Творческая эволюция Марианны Грубер в контексте австрийского постмодернизма 1980-х - 1990-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Качоровская, Анна Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат наук Качоровская, Анна Евгеньевна
Содержание:
Введение: С.2 ГлаваГ: Истоки творчества Марианны Грубер. Школа
экзистенциализма. С
1.1. Общее направление эволюции: от экзистенциализма к постмодернизму. С
1.2. «Экзистенциальный анализ» в творчестве Марианны Грубер. С
1.3. Мозаика «постмодернизмов» в европейской литературе
1980-х- 90-х годов. С
1.4. Влияние философии Альбера Камю. С
1.5. Традиции поколения «молодых писательниц» Австрии.
Проблема преемственности. С
Глава II: Постмодернистские тенденции 1980-х годов.
Роман «Промежуточная станция». С. 5
2.1. Образ лабиринта в романе «Промежуточная станция». С. 5
2.2. Признаки карнавализации в прозе Марианны Грубер. С.69 Глава III: Малая проза 1990-х годов. Проблемы жанра и стиля. С
3.1. Жанр и направление. С
3.2. Литературный коллаж. С
3.3. Языковая игра. С
3.4. Ритм. С
3.5. Огонь как апокалиптический символ. С. 146 Заключение: С. 157 Библиографический список: С
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза2004 год, кандидат филологических наук Годованная, Эльмира Георгиевна
Рецепция творчества Франца Кафки в послевоенной немецкоязычной литературе: И. Айхингер, Э. Канетти, М. Грубер2000 год, кандидат филологических наук Аверкина, Светлана Николаевна
Рецепция и реконструкция художественного опыта экзистенциализма в творчестве Патрика Зюскинда2007 год, кандидат филологических наук Салахова, Айгуль Рестамовна
Традиция экзистенциализма в польской прозе второй половины ХХ века2009 год, доктор филологических наук Мальцев, Леонид Алексеевич
Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика2006 год, кандидат филологических наук Воробьева, Наталья Вадимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческая эволюция Марианны Грубер в контексте австрийского постмодернизма 1980-х - 1990-х годов»
Введение
Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу творческой эволюции известной австрийской писательницы Марианны Грубер (р.1944 -). Произведения Грубер переведены на множество европейских языков, в том числе и на русский, её общественная деятельность в качестве Председателя Венского Литературного Общества сыграла важную роль в сближении и интеграции русской и австрийской культур.
Начало литературного пути писательницы относится к 1974 году. В этом году появляется эссе «Воля к смыслу», посвященное Виктору Эмилю Франклу (1905-1997), чья теория экзистенциального анализа находит воплощение в мотивах и образах аутентичных авторских текстов.
Первый опыт в области художественной литературы - роман «Стеклянный шар» («Die Glaeserne Kugel») - напечатан в 1981 году австрийским издательством Styria в серии «Фантастическая библиотека» и считается антиутопией, написанной под сильным влиянием психотерапевтической теории Франкла и французской экзистенциальной философии (Альбер Камю (1913-1960), Марсель Пруст (1971-1922)).
В 1984 году книга переиздаётся в известном издательстве Suhrkamp Taschenbuch. На обложке издательство помещает реплику, звучавшую на радиоволне «Oesterreichischer Rundfunk», презентируя «Стеклянный шар» как «вызывающую книгу... в конце которой мерцает свет надежды на возможность дальнейшей жизни... крупицы надежды удержать уходящее море». *
1 Oesterreichischer Rundfunk // Marianne Gruber. Die glaeserne Kugel. - Graz/Wien/Koeln. -1984.-S.162.
* Вероятно, высказывание «Австрийского радио» отсылает читателя к библейскому пра-тексту: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» // Откровение Иоанна Богослова [21,1].
В 1986 году в издательстве Edizion S (также с последующим переизданием в Suhrkamp) публикуется самый автобиографичный роман Грубер: «Промежуточная станция» («Zwischenstation»), актуализирующий антитоталитарную и психологическую тематику. Читательский резонанс и успех у критики предопределяет перевод произведения на ряд европейских языков. В.России он появляется в печати в 1995 году, в Санкт-Петербурге (издательство «Фантакт»).
В 1991 году издательство Фишер публикует одну из лучших книг Марианны Грубер - сборник «Смерть зуйка» («Der Tod des Regenpfeifers»). Он состоит из двух рассказов, объединённых сквозным сюжетом. Сборник посвящен воспоминаниям писательницы о Бургенланде и представляет оригинальную картину метаморфозы исторического прошлого, обрамлённого рамками национального ландшафта. В этом же году публикуется роман «Штиль» («Windstille»), написанный в жанре психологического детектива. Этот роман, получивший итальянскую литературную премию (Premio Letterario Guiseppe Acerbi) в области «Иностранная литература», вызывает интерес как у читательской аудитории, так и у венской прессы.
Книга для детей и юношества «Путешествие Эзры на голубую планету» (1992) также находит отклик у австрийских и зарубежных читателей и в год издания награждается «Молодёжной Литературной премией города Вены». На русском языке она публикуется в 1995 году (издательство «Петербург -XXI век»).
Последний (на настоящий момент) роман Марианны Грубер «В замок» (2004), представляющий собой произведение в постмодернистской манере, варьирующее тему романа «Замок» Ф. Кафки, выходит в издательстве Haymon (Инсбрук-Вена) и в том же году переводится на русский язык (издательство Symposium, Санкт-Петербург).
Литературоведческие исследования о произведениях Грубер появляются в Европе уже в 1990-х годах. В 1990 году в Кракове печатается диссертация
1 ••
Ренаты Дарда, заостряющая внимание на нескольких ключевых мотивах ее
творчества. Подробно исследуется, например, мотив тоталитаризма (романы «Промежуточная станция» и «Стеклянный шар»), затронут и мотив арлекина - один из ведущих в «груберовской» прозе. Обращая внимание на современную литературную ситуацию в Австрии, автор, в основном, говорит
0 прозе Грубер как о части так называемой женской литературы, то есть, литературы, написанной женщинами, разделяя данное понятие и термин «феминистическая литература». Одна из глав работы Ренаты Дарда посвящена так называемым «фантастическим историям» Грубер, в качестве примера которых приводятся, в частности, тексты сборника «Протоколы страха» (Protokolle der Angst).
В 1992 году в Лодже выходит из печати исследование Беаты Сцшепаньской, а в 1995 году появляется диссертация итальянской исследовательницы Матильды де Паскуале «Марианна Грубер и новейшая австрийская литература», где речь идёт о непрекращающейся и всегда актуальной дискуссии вокруг самого существования австрийской литературы, противопоставляются такие понятия, как специфическое и типичное в ней. Важное место уделяется также и политическому аспекту в литературе, который отражается в произведениях признанных литературных авторитетов, таких как Генрих Бёлль (1917-1985) и Гюнтер Грасс (р.1927-). Вопрос о влиянии авторитетов такого художественного уровня на современную литературную ситуацию связан для Матильды де Паскуале с критикой существующей политической идеологии. Диссертация исследует проблемы литературной жизни Австрии после 1945-ого года, причём особо подчёркивается, что «...в Австрии после 1945-ого года нет ни одного автора, который не померялся бы силами с политическим влиянием таких писателей
1 Darda Renata. Oesterreichische moderne Prosa. Das prosaische Werk der Autorin Marianne Gruber. - Diss. - Krakow. - 1990. - S.3-12.
2 Gruber Marianne. Protokolle der Angst. - St. Poelten. - Wien. - 1983.
как Бёлль или Грасс...».1 Подробно исследован также и сборник «Смерть зуйка», его ведущие мотивы и символика. Проведены параллели не только со специфически австрийским литературным контекстом, само существование которого традиционно полемично, но и с творчеством тех писателей, которые оказали наибольшее влияние на Марианну Грубер, в том числе Виктора Франкла, Аьбера Камю, Франца Кафки.
Истоки творчества Грубер, относящиеся к 1970-м годам, неразрывно связаны с философией экзистенциализма, оказавшей заметное влияние на все послевоенное поколение австрийских писателей. Но зрелая проза Грубер 1980-90-х годов совпадает с расцветом литературной теории и художественной практики постмодерна, вбирая постмодернистские тенденции. Если влияние экзистенциализма уже не раз отмечалось исследователями (Йозеф Штрелка, Рената Дарда, Беата Сцшепаньска, Матильда де Паскуале), то значение постмодернистского компонента в творчестве писательницы еще не получило отражения в литературе вопроса.
Как известно, теория и практика постомодернизма, - важнейший фактор литературно-эстетического развития в последние десятилетия XX века, -привела к созданию влиятельного интернационального канона, обоснованного и воплощенного в сочинениях Исхаба Хассана (р.1925 -) и Девида Фоккема (р.1931-), Жана - Франсуа Лиотара (1924-1998) и Ролана Барта (1915-1980), Вольфганга Велыпа (р.1946 -) и Умберто Эко (р. 1932 -). На австрийской почве феномен постмодернизма в литературе приобретает собственные, уникальные черты, что, на наш взгляд, не в последнюю очередь объясняется интерференцией с экзистенциализмом. Марианна Грубер, как и множество ее современников, отдают дань модному течению, сохраняя, в то же время; верность постулатам экзистенциальной философии. Наряду с Грубер о возможности и продуктивности такого сочетания свидетельствуют
1 Pasguale Matilde de. Marianne Gruber und die neuere Oesterreichische Literatur. - Diss. -Roma.- 1995.-S. 16.
проза и поэзия Эрнста Яндля (1925 - 2000), Вернера Хербста (1943 - 2008), Герхарда Руисса (р. 1951 -), Кристофа Рансмайра (р. 1954 -), Герхарда Рюма (р.1930 -), Фридерике Майрёкер (р. 1924 -), Вольфганга Бауера (1941 - 2005) и многих других.
Марианна Грубер родилась в Вене, но её детство прошло вблизи венгерской границы, в Бургенланде, где она «наслаждалась свободой сельской жизни»1 в доме деда, «доминирующего образа детства»2, впоследствии ставшего прототипом одного из литературных персонажей.
Многонациональная аура Бургенланда формирует космополитическое
мировоззрение писательницы. Йозеф Штрелка (р. 1927 -) - известный историк
литературы - подчёркивая уникальные черты Бургенланда, пишет:
«Население ландшафта - это реликт этнического многообразия старой
монархии на Дунае. Хорваты жили там рядом с «влэе» ( кочевниками -
румынскими пастухами), там были венгры и цыгане ... и, одновременно, два
з
вида немецкоговорящих австрийцев...».
Интернациональная тема как характерная черта духа времени возникает практически во всех произведениях писательницы, варьируя общую тенденцию многообразия и полифонии эстетики постмодернизма 1980-90-х годов. Пространство произведений Грубер включает героев самых разных национальностей - граждан мира, подобно австрийцам преодолевающих кризис идентичности в поисках второй родины.
Со школьных лет проявляется увлеченность Марианны Грубер литературой, музыкой и медициной. С 1962 года она изучает медицину и философию в Вене, причём два семестра обучения из семи посвящены психологическим штудиям у австрийского психотерапевта, профессора
1 Strelka Joseph P. Die Erzaelerin Marianne Gruber // Modern Austrian Literature, Volume 23. -№1.- 1990.-S.85.
2 Ibid.
3 Ibid.
Виктора Франкла. Параллельно лекциям Франкла писательница учится игре на фортепьяно в венской консерватории.
Постепенно литературное творчество становится для неё предпочтительнее работы в области медицины. Уже приобретя известность в качестве современного австрийского автора, в 80-х годах, Грубер отвечает на вопрос корреспондентки газеты «Андромеда» о том, что побудило её стать писательницей: «...Здесь слишком много бессознательного. - Может быть, дело в желании сочинять, а может быть в известном чувстве одиночества.. .Долгое время творчество было попыткой писать о своих проблемах искренне, что невозможно до тех пор, пока смотришь лишь внутрь себя и вйдишь лишь свои проблемы. К счастью, эта туманная стадия преодолена... - Творчество стало моим способом жить... ».*
Являясь ярким примером отражения актуального контекста эпохи, книги Грубер представляют несомненный интерес как для современной читательской аудитории, так и для литературоведческих исследований.
Актуальность исследования определяется необходимостью детального изучения динамики литературного развития Австрии 1980-90-х годов - не только на примере лидеров постмодернизма (Петер Хандке, Кристоф Рансмайр), но и на материале творчества писателей второго ряда, к числу которых принадлежит Марианна Грубер. Именно в произведениях таких авторов как Грубер средние и типичные литературные нормы эпохи выявляются с наибольшей полнотой. Это особенно очевидно в настоящее время, когда инновационный потенциал постмодерна, видимо, уже исчерпан, и впервые возникают предпосылки для научного анализа и объективной оценки этого явления во всем разнообразии его индивидуальных и национальных вариантов.
1 Gruber Marianne. Interview / Hrsg. von Katarine Busch // Andromeda-Zeitung. SF Magazin-119.-Wien.- 1987.- S.114 -115.
Методологической основой исследования являются а) литературная теория постмодерна, получившая развитие как в западной (И. Хассан, Д. Фоккема, Ж. Делез, Ж.- Ф. Лиотар, М.-П. Фуко, Р. Барт, В. Велып, У. Эко, Ю. Кристева), так и в русской (И. Смирнов, М. Эпштейн, И. Ильин, Н. Маньковская, М. Липовецкий, М. Ямпольский, Д. Затонский, В. Курицын, И. Скоропанова) науке последних десятилетий, б) философско-эстетическая концепция М. Бахтина с ее категориями диалогизма, полифонии и карнавализации; в) традиция сравнительно-исторического метода, опирающегося на принцип смысловой индукции - восхождение от частных наблюдений над сопоставимыми текстами к выявлению общих закономерностей литературного развития.
Объектом исследования является эволюция поэтики Марианны Грубер, т.е. динамическая система структурных и семантических особенностей её художественной прозы, отразившая развитие литературного процесса последних десятилетий XX века.'-
Предметом исследования, находящегося в рамках и границах объекта, является проза Грубер 1980-90-х годов.
Материалом исследования служат наиболее самобытные и характерные произведения Марианны Грубер 1980-1990-х гг. - роман «Стеклянный шар» (1984), роман «Промежуточная станция» (1986) и сборник рассказов «Смерть зуйка» (1991).
Принципом отбора материала для данного исследования является его репрезентативность по .отношению к основообразующему постмодернистскому контексту.. Это касается как произведений М. Грубер, так и научной литературы вопроса, посвященной творчеству австрийской писательницы.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на примере прозы Марианны Грубер описать процесс взаимодействия и гибридизации элементов
эстетики экзистенциализма и постмодерна в австрийской литературе 80-90-х годов XX века.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить степень изученности и характер рецепции творчества Марианны Грубер в Австрии, России и ряде других стран;
- изучить истоки творчества Марианны Грубер, уточнить характер связи ее раннего творчества со школой экзистенциализма и обнаружить экзистенциалистский след в проблематике и стиле её более поздних произведений (80-90-е гг);
- проследить идейную и творческую эволюцию Марианны Грубер в культурном контексте 1980-90-х годов, когда постмодернистские тенденции в литературе Австрии становятся доминирующими;
- выяснить степень и характер влияния постмодернизма на творческую эволюцию писательницы, описать конкретные формы воплощения постмодернистских концептов в текстах Грубер;
- подчеркнуть своеобразие и аутентичность творческой манеры писательницы в контексте современной австрийской прозы.
Научная новизна исследования заключается в том, что творчество Марианны Грубер впервые рассматривается не исключительно в контексте экзистенциализма, как это имело место в литературе вопроса, но как динамическая гибридная структура, формирующаяся в поле пересечения экзистенциалистского и постмодернистского дискурсов и представляющая собой результат их напряжённого взаимодействия и борьбы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что взаимодействие экзистенциалистского и постмодернистского элементов в творчестве М. Грубер представлено в нем как частный, но показательный пример усиления роли гибридных конструкций в поэтике второй половины XX века. Выявленный в творческой эволюции Грубер принцип
9
синхронизации и контаминации гетерогенных художественных структур и аккумулированного в них культурного опыта выразительно характеризует текстуальный и семантический феномен синкретизма, имеющий фундаментальное значение для построения исторической типологии литературных стилей.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать материал диссертации, аналитические процедуры его обработки и выводы, полученные на основе проведенного анализа на лекциях, семинарских и практических - занятиях, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций учащихся в области литературного образования (дисциплины «Современный литературный процесс», «Литература и культура эпохи постмодерна») и германской филологии (стилистика немецкого языка, аналитическое чтение).
На защиту диссертации выносятся следующие положения:
1. Идейная и творческая эволюция М. Грубер являет пример формирования гибридной художественной конструкции: философско-эстетическая концепция экзистенциализма, определившая ранний период творчества писательницы, обогащается в дальнейшем элементами постмодернистского дискурса. Наряду с творчеством Грубер данная динамика отражена и в произведениях целого ряда её австрийских современников, таких, как Петер Хандке и Эльфрида Елинек, Кристоф Рансмайр и Эрнст Яндль.
. 2. Истоки творчества Марианны Грубер восходят к философии
экзистенциализма (Карл Ясперс, Жан - Поль Сартр, Альбер Камю,
Виктор Франкл). Экзистенциализм, в качестве философской школы, а
также направления в европейской литературе XX века, оказывает
существенное влияние на литературный процесс Австрии. Являясь
10
убедительным свидетельством этого влияния, проза Грубер сопоставима с произведениями ее старших современниц - Ингеборг Бахман, Ильзе Айхингер, Марлен Хаусхофер.
3. Философско-психологическая тема свободы, восходящая у Грубер к философии неофрейдизма (Виктор Франкл, Эрих Фромм), реализуется в произведениях писательницы в форме оппозиции «свобода от» и «свобода для», варьирующей экзистенциалистские концепты «сопротивления», «бунта», «пограничной ситуации» и ответственности индивида за собственное бытие. В поисках художественного воплощения этих концептов Грубер обращается к античной мифологии, реактуализируя образы Прометея и Сизифа в постмодернистском контексте.
4. Идеологический и стилистический контрапункт, присущий прозе Грубер, дает основание рассматривать ее зрелые произведения как реализацию структурного принципа полифонии, выдвинутого М. Бахтиным для характеристики типа художественного целого в романах Достоевского. В контексте австрийской литературы 80-90- х годов XX века полифоническая организация произведения рассматривается как признак постмодернистской парадигмы.
5. Мотивная структура прозы Грубер представляет собой оргинальное сочетание опорных метафор и концептов экзистенциалистского и постмодернистского дискурсов; таковы «лабиринт» и «ризома», «арлекин» и «чужой». Функционирование этих образов позволяет усматривать в поэтике Грубер элементы карнавальности, в силу которых художественный мир писательницы приобретает черты трагического фарса, амбивалентность и гибридность. Склонность Грубер к игре с литературными схемами, соединению противоположных моделей мира и утаиванию окончательных решений дает основания относить такие её произведения как
11
«Промежуточная станция», «Смерть зуйка», «След буланого» к литературе постмодернизма.
6. Экзистенциалистская концепция личности переводится у Грубер в игровой план и становится предметом виртуозной литературной игры, захватывающей все уровни художественной формы. Об этом свидетельствует ритмическая и фонетическая организация речи, обилие цитат и использование иронических клише, композиционные коллажи и пастиши, размытость границы между голосом автора и героя, игра с «горизонтом ожиданий читателя». Вместе с тем, постмодернистская атмосфера игры, присущая произведениям Грубер, не отменяет, а лишь релятивирует и смягчает выраженный в них пафос гуманистического сознания.
Глава I.
Истоки творчества Марианны Грубер. Школа экзистенциализма.
1.1. Общее направление эволюции: от экзистенциализма к постмодернизму.
Задача данной главы, посвящённой, в основном, ранним литературным опытам Марианны Грубер, заключается в том, чтобы подчеркнуть влияние философии экзистенциализма 1950-60-х годов (Виктор Франкл, Альбер Камю (1913-1960) на её творчество, а также выявить связь с австрийской послевоенной литературой (Ингеборг Бахман (1926-1973), Ильзе Айхингер (р.1921-), Марлен Хаусхофер (1920-1970)). Это влияние проявляется в прозе писательницы уже в начале творческого пути, начиная с 1970-х годов. Но следы его сохраняются и позже, когда творчество Грубер достигает своего расцвета, вбирая постмодернистские тенденции.
Начало творческой деятельности писательницы приходится на годы, когда философско - эстетические идеи данной школы, не воспринимавшиеся более как революционные новации, оставались наиболее влиятельным компонентом в европейской культуре и, растворившись в сознании творческой элиты, определяли как «духовную ситуацию времени»1 в целом (Карл Ясперс (18831969)), так и выбор тематики и изобразительных средств в литературе.
Воспринимая экзистенциальную философию сквозь призму психотерапевтического учения Франкла в его экзистенциальной версии, а также, через творчество Альбера Камю, Марианна Грубер начинает свой литературный путь. Данная философская школа оказывает воздействие также на произведения, относящиеся к зрелому периоду творчества: на эссе «Прометей. Предвосхищение будущего» (1986), на более поздний роман «Промежуточная станция» (1986) и на малую прозу начала 1990-х годов (Сборник «Смерть зуйка» (1991)).
Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. - М. - 1991. - С. 287.
Если исходная точка возникновения собственно «экзистенциальной философий» связывается исследователями1 с понятием экзистенциального существования, восходящего к трудам Серена Къеркегора (1813-1855), то сам термин «экзистенциализм», введённый историком философии Фрицем Хайнеманом (1889-1970),2 появляется лишь в 1929 году. Формируясь в качестве философского феномена и нового направления в европейской философии в 1920-1930-х годах, экзистенциализм разделяется на три основных ветви, представленных концепциями Карла Ясперса (1883-1969), Мартина Хайдеггера (1889-1976) и Габриэля Марселя (1889-1973).
Термин «экзистенциальная философия» одним из первых употребил Карл Ясперс в классическом труде «Духовная ситуация времени» (1931). Вслед за Ясперсом, Жан Поль Сартр (1905-1980) в книге «Экзистенциализм - это гуманизм» (1946) разделяет данное понятие на экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер (1889-1976)). Впоследствии, к атеистическому направлению в экзистенциализме, восходящему в том числе и к философии Фридриха Ницше (1844-1900), причисляют самого Сартра, а также Альбера Камю.
Несмотря на существующее разделение экзистенциализма на религиозное и атеистическое направления, интерес представляет точка зрения одного из современных исследователей этой философии,3 полагающего возможным сравнить (по форме) различные ветви экзистенциального древа (как религиозную, так и атеистическую) с историей написания «Нового Завета», «...творцы которого имели единый предмет повествования - житие
1 Больнов Отто Фридрих. Философия экзистенциализма. - СПб. 1999. С.17.
2 Одуев С.Ф. Навстречу Логосу: Экзистенциализм и герменевтика. - М. - 1998. - С. 13.
з
Об этом см.: Там же.
Иисуса Христа, но описывали это житие с разных сторон и по различным сюжетным линиям, дополняя друг друга.. .»-1
Данное сравнение исследователь оправдывает тем, что в период расцвета экзистенциалистских тенденций в Европе (1950-1960-е годы) имена Ясперса, Марселя и Хайдеггера были настолько авторитетны в интеллектуальных кругах, что их произведения воспринимались «как философское евангелие, приоткрывающее онтологические таинства человеческого бытия на перепутье современной цивилизации».2
Согласно воззрениям Ясперса, экзистенциализм, - философия бытия,
главнейшей категорией которого является собственно экзистенция,
отображающая чувства человека, - восходит к философии Къеркегора,
Фридриха Шеллинга (1775-1854) и Ницше. По мысли философа, данное
учение через Хайдеггера и Сартра соотносимо также и с феноменологией
Гуссерля. Экзистенциализм отображает общеевропейский кризис после
з ~
первой мировой войны, получая «впечатляющие отзвуки» в европейской литературе того времени.
В то же время, в 1970-х годах в австрийском литературном мире начинает формироваться концепция постмодернизма, оказывающая заметное обратное влияние на художественную практику.
В начале 1980-х годов в произведениях Марианны Грубер как и ряда её современников на философско-эстетическую основу экзистенциализма всё чаще наслаиваются концепции, составляющие постмодернистский канон. Данная теория согласуется, в частности, с исследованиями М.Н. Эпштейна (р.1950-).
1 Навстречу Логосу: Экзистенциализм и герменевтика. — С. 13.
2 Там же.
3 Там же. С. 15.
Проблема, существующая «между экзистенциализмом и постмодерном»,
по Эпштейну, заключена в «преемственности двойного отрицания», характерного для начальной (экзистенциализм) и конечной (постструктурализм) стадий развития западной философской мысли второй половины ХХ-го века: «Как экзистенциализм был выведен из моды структурализмом, так и сам структурализм был выведен из моды «пост»-течениями, которые восстановили экзистенциальную тягу к бесконечному и
3
неопределимому...».
По-прежнему основываясь на экзистенциалистской проблематике, продолжая освящать в своих произведениях тему бунта и свободы, катастрофичности истории и трагичности человеческого удела, Марианна Грубер усваивает идеи кризиса конца века, нашедшие своё воплощение в теории и практике постмодернизма. Данные идеи оказывают влияние на творческую эволюцию писательницы, представляя собой пример «мягкого волнового перехода» 4 от экзистенциализма к постмодернизму.
1.2. «Экзистенциальный анализ» в творчестве Марианны Грубер.
Вероятнее всего, Марианну Грубер и многих других австрийских писателей интересует изучение иррациональных ощущений, чувств человека, - страха, отчаяния, безысходности, постулируемых философией существования, а также поиск путей их преодоления. Вот почему, «экзистенциальный анализ» Франкла, в основном, представляющий экзистенциализм в Австрии и содержащий позитивную программу противостояния современному кризису на протяжении многих лет оказывает огромное влияние на писательницу.
1 Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. - М. - 2005. - С. 331.
Там же.
3 Там же.
4 Там же. С.-332.
Подобно тому, как в Австрии начала ХХ-ого века Артур Шницлер становится «двойником» Зигмунда Фрейда,1 перенося идеи психоанализа в художественное пространство своих произведений, так и в конце ХХ-ого столетия 'в австрийской литературе появляется своеобразное женское воплощение «двойника» Виктора Франкла. Этот «двойник» - Марианна Грубер. Особенно интересно в данной исторической параллели то, что литературной карьере писательницы, так же как и литературной судьбе Артура Шницлера (1862-1931>,- предшествуют штудии медицины в Вене, предопределившие особую психологичность её прозы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Взаимодействие художественно-эстетических систем реализма и постмодернизма в раннем творчестве Т.Н. Толстой2017 год, кандидат наук Мачавариани, Нана Валериановна
Жанровое своеобразие циклов постмодернистских романов Бернара Вербера «Об ангелах» и «О богах»2020 год, кандидат наук Белей Мария Александровна
Абсолютное в деконструирующем сознании: парадигма творчества в русской и немецкой литературе постмодернизма2008 год, кандидат филологических наук Арская, Юлия Александровна
Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма2010 год, кандидат филологических наук Скокова, Татьяна Александровна
Жанровое своеобразие романов Айрис Мёрдок: к проблеме пародирования жанровых моделей в современной метапрозе2001 год, кандидат филологических наук Малишевская, Наталья Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Качоровская, Анна Евгеньевна, 2011 год
Библиографический список:
1. Gruber Marianne. Der Wille zum Sinn. Versuch ueber den Wiener Neurologen Viktor E. Frankl // Die Pestsaule. - Wien. - 1974. - S. 215-227.
2. Gruber Marianne. Die Glaeserne Kugel. - Fr.a.M.: Suhrkamp. - 1984. - Ph. Bibliothek. - Bd.123. st. 997. - 123. - 151 S.
3. Gruber Marianne. Protokolle der Angst. St. Poelten u. Wien: NOE Pressehaus. -1983.-79 S.
4. Gruber Marianne. Zwischenstation. Roman. 1. Aufl. - Wien: Edition S. Oesterr. Staatsdruckerei. Manuskript. - 1986. - 301 S.
5. Gruber Marianne. Prometheus. Antizipation einer Zukunft. Vortrag. Schriftstellertreffen. Manuskript..-Belgrad. - 1986 - 7 S.
6. Gruber Marianne. Der Tod des Regenpfeifers. - Fr.a.m.: Collection Fischer. -1991.-Bd. 68.-104 S.
7. Gruber Marianne.Windstille. - Wien: Edition S.Verlag. - 1991. - 350 S.
8. Gruber Marianne. Esras abenteuerliche Reise auf dem blauen Planeten. - Wien: Jugend &Volk. - 1992. - 196 S.
9. Gruber Marianne. Clowna // Frauen ueber den Krieg. Eine Sammlung bedeutender Stimmen gegen den Krieg / hrsg.von Daniela Gioseffi. - Wien: Wiener Frauenverlag. - 1992. - S. 372-376.
10. Gruber Marianne. Die Spinne und andere dunkelschwarze Geschichten. -Vaduz : LerchenStein. - 1995. - 234 S.
11. Gruber Marianne. Der Trommler trommelt Krieg und Frieden. Manuskript. - 8 S.
12. Gruber Marianne. Die Trotzmacht der Phantasie. Eine Analyse kreativer Prozesse. 1\ Aufl. SF : Verzauberung des Todes // Eva&Co. Eine intergalaktische Superzeitschrift. - Graz. - 1989. - S. 4-11.
13. Gruber Marianne. Annaeherung an Viktor Frankl - ein philosophisch psychologischer Vergleich // Journal des Viktor Frankl-Instituts. An International Journal for Logotherapy and Existential Analysis. V. 3. - №1.-1995. - S. 64 -69.
162
14. Gruber Marianne. Ins Schloss. - Innsbruck/Wien: Haymon-Verlag. - 2004. -348 S.
15. Gruber Marianne. Interview / Hrsg. von Katharine Busch //Andromeda -Zeitung. SF Magazin 119. - Wien, - 1987. - 20 S.
16. Gruber Marianne. Interview / Hrsg.von Alexandr Belobratow // Jahrbuch der Oesterreich - Bibliothek. - St. Petersburg : Petersburg XXI Vek. - №2. 1995/1996. -235 c.
17. Gruber Marianne. Unuebertroffen in seiner Liebe zu Oesterreich. // Die Furche - № 27. Mai. - 1993. - S. 9- 12.
18. Грубер Марианна. Промежуточная станция. - СПб. : Фантакт. - 1995. -301 с.
19. Грубер Марианна. Путешествие Эзры на голубую планету / перевод с нем. Федяевой Т. - СПб.: Петербург XXI век. - 1995. - 196 с.
20. Грубер Марианна. Смерть зуйка / перевод с нем. В. Фадеева // Нева. -№2. - СПб. - 288 с.
21. Грубер Марианна. В Замок. - СПб.: Symposium. - 2004. - 326 с.
22. Борхес Хорхе Луис. Книга ада и рая. - СПб.: Амфора. - 2005. - 244 с.
23. Борхес Хорхе Луис. Сад, где ветвятся дорожки // Из копилки детектива. Антология в 6 -и томах. - Москва.: Инициатор. -1992. - С.63-77.
24. Брехт Бертольд. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В 5-ти т. Т.5/2. Теория эпического театра. - М.:-Искусство. - 566 с.
25. Бахман Ингеборг. Избранное. - М.: Прогресс. - 1981. - 295 с.
26. Бахман Ингеборг. Малина. - М.: Аграф. - 1998. - 368 с.
27. Гофман Э.Т.А. Новеллы / сост. Н. А. Жирмунская. - Л.: Лениздат. - 1990. -607 с.
28. Грасс Гюнтер. Жестяной барабан. - СПб.: Амфора. - 2008. - 637 с.
29. Зюскинд Патрик. Парфюмер. - СПб.: Азбука-классика. - 2006. - 304 с.
30. Казак Герман. Город за рекой // Гелиополис. - М. : Прогресс. - 1992. - С. 31-339.
31. Камю Альбер. Прометей в аду // Альбер Камю. Избранное. - Ростов н/Д.: Феникс.-1998.-384 с.
32. Кафка Франц. Замок. - М.: Политиздат. -1991. - 416 с.
33. Кафка Франц. Процесс. - СПб.: Азбука-классика. - 2006. - 278 с.
34. Кафка Франц. Америка. - СПб.: Азбука-классика. - 2007. - 370 с.
35. Кафка Франц. Превращение. - М.: Транзиткнига. - 2006. - 301 с.
36. Кафка Франц. Роман. Новеллы. Притчи. - М.: Прогресс. -1965. - 614с.
37. По Эдгар Алан. Убийство на улице Морг. - М.: Советская Россия. - 1991. - 476 с.
38. Рансмайр Кристоф. Ужасы льдов и мрака. - СПб.:Домино. - 2003. - 272 с.
39. Рансмайр Кристоф. Последний мир. - СПб/М.: Эксмо. - 2003. - 255 с.
40. Рансмайр Кристоф. Болезнь Китахары. - М.: Эксмо. - 2002. - 416 с.
41. Хандке Петер. Медленное возвращение домой. - СПб.: Азбука. - 2000. -202 с.
42. Хемингуэй Эрнест. Снега Килиманджаро // Эрнест Хемингуэй. Избранные произведения. В 2-х т. - Т. 2. - М.: Государственное издательство художественной литературы. - 1959 - 653 с.
43. Эко Умберто. Имя Розы. - СПб.: Симпозиум. - 1998. - 677 с.
44. Bachmann Ingeborg. Die Faehre. Erzaehlungen. - Muenchen/Zuerich: R. Piper-Verlag. -1982 - 103 S.
45.Gegenwartsliteratur in der Schlossgaertnerei Wartholz / Hrsg.von Literatursalon Schloss Wartholz. - Berndorf. - 20.08. - 192 S.
46. Handke Peter. Die Wiederholung. - Wien: Suhrkamp. - 1986. - 280 S.
47. Haushofer Marlen. Die Wand. - Hamburg und Duesseldorf: Ciaassen Verlag. -2004-275 S.
48. Hesiod. Saemtliche Werke. B.38. - Leipzig: Dieterich. - 1965. - 184 S.
49. Prosa-Land Oesterreich / Hsg. von Andreas P. Pittler. - Klagenfurt/Salzburg: Wieser Verlag. - 1992. - 360 S.
50. Turrini Peter. Bei Einbruch der Dunkelheit / Peter Turrini. Buergerliche Dramen. - Fr.a.M.: Suhrkamp Taschenbuch. - 2007. - 206 S.
51. Адорно Теодор. Философия новой музыки. - М.: Логос. - 2001. - 352 с.
52. Барт Ролан. S/Z. - М.: Изд-во «УРСС». - 2001. - 230 с.
53. Барт Ролан. Фрагменты речи влюблённого. - М.: Ad Marginem. - 1999. -423 с.
54. Бахтин М.М. Автор и герой. - СПб.: Азбука. - 2000. - 336 с.
55. Бахтин М.М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука. - 2000. - 294 с.
56. Бахтин под маской. П.Н. Медведев. - М.: Лабиринт. - 1993. - 192 с.
57. Бернхард Томас. Всё во мне...Автобиография. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. -2006. - 576 с.
58. Бланшо Морис. От Кафки к Кафке. - М.: Логос. -1998. - 233 с.
59. Богданова О.В. Современный литературный процесс. - СПб. - Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета. - 2001. - 90 с.
60. Больнов Отто Фридрих. Философия экзистенциализма. - СПб.: Лань. -1999-224 с.
61. Великовский С.И. Грани «несчастного сознания». - М.: Искусство. 1973. -238 с.
62. Великовский С.И. «Проклятые вопросы» Камю // Альбер Камю. Избранное. - М.: Радуга. - 1988. - 464 с.
63. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. -М.: Языки славянских культур. - 2007. - 560 с.
64. Грицанов A.A. Жиль Делёз. - Мн.: Книжный Дом. - 2008. - 320 с.
65. Грицанов A.A., Гурко E.H. Жак Деррида. Мн.: Книжный дом. - 2008. -256 с.
66. Грякалова Н.Ю.Человек модерна. - СПб.:Д. Буланин. - 2008. - 370 с.
67. Делёз Жиль. Логика смысла. - М.: Раритет. - 1998. - 264 с.
68. Делёз Жиль, Гуаттари Феликс. Что такое философия? - М/СПб.: Алетейя. -1998.-288 с.
69. Демченко А.И. Коллаж и полистилистика // Русский авангард 1910-20 гг. Проблема коллажа. - М.: Наука. - 2005. - 429 с.
70. Деррида Жак. Письмо и различие. - СПб.: Алетейя. - 2000. - 423 с.
71. Долгов K.M. Красота и свобода в творчестве Альбера Камю // Альбер Камю. Творчество и Свобода. - М.: Радуга. -1990. - 608 с.
72. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука.
- 1977.-488 с.
73. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л. - Советский писатель (Л.О). - 1975.
- 664 с.
74. Жеребин А.И. Абсолютная реальность. - М.: Языки славянской культуры. -2009.-160 с.
75. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм. - М.: ACT. - 2000. - 255 с.
76. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях // Общие проблемы искусства. В.2. -М.- 1988.-28 с.
77. Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики. Сборник научно-аналитических трудов. -М.- 1989.-С. 186-207.
78. Иоффе И.И. Избранное. 1920-30-е гг. - СПб.: Петрополис. - 2006. - 520 с.
79. История австрийской литературы XX века в 2-х т. 1945-2009/2010. - М.: Институт мировой литературы им. A.M. Горького. Российская академия наук. В 2-х т. - Т.1 - 629с., Т.2 - 573 с.
80. Камю Альбер. Творчество и Свобода. Статьи, эссе, записные книжки. -М.: Радуга. - 1990. - 602 с.
81. Камю Альбер. Миф о Сизифе / перевод Г. Великовской // Альбер Камю.
- М.: Астрель: Полиграфиздат. - 2010. - 317 с.
82. Краус Вольфганг. Европа будущего. В серии: «Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге / перевод с нем. А. Березиной, В. Ахтырской. - СПб.: Фантакт.1995. - 167 с.
83. Кристева Юлия. Избранные труды. Разрушение поэтики. - М.: Российская политическая энциклопедия. - 2004. - 656 с.
84. Курицын В.Н. Книга о постмодернизме. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. - 1993. - 235 с.
85. Курицын В.Н. Русский литературный постмодернизм. - М.: Объединенное гуманитарное издательство. - 2000. - 288 с.
86. Лакан и Космос. Сборник статей. - СПб.: Алетейя. - 2006. - 170 с.
87. Лахманн Ренате. Дискурсы фантастического. - М.: Новое литературное обозрение! - Вып. ЬХХ1Х - 2009. - 384 с.
88. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт экспериментальной социологии. - 1998. - 159 с.
89. Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. - М.: Новое литературное обозрение. - 2008. - 848 с.
90. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство. - 1976. - 320 с.
91. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль. -1993.-694 с.
92. Лосев А.Ф. // Высший синтез. Неизвестный Лосев. - М.: ЧеРо. - 2005. -264 с.
93. Лотман Юрий. Выход из лабиринта // Умберто Эко. Имя Розы. - СПб.: Симпозиум. - 1998. - С. 650-669/
94. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб.: Алетейя. - 2000. -347 с.
95. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. - М.: Наука. - 1990. -136 с.
96. Мештерхази Лайош. Загадка Прометея // Лайош Мештерхази. Избранное. - М.: Прогресс. - 1977. - 301 с.
97. Неканоничский классик: Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007) // сб. статей и материалов. - М.: Новое литературное обозрение. - 2010 - 778 с.
98. Одуев С.Ф. Навстречу логосу: экзистенциализм и герменевтика. - М.: РАСГ.-184 с.
99. Роганова И.С. Новая реальность в постмодернизме: роман К. Рансмайра «Последний мир» / И. С. Роганова. - М.: Глобус. - 2007. - 99 с.
100. Розай Петер. Очерки поэзии будущего. Лекция по поэтике / перевод.с нем. А. И. Жеребина. - Нижний Новгород: Деком. - 2000. - 117 с.
101. Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: Олма-пресс. -2001.-352 с.
102. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. - СПб.: Невский простор. - 2002. - 416 с.
103. Смирнов И.П. Бытие и творчество // Приложение к альманаху «Канун». Вып. 1. - СПб. - 1996. - 192 с.
103. Смирнов И.П. Видеоряд.- Историческая семантика кино. - СПб.: Петрополис. - 2009. - 404 с.
104. Смирнов И.П. Смысл как таковой. - СПб.: Академический проект. -2001.-423 с.
105. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект-Пресс. - 2001. - 334 с.
106. Томашов В.В. Ответственность как экзистенциальная проблема. Историко-философские очерки / Монография. - М.: Московский городской педагогический университет. - 1998. - 120 с.
107. Туровская М.И. Брехт и кино: На границе искусств. - М.: Искусство. -1985.-255 с.
108. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М.: Academia. - 2006. -336 с.
109. Флоренский П.А. Символическое описание. - Кн.1. - М: Феникс. -1922. -496 с.
110. Франки Виктор Э. Человек в поисках смысла / перевод с англ. и нем. Д.А. Леонтьева, М.П. Папуша, Е.В. Эйдмана. М.: Прогресс. - 1990. - 368 с.
111. Франки Виктор Э. Сказать жизни Да! Психолог в концлагере. - М.: Альпина нон-фикшн. - 2009. - 237 с.
112. Фрейденберг О.М. Поэтика" сюжета и жанра. - М.: Лабиринт. - 1997 -448 с.
ИЗ. Фрейд Зигмунд. По ту сторону принципа удовольствия. - М.: Прогресс. -1992.-С. 201-256.
114. Фрейд и сцена письма // Деррида. Письмо и различие. - СПб.: Академический прект. - 2000. - 423 с.
115. Фромм Эрих. Гуманистический психоанализ. -СПб./Москва/Харьков/Минск: Питер-принт. - 2002. - 544 с.
116.Фромм Эрих. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика. - 2004. - 224 с.
117. Хайдеггер Мартин. Время и бытие. Статьи и выступления. - М.: Высшая школа.-1991.-С. 121-133.
118. Хёйзинга Йохан. Homo Indens. Человек играющий. - СПб.: Азбука-классика. - 2007. - 378 с.
119. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структурно-семиотические исследования. - СПб.: Азбука. - 2000. - 348 с.
120. Эко Умберто. Заметки на полях имени Розы // Имя Розы. - СПб.: Симпозиум. - 1998. - 677 с.
121. Эко Умберто. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум. - М.: Российский государственный гуманитарный университет. -2007.-501 с.
122. Эко Умберто. Эволюция-.средневековой эстетики. - СПб.: Азбука-классика. - 2004. - 287 с.
123. Эпштейн М.Н.: Постмодерн в России: литература и теория. - М.: ЛИА Р. Элинина. 2000. - 367 с.
124. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. - М.: Высшая школа. 2005. - 495 с.
125. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной...Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высшая школа. - 1990. - 303 с.
126. Эпштейн М.Н. Философия возможного. - СПб.: Алетейя. - 2001. - 334с.
127. Ямпольский М.Б. «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределённости. - М.: Новое литературное обозрение. - 2010 - 688 с.
128. Ямпольский М. Б. Язык-тело-случай: Кинематограф и поиски смысла. -М.: Новое литературное обозрение. - 2004. - 369 с.
129. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат. - 1991. -527 с.
130. August Hans Jürgen. Ort und Isolation im Werk Marianne Grubers: Maschienenschrift. - Wien. - 1993. - 7 S.
131. Barner Wilfried. Barockrhetorik. Untersuchungen zu ihren geschichtlichen Grundlagen. - Tuebingen: Max Niemeyer Verlag. - 1970. - 537 S.
132. Biedermann Hans. Knaurs Lexikon der Symbole. Bilder und Zeichen der christlichen Kunst / hrsg.von Gerhard Riemann. - Muenchen: Droemer Knaur. -1989.-S. 415-416.
133. Bienek Horst. Werkstattgrspraeche mit Sriftstellern. - Muenchen: Taschenbuch Verlag. - 1965. - 280 S.
134. Borucki A., Frittum G. Orte der Trennung und Isolation im Werk Marlen Haushofers. Manuskript. - Wien. - 1995. - S.3-5.
135. Cooper J.C. Illustriertes Lexikon der traditionellen Symbole. - Leipzig: Drei Lilien Verlag. - 1986. - 240 S.
136. Darda Renata. Oesterreichische moderne Prosa. Das prosaische Werk der Autorin Marianne Gruber. Diss.: Krakow. - 1990. - 80 S.
137. Daemrich Horst und Ingrid. Themen und Motive in der Literatur. -Tuebingen/ Basel: Francke Verlag. - 1995. - 410 S.
138. Das schreiben der Frauen in Oesterreich seit 1950. - Wien/Koeln: Boelau Verlag.-1991.-118 S.
139. Dostojewskij und die russische Literatur in Oesterreich seit Jahrhundertwende / Hrsg. Von A.W. Belobratow, A.I. Zerebin // Jahrbuch der Oesterreich-Bibliotek in St.- Petersburg. - SPb. - №1. - 1994. - 239 S.
140. Durzak Manfred. Der deutsche Roman der Gegenwart. -Stuttgart/Berlin/Koeln/Mainz: Kohlhammer. - 1979. - 522 S.
141. Durzak Manfred. Die deutsche Kurzgeschichte der Gegenwart: Autorenportraets, Werkstattgespraeche, Interpretationen / Manfred Durzak. -Stuttgart: Reclam. - 1980. - 518 S.
142. Frankl Viktor E. Aerztliche Seelsorge. Grundlagen der Logotherapie und Existenzanalyse. - Wien: Deuticke. - 1982. - 154 S.
143. Fliedl Konstanze. Vorwort // Das Schreiben der Frauen in Oesterreich seit 1950. - Wien/Koeln: Boehlau Verlag. - 1991 - 120 S.
144. Gersch Wolfgang. Film bei Brecht. - Berlin: Henschelverlag Kunst und Gesellschaft.-1975.-416 S.
145. Guertler Christa. Die Bewegung des Schreibens // Das schreiben der Frauen in Oesterreich seit 1950. - Wien/Koeln: Boelau Verlag. - 1991. - S. 105-119.
146. Handke Peter. Ich bin ein Bewohner des Elfenbeinturms. - Fr.a.M.: Suhrkamp. - 1972. - 86 S.
147. Hassan Jshab. Postmoderne Heute // Wolfgang Welsch. Wege aus der Moderne. - Weinheim: VCH Acta humaniora. - 1988. - S. 47-56.
148. Heger Roland. Der oesterreichische Roman des 18.-20.Jahrhunderts. -Wien/Stuttgart.: Braumueller. - in 2-Bd. - 1971 - B.l. - 256 S., B.2. - 288 S.
149. Hoffinan Ernst T.A. Die Elixiere des Teufels. - Cnö.: Kapo. -Originallektuere Deutsch. - 2006. - 495 c.
150. Jabtkowska Joanna. Marianne Gruber: moderne Antiutopistin. Manuskript. -S. 1-8.
151. Jaskolski Helmut. Das Labyrinth. Symbol fuer Angst, Wiedergeburt und Brfreiung. - Stuttgart: Kreuzverlag. - 1994. - 218 S.
152. Jaworska Weronika. Wirklichkeit durch Maerchen. Zu maerchenhaften Zuegen der Darstellung einiger zeitgenossischen Schriftsteller // Acta Universitatis Nicolai Copernici. - 232. - Zeszyt. - 1991. - S. 21-33.
153. Krepak Elena M. Marlen Haushofer und die russiche Literatur // Jahrbuch der Oesterreich-Bibliotek in St. Petersburg. - №1. - SPb. - 1993. - 239 S.
154. Keckeis Johann. Existenzanalyse als Science-fiction // Zuerische Zeitung. -1982. - № 87. - 16. Apr. - S. 2.
155. Kilchenmann Ruth J. Die Kurzgeschichte - Formen und Entwicklung, Stuttgart/Berlin/Koeln/Mainz: Kohlhammer. 1967. - 220 S.
156. Kristeva Julia. Fremde sind wir uns selbst. - Fr.a.m.: Suhrkamp. - 1990. -250 S.
157. Kristeva Julia. Geschichten von der Liebe. - Fr.a.m.: Neue Folge. - Bd. 482. - 1989.-369 S.
158. Lindemann Eva. Die Gangart des Geistes. Musikalische Gestaltungsmittel in der Prosa Ingeborg Bachmanns // Das Schreiben der Frauen in Oesterreich -Wien/Koeln: Boehlau-Verlag. - 1991. - 120 S.
159. Lipinski Krzysztof. Das literarische Kaffeehaus als Schauplatz modernischer und antimodernischer Spielereien // Moderne. Spaetmoderne und Postmoderne in der oesterreichischen Literatur. Beitraege des 12.Oesterreichisch - Polnischen Germanistentreffens. - Graz. - 1996. - S. 11-20.
160.Muehlberger Sigfrid. Christine Lavant. Hinweise zu Leben und Werk. Fernkurs fuer Liiteratur. Monographie. - 1995 - Wien. - 29 S.
161. Pannwitz Rudolf. Die Krisis der europaeischen Kultur // Werke. - Bd.2. -Nuerenberg: Carl. - 1917. - 350 S.
162. Pascu Eleonora. Unterwegs zum Ungesagten: Zu Peter Handkes Theaterstuecken «Das Spiel vom Fragen» und «Die Stunde da wir nichts voneinander wussten» mit Blick ueber die Postmoderne / Eleonora Pascu. - Fr.am -M.: Lang. - 1998.-228 S.
163. Pasquale Matilde de. Marianne Gruber und die österreichische Gegenwartsliteratur. - Roma. Diss. - 1994-95. - 140 S.
164. Sergooris Gunther. Peter Handke und die Sprache / Von Gunther Sergooris. -Bonn: Bouvier. - 1979. - 138 S.
165. Strelka Joseph P. Die Erzaelerin Marianne Gruber // Modern Austrian Literature. Volume 23. - №1. - 1990. - S. 85-97.
166. Suchsland Inge. Julia Kristeva zur Einfuerung. - Hamburg: Junius-Verlag. -1992.- 155 S.
167. Schmidjell Christine. Herta Kraeftner und die Generation «Junger Autorinnen» nach 1945 // Das Schreiben der Frauen in Oesterreich seit 1950. -Wien/Koeln: Boelau-Verlag. - 1991. - S. 9-22.
168. Schmidt Rosi. Julia Kristeva: Weiblichkeit und Mutterschaft in Stabat Mater. Dipl. Arb.: Innsbruck. - Dez. - 1995. - 225 S.
169. Schoenwiese Ernst. Literatur in Wien zwischen 1930-1980 / Ernst Schoenwiese. - Wien/Muenchen.:-Amalthea-Verlag. - 1980. - 220 S.
170. Strelka Joseph P. Stefan Zweig: Freier Geist der Menschlichkeit/ Joseph Strelka. -Wien: Oesterreichischer Bundesverlag. - 1981 - 166 S.
171. Thuswaldner Werner. Sprach-und Gattungsexperiment bei Peter Handke. -Salzburg: Verlag Alfred Winter. - 1976. - 107 S.
172. Verschiedene Saetze treten auf. Die Wiener Gruppe in Aktion // Profile: Magazin des Oesterreichischen Literaturarchhivs der oe. Nationalbibliothek. -Wien: Paul Zsolnay Verlag. - 2008. - B15. - 263 S.
173. Vietta Silvio. Die literarische Moderne. Eine problemgeschichtliche Darstellung der deutschsprachlichen Literatur von Hoelderlin bis T. Bernhard. -Stuttgart: Metzler. - 1992. - 361 S.
174. Welsch Wolfgang. Wege aus der Moderne. Schluesseltexte der PostmoderneDiskussion. - Weinheim: VCH Acta humaniora. - 1988. - S.1-175.
175. Zeuringer Klaus. Oesterrreichische Literatur seit 1945: Ueberblicke, Einschnitte',Wegmarken / Klaus Zeuringer. - Innsbruck: Haymon. - 2008. - 570 c.
176. Zeyringer Klaus. Oesterreich. Autorinnen und Autoren. Debüts der letzten zwanzig Jahre // Klaus Zeyringer. Oesterrreichische Literatur seit 1945. - Wien/ Koeln/Weimar: Boelau Verlag. - 1995, - S. 7-41.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.