Диалектика бытия и ничто: классика и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Обыдённый, Денис Николаевич

  • Обыдённый, Денис Николаевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 144
Обыдённый, Денис Николаевич. Диалектика бытия и ничто: классика и современность: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Воронеж. 2006. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Обыдённый, Денис Николаевич

Введение.

Глава I. Бытие и ничто в пространстве онтологии разума.

§ 1.1. У логических истоков проблемы.

§ 1.2. Онтология Г.Гегеля: «онтологическая симметрия» и проблема становления.

§1.3. «Онтологическая симметрия» как граница кантовской категориально

Глава II. Диалектика бытия и ничто в горизонте «человеческой реальности»: онтологические перспективы философии экзистенциализма.

§2.1. Экзистенция и бытие.

§ 2.2. Свобода - ничто экзистенции.

§ 2.3. Становление как событийность экзистенции, бытия и ничто.

Глава III. Бытие и ничто в философских традициях Запада и Востока.

§3.1. Философская онтология и основания культуры.

§ 3.2. Онтологическая симметрия и рождение «культуры бытия».

§3.3. Восток: небытийственное ничто абсолюта.

Глава IV. К философским основаниям онтологии XXI века.

§4.1. Проблемное пространство современной онтологии.

§ 4.2. «Единственно возможный мир»: к онтологии виртуальной реальности и синергетики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Диалектика бытия и ничто: классика и современность»

Актуальность темы исследования. Проблематика, связанная с категориями бытия и ничто концентрирует в себе ряд принципиальных онтологических вопросов, по сей день представляющих жгучий интерес для философской мысли. Диалектическая симметрия бытия и ничто образует горизонт раскрытия и тематизации философских проблем, которые не позволяют иссякнуть «факельной эстафете» (Ф.Ницше) философствования.

Современная философия, равно как и наука (особенно междисциплинарные области исследований: виртуалистика и синергетика) испытывают теоретическую потребность в тематизации таких фундаментально-онтологических феноменов как свобода, творчество, случайность, полиспектральность возможных сценариев становления универсума, неопределённость и т.д. Сказанное в свою очередь требует коренного переосмысления основ онтологии (классической, прежде всего) в попытке наметить перспективы онтологического дискурса, способного концептуализировать сложный, порою парадоксальный характер тех проблем, которые поднимает мысль современности. Пожалуй, уже с середины XIX века (это проступает в поздних работах Ф.Шеллинга, сочинениях С.Къеркъегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше) душа и ум человека всё меньше и меньше поддаются усыпляющему покою надежности «предустановленной гармонии». Но только мысль XX века стремится обнаружить тот концептуальный горизонт, в котором предчувствия и интуиции, идущие от основ существующего, обретут свою понятийную ясность и логическую строгость. Именно здесь и происходит обращение к категориальности бытия и ничто, фундаментальность роли которых уже Г.Гегель попытался увидеть в истоке генезиса становления. Бесспорно, онтологическая одиссея бытия и ничто, их диалектика начинается не с Гегеля (так же как на его философии она и не заканчивается), своими корнями уходя вглубь философской старины, туда, где звучит слово Гераклита, Парменида и Платона, чтобы спустя века появиться в самом сердце онтологической проблематики современности.

Почему диалектическая симметрия бытия и ничто так неотступно затребована онтологией? В чём заключается логическая, парадигмальная и мировоззренческая потребность в данного рода категориальности, вне которой мышлению невозможно подступиться к будоражащим его вопросам? Какова та роль, которую выполняет диалектика бытия и ничто в философской онтологии, человеческой культуре и становлении событийности человека и мира? Ответить на данные вопросы, увидеть их логическую и фундаментально-онтологическую сопричастность диалектике бытия и ничто является основной целью настоящего исследования. Степень разработанности проблемы.

В русле как классического, так и современного философствования всегда явно или неявно присутствовал особый интерес к исследуемой проблематике. Это можно отчётливо увидеть, обратившись к творчеству А.Августина, Ф.Аквинского, Аристотеля, Г.Гегеля, Р.Декарта, И.Канта, Н.Кузанского, Г.Лейбница, Парменида, Платона, Плотина, Б.Спинозы, И.Фихте, Ф.Шеллинга и др. Свою лепту в освоение специфики категори-альности бытия и ничто внесли работы мистиков: Ф.Баадера, Я.Бёме, М.Экхарта и др. В XIX веке, на заре появления неклассического философствования проблематика бытия и ничто приобретает нарастающую актуальность. Это связано, прежде всего, с переосмыслением фундаментальных философских понятий, таких как свобода, творчество, спонтанность существования т.д. Здесь необходимо указать на труды С.Къеркъегора, А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. В первой половине XX века проблематика бытия и ничто разрабатывалась как представителями экзистенциальной философии, так и онтологической традиции в целом (в том числе и естественнонаучной): А.Бергсоном, О.Ф. Больновым, Н.Гартманом, А.Кожевым, И.Пригожиным, Ж.-П.Сартром, П.Тиллихом, А.Уайтхедом, М.Хайдеггером, А.Эйнштейном, К. Ясперсом, О.Шпенглером и др. Не остались равнодушны к указанной проблеме и отечественные мыслители, представители философии Серебряного века: Вл. Соловьёв, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и др. Среди авторов, посвятивших своё творчество исследованию концептов бытия и ничто в русле изучения восточной философии следует отметить С.Радхакришнана, С.Рамачараку, Д.Т.Судзуки, Г.Д.Тинлея Ф.И.Щербатского, А.Уотса, и т.д.

