Поэтика романов Барбары Фришмут в контексте австрийской литературы второй половины ХХ - начала ХХI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Трофимова Людмила Владимировна

  • Трофимова Людмила Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 191
Трофимова Людмила Владимировна. Поэтика романов Барбары Фришмут в контексте австрийской литературы второй половины ХХ - начала ХХI в.: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2019. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Трофимова Людмила Владимировна

Введение

Глава 1.Творчество Барбары Фришмут в контексте немецкоязычной литературы второй половины ХХ-начала XXI века

1.1. Современный австрийский роман: к проблеме идентичности

1.2. Творчество Барбары Фришмут как поиск «новой реальности»

Глава 2. Мифопоэтика романов Барбары Фришмут

2.1. Механизмы мифологизации в австрийской литературе второй половины XX - начала XXI века

2.2. Рецепция греческой мифологии в романах Фришмут

2.3. Образ «фантастической реальности» в романе «Мистификация Софи

Зильбер»

Глава 3. Культурная и гендерная идентичность в художественном мире Б. Фришмут

3.1. Интеграция «своего» и «чужого» в романном творчестве Барбары Фришмут

3.2. Феномен «женской эмансипации» и поиск идентичности на материале

романов «Лето, когда исчезла Анна», «Забудь Египет. Роман-

путешествие»

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика романов Барбары Фришмут в контексте австрийской литературы второй половины ХХ - начала ХХI в.»

Введение

Неоспоримый факт, что австрийская литература в силу своей специфичности занимает особое место в современном европейском литературном процессе. Будучи «немецкоязычной, но не немецкой»1, австрийская словесность представляет собой определенный феномен, её «австрийскость» в большей степени проявляется «как культурообразующая тенденция»2, не допускающая изоляции от других культур.

Послевоенная австрийская литература как отражение новой реальности развивалась достаточно противоречиво. В ней находят отражение такие «острые» проблемы для австрийского самосознания, как утрата Габсбургской империи - эпохи процветания страны, преодоление национал-социалистического прошлого, повлекшего за собой конфликт поколений, при этом большой популярностью пользовались произведения, в которых отображалась идиллическая жизнь провинции на фоне красивейших австрийских пейзажей и т.д.

В начале 70-х годов консолидирующую миссию в литературной жизни страны взяла на себя организация - «Форум Городской парк» («Forum Stadtpark») в Граце, объединившая в своих рядах авангардистски настроенных молодых авторов.

В австрийской литературе 1980-х годов наблюдается явная тенденция политизированности, в поле зрения писателей попадает проблема осмысления прошлого и критическое восприятие современной действительности.

В 70-80-е годы ХХ века происходит становление художественно-эстетических принципов австрийской писательницы Барбары Фришмут. Наряду с такими известными авторами, как И. Бахман, Э. Елинек, М. Грубер, М.Штрерувиц и др., имена которых традиционно ассоциируются с

1 Плахина А. В. Немецкоязычная, но не немецкая. Некоторые аспекты австрийской прозы 1970-1990-х годов // Вопросы литературы, 2007. № 6. С.5.

2 Австрийская новелла ХХ века: Пер. с нем. / Сост. и вступит. статья Ю. Архипова. М.: Художественная литература, 1981.С. 4.

набравшим силу феминистским движением, Фришмут логично вписывается в литературный контекст своего времени. Будучи представительницей так называемой «женской литературы», основной темой которой является судьба, самореализация «слабого пола», Фришмут всем своим творчеством пытается найти жизненные формы, которые в одинаковой степени важны как для мужчин, так и для женщин. Естественно, что при этом гендерная проблематика превалирует, что, однако, ни в коей мере не является поводом считать автора радикальным приверженцем феминистского мировоззрения.

Многочисленные награды в области литературы (Австрийская премия в области детской литературы, 1972, 1995; премия Антона Вильдганса, 1973; Литературная премия города Вена, 1975, 1979; Литературная премия Иды Демель, 1983; Почётная премия министерства образования и культуры Австрии, 1987; Премия Франца Набля, 1999 и др.) свидетельствуют о том, что на сегодняшний день Фришмут - признанный автор. Произведения Фришмут переведены на итальянский, польский, арабский, болгарский, боснийский, китайский, нидерландский, английский, русский, хинди, латышский и другие языки.

Жизненный опыт Б. Фришмут нашел отражение в ее творчестве, так, например, бесследно не прошло увлечение восточной культурой. В 1959 году Барбара Фришмут поступила в Грацский университет, где изучала английский, турецкий и венгерский языки. Получив стипендию, в 1960— 1961 годах она заканчивает университет Кемаля Ататюрка в Эрзуруме. В 1964 году Барбара Фришмут приезжает в Вену, здесь она изучает тюркологию, иранистику и ислам. Профессиональным литератором Фришмут становится в 1966 году, она начинает писать статьи для масс-медиа, книги, заниматься переводами. Фришмут представила на суд читателей свои первые литературные опыты в студенческие годы, являясь одним из учредителей литературного объединения Форум Городской Парк.

Актуальность работы обусловлена неослабевающим интересом современного российского литературоведения к тенденциям развития немецкоязычной литературы конца XX-начала XXI в., а также малоизученностью в отечественном литературоведении творчества австрийской писательницы - Барбары Фришмут. Выявление индивидуальной поэтики Фришмут способствует более глубокому пониманию современной австрийской литературы. Творчество Фришмут достаточно хорошо изучено в зарубежном литературоведении. В связи с этим возникает необходимость привлечь внимание российских ученых к особенностям поэтики этого самобытного автора, проследить эволюцию творчества в условиях трансформирующего литературно-исторического контекста.

Проблематика произведений Фришмут связана с актуальными темами, такими, как отношения между Востоком и Западом в условиях изменившейся геополитической ситуации, роль женщины в современном мире. Фришмут является своеобразным связующим звеном между культурами, религиями и языками, она выступает, благодаря выстроенному диалогу с турецкой и арабской культурой как посредница и литературный посол. Этим объясняется «интернациональный» характер исследований ее творчества.

Объектом исследования является романное творчество Барбары Фришмут второй половины ХХ-начала XXI в.

Предмет исследования - поэтика романов Барбары Фришмут в контексте австрийской литературы обозначенного периода.

Вслед за Е.М. Шастиной, поэтика отдельного автора «исследуется как динамическая, целостная система художественных средств, реализуемая на всех уровнях творчества автора, который руководствуется не только собственными установками, а также принципами, сформировавшимися в определенном историческом и литературном контексте с учетом жанровой

-5

специфики произведения» .

3 Шастина Е.М. Творчество Элиаса Канетти: дисс... д-ра филол. наук. Казань, 2004. С 9.

Материалом исследования послужили романы Б. Фришмут: «Исчезновение тени на солнце» («Das Verschwinden des Schattens in der Sonne», 1973), «Мистификация Софи Зильбер», пер. 1980 («Die Mystifikation der Sophie Silber», 1976), «Лунные женщины», пер. 1984 («Die Frau im Mond», 1982), «Госпожа зверей» («Herrin der Tiere», 1986), «Не по средствам» («Über die Verhältnisse», 1987), «Друг другу дети» («Einander Kind», 1990), «Почерк друга» («Die Schrift des Freundes», 1998), «Лето, когда исчезла Анна» («Der Sommer, in dem Anna verschwunden war», 2004), «Забудь Египет» («Vergiss Ägypten. Ein Reiseroman», 2008).

Цель исследования заключается в создании целостного представления о своеобразии романного творчества одной из ведущих представительниц современной австрийской литературы - Барбары Фришмут.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач:

- проследить тенденции развития австрийской литературы второй половины ХХ - начала XXI века;

-рассмотреть проблематику творчества Фришмут и проанализировать степень изученности творчества Фришмут в России и за рубежом;

- выявить принципы мифопоэтики Фришмут;

- проанализировать элементы интеграции «своего» и «чужого» в романах Фришмут;

-исследовать вопрос взаимодействия гендерной проблематики и национально-культурной идентичности в прозе Фришмут; Степень научной разработанности.

Для теоретического и методологического обоснования основных положений диссертации рассматривались труды по истории литературы ведущих зарубежных и отечественных ученых, таких, как В. Шмидт-Денглер (W.Schmidt-Dengler), Р. Менассе (R. Menasse), К. Цайрингер (K. Zeyringer), К.Бартч (K. Bartsch), А.В. Белобратов, А.В. Михайлов, Н.С. Павлова,

А.В.Ерохин, А.В. Плахина, В.Б. Земсков, Д.В. Затонский4 и др. При анализе исследованности творчества Фришмут в отечественном и зарубежном литературоведении рассматривались научные труды, характеризующие особенности ее поэтики: диссертации О.С. Кравчук и А.Э. Воротниковой, монографические исследования D.Tabaalite, S.Polat-Menke, R.Riengler, B.Proyer, L.M. Iman-Loch, E.B. Vandervoort, M.Giebel, Ch.Gürtler, A. Horvath, G. Chapple и др.5.

