Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мишина Анастасия Валентиновна

  • Мишина Анастасия Валентиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 328
Мишина Анастасия Валентиновна. Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2018. 328 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мишина Анастасия Валентиновна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основания персонализации развития 16 искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления

1.1. Сущностно-содержательная характеристика основных понятий 16 исследования

1.2. Визуально-пространственное искусство как содержательная 40 основа искусствоведческой компетенции будущих педагогов

1.3. Принципы персонализации развития искусствоведческой 56 компетенции будущих педагогов художественного направления Выводы по главе 1 81 Глава 2. Разработка и реализация педагогического обеспечения 85 персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления

2.1. Проектирование педагогической модели персонализации 85 развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления

2.2. Обоснование педагогических условий реализации модели 118 персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления

2.3. Ход опытно-экспериментальной работы и обобщение ее

результатов

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день процессы глобализации, информатизации и компьютеризации различных сфер общественной жизнедеятельности, нестабильность рынка труда и кризис культуры вызывают необходимость трансформации российской системы высшего образования в надежный социальный институт, способный гарантировать поступательное и прогрессивное развитие страны, общества и личности. Данному процессу непосредственно содействует внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), которые в качестве основного методологического ориентира утверждают компетентностный подход. В связи с этим, главной задачей высшей школы является формирование совокупности компетенций (общекультурных, профессиональных, специальных), отражающих такой уровень личностной, интеллектуальной, практической, психологической и духовно-нравственной подготовки выпускника вуза, который позволит ему стать субъектом общественных отношений, самостоятельно и качественно решать поставленные государством, обществом и профессиональным сообществом задачи, а также адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Особое значение в деле становления творческой, эстетически развитой, духовно-нравственной личности имеет система художественного образования, которая в русле указанных выше преобразований осуществляет поиск методологических, содержательных, технологических оснований совершенствования образовательной системы. Осознавая особое предназначение художественного образования, общество и государство предъявляют серьезные требования к подготовке будущих педагогов. На сегодняшний день от выпускников художественно-педагогических вузов ожидается высокий уровень интеллектуальной, эстетической и личностной культуры, проявление готовности эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, инициативно, новаторски и ответственно

подходить к решению профессиональных художественно-творческих и художественно-образовательных задач, направленных на развитие духовности, креативности и поддержки одаренности молодого поколения, на усвоение им общечеловеческих ценностей, через приобщение к мировому искусству, художественной культуре своего народа. Решение поставленных задач должно быть основано на целостном философском понимании искусства будущими педагогами, осознании его роли и значения в развитии общества и каждой отдельной личности.

Достижение таких интегративных личностных результатов, как компетенция в области искусствоведения, невозможно без позиционирования студента как самоорганизующегося субъекта образования и саморазвивающейся личности. Основанием для создания условий личностного саморазвития является активизация механизмов персонализации развития компетенций будущих педагогов.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы реализации компетентностного подхода в высшем образовании являются предметом изучения современных исследователей

B.И. Байденко, В.А. Болотова, В.Н. Введенского, А.А. Вербицкого, Ж. Делор, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Б. Оскарссон, П.И. Пидкасистого, Дж. Равена, Г.К. Селевко, Ю.Т. Татур,

C.Е. Шишова и др. [15; 35; 45; 46; 70; 88; 127; 145; 167; 186; 195; 217; 240; 268]. Особенности реализации компетентностного подхода в высшем художественном образовании рассматриваются в исследованиях В.Н. Банникова, С.Н. Дорошенко, М.Ф. Рудзика, А.Р. Хайруллина и др. [19; 73; 211; 252].

Проблемы профессионального становления будущих педагогов рассмотрены в трудах В.И. Андреева, С.И. Архангельского, Б.С. Гершунского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и др. [8; 9; 61; 127; 145; 228]

Исследования теоретических основ эстетики и искусства осуществлены В.В. Бычковым, Ю.Б. Боревым, В.В. Вансловым, Г. Вёльфлиным, Б.Р. Виппером, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, С.Х. Раппопортом и др. [40; 43; 44; 49; 50; 100; 111; 200]. Различные подходы к изучению искусства и мировой художественной культуры предложены Г.И. Даниловой, Л.Г. Емохоновой, Е.С. Медковой, Л.А. Рапацкой и др. [67; 77; 151; 198].

Общеметодологические проблемы художественного образования отражены в исследованиях А.В. Бакушинского, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова и др. [17; 140; 153; 163; 278]. Специфика подготовки специалистов художественного образования раскрыта в работах В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова и др. [124; 208; 234; 273].

Несмотря на значительное количество трудов, в которых изучены различные аспекты поставленной проблемы, следует констатировать, что недостаточно исследованы вопросы развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов. Актуальность и целесообразность настоящего исследования обусловлены рядом противоречий:

- между объективной потребностью современного общества и системы художественного образования в высокопрофессиональных компетентных специалистах с развитыми способностями к целостному философскому пониманию искусства и недостаточной разработанностью методологических, содержательных и технологических основ развития компетенций в области теории и истории искусства;

- между необходимостью совершенствования современной системы искусствоведческой подготовки, наличием объективно высокого потенциала персонализации развития компетенций будущих педагогов художественного направления и недостаточным педагогическим обеспечением данного процесса.

