Политическое в контексте постнеклассической философии: трансформация политической идентичности в условиях развития секулярности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Экзекова Мадина Николаевна

  • Экзекова Мадина Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 152
Экзекова Мадина Николаевна. Политическое в контексте постнеклассической философии: трансформация политической идентичности в условиях развития секулярности: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2023. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Экзекова Мадина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЕКТОРЫ РЕФЛЕКСИИ ФЕНОМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОГО В ГОРИЗОНТЕ МЕТАФИЗИКИ

§1.1 Теоретико-методологические основания изучения феномена онтологии политического

§1.2 Политическое и политический актор в сюжетах античной мифологии: проблема обоснования и совершения политического действия

§1.3 Политическое между созерцанием и пронезисом: спор и диалог Платона и Аристотеля

§1.4 Теологические вариации феномена политического в эпоху Средневековья. Проблема интерпретации онтологических начал политического

§1.5 Абсолют и власть: концепт суверена и политическая практика Нового Времени

§1.6 Представления об онтологии политического в неклассической философии

ГЛАВА II. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО: ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

§ 2.1 Политическое как гетерогенный феномен. Особенности репрезентации политического в неклассической философской рефлексии

§2.2 Объективное и субъективное содержание политического отношения: социальное и экзистенциальное выражение

§2.3 Секулярность политического: множественный субъект или множество субъектов

§2.4 Формирование политической идентичности: объективация латентного социального конфликта

§2.5 Праксиология политического в контексте современного глобализирующегося общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическое в контексте постнеклассической философии: трансформация политической идентичности в условиях развития секулярности»

Актуальность темы исследования.

Идея гетерогенности политического пространства бытия является базовым уровнем мыслительной парадигмы политического реализма, который воспроизводит феномен политического в различных формах и представлениях на протяжении всей истории человечества. Политическое как форму взаимодействия между людьми и пространство деятельности, отражающее категорию властных отношений, можно выделить в качестве интенции уже на ранних формах человеческого общежития. Развитие представлений о политическом бытии менялось сообразно изменению мыслительной парадигмы, оформлявшей все новые формы выражения и отражения политической реальности как части мира, окружающего человека, концептуализируя и направляя различные интенции восприятия политики как явления и особого пласта реальности, в границах которого реализуется человеческая повседневность. Невозможно представить жизнь человека вне политики, вне системы материального воплощения и идеального осмысления процессов, связанных с репрезентацией такой категории как власть, установления формы организации общества, распределения полномочий и фиксации в нормативном и символическом поле вопросов политической идентичности, развития идеологии, политической мифологии и других вариаций воплощения онтосов политического.

Теоретическая разметка, оформившая два базовых познавательных направления восприятия и анализа политического в границах онтологической категории, развивая концептуально идеи свободы и добродетели, как противоположные принципы построения политического пространства, на сегодняшний день исчерпала свой познавательный потенциал. Логика однородности и дискретности, диалектически оформляя классическое представление о политическом бытии, претерпевает существенную трансформацию в эпоху модерна. Мыслительная парадигма постсекулярного

общества, разрывая связь с трансцендентным, постулирует идею социетальной рациональности (М. Хоркхаймер), которая нивелирует классическое восприятие и рефлексию политического в контексте дихотомии «Я-Другой», размывая пространственно-временные границы политического бытия, изменяя экзистенциальную сущность самого феномена посредствам утраты устойчивой политической идентичности как выражения онтологического тезиса «я есть» в плоскости политики.

Порожденное эпохой Просвещения модерновое стадиальное мышление человека, стремительное развитие процесса секуляризации общественного сознания, - приводят современное общество на стадию отвержения любой трансцендентности вне человеческого субъектного начала в силу восприятия трансцендентного опыта как отказа от факта идентификации, как поражения «Я» по отношению к внешнему миру, что, в свою очередь, провоцирует проблему размывания политического бытия как одной из форм социального коллективного тождества «мы», и оказывает существенное влияние на появление негативных тенденций разворачивания политического в пространстве «реальной политики». Являясь закономерным отражением развития мыслительной парадигмы, оформившейся под влиянием назревших исторически общественных противоречий, процессы глобализации проявляют в пространстве политической реальности такие формы воплощения политического как утрата человеком идеологических ориентиров, появление квази-идеологий, реализующих замещение политической идентификации другими суррогатными формами тождества, рост экстремистских проявлений как реакция на утрату системной матрицы объяснения политического статуса индивида и социальной группы. Появление техногенной политической мифологии, которая не способна удовлетворить идентификационный запрос в силу утраты связи с трансцендентным основанием коллективной идентичности в контексте реализации Божественной воли.

