Категория ничто и ее методологическое значение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Дмитриева, Валерия Александровна

  • Дмитриева, Валерия Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 144
Дмитриева, Валерия Александровна. Категория ничто и ее методологическое значение: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Саратов. 2013. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дмитриева, Валерия Александровна

Оглавление

Введение

Глава 1. Категория ничто в онтологии: теоретико-методологический .

анализ

§1. Категория ничто (небытия) в философии

§2. Методологическое значение категория ничто в онтологии

Глава 2. Методологическое значение категории ничто в современном

естествознании и философии

§ 1. Методологическая роль категории ничто в современной физической

науке и естествознании

§2. Проблема нигилизма и дискуссии о ничто в современной онтологии

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория ничто и ее методологическое значение»

Введение

Актуальность темы. Категории ничто, небытие занимали человеческую мысль с давних пор. Основные интеллектуальные усилия в западноевропейской философии были направлены на постижение и понимание бытия, сущего, вместе с тем обращалось внимание на противоположную категорию - ничто и по сей день обращается. Следовательно, категория ничто являлась и является своеобразной универсалией культуры (B.C. Степин), категорией философии, концептом (Ж. Делез, Ф. Гватари). Какую роль ничто, небытие играли и продолжают играть в интеллектуальной жизни человека и общества? Во многих мифологиях мира из ничто возникает всё. А как, каков «механизм» этого возникновения? Это оставалось, возможно, загадкой для мифологического мышления, а так же и для религиозного, раннего философского. Раз эта категория была введена в оборот мышления (мифологического, религиозного, научного, философского и др.), значит, она для чего-то была нужна, имела какое-то предназначение, выполняла какую-то роль. А отсюда возникает необходимость философского выяснения, осмысления методологической роли категории ничто. Встает проблема философского синтеза представлений о ничто, существовавших и существующих по сей день об этом понятии в различных областях культуры.

Попытка поставить проблему небытия, ничто парадоксальна: как можно осмыслить то, чего нет, а тем более дать ему рациональное определение. Другой аспект проблематики ничто состоит в следующем: а существует ли оно, ведь его нет. Всё это выводит проблематику осмысления ничто, в методологическую плоскость. Необходимо новое обоснование присутствия ничто, а потом выяснения того, как, какими средствами его можно познать. Выявление методологической роли этой категории в различных интеллектуальных сферах представляется весьма актуальной проблемой.

Степень разработанности проблемы. Во всем многообразии концепций, в которых осмысливалась эта категория, можно выделить мифологические, религиозные, философские, научные и др.

В мифологиях, которые даже никогда не контактировали между собой, представлены понятия небытия, ничто. Здесь эти понятия часто связываются с первоначалом сущего, с исходным хаосом. Это как бы своеобразная «изнанка» бытия, которая постоянно присутствует.

В религиозном мировоззрении эти понятия также представлены, по-видимому, в силу связи с мифологией. Блестящей иллюстрацией служит христианство: Бог сотворил мир из ничто, придав ему соответствующие формы и сущности1.

Категории небытия, ничто представлены в самых ранних текстах философии. Можно найти немало утверждений о ничто, содержащихся в древнейших текстах Индии, Китая. Ключевыми концепциями ничто в философии явились учения элейской школы, прежде всего, Парменида, а также атомизма2. Обе школы задали своеобразные парадигмальные подходы к исследованию данных категорий: одна - отрицательный, другая положительный. Эти ориентации сохранились и по сей день.

В религиозной философии средних веков интенсивно обсуждалась проблема творения мира в связи с данными категориями. Но как произошло само творение мира из ничто - неясно; человеку, «твари» это непостижимо, поэтому ничто в данном случае остается «тайной».

1 См.: Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2 т. /Под ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретиной, Л.В. Бурлака. — СПб.,: РХГИ, 2001. 539 с. 635 с. (особенно: Абеляр П. С. 403 — 428 (1 т.); Августин Аврелий. С. 19 — 112 (1 т.); Ансельм Кентерберийский С. 190 — 251 (1 т.); Альберт Великий С. 43 — 80 (2 т.); Бонавентура С. 122 — 140 (2 т.); Сигер Брабантский С. 238 — 251 (2 т.); Экхарт, Мастер С. 388 — 416 (2 т.); Эуригена Иоанн Скот С. 161 — 189).

2 См.: Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1, ч. 2. М.:Мысль, 1969. (АН СССР. Ин—т философии. Философ. наследие). Т.1. Философия древности и средневековья. Ред.коллегия: В.В. Соколов (ред.-составитель первого тома и авт. вступит, ст.) и др. 1969. 936 с. (С. 290—314; 321—369). Лурия С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. С. 264. См. также: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Институт философии; Общ. ред. и вступительная статья А.Ф. Лосева. М., Мысль, 1979. С. 373.

С новой силой обсуждение категорий небытия, ничто произошло в учениях философии жизни, а затем в экзистенциализме. В философии жизни, особенно в учении Ф.Ницше развивается нигилизм, как учение, отрицающее традиционные ценности культуры, настаивающее на пересмотре всех ценностей классической философии. Это был, несомненно, прорыв в осмыслении данных категорий. Но опять же их методологическая роль осталась в тени, она осталась не выясненной. В экзистенциализме, особенно в учениях М.Хайдеггера и Ж.П. Сартра с необыкновенной силой начинается обсуждение проблем небытия и ничто. Мы имеем в виду не только ключевые трактаты М. Хайдеггера «Бытие и время», Ж.П. Сартра «Бытие и ничто», но и другие их работы, а также работы их последователей. Эти работы показали важность разработки проблематики соотношения бытия и ничто, но опять же выяснение их методологической роли в философии фактически не проводилось. Эту работу и не возможно было провести, поскольку необходим пересмотр самого понятия «методология», ведь здесь исследователи столкнулись и фактически разрабатывали иную методологию познания по сравнению с классической философией.

В русской философии интерес и обсуждение указанных проблем связано с фундаментальными работами B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова и др. Это осуществлялось в рамках религиозной философии и носило во многом иррациональный, мистический характер.

В диалектико-материалистической философии марксизма категория небытие не употребляется, поскольку, согласно этому учению, оно носит идеалистический характер. . Это привело к практически полному отсутствию исследований проблематики данных категорий в нашей стране. Только в последнее время в связи отменой доминирующего положения марксистской идеологии и философии стали появляться работы, посвященные данной проблематике.

3 См.: Доброхотов А.Л. Небытие. Ничто. // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 407, 423—424.

Возникли обобщающие работы Н.М. Солодухо4, а также работы по отдельным аспектам проблемы казанской философской школы5. Следует отметить также критические работы В.А. Кутырева6, а также работы H.H. Мурзина7, П.С. Гуревича8, П.А. Сапронова9. В саратовской школе выполнен ряд исследований, касающихся данной проблематики В.В. Афанасьевой10, И.Д. Неважаем11, В.А. Фриауфом12, В.Г. Косыхиным13, а также диссертационные исследования по категории небытия, ничто в русской философии под руководством В.Н. Гасилина14.

В современной философии особое внимание уделяется проблемам онтологического нигилизма как концептуализаций нигилизма в контексте предметного поля онтологии. В.Г. Косыхин выделил шесть основных направлений исследования нигилизма15: онто-аксиологическое (Фридрих Ницше, Роберт Соломон, Отто Пеггелер, Аллен Уайт, Эрнс Юнгер, Жиль Делёз)16, онто-

4 См.: Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002. 146 с.

