Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Тюменева, Татьяна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат наук Тюменева, Татьяна Сергеевна
Содержание
Введение
Глава I Теоретические основы формирования артистизма будущего педагога-музыканта в логике его профессиональных компетенций
1.1. Методологический и содержательный анализ понятия «артистизм педагога - музыканта
1.2. Компетентностный подход в процессе воспитания современного педагога-музыканта
1.3. Специфика применения театральной педагогики в формировании артистизма будущего педагога-музыканта на занятиях в хоровом классе
1.4. Выводы по Главе 1
Глава II «Опытно-экспериментальная работа по развитию артистизма будущих педагогов-музыкантов на занятиях с хором
2.1. Педагогическая модель развития артистизма педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций на занятиях с хором
2.2. Критерии и уровни развития артистизма будущего педагога-музыканта
2.3. Этапы и результаты экспериментальной работы по развитию артистизма педагога-музыканта в условиях хорового класса (младший
хор)
Выводы по Главе II
Заключение
Литература
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование артистизма личности будущего учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Гарипова, Гузель Анатольевна
Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки: на материале алжирской традиционной музыки2013 год, кандидат наук Буаттура Насер-Эддин
Формирование профессиональной компетентности хорового дирижера в системе российского высшего музыкально-педагогического образования2022 год, кандидат наук Го Вэй
Развитие способности к творческой интерпретации у будущих педагогов-музыкантов: формы и методы2015 год, кандидат наук Князева, Галина Львовна
Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе музыкальных учреждений дополнительного образования2011 год, кандидат педагогических наук Харлашко, Милена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций»
Введение
Актуальность исследования. Главной целью воспитания и образования является гармонично и всесторонне развитая личность. Динамичный характер современной жизни предъявляет повышенные требования к человеческой личности. На сегодняшних студентов, будущих педагогов, возложена большая ответственность - растить поколение XXI века, и от них во многом зависит — каким ему быть.
По сложности решаемых проблем, полифункциональных личностных качеств, по степени ответственности возлагаемых обществом задач, профессия учителя является одной из самых трудных и благородных и по своей созидательной сущности направлена на совершенствование человека.
Современный подход в воспитании профессионалов в любой сфере деятельности опирается на принцип компетентности специалиста. Предшествующая знаниевая парадигма в области образования отличается от компетентностной тем, что постоянно возрастающий объем информации требует от профессионала развитой на высоком уровне способности вникать во все новейшие достижения науки и передовой практики, учиться и совершенствоваться как специалист на протяжении всей жизни.
В ряде государственных документов последнего времени отражены основные принципы отечественной образовательной политики. В первую очередь это Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, где показана перспектива развития образования в целом. Большое значение имеет также Закон Российской Федерации «Об образовании» Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». На сегодняшний день важным документом, определяющим направления развития образования в нашей стране является Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Здесь отмечается «недостаточная эффективность общего образования в
формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике» [45].
Компетентностный подход, получивший широкое распространение в начале XXI века «предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании... Данный подход... соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни)... Реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации» [77].
Компетентностный подход способствовал систематизации необходимых для профессиональной деятельности качеств специалиста, получивших название профессиональных компетенций.
Проблемы, связанные с развитием компетентности разрабатываются такими отечественными и зарубежными учеными, как А.П. Андреев, В.И. Байденко, А.Г. Бермус, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, O.E. Лебедев, М.Б. Лебедева, И.Я. Лернер, Дж. Равен, В.А. Сластенин, И.Н. Фалина, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков, Дж. Шейлз, О.Н. Шилова, С. Шо, В. Хутмахер и др.
Фундаментальные исследования в области музыкально-педагогического образования принадлежат таким ученым, как Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Е.А. Бодина, Е.Я. Гембицкая, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, В.В. Медушевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, Л.И. Уколова, Л.В. Школяр и др.
Психологический аспект профессионального роста студентов раскрывается в трудах JI.C. Выготского, Д.К. Кирнарской, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина.
Среди профессиональных компетенций педагога-музыканта важную роль играет проблема формирования артистизма - профессионального качества личности, способствующего ее успешной самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, но и в определенной степени искусством актерского мастерства. Целенаправленное формирование артистизма личности будущего учителя в музыкально-исполнительском обучении является педагогической проблемой. Но поскольку артистизм относится к субъективному, внутреннему образованию личности, то его формирование является и психологической проблемой. Именно это качество представляется наиболее значимым из целого ряда особенностей, определяющих облик педагога-музыканта, так как является показателем уровня его общепедагогической и духовной культуры, значение которой на современном этапе трудно переоценить.
В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности, но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя музыки. Так, O.A. Апраксина отмечает, что артистизм учителя - не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество. Следовательно, учителю необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства, во многом близкого мастерству актера - налицо проблема формирования сценических навыков и навыков актерского перевоплощения.
Профессия педагога чрезвычайно сложна с точки зрения актерского мастерства. Его значение в педагогической деятельности требует особого внимания и целенаправленной работы специалистов.