Наличие данных противоречий позволило определить проблему настоящего исследования: каким образом осуществить персонализацию

развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления? В соответствии с этим, была сформулирована тема исследования: «Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности педагогической модели персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления и педагогических условий её реализации.

Объект исследования: процесс развития компетенций будущих педагогов художественного направления.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления.

Гипотеза исследования: персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления будет эффективной, если:

- использовать в данном процессе выявленные сущностно-содержательные характеристики и структуру искусствоведческой компетенции;

- опираться на совокупность принципов персонализации развития искусствоведческой компетенции (личностной направленности и значимости, индивидуализации, интерактивности, субъектности);

- разработать и внедрить педагогическую модель персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления;

- обосновать и реализовать педагогические условия персонализации развития искусствоведческой компетенции.

Проблема, цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить сущность, содержание и структуру искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления и определить особенности её развития.

2. Обосновать принципы персонализации развития искусствоведческой компетенций будущих педагогов художественного направления.

3. Разработать педагогическое обеспечение персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления.

4. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность модели и педагогических условий персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили:

- концепции педагогики высшей школы (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.);

- теории профессиональной подготовки будущих педагогов (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, П.И. Пидкасистый, В.Д. Шадриков и др.);

- концепции компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Г.И. Ибрагимов, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов и др.),

- теоретические основы личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В.Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- исследования, посвященные персонализации обучения (В. В. Грачев, И.Н. Калошина, С.В. Карпухина, И.В. Кизесова, С.Ю. Попадьина, Л.Н. Сизоненко, А.Г. Солонина и др.);

- теории деятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский и др.);

- фундаментальные исследования психологии искусства и художественного творчества (Р. Арнхейм, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон и др.);

- теоретические исследования специфики художественного образования (А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев, С.Е.Игнатьев, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Б.П. Юсов и т.д.).

Решению поставленных задач и проверке достоверности выдвинутой гипотезы содействовали следующие методы:

а) теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов, логический анализ, синтез и обобщение эмпирического материала, моделирование, проектирование;

б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, педагогическая диагностика, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, статистические методы.

Экспериментальной базой исследования явились Институт филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого Казанского федерального университета, Казанский государственный институт культуры; Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева; Мордовский государственный педагогический институт им. Е. Евсевьева. Всего экспериментом было охвачено 830 человек, выборка составила 116 человек.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2011 по 2017 гг.

На первом этапе (2011-2013 гг.) осуществлялось теоретическое обоснование темы и выявление состояния проблемы в теории и передовом педагогическом опыте; проводилось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, нормативной, методической и

искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме; проделана работа по определению сущности, содержания и структуры искусствоведческой

компетенции будущих педагогов художественного направления, выявлению теоретических основ персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов.

Второй этап (2013-2015 гг.) был посвящен разработке педагогической модели персонализации развития искусствоведческой компетенции, выявлению и обоснованию педагогических условий персонализации данного процесса; проведению констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2015-2017 гг.) обобщались результаты исследования; формулировались основные выводы; оформлялся текст диссертации.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Предложена содержательная дефиниция понятия «искусствоведческая компетенция будущих педагогов», представляющая собой интегративный личностный ресурс, проявляющийся в готовности выпускника к изучению, анализу и интерпретации художественных произведений, образцов и явлений художественной культуры, способности к использованию систематизированных художественно-исторических и художественно-теоретических знаний для решения профессиональных задач в области художественного образования, на основе целостного философского понимания искусства и осознания роли и значения визуально-пространственного искусства в развитии общества и каждой отдельной личности.

2. Доказано, что персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления предполагает активизацию механизмов самореализации посредством индивидуальных образовательных маршрутов; проявление субъектности через включение в межличностное общение, диалог, сотрудничество, сотворчество; формирование уникального опыта профессионального и личностного становления в сфере искусства.

3. Обосновано, что персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления опирается на совокупность следующих принципов: личностной направленности и значимости, индивидуализации, интерактивности, субъектности.

4. Разработано и экспериментально проверено педагогическое обеспечение персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления, включающее педагогическую модель персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного и педагогические условия ее эффективного функционирования.

Теоретическая значимость исследования определяется расширением и конкретизацией научно-педагогических знаний в области компетентностного подхода к профессионально-личностному становлению будущих педагогов путем уточнения сущности и структуры искусствоведческой компетенции, разработки педагогической модели персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов и педагогических условий её реализации. Полученные результаты носят общепедагогический характер и могут служить основой для разработки целостной системы персонализации компетентностной подготовки будущих педагогов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты, диагностический инструментарий и выводы могут быть использованы в образовательном процессе будущих педагогов художественного направления, при разработке учебных планов, рабочих программ, учебно-методических пособий, а также в процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Разработанные в ходе исследования электронный образовательный ресурс «История мирового искусства», учебно-методическое пособие «Проектирование самостоятельной работы студентов по курсу «Мировая художественная культура», «Электронный каталог информационных

источников по искусству» позволяют совершенствовать процесс персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Искусствоведческая компетенция представляет собой интегративный личностный ресурс, проявляющийся в готовности выпускника к изучению, анализу и интерпретации художественных произведений, образцов и явлений художественной культуры, способности к использованию систематизированных художественно-исторических и художественно-теоретических знаний для решения профессиональных задач в области художественного образования, на основе целостного философского понимания искусства и осознания роли и значения визуально-пространственного искусства в развитии общества и каждой отдельной личности.