5 См.: Проблема соотношения бытия и небытия / Под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. По материалам всероссийского семинара. Казань. Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2004. 140 с. и др.

6 См.: Кутырев В.А. Бытие или ничто. СПб.: Алетейя, 2010. 496 с.

7 См.: Мурзин H.H. История и ничто. М.: ИФРАН, 2010. 259 с.

8 См.: Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М.: ИФРАН, 2009. 199 с.

9 Сапронов П.А. О бытии ничто. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2011. 368 с. Сапронов П.А. Путь в Ничто. Очерки русского нигилизма. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010. 400 с.

10 См.: Афанасьева В.В. Онтология научной неопределенности. Саратов: Научная книга, 2007. 105 с. Афанасьева В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо-онтологический анализ. Саратов: Научная книга 2002. 213 с.

11 См.: Невважай И.Д. Категория небытия и естественнонаучная картина мира // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого российского философского конгресса. В 7 т. T.3. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. СПб.: 1997 С. 106-109.

12 См.: Фриауф В.А. Язык. Сознание. Человеческая реальность... Абсолютно другое. Саратов: Научная книга, 2005. 230 е.; Фриауф В.А. Что такое логика? Саратов: изд-во СГУ, 1987. 157 с.

13 См.: Косыхин В.Г. Нигилизм и диалектика. Саратов: Научная книга. 2009. 256 е.; Косыхин В.Г. Онтология и нигилизм: от Хайдеггера к постмодерну. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. 196 с.

14 См.: Журавлев П.В. Проблема бытия в философии H.A. Бердяева / Под ред. В.Н. Гасилина. Саратов, Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2002. 52 е.; Гарина О.Г. Категория ничто в философском учении С.Н. Булгакова / Под ред. проф. В.Н. Гасилина. Саратов, Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2004. 74 е.; Гасилин В.Н. B.C. Соловьев о теоретическом обосновании философии и европейская традиция // Человек. История. Культура. Философский альманах № 1. Саратов, 1997. С. 141-153. и др.

15 См.: Косыхин В.Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма. Автореф. дис. ... доктора филос. наук. Саратов, 2009. С. 9 -10.

16 См.: Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. M., Культурная революция, 2005. 880 е.; Юнгер Э. Через линию // Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер, Мартин Хайднггер, Дитмар Кампар, Гюнтер Фигаль. Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. С. 7- 64; Делёз Ж. Ницше и философия. M.: Ad Marginem, 2003. 392 е.; Делёз Ж. Ницше. СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. 186 с.

1 7

герменевтическое (Мартин Хайдеггер, Джанни Ваттимо, Александр Михайлов) , онто-этическое (Альбер Камю, Ю.Н. Давыдов, Андре Глюксман, C.JI. Франк, Ален Бадью)18, онто-эстетическое (А.Ф. Лосев,Вальтер Беньямин, Теодор Адорно, Жан Бодрияр)19, онто-эпистемологическое (Карен Лесли Kapp, Йохан Гудсблом, Сэнли Роузен Элизабет Кун и др.), и онто-теологическое. В.Г. Косыхин разработал и обосновал онтологический подход к исследованию сущности и оснований феномена нигилизма. Также следует отметить работы таких зарубежных исследователей, как Д. Ваттимо20, Т. Адорно21, С. Кричли22, Т. Дарби23, У. Слокомба24 и др.

Достаточно интенсивно проблематика ничто в XX веке разрабатывалась в физике и космологии. Эти исследования формируют новую научную парадигму, противостоящую классической, идущей от начала нового времени. Они касаются не только происхождения нашей Вселенной в результате Большого Взрыва, квантово-релятивистских исследований, но достаточно широкого круга проблем, не решаемых в рамках классической научной парадигмы25.

Несмотря на достигнутые исследователями результаты, проблема ничто, небытия остается проблемой и нуждается в дальнейшем, прежде всего, в

17 См.: Хайдеггер М. Ницше и пустота. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. 304 е.; Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Изд-во «Гнозис», 1993. С. 168-217; Хайдеггер М. Ницше. Т. 1. Пер.с нем. Спб.: Владимир Даль, 2007. 456 е.; Михайлов А.В. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 537-623.

18 См.: Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 е.; Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: «Молодая гвардия», 1989. 317 е.; Глюксман А. Достоевский в Матхеттене. Екатеринбург. У-Фактория, 2006. 224 е.; Франк С.Л. Этика нигилизма. (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи. Из глубины. М.: «Правда», 1991. С. 167 — 199; Бадью А. Этика: Очерк о сознании Зла. СПб.: Machina, 2006. 126 с.

19 См.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. M.: Политиздат, 1991. 525 е.; Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М.: «Агаф», 2002. 288 е.; Адорно Т. Эстетическая теория. М., Республика, 2001. 527 е.; Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374 с.

20. Vattimo G. The End of Modernity: Nihilism and Hermeneutics in Postmodern Culture / Trans, by Jon R. Snyder. -Cambridge: Polity, 1988. - 190 p. Vattimo G. Nihilism and Emancipation: Ethics, Politics and Law. - Baltimore: Columbia University Press, 2006. 160 p.

21 Адорно Т. Негативная диалектика. M.: Научный мир, 2003. 374 с.

22 Critchley S. Very Little - Almost Nothing: Death, Philosophy, Litera-ture. London: Routledge, 1997. 216 p.

23 Darby T. Nietzsche and the Rhetoric of Nihilism. Ottawa: Carleton University Press, 1989. 220 p.

24 Slocombe W. Nihilism and the Sublime Postmodern: The (Hi)Story of a Difficult Relationship from Romanticism to Postmodernism. London: Routledge, 2005. 224 p.

25 См.: Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. 446 е.; Павленко A.H. Философские проблемы космологии: Вселенная из «ничего» или Вселенная из «небытия»? M., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 208 с. и др.

философско-методологическом осмыслении и выявления методологической роли категории ничто в философии и других науках. Это тем более важно потому, что работ, непосредственно посвященных методологической роли указанных категорий практически нет.

Наша работа носит теоретический характер, а не историко-философский. Поэтому наша задача состоит не в детальном анализе работ того или иного мыслителя (философа) по проблематике ничто, а в том, чтобы продемонстрировать методологическое значение данной категории как она сложилась в современной философии. «Никому не нужно специально доказывать, что философия стала сосредоточиваться на теме ничто, выдвигать ее в центр философствования и прямо превращаться в философию ничто совсем не потому, что такое уразумел или до такого додумался тот или иной философ. Конечно, философскую доктрину создает философ, о чем тут спорить, но он не способен выйти за пределы тех возможностей, которые предоставляет ему философия; какими бы широкими и многообразными эти возможности ни были, они не безграничные»26.

Цель диссертации: исследовать методологическую роль категории ничто в различных областях интеллектуальной культуры.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи диссертационного исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ категории ничто в онтологии.

2. Выявить концептуальные особенности категории ничто (небытия) в философии.

3. Исследовать методологическую роль категории ничто в современной физической науке и естествознании.

4. Изучить проблемы нигилизма и дискуссии о ничто в современной онтологии.

