Совершенствование профессиональных компетенций педагога-музыканта в контексте интеграции искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Лизанец, Ирина Александровна

  • Лизанец, Ирина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 201
Лизанец, Ирина Александровна. Совершенствование профессиональных компетенций педагога-музыканта в контексте интеграции искусств: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2015. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лизанец, Ирина Александровна

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Становление и развитие профессиональных компетенций педагога-музыканта как педагогическая проблема

1.1. Компетентностный подход и его специфика при подготовке педагога-музыканта: педагогические возможности работы концертмейстера в инструментальном, вокальном и хоровом классах

1.2. Интеграция искусств как значимое педагогическое условие совершенствования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта (историко-философский аспект)

1.3. Педагогическая модель развития профессиональных компетенций педагога-музыканта под воздействием интеграции искусств в процессе

творческого взаимодействия с концертмейстером

Выводы Первой главы

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная проверка педагогических условий совершенствования профессиональных компетенций педагога-музыканта в процессе творческого взаимодействия с концертмейстером в контексте интеграции искусств

2.1. Критерии оценки и уровни развития профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов в контексте интеграции искусств

2.2. Авторская инновационная технология совершенствования профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов под воздействием интеграции искусств и рекомендации по ее применению

2.3. Описание базы исследования и хода эксперимента

Выводы Второй главы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование профессиональных компетенций педагога-музыканта в контексте интеграции искусств»

Введение

Актуальность исследования. Современное развитие общества декларирует изменения самого подхода к образованию, что подразумевает все более активное влияние на развитие человека гуманитарных наук и искусства, активно стимулирующих творческие начала личности. Воспитание потребности в самосовершенствовании, потребности в новых знаниях, естественного стремления каждого человека к достижению высокого уровня компетентности в профессиональной деятельности - вот то, что лежит в основе современной идеологии образования.

Социокультурная ситуация определяет целый ряд необходимых изменений и в содержании, и в форме образования. Последовательное утверждение гуманистических принципов в условиях глобальных экономических конфликтов и потрясений вызывают к жизни новые, более гибкие и подвижные формы воспитания и образования и, одновременно, поиски более эффективных форм применения уже известных педагогических методов.

Воспитание профессионала сегодня - это, прежде всего, новый подход к образованию в целом, когда на смену привычной знаниевой парадигмы приходит новая, базирующаяся на достижении человеком профессиональной компетенции. Исследователи отмечают, что в профессиональной сфере происходит все более интенсивная смена информации, и это требует от специалиста развитой способности и желания учиться в течение всей жизни, быстро и творчески реагируя на новые достижения науки и практики. Именно в этом заключается суть актуального сегодня компетентностного подхода в образовании. Так, немецкий социолог Винфрид Кербер отмечает: «Предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни, которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной ответственностью. ... Всё это я хотел бы назвать очень обобщённо «жизненной компетенцией» человека....» [63, с. 8].

В настоящее время сформирована потребность общества не столько в образованном педагоге, сколько в педагоге высокой профессиональной культуры, что предполагает достижение будущим специалистом такого уровня развития, который позволит ему овладевать профессией в процессе постоянного творческого обновления при высоком развитии его компетентностных качеств.

За последнее десятилетие был разработан ряд государственных программ, которые должны способствовать совершенствованию системы образования в целом. Значительную роль сыграла «Концепция модернизации российского образования до 2010», развивающая основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

В Концепции отмечается, что «основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности», а таюке подчеркивается необходимость «углубления в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединения их с прорывными высокими технологиями» [73].

Сегодня основным документом, определяющим направления развития отечественного образования является Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в которой сказано, что «тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная

эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике» [39], в то время, как международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций учителя.

Проблемы, связанные с развитием компетентности разрабатываются такими отечественными и зарубежными учеными, как В.И. Байденко, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И .Я. Лернер, Дж. Равен, В.А. Сластенин, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, Дж. Шейлз, С. Шо, В. Хутмахер и др. Содержание профессиональных компетенций изучали Е.В. Гребешок, О.В. Грибкова, Л.П. Козырева, И.Р. Левина. Практико-ориентированные направления - разработка профессионально-ориентированных технологий обучения, профессионально направленное изучение профильных и непрофильных дисциплин привлекают внимание A.A. Вербицкого, Т.А. Дмитриенко, П.И. Образцова, Е. Плотникова, В. Шершнева и др. Вопросы интеграции учебно-воспитательного процесса, сочетание теоретической и непрерывной практической подготовки студентов исследуются Е.И. Кузьминой [79]. Психологические основы развития студентов в процессе их профессионального роста содержатся в трудах Л.С. Выготского, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина.

В русле данного исследования особое значение приобретают интеграционные качества компетентно стного подхода, так как «компетентность обладает интегративной природой, вбирая в себя ряд однородных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности» [125].

В исследованиях современных ученых профессионализм рассматривается как выполнение человеком своей работы на высоком уровне - систематически и эффективно. Понятие профессионализма - это, прежде

всего, особое мировоззрение человека, которое не ограничивается неким набором высоких знаний, умений и результатов человека в конкретной области деятельности, а определяется уровнем его сознания и особенностями его психики.

Различные аспекты профессионального музыкально-педагогического образования исследовали в своих трудах Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Е.А. Бодина, Е.Я. Гембицкая, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, Л.И. Уколова, Л.В. Школяр и др.

