Бытие как становление в современной онтологии: теоретико-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Магда, Андрей Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат наук Магда, Андрей Владимирович
Оглавление
Введение
Глава 1. Становление как сущностное основание бытия
§1. Категория становления в онтологии
§2. Становление сущности: онтологический историзм и нигилизм
Глава 2. Становление как инструмент децентрации дискурса онтологии
§1. Становление и герменевтика децентрации
§2. Онтология становления: единство и множественность
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Концептуальные интерпретации нигитологии культуры2011 год, доктор философских наук Саенко, Наталья Ряфиковна
Категория ничто и ее методологическое значение2013 год, кандидат наук Дмитриева, Валерия Александровна
Идея природы в поэтических онтологиях2023 год, кандидат наук Дорожкин Егор Леонидович
Онтологическое мышление: перспективы трансцендентализма в свете постмодернистской ревизии2002 год, кандидат философских наук Дронов, Алексей Владимирович
Онтологический нигилизм и перспективы развития онтологии2005 год, кандидат философских наук Соловьев, Ростислав Евгеньевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Бытие как становление в современной онтологии: теоретико-методологический анализ»
Введение
Актуальность диссертационного исследования. Онтология и теория познания традиционно относятся к ряду наиболее значимых разделов философского знания, что предполагает важность непрекращающейся исследовательской работы - это касается как разработки методологических оснований, так и теоретического анализа существующих онтологических проблем и соотношения между ведущими понятиями в современной философской науке.
Содержание основных онтологических понятий с течением времени и в ходе развития новых концептуальных подходов в философии не только значительно расширилось, но и существенным образом изменилось. Отметим, что, безусловно, трансформация онтологического содержания понятий бытия и становления присутствовала в рамках классической философии, но не была столь значительной, как в философии современной. Оговоримся, что в работе под «современной онтологией» будет пониматься онтология, хронологическое и концептуальное начало которой совпадает с работами Ф. Ницше.
В классической философии от Парменида и Платона до гегелевского абсолютного идеализма соотношение бытия и становления понималось в русле приоритета бытия над становлением, которое противопоставлялось бытию или же считалось его важной структурной характеристикой. Становление представлялось как промежуток между бытием и небытием, движение и шаг к бытию. Становление и бытие связывались тем, что любой феномен становления не возникал без причины, находящейся в его собственном бытии.
В рамках развития современного онтологического дискурса снимается противоположность между этими двумя важнейшими категориями: бытие воспринимается именно как становление. Например, становление сущего в ницшеанском вечном возвращении, темпоральность бытия в фундаментальной онтологии Хайдеггера или становление бытия смысла в герменевтике и деконструкции. Онто-исторический способ мышления выводит на первый план
проблему онтологического нигилизма в отношении смысла бытия как утрачивающего свой телеологический характер.
Современная онтология анализирует проблему соотношения бытия и становления в контексте децентрации субъекта, что приводит к деконструкции традиционного способа мышления. Система знания предстает лишь фрагментарным множеством локальных культурных и теоретических контекстов, что и делает современное знание открытым для новых интерпретаций, отыскивающим постоянно становящийся и обновляющийся смысл. Более того, вся естественнонаучная парадигма современности сдвигается от бытия к становлению. Вместо детерминированного пути говорится о вероятности и «необратимости», где одна и та же причина не всегда приводит к такому же следствию на макро или на микроуровне. Становление есть не просто выражение нестабильности во Вселенной, оно является изначальным онтологическим фактором, конституирующим ее бытие, что позволяет создать реальность бытия-становления, объединяющую онтологические исследования современной физики и современной философии.
Понятия, которые анализируются в данной работе, конечно, обладают в первую очередь онтологическим статусом, но могут использоваться философией и не в контексте онтологии. Философия языка, культуры, науки, сознания, жизни: все эти разделы философии оперируют онтологическими категориями и понятиями, наделяя их своим собственным смыслом.
Несмотря на основополагающее значение анализируемых понятий для онтологии, исследования, которые подробно прорабатывали бы соотношение между бытием и становлением в современной философии практически отсутствуют. Необходимость проведения теоретико-методологического анализа понятий бытия и становления в современной онтологии, выявление характера внутренней связи между ними, а так же детальное рассмотрение процесса изменения понимания этих онтологических категорий от раздельности в сторону их единства обуславливают актуальность темы и проблем данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Начиная с античности, понятия бытия и становления занимают важнейшее место в онтологии. Само понятие бытия как неизменного истинного сущего, противоположного любой изменчивости, было введено в философию Парменидом. Противопоставление становления бытию как устойчивости и неизменности берет свое начало в философии Гераклита. Гераклит растворял бытие в становлении и представлял мир как становящееся, текучее, вечно изменчивое целое. Классическую для античной онтологии трактовку соотношения бытия и становления мы видим у Платона и Аристотеля, а позже, в синтетической форме в неоплатонизме Плотина, Ямвлиха, Прокла.
У Платона становление выступает как единство бытия и небытия, уже и еще не бытие, но движение от бытия к бытию. В основе платоновского подхода лежит различение идеального неизменного сущего и сущего становящегося. В свою очередь Аристотель сближает понятия бытия и становления, утверждая, что то, что становится, не может быть не-сущим, т.е. становление тоже относится к бытию и может рассматриваться как разновидность бытия. Аристотель дифференцирует становление через конкретизацию трех его аспектов: становления в возможности (эссенциальный аспект), становления в действительности (энергийный аспект) и становления как реализации цели, энтелехии (телеологический аспект). Неоплатонизм сочетает платоновское противопоставление бытия и становления с аристотелевским подходом к становлению, через положение о том, что само становление должно рассматриваться как моменты движения и изменения внутри бытийного целого.
Если средневековая схоластика руководствовалась аристотелевским пониманием соотношения бытия и становления, то в эпоху Возрождения становление трактуется в неоплатоническом ключе в работах Н. Кузанского, М. Фичино, Дж. Бруно.
В Новое время значительный вклад в онтологический анализ становления внесли Я. Беме, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Д. Вико.
Основу современных взглядов на проблему соотношения бытия и становления в онтологии заложили Г.В.Ф. Гегель и Ф. Ницше. Категория становления в философии Гегеля тесно связана с диалектическим воззрением на мир: в основании находится взгляд на любую вещь или явление как на единство противоположностей — бытия и небытия, что говорит о несовместимости с метафизическим представлением о возникновении и развитии как о всего лишь количественном изменении. Гегель раскрыл диалектическое содержание категории становления как первую истину, составляющую стихию всего последующего развития логических определений. Становление есть единство бытия и ничто, выражение возникновения, создания вещей и явлений1. Воззрения Гегеля оказали определяющее влияние на трактовку соотношения бытия и становления в марксистском диалектическом материализме и в неогегельянстве Кроче, Джентиле, Мак-Таггарта. С именем последнего связывают начало обсуждения проблем онтологического становления в современной англоязычной философии.