Структура искусствоведческой компетенции представлена мотивационно-ценностным, когнитивным, практическим и индивидуально-психологическим компонентами.

2. Эффективность персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления обеспечивается опорой на совокупность следующих принципов: личностной направленности и значимости (корреляция процесса развития искусствоведческой компетенции будущего педагога с процессом становления его личности, активизируя механизмы самопознания, самооценки, рефлексии), индивидуализации (осуществление целесообразной трансформации и диверсификации процесса обучения, активизирующая его потенциал для развития личности в соответствии с ее индивидуальными особенностями), интерактивности (обогащение процесса познания искусства формами продуктивного взаимодействия, профессионально-значимым общением, коммуникативным опытом), субъектности (создание условий для проявления будущими педагогами художественного направления

активности, самостоятельности, самоорганизации в процессе развития своей искусствоведческой компетенции).

3. Педагогическая модель персонализации процесса развития искусствоведческой компетенции включает следующие взаимосвязанные блоки:

- целевой (цель: обеспечение положительной динамики развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов в условиях вузовской подготовки; задачи: содействовать формированию совокупности мотивационно-ценностного, когнитивного, практического, индивидуально -психологического и личностного компонентов искусствоведческой компетенции; способствовать приобретению обучающимися опыта осуществления деятельности, требующей мобилизации компонентов искусствоведческой компетенции; активизировать способность к рефлексии и самооценке уровня развития искусствоведческой компетенции);

- методологический (подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический; принципы: личностной направленности и значимости, индивидуализации, интерактивности, субъектности);

- содержательный (педагогическая интерпретация содержания визуально-пространственного искусства, представленная в совокупности четырех составляющих: опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, критического отношения к различным явлениям художественной культуры; система знаний истории и теории, сущности и специфики визуально-пространственного искусства, совокупность основных понятий, терминов и фактов искусствознания; система умений и навыков анализа, интерпретации и изучения произведений искусства, конспектирования, реферирования, аннотирования искусствоведческой литературы; опыт профессионально-творческой деятельности в области искусствоведения);

- организационный (методы: общедидактические - словесные, наглядные, практические, проблемные, активные - дискуссии, мозговой

штурм, ролевые и деловые игры, метод проектов, специальные -сравнительно-исторический, формальный, иконологический,

композиционный; формы: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция «вопрос-ответ», семинар-прослушивание и обсуждение докладов, семинар-«круглый стол», семинар-конференция, интерактивный семинар, консультации; самостоятельная работа студентов, экскурсии, конкурсы, выставки, конференции, виртуальные лекции, вебинары, форумы, чаты; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов освоения художественно-теоретических дисциплин);

- диагностический (критерии: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный; показатели и уровни развития искусствоведческой компетенции).

4. Эффективность реализации педагогической модели персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов обеспечивается комплексом следующих педагогических условий: создание эвристической образовательной среды, содействующей развитию искусствоведческой компетенции; обогащение информационной учебно-методической базы для поддержания индивидуального формата изучения содержания визуально-пространственного искусства; принятие преподавателем вуза личностной позиции эдвайзера и фасилитатора, способствующей проектированию, стимулированию и рефлексии личностно-компетентностного развития будущих педагогов художественного направления.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах:

а) участие и обсуждение результатов исследования на конференциях различного уровня: VIII Международная конференция по образованию - 8th World conference on educational sciences (г. Мадрид, Испания, 2016); IV Международная конференция дизайна и искусства (Санкт-Петербург, Россия, 2015); III Международная конференция дизайна, искусства и

образования - 3rd World Conference on Design, Arts and Education (г. Дубровник, Хорватия, 2014); Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань, КФУ, 2012-2017); Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки и образования в высших и средних специальных учебных заведениях культуры и искусств Приволжского Федерального округа», (Казань, 2017); I Всероссийская научно-практическая конференция «Балакиревские чтения в Казани - 2017»; XV Общероссийская научно-практическая конференция «Стратегия развития детской школы искусств в современной России: от концепции к результату» (Екатеринбург, 2016); Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика художественного образования: история, методология, практика», посвященная 50-летию факультета художественного образования ТГГПУ (Казань, 2011);

б) публикация 19 статей, среди которых три статьи в журналах, рекомендованных ВАК, две статьи в журналах БД Scopus, одна статья БД Web of Science; разработка и внедрение электронного образовательного ресурса «История мирового искусства» (на базе дистанционного управления образованием MOODLE) и учебно-методического пособия «Проектирование самостоятельной работы студентов по курсу «Мировая художественная культура»,

в) участие в научных, педагогических и творческих конкурсах: Международный конкурс «Не торопясь по вернисажу...», профессиональная категория «Профессионалы», номинация «Живопись» (лауреат I степени, Москва, 2014); Всероссийский конкурс научных работ студентов вузов художественно-педагогического профиля (Лауреат 3 степени, Казань, 2012); Открытый национальный конкурс социальной рекламы «Новое пространство России», (2 место, Санкт-Петербург, 2012), Второй Всероссийский конкурс социальный рекламы «Новый взгляд» (3 место, Москва, 2011); грантовый

конкурс аннотаций лекций, организатор «Российское общество «Знание», (Победитель).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, список литературы (292 источников) и приложений (23).

