Формирование профессиональной компетентности хорового дирижера в системе российского высшего музыкально-педагогического образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Го Вэй

  • Го Вэй
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 260
Го Вэй. Формирование профессиональной компетентности хорового дирижера в системе российского высшего музыкально-педагогического образования: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 260 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Го Вэй

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Дирижерское искусство в художественном пространстве культуры

§ 1. Искусство дирижирования как социокультурный

феномен

§ 2. На пути становления профессиональной компетентности

хорового дирижера в музыкальной культуре России

§ 3. Формирование и развитие системы высшего музыкального образования России в подготовке дирижеров

хора

ГЛАВА 2. Методика формирования профессиональной

компетентности хорового дирижера в творческом становлении личности педагога-музыканта: разработка и реализация

§ 1. Диагностика проблем формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у будущих педагогов-

музыкантов

§ 2. Реализация инновационной образовательной модели формирования профессиональной компетентности хорового дирижера в системе высшего музыкально-педагогического

образования России

§ 3. Анализ эффективности инновационной образовательной

модели

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ № 1. Примерное содержание музыкальной

викторины №

№ 2. Примерное содержание музыкальной

викторины №

№ 3. Примерное содержание списка музыкальных

произведений для написания хоровых аннотаций.... 224 № 4. Примерное содержание списка музыкальных

произведений для работы с хором

№ 5. Панорама конкурса «Санкт-Петербург в зеркале

мировой музыкальной культуры»

№ 6. Панорама фестиваля «Великий шелковый путь.

Диалог культур»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной компетентности хорового дирижера в системе российского высшего музыкально-педагогического образования»

ВВЕДЕНИЕ1

Актуальность исследования. Дирижирование как искусство представляет собой весьма сложный вид исполнительской деятельности, ибо предполагает управление определенной общностью музыкантов, будь-то хор, оркестр, оперная труппа или же ансамбль. Согласно высказыванию Л. Стоковского, это одна «из самых туманных и неверно понимаемых областей музыкального искусства» [200, с. 159]. Особый статус профессии «дирижер» фиксируется в высказываниях многих великих музыкантов. Вместе с тем обращает на себя внимание факт весьма противоречивых мнений относительно возможности обучения дирижерскому искусству. Ибо, с одной стороны, акцентируется то, что это — индивидуальное дарование, которое обособленно от всех музыкальных призваний и не может быть благоприобретенным [169, с. 130]. В этой связи весьма показательно высказывание Ш. Мюнша «Командирами рождаются, дирижерами тоже» [Цит. по: 5, с. 3]. А потому многие профессионалы дирижирования весьма скептически относились к освоению техники своего мастерства и не полагали этот процесс равнозначным закономерностям обучения инструменталистов-виртуозов, понятным для всех. Как следствие, педагогическая и исполнительская практика лишена многих существенных нюансов в подготовке к дирижерской деятельности.

Но, с другой стороны, все же существуют точки зрения, настаивающие на ином, а именно на необходимости дать будущим дирижерам подготовку, равноценную образованию, получаемому как-то скрипачами или же пианистами [101]. О важности «практической ремесленной подготовки» высказывался великий Г. Берлиоз [21], а В. Фуртвенглер [225] полагал, что для этого, возможно, потребуется целая жизнь.

Обозначенная ситуация весьма обостряет проблему формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся в системе

1 Материал данного раздела послужил основой для следующей публикации автора диссертационного исследования: [57].

российского высшего музыкально-педагогического образования и позволяет сформулировать существующие в этом процессе противоречия.

Во-первых, принятая в России система обучения дирижированию, по мнению профессиональных дирижеров, имеет несомненные достоинства. Тем не менее, обретение прикладным предметом статуса самостоятельной специальности все же не помешало, как отмечают исследователи [71; 72], возникновению определенного противоречия, сохраняющего свою силу, как представляется, и в настоящее время. Речь идет, прежде всего, о недостатке аналитического осмысления накопленного драгоценного профессионального опыта и отсутствии его теоретического обобщения, раскрывающего объективные основы исполнительской деятельности дирижера [72, с. 5; 73, с. 6].

Во-вторых, процессы информатизации современного общества усиливают универсалистские интенции, что проявляется в метаморфозах законотворчества в сфере образования России и препятствует кумуляции в квалификационной характеристике выпускника (педагога-музыканта) содержательной сущности профессиональной компетентности хорового дирижера.

В-третьих, понимание значимости формирования профессиональной компетентности хорового дирижера в учебно-воспитательном процессе педагога-музыканта и смысловая акцентуация деятельностного подхода в новых редакциях ФГОС обуславливает необходимость переосмысления линейного характера компетентностой триады «профессиональные компетенции — профессиональная деятельность — профессиональная компетентность» и, соответственно, корректировку организации технологического цикла обучения.

Все это говорит о важности внесения определенных корректив в процесс подготовки педагога-музыканта к практической деятельности в качестве дирижера хорового коллектива. Поэтому основной проблемой исследования представляется совершенствование организации учебно-воспитательного процесса по формированию профессиональной компетентности хорового дирижера у

будущих педагогов-музыкантов в системе российского высшего музыкально-педагогического образования.

Степень изученности проблемы. Историческая практика зарегистрировала выдающиеся творческие достижения в сфере дирижирования и наличие в панораме исследований поистине блистательных печатных работ выдающихся дирижеров России и воспоминаний о них, как-то А. Хессина [227], Н. Малько [116; 117], С. Самосуда [177], М. Багриновского [9], А. Пазовского [139], А. Гаука [43], Л. Гинзбурга [48], Е. Мравинского [131], И. Мусина [132; 133], Б. Хайкина [226],

A. Мелик-Пашаева [124], М. Канерштейна [82], К. Элиасберга [242], Н. Рабиновича [140], К. Симеонова [202], А. Янсонса [5], К. Кондрашина [97; 98; 99], Е. Светланова [62; 182], Г. Рождественского [173; 174], Л. Маталаева [122],

B. Федосеев [35].

О значительном интересе в ХХ веке к профессии «дирижер» и востребовании исследований по вопросам теории и практики дирижирования свидетельствуют публикации трудов зарубежных мастеров на русском языке — Ф. Вейнгартнера [33], А. Тосканини [7], Б. Вальтера [31], Л. Стоковского [200], Э. Ансерме [3; 4], В. Фуртвенглера [225], Г. Шерхена [241], Ш. Мюнша [134], И. Маркевича [23; 120].

