Педагогические условия развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов на занятиях в дирижерском классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Соловей Алла Ивановна

  • Соловей Алла Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 165
Соловей Алла Ивановна. Педагогические условия развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов на занятиях в дирижерском классе: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2021. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Соловей Алла Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования проблемы развития стилевого мышления у

студентов-инструменталистов в образовательной среде вуза, колледжа

1.1. Методологические аспекты понятия «стилевое мышление музыканта» в педагогике и психологии художественного творчества

1.2. Анализ характерологических признаков стиля и компонентов стилевого мышления музыканта

1.3. Специфика процесса развития стилевого мышления

у студентов-инструменталистов в дирижерском классе

ГЛАВА 2. Разработка и реализация модели по развитию стилевого мышления у студентов-инструменталистов в классе дирижирования

2.1. Диагностика уровня развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в классе дирижирования

на первом этапе исследования

2.2. Разработка авторской модели развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в дирижёрском классе

на втором этапе исследования

2.3. Реализация и анализ эффективности модели развития стилевого мышления у обучающихся-инструменталистов на занятиях дирижированием (анализ констатирующего

и контрольного этапов эксперимента)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов на занятиях в дирижерском классе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Творческое становление современного музыканта-исполнителя осуществляется в чрезвычайно плотном и многослойном музыкально-информационном поле, где одновременно сосуществуют, пересекаются, вступают в сложные взаимоотношения различные течения и направления, образующие порой самые невероятные художественные модели. И это вполне понятно, поскольку новейшее время отличается стремительностью, динамизмом, кардинальными сдвигами во всех областях знания и, конечно, в области искусства. До сих пор еще не полностью осмыслено и понято всё то, что было создано в музыкальном пространстве ХХ века, а наступивший ХХ! век продолжает стремительно разворачивать спираль развития.

Именно поэтому столь актуально и значимо решение проблемы формирования и развития стилевого мышления в творческом становлении молодых музыкантов-инструменталистов, которым необходимо не только умение ориентироваться в постоянно изменяющемся музыкально-информационном поле, но и понимание сути происходящих процессов, их логики и закономерностей. Только при наличии стилевого мышления современный музыкант обретает способность в полной мере раскрыть содержание исполняемых сочинений, донести до слушателя их интонационное богатство, весь тот образный мир, который таится за конструктивной и знаковой гранью музыкальной формы. Важное место в сложном процессе формирования профессионально-прикладных компетенций у студентов-инструменталистов, в число которых органично входят навыки системного развития их стилевого мышления, занимает дисциплина учебного плана «Дирижерский класс».

Степень изученности проблемы. Исследователи указывают на постоянно актуализирующуюся проблему развития у будущих музыкантов-инструменталистов стилевого мышления, обусловленную необходимостью

понимания стиля исполняемого сочинения, как цели и результата процесса глубокой исполнительской интерпретации, выявления его художественных особенностей, принадлежности определенной эпохе и пр. Начиная с древнегреческих философов, сохранился целый ряд оригинальных и кумулированных письменных источников, целиком или фрагментарно посвященных процессу создания музыкальной интерпретации, ее восприятию. Наиболее значимые рассуждения находят в сочинениях Платона, в трактатах Средневековья и Возрождения, в трудах периода эпохи Просвещения и романтизма. Вследствие сохраняющейся остроты и многозначности подходов, исследуемая проблема подвергается концептуальному осмыслению в пространстве культуры ХХ века, самостоятельное значение приобретают философские, культурологические, эстетические, искусствоведческие грани, педагогические и психологические аспекты (Б.В. Асафьев, М.С. Каган, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. и В.Н. Холоповы, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.).

Значительный интерес для данного исследования представляет фундаментальный труд Е.В. Назайкинского, раскрывающий теоретические и практические проблемы изучения музыки с позиции категорий стиля и жанра. В его исследовании стиль рассматривается не только как важнейший компонент художественного содержания музыкального произведения, определяющий специфику его художественной формы и языка, но и как выражение индивидуальности творческой личности, его взгляда на мир. Немалый интерес представляет и музыкально-педагогическое исследование А.И. Николаевой, в котором раскрывается сущность стилевого подхода в музыкально-образовательном процессе.

Сохраняющаяся тенденция постоянного расширения, усложнения стилевой гамады в музыкально-исполнительской реальности, появление новой эпохи плюрализма и рождение различных стилевых гибридов в ней, переход от периода рождения феномена полистилистики к проявлениям зрелой формы обусловили противоречия между:

• неоднозначным, полифоничным характером потенциала художественного наследия музыкальной мировой и отечественной культуры и недостаточной осведомленностью начинающих музыкантов в освоении его ценностных, базовых установок;

• теоретическим требованием современного решения проблемы развития у обучающихся-инструменталистов стилевого мышления в период профессиональной подготовки в вузе и отсутствием методико-дидактической базы, однозначно трактующей содержание категории «стилевое мышление студента-инструменталиста»;

• заказом профессионального сообщества и социума в подготовке компетентных, обладающих развитым стилевым мышлением музыкантов, и отсутствием релевантных запросу моделей, направленных на преодоление перечисленных антагонизмов.

Объект исследования — стилевое мышление как структурный компонент профессиональной компетентности будущего музыканта-инструменталиста.

Предмет исследования — процесс развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в дирижерском классе.

Цель исследования — теоретически обосновать эффективность педагогических условий, направленных на системное развитие стилевого мышления студентов-инструменталистов в дирижерском классе, и, реализованной в условиях образовательной среды профессиональных музыкальных средних и высших учебных заведений модели, как методико-дидактической основы указанной институции.

Задачи исследования:

• проанализировать сущность понятия «стилевое мышление студента-инструменталиста», предложить авторский вариант дефиниции;

• охарактеризовать место стилевого мышления в профессиональной системе координат будущего музыканта-исполнителя;

• доказать важность психолого-педагогических условий, задающих вектор развития данного новообразования у студентов-инструменталистов в процессе занятий в дирижерском классе;

• выявить наиболее распространенные недостатки в образовательной среде профессионального учебного заведения, препятствующие эффективности процесса развития стилевого мышления у будущих музыкантов-исполнителей;

• разработать, реализовать в реальных условиях учебно-воспитательного процесса колледжа, вуза авторскую модель развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в процессе занятий в дирижерском классе. Гипотеза исследования. Процесс развития стилевого мышления

у студентов-инструменталистов в дирижерском классе будет осуществляться максимально эффективно, если:

• исследуемая проблема получит статус фактора творческого становления будущего профессионального музыканта-исполнителя;

• будет реализована совокупность педагогических условий, направленных на совершенствование процесса развития стилевого мышления студентов-инструменталистов в образовательной среде профессиональных учебных заведений;

• будет определен критериально-категориальный аппарат для измерения уровня развития исследуемого явления у студентов-инструменталистов на занятиях дирижированием в образовательной среде вуза, колледжа;

• будет реализована на практике и подвергнута оценке авторская модель развития стилевого мышления студентов-инструменталистов в образовательной среде профессиональных учебных заведений, как методико-дидактическая основа проблемы исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды,

исследователей, раскрывающих:

• философские аспекты теории и истории мирового искусства (Платон, Р. Арнхейм, Г.В.Ф. Гегель, Г. Зедльмайр, Э. Панофский, Й. Хейзинга, В.П. Шестаков, Г.К. Щедрина, Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон и др.);

• социологические аспекты развития культуры и искусства (Т. Адорно, П.М. Бицилли, Л.М. Брагина, Б.Р. Виппер, Э.Б. де Кондильяк, Ж. де Лабрюйер, М.Я. Либман, Э.С. Маркарян, П.А. Сорокин и др.);

• эстетическую категорию «стиль» (Ю.Б. Борев, В.В. Виноградов, Е.В. Волков, Г.В.Ф. Гегель, А.Ф. Лосев, М.В. Нащокина, П.В. Полиевский, Г.Н. Поспелов, Д.В. Сарабьянов, Г.Ю. Стернина, Ф.В. Шеллинг, В.И. Шмит и др.);