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза, поставлены задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, отражены основные положения, выносимые на защиту, обозначены методы и этапы исследования.

В первой главе «Теоретические основания персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления» раскрываются основные понятия исследования; рассматриваются содержание, структура и функции искусствоведческой компетенции; представлены основные положения персонализации развития искусствоведческой компетенции и принципы персонализации развития искусствоведческой компетенции.

Во второй главе «Разработка и реализация педагогического обеспечения персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления» представлена педагогическая модель персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления, обоснованы педагогические условия реализации педагогической модели персонализации развития искусствоведческой компетенции; описан ход и результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и выводы.

В приложении представлены материалы диагностики, примеры разработанных индивидуальных образовательных маршрутов студентов,

электронный каталог информационных источников по художественному образованию.

Глава 1. Теоретические основания персонализации развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов художественного направления 1.1. Сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования В настоящее время российская система образования находится на стадии модернизации, которая связана с необходимостью решения, как внешних стратегических задач, так и внутренних, вызванных преобразованием и трансформацией социально-экономической, технологической, культурной, идеологической и других сфер жизнедеятельности человека в России.

Происходит непрерывный поиск и внедрение наиболее эффективных новаций, которые призваны обеспечить результативное функционирование системы высшего образования на современном этапе его развития в условиях информатизации и компьютеризации общества (А.Л. Абдрахманова, Г. И. Брановский, И.Г. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, С.Г. Григорьев, А.Ю. Кравцова, Я.А. Овчинникова, Е.С. Полат, И.В. Роберт), нестабильности рынка труда (В. Т. Ащепков, И. И. Задорожная), кризиса культуры (Е.В. Бондаревская, Е. П. Белозерцев, Н. М. Борытко), перехода к массовому высшему образованию.

Ключевым фактором модернизации высшей школы, ее движущей силой является осознание того, что получаемое студентами на сегодняшний день образование не позволяет им быстро адаптироваться к современным условиям труда, проявлять инициативу и самостоятельность в осуществлении проектной деятельности или организации собственного бизнес-проекта, эффективно решать профессиональные задачи в стандартных и нестандартных ситуациях, стать полноценным субъектом социума. Более

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мишина Анастасия Валентиновна, 2018 год

незаконных источников и

методов исследования;

- заинтересованным в

становлении и развитии

отечественных и

региональных научных школ

в области художественного

образования.

Опросник для студентов «Мотивы учебной деятельности» Студент_курса, группы №_

(фамилия, имя)

Инструкция: Уважаемый студент! Просим Вас дать развернутые и субъективные ответы на предлагаемые вопросы. От искренности и полноты Ваших ответов будет зависеть повышение эффективности развития компетенций будущих учителей в области искусства.

1. Что послужило причиной Вашего выбора поступления на выбранное Вами направление обучения?

2. Считаете ли Вы художественно-теоретические дисциплины наиболее важными для Вас как будущего учителя в области искусства?

3. Какое из утверждений наилучшим образом подходит Вам: «Я стараюсь освоить предлагаемый материал по дисциплинам, чтобы стать высококлассным специалистом» или «Я стараюсь освоить предлагаемый материал по дисциплинам, так как это доставляет мне интеллектуальное удовольствие».

4. Какое место в профессиональной деятельности учителя искусства занимают, на Ваш взгляд, теоретические знания истории и теории искусства?

5. Есть ли у Вас индивидуальная программа самообразования по художественно-теоретической подготовки?

6. Читаете ли Вы дополнительную литературу для подготовки к экзаменам по художественно-теоретическим дисциплинам?

7. Собираетесь ли Вы после получения диплома работать по специальности, и что является основой для принятия такого решения?

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

Приложение 3 Анкета для будущих педагогов в области искусства

«Моя профессия»

Уважаемый студент! Прочитайте внимательно незаконченные утверждения анкеты и выберите продолжение из предложенных вариантов. Поставьте галочки в квадратах, ответ, которого наиболее соответствует вашей позиции.