На современном этапе становления философской мысли диалектика бытия и ничто освещается в трудах представителей самых различных направлений (от экзистенциализма до методологии науки). Среди них особенно следует выделить работы: И.А.Акчурина, А.В.Ахутина, В.В.Бибихина, А.С.Богомолова, П.П.Гайденко, Д.В.Джохадзе, Ф.М.Гиренка, В.Д.Губина, Л.А.Доброхотова, М.В.Желнова, Б.Г.Кузнецова,

B.А.Кутырёва, М.С.Кагана, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили, Н.А.Мещеряковой, Ю.В.Сачкова, B.C. Стёпина, Н.М.Солодухо,

C.Н.Ставцева С.С.Хоружего, А.Н.Чанышева, и др.

Вместе с тем сама проблематика диалектики бытия и ничто в философской онтологии ещё не получила достаточной разработки. Это обусловлено в значительной степени тем, что сами основы неклассического философствования ещё не вполне ясны. Выражаясь в терминологии Т.Куна, современное философствование переживает период своего рода революции, смены парадигмы. Во многом причиной этому служит коренное переосмысление не только общефилософских, но и мировоззренческих вопросов, что вызвано тем, что к участию в философском дискурсе подключаются такие междисциплинарные направления как синергетика и виртуалистика. Всё это в своей целокупности приводит к необходимости пересмотра ряда первостепеннейших онтологических принципов и, прежде всего, того сущностного «топоса», который занимают в философии концепты бытия и ничто в их диалектичности раскрывающие пространство онтологического дискурса.

Именно поэтому в данной работе предпринята попытка целостного рассмотрения диалектики бытия и ничто в классической и современной философии, с целью выхода в единое поле проблемы, задаваемой онтологической симметрией указанных концептов.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ диалектики бытия и ничто в классической и неклассической философской онтологии, с последующим выходом в дискурсивное пространство онтологии современности.

Задачи исследования:

Концептуализация диалектики бытия и ничто в едином пространстве философской онтологии;

Выявление подходов к проблематике, обнаружение смысловых слоев диалектики бытия и ничто в пространстве онтологического дискурса классики и современности;

Анализ онтологической симметрии бытия и ничто в перспективе постклассической онтологии в связи с проблематикой, разрабатываемой в русле синергетики и виртуалистики.

Объект исследования: Диалектика бытия и ничто. Предмет исследования: Проблемное пространство диалектики бытия и ничто (подходы, решения, тенденции, перспективы). Методы исследования:

Метод историко-логической реконструкции проблематики с целью выхода к конституирующим её онтологическим принципам;

Метод сравнительно-сопоставительного анализа проблемы в контексте её генезиса с целью выявления и сопоставления основных подходов к постановке и решению проблемы;

Логико-систематический метод, позволяющий увидеть проблему на уровне целостных концептуальных структур, обнаруживающих специфику и генезис проблемы;

Метод текстуального и контекстуального анализа - рассмотрение искомой проблематики в горизонте тех теоретических вопросов и миров, к тематизации которых она привлекалась;

Феноменологический метод, сочетающийся с отказом от прямой предикации, избирающий путь указания на горизонт применения концепта.

Научная новизна работы:

Осуществлён целостный анализ диалектики бытия и ничто в классической и современной онтологии;

Выделены основные подходы к концептуализации диалектики бытия и ничто: бытие как сущее, ничто как дорефлективное содержание; бытие как непредметный горизонт «мирности», ничто как «без-основность» свободы; диалектика бытия и ничто в контексте концепта события; симметрия бытия и ничто как исследовательская парадигма;

Обнаружена связь философской онтологии, задаваемой симметрией бытия и ничто, с культурными парадигмами: западная «культура бытия» и «небытийственное ничто» восточного миросозерцания;

Рассмотрены возможные перспективы построения неклассической онтологии в её связи с синергетикой и виртуалистикой: онтологическая симметрия как философское основание неклассической онтологии.