Столь же впечатляющи приобретения и мастеров хорового искусства. Хорошо известны работы А. Егорова [70], П. Чеснокова [239], К. Пигрова [148],

C. Казачкова [80], В. Краснощекова [100], А. Свешникова [183], А. Анисимова [2], В. Соколова [196], А. Юрлова [244], К. Ольхова [136; 137], В. Живова [73], К. Птицы [163], Г. Дмитревского [68] и многих других дирижеров хора.

В содержании большинства методических пособий и историко-теоретических опусов перечисленных авторов, как правило, освещаются вопросы освоения техники дирижирования, но в ряде исследований транслируется личный творческий опыт исполнительской и музыкально-педагогической деятельности, где обсуждаются животрепещущие проблемы искусства дирижирования.

Изучение методологии имеющихся в современной научной практике исследований показывает векторную разнонаправленность изысканий в области

профессионального дирижирования, которые представляют его художественную многогранность. Так, вопросам становления дирижерской профессии отведена значительная часть исследования Л. С. Сидельникова [186], где феномен интерпретации представляется как высшее выражение творческого взаимодействия дирижера и оркестра. Философско-эстетический и культурологический подходы к изучению дирижирования как художественной деятельности применены в исследовании В. А. Каюкова [88]. На стыке традиционного знания теории и методики работы с хором и современных достижений психологии и музыкальной акустики представляется труд Ю. М. Кузнецова [102]. Дирижерская деятельность и структура дирижерских способностей в психологическом ракурсе представлена в исследованиях Л. Л. Бочкарева [26], А. Л. Готсдинера [61], Г. Л. Ержемского [71; 72], В. И. Петрушина [147], В. Г. Ражникова [165].

Как инструмент трансляции индивидуальной творческой информации искусство дирижирования представляется в исследованиях Л. Андреевой [1], Л. Безбородовой [17], Г. Ержемского [71]. Об этом, безусловно, свидетельствуют сохранившиеся высказывания мастеров-дирижеров прошлого и настоящего, отчасти представленные в уже вышеупомянутом собрании Л. Гинзбурга [66]. И, все же, в настоящее время мануальная техника, несмотря на целый ряд имеющихся методических комплексов — например, М. Багриновского [9], Л. Маталаева [122], Н. Малько [117], — представляется наименее изученной областью дирижерского искусства. Более того, художественная практика зафиксировала многочисленные противоречивые взгляды на ее значимость и возможности в художественном процессе — Г. Н. Рождественский [173; 174], Б. Вальтер [31], В. Фуртвенглер [225], О. Клемперер [91], Ф. Вейнгартнер [33].

Размышляя над перипетиями художественной практики хорового дирижирования, нельзя не вспомнить об интересных и ценных материалах по хоровому искусству из богатейшего наследия Б. В. Асафьева [8]. Столь же значима и, несомненно, заслуживает особого внимания работа Д. Локшина [113] о русских хоровых коллективах и их руководителях, ибо художественное пространство

деятельности академических и любительских хоровых сообществ стало оплотом сохранения и развития традиций русского хорового пения.

Безусловно, значимую лепту в область музыкально-педагогического знания привносят диссертационные исследования, посвященные различным проблемам, так или иначе имеющим отношение к теории и практике искусства дирижирования: развитие русского хорового искусства [87; 118], изучение сущностной природы и специфики дирижерско-исполнительского искусства сквозь призму синтеза музыкально-эстетического и социально-психологического ракурсов [192], вопросы дирижерской интерпретации музыкального произведения [194; 195; 220], романтическая образность русской хоровой миниатюры a cappella рубежа XIX-XX веков [77], проблема адекватного соотношения режиссерского и дирижерского решений спектакля [119], вопросы оптимизации процесса профессиональной подготовки руководителей детских хоровых коллективов [29], проблема целостного восприятия хоровой партитуры в профессиональной подготовке хормейстера [81], психологические особенности личности руководителя оркестрового коллектива [240], художественное значение дирижерского жеста как инструмента общения [203].

Важно отметить формирование особого направления изысканий в науке о дирижировании — это работы, обращенные к личностным достижениям мастеров на стезе дирижирования: о специфике школы хорового дирижирования С. А. Казачкова [18], дирижерская деятельность М. Плетнева в контексте русской традиции исполнения симфонической музыки [193].

Определенно объемную нишу в музыкально-педагогической науке занимают опытно-экспериментальные исследования, раскрывающие различные грани профессиональной подготовки дирижера: роль ритма в развитии дирижерско-исполнительской техники [164], формирование культуры творческого общения обучающихся в классе оркестрового дирижирования [245], теоретические основы развития вокально-моторной информативности дирижерской техники [105], психологическая модель профессионально важных качеств хорового дирижера в контексте его профессиональной деятельности [178], роль хормейстерской

подготовки в развитии коммуникативных навыков у обучающихся колледжа [179], экспрессивное воздействие хормейстера на хоровой коллектив как действенный механизм процесса взаимодействия [248], профессионально ориентированный анализ хоровых произведений в хормейстерской деятельности учителя музыки [149], грани профессионально-творческой активности педагогов-хормейстеров [146].

Анализируя достижения музыкально-педагогической науки в области дирижерского исполнительского искусства, важно обратить внимание на примечательную тенденцию, сложившуюся в последние десятилетия, а именно возрастание интереса к изучению искусства дирижирования европейской и русской традиций со стороны представителей неевропейской культуры. Так, корейский исследователь Ли Ён Чжун обращается к симфоническому исполнительству как совокупности взаимодействия дирижеров и оркестров в историческом аспекте [109].