1. Основная цель моего обучения в данном вузе и на этом факультете - стать

□ учителем изобразительного искусства/дизайна

□ художником

□ дизайнером

□ ученым (исследователем)

□ руководителем коммерческой фирмы

2. Я поступил(а) в этот вуз и на данный факультет, потому что

□ хочу освоить профессию художника-дизайнера

□ привлекает педагогическая деятельность в сфере изобразительного искусства

□ хочу получить высшее художественное образование

□ не поступил (а) в другой вуз

□ считаю, что в будущем профессия учителя изобразительного искусства станет особенно актуальной и престижной

□ хочу стать знаменитым художником

□ хочу стать известным дизайнером

3. Освоение профессии учителя в области изобразительного искусства для меня является

□ главной целью моего обучения

□ запасным вариантом

□ совсем неинтересной

□ на данный момент для меня это неактуально

4. В своей будущей профессии я больше всего ценю

□ возможность делать что-то своими руками

□ гарантия творческой самореализации

□ возможность приобщиться к сфере дизайна

□ возможность получать хорошую зарплату

□ возможность реализовать себя как художник-живописец, художник-график

□ возможность приобщиться к национальной культуре

□ возможность заняться научными исследованиями в области искусства и художественной педагогики

□ возможность общения и работы с детьми в художественной области

□ возможность организации детских творческих студий

5. Меня более всего привлекает следующий вид деятельности на факультете

□ практический (выполнение заданий по рисунку, живописи, композиции)

□ самостоятельный творческий (эскизы, творческие задания, проекты)

□ теоретический (подготовка к семинарам, изучение литературы по истории изобразительного искусства, дизайну)

□ исследовательский (самостоятельный поиск новых решений интересующих вопросов, участие в студенческих научных конференциях)

□ выставочный (подготовка художественных работ к участию в выставках, просмотрах, конкурсах)

□ общественный (студенческое самоуправление)

6. Я считаю, что дисциплина «Рисунок»

□ является особенно необходимой

□ является необязательной

□ необходимой, но скучной

□ устаревшей

□ не важной, но интересной

□ сложной

7. Я считаю, что самостоятельные творческие задания, проекты по спец. дисциплинам являются

□ необязательными

□ скучными

□ трудными

□ бесполезными

□ слишком легкими

□ необходимыми

□ интересными

□ редкими

8. При выполнении задания по истории искусства мне необходимо выполнить работу к намеченному сроку и сделать ее наилучшим образом и (но)

□ я всегда стараюсь, и часто получается

□ я всегда стараюсь, но редко получается

□ я считаю, что это сложная задача

□ никогда не получается так

□ моя самооценка не совпадает с выставляемой оценкой

9. При возможности выполнения творческого задания (проекта) или на свободную тему я

□ не могу самостоятельно выбрать тему, теряюсь в вариантах

□ испытываю сложность при выборе актуальной темы

□ стараюсь, чтобы тема была очень современной

□ выбираю, что легче и быстрее выполнить

□ выбираю из того, что предлагает преподаватель

□ выбираю актуальную, глубокого смысла и содержательную тему, которая способствует моему профессиональному росту

10. При выполнении художественных (живописных, графических) работ я

□ изучаю технику или манеру какого-нибудь художника и интерпретирую ее

□ стараюсь подражать любимым художникам

□ рисую в своем собственном стиле

□ стараюсь соответствовать требованиям преподавателя

□ стараюсь найти свой собственный стиль

□ не задумываюсь, как я рисую

11.Я выполняю работы по дисциплине «Мировая художественная культура», потому что

□ таковы требования

□ необходимы хорошие оценки в дипломе

□ это составляет основу моей будущей профессиональной деятельности

12. Я считаю, что просмотры художественных работ по дисциплинам

□ не нужны

□ повышают самооценку

□ нужны, чтобы оценить свой уровень

□ должны быть чаще

13. Работы, эскизы, композиции, проекты, которые я выполняю такого уровня, что пополняют методфонд факультета, могут участвовать в конкурсах или выставках

□ практически всегда

□ было несколько раз

□ было однажды

□ никогда не было

14. Уровень моей успеваемости я оцениваю как

□ соответствующий уровню моих амбиций

□ предельный

□ достаточный

□ зависящий от условий проживания и обучения

□ недостаточный

□ зависит не только от меня

□ зависит только от меня

15. Я считаю, что в моей профессиональной подготовке на данный момент не хватает

□ практических занятий

□ теоретических дисциплин

□ индивидуального руководства

□ занятий по компьютерным технологиям

□ времени

16. В свое свободное время я

□ выполняю задания, данные преподавателями

□ стараюсь отвлечься от учебы

□ обучаюсь дополнительно (курсы, посещение библиотеки)

□ работаю по специальности

□ работаю не по специальности

□ самостоятельно рисую, делаю эскизы, зарисовки

17. Я убежден (а), что изобразительное искусство

□ одно из лучших средств положительного воздействия на человека, его мировоззрение, душу

□ эффективное средство обеспечить себе достойный заработок

□ становится все менее актуальным и востребованным

БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ!

Инструкция для работы экспертов

Уважаемые эксперты! С целью совершенствования процесса подготовки будущих педагогов художественного направления предлагаем принять участие в работе по оценке уровня искусствоведческой компетенции по мотивационно-ценностному критерию. Необходимо оценить три вида работы студентов: опрос, анкетирование, эссе.

Основной целью выбранных методик является выявление мотивов учебной деятельности студентов, из которых наиболее предпочтительными являются профессиональные мотивы. Важно чтобы студенты осознавали роль и значение искусствоведческой подготовки для реализации будущей профессиональной деятельности. Каждый ответ на поставленный вопрос в опроснике предлагаем оценить от 0 до 3 баллов, максимальная оценка 21. Анкету предлагаем оценить за каждый ответ от 0 до 2 баллов, максимальная оценка 34. Минимальная оценка за эссе 1 балл, максимальная 5 баллов. Максимальная среднеарифметическая оценка 20 баллов.