• культурологические аспекты проблемы стилевого мышления в музыкально-информационном поле (М.В. Алпатов, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.Г. Власов, М.С. Каган, А.С. Кармин, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский, А.И. Чернокозов, А.И. Щербакова и др.);

• проблему стиля в русской и зарубежной музыке (Б.В. Асафьев, Т.Н. Ливанова, М.Н. Лобанова, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, М.К. Михайлов, С.И. Савенко, С.С. Скребков, Т.С. Сорокина, Е.М. Царева, Т.В. Чередниченко, А. Шенберг, А. Шютц и др.);

• педагогические условия формирования компетентности будущих музыкантов в профессиональной образовательной среде колледжа, вуза (Э.Б. Абдуллин, И.С. Аврамкова, Н.И. Ануфриева, Г.Г. Коломиец, И.А. Корсакова, И.Е. Молоствова, Г.А. Праслова, Л.Е. Слуцкая, Б.В. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.);

• основы дирижерско-исполнительского искусства и специфику работы в классе дирижирования (Н.П. Аносов, Э. Ансерме, М.М. Багриновский, Л.А. Безбородова, А.П. Иванов-Радкевич, И.А. Мусин, Ш. Мюнш, К.А. Ольхов, А.М. Пазовский, В.С. Тольба, В. Фуртвенглер, Б.Э. Хайкин и др.).

Методы исследования

• теоретический анализ научных источников;

• обобщение мирового педагогического опыта и собственной практики в классе дирижирования;

• обсуждения и дискуссии;

• педагогические наблюдения и беседы;

• интервьюирование, тестирование и анкетирование;

• проведение в естественных условиях образовательного процесса констатирующего и учебно-формирующего экспериментов;

• статистическая обработка и анализ полученных материалов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2014 по 2020 годы. Общее количество музыкантов, принявших участие в эксперименте, составило более 150 человек.

Первый этап (2014-2016 гг.) - информационно-аналитический. Он был, в основном, посвящен изучению проблемы, определению ее актуальности и значимости для повышения качества образования и создания благоприятных условий для выявления и реализации творческого потенциала каждого обучающегося. Этот этап стал теоретическим фундаментом исследования, на котором в дальнейшем строился эксперимент.

Второй этап (2016-2018 гг.) - поисковый. В процессе данного этапа на основании изученных теоретических работ, а также анализа проводимых бесед, обсуждений, дискуссий, обобщения педагогического опыта была разработана авторская модель развития стилевого мышления у студентов инструментального профиля, определен критериально-категориальный аппарат. Данные мероприятия были необходимы для изучения динамики и эффективности осуществляемого процесса.

В рамках основного третьего этапа (2018-2020 гг.) была внедрена, проверена разработанная авторская модель по развитию стилевого мышления у студентов-инструменталистов в процессе занятий в дирижерском классе. На этом этапе был проведен анализ полученных данных, подведены итоги проделанной работы, определены дальнейшие направления, способствующие

совершенствованию процесса развития и повышения уровня стилевого мышления у студентов-инструменталистов в классе дирижирования, разработаны методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается:

• в анализе влияния уровня развития стилевого мышления обучающегося-инструменталиста в дирижерском классе на процесс формирования его профессиональной компетентности;

• в конкретизации содержательной стороны понятия «стилевое мышление студента-инструменталиста» и авторском определении исследуемой дефиниции;

• в определении места стилевого мышления в процессе формирования профессионально-прикладных компетенций будущего музыканта-исполнителя;

• в выявлении типичных недостатков, препятствующих эффективности процесса развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в классе дирижирования музыкального колледжа, вуза;

• в реализации психолого-педагогических условий, задающих вектор развития данного новообразования у обучающихся в условиях музыкально-образовательной среды колледжа, вуза;

• в разработке, реализации и проверке в реальных условиях учебно-воспитательного процесса в дирижерском классе теоретико-методической модели развития у будущих музыкантов стилевого мышления на занятиях в колледже, вузе.

Теоретическое значение исследования состоит в научном обосновании процесса развития стилевого мышления студентов-инструменталистов на занятиях в дирижерском классе колледжа, вуза. В процессе экспериментальной работы выявлены компоненты стилевого мышления музыканта-инструменталиста (информационный, аналитический, психолого-педагогический, художественно-деятельностный, контрольно-диагностический), выступающие структурными составляющими процесса обучения и воспитания будущих музыкантов,

направленных на формирование высокого уровня профессиональной компетентности выпускника. В процессе проведения эксперимента выявлен диагностический инструментарий, позволяющий определить уровни развития стилевого мышления студентов-инструменталистов в дирижерском классе (высокий, средний, низкий), а также параметры, по которым автором исследования разработана и апробирована концептуальная авторская модель развития стилевого мышления студентов-инструменталистов в классе дирижирования, целью которой выступает оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности выпускников средних и высших музыкальных учебных заведений.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертации, обобщение опыта научно-педагогического сообщества и личного опыта автора исследования, полученные в ходе проведения экспериментальной работы результаты, позволят преподавателям колледжей, вузов творчески внедрять в образовательную практику концептуальную авторскую модель развития стилевого мышления студентов инструментальных направлений подготовки, предложенную для проверки эффективности деятельности в реальных условиях учебного процесса в дирижерском классе.

Авторская концептуальная модель развития стилевого мышления студентов-инструменталистов на занятиях дирижированием может быть использована руководителями учебного процесса, преподавателями колледжей, вузов для формирования в профессиональной образовательной среде компетентностной модели выпускника, соответствующей требованиям ФГОС СПО, ФГОС ВО, достижения их карьерного роста, профессиональной устойчивости, успешной социализации и адаптации к требованиям современной социально-культурной среды.

Личный вклад автора исследования: • проведен эксперимент с целью решения поставленных задач, выявление, «проверка» иерархии факторов, влияющих на процесс развития стилевого мышления студентов-инструменталистов в дирижерском классе,

сформированность у них комплекса профессионально-прикладных компетенций, в конечном итоге, профессиональной компетентности;

• отобраны ключевые методы реализации авторской теоретико-методической модели развития стилевого мышления студентов-инструменталистов в дирижерском классе;

• адаптирован диагностический инструментарий по выявлению уровней развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в дирижерском классе, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам колледжа, вуза музыкальной направленности;

• в процессе апробации теоретико-методической модели развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в дирижерском классе доказана эффективность ее применения в колледжах, вузах творческой направленности.

Достоверность и обоснованность выводов теоретической и практической частей работы вытекает из теоретико-методологической базы, в основе которой заложен анализ научных публикаций по философии, культурологии, философии культуры, философии музыки и музыкального образования, музыкознания, педагогики и психологии искусства, теории и истории музыкально-исполнительского искусства, а также фактологическим материалом, который наглядно демонстрируют выводы, положения, личного участия диссертанта в мероприятиях, проводимых в процессе исследования, экспериментальной апробации и статистической обработки полученных данных, адекватных сформулированным методологическим подходам, релевантных теоретическому и практическому запросу со стороны профессионального сообщества.

База исследования: Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, кафедра оркестрового дирижирования, музыкальный колледж при МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Апробация результатов исследования проходила в процессе непрерывной преподавательской деятельности диссертанта в должности преподавателя цикла дирижерских дисциплин.