Идея использования достижений театральной педагогики в подготовке учителя разработана в трудах Ю.П. Азарова, П.П. Блонского, H.A. Зязюна,
A.C. Макаренко, H.H. Тарасевича. Вопросы формирования артистизма и актерско-сценических умений в педагогической деятельности нашли отражение в работах целого ряда исследователей, таких, как JI.A. Баренбойм, Д.А. Белухин, И.М. Гальперин, О.М. Головенко, И.А. Зязюн, С.А. Казачков,
B.А. Кан - Калик, Т.М. Короткова, Ю.М. Кузнецов, J1.C. Майковская, Н.Д. Никандров, А.И. Савостьянов.
Значимыми для данного исследования стали работы Л.Г. Арчажниковой, посвященные развитию профессиональных качеств учителя музыки, а также труды Н.В. Соколова о развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов средствами вокально-хорового репертуара.
Художественно-исполнительским, научным и методическим проблемам в сложной системе дирижерско-хорового образования посвящены труды С.А. Казачкова. Вопросы эмоциональной выразительности хора рассмотрены в исследованиях Ю.М. Кузнецова; проблемы подготовки к общению с хоровым коллективом - в работе Т.М. Коротковой; формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции будущего педагога-музыканта - предмет исследований В.Б. Арюткина; роль эмоциональности при обучении в вузе рассматривалась И.М. Булатовой.
Сюда же относится и задача собственно психологической подготовки музыканта к выступлению, принципы и методы преодоления им излишнего эстрадного волнения. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский.
Проблема артистизма и формирования актерско-сценических умений в области педагогики стала предметом исследований ряда работ. Глубокое исследование артистизма личности будущего учителя музыки содержится в
диссертации Г.А. Гариповой «Формирование артистизма личности будущего учителя музыки». Артистизм рассматривается, в том числе, как личностно-адаптационный комплекс (Д.А. Белухин); как необходимый компонент общения (Л.А. Баренбойм); как компонент художественно-коммуникативных умений педагога-музыканта (Л.С. Майковская); как показатель профессиональной коммуникативной компетентности (А.К. Подгорная); как форма проявления профессионального мастерства хорового дирижера (О.В. Грибкова, С.А. Казачков). А.И. Савостьянов в своих трудах обращается к развитию у педагога умения точно и образно передавать свою мысль, подчеркивает сходные задачи общей и театральной педагогики.
Исследования в области формирования артистизма представителей творческих профессий охватывают множество проблем, связанных с реализацией данного процесса, однако, анализ научной и методической литературы, а также наблюдение за процессом подготовки будущих педагогов-музыкантов показывает, что в направлении формирования артистизма использованы далеко не все возможности. Этот факт определил проблему данного исследования - каковы основы и возможности формирования артистизма будущих педагогов-музыкантов в логике их профессиональных компетенций? В связи с данной проблемой была сформулирована тема исследования - «Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций».
Целью данной работы стало изучение артистизма педагога-музыканта в логике формирования его профессиональных компетенций.
Объект исследования - процесс профессионального развития педагога-музыканта в условиях работы с хором.
Предмет исследования - содержание, формы и методы формирования артистизма будущих учителей музыки с привлечением возможностей театральной педагогики.
Гипотеза исследования: для успешной реализации актуальных задач и формирования профессиональных компетенций педагога-музыканта,
необходимо целенаправленное развитие его артистизма. Этот процесс будет успешен в том случае, если:
- педагогический артистизм будущего учителя музыки будет рассматриваться как значимая часть комплекса его профессиональных компетенций;
- обучение будет проходить в условиях системного подхода к развитию личности будущего специалиста;
- в процессе подготовки будут привлекаться возможности театральной педагогики;
- будут использоваться адекватные содержанию понятия артистизма личности оптимальные формы и методы его формирования в процессе учебной и концертно-исполнительской деятельности;
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность и структуру артистизма личности как необходимого компонента комплекса профессиональных компетенций педагога-музыканта.
3. Выявить показатели и уровни сформированное™ артистизма будущего педагога-музыканта.
4. Построить и реализовать модель развития артистизма педагога-музыканта в логике его профессиональных компетенций на занятиях с хором. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность методических приемов формирования артистизма будущего педагога-музыканта.
Методологической основой исследования стали: - идеи и положения компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И .Я. Лернер, В.А. Сластенин, A.B. Хуторской, В.Д. Шадриков и
др.;
- положения психологии и педагогики о приоритете личности в преподавании (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, В.И. Петрушин и др.);
- идеи оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов);
- достижения личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию (Ш.А. Амонашвили, P.A. Валеева, З.Г. Нигматов);
- труды по театральной (JI.A. Баренбойм, Д.А. Белухин, И.М. Гальперин, О.М. Головенко, И.А. Зязюн, В.А. Кан - Калик, Т.М. Короткова, М.О. Кнебель, К. Линклейтер, JI.C. Майковская, Н.Д. Никандров, А.И. Савостьянов, К.С. Станиславский) и музыкальной педагогике (Л.Г. Арчажникова, О.В. Грибкова, Д.Б. Кабалевский, В.В. Емельянов, С.А. Казачков, Ю.М. Кузнецов, Е.Д. Критская, Л.И. Уколова, А.Н. Школяр, Л.В. Школяр и др.), раскрывающие закономерности художественно-творческого педагогического процесса, межличностных отношений, особенностей развития личности в процессе самопознания и самовоспитания.