Характеристика уровней развития искусствоведческой компетенции

по мотивационно-ценностному критерию

Уровень Характеристика уровня

Высокий 15 < М < 20

Выше среднего 11< М <15

Средний 7 < М < 11

Низкий 0 < М < 7

Приложение 5

Экспертная оценка уровня развития искусствоведческой компетенции по мотивационно-ценностному критерию в экспериментальной

группе, констатирующий эксперимент

№ Вид работы Итоговая оценка (С) с=!/з

п/п Фамилия, Имя студента Опрос (0-21 балла) Анкетирование (0-34 баллов) Эссе (0-5 баллов)

Баллы

1 Абдуллазанов Азат 4 5 1 10/3=3,3 низкий

2 Аглюллин Нурлат 15 12 4 31/3=10,3 средний

3 Бегимкулова Асель 12 15 3 30/3=10 средний

4 Гарипова Алина 5 6 1 12/3=4 низкий

5 Гильманова Лейсан 6 10 1 17/3=5,7 низкий

6 Закиуллина Гулюза 9 11 1 21/3=7 низкий

7 Ибатуллина Ильсина 20 30 5 55/3=18,3 высокий

8 Камалетдинова Гузель 13 8 3 24/3=8 средний

9 Каримова Аделя 14 16 3 33/3=11 средний

10 Микшис Анастасия 18 24 3 45/3=15 в. среднего

11 Нигматзянова Алия 13 15 2 30/3=10 средний

12 Потрясова Карина 20 31 4 55/3=18,3 высокий

13 Рахимянова Алина 3 9 1 13/3=4,3 низкий

14 Светлова Елизавета 19 32 5 56/3=18,7 высокий

15 Сулейманова Айсылу 6 6 1 13/3=4,3 низкий

16 Таипова Азалия 17 14 2 33/3=11 средний

17 Березкина Ксения 21 18 4 43/3=14,3 в. среднего

18 Вахитова Алия 16 10 2 28/3=9,3 средний

19 Галеева Наиля 14 17 2 33/3=11 средний

20 Маликова Гульназ 19 15 4 38/3=12,6 в. среднего

21 Горюнова Снежана 4 7 1 12/3=4 низкий

22 Гурьянова Виктория 9 17 2 28/3=9,3 средний

23 Зубарева Валерия 10 16 3 29/3=9,6 средний

24 Иванищева Валерия 20 18 4 42/3=14 в. среднего

25 Исламова Дарья 19 18 2 39/3=13 в. среднего

26 Кудряшова Анна 18 24 2 44/3=14,7 в. среднего

27 Кузьмина Светлана 11 15 4 30/3=10 средний

28 Набиуллина Ляйсан 5 8 1 14/3=4,7 низкий

29 Рафикова Эльввира 3 11 1 15/3=5 низкий

30 Романова Юлия 9 7 1 17/3=5,7 низкий

31 Сафина Алсу 18 30 5 53/3=17,6 высокий

32 Сахабиева Наргиз 15 13 3 31/3=10,3 средний

33 Семакина Олеся 6 10 1 17/3=5,7 низкий

34 Сюнин Андрей 11 18 3 32/3=10,6 средний

35 Сабиров Булат 9 7 0 16/3=5,3 низкий

36 Хазинурова Диляра 18 22 4 44/3=14,6 в. среднего

37 Хайбуллина Татьяна 16 10 2 28/3=9,3 средний

38 Хакимова Алина 17 24 4 45/3=15 в. среднего

39 Гайнуллина Гульфия 15 19 4 38/3=12,6 в. среднего

40 Васильева Виктория 10 16 3 29/3=9,6 средний

41 Сафина Эльвира 11 16 3 30/3=10 средний

42 Грива Ольга 21 30 4 55/3=18,3 высокий

43 Карпеева Алёна 18 12 3 33/3=11 средний

44 Мазитова Яна 17 11 4 32/3=10,6 средний

45 Мананова Лиана 6 10 1 17/3=5,6 низкий

46 Гайфуллина Регина 10 9 1 20/3=6,6 низкий

47 Акишина Алина 18 24 3 45/3=15 в.среднего

48 Хайруллова Гузель 15 15 2 32/3=10,6 средний

49 Исхакова Гульнур 5 11 0 16/3=5,3 низкий

50 Хабибуллина Регина 7 13 3 23/3=7,6 средний

51 Харламова Кристина 8 3 2 13/3=4,3 низкий

52 Ратников Костя 7 9 1 11/3=3,6 низкий

53 Ахметгалиев Ильнур 16 22 3 41/3=13,6 в.среднего

54 Шакиров Райхан 8 7 1 16/3=5,3 низкий

55 Горбунова Дарья 5 5 1 11/3=3,6 низкий

56 Ахмадуллина Наиля 15 23 4 42/3=14 в. среднего

57 Хабибуллина Диляра 14 20 4 38/3=12,6 в. среднего

58 Хидиятуллина Лейсан 12 13 3 28/3=9,3 средний

Приложение 5.1

Экспертная оценка уровня развития искусствоведческой компетенции по мотивационно-ценностному критерию в контрольной группе,