Результаты исследования, выводы, положения апробированы в публикациях и выступлениях соискателя на научно-практических конференциях, в том числе: LI Международная научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества» (г. Новосибирск, январь 2017 г.); XXVII Международная научно-практическая конференция «Достижения вузовской науки» (г. Новосибирск, февраль 2017 г.); XXX Международная научная конференция «Тенденции развития науки и образования» (г. Самара, сентябрь 2017 г.); Научно-практическая конференция «Дни науки МГПУ» (г. Москва, апрель 2018 г.); II Национальная научно-практическая конференция «Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации» (г. Москва, автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования», октябрь 2018 г.); III Национальная научно-практическая конференция «Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации» (г. Москва, автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования», октябрь 2019 г.); IV Всероссийская научно-практическая конференция магистрантов (г. Москва, РГСУ, апрель 2019 г.); Международный научный форум в честь 85-летия со дня рождения А.Г. Шнитке «Музыкальные миры Альфреда Шнитке» (г. Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке ноябрь 2019 г.); XXI Международная научно-практическая конференция «Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве: Юсовские чтения» (г. Москва, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», ноябрь 2020 г.). Участие в заседаниях и выступления на кафедре оркестрового дирижирования МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Положения, выносимые на защиту:

1. Определена прямая подчиненность процесса становления, профессиональной самореализации студентов, обучающихся на направлениях

подготовки «Инструментальное исполнительство», «Музыкально-инструментальное искусство», «Искусство концертного исполнительства» развитию стилевого мышления будущего студента-инструменталиста на занятиях в дирижерском классе, которое выступает неотъемлемой структурной составляющей компетентностной модели выпускника колледжа, вуза, а, в конечном результате - показателем его профессиональной компетентности в целом.

2. Понятие «стилевое мышление студента-инструменталиста» предопределяет успешно организованный процесс обучения студентов, обеспечивающий конгруэнтную расшифровку, понимание нотного текста произведений, семиотической и конструктивной составляющих формы музыкального сочинения, художественно-образной сферы изучаемого произведения, в логике изложения стилевой и ценностно-смысловой специфике постигаемого обучающимися художественного пространства мира музыки.

3. Эволюция процесса развития стилевого мышления обучающихся-инструменталистов, его скорость, успешность выступают параметрами многосоставного, логично выстроенного процесса становления личности выпускника профессионального колледжа, вуза, итогом которого должна выступить успешная социализация и творческая адаптация молодого музыканта на рынке труда.

4. Эффективность процесса развития стилевого мышления у будущих специалистов - студентов-инструменталистов в дирижерском классе базируется на философско-антропологическом, стилевом, системном, аксиологическом, культурологическом, художественно-диалогическом, герменевтическом, индивидуально-личностном, компетентностном подходах, задающих данному процессу стратегическую направленность.

5. Реализуемая концептуальная модель развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов в дирижерском классе с перечисленными выше современными подходами с опорой на стилевое многообразие музыки, профессиональную образовательную среду, как синкретично выстроенные

системы, органично взаимодействующие между собой и базирующиеся на множестве уникальных по своему образному строению авторских вселенных, направлена на повышение результативности и эффективности образовательной среды вуза, колледжа на формирование профессиональной компетентности студентов.

В диссертационном исследовании имеются все структурные компоненты в составе введения, шесть параграфов, образующих две главы, заключения, библиографии, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТИЛЕВОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА, КОЛЛЕДЖА

1.1. Методологические аспекты понятия «стилевое мышление музыканта» в педагогике и психологии художественного творчества

Тенденции и общие закономерности развития художественного пространства культуры убедительно доказывают роль музыки в истории социума, в повседневной жизни каждого человека, который впитывает звучание родного музыкального языка с момента своего рождения. Она становится частью окружающей его среды «звучащим пространством бытия» (А.И. Щербакова) [167, с. 866], «вторым каналом наследственности», как образно подчеркивает Г. Орлов [97, с. 201]. Обозначенные современные подходы созвучны воззрениям древнегреческого философа Платона, считавшего, что музыка наделена способностью проникать вглубь души, облагораживать человека через присущие ей ритм и гармонию. Следовательно, когда генетическая наследственность определяет физическое строение человека, «второй канал наследственности» [97], как системообразующий фактор гармоничного развития индивида, сказывается на качестве его чувственного аппарата, моторной деятельности и др.

Коммуникативная практика, получаемая благодаря «второму каналу наследственности» такого социального явления как музыка, обеспечивает отбор человеком «своих» голосовых партий, «своих» инструментальных воплощений, вхождение в разряд «родных» тембрально-окрашенных мелодических оборотов, ритмических рисунков, стилей пения и игры, танцевальных фигур и жестов. Их

органичность подкрепляется такими коммуникационными каналами идентичности, как родной язык, родная речь, усваиваемые с раннего детства, не требующие специальных стараний для распознавания и понимания ключевых смыслов.

Типичной ситуацией для музыкальной среды является индивидуальное решение исполнителем, педагогом, композитором, исследователем сложной проблемы стиля при передаче образного содержания музыкального сочинения всей доступной им совокупностью музыкально-выразительных средств, благодаря собственному творческому методу, мироощущению. Данному вопросу серьезное внимание уделяет в своей монографии «Формирование стилевой компетентности у студентов музыкально-педагогических вузов в процессе профессионального образования: теория и практика» А.В. Поляков [102], прослеживая переосмысление знаний о различных музыкальных стилях, как феномена, имеющего «свою долгую историю» [102, с. 39].

Музыкальные критики, заинтересованная слушательская аудитория обладают правом вступить в полемику, предметом которой выступает адекватность интерпретации нотного текста сочинения музыкантом-исполнителем стилю автора (композитора). Так, например, рассматривая данную проблему с позиции многогранного процесса «творчество - восприятие - интерпретация -оценка», А.И. Щербакова отмечает временной, пульсирующий характер музыкальной реальности. Именно поэтому данную проблему ученый предлагает перевести в плоскость осмысления процесса профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, в котором и произведения музыкального искусства и будущие музыканты-исполнители «сосуществуют в определенном культурном контексте» [169, с. 14].

Это связано, в первую очередь, с тем, что в процессе профессиональной подготовки будущих музыкантов в средних и высших учебных заведениях на различного рода контрольных учебных мероприятиях (зачеты, экзамены, академические концерты и др.) проходят эмоционально-окрашенные обсуждения, которые, как правило, не приводят музыкально-педагогическое сообщество

к консенсусу. При этом суждения как опытных, так и начинающих свой профессиональный путь преподавателей, зачастую диаметрально противоположны именно в оценке предложенных студентами-исполнителями оригинальных концепций интерпретации произведений.

Объективно ситуация отмечена тем, что периодически молодые исполнители позволяют себе не просто оригинальную, а, скорее, несколько небрежную интерпретацию созданного композитором музыкального произведения. В результате возникает диссонанс между музыкальным «посланием» создателя, трансляцией его исполнителем и восприятием слушателя. Об этом явлении образно пишет Т.В. Адорно [6], заключая свою аргументацию выводом, что музыканты-исполнители обозначают в качестве приоритета не то, чтобы глубоко проникнуть в смысл произведения, а затем деликатно и точно предложить интерпретацию, адекватно соотносимую с замыслом автора, а исключительно для того, чтобы ревностно пресекать новые исполнительские вариации, которые не соответствуют исполнительской практике их предшественников [6, с. 16]. На другом полюсе данной проблемы находятся исполнители - «ниспровергатели» стереотипов, создавшие талантливые, яркие интерпретации, наделив их собственным художественным значением, проходящие трудный путь самоутверждения в музыкальном мире.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соловей Алла Ивановна, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э.Б. О проблемах современного музыкально-педагогического образования / Э.Б. Абдуллин // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: материалы X Международной научно-практической конференции / Отв. ред.-сост. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Ритм, 2012. -С. 7-14.

2. Абдуллин, Э.Б. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Э.Б. Абдуллин; ред. Г.М. Цыпин. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

3. Абульханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности. Т. II. Отечественная психология: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2008. - С. 301-330.

4. Аврамкова, И.С. Понятие «компетенции» в современной теории и практике преподавания музыки / И.С. Аврамкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. -№ 136. - С. 144-153.

5. Адорно, Т.В. Избранное: социология музыки / Т.В. Адорно. - М.; СПб.: Университет. кн., 1999. - 445 с.

6. Адорно, Т.В. Типы отношения к музыке / Т.В. Адорно // Избранное: социология музыки. - М.; СПб.: Унив. кн., 1999. - С.11-26.

7. Акопян, Л.О. Возможные модели музыкальной герменевтики / Л.О. Акопян // Музыка. Искусство. Наука. Практика. - 2018. - №3(23). - С.61-77.

8. Альманах музыкальной психологии / Ред.-сост. М.С. Старчеус. - М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1995. - 176 с.