Специфика музыкально-педагогического образования всесторонне раскрыта в работах О.В. Грибковой, которая выделяет следующие его составляющие: «многоуровневый образовательный комплекс «школа -колледж - вуз», определяющий стратегию музыкально-педагогического образования; приоритет принципов педагогики искусства в комплексной методологической базе, включающей в себя таюке психолого-педагогическое, когнитивное и компетентностное направления; своеобразие профессиональной компетенции педагога-музыканта, базирующееся на сочетании собственно музыкальной, общекультурной и психолого-педагогической подготовки; универсальный характер музыкальной подготовки будущих педагогов-музыкантов, связанный с широким полем их будущей профессиональной деятельности» [41, с. 7]. Работа со студентами -будущими педагогами-музыкантами имеет свои особенности в плане достижения учащимися профессиональных качеств. Для приобретения профессионализма необходимы специальные музыкальные способности, воля, желание, характер, проявление интереса ко всему новому, готовность постоянно совершенствоваться. Достижение необходимого результата при развитии профессионализма студента-музыканта обусловливается развитием таких волевых качеств как целеустремленность, настойчивость, организованность, инициативность, пытливость, выдержка,

дисциплинированность.

Одной из наиболее ярких специфических черт подготовки педагога-музыканта является обязательная и регулярная работа студентов (в инструментальном, вокальном и хоровом классах) с концертмейстером -специалистом, обладающим высоким уровнем развития фортепианного профессионализма, включающего в себя ряд компонентов, отвечающих за качество фортепианного исполнительства и степень освоения фундаментальных умений и навыков в данной сфере деятельности, а также широкий спектр общекультурных качеств, позволяющих передавать учащимся в процессе совместной творческой деятельности многоуровневый пласт информации об исполняемом произведении.

Необходимо отметить, что фортепиано как универсальный музыкальный инструмент, обладающий огромными выразительными возможностями и диапазоном звучания от интимно-камерного до оркестрового, позволяющий охватывать все направления и стили музыкального искусства, является, в силу своих возможностей, основой для становления и развития музыканта-профессионала. В контексте данного исследования особенно важно то, что всеобъемлющие качества фортепиано как универсального музыкального инструмента, не только сопровождающего партии других инструментов, голоса или хора, но и определяющего стилистические и общекультурные связи с той или иной эпохой, стилевым направлением, позволяет осуществлять широкое культурное развитие учащихся в процессе творческого взаимодействия с концертмейстером в условиях инструментального, вокального и хорового классов с привлечением возможностей интеграции искусств.

Проблемой формирования и развития фортепианного профессионализма занимались выдающиеся музыканты - исполнители и педагоги - Л.А. Баренбойм, П. Бадура-Скода, Э. Бодки, Ф. Бузони, А.Б. Гольденвейзер, Г. Гульд, Я.И. Зак, Н.П. Калинина, Р. Киркпатрик, С.М.

Майкапар, В.И. Маргулис, Г.Г. Нейгауз, В.Б. Носина, Н.Е. Перельман, Б.Л. Яворский и др.

Целый ряд современных исследователей обращается к рассмотрению сути и роли концертмейстерской работы в процессе подготовки учителя-музыканта. Все они подчеркивают многофункциональность деятельности концертмейстера, его исполнительский и педагогический универсализм (Д.И. Варламов, В.А. Кононенко, О .Я. Коробова, М.В. Кузнецова, A.M. Мормуль, Е.А. Островская, Г.Г. Тенюкова и др.). В диссертационных исследованиях последнего времени, посвященных особенностям работы концертмейстера, рассматриваются проблемы партнёрских взаимоотношений в ансамбле, необходимость психологической компетентности концертмейстера, его способность к созданию образа, интерпретации, контролю над качеством исполнения, организаторские способности, изучаются особенности работы концертмейстера в хоровом, вокальном и инструментальном классах, отмечается педагогическая ценность концертмейстера как партнёра-наставника, музыканта-художника.

В контексте данного исследования особенно важным является утверждение, что «сама природа концертмейстерского искусства предназначена для воспитания музыкальной культуры будущих учителей музыки, как части всей их духовной культуры, в единстве с педагогической технологией обеспечения этого процесса» [72].

Вместе с тем, пока не исследована роль концертмейстерской работы в привлечении к становлению и развитию педагога-музыканта интеграции искусств, что является актуальным направлением в поисках совершенствования его компетентностных качеств.

Важной задачей музыкантов-исполнителей и педагогов современности становится понимание высокохудожественных образцов не только музыки, но и всего искусства, всех его видов. Все виды искусства в той или иной степени взаимосвязаны и имеют общие законы и правила, направленность и цель —

осуществить гармоничную передачу ощущений и образов, затронуть духовную сферу человека.

Вопросы интеграции искусств и ее образовательные возможности изучаются рядом современных исследователей (Е.А. Ермолинская, Е.П. Кабкова, Т.В. Надолинская, Л.Г. Савенкова, Г.П. Шевченко, Н.П. Шишлянникова, Б.П. Юсов и др.). В работах, посвященных данной проблеме, отмечается, что в образовательном процессе, происходящем в условиях переизбытка информации и постоянно увеличивающейся скорости ее поступления, особенно актуальным сейчас является «погружение в атмосферу других эпох через восприятие произведений разных видов искусства, обнаружение в далеких от нас исторических периодах сходных проблем, событий, родственных сегодняшним проблемам» [58, с. 25].

Философский словарь определяет понятие «интеграция» (лат. Ше^гайо — восстановление, восполнение), как одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Отмечается, что в ходе процессов интеграции в системе «увеличивается объём и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами» [145].