На защиту выносятся следующие положения:

Онтология классического рационализма, вершиной которой является философия Г.Гегеля, мыслила диалектику бытия и ничто в категориях предметной определённости. Логическим следствием предметного понимания бытия (бытие как сущее) и ничто стала общая для классики неспособность понять становление иначе, чем процесс развертывания (предикации) исходной сущности;

Тем не менее, уже в рамках классической онтологии намечаются новые перспективы, обнаруживаемые в качестве проблемных узлов философских систем: тематизация Г.Гегелем момента развития системы «до» становления как непредметного, а потому конституированного неопределённостью и логически следующей отсюда случайностью; предпосылки экзистенциального подхода к проблематике бытия и ничто в философии И.Канта, связанные с пониманием бытия как «чистого полага-ния», а ничто как горизонта невозможности теоретического удостоверения субъективности в незыблемости собственного существования;

В философии экзистенциализма, где на первый план рассмотрения выступает «человеческая реальность», диалектика бытия и ничто тематизируется как свершающаяся в событии встреча (взаимосвязь) ничто как без-основности человеческой свободы и бытия как непредметного горизонта открытости мира. В экзистенциализме впервые диалектика бытия и ничто мыслится как образующая незавершенную и непредопреде-лённую (свободную) перспективу становления личности;

Фундаментальные онтологические структуры кристаллизуют в себе имманентную специфику культуры, поскольку являются мировоззренческими a priori, обусловливающими характер отношения человека к миру и самому себе. Диалектика бытия и ничто, онтологическая симметрия причастна освоению Западом концепта воли и креационизма, как свободного творческого полагания. Это позволяет говорить о том, что основы осмысления христианского наследия, сформировавшего идеальный облик западного человека как творческой личности, глубоко укоренены в переживании исходной онтологической симметрии. Отсутствие онтологической симметрии бытия и ничто на Востоке выводит на первый план понимания человеком мира и себя концепцию неразличимого в себе абсолюта (Нирвана, Дао, Пустота и т.д.), что влечёт за собою умаление личностного, свободного и творческого начала;

Онтология современности вместе с экзистенциализмом испытывающая на себе влияние междисциплинарных подходов в познании (синергетика, виртуалистика, теория возможных миров) имманентной себе тенденцией имеет обоснование таких феноменов, как случайность, неопределённость, незавершенность мира и непредопределённость становления. Именно в концептуальном горизонте диалектики бытия и ничто намечается выход к таким, тематизируемым в рамках синергетики и виртуалистики феноменам, как «полионтичность», «возможные миры», «случайность», «нелинейность», «фундаментальная ассиметрия универсума» и т.д. Практическое значение диссертации.

Результаты исследования, представленные в работе, выводят понимание исходной проблемы диалектики бытия и ничто на фундаментальный уровень философского и общенаучного дискурса, что создает перспективу дальнейшей разработки указанной проблематики в пространстве онтологии, философской антропологии, методологии современной науки, способствующую раскрытию онтологической сущности таких феноменов как свобода, случайность, становление и т.д.;

Материалы, логические построения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе чтения как общих курсов по философии, истории философии, методологии науки, так и при разработке специализированных курсов, посвященных различным аспектам философской онтологии.

Апробация работы.

Положения и выводы диссертационной работы нашли отражение в 7 публикациях автора. Материалы, послужившие основой исследования, докладывались на ежегодных заседаниях научной сессии факультета, пленарном заседании, а также на международной конференции аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2006» (г. Москва, 2006 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Обыдённый, Денис Николаевич

Заключение

Завершив данное исследование, подведём некоторые итоги и наметим контуры дальнейшей работы над заявленной темой. Диалектика бытия и ничто, онтологическая симметрия, образуемая этими концептами, проходит красной нитью сквозь ткань философской традиции, отражающей попытки мышления «совладать» (М.Хайдеггер) с такими проблемами как становление, свобода, творчество и т.д. Вне их диалектической взаимосвязи невозможно понять не только вопросы, которые не смогла разрешить классическая рациональность, но и осознать ту картину мироздания, над созданием которой трудится неклассическая философская мысль. Основную трудность, несомненно, составляет то, что бытие и ничто, а тем более их диалектика относятся не только (и не столько) исключительно к теоретическим вопросам онтологии, но и служат глубинными a priori, мировоззренческими концептами, которые определяют наши представления о мире и самих себе.

