Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Валеева, Флюра Хазиахметовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Валеева, Флюра Хазиахметовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО МАСТЕРСТВА МУЗЫКАНТА-ИНСТРУМЕНТАЛИСТА.
1.1 .Артикуляция как категория музыкознания и теории исполнительства.
1.2. Артикуляция как средство художественной интерпретации в работе учащегося-инструменталиста над музыкальным произведением.
1.3. Стилевые аспекты развития артикуляционного мастерства учащегося в инструментальном классе.
1.4. Овладение техникой артикуляции в профессиональной подготовке исполнителя.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОГО МАСТЕРСТВА МУЗЫКАНТА
ИНСТРУМЕНТАЛИСТА.
2.1. Педагогическая модель развития артикуляционного мастерства студентов музыкального вуза в процессе инструментальной подготовки.
2.2.Диагностика сформированное™ компонентов артикуляционного мастерства у студентов на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
2.3.Формирующий этап опытно-поисковой работы и ее результаты: реализация педагогической модели развития артикуляционного мастерства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Условия достижения художественного результата в работе с детско-юношеским оркестровым коллективом1999 год, кандидат искусствоведения Васькевич, Виктор Станиславович
Альтгорн в духовом исполнительском искусстве2001 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Александр Николаевич
Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в музыкальном театре2002 год, кандидат педагогических наук Мирлас, Юлия Геннадьевна
Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства2006 год, кандидат искусствоведения Островская, Елена Анатольевна
Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже2012 год, кандидат педагогических наук Бутова, Ирина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования»
Актуальность исследования. Развитие исполнительского мастерства является целью профессиональной подготовки студентов в музыкальных вузах, показателем ее эффективности. Мастерство музыканта-исполнителя -целостное явление, в котором художественно-образное содержание интерпретаторского замысла и техника его воплощения находятся в диалектическом единстве. От интерпретатора музыкальных произведений, выполняющего связующую роль между композитором и слушателем, зависит конечный результат эстетического воздействия музыкального искусства на человека.
Современные требования к качеству подготовки музыкантов-исполнителей, связанные с повышением социального статуса музыкального искусства, побуждают педагогов пересматривать сложившуюся методику инструментальной подготовки музыкантов-исполнителей, заниматься поиском новых, более эффективных средств развития исполнительского мастерства, глубинных резервов музыкального творчества.
Важнейшим компонентом исполнительского мастерства музыканта является владение артикуляцией. В этимологических и лингвистических источниках артикуляция понимается как «членораздельное произношение». Речевая артикуляция представляет собой реализацию звуковой стороны языка. На современном этапе развития музыкального искусства артикуляция трактуется как средство исполнительской выразительности, связанное со способом связного или расчлененного произношения музыкальных тонов. Артикуляция играет большую роль в интерпретации произведения, выявляя его выразительно-смысловую сущность.
Постижение искусства артикуляции - сложный и многогранный процесс, который предполагает не только овладение специальной техникой, но и осмысление закономерностей артикуляции, ее художественно-творческого потенциала. В музыкально-педагогической практике артикуляция зачастую понимается в узко технологическом смысле, как приемы звукоизвлечения на данном инструменте. При этом зачастую не учитываются и не принимаются во внимание стилевые особенности инструментального артикулирования, не используется вся палитра его приемов. Отсутствует соответствующая методическая литература: программы, пособия, хрестоматии.
Такое положение во многом сложилось из-за недостаточной научной разработанности проблемы развития артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста, которое пока не стало предметом специального педагогического исследования.
Между тем, имеется достаточная теоретическая база для проведения такого исследования. Отдельные аспекты искусства артикуляции, рассматриваемой как систему графических обозначений в нотном тексте, освещались еще в работах ученых XIX века Г. Римана, Г. Келлера, Т. Маттеи, Р. Вестфаля. Новым этапом в развитии теории артикуляции как способа интонирования (произношения) музыки может рассматриваться концепция отечественного ученого И. А. Браудо. Основные ее положения обогатил современный российский исследователь Е. С. Титов, трактующий музыкальную артикуляцию как подсистему средств исполнительской выразительности.
Историко-стилевые аспекты артикуляции рассмотрены в трудах Л. Б. Булатовой, В. М. Синицына; артикуляционные проблемы исполнения музыки различных авторов изучались Е. и П. Бадура-Скода, Я. И. Мильштейном.
Вопросы артикуляции поднимаются в работах музыкантов-исполнителей, посвященных преимущественно технике игры на конкретном музыкальном инструменте. В области фортепианного исполнительства можно выделить работы Г. М. Когана, Е. Я. Либермана, А. В. Малинковской, С. Е. Фейнберга; в струнно-смычковом исполнительстве - JI. С. Гинзбурга, Б. А. Струве, А. И. Ямпольского, JL С. Ауэра; в области исполнительства на духовых инструментах - И. Ф. Пушечникова, Т. Докшицера, Н. М. Волкова; на баяне -Б. М. Егорова, Ф. Р. Липса, М. И. Имханицкого, В. А. Максимова.