В исследовании использовались следующие методы: теоретические методы (изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, дедуктивный метод в определении структуры артистизма личности, метод моделирования); эмпирические методы (анализ и обобщение массового и передового педагогического опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение); диагностические (беседы, опрос, интервьюирование, самонаблюдение и самоанализ); методы статистической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их систематический и качественный анализ.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2010-2011 гг.) осуществлялось изучение и проводился анализ литературы по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области педагогики искусства с целью выявления методологических основ и современных тенденций музыкально-педагогического образования; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент; разрабатывалось программное обеспечение.
На втором этапе (2011-2013 гг.) была уточнена гипотеза исследования; определялось структура и основные организационные формы экспериментальной работы; осуществлялось накопление, анализ и обработка полученной в результате исследования информации.
На третьем этапе (2013 г. по настоящее время) проводился окончательный всесторонний анализ результатов экспериментальной работы, оформлялся текст диссертации. На протяжении второго и третьего этапов осуществлялась публикация статей по исследуемой проблеме.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал музыкально-педагогический факультет Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Московский городской педагогический университет», дирижерско-хоровое отделение Московского областного колледжа искусств, Детская школа искусств Солнечногорского района, Детская музыкальная школа №71 города Зеленограда, студенческий хор при Национальном исследовательском университете (МИЭТ). В исследовании приняли участие 175 учащихся и 6 педагогов.
Научная новизна исследования заключается в том, что педагогический артистизм будущего учителя музыки рассматривался в данной работе как значимая часть всего комплекса его профессиональных компетенций, что до настоящего времени не находило отражения в научных исследованиях. Выявлены педагогические условия развития артистизма будущих учителей музыки в процессе занятий в хоровом классе, способствующие его развитию в логике всего комплекса профессиональных компетенций педагога-музыканта. Среди них:
1. Применение методов театральной педагогики для развития свободы выразительной реакции на художественное содержание произведений хорового искусства;
2. Развития осознанного желания преодоления проблем, связанных с публичным выступлением;
3. Развития стремления к творческой самореализации;
4. Организация тематических художественных событий как этапа подготовки к исполнительской деятельности;
5. Регулярное участие в концертной деятельности.
Показана необходимость привлечения возможностей театрального искусства в процессе развития артистизма педагога-музыканта. Выявлена специфика театральных методов развития артистизма будущего педагога-музыканта в условиях хорового класса. На примере эталонной группы выявлены критерии и уровни проявления артистизма будущих педагогов-музыкантов.
Дано определение понятию «артистизм педагога-музыканта в условиях занятий в хоровом классе», которое трактуется как наиболее совершенное проявление всего комплекса его профессиональных компетенций под воздействием развитой способности к мгновенному сильному воздействию на аудиторию и увлечению учеников предметом изучения.
Дана собственная трактовка термина «эмоциональный градус» который в контексте развития артистизма педагога-музыканта в условиях хорового класса понимается как высокая степень эмоциональной включенности учащихся в исполнительский процесс в ответ на проявление артистических качеств хормейстера.
Теоретическая значимость. Определены роль и место артистизма в комплексе профессиональных компетенций будущего учителя музыки. Теоретически обоснована и построена педагогическая модель развития артистизма педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций на занятиях с хором.
Выявлены наиболее значимые составляющие педагогического артистизма в работе хормейстера, среди которых: развитое восприятие, воображение, педагогическое внимание, аффективная память, волевые проявления, творческое общение, сценическое внимание, театральное мышление, способность к самонаблюдению, саморегуляции,
самопрезентации, а также такое качество и, одновременно, условие профессиональной деятельности педагога-музыканта как публичность творчества.
Практическая значимость заключается в том, что была апробирована педагогическая модель развития артистизма педагога-музыканта в системе профессиональных компетенций на занятиях с хором. Внедрены в практику методы работы с детским хором, опирающиеся на развитые качества артистизма педагога-музыканта.
Результаты данного исследования могут быть применены в работе музыкально-педагогических вузов и колледжей, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной переподготовки.
Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области педагогики, психологии и музыкальной педагогики, системностью изучения проблемы и сопоставления данных, полученных различными методами, опытом практической работы (8 лет) в качестве учителя музыки, педагога дополнительного образования, хормейстера, концертмейстера, педагога сольфеджио, а также в качестве артиста народного коллектива вокальный ансамбль «Святки» и регента церковного хора храма Спаса Нерукотворного в Солнечногорске. Достоверность исследования подтверждается также тем, что хоровой коллектив Научно-исследовательского университета МИЭТ под руководством автора успешно участвовал в фестивалях, смотрах, конкурсах, среди которых III ежегодная Хоровая ассамблея в МГУП им. И. Федорова, «III Зеленоградский хоровой конгресс» (см. приложение) и др.