Знакомство российского читателя с творчеством Фришмут состоялось благодаря переведенным на русский язык произведениям: «Мистификация Софи Зильбер», «Лунные женщины», «Время читать Чехова», однако в перечень работ, посвященных творчеству Фришмут, входят лишь рецензии (Ю.Архипов, Е.Владимирова, В.Седельник, И.Чернова, С.Шлапоберская), вступительные статьи к русским переводам произведений (Ю.Архипов,

4 Schmidt-Dengler W. Einleitung. Die österreichische Literatur seit 1945: Eine Annährung in Bildern / Hg. Kaukoreit V., Pfoser K. Stuttgart, 2000. S. 11-24; Menasse R. Die sozialpartnerische Ästhetik. Essays zum österreichischen Geist. Wien, 1990. 175 S.; Zeyringer K. Österreichische Literatur 1945-1998: Überblicke, Einschnitte, Wegmarken. Innsbruck: Haymon, 1999. 640 S.; Bartsch K. «Unter Mördern und Irren». Eine Momentaufnahme österreichischer Literatur 1995 // Deutschsprachige Gegenwartsliteratur / Hg. Knobloch H. -J.,Koopmann H.Tübingen, 1997. S. 36-44; Михайлов А.В. Традиционное и новое в австрийской литературе второй половины XIX века// История всемирной литературы в девяти томах. Том седьмой М., 1991. 832 c.; Белобратов А. В. Австрийская литература на исходе XX века. Вместо заключения // История австрийской литературы XX века. Т. II. 1945-2000. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2010. C. 517-544; Павлова Н. С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. 312 с.; Ерохин А.В. Австрийская проза 1950 - 1970-х годов. История австрийской литературы XX века. М.: ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2010. T.II. 1945-2000. C. 18-45; Плахина А.В. Австрийская проза конца 1970-х - начала 1990-х годов. История австрийской литературы XX века. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2010. T.II. 1945-2000.C. 490-516; Земсков В.Б. От редколлегии // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002. C. 3-5; Затонский Д.В. Австрийская литература в XX столетии. М.:Худож. лит.,1985.444с.

5 Кравчук О. С. Романы Барбары Фришмут 1970-х годов.: автореф. дисс... кан-та филолог. наук. Спб.-Петербург, 1998. 18 с.; Воротниковa А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970— 1980-х гг. : диссертация ... доктора филологических наук. - Воронеж, 2008. 443 с.; Driss Tabaalite. Islamische Mystik bei Barbara Frischmuth. Untersuchungen zum Konzept einer „geistigen Archäologie des Gemeinsamen". Graz, 2011. 362 S.; Polat-Menke S. Islam und Mystik bei Barbara Frischmuth. Werkanalyse und interreligiöses Lernen Matthias Grünewald Verlag: Ostfildern, 2013. 585 S.; Riegler R. Das Verborgene sichtbar machen: Ethnische Minderheiten in der österreichischen Literatur der neunziger Jahre Peter Lang Publishing Inc. New York; Auflage: 1, 2010. 167 S.; Proyer B. Die Darstellung zwischenmenschlicher Beziehungen in den Werken von Barbara Frischmuth. Dissertation. Univ. Innsbruck, 1990. 286 S.; Iman-Loch L. M. "Barbara Frischmuth's 'Sternweiser Trilogy' and the Co-Creation of New Social Models." Nebraska, 1999. 233 p.; Vandervoort E. B.The emergence of female adolescent protagonists in selected twentieth-century novels from French Canada, Germany, and Austria 2002 http:Mscholar.cnki.net/detail/PQDT_U/PQDT200203060634 (дата 13.08.2015); Giebel, M. Fiktive Frauenfiguren in einer Auswahl von Barbara Frischmuths Werken betrachtet aus einer psychoanalytischen und feministischen Perspektive. Theses, Dissertations, Professional Papers.2002. 128 S.; Gürtler, Ch. Schreiben die Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth. Stuttgart: Hans - Dieter Akademischer Verteg, 1985. 288 S.; Horvath A.Wir sind anders. Gender und Ethnizität in Barbara Frischmuths Romanen. Königshausen u. Neumann, Würzburg, 2007. 172 S.; Chapple G. Towards Mapping Barbara Frischmuths Intercultural Works // Shadows of the Past: Austrian Literature of the Twentieth Century. New York: Peter Lang, 2009. 272 S.

Г.Знаменская, С.Никоненко), а также интервью австрийской писательницы Ю.Архипову в журнале «Иностранная литература». Последние десятилетия характеризуются возросшим интересом к творчеству Фришмут в России, появилось диссертационное исследование А.Э.Воротниковой и ряд статей, характеризующих творчество Фришмут.

О.С. Кравчук рассматривает романное творчество Б. Фришмут 1960 -70-х годов в контексте австрийской литературы, а именно романы «Монастырская школа» (1968), «Исчезновение тени на солнце» (1973), «Мистификации Софи Зильбер» (1976), «Ами, или метаморфоза» (1978), «Кай и любовь к моделям» (1979), в которых отражаются основные тенденции рассматриваемого периода6. Как и у других писателей, чьи детские годы выпали на послевоенное время (Т.Бернхард, Э.Елинек, П^андке и др.), на первый план выходит личный опыт и воспоминания.

В начале творческого пути Фришмут озадачена поиском самоидентичности и индивидуальности. В так называемой «штернвизеровской» трилогии («Мистификации Софи Зильбер» (1976), «Ами, или метаморфоза» (1978), «Кай и любовь к моделям» (1979) помимо проблем поиска самоидентичности особую нишу занимает женская сущность.

Поиск собственного «я» является лейтмотивом в творчестве Фришмут, но при этом необходимо учитывать, что проблема самораскрытия занимает ведущее место в произведениях конца 60-70-х гг., а также тот факт, что общественность обратилась к вопросам, связанным с ролью женщины в современном мире. Несмотря на то, что Фришмут не является представительницей каких либо феминистических движений и направлений, трилогию можно смело отнести к феминистской женской прозе.

О.С. Кравчук выделяет определенные черты, характеризующие трилогию австрийской писательницы: поиск героинями самоидентичности,

6 Кравчук О. С. Романы Барбары Фришмут 1970-х годов.: автореф. дисс... кан-та филолог. наук. С.Петербург, 1998. с.7.

своего подлинного «я»; самоопределение, самоосуществление подлинного или фиктивного женского образа; освобождение от власти отца и, как следствие, от мужской власти; открытость иному, «чужому», например, другим культурам, утопическим, сказочным моделям общества, поиск в них подходящей жизненной модели; человечность и гуманизм, выражающееся в особом внимании автора к проблемам экологии и сохранения мира; открытость и незавершенность произведений; повышенное внимание к

п

телесному началу; близость к детству .

В одной из глав докторской диссертации А.Э. Воротниковой «Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970 - 1980-х годов» рассматривается концепция жизнетворчества в романе Фришмут «Лунные женщины» , и делается вывод, что для Фришмут, также как и для И.Бахман в произведении «Малина», характерна лирическая стихия самовыражения9, что у Фришмут гиноцентризм является ведущим принципом в освоении действительности10. Всё это позволяет изложить более подробно «биографию женской души». Сравнивая произведения Бахман «Малина» и Фришмут «Лунные женщины», А.Э. Воротникова приходит к выводу, что действительность в обеих книгах представлена сквозь призму женского сознания11. Обе писательницы стремятся к гармоничному существованию во всем: в частной жизни, искусстве, в истории и т.д. Данная идея находит отражение также в исследовании Кристы Гюртлер12. К. Гюртлер считает, что у авторов-женщин много общего.

Большую роль в становлении и Бахман, и Фришмут как писательниц сыграл их собственный жизненный опыт и достоверность повествования в произведениях. Особый отпечаток в жизни Бахман оставило антифашистское

7 Кравчук О. С. Романы Барбары Фришмут 1970-х годов.: автореф. дисс... кан-та филолог. наук. С.Петербург, 1998. С.12-14.

8 Воротникова А. Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970-1980-х гг.: дисс.... доктора филолог. наук. Воронеж, 2008. 443 с.

9 Там же. С.258.

10 Там же С.259.

11 Там же С. 285.

12 Gürtler Ch. Schreiben Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth. Stuttgart, 1985. 417S.

движение. Как следствие, Бахман критикует патриархальное, капиталистическое общество, его структуры, что негативно влияет на отношения не только между людьми в целом, но и между мужчинами и

13

женщинами, в частности .

Фришмут, по мнению К. Гюртлер, верит в силу любви, полагает, что позиции мужчины и женщины детерминированы обществом, и как, следствие, подвержены изменениями14. Для Фришмут воображаемая ситуация, различные мистификации имеют больше смысла, чем только исторические события. За внешней «легкостью» языка повествования скрыт глубокий смысл сюжета, что отличает ее от многих представителей современной австрийской литературы. Фришмут пишет о семейных отношениях, материнстве, воспитании детей, о тех сферах, которые, например, не затрагивает Бахман, вероятно, исходя из личного опыта.

Вопрос межличностных отношений в произведениях Фришмут освещен в исследовании Биргит Ингеборг Пройер15. В работе автор рассматривает развитие женской литературы на протяжении нескольких веков вплоть до конца ХХ века, анализирует в данном контексте литературное наследие Фришмут, идущей в ногу с литературными тенденциями второй половины ХХ века. В качестве литературных источников Б. Пройер выбрала такие произведения писательницы, как «Haschen nach Wind» («Ловить ветер», 1974), «Bindungen» («Связи», 1980), «Die Frau im Mond» («Лунные женщины», 1982), «Herrin der Tiere» («Госпожа зверей», 1986). Отличительной чертой литературных «женских» текстов Фришмут является, по мнению Б. Пройер, узнавание читательницами, в первую очередь, самих себя16. При этом Фришмут не

13 Gürtler Ch. Schreiben Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth. Heinz, Akad. Verl., Stuttgart, 1985. S. 389.

14 Gürtler Ch. Schreiben Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth. Heinz, Akad. Verl., Stuttgart, 1985. S.390.

15 Proyer B. Die Darstellung zwischenmenschlicher Beziehungen in den Werken von Barbara Frischmuth. Innsbruck, 1990. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=6857778 (дата обращения 12.08.2015).

16Proyer B. Die Darstellung zwischenmenschlicher Beziehungen in den Werken von Barbara Frischmuth. Innsbruck, 1990. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=6857778 (дата обращения 12.08.2015).

предлагает никаких конкретных решений. В этих произведениях особое внимание Фришмут уделяет проблеме женской эмансипации. Сильные по своей природе женщины пытаются связать свою «биологическую функцию» (женщина-мать) с успешной профессиональной деятельностью. При этом на первый план выходят межличностные отношения. Это и столкновения разных поколений - бабушки и внучки, и надежда на чудо, и поиск утешения в мимолетных увлечениях, и запутанные семейные отношения. Каждая из героинь выбирает свой жизненный путь, следуя своей мечте в поисках счастья. Обратившись к творчеству Фришмут, Б. Пройер указывает на

17

необходимость переоценки ценностей в отношениях мужчин и женщин .

18

Обсуждаемые проблемы находят отражение в работе Л. Иман-Лох , которая акцентирует внимание на намерении австрийской писательницы добиться для женщин новых социальных моделей с целью улучшения их жизни, с целью перераспределения ролей в социуме. По мнению Л. Иман-Лох, Фришмут удается установить тесную связь между автором-рассказчиком, персонажами и читателем, повлиять на читателя языком повествования, возможно, иногда шокировав происходящим, но заставив при этом критически задуматься о своей жизни19. Тем самым, как считает исследовательница, Фришмут удается достичь своих целей, используя различные методы повествования за счет использования фантастических элементов, и опираясь на биографический опыт.

В частности, М. Гибель привлекают в творчестве Барбары Фришмут

20

женские образы с точки зрения психоанализа и позиций феминизма20. Особое внимание уделяется биографическому материалу. М. Гибель, выделяя доминантные черты литературных текстов, отмечает проблематику

17 Proyer B. Die Darstellung zwischenmenschlicher Beziehungen in den Werken von Barbara Frischmuth. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=6857778 (дата обращения 12.08.2015).

18 Iman-Loch L. M. Barbara Frischmuth's «Sternweiser Trilogy» and the Co-Creation of New Social Models. Nebraska, 1999. 233 p.

19Iman-Loch L. M. Barbara Frischmuth's «Sternweiser Trilogy» and the Co-Creation of New Social Models. http://digitalcommons.unl.edu/dissertations/AAI9917839/ (дата обращения 13.08.2015).

20 Giebel M. Fiktive Frauenfiguren in einer Auswahl von Barbara Frischmuths Werken betrachtet aus einer psychoanalytischen und feministischen Perspektive. URL:

http://scholarworks.umt.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3364&context=etd (дата обращения13.08.2015).

произведений и их взаимосвязь с биографией писательницы. Именно эту взаимосвязь, по мнению М. Гибель, можно проследить в произведениях Фришмут «Die Klosterschule» (« Монастырская школа», 1969), «Haschen nach Wind» («Ловить ветер», 1974), «Die Mystifikationen der Sophie Silber» («Мистификация Софи Зильбер», 1976), «Amy oder die Metamorphose» («Эми и метаморфозы», 1980), «Kai und die Liebe zu den Modellen» («Кай и любовь к моделям», 1979), «Bindungen» («Связи», 1980). В интерпретации превалирует гендерный вопрос, который характерен для названных произведений. Как уже отмечалось, несмотря на то, что Фришмут не является радикальной феминисткой, в ее произведениях находят отражение феминистические взгляды женщин, получившие распространение в обществе второй половины ХХ в.

Э. Вандервурт обращается к женским образам подросткового возраста

в книгах Фришмут. В фокусе исследования оказываются романы Барбары

21

Фришмут, Ирмгард Кеун, Габриэль Рой, Анны Эбер . Вандервурт считает, что важной тенденцией можно считать популярность героинь-девушек на рубеже ХХ века. В Германии в начале ХХ века таких романов было мало, ситуация стала меняться с массовыми движениями студентов и женщин в конце 1960 - начале 1970-х гг. Э. Вандервурт выбирает романы, относящиеся к разным временным отрезкам ХХ века: Irmgard Keun «Nach Mitternacht» (1937), Gabrielle Roy «Rue Deschambault» (1955), Barbara Frischmuth («Die Klosterschule»,1968), Anne Hebert «Les Fous de Bassan» (1982). В этих произведениях на первый план выходят темы любви, сексуального опыта, отношений в семье, а также отношения с друзьями.

Исследовательница творчества Фришмут Р. Ринглер в работе «Тайное

становится явным: Этнические меньшинства в австрийской литературе 90-х

22

годов»22 указывает, что проблема этнических меньшинств в Австрии представляет собой социально-экономическую проблему, которая должна

21 https://de.wikipedia.org/wiki/Barbara_Frischmuth (дата обращения 13.08.2015).

22 Ringler R. Das Verborgene sichtbar machen: Ethnische Minderheiten in der österreichischen Literatur der neunziger Jahre. New York, 2010. S. 103-125.

исследоваться. Р. Ринглер рассматривает произведения четырех авторов, в числе которых и Барбара Фришмут (Мило Дор «Вена, июль 1999» («Wien, Juli 1999»), Цейя Стойка «Wir leben im Verborgenen. Erinnerungen einer RomZigeunerin (1988)», «Reisende auf dieser Welt (1992)», Барбара Фришмут «Записка друга» («Die Schrift des Freundes» (1998) и Владимир Вертлиб «Пересадки» «Zwischenstationen» (1999). Затрагивание проблемы этнических меньшинств делает обозримыми невидимые социальные реалии, переплетение прошлого и настоящего, что позволяет читателям более глубоко проникнуться в сложившуюся ситуацию, понять и принять ее.

Выявляя своеобразие современного романа, И. Штангель считает, что присутствие в литературе авторов-женщин можно рассмотреть как явление социальное, поскольку их книги наиболее точно передают политическую

23

ситуацию, в известной степени берут на себя роль социальной критики .

М. Штамп, анализируя творчество Фришмут, пишет об иронии, как об одной из нарративных стратегий в книгах Фришмут «Die Klosterschule» (1968) и «Die Ferienfamilie» (1981)24.

Особое место занимает исследование С. Полат-Менке, посвященное

25

изучению ислама и мистики в произведениях Фришмут . Отмечается, что в художественном мире Фришмут раскрыта многогранность ислама, что разрушает искажённую сложившимися стереотипами картину восприятия. Исследователь анализирует романы Фришмут: «Das Verschwinden des Schattens in der Sonne» (1973), «Die Schrift des Freundes» (1998), «Der Sommer, in dem Anna verschwunden war» (2004) «Vergiss Ägypten» (2008). Проанализировав «восточные» романы Фришмут, можно сделать вывод относительно их предназначения. Глубокое погружение в историю и

23Stangel J. Das annullierte Individuum. Sozialisationskritik als Gesellschaftsanalyse in der aktuellen Frauenliteratur. Zu Texten von Frischmuth, Jelinek, Mitgutsch, Schutting, Schwaiger und anderen. URL:http://phdtree.org/pdf/24627540-das-annullierte-individuum-sozialisationskritik-als-gesellschaftsanalyse-in-der-aktuellen-frauehliteratur-zu-texten-von-frischmuth-jelinek-mi/ (дата обращения 14.08.2015).

24 Stamp M. A translation of Barbara Frischmuth's Die Ferienfamilie with preface.URL: http//cehttp://research.library.mun.ca/5537/ (дата обращения 8.10.2017) .

25 Polat-Menke S. Islam und Mystik bei Barbara Frischmuth. Werkanalyse und interreligiöses Lernen. Ostfildern, 2013. 585 S.

существование религии могло бы служить отправной точкой в урегулировании взаимоотношений обеих сторон света.

Таковыми являются основные тенденции исследования проблематики художественного опыта, мира Фришмут. Ученые, применяющие различные методы в изучении творчества Фришмут, едины во мнении, что ее произведения полностью вписываются в литературный контекст эпохи, и отражают актуальные проблемы современности. На смену автобиографичных текстов, характерных для раннего творчества Фришмут, приходят произведения, в центре которых поиск «самоидентичности», оппозиция «свой - «чужой», фантастичность и сказочность.

Методологическая основа диссертационного исследования проявляется в применении принципов системного подхода к явлениям литературы и культуры. В ходе исследования были использованы социокультурный, типологический, биографический, а также метод целостного анализа художественного произведения.

Научная новизна работы обусловлена малой степенью изученности творчества Барбары Фришмут в отечественном литературоведении. В диссертации, во-первых, впервые предпринята попытка выявить типологические признаки австрийского романа второй половины ХХ -начала XXI в. на материале творчества Фришмут; во-вторых, осуществлен комплексный подход к изучению поэтики романного творчества Фришмут, включая сквозные мотивы (женские судьбы), сюжетную специфику («свое» и «чужое», сложности интеграции, «внешней» и «внутренней»), особенности повествовательной стратегии (соединение реального и фантастического); в-третьих, осуществлен анализ мифопоэтического аспекта в романах Фришмут. Кроме того, в научный оборот введён ряд произведений Фришмут, не переведённых на русский язык и ранее не изучавшихся в отечественном литературоведении.

Несмотря на то, что в зарубежном литературоведении накоплен значительный материал, посвященный творчеству Фришмут, до сих пор

отсутствует комплексное исследование поэтики романного творчества австрийской писательницы второй половины ХХ - начала XXI.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования, литературоведческий анализ ряда произведений могут быть использованы в вузовском преподавании истории зарубежной литературы, про разработке спецкурсов по современной немецкоязычной литературе. Результаты исследования могут быть применены при анализе творчества других немецкоязычных писателей.

Теоретическая значимость заключается в раскрытии основных тенденций развития австрийского романа второй половины ХХ-начала XXI века на основе индивидуальной поэтики исследуемого автора. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Австрийская литература второй половины XX века связана с текущими историческими событиями. Австрийский роман отражает все феномены и противоречия национального характера. При характеристике австрийской словесности необходимо учитывать проблемы, связанные с разрушением и формированием национальной идентичности, пережитыми австрийцами в XX веке. Главными темами австрийской литературы второй половины XX - начала XXI в., позволяющими ей, с одной стороны, вписаться в общеевропейский контекст, с другой стороны, сохранить при этом австрийскую принадлежность с присущей ей признаками, отличающими ее от немецкоязычной литературы, созданной в Германии и Швейцарии: осмысление австрийской идентичности, неискупленное прошлое нации, склонность к самокритике и развенчиванию исторических мифов, тоска по былому величию империи Габсбургов, мифотворчество, языковой эксперимент и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трофимова Людмила Владимировна, 2019 год

Список использованной литературы Источники

1. Фришмут, Б. Лунные женщины / Пер. с нем. Е. Михелевич; Предисл. Г. Знаменской / Б. Фришмут. - М.: Радуга, 1984. - 216 с.

2. Фришмут, Б. Мистификация Софи Зильбер [Электронный ресурс] / Б. Фришмут. - Режим доступа: URL: http:// https: //www. litmir. me/br/?b=242084&p=62

3. Barbara Frischmuth, Absolventin der Uni Graz [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://de.wn.com/barbara_frischmuth

4. Fragen/004: Mehr Streit, bitte! - Schriftstellerin Barbara Frischmuth (Welt der Frau). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.schattenblick.de/infopool/d-brille/fakten/dbfin004.html

5. Frischmuth, B. Amy oder Die Metamorphose / B. Frischmuth -Salzburg/ Wien: Residenz,1978. - 295 S.

6. Frischmuth, B. Bindungen / B. Frischmuth - Salzburg: Residenz, 1980. - 176 S.

7. Frischmuth, В. Das persische Abendessen / B. Frischmuth // Neue deutsche Literatur, Zeitschrift für deutschsprachige Literatur und Kritik.-Nov./Dez. - 1995. - S.59-72.

8. Frischmuth, B. Das Verschwinden des Schattens in der Sonne / B.Frischmuth. - München: Deutscher Taschenbuch-Verlag,1980. - 122 S.

9. Frischmuth, B. Denken Sie bitten nach, meine Damen! / B. Frischmuth // Presse. - Wien,1975. №8. - S.3 - 4.

10. Frischmuth, B. Der Sommer, in dem Anna verschwunden war / B.Frischmuth. - Berlin: Aufbau Verlag, 2004. - 367 S.

11. Frischmuth, B. Die Schrift des Freundes / B. Frischmuth. - Salzburg: Residenz, 1998. - 352S.

12. Frischmuth, B. Die Schwierigkeiten zu schreiben oder der neue Ort der Phantasie / B. Frischmuth // Jahrbuch des Wiener Goethe-Vereins. - Wien, 1977. S.321- 327.

13. Ein Land der Amaryllis Sternwieser. Ein Gespräch mit Barbara Frischmuth von Beatrice von Matt [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zeitungsarchiv.nzz.ch/neue-zuercher-zeitung-vom-09-02-1991 -seite-a69.html?hint=3804155

14. Frischmuth, B. Einander Kind / B. Frischmuth. - Salzburg/Wien: Residenz, 1990. - 122S.

15. Frischmuth В. Herrin der Tiere. Salzburg, Wien: Residenz,1986. -140S.

16. Frischmuth, B. Kai und die Liebe zu den Modellen / B. Frischmuth. -Salzburg/Wien: Residenz, 1979. - 207S.

17. Frischmuth, B. Kann der Glaube Berge versetzen, und wenn ja, wie hoch dürfen sie sein? Gedanken zum gegenwärtigen Erscheinungsbild des Islam / B. Frischmuth // Innsbrucker Diskussionspapiere zu Weltordnung, Religion und Gewalt. - 2007. - № 17. - S. 5 - 6.

18. Frischmuth, B. «Kopftuch-Streit» / B. Frischmuth //Vom Fremdeln und vom Eigentümeln. Essays, Reden und Aufsätze über das Erscheinungsbild des Orients. - Graz, 2008. - S. 37- 41.

19. Frischmuth, B. Österreich-versuchsweise betrachtet / B. Frischmuth // Glückliches Österreich: literarische Besichtigung eines Vaterlands. -Reinbek, 1980. - S.51-54.

20. Frischmuth, B. Traum der Literatur — Literatur des Traums / B.Frischmuth. - Salzburg/Wien: Residenz, 1991. - 124S.

21. Frischmuth, B. Über die Notwendigkeit der Feen. Zu einem künftigen Roman / B. Frischmuth // Protokolle. - Wien, 1975. - S.116 - 120.

22. Frischmuth, B. Über die Verhältnisse / B. Frischmuth. -Salzburg/Wien: Residenz, 1987. - 233S.

23. Frischmuth, B. Vergiss Ägypten: Ein Reiseroman / B. Frischmuth. Berlin: Aufbau Verlag, 2008. - 221S.

24. Frischmuth, B. Vom Fremdеn und vom Eigentümeln. Essays, Reden und Aufsätze über das Erscheinungsbild des Orients / B. Frischmuth. - GrazWien: Droschl, 2008. - 152 S.

25. Frischmuth, B. Wassermänner. Lesestücke aus Seen, Wüsten und Wohnzimmern / B. Frischmuth. - Salzburg, Wien: Residenz, 1991. -277 S.

26. Frischmuth, B. Zur Identität Österreichs / B. Frischmuth // Für und wider eine österreichische Literatur. - Königstein, 1982. - S. 70 - 73.

27. Frischmuths unwiderstehlicher Garten. [Электронный ресурс] / Wallner H. - Режим доступа: http: //www.nachrichten.at/freizeit/haus_garten/Frischmuths -unwiderstehlicher-Garten;art123,1678360

28. Jelinek, E. Kinder der Toten / E. Jelinek. - Reinbek: Rowohlt, 1995. -666 S.

29. Handke, P. Die Geschichte des Bleistifts / Р. Handke. - Salzburg, Wien: Residenz, 1982. - 249 S.

30. Handke, P. Die Wiederholung / Р. Handke. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1986. - 333 S.

31. Handke, Р. Langsame Heimkehr. Erzählung / Р. Handke. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979. - 199 S.

32. Ransmayr, Ch. Die letzte Welt. Roman / Ch. Ransmayr. - Nordlingen: Greno, 1988. - 319 S.

33. Ransmayr, Ch. Morbus Kitahara / Ch. Ransmayr. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1995. - 439 S.

34. Streeruwitz, M. Entfernung / M. Streeruwitz. Frankfurt am Main: S.Fischer Verlag, 2006. - 476 S.

Теоретическая и научно-критическая литература

1. Аверинцев, С. С. Архетипы / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. / Под ред. С. А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 1. - С. 110 - 111.

2. Австрийская новелла XX века: Пер. с нем. / Сост. и вступит. статья Ю. Архипова. - М.: Художественная литература, 1981. -519 с.

3. Арбатова, М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма / М. Арбатова // Преображение. - 1995. - № 3. - С. 26 - 28.

4. Асмус, В. Ф. В защиту вымысла / Асмус В. Ф. // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 11-36.

5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

6. Белобратов, А. В. Австрийская литература на исходе XX века. Вместо заключения / А. В. Белобратов // История австрийской литературы XX века. - М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2010. Т.П. 1945-2000. - С. 517 - 544.

7. Бернхард, Т. Причина. Избранное. Рассказы и повести / Т.Бернхард. - М., 1983. - 272 с.

8. Воробьева, Н. В. Женская проза 1980-2000 годов: динамика, проблематика, поэтика: дис. канд. филол. наук / Н. В. Воробьева. -Пермь, 2006. - 257 с.

9. Воротникова, А.Э. Гиноцентрические романы Германии и Австрии 1970 - 1980-х гг.: дисс... д-ра филол. наук:10.01.03 / А.Э.Воротникова. - Воронеж, 2008. - 443 с.

10. Гладилин, Н. В. Постмодернизм в литературе стран немецкого языка: генезис и основные тенденции развития: автореф. дис. ... доктора филологических наук / Н. В. Гладилин. - М., 2012. - 36с.

11. Еременко, М. В. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева, 1908-1919 гг.: дис. ... канд. филол. н./ М. В. Еременко. - Саратов: СГУ, 2001. - 185 с.

12. Ерохин, А. В. Австрийская проза 1950 - 1970-х годов / А. В. Ерохин // История австрийской литературы XX века. - М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2010. Т.П. 1945-2000. - С. 18 - 45.

13. Ефименко, Е. А. Немецкоязычная литература Австрии или своеобразие австрийской прозы второй половины XX века / Е.А.Ефименко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов, 2013. №1 (19). - С. 80 - 82.

14. Затонский, Д. В. Австрийская литература в XX столетии / Д.В.Затонский. - М.: Худож. лит., 1985. - 444с.

15. Земсков, В. Б. От редколлегии / В. Б. Земсков // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М., 2002. - С.3 - 5.

16. Зумбулидзе, И. Г. «Женская проза» в контексте современной литературы / И. Г. Зумбулидзе // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. - Уфа, 2011. - С. 21-23.

17. Ивлиева, П. Д. Романы Ирмтрауд Моргнер в контексте гиноцентрической прозы Германии второй половины ХХ века.: дис. ... канд. филол. наук / П. Д. Ивлиева. - Нижний Новгород, 2013. - 205 с.

18. Интервью с Александром Белобратовым. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.russianvienna.com/index.php?option=com_content&view=article &id=1139:2010-11-26-10-31 10&catid=42:2010-10-12-10-06-01&Itemid=239

19. Ирмшер, Й. Словарь античности / Й. Ирмшер. - М.,1984. - 704с.

20. Казакова, Ю. К. Творчество Даниэля Кельмана в контексте немецкоязычной литературы конца ХХ - начала XXI вв. дисс....канд. филолог. наук / Ю. К. Казакова. - Казань, 2015. - 169с.

21. Ковтун, Е. Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. [Электронный ресурс] / Е. Н. Ковтун. - Режим доступа: http: //www.slavcenteur.ru/Proba/Kovtun/kovtun_vymysel .pdf

22. Кравчук, О. С. Романы Барбары Фришмут 1970-х годов.: автореф. дисс... кан-та филолог. наук / О. С. Кравчук. - С. - Петербург, 1998. -18 с.

23. Кучумова, Г. В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: курс на демифологизацию: Монография / Г. В. Кучумова. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2009. - 159 с.

24. Кучумова, Г. В. Роман в системе культурных парадигм (на материале немецкоязычного романа 1980-2000 гг.): автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.03 / Кучумова Галина Васильевна. - Самара, 2010. - 26 с.

25. Лотман, Ю. М., Минц, З. Г., Мелетинский, Е. М. Литература и мифы / Ю. М. Лотман, З. Г. Минц, Е. М. Мелетинский // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. Т.2 / Под ред. С. А. Токарева. - М.: Сов. энциклопедия, 1992. - С. 58-65.

26. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе. Курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика» / Е. М. Мелетинский. - М., 2001. - 168с.

27. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М.: «Восточная литература» РАН, 2000. - 407 с.

28. Мифы и легенды Древней Греции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www. legendy.net/mif_grecii_3 0. php

29. Михайлов, А. В. Традиционное и новое в австрийской литературе второй половины XIX века / А. В. Михайлов // История всемирной литературы в девяти томах. -Том седьмой. - М., 1991. - 832с.

30. Моташкова, С. В. Постмодернизм и интертекстуальность как проблемы диалога автора и читателя / С. В. Моташкова //Известия ВГПУ. - 2015. - №2. - С.144 - 147.

31. Музиль, Р. Малая проза. Избранные произведения. В 2 т. Т.2.: Роман. Повести. Драмы. Эссе / Пер. с нем. / Р. Музиль; предисл. А.Карельского; сост. Е. Кацевой. - М.: Канон-пресс-Ц, 1999. - 464с.

32. Низамиддинов, Д. Н. Мифологическая культура: учеб. пособие / Д.Н. Низамиддинов. - М.: Гелиос, 1993.-46 с.

33. Осипов, А. Н. Библиография фантастики: Опыт историко-аналитической и методико-теоретической характеристики / А. Н.Осипов. - М.: Изд-во МПИ, 1990. - 222 с.

34. Осипова, Н. О. Мифопоэтика как сфера поэтики и метод исследования / Н. О. Осипова // Социальные игуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: РЖ. - 2000. - № 3. - с. 51-52.

35. Павлова, Н. С. Природа реальности в австрийской литературе / Н.С. Павлова. М.: Языки славянской культуры, 2005. - 312 с.

36. Плахина, А. В. Клаус Цайрингер об австрийской литературе и культуре (Сводный реферат) / А. В. Плахина // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. - М., 2002. №3. - С. 204-214.

37. Плахина, А. В. Немецкоязычная, но не немецкая. Некоторые аспекты австрийской прозы 1970-1990-х годов / А. В. Плахина // Вопросы литературы. -2007. -№6. - С. 5 - 37.

38. Плахина, А. В. Австрийская проза конца 1970-х - начала 1990-х годов / А. В. Плахина // История австрийской литературы XX века. - М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2010. Т.П. 1945-2000. - С. 490 - 516.

39. Плахина, А. В. Романы Кристофа Рансмайра и своеобразие австрийской прозы 1980-х-1990-х годов. К проблеме национальной идентичности: дис.... канд. филол. наук:10.01.03 / А.В. Плахина. - М., 2007.-230 с.

40. Потехина, И. Г. Возвращение повествования (Роман «Последний мир» Кристофа Рансмайра) / И.Г. Потехина // Русская германистика: Ежегодник российского союза германистов. Т.П. - М.: Языки славянской культуры. - 2006. - С. 326-332.

41. Похищение Персефоны Аидом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grekomania.ru/articles/mythology/152-pohiwenie-persefony-aidom

42. Престель, М. Чудесный беспорядок. Введение в теорию фантастической детско-юношеской литературы и поэтику фэнтази [Электронный ресурс] / М. Престель. - Режим доступа: http: // www.vestnikdl.ruhttp://www.vestnikdl.ru/download/Vestnik_DL_3.pdf

43. Райкова, О. А. Древнегреческий миф классической эпохи [Электронный ресурс] / О. А. Райкова. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/drevnegrecheskiy-mif-klassicheskoy-epohi

44. Съемщикова Е. О. Музыкальность как особенность поэтики Ингеборг Бахман: дис...канд. филол. наук / Е. О. Съемщикова. -Елабуга, 2014. - 179с.

45. Тодоров, Цв. Введение в фантастическую литературу [Электронный ресурс] / Цв. Тодоров. - Режим доступа: http: //iekharrypotter.narod.ru/TODOROV2 .htm

46. Токарева, Г. А. Мифопоэтика У. Блейка / Г.А. Токарева. -Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2006. - 350 с.

47. Топорков, А. Л. Мифы и мифология XX века: традиция и современное восприятие / А. Л. Топорков. - Режим доступа: http: //ruthenia.ru/folkl ore/toporkov 1 .htm

48. Философские исследования Л. Витгенштейна и философия обыденного языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //syrrik.livej ournal. com/189020.html

49. Фролов, Г.А. Литературное пространство Германии на рубеже веков // Между модернизмом и постмодернизмом: смена литературных эпох на Западе. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2016. - 284с.

50. Фролов, Г. А., Салахова А. Р. Отчуждение и примирение в современной немецкой литературе (малая проза) / Г. А. Фролов, А.Р.Салахова // Литература XX века:итоги и перспективы изучения.

Материалы Восьмых Андреевских чтений / под редакцией Н.Т.Пахсарьян. - М.: Экон-информ, 2010. - С. 304 - 310.

51. Черемысина, А. И. Мифопоэтика романов Дж.Макдональда «Фантастес» и «Лилит» в философско-эстетическом контексте европейской литературы XIX века: дис. ... канд. филолог. наук / А. И. Черемысина. - Нижний Новгород, 2016. - 196с.

52. Чернышева, Т. А. Природа фантастики [Электронный ресурс] / Т.А. Чернышева. - Режим доступа: http://modernlib.ru/books/chernisheva_t/priroda_fantastiki/read

53. Черняк, М. А. Женский почерк в современной прозе. Современная русская литература / М. А Черняк. - М., 2010. - 352 с.

54. Чехлова, Л. А. Австрийский фантастический роман первой трети XX века А. Кубин, Г. Майринк, Л. Перуц): дис.. канд. филолог. наук. / Л.А. Чехлова. - Казань, 2015. - 184с.

55. Шарыпина, Т. А. Восприятие античности в литературном сознании Германии ХХ в. (Троянский цикл мифов) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М. : [б.и.], 1998. - 56 с.

56. Шарыпина, Т. А. Миф и Европейское литературное сознание XIX-XX веков (о современных тенденциях изучения мифопоэтики и мифотворчества в Нижегородском госуниверситете им. Н. И. Лобачевского) [Электронный ресурс] / Т. А. Шарыпина. - Режим доступа: http://culture-code.ru/wp-content/uploads/2015/12/Шарыпина-Меньщикова-Полуяхтова-Миф-и-европейское-литературное-сознание-19-20-веков.pdf

57. Шарыпина, Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX - XX вв.: Материалы спецкурса / Т. А. Шарыпина. -Н.Новгород, 1995. - 112с.

58. Шастина, Е.М. Творчество Элиаса Канетти: дисс... д-ра филол. наук:10.01.03 / Е.М.Шастина. - Казань, 2004. - 44с.

59. Шастина, Е. М., Фролов, Г. А. «Сейсмографический» роман Альфреда Коллерича в контексте австрийской литературы второй половины ХХ века / Е. М. Шастина, Г. А. Фролов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. -№ 8. - С.189 - 194.

60. Шастина, Е. М., Сейбель, Н. Э. Анималистические образы в прозе Э. Канетти и А. П. Платонова / Е. М. Шастина, Н. Э. Сейбель // Научный диалог. 2017. - № 1. - С. 105-116.