Особый статус в условиях постоянного обновления системы музыкального образования в России приобретают опытно-экспериментальные исследования, где вопросы профессиональной подготовки дирижера рассматриваются с применением компетентностного подхода: формирование коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера [155], вопросы обучения дирижированию с позиций ассоциативного подхода [235], пути оптимизации музыкально-педагогического процесса по воспитанию дирижера оркестра народных инструментов [108], психолого-педагогические основы формирования литературно-музыкальной компетенции в профессиональной подготовке вокалистов и хормейстеров [185].

Исследованию художественно-творческого, организационно-

управленческого и педагогического потенциала личности дирижера хора и того влияния, которое она оказывает на формирование и развитие дирижерского искусства как профессиональной деятельности, посвящены многочисленные материалы в учебно-методических пособиях Е. А. Дыгановой [69], Л. П. Зиновьевой [75], Н. Ковина [93], Н. А. Колесниковой [94].

Аналитика степени изученности вопросов, связанных с проблематикой теории и практики дирижерского искусства, позволяет засвидетельствовать факт активного становления в музыкально-педагогической науке определенной области исследования, где приоритетным представляется поиск эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания педагога-музыканта-дирижера.

Объектом исследования в диссертационном опусе является профессиональная деятельность хорового дирижера.

В качестве предмета исследования представляются педагогические условия формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования.

Цель исследования — теоретико-методологическое и эмпирическое обоснование педагогических условий, необходимых для осуществления формирования профессиональной компетентности хорового дирижера в учебно-воспитательном процессе педагога-музыканта в системе российского высшего музыкально-педагогического образования.

Гипотеза исследования. Эффективность формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся в учебно-воспитательном процессе российского высшего музыкально-педагогического образовательного учреждения обеспечивает совокупность следующих педагогических условий:

> выявление и теоретическое обоснование роли искусства дирижирования как социокультурного феномена, предполагающие целостное исследование потенциала личности дирижера и того влияния, которое она оказала на формирование и развитие дирижерского искусства как профессиональной деятельности;

> анализ спектра ключевых проблем, с которым сталкивается современная система российского высшего музыкально-педагогического образования в формировании у обучающихся профессиональной компетентности хорового дирижера, и определение путей их преодоления;

> выявление и упорядочение педагогических условий, необходимых для формирования у обучающихся музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования профессиональной компетентности хорового дирижера;

> определение и конкретизация требований, предъявляемых к личности дирижера хора и необходимых для осуществления его профессиональной деятельности;

> осознание технологического цикла по формированию профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся музыкально-педагогического учреждения высшего образования, базирующегося на нелинейном взаимоотношении психических процессов в триаде «восприятие - память -мышление» (по определению П. Я. Гальперина [41], «первое структурирование сознания») с выделением доминирующей функции на фоне уже существующей функциональной иерархии и потенциале педагогической фасилитации в обучении и воспитании;

> разработка и апробация модели формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у педагога-музыканта, воссоздающей логику и смысл реализуемой системы обучения и релевантной тем целевым установкам, урегулирование которых надлежит осуществить для усовершенствования последней;

> определение и реализация этапов процесса формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у педагога-музыканта в учебно-воспитательном цикле музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования на основе понимания целостного единства всех функций дирижерской деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании определены и направлены усилия на решение следующих задач:

1. Специфицировать содержание и структуру профессиональной компетентности хорового дирижера как культурно-исторического и социокультурного феномена.

2. Рассмотреть становление и развитие в музыкально-исторической панораме русского хорового искусства специализаций мастеров богослужебного певческого дела и формирование в их поле деятельности профессиональных функций хорового дирижера.

3. Проанализировать специфику сложившейся системы высшего музыкального образования России и выявить проблемы, являющиеся препятствием для достижения успеха в формировании профессиональной компетентности хоровго дирижера у будущего педагога-музыканта.

4. Определить и сформулировать требования, которые предъявляются к профессиональной компетентности хорового дирижера, формирующейся у будущего педагога-музыканта посредством его профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования.

5. Выявить и апробировать педагогические условия, определяющие логику и смысл организации процесса формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у будущих педагогов-музыкантов в системе высшего музыкально-педагогического образования России.

6. Разработать и экспериментально определить эффективность модели формирования профессиональной компетентности хорового дирижера в условиях учебно-воспитательного процесса музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды и изыскания в различных сферах гуманитарного знания вообще и музыкальной науки в частности, которые освещают множественные грани заявленной проблематики:

> кристаллизация в музыкально-исторической панораме русского хорового искусства специализаций мастеров богослужебного певческого дела и формирование в их поле деятельности профессиональных функций хорового дирижера (Т. Ф. Владышевская[36], И. А. Гарднер[42], Е. В. Герцман [44; 45], О. Р. Глушкова [51], Е. Е. Голубинский [58], А. А. Дмитриевский [67],

A. В. Карташев [84; 85], Н. И. Компанейский [96], М. А. Лисицын [110; 111],

B. И. Мартынов [121], В. М. Металлов [126], Е. Г. Мещерина [128], Н. П. Парфентьев [142; 143; 144], Н. В. Парфентьева [145], Д. В. Разумовский [166], М. П. Рахманова [170], Г. А. Пожидаева [153], О. В. Скобелева [190],

B. М. Ундольский [208], Н. Ф. Финдейзен [223], Т. А. Чернышева [238]);

> искусство дирижирования как художественная деятельность в социокультурном пространстве (Н. Бауэр-Лехнер [15], Г. Берлиоз [21], Г. Л. Ержемский [71], С. А. Казачков [80], М. М. Канерштейн [82], Н. А. Малько [116], И. А. Мусин [132], К. А. Ольхов [136], С. В. Рахманинов [150; 151], Е. Светланов [180], П. И. Чайковский [236]);