Мир, увиденный сквозь призму указанной онтологической симметрии, где «ничто» не является промелькнувшей лишь однажды и тотчас же забытой реалией гегелевской онтологии (забытой, в том числе и собственным творцом), предстает как принципиально незавершенный, непредсказуемый. Причём, надо полагать, само понятие мира включает в себя не только природу, но и общество, саму человеческую историю. Знаменитая статья Фукуямы о завершении истории, её пафос - имеет ли он смысл, если мир, как и сама история, несут в себе источник собственной незавершенности, постоянно сбывающейся новизны? Имманентная вверженность экзистенции в диалектику бытия и ничто - именно так можно не только объяснить, но и феноменологически схватить творчество, человеческое самосозидание. Классическая философия истории пыталась историчности мира навязать жёсткую необходимость, вводя её под маской различных концептов (от идеи божественного предопределения у Августина до гегелевской «хитрости мирового разума» и жёсткой детерминации развития общественных формаций в творчестве К.Маркса). Теперь же, увидев историю в пространстве, формирующемся «свободой-в-мире», раскрываемой диалектикой бытия и ничто, становится возможным подвергнуть переосмыслению и сам характер исторического процесса, и место в нём человеческой свободы.

Рассмотрение диалектики бытия и ничто под неклассическим углом зрения (не сводящим бытие к сущему, а ничто лишь к формально абстрактной противоположности этого сущего) позволяет глубже понять и истоки западноевропейской культуры, имманентную ей специфику. Это наглядно показало себя при сопоставительном анализе мировоззренческих доминант культур Запада и Востока. Именно в диалектике бытия и ничто следует искать истоки западной свободы (свободы воли). Но здесь же свершаются все взлёты и падения западной культуры, ибо свобода сама по себе, являясь измерением онтологии, находится по ту сторону добра и зла. Ничто, поглощающее бытие или бытие, поглощающее ничто (однозначной трактовки нирваны, как известно не существует), - основание принципиально иной культуры и принципиально иного экзистенциального переживания свободы, знаменующего собою архетип восточной онтологии. Той самой онтологии, в которой нет, и не может быть ни становления, ни развития.

Онтологическая симметрия бытия и ничто имеет прямой и непосредственный выход к темам, являющимся не только теоретически значимыми, но и волнующими воображение современного человека, пожалуй, впервые переживающего крушение «единственно возможного мира». Синергетика и виртуалистика, прямо указывающие на онтологию случайности, обосновывающие полионтичность, отрицающие линейность и жесткую преемственность фундаментальных онтологических процессов, на уровне общефилософской рефлексии предполагают под собою логическую необходимость признания диалектики бытия и ничто как непредметности и сущностной неопределённости (непредопределённости) становления мира. Лишь в горизонте диалектики бытия и ничто возможно обоснование свободы человека, незавершенности мира, коэволюции человека и универсума и т.д.

Исходя из совокупности указанных выше причин, можно сделать обоснованный самой внутренней логической потребностью современной философии вывод: диалектика бытия и ничто играет важнейшую роль в структуре философской онтологии. Без неё философская мысль современности, столкнувшись с имманентно присущими её общей тенденции проблемами, грозит рассыпаться калейдоскопом полунаучных, либо полумистических дискурсов, растратить впустую своё, веками собиравшееся, богатство. Богатство логической строгости, понятийной ясности и концептуальной глубины. То есть то, что и составляет саму суть любви к мудрости.

Ясно одно: едва лишь мы уходим от диалектического понимания онтологии, от непредметности бытия и ничто, как универсум приобретает черты гигантского внутренне завершенного монолита, в рамках которого расписаны все роли, распределены все места, где будущее уже заложено в дне вчерашнем и есть лишь его логическое продолжение и т.д. Вне диалектики бытия и ничто, вне порождаемой ими сущностной неопредёленности самих оснований мира и нашего собственного существования всё вокруг превращается в спектакль марионеток, подстегиваемых «хитростью мирового разума», «естественной необходимостью развития», «законами эволюции» и т.д. Именно поэтому обнаружение диалектики бытия и ничто в глубинах как классической, так и постклассической онтологии, а особенно той конструктивной роли, которая отводится симметрии бытия и ничто в рамках современной онтологии, есть не только исключительно результат познания, но и воплотившаяся в нём надежда на то, что человек существует как свободный в мире, открытом для творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Обыдённый, Денис Николаевич, 2006 год

1. Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я.Ф.Аскин. М.: «Мысль», 1977. - 188 с.

2. Башляр Г. Новый рационализм / Г.Башляр. М.: Прогресс, 1987. -320 с.

3. Бергсон А. Творческая эволюция / Анри Бергсон // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999. С.8-414.

4. Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Николай Бердяев. М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. -http://www.vehi.net/berdyaev/tvorch/index.html

6. Бердяев Н.А. Философия свободы / Николай Бердяев. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 333, 3. с.

7. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 456 с.

8. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли // Беркли Дж. Сочинения. М.: Наука, 1978. С. 139-248.

9. Бимель В. Мартин Хайдеггер, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) / Вальтер Бимель. Урал LTD, 1998. - 288 с.

10. Ю.Богомолов А.С. Диалектический логос: становление античной диалектики / А.С.Богомолов. М.-. Мысль, 1982. - 263 с.