9. Ананьев, Б.Г. Основные характеристики человека и его развития / Б.Г. Ананьев // Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 67-77.

10. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б.Г. Ананьев // Психология личности. Т. II. Отечественная психология: Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2008. - С. 7-14.

11. Ансерме, Э. Статьи о музыке и воспоминания / Э. Ансерме. - М.: Сов. композитор, 1986. - 224 с.

12.Ануфриев, Е.А. Творческая инициатива как фактор формирования профессиональных (музыкально-исполнительских) компетенций обучающихся в вузе / Е.А. Ануфриев, Д.В. Царев // Ученые записки РГСУ. - 2015. Т.14. - № 6. -С.141-149.

13. Ануфриева, Н.И. Инновационные процессы в музыкальном образовании: социокультурный аспект / Н.И. Ануфриева. - М.: РГСУ, 2011. - 188 с.

14.Ануфриева, Н.И. Музыкальное образование как феномен отечественной художественной культуры / Н.И. Ануфриева // Ученые записки РГСУ. - 2012. -№1. - С.96-99.

15.Ануфриева, Н.И. Народная музыкальная традиция в контексте философии культуры: моногр. / Н.И. Ануфриева. - М.: РГСУ, 2011. - 403 с.

16. Арановский, М.Г. К вопросу о структуре творческого процесса / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления и восприятия. - Ташкент, 1972. - С. 1-7.

17. Арановский, М.Г. Музыка. Мышление. Жизнь: статьи, интервью, воспоминания / М.Г. Арановский: ред.-сост. Н.А. Рыжкова. - М.: гос. ин-т искусствознания, 2012. - 440 с.: ил.

18.Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.

19. Асафьев, Б.В. О музыке ХХ века / Б.В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1982. -

197 с.

20. Барский, В. Хроматика как категория музыкального мышления / В. Барский. - М.: LAUDAMUS, 1992. - С. 114-120.

21. Барсова, И.А. Контуры столетия: из истории русской музыки ХХ века / И.А. Барсова. - СПб.: Композитор, 2007. - 240 с.

22. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства (критический анализ) / Е.Я. Басин. - М.: ИФРА-М, 1998. - 192 с.

23. Бергер, Л.Г. Эпистемология искусства. Художественное творчество как познание. «Археология искусствоведения». Познание и стили искусства исторических эпох / Л.Г. Бергер. - М.: Рус. мир, 1997. - 432 с.

24. Бердяев, Н. Смысл творчества / Н. Бердяев. - М.: АСТ; Хранитель, 2006. - 414 с.

25. Березовчук, Л. Музыка и мы / Л. Березовчук. - СПб.: Бояныч; Бланка, 1995. - 287 с.

26. Библер, В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

27. Блудова, В. Природа и структура художественного восприятия / В. Блудова // Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1977. - Вып. 4. - С. 114-152.

28.Боковня, А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) / А.Е. Боковня. - М.: Инфра-М, 2011. - 144 с.

29. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного анализа: Моногр. / М.Ш. Бонфельд. - СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

30.Бонфельд, М. Художественное творческое мышление как теоретическая и практическая проблема / М. Бонфельд // Психология - практике: Тезисы 1 -й Региональной школы-семинара. - Вологда, 1989. - С. 7-10.

31. Вальтер, Б. Тема с вариациями. Воспоминания и размышления / Б. Вальтер. - М.: Музыка, 1969. - 362 с.

32. Василюк, Ф.Е. Психология переживаний / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

33. Великие философские учения. - М.: Искусство-ХХ! век, 2005. - 448 с.

34. Волков, А.И. Замысел как целенаправляющий фактор творческого процесса композитора / А.И. Волков // Процессы музыкального творчества: сб. тр. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 37-55.

35.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

36. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 341 с.

37. Гаккель, Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. Статьи, рецензии / Л.Е. Гаккель. - Л.: Сов. композитор, 1988. - 168 с.

38. Ганичева, Ю.В. Развивающий потенциал учебно-методических комплексов в профессиональной подготовке педагога-музыканта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.В. Ганичева. - М., 2011. - 207 с.

39.Гасич, Е.Ю. Стиль как научная категория и стилевой анализ в педагогической практике / Е.Ю. Гасич // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2005. - 9 с.

40. Гасич, Е.Ю. Феномен стиля в отечественном музыкознании: исторические трансформации научных концепций: дис. ... канд. искусствознания: 17.00.02 / Е.Ю. Гасич. - Ростов-на-Дону, 2012. - 204 с.: ил.

41. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие / А.Х. Горфункель. - М.: ЛИБРОКОМ, 2015. - 365 с.

42. Григорьева, Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины ХХ века / Г.В. Григорьева. - М.: Сов. композитор, 1989. - 208 с.

43. Гуляницкая, Н.С. Методы науки о музыке: исследование / Н.С. Гуляницкая. - М.: Музыка, 2009. - 256 с.; нот.

44.Гуляницкая, Н.С. «Форма-содержание» в сегодняшней музыке / Н.С. Гулиницкая // Музыка и время. - 2015. - №12. - С.5-8.

45. Денисов, Э. Об оркестровке Д. Шостаковича / Э. Денисов // Дмитрий Шостакович / Сост. ГШ. Орджоникидзе. - М.: Сов. композитор, 1967. - С. 439498.

46. Дирижеры [Электронный ресурс] / ForumKlassika.Ru - дискуссии об академической музыке. - URL: http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-38338.html (дата обращения: 27.02.2021).

47.Днепров, В.Д. Музыка в духовном мире современника / В.Д. Днепров // Сов. музыка. - 1971. - № 8. - С. 38-45.

48. Друскин, М.С. О западноевропейской музыке ХХ века / М.С. Друскин. -М.: Сов. композитор, 1973. - 269 с.

49. Епишин, А.В. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната / А.В. Епишин. - СПб.: Композитор, 2006. - 148 с.

50. Житомирский, Д.В. К изучению западноевропейской музыки ХХ века / Д.В. Житомирский // Современное западное искусство. - М.: Музыка, 1971. -С.195-247.

51. Задерацкий, В. Музыкальная форма как процесс. Вып. 1 / В. Задерацкий. - М.: Музыка, 1995. - 540 с.

52. Иванов-Радкевич, А.П. О воспитании дирижера / А.П. Иванов-Радкевич. - М.: Музыка, 1973. - 78 с.

53. Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 427 с.

54. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 1998. - 280 с.

55. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры: книга вторая / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 2003. - 320 с.

56. Каган, М.С. Мир общения / М. С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

57. Каган, М.С. О системном подходе к системному подходу / М.С. Каган // Избранные труды: В VII т. Т. I. Проблемы методологии. - СПб.: Петрополис, 2006. - С. 9-20.

58. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - Л.: Фонд «Ленинград. галерея», 1990. - 66 с.

59. Карпов, А.В. Психология профессиональной деятельности / А.В. Карпов // Основы профессиональной деятельности: Хрестоматия. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 136-142.

60. Когоутек, Ц. Техника композиции ХХ века / Ц. Когоутек. - М.: Музыка, 1976. - 367 с.

61. Козловский, О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О.В. Козловский. - Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006. - 800 с.

62. Кокорева, Л.М. Клод Дебюсси: Исследование / Л.М. Кокорева. - М.: Музыка, 2010. - 496 с.

63. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования: Сб. науч. тр. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1986. - 153 с.

64. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии / И.С. Кон // Психология самосознания: Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ-М, 2003. - С. 45-96.

65. Корнеева, Л.Н. Профессиональная психология личности / Л.Н. Корнеева // Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 301-310.

66.Корсакова, И.А. Музыкальная коммуникация в пространстве культуры: моногр. / И.А.Корсакова, Н.И. Ануфриева, А.И. Щербакова; отв. ред. И.А. Корсакова. - М.: РГСУ, 2012. - 392 с.

67. Кремлев, Ю.А. Очерки по эстетике музыки / Ю.А. Кремлев. - М.: Сов. композитор, 1972. - 272 с.

68.Круглова, М.Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования / М.Г. Круглова // Universum: психология и образование. - 2016. - №8. - 9 с.

69. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 114 с.

70. Лебрехт, Н. Маэстро миф. Великие дирижеры в схватке за власть / Н. Лебрехт. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 448 с.

71.Леонтьев, А.Н. Деятельность и личность / А.Н. Леонтьев // Психология личности. Т. II. Отечественная психология: Хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2008. - С. 165-196.

72. Лобанова, М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность / М.Н. Лобанова. - М.: Сов. композитор, 1990. - 221 с.

73. Лобова, Л.Г. Процессы музыкального мышления в исполнительской деятельности: информационный подход / Л.Г. Лобова // Известия Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 19, вып. 3. -С. 310-315.

74.Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1995. - 944 с.

75. Мазель, Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк / Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1991. - 80 с.

76. Мандельштам, О.Э. Об искусстве / О.Э. Мандельштам. - М.: Искусство, 1995. - 416 с.

77. Мариупольская, Т.Г. Проблемы традиции и новаторства в современной теории и практике преподавания музыки / Т.Г. Мариупольская. - М.: Прометей, 2002. - 204 с.

78. Масловский, А.Г. В.И. Сафонов. Творческий путь выдающегося русского музыканта / А.Г. Масловский // Василий Ильич Сафонов. К 150-летию со дня рождения: материалы науч. конф. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2003. - С. 7-13.

79. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 266 с.

80. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

81. Мессиан, О. Техника моего музыкального языка / О. Мессиан. - М.: Греко-латин. кабинет Ю.А. Шичалина,1995. - 124 с.

82. Мизитова, А.А. Переоценка ценностей как фактор музыкально-исторического процесса (на примере симфонии ХХ века) / А.А. Мизитова Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Л.: Изд-во ЛГК, 1987. - 24 с.

83. Мильштейн, Я.И. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителей / Я.И. Мильштейн // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. I. - М.: Музыка, 1972. -С. 3-56.

84.Минаев, Е.А. Музыка как часть информационного пространства современной России / Е.А. Минаев // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2017. - С. 37-48.

85.Михайлов, М.К. Этюды о стиле в музыке: статьи и фрагменты / М.К. Михайлов. - М.: Музыка, 1990. - 283 с.

86.Молоствова, И.Е. Роль художественно-интерпретационной образовательной среды в профессиональной подготовке музыканта / И.Е. Молоствова // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 25-26 ноября 2009 г. / под ред И. С. Кобозевой; Морд. Гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 92-93.

87.Молоствова, И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Е. Молоствова. - Москва, 1998. - 191 с.

88.Молоствова, И.Е. Художественная интерпретация как интерактивная форма взаимодействия субъектов музыкально-образовательного процесса. -2013. - №3. - С.27-33.

89. Мусин, И.А. Язык дирижерского жеста / И.А. Мусин. - М.: Музыка, 2011. - 232 с.; ил.

90. Мюнш, Ш. Я - дирижер / Ш. Мюнш. - М.: Музыка, 1965. - 84 с.

91. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.В. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с., нот.

92. Неизвестный, Э. Об искусстве, литературе и философии / Э. Неизвестный. - М.: Прогресс, 1992. - 239 с.

93. Николаева, А.И. Стилевой подход в музыкально-исполнительском классе: моногр. / А.И. Николаева. - М.: Изд-во МПГУ, 2012. - 104 с.

94.Николаева, А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности студента-музыканта: моногр. / А.И. Николаева. - М.: Изд-во МПГУ, 2003. - 252 с.

95. О композиторском и исполнительском творчестве русских музыкантов: научные труды / ред.-сост. А.И. Кандинский. - М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1998. - 986 с.

96.Онеггер, А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер. - Л.: Музыка, 1979. -

264 с.

97.Орлов, Г. Древо музыки / Г. Орлов. - Изд. 2-е, испр.- СПб.: Композитор, 1992. - 440 с.

98.Орлова, Э.А. Основания специализированного познания культурных феноменов / Э.А. Орлова // От философии жизни к философии культуры. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 41-63.

99. Плеханов, Г.В. Эстетика и социология искусства: в 2-х т. Т. 1 / Г.В. Плеханов. - М.: Искусство, 1978. - 631 с.

100. Плеханов, Г.В. Эстетика и социология искусства: в 2-х т. Т.2 / Г.П. Плеханов. - М.: Искусство, 1978. - 439 с.

101. Плохов, А.В. Исполнительский анализ музыкального произведения. Ч. 1. Инструментальные жанры: учеб. пособие / А.В. Плохов. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. - 95 с.

102. Поляков, А.В. Формирование стилевой компетентности у студентов музыкально-педагогических вузов в процессе профессионального образования: теория и практика: многр. / А.В. Поляков. - Екатеринбург: Ажур, 2015. - 192 с.

103. Пясковский, И.Б. К проблеме историко-стилевой эволюции музыкального мышления / И.Б. Пясковский // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: сб. ст. - Киев: Музична Украша, 1989. -С.141-152.

104. Равичер, Я. Василий Ильич Сафонов / Я. Равичер. - М.: Музгиз, 1959. - 365 с.

105. Ражников, В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры / В.Г. Ражников. - М., 1993. - 134 с.

106. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт. - М.: Музыка, 1972. - 165 с.

107. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр. - М.: Академия-центр; Медиум, 1995. - 412 с.

108. Рокич, М. Ценностные ориентации / М. Рокич // Козловский, О. В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации. - Ростов н/Д.: Феникс; Донецк: Кредо, 2006. - С. 795-798.

109. Рошак, Т. Дети технократии / Т. Рошак // Истоки контркультуры. - М.: АСТ, 2014. - С. 51-97.

110. Рошак, Т. Миф об объективном сознании / Т. Рошак // Истоки контркультуры. - М.: АСТ, 2014. - С. 280-317.

111. Русская эстетика и критика 40-50-х годов Х!Х века. - М.: Искусство, 1982. - 544 с.

112. Серов, А.Н. Избранные статьи: т. I / А.Н. Серов. - М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1950. - 628 с.

113. Сизова, Е.Р. Историко-стилевое мышление как педагогическая проблема / Е.Р. Сизова // Известия УрГУ. - 2007. - №52. - С.79-86.

114. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. - 4-е изд. - М.: Лань, 2016. - 448 с.

115. Славская, А.Н. Личность как субъект интерпретации / А.Н. Славская. - Дубна: Феникс +, 2002. - 240 с.

116. Смирнов, Б.Ф. Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен: дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Б.Ф. Смирнов. - Челябинск, 2004. - 330 с.

117. Соколов, А.С. Вступительное слово / А.С. Соколов // Василий Ильич Сафонов. К 150-летию со дня рождения: Материалы науч. конф. - М.: Изд-во МГК им. П. И. Чайковского, 2003. - С. 5-6.

118. Соловей, А.И. Основные методологические подходы к проблеме развития стилевого мышления в классе дирижирования / А.И. Соловей // Инициативы XXI века. - 2017. - № 1-2. - С. 52-54.

119. Соловей, А.И. Проблемы творческого становления студентов-инструменталистов в классе дирижирования / А.И. Соловей // Человеческий капитал. - 2017. -№ 9 (105). - С. 47-49.

120. Соловей, А.И. Стилевое мышление в творческом становлении личности музыканта-инструменталиста / А.И. Соловей // Ученые записки Рос. гос. социал. ун-та. Т. 16. - 2017. -№ 4. - С. 118-125.

121. Соловей, А.И. Формирование стилевого мышления в творческом становлении музыканта-исполнителя как предмет музыкально-педагогического исследования / А.И. Соловей // Человеческий капитал. -2017. - № 8 (104). - С. 61-63.

122. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А.Н. Сохор. -Л.: Сов. композитор, 1980. - Вып. 1. - 296 с.

123. Стравинский, И.Ф. Статьи. Воспоминания / И.Ф. Стравинский. - М.: Сов. композитор, 1985. - 375 с.

124. Супонева, Г.И. Проблемы нотации в музыке ХХ века / Г.И. Супонева. -М.: РАМ им. Гнесиных; Петит, 1993. - С. 5-71.

