-39.

92. Caduff, C. «Dadim, dadam» - Figuren der Musik in der Literatur Ingeborg Bachmanns / C- Caduff. - Köln; Weimar; Wien: Böhlau, 1998. - 259 S.

93. Carroll, N. Medium Specifity Arguments and Self-Consciously Invented Arts: Film, Video and Photography / N. Carroll // Millenium Film Journal. - 19841985. № 14/15.-S. 127-153.

94. Chatman, S. What Novéis Can Do That Films Can't (and Vice Versa) / S. Chatman // On Narrative / Hrsg. von W.J.T. Mitchell. - Chicago / London, 1981. - S. 117-136.

95. Firges, J. Ingeborg Bachmann: Malina: die Zerstörung des weiblichen Ich / J. Firges. - Annweiler am Trifels: Sonnenberg, 2008. - 160 S.

96. Friedrich, P. Music in Russian Poetry / P. Friedrich. - N.Y.,Washington: Peter Lang, 1998.-p. 95-118.

97. Golisch, S. Ingeborg Bachmann. Zur Einfuhrung / S. Golisch. - Junius Verlag, 1997.-156 S.

98. Greuner, S. Literatur im historischen Prozess. Schmerzton Musik in der Schreibweise von Ingeborg Bachmann und Anne Duden / S. Greuner. -Hamburg; Berlin: Argument Verlag, 1990. - 171 S.

99. Hansen-Löve, Aage A. Intermedialität und Intertextualität. Probleme der Korrelation von Wort- und Bildkunst - Am Beispiel der russischen Moderne / A. Aage Hansen - Löve // In: Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität / Hrsg. von Wolf Schmid & Wolf-Dieter Stempel. Wien, 1983. -S. 291-360.

100. Hayward, P. Echoes and Reflections. The Representation of Representations / P. Hayward // Media Representations of Visual Art and Artists / Hrsg. von Philip Hayward. - London/Paris: John Libbey,1988. - S. 1-25.

101. Heibig, J. Intermediales Erzählen: Baustein für eine Typologie intermedialer Erscheinungsformen in der Erzählliteratur am Beispiel der Sonatenform von Anthony Burgess' A Clockwork Orange / J. Heibig // Erzählen und Erzähltheorie im 20. Jahrhundert: Festschrift für Wilchelm Füger. -Heidelberg: Winter, 2001. - S. 131-151.

102. Higgins, D. Horizons. The Poetics and Theory of the Intermedia. Carbondale and Edwardsville / D. Higgins. - IL: Southern Illinois University Press, 1984.-p. 18.

103. Höller, H. Ingeborg Bachmann: d. Werk: von d. frühesten Gedichten bis zum «Todesarten»- Zyklus / H. Höller. - Frankfurt am Main: Athenäum, 1987. -358 S.

104. Interpretationen. Werke von Ingeborg Bachmann / Hrsg. M. Mayer. — Stuttgart: Philipp Reclam jun. Verlag, 2002. - 260 S.

105. (Von) Jagow, Bettina. Ästhetik des Mythischen: Poetologien des Erinnerns im Werk von Ingeborg Bachmann / Bettina von Jagow — Köln: Böhlau Verlag GmbH & Cie, 2003. - 280 S.

106. Jiranek, J. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik / J.Jiranek.- Berlin: Verlag Neue Musik, 1985. - 256 S.

107. Kogler, S. Die Saite des Schweigens. Ingeborg Bachmann und die Musik / S. Kogler, A. Dorschel. - Wien: Edition Steinbauer, 2006. - 320 S.

108. Kohn-Waechter, G. Das Verschwinden in der Wand. Destruktive Moderne und Widerspruch eines weiblichen Ich in Ingeborg Bachmanns «Malina» / G. Kohn-Waechter.- Stuttgart: Metzler, 1992. - 224 S.

109. Kollago, L. Zur Spirale in der Literatur. Dargestellt am Beispiel der Todeafuge von Paul Celan / L. Kollago // ORBIS Linguarum. - Wroclaw-Legnica, 2002. - S. 23-32.

110. Kristeva, J. Bakhtine, le mot, le dualogue et le roman / J. Kristeva // Critique. - 1967.- № 239. - p. 438-465.

111. Literaturwissen. Ingeborg Bachmann / von Peter Beicken. - München: Piper Verlag GmbH, 1978. - 168 S.

112. Morrien, R. Weibliches Textbegehren bei Ingeborg Bachmann, Marlen Haushofer und Unica Zürn / Rita Morrien. - Würzburg: Königshausen & Neumann Verlag, 1996. - 240 S.

113. Müller, J. E. Intermedialität als poetologisches und medientheoretisches Konzept. Einige Reflexionen zu dessen Geschichte / E. J. Müller // Intermedialität. Theorie und Praxis eines interdisziplinären Forschungsgebietes. -Berlin, GmbH& Co: Erich Schmidt Verlag, 1998. - S. 31-40.

