Пограничность человеческого бытия: формы переживания и осмысления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Граханов, Денис Александрович

  • Граханов, Денис Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 161
Граханов, Денис Александрович. Пограничность человеческого бытия: формы переживания и осмысления: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Челябинск. 2012. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Граханов, Денис Александрович

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД И ПОГРАНИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ: ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СООТНЕСЕННОСТЬ

1.1. Определение понятия пограничности в онто-гносеологическом аспекте

1.2. Диалектика понятий современной онтологии границы

ГЛАВА 2. ПОГРАНИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ОНТО-ГНОСЕОЛОГИИ

2.1. Онтологическая эстетика как феномен переживания и осмысления пограничности

2.2. Позитивно-негативная актуальность осмысления понятия пограничности

для современной философии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пограничность человеческого бытия: формы переживания и осмысления»

Введение

Актуальность темы исследования. Пограничность человеческого бытия рассматривается нами, как необходимая расположенность человеческого существа между двумя или несколькими сразу, противоположностями, задаваемыми ему природными и культурными условиями. Человеку часто приходится осознавать свое положение между сложившимися противоречиями его жизни, и он оказывается, тем самым, в пограничной ситуации. Актуальность исследования пограничности человеческого бытия состоит в том, что современный человек вынужден постоянно переосмысливать свое положение между такими традиционными противоположностями: душевным и духовным, материальным и психологическим, сознательным и бессознательным, чувственным и вербальным, своим и чужим, уникальным и универсальным. Рассматривая человеческое бытие как пограничное, мы полагаем его как бытие неопределенное, так как оно не может быть определено раз и навсегда научными дефинициями, оно всегда меняется и развивается, обнажая при этом реальность границы как таковой в окружении искусственных определений. Проблема состоит в том, что человеку всегда необходимо переосмыслять свое положение в обществе, в культуре, а также постоянно выстраивать отношение себя к самому себе. Поэтому феномен границы можно рассматривать как основную движущую причину философского мышления. Известны пограничные неразрешимые вопросы в науке, в повседневном бытии, в искусстве, в философии, в обществе. Следовательно, саму пограничность неразрешимых вопросов мы можем рассматривать как универсальный тип переживания и осмысления. Пограничные вопросы встают в различных областях жизни общества. Переходные, кризисные ситуации провоцируют сознание к предельному продуктивному мышлению, располагающемуся в сфере онтологических проблем. Таким образом, проблемные, кризисные ситуации во многих сферах жизни, как отдельного человека, так и целого

общества, возникающие довольно часто, позволяют онтологически осмыслять границу как универсальный феномен. Иными словами, позволяют понимать границу как переживаемое, осознаваемое и осмысляемое поле самой изменчивой жизни. В этой ситуации перед современной философией стоит проблема концептуализации этой пограничной сферы человеческого бытия, а также прояснения ее онтологического статуса.

Степень разработанности проблемы. Историко-философский материал, конкретно касающийся рассмотрения понятия пограничности невелик, но при этом мы выделяем здесь несколько разделов, которые охватывая обширный историко-философский материал, демонстрируют модифицированность и мировоззренческую вариативность пограничной универсалии.

Философско-диалектический период древней и классической философии. В работах таких авторов как Парменид, Гераклит, Платон, Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель происходит фиксация плодотворной потенции «среднего термина» в структуре парадокса, антиномии, диалектической дихотомии. Неопределенность «среднего термина» как источник философского мышления оппозициями. Пограничность положения «среднего термина» и соотнесенность его с экзистенциальными мыслительными состояниями.

Пограничность в понимании восточной философии буддизма и даосизма. Ничто, неопределенность, пустота как восточные философские универсалии, которые являются предельной границей между сознательным и бессознательным в интеллектуальной культуре. Субстанциальная значимость этих универсалий для восточного типа философствования и влияние их на неклассическую западную философию пограничности.

Религиозно-экзистенциальный тип европейской и русской философии, представленный Тертуллианом, А. Августином, Б. Паскалем, С. Кьеркегором, Н. Бердяевым, В. Розановым и др. Здесь существенна философско-религиозная

вера в разрешение противоречий мира, благодаря приобщению к разумной интуиции некоторых фундаментальных целостностей. Религиозная вера в божественную «середину»: до-логическую, внерациональную, которая является первоначалом всевозможных существенных тайн. Пограничность такого мышления как возможность приобщения к божественному истоку истины.

Философско-диалектический период неклассической философии. Ф. Ницше, Э. Гуссерль, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, Т. В. Адорно, Э. Левинас, М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, А. Бадью и др. Актуальные проблемы европейской философии XX века выражены в так называемой «пограничности» между искусством и философией, философией и пустой неопределенностью объективной реальности; пустотой понятийного смысла (симулякр) и бессмысленной полнотой бытия (жизнь). Выдающиеся философские концепции XX века, отличающиеся своими особенными стилистическими характеристиками и онто-гносеологическими установками, все же сталкиваются с единым онтологическим планом «ничто». Это столкновение часто фиксируется техникой традиционной диалектики и неклассической методикой парадоксального мышления. Отождествление «ничто» с границей познавательных способностей субъекта познания.

Философия границы, имплицитно и эксплицитно присутствует в отечественной философии XX века. Например, концепции Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, М. М. Бахтина, В. С. Библера, А. М. Пятигорского и др. Сущностный феномен пограничности активно проявляется в особенных концептуальных модификациях отечественной философии. Интертекстуальный феномен события, смыслопорождающее межзнаковое пространство структурно-семиотической философии, объективная истинность, возникающая в процессе диалога, полилога, множественная вариативность смысла, обнажающая потенциальную пустоту напряженности сознания, границы сознания, как «ничтойность», проблема осмысления источника философского мышления, мысли мысли, проблема метатекстуальности. Эти разнообразные

фундаментальные тематизации пограничности человеческого сознания образуют методологическую направленность и влияют на содержательную материю нашего исследования.