Исследователи утверждают, что интегрированность деятельности вообще побуждает человека к более глубокому познанию мира искусств. Познавая что-то одно, появляется необходимость узнавать что-то еще, более новое и интересное, потому что искусство имеет свойство «перетекать» из одной своей ипостаси в другую.

На основании изучения и анализа современных проблем и процессов в области подготовки педагогов-музыкантов мы приходим к выводу о том, что для достижения требуемого в современном мире уровня профессиональной компетенции педагога-музыканта необходим поиск эффективных путей развития будущих специалистов. Одним из таких путей является осуществление интеграции различных видов искусства в процессе

творческого взаимодействия с концертмейстером на занятиях в инструментальном, вокальном и хоровом классах, достижение высокого уровня профессионализма с помощью широкого культурного подхода, осуществляемого с помощью интеграции искусств.

Вместе с тем, высвечивается базовое противоречие между современными требованиями к уровню профессионализма педагога-музыканта, выражающегося в достижении им необходимых профессиональных компетенций и недостаточностью разработки эффективных методов его развития в контексте интеграции искусств. Выявленная на данной основе научная задача исследования педагогических условий, необходимых для подготовки высокопрофессиональных специалистов в процессе творческого взаимодействия с концертмейстером на основе интеграции искусств, способствовала выбору темы исследования -«Совершенствование профессиональных компетенций педагога-музыканта в контексте интеграции искусств».

Объект исследования - профессиональная подготовка педагога-музыканта в инструментальном, вокальном и хоровом классах в процессе творческого взаимодействия с концертмейстером.

Предмет исследования - интеграция искусств как значимое педагогическое условие совершенствования профессиональных компетенций педагога-музыканта.

Цель исследования - теоретическая разработка и практическая апробация педагогической модели, направленной на достижение высокого уровня профессиональных компетенций педагога-музыканта в условиях инструментального, вокального и хорового классов под воздействием йнтеграции искусств.

Гипотеза исследования — совершенствование профессиональных компетенций педагога-музыканта в инструментальном, вокальном и хоровом классах будет успешным в том случае, если процесс подготовки и

творческого взаимодействия с концертмейстером будет основан на интеграции искусств в ее ассоциативно-информационном аспекте, что способствует усвоению более значительного объема информации при сохранении ее эмоционально-ценностного восприятия и позволяет выйти за рамки узкопрофессиональной подготовки, обеспечивая широкий культурный контекст развития специалиста.

Тесное взаимодействие солиста (хора) с концертмейстером, обеспеченное высоким уровнем его фортепианного и ансамблевого профессионализма, дает возможность интенсивного развития учащихся в процессе взаимодействия концертмейстера и студента, их сотворчества. Фортепиано с его универсальными возможностями и разнообразным ансамблевым репертуаром, охватывающим все эпохи и стили, может стать основой для интеграции разных видов искусства - музыки, изобразительного искусства, слова - в процессе совершенствования профессиональных компетенций педагога-музыканта.

Задачи исследования:

1. Осуществить системный анализ философской, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования и обосновать теоретические аспекты педагогической модели, направленной на достижение высокого уровня профессиональных компетенций педагога-музыканта в условиях инструментального, вокального и хорового классов под воздействием интеграции искусств.

2. Выявить роль основных принципов интеграции искусств в процессе творческого взаимодействия студентов и концертмейстера - принципа сотворчества, принципа интеграции в ее ассоциативно-информационном аспекте, принципа самосовершенствования.

3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность выявленных педагогических условий, способствующих достижению высокого уровня профессиональных компетенций педагога-музыканта.

4. Разработать методические рекомендации по реализации педагогической модели, направленной на достижение высокого уровня профессиональных компетенций педагога-музыканта в условиях инструментального, вокального и хорового классов под воздействием интеграции искусств и авторской технологии совершенствования профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов.

Теоретико-методологической основой исследования стали теории и концепции, отражающие следующие направления науки:

- положения компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков и

др-;

- труды в области профессионального музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Е.А. Бодина, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, Л.А. Рапацкая, М.И. Ройтерштейн, Г.М. Цыпин, Л.И. Уколова, Л.В. Школяр и др.);

- исследования, освещающие эмоционально-эстетическое развитие студентов в процессе музыкально-исполнительской деятельности (А.Д. Перепелица, К.С. Цепколенко);

- основные положения теории и методики концертмейстерского искусства (М.А. Бихтер, А.Д. Готлиб, Л.М. Живов, H.A. Ежова, H.A. Крючков, Е.И. Кубанцева, А.П. Люблинский, Д. Мур, М.А. Смирнов, В.Н. Чачава, Е.М. Шендерович и др.);

- исследования, посвященные сущности и роли интеграции искусств в

области образования (Е.П. Кабкова, Т.В. Надолинская, Л.Г. Савенкова, Н.П. Шишлянникова, Б.П. Юсов и др.);

- творческое наследие выдающихся деятелей искусства, основанное на закономерностях процесса интеграции искусств (А. Дункан, М. Чюрленис, А.Н. Скрябин).

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ философской, психологической, педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение опыта работы концертмейстера в инструментальном, вокальном и хоровом классах, классификация идей исследования, анализ нормативных документов, учебных материалов;

- эмпирические: эксперимент, наблюдение, обоснование педагогического опыта, диагностирование, (беседы, тесты, опросы, выявление качественных и количественных показателей опытно-экспериментальной работы), метод экспертной оценки, наглядный метод, поисково-аналитический метод, метод моделирования художественной задачи, метод свободной импровизации, метод создания проблемной ситуации, метод эмоционально-смысловой драматургии, метод рассказа и беседы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2005-2008) осуществлялось изучение научной литературы по теме исследования, обобщался педагогический опыт в области концертмейстерской работы и возможностей применения интеграции искусств в процессе творческого взаимодействия концертмейстера и студентов для совершенствования профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта, определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2008-2010) уточнялось оптимальное содержание экспериментальной работы, анализировались результаты констатирующего

этапа эксперимента, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2010-2014) завершался формирующий эксперимент, осуществлялось обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, оформление текста диссертации.

Экспериментальной базой исследования являлся музыкально-педагогический факультет Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». В опытно-экспериментальной работе приняло участие 150 человек - студентов инструментальных, вокальных и хорового классов I-V курсов.

Научная новизна исследования заключается в том, что изучение процесса совершенствования профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов осуществлялось на занятиях с концертмейстером в инструментальном, вокальном и хоровом классах вуза в условиях интеграции искусств, что не находило ранее отражения в педагогических исследованиях. Дано определение ассоциативно-информационному аспекту интеграции искусств, который позиционируется как направление взаимодействия искусств в процессе подготовки педагога-музыканта, способствующее усвоению более значительного объема информации при сохранении эмоционально-ценностного восприятия и позволяющее выйти за рамки узкопрофессиональной подготовки, обеспечивая широкий культурный контекст развития специалиста.

Раскрыты компоненты ассоциативно-информационного аспекта интеграции искусств, оказывающего наибольшее влияние на совершенствование профессиональных компетенций педагога-музыканта в процессе творческого взаимодействия с концертмейстером: активизация ассоциативного ряда впечатлений, полученных в процессе восприятия и осмысления разных видов искусства; расширение информационного поля, позволяющее совершить выход за рамки узкопрофессиональной подготовки

специалиста; развитие музыкально-педагогических компетенций на основе сотворчества концертмейстера и студента в широком культурном контексте.

С позиций исследования уточнено понятие «ансамблевый профессионализм», трактуемое в данной работе как одна из основ профессиональной компетентности педагога-музыканта, которая в полной мере проявляется в работе концертмейстера и отражает его исполнительские, психолого-педагогические, коммуникативные и общекультурные качества.

Определены показатели развития профессиональных компетенций педагога-музыканта под воздействием интеграции искусств.

Научно обоснована и проверена на практике авторская технология совершенствования профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов в процессе творческого взаимодействия с концертмейстером в контексте интеграции искусств.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была теоретически обоснована и разработана педагогическая модель, направленная на достижение высокого уровня профессиональных компетенций педагога-музыканта в условиях инструментального, вокального и хорового классов под воздействием интеграции искусств.

Выявлены и сформулированы педагогические условия совершенствования профессиональных компетенций на занятиях с концертмейстером в инструментальном, вокальном и хоровом классах под воздействием интеграции искусств, которые заключаются в:

- погружении в пространство культуры под воздействием интеграции искусств;

- формировании концертмейстером ряда установок - установки на широкий общекультурный подход к освоению профессии, установки на привлечение к занятиям возможностей интеграции искусств, установки на внедрение и активное использование инноваций в профессиональной деятельности, установки на применение конкретных профессиональных

компетенций на практике, установки на саморазвитие;

- ансамблевом профессионализме концертмейстера;

- педагогической поддержке концентрации внутренних ресурсов личности студента на творческой самореализации в избранной специальности.

Выявлены и определены критерии оценки профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов в контексте интеграции искусств - 1) осознанный интерес к возможностям интеграции искусств на занятиях с концертмейстером в условиях инструментального, вокального и хорового классов; 2) личная активность студента в приобретении профессионально значимых качеств; 3) собственные действия студента по освоению новой для него информации в широком культурном аспекте, включая участие в культурных, научных, социально-значимых мероприятиях; 4) культура труда студента; 5) активность саморазвития студента в процессе обучения - и уровни их проявления в условиях инструментального, вокального и хорового классов.

Раскрыты основные взаимосвязанные составляющие педагогического процесса, которые способствуют развитию музыкально-педагогического профессионализма студента на занятиях с концертмейстером в контексте интеграции искусств - вербальное и визуальное восприятие, освоение студентом целостного многомерного художественного образа, трансляция данного образа в процессе совместной творческой деятельности.

Практическая значимость состоит в том, что была апробирована на практике педагогическая модель, которая направлена на достижение высокого уровня профессиональных компетенций педагога-музыканта в условиях инструментального, вокального и хорового классов под воздействием интеграции искусств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лизанец, Ирина Александровна, 2015 год

Литература

1. Абдуллин, Э. Б. Методика преподавания музыки. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Академия, 2004. 336 с.

2. Айседора Дункан [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://vmw.calend.ru/person/1797/© Calend.ru.

3. Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе фортепиано [Текст] / ред.-сост. Е. И. Пономарева, М. : Минуралсибстрой, 2006. - 78 с.

4. Алексеева, Н. Е. Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств [Электронный ресурс] / Н. Е. Алексеева. - Режим доступа : Шр:/Яе8Йуа1. 1 september.ru/articles/597883/.

5. Алпатов, М. В. Искусство. Книга для чтения [Текст] / М. В. Алпатов, Н. Н. Ростовцев, М. Г. Неклюдова - М.: Просвещение, 1969. - 763 с.

6. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика - 2005. - №4. - С. 19-27.

7. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Ч. 1 [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1996. - 567 с.

8. Апраксина, О. А. Из истории музыкального воспитания [Текст] / О. А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. -207 с.

9. Арчажникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки [Текст] / Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.

10. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

П.Афанасьева, О. Ю. Управление коммуникативным образованием

студентов вузов: педагогическое сопровождение [Текст] / О. Ю. Афанасьева. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 324 с.

12. Бажанов, Н. Д. Рахманинов [Текст] / Н. Д. Бажанов. - М. : Молодая гвардия, 1962.-448 с.

13. Баринова, М. Н. Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони [Текст] / М. Н. Баринова. -М.: Музыка, 1964. - 244 с.

14. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус. - Режим доступа : http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

15. Библер, В. С. Культура: диалог культур (опыт определения) [Текст] / В. С. Библер // Вопросы философии, 1989 - № 6. - С. 29-35.

16. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век [Текст] / В. С. Библер. - М. : Политиздат, 1991. - 412 с.

17. Бихтер, М. А. Листки из книги воспоминаний [Текст] / М. А. Бихтер //«Советская музыка»- 1959.-№ 9. - С. 121-134.

18. Благословение [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki.

19. Блинов, В. И. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков / Выпуск 1. -М. :ФИРО, 2010.-220 с.

20. Бобиенко, О. М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки [Текст] / О. М. Бобиенко. - Казань : Казан.гос.ун-т, 2006. -146 с.

21. Бодина, Е. А. Воспитание средствами искусства [Текст] / Е. А. Бодина / Научно-методическое творчество преподавателей педагогических вузов. -М.: Вологда, 1995. - С. 20-26.

22. Бодина, Е. А. Современные тенденции отбора содержания и

организации образования в педвузе [Текст] / Е. А. Бодина / Проблемы современного образования. - М. : МГПУ, 1999. -С.14-18.

23. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, М. : Олма-ПРЕСС, 2003.-666 с.

24. Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - М.: Большая Рос. энцикл., 1997. - 1456 с.

25. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник [Текст] / Ю. Б. Борее. - М. : Высш. шк., 2002.-511 с.

26. Брюсов, В. Я. На смерть А. Н. [Электронный ресурс] / В. Я. Брюсов. -Режим доступа: http://books.google.ru/books?id=5qKe-.

27. Ванслов, В. В. Изобразительное искусство и музыка [Текст] / В. В. Ванслов. - Л.: Художник РСФСР, 1983, - 400 с.

28. Веселовский, А Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов [Электронный ресурс] / А. Н. Веселовский. - Режим доступа: http://www.sШdmed.IWview/veselovskiy-an-sinkretizm-drevneyshey-poezii-i-nachala-differenciacii-poeticheskih-rodov_f4936687el5.html.

29. Виноградов, К. М. О работе оперного концертмейстера [Текст] / К. М. Виноградов / О работе концертмейстера: сб. статей / под ред. М. А. Смирнова. - М.: Музыка. 1974. - с. 111- 132.

30. Волков, Н. Н. Цвет в живописи [Текст] / Н. Н. Волков. - М. : Искусство, 1965. - 246 с.

31. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст] / под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

32. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. - М : Педагогика, 1991. - 480 с.

33. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Просвещение, 1987.-487 с.

34. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры (Париж, 5-9 октября 1998 г.) [Текст] // Alma Mater, 1998 - № 12. - С. 23-26.

35. Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры [Текст] (Париж, 5-9 октября 1998 г.) // Alma Mater. 1999. - № 3. - С. 29-35.

36. Гершунский, Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? [Текст] / Б. С. Гершунский // Педагогика - №10. -2001.-С. 3-12.

37. Гончаренко, С. У. Эксперимент [Текст] / С. У. Гончаренко / Энциклопедия образования / под ред. В. Г. Кремень. - М. : Интер, 2008. -1040 с.

38. Горюхина, Н. А. Обобщение как элемент художественного мышления [Текст] / Н. А. Горюхина / Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / под ред. И. Ляшенко. - Киев, 1989. _ с. 47-54.

39. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/2474.

40. Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники [Текст] / А. Д. Готлиб. - М. : Музыка, 1971. - 94 с.

41. Грибкова, О. В. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательном пространстве. Монография [Текст] / О. В. Грибкова. - М. : Издательство 11- формат, 2012.- 165 с.

42. Дельсон В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества [Текст] / В. Ю. Дельсон. - М. : Музыка, 1971. - 430 с.

43. Долгова, В. И. Готовность к инновационной деятельности в образовании [Текст] / В. И. Долгова. - М. : Книжный дом «Университет», 2009. - 227 с.

44. Долгополов, И. В. Корабельная роща [Электронный ресурс] / И. В.

Долгополов. - Режим доступа : http://nearyou.ru/shishkin/rkorabel.html.

45. Друскин, М. С. И. С. Бах [Текст] / М. С. Друскин. - М. : Музыка, 1982. -383 с.

46. Журавский, В. С. Болоиский процесс: главные принципы вхождения в Европейское пространство высшего образования [Текст] / В. С. Журавский, М. 3. Згуровский. - М. : ИПЦ Издательство «Политехника», 2003. - 200 с.

47. Зайцев, А. А. Инновационные технологии [Электронный ресурс] / А. А. Зайцев - Режим доступа : http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-

1етайка/а11/2011/1 l/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii.

48. Зеер, Э. Ф. Институциональный подход к инновациям в образовании [Текст] / Э. Ф. Зеер, С. П. Новосёлов, Э. Э. Сыманюк // Инновации в образовании, 2010 -№ 1.- С. 52-63.

49. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб.пособие [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.

50. Зеер, Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности [Текст] / Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России — 2011.-№5.-103-111.

51. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня -2003.-№5.-С. 34-42.

52. Зись, А. Я. Виды искусства [Текст] / А. Я. Зись. - М. : Знание, 1979. -128 с.

53. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.

54. Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и

доклады [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

55. Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Статьи, доклады, выступления [Электронный ресурс] / Д. Б. Кабалевский. - Режим дорступа : http://djuw.ru/proza/d-b-kabalevskij-prekrasnoe-probuzhdaet-dobroe-kniga.html.

56. Кабкова, Е. П. Педагогическая самопрезентация как особая стратегия поведения преподавателя в процессе профессионального общения с учащимися Проблемы и перспективы развития общего и профессионального музыкального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Е. П. Кабкова /Материалы заочной Международной научно-практической конференции 12-19 апреля 2013 г., гор. Абакан. - С. 11-13.

57. Кабкова, Е. П. Торжество почемучек: художественная культура для детей [Текст] / Е. П. Кабкова. - М.: ИХО РАО, 2003. - 104 с.

58. Кабкова, Е. П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе [Текст] / Е. П. Кабкова. - М.: ИХО РАО, 2005. - С. 25. - 261 с.

59. Кабкова, Е. П. Этапы становления полихудожественного подхода в образовании [Текст] / Е. П. Кабкова / Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования / под ред. Е. В. Николаевой. -М.: МПГУ, 2012.-С. 185-194.

60. Каган, М. С. Музыка в мире искусства [Текст] / М. С. Каган. - СПб : Издат. «Ш>, 1996. - 232 с.

61. Казачихина, М. В. Развитие у педагогов установки на инновационную деятельность в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] / М. В. Казачихина. - Режим доступа : http://journals.uspu.ru/attachments/article/pdf.

62. Карпова, Е. В. Роль эксперимента в учебном процессе [Электронный ресурс] / Е. В. Карпова, Н. В. Шахирева. - Режим доступа : http://rae.ru/forum2012/250/2109.

63. Кербер, В. Качества, необходимые специалистам в будущем [Текст] /В. Кербер / Профессиональная культура и тенденции развития общества. - Архангельск : ПТУ, 2003. - С. 8.

64. Коган, JL Н. Художественная культура и художественное воспитание [Текст] / Л. Н. Коган. - М. : Знание, 1992. - 120 с.

65. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия. - 2005. - 174 с.

66. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей [Текст] / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2002. -368 с.

67. Коломинский, Я. Л. Психология общения [Текст] / Я. Л. Коломинский. - М. : Знание, 1974. - 96 с.

68. Командышко, Е. Ф. Концептуальные позиции относительно сущности эстетического развития личности в исследованиях А. И. Бурова [Электронный ресурс] / Е. Ф. Командышко // Педагогика искусства Электронный научный журнал УРАО «Институт художественного образования», №2, 2010. - Режим доступа: http://www.art-education.ru.

69. Компетентность [Электронный ресурс]. - Режим доступа : letopisi.org/index.php.KOMneTeHTHOCTb.

70. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

71. Конен, В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки [Текст] / В. Д. Конен. -М.: Музыка, 1997. - 640 с.

72. Кононенко, В. А. Искусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки [Электронный ресурс] / В. А. Кононенко. - Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/iskusstvo-koncertmejstera-v-professionalnom-obrazovanii-

uchitelja-muzyki.html.

73. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393[Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.google.ru/.

74. Концертмейстер: профессия и призвание [Текст] / под ред. Н. Я. Лузум. - Н. Новгород : НТК, 2000. - 162 с.

75. Коробова, О. Я. Антиципация в структуре художественно-творческой деятельности концертмейстера [Электронный ресурс] / О. Я. Коробова. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/antitsipatsiya-v-з^икШге-Ьи^гЪез^егтсн^огсЬе^^

76. Критерий. Статья [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org.

77. Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности министерства образования Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.minobr.saratov.gov.ru/activities/testped/docs/index.php7SECTI (Ж_Ш=171.

78. Кубанцева, Е. И. Содержание программы «Концертмейстерский класс» [Текст] / Е. И. Кубанцева // Искусство и образование, 2000. -№4.-С. 62-66.

79. Кузьмина, Е. И. Педагогическая практика как форма интеграции учебно-воспитательного процесса [Текст] / Е. И. Кузьмина //Высшее образование в России - 2007. - №10. - С. 69-75.

80. Курманов, А. В. Модель профессиональной компетентности специалиста [Текст] / А. В. Курманов // Среднее профессиональное образование - №12. - 2011. - С. 22-28.

81. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии - 2004. - №5. - С. 3-12.

82. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического

образования [Текст] /М. М. Левина. -М.: Академия, 2001. -272 с.

83. Лейбович, А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования [Текст] / А. Н. Лейбович. - М. : ИРПОРФ, 1996.-228 с.

84..Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для вузов [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Академия : Смысл, 2004. -304 с.

85. Лохов, К. И. Проблемы исполнительской компетентности педагога-музыканта [Электронный ресурс] / К. И. Лохов, Д. И. Варламов / Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. = Саратов, 2009. - Режим доступа: http://musstudent.ru/biblio/90-sborniki-konferencii/dialogicheskoe-prostranstvo-muzyki-v-menjajushhemsja-mire-2009/13 8-кЫок1юу^ьуаг1атоу-ргоЫету.

86. Лузум, Н. Я. Роль стилистических особенностей музыки в создании ансамблевого образа (на примере камерно-вокального творчества М.П. Мусоргского) [Текст] /Н. Я. Лузум. - Н. Новгород : НТК, 1999. -20 с.

87. Луков, С. В. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования : Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России [Текст] / С. В. Луков, Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 260 с.

88. Люблинский А. П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы [Текст] / А. П. Люблинский. - Л. : Музыка, 1972.-81 с.

89. М. П. Мусоргский и музыка XX века [Текст] / ред. сост. Г. Л. Головинский. — Москва : Музыка, 1990. — 269 с.

90. Маврина, И. А. Проектирование системы критериальных оценок

эффективности деятельности профессиональных объединений педагогов как субъектов развития образовательного учреждения [Текст] / И, А. Маврина, А. А. Мотышева // Прикладная психология и психоанализ - № 1 . - 2006. - С. 30-31.

91. Мазель, JI. А. О природе и средствах музыки [Текст] / JI. А. Мазель. -М. : Музыка, 1963.-79 с.

92. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: РАО, 1996. - 308 с.

93. Моделирование социально-педагогических систем. Материалы региональной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Пермь, 2004. - Режим доступа: http://www.pspu.ru/sci_model_materials.shtml.

94. Мур, Д. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания и размышления о музыке [Электронный ресурс] / Д. Мур. - Режим доступа : http://narod.ru/disk/613818600 l/F.%20Moore%20-%20Singer%20%26%20accompanist.djvu.html

95. Мусоргский как мастер музыкальной формы // Музыкальная культура: век XIX - век XX [Текст]. - М. : Тровант, 2002. - С. 25-54.

96. Мусоргский М. П. Картинки с выставки. Факсимиле. - М.: Музыка, 1975.

97. Неведомский, М. П. А. И. Куинджи [Текст] / М. П. Неведомский. - СПб.: Издание Общества имени А. И. Куинджи», 1913. - 184 с.

98. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г. Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1982. - 238 с.

99. Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха [Текст] / В. Б. Носина. -М.: Издат. дом «КЛАССИКА - XXI», 2006. - 56 с.

100. Образовательные результаты [Текст] / под ред. О. Е. Лебедева. -СПб.: Спец. лит, 1999. - 180 с.

101. Олешков, М. Ю. Педагогическая технология: проблема

классификации и реализации [Текст] / М. Ю. Олешков / Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. - Екатеринбург : РГППУ, 2005. -С. 5-19.

102. Онушкин, В. Г., Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. / В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. - Санкт-Петербург, Воронеж, 1995. - 232 с.

103. Основы духовной культуры / Энциклопедический словарь педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://letopisi.org/index.php.

104. Островская, Е. А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - Саратов, 2006. - 25 с.

105. Отяковская Э. Г. Формирование полихудожественной компетентности педагога-музыканта в процессе профессионального образования [Текст] / Э. Г. Отяковская. - Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Краснодар : Гос. Ун-т культуры и искусств, 2010. - 25 с.

106. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся [Текст] / под ред. И. А. Ушаковой. -ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. - 32 с.

107. Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. — М. : Московский педагогический университет, 1999. -84 с.

108. Педагогические технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.

109. Перепелица, А. Д. Музыкальная культура и кризис эмоций [Текст] / А. Д. Перепелица // Вопросы психологии / под ред. А. М.

Матюшкина, О. А. Конопкина, А. Б. Орлова - 1990. -№3 май-июнь 1990. -с. 121-126.

110. Петрушин, В. И. Музыкальная психология [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: Академический проект, 2008. - 400 с.

111. Пинхасова, Г. Христос в Гефсиманском саду [Электронный ресурс] / Г. Пинхасова. - Режим доступа : http://worontsovpalace.org/?p=l 184.

112. Подласый, И. П. Педагогика: Учебник [Текст] / И. П. Подласый. -М.: Высшее образование, 2006 . - 540 с.

113. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2002. - 272 с.

114. Попов, П. Музыкальная судьба [Электронный ресурс] / П. Попов. — Режим доступа: http://tamlife.ru/index.php?option=com.

115. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие [Текст] / Т. В. Попова. - М. : Флинта : МПСИ, 2006. - 12 с.

116. Прасолов, Е. Н. Культурологические и полихудожественные тенденции в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя. -Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2000. [Электронный ресурс] / Е. Н. Прасолов. - Режим доступа : http://dissertationl .narod.ru/avtoreferats2/avl 83.htm.

117. Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы [Текст]. - М. : Институт человека РАН, 2003.- 158 с.

118. Пьянкова, Г. Я. Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса [Электронный ресурс] / Г. Я. Пьянкова. -

Режим доступа :

http://nsportal.ru/shkola/muzvka/library/2011/1 l/26/kommunikativnava-kompetentsiya-pedagoga-muzykanta.

119. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. -396 с.

120. Родермель, Т. А. Феномен компетентности в современном образовании: социокультурный аспект. - Автореф. дисс. канд. педагогич. наук [Текст] / Т. А. Родермель. - Томск, 2011. - 25 с.

121. Савченко, В. Н. Эксперимент. Начала современного естествознания. Тезаурус [Электронный ресурс] / В. Н. Савченко, В. П. Смагин. - Режим доступа : http://enc-dic.com/shistory/Jeksperiment-423.html.

122.Сальникова, Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие [Текст] / Т. П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.

122. Селевко, Г. К. Педагогическая технология на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-288с.

123. Селевкео, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. - С. 52.

124. Сивицкая, JI. А., Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей [Электронный ресурс]. / JI. А. Сивицкая, JI. Г. Смышляева, А. В. Смышляев. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-vysshey-shkolel.

125. Сластенин, В. А. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности [Текст] / В. А. Сластенин. -М.: Прометей, 1991.-141 с.

126. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. Ф. Н. Петрова, Л. С.