Дальнейшие исследования в области артикуляционной теории ведутся по пути расширения и уточнения понимания сущности артикуляции, связи ее с другими аспектами исполнительской интерпретации. Проблемы обучения искусству артикуляции, овладения артикуляционным мастерством в известных нам работах, однако, практически не освещаются. Имеющиеся в литературе методические рекомендации разрозненны и не опираются на достижения теоретической науки в области артикуляции.
Все вышесказанное позволяет выделить следующие противоречия:
- между современными требованиями к качеству исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста в вузе и недостаточной ориентированностью сложившейся системы профессионального музыкального образования на развитие такого важного его компонента, как артикуляционное мастерство;
- между теоретической разработанностью проблемы музыкальной артикуляции и неразработанностью ее педагогических аспектов;
- между значимостью владения артикуляционным мастерством для исполнительской деятельности музыканта-инструменталиста и отсутствием методического обеспечения процесса его развития в системе вузовской профессиональной подготовки.
Выявленные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, суть которой заключается в поиске, определении и теоретическом обосновании эффективных путей развития артикуляционного мастерства исполнителя в процессе его профессиональной подготовки в музыкальном вузе.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему настоящего исследования: «Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования».
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и проверка опытно-поисковым путем педагогической модели, направленной на развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки музыканта-инструменталиста на исполнительских факультетах высших музыкальных учебных заведений (по специальности 070101.65 «Инструментальное исполнительство»).
Предмет исследования: педагогическая модель развития артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе его профессиональной исполнительской подготовки.
Гипотеза исследования: развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста будет осуществляться эффективно при условиях:
- разработки содержания и структуры артикуляционного мастерства;
- определения базового артикуляционного комплекса как основы развития артикуляционной техники;
- разработки и реализации педагогической модели развития артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста, направленной на формирование важнейших его компонентов и включающей: инвариант (цель, принципы и задачи развития артикуляционного мастерства); вариант (методы и приемы формирования компонентов артикуляционного мастерства -аксиологического, теоретического, технологического и творческого); психолого-педагогические условия и критерии развития артикуляционного мастерства.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ философской, музыковедческой, психологопедагогической и музыкально-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Выявить и обосновать роль артикуляции в системе выразительных средств интерпретации.
3. Определить понятие и структурные компоненты артикуляционного мастерства, а также содержание базового артикуляционного комплекса инструменталиста.
4. Разработать педагогическую модель развития артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в условиях его исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования.
5. Проверить эффективность данной педагогической модели музыканта-инструменталиста в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: психолого-педагогическая теория деятельности (JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В. И. Петрушин, С. Л. Рубинштейн.); положения о развивающем потенциале методов проблемного обучения (И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов), педагогические концепции профессионального музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. Н. Немыкина, Е. В. Николаева, Л. А. Рапацкая, Е. Н. Федорович, Г. М. Цыпин); основополагающие принципы обучения исполнителей-инструменталистов (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм,
B. Ю. Григорьев, Г. М. Коган, Е. Я. Либерман, Ф. Р. Липе, Я. И. Мильштейн, Г. Г. Нейгауз, А. А. Николаев, И. Ф. Пушечников, В. Г. Ражников,
C. И. Савшинский, С. Е. Фейнберг, О. Ф. Шульпяков); положения музыкальной эстетики о взаимосвязи субъективного и объективного в интерпретаторском процессе (Г. И. Гильбурд, Е. Г. Гуренко, Н. П. Корыхалова, С. X. Раппопорт); современные достижения теории музыкальной артикуляции (И. А. Браудо, Е. С. Титов, М. И. Имханицкий, В. А. .Максимов); концепция музыкального стиля (Л. Б. Булатова, Л. А. Мазель, М. К. Михайлов, С. С. Скребков); положения об интонационной природе артикуляции (Б. В. Асафьев, А. В. Малинковская, В. В. Медушевский), положения о психофизиологических особенностях исполнительского процесса (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн), принципы ансамблевого исполнительства (К. X. Аджемов, Л. С. Гинзбург, А. Д. Готлиб).
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ философско-эстетических трудов, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, музыковедческой литературы по исследуемой проблеме; обобщение и систематизация передового педагогического опыта; моделирование;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, целенаправленное педагогическое наблюдение, диспут, беседа, анализ учебной документации, анализ творческих работ учащихся, опытно-поисковая работа,
Исследование проводилось в течение 2001-2006 гг. в условиях естественного учебного процесса исполнительской подготовки студентов на факультетах оркестровых струнных инструментов, оркестровых духовых инструментов, оркестровых народных инструментов и фортепианном факультете Челябинского института музыки им. П. И. Чайковского.
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (2001-2002) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался передовой педагогический опыт в области исполнительской педагогики с целью обеспечения методологической основы исследования; формулировались тема, цель, задачи, гипотеза исследования; проводилось констатирующее обследование уровня артикуляционного мастерства обучающихся на исполнительских факультетах.
На втором этапе (2002-2005) осуществлялось теоретическое и опытно-экспериментальное исследование с целью проверки гипотезы; выявлялись оптимальное содержание и структура опытно-поисковой работы, основные формы ее организации; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы; проходила апробация результатов исследования.