26 Сапронов. С. П. О бытии ничто. СПб.: Издательство русской христианской гуманитарной академии, 2011. С. 7.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Проведен авторский теоретико-методологический анализ категории ничто в онтологии, что позволило выявить ее истоки и влияние на философские исследования в классической философии.

2. Выявлены концептуальные особенности категории ничто (небытия) в философии и особенности ее методологической роли в философии. Проведено исследование этой роли в философских концепциях экзистенциализма.

3. Исследования ничто в различных его модификациях в современной науке и прежде всего в физике и космологии привели к выводу о необходимости поиска новой методологии научного познания, которая только складывается, отличаясь от методологии классической науки.

4. Установлено продолжающееся нарастание концептуальных построений в духе нигилизма, что требует не просто поисков его опровержения и показа несостоятельности нигилизма, но и основательного методологического осмысления, основанного на понимании категории ничто. Осуществлен анализ дискуссий по проблемам методологической роли ничто в современной отечественной философии.

Объектом категория ничто в философии и науке.

Предметом выступает выявление методологической роли категории ничто в онтологии.

Теоретическая и методологическая основа. Теоретической основой диссертационного исследования явились работы классиков западноевропейской и русской философии, а так же работы отечественных философов, в том числе и современных (восточные философские учения не рассматривались). В качестве основных методов использовались методы анализа и синтеза, диалектический метод, метод системного анализа, исторический метод.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту.

1. Формирование категории ничто, небытия в западноевропейской философии связано с понятием отрицания, которое является важнейшей предпосылкой

разработки и понимания категории ничто. В ходе становления и развития философской методологии возникли две основных парадигмы исследования, по разному решающие проблему соотношения бытия и ничто, которые можно обозначить как положительную и отрицательную. Первая признает наличие ничто как реального феномена, вторая - считает, что его нет.

2. Ничто, взятое как абсолютное ничто, выступает в философии как символ полного отсутствия. Относительное ничто, соотносясь с бытием, в своем присутствии производно от бытия. Отрицательность такого ничто существенным образом связана с положительностью бытия, которое не может быть осмысленно без этой отрицательности. В этом проявляется методологическая роль ничто в отношении к познанию сущего и бытия. Ничто как небытие не есть понятие в строгом смысле, подобное другим понятиям и философским категориям; его парадоксальность с логической точки зрения состоит в том, что оно само отрицает себя как понятие.

3. Явления, исследуемые современной наукой, для своего объяснения требуют использования категории ничто, в чем и проявляется ее методологическая роль. Они убеждают, прежде всего, в наличии ничто как реального феномена. Его выражение как основного в научной теории, определяет специфику построения теории, то есть реализацию методологического значения.

4. Нигилизм, несомненно, связан с категорий ничто, но эта «родственная» связь по этимологии не означает их родство по содержанию. Нигилизм сводит любое сущее к ничто, лишая его всяческой значимости. Это происходит, например, в случае с паранаукой, которая, как нигилистический феномен, подрывает (сводит к незначимому ничто) общепризнанные критерии и нормы научности. Дискуссии по проблемам ничто в современной отечественной философии касаются наличия ничто как элемента реальности, а также разработки понимания ничто, которое может вскрыть ее методологическое значение как в отношении философских, так и общенаучных построений.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в методологическом осмыслении категории ничто как в

современных философских исследованиях, так и научных. Это открывает новые возможности для изучения методологического влияния данной категории и в области философии, и в области научных поисков. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании курсов философии, истории философии, русской религиозной философии, онтологии и теории познания, а также антропологии.

Апробация диссертационного исследования. Материалы диссертации нашли свое отражение в 9 научных публикациях, из которых 3 входят в перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. Материалы диссертационного исследования, а также диссертация обсуждались на заседании кафедры философии Поволжского института им. П.А. Столыпина Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, на заседаниях городского семинара по философии мифа. Основные результаты исследования были доложены в докладах и выступлениях на региональных, общероссийских и международных конференциях: Международная научная конференция «Онтологические исследования в современной России» (Санкт-Петербург, ноябрь 2010 г.); Межвузовская научная конференция «Философия науки в современном обществе: Актуальные проблемы» (Саратов, СГУ, ноябрь 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право» (Саратов, ПАГС, январь 2011); VI Всероссийский Философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Нижний Новгород, июнь 2012 г.).

Структура работы обусловлена основной целью и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Категория ничто в онтологии: теоретико-методологический анализ §1. Категория ничто {небытия) в философии

Приступая к определению методологической роли категории ничто, небытия, представляется правильным вначале уточнить авторское понимание методологии в контексте философской рефлексии.

Методология как тип рационально-рефлексивного сознания характерна для современного ее понимания. В античной и средневековой философии ничего подобного не было, поскольку не существовало гносеологии и методологии как самостоятельных разделов философского знания - они возникли вначале Нового времени. Применительно к этому периоду можно говорить лишь о формировании предпосылок разработки проблем методологии, в том числе, таких как организация знания, его структура, пути достижения истинного знания. Важную роль в становлении разработки указанных проблем сыграли Сократ (учение о майевтике), Платон (учение о вещах, неистинном бытии; сейчас это обозначается как сущее) и идеях (истинное бытие), Аристотель (органон - логическое учение как универсальное орудие истинного познания).

Может возникнуть вопрос: зачем изучать представления древних мыслителей, ведь они отстоят от нас на два тысячелетия? Не лучше ли сосредоточить свои усилия на современных проблемах категории ничто?

Изучать, осмысливать древние представления необходимо не просто из-за того, чтобы представить какую-то панораму взглядов на ничто. Она всегда будет неполна и отчасти субъективна, субъективна не только в смысле субъективности самого исследователя, а в смысле той совокупности взглядов и представлений современности, с позиций которых исследователь осмысливает прошлое, смотрит на него через фильтр современности. Следует видеть другое: древние представления о ничто, как и о бытии, представляют основу, элементы которой, как это ни парадоксально, созвучны современным и помогают движению к будущему. И любой честный исследователь, достигший определенного уровня,

внесший заметный вклад в решение современных проблем в своей области, обязательно обращается к осмыслению истоков, основ того исследовательского поля, которым он занимался и занимается.

Античные мыслители положили начало формированию методологических по своему значению подходов к исследованию и доказыванию каких-либо философских представлений. В частности, путем размышлений Парменид открыл совершенно новую сферу реальности - истинно сущее бытие, которая и является подлинным «предметом изучения» философии. Отсюда истекало формулирование фундаментального принципа классической философии - принципа тождества бытия и мышления . Это был своеобразный прорыв в развитии философской мысли, поскольку все дальнейшее развитие западноевропейской философии состояло в интерпретации именно бытия. Обратим внимание на то, что бытие, по мнению древних философов, не воспринимается с помощью органов чувств, но познается мышлением, разумом и выражается посредством понятий.

Когда Парменид предложил категорию бытия в качестве основания всего сущего, он сформулировал положение о том, что небытия нет. Философ считал, что бытие - основа мира, и в соответствии с законом, запрещающим противоречие, небытия нет. Таким образом, в прямой логике получалось: бытие есть, небытия нет. Всё было «завязано» на субстанцию: бытие субстанциально, а небытие лишено субстанции, хотя категории субстанции еще не существовало. Собственно бытие в учении Парменида и представляло собой единственную субстанцию. Оно не имело ничего вне себя, оно безусловно, ничем не обусловлено.