125. Сысоева, Е.В. Симфонии А. Онеггера / Е.В. Супонева. - М.: Музыка, 1975. - 239 с.

126. Творчество Пауля Хиндемита. Элементы стиля Хиндемита. Фортепиано в творчестве Хиндемита // Новая музыка: Сб. Ленинград. ассоциации современной музыки / Под ред. И. Глебова, С. Гинзбурга. Год 2. Вып. 2. - Л.: Тритон, 1927. - 60 с.

127. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

128. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

129. Устюгова, Е.Н. Стиль и культура: Опыт построения общей истории стиля / Е.Н. Устюгова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2006. - 260 с.

130. Файер, Ю.Ф. О себе. О музыке. О балете / Ю.Ф. Файер. - М.: Сов. композитор, 1974. - 574 с.

131. Фейгин, М. Индивидуальность студента и искусство педагога / М. Фейгин. - М.: Музыка, 1975. - 110 с.

132. Философски-психологические предположения школы диалога культур. - М.: РОССПЕН, 1998. - 117 с.

133. Фокин, М.М. Против течения / М.М. Фокин. - Л.: Искусство, 1981. -

540 с.

134. Форкель, И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастиана Баха / И.Н. Форкель. - М.: Музыка, 1987. - 110 с.

135. Фрейд, З. Болезнь культуры / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2014. - 447 с.

136. Фромм, Э. О культуре бытия / Э. Фромм // Искусство быть. - М:. АСТ, 2014. - С. 302-314.

137. Фромм, Э. Ценности, психология и человеческое существование / Э. Фромм // О неповиновении и другие эссе. - М.: АСТ, 2014. - С. 8-25.

138. Фромм, Э. Шаги по гуманизации технологического общества / Э. Фромм // Революция надежды. - М.: АСТ, 2014. - С. 272-324.

139. Хазанов, П.А. Специфика коммуникативной компетентности в обучении творческим дисциплинам / П.А. Хазанов // Вестник современных исследований. - 2018. - № 1.1 (16). - С.72-75.

140. Хасаншин, А.Д. Стилевая модель в музыкальном восприятии: Историческая перспектива и теоретическая реконструкция: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / А.Д. Хасаншин. - Новосибирск, 2006. - 28 с.

141. Холопов, Ю.Н. Введение в музыкальную форму / Ю.Н. Холопов. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 432 с.

142. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1994. - 258 с.

143. Холопова, В.Н. Формы музыкального произведения: учеб. пособие / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2001. - 496 с.

144. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие / Ю.А. Цагарелли. - СПб.: Композитор, 2008. -368 с.; нот.

145. Целковников, Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, с искусством, с самим собой). -М., 1998. - 58 с.

146. Цуккерман, В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды / В.А. Цуккерман. - М.: Сов. композитор, 1970. - 558 с.

147. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

148. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.

149. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для студентов / Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994. -384 с.

150. Чайковский, П.И. Музыкально-критические статьи / П.И. Чайковский. - Л.: Музыка, 1986. - 365 с.

151. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4. -М.: ИФРАН, 2010. - 243 с.

152. Черепанов, В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В.С. Черепанов. - М.: Педагогика, 1989. - 152 с.

153. Шеманов, А.Ю. Самоидентификация на пороге «осевых времен» / А.Ю. Шеманова // От философии жизни к философии культуры. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 137-158.

154. Шеманов, А.Ю. Философская мысль в человеческом существовании / А.Ю. Шеманов // От философии жизни к философии культуры. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 385-389.

155. Шереги, Ф.Э. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России / Ф.Э. Шереги, В.И. Савинков. - М.: ЦСПиМ, 2011. - 288 с.

156. Шестаков, В.П. История музыкальной эстетики от Античности до ХУШ века / В.П. Шестаков. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 376 с.

157. Шестаков, В. П. История искусства от Плиния до наших дней: учеб. пособие. / В.П. Шестаков. - Изд. 2-е, доп. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 336 с.

158. Шёнберг, А. Письма / А. Шёнберг; пер. В. Шнитке. - СПб.: Композитор, 2001. - 462 с.: ил.

159. Шнитке, А. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д.Д. Шостаковича / А. Шнитке // Статьи о музыке. - М.: Композитор, 2004. - С. 27-37.

160. Шнитке, А. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д.Д. Шостаковича / А. Шнитке // Дмитрий Шостакович / Сост. Г. Ш. Орджоникидзе. - М.: Сов. композитор, 1967. - С. 499-532.

161. Шнитке, А. О Четвертой симфонии / А. Шнитке // Статьи о музыке. -М.: Композитор, 2004. - С. 178-179.

162. Шнитке, А. Особенности оркестрового голосоведения С. Прокофьева (на материале его симфоний) / А. Шнитке // Статьи о музыке. - М.: Композитор, 2004. - С. 147-156.

163. Шнитке, А. Полистилистические тенденции современной музыки / А. Шнитке // Статьи о музыке. - М.: Композитор, 2004. - С. 97-101.

164. Шнитке, А. Тембровое родство и его функциональное использование. Тембровая шкала / А. Шнитке // Статьи о музыке. - М.: Композитор, 2004. - С. 79-84.

165. Шор, Ю.М. Культура как переживание (гуманитарность культуры) / Ю.М. Шор. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 220 с.

166. Щербаков, В.Ф. Русская музыка ХХ века в исполнительском и педагогическом репертуаре музыканта: учеб. пособие / В.Ф. Щербаков. - М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2010. - 149 с.

167. Щербакова, А.И. К проблеме осмысления звучащего пространства бытия / А.И. Щербакова // Гуманитарное пространство. - 2012. Т.1. - №6. - С.866-872.

168. Щербакова, А.И. Музыка. Человек. Культура: опыт социально-философского анализа: моногр. / А.И. Щербакова. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. - 306 с.

169. Щербакова, А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта / А.И. Щербакова. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2008. - 320 с.

170. Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования: учеб. пособие. Ч. I / А.И. Щербакова. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2008. - 256 с.

171. Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования: учеб. пособие. Ч. II / А.И. Щербакова. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2008. - 320 с.

172. Щербакова, А.И. Художественное образование как фундамент гуманитарной культуры личности / А.И. Щербакова // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 25-26 ноября 2009 г. / Под ред. И.С. Кобозевой; Морд. Гос. пед. ин-т. - Саранск, 2010. - С. 152-153.

173. Юнг, К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе / К.Г. Юнг. - Минск: Харвест, 2003. - 984 с.

174. Adler, S. The Study of Orchestration. / S. Adler. - 3rd ed. - New York; London: W. W. Norton and Company, 2002. - 864 p.

175. Pirie, P. Furtwangler and the art of conducting / Р. Pirie. - London: Duckworth, 1980. - 149 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Требования, предъявляемые к реализации дирижерских дисциплин

в колледже, вузе

Колледж: целью дирижерских дисциплин является воспитание музыканта широкого профиля с помощью дирижерских дисциплин; подготовка выпускников музыкального колледжа МГИМ им. А. Г. Шнитке к самостоятельной профессиональной деятельности и обеспечение их знаниями, соответствующими требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство».

Задачами дирижерских дисциплин являются:

- развитие исполнительских способностей студента, базирующихся на изучении музыкальных произведений различных направлений, жанров и стилей;

- воспитание художественного вкуса, чувства стиля, расширение музыкального кругозора через изучение произведений различных стилей и жанров;

- развитие музыкально-педагогического мышления, обучение аналитическим и мануальным методам дирижерской работы над произведением;

- развитие навыков практической работы с музыкальными произведениями, написанными для различных инструментальных составов;

- развитие профессиональной самостоятельности студента, овладение методикой самостоятельной работы над партитурой; изучение оригинального репертуара для оркестров;

- формирование умений и навыков взаимодействия с творческим коллективом в процессе дирижерских занятий в классе с помощью ситуационного моделирования репетиционной работы и в процессе репетиционных занятий с коллективом; обучение первоначальным навыкам в работе с музыкальным

коллективом; формирование профессиональной и психологической готовности к осуществлению музыкально-просветительской деятельности;

- воспитание творческого отношения к дирижерско-исполнительской деятельности;

- формирование комплекса дирижерско-исполнительских знаний, умений и навыков, освоение технических мануальных средств дирижирования;

- воспитание инициативы и творческого отношения к познавательной деятельности по изучению истории и развития музыкальных инструментов в исполнительском искусстве;

- расширение интеллектуального кругозора студента и активизация индивидуальных способностей в формировании личности музыканта;

- воспитание эстетического вкуса и профессиональной этики в учебно-познавательной деятельности;

- освоение многострочных партитур; чтение с листа в ключах;

- формирование творческой активности и коммуникативности.