Мак-Таггарт поставил проблему соотношения понятия становления с понятием времени в контексте вопроса о том, какие отношения («раньше (позже), чем» или «прошлое-настоящее-будущее») более цельно выражают характеристики времени. В определении времени как отношения «раньше (позже), чем», становление представляется несуществующим в силу статичности времени, а в определении времени через отношение «прошлое-настоящее-будущее», само время оказывается чем-то противоречивым. Мак-Таггарт в конце концов приходит к выводу, что время вообще не существует, а временное становление есть иллюзия. Противоречивые идеи Мак-Таггарта не могли не вызвать двойственную реакцию. Например, одни авторы (Ч. Броуд, Дж. Уитроу) предпринимали попытки разрешить проблему, рассматривая становление как первичное и неанализируемое явление действительности, т.е. элементарный факт. Другой подход (А. Грюнбаум, Дж. Смарт) заключался в несогласии с
1 См.: Cave, P.G. The Dialectic of Becoming in Hegel's Logic // The Owl of Minerva. - Vol. 16. - Iss. 2. - 1985. - P. 93102.
утверждением о нереальности времени, но временное становление признавалось субъективным феноменом, подобным чувственным качествам, а сам феномен временного становления не должен приниматься во внимание при научном анализе.
Онтологическое учение Фридриха Ницше может выражаться такими рубриками-концептами как: «вечное возвращение», «воля к власти» и «нигилизм», «переоценка ценностей» и «сверхчеловек». Все эти концепты тесно связаны с понятием становления. Становление укореняется в бытии, а вечное возвращение есть утверждение бытия в становлении. Отвергается идея прогресса, заменяясь волей к власти, как методологическим принципом трактовки процессов становления бытия. Для последующей рецепции ницшеанского учения о становлении в современной онтологии весьма важным оказалось то, что вечное возвращение у Ницше выступает не как представление тождества, а наоборот, как различие, как принцип, по которому повторяется различающееся. Воззрения Ницше оказали существенное влияние на трактовку бытия как становления в философии постмодернизма, особенно у Ж. Делеза и его последователей.
В Новейшее время значительный вклад в изучение проблемы становления
2 3 4
внесли: А. Бергсон , А. Уайтхед , М. Хайдеггер , а в последние десятилетия - Ж. Делез5, Р. И. Пригожин, Ж. Деррида6.
2 См.: Бергсон А. Длительность и одновременность. М.: КДУ, 2013; Бергсон А. Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли. М.: Ленанд, 2014; Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Творческая эволюция, 2015.
3 См.: Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ./Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя М.: Прогресс, 1990; Whitehead A. Process and Reality. New York: The Free Press, 1978.
4 См.: Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997; Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1997; Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993; Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Издательство «Русское феноменологическое общество», 1997; Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос. М., 1994. № 6; Хайдеггер М. Ницше и пустота; [сост. О.В. Селин]. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006; Хайдеггер М. Ницше. Т. 1. Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2006; Хайдеггер М. Ницше. Т. 2. Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2007; Хайдеггер М. О «Линии» // Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 65-120.; Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001; Хайдеггер М. Положение об основании. СПб.: Алетейя, 2000; Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998; Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Изд-во Гнозис, 1993; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего период творчества. М.: Высшая школа, 1991; Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. СПб.: Академический Проект, 2003; Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Издательство Гнозис, 1993; Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары [О Basemana^^] // Логос. Философско-литературный журнал. М., 1992. № 3. С. 82-97.; Хайдеггер М. Что зовется мышлением? М.: Издательский дом Территория будущего, 2006; Хайдеггер М., Ясперс, К. Переписка. М.: Ad Marginem, 2001.
В концепции творческой эволюции Анри Бергсона становление выступает как основная характеристика жизни, которая постигается через интуитивное восприятие длительности времени в потоке нашего сознания в противовес ставшему как неорганической материальности бытия, подлежащей объективирующему анализу со стороны интеллекта.
Британский философ Альфред Уайтхед создал картину Вселенной, состоящей из сущностей, находящихся в процессе становления, где становление объектов связано с реализацией все новых возможностей. Для Уайтхеда, становление - это главная онтологическая идея философии, обхватывающая всю тотальность бытия.
Мартин Хайдеггер, оказавший определяющее влияние на все развитие современной онтологии, связывает бытие со становлением через введение понятия особого сущего Dasein, вот-бытия, которое характеризовалось экзистенциальной темпоральностью. В поздней хайдеггеровской онтологии высшей точкой западноевропейской метафизики и воли к власти выступает стремление впечатать в становление черты бытия. Воля к власти обеспечивает свое присутствие как бытие становления. Становление у позднего Хайдеггера рассматривается в контексте судьбы бытия и онтологической событийности.
Жиль Делез ставит понятие становления в основание всей современной онтологии. Он противопоставляет гегелевской диалектической триаде процесс дизъюнктивного синтеза - акт одновременного интуитивного понимания сущего как полагаемого и отрицаемого, представления и самого бытия. Подобный метод
5 См.: Делез Ж., Гватари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург:: У-Фактория, 2007; Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато. М.:Астрель, 2010; Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998; Делез Ж. Ницше. СПб.: Аксиома, Кольна, 1997; Делез Ж. Ницше и философия. М.: Ад Маргинем, 2003; Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998; Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998.
6 См.: Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб.: Алетейя, 1999; Деррида Ж. Два слова для Джойса // Ад Маргинем'93. Ежегодник. М.: Ad Marginem, 1994. C. 354-383.; Деррида Ж. Диссеминация. Екатеринбург: У-Фактория, 2007; Деррида Ж. Золы угасший прах // Искусство кино. 1992. № 8. С. 80-93.; Деррида Ж. Маркс & Сыновья. М.: Логос-альтера, Eccehomo, 2006; Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ад Маргинем, 2000; Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. М.: Современный литератор, 1999; Деррида Ж. Отобиографии // Ад Маргинем'93. Ежегодник. М.: Ад Маргинем, 1994. С. 174-183.; Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический Проект, 2000; Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 53-57.; Деррида Ж. Позиции. Киев: Д.Л., 1996; Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. М.: Logos-altera, Ecce homo, 2006; Деррида Ж. Шпоры: Стили Ницше. // Философские науки. 1991. № 2.
позволяет перейти от сущности к бытию, а затем, наоборот, от бытия к сущности, и помыслить различие самого бытия. Для Гегеля бытие есть понятие, для Делеза бытие есть конкретное различие. Французский философ отвергает понятие негативности, поскольку не отождествляет различие с негативностью. Различие, по Делезу, имеет утвердительный характер, заключающийся в становлении конкретных сущих, а само становление и есть процесс их различения друг от друга, но не в сущности, а в самом своем бытии. Отказываясь от диалектики, Делез создает собственную онтологию, основывающуюся на утвердительном различии, освобождающим конкретные сингулярности от власти любой объединительной тотальности, погружая их в игру случайных сил, разветвляющихся потоков становления.