На третьем этапе (2005-2006) проводился анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялся контрольный срез опытно-поисковой работы, формулировались заключительные выводы, оформлялся материал диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Дано определение понятий «артикуляционное мастерство» и «базовый артикуляционный комплекс».
2. Разработана структура артикуляционного мастерства, включающая аксиологический, теоретический, технологический и творческий компоненты.
3. Разработана педагогическая модель развития артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста, направленная на формирование его важнейших компонентов и включающая: инвариант (цель, принципы и задачи развития артикуляционного мастерства); вариант (методы и приемы формирования компонентов артикуляционного мастерства - аксиологического, теоретического, технологического и творческого); психолого-педагогические условия и критерии развития артикуляционного мастерства.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработано содержание понятия «артикуляционное мастерство»;
- определена специфика его структурных компонентов: аксиологического, теоретического, технологического, творческого;
- разработано содержание понятия «базовый артикуляционный комплекс».
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны лекционно-практический курс «История артикуляционного искусства» для студентов факультетов оркестровых струнных, оркестровых духовых, оркестровых народных инструментов, фортепианного факультета; хрестоматии по данному курсу; учебно-методические пособия по освоению стилевых закономерностей артикуляции в фортепианном классе; наглядные пособия по теме «Базовый артикуляционный комплекс» для студентов различных исполнительских специализаций.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в процессе педагогической деятельности автора работы в Челябинском институте музыки им. П. И. Чайковского. Основные положения исследования обсуждались на международной (Челябинск, 2005), всероссийской (Челябинск, 2001), областной (Челябинск, 2003), межвузовской (Челябинск, 2004), вузовской (Екатеринбург, 2006) научно-практических конференциях, а также нашли отражение в публикациях научных статей, тезисов и материалов докладов.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, реализацией комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами опытно-поисковой работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Артикуляционное мастерство исполнителя - интегральная совокупность ценностных установок, эстетических принципов, знаний и технических приемов, обусловливающая владение артикуляцией как средством художественно-творческого интонирования музыки.
2. Овладение искусством артикуляции будет осуществляться эффективно при целенаправленном формировании важнейших компонентов артикуляционного мастерства - аксиологического, теоретического, технологического и творческого.
3. Развитие артикуляционного мастерства студентов обеспечивается реализацией в процессе профессиональной исполнительской подготовки педагогической модели, включающей инвариантные и вариативные составляющие. К инвариантной относятся цель - развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста, принципы - дифференцированности, научности, последовательности и системности, задачи, состоящие в накоплении теоретического и практического опыта, развитии артикуляционного мастерства в единстве всех его компонентов, ориентации на будущую музыкально-исполнительскую деятельность. Вариативная составляющая содержит комплекс деятельностных методов и приемов, направленных на формирование компонентов артикуляционного мастерства: методы «художественных параллелей» и стилевого контекста, моделирования художественно-творческого процесса, «размышлений», взаимокомпенсации, вариантов, приемы аналогий, «объемной игры-вслушивания», «свободного дирижирования». Реализация педагогической модели предусматривает этапность, психолого-педагогические условия и критерии развития артикуляционного мастерства.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя: На материале фортепианного искусства2003 год, кандидат искусствоведения Салдаева, Галина Михайловна
Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя2006 год, кандидат педагогических наук Бычков, Олег Валерьевич
Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Сахнова, Ирина Владимировна
Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля2006 год, кандидат педагогических наук Лукьянова, Елена Павловна
Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста2004 год, доктор психологических наук Сулейманов, Рамиль Фаилович
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Валеева, Флюра Хазиахметовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая разработка проблемы воспитания артикуляционного мастерства музыкантов-инструменталистов в процессе их профессиональной подготовки и результаты опытно-поисковой работы подтвердили положения выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1 .Анализ современной теории и практики музыкального исполнительства позволил утверждать, что владение артикуляцией поднимается до уровня мастерства при условии ее понимания как средства художественно-творческого интонирования музыки. С этих позиций артикуляционное мастерство являет собой интегральную совокупность ценностных установок, эстетических принципов, знаний и технических приемов исполнения. Основные компоненты артикуляционного мастерства - аксиологический, теоретический технологический и творческий - формируются в русле работы по интерпретации музыкальных произведений на основе постижения закономерностей музыкального искусства, прежде всего стилевых.
2. Артикуляционное мастерство предполагает овладение специальной техникой. Нами разработан базовый артикуляционный комплекс, трактуемый как система штрихов, построенная на основе артикуляционной шкалы слитности-расчлененности и направленная на овладение исполнителем звуковой образно-художественной палитрой в сольной и ансамблевой формах деятельности.
3.На основе структуры артикуляционного мастерства разработана и обоснована педагогическая модель эффективного развития артикуляционного мастерства, включающая инвариантные и вариативные составляющие. К инвариантной относятся цель - развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста, принципы - дифференцированности, научности, последовательности и системности, задачи, состоящие в накоплении теоретического и практического опыта, развитии артикуляционного мастерства в единстве всех его компонентов, ориентации на будущую музыкально-исполнительскую деятельность. Вариативная составляющая содержит комплекс деятельностных методов и приемов, направленных на формирование компонентов артикуляционного мастерства: методы сравнения и наблюдения, эскизного изучения произведений, контекстные методы, методы моделирования художественно-творческого процесса, проблемные методы (метод «размышлений», вариантов, взаимокомпенсации), приемы (аналогий, ««объемной игры-вслушивания», «свободного дирижирования»). Разработаны критерии сформированности артикуляционного мастерства: ценностное отношение, теоретическая компетентность, исполнительская готовность, творческая ориентация. Установлено, что реализация педагогической модели проходит поэтапно: от накопления опыта студентами в области артикуляционного искусства к его систематизации и индивидуально-творческому преломлению в исполнительской деятельности.