Вуз: целью дирижерских дисциплин является воспитание высококвалифицированных бакалавров и специалистов, способных осуществлять художественное руководство творческим коллективом; совершенствование комплекса дирижерско-исполнительских знаний, умений и навыков, дающее возможность их широкого использования в профессиональной деятельности.

Направления подготовки (специальности) студентов-инструменталистов

Колледж: 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов):

- инструменты народного оркестра (домра, балалайка, гитара, гусли, баян, аккордеон);

- оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба и ударные инструменты);

- оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа).

Вуз: 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (уровень бакалавриата):

- народные инструменты (баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты);

- оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба и ударные инструменты);

- оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа).

53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (уровень специалитета):

- концертные народные инструменты оркестра (баян, аккордеон, домра, балалайка, гусли, гитара);

- концертные духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба и ударные инструменты);

- концертные струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас,

арфа).

Альбенис И. Барбер С. Барток Б. Бетховен Л.

Бизе Ж. Бородин А.

Брамс И. Бриттен Б. Вебер К. Верди Дж.

Гайдн Й.

Глазунов А. Глинка М.

Григ Э.

Дворжак А. Дебюсси К.

Кабалевский Д

Произведения для симфонического оркестра

«Астурия», «Кордова» Адажио

Концерт для оркестра, Сюиты для оркестра Симфонии № 1-9, Увертюры «Прометей», «Фиделио», «Кориолан», «Эгмонт»

Сюита «Арлезианка», Увертюра и антракты из оперы «Кармен» Симфонии № 1, 2, Увертюра и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», Маленькая сюита Венгерские танцы № 3, 4, 5, 6, 10, Симфонии № 1-4 Простая симфония, Сюита «Музыкальные вечера» Увертюры к операм «Вольный стрелок», «Оберон» Увертюры к операм «Сила судьбы», «Сицилийская вечерня», «Риголетто», «Травиата»

Прощальная симфония, 12 Лондонских симфоний, Симфонии № 84, 88, 94, 95

Симфонии № 4, 5, Сюита из балета «Раймонда» Увертюра и танцы из оперы «Иван Сусанин», Увертюра и танцы из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская», Вальс-фантазия, «Ночь в Мадриде», Арагонская хота Норвежские танцы, Симфонические танцы, Сюиты № 1, 2 «Пер Гюнт», «Сигурд Юрсальфар», Концерт для фортепиано с оркестром, Лирическая сюита

Симфония № 9 «Из Нового Света», Славянские танцы «Послеполуденный отдых фавна», Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна»

Увертюра к опере «Кола Брюньон», Сюита из музыки к спектаклю «Комедианты»

Калинников В. Караев К.

Кодаи З. Лист Ф.

Лядов А.

Мендельсон Ф.

Моцарт В.

Мусоргский М.

Мясковский Н. Прокофьев С.

Равель М. Рахманинов С.

Римский-Корсаков Н.

Симфонии № 1, 2

Сюиты из балетов «Тропою грома», «Семь красавиц», Симфонические гравюры «Дон-Кихот» Народные сцены, сюита из оперы «Хари Янош» Симфонические поэмы «Прелюды», «Тассо», Концерты для фортепиано с оркестром № 1, 2

«Баба-яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Восемь русских народных песен»

Симфонии № 3, 4, Концерт для скрипки с оркестром, «Сон в летнюю ночь»: фрагменты из музыки к комедии У. Шекспира Симфонии № 35, 38, 39, 40, 41, Увертюры к операм «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Маленькая ночная серенада», Концерты для фортепиано с оркестром (по выбору) Вступление и Пляска персидок из оперы «Хованщина», Вступление к опере «Сорочинская ярмарка», «Ночь на Лысой горе», Скерцо, «Картинки с выставки» Симфонии № 5, 21, 27

Симфонии № 1, 5, 7, Сюиты из балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», Фрагменты из балета «Каменный цветок», Концерты для фортепиано с оркестром № 1, 2, 3, Концерты для скрипки с оркестром № 1, 2 Сюита «Моя Матушка - Гусыня»

Симфоническая поэма «Утес», Симфонии № 2, 3, Концерты для фортепиано № 1-4, Рапсодия на тему Паганини, Симфонические танцы

«Шехеразада», Испанское каприччио, Сюиты из опер «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», Увертюры к операм «Царская невеста», «Майская ночь», фрагменты из опер «Снегурочка», «Садко», концерт для

Россини Дж.

Свиридов Г.

Сметана Б. Стравинский И.

Танеев С. Хачатурян А.

Хренников Т. Чайковский П.

Шостакович Д.

Шуберт Ф. Шуман Р.

Щедрин Р.

фортепиано с оркестром

Увертюры к операм «Севильский цирюльник», «Сорока-

воровка», «Шелковая лестница», «Вильгельм Телль»

Маленьких триптих, Иллюстрации к повести А.С. Пушкина

«Метель», Курские песни

Увертюра к опере «Проданная невеста»

Сюита из балета «Жар-птица», фрагменты из балетов

«Петрушка», «Весна священная»

Симфония № 4

Симфония № 2, Сюиты из балетов «Гаянэ», «Спартак», Концерт для скрипки с оркестром Симфонии № 1, 2, Концерт для скрипки с оркестром Симфонии № 1-6, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Симфонические фантазии «Франческа да Римини», «Гамлет», «Буря», Сюиты из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», Итальянское каприччио, Сюиты для оркестра № 1-4, Серенада для струнного оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром № 1, Концерт для скрипки с оркестром, Вариации на тему «Рококо», «Времена года» Симфонии № 1, 5, 7, 8, 9, 10, 15, Праздничная увертюра, Концерты для фортепиано с оркестром № 1, 2, Концерты для скрипки с оркестром № 1, 2, Сюиты из музыки к кинофильмам «Гамлет», «Овод», Сюиты из балетов «Болт», «Золотой век», фрагменты из оперы «Катерина Измайлова» Симфонии

Симфонии № 1-4, Увертюра «Манфред», Концерт для фортепиано

Камерная сюита, Озорные частушки, фрагменты из оперы «Не только любовь», сюита из балета «Анна Каренина», «Кармен-сюита»

Андреев В. Балай Л. Барчунов П.

Беляев В.

Блок В.

Бойко Р. Бояшов В.

Будашкин Н.

Василенко С. Глазунов А. Глиэр Р. Глыбовский Б.

Произведения для русского народного оркестра

Полонез, Вальсы Русская симфония

Элегия памяти Н. Будашкина, Концерт для щипковых гуслей, Концерт для клавишных гуслей, Концерт для дуэта гуслей

Российский кант, Сюита «Темные аллеи» (по И. Бунину), Русская рапсодия для баяна, Концертино для баяна, Вокальный цикл «За нашей рекою», Сюита «Песни Кольцова», Кантата «Воронежские песни», Кантата «Российские канты», Симфония «Ветры времени», Вокальный цикл «Девичьи страдания» Акварели на карельские и финские темы, Рапсодия-поэма на народные темы коми, Канцонетта для кларнета

Звоны времен Петра I

Сюита «Конек-Горбунок», Сюита «Северные пейзажи», Скерцо ми мажор, Скерцо ре мажор Хороводная, Рапсодия № 1, Рапсодия № 2, Лирическая сюита, Музыкальная картина «На ярмарке», «Сказ о Байкале», Хороводная и плясовая, Русская фантазия, Русская увертюра, Увертюра-фантазия, Концерт для домры с оркестром, Концертные вариации для балалайки Праздничная увертюра, Итальянская симфония Русская фантазия Симфония-фантазия

Интермеццо, Сюита «Детское лето», Концерт для

Городовская В.

Дербенко Е.

Зайцев Г. Зарицкий Ю.

Захарьев Н. Золотарев В. Иванов-Радкевич Н. Ипполитов-Иванов М. Кикта В.

Кравченко Б.

оркестра, Симфония

Фантазия на две русские народные темы, Русский вальс, «Не слышно шума городского», «Русская зима», «Степь да степь кругом», «Выйду ль я на реченьку» для балалайки с оркестром, «Калинка» для балалайки с оркестром, «Лесная сказка» для сопрано с оркестром, «У зори-то, у зореньки» Сюита «Перезвоны», Сюита «Картины Древней Руси», Старорусская сюита, Поэма памяти

A. Рублева, Концерт для баяна, Сюита «Есенинская Русь», Концертная фантазия на тему песни «Выйду на улицу» для баяна с оркестром, Концерты для альтовой домры № 1, № 2, Сюита «Ярославские картинки» для гуслей звончатых, Поэма памяти

B. Шукшина, Испанская фантазия Скерцо

Увертюра на русскую тему, Три вальса, Ярославская

кадриль для балалайки с оркестром, Сюита

«Ивановские ситцы», Концерт для домры с оркестром

Концерт для звончатых гуслей, Сюиты № 1, 2

Русское скерцо

Картины русской природы

Сюита «Кавказские эскизы», «На посиделках»

Триптих «Русь богатырская», Сюита «Русские

миниатюры», Русские частушки, припевки,

страдания, Белгородский концерт для гобоя с

оркестром

Сюита «Псковские терема», Сюита «Русские кружева», Сюита «Старая Москва», Лирическая поэма «Терема»

Красильников И.

Куликов П.

Курченко А.

Кусс М.

Ларин А.

Лондонов П.

Муров А. Мясков К. Новиков А. Пахмутова А. Пащенко А. Пейко Н.

Пикуль В.

Раков Н.

Репников А.

«Романс и юмореска», Сюита «Старинные мелодии», Сюита «Простая музыка», Сюита «Четыре фотографии из старого семейного альбома», «Симфониетта на русские темы», «Сказка», «Два вальса в старинном стиле»

Русская увертюра, «Былое на Волге», «Думка», «Липа вековая», Концертные вариации для балалайки с оркестром

Сюита «Донские миниатюры», «Сибирь», Тройной концерт

Лирическая и Подгорная, Фантазия на три песни А. Оленичевой

Музыкальные иллюстрации «До третьих петухов», Концерт-былина, Сюита «Из японских сказок», Маленькая увертюра

Поэма «С берегов Енисея», Русская сюита, Русские миниатюры

Осенняя симфония, Симфониетта Украинский танец, Скерцо, Колыбельная Сюита «По Чуйскому тракту» Увертюра «Русский праздник» «Улица веселая»

Симфония № 7, Концерт-поэма для кларнета, балалайки и оркестра, Концерт для малой домры, Концерт для альтовой домры Сюита «Палехские картинки», Сюита «Вслед за солнцем», Скерцо для домры с оркестром Увертюра, Сюита для оркестра, Восемь пьес для оркестра

Каприччио для баяна с оркестром, Скерцо для домры

Рубцов Ф. Рыбников А. Тамарин И.

Тимошенко А.

Тихомиров Г. Триодин П. Троцюк Б. Туликов С. Фомин Н. Фрид Г.

Холминов А.

Чайкин Н. Чернов Г. Цыганков А.

Шахматов Н. Шабалин В. Шендерев Г.

Шишаков Ю.

с оркестром

Концерт для баяна с оркестром

Увертюра, Концерт для баяна

Скерцо на голландскую тему, Фантазия для домры,

Сюита для балалайки с оркестром

Сюита «Герои русских сказок», «Русская забубенная»

для баяна с оркестром, «Завитушки-кружева»

Сюита «По Дунаю», Сибирская увертюра

Сюита «По мотивам русских сказок»

Сюита «Акварели»

Молодежная увертюра, Русский танец Симфоническая поэма

«Сказы» по мотивам П. Бажова, Сюита «Лес шумит»,

Северная поэма «Ладога»

Думка, Приветственная увертюра, Сюиты для

оркестра № 1, 2, Увертюра ми мажор

Концертное рондо, Фантазия на американские темы

Симфония № 2

Интродукция и чардаш, Поэма памяти

Д.Д. Шостаковича, Пьесы для домры с оркестром

Сюита «По пушкинским местам»

Увертюра

Русская рапсодия, Сюита «Узоры луговые», «Волжские картины» для баяна с оркестром, Парафраз на тему «Дождик», Два украинских танца, Концерт-рапсодия для двух балалаек, Концертино для баяна № 1, 2

Венок воронежских песен, Псковская кадриль, Увертюра с частушкой, Увертюра «Великий праздник», 4 пьесы на американские темы, Пьесы на

темы современных песен Красноярского края, Пассакалия, Протяжная и шуточная, Концерт для баяна с оркестром, Концерт для балалайки с оркестром, Концерт для ударных инструментов с оркестром, Симфония-концерт, Сюита вальсов, Концерты для фортепиано с оркестром № 1, 2, 3, Оратория «Песни села Шушенского» Яковлев В. Озорные частушки

Бенджамин А. Берлиоз Г. Бернстайн Л. Бетховен Л.

Бизе Ж.

Блон Ф. Вебер К. Вальдтейфель Э. Верди Дж. Брамс И. Глинка М. Готлиб М. Григ Э.

Губайдулина С. Гуно Ш.

Гурилев А. Даргомыжский А Дворжак А. Дриго Г. Зуппе Ф.

Произведения для духового оркестра

Вальс-каприс

Венгерский марш

Три пьесы из Дивертисмента

Увертюра к балету «Прометей», Увертюра

«Эгмонт», Соната № 8, 2-я часть

Опера «Кармен»: Увертюра, Антракт к 4-му

действию; Сюита «Арлезианка»: Интермеццо,

Прелюдия, Фарандола

Восточное шествие для духового оркестра

Увертюра к опере «Оберон»

Вальсы

Фрагменты из опер «Травиата», «Риголетто»

Венгерские танцы

Вальс-фантазия

Серенада

Норвежские танцы № 2, № 3, Триумфальный марш из музыки к драме «Сигурд Юрсальфар», Сюита «Пер-Гюнт» Аллегро

Балетная музыка из оперы «Фауст», Марш из оперы «Фауст», Маленькая симфония для духового оркестра Полька-мазурка

Меланхолический вальс, Казачок Два славянских танца Цыганский танец, Серенада Марш из оперы «Бокаччио»

Иванов-Радкевич Н. Ипполитов-Иванов М Лядов А. Мейербер Дж. Мендельсон Ф. Мошковский М. Обер Д. Оффенбах Ж. Планкетт Р. Рахманинов С. Россини Д.

Рубинштейн А. Свиридов Г.

Сметана Б. Фалья М. Чайковский П.

Щедрин Р.

Увертюра на народные темы Тюркский марш

«Восемь русских народных песен», танец амазонки

Танец с факелами

Торжественный марш

Испанский танец № 2

Увертюра к опере «Бронзовый конь»

Вступление к опере «Перикола»

Увертюра к опере «Корневильские колокола»

Прелюдия № 3

Увертюры к операм «Севильский цирюльник»,

«Шелковая лестница», «Танкред»

«Тореадор и андалузка», Лезгинка

Музыкальные иллюстрации к повести

А. С. Пушкина «Метель»

Увертюра из оперы «Проданная невеста»

Танец огня

Интродукция из балета «Лебединое озеро», Танцевальная сцена (приглашение на трепак), Вальс цветов из балета «Щелкунчик», Юмореска Торжественная увертюра, Сюита из оперы «Не только любовь», фрагменты из балета «Конек-горбунок»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.