Близкая к взглядам Делеза трактовка проблемы онтологического становления содержится в синергетической концепции лауреата Нобелевской премии И.Р. Пригожина. Согласно Пригожину, вся естественнонаучная парадигма современности сдвигается от бытия к становлению. В отличие от классической и квантовой механики, связанных с понятием бытия, процессы становления связываются Пригожиным с термодинамикой. Этот сдвиг помогает осознать динамическое единство физической, химической и биологической картин мира. Ученый дает новую формулировку идее законов природы. Вместо детерминированного пути говорится о вероятности и «необратимости». Каждое движение создает новый момент. Одна и та же причина не всегда приводит к такому же следствию на макро или на микроуровне. Становление есть выражение нестабильности во Вселенной, есть изначальный элемент. Становление, по Пригожину, невозможно без бытия, как свет без темноты или музыка без
п
беззвучия .
Один из наиболее влиятельных философов современности Жак Деррида пишет о становлении в контексте различения как о внутреннем порядке становления истины, различение есть бесконечная «игра отсутствия», игра, в
7 См.: Prigogine I. From Being to Becoming: Time and Complexity in the Physical Sciences. W.H. Freeman&Co., SanFrancisco, 1980. P. 135-142; Пригожин И. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. М., УРСС, 2002. C. 235-256.
которой знаки не останавливают свое движение от отсутствия к отсутствию. Присутствие в своей полноте оказывается недостижимым, хотя человек стремится к нему на протяжении всей истории, поскольку история может продолжаться только при встрече того, что есть (наличного бытия) с тем, чего еще нет (будущим, отсутствием). Столь упорное стремление к присутствию объясняется иллюзорной связью присутствия с нами, т.е. мы рассчитываем, преследуя присутствие, обрести вместе с ним самих себя. Различение выступает ключевым понятием в описании этой игры присутствующего и отсутствующего, в которой активно участвуют знаки. Сама связь истины и недостижимого присутствия, истины и становления не позволяет существовать истине в какой-либо фиксированной единственной привилегированной перспективе.
Отечественная традиция изучения проблемы соотношения бытия и
8 9
становления представлена именами В.В. Соловьева, Н.О. Лосского , Н.А. Бердяева10, Э.В. Ильенкова11, Т. И. Ойзермана12, П.П. Гайденко13, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили14, Я.Ф. Аскина15, В.В. Бибихина16 и ряда других. Работы отечественных исследователей сочетают в себе как исследования различных аспектов этой проблемы, так и разработку собственных оригинальных концепций. Например, А.Ф. Лосев полагал, что становление есть граница и есть синтез бытия, уходящего в небытие, и небытия, уходящего в бытие. Становление в этом смысле
8 См.: Соловьев В.В. Кризис Западной философии (Против позитивистов) // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2.М.: Мысль, 1988. С. 3-138; Соловьев В.В. Идея сверхчеловека // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2.М.: Мысль, 1988. С. 626 - 635.
9 См.: Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. Москва, Изд-во «Правда»,1991; Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995.
10 См.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Москва, Изд-во «Правда», 1989.
11 См.: Ильенков Э.В. Диалектика идеального «Логос», 1 (2009), с. 6-62; Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. Второе издание, дополненное. М.: Политиздат, 1984.
12 См.: Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии: историко-философские очерки. М.: Мысль, 1979; Ойзерман Т.И. Метафилософия: Теория историко-философского процесса. Институт философии РАН. М.: Канон + и РООИ «Реабилитация», 2009.
13См.: Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. М. 1980.
14 См.: Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. М.: Логос. 2004; Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени» СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. ин-та, 1997.
15 См.: Аскин Я. Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., 1966.
16 См.: Бибихин В.В. Энергия. М.: ИФТИ св.Фомы, 2010; Бибихин В.В. Лес ^у1е). СПб.: Наука, 2011. Бибихин В. На подступах к Ницше // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. С. 290-229.; Бибихин В. Ницше в поле европейской мысли // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей. СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. С. 330-345.
является сплошным, непрерывным и неразличимым, не имеет ни начала, ни конца, ни любой различимой точки внутри себя. Оно вообще не состоит из точек, хотя и движется от одной точки к другой.
Представители современной отечественной философии также рассматривали, затрагиваемые в данном исследовании различные аспекты
17
проблемы бытия и становления. Особо отметим работы О.Д. Агапова , В.В. Афанасьевой18, М.А. Богатова19, М.П. Бузского20, Д.В. Гарбузова21, В.Н.
99 9*3 94 о-ч
Гасилина , С.В. Димитровой , Ю.М. Дуплинской , П.М. Колычева , В.А. Конева26, О.В. Костиной27, В.Г. Косыхина28, А.Ф. Кудряшова29, Е.Ю.
17 См.: Агапов О.Д. Интерпретация: стремление к полноте бытия // Вестник Томского государственного университета. № 344 (март), 2011.; Агапов О.Д. Интерпретация публичного и приватного в «Бытии и времени» М. Хайдеггера // Материалы Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества». Часть 5. Казань: Изд-во Казанского государственного технического университета, 2004. С. 6 - 13.
18 См.: Афанасьева В.В. Философия с точки зрения нелинейной динамики. Синергия культуры. Саратов: изд-во СГТУ, 2002. С. 56-61; Афанасьева В.В. Эйдетическая онтология нелинейной динамики. Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития. Саратов: изд-во Научная книга. 2003. С. 87-95.
19 См.: Богатов М.А. Манифест онтологии. М.: Скимен, 2007; Богатов М.А. Искусство бытия. М.: Скимен, 2008.
20 См.: Бузский М.П. Функции жизненного пространства в социально-синергетических процессах // Нелинейная динамика и постнеклассическая наука : сб. статей. М., 2003; Бузский М.П. Национальная психология и бытие общества : [монография]. Днепропетровск : Полиграфист, 2002. 212 с.
21 См.: Гарбузов Д.В. Антропология времени. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009; Гарбузов Д.В. Природа времени и бытие человека в темпорологической концепции А. Бергсона // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2010. № 2 (12). С. 12-17; Гарбузов Д.В. Антропологический потенциал объяснения времени в учении М. Хайдеггера об «онтологической разнице» бытия и сущего // Известия высших учебных заведений и научных организаций. Общественные науки. - М. : МИИ Издат, 2010. С. 31-36.
22 См.: Гасилин В.Н. Теория диалектики. Саратов: Изд-во ПАГС, 1999.
23 См.: Димитрова С.В. Трансцендентные основания личностного бытия // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. Т.9. № 6. С. 5-8.
24 См.: Дуплинская Ю.М. Мифологическое априори и семантика возможных онтологий: Монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003; Дуплинская Ю.М. Смещение архи-письма как инфрарациональная структура дискурса // Вестник Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. 2005. № 3. С. 73 -77.
25 См.: Колычев П.М. Различие как основа упорядочивания данных // Труды научно-образовательного центра Экономико-гуманитарные технологии в научно-технической области. 2012. Т. 3. С. 189-198; Колычев П.М. Релятивная онтология и наука // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 273 -281.
26 См.: Конев В.А. Критика способности быть (семинары по «Бытию и времени» Мартина Хайдеггера). - Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2000. 274 с.; Конев В.А. Трансцендентальный эмпиризм Ж. Делёза (Семинары по «Различию и повторению»). Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. 140 с.; Конев В.А. Онтологические особенности мира человека. Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2003. 72 с.
27 См.: Костина О.В. К истоку бытия в измерении нормативности // Мир человека: нормативное измерение-3. Рациональность и легитимность: Сборник трудов международной науч. конф. (Саратов 13-15 июля 2013 г.). Редкол. И.Д. Невважай (отв. ред.). Саратов: ООО Изд-во «КУБиК», 2013. С.61-65; Костина О.В. Эстетическое как онтологическое // Философия Канта и основания практической философии. Монография. /Под общ. Ред. В.Н. Белова, Л.И. Тетюева. Саратов: Изд-во «Новый проект», 2013. с. 133-140.
28 См.: Косыхин В.Г. Онтология и нигилизм: от Хайдеггера к постмодерну. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008; Косыхин В.Г. Нигилизм и диалектика. Саратов: Научная книга, 2009; Косыхин В.Г. Становление сущности: Ницше и онтологическая история нигилизма // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2012, Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3. С. 15-19; Косыхин В.Г. Онто-лингвистичность и вероятностный субъект в современной философии // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - Т. 151, кн. 1. С. 21-27; Косыхин В.Г. Жизненный мир созерцания: постфеноменологическая экспозиция // Вестник Самарской гуманитарной
Леонтьевой30, С.М. Малкиной31, С.Ф. Мартыновича32, В.А. Мейдера33, Б.И. Мокина34, Б.А. Навроцкого35, А.Б. Паткуля36, С.П. Поздневой37, В.Н. Поруса38, Н.М. Солодухо39, А.Л. Стризое40 В.Б. Устьянцева41.
Объектом исследования являются соотношение и взаимосвязь понятий бытия и становления в западноевропейской онтологии.
академии. Серия Философия. Филология. 2010. № 1(7). С. 83-90.; Косыхин В.Г. Дионисий Ареопагит о соотношении катафатического и апофатического богословия // Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2010. С. 114-121.; Косыхин В.Г. Общность и основание: Dasein, отсутствие, симфема // Герменевтика сообщества: материалы конференции. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2011. С. 40-48.
29 См.: Кудряшов А.Ф. Развитие, эволюция, коэволюция: соотношение понятий // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1 (1). С. 640-644; Кудряшов А.Ф. Современная онтология: актуальные проблемы. Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 3-1. С. 1194-1199.
30 См.: Леонтьева Е.Ю. История и методология науки: учеб. пособие. Волгоград: ВолгГТУ, 2009. 64 с.; 104.; Леонтьева Е.Ю. Рациональность и её типы: генезис и эволюция. М.; Воронеж, 2006. 256 с.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Горизонты понимания историко-философской концепции Ф. Ницше2014 год, кандидат наук Щедрин, Кирилл Сергеевич
Онтологические принципы концептуализации времени: от вечности к мгновению2009 год, кандидат философских наук Спирина, Полина Юрьевна
Перспективы онтологии в оптиках Хайдеггера и Делеза2006 год, кандидат философских наук Корецкая, Марина Александровна
Проблема смерти в философии: Онтологический аспект2002 год, кандидат философских наук Панов, Сергей Владимирович
Феномены власти в бытии человека2011 год, доктор философских наук Соловьева, Светлана Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Магда, Андрей Владимирович, 2017 год
Список литературы
1. Автономова, Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н.С. Автономова. - М., 1977. - 168 с.
2. Агамбен, Дж. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь / Дж. Агамбен. - М.: Европа, 2011. - 256 с.
3. Агапов, О.Д. Интерпретация публичного и приватного в «Бытии и времени» М. Хайдеггера / О.Д. Агапов // Материалы Всероссийской научной конференции «Перспективы развития современного общества». Часть 5. - Казань: Изд-во Казанского государственного технического университета, - 2004. - С. 6 -13.
4. Агапов, О.Д. Интерпретация: стремление к полноте бытия / О.Д. Агапов // Вестник Томского государственного университета. № 344 (март), -2011. - Томск, Томский государственный университет.
5. Агамбен, Дж. Homo sacer. Чрезвычайное положение / Дж. Агамбен. -М.: Европа, 2011. - 148 с.
6. Адорно, Т.В. Негативная диалектика / Т.В. Адорно. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.
7. Адорно, Т.В. Эстетическая теория / Т.В. Адорно. - М.: Республика, 1983. - 527 с.
8. Антипин, Н.А. Джон Мак-Таггарт как исследователь философии Гегеля (Критический очерк) / Н.А. Антипин // Вестник Ленинградского государственного университета. Экономика, философия, право. - Л., 1983. Вып. 2. № 11. - С. 53-58
9. Аристотель. Поэтика. Риторика / Аристотель. - СПб: Азбука, 2000. -
340 с.
10. Аскин, Я. Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование / Я.Ф. Аскин. - М., 1966. - 245 с.
11. Афанасьева, В.В. Философия с точки зрения нелинейной динамики / В.В. Афанасьева // Синергия культуры.- Саратов: изд-во СГТУ, - 2002. - С. 56-61.
12. Афанасьева, В.В. Эйдетическая онтология нелинейной динамики / В.В. Афанасьева // Философия науки: идеи, проблемы, перспективы развития. Саратов, изд-во Научная книга. - 2003. - С. 87-95.
13. Бадью, А. Делез, Ж. Шум бытия / А. Бадью. - М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, Логос-Альтера, 2004. - 192 с.
14. Бадью, А. Манифест философии / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2003. -
184 с.
15. Бадью, А. Этика: Очерк о сознании Зла / А. Бадью - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.
16. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. - М., Прогресс, Универс. - 1994. 616 с.
17. Белый, А. Фридрих Ницше / А. Белый. - М.: ЛитРес, 2013. - 146 с.
18. Бердяев, Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н.А. Бердяев. - М.: Наука, 1990. - 341 с.
19. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
20. Бергсон, А. Длительность и одновременность / А. Бергсон. - М.: КДУ, 2013. - 160 с.
21. Бергсон, А. Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли / А. Бергсон. - М.: Ленанд, 2014. - 232 с.
22. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - М.: Творческая эволюция, 2015. - 320 с.
23. Бибихин, В.В. Узнай себя / В.В. Бибихин. - СПб.: Наука, 1988. - 577 с.
24. Бибихин, В.В. Лес (hyle) / В.В. Бибихин. - СПб.: Наука, 2011. - 425 с.
25. Бибихин, В.В. На подступах к Ницше / В.В. Бибихин // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей. - СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. - С. 290-229.
26. Бибихин, В.В. Ницше в поле европейской мысли / В.В. Бибихин // Ницше и современная западная мысль: Сб. статей. - СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2003. - С. 330-345.
27. Бибихин, В.В. Энергия / В.В. Бибихин. -М.: ИФТИ св.Фомы, 2010. -
488 с.
28. Богатов, М.А. Искусство бытия / М.А. Богатов. - М.: Скимен, 2008. -
272с.
29. Богатов, М.А. Манифест онтологии / М.А. Богатов. - М.: Скимен, 2007. - 360с.
30. Блок, А. Записная книжка. 1901—1920 / А. Блок. - М.: ИХЛ, 1965. -
663с.
31. Бланшо, М. Внутренний опыт / М. Бланшо // Ступени. - СПб., 1994. №2(9). - С. 141-146.
32. Бланшо, М. Литература и право на смерть / М. Бланшо // Новое литературное обозрение. - №7. - С. 71-101.
33. Бланшо, М. Неописуемое сообщество / М. Бланшо. - М.: Московский философский фонд, 1998. - 80 с.
34. Бланшо, М. Ожидание забвение / М. Бланшо. - СПб: Амфора, 2000. -
175 с.
35. Бланшо, М. Опыт-предел / М. Бланшо // Танатография эроса. - СПб: Мифрил, 1994. - С. 63-77.
36. Бланшо, М. Последнее слово / М. Бланшо // Locus Solus. - СПб: Амфора, 2000. - С. 111-127.
37. Бланшо, М. Последний человек / М. Бланшо. - М.: Азбука - Терра, 1997. - 304 с.
38. Бланшо, М. При смерти / М. Бланшо // Иностранная литература. -1993. №10. - С. 169-205.
39. Бланшо, М. Пространство литературы / М. Бланшо. - М.: «Логос», 2002. - 288 с.
40. Бланшо, М. Что же такое критика? / М. Бланшо // Независимая газета.
- 1992. 25 ноября. - С. 7.
41. Бланшо, М. Язык будней / М. Бланшо // Искусство кино. - 1995. №10.
- С. 150-157.
42. Борисенков, А. А. Феномен неявного знания / А. А. Борисенков // Философия и культура. - 2011. - № 5 (41). - С. 59-66.
43. Бузский, М.П. Национальная психология и бытие общества / М.П. Бузский. - Днепропетровск: Полиграфист, 2002. - 212 с.
44. Бузский, М.П. Функции жизненного пространства в социально-синергетических процессах / М.П. Бузский // Нелинейная динамика и постнеклассическая наука : сб. статей. - М., 2003.
45. Бурлюк, Д., Крученых, А., Маяковский, В., Хлебников, В. Пощечина общественному вкусу. В защиту свободного искусства. Стихи. Проза. Статьи / Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. - М.: Изд. Г.Л. Кузьмина, 1912. - 112 с.
46. Валь, Ж. Несчастное сознание в философии Гегеля / Ж. Валь. - СПб.: Владимир Даль, 2006. - 336 с.
47. Витгенштейн, Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн. - М.: Территория будущего, 2005. - 471 с.
48. Гадамер, Х.-Г. Деконструкция и герменевтика / Х.-Г. Гадамер // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б. В. - СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999. - С. 243-254.
49. Гарбузов, Д.В. Антропология времени / Д.В. Гарбузов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. - 360 с.
50. Гарбузов, Д.В. Антропологический потенциал объяснения времени в учении М. Хайдеггера об «онтологической разнице» бытия и сущего / Д.В. Гарбузов // Известия высших учебных заведений и научных организаций. Общественные науки: сб. науч. ст. - М.: МИИ Издат, - 2010. - С. 31-36.
51. Гарбузов, Д.В. Природа времени и бытие человека в темпорологической концепции А. Бергсона / Д.В. Гарбузов // Вестник
Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2010. - № 2 (12). - С. 12-17.
52. Гасилин, В.Н. Теория диалектики / В.Н. Гасилин. - Саратов: Изд-во ПАГС, 1999. - 76 с.
53. Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П.П. Гайденко. - М., 2006. - 341 с.
54. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ / П.П. Гайденко. - М., 1980. - 564 с.
55. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000. -
800 с.
56. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.
57. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
58. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Капитализм и шизофрения. Тысяча плато / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.:Астрель, 2010. - 896 с.
59. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. - М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.
60. Делез, Ж. Ницше / Ж. Делез. - СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. - 186 с.
61. Делез, Ж. Ницше и философия / Ж. Делез. - М.: Ад Маргинем, 2003. -
392 с.
62. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
63. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998. -288 с.
64. Деррида, Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.
65. Деррида, Ж. Два слова для Джойса / Ж. Деррида // Ад Маргинем'93. Ежегодник. - М.: Лё Ма^теш, 1994. - С. 354-383.
66. Деррида, Ж. Диссеминация / Ж. Деррида. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 608 с.
67. Деррида, Ж. Золы угасший прах / Ж. Деррида // Искусство кино. 1992. № 8. - С. 80-93.
68. Деррида, Ж. Маркс & Сыновья / Ж. Деррида. - М.: Логос-альтера, Eccehomo, 2006. - 104 с.
69. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - М.: Ад Маргинем, 2000. - 512 с.
70. Деррида, Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Ж. Деррида. - М.: Современный литератор, 1999. - 832 с.
71. Деррида, Ж. Отобиографии / Ж. Деррида // Ад Маргинем'93. Ежегодник. М.: Ад Маргинем, 1994. - С. 174-183.
72. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М.: Академический Проект, 2000. -495 с.
73. Деррида, Ж. Письмо японскому другу / Ж. Деррида // Вопросы философии. - 1992. № 4. - С. 53-57.
74. Деррида, Ж. Позиции / Ж. Деррида. - Киев: Д.Л., 1996. - 192 с.
75. Деррида, Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал. - М.: Logos-altera, Ecce homo, 2006. - 256 с.
76. Деррида, Ж. Шпоры: Стили Ницше / Ж. Деррида // Философские науки. - 1991. № 2. -124 с.
77. Димитрова, С.В. Трансцендентные основания личностного бытия / С.В. Димитрова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2009. - Т.9. - № 6. - С. 5-8.
78. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 387 c.
79. Дуплинская, Ю.М. Мифологическое априори и семантика возможных онтологий / Ю.М. Дуплинская. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003. - 164 с.
80. Дуплинская, Ю.М. Смещение архи-письма как инфрарациональная структура дискурса / Ю.М. Дуплинская // Вестник Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова. - 2005. - № 3. - С. 73-77.
81. Зиммель, Г. Избранное. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 400 с.
82. Иванов, В.И. Собрание сочинений в 4 т. / В.И. Иванов. Т. 1. -Брюссель, 1987. - 872 с.
83. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков. - М.: Логос, 1 (2009), С. 6-62.
84. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э.В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1984. - 324 с.
85. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.
86. Колычев, П.М. Различие как основа упорядочивания данных / П.М. Колычев // Труды научно-образовательного центра Экономико-гуманитарные технологии в научно-технической области. - 2012. - Т. 3. - С. 189-198.
87. Колычев, П.М. Релятивная онтология и наука / П.М. Колычев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 9 (137). - С. 273 - 281.
88. Конев, В.А. Критика способности быть (семинары по «Бытию и времени» Мартина Хайдеггера) / В.А. Конев. - Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2000, - 274 с.
89. Конев, В.А. Онтологические особенности мира человека / В.А. Конев. - Самара: Изд-во: «Самарский университет», - 2003. - 72 с.
90. Конев, В.А. Трансцендентальный эмпиризм Ж. Делёза (Семинары по «Различию и повторению») / В.А. Конев. - Самара: Изд-во «Самарский университет», - 2001. - 140 с.
91. Коплстон, Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим / Ф. Коплстон. - Т. I. - М.: Центрполиграф, - 2003. - 354 с.
92. Косиков, Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед / Г.К. Косиков // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. - М., 1989. - С. 35-36.
93. Костина, О.В. К истоку бытия в измерении нормативности / О.В. Костина // Мир человека: нормативное измерение-3. Рациональность и легитимность: Сборник трудов международной науч. конф. (Саратов 13-15 июля 2013 г.) / Редкол. И.Д. Невважай (отв. ред.). - Саратов: ООО Изд-во «КУБиК», -2013. - С.61-65.
94. Костина, О.В. Эстетическое как онтологическое / О.В. Костина // Философия Канта и основания практической философии. Монография / Под общ. Ред. В.Н. Белова, Л.И. Тетюева. - Саратов: Изд-во «Новый проект», - 2013. - С. 133-140.
95. Косыхин, В.Г. Герменевтика постмодерна и философия языка / В.Г. Косыхин // Вопросы культурологии. - 2008. № 7. - С. 7-9.
96. Косыхин, В.Г. Дионисий Ареопагит о соотношении катафатического и апофатического богословия / В.Г. Косыхин // Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства. - Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2010. - С. 114-121.
97. Косыхин, В.Г. Жак Деррида и онтология отсутствия / В.Г. Косыхин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2007, № 6 (ноябрь-декабрь) - С. 11 -14.
98. Косыхин, В.Г. Жизненный мир созерцания: постфеноменологическая экспозиция / В.Г. Косыхин // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. - 2010. № 1(7). - С. 83-90.
99. Косыхин, В.Г. Критика нигилизма Ж. Бодрийяром: риск и очарование фатального / В.Г. Косыхин // Философия и общество. - 2008. № 3. - С. 58-68.
100. Косыхин, В.Г. Метафизика власти и проблема нигилизма в европейской философии / В.Г. Косыхин // Власть. - 2008. № 3. - С. 90-94.
101. Косыхин, В.Г. Нигилизм и диалектика / В.Г. Косыхин. - Саратов: Научная книга, 2009. - 256 с.
102. Косыхин, В.Г. Общность и основание: Dasein, отсутствие, симфема / В.Г. Косыхин // Герменевтика сообщества: материалы конференции. Самара: Изд-во «Самарский университет», - 2011. С. 40-48.
103. Косыхин, В.Г. Онтология и нигилизм: от Хайдеггера к постмодерну / В.Г. Косыхин. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. - 196 с.
104. Косыхин, В.Г. Онтологический нигилизм: герменевтические и теологические интерпретации / В.Г. Косыхин // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2008. Сер. Философия. № 3 (14). - С. 66-73.
105. Косыхин, В.Г. Онто-лингвистичность и вероятностный субъект в современной философии / В.Г. Косыхин // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - Т. 151, кн. 1. С. 21-27.
106. Косыхин, В.Г. Становление сущности: Ницше и онтологическая история нигилизма / В.Г. Косыхин // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2012, Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3. - С. 15-19.
107. Кудряшов, А.Ф. Развитие, эволюция, коэволюция: соотношение понятий / А.Ф. Кудряшов // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. № 1 (1). - С. 640-644.
108. Кудряшов, А.Ф. Современная онтология: актуальные проблемы / А.Ф. Кудряшов // Вестник Башкирского университета. - 2009. - Т. 14. № 3-1. - С. 11941199.
109. Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский. - М.: Академический проект, 2011. - 160 с.
110. Куренной, В. А. Иррациональная сторона рационального / В. А. Куренной // Отечественные записки. - 2013. - № 1 (52). - С. 70-78.
111. Леонтьева, Е.Ю. История и методология науки: учеб. пособие / Леонтьева Е.Ю.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - 64 с.
112. Леонтьева, Е.Ю. Рациональность и её типы: генезис и эволюция: учеб. пособ.(гриф). Рек. редакц.-издат. советом Рос. акад. образования / Леонтьева Е.Ю.; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М.; Воронеж, 2006. - 256 с.
113. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние Постмодерна / Ф. Лиотар. - СПб.: Алетейя, 2015. - 541 с.
114. Лосев, А.Ф. Миф, число, сущность / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1994. -
526 с.
115. Лосев, А.Ф. Словарь античной философии: (Избранные статьи) / А.Ф. Лосев. - М.: Мир идей, 1995. - 232 с.
116. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1975. - 880 с.
117. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая Школа, 1963. - 443 с.
118. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1968. - 563 с.
119. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев.
- М.: Мысль, 1993. - 959 с.
120. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. -
624 с.
121. Лосский, Н.О. Обоснование интуитивизма / Н.О. Лосский. - М., Изд-во «Правда», 1991.
122. Лосский, Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. - М.: Республика, 1995. - 400 с.
123. Малкина, С.М. Деконструкция и интерпретативные стратегии постметафизического мышления / С.М. Малкина. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та,
- 2011.
124. Малкина, С.М. Постметафизические стратегии философии Жиля Делёза: топология философских пределов / С.М. Малкина // Вестник РГГУ. 2012. № 17 (97). Серия «Философские науки. Религиоведение». - С. 33-42.
125. Малкина, С.М. Преодоление метафизики и судьба бытия в философии М. Хайдеггера / С.М. Малкина // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2011. Т. 153, кн. 1. - С. 66-77.
126. Малкина, С.М. Этические аспекты проблемы текста в творчестве У. Эко / С.М. Малкина // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2007. Т. 7. - Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2. - С. 36-43.
127. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. - М., 2003. -
280 с.
128. Манн, Т. Собрание сочинений / Т. Манн. - Т. 10. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. - 696 с.
129. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
130. Мамардашвили, М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности / М.К. Мамардашвили. - М.: Логос. — 2004. — 240 с.
131. Мамардашвили, М.К. Нигилизм и национальный вопрос / М.К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - С. 315-319.
132. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени» / М.К. Мамардашвили. — СПб.: Изд-во Рус. Христиан. Гуманитар. ин-та, 1997. - 571с.
133. Мартынович, С. Ф. Рационально-эмпирическое исследование мифа: проблемы становления / С.Ф. Мартынович // Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн / Материалы международной научно-практической конференции «Дыльновские чтения», 12 февраля 2014. - Саратов, Издательство «ООО Издательский центр «Наука» 2014. - С. 358-364.