констатирующий эксперимент

№ Вид работы Итоговая оценка (С) с=!/з

п/п Фамилия, Имя студента Опрос (0-21 балла) Анкетирование (0-34 балла) Эссе (0-5 баллов)

Баллы

1 Ахунова Дилноза 16 22 3 41/3=13,6 в. среднего

2 Гаврилова Дарья 13 16 2 31/3=10,3 средний

3 Горбунова Алёна 14 24 2 40/3=13,3 в. среднего

4 Идеменева Елена 11 18 3 32/3=10,6 средний

5 Кашапова Регина 20 30 5 54/3=18 высокий

6 Королева Алина 14 16 3 33/3=11 средний

7 Маврина Екатерина 6 9 1 16/3=5,3 низкий

8 Малаховская Ксения 10 13 2 25/3=8,3 средний

9 Мишарина Анна 19 32 5 56/3=18,7 высокий

10 Просвирнина Виктория 5 8 1 14/3=4,6 низкий

11 Раджабов Азиз 7 10 2 19/3=6,3 низкий

12 Хуйрутдинова Зухра 11 13 2 26/3=8,6 средний

13 Шикирова Айсылу 3 11 2 16/3=5,3 низкий

14 Бахтеева Лилия 15 14 2 31/3=10,3 средний

15 Захарова Анастасия 6 9 1 16/3=5,3 низкий

16 Исмагилова Ильмира 11 10 2 23/3=7,6 средний

17 Клементьева Анастасия 20 30 5 55/3=18,3 высокий

18 Купаева Лилия 7 9 0 16/3=5,3 низкий

19 Маева Анжелика 8 14 3 25/3=8,3 средний

20 Полякова Регина 15 24 4 43/3=14,3 в. среднего

21 Сайфуллина Лилия 14 22 3 39/3=13 в. среднего

22 Хузнахметова Гульчана 14 10 1 25/3=8,3 средний

23 Иванова Юлия 18 24 3 45/3=15 в. среднего

24 Соловьева Алиса 14 24 4 42/3=14 в. среднего

25 Володина Елизавета 21 30 5 56/3=18,6 высокий

26 Каприн Семён 15 23 3 41/3=13,6 в. среднего

27 Петрова Арина 10 16 2 28/3=9,3 средний

28 Захарова Екатерина 15 24 5 44/3=14,6 в. среднего

29 Шакирзянова Карима 18 21 3 42/3=14 в. среднего

30 Шакирзянова Джамиля 16 20 4 40/3=13,3 в. среднего

31 Конюхова Дарья 8 14 3 25/3=8,3 средний

32 Низамутдинова Алина 5 9 0 14/3=4,6 низкий

33 Челышева Мария 9 12 3 24/3=8 средний

34 Касимова Милана 17 26 2 45/3=15 в. среднего

35 Набиуллина Камила 12 20 1 33/3=11 средний

36 Богдановский Марк 17 25 3 45/3=15в. среднего

37 Султанкулова Дилноза 14 22 4 40/3=13,3в. среднего

38 Егорова Дарья 19 33 5 57/3=19 высокий

39 Грязнова Анна 13 14 1 28/3=9,3 средний

40 Шепелева Евгения 16 15 3 34/3=11,3 в. среднего

41 Карпова Евгения 8 12 3 23/3=7,6 средний

42 Ефремова Дарья 11 13 2 26/3=8,6 средний

43 Козлова Александра 8 11 1 20/3=6,6низкий

44 Комарова Наталья 1 11 1 13/3=4,3 низкий

45 Галиуллин Раиль 11 11 2 24/3=8 средний

46 Сафин Фаиз 4 13 0 17/3=5,6 низкий

47 Нигматжанова Рузалина 10 13 2 25/3=8,3 средний

48 Томашевская Дарья 3 9 1 13/3=4,3 низкий

49 Иванова Софья 10 12 2 24/3=8 средний

50 Шагавиева Далия 8 9 1 18/3=6 низкий

51 Шагиева Камилла 12 15 2 29/3=9,6 средний

52 Тихонова Софья 15 19 4 38/3=12,6 в. среднего

53 Гумерова Ангелина 11 6 2 19/3=6,3 низкий

54 Лупанов Богдан 4 7 1 12/3=4 низкий

55 Муратова Ляйсан 9 11 1 21/3=7 низкий

56 Бикбова Алиса 14 17 2 33/3=11 средний

57 Сахапова Мадина 9 9 1 19/3=6,3 низкий

58 Нугуманов Самат 8 10 0 18/3=6 низкий

Приложение 6

Тестирование на проверку теоретических знаний в области истории и теории визуально-пространственных искусств Студент(ка)_курса, группы №_

(фамилия, имя)

1. Правильно ли следующее утверждение? Отметьте «да» или «нет». Основным методическим принципом ведения работы над рисунком является: «от общего к частному и от частного к общему».

Да

Нет

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Обведите соответствующую букву.

Точка схода в теории перспективы это:

а) точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии объекта (предмета);

б) точка, обозначающая центр композиции;

в) точка пересечения осевых линий объекта изображения.