С.Н. Трубецкой так комментируя Поэмы Парменида, указывает на то, что есть два пути познания: путь истины, путь правой веры, путь божественного знания — есть то, что есть, и нет того, чего нет; другой путь лжи, мнимого знания. «Есть только истинно сущее, то, что есть; то чего нет, небытие, — не есть и не может быть. Ложного бытия нет вовсе; оно потому и ложно, что его нет: оно не

27 См.: Гасилин B.H. Античная философия. Саратов: Издательский центр «PATA». 2009. 180 е.; Гасилин В.Н. Классическая философия. Саратов: Издательский центр «PATA». 2010. 224с.

мыслимо, не познаваемо истинным образом и не может быть высказано нами; ибо если мы мыслим что-либо и высказываем что-либо, то мыслим и высказываем как нечто сущее, как то, что есть. Истинно мыслимое, познаваемое, есть вместе с тем истинно сущее; то, чего нет, не может быть никаким образом, а потому не может быть ни в знании, ни в слове человека. Предмет знания - только истина.. .»28.

Тем самым в область философии все же была введена категория небытия, ничто. Это было знаменательным явлением, несмотря на отрицание, отсутствие ничто. Она явилась тем «фоном», на котором рассматривались проблемы бытия, сущего. В этом можно усмотреть своеобразное влияние категории небытия, ничто на процессы размышления, исследования. Это и явилось зарождением методологического влияния категории ничто. Как писал С.Н. Трубецкой, «каждая отдельная ограниченная вещь есть некоторое ограничение бытия и его полноты: вытесняя, исключая собою другие вещи, она известным образом, с известных сторон отрицает бытие, его неделимую полноту; каждое ограниченное существование отрицает его во времени, каждая величина — в пространстве. Каждая вещь и существование, как отрицание бытия, заключает в себе небытие. Таким образом, весь мир слагается из бытия и небытия, которые являются в нем смешанными или же одно наряду с другим, между тем как на самом деле существует только бытие, а небытие есть обман, пустая видимость» . Небытие -это нечто темное, «костное начало», «холод», по отношению к «свету» бытия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дмитриева, Валерия Александровна, 2013 год

Список литературы

1. Адорно, Т.В. Негативная диалектика / Т.В. Адорно. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

2. Альтернативные миры знания / Ин-т философии Рос. акад. наук; под ред. В.Н. Порус, Е.Л. Черткова. - СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт (РХГИ), 2000. - 328 с.

3. Антология мировой философии. В 4-х томах. - М.: «Мысль», 1969. - 1 т. -1

4.

4. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. / Аристотель - М.: Мысль, 1976. - 1 т.

5. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1976. - 543 с.

6. Афанасьева, В.В. Детерминированный хаос: феноменологическо— онтологический анализ / В.В. Афанасьева. - Саратов: Научная книга, 2002. - 213 с.

7. Афанасьева, В.В. Онтология научной неопределенности / В.В. Афанасьева. - Саратов: Научная книга, 2007. - 105 с.

8. Бауров, Ю.А. О структуре физического пространства и новом способе получения энергии / Ю.А. Бауров. - М.: Кречет, 1998. -240 с.

9. Бёме, Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении / Я. Бёме. - Репринтное изд. 1914 г. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

10. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон; [пер. с франц.] - М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 384 с.

11. Бердяев, Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения / Н. Бердяев. - СПб.: РХГИ, 1996. -С.8-9.

12. Бердяев, Н. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) / Н. Бердяев. - М.: «Книга», 1991. - 446 с.

13. Бердяев, H.A. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация) / H.A. Бердяев. - Париж, 1947. - С. 212 —213.

14. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. - М.: Республика, 1994.-480с.

15. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. - М.: Республика, 1994.-С. 368.

16. Бердяев, H.A. Царство Духа и царство Кесаря / H.A. Бердяев. - М.: Республика, 1995. - 383 с.

17. Биммель, В. Мартин Хайдеггер, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) / В. Биммель; пер. с нем. A.C. Берникова. - Челябинск: «Урал LTD», 1998. - 286с.

18. Богомолов, A.B. Античная философия / A.B. Богомолов. - М.: Изд-во МГУ, 1985.-367 с.

19. Бойер, Р. Классический вакуум / Р.Бойер // В мире науки. - 1985. - № 10. -С. 34-39.

20. Бойко, В.А. Ничто как тематизация неполноты теоретического знания. Проблема соотношения бытия и небытия / В.А. Бойко // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2004. - С.14 - 18.

21. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 224 с.

22. Бом, Д. Философия и мистика / Д. Бом, П.С. Гуревич // Новые идеи в философии. - М.: Наука, 1991. - 230 с.

23. Бохеньский, Ю.М. Современная европейская философия / Ю.М. Бохеньский. - М.: Научный мир, 2000. - 256 с.

24. Булгаков, С. Свет невечерний / С. Булгаков. - М.: Республика, 1994. - 480 с.

25. Булгаков, С.Н. Тихие думы / С.Н. Булгаков. - М.: Республика, 1996. - 509 с.

26. Быстров, В.Ю. Проблема мистического в философии Габриэля Марселя // Метафизический дневник / Г. Марсель; [пер. с фр. В.Ю. Быстрова] - СПб.: Наука, 2005.-С. 571 - 586.

27. Бытие / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. - Уфа: Уфим. юрид. ин-т МВД РФ, 2001. - 266 с.

28. Визгин, В.П. Нигилизм / В.П. Визгин, В.Ф. Пустарнаков, Э.Ю. Соловьев // Новая илософская энциклопедия в 4-х. - М.: Мысль, 2001. - 3 т.

29. Виноградов, Н. П. Догматическое учение св. Григория Б огослова / Н.П. Виноградов. - Казань: Типография Императорского Университета, 1887. - 517 с.

30. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. - М.: ИЛ, 1958. - 134 с.

31. Владимиров, Ю.С. Метафизика / Ю.С. Владимиров. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 87 с.

32. Владиславлев, М.И. Философия Плотина, основателя новоплатоновской школы/ М.И. Владиславлев. - Санкт-Петербург: Печатня В. Головина, 1868. - 330 с.

33. Волкова, М.Н. Основные идеи философии небытия и их отражение в современной науке/ М.Н. Волкова, Н.М.Солодухо // Казань: Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева. - 2012 - № 4. - вып.2. - С. 216-220.

34. Воронков, В.В. Слово как ничто и бытие (опыт феноменологического анализа внутренней структуры слова) / В.В. Воронков // Философские науки. -2002.-№3.-С. 163-168.

35. Гадамер, Х.Г. Истина и метод / Х.Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 700 с.

36. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 495 с.

37. Гарина, О.Г. Категория Ничто в философском учении С.Н. Булгакова / О.Г. Гарина; под ред. проф. В.Н. Гасилина. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2004. - 74 с.

38. Гасилин, В.Н. Античная философия / В.Н. Гасилин. - Саратов: ИЦ "PATA", 2009. - 180 с.

39. Гасилин, В.Н. Классическая философия / В.Н. Гасилин. - Саратов: ИЦ "PATA", 2010. - 224 с.