134. Мартынович, С. Ф. Философия науки: моменты становления / С.Ф. Мартынович // Образование в современном мире: Сб. науч. статей. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2013. Выпуск 8. - С. 157-161.
135. Мейдер, В.А. Концепции современного естествознания: учеб.-метод. комплекс / В.А. Мейдер. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2009. - 520 с.
136. Мейдер, В.А. Проблема материального и идеального в математическом познании / В.А. Мейдер // Вестник Волгогр. гос.ун-та. Сер.7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2002. - Вып. 2. - С. 5-12.
137. Мокин, Б.И. Принцип самоорганизации в анализе развития человека и общества / Б.И. Мокин // Цивилизация и человек. - Саратов. 2012 № 4. - С.35-44.
138. Мокин, Б.И. Современная философия: «закат» или развитие Б.И. Мокин // Известия Саратовского госуниверситета. Новая серия. 2010. - С.29-33.
139. Мокин, Б.И., Косыхин, В.Г. Мартин Хайдеггер и онто-герменевтическая трансформация философии / Б.И. Мокин, В.Г. Косыхин. -Саратов: Саратовский источник, 2016. - 184 с.
140. Навроцкий, Б.А., Дильман, А.А. Является ли принятие решения целерациональным процессом? / Б.А. Навроцкий, А.А. Дильман // Вестник ВолгГАСУ. Серия: Гуманитарные науки, - Волгоград, 2004. Выпуск 5(11). -С.176-178.
141. Нанси, Ж.-Л. Бытие единичное множественное / Ж.-Л. Нанси. - М.: Логвинов, 2004. - 272 с.
142. Ницше, Ф. Веселая наука / Ф. Ницше. - М.: Азбука-классика, 2011. -
352 с.
143. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. - М.: Культурная Революция, 2005. - 448 с.
144. Ницше, Ф. Генеалогия морали / Ф. Ницше. - М.: Азбука-Классика, 2000. - 224 с.
145. Ницше, Ф. Несвоевременные размышления / Ф. Ницше. - М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2012. - 352 с.
146. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше. -Харьков: Фолио, 2009. - 224 с.
147. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. - М.: Эксмо, 2013. -
240 с.
148. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм / Ф. Ницше. - М.: Азбука-классика, 2008. - 208 с.
149. Ницше, Ф. Сочинения в 2-х томах / Ф. Ницше. - М.: Мысль,1990.
150. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. - М.: АСТ, ACT Москва, Neoclassic, 2009. - 320 c.
151. Ницше, Ф. Ecce Homo. Антихрист / Ф. Ницше. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. - 224 с.
152. Носков, В. Г. Перекличка веков. Размышления, суждения, высказывания / В.Г. Носков. - М.: Мысль, 1990. - 148 с.
153. Ойзерман, Т.И. Диалектический материализм и история философии: историко-философские очерки. — М.: Мысль, 1979. — 308 с.
154. Ойзерман, Т. И. Проблема рациональности и современный философский антиинтеллектуализм / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. -1979. - № 2. - С. 96-109.
155. Ойзерман, Т. И. Рациональное и иррациональное / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. - 1977. - № 2. - С. 82-85.
156. Паткуль, А.Б. Время как горизонт понимания бытия в фундаментальной онтологии / А.Б. Паткуль // Horizon. Феноменологические исследования. - Том 1 (1), - 2012. - С. 28 - 47.
157. Паткуль, А. Б. Неявные условия современной онтологии / А. Б. Паткуль // Эпистемы : сборник научных статей. Вып. 8: Проблемы современной онтологии. — Екатеринбург : Ажур, - 2013. - C. 4-20.
158. Позднева, С.П. Диалектика хаотичного / С.П. Позднева // Наука. Ценности. Человек. - М., 2001. - С. 13-21.
159. Позднева, С.П. Феноменология хаоса / С.П. Позднева // Современная картина мира: общество, время, пространство. - Саратов, 2001. - С. 41-45.
160. Порус, В.Н. Тождество "я" - конфликт интерпретаций / В.Н. Порус // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 3. - С. 27-35.
161. Порус, В. Н. Философия науки: современные интерпретации / В.Н. Порус // Высшее образование в России. - 2006. - № 5. - С. 128-143.
162. Пригожин, И.Р. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках / И.Р. Пригожин. - М., УРСС, 2002. - 451 с.
163. Пригожин, И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И.Р. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
164. Пригожин, И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. - 1991, № 6, С. 46-52.
165. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 1. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис, 1997. -336 с.
166. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис, 1997. - 704 с.
167. Рожков, В.П., Фриауф, В.А., Дуплинская, Ю.М., Белов, В.Н. История западной и русской философии / В.П. Рожков, В.А. Фриауф, Ю.М. Дуплинская, В.Н. Белов. - Саратов: Саратовский источник, 2009. 295 с.
168. Соловьев, В.С. Кризис Западной философии (Против позитивистов) / В.С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1988.— С. 3138
169. Соловьев, В.С. Идея сверхчеловека / В.С. Соловьев. - М.: Советская Россия, 1990. - 496 с.
170. Соловьев, В.С. Литературная критика / В.С. Соловьев. - М.: Современник, 1990. - 424 с.
171. Соловьев, В.С. О христианском единстве / В.С. Соловьев. - М.: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 1994. - 336 с.
172. Соловьев, В.С. Оправдание добра / В.С. Соловьев. - М.: Академический проект, 2010. - 672 с.
173. Соловьев, В.С. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэмы. Из «Трех разговоров» / В.С. Соловьев. - СПб.: Художественная литература. Санкт-Петербургское отделение, 1994. - 528 с.
174. Солодухо, Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира / Н.М. Солодухо // Вопросы философии. - 2002. № 6. - С. 176-184.
175. Солодухо, Н.М. Общая теория неоднородности и синергетика об организации систем. Колл. монография / Под общ. ред. Н. М. Солодухо. По матер. Междун. (СНГ) семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2006. - 183 с.
176. Степин, В.С. О рациональности в современной культуре / В.С. Степин // Вестник Московского университета. Сер.3, Философия. - 2013, № 67. - С.19 -24.
177. Стризое, А.Л. Власть рисков и риски власти /А.Л. Стризое //Власть. -2012. - №3 - С.16-20.
178. Стризое, А.Л. Концепция общества риска и некоторые современные проблемы безопасности личности, общества, государства /А.Л. Стризое // Вестник Волгоградской Академии МВД. - 2015. №2. - С.157-163.
179. Уайтхед, А. Избранные работы по философии: Пер. с англ. / А. Уайтхед, сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя - М.: Прогресс, 1990. - 720 с.
180. Уитроу, Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу. - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 400 с.
181. Устьянцев, В.Б. Общество знаний: риски становлений / В.Б. Устьянцев // Инновационное общество — новая историческая эпоха цивлизационного развития. - Саратов, 2009. - С.123-133.
182. Устьянцев, В.Б. Судьбы диалектики и поиски новой методологии /
B.Б. Устьянцев // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. № 1. -
C.163-165
183. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / А.В. Лебедев. Серия «Памятники философской мысли». - М.: Наука. 1989, - 420 с.
184. Франк, С.Л. Сочинения - С.Л. Франк. - М.: Правда, 1990. - 608 с.
185. Франк, С. Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека : опыт введ. в филос. психологию / С. Л. Франк. - СПб. : Наука, 1995. - 633 с.
186. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманит. наук / М. Фуко. - М.: А-cad , 1994. 408 с.
187. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2012. -416 с.
188. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М.: Ad Ма^тет, 1997. - 452 с.
189. Хайдеггер, М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. - СПб.: «Высшая религиозно-философская школа», 1997. - 302 с.
190. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993. - 447 с.
191. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. - М.: Издательство «Русское феноменологическое общество», 1997. - 176 с.
192. Хайдеггер, М. Мой путь в феноменологию / М. Хайдеггер // Логос. -М., 1994. № 6. - С. 311-314.
193. Хайдеггер, М. Ницше и пустота / Мартин Хайдеггер; [сост. О.В. Селин]. - М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. - 304 с.
194. Хайдеггер, М. Ницше. Т. 1. Пер. с нем. / М. Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2006. 608 с.
195. Хайдеггер, М. Ницше. Т. 2. Пер. с нем. / М. Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2007. -456 с.
196. Хайдеггер, М. О «Линии» / М. Хайдеггер // Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 65-120.
197. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. -СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 448 с.
198. Хайдеггер, М. Положение об основании / М. Хайдеггер. - СПб.: Алетейя, 2000. - 289 с.
199. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. - Томск: Водолей, 1998. - 384 с.
200. Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. -М.: Изд-во Гнозис, 1993. - 464 с.
201. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего период творчества / М. Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
202. Хайдеггер, М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина / М. Хайдеггер. -СПб.: Академический Проект, 2003. - 320 с.
203. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М.: Издательство Гнозис, 1993. - 417 с.
204. Хайдеггер, М. Цолликонеровские семинары [О Daseinanalytik'е] / М. Хайдеггер // Логос. Философско-литературный журнал. - М., 1992. № 3. - С. 8297.
205. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? / М. Хайдеггер. - М.: Издательский дом Территория будущего, 2006. - 320 с.
206. Хайдеггер, М., Ясперс, К. Переписка / М. Хайдеггер, К. Ясперс. - М.: Ad Marginem, 2001. - 415 с.
207. Черняков, А.Г. Онтологическая дифференция и темпоральность // Вопросы философии. - 1997. № 6. - С. 136-151.
208. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - М.: Эксмо, 2015. - 160 с.
209. Штегмайер, В. Деконструкция и герменевтика. К дискуссии о разграничении // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка Х., Маркова Б.В. - СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999. - С. 4-9.
210. Юдин, А.И. П.Л. Лавров о проблеме: интеллигенция и народ, интеллигенция и власть / А.И. Юдин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 111. - № 7. - С. 237-242.
211. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / У. Эко. -СПб: Simposium, 2004. -544 с.
212. Behler, E. Confrontations Derrida/Heidegger/Nietzsche. / E. Behler. Trans. Steven Taubeneck. - Stanford: Stanford University Press, 1991. - 513 p.
213. Broad, Ch. Examinationas of McTaggart's philosophy, vol. II, part 1 / Ch. Broad. - Cambridge, 1938. - 251 p.
214. Brian, L. Perspectivism in Nietzsche's Genealogy of Morals / L. Brian // Nietzsche, Genealogy, Morality / Richard Schacht Ed. - Berkeley: University of California Press, 1994. - 351 p.
215. Cave, P.G. The Dialectic of Becoming in Hegel's Logic // The Owl of Minerva. - Vol. 16. - Iss. 2. - 1985. - P. 147-160.
216. Fokkema, D. W. The semantic and syntactic organisation of postmodernist texts / D. W. Fokkema // Approaching postmodernism. Amsterdam etc., 1986. - P. 8082.
217. Foucault, M. Ou'est-ce qu'un auteur? / M. Foucault // Bull. de la Soc. fr. de philosophie. P. - 1969. - N. 63. - P. 73-104.
218. Graham, P. Composing the Soul / P. Graham. - Chicago: The University of Chicago Press, 1994. - 369 p.
219. Grunbaum, A. The status of temporal becoming. The philosophy of time / A. Grunbaum. - N. Y., 1967. - 521 p.
220. Henry, S. Nietzsche's Voice / S. Henry. - Ithaca: Comell University Press, 1990. - 234 p.
221. Jameson, F. Postmodernism or the cultural logic of late capitalism / F. Jameson // New left rew. L.,1984. - № 146. - P. 62-87.
222. Kosykhin, V.G. Suspension of the One: Badiou's Objective Phenomenology and Politics of the Subject / V.G. Kosykhin // Politics of the One / Ed. by A. Magun. N.Y., L., New Delhi, Sydney: Bloomsbury, 2013. - P. 71-85.
223. Levin, D. The Opening of Vision: Nihilism and the Postmodern Situation / D. Levin. - London: Routledge, 1988. - 560 p.
224. Levinas, E. Existence and Existents / E. Levinas. - The Hague and Boston: Martinus Nijhoff, 1978. - 101 p.
225. Levinas, E. Martin Heidegger and Ontology / E. Levinas // Diacritics. -John Hopkins University Press, 1996. - Vol. 26. - № 1. - P. 11-32.
226. Levinas, E. Otherwise than Being or Beyond Essence / E. Levinas. -Pittsburgh: Duquesne University Press, 1998. - 206 p.
227. Lowith, K. Martin Heidegger and European Nihilism / K. Lowith. - N.Y.: Columbia University Press, 1998. - 304 p.
228. McTaggart, J.M.E. The nature of existence, vol. 2 / J.M.E. McTaggart. -Cambridge, 1927. - 201 p.
229. Nehamas, A. Nietzsche: Life as Literature / A. Nehamas. - Cambridge: Harvard University Press, 1985. - 418 p.
230. Prigogine, I. From Being to Becoming: Time and Complexity in the Physical Sciences / I. Prigogine. - SanFrancisco: W.H. Freeman&Co., 1980. - 278 p.
231. Richard, S. Making Sense of Nietzsche / S. Richard. - Urbana: University of Illinois Press, 1995. - 231 p.
232. Taylor, Ch. Overcoming Epistemology / Ch. Taylor // After Philosophy / Kenneth Saynes, James Bohrnan, and Thomas McCarthy Eds. - Cambridge: MIT Press, 1987. 431 p.
233. Vattimo, G. Nihilism and Emancipation: Ethics, Politics and Law / G. Vattimo. - Baltimore: Columbia University Press, 2006. - 160 p.
234. Whitehead, A. Process and Reality / A. Whitehead. - New York: The Free Press, 1978. - 413 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.