3. Перечислите основные выразительные средства графики:

1._

2._

3 ._

4. Напишите 2 основных положения закона воздушной перспективы в пейзажной живописи.

а.

б.

5. Правильно ли следующее утверждение? Отметьте «да» или «нет». Выполнение тонального рисунка натурной постановки включает в себя следующие этапы:

- анализ формы предметов постановки;

- выбор расположения листа бумаги, композиционное размещение изображения на плоскости;

- выявление объемной формы предметов светотенью;

- полная тональная проработка формы, деталировка;

- обобщение, подведение итогов работы над рисунком.

Да

Нет

6. Что общего у шара и яблока,

цилиндра и пятилитровой банки, призмы и коробки?

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Обведите соответствующую букву.

Одноцветная живопись, с разбором светотеневых и тональных соотношений называется:

а) монотипия;

б) аля-прима;

в) гризайль.

8. Перечислите 6 элементов светотени:

1_; 2_; 3_;

4_; 5_; 6_

9. Правильно ли следующее утверждение? Отметьте «да» или «нет».

Асимметрия является средством создания динамичной композиции.

Да

Нет

10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Обведите соответствующую букву.

Какое из названных ниже выразительных средств, используется в работе над живописным пейзажем.

а) тектоника;

б) световоздушная перспектива;

в) точка.

11. Дайте определение понятию «рефлекс», как одному из элементов светотени.

12. Правильно ли следующее утверждение? Отметьте «да» или «нет».

Цветовым тоном называется качество каждого цветового оттенка, который соответствует отдельному участку натуры или изображения по

- цветам спектра.

гению к о Да сновным

Нет

13.Назовите пять произведений изобразительного искусства (название картины или скульптуры и автор) с ярко выраженной динамичной композицией.

1_

2_

3_

4_

5_

14. Данные учебные композиции (рисунки) содержат в себе ошибки. Назовите их.

а)

б)

в)

а)_

б)_ в)_

15. Назовите основные элементы закона перспективы, подписав выноски на рисунке.

дом (объект)

16. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Обведите соответствующую букву.

Какая техника рисунка наиболее характерна в работе с графитным карандашом.

а) широкая, живописная прокладка тона;

б) штриховая;

в) техника получения пятна.

17. Правильно ли следующее утверждение? Отметьте «да» или «нет».

Акварельные краски предназначены для работы на таких поверхностях как: бумага, дерево, картон, стекло, пластик.

Да

Нет

18. Из предложенного ряда репродукций картин выберете те, в которых высокая линия горизонта (выше середины картинной плоскости). Обведите соответствующие буквы. ОТВЕТ

9

иМШ

* \ Ш

б

а

в

Часть 1. Слова 1, 5, 6 (по горизонтали) и 2 (по вертикали), необходимо назвать, разгадав данные задания.

Часть 2. К словам 3, 4, 7 (по горизонтали), которые уже определены, необходимо написать краткие задания (вопросы).

По горизонтали:

1. Основное выразительное средство графики. 3.

4.

5. Гармоничное сочетание цветов в картине.

6. Средство художественной выразительности, проявляющееся в чередовании определенных элементов.

По вертикали

2. Жанр изобразительного искусства, изображающий неодушевленные объекты, предметный мир.

1 2

3 п о Р т р е т

4ж а н р

5

6

7 п я т н о

Приложение 6 (продолжение)

Ключ к тесту

№ задания Образец правильного ответа р - коэффициент правильного ответа

1. Да 1

2. а) 1

3. Линия Штрих Пятно 3

4. 1. Изображение предметов ближнего плана в теплой и насыщенной гамме, дальнего плана - в холодной; 2. Изображение предметов ближнего плана детально и объемно, дальнего плана - обобщенно и плоскостно. 2

5. Нет 1

6. Исходная форма 1

7. в) 1

8. 1. блик; 4. тень (собственная); 2. свет; 5. рефлекс; 3. полусвет/полутень; 6. падающая тень. 6

9. Да 1

10. б) 1

11. Отражение света или цвета на предмете от окружающих предметов или плоскостей. 1

12. Да 1

13. Примерные ответы: В. Серов «Похищение Европы» В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы» Т. Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» Л. Бернини «Давид» 10

14. а) отсутствие композиционного центра б) обратная перспектива в) яркие вспомогательные линии 3

15. Точка схода; Линия горизонта; 4

Линия схода; Точка схода.

16. б) 1

17. Нет 1

18. б, г, д, е 4

19 1. линия 2. натюрморт 3. жанр изобразительного искусства, воссоздающий облик человека или группы людей 4. понятие, обозначающее совокупность произведений, характеризующаяся общностью тем или изображаемых предметов 5. колорит 6. ритм 7. средство художественной выразительности графики 7

Всего 50

Результаты тестирования в экспериментальной группе по определению уровня искусствоведческой компетенции по когнитивному

критерию на констатирующем этапе эксперимента

№п\п Фамилия, имя студента Балл\Уровень №п\п Фамилия, имя студента Балл/Уровень

1 Абдуллазанов Азат 0,57 средний 30 Романова Юлия 0,8 низкий

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.