Философия пограничности в современной отечественной онтологии развертывается в формах экзистенциалистской и постмодернистской направленностей. Такие исследователи, как В. А. Сакутин, В. Л. Лехциер, С. С. Хоружий, В. Подорога, М. Эпштейн, М. Ямпольский и др. Феноменология одиночества, экзистенциальный хронотоп перехода, энергийное пограничное поле, пограничные вопросы между материально-чувственным бытием и культурной семиосферой. Многие современные отечественные философы разворачивают своё концептуальное поле философствования на материале современного искусства. Тем самым, их методология близка западному способу современного мышления, располагающегося между онтологической эстетикой неклассического искусства и традиционной философской онтологией и метафизикой.

Современная полемика в отечественном философском научном дискурсе, описывающая проблемы универсализации концепта границы в современной онтологии. Проблема определения онтологического статуса границы интересует следующих исследователей: В. К. Сакутин, А. Б. Невелев, О. В. Конфедерат, С. Л. Катречко, С. В. Серебрянский, А. А. Митькин, А. А. Григорьев, О. Б. Потеряева, В. Е. Бачно, Л. А. Маркова, А. Р. Каримов, А. А. Шавенков, И. Т. Касавин и другие авторы. Тематизация феномена философской пограничности довольно популярна в современной философии. Это связано с активизацией интереса к онтологическим вопросам философии, как реакции на структурную усложненность и научную спецификацию современного познавательного процесса, а также переходным, кризисным характером современного социокультурного бытия. Вышеперечисленные авторы выявляют фундаментальные для философии пограничные черты, её устойчивое

положение «между» мировоззренческими определенностями, её критической отстраненности и т.п.

Гносеологической базой исследования явились труды известных зарубежных и отечественных исследователей в области философии науки. Мы опирались на труды П. Фейерабенда, Т. Куна, К. Поппера, П. Тейяр де Шардена, а также В. С. Стёпина, А. А. Гусейнова и других авторитетных специалистов в этой области. Вопросы и проблемы границ научного дискурса и противоречий научного мировоззрения, возникающих из-за ограничений человеческой познавательной способности, рассмотренные в этих работах, позволяют нам универсализировать онтологический концепт границы, рассматривая гносеологические проблемы современной философии науки.

Оценивая современную научную литературу по близкой нам теме исследования, мы находим недостаточность комплексного осмысления позитивных и негативных значений пограничного способа мышления для онтологии и теории познания. Так как в рассмотренных нами исследованиях упор делается, либо на негативную, либо на идеальную сторону пограничной предметности, нам необходимо рассмотреть эти стороны в сложности их взаимодействия и единства. Кроме этого, в авторитетных философских концепциях не прослеживается упора на понимание антропологической пограничности как позитивной в своей негативности аподиктической сущности. В вышеозначенных исследованиях не достаточно концептуально выражена метатекстуальная и творческо-потенциальная природа пограничности. Также, на наш взгляд, отсутствует в современной философии указания на взаимозависимость концепта пограничности и философского метода диалектики, что позволило бы внимательно пересмотреть значение традиции для современного способа философствования.

Объект исследования: философская рефлексия мыслительных состояний.

Предмет исследования: онтологическая пограничность как предельное философское мышление.

Цель исследования: исследование форм переживания и осмысления пограничности человеческого бытия и их онтологическая концептуализация.

Задачи исследования:

1. Раскрыть онтологическое и гносеологическое значение понятия «пограничности человеческого бытия».

2. Выявить инвариантные смыслы применения понятия «пограничности человеческого бытия» в ряде признанных философских концепций.

3.Исследовать проблему «пограничности» в контексте феноменов современного искусства, а также пограничное поле между художественным образом и философским мышлением.

4.Провести анализ взаимодействия диалектического метода мышления и онтологического осмысления «пограничности человеческого бытия».

5. Концептуально выразить диалектику «осмысленности» и «бессмысленности», бытия и небытия мысли, мысли и чувства, воплощенного словесного бытия и проживаемого чувственного мышления на примере предполагаемой «меланхолии» современной философии.

Методология исследования:

Базовым в исследовании выступает диалектический метод, как фундаментальное средство философского размышления. Кроме того, такие традиционно рассматриваемые в методологии философии методы как герменевтика и феноменология мы используем как варианты традиционной диалектики общего и частного, явления и сущности. Картезианский метод сомнения и рационального критицизма, гуссерлианская направленность на границу между феноменом и ноуменом, является в нашем исследовании ключевым средством понимания некоторых существенных явлений современной культуры. Также существенной методологической опорой для нас будет выступать: ницшеанская и бергсоновская «философия жизни»,

экзистенциальная диалектика М. Хайдеггера, негативная диалектика Т. Адорно, позитивистский критицизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна и парадоксальная теория смысла Ж. Делеза. Рассматривая и используя такие различные методики XX века, мы опираемся в таком разбросе предпочтений на понимание философской культуры, как на принципиальное диалектическое единство множественного. Принимая некоторое множество философских методов, мы настаиваем на единой познавательной интенции философии, которая проявляется в фундаментальном методе диалектики. В исследовании понятия пограничности такое понимание философии поможет соотнести «границу» и «срединный» термин диалектики как нечто взаимообусловленное.

Научная новизна исследования.

1. Концептуализирована взаимосвязь состояния (переживания) и понятия (осмысления) пограничности и диалектического метода.

2. Обосновано применение концепта пограничности к некоторым художественным феноменам современной культуры и раскрыта практическая значимость и актуальность феномена пограничной пустоты для современной онтологической эстетики.

3.Доказывается универсальность понятия пограничности в осмыслении научной, философской и художественной предметности.

4. Выявляется онтологическая значимость понятия пограничности в современной философии, его позитивная и негативная природа.

5. Актуализируется идея неизменного пограничного положения философского мировоззрения в системе познания, а также идея взаимозависимости понимания противоречий жизненной реальности, социокультурного бытия с дискурсивной парадоксальностью и антитетичностью философских концептов.

Положения, выносимые на защиту.

1.Пограничность есть универсальная категория философии, принимающая различные модифицированные состояния мысли: парадокса,

апории, диалектической антиномии. Срединное место между парами определенных смыслов в составе парадокса, апории, диалектической антиномии определяется как движущая причина философского мышления.

2.Парадоксальность и противоречивость человеческого бытия порождают соответствующий парадоксально-пограничный способ осмысления такого бытия. Пограничность, как диалектико-пограничное средство философской универсальной мысли, является неизменным и фундаментальным.

3.Философская универсалия «ничто», соотносящаяся с концептом «границы», рассматривается как фактическая непознаваемость пограничных вопросов физического и метафизического бытия. Осознание области, которую описывает универсалия «ничто», как принципиально непознаваемой среды, оказывается предельно разумной акцией сознавания сознания самому себе в собственной природной ограниченности и пограничном положением между знанием и не-знанием.

4. Современное философское мировоззрение мы оцениваем как пограничное, так как оно, с одной стороны, не решается обернуться формами своего исторического прошлого, а с другой стороны, отказывается производить очередной новейший, революционный концепт. «Молчание» современной философии мы рассматриваем как её пограничную «меланхолию». Онтологическое торможение на границе «ничто», как проявление решительного сомнения, отрешенного прагматического дистанцирования и критической осторожности современного философствующего субъекта. Такое состояние неизбежно в ситуации конструктивного развития состоятельных и самодостаточных феноменов современной культуры «гипермодерна», независимых от семиотического производства философского дискурса.

5.Философия и искусство как онтологические рефлексивные практики, во многом возможны, благодаря феномену пограничности, так как именно он способствует возвращения культурного сознания к собственным истокам, как к проблемному фундаменту культуры. Осознание пограничного концепта

«ничто», как проблемного, непознаваемого фундамента культуры и антропной природы, позволяет современному сознанию освободиться от ложных иллюзий философско-политических, социальных и экономических идеологем.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты сосредотачивают внимание на фундаментальных основаниях философского мышления, способствуют обращению к традиции диалектического мышления и провоцируют на критический пересмотр таких оснований в среде академической онтологии и теории познания.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов исследования в формировании концептуальных моделей образовательных программ в области онтологии и теории познания, онтологической эстетики, философии культуры и искусства, а также в адаптации концепций и идей современной философии в образовательном процессе современного искусства.

Апробация работы. Основное содержание диссертации было представлено на трёх международных и двух всероссийских научно-теоретических конференциях по философии в Санкт-Петербургском государственном университете в 2009 и в 2011 годах и отражено в 13 публикациях, в том числе двух публикациях в изданиях из реестра ВАК РФ.

Также основные идеи диссертации были представлены и обсуждены на аспирантских и студенческих семинарах, а также на заседаниях кафедры философии ЧелГУ. Некоторые важные аспекты и проблемы диссертации были освящены на двух авторских кино семинарах, организованных автором в МУК «Кинообразовательный центр им. Л.Л. Оболенского» в г. Челябинске: в марте-феврале 2011г. «Кино есть кино и ничего больше»; сентябре-ноябре 2011г. «Меланхолия кино: онтоантропология границы». Семинары проходили в форме постановки пограничных проблем современного искусства, онтологической эстетики и философии.

Глава 1. Диалектический метод и пограничность человеческого бытия: онтологическая соотнесенность

1.1. Определение понятия пограничности в онто-гносеологическом аспекте

Понятие пограничности: к постановке философской проблемы. Уважая и принимая множество определений понятия «пограничности» в различных сферах гуманитарного знания, в том числе, множество субъективных творческих вариаций таких определений в философской области, мы не будем целенаправленно конструировать некоторую универсальную дефиницию, применимую везде. Попытаемся вновь для себя переосмыслить это понятие в философском значении. Пограничность в психологии и философии достаточно изучена, но одновременно и не достаточно, потому что в данном вопросе необходимо учитывать новый материал и новый опыт.

Пограничность как особое понятие довольно расхожее, излюбленное, актуальное во всякое время, так как феномен границы, переходного пространства или временного состояния встречается повсеместно. Например, в философии оно может рассматриваться как пограничное поле смыслообразования или смыслоуничтожения, иными словами, поиска и жажды смысла или его разрушения и освобождение от него. Во всяком случае, пограничное неопределённое поле рассматривается нами как потенциальная среда, расположенная между какими-либо определенными областями, спекулятивными дефинициями и повседневными, житейскими значениями.

Дискретность, ритмичность, контрастная изменчивость природного и культурного бытия оставляет в процессе своего развития и дления некоторые промежутки, паузы и переходы, которые отмечаются особыми нюансами, вызывающими ряд кризисных проблемных ситуаций, требующих переживания и внимания, сочувствия и понимания, изучения и анализа. Такие пограничные зоны вдохновляют на исследование людей, принадлежащих различным типам

мировоззрения. Философское, научное, художественное, религиозное

понимание пограничности человеческого и природного бытия порождает

множество диалектических, парадоксальных путей осмысления. Парадокс - это

логическая форма связи несвязуемых пар смыслов. Граница между этими

парами смыслов - место абсурдной связи этих пар. Нас интересует немыслимая

граница между парами значений в составе парадокса. А именно, тревожащая

человеческое сознание граница нонсенса. Хотелось бы связать такое понимание

«границы» с «онтологической границей» осмысляемой Хоружим С.С. Он

пишет: «Парадигмой онтологического порога мы будем называть подвешенное,

затягиваемое пребывание одновременно в обоих взаимоисключающих полюсах

некоторой фундаментальной альтернативы. Человек сознаёт себя в ситуации

жизненно решающего выбора, однако миг выбора неопределённо 1

затягивается» .

Для нас это самое общее и универсальное определение понятия пограничности, как неопределённой области «между», как некого пустотного промежутка. Данное определение «пограничности» как некоторой идеи пустоты, само по себе оказывается пустым, неопределённым и беспроблемным из-за своего универсального содержания и объёма. Но «пограничность», осмысляемая и переживаемая отдельными видами мировоззрения, становится более определённым и проблемным понятием, тем не менее, сохраняющим в себе качество опустошённости незнания и озадаченности. Например, в научном мировоззрении известна таинственная область перехода от физической материи к живой органической материи, а также от живой материи к материи человеческого сознания и мышления. Л.А. Маркова: «Ставится вопрос, каким образом мозг, будучи физической структурой, оказывается необходимой, обязательной основой рождения мысли. Особенно трудным оказывается

1 Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур.4. Философия Кьеркегора как антропология размыкания. // Вопросы философии. 2010. № 6. С. 161

обоснование второго положения, так как оно предполагает понимание рождения мысли из того, что мысли противоположно, из физических законов (в лучшем случае физиологических), которым подчиняется мозг как физическая структура. Мышление рассматривается не границе его бытия и небытия» . В религиозном христианском мировоззрении существует, как бы мы его назвали, парадокс «непорочного зачатия» Мадонны, оставляющий логически немыслимой границу перехода между божественным и человеческим. Библейский парадокс «воскресения плоти», также оставляет вне мысли и рационального понимания границу перехода от мёртвого, материального предмета к живому, функционирующему телу. Пограничность в художественном мировоззрении проявляется в том промежутке между качеством отсутствия таланта, гения и присутствием такового. Причина появления творческого дара из небытия пустой бездарности. Наследственность, воспитание и образование, какие-либо психологические травмы, якобы влияющие на мировоззренческий сдвиг, естественно, не могут определяющим образом повлиять на рождение таланта. По каким причинам дар качественной и продуктивной работоспособности оказывается принадлежным определённому индивиду? И всевозможные научные, религиозные и философские рассуждения на этот счёт не уничтожают тайну незнания данной проблемы. Существо дара сотворения сильных бытийных образов и мыслей, научных и технических изобретений и т.п. - оказывается в той самой пограничной области между бытием и небытием.

Таким образом, пограничная область оказывается причиной экстатических прозрений веры, эстетического чувства истины, научного исследовательского интереса. В любом случае, данная область вызывает удивление чуду существования человеческой мысли, жизни, природы, космоса, бога.

2 Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека. // Вопросы философии. 2010 № 3 С. 161-162

В философском мировоззрении пограничным вопросом является мышление перехода нечто из небытия в бытие и из бытия в небытие. Факт рождения и смерти сознания, души является воплощением проблемного понятия границы перехода как такового. Смертна или бессмертна, конечна или бесконечна душа конкретной личности? Эта не диалектическая, а экзистенциальная граница между смертью и бессмертием является «вечным двигателем» философской мысли и одновременно её вечным пределом. Философию, науку и религию эта граница провоцирует на поиски каких-либо ответов, основывающихся на тех или иных критериях и основаниях. Но всякий ответ на данный вопрос не снимает удивительную загадку, поставленную здравым смыслом о том, куда всё исчезает, если наступает смерть? Человеческое сознание в момент смерти, рассеивается до безжизненных молекул, атомов и элементарных частиц? Видимо, да, и тогда можно предположить, что в случае смерти человечества, а значит и его сознания, существующим останется только материальное бытие Космоса с рассеянными и бессмысленными элементарными частицами, когда то составлявшими вещество человеческого мозга. Это предел философской мысли, за которым существует Ничто, как пустое место, оставленное сознанием по причине его объективной ограниченности и зависимости от материальных условий его существования. Что мешает нам, успокоится и остановится на подобном предельном ответе на вопрос о смертности сознания и души? Религиозный и мистический опыт человечества, а также, возможно, и врождённая недоверчивость человеческого сознания к всевозможным объяснениям сущности бытия. Что такое душа и что с ней происходит в момент смерти? Что такое сознание, если оно исчезает бесследно в момент смерти? Рассеивается ли оно без остатка? Наивно ли в XXI веке задавать такие вопросы, а также доверяться разумным выкладкам естественных наук и позитивистской научной философии по данным вопросам? Не разумнее ли будет понять, что в подобных вопросах человек никогда не будет сведущ? Разумнее ли будет, оставить

последние вопросы вопросами без ответов, при этом, естественно, решая проблемы и вопросы конкретного человеческого бытия? Хайдеггер М. рассуждает так: «Смерть есть ковчег Ничто - т.е. того, что ни в каком отношении никогда не есть нечто всего лишь сущее, но что тем не менее имеет место, и даже - в качестве тайны самого бытия. Смерть как ковчег Ничто хранит в себе существенность бытия. Смерть как ковчег ничто есть хран бытия. И будем теперь называть смертных не потому, что их жизнь кончается, а потому, что они осиливают смерть как смерть. Смертные суть то, что они суть, как смертные, сохраняя своё существо в хране бытия. Они - осуществляющееся отношение к бытию как бытию»3. Смерть напоминает человеку - откуда он явился и куда он возвратиться. Ниоткуда и в никуда. Явление смерти своим шокирующим фактом очищает, спасает и сохраняет тайну бытия от преходящих и претенциозных человеческих мнений. Смерть порождает категорию Ничто, уничтожая всё то, что претендует на разгадку тайны бытия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Граханов, Денис Александрович, 2012 год

Библиографический список

1. Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа гиппонского [Текст] / А. Августин. - М. : ООО «Издательство ACT»,2003. - 440 с.

2. Августин А. О бессмертии души [Текст] / А. Августин. - М. : ООО «Издательство ACT», 2004. - 511, [1] с.

3. Адорно Т. В. Введение в социологию. [Текст] : пер. с нем. / Т. В. Адорно; под ред. О. В. Кильдюшова. - М. : Праксис, 2010. - 384 с.

4. Адорно Т. В. Негативная диалектика. [Текст] : пер. с нем. / Т. В. Адорно. - М. : Академический Проект, 2011. - 538 с.

5. Адорно Т. В. Философия новой музыки. [Текст] : пер. с нем. / Т. В. Адорно. - М. : Логос, 2001. - 352 с.

6. Адорно Т. В. Эстетическая теория [Текст] : пер. с нем. / Т. В. Адорно. -М. : Республика, 1998. - 526, [1] с.

7. Алексеев А. П. Образная ткань философского произведения (к вопросу о сопоставлении философии и литературы) [Текст] / А. П. Алексеев // Вопросы философии. 2011. № 11. - С. 37-46.

8. Альманах ДАДА. [Текст] / М. : Гилея, 2000. - 208 с.

9. Антониони об Антониони [Текст] : статьи, интервью: пер. с итал. - М. : «Радуга», 1986. - 398 с.

10. Аристотель. Метафизика [Текст] : пер. с греческого / А. В. Кубицкий ; М. : Эксмо, 2008. - 608 с.

11. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти [Текст] : пер. с фр. / Ф. Арьес. - М. : Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992. - 528 с.

12. Бадью А. Манифест философии [Текст] : пер. с фр. / А. Бадью. - СПб. : Machina, 2003. - 184 с.

13. Барт Р. Camera lucida [Текст] : комментарии к фотографиям: пер. с фр. / Р. Барт. - М. : Ad Marginem, 1997. - 223 с.

14. Барт Р. S/Z [Текст] : пер. с фр. / Р. Барт; под ред. Г. К. Косикова. - М. : Академический проект, 2009. - 373 с.

15. Барт Р. Избранные работы [Текст] : семиотика. Поэтика : пер. с фр. / Р. Барт. - М. : Прогресс. Универс : Рея, 1994. - 615 с.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. -М. : Искусство, 1986

17. Беньямин В. Произведение искусства во времена его технической воспроизводимости [Электронный ресурс] http://www.philol.msu.ru/-forlit/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm (дата обращения 10.12.2011)

18. Бергсон А. Смех [Текст] : пер. с фр. / А. Бергсон. - М. : Искусство, 1992. -127 с.

19. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память [Текст] : пер. с фр. / А. Бергсон. - Минск : Харвест, 1999. - 1407 с.

20. Бердяев Н. Русская идея [Текст] / Н. Бердяев // Вопросы философии. 1990. №1. С.-77-144.

21. Библер В. С. Мышление как творчество [Текст] : введение в логику мысленного диалога / В. С. Библер. - М. : Политиздат, 1975. - 399 с.

22. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры [Текст] : два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. - М. : Политиздат, 1991.-412 с.

23. Бланшо М. Пространство литературы [Текст] : пер. с фр. / М. Бланшо. -М. : Логос, 2002.-281, [1] с.

24. Бубер М. Два образа веры [Текст] : пер.с нем. / М. Бубер. - М. : ООО «Фирма «Издателсьтво ACT», 1999. - 592 с.

25. Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги. Предварительные материалы к философским исследованиям [Текст] : пер. с англ. / Л. Витгенштейн. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008 -256 с.

26. Витгенштейн Jl. Философские работы [Текст] : Ч. 1. / Л. Витгенштейн. -М.: Гнозис, 1993.-520 с.

27. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного [Текст] : пер. с нем. / Г. Г. Гадамер. -М. : Искусство, 1991. - 366 с.

28. Гадамер Г. Г. Истина и метод [текст] : основы философской герменевтики : пер. с нем. / Г. Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 637 с.

29. Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концептуальный аспект [Текст] / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 2011. № 10. - С. 3-15.

30. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике [Текст] : в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. - СПб. : Наука, С.-Петерб. изд. фирма, 1999.

Т. 1.-621 с. Т. 2. - 602 с.

31. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории. [Текст] : пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Эксмо, 2007. - 880 с.

32. Гусейнов A.A. Философия между наукой и философией [Текст] / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 2010. №8. С. - 4-10.

33. Гуссерль Э. Критика европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] : введение в феноменологическую философию. / Э. Гуссерль. - СПб. : Владимир Даль: Фонд ун-т, 2004. - 398, [1] с.

34. Дао де дцзин. Книга пути и благодати [Текст] / М. : Эксмо, 2006. - 400 с.

35. Декарт Р. Сочинения [Текст] : в 2 т. Т. 1. / Р. Декарт. - М. : Мысль, 1994.-639 с.

36. Декарт Р. Сочинения [Текст] : пер. с лат. и с фр. / Р. Декарт. - М. : Наука, 2006.-648, [1]с.

37. Делёз Ж. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

38. Делёз Ж. Кино [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз. - М. : Ad Marginem, 2004 -622 с.

39. Делёз Ж. Критика и клиника [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз. - СПб. : Machina, 2002. - 240 с.

40. Делёз Ж. Логика смысла [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз. - М. ; Екатеринбург: Раритет - Деловая книга, 1998. - 480 с.

41. Делёз Ж. Переговоры [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз. - СПб. : Наука, 2004. - 240 с.

42. Делёз Ж. Различие и повторение [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 354 с.

43. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз. - М. : Логос, 1998.-262 с.

44. Делёз Ж. Что такое философия? [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 1998-286 с.

45. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делёз. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 480 с.

46. Деррида Ж. О грамматологии [Текст] : пер. с фр. / Ж. Деррида. - M. : Ad Marginem, 2000.-511 с.

47. Деррида Ж. Письмо японскому другу [Текст] / Ж. Деррида. // Вопросы философии. 1992. № 4. - С. 53-57.

48. Деррида Ж. Эссе об имени [Текст] : пер. с фр. / Ж. Деррида. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 1998. - 190 с.

49. Дионисий Ариопагит. О небесной иерархии [Текст] : пер. с греческого. -М., 2002. - 64 с.

50. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля [Текст] : пер. с лат. и древнегреч. / Платон, Аристотель, Эпикур. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков : «Фолио», 2003. - 829, [3] с.

51. Дхаммапада [Текст] : Перевод с пали, введение и комментарии В.Н. Топорова. -М.: Издательство восточной литературы, 1960. - 160 с.

52. Ивлев Ю.В. Логика.[Текст] : учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 304 с.

53. Камю А. Сочинение [Текст] : в 5 т. Т. 3. : Праведники; Человек бунтующий; Лето; Падение / пер. с фр. / А. Камю. - Харьков : Фолио, 1998. -573 с.

54. Камю А. Сочинения [Текст] : в 5 т. Т. 2. : Миф о Сизифе; Недоразумение; Письмо к нем. Другу; Осадное положение / пер. с фр. / А. Камю. - Харьков : Фолио, 1997.-525 с.

55. Кант И. Критика чистого разума [Текст] : пер. с нем. / И. Кант. - М. : Эксмо, 2008. - 736 с.

56. Касавин И. Т. Дэвид Юм. Парадоксы сознания [Текст] / И. Т. Касавин // Вопросы философии. 2011. №8. - С. 157-171.

57. Катречко С. Л. Философия как пограничный феномен. [Электронный ресурс] : http://www.philosophy.ru/library/diskurs/katrechko.litml (дата обращения: 10.12.2011)

58. Конфедерат О. В. Знаки востока в нарративной идентификации русского культурного субъекта: культурологическое прочтение культурологических текстов [Текст] / О. В. Конфедерат // Вестник Челябинского государственного университета. Серия 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. -Челябинск : № 1 (4) 2004. - С. 22-32.

59. Конфедерат О. В. Прозрачный кадр. Концептуальный фильм как опыт нерефлективной антропологии [Текст] / О. В. Конфедерат. - Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2009. - 312 с.

60. Корчажкин О. М. Диалектика познания и обучение мышлению: размышление вместе с Ильенковым [Текст] / О. М. Коржачкин // Вопросы философии. 2008. № 11. - С. 155-163.

61. Кристева Ю. Черное солнце. Депрессия и меланхолия [Текст] : пер. с фр. / Ю. Кристева. - М. : «Когито-центр», 2010. - 276 с.

62. Крючкова В. А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений [Текст] / В. А. Крючкова. - М.: Изобразительное искусство, 1985. -304 с.

63. Крючкова В. А. Социология искусства и модернизм. [Текст] / В. А. Крючкова. - М. : Изобразительное искусство, 1979. - 216 с.

64. Кун Т. Структура научных революций. [Текст] : пер. с англ. / Т. Кун. -М. :АСТ, 2004.-605, [1] с.

65. Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. [Текст] : серия «Религиозные мыслители». - 3-е изд. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Алексея, 2002. - 368 с.

66. Левинас Э. Время и другой [Текст] : гуманизм другого человека : пер. с фр. / Э. Левинас. - СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 1999. - 264 с.

67. Левинас Э. Избранное [Текст] : Тотальность и бесконечность : пер. с фр. / Э. Левинас. - М; СПб. : Университетская книга, 2000. - 416 с.

68. Левинас Э. Избранное [Текст] : Трудная свобода : пер. с фр. / Э. Левинас. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 752 с.

69. Лехциер В. Л. Боль и переходность: набросок экзистенциальной альгодицеи [Текст] / В. Л. Лехциер // Вопросы философии. 2007. № 12. - С. 4149.

70. Лехциер В. Л. Спор как экзистенциал (наброски к онтологии черновых состояний) [Электронный ресурс] : http://www.phil63.ru/spor-kak-ekzistentsial (10.12.2011)

71. Лехциер В. Л. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику перехода. [Электронный ресурс] : http://www.arhibook.ru/27574-fenomenologij a-pere-vvedenie-v-j ekzistencialnuju.html (дата обращения 10.12.2011)

72. Лехциер В. Л. Эффекты медикализации и апологии патоса [Электронный ресурс] : http ://www.phil63 .ru/effekty-medikalizatsii-i-apologiya-patosa (10.12.2011)

73. Липовецки Ж. Времена гипермодерна [Текст] : пер. с фр. / Ж. Липовецки // Будущее философии: профессиональный и институциональный аспекты: Сб. статей / под ред. И. В. Кузина - СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. - С. 248-289.

74. Лосев А. Ф. История античной эстетики [Текст] : поздний эллинизм / А. Ф. Лосев. - М. : Искусство, 1980. - 766 с.

75. Лосев А. Ф. История античной эстетики [Текст] : софисты, Сократ, Платон / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1969. - 715 с.

76. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура [Текст] / А. Ф. Лосев. - М. : Политиздат, 1991. - 524 [1] с.

77. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения [Текст] / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1978.-623 с.

78. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -история [Текст] / Ю. М. Лотман. - М. : Языки русской культуры; Кошелев, 1999.-447 с.

79. Лотман Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - М. : Искусство, 1970. - 384 с.

80. Малевич К. Черный квадрат [Текст] / К. Малевич. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 576 с.

81. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М. : Прогресс. Культура, 1992. - 414, [1] с.

82. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии [Текст] / М. К. Мамардашвили. - М.: Аграф, 2002. - 307, [2] с.

83. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути [Текст] : М. Пруст «В поисках утраченного времени» / М. К. Мамардашвили. - СПб. : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 568 с.

84. Мамардашвили М. К. Символ и сознание [Текст] : метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили. - М. : Школа «Языки русской культуры»; Кошелев, 1999. - 216 с.

85. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом (Беседы с А. Эпельбуэн) [текст] / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1992. № 4. - С. 70-78.

86. Марк Аврелий Антонин. Размышления [Текст] : СПб.: Наука, 1993. - 448 с.

87. Маркова Л. А. Физика мозга и мышление человека [Текст] / Л. А. Маркова // Вопросы философии. 2010. № 6. - С. 161-171.

88. Миронов В.В. Онтология и теория познания: [Текст] : учебник / В. В. Миронов, А. В. Иванов. — М.: Гардарики, 2005. - 447 с.

89. Нанси Ж. Л. Согрш [Текст] : пер. с фр. / Ж. Л. Нанси. - М. : Аё Ма^тет, 1999.-240 с.

90. Невелев А.Б. События духа: от мысли к Лику [Текст] / А. Б. Невелев. -Челябинск : ЧГИКиИ, Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997. - 204 с.

91. Ницше Ф. Воля к власти [Текст] : пер. с нем. / Ф. Ницше. - СПб. : Азбука-классика, 2010. - 448 с.

92. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки [Текст] : пер. с нем. / Ф. Ницше. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 208 с.

93. Ницше Ф. Сочинения в двух томах [Текст] : в 2 т. / Ф. Ницше. - М. : Издательство «Мысль», 1990. - Т. 1. - 829 [2] с.

94. Ницше Ф. Так говорил Заратустра [Текст] : пер. с нем. / Ф. Ницше. - М. : «Мартин», 2005. - 416 с.

95. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. - М. : Мысль, 2000. Т. 1. : А-Д.-2000.-721 с.

Т. 2. : Е-М. - 2001. - 634 с. Т. 3. : Н-С. - 2001. - 642 с. Т. 4. : Т-Я. - 2001. - 605 с.

96. Паскаль Б. Мысли [Текст] : пер. с фр. / Б. Паскаль. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - 336 с.

97. Пауль Г. Логика и культура. Об универсально верных законах логической формы и определяемых культурой различиях логики [Текст] / Г. Пауль, X. Ленк // Вопросы философии. 2011. № 7. - С. 30-48.

98. Пигалева А. И. Постмодернистская апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта [Текст] / А. И. Пигалев // Вопросы философии. 2011. № 5. - С. 30-40.

99. Платон. Диалоги. Собрание сочинений [Текст] : в 4 т. : пер. с древнегреч. / Платон. - М. : Мысль, 1990.

Т. 1.-1990.-860 [2] с. Т. 2.-1993.-526 с. Т. 3.-1994.-654 с. Т. 4.-1994 .-830 с.

100. Подорога В. Феноменология тела: [Текст] : введение в философскую антропологию : материалы лекционных курсов 1992-1994 г. / В. Падорога. -М. : Ad Marginem, 1995. - 339 с.

101. Поппер К. Логика научного исследования [Текст] : пер. с англ. / К. Поппер. - М.: Издательство Республика, 2005. - 446 с.

102. Пятигорский A.M. Избранные труды. [Текст] / A.M. Пятигорский; под ред. Г. Амелина . - М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. - 590 с.

103. Пятигорский A.M. Мифологические размышления [Текст] : лекции по феноменологии мифа / А. М. Пятигорский. - М. : Языки русской культуры : Кошелев, 1996.-279 с.

104. Рассел Б. Почему я не христианин [Текст] : пер. с англ. / Б. Рассел. - М. : Издательство политической литературы, 1987. - 340 с.

105. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы [Текст] : статьи : пер. с англ. / Б. Рассел. - М. : ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 2000. - 463 с.

106. Розанов В. В. Собрание сочинений [Текст] / Мимолетное / В. В. Розанов. - М. : Республика, 1994. - 540 с.

107. Розанов В. В. Уединенное [Текст] / Опавшие листья; Апокалипсис; Статьи о русских писателях / В. В. Розанов. - М. : Слово / Slovo, 2001. - 773 с.

108. Сакутин В.А. Ответственность и метафизика [Электронный ресурс] : http://life-path.ru/otvetstvennost-i-metafizika/ (дата обращения: 10.12.2011)

109. Сакутин В.А. Феноменология одиночества: опыт рекурсивного постижения [Электронный ресурс] : http://www.dslib.net/religio-vedenie/sakutin.html (дата обращения 10.12.2011)

110. Сартр Ж. П. Бытие и ничто [Текст] : опыт феноменологической онтологии: пер. с фр. / Ж. П. Сартр. -М. : Республика, 2004. - 639 с.

111. Сартр Ж. П. Тошнота [Текст] : избр. произведения : пер. с фр. / Ж. П. Сартр. - М. : Республика, 1994. - 494 с.

112. Серебрянский C.B. Возможные границы провинциальности: онтологический аспект [Текст] / С. В. Серебрянский // Человек в пространстве культуры (центр-провинция, провинция-центр) Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 21 апреля 2004. Челябинск, 2006. - С. 1523.

113. Скворцова Е. JT. «Телесность» и «пустотность» как отличительные особенности японской эстетики [Текст] / Е. JI. Скворцова // Вопросы философии. 2011. № 12. - С. 37-46.

114. Сковорода Г. С. Сочинения [Текст] / Г. С. Сковорода. - Минск : Современный литератор, 1999. - 703 с.

115. Смирнова Е. Д. О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности [Текст] / Е. Д. Смирнова // Вопросы философии. 2010. № 6. - С. 55-66.

116. Стёпин В. С. Наука и философия [Текст] / В. С. Стёпин // Вопросы философии. 2010. №8. - С. 58-75.

117. Суровцев В. А. Аналитическая философия: всеобщее и нюанс [Текст] / В. А. Суровцев // Вопросы философии. 2011. № 8. - С. 23-29.

118. Суханов К. Н. Логика [Текст] : учеб.пособие / К. Н. Суханов. - Челябинск : ЧелГУ, 2007. - 253 с.

119. Суханов К. Н. Философия науки [Текст] : курс лекций / К. Н. Суханов. -Челябинск : ЧелГУ, 2009. - 225 с.

120. Тейяр де Шарден П. Феномен человека [Текст] : пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. - М. : ООО «Издательство ACT», 2002. - 553, [7] с.

121. Тертуллиан. Апология [Текст] / Тертуллиан. - М. : ООО «Издательство ACT», СПб. : «Северо-Запад Пресс», 2004. - 423, [9] с.

122. Тулмин С. Человеческое понимание [Текст] : пер. с англ. / С. Тулмин. -М. : Прогресс, 1984. 327 с.

123. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот) [Текст] : пер. с англ. / Э Уорхол. - М. : Изд. Д. Аронов, 2002. - 223 с.

124. Фейерабенд П. Против метода [Текст] : очерк анархистской теории познания : пер. с англ. / П. Фейерабенд. - М. : ACT : Хранитель, 2007. - 413, [1] с.

125. Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение [Текст] : пер. с нем. / И. Фихте. - Мн. : Харвест, М. : ACT, 2000. - 784 с.

126. Фрагменты ранних греческих философов [Текст] : перевод. - М. : Наука, 1989.

Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 1989. - 575, [1]с.

127. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] : пер. с нем. / 3. Фрейд. -М. : Наука, 1989.-456 с.

128. Фрейд 3. Меланхолия и печаль [Электронный ресурс] : http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/freud 1 .htm (дата обращения: 10.12.2011 )

129. Фуко М. Герменевтика субъекта [Электронный ресурс] : http:/highbook.narod/ru/philos/fucoult subject germ.htm (дата обращения 10.12.2011)

130. Фуко М. Ницше, Фрейд и Маркс [Электронный ресурс] : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko/N_F_M.php (дата обращения 10.12.2011)

131. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук [Текст] : пер. с фр. / М. Фуко. - СПб. : A-cad, 1994. - 408 с.

132. Фуко М. Это не трубка. Навязчивость взгляда : [Текст] : М. Фуко и живопись / В. Подорога / М. Фуко. - М. : Художественный журнал, 1999. - 142 с.

133. Хайдеггер М. Бытие и время [Текст] : пер. с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Ad Marginem, 1997. - 451 с.

134. Хайдеггер М. Время и бытие [Текст] : статьи и выступления : пер. с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Республика, 1993. - 445 с.

135. Хайдеггер М. Источник художественного творения [Текст] : пер. с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Академический Проект, 2008. - 528 с.

136. Хайдеггер М. Ницше и пустота [Текст] : пер. с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Алгоритм; Эксмо, 2006. - 304 с.

137. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? [Текст] : пер. с нем. / М. Хайдеггер. - М. : Территория будущего, 2006. - 314, [1] с.

138. Харт Ниббриг K.JI. Эстетика смерти [Текст] : пер. с нем. / К. Л. Харт Ниббриг. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. - 424 с.

139. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты [Текст] : пер. с нем. / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. - М., СПб. : Медиум, Ювента, 1997.-312 с.

140. Хоружий С. С. «Бывают странные сближения»: Патанджали, Палама, Кьергкегор как предтечи антропологии размыкания [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 2011. № 5. - С. 41-51.

141. Хоружий С. С. Что такое SYNERGEIA? Синергия как универсальная парадигма: ведущие предметные сферы, дискурсивные связи, эвристические ресурсы [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 2011. № 12. - С. 19-36.

142. Хоружий С.С. Диптих безмолвия [Электронный ресурс] : http://www.biblus.ru/Default.aspx?book=7b45146s3 (дата обращения: 10.12.2011)

143. Хоружий С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 2007. № 1. - С. 75-85.

144. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. 4. Философия Кьеркегора как антропология размыкания [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 2010. №6.-С. 152-166.

145. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта [Текст] / С. С. Хоружий // Вопросы философии. 2003. № 1. -С. 38-62.

146. Чаадаев П.Философические письма [Текст] : статьи, письма, афоризмы / П. Я. Чаадаев. - М.: ЭКСМО, 2006. - 541, [2] с.

147. Шеллинг Ф. Сочинения в двух томах [Текст] : В 2 т. / пер. с нем. М. И. Левиной. - М.: «Мысль», 1987.

Т. 1.-637 [2] с. Т. 2. - 636 [2] с.

148. Шеллинг Ф. Философия искусства [Текст] : пер. с нем. / П. С. Попова ; под ред. М. Ф. Овсянникова. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.

149. Шестов Л. Апофеоз безпочвенности [Текст] / Л. Шестов. - М. : ООО «Издательство ACT», 2004. - 221 [3] с.

150. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. [Текст] : пер. с нем. - М. : Эксмо; Мидгард, 2005. - 736 с.

151. Элгер Д. Дадаизм [Текст] : пер. с нем. / Т. А. Граблевская, Л. И. Кайсарова. - М.: Арт-родник, 2006. - 96 с.

152. Ямпольский М. Беспамятство как исток [Текст] : читая Хармса / М. Ямпольский. - М. : Новое литературное обозрение, 1998. - 379 с.

153. Ямпольский М. Память Тиресия [Текст] / М. Ямпольский. - М. : Ad Marginem, 1993. - 440 с.

154. Янцин В. Человек - страдающий: герменевтика иррационального [Текст] / В. Янцин // Вопросы философии. 2008. №5. - С. 166-168

155. Ясперс К. Смысл и назначение истории [Текст] : пер. с нем. / К. Ясперс. -М. : Политиздат, 1991. - 527, [1] с.

156. Ясперс К. Стринберг и Ван Тог [Текст] : опыт стравнит. патогр. Анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина : пер. с нем. / К. Ясперс. -СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 237 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.