> теория и практика исполнительского мастерства хорового дирижера (А. Анисимов [2], Б. В. Асафьев [8], Л. Безбородова [17], Г. Дмитревский [68], Е. А. Дыганова [69], А. Егоров [70], В. Живов [73], Л. П. Зиновьева [75],

C. Казачков [80], Н. Ковин [93], В. Краснощеков [100], К. Ольхов [137], К. Пигров [148], К. Птица [163], В. Соколов [196], П. Чесноков [239], А. Юрлов [244] и др.);

> психология исполнительской деятельности дирижера (А. Л. Бочкарев [26], А. Л. Готсдинер [61], Г. Л. Ержемский [72], В. И. Петрушин [147], В. Г. Ражников [165]);

> учение о происхождении и природе высших психических функций (Л. С. Выготский [38; 39; 40], П. Я. Гальперин [41]);

> учение об отношении психики к осмыслению внешней предметной деятельности («проблемы деятельности в психологии» — А. Н. Леонтьев [106; 107], С. Л. Рубинштейн [176], А. В. Брушлинский [28]);

> вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста (В. И. Байденко [10], А. В. Баранников [11], Э. Ф. Зеер [162], Т. В. Рихтер [172], Е. Р. Сизова [188], Н. В. Третьякова [205], В. Е. Фирстов [224], А. В. Хуторской [232], В. Д. Шадриков [189] и др.).

Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов психолого-педагогической науки. Так, в качестве

инструментов педагогической диагностики были задействованы как малоформализованные методики (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности в учебном процессе, традиционные методы дидактического контроля), так и высокоформализованные (психологические тесты). Кроме того, в ходе учебно-формирующего эксперимента его участников обучали навыкам применения следующих научных методов, как-то культурно-исторического, системно-структурного, аналитического, компаративного, музыкальной герменевтики и музыкальной семиологии.

База опытно-экспериментального исследования процесса формирования профессиональной компетентности у будущего хорового дирижера была организована на кафедре хорового дирижирования института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

Этапы исследовательской работы охватывают период с 2016 по 2019 годы.

Разработка модели формирования профессиональной компетентности хорового дирижера на первом этапе опытно-экспериментального исследования (сентябрь 2016 - декабрь 2016), имеющем статус подготовительного, предполагала анализ научной литературы в области истории художественной практики хорового дирижирования, теории дирижерского искусства, психологии и педагогики (общей и музыкальной). Осмысление научного опыта дало импульс к дальнейшим изысканиям: диагностирование проблем в формировании профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся музыкально-педагогическом образовательном учреждении высшего образования, осознание актуальности исследования и определение его понятийного аппарата.

На втором этапе (январь 2017 - декабрь 2018), являющимся основополагающим в опытно-экспериментальном исследовании, на основе выдвинутых теоретических положений разработана и реализована модель формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у будущих педагогов-музыкантов в современной системе высшего музыкально-педагогического образования России.

Третий этап (январь 2019 - июнь 2019), имеющий по содержанию характер аналитического обобщения, представляет собой заключительную фазу опытно-экспериментального исследования, где зафиксированные результаты позволили сделать выводы по вопросам формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

> в рассмотрении специализаций мастеров богослужебного певческого дела в музыкально-исторической панораме русского хорового искусства и выявлении в их поле деятельности профессиональных функций хорового дирижера;

> в системном исследовании развития профессиональной компетентности хорового дирижера в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования;

> определением в условиях экспериментального модуля нелинейного характера технологического цикла по формированию профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования, обусловленного взаимоотношением психических функций в триаде «восприятие - память -мышление» («первое структурирование сознания», по определению П. Я. Гальперина [41]), где на фоне уже существующей функциональной иерархии происходит выделение доминирующей функции;

> принятием педагогом новой позиции — педагога-фасилитатора, являющейся эффективным средством формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у будущего педагога-музыканта;

> выявлением функциональности системной триады «творчество -управление - педагогика» в понимании содержания дирижерской деятельности как неразрывного единства всех ее проявлений;

> в использовании функциональных возможностей особого художественного пространства (сцены), ограниченного конкретной художественной деятельностью, являющей собой психологическое

взаимодействие дирижера и хорового коллектива как акта творчества, позволяющего сформировать у обучающихся умения эффективной взаимосвязи внешней и внутренней деятельности дирижера;

> в разработке и научном обосновани инновационной модели формирования профессиональной компетентности хорового дирижера в воспитании и обучении педагога-музыканта в системе высшего музыкально-педагогического образования, позволяющей добиваться максимальной эффективности музыкально-педагогической деятельности;

> в определении педагогических условий, способствующих эффективному решению задачи развития у будущего педагога-музыканта профессиональной компетентности хорового дирижера в современной системе высшего музыкально-педагогического образования России;

> в проектировании оценочной системы, включающей иерархию уровней реализации модели (перцептивный - когнитивный - экспонентный), инструменты диагностики и методы дидактического контроля, для изучения эффективности механизмов формирования профессиональной компетентности хорового дирижера у обучающихся в условиях учебно-воспитательного процесса музыкально-педагогического образовательного учреждения высшего образования.

Теоретическая значимость исследования определяется представлением методологических основ и методических принципов формирования профессиональной компетентности хорового дирижера и выявлением педагогических условий ее успешной реализации, проектированием оценочной системы для изучения эффективности разработанной модели формирования профессиональной компетентности хорового дирижера в обучении и воспитании педагога-музыканта в музыкально-педагогическом образовательном учреждении высшего образования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Го Вэй, 2022 год

СПИСОК «Б»

П. Чесноков

Женские хоры с сопровождением «Ночь»

«Несжатая полоса» «Листья»

«Горними тихо летела душа небесами» «Могила» «Яблоня» «Зеленый шум» «Ходит в небе потихоньку»

КАТЕГОРИЯ 2 Первый тур

(на базе смешанного хора) > концертное исполнение без предварительной репетиции обязательных произведений:

❖ Вивальди А. "GLORIA"

❖ Каллиников В. «Ой, честь ли то молодцу».