Политические явления, реализующиеся в пространстве современной реальности, а также новые мыслительные конструкты, оформляющие

пространство политического дискурса, невозможно описать с помощью методологического инструмента классической философии, а также модерновых теорий политического бытия, в связи с чем изучение вопроса политической онтологии в зеркале постнеклассической философии с опорой на исторический опыт философской рефлексии политического и анализ современных форм воплощения политики представляется крайне актуальным и перспективным.

Актуальность исследования выявленной проблемной области изучения трансформации политического бытия, которая находит отражение в динамике изменения политической идентичности, связана с необходимостью формирования инновационных условий и форм реализации политического в постсекулярном обществе, а также выявления основных характеристик политического как одной из форм проявления экзистенциальной сущности человека в новом постиндустриальном техногенном мире.

Степень научной разработанности проблемы. Тематика поиска оснований политического как отдельного сегмента бытийственного пространства, интересовала исследователей с момента осознания человеком себя как части социального, появления первых форм общежития, артикуляции властных отношений и оформления протогосударств. В рамках истории философии необходимо выделить, хронологически отметить труды древнегреческих философов Платона1 и Аристотеля2. Развитие философской мысли периода средневековой патристики и схоластики также порождает новые идеи и целостные представления о политике как проявлении сегмента мирского. Поиск основ политического в контекстуальном противопоставлении мирского и светского, осуществлялся теологами на основе христианской догматики и в тесной связи с трансцендентным воплощением сакрального3. В философии

1. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - 830 с.

2 Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4 / ред. А.И. Доватур.- М.: Мысль, 1983. - 830 с.

3 Августин А. О граде Божием /А. Августин // Творения: в 4 т. Т. 3. - СПб: Алетейя., 1998. - 595 с.

Нового Времени необходимо отметить работы Н. Макиавелли4, Т. Гоббса5, Дж. Локка6, Ж.-Ж.Руссо7, Д. Вико8, которые заложили системные представления о человекоразмерности политического бытия, а также оформили норматику воплощения модуса «Я-иррациональное» в контексте осмысления политического как способа существования человека и функционирования социальной общности.

Открытие «новой рациональности» в поисках оснований политического артикулируется в трудах О. Конта9 и М. Вебера10. Также необходимо отметить вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в развитие теории политики, особый интерес представляет марксистская трактовка политического как материального воплощения особой ресурсной формы взаимоотношений между социальными группами в границах одного государства11. Исследования франкфуртской школы неомарксизма, обозначившей наметившийся модерновый фокус пересечения модусов «Я-телесное», «Я-психическое» и «Я-рациональное» в плоскости рефлексии политического дают множество теоретического материала для осмысления новых форм воплощения политического в границах пересечения модусов идентичности человека и социальной группы12. В контексте исследования представлений о политике, которые находят отражения в трудах основоположников психоанализа - З. Фрейда, К.Г. Юнга, был намечен поиск

" 13

гносеологических элементов концепции политической идентичности13.

4 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве / Н. Макиавелли. -М.: Мысль, 1996. - 639 с.

5 Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Избранные сочинения: в 2 т. - М., 1965. - Т. 2. - С. 43 - 678.

6 Локк Дж. Два трактата о правлении / Дж. Локк; пер. с англ. Е. С. Лагутина, Ю. В. Семенова. - Москва; Челябинск: Социум, 2020. - 496 с.

7Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т / Ж.-Ж. Руссо. - Москва: Гослитиздат, 1961. - 851 с.

8. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций / Д. Вико. - М.; Киев: REFL-book: ИСА, 1994. - 656

с.

9 Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении). - Ростов н/Д: Феникс, 2003. -256 с.

10 Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. - М., 1990. - С. 644 -706.

11 Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс // Сочинения: в 48 т. / К. Маркс Ф. Энгельс. - М., 1959. - Т. 13. - 771 с.

12 Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Т. Адорно, М. Хоркхаймер. - М.-СПб: Медиум: Ювента, 1997. - 312 с.

13 Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ: сборник произведений / З. Фрейд. - М.: Апрель-Пресс, 2001. -526 с.

Обращение к политическому как «форме жизни», реализующейся посредствам логики и особой системы мышления, отмечено в трудах Б. Рассела14, Л. Витгенштейна15, а также крайне важной представляется исследовательская идея разворачивания политического бытия в сегментах реализации концепта свободы и воли, интенции которой прослеживаются в работах Х. Арендт16, М. Хайдеггера17, К. Шмитта18, Дж. Агамбена19.

Систематизация представлений о политической онтологии, границах различия и смысловой коннотации ключевых терминов посвящены статьи следующих отечественных авторов- А. Ю. Долгова20, О. В. Поспеловой21, авторы оформляют три базовые модели системного философского осмысления политического бытия - модель детерминации политического философией, модель обратной детерминации и смешанная система, в основе которой лежит единая форма осмысления, опирающаяся на представления о свободе как едином онтологическом основании всех мыслительных конструкций. Особо следует отметить работы отечественного исследователя Волчковой О.О., которые посвящены изучению онтологии политического в границах классической философии, с опорой на конфликтную методологическую матрицу22.

Выявление новых форм разворачивания политического и размывания политической идентичности осуществляется посредствам рефлексии тенденций глокализации. Политические последствия распространения секулярного мышления и глобализационных модерновых представлений, обозначили в своих исследованиях ряд российских и зарубежных философов - У. Бек23, Р.

14 Рассел Б. Избранные труды / Б. Рассел. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 260 с

15 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн, пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым, Д. Лахути. - М.: изд-во иностранной литературы, 1958. - 133 с.

16 Арендт Х. О революции / Х. Арендт. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 464 с.

17 Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. - 452 с.

18 Шмитт К. Понятие политического / К. Шмитт // Вопросы социологии. - 1992. - № 1. - С. 35 - 67.

19Агамбен Д. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь /Д. Агамбен. - М.: Европа, 2011. - 256 с.

20 Долгов А. Ю. Политическая онтология как область исследования и теоретико-методологический подход к изучению политики / А.Ю. Долгов // Социологический ежегодник, 2015-2016: Сб. науч. тр. - М., 2016. - С. 216 - 227.

21 Поспелова О. В. Политическая онтология и ее методолого-теоретический контекст / О.В. Поспелова // Вестник Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. - 2009. - Т. 2, № 3. - С. 202.

22Волчкова О.О. Онтология политического в контексте глокализации: новые смыслы конфликтной парадигмы развития: дис. ... канд. филос. Наук / Ольга Олеговна Волчкова. - Казань, 2019. - 141 с.

23 Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

Робертсон24, Ф. Фукуяма25, А. Н. Чумаков26, И. А. Габозов27, В. Л. Иноземцев28 и другие.

Подходы к концепции «политическая идентичность» были рассмотрены в трудах ряда отечественных и зарубежных мыслителей. Первые представления об идентичности как выражении тезиса «Я есть» мы находим в трудах, уже отмеченных ранее античных философов - Платона и Аристотеля. Важными для формирования нашей исследовательской позиции стали идеи К.Г. Юнга29, Л. Витгенштейна30, З. Баумана31, Э. Эриксона32. Не менее значимый в клад в развитие представлений о понятии политической идентичности как феномена в разрезе философской рефлексии внесли современные российские исследователи - Э. А. Орлова33, Л. Н. Полякова34, В.С. Ерохин35 и другие.

Рефлексия иррациональных оснований политического бытия и трансформации модусов политической идентичности осуществляется с помощью осмысления генезиса политической мифологии и укорененных коллективных архетипов, репрезентирующих категорию «власть». Теоретические выводы относительно трансформации современных мифологических конструкций в сравнении с классическими сакральными

24 Robertson R. Globality, Global Culture, and Images of World Order / R. Robertson, ed. by H. Haferkamp, N. J. Smelser // Social Change and Modernity. -Berkeley: University of California Press, 1992. - P. 396.

25 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: АСТ, 2007. - 588 с.

26 Чумаков А. Н. О глобализации с объективной точки зрения. Век глобализации. - 2014. - № 2. - С. 39 - 51.

27 Гобозов И. А. Глобализация, стандартизация и шоу / И. А. Гобозов // Философия и общество. - 2002. - № 3. -С. 116 - 135.

28 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

29 Jung C.G. The Role of the Unconscious / C.G. Jung // Collected Works of C. G. Jung. Vol. 10. Civilization in Transition. - London: Routledge & Kegan Paul, 1967. - P. 3-28.

30 Вайнштейн Г.И. Европейская идентичность: желаемое и реальное / Г.И. Вайнштейн // Полис. Политические исследования. - 2009. - № 4. - С. 123-134.

31 Бауман З. Индивидуализированное общество /Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

32 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон, под ред. A.B. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.

33 Орлова Э.А. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании / Э.А. Орлова // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С. 87-111.

34 Полякова Н.Л. «Идентичность» в современной социологической теории / Н.Л. Полякова // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. - 2017. - Т. 22, № 4. - С. 22-42.

35 Ерохин В.С. Философско-политический анализ понятия политической идентичности личности / В.С. Ерохин // Общество: философия, история, культура. - 2022. -№ 2. -С. 31-35.

политическими мифами сделаны на основании изучения теории политической мифологии, представленной в трудах Ф. Х. Кессиди36 и Э. Кассирера37.

Объект исследования: политическое бытие в контексте секулярности.

Предмет исследования: Трансформация модусов политической идентичности современного человека в условиях секулярности.

Цель исследования: выявление и осмысление качественных характеристик и форм воплощения политического бытия в контексте размывания политической идентичности.

Достижение оформленной цели невозможно без поэтапного решения ряда исследовательских задач:

1) изучить архетипические мифологические представления о политическом как отражении экзистенциального модуса «Я-телесное»;

2) проследить становление гетерогенного характера политического бытия посредством концептуального оформления теологических категорий в рамках дуалистической парадигмы «сакральное-мирское»;

3) рассмотреть онтологические основания политического в основных концепциях классической западноевропейской философии;

4) исследовать генезис категории «власть» в исторической ретроспективе;

5) показать воплощение в политическом пространстве модуса «Я-иррациональное», обращаясь к дискурсивному пласту разворачивания мыслительных категорий философии жизни;

6) раскрыть социальное и экзистенциальное выражения политического в контексте гносеологического противостояния объяснительных категорий «свобода» и «добродетель»;

7) зафиксировать гносеологический характер концепта «политическая идентичность»;

36 Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1972. - 312 с.

37 Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университет. книга, 2001. - 280 с.

8) показать зависимость процесса фрагментации политического пространства от развития секуляризации;

9) выявить становление множественного политического субъекта, утратившего устойчивую политическую идентичность под воздействием технологической постсекулярной политической мифологии;

10) показать воплощение гетерогенности современного политического пространства в новых формах политической идентичности сквозь призму разворачивания диалектических процессов глокализации.

Теоретико-методологическая база исследования:

В качестве основной методологической парадигмы был выбран постнеклассический подход, который предоставляет возможности расширения методологического поля посредством функциональной реализации различных исследовательских методов, в том числе интегративной методологии, в контексте единства общей теоретической концепции. Принцип системности и многоаспектного рассмотрения проявления политического в пространственно-временной матрице также является одним из центральных при построении теоретических суждений и концептуализации. Теоретико-методологические основания и подходы определяются спецификой и особыми характеристиками объекта и предмета исследования.

Базовые логические построения основываются на общенаучной методологии: метод абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, идеализации. Кросс-темпоральный подход позволяет объединить и реализовать сравнительный и исторический методы в контексте изучения философских концепций, проводя сравнение по разным основаниям, развивая идею дискретной эволюции концепта «политическое».

Диалектический метод является одним из ведущих в диссертационном исследовании, позволяя рассматривать предмет исследования в контексте одновременного единства и множественности, тождества самому себе, которое, при этом становится зеркалом отражения внешней реальности. В наиболее полном объеме диалектика реализуется в формировании авторской логики

проявления и воспроизводства политического бытия как фрагмента реальности по мере исторического развития и усложнения социума.

Также необходимо отметить реализацию методологии единства исторического и логического в процессе осуществления философской рефлексии исторических процессов, а также осмысления авторских теорий и представлений, объясняющих процесс разворачивания политического, дополнительно характеризующих различные свойства и качества политики как феномена.

Анализ современных форм отражения секулярного мышления в политической мифологии производится на основании критической теории У. Бека - «общество риска», которая предоставляет нам возможность апеллировать к категории неизвестности, рассматривать противоположные, разнонаправленные процессы, реализующиеся с единой долей вероятности, а также на положения ряда исследователей о взаимовлиянии политической мифологии и политической реальности, посредством конструирования идентичности и формообразования восприятия и ретрансляции политических идей и смыслов.

Теоретико-методологическое разграничение концептов и понятий, а также матрица выстраивания логики изучения аспектов политического бытия основывается на моделях политической онтологии европейского социального философа - Н. Каупи.

Научная новизна исследования

1) Введено понятие «модусы политической идентичности», позволившее выявить её множественность в условиях секулярности. Модус политической идентичности определён как направленность политического сознания личности. Это позволило выявить основания, на которых строится взаимосвязь между эволюцией коллективных форм мышления - структурой мысли, способом связи различных элементов мыслительной деятельности, направленной на восприятие и осознание объектов и явлений, и центрированием модусов оформления политического в индивидуальном сознании.

Трансформация мыслительной парадигмы общества под влиянием социальных процессов порождает изменение модуса политической идентичности.

2) Установлены онтологические характеристики модусов политической идентичности - «Я-телесное», «Я-психическое», «Я-рациональное», «Я-иррациональное». Категория «модус политического» определяется как логика осмысления и восприятия политического как феномена бытия, которая структурирует и оформляет политическую идентичность личности. Таким образом, форма политической идентичности зависит от развития историко-культурной парадигмы общества на конкретном историческом этапе. Античный вариант политического бытия отражен в модусе идентичности «Я-телесное», и представляется как логика медиации между микрокосмосом и макрокосмосом (человек/вселенная), средневековый модус политической идентичности воплощен в модусе «Я-психическое» как попытки приобщения к Божьему замыслу посредством Откровения и причастия, модус политической идентичности «Я-рациональное» выстраивает тождество человека с политической группой через рациональное действие, оформляя в эпоху Просвещения полную субъектность человека как политического актора. Множественный модус политического современного политического человека -«Я-иррациональное» развивает логику субъектности, оформляя политическую идентичность на внесистемных основаниях. Отличительной характеристикой современного модуса «Я-иррациональное» становится синтезирование всех модусов, предшествующих исторически, и диалектическое возвращение на начальную стадию «Я-телесное» в форме медиатора между сферами социального и политического.

3) Определен прогностический потенциал объединения постструктуралистской идеи оформления логики политического дискурса как выражения «формы жизни» и концепции «разворачивающейся реальности» А. Хеллер. Было выявлено, что в условиях секулярного общества основной площадкой разворачивания политического дискурса становятся электронные СМИ, которые представляют собой сверх-субъекта политического, генерируя

повестку на субъективных, а не объективных основаниях, при этом декларируемый тезис политизации всех сфер жизни общества представляется несостоятельным, поскольку политические инфоповоды, транслируемые посредством интернет-коммуникаций, создают «воронку разворачивающейся реальности». Разворачивающаяся техногенная политическая реальность характеризуется недолговечностью, отсутствием преемственности и привязанности к месту-пространству.

4) Гетерогенность политического бытия, воплощенная в неоднородности политического пространства и наложении нескольких пластов бытия (индивидуального и коллективного), определена посредством рефлексии социального и экзистенциального содержания, выраженного в двух онтологических категориях - свобода и добродетель. Логика свободы декларирует роль субъекта (как индивидуального, так и коллективного) и его воли, в то время как логика добродетели снимает противоречия между общим и частным, постулируя идею самореализующейся закономерности, сводя проблематику политического исключительно в плоскость ценностей, в частности, к идее справедливости. Несмотря на различия репрезентации, экзистенциальное и социальное содержание политического представляет собой концептуальную пару диалектического единства, которая, реализуя внутреннюю борьбу и противодействие, создаёт новые формы выражения политического в реальном мире, в сфере «геа1ро1Шк», к примеру, квази-идеологию, техногенную политическую мифологию, локальную политическую идентичность и т.д.;

5) Выявлена функциональная компонента политической мифологии, которая становится двусторонним ретранслятором политических идей и смыслов, оформляющих пространство политического сознания и политической культуры. С одной стороны, политический миф реализует функцию трансляции идей и ценностей, влияет на формирование политической идентичности через артикуляцию архетипических коллективных представлений, с другой -эволюционирует под влиянием субъективных смыслов, реализуя функцию интеграции человека в конкретное политическое пространство.

6) Под воздействием процесса секуляризации и трансформации социального бытия, отраженного в тенденции развития глокализации, два направления - локальность и глобальность, абсолютизируют свое содержание в социальном и экзистенциальном выражении политического, создавая с помощью техногенной политической мифологии диаду «множественный политический субъект - сверх политический субъект», в которой множественный политический субъект формируется в результате развития глобализационной политической мифологии и имеет неустойчивую политическую идентичность, в то время как сверх политический субъект конструируется локальной политической мифологией и отличается вариативностью субъективных политических смыслов, оформляющих локальную политическую идентичность.

7) Отмечено, что современные формы коллективной политической идентичности обладают значительным конфликтным потенциалом, поскольку построение идентичности в секулярном мире происходит на иррациональных основаниях. По этой причине в пространстве современного политического дискурса преобладают деструктивные мифы отрицания политического, информационное опредмечивание политического, к примеру, виртуальное политическое единство и другие формы. Модус политической идентичности «Я - иррациональное», оформляя политическое сознание современного человека посредством техногенной мифологии, предполагает возможность игнорировать нормы и системные правила взаимодействия в сфере политического пространства, что провоцирует хаотичные политические действия индивидов и социальных групп, повышая конфликтный потенциал общества в условиях столкновения интересов и целей различных субъектов политического.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Экзекова Мадина Николаевна, 2023 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин А. О граде Божием /А. Августин // Творения: в 4 т. Т. 3. - СПб: Алетейя., 1998. - 595 с.

2. Агамбен Д. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь /Д. Агамбен. -М.: Европа, 2011. - 256 с.

3. Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Т. Адорно, М. Хоркхаймер. - М.-СПб: Медиум: Ювента, 1997. - 312 с.

4. Аналитическая философия: становление и развитие / под ред. А.Ф. Грязнов. - М.: Прогресс, 1998. - 528 с.

5. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2001. - 288 с.

6. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии / Ю.В. Андреев. - СПб.: Гуманитарная академия, 1998. — 400 с.

7. Арендт Х. О революции / Х. Арендт. - М.: Издательство «Европа», 2011. -464 с.

8. Аристотель Метафизика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 19.09.2022).

9. Аристотель. Никомахова этика [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. Гражданское общество в России. - Режим доступа:

http: //www. civisbook.ru/files/File/Aristotel.Nikomakhova.pdf (Дата обращения: 26.09.22).

10. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 4 / ред. А.И. Доватур.-М.: Мысль, 1983. - 830 с.

11. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории / Аристотель ; предисл. Д. Миртова. - Минск : Литература, 1998. - 1391 с.

12. Бадью А. Мета / Политика: можно ли мыслить политику? Краткий трактат по метаполитике / А. Бадью - М.: Издательство «Логос», 2005. - 240 с.

13. Барт Р. Мифологии / Р. Барт, пер. с фр. Зенкин С. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.

14. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман.

- М.: Весь мир, 2004. - 185 с.

15. Бауман З. Индивидуализированное общество /Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

16. Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. -304 с.

17. Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в гендерные исследования. Ч.2. Хрестоматия /. Под ред.С.В. Жеребкина - Спб.: Алетейя, 2001. -С. 136 -163.

18. Вайнштейн Г.И. Европейская идентичность: желаемое и реальное / Г.И. Вайнштейн // Полис. Политические исследования. - 2009. - № 4. -

С. 123-134.

19. Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. / Т.В. Васильева. - М.: изд-во «Логос», изд-во «Прогресс-традиция», 1999.

- 208 с.

20. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. - М., 1990. - С. 644 - 706.

21. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. С. 44 - 271.

22. Вернан Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли / Общ. ред. Ф. X. Кессиди, А. П. Юшкевича; Послесл. Ф. К. Кессиди. - М.: Прогресс, 1988.

- 224 с

23. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций / Д. Вико. - М.; Киев: REFL-book: ИСА, 1994. - 656 с.

24. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн, пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым, Д. Лахути. -М.: изд-во иностранной литературы, 1958. - 133 с.

25. Волчкова О.О. Онтология политического в контексте глокализации: новые смыслы конфликтной парадигмы развития: дис. ... канд. филос. Наук / Ольга Олеговна Волчкова. - Казань, 2019. - 141 с.

26. Волчкова О.О. Онтология политического в контексте глокализации: новые смыслы конфликтной парадигмы развития: дис. ... канд. филос. Наук / Ольга Олеговна Волчкова. - Казань, 2019. - 141 с.

27. Гейман Н. Американские Боги / Н. Гейман. - М.: АСТ -2022. - 704 с.

28. Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известного позже под названиями «Музы» или «О природе». / Пер. С. Муравьёва. // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: «Художественная литература», 1983. - С. 237 - 268, 361 - 371.

29. Глухов А.А. Политическая гетерогенность и «конституция свободы» / А.А. Глухов // Социологическое обозрение. - Т. 12. - №2. - 2013. - С.3 - 15.

30. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. - М., 1965. -С. 43 - 678.

31. Гоббс Т. О гражданине. /Пер. с лат. и англ.; Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов // Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. -622 с.

32. Гобозов И. А. Глобализация, стандартизация и шоу / И. А. Гобозов // Философия и общество. - 2002. - № 3. - С. 116 - 135.

33. Грейвс Р. Ю. Мифы древней Греции / Р.Ю. Грейвс. - М.: Прогресс, 1992. -620 с.

34. Гусейнов А. А. Философия. Мораль. Политика / А.А. Гусейнова. - М.: Академкнига, 2002. - 437 с.

35. Делокаров К. Х. Глобализация как концептуальная проблема / К.Х. Делокаров // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 - 28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.3. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 38 - 39.

36. Долгов А. Ю. Политическая онтология как область исследования и теоретико-методологический подход к изучению политики / А.Ю. Долгов // Социологический ежегодник, 2015-2016: Сб. науч. тр. - М., 2016. -С. 216 - 227.

37. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм, пер. с фр. А.Б. Гофмана. - М.: Наука, 1991. - 575 с.

38. Ерохин В.С. Философско-политический анализ понятия политической идентичности личности / В.С. Ерохин // Общество: философия, история, культура. - 2022. -№ 2. -С. 31-35.

39. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000. - 304 с.

40. Канторович Э. Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. / Э.Х. Канторович, пер. с англ. М. А. Бойцова и А. Ю. Серегиной. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. - 752 с.

41. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университет. книга, 2001. - 280 с.

42. Катин В. И. Типология взаимоотношений церкви и государства / В.И. Катин // Известия Иркутского университета. Сер.: Политология. Религиоведение. - 2015. - № 13. - С. 181 - 185.

43. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1972. - 312 с.

44. Климко О.С. Исследование мифа в раннем психоанализе. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре // Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». - Выпуск № 8. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 300 с.

45. Ковалевский М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму: Рост государства и его отражение в истории политических учений. Т. 1 / М. Ковалевский. - М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1906. - 528 с

46. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении).

- Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 256 с.

47. Краснов А.С. Нормативно-теологические начала онтологии политического/ А.С. Краснов, О.О. Волчкова // Манускрипт. Тамбов: Грамота. - 2019. - № 3. - С. 56 - 59.

48. Кузьмина Н.В. Структура мировоззренческого уровня как основание идентичности / Н.В. Кузьмина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009.

- №1. - С.287 - 291.

49. Локк Дж. Два трактата о правлении: монография / Дж. Локк; пер. с англ. Е. С. Лагутина, Ю. В. Семенова. - Москва; Челябинск: Социум, 2020. - 496 с.

50. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии /А.Ф. Лосев.

- М.: Высш. шк., 1957. - 431 с.

51. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве / Н. Макиавелли. - М.: Мысль, 1996. - 639 с.

52. Марей А. В. Власть, церковь и государство в «Первой лекции о церковной власти» Франсиско де Виттории / А. В. Марей // Социологическое обозрение. - 2014. - Т. 13. - № 3. - С. 126 - 135.

53. Марей А. В. Понятие власти в средневековой политической теологии /А.В. Марей // Постнаука [Электронный ресурс]. - Режим доступа: :ЬАрв://ров1:паика.ги/у1ёео/31677 (дата обращения: 19.09.2022).

54. Маркс К. К критике политической экономии / К. Маркс // Сочинения: в 48 т. Т. 13. - М., 1959. - 771 с.

55. Мусихин Г. И. Политический миф как разновидность политической символизации / Г.И. Мусихина // Общественные науки и современность. -2015. - № 5. - С. 102 - 117.

56. Надь Г. Греческая мифология и политика / Г. Надь. - М.: Наука, 2002. -366 с.

57. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— 880 с.

58. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. - 565 с.

59. Орлова Э.А. Концепции идентичности/идентификации в социально -научном знании / Э.А. Орлова // Вопросы социальной теории. - 2010. - Т. IV. - С. 87-111.

60. Павлюченков Н. Н. Платонизм и христианство в философско-богословском наследии П.А. Флоренского / Н. Н. Павлюченков // Платоновские исследования. - 2020. - Т. 12. - № 1. - С. 236-258.

61. Павсаний. Описание Эллады. - СПб, Изд-во «Алетейя», 1996. [Электронный ресурс] // Античная литература. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antiitr/thtm?a=1385000100 (Дата обращения: 26.09.22).

62. Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма /Ш. Плаггетенборг, пер. с нем. И. Карташевой. - СПб: Журнал "Нева", 2000. - 416 с.

63. Платон. Диалоги / Пер. с др. греч. В.Н. Карпов - М: Азбука-Аттикус, 2013. - С. 292.

64. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч.; Сост., ред. и авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев; Авт. примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1986. - 607 с.

65. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - 830 с.

66. Плеханов Г. В. Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории / Г.В. Плеханов // Le Devenir Sozial [Электронный ресурс]. - 1895. - № 8. -Режим доступа: https://www.marxists.org/russkij/plekhano/1895/tierry.htm (дата обращения: 19.09.2022).

67. Полякова Н.Л. «Идентичность» в современной социологической теории / Н.Л. Полякова // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. - 2017. - Т. 22, № 4. - С. 22-42.

68. Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества / О.В. Попова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 258 с.

69. Поспелова О. В. Политическая онтология и ее методолого-теоретический контекст / О.В. Поспелова // Вестник Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. - 2009. - Т. 2, № 3. - С. 202 - 211.

70. Пэнто Р. Методы социальных наук / Р. Пэнто, М. Гравитц. - М.: Прогресс, 1972. - 607 с.

71. Рассел Б. Избранные труды / Б. Рассел. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 260 с

72. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т / Ж.-Ж. Руссо. - Москва: Гослитиздат, 1961. - 851 с.

73. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология / А.А. Тахо-Годи. - М.: Искус-ство, 1989. - 302 с.

74. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность: к проблемам методологии / Х.Г. Тхагапсоев, Э.Р. Гатиатуллина // Научная мысль Кавказа. - 2010. - № 4 (64). - С. 16 - 23.

75. Федорова М. М. Классическая политическая философия / М.М. Федорова.

- М.: Весь Мир, 2001. - 219 с.

76. Федорова М. М. Философия и политика / М.М. Федорова // Философский журнал. - 2012. - №2 (9). - С. 17 - 26.

77. Филиппов А. Ф. Наблюдатель империи (империя как понятие социологии и политическая проблема) / А.Ф. Филиппов // Вопросы социологии. - 1992.

- Т. 1. - № 1. - С. 89 - 120.

78. Филиппов А.Ф. К предыстории «Политической теологии» / А.Ф. Филиппов // Гефтер: интернет-журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gefter.ru/archive/14981 (дата обращения: 19.09.2022).

79. Филиппов А.Ф. Карл Шмитт. Расцвет и катастрофа / А.Ф. Филиппов // Шмитт К. Политическая теология. - М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - С. 259-314.

80. Флад К. Политический миф. Теоретическое исследование / К. Флад. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 264 с.

81. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ: сборник произведений / З. Фрейд. - М.: Апрель-Пресс, 2001. - 526 с.

82. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М.: АСТ, 2007. - 588 с.

83. Хабермас Ю. Против "воинствующего атеизма". "Постсекулярное" общество - что это такое? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.islam-portal.ru/communication/stat/100/1411/ (дата обращения: 26.09.22).

84. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия / Ю. Хабермас // Вопросы социальной теории. - 2007. - Т.1. Вып.1. - С. 229 - 245.

85. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 416 с.

86. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Лё Маг^пет, 1997. - 452 с.

87. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Маг^пет, 1997. - 452 с.

88. Чумаков А. Н. О глобализации с объективной точки зрения / А.Н. Чумаков // Век глобализации. - 2014. - № 2. - С. 39 - 51.

89. Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте / Ю.А. Шичалин. - М.: "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 2000. - 448 с.

90. Шляков А.В. Номадизм постмодерна в свете краха идентичности / А.В. Шляков // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. -С. 255 - 257.

91. Шмитт К. Политический романтизм / К. Шмитт. - М.: Праксис, 2015. - 460 с.

92. Шмитт К. Понятие политического / К. Шмитт // Вопросы социологии. -1992. - № 1. - С. 35 - 67.

93. Шмитт К. Теория партизана: промежуточное замечание по поводу понятия политического / пер. с нем. Ю. Ю. Коринца. - М.: Праксис, 2007. - 304 с.

94. Эллюль Ж. Политическая иллюзия / Ж. Эллюль. - М.: Nota Bene., 2003. -432 с.

95. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон, под ред. A.B. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.

96. Arendt H. Philosophy and politics / H. Arendt // Social Research. - 1990. - Vol. 57. № 1. - Pp. 73-103.

97. Bodin J. Les six livres de la Republique [Electronic resource] // Gallica. -Available at: http://gallica.bnf.fr/ark:/121448/ btv1b86268103/ (Accessed 19.09.2022).

98. Casanova J. Exploring the postsecular: Three meanings of "the secular" and their possible transcendence. / ed. C. Calhoun, E. Mendieta, J. VanAntwerpen // Habermas and religion. - Cambridge: Polity Press, 2013 pp. 27 - 48

99. Chomsky N. The Chomsky-Foucault debate: on human nature / N. Chomsky, M. Foucault. - N. Y.: New Press, 2006. - 240 p.

100. Collingwood. R. G. Essays in political philosophy / R.G. Collingwood, ed. D. Boucher. - Oxf.: Clarendon Press, 1989. - 248 p.

101. Habermas J. History and Evolution / J. Habermas // Telos. 1979. - №2 39. - Рр.5-44.

102. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry Into a Category of Bourgeois Society. - Cambridge: Polity Press, 1989. - 301 p.

103. Jung C.G. The Role of the Unconscious / C.G. Jung // Collected Works of C. G. Jung. Vol. 10. Civilization in Transition. - London: Routledge & Kegan Paul, 1967. - P. 3-28.

104. Kauppi N. The political ontology of European integration // Comparative European politics. Houndmills, 2010. - Vol. 8. - № 1. - Pp. 19-36.

105. Markus R. Christianity and the Secular / R. Markus. - Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 2006. - 99 p.

106. Rawls J. Political liberalism. - New York: Columbia University Press, 1996 -464 p.

107. Robertson R. Globality, Global Culture, and Images of World Order / R. Robertson, ed. by H. Haferkamp, N. J. Smelser // Social Change and Modernity. -Berkeley: University of California Press, 1992. - 444 p.

108. Rorty R. Democracy and Philosophy / R. Rorty // Kritika and Kontext. - 2007. - No 33. - Pp 135 - 139.

109. Royce M. The Political Theology of European Integration Comparing the Influence of Religious Histories on European Policies / M. Royce. - London: Palgrave Macmillan 2017. - 321 p.

110. Sahlins M. Stone Age Economic / M. Sahlins. - New York, AldineAtherton, 1972. - 348 p.

111. Sorel G. Reflections on Violence / G. Sorel, ed. J. Jennings. - Cambridge, Cambridge University Press, 1999. - 300 p.

112. Taylor Ch. A Secular Age / Ch. Taylor. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 2007. - 896 p.

113. Toward a general theory of action / Ed. T. Parsons, E. Shils. - Cambridge, MA: Harvard University press, 1951. - 530 p.

114. Young I. M. Justice and the politics of difference. - Princeton: Princeton University Press, 1990. - 286 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.