61. Шевченко, Е. Н. Образ Стамбула в романе Орхана Памука «Меня зовут Красный» / Е. Н. Шевченко // Филология и культура. - 2016. -№2 (44). - С.312 - 316.

62. Энциклопедия мифологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/2961/ЛИТЕРАТУРА

63. Ярошенко, Л. В. Неомифологизм в литературе XX века / Л.В.Ярошенко. - Режим доступа: http://bookbk.net/book/253-neomifologizm-v-literature-xx-veka-yaroshenko-lv/11 -2-neomifologizm-v-literature-xx-v.html

64. Akbulut, N. Das Türkebild in der neuen deutschen Literatur 19701990 / N.Akbulut. - Berlin, 1993. - 227 S.

65. Aytac, G. Edebiyat Meraklisi Okurlara Tanitilacak Degerli Bir Yazar: Barbara Frischmuth/ G. Aytac // Edebiyat Yazilari I. Ankara, 1990. - S. 214 - 217.

66. Bachmann, I. Aussage zur Person / I. Bachmann. // Zwölf deutsche Schriftsteller im Gespräch mit Ekkehart Rudolph. - Thübingen, 1977. - S.13-27.

67. Bachmann, I. Ein Schritt nach Gomorrha / I. Bachmann // Das dreißigste Jahr. Erzählungen. -München, 1978. - S. 143-178.

68. Barbara Frischmuth. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oe1.orf.at/artikel/210095

69. Bartens, D., Spörk, I. Barbara Frischmuth. Fremdgänge. Ein illustrierter Streifzug durch einen literarischen Kosmos / D. Bartens, I. Spörk.-Salzburg/Wien, 2001. - 302S.

70. Bartsch, K. «Unter Mördern und Irren». Eine Momentaufnahme österreichischer Literatur 1995 / K. Bartsch // Deutschsprachige Gegenwartsliteratur. - Tübingen, 1997. - S. 36 - 44.

71. Baßler, M. Der Deutsche Pop-Roman : die neuen Archivisten / M.Baßler. - München : Beck, 2002. - 224 S.

72. Benda, O. Die österreichische Kulturidee in Staat und Erziehung / O.Benda. - Vienna, 1936. - 96S.

73. Bernard, V. Barbara Frischmuth's Turkish characters and Hülya Kandemir's Himmelstochter - a contrasting analysis of an outside and an inside view of Islam. [Электронный ресурс] / V. Bernard. - Режим доступа: http://v-b-publikationen1.over-blog.de/pages/Barbara-frischmuth-s-turkish-characters-and-hulya-kandemir-s-himmelstochter-english--2253773.html

74. Blumesberger, S. Handbuch der österreichischen Kinder- und Jugendschriftstellerinnen. Zwei Bände. Bd. 1 A-L. - Wien, 2014. - 468S.

75. Bohrer, K. Mythos und Moderne. Begriff und Bild einer Rekonstruktion / K. Bohrer. - Suhrkamp, Frankfurt a.M., 1983. - 612с.

76. Böll, H. Gruppenbild mit Dame / H. Böll. - Köln, 1971. - 400 S.

77. Böttiger, H. Nach den Utopien: Eine Geschichte zur Vorlesung im Sommersemester 2005 / H. Böttiger. - Wien, 2005. - 312S.

78. Brandner, E. Barbara Frischmuth. [Электронный ресурс] / E.Brandner. - Режим доступа: http://www.nachrichten.at/oberoesterreich/serien/landsleute/Barbara-Frischmuth;art10236,45011

79. Brokoph-Mauch, G. Die Begegnung mit dem Orient in Barbara Frischmuth Roman «Das Verschwinden des Schattens in der Sonne» / G.Brokoph-Mauch // Akten des VIII. Internationalen Germanisten-

Kongresses. Begegnung mit dem Fremden. Grenzen, Traditionen, Vergleiche. - München, 1991. - S. 85-90.

80. Caillois, R. Das Bild des Phantastischen. Vom Märchen bis zur Science Fiction / R. Caillois // Phäicon: Almanach der phantastischen Literatur I. -Frankfurt am Main,1974. - S. 43-56.

81. Cersowsky, P. Phantastische Literatur im ersten Viertel des 20. Jahrhunderts / P. Cersowsky. - München, 1983. - 328 S.

82. Chapple, G. Towards Mapping Barbara Frischmuths Intercultural Works / G. Chapple // Shadows of the Past: Austrian Literature of the Twentieth Century. - New York: Peter Lang, 2009. - 272S.

83. Cornejo, R. Das Dilemma des weiblichen Ich. Untersuchungen zur Prosa der 1980er Jahre von Elfriede Jelinek, Anna Mitgutsch und Elisabeth Reichart / R. Cornejo. - Wien, 2006. - 245 S.

84. Daviau, D.G. Neuere Entwicklungen in der modernen österreichischen Prosa: Die Werke von Barbara Frischmuth / D.G. Daviau // MAL, Sonderheft, 1980. - №1. Vol.13. - S.177-216.

85. Der deutsche Roman der Gegenwart / Hrsg. von Wieland und Winfried Freund. - Stgt.: UTB, 2001. - 248 S.

86. Derrida, J. Kurs auf das andere Kap - Europas Identität / J. Derrida //Liber. - 1990. - №3. - S. 11 - 13.

87. Deutsches Kolonial-Lexikon [Электронный ресурс]. - Leipzig : Quelle & Meyer. - 1920. Режим доступа: http://www.ub.bildarchiv-dkg.uni-frankfurt.de/Bildprojekt/Lexikon/Standardframeseite.php

88. Deutschsprachige Gegenwartsliteratur seit 1989: Zwischenbilanzen -Analysen - Vermittlungsperspektiven / Hg. von C. Kammler, T. Pflugmacher. Heidelberg, 2004. - 284с.

89. Donald, M. Origins of the modern mind: three stages in the evolution of culture and cognition / M. Donald. - Harvard University Press, 1993. - 424 р.

90. Drynda, J., Wimmer, M. Neue Stimmen aus Österreich / J. Drynda., M.Wimmer. - Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2013. - S. 147.

91. Duerr, H.P. Sedna oder die Liebe zum Leben / H.P. Duerr. - Frankfurt a/ M., 1984. - 535 S.

92. Durst, U. Theorie der phantastischen Literatur / U. Durst. - Tübingen, Basel, 2001. - 440 S.

93. Ebner, J. Barbara Frischmuth. Die Mystifikation der Sophie Silber / J.Ebner // Zeit im Buch. - Wien, 1977. - Nr 3. - S. 23 - 24.

94. Erhart, W. Verlorene Handschrift, unendliche Interpretation. Über alte und neue Passionen der Philologie / W. Erhart // Germanistentreffen des DAAD. Deutschland - Großbritannien. Irland. 30.09 - 3.10.2004. Dokumentation der Tagungsbeiträge. - Bonn, 2005. - S. 49-61.

95. Ester, H. Gespräch mit Barbara Frischmuth / H. Ester // Deutsche Bücher XII. - 1982. - №1. - S. 1-11.

96. Fachinger, P. Orientalism reconsidered: Turkey in Barbara Frischmuths «Das Verschwinden des Schattens in der Sonne» and Hanne Mede-Flocks «Im Schatten der Mondsichel» [Электронный ресурс] / P.Fachinger. - Режим доступа: http://newprairiepress.org/sttcl/vol23/iss2/3.

97. Fischer, E. Die österreichische Literatur im letzten Drittel des 20. Jahrhunderts / E. Fischer // Geschichte der Literatur in Österreich. - Graz, 1999.S. 431-536.

98. Freund, W. Nie geschaute Situationen und unerhörte Begebenheiten. Literarische Formen deutscher Phantastik im 19. Jahrhundert / W. Freund // Der Demiurg ist ein Zwitter. Alfred Kubin und die deutschsprachige Phantastik. - München, 1998. - S. 59-73.

99. Frise, M. Die byzantische Tangente. Auf der Strudelspur: Barbara Frischmuth ruft den Schlüsseldienst. Rezension / M. Frise // Frankfurter Allgemeine Zeitung.16.11.2001. - S. 50 - 51.

100. Frise, M. Zu Die Herrin der Tiere (1986) / M. Frise // Barbara Frischmuth / hrsg. von Kurt Bartsch. - Graz,1992. - S. 142 - 143.

101. Fritz, М. Dessen Sprache du nicht verstehst. Roman. Bd. 1-3 / M.Fritz. - Frankfurt am Main, 1986. - 387 S.

102. Gellner, Ch. Ein anderer Blick auf die Wirklichkeit. Wie Barbara Frischmuths Ägyptenreiseroman religiöse Gedächtnisspuren verlebendingt / Ch. Gellner // Orientierung. - 2009. - №15/16. - S. 171-175.

103. Gellner, Ch. Der «andere» Islam - Barbara Frischmuth erzählt / Ch.Gellner // Orientierung 63. - 1998. - S. 206-210.

104. Gellner, Ch. Grenzüberschreitungen zwischen Orient und Okzident. Literatur, Multikulturalität und Religionsdialog / Ch. Gellner // Barbara Frischmuth. Fremdgänge. Ein illustrierter Streifzug durch einen literarischen Kosmos. - Salzburg-Wien-Frankfurt, 2001. - S. 211-239.

105. Gerstl, E. Narren & Funktionäre. Aufsätze zum Kulturbetrieb. Mit einem Vorwort von Franz Schuh / E. Gerstl. - Wien, 1980. - 29S.

106. Giebel, M. "Fiktive Frauenfiguren in einer Auswahl von Barbara Frischmuths Werken betrachtet aus einer psychoanalytischen und feministischen Perspektive" [Электронный ресурс] / M. Giebel. - Режим доступа:https://scholarworks.umt.edu/etd/2345/?utm_source=scholarworks.u mt.edu%2Fetd%2F2345&utm_medium=PDF&utm_campaign=PDFCoverPag es

107. Gollner, H. Die Wahrheit lügen: die Renaissance des Erzählens in der jungen österreichischen Literatur / H. Gollner. - Innsbruck; Wien; Bozen: Studien-Verl., 2005. - 185 S.

108. Göttner-Abendroth, H. Die Göttin und ihr Heros. Die matriarchalen Religionen in Mythos, Märchen und Dichtung / H. Göttner-Abendroth. -München, 1980. - 310 S.

109. Graves, R. Griechische Mythologie. Quellen und Deutung. - Hamburg, 1984. - 681 S.

110. Graves, R. The White Goddess: A Historical Grammar of Poetic Myth, Amended and Enlarged Edition[Электронный ресурс] / R. Graves. -Режим доступа: http://www. oldways. org/documents/robertgraves/graves_the_white_goddess. pdf

111. Graves, R. I miti greci / R. Graves. - Milano, 1983. - 726 S.

112. Grill, A. Das Schöne und das Notwendige / A. Grill. - Salzburg, 2010.

- 200 S.

113. Günter, A. Literatur und Kultur als Geschlechterpolitik. Feministisch-literaturwissenschaftliche Begriffswelten und ihre Denk(t)raume / A. Günter.

- Konigstein/Taunus, 1997. - 297 S.

114. Gürtler, Ch. Schreiben die Frauen anders? Untersuchungen zu Ingeborg Bachmann und Barbara Frischmuth / Ch. Gürtler. - Stuttgart: Hans - Dieter Akademischer Verteg, 1985. - 417 S.

115. Haider, H. "Barbara Frischmuth, eine Biographie"/ H. Haider // Barbara Frischmuth. DOSSIER 4/ hrsg. Kurt Bartsch. - Graz, 1992. - S. 151

- 162.

116. Henisch, P. Pepi Prohaska Prophet / P. Henisch. - Salzburg, Wien, 1986. - 351 S.

117. Hoffer, K. Bei den Bieresch. Halbwegs. Der große Potlatsch. / K.Hoffer. - Frankfurt am Main, 1983. - 379 S.

118. Höfler, G.A. Hat die postmoderne Literatur Hitparadeform / G.A.Höfler // Spielräume der Gegenwartsliteratur. - Innsbruck; Wien, 1999. - S. 145 -157.

119. Horvarth, A. "Auf der Suche nach dem Subtext". Wissenschaftskritik in Barbara Frischmuths ,,Die Entschlüsselung" / A. Horvarth // Barbara Frischmuth. - Wien, 2007. - S. 65 - 84.

120. Ш^аШД. Wir sind anders. Gender und Ethnizität in Barbara Frischm uths Romane / A. Horath. - Königshausen u. Neumann, Würzburg, 2007. -172 S.

121. Hübner, K. Die Wahrheit des Mythos [Электронный ресурс] / K.Hübner. - Режим доступа: http://www.verlag-alber.de/elvis_img/alber/titel/pdf/0002879170_0001 .pdf

122. Iman-Loch, L. M. "Barbara Frischmuth's 'Sternweiser Trilogy' and the Co-Creation of New Social Models" / L. M. Iman-Loch. - Nebraska, 1999. -233 p.

123. Ingalsbe, L.A. Ein Gespräch mit Barbara Frischmuth / L.A. Ingalsbe// Modern Austrian Literature.- 1996. - №1. - Vol.29. - S.39-51.

124. Jung, J. Glückliches Österreich. Literarische Besichtigung eines Vaterlandes / J. Jung. - Salzburg, Wien,1978. - 213S.

125. Kamaluldin, I. Das Bild des nahen Ostens in der deutschen Prosa seit 1945. Untersuchungen zum Charakter und der Funktion von Orientalismuskonzepten bei modernen deutschsprachigen Autorinnen und Autoren / I. Kamaluldin. - Frankfurt am.-M., 1997. - 188 S.

126. Karakus, M. Interkulturelle Konstellationen: Deutsch-türkische Begegnungen in deutschsprachigen Romanen der Gegenwart / M. Karakus. -Würzburg, 2006. - 184 S.

127. Kehlmann, D. Erzählen ist im Idealfall ich-los / D. Kehlmann // Die Wahrheit lügen. - Innsbruck, 2005. - S. 29 - 45.

128. Kerenyi, K. Die Mythologie der Griechen. Bd1: Die Götter- und Menschheitsgeschichten / K. Kerenyi. 21. Aufl. - München, 2000. - 256 S.

129. Khaled, M. A.-H. «Islamische Mystik in der deutschsprachigen Belletristik: Der Roman Das Verschwinden des Schattens in der Sonne von Barbara Frischmuth» / M. A.-H. Khaled // Gottes ist der Orient, Gottes ist der Okzident. - Köln, 1991. - S.299-308.

130. Khaled, M. Das Orientbild in Barbara Frischmuths Roman "Das Verschwinden des Schattens in der Sonne" / M. Khaled// Deutschabteilung der Al Azhar Universität. - Kairo, 1978. - S. 35 - 37.

131. Kirsch, H.-Ch. Keine Zuckerwatte [Электронный ресурс] / H.Ch.Kirsch. // In: Die Zeit vom 16.10.1981. - Режим доступа: http://www.zeit.de/1981/43/keine-zuckerwatte

132. Lachinger, J. Österreichische Phantastik? Trauma und Traumstadt. Überlegungen zu Kubins biographisch-topographischen Projektionen im Roman «Die Andere Seite» / J. Lachinger // Der Demiurg ist ein Zwitter. Alfred Kubin und die deutschsprachige Phantastik. - München, 1998. - S. 121-130.

133. Lawnikowska-Koper, J. Barbara Frischmuth - wyobraznia w sluzbie intelektu Refleksje o literaturze i kobiecosci/ Joanna Lawnikowska-Koper [Электронный ресурс] / J. Lawnikowska-Koper // Zblizenia Interkulturowe Polska.Niemcy. Europa Interkulturelle Annäherungen Polen. Deutschland. Europa Polityka. Kultura. Spoleczenstwo. - № 2 / 2007. -Режим доступа: http://www.zblizeniainterkulturowe.wssm.edu.pl/wp-content/uploads/2011/09/inter_zblizenia_2_2007.pdf

134. Löffler, S. Kritiken, Portraits, Glossen / S. Löffler. - Wien, 1998. -271S.

135. Löffler, S. Zu Über die Verhältnisse / S. Löffler // Barbara Frischmuth. - Graz, 1992. - S. 146 - 147.

136. Lorenz Dagmar, C. G. «Dismantling Islam: Orientalism and the Women's Perspective in Barbara Frischmuth's Novel Das Verschwinden des Schattens in der Sonne» / C. G. Lorenz Dagmar // Barbara Frischmuth in Contemporary Context. - Riverside, 1999. - S. 278.

137. Lützeler, P. M. Klio oder Kalliope? Literatur und Geschichte. Sondierung, Analyse, Interpretation / P. M. Lützeler. - Berlin, 1997. - 195 S.

138. Lützeler, P.M. Barbara Frischmuths Demeter - Trilogie mythologische Finde - Spiele in der postmodernen Literatur / P. M. Lützeler // Barbara Frischmuth. - Graz, 1992. - S. 73 - 97.

139. Menasse, R. Die sozialpartnerische Ästhetik. Essays zum österreichischen Geist / R. Menasse. - Wien, 1990. - 175 S.

140. Nadolny, S. Selim oder die Gabe der Rede. - München, 1996. - 357 S.

141. Nöstlinger, Ch. Ist Kinderliteratur Literatur? [Электронный ресурс] / Ch. Nöstlinger. - Режим доступа: http://www.literature.at/viewer.alo?objid=108&page=3&viewmode=fullscree n&rotate=&scale=1.43

142. Overath, A. Taghelle Mystik und dünner Apfelstrudel. Barbara Frischmuth hat keine Angst vor der Leichtigkeit [Электронный ресурс] / A.Overath. - Режим доступа: https://zeitungsarchiv.nzz.ch/neue-zuercher-zeitung-vom-01 -09-2001 -seite-67.html?hint=4124394

143. Özyer, R. Avrupali Bir Yazarin Tükiye Günleri. Dies Edebiyat Üzerine/Ankara, 1994. -140S.

144. Paterno, W. Profil-Reise Ägypten: Kairo ist eine der größten Städte der arabischen Welt [Электронный ресурс] / W. Paterno. - Режим доступа: http://www.profil.at/portfolio/aegypten-kairo-staedte-welt-375212

145. Pichler, G. Seltsam, dass es mir so wenig ausmacht, nicht anzukommen. Heimat und Fremde bei Barbara Frischmuth // Barbara Frischmuth. DOSSIER 4/ hrsg. Kurt Bartsch. - Graz, 1992. - S. 57 - 72.

146. Polat-Menke, S. Islam und Mystik bei Barbara Frischmuth. Werkanalyse und interreligiöses Lernen / S. Polat-Menke. - Matthias Grünewald Verlag: Ostfildern, 2013. - 585 S.

147. Proyer, B. Die Darstellung zwischenmenschlicher Beziehungen in den Werken von Barbara Frischmuth / B. Proyer. - Univ. Innsbruck, 1990. -286с.

148. Prugger, I. Frischmuth Barbara: Vergiss Ägypten [Электронный ресурс] / I. Prugger. - Режим доступа: -http : //www. wienerzeitung.at/themen_channel/literatur/buecher_aktuell/25813 0_Frischmuth-Barbara-Vergiss-

Aegypten.html?&em_redirect_url=%2Fthemen_channel%2Fwzliteratur%2Fb uecher_aktuell%2F

149. Razbojnikova-Frateeva, M. Das fremde Nachbar. Integrationsproblematik im Werk von Barbara Frischmuth / M.Razbojnikova-

Frateeva // Österreichische Literatur zwischen den Kulturen: internationale Konferenz. -V eliko Tarnovo: Röhring Universitätsverlag, 2008.-S. 107120.

150. Riegler, R. Das Verborgene sichtbar machen: Ethnische Minderheiten in der österreichischen Literatur der neunziger Jahre / R. Riegler. - Peter Lang Publishing Inc. New York; Auflage: 1, 2010. - 167S.

151. Ringel, E. Die Österreichische Seele. Zehn Reden über Medizin, Politik, Kunst und Religion / E. Ringel. - Wien, Köln, Graz, 1986. - 345 S.

152. Röggla, K. Wir schlafen nicht / K. Röggla. Frankfurt am Main: S.Fischer Verlag,2004. - 208 S.

153. Rosei, P. 1500 Seelen. Roman / P. Rosei. - Salzburg, Wien, 1985. -168 S.

154. Rottensteiner, F. Die österreichische phantastische Literatur der Gegenwart / F. Rottensteiner // Der Demiurg ist ein Zwitter. Alfred Kubin und die deutschsprachige Phantastik. - München, 1998. - S. 259-273.

155. Ruthner, C. Ins eigene Nest gekackt? Oder: Deutsche und Österreichische Gegenwartsliteratur im Vergleichstest (1 Skizze)/ C. Ruthner // (Nichts) Neues. Trends und Motive in der (österreichischen) Gegenwartsliteratur. - Innsbruck, 2003. - S. 204 - 219.

156. Ruthner, C. Unheimliche Wiederkehr: Interpretationen zu den gespenstischen Romanfiguren bei Ewers, Meyrink, Soyka, Spunda und Strobl / C. Ruthner. - Meitingen, 1993. - 210 S.

157. Said, W.E. Orientalismus / W.E. Said. - Frankfurt a. M., 1981. - 464 S.

158. Saletta, E. Barbara Frischmuths Orientbegegnung : Das Andere als Kehrseite der eigenen Medaille. Von «Das Verschwinden des Schatten in der Sonne» bis zu «Vergiss Ägypten» [Электронный ресурс] / E. Saletta // Studiaaustriaca. An international journal devoted to the study of Austrian culture and literature. - Режим доступа: http://riviste.unimi.it/index.php/StudiaAustriaca/article/view/1952/2202

159. Saporiti, S. Mythos und Mythosverarbeitung in Barbara Frischmuths Demeter-Trilogie [Электронный ресурс] / S. Saporiti. - Режим доступа: http: //rivista.studigermanici .it/index.php/studigermanici/article/view/8/11

160. Schafroth, Heinz F. Die Verwandlung der Serviererin. Barbara Frischmuth: Amy oder die Metamorphose / F. Schafroth, Heinz // Die Weltwoche. - Zürich. - 12.4.1978. - S. 83- 84.

161. Schaub, Anita C. FrauenSchreiben Abenteuer, Privileg oder Existenzkampf? [Электронный ресурс] / Anita C. Schaub. - Режим доступа: http://www.edition-roesner.at/14.html#rezensionen

162. Schmidt, R. Westdeutsche Frauenliteratur in den siebziger Jahren / R.Schmidt. - Frankfurt a. M., 1982. - 350 S.

163. Schmidt-Dengler, W. Einleitung. Die österreichische Literatur seit 1945: Eine Annährung in Bildern / Hg. Kaukoreit V., Pfoser K. Stuttgart, 2000. - S.11 - 24.

164. Schmidt-Dengler, W. Bruchlinien II. Vorlesungen zur österreichischen Literatur 1990 bis 2008/ W. Schmidt-Dengler.- Wien: Residenz, 2012. - 350 S.

165. Schuh F. Vorwort // Narren & Funktionäre. Aufsätze zum Kulturbetrieb. Wien, 1980. 29 S.

166. Schwarz, W. Barbara Frischmuth - Rebellion und Rückkehr / W.Schwarz // Studien zur österreichischen Erzählliteratur der Gegenwart. -Amsterdam, 1982.- S.229 - 253.

167. Serke, J. Frauen schreiben. Ein neues Kapitel deutschsprachiger Literatur / J. Serke. - Frankfurt a.M, 1982. - 336S.

168. Sharp, F. Barbara Frischmuth: The Theory and Praxis of Mediating Cultures through Literature [Электронный ресурс] / F. Sharp. - Режим доступа: http://www. inst.at/trans/15Nr/05_09/sharp 15. htm

169. Shastina, E. Elias Canetti's Biography as an Example of Mythopoesis / E. Shastina // World Applied Sciences Journal. - 30 (4). - P. 463- 467.

170. Simon, D. Gedanken beim Lesen. Gespräch über Barbara Frischmuth / D. Simon // Sinn und Form. - 1976. - 28. - H.2. - S.431 - 434.

171. Sonnleitner, J. Wirklichkeiten - eine produktive Verlustgeschichte- Zur ästerreichischen Literatur der achtziger Jahre // Neue Generation - neues Erzählen.Deutsche Prosa-Literatur der achtziger Jahre // Hrsg. von Delabar W., Jung W., Pergande I. Opladen, 1993. - S. 214 -215.

172. Spiel, H. Kindlers Literaturgeschichte der Gegenwart, Die zeitgenössische Literatur Österreichs, Autoren, Werke, Themen, Tendenzen seit 1945/ H. Spiel. - Zürich/München, 1976. - 369 S.

173. Stamp, M. A translation of Barbara Frischmuth's Die Ferienfamilie with preface. [Электронный ресурс] / M. Stamp. - Режим доступа: http//cehttp: //research. library. mun. ca/5537/

174. Stangel, J. Das annullierte Individuum. Sozialisationskritik als Gesellschaftsanalyse in der aktuellen Frauenliteratur. Zu Texten von Frischmuth, Jelinek, Mitgutsch, Schutting, Schwaiger und anderen. [Электронный ресурс] / J. Stangel. - Режим доступа: http://phdtree.org/pdf/24627540-das-annullierte-individuum-sozialisationskritik-als-gesellschaftsanalyse-in-der-aktuellen-frauehliteratur-zu-texten-von-frischmuth-jelinek-mi/

175. Stranakova, M. Heimat und Fremde im Werk Barbara Frischmuths / M. Stranakova // Von außen betrachtet Österreich und die österreichische Literatur im Spiegel der Auslandsrezeption. - Bern, 2007. - S. 57-67.

176. Tabaalite, D. Islamische Mystik bei Barbara Frischmuth. Untersuchungen zum Konzept einer „geistigen Archäologie des Gemeinsamen" / D. Tabaalite. - Graz, 2011. - 362 S.

177. Toegel, E. "Der Blick über den Kulturzaun": Perspectives on Multiculturalism in the Novels of Barbara Frischmuth [Электронный ресурс] / E. Toegel. - Режим доступа: http: //www.utpj ournal s.press/doi/10.313 8/seminar. 45.2.125

178. Vandervoort, E. B. The emergence of female adolescent protagonists in selected twentieth-century novels from French Canada, Germany, and Austria 2002. [Электронный ресурс] / E. B. Vandervoort. - Режим доступа: http://d.scholar.cnki.net/detail/PQDT_U/PQDT200203060634

179. Vax, L. Die Phantastik / L. Vax // Phäicon: Almanach der phantastischen Literatur I. - Frankfurt am Main,1974. - S. 22-24.

180. Wallraff, G. Ganz unten / G. Wallraff. - Köln, 1985. - 254S.

181. Weinzierl, U. Frischmuth Barbara: Die Frau im Mond [Электронный ресурс] / U. Weinzierl. - Режим доступа: http://www.gbv.de/dms/faz-rez/820426_FAZ_0024_24_0001 .pdf

182. Winter, R. Zur Kinderliteratur von Barbara Frischmuth / R. Winter // Barbara Frischmuth. DOSSIER 4/ hrsg. Kurt Bartsch. - Graz, 1992. - S. 99 -110.

183. Wolkinger, T. Ich schrecke vor nichts zurück [Электронный ресурс] / T. Wolkinger. - Режим доступа: https://www.falter.at/falter/2011/06/28/ich-schrecke-vor-nichts-zurueck/

184. Wünsch, M. Die Fantastische Literatur der Frühen Moderne (18901930) / M. Wünsch. -München, 1998. - 268 S.

185. Zeyringer, K. Österreichische Literatur 2000: Erzählen an den «Rändern», «Neues Erzählen» // Österreichische Literatur zwischen den Kulturen: internationale Konferenz Veliko Tarnovo, Oktober 2006. - St. Ingbert, 2008. - S.10-25.

186. Zeyringer, K. Österreichische Literatur 1945-1998: Überblicke, Einschnitte, Wegmarken / K. Zeyringer. - Innsbruck: Haymon, 1999. - 640 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.