11. П.Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма / Отто Ф. Больнов. -СПб.: Издательство «Лань», 1999.-224 с.

12. Бубер М. Проблема человека / Мартин Бубер // Бубер М. Два образа веры. -М.: ООО «Издательство ACT» , 1999. С. 202-300.

13. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения / С.Н.Булгаков. М.: Республика, 1994. - 415 с.

14. Н.Быкова М. Гегелевский феномен современности, или Насколько Гегель близок к модерну. // «Логос» № 5-6 (31), М., 2001. С. 18-27,

15. Быкова Н.Ф. О гегелевской концепции субъективности / Н.Ф.Быкова //Логос. 1992. - №1. - С. 190-207.

16. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Людвиг Витгенштейн // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М.: «Гно-зис», 1994.-С. 1-75.

17. Гадамер Г. Актуальность прекрасного // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. -М.: «Искусство», 1991. С.265-322.

18. Гадамер Г. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики / Ханс Георг Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 708 с.

19. Гадамер Г. Семантика и герменевтика // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. -М.: Искусство, 1991. С.59-70.

20. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М. 1997. -456 с.

21. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс / Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. -М.: Политиздат, 1991. 367 с.

22. Гартман Н. Познание в свете онтологии (http://www.elenakosilova.narod.ru/studia/hartmann.htm);

23. Гартман Н. Систематическая философия в собственном изложении / Николай Гартман // Фауст и Заратустра. СПб.: Азбука, 2001. С.207-275.

24. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник 1988. М., 1988. 105-245.

25. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. -М.: «Мысль», 1998. 1072 с.

26. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: «Наука»,1994.-443 с.

27. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. М.: «Мысль». - 471 с.

28. Гейзенберг В. Физика и философия / Вернер Гейзенберг // Гейзен-берг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука,1990. - С. 5135.

29. Гейзеиберг В. Часть и целое / Вернер Гейзенберг // Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1990. - С. 136-356.

30. Гиренок Ф.М. Метафизика пата. Косноязычие усталого человека. М., «Лабиринт», 1995.- 267 с.

31. Гиренок Ф.М. Ускользающее бытие. -М, ИФРАН, 1994. 350 с.

32. Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции / В.А.Гдядков. -М.: Наука, 1982. -281 с.

33. Говорунов А.В. Человек в ситуации виртуальной реальности. -(http://anthi-opology.ru/ru/texts/govorun/virt.html).

34. Горнштейн Т.Н. Философия Николая Гартмана / Т.Н. Горнштейн. -Ленинград: Наука, 1969. 279 с.

35. Готт.В.С., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления / Готт.В.С., Землянский Ф.М. М.: Высш. Школа, 1981.-319 с.

36. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

37. Гудмен Н. Способы создания миров. М.: Идея-Пресс, Логос, Прак-сис, 2001.-376 с.

38. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В.Гулыга. М.: Мысль, 1986.-335 с.

39. Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга / Гулыга А.В. // Шеллинг Ф.В. Сочинения. -М.: Изд-во «Мысль», 1998. С. 5-47.

40. Гуссерль Э. Идея феноменологии / Эдмунд Гуссерль // Фауст и Зара-тустра. СПб.: Азбука, 2001. С. 160-206.

41. Декарт Р. Рассуждение о методе //Декарт Р. Сочинения в 2т. Т.1. -М.: Мысль, 1989.С.89-150.

42. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. С.7-110.

43. Джохадзе Д.В. Диалектика эллинистического периода / Д.В.Джохадзе. М.: Высш. Школа, 1979. - 127 с.

44. Диалектические противоречия в природе / М.Н. Руткевич и др.. -М.: Наука, 1967.- 164 с.

45. Доброхотов JI.A. Категория бытия в западноевропейской философии. (http://www.psylib.org.ua/books/dobro01/index.htm).

46. Долгов К.М. Диалектика и схоластика: критический анализ философии неотомизма / К.М. Долгов. М.: Политиздат, 1983. - 160 с.

47. Дхаммапада. (http ://www.psylib .org.ua/books/dhammap/index.htm).

48. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века / Этьен Жильсон. М.: Республика, 2004. - 678 с.

49. Идеалистическая диалектика XX века: (Критический анализ) / Кис-сель М.А. и др.. Ленинград.: Издательство Ленинградского университета, 1978. - 185 с.

50. Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) / А.С.Богомолов и др.. -М.: Политиздат, 1987.-333 с.

51. Из книги «Чжуан-цзы» // Антология даосской философии. М.: «Клышников, Комаров и К», 1994. С. 66-121.

52. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного / Э.В.Ильенков // Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 276-293.

53. Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Э.В.Ильенков // Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 229-269.

54. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И.А.Ильин. СПб.: «Наука», 1998. - 544 с.

55. История античной диалектики / В.В.Соколов и др.. М., «Мысль», 1972.-335 с.5 8.История диалектики. Немецкая классическая философия / Т.И.Ойзерман и др.. М.: «Мысль», 1978. - 368.

56. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа / М.М.Розенталь и др.. М.: «Мысль», 1971.-535 с.

57. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса / Каган М.С. // Вопросы философии. 2001 № 6. С.52-67;

58. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / Камю А. // Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С.23-101.

59. Кант И. Критика практического разума / Иммануил Кант // Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С.247-360.

60. Кант И. Критика чистого разума / И.Кант. Симферополь: «Реноме», 1998.-528 с.

61. Кант И. Первое введение в критику способности суждения / Иммануил Кант // Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 945-1006.

62. Кант И. Попытка введения в философию понятия отрицательных величин / Иммануил Кант // Кант И. Собр. Соч. в 6 тт. Т.2. С.80-112.

63. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука / Иммануил Кант // Кант И. Основы метафизики нравственности. -М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 5-146.

64. Кант И. Трактаты и письма / Кант И. М.: Наука, 1980. - 712 с.

65. Кассирер Э. Философия символических форм / Эрнест Кассирер. -Москва Санкт-Петербург, Университетская книга, 2001. Т. 1-2.

66. Кожев А. Введение в чтение Гегеля / А.Кожев. СПб.: «Наука», 2003.- 488 с.

67. Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля. // Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998.

68. Корет Э. Основы метафизики. Киев, 1998.

69. Кравец А.С. Природа вероятности (Философские аспекты) / А.С.Кравец. М.: «Мысль», 1976. - 173 с.

70. Крюгер М. Искусственная реальность: прошлое и будущее // Возможные миры и виртуальные реальности Вып.1. -М.: Институт сновидений и виртуальных реальностей .-((http://lib.chistopol.net/library/book/2929.htmI).

71. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие / Б.Г.Кузнецов. М.: Наука, 1972. - 288 с.

72. Кутырёв В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) // Вопросы философии. 2005. - №5. -((http://www.philosophy.ru/library/kutyrev/opravdanie.html).

73. Къеркъегор С. Понятие страха / Сёрен Къеркъегор // Къеркъегор С. Страх и трепет. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1998. С. 115-250.

74. Лао-Цзы. Трактат о пути и потенции // Антология даосской философии. -М.: «Клышников, Комаров и К», 1994. С. 23-65.

75. Левинас Э. Тотальность и Бесконечное. // Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М., СПб., 2000.

76. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993.

77. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А.Ф. Лосев. T.IV. М.: «Искусство», 1975. -(http://www.psylib.org.ua/books/lose004/index.htm).

78. Лосский Н. Христианство и буддизм. -(http://www.psylib.org.ua/books/lossn02/index.htm).

79. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В.Лейбница / Г.Г.Майоров. Изд-во МГУ, 1973. - 264 с.

80. Мамардашвили М. Кантианские вариации / Мераб Мамардашвилли.- М.: «Аграф», 2000. 310 с.

81. Мамардашвили М. Лекции по античной философии / Мераб Мамар-дашвили. М.: «Аграф», 1999. - 320 с.

82. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

83. Маркс К. Введение к критике гегелевской философии права //Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1.

84. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

85. Маркс К. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического мировоззрений // Избранные произведения в трех томах. М.: Издательство политической литературы, 1970., Т.1. С.2-43.

86. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.42. С. 43-151.

87. Марсель Г. Экзистенция и объективность // Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

88. Мартин Хайдеггер Эрнст Кассирер. Семинар // Фауст и Заратустра.- СПб.: Азбука, 2001. С. 130-142.

89. Мартин Хайдеггер / Карл Ясперс. Переписка (1920-1963). М.: Ad Marginem, 2001. - 416 с.

90. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999.-280 с.

91. Мещерякова Н.А. Детерминизм в философском рационализме: от Фалеса до Маркса / Мещерякова Н.А. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998. - 168 с.

92. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос, № 3. М., 1992

93. Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время. // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

94. Молчанов В.М. Выступление на заседании круглого стола "Бытие и время М. Хайдеггера в философии XX века" // Вопросы философии. 1998, № 1. С.100-119.

95. Мотрошилова Н.В. Анализ "предметностей" сознания в феноменологии Э. Гуссерля. // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

96. Нанси Ж.-Л. Corpus. М., 1999.

97. Нанси Ж.-Л. О со-бытии. // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

98. Никифоров О.В. Кант, метафизика и проблема обоснования. // Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997

99. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Фридрих Ницше // Ницше Ф. Воля к власти; Посмертные афоризмы: Сборник. -Мн.: ООО «Попурри», 1999. С.31-379.

100. Парменид. О природе / Парменид // Досократики. Мн.: Хар-вест, 1999.-395-407.

101. Паскаль Б. Мысли. СПб.: «Азбука», 1999. 400 с.

102. Платон. Парменид / Платон // Платон. Диалоги. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 346-412.

103. Платон. Пир / Платон // Платон. Диалоги. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 81-134.

104. Платон. Софист / Платон // Платон. Диалоги. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 275-345.

105. Платон. Федон / Платон // Платон. Диалоги. М.: Изд-во «Мысль», 1999. С. 7-80.

106. Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. 1800 с.

107. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии

108. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса / Пригожин И., Стенгерс И. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

109. Пятигорский А. Лекции по буддийской философии: http://www.psylib.org.ua/books/pjati01/index.htm

110. Радхакришнан С. Индийская философия в 2-х т. Т.1. -(http://www.psylib.org.ua/books/radha01/index.htm).114. Рамачарака

111. Рикер П. Кант и Гуссерль. // Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998.

112. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995

113. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

114. Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М.Руткевич. М.: Политиздат, 1985. - 175 с.

115. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П.Сартр. — М.: Республика, 2000. 639 с;

116. Сартр Ж.-П. Тошнота. Роман / Жан Поль Сартр / Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. -М.: Политиздат, 1992. С. 15-177.

117. Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго / Сартр Ж.-П. Логос. -2003.-№2.- С. 87-120.

118. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Сартр Ж.-П. // Сумерки богов. М.: "Политиздат", 1989. С. 80-110.

119. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987

120. Соловьев B.C. Кризис западной философии / Владимир Соловьев // Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999. С. 5-177.

121. Соловьёв B.C. Критика отвлечённых начал / Владимир Соловьев // Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Мн.: Харвест, 1999. С. 398-806.

122. Солодухо Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира//Вопросы философии, 2001. №6. - С. 176-185.

123. Спиноза Б. Этика / Спиноза // Спиноза. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 608 с.

124. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С.Н.Ставцев. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 192 с.

125. Степин B.C. Философия как деятельность по построению моделей возможного будущего / Стёпин B.C. // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 10-25.

126. Стрельченко В.И. Диалектика снятия в органической эволюции / Стрельченко В.И. Ленинград.: Наука, 1980. - 188 с.

127. Судзуки Д. Введение в дзэн-буддизм. -(http://www.psylib.org.ua/books/sudzd01/index.htm).

128. Тиллих П. Теология культуры / Пауль Тиллих // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. -М.: Юрист, 1995. С. 236-395.

129. Тиллих П.Мужество быть / Пауль Тиллих // Пауль Тиллих. Избранное: Теология культуры. -М.: Юрист, 1995. С. 7-131.

130. Тинлей Г.Д. Ум и пустота.- М.: Издательство "Цонкапа", 2002. (http://www.psylib.org.ua/books/tinle01/index.htm).

131. Уотс А. Книга табу на знание о том, кто ты. -(http://www.psylib.org.ua/books/uotts02/index.htm)

132. Уотс А. Путь дзэн. -(http://www.psylib.org.ua/books/uotts01/index.htm).

133. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении учёного / Иоган Готлиб Фихте // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.2.- СПб.: Мифрил, 1993. С.7-64.

134. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения / Иоган Готлиб Фихте // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.1. СПб.: Мифрил, 1993. С.65-338.

135. Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. М. 1933.650 с.

136. Франк C.JI. Предмет знания. СПб., 1995

137. Франк C.JI. Реальность и человек / Семен Франк. СПб.: РХГИ, 1997.-448 с.

138. ФукоМ. Фуко М. Воля к знанию ("История сексуальности" I) / Мишель Фуко // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, 1996. 537 с.

139. Фуко М. Археология знания / Мишель Фуко. К.: Ника-Центр, 1996.-208 с.

140. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Мишель Фуко. Санкт-Петербург.: «Университетская книга» 1997. - 576 с.

141. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Юрген Хабер-мас. М.: Издательство «Весь мир», 2003. - 416 с.

142. Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер. М.: Ad Marginem, 1997.-452 с.

143. Хайдеггер М. Вещь / Мартин Хайдеггер // Время и бытие: статьи и выступления.- М.: Республика, 1993. С. 316-326.

144. Хайдеггер М. Время и бытие / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 391-406.

145. Хайдеггер М. Гегель и греки / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С.381-391;

146. Хайдеггер М. Европейский нигилизм/ Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.С. 63-176.

147. Хайдеггер М. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим/ Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 273-301.

148. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики / Мартин Хайдеггер. М.: «Русское феноменологическое общество», 1997.-275 с.

149. Хайдеггер М. Положение об основании / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. -СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. С.17-229.

150. Хайдеггер М. Преодоление метафизики / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993.С. 177-191.

151. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / Мартин Хайдеггер. Томск: «Водолей». 1998. - 280 с.

152. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления.- М.: Республика, 1993. С. 361-381;

153. Хайдеггер М. Учение Платона об истине / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 345-360.

154. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары / Мартин Хайдеггер // Логос. 1992. - №3. - С.82-97.

155. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / Мартин Хайдеггер // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 16-26.

156. Хайм У. Метафизика виртуальной реальности // Возможные миры и виртуальные реальности Вып.1. М.: Институт сновидений и виртуальных реальностей, 1995. -(http://lib.chistopol.net/library/book/2929.html).

157. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии, 1996, № 9

158. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Православная аскеза ключ к новому видению человека. - Библиотека Веб-Центра «Омега», 2000. - (http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/21h/horuzhy/ascetic/ascetic.pdf).

159. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994

160. Чанышев А.Н. Трактат о небытии. Вопросы философии. -1990.-№10.-158-165.

161. Чаттерджи Б. Сокровенная религиозная философия Индии. -fhttp ://www .psyli b. org. ua/boo.ks/chatbO 1 /mdex.htm)

162. Шеллинг Ф.В. К истории новой философии / Фридрих Вильгельм Шеллинг // Шеллинг Ф.В. Сочинения. М.: Изд-во «Мысль», 1998. С. 1327-1551.

163. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма / Фридрих Вильгельм Шеллинг // Шеллинг Ф.В. Сочинения. М.: Изд-во «Мысль», 1998. С. 295-636.

164. Шеллинг Ф.В. Философия откровения в 2-х т. / Фридрих Вильгельм Шеллинг. СПб.: Наука, 2000. - 560 с.

165. Шеллинг Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Фридрих Вильгельм

166. Шеллинг 11 Шеллинг Ф.В. Сочинения. М.: Изд-во «Мысль», 1998. С. 938-1033.

167. Шестов J1. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия / Лев Шестов // Шестов Л.Сочинения. М.: «Раритет», 1995. С.З 86-420.

168. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Артур Шопенгауэр. Мн.: ООО «Попурри», 1998. - Т. 1-2.

169. Шпенглер О. Закат Европы / Освальд Шпенглер. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 640 с.

170. Шраг К.О. Хайдеггер и Кассирер о Канте. // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997

171. Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны / Щербатской Ф.И. // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988. (http://www.psylib.org.ua/books/shchb02/index.htm).

172. Щербатской Ф.И. Центральная концепция буддизма и значение термина «дхарма» / Щербатской Ф.И. // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: «Наука», 1988. (http ://www.psylib.org.ua/books/shchbO 1 /index.htm).

173. Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие. -(http://www.psyHb.org.ua/books/eliad01/index.htm)

174. Эпштейн М. Философия возможного.- С-Петербург: Алетейя, 2001.-250 с.

175. Юм Д. Трактат о человеческой природе / Давид Юм. Мн.: ООО «Попурри», 1998. С. 63-656.

176. Юнг К.Г. К психологии восточных религий и философий / Юнг К.Г.-М.: Медиум, 1994.http://www.psylib.org.ua/books/yungk01/index.htm).

177. Ясперс К. Введение в философию / Карл Ясперс. Мн.: Пропилеи, 2000. -192 с.

178. Ясперс К. Философская вера. -(http://www.elenalcosilova.narod.ru/studia/glaube.htm).

179. Brentano F. The Theory of Categories. The Hague, 1981

180. Carnap R. Empiricism, Semantics, and Ontology. -(http://www.philosophy.ru/library/carnap/02eng.html).

181. Carnap R. The Rejection of Metaphysics. -(http ://www.philosophy .ru/edu/ref/sci/carnap .html)

182. Feyerabend P. The Role of Reason in Science (http://www.philosophy.ru/edu/ref/sci/feyer.html)/

183. Gilson E. Being and some philosophers. Toronto, 1961

184. Goodman N. On starmaking (http://www.philosophy.ru/library/goodman/starmaking.html).

185. Goodman N. Ways of worldmaking.http://www.philosophy.ru/library/goodman/00.html).

186. Hartmann N. New ways of Ontology. Chicago, 1953.

187. Haugeland J. Having Thought: Essays in the Metaphysics of Mind. London, 1998.

188. Heyman, Derek K. Dual and non-dual ontology in Sartre and Mahay ana Buddhism // Man and World. Kluwer Academic Publishers. Netherlands, 1996., p.431-443.

189. White, Carol J. The Time of Being and the metaphysics of presence // Man and World. Kluwer Academic Publishers. Netherlands, 1996., p.147-166.

190. Heidegger M. Die Negativitat: Das Nichts Der Abgrund - Das Seyn. -(http://www.heidegger.ru/downloadfile.php?id=165).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.