Апробация результатов исследования была осуществлена в процессе сообщений на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ МГПУ (с 2014 г. кафедра музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства института культуры и искусств ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской
педагогический университет»), участия в конференциях и научных мероприятиях («Современные методы и технологии музыкального образования» (2012), «I Международный научно-практический форум»
(2012), «Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта» (2013), «Методология и методы музыкального образования»
(2013), «Наука и современность - 2013» (2013), «IV Всероссийский фестиваль науки» (2014), а также в процессе практической деятельности в качестве педагога дополнительного образования (руководителя хора) и в процессе обучения в аспирантуре ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современном мире человек нуждается в наличии развитых профессиональных компетенций, обеспечивающих его продвижение в области избранной специальности, формирование устойчивой потребности в саморазвитии, для успешного достижения которых в условиях музыкально-педагогического вуза необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение, обеспечивающее системный подход и привлечение методов театральной педагогики для развития артистизма педагога-музыканта как неотъемлемой части его профессиональных качеств.
2. Артистизм педагога-музыканта является важной составляющей всего комплекса его профессиональных компетенций, так как определяет степень включенности учащихся в творческий процесс и «эмоциональный градус» исполнения музыкального произведения в условиях хорового класса, определяемый как высокая степень эмоциональной включенности учащихся в исполнительский процесс в ответ на проявление артистических качеств хормейстера.
3. Возможности развития артистизма педагога-музыканта в условиях занятий хора в педагогическом вузе заключаются в привлечении методов театральной педагогики, способствующих обретению будущими педагогами-музыкантами умений самонастройки и самопрезентации, межличностного
взаимодействия, стремления к творческой самореализации, творческого общения, которые являются базовыми для успешного взаимодействия педагога-музыканта и детского хорового коллектива.
4. Педагогические условия развития артистизма будущих педагогов-музыкантов заключаются в применении методов театральной педагогики для развития свободы выразительной реакции на художественное содержание произведений хорового искусства; развитии осознанного желания преодоления проблем, связанных с публичным выступлением; развитии стремления к творческой самореализации и самопрезентации; организации тематических художественных событий как этапа подготовки к исполнительской деятельности; участии в концертной деятельности; организации хоровых конгрессов как формы обмена творческим опытом различных коллективов.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I
Теоретические основы формирования артистизма будущего педагога-музыканта в логике его профессиональных компетенций
1.1. Методологический и содержательный анализ понятия «артистизм педагога-музыканта»
Высокие требования, предъявляемые современностью молодым специалистам, вступающим в профессиональную жизнь, включают в себя не только исчерпывающие знания о своей профессии, способность постоянно находиться в мейнстриме ее развития, но и личностные качества, способствующие налаживанию коммуникативных связей с окружающим миром, обеспечивающие результативность профессиональных усилий, их коэффициент полезного действия. Особенно актуальным это является для педагога-музыканта, в профессии которого переплетаются и педагогические, и психологические, и артистические направления. Среди профессиональных качеств педагога-музыканта важное место занимает артистизм.
В Толковом словаре Ожегова отмечается, что артист - это «творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства: актер, певец, музыкант» [129], а артистизм определяется как «тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе» [129]. Другими словами, артистизм можно рассматривать как общекультурную категорию, относящуюся практически к любой области деятельности человека.
Среди гуманитарных областей деятельности человека педагогика рассматривается и как наука, и как искусство, так как качество артистизма является неотъемлемой частью профессиональных навыков педагога. Интерес к этой области педагогического творчества последовательно возрастает. Так, исследователи видят актерско-сценические умения как необходимую часть подготовки будущих учителей и увязывают их адаптацию к профессии со степенью развития артистизма. При том, что
исследователи обращаются к различным сторонам подготовки будущих учителей, все они подчеркивают, что качество артистизма в наибольшей степени способствует развитию коммуникативных навыков (Д.А. Белухин, В.А. Ильев, Н.И. Плешкова, А.К. Подгорная, И.Д. Чечель и др.).
Педагогика искусства, и, в особенности, область музыкальной педагогики, традиционно обращает внимание на качества артистизма. Так, JI.A. Баренбойм различал разные типы музыкантов-исполнителей, - «Одного пианиста, - писал он, - можно назвать рассказчиком, обращающимся непосредственно к аудитории и без нажима раскрывающим характер исполняемой музыки, другого - драматургом, сталкивающим «действующие персонажи», третьего - живописцем, четвертого - мастером музыкально-речевой выразительности, пятый сам ведет за собой аудиторию властностью воли и мысли» [26] но настаивал на том, что все они объединены общим качеством артистизма.
O.A. Апраксина видит в педагоге-музыканте артиста в самом полном значении этого слова - в единстве педагогических, психологических и артистических качеств. Она была убеждена в том, что «артистизм учителя -не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество» [44].
С появлением компетентностного подхода исследователи начинают рассматривать артистизм в контексте профессионального мастерства и профессиональных компетенций (С.А. Казачков, JI.C. Майковская, и др.) как компонент художественно-коммуникативных умений педагога-музыканта (J1.C. Майковская); как показатель профессиональной коммуникативной компетентности (А.К. Подгорная); как форму проявления профессиональной коммуникации в мастерстве хорового дирижера (С.А. Казачков).
Фундаментальный труд С.А. Казачкова, посвященный взаимосвязи качеств артиста и педагога в творческой личности руководителя хора «Дирижер хора - артист и педагог» раскрывает сам механизм слияния этих двух важнейших ипостасей хормейстера, подчеркивая, что данное слияние
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки2001 год, кандидат педагогических наук Адоевцева, Ирина Викторовна
Средства театральной педагогики в дирижерско-хоровой подготовке будущего учителя музыки2005 год, кандидат педагогических наук Кузнецова, Галина Викторовна
Совершенствование профессиональных компетенций педагога-музыканта в контексте интеграции искусств2015 год, кандидат наук Лизанец, Ирина Александровна
Формирование литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров: к проблеме синтеза музыки и слова в музыкально-образовательном процессе2010 год, кандидат педагогических наук Сигал, Ирина Михайловна
Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта2003 год, кандидат педагогических наук Никитина, Екатерина Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тюменева, Татьяна Сергеевна, 2015 год
Литература
1. Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопр. психол. - 1989. - N4. - С. 141-149.
2. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие по специальности 030700 - Музыкальное образование [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2002. - 268 с.
3. Абрамова, Н. Н. Работа над исполнительским художественным образом в классе хорового дирижирования // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: СГПИ им. К. А.Федина, 1985. - С. 103-108.
4. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Часть 3. Педагогическая симфония. Единство цели [Текст] / Ш. А. Амонашвили. М. Издательский дом Ш. А. Амонашвили, 2013.-304 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Часть 2. Педагогическая симфония. Как живете, Дети? [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Издательский дом Ш. А. Амонашвили, 2013.-256 с.
6. Амонашвили, Ш. А. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний. Учителю надо впитать море Света [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - Донецк, 2009. - 276 с.
7. Аиисимов, А. И. Дирижер-хормейстер [Текст] / А. И. Анисимов. - Л. : Музыка, 1976.- 160 с.
8. Арчажникова, Л. Г. Профессия учитель музыки : Книга для учителя [Текст] / Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 131 с.
9. Арчажиикова, Л. Г. Психолого-педагогическая подготовка в формировании личности педагога-музыканта [Текст] / Л. Г. Арчажникова. - Саратов: Науч. кн., 2005. - 235 с.
10. Арчажникова, Л. Г. К вопросу исследования функциональной структуры музыкально-педагогической деятельности // Вопросы фортепианной педагогики: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. М. Гохфельда. - М.: МГТТИ им. В. И. Ленина, 1980. - С. 19-32.
Арчажникова, Л. Г. Педагогическая деятельность как творческий процесс Текст] / Л.Г. Арчажникова / Проблемы музыкального образования. -Чебоксары, 2000. - С. 3 - 9.
12. Арчажникова, Л. Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. - Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997. - С.3-13.
13. Арчажникова, Л. Г. Профессиональные способности учителя музыки // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки: взгляд в XXI век: (матер. III междунар. науч.-практ. конф.). - М. : МГУ, 1996. - С.47-50.
14. Арчажникова, Л. Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 1984. - 111 с.
15. Арчажникова, Л. Г. Формирование обобщенных приемов и действий в музыкально-исполнительской подготовке учителя // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1985. - С.62-69.
16. Арчажникова, Л.Г. Потребности и интерес как необходимая предпосылка формирования профессиональных качеств учителя музыки // Подготовка учителя музыки в педвузе: Межвуз сб. науч. тр. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1986. - С. 3-11.
17. Арюткин, В. Б. Определение уровней развития профессионально важных качеств музыкантов // Основы
профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. - Саратов : Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997. - С. 66-71.
18. Арюткин, В. Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога [Электронный ресурс] / В. Б. Арюткин. - Режим доступа : www.dissercat.com/content/formirovanie-sposobnosti-k-samoorganizatsii-samoupravleniyu-i-samoregulyatsii-u-budushchego-.
19. Арюткин, В. Б. Комплексная методика диагностики профессионально-важных качеств и свойств личности // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева : Матер, выступл. 4.1. - Саранск : МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 1996. - С. 94-98.
20. Арюткин, В.Б.Педагогический мониторинг в музыкальном образовании // Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в образовании : Матер. Всеросс. науч.-практ. конф. - Йошкар-Ола : МГПИ, 1996.-С. 112-113.
21. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
22. Бажанова, Р.К. Феномен артистизма: автореф. дис. канд. фил. Наук [Текст] / Р. К. Бажанова. - Казань, 2003. - 25 с.
23. Байденко, В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы [Текст] / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. - 128 с.
24. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию ГОС высшего профессионального образования [Текст] / В. И. Байденко. - М. : ИЦПКПС, 2005.- 114 с.
25. Байденко, В. И. Модернизация профессионального образования: современный этап [Текст] / В. И. Байденко, Дж. ван Затворт. - М. : ИЦПКПС, 2003. - 674 с.
26. Барепбогш, Л. А. [Электронный ресурс] / Л. А. Баренбойм. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.
27. Барепбогш, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - М. : Музыка, 1974.-336 с.
28. Бекузарова, Н. В. Педагогический артистизм как одна из характеристик профессиональной культуры педагога [Электронный ресурс] / Н. В. Бекузарова. - Режим доступа : arch.kspu.ru/doccom/c2.../0526e680f74cd298dd959286951 lc947.doc.
29. Бекузарова, Н. В. Педагогический артистизм как составляющая имиджа конкурентоспособного преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] / Н. В. Бекузарова. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/ri/pedagogicheskiy-artistizm-kak-sostavlyayuschaya-imidzha-konkurentosposobnogo-prepodavatelya-vysshey-5Ько1у.
30.Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Текст] / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос» - 2005. - С. 10.
31.Блох, О. А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: монография [Текст] / О. А. Блох. - М. : МГУКИ, 2002. - 238 с.
У1.Блох, О. А. Педагогика и психология музыкального творчества. Учебное пособие для музыкальных вузов [Текст] / О. А. Блох. - М. : МГУКИ, 2014.-232 с.
33. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 352 с.
34. Бочкарев, Л. Л. Регуляция предконцертных состояний музыкантов-исполнителей и проблемы организации психологической службы [Текст] / Л. Л. Бочкарев // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тез. докл. науч. конф. - Казань, 1982. - С.5-8.
35. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений [Текст] / О. С. Булатова. — М.: Академия, 2001. - 238 с.
36. Ваганова, Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности [Электронный ресурс] / Ж. В. Ваганова. - Режим доступа : http://www.dslib.net/obw-pedagogika/artistizm-pedagoga-kak-komponent-ego-tvorcheskoj-individualnosti.html.
37. Вендрова, Т. Е. Уроки Д. Кабалевского [Текст] / Т. Е. Вендрова, Е. Д. Критская // Искусство в школе -1994. - № 3. - С. 19-21.
38. Веселовскнй, А. Н. Три главы из исторической поэтики [Текст] / А. Н. Веселовский / Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 408 с.
39. Габдреев, Р. В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. - 109 с.
40. Габдреева, Г. Ш. Формирование способности самоуправления психическим состоянием // Прикладная психология в высшей школе / под. ред. Н. М. Пейсахова. - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1979. - С.222-253.
41. Гершупский, Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? [Текст] / Б. С. Гершунский // Педагогика - №10. -2001.-С. 3-12.
42. Готсдннер, А. Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениями). К вопросу об эстрадном волнении [Текст] / А. Л. Готсдинер / Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып. 3 / под ред. А. Лагутина. - М.: Музыка, 1991. - С. 182-192.
43. Гарипова, Г. А. Использование театральной педагогики в формировании артистизма личности будущего учителя в хоровом классе [Электронный ресурс] / Г. А. Гарипова. - Режим доступа : http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=926.
44. Гарипова, Г. А. Артистизм личности учителя музыки [Электронный ресурс] / Г. А. Гарипова. - Режим доступа : http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=925.
45. Гарипова, Г. А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / Г. А. Гарипова. - Казань, 2002. -24 с.
46. Гиппиус, С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств [Текст] / С. В. Гиппиус. - М.: Речь, 2001. - С. 86. - 346 с.
47. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : минобрнауки.рф/документы/2474.
48. Готсдинер, А .77. Музыкальная психология [Текст] /А. JI. Готсдинер. -М.: Изд. Межд. акад. пед. наук, 1993. - 189 с.
49. Грибкова, О. В. Проектирование модели профессиональной культуры педагога-музыканта в современном образовательном пространстве [Текст ] / О. В. Грибкова. - М.: Издательство 11-формат, 2012. - 165 с.
50. Грибкова, О. В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера [Текст] / О. В. Грибкова. - М. : АС-Траст, 2008, -187 с.
51. Грибкова, О. В. Теория и практика профессиональной культуры педагога-музыканта [Текст] / О. В. Грибкова. - М. : Изд.-во 11-формат, 2014.- 170 с.
52. Гротовский, Е. К. бедному театру [Текст] / Е. Гротовский. - М. : APT, 2009. - 304 с.
53. Гротовский, Е. К. От бедного театра к искусству-проводнику [Текст] / Е. Гротовский. - М.: APT, 2003. - 351 с.
54. Документы болонского процесса http://www.naric-kazakhstan.kz/ru/o-bolonskom-protsesse/dokumenty-bolonskogo-protsessa.
55. Дубровина, И. В. Воображение [Электронный ресурс] / И. В. Дубровина. - Режим доступа : http://www.syntone-spb.ru/library/index.php?section=books&item_id=2503¤t_book_page= 10&print_version=true.
56. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. В. Емельянов. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
57. Ершов, П. М. Характер. Личность [Текст] / П. М. Ершов, А. П. Ершова. -М.: Наука, 1984.- 120 с.
58.Журавский B.C. Болонский процесс: главные принципы вхождения в Европейское пространство высшего образования [Текст] / В. С. Журавский, М. 3. Згуровский. - М. : ИПЦ Издательство «Политехника», 2003.-200 с.
59. Загвязинский, В. А. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В. А. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 58 с.
60. Загвязинский, В. А. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / В. И. Загвязинский, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - Москва : Академия, 2010. - 368 с.
61 .Загвязинский, В. А. Как прорваться в современность? [Электронный ресурс] // Образование и наука - №7. - 2012. - Режим доступа: edscience.ru/ruarticle/v.
62. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня -2003.-№5.-С. 34-42.
63. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gubkin.ru/links/umongo/bolon/declaration.doc.
64. Зязюн, И. А. Красота педагогического воздействия [Текст] / И. А. Зязюн, Г. М. Сагач. - М.: УФИМБ, 1997. - 302 с.
65. Зязюн, И. А. Основы педагогического мастерства [Текст] / И. А. Зязюн. -М.: Наука, 1989. И.А. 302 с.
66. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Народное образование - 2003. -№2. - С.58-64.
67. Кабкова, Е. П. Педагогическая самопрезентация как необходимая составляющая компетенции педагога искусства [Текст] / Е. П. Кабкова / Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: материалы научно-практической конференции / под ред. Е. А. Бодиной, Е. Г. Артемовой. - М.: МГПУ, 2011. - С. 139-149.
68. Кабкова, Е. П. Формирование обобщенных художественных представлений у младших школьников в процессе восприятии я разных видов искусства : автореф. дисс. канд. наук [Текст] / Е. П. Кабкова. - М., 1990.-25 с.
69. Казачков, С. А. Дирижер хора - артист и педагог [Текст] /С. А. Казачков. - Казань: КГК, 1998. - 308 с.
70. Казачков, С. А. Дирижерский аппарат и его постановка [Текст] / С. А. Казачков . - М.: Музыка, 1967. - 111 с.
71. Казачков, С. А. От урока к концерту [Текст] /С. А. Казачков. - Казань: КГУ, 1990.-343 с.
72. Казачков, С. А. Расскажу о времени и о себе [Текст] /С. А. Казачков. -Казань: КГК, 2004. - 62 с.
73. Назайкипский, Е. Е. О психологии музыкального восприятия. - М. : Музыка, 1972.-383 с.
74. Петруишн, В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей [Текст] / В. И. Петрушин. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
75. Кан - Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
76. Кан-Калик, Н. Д. Педагогическое творчество [Текст] / Н. Д. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
77. Кнебель, М. О. Вся жизнь [Текст] / М. О. Кнебель. - М. : ВТО, 1967. -588 с.
78. Коган, Г. М. Работа пианиста [Текст] /Г. М. Коган . - М : Изд. дом «Классика-ХХ1 век», 2005. - 204 с.
79. Коган, Г. М. У врат мастерства [Текст] / Г. М. Коган. - М : Изд. дом «Классика-ХХ1 век», 2005. - 136 с.
80. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://letopisi.org/index.php.
81. Компетентность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: letopisi.Org/index.php.KOMneTeHTHOCTb.
82. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. [Текст] / под ред. А. В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
83. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393 [Электронный ресурс]. - М., 2002. - Режим доступа : http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao/6662.
84. Кузнецов, Ю. М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора [Текст] / Ю. М. Кузнецов. - М. : Спутник, 2007. -198 с.
85. Кушнер, Ю. 3. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) [Текст] / Ю. 3. Кушнер . - Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.
86. Лазарева, Г. В. Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя [Текст] / Г. В. Лазарева. - Иркутск, 1997. - 170 с.
87. Лебедев, О. Е. Комптентностный подход в образовании [Текст] / О. Е. Лебедев // Школьные технологии - 2004. - № 5. - С. 3-12.
88. Лебедева, М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? [Текст] / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова // Информатика и образование - 2004. - №3. -С. 95-100.
89. Линклейтер, К. Освобождения голоса [Текст] / К. Линклейтер. - Л. : Искусство, 1937. - 261 с.
90. Лицова, Л. А. Человек - легенда // Семен Казачков: хоровой век [Текст] /Л. А. Лицова . - Казань : КГК, 2009. - С. 336 - 342.
91. Марковская, Л. С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 Музыкальное образование [Текст] / Л. С. Майковская. - М.: МГУКИ, 2005. - 68 с.
92. Макаренко, А. С. Избр. педагогические сочинения [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Учпедгиз, 1946. - 296 с.
93. Марр, Н. Я. Об яфетической теории [Текст] /Н. Я. Марр / Избранные работы. Т. 3. - М.-Л.: Наука, 1968. - 376 с.
94. Мюнш, Ш. Я. - дирижер [Текст] / Ш. Мюнш. - М.: Музыка, 1965. - 84 с.
95. Мясоедов, С. П. Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы [Электронный ресурс] / С. П. Мясоедов. - Режим доступа : http://www.courier-edu.ru/cour0611/1100.htm.
96. Новик, И. Б. Моделирование как метод научного исследования [Текст] / И. Б. Новик. - М.: Гардарики, 2005. - 149 с.
97. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контекст результатов международного исследования Р17А-2000 [Текст] / А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова и др. - М.: «Университетская книга», 2005. - С. 36-42.
98. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. -М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
99. Педагогика: Учеб. пособие [Текст] / В. Г. Рындак, Н. В. Алехина, И. В. Власюк и др. / под ред. В. Г. Рындак. - М. : Высшая школа, 2006. - 495 с.
100. Плеханов, Г. В. Письма без адреса [Текст] / Г. В. Плеханов // Научное Обозрение - 1899. - № 11. - 1900. - №№ 3, 6.
101. Птица, К. Б. Хоровое искусство основа музыкальной культуры [Текст] / К. Б. Птица // Советская музыка - 1979. - № 7. - С. 28-37.
102. Рувинский, Л. И. Как воспитать волю и характер [Текст]. / Л. И. Рувинский. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
103. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. -396 с.
104. Ражников, В.Г. Зависимость исполнительской трактовки от внутрен ней мотивации [Текст] / В. Г. Ражников // Новые исследования в психологии, 1976.
105. Ражников, В. Г. Эмоционально-эстетическое развитие [Текст] / В. Г. Ражников. - М.: ОДНИ, 1988.
106. Разумный, В.А. Содержание образования: Единство знаний, эмоций и веры [Текст] / В. А. Разумный// Педагогика, 1998 - № 5.
107. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] -Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/17.php.
108. Савостьянов, А. И. Общая и театральная психология [Текст] / А. И. Савостьянов. - М.: Каро, 2007. - 256 с.
109. Савостьянов, А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией [Текст] /А. И. Савостьянов. -М.: изд-во Педагогическое общество России, 2009. - 160 с.
110. Савишнский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением [Текст] / С. И. Савшинский. - М. : изд. Дом «Классика - XI век», 2005. -165 с.
111. Свитова, Т. В. Система эвристических методов в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя: автореф. дисс. канд пед. наук [Электронный ресурс] / Т. В. Свитова. - Самара, 2010. - Режим доступа : http://www.referun.com/n/sistema-evristicheskih-metodov-v-professionalnoy-podgotovke-muzykanta-ispolnitelya.
112. Силантьева, И. И. Актер и его Alter Ego [Текст] / И. И. Силантьева. -М.: Грааль, 2005. - 564 с.
113. Силантьева, И. И. Шаляпин, каким его знали [Текст] / И. И. Силантьева. - М. : Сфера, 2005. - 304 с.
114. Система музыкального воспитания Карла Орфа [Текст] / под ред. JI. А. Баренбойма. - JI.: Музыка, 1970. - 160 с.
115. Сластепин, В. А. О подготовке студентов к творческому решению воспитательных задач [Текст] / В. А. Сластенин / Совершенствование подготовки студентов педвузов к воспитательной работе. - М. : Просвещение, 1976. - 160 с.
116. Сластенин, В. А. Педагогика. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / В. А. Сластенин. - М.:Академия, 2002. - 576 с.
117. Соколов, В. Г. Работа с хором : учеб. пособие для муз. училищ / В. Г. Соколов. - М.: Музыка, 1983. - 192 с.
118. Станиславский, К. С. Начало сезона [Текст] / К. С. Станиславский / Статьи, речи, беседы, письма / сост. Г. Кристи, Н. Чушкин. - М.: Всерос. Т. О., 1т., 1953.-С. 190-197.
119. Станиславский, К. С. Работа актера над собой [Текст] / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1951. - 668 с.
120. Станиславский, К. С. Собр. соч. в 8 т., т. 2 [Текст] / К. С. Станиславский - М.: Искусство, 1954. - 424 с.
121. Старчеус, М. С. Формирование личности как проблема музыкального образования // Музыкальное образование личность - культура: Сб. науч. тр. -М.: Моск. коне. - 1989. - С. 42-61.
122. Стейпер, К. Психология игры: издание второе. - М., 1970. -105 с.
123. Театр Гротовского [Текст] / сост. Е. М. Ходунова - М.: ГИТИС, 1992. -256 с.
124. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Изд. Дом БАХРАХ, 1996. - 480 с.
125. Уколова, J1. И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / J1. И. Уколова . - М., 1991.- 17 с.
126. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие [Текст] / J1. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 336 с.
127. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов / Избранные труды, т. 1. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
128. Ткачева, Е. А. Артистизм в педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Е. А. Ткачева. - Режим доступа : http://www.rusnauka.eom/l 1_EISN_2010/Pedagogica/63721 .doc.htm.
129. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://enc-dic.com/ozhegov/Artistizm-719.html.
130. Фалина, И. Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике [Текст] / И. Н. Фалина // Информатика. -2006. - № 7. - С.4-6.
131. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.na-5.com/work/work_32140.html.
132. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование - 2003. - №2. - С.58-64.
133. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
134. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. -Эйдос : интернет-журнал. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
135. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Доклад на Отделении философии образования и теоретическеой педагогики РАО 23 апреля 2002 года [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
136. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие [Текст] / Ю. А. Цагарелли. - СПб. : Композитор-Санкт-Петербург, 2008. - 368 с.
137. Цьишн, Г. М. Основному и главному в искусстве научить нельзя. Можно только научиться // Методологические проблемы музыкальной педагогики (Матер, межреспубл. науч.-практ. конф.). - М. : МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. - С. 24-27.
138. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения [Текст] / Г. М. Цыпин. - М.: Музыка, 1994. - 276 с.
139. Чесноков, П. Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижеров [Текст] / П. Г. Чесноков. - М. : Государственное музыкальное изд.-во, 1952.-224 с.
140. Школяр, Jl. В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы [Текст] / J1. В. Школяр, Н. В. Курбатова // Пространство и Время - 2013. - №3 (13). - С. 76-78.
141. Шуман, Р. Из записной книжки маэстро Papo, Флорестана и Эйзебия [Текст] / Р. Шуман. - М.: Печатня П. Яковлева, 1846. - 27 с.
142. Электронный ресурс - www.logistics-gr.com, Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2007. - С. 145-147 (318 е.). - Режим доступа: www.logistics-gr.com.
143. Юсов, Б. П. Взаимодействие и интеграция искусстве полихудожественном развитии школьников [Текст] / Б. П. Юсов. -Луганск, 1990. - 175 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.