Второй тур

(не более 20 минут)

> работа с хором над произведением, определяемым жеребьевкой после проведения первого тура.

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 25 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 2 участника

Репертуарные требования и продолжительность выступления в номинации «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ»

КАТЕГОРИЯ 1 учащиеся средних специальных учебных заведений, профильных музыкальных классов лицеев и гимназий от 14 до 25 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 2 обучающиеся бакалавриата, специалитета, магистратуры от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 3 аспиранты, преподаватели (без ограничения возраста)

Первый тур

> первый этап проводится в учебных заведениях, где учится или работает конкурсант; участники представляют всю программу второго тура и одно произведение из третьего.

КАТЕГОРИЯ 1 / КАТЕГОРИЯ 2 Второй тур

> одно произведение по выбору конкурсанта из смешанных хоров a cappella петербургских композиторов: Д. Шостаковича, В. Салманова, С. Слонимского, Ю. Фалика (дирижирование под рояль наизусть);

> одна из частей Messe G-dur Ф. Шуберта (дирижирование смешанным хором).

Третий тур

> работа с хором над произведением (см. Приложение 2), определяемым жеребьевкой после проведения второго тура (дирижирование женским хором).

КАТЕГОРИЯ 3 Второй тур

у одно произведение по выбору конкурсанта из смешанных хоров a cappella петербургских композиторов: Д. Шостаковича, В. Салманова, С. Слонимского, Ю. Фалика (дирижирование под рояль наизусть);

у фрагмент из Gloria — Messe Дж. Пуччини (дирижирование смешанным хором).

Третий тур

у работа с хором над произведением (см. Приложение 3), определяемым жеребьевкой после проведения второго тура (дирижирование смешанным хором).

Приложение 2 Приложение 3

1. Чесноков П. «Блажен муж». 1. Калинников В. «Жаворонок».

2. Чесноков П. «Свете тихий». 2. Калинников В. «Ой, честь ли то

3. Чайковский П. «Достойно есть». молодцу».

4. Русская народная песня «Час по часу» 3. Шебалин В. «Эхо».

в обработке А. Логинова. 4. Шебалин В. «Мать послала к сыну

5. Литовская народная песня «Ой, ты мой дубочек» в обработке В. Венцкуса. думы».

6. Шнитке А. «Отче наш».

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 13 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 2 участника

Репертуарные требования и продолжительность выступления в номинации «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ»

КАТЕГОРИЯ 1 учащиеся средних специальных учебных заведений, профильных музыкальных классов лицеев и гимназий от 14 до 25 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 2 обучающиеся бакалавриата, специалитета, магистратуры от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 3 аспиранты, преподаватели (без ограничения возраста)

Первый тур

> первый этап проводится в учебных заведениях, где учится или работает конкурсант; участники представляют всю программу второго тура и одно произведение из третьего.

КАТЕГОРИЯ 1 / КАТЕГОРИЯ 2 Второй тур

(дирижирование под рояль наизусть)

> одно произведение по выбору конкурсанта из смешанных хоров a cappella петербургских композиторов: Д. Шостаковича, В. Салманова, С. Слонимского, Ю. Фалика;

> два номера (по выбору конкурсанта) из кантаты «Курские песни» Г. Свиридова.

Третий тур

(дирижирование женским хором).

> работа с хором над произведением (см. Приложение 2), определяемым жеребьевкой после проведения второго тура.

КАТЕГОРИЯ 3 Второй тур

(дирижирование под рояль наизусть) у одно произведение по выбору конкурсанта из цикла «Но бьется сердце» В. Салманова;

у по выбору конкурсанта одна из картин Пролога из оперы «Борис Годунов».

Третий тур (дирижирование смешанным хором). у работа с хором над произведением (см. Приложение 3), определяемым жеребьевкой после проведения второго тура.

Приложение 2 Приложение 3

1. Чесноков П. Блажен муж. 1. Русская народная песня в обработке

2. Чайковский П. Достойно есть. А. Михайлова «Говорил-то мне».

3. Русская народная песня в обработке 2. Зиновьев А. Осень.

А. Логинова «Хорошенький, 3. Калинников В. Жаворонок.

молоденький». 4. Калинников В. Ой, честь ли то

4. Русская народная песня в обработке А. Логинова «Трава, моя, травушка». молодцу.

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 13 участников

Репертуарные требования и продолжительность выступления в номинации «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ»

КАТЕГОРИЯ 4 учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений, профильных музыкальных классов лицеев и гимназий от 14 до 25 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 5а студенты бакалавриата и специалитета, магистранты обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» — от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 5б студенты бакалавриата и специалитета, магистранты обучающиеся по направлениям или специальностям в области культуры и искусства — от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 6а аспиранты, преподаватели (без ограничения возраста)

КАТЕГОРИЯ 6б руководители детских хоровых коллективов (без ограничения возраста)

КАТЕГОРИИ 4, 5а, 5б Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Чайковский П. «Без поры да без времени»;

> произведение a cappella по выбору участника;

> произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору участника должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала XXI вв.

Второй тур (работа с хором — не более 20 минут)

> обязательное произведение: Чайковский П. «Без поры да без времени»;

> работа с хором над одним из произведений (произведения определяются жеребьевкой после прослушивания 1 тура):

Второй тур (для иностранных обучающихся из КНР) у обязательное произведение: П. Чайковский «Без поры да без времени»; у работа с хором над одним из произведений (произведения определяются жеребьевкой после прослушивания 1 тура):

1. Русская народная песня «Светит светел месяц» в обработке А. Свешникова.

2. Римский-Корсаков Н. А. «Тебе поем».

3. Слонимский С. «Вакхическая песня».

КАТЕГОРИЯ 6а Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) у обязательное произведение a cappella: Слонимский С. «Люби жену, да не бей»;

у одно произведение с сопровождением по выбору конкурсанта.

Второй тур (работа с хором — не более 20 минут) у работа с хором над одним из произведений (произведения определяются жеребьевкой после прослушивания 1 тура):

1. Фалик Ю. «Иванова ива».