4. На основе разработанных критериев и показателей осуществлен мониторинг, по итогам которого можно сказать, что проведенная опытно-поисковая работа подтвердила результативность предложенной педагогической модели развития артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста.
5. Материалы работы открывают перспективы дальнейших исследований в выявлении выразительной сущности музыкально-исполнительского артикулирования в области ансамблевой игры и сольного исполнения на различных инструментах. Разработанная педагогическая модель может быть применена в качестве прототипа в других музыкальных образовательных заведениях, а результаты исследования использованы при разработке и совершенствовании современных педагогических технологий подготовки исполнителей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Валеева, Флюра Хазиахметовна, 2007 год
1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. М. : Просвещение, 1983. -112с.
2. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства Часть 1 и 2 / А. Д. Алексеев. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.
3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.Анохин. М.: Медицина, 1975. - 447 с.
4. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки : книга для учителя / Л. Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
5. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. Интонация / Б.В.Асафьев. -Л.: Музыка, 1971.-370 с.
6. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. Вып. 1 / Б.В.Асафьев. Пг., 1919.-138 с.
7. Ауэр, Л.С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики / Л.С.Ауэр. -2-е изд. М.: Музыка, 1965. -136 с.
8. Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.
9. Баренбойм Л.А. Теория артикуляции И.А.Браудо и её значение для исполнительской и педагогической практики / Л.А.Баренбойм // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М. : музыка, 1969. - Вып.5. - С. 85-90.
10. Баренбойм, Л. А. За полвека. Очерки. Статьи. Материалы / Л. А. Баренбойм. Л.: Советский композитор, 1989. - 366 с.
11. Беккер, X. Техника и искусство игры на виолончели / Х.Беккер, Д.Ринар. М.: Музыка, 1978. -288 с.
12. Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача : мышление, технология, творчество / М.М.Берлянчик. СПб. : Лань, 2000. -251 с.
13. Берлянчик, М.М. Теоретические основы формирования исполнительского мастерства скрипача : автореф. дис. .докт. искусствоведения : 17.00.02 / Берлянчик Марк Моисеевич ; Московская гос. консерватория им.П.И.Чайковского. -М., 1995. 35 с.
14. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А.Бернштейн М. : Медицина, 1947. - 127 с.
15. Благой, Д.Д. Современные тенденции в развитии советского камерно-ансамблевого исполнительства / Д.Д. Благой // Музыкальное исполнительство : сб. статей. М.: Музыка, 1979. - Вып. 10. - 239 с.
16. Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха / Э.Бодки. -М.: Музыка, 1993.-388 с.
17. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б.Борев. 4-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988.-496 с.
18. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 350 с.
19. Браудо, И.А. Артикуляция (О произношении мелодии) / И.А. Браудо. -2-е изд. Л.: Музыка, 1973. - 200 с.
20. Браудо, И.А. Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе / И.А.Браудо. СПб.: Северный олень, 1994. - 76 с.
21. Браудо, И.А. Об органной и клавирной музыке / И.А.Браудо. Л. : Музыка, 1976.- 152 с.
22. Броун, А. Очерки по методике игры на виолончели / А.Броун. М. : Музгиз, 1960. - 92 с.
23. Бузони, Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / Ф.Бузони. -СПб.: Андрей Дидерхис, 1912. 54 с.
24. Булатова, Л.Б. Артикуляция и стиль в фортепианном исполнительстве / Л.Б.Булатова. М.: Изд. ГМПИ им.Гнесиных, 1989. - 28 с.
25. Булатова, Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII -первой половины XIX века / Л.Б. Булатова. М. : Музыка, 1991. -124 с.
26. Бунин, В. В. Педагогика С. Е. Фейнберга / В. В. Бунин. М. : Музыка, 2000. - 80 с.
27. Вицинский, А. В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением / А. В. Вицинский. М. : КЛАССИКА XXI, 2003.-72 с.
28. Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск 2. М. : Музыка, 1968.-282 с.
29. Восприятие музыки : Сб.ст. // под. ред. В.Н.Максимова. М. : Музыка, 1980.-256 с.
30. Волков, Н.М. Об исполнительской артикуляции при игре на трубе / Н.М.Волков // Вопросы теории и практики музыкальной педагогики. -Минск : Белгорконс., 1989. С. 61-69.
31. Волков, Н.М. Исполнительская артикуляция при игре на трубе : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 / Волков Николай Михайлович ; Гос. консерватория ЛитССР. Вильнюс, 1988.-21 с.
32. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский ; под. ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
33. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии : Учебное пособие для ст-тов вузов /Науч. ред. И вступ. А.И.Подольский, М.: Университет : Высш. школа. - 2002. -400с.