Шаумяна. - М.: Русск. яз., 1984. - 784 с.

127. Смирнов, М. А. О работе концертмейстера [Текст] / М. А. Смирнов. - М. : Музыка, 1974. - 159 с.

128. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 300 с.

129. Соловьев, В. Н. Красота в природе [Текст] / В. Н. Соловьев / История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли / под ред. М. Ф. Овсянникова. -М. : Искусство, 1964. - С. 558-564.

130. Станиславский, К. С. Работа актера над собой [Электронный ресурс] / К. С. Станиславский. Режим доступа : https://bookmate.com/books/AhDeysBD.

131. Стеганцев, А. В. Компетентностный подход: от профессионального образования к образованию профессионалов [Электронный ресурс] / А. В. Стеганцев. - Режим доступа: http://www.btcon.ru/book8.htm.

132. Степанова, С. Н. Компетентностный подход как инструмент модернизации российского образования [Текст] / С Н. Степанова // Известия Томского политехнического университета - № 3. — Томск, 2009.-Т. 314.-С. 132-136.

133. Степанова, С. Н. Философия образования: философский подход к проблемам образования или проблемы педагогики сквозь призму философии [Текст] / С. Н. Степанова // Современные гуманитарные исследования - 2009. - № 4(29). - С. 67-69.

134. Сысоева, Л. С. Новое качество образования в информационном обществе: философский подход [Текст] / Л.С. Сысоева // Качество образования: достижения, проблемы, перспективы. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2001. — С. 34-41.

135. Сысоева, Л. С. Культурологический подход к проблеме

непрерывного педагогического образования [Текст] / JL С. Сысоева // Непрерывное педагогическое образование: качество, проблемы, перспективы. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2002. - С. 3-19.

136. Татур, Ю. Г. Государственная образовательная политика в сфере высшего образования: цели, средства, проблемы [Текст] / Ю. Г. Татур // Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. - М.: ACT, 1997. - С. 4-26.

137. Татур, Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования [Текст] / Ю. Г. Татур. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - С. 51-52.

138. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня - 2004. -№5. - С. 20-26.

139. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... : Творч. музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова . - Москва : УРСС, 2003 . - 26 1 с.

140. Уёмов, А. И. Логические основы метода моделирования [Текст] / А. И. Уёмов. - М.: Мысль, 1971. - 311 с.

141. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://xn--80abucjiibhv9a.xn~ plai/2974.

142. Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн. - Режим доступа : http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=36681.

143. Феттер, И. В. Ключевые, базовые и специальные компетенции в содержании профессиональной подготовки будущего учителя музыки [Текст] / И. В. Феттер // Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и

перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 8-9 ноября 2007 года. - Омск, 2007.

144. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy].

145. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. JI. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

146. Фишман, И. С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся [Текст] / И. С. Фишман. — Самара : Изд. ЦПо, 2005. - 81 с.

147. Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. Москва, 1989.

148. Хубов, Г. Н. Мусоргский [Текст] / Г. Н. Хубов. - М. : Музыка, 1969.-807 с.

149. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование - 2003. - №2. - С. 58-68.

150. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 года [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

151. Хуторской, А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с.

152. Хуторской, А. В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. - Черноголовка, 1993. - 70 с.

153. Хутмахер В. Формирование профессиональной компетентности специалиста [Текст] / В. Хутмахе - М. : Просвещение, 2000. - 240 с.

154. Чачава, В. Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров // Фортепиано - № 2, 2003. - С. 23-25.

155. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Электронный ресурс] / В. И. Чирков. - Режим доступа : http://www.voppsy.ru/issues/1996/963/963116.htm.

156. Цепколенко, К. С. Совершенствование форм и методов учебной работы в композиторском классе: к проблеме «сценарной» разработки музыкального материала. Автореф. дисс. канд пед. наук [Текст] / К. С. Цепколенко. -Москва, 1990. - 26 с.

157. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано. Учебное пособие для студентов пед. институтов по музыкальным специальностям [Текст] / Г. М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

158. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся [Текст] / Г. М. Цыпин. - М. : Интерпракс, 1994. - 384 с.

159. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1996.-320 с.

160. Шейлз, Д. Коммуникативность в обучении современным языкам [Текст] / Д. Шейлз. - М. : Совер Европы Пресс, 1995. - 347 с.

161. Шендерович, Е. М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка, № 4, 1969. - С. 84-88.

162. Шепель, В. М. Имиджелогия [Электронный ресурс] / В. М. Шепель, Я. С. Турбовский, Н. Ф. Метленков. А. Ш. Санатулова, М. В. Апраксина. - Режим доступа : ttp://evartist.narod.ru/text9/l9.htm.

163. Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) [Текст] / Г. П. Щедровицкий // Педагогика

и логика. - М.: Касталь, 1992.

164. Школяр, Л. В. Музыкальное образование - культуросообразное и развивающее [Текст] / Л. В. Школяр // Искусство в школе - 2004. -N2.-0. 3-10.

165. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.

166. Эльконин, Б. Д. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся - новый подход к диагностике достижений [Текст] / Б. Д. Эльконин, П. Г. Нежнов, О. В. Знаменская, Б. И. Хасан // Как узнать, что происходит в образовании. Бюллетень НФПК. - М., 2006. - С. 108120.

167. Юсов, Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б. П. Юсов // Изв. Рос. акад. образования, 2001, №4, - С. 64-73.

168. Ямпольский, И. М. Исполнение музыкальное [Текст] / И. М. Ямпольский / Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - Т. 2. - С. 583. - 632 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.