2. Сибелиус Я. «Rakastava» (I часть хоровой сюиты «Rakastava»).

3. Смольянинов С. «Летний сад».

4. С. Слонимский «Люби жену, да не бей».

КАТЕГОРИЯ 6б Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) у произведение a cappella по выбору участника; у произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору участника должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала XXI вв.

Второй тур (работа с хором — не более 15 минут) у работа с хором над одним из произведений (произведения определяются жеребьевкой после прослушивания 1 тура):

1. Речкунов М. «Единородный Сыне».

2. Русская народная песня «Звонили звоны в Новгороде» в обработке А. Логинова;

3. Русская народная песня «Ах ты, степь широкая».

4. Евстафьева А. «Богородице Дево».

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 15 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 10 участников

Репертуарные требования и продолжительность выступления в номинации «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ»

КАТЕГОРИЯ 4 учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений, профильных музыкальных классов лицеев и гимназий от 14 до 25 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 5а студенты бакалавриата и специалитета, магистранты обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» — от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 5б студенты бакалавриата и специалитета, магистранты обучающиеся по направлениям или специальностям в области культуры и искусства — от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 6а аспиранты, преподаватели (без ограничения возраста)

КАТЕГОРИЯ 6б руководители детских хоровых коллективов (без ограничения возраста)

КАТЕГОРИИ 4, 5а, 5б Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Чайковский П. И. «Литургия Св. Иоанна Златоуста» соч. 41, «Хвалите Господа с небес»;

> произведение a cappella по выбору участника;

> произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала XXI вв.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут) Рекомендуемые сочинения:

1. Чайковский П. И. «Литургия Св. Иоанна Златоуста» соч. 41, № 13 «Молитва Господня».

2. Брамс И. «Волшебный рог мальчика» : «Розмарин».

3. Брамс И. «Семь песен для смешанного хора», соч. 62.

4. Бортнянский Д. «Херувимская песнь» № 7.

5. Шостакович Д. «Десять поэм на стихи революционных поэтов» : «Казненным» /сл. А. Гмырев/ (фрагмент до смены размера).

Конкурсанты всех категорий для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

КАТЕГОРИЯ 6а Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) у обязательное произведение a cappella: Танеев С. И. «Восход солнца» /сл. Ф. Тютчев/, соч. 8.

у одно произведение с сопровождением по выбору конкурсанта.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут) Рекомендуемые сочинения:

1. Кедров-отец Н. «Отче наш».

2. Анерио Ф. «Мотет».

3. Слонимский С. «Ночь. Маленький триптих». № 1 «Вода и небо» /сл. С. Орлов/.

4. Танеев С. И. (сл. А. Фет) «Серенада».

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

КАТЕГОРИЯ 6б Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) у обязательное произведение a cappella : Шебалин В. «Зимняя дорога» /сл. А. Пушкин/;

у произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала XXI вв.

ВТОРОЙ ТУР

(работа с хором — не более 15 минут) Рекомендуемые сочинения:

1. Чайковский П. «Без поры да без времени».

2. Чесноков П. Фрагменты из опусов «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение» соч. 9, (№ 3 «Слава...Единородный Сыне»).

3. Фалик Ю. «От Святыя Иконы».

4. Лотти А. «Vere Languores nostros».

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 21 участник КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 3 участника

Репертуарные требования и продолжительность выступления в номинации «ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ»

КАТЕГОРИЯ 4а учащиеся музыкально-педагогических училищ, профильных музыкальных классов лицеев и гимназий от 14 до 21 года включительно

КАТЕГОРИЯ 4б учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений от 15 до 25 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 5а студенты бакалавриата и специалитета, магистранты обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» — от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 5б студенты бакалавриата и специалитета, магистранты обучающиеся по направлениям или специальностям в области культуры и искусства — от 17 до 30 лет включительно

КАТЕГОРИЯ 6а аспиранты, преподаватели (без ограничения возраста)

КАТЕГОРИЯ 6б руководители детских хоровых коллективов (без ограничения возраста)

КАТЕГОРИИ 4а Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Калинников В. «Кондор» /сл. И. Бунин/;

> произведение a cappella по выбору участника;

> произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала ХХ1 вв.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут, женский хор) Рекомендуемые сочинения:

1. Чайковский П. И. «Без поры да без времени».

2. Фалик Ю. «От Святыя Иконы».

3. Парцхаладзе М. «Яблоня».

4. Лотти А. «Vere Languores nostros».

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

КАТЕГОРИИ 4б Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Чесноков П. «Альпы» /сл. Ф. Тютчев/;

> произведение a cappella по выбору участника;

> произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала ХХI вв.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут, женский хор) Рекомендуемые сочинения:

1. Чайковский П. И. «Без поры да без времени».

2. Фалик Ю. «От Святыя Иконы».

3. Парцхаладзе М. «Яблоня».

4. Лотти А. «Vere Languores nostros».

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

КАТЕГОРИИ 5а Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Свиридов Г. «Табун» /сл. С. Есенин/;

> произведение a cappella по выбору участника;

> произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала ХХ! вв.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут, смешанный хор) Рекомендуемые сочинения:

1. Чайковский П. И. «Литургия Св. Иоанна Златоуста» соч. 41, № 13 «Молитва Господня».

2. Брамс И. «Волшебный рог мальчика» : «Розмарин».

3. Брамс И. «Семь песен для смешанного хора», соч. 62.

4. Бортнянский Д. «Херувимская песнь» № 7.

5. Шостакович Д. «Десять поэм на стихи революционных поэтов» : «Казненным» /сл. А. Гмырев/ (фрагмент до смены размера).

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

КАТЕГОРИИ 5б Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) у обязательное произведение: Шостакович Д. «9 января» /сл. А. Кац/; у произведение a cappella по выбору участника; у произведение с сопровождением по выбору участника.