34. Гарбузов, Н.А. Возникновение гармонических образов при восприятии мелодий / Н.А.Гарбузов // Проблемы физиологической акустики. М.: 1949. Т 1.С. 153-158.
35. Гат, Й. Техника фортепианной игры / И.Гат / пер. с венгр. М. : Музгиз; Будапешт : Корвина, 1961.-232 с.
36. Гильбурд, Г. И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи / Г. И. Гильбурд. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1984.- 165 с.
37. Гинзбург Григорий. Статьи. Воспоминания. Материалы. М. : Сов. композитор, 1984.-288 с.
38. Гинзбург, JI.M. О работе над музыкальным произведением / Л.М.Гинзбург. 4-е изд. - М.: Музыка, 1981. - 143 с.
39. Гинзбург, Л.М. История скрипичного искусства / Л. М. Гинзбург, В.Ю.Григорьев. М.: Музыка, 1990. - Вып. 1.-272 с.
40. Гинзбург, Л.М. Избранное / Л.М.Гинзбург. М.: Сов. композитор, 1981. -304 с.
41. Гольденвейзер, А. Б. Статьи. Воспоминания. Материалы /А. Б. Гольденвейзер. М.: Сов. композитор, 1969. - 447 с.
42. Голубовская, Н.А. Искусство педализации / Н.А. Голубовская. М.; Л. -Музыка, 1967.- 108 с.
43. Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. М.: Музыка, 1980.- 100 с.
44. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. М. : МИП NB Магистр, 1993.- 192 с.
45. Горошко, Н.Н. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе : автореф. дис. .канд. искусствоведения : 17.00.02 / Горошко Надежда Николаевна; изд. АРС Экспресс. Магнитогорск, 1999. - 22 с.
46. Григорьев, В.Ю. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя / В.Ю.Григорьев // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1986. - Вып. 7. - С. 65-81.
47. Гуренко, Е. Г. Проблемы художественной интерпретации / Е. Г. Гуренко. Новосибирск : Наука, 1982. - 256 с.
48. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М. : ИНТОР, 1996.-544 с.
49. Дельсон, В. Ю. Генрих Нейгауз / В. Ю. Дельсон. М.: Музыка, 1966. -185 с.
50. Дирижерское исполнительство / ред.-сост. Л.М.Гинзбург. М. : Музыка, 1975.-632 с.
51. Докшицер, Т. Штрихи трубача / Т.Докшицер // Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музыка, 1976. - Вып.4. - С.48-71.
52. Егоров, Б.М. К вопросу о систематизации баянных штрихов /
53. Б. М. Егоров // Баян и баянисты. М.: Сов. композитор, 1984. - Вып.6. -С. 104-128.
54. Егоров, Б.М. О некоторых акустических характеристиках процесса звукообразования на баяне // Баян и баянисты. М.: Сов. композитор, 1981. -Вып. 5.-С. 57-84.
55. Загвязинский, В. И. Теория обучения : современная интерпретация / В. И. Загвязинский. М.: Academia, 2001. - 192 с.
56. Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. М. : Педагогика, 1975.-440 с.
57. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М. : Логос, 2001.-384 с.
58. Ильина, Л. А. Формирование художественных навыков педагогического мастерства будущего учителя средствами театрального искусства : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.А.Ильина; Магнит, гос. пед. ун-т. -Магнитогорск, 2000. 20 с.
59. Имханицкий, М. И. Новое об артикуляции и штрихах на баяне / М.И. Имханицкий. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. - 44 с.
60. Каган, М. С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
61. Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. СПб. : АО Сфера, 1996.-98 с.
62. Как исполнять Гайдна / сост. А.М.Меркулов. М. : КЛАССИКА-ХХ1, 2004.-204 с.
63. Как исполнять Моцарта / сост. А.М.Меркулов. М. : КЛАССИКА XXI, 2003.- 184 с.
64. Камерный ансамбль / ред.-сост. К.Х.Аджемов. М.: Музыка, 1979. -168 с.
65. Каузова, А. Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепиано-исполнительском обучении // Преподаватель / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. - С. 33-36.
66. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. М. : Таланты-XXI век, 2004. - 496 с.
67. Коган, Г. М. Избранные статьи / Г. М. Коган // Сов. композитор. вып.2, 1972. - 266 е., вып.3,1985. - 184 с.
68. Коган, Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста / Г. М. Коган. М. : Музыка, 1969.-342 с.
69. Коган, Л. Ферручо Бузони / Л.Коган. М.: Музыка, 1964. - 190 с.
70. Коротаева, Е. В. Педагогика взаимодействий : учебное пособие для студ. пед. вузов. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2000. - 147 с.
71. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии : вопросы теории и практики внедрения : учебное пособие. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2004. -224 с.
72. Корто, А. О. О фортепианном искусстве : статьи, материалы, документы / А. О. Корто. М.: Музыка, 1965.-363 с.
73. Корыхалова, И. П. Интерпретация музыки / Н. П. Корыхалова. М. : Музыка, 1979.-208 с.
74. Корыхалова, Н. П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и её разработка в зарубежной литературе /Н. П. Корыхалова //Музыкальное исполнительство. Вып.7. М.: Музыка, 1972. - С.47-92.