40. Гасилин, В.Н. Позитивизм/ В.Н. Гасилин. - Саратов: ПКЦ, 1994. - 42 с.

41. Гасилин, В.Н. Принципы в структуре философского знания. Логико-методологические аспекты / В.Н. Гасилин; под ред. профессора В.Н. Ярской. -Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1987. — 156 с.

42. Гасилин, В.Н. Соловьев о теоретическом обосновании философии в европейских учениях / В.Н. Гасилин // Человек. Культура. История. Философский альманах. - Саратов: Б.И., 1997. - № 4. - С. 141 - 153.

43. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М.: «Мысль», 1975. - 2 т.

44. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. - М.: "Мысль", 1970- 1 т.

45. Гейзенберг, В. Физика и философия / В. Гейзенберг. - М.: Наука, 1989. -400 с.

46. Герцык, Е.К. Николай Бердяев. Самопознание /Е.К. Герцык. - М.: Книга, 1991.-С. 367.

47. Гольбах, П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного / П. Гольбах. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940. -С. 51.

48. Горелик, Г.Е. Почему пространство трехмерно / Г.Е. Горелик. - М.: Наука, 1982.- 168 с.

49. Горизонты науки и технологий XXI века: Новая науч. парадигма. Теория физического вакуума. Торсионные поля. Торсионные технологии: труды / под ред. А.Е.Акимова. - М.: Фолиум, 2000. - 1 т.

50. Гроф, С. Космическая игра: исследование рубежей сознания /С. Гроф. - М.: ACT и др., 2001.-256 с.

51. Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 191 с.

52. Гуревич, П.С. Расколотость человеческого бытия / П.С. Гуревич. - М.: ИФ РАН, 2009. 198 с.

53. Гурьянова, Г.И. Идея бытия и небытия в русском фольклоре / Г.И. Гурьянова, Н.М. Солодухо // Лингвистичекий и эстетический аспекты анализа текста. Сб. ст. межвуз. науч. конф. (17-18 февр. 2000 г.).- Соликамск: изд-во Казанского государственного университета, 2001. - С.45-48.

54. Гуссерль, Э. Картезианские размышления/ Э. Гуссерль; [пер. с нем. Д.В. Скляднева]. - СПб.: Наука, «ЮВЕНТА», 1998. - 315 с.

55. Данилевский, И.В. Небытие и бессознательное / И.В. Данилевский // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2004. - С. 103-106.

56. Дахин, A.B., Шулындина, А.Б. Небытие и эмпириокритицизм // Вестник Российского Философского общества. - 2009. - № 2. - С. 13-16.

57. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А.Л. Доброхотов. - М.: Изд—во МГУ, 1986. - 248 с.

58. Дойч, Д. Структура реальности / Д. Дойч. - М. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.-400 с.

59. Долгов, А.Д. Космология ранней Вселенной / А.Д. Долгов, Я.Б. Зельдович, М.В. Сажин. - М.: Наука: 1988. - 235 с.

60. Долгов, K.M. От Кьеркегора до Камю: очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / K.M. Долгов. - М.: Искусство, 1990. - 399 с.

61. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М.: Просвещение, 1990. - 186 с.

62. Дубровский, В.Н. Небытие как бытие, онтологическое или мыслимое // Проблема соотношения бытия и небытия. По материалам Всероссийского

семинара (Казань, КГТУ им. А.Н.Туполева 2004 г.) / под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - С. 85 - 88.

63. Журавлев, П.В. Проблема бытия в философии H.A. Бердяева / П.В. Журавлев; под ред. В.Н. Гасилина. - Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2002. - 52 с.

64. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / отв. ред. и сост. И.Т. Карсавин. - М.: Политиздат, 1990. - 464 с.

65. Зайцев, Б.К. Бердяев / Б.К. Зайцев // Бердяев H.A. Самопознание. - М.: Книга, 1991.-С. 384.

66. Западная философия: Итоги тысячелетия / Составление Жамиашвили В.М. Пер. на рус. яз. Перцев A.B., Лаптев A.A., Малышев М.А. - Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. - 656 с.

67. Зарова, Е.Д. Векторы понимания феномена «Другого» в истории философской мысли / Е.Д. Зарова // Национальная безопасность России в сценариях столкновения цивилизаций. - Саратов: Наука, 2008. - С. 18-24.

68. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. / Василий Васильевич зеньковский. - Л.: Эго, 1991. -Т. 1. -Ч. 2.

69. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. -2001. - № 6. - с. 52-67.

70. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю; пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

71. Кант, И. Критика чистого разума: Сочинения в 6 т. / Иммануил Кант; под общ. ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т.И. Ойзермана. - М.; Мысль, 1964. - 3 т.

72. Капра, Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока / Ф. Капра. - СПб.: «ОРИС* ЯНА-ПРИНТ», 1994. - 304 с.

73. Карпенко, М. Вселенная разумная / М. Карпенко.- М.: МАИК Наука, 2001. -384 с.

74. Касавин, И.Т. Паранаука / И.Т. Касавин // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - С. 689 - 691.

75. Катехизис. - Киев: Издание Украинской Православной Церкви, 1991. - 416 с.

76. Кобозев, Н.И. Исследования в области термодинамики процессов информации мышления / Н.И. Кобозев. - М.: Изд. Московского университета, 1971.- 196 с.

77. Конев, В.А. Критика опыта сознания. Самарские семинары по трактату М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского «Символ и сознание»: монография / В.А. Конев. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. - 156 с.

78. Конев, В.А. Ничто / В.А. Конев // Онтология культуры. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1998. - 195 с.

79. Косыхин, В.Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: автореф. дис. ... доктора филос. наук: 09.00.01 / Косыхин Виталий Георгиевич. -Саратов, 2009. - 36 с.

80. Косыхин, В.Г. Нигилизм и диалектика / В.Г. Косыхин. Саратов: Научная книга, 2009. - 256 с.

81. Косыхин, В.Г. Онтология и нигилизм: от Хайдеггера к постмодерну / В.Г. Косыхин. - Саратов: изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. - 196 с.

82. Коциянчич, Г. Введение в христианскую философию. Опосредования / Г. Коциянчич Г.; [пер. со словенского. П. Рака при участии М. Кузнецовой, П. Кузнецова]. - СПб.: Алетейя, ТО «Ступени», 2009. - 381 с.

83. Кузнецов, В.Н. Ж.-П. Сартр и экзистенциализм / В.Н. Кузнецов. - М.: Изд-во Московского университета, 1969. -285 с.

84. Курбанов, P.O. Рец. на кн. Н.М. Солодухо «Философия небытия» / P.O. Курбанов // Вопросы философии. - 2004. - № 6. - С. 177-179.

85. Куртц, П. Искушение потусторонним / П. Куртц. - М.: "Агаф", 1999. - 601 с.

86. Кутырев, В.А. Бытие или ничто / В.А. Кутырев. - СПб.: Алетейя, 2010. -496 с.

87. Кутырев, В.А. Оправдание бытия (явление нигитологии и его критика) / В.А. Кутырев // Вопросы философии. - 2000. - № 5. - С. 15-32

88. Кутырев, В.А. Философия постмодернизма: научно-образовательное пособие для магистров и аспирантов гуманитарных специальностей / В.А. Кутырев. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 95 с.

89. Кучевский, В.Б. Философское учение о бытии и субстанции / В.Б. Кучевский. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 127 с.

90. Кьеркегор, С. Или — или. / С. Кьеркегор; [послесловие С.А. Скляренко]. -М.: Историко-религиозное общество «Арктогея», 1991. - 420 с.

91. Кьеркегор,С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - М.: Республика, 1993. - 383 с.

92. Латыпов, H.H. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная / H.H. Латыпов, В.А. Бейлин, Г.М. Верешков. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 184 с.

93. Лёзов, C.B. Теология культуры Пауля Тиллиха / C.B. Лёзов // Пауль Тиллих. Избранное. Теология. Культура. - М.: Юрист, 1995. - С. 461 - 472.

94. Лейбниц, Г. Сочинения: в 4 т. / Готфрид Вильгельм Лейбниц; под ред. В.В. Соколова; [перевод Я.М. Боровского и др.]. - М., Мысль, 1982. - 636 с.

95. Лесков, Л.В. Генезис и эволюция жизни в мэонической Вселенной // Сознание и физическая реальность. Том 3. - 1998. - № 2. - С. 3-11./35

96. Лесков, Л.В. Концепция творения мира и материалистическая философия / Л.В. Лесков // О первоначалах мира в науке теологии. - СПб.: Петрополис, 1993. -С. 101-124.

97. Лесков, Л.В. Пять шагов за горизонт / Л.В. Лесков. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. - 262 с.

98. Лесков, Л.В. Семантическая Вселенная: МБК-концепция / Л.В. Лесков // Вестник Московского университета. - 1994. - № 2. - С. 3-19.

99. Лесков, Л.В. Семантическая Вселенная: МБК-концепция / Л.В. Лесков // Вестник Московского университета. - 1994. - № 4. - С. 12-25.

100. Лесков, Л.Я. Нелинейная Вселенная: Новый дом для человечества / Л.Я. Лесков. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. - 446 е..

101. Линде, А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология / А.Д. Линде. - М.: Наука, 1990. - 248 с.

102. Лифинцева, Т.П. "Мужество быть" П. Тиллиха: онтология и этика / Т.П. Лифинцева // X Рождественские общеобразовательные чтения. Сборник докладов конференции 29.01.2002. - С. 210 - 233.

103. Лифинцева, Т.П. Пауль Тиллих / Т.П. Лифинцева // Философы XX века. -М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 300 - 323.

104. Лифинцева, Т.П. Проблема онтологии в «Систематической теологии» Пауля Тиллиха / Т.П. Лифенцева // IX Рождественские общеобразовательные чтения. Сборник докладов конференции 25.01.2001. - С. 174 - 184.

105. Лифинцева, Т.П. Философия и теология Пауля Тиллиха / Т.П. Лифинцева. -М.: «Канон+» «Реабилитация», 2009. - 288 с.

106. Лосев, А.Ф. Бытие - имя - космос / А.Ф. Лосев; сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - С. 958.

107. Лосев, А.Ф. Хаос / А.Ф. Лосев // Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. Е.М. Мелетинский. - 4-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 736 с.

108. Лосев, А.Ф. Хаос / А.Ф. Лосев // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Главный ред. С.А. Токарев. - М.: Сов. Энциклопедия, 1992. - Т. 2.

109. Лурье, С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования / С.Я. Лурье. - Л.: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1970. - с. 664.

110. Любищев, A.A. Линии Платона и Демокрита в истории культуры /A.A. Любищев. - М.:Электрика, 1997. - 406 с.

111. Мальцев, C.B. Философский анализ кризиса мировоззренческих абсолютов: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.01 / Сергей Васильевич Мальцев. -Магнитогорск, 2004. - 156 с.

112. Мамардашвили, М.К. Картезианские вариации / М.К. Мамардашвили. - М.: «Аграф», 1993. - 329 с.

113. Мамардашвили, М.К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили. - М.: «Аграф», 1997. - 320 с.

114. Мамардашвили, М.К. Опыт физической метафизики (Вильнюсские лекции по социальной философии) / М.К. Мамардашвили. - М.: Прогресс-Традиции, 2008. - 304 с.

115. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. (Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке) / М.К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. - М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. - 288 с.

116. Марков, М.А. Макро-микросимметричная Вселенная / М.А. Марков // Будущее науки. - М.: Знание, 1973. - С. 68-81.

117. Маркова, Л.А. Нетождественное мысли бытие в философской логике (B.C. Библер и Ж. Делез) / Л.А. Маркова// Вопросы философии. - 2001. - № 6. - с. 159175.

118. Мартин Хайдеггер / Карл Ясперс. Переписка. 1920 - 1963. - M.: Ad Marginem, 2001. - 415 с.

119. Мартин Хайдеггер: сб.статей / Сост. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: РХГИ, 2004. -576 с.

120. Меньчиков, Т.П. Детерминационные основания ситуационности бытия / Г.П. Меньчиков // Ситуационные исследования. Вып. 2. Типология ситуаций / Под общей ред. Н.М. Солодухо. - Казань: КГТУ, 2006. - С. 32 - 42.

121. Меньчиков, Г.П. Не лучше ли разрабатывать парадигму философии?/ Г.П. Меньчиков // Философские науки. - 1990. - № 4. - С. 98 - 99.

122. Меньчиков, Г.П. Об изменении основного вопроса философии / Г.П. Меньчиков // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 152. - Серия Гуманитарные науки. Книга 1. - Казань: КГТУ, 2010. - С. 125 - 134.

123. Меньчиков, Г.П. Соотношение бытия-небытия - основной вопрос философии / Г.П. Меньчиков // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. -Казань: КГТУ-КАИ, 2004. - С.19 - 24.

124. Михайлов, A.A. Проблема субъективности в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера / A.A. Михайлов // Проблема сознания в современной западной философии. - М.: Наука, 1989. - С 137.

125. Модестов, С.А, Бытие несовершившившегося / С.А Модестов. - М.: МОНФ, 2000.- 176 с.

126. Мокин, Б.И. Философия Мартина Хайдеггера / Б.И. Мокин. - Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2000. - С. 24 - 25.

127. Мурзин, H.H. История и Ничто / H.H. Мурзин. - М.: ИФ РАН, 2010. - 259 с.

128. Наан, Г.И. Понятие бесконечности в математике и космологии / Г.И. Наан // Бесконечность и Вселенная. - М.: Мысль, 1969. - С. 7-77.

129. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов / В.В. Налимов. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 280 с.

130. Налимов, В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке / В.В. Налимов// Вопросы философии. - 1996. - № 11. - С. 65 - 75.

131. Налимов, В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье / В.В. Налимов. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. -344 с.

132. Налимов, В.В. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного / В.В. Налимов В.В., Ж.А. Дрогалина. - М.: Изд-во «МИР ИДЕЙ», АО АКРОН, 1995. - 432 с.

133. Налимов, В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В.В. Налимов. -М.: изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989. - 287 с.

134. Невважай, И.Д. Категория небытия и естественнонаучная картина мира / И.Д. Невважай // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого российского философского конгресса (4—7 июня 1997 г.): В 7 т. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - Т. 3 - С. 106—109.

135. Несмелов, В. Догматическая система святого Григория Нисского / В. Несмелов. - Казань: Тип. Имп. Университета, 1887. - 652 с.

136. Ницше, Ф. Сочинения. В 2 т.: пер. с нем. / Фридрих Ницше; [сост., ред. и авт. примеч. К. А. Свасьян]. - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 829 е., Т. 2. - 829 с.

137. Ницше: pro et contra: Антология / Сост., вступ.ст., примеч. и библиогр. Ю. В. Синеокой. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитарн. ин-та, 2001. - 1076 с.

138. Нойман, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойман. - М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1998. - 462 с.

139. Нуруллин, P.A. Небытие и виртуальность / P.A. Нуруллин // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. H. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2004. - С.63 - 70.

140. О молитве и Увещание к мученичеству. Творения учителя Церкви Оригена / С первоначального текста перевод с прим. Н. Корсунского. 2-е изд. - СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1897.- 236 с.

141. Оргега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Оргега-и-Гассет. - М.: Наука, 1991.-408с.

142. Отто, Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Р. Отто. - СПб.: «Изд-во С.-Петербургского унта», 2008. - 272 с.

143. Павленко, А.Н. Антропный принцип: истоки и следствия в европейской научной рациональности/ А.Н. Павленко // Философско-религиозные истоки науки. - М.: МАРТИС, 1997. - С. 178 - 218.

144. Павленко, А.Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота / А.Н. Павленко. - М.: ИНТРАДА, 1997. - 256 с.

145. Павленко, А.Н. Идеалы рациональности в современной науке / А.Н. павленко // Вестник Российской Академии наук. - М.: Наука, 1994. - № 5. - С. 409-416.

146. Павленко, А.Н. Методологический анализ оснований хаотичности космологии / А.Н. Павленко // Вопросы философии. - 2003. - № 9.- С. 39-53.

147. Павленко, А.Н. Философские проблемы космологии: Вселенная из «ничего» или Вселенная из «небытия»? / А.Н. Павленко. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.-208 с.

148. Павленко, А.Н. Является ли коммуникативная программа обоснования знания универсальной / А.Н. Павленко // Вопросы философии. - 2009. -№ 11. - С. 100.

149. Патнэм, X. Философия сознания / X. Патнэм; [Оеревод с англ. Макеевой Л.Б., Назаровой O.A., Никифорова А.Л. Предисловие Макеевой Л.Б.] - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 240 с.

150. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; [Примечания А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи]. М.: Мысль, 1993. -Т. 2

151. Подольный, Р. Нечто по имени Ничто / Р. Подольный. - М.: Детсая литература, 1987. - 256 с.

152. Подорога, В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX - XX века / В.А. Подорога. -М.: Наука, 1993. - 450 с.

153. Пригожин, И. Конец определенности / И. Пригожин. - Ижевск: РХД, 2001. — 216с.

154. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; [пер. с англ.]. -М.: Эдиториал УРСС, 2000.-132 с.

155. Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. H. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2004. - 140 с.

156. Пружинин, Б.И. Контуры культурно-исторической эпистемологии / Б.И. Пружинин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. -423 с.

157. Райл Гилберт. Понятие сознания / Гилберт Райл; [перевод с англ.]. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 408 с.

158. Рассел Б. Человеческое познание / Б. Рассел. - Киев: Ника-Центр, 1997. -560 с.

159. Рассел. Б. Почему я не христианин. Избранные атеистические произведения / Б. Рассел; [пер.с англ.]. - М.: Политиздат, 1987. - 334 с.

160. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т.- Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 1 т.

161. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т.- Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 1 т.

162. Розенталь, И.Л. Геометрия, динамика, Вселенная. И.Л. Розенталь. - М.: Наука, 1987. -144 с.

163. Розов, М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М.А. Розов. - М.: Новый хронограф, 2008. - 352 с.

164. Сапронов, П.А. О бытии ничто / П.А. Сапронов. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманистической академии, 2011. - 368 с.

165. Сапронов, П.А. Путь в ничто. Очерки русского нигилизма / П.А. Сапронов. - СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2010. - 400 с.

166. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр; [пер. с франц., предисл., примеч. В.И. Колядко]. - М.: Республика, 2000. -639 с.

167. Сартр, Ж.П. Проблемы метода / Ж.П. Сартр; [пер.с фр.]. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. - 240 с.

168. Сведенборг, Э. О небесах, о мире духов и об аде / Э. Сведенборг; [перевод с латинского А.Н. Аксакова]. - М.: АО «Мировое древо», 1993. - 553 с.

169. Селиванов, А.И. Бытие и постижение развивающихся миров / А.И. Селиванов. - Уфа: Башкир, гос. ун-т, 1998. - 359 с.

170. Серл Дж. Открывая сознание заново / Дж. Серл; [перевод с англ. А.Ф. Грязнова]. - М.: Идея пресс, 2002. - 256 с.

171. Смирнов, К.С. Понятие «ничто» в философской онтологии и современность: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.01/ Кирилл Сергеевич Смирнов. - Волгоград, 1999.- 138 с.

172. Современная западная философия. Словарь. - М.: Республика, 1991. - 560 с.

173. Соловьев B.C. Сочинения в 2т., М.: Мысль, 1988. Т.2.

174. Соловьев, B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика / B.C. Соловьев. -М.: Книга, 1990. - 574 с.

175. Солодухо, Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира / Н.М. Солодухо // Вопросы философии. - 1991. - № 6. - С. 176-184.

176. Солодухо, Н.М. Математическая интерпретация основных связей бытия и небытия / Н.М. Солодухо // Методология математического моделирования: Докл. VII Междунар. симпозиума. - Болгария: Варна - София, 1994. - 4.4. - С.81-82.

177. Солодухо, Н.М. Небытие как первоначало и основа сущего /Н.М. Солодухо // Феномены природы и экология человека. Тезисы докладов Второго международного симпозиума. - Казань: Изд-во КГТУ, 1994. - 160 с.

178. Солодухо, Н.М. Небытийная основа Вселенной: Флуктуационная концепция бытия / Н.М. Солодухо // Космическое пространство в науке, философии и богословии. Материалы VII Международного семинара. - СПб: Изд. центр Мор. техн. ун-та, 1994. - С. 93-95.

179. Солодухо, Н.М. Однородность и неоднородность в развитии систем / Н.М. Солодухо. - Казань: Изд-во КГТУ, 1989. - 176 с.

180. Солодухо, Н.М. Онтологическая неопределенность небытия / Н.М. Солодухо // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы II Российского философского конгресса: в 4 т. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. -2 т. - 2 ч.

181. Солодухо, Н.М. Отношение бытия и небытия как исходная философская проблема / Н.М. Солодухо // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 1966. - № 3. - С. 54-58.

182. Солодухо, Н.М. Принцип «масляного масла» как закон бытия / Н.М. Солодухо // Феномены природы и экология человека. Матер.4 междунар. симпозиума. - Казань: Изд-во КГТУ, 1997. - С. 16-17.

183. Солодухо, Н.М. Проблема соотношения бытия и небытия: история и современность / Н.М. Солодухо // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Солодухо Под общ. ред. Н.М.Солодухо. - Казань: КГТУ, 2004. С. 5 - 13.

184. Солодухо, Н.М. Сценарии «творения мира» в философии небытия / Н.М. Солодухо // Взаимодействие науки, философии и богословия в формировании идей эволюции в природе и обществе: Материалы XI Междунар. конгресса. -СПб., 1999. С.56-58.

185. Солодухо, Н.М. Философия небытия / Н.М. Солодухо. - Казань: Изд-во Казанского гос. техн. университета, 2002. - С. 146.

186. Солодухо, Н.М. Философия, ее структура и основные проблемы: учеб. Пособие / Н.М. Солодухо. - Казань: изд. КГТУ, 1997. - С. 14 - 17.

187. Солодухо, Н.М. Фундаментальная философская проблема / Н.М. Солодухо //Основные доклады и обзоры I Российского философского конгресса. -СПб., 1998. - С.282-283.

188. Солодухо, Н.М. Циклический закон регенерации бытия / Н.М. Солодухо // Циклические процессы в природе и обществе: Материалы II Междунар. конф. -Ставрополь, 1994. - С.92-93.

189. Спиноза, Б. Избр. произведения в 2 т. / Б. Спиноза. - М.: Госполитиздат, 1957. - 1 т.

190. Ставцев, С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С.Н. Ставцев. - СПб.: Лань, 2000. - 192 с.

191. Степин, B.C. Философия науки. Общие проблемы / B.C. Степин. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с.

192. Талкер, C.JI. Три типа онтологии / C.JI. Талкер // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2004. - С.52 - 55.

193. Тиллих, П. Избранное. Теология культуры / П. Тиллих. - М.: «Юрист», 1995.-479 с.

194. Тиллих, П. Систематическая теология. Т. 1 - 3 / Пауль Тиллих. М.- СПб.: Республика, 2000. - 1-3 т.

195. Тырбах, Ю.В. Категория бытия и небытия—в контексте синергетических представлений о разумности / Ю.В. Тырбах // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2004. - С. 70-74.

196. Утияма, Р. К чему пришла физика. От теории относительности к теории калибровочных полей / Р. Утияма. - М.: Знание, 1986. - 221 с.

197. Фейербах, Л. История философии. Собрание произведений в 3 т. / Людвиг Андреас Фейербах; [пер.с нем., ред. и вступит, ст. М.М. Григорьяна] М.. -«Мысль», 1967. - 1 т.

198. Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М.: Наука, 1991. - 253с.

199. Флоренский, П.А. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Павел Александрович Флоренский. - М.: «Мысль», 2004. - 1 т. - С. 52.

200. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил A.B. Лебедев. - М.: Изд. «Наука»,1989. - 576 с.

201. Франк, С.Л. Непостижимое / С.Л. Франк // Сочинения. - М.: Изд-во «Правда», 1990. - С. 183 - 559.

202. Френкель, Я.И. Мистика мирового эфира /Я.И. Френкель // На заре новой жизни. - Л.: Наука, 1970. - 385 с.

203. Фриауф, В.А. Что такое логика? В.А. Фриауф. - Саратов. Изд-во СГУ, 1987. -157 с.

204. Фриауф, В.А. Язык. Сознание. Человеческая реальность... Абсолютно другое / В.А. Фриауф. - Саратов, ООО «Научная книга», 2005. - 230 с.

205. Фридман, A.A. Избранные труды / A.A. Фридман. - М.: Наука. 1966. -316 с.

206. Фридман, В.Я. Теория «кентавров» и структура реальности / В.Я. Фридман. М.: П-центр, 1996. - 192 с.

207. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; [пер. с нем. В.В. Бибихина]. -М.: AdMarginem, 1997. -451 с.

208. Хайдеггер, М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер; [пер. с нем. Н.О. Гучинской]. - СПб.: Изд-во НОУ «Высшая религиозно—философская школа», 1998. -302 с.

209. Хайдеггер, М. Вещь/ М. Хайдеггер //Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер; [пер.с нем.] - М.: Республика, 1993. - С. 316 - 326.

210. Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер; [пер.с нем.] - М.: Республика, 1993. -447 с.

211. Хайдеггер, М. Парменид / М. Хайдеггер. - СПб.: «Владимир Даль», 2009. -384 с.

212. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества / М. Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.

213. Хардинг, Д. Быть или не быть: вот в чем ответ / Д. Хардинг; [пер. с англ. А. Серёгиной]. - М.: Изд-во «Ганга», 2007. - 207 с.

214. Хлебосолов, Е.И. Метафизические основания христианства / Е.И. Хлебосолов. - СПб.: Алетейя, 2010. - 178 с.

215. Хоукинг, С. Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр / С. Хоукинг; [пер.с англ Н. Смородинской]. - СПб.: Амфора, 2000. - 268 с.

216. Чанышев, А.Н. Трактат о небытии / А.Н. Чанышев // Вопросы философии. -1990.-№10.-С. 158-166.

217. Шипов, Г.И. Теория физического вакуума в популярном изложении / Г.И. Шипов. - М.: ООО «Кириллица-1», 2002. - 163 с.

218. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. Соч. в 2 т. / Артур Шопенгауэр. - М.: Наука, 1993. - 1 т.

219. Шпека, К.А. Неоплатоническая эманация и философия небытия / К.А. Шпека // Проблема соотношения бытия и небытия. Колл. монография / Под общ. ред. Н. М. Солодухо. По матер, всерос. семинара. - Казань: КГТУ-КАИ, 2004. -С. 31-39.

220. Экхарт, М. Духовные проповеди и рассуждения / М. Экхарт. - Репринтное изд. 1912 г. - М.: Политиздат, 1991. - 192 с.

221. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Издательство МГУ, 1984. - 144 с.

222. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // Собрание сочинений: в 39 т. / Карл Маркс, Фридрих Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1955. - 20 т.

223. Энциклопедия мистицизма. - СПб.: Издательство «Литера», 1996. - С. 168.

224. Эпштейн, М.Н. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук / М.Н. Эпштейн. - М.: Нов.лит. обозрение, 2004. - 864 с.

225. Эпштейн, М.Н. Философия возможного / М.Н. Эпштейн. - СПб.: Алетейя, 2001.-С. 148.

226. Яворский, Д.Р. Модернизация христианского теизма в философской теологии Пауля Тиллиха: дисс. ... канд. философских наук.: 09.00.06 / Дмитрий Ромуальдович Яворский. - М.: 2000. - 135 с.

227. Ясперс, К. О Хайдеггере / К. Ясперс // Ступени. - 1992. - № 3. - С. 128.

228. Critchley, S. Very Little - Almost Nothing: Death, Philosophy, Literature / S. Critchley. - London: Routledge, 1997. - 216 p.

229. Darby, T. Nitzsche and the Rhetoric of Nihilism / T. Darby. - Ottawa: Carleton University Press, 1989. - 220 p.

230. Slocombe, W. Nihilism and the Sublime Postmodern: The (Hi)Story of a Difficult Relationship from Romanticism to Postmodernism / W. Slocombe/ - London: Routledge, 2005. - 224 p.

231. Vattimo, G. The and of Modernity: Nihilism and Hermeneutics in Postmodern Culture / G. Vattimo // Trans / by Jon R. Snyder. - Cambridge: Polity, 1988.- 190 p.

232. Vattimo, G. Nihilism and Emansipation: Ethics, Politics and Law / G. Vattimo. -Baltimore: Columbia University Press, 2006. - 160 p.

/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.