Одно из произведений по выбору должно быть санкт-петербургского (ленинградского) композитора середины ХХ — начала ХХ! вв.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут, смешанный хор) Рекомендуемые сочинения:

1. Чайковский П. И. «Литургия Св. Иоанна Златоуста» соч. 41, № 13 «Молитва Господня».

2. Брамс И. «Волшебный рог мальчика» : «Розмарин».

3. Брамс И. «Семь песен для смешанного хора», соч. 62.

4. Бортнянский Д. «Херувимская песнь» № 7.

5. Шостакович Д. «Десять поэм на стихи революционных поэтов» : «Казненным» /сл. А. Гмырев/ (фрагмент до смены размера).

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

КАТЕГОРИИ 6а Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Танеев С. И. «Восход солнца» /сл. Ф. Тютчева/, соч. 8;

> одно произведение с сопровождением по выбору конкурсанта.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут) Рекомендуемые сочинения:

1. Кедров-отец Н. «Отче наш».

2. Анерио Ф. «Мотет».

3. Слонимский С. «Ночь. Маленький триптих». № 1 «Вода и небо» /сл. С. Орлова/.

4. Танеев С. И. (сл. А. Фет) «Серенада».

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

КАТЕГОРИИ 6б Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение a cappella: Чесноков П. Литургия Святого Иоанна Златоуста. Ор. 9 «Слава... и ныне...»;

> одно произведение с сопровождением по выбору конкурсанта.

Второй тур

(работа с хором — не более 15 минут)

Рекомендуемые сочинения:

1. Чайковский П. И. «Без поры да без времени».

2. Фалик Ю. «От Святыя Иконы».

3. Парцхаладзе М. «Яблоня».

4. Лотти А. «Vere Languores nostras».

Конкурсанты для работы с хором могут предложить сочинение по своему выбору.

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 27 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 6 участников

ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ. ДИАЛОГ КУЛЬТУР» 15.11.2015-22.11.2015

Музыкальный конкурс «Великий шелковый путь»

Репертуарные требования и продолжительность выступления в номинации «ДИРИЖИРОВАНИЕ ХОРОМ»

КАТЕГОРИЯ 04 18-30 лет (обучающиеся бакалавриата, специалитета и магистратуры)

КАТЕГОРИЯ 05 от 26 лет (аспиранты, преподаватели, концертмейстеры)

Первый тур

(не менее 6 минут / не более 9 минут)

> два разнохарактерных сочинения для однородного/смешанного хора а'сареПа.

Второй тур

(не менее 4 минут / не более 7 минут)

> сочинение крупной формы — часть оратории, кантаты, мессы с сопровождением.

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 4 участника КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 17 участников

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ДИРИЖЕРСКОГО ИСКУССТВА

КАТЕГОРИЯ 04 18-30 лет (обучающиеся бакалавриата, специалитета и магистратуры)

КАТЕГОРИЯ 05 от 26 лет (аспиранты, преподаватели, концертмейстеры)

Репертуарные требования и продолжительность выступления

в номинации «ДИРИЖИРОВАНИЕ ХОРОМ» КАТЕГОРИЯ 4 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) у обязательное произведение: Слонимский С. «Четыре русские песни» (слова

народные) : № 2 «Уродилась я»; у произведение a cappella по выбору участника; у произведение с сопровождением по выбору участника.

Второй тур (работа с хором — не более 15 минут) у произведение по выбору участника

N. B. Для работы с хором предоставляются два хоровых коллектива:

❖ женский хор бакалавриата (для отечественных конкурсантов);

❖ смешанный хор иностранных обучающихся бакалавриата «Содружество» (для иностранных конкурсантов).

КАТЕГОРИЯ 5

Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Р. Щедрин «Четыре хора на стихи А. Твардовского» : № 4 «К вам, павшие»;

> произведение a cappella по выбору участника;

> произведение с сопровождением по выбору участника.

Второй тур (работа с хором — не более 15 минут)

> произведение по выбору участника

N. B. Для работы с хором предоставляются два хоровых коллектива:

❖ смешанный хор бакалавриата (для отечественных конкурсантов);

❖ смешанный хор иностранных обучающихся магистратуры (для иностранных конкурсантов).

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 14 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 8 участников

Репертуарные требования и продолжительность выступления

в номинации

«ДИРИЖИРОВАНИЕ ОРКЕСТРОМ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

КАТЕГОРИЯ 4 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Бетховен Л. Симфония № 1 (I часть);

> произведение по выбору участника.

Второй тур

(работа с оркестром — не более 20 минут)

> одно произведение из репертуара оркестра (определяется в ходе жеребьевки из пяти заявленных в конкурсных требованиях партитур, размещенных на сайте конкурса — см. Репертуарный список № 2)

N. В. Для работы с оркестром предоставляется МРНО «СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ»

КАТЕГОРИЯ 5 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Дворжак А. Симфония №2 9 «Из Нового света» (I часть);

> произведение по выбору участника.

Второй тур

(работа с оркестром — не более 20 минут)

> одно произведение из репертуара оркестра (определяется в ходе жеребьевки из пяти заявленных в конкурсных требованиях партитур, размещенных на сайте конкурса — см. Репертуарный список № 2)

N. В. Для работы с оркестром предоставляется МРНО «СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ»

Репертуарный список № 2

КАТЕГОРИЯ 4 КАТЕГОРИЯ 5

Л. Делиб Дж. Верди

Пиццикато из балета Прелюдия к опере

«Сильвия» «Сила судьбы» (версия 1862 года)

М. Мусоргский М.Глинка

Вступление к опере «Хованщина» : Увертюра к опере

«Рассвет на Москва-реке» «Руслан и Людмила»

Я. Сибелиус В. Моцарт

«Грустный вальс» Увертюра к опере «Дон Жуан»

П. Чайковский М. Мусоргский

Полонез из оперы «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»

из цикла

«Евгений Онегин» «Картинки с выставки»

А. Шнитке И. Стравинский

Балет из «Сюита в старинном стиле» Финал из балетной сюиты

«Жар-Птица»

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 5 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — нет

Репертуарные требования и продолжительность выступления

в номинации

«ДИРИЖИРОВАНИЕ СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ»

КАТЕГОРИЯ 4 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) обязательное произведение: Чайковский П. Увертюра «Ромео и Джульетта».