75. Корыхалова, Н. П. Музыкально-исполнительские термины / Н.П.Корыхалова. СПб.: Композитор, 2000. - 272 с.
76. Корыхалова, Н. П. Самарий Ильич Савшинский / Н. П. Корыхалова // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., 1968. - 188 с.
77. Кременштейн, Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано / Б. Л. Кременштейн. М. : Сов. композитор, 1966.- 120 с.
78. Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г.Нейгауза / Б. Л. Кременштейн. М. : Музыка, 1984.-89 с.
79. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. М.: Знание, 1979.-48 с.
80. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 303 с.
81. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 184 с.
82. Либерман, Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Я. Либерман. М.: Музыка, 1988. - 236 с.
83. Либерман, Е.Я. Работа над фортепианной техникой / Е.Я.Либерман. 3-е изд. - М.: Фигаро-центр, 1996. - 132 с.
84. Либерман, М.Б. Культура звука скрипача : пути формирования и развития / М.Б. Либерман, М.М.Берлянчик. М.: Музыка, 1985. - 160 с.
85. Ливанова, Т.Н. Западно-европейская музыка XYII-XYIII веков в ряду искусств /Т.Н.Ливанова. М.: Музыка, 1977. - 528с.
86. Липе, Ф.Р. Искусство игры на баяне / Ф.Р.Липс. М. : Музыка, 1985. -158 с.
87. Лобанова, М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко : проблемы эстетики и поэтики / М.Н. Лобанова. М.: Музыка, 1994. - 106 с.
88. Лонг, М. Французская школа фортепиано / М.Лонг // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.; Л.: Музыка, 1966. - С. 208-236.
89. Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений : элементы музыки и методика анализа малых форм / Л.А.Мазель, В.Цуккерман. М. : Музыка, 1967.-748 с.
90. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А.Мазель. М. : Музыка, 1979.-257с.
91. Максимов, В.А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне / В. А. Максимов. СПб. : Композитор, 2003. - 256 с.
92. Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования : учебное пособие / А.В.Малинковская. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 381 с.
93. Малинковская, А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование / А. В. Малинковская. М.: Музыка, 1990. - 192 с.
94. Маранц, Б. О фортепианных штрихах / Б.Маранц // Вопросы музыкальной педагогики. М.: МГК, 1997. - Вып. 11. - С. 60-77.
95. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен. М.: Классика XXI, 2002. - 120 с.
96. Мастера советской пианистической школы / под. ред. А.А.Николаева. -М.: Гос. муз. изд., 1961.-239 с.
97. Мастерство музыканта-исполнителя / сост. Я.И.Милыптейн. М. : Сов. композитор, 1976. - Вып.2. - 336 с.
98. Матюшкин, A.M. Мышление, обучение, творчество /А.М.Матюшкин; Рос. Акад. Образования; Моск. психол.-социал. Ин-т. М.: Изд-во Моск. психол.- социал. ин-та; Воронеж : МОДЭК. - 2003.- 720 с.
99. Махмутов, М.И. проблемное обучение : основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
100. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / Медушевский В. В. // Сов. композитор, 1993. 262 с.
101. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. М.: Музыка, 1976. - 254 с.
102. Медушевский, В. В. Человек в зеркале интонационной формы / В. В. Медушевский //Советская музыка. 1980. №9. - С. 43-47.
103. Меркулов, A.M. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации / А.М.Меркулов // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. М. : Музыка, 1991.-С. 155 - 188.
104. Мильштейн, Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. И. Мильштейн.: Сов. композитор, 1983. 266 с.
105. Мильштейн, Я. И. Исполнительские и педагогические принципы К. Н. Игумнова / Я. И. Мильштейн //Мастера советской пианистической школы.-М.: Гос. музык. изд-во, 1961.-С.41-114.
106. Мильштейн, Я. И. Константин Николаевич Игумнов / Я. И. Мильштейн. М.: Музыка, 1975. - 471 с.
107. Михайлов, М.К. Стиль в музыке : Исследование /М. К. Михайлов. -Я.: Музыка, 1981.-264 с.
108. Музыкальная энциклопедия : в 6т. М. : Советская Энциклопедия, 1973-1982.
109. Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения /Сост. А. М .Меркулов. М.: Б и., //Научные труды Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского ; Сб. 37. - 2003. - 235 с.
110. Музыкальное исполнительство и современность. Сборник научных трудов / сост. М.А.Смирнов. М.: Музыка, 1988. - Вып.1. - 320 с.
111. На уроках Антона Рубинштейна / сост.Л. А. Баренбойм. М.-Л. : Музыка, 1964.-99 с.
112. Назайкинский, Е. В О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
113. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки / Е.В.Назайкинский. М. : Музыка, 1988.-254 с.
114. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В.Назайкинский. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
115. Нейгауз Генрих. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М.: Сов. композитор, 1983. - 290 с.
116. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. М. : Музыка, 1982.-300 с.
117. Немыкина, И. Н. Методы проблемного обучения в фортепианной подготовке учителя музыки : методические рекомендации. Свердловск : Урал. гос. пед. ин-т,1984. - 16 с.
118. Николаев А. А. Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа / А.А.Николаев // Музыкальное исполнительство. Вып.8. М.: Музыка, 1973. - С. 3-19.
119. Николаев Л. В. Статьи и воспоминания современников. Письма / сост. Л. А. Баренбойм и Н. Фришман. Л.: Сов. композитор, 1979. - 328 с.
120. Николаев, Л.В. Из бесед с учениками / Л.В.Николаев // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.; Л.: Музыка, 1966. - С. 111-144.
121. Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов вузов по спец. 030700 Музыкальное образование
122. Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М. :Академия, 2004. - 336 с.
123. Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича / под. ред. Л.А. Баренбойма, К.И.Южак. М.; Л.: Музыка, 1965. -216 с.
124. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Шведова. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
125. Оборин JI. М. Статьи, воспоминания / сост. М. Г. Соколов. М. : Музыка, 1977.-222 с.
126. Орлова, Е.М. Б.В.Асафьев : путь исследователя и публициста / Е.М.Орлова. JI.: Музыка, 1964. - 461 с.
127. Орлова, Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления : История, становление, сущность / Е.М.Орлова. -М.: Музыка, 1984.-302 с.
128. Павлов, И.П. Рефлекс свободы / И.П.Павлов. СПб : Питер, 2001. -- 432 с.
129. Педагогика : учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. М. : Школа -Пресс, 2000.-512 с.
130. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учебное пособие для студ. вузов / Котова И. Б., Шиянов Е. Н., Смирнов С. А. М. : Academia, 2000.-512 с.
131. Перельман, Н. Е. В классе рояля : короткие рассуждения / Н. Е. Перельман. СПб.: Борей, 1994. - 64 с.
132. Петровский, А. В. Психология : учебник для пед. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М. : Academia; Высшая школа, 2001. -501 с.
133. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. М. : Академический Проект, 2006 - 400 с.
134. Пиличаускас, А. А. Познание музыки как воспитательная проблема : учебное пособие / А. А. Пиличаускас. М.: МИРОС, 1992. - 40 с.
135. Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко
136. Сост. А.М.Меркулов. М.: Б и., //Научные труды Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского ; Сб. 32. - 2003. - 206 с.
137. Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста / Г. П. Прокофьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 335 с.
138. Психологическая диагностика / под ред. М.К.Акимовой. СПб. : Питер, 2003.-652 с.
139. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика : учебное пособие для студ. муз. фак-тов высш. уч. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К.В. Тарасова. М.: Academia, 2003. - 368 с.
140. Пушечников, И.Ф. Значение артикуляции на гобое / И. Ф. Пушечников // Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музыка, 1971. -Вып.З.-С. 62-92.
141. Рабинович, Д.А. Исполнительство и стиль / Д.А.Рабинович. М. : Сов. композитор, 1981 -Вып.2. -231 с.
142. Радугин, А.А. Эстетика / А.А.Радугин. М.: Центр, 1998. - 240 с.
143. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. -М.:ЦАПИ, 1994.-142 с.
144. Ражников, В. Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников. -М.: Знание, 1980.-96 с.
145. Рапацкая, JI. А. Формирование художественной культуры учителя музыки / JI. А. Рапацкая. М.: Прометей, 1991. - 111 с.
146. Раппопорт, С. X. О вариантной множественности исполнительства / С. X. Раппопорт // Музыкальное исполнительство. Вып.7. М. : Музыка, 1972.-С. 3-46.
147. Риман, Г. Музыкальный словарь / Г.Риман / пер. с нем. Б. Юргенсона ; под ред. Ю. Энгеля. Москва - Лейпциг, 1896. - 296 с.
148. Ройтерштейн, М.И. Основы музыкального анализа : учебник для вузов / М.И.Ройтерштейн. М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.
149. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. 720 с.
150. Савшинский, С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский. М. : Классика, XXI, 2002. - 224 с.
151. Савшинский, С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. M.-JI.: Музыка, 1964-. - 187 с.
152. Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой / С. И. Савшинский. -Л.: Музыка, 1968.- 108 с.
153. Сахалтуева, О.Е. Интонационный анализ исполнения первой части концерта для скрипки с оркестром Мендельсона / О.Е.Сахалтуева // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М. : Музгиз, 1964. -С.61-79.
154. Сибирякова, Г. Г. Роль художественной интерпретации в процессепрофессионального развития педагога-музыканта / Г. Г. Сибирякова // актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования. Часть 2. Челябинск, 2001. - С. 71-73.
155. Синицын, В.М. Пути развития фортепианной артикуляции в XVIIIвеке: автореф. дис. .канд. искусствоведения : 17.00.02 / Синицын Владимир Михайлович ; Киевская гос. консерватория им. П.И.Чайковского. -Киев, 1989.- 18 с.
156. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей /С. С. Скребков. -М.: Музыка, 1973.-448 с.
157. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования :от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Academia, 2003. - 304 с.
158. Сорокина, Е. Фортепианный дуэт / Е. Сорокина. М.: Музыка, 1988. -319 с.
159. Сокол, А.А. Теория музыкальной артикуляции / А.А.Сокол. Одесса : ОКФА, 1996.- 182 с.
160. Ступакова, О. Педагогические взгляды Я. И. Зака / О.Ступакова, Г.Мирвис // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. М. : Музыка, 1968.-С. 228-251.
161. Старобинский, С. JT. Художественно-педагогическое общение в структуре музыкально-образовательной деятельности / С. Л. Старобинский // Музыка в школе 2003. - №1. - С. 49-53.
162. Теория и методика обучения игре на фортепиано : учебное пособие для студ. вузов / под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
163. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. - 182 с.
164. Титов, Е.С. Теоретические основы музыкальной артикуляции : автореф. дисс.канд. искусствоведения : 17.00.02 / Титов Евгений Сергеевич ; Ростовская гос. консерватория им.С.В.Рахманинова. Ростов-на-Дону, 2002. -23 с.
165. Тхань, Буй Конг. Культура выразительной игры на скрипке и множественность смысла речевого интонирования / Буй Конг Тхай. -Магнитогорск : МаГК им. М.И.Глинки, 2004. 191 с.
166. Усов, Ю.А. Методика обучения игре на трубе / Ю.А.Усов. М. : Музыка, 1984.-216 с.
167. Федорович, Е.Н. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов : монография. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 251 с.
168. Федорович, Е.Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX века) / Е.Н.Федорович. Екатеринбург :
169. Ур. гос. пед. ун-т, 2001. 140 с.
170. Фейгин, М. С. Индивидуальность ученика и искусство педагога / М. С. Фейгин. М.: Музыка, 1975. - 110 с.
171. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство / С.Е.Фейнберг. М. : Музыка, 1969.-598 с.
172. Форкель, И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха / И.Н.Форкель. М.: Музыка, 1974. - 150 с.
173. Фортепиано : Вчера, сегодня, завтра. Сб. статей / ред.-сост. Е.Н.Федорович, Л.О.Горбовец. Екатеринбург : Урал. гос. консерватория им. М.П.Мусоргского, 2006. - 272 с.
174. Фортепианное исполнительство : теория и практика. Сб. тр. / РАМ им. Гнесиных. -М., 1998. Вып. 139. - 148 с.
175. Цатурян, К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала : автореф. дисс.канд. пед. наук /К.А Цатурян. М. - 1984. -24 с.
176. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство : теория и практика / Г. М. Цыпин.- СПб.: Алетейя, 1999. 320 с.
177. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы, суждения, мнения : пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
178. Цыпин, Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано : учебное пособие / Г.М.Цыпин М. : Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1975.-341 с.
179. Цыпин, Г.М. Я.В.Флиер / Г.М.Цыпин. М.: Музыка, 1972. - 115 с.
180. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа : Проблемы психологии творчества / Г.М.Цыпин. М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.
181. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника : учебное пособие / Г.М.Цыпин. -М.: Академия, 1999. 192 с.
182. Черных, А.В. Советское духовое инструментальное искусство : Справочник / А.В.Черных. М.: Советский композитор, 1989. - 318 с.
183. Чулаки, М.И. Инструменты симфонического оркестра / М.И.Чулаки. -2-е изд. М.: Музыка, 1983.-168 с.
184. Ширинский, А.А. Штриховая техника скрипача / А.А. Ширинский.-М.: Музыка, 1983.-85 с.
185. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация : теория, опыт, проблемы / В.Д.Ширшов. Екатеринбург : УрГПУ, 1994. - 128 с.
186. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке / Р.Шуман. М.: Музгиз, 1856. -400 с.
187. Шульпяков,О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф.Шульпяков. JI.: Музыка, 1986. - 124 с.
188. Щапов, А.П. Нкоторые вопросы фортепианной техники / А.П.Щапов. -М. .-Музыка, 1968.-248 с.
189. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика / А.П.Щапов. М. : Музгиз, 1960.-211 с.
190. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. АПНСССР / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
191. Яворский, Б.Л. Сюиты Баха для клавира / Б.Л.Яворский. М. : КЛАССИКА-ХХ1, 2002. - 81 с.
192. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
193. Ямпольский, А.И. К вопросам развития скрипичной техники : штрихи / А.ИЛмпольский // Проблемы музыкальной педагогики. М. : ВДФ МГК, 1981.-С.11-30.
194. Ямпольский, А.И. О методе работы с учениками / А.И.Ямпольский // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М.: Музыка, 1968. -С. 6-21.
195. Янкелевич, Ю.И. Педагогическое наследие / Ю.И.Янкелевич. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Постскриптум, 1993. - 296 с.
196. Boyden David D. The History of Violin Playing from it's origing to 1761 and it's Relationship to the Violin and Violin music. L/ - N/ - Y/ Bombay : Oxford University Press, 1979. - 569 p.
197. Keller H. Die musikalische Artikulation nsbefondere bei J.S.Bach. -Stuttgart: Musikverlag, 1925.- 144 s.
198. Matthay T. Pianoforte tone-production. N. - Y. and Bombay : Longmans, Green and со., 1905. - 328 p.
199. Wiehmayer T. Musikalische Rhythmik und Metrik. Magdeburg : Heinrichshofenss Verlag, 1917.-248 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.