114. Müller, J. E. Intermedialität. Formen moderner kultureller Kommunikation / J.E. Müller. - Munster: Nodus Publikationen, 1994. - 335 S.

115. Paech, J. Paradoxien der Auflösung und Intermedialität / J. Paech // HyperKult. Geschichte, Theorie und Kontext digitaler Medien / Hrsg. Martin Warnke, Wolfgang Coy und Georg Christoph Tholen. - Basel & Frankfurt a.M.: Strömfeld / Nexus, 1997.- S. 331-368.

116. Peacock, R. Probleme des musikalischen in der Sprache / R. Peacock // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines Komparativischen Grenzgebietes. - Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984. - S. 154-168.

117. Petri, H. Form- und Strukturparallelen in Literatur und Musik / H. Petri // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines Komparativischen Grenzgebietes. - Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984. - S. 221241.

118. Petri, H. Literatur und Musik. Form und Strukturparallelen / H. Petri. -Göttingen: Sachse E Pohl Verlag, 1964. - 94 S.

119. Scher, S. P. Einleitung. Literatur und Musik - Entwicklung und Stand der Forschung /S. P. Scher // Literatur und Musik. Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines Komparativischen Grenzgebietes. - Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1984.- S. 9-25.

120. Schneider, R. Semiotik der Musik: Darstellung und Kritik / R. Schneider. -München: Fink, 1980. - 327 S.

121. Schottelius, S. Das imaginäre Ich. Subjekt und Identität in Ingeborg Bachmanns Roman «Malina» und Jacques Lacans Sprachtheorie / S. Schottelius. - Frankfurt/M: Peter Lang Pub Inc, 1990. - 188 S.

122. Sichelstiehl, A. Musikalische Kompositionstechniken in der Literatur. Möglichkeiten der Intermedialität und ihrer Funktion bei österreichischen Gegenwartsautoren / A. Sichelstiehl. - Essen, 2004. - S. 43.

123. Solibakke, K. Geformte Zeit. Musik als Diskurs und Struktur bei Bachmann und Bernhard / K. Solibakke. - Würzburg: Verlag Könighausen & Neumann GmbH, 2005. - 307 S.

124. Spielmann, Y. Fading, Framing, Fake. Peter Greenaways Kunst der Regeln / Y. Spielmann // Film, Fern sehen, Video und die Künste. Strategien der Intermedialität / Hrsg. von Joachim Paech. - Stuttgart und Weimar: Metzler, 1994,- S. 132-149.

125. Spiesecke, H. Ein Wohlklang schmilzt das Eis / H. Spiesecke. — Berlin: Norman Klauning Verlag, 1993. - 244 S.

126. Suppan, M. Die Lyrik Paul Celans / M. Suppan. - Gnas, 2000. - 104 S.

127. Wais, K. Symbiose der Künste, Forschungsgrundlagen zur Wechselberührung zwischen Dichtung, Bild- und Tonkunst / K. Wais. - Stuttgart, 1936.- S. 7.

128. Walzel, O. Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters / O. Walzel. -Berlin-Neubabelsberg, 1923. - 347-367 S.

129. Wetzel, M. Die Enden des Buches oder die Wiederkehr der Schrift / M. Wetzel. - Weinheim: VCH, 1991. - S.69-80.

130. Winter, G. Kunst im Fernsehen. In: Kunst und Künstler im Film / G. Winter; Hrsg. von Helmut Körte & Johannes Zahlten. - Hameln: CW Niemeyer, 1990. -S.69-80.

131. Wolf, W. Intermedialität: ein weiteres Feld und eine Herausforderung für die Literaturwissenschaft / W. Wolf // Literaturwissenschaft: intermedial-interdisziplinär.- Wien: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaft, 2002.- S. 163-230.

132. Wolf, W. Stichwort Intermedialität / Werner Wolf // Metzler-Lexikon, Literatur- und Kulturtheorie: Ansätze - Personen - Grundbegriffe. — Stuttgart, Weimar, 2001. - S. 284.

133. Yalkut, J. Understanding Intermedia / J. Yalkut // Avantgardistischer Film 1951-1971, Theorie / Hrsg. von Gottfried Schlemmer.- München, 1973. - S. 9295.

Справочная литература.

134. Грязное, А. Ф. Витгенштейн Людвиг / А. Ф. Грязное // Философский энциклопедический словарь. - 2 изд. - М., 1989. - С. 92.

135. Крутняева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крутняева, Н. В. Молокова. - Л.: Музыка, 1988. - 136 с.

г

136. Хазагеров, Т. Г. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических фигур / Т. Г. Хазагеров, Л. С. Ширина. - Ростов-на-Дону, 1999. - с. 201.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.