Второй тур

(работа с оркестром — не более 20 минут) одно произведение из репертуара оркестра (определяется в ходе жеребьевки из пяти заявленных в конкурсных требованиях партитур, размещенных на сайте конкурса — см. Репертуарный список № 3).

>

>

КАТЕГОРИЯ 5 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) > обязательное произведение: Вагнер Р. Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры».

Второй тур

(работа с оркестром — не более 20 минут)

> одно произведение из репертуара оркестра (определяется в ходе жеребьевки из пяти заявленных в конкурсных требованиях партитур, размещенных на сайте конкурса — см. Репертуарный список № 3).

Репертуарный список № 3

КАТЕГОРИЯ 4 КАТЕГОРИЯ 5

В. Моцарт Г. Берлиоз

Симфония № 40 соль-минор (1 часть) Венгерский марш

К. Вебер Р. Вагнер

Увертюра к опере «Оберон» Увертюра к опере

Э. Григ «Летучий голландец»

«Утро» и «В пещере горного короля» Ф.Зуппе

из музыки к драме Г. Ибсена Увертюра к оперетте «Легкая

«Пер-Гюнт» кавалерия»

П. Масканьи С. Прокофьев

Интермеццо из оперы Гавот и финал

«Сельская честь» из «Классической симфонии»

Б. Сметана Дж. Россини

«Влтава» Увертюра к опере

из цикла «Моя родина» «Севильский цирюльник»

Г. Свиридов А. Хачатурян

Вальс из музыкальных иллюстраций Вальс из музыки к драме

к повести А. Пушкина «Метель» М. Лермонтова «Маскарад»

Количество участников

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 3 участника КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 2 участника

ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ. ДИАЛОГ КУЛЬТУР» 25.11.2019-02.12.2019

КАТЕГОРИЯ 04 18-30 лет (обучающиеся бакалавриата, специалитета и магистратуры)

КАТЕГОРИЯ 05 от 26 лет (аспиранты, преподаватели, концертмейстеры)

Репертуарные требования и продолжительность выступления

в номинации «ДИРИЖИРОВАНИЕ ХОРОМ» КАТЕГОРИЯ 4 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Пуленк Ф. «Семь песен» на слова Г. Аполлинера и П. Элюара, № 7 «Свети!» («Luire»);

> произведение a cappella по выбору участника;

> произведение с сопровождением по выбору участника.

Второй тур (работа с хором — не более 15 минут)

> одно произведение из репертуара хорового коллектива (определяется в ходе жеребьевки после первого тура — см. Репертуарный список № 2).

N. B. Для работы с хором предоставляются два хоровых коллектива:

❖ женский хор бакалавриата (для отечественных конкурсантов);

❖ смешанный хор иностранных обучающихся бакалавриата III-IVкурсов (для иностранных конкурсантов).

Репертуарный список № 2

Женский хор бакалавриата: С. В. Рахманинов

_Шесть хоров для женских или детских голосов. Соч. 15._

Смешанный хор иностранных студентов бакалавриата III-IV курсов:

Русская народная песня «Посеяли лён за рекой», обработка В. Агафонникова Русская народная песня «Светит светел месяц», обработка А. Свешникова Д. Бортнянский «Достойно есть» Ф. Мендельсон Op. 41, № 1 «Im walde» Спиричуэл

_«Ride on Jesus, ride», аранжировка Г. Гамильтона_

КАТЕГОРИЯ 5 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут) у обязательное произведение: Танеев С. 12 хоров a cappella на стихи

Я. Полонского (1909), op. 27, № 1 «На могиле»; у произведение a cappella по выбору участника; у произведение с сопровождением по выбору участника.

Второй тур (работа с хором — не более 15 минут) у произведение из репертуара хорового коллектива (определяется в ходе жеребьевки после первого тура — см. Репертуарный список № 3).

N. B. Для работы с хором предоставляются два хоровых коллектива:

❖ смешанный хор бакалавриата (для отечественных конкурсантов);

❖ смешанный хор иностранных обучающихся магистратуры «Содружество» (для иностранных конкурсантов).

Репертуарный список № 2

Смешанный хор бакалавриата: В. Шебалин «Зимняя дорога» В. Шебалин

«Эхо»

Вик. Калинниодв

«Камо пойду от Духа Твоего» Р. Шуман «На Боденском озере» № 2 O. Gjeilo «Ubi Caritas» Ф. Анеpиo Мотет «Christus Factus Est»

Смешанный хор иностранных студентов бакалавриата III-IV курсов:

С. Фocтеp «Домик над рекой» Я. Аpкaдельт «Ave Maria» Русская нapoднaя песня «Во лесочке комарочков много уродилось», обработка А. Михайлова

Дж. Гacтoльди «Amor vittorioso» Э. Мoppикoне «Once upon a time in America»

Кoличеcтвo участни^в

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 16 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — 11 участников

Репертуарные требования и продолжительность выступления

в номинации

«ДИРИЖИРОВАНИЕ ОРКЕСТРОМ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

КАТЕГОРИЯ 4 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Бетховен Л. Симфония № 2 (I часть);

> произведение по выбору участника.

Второй тур

(работа с оркестром — не более 20 минут)

> одно произведение из репертуара оркестра (определяется в ходе жеребьевки из пяти заявленных в конкурсных требованиях партитур, размещенных на сайте конкурса — см. Репертуарный список № 3)

N. В. Для работы с оркестром предоставляется МРНО «СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ»

КАТЕГОРИЯ 5 Первый тур

(дирижирование под рояль наизусть — не более 15 минут)

> обязательное произведение: Дворжак А. Симфония №2 9 «Из Нового света» (I часть);

> произведение по выбору участника.

Второй тур

(работа с оркестром — не более 20 минут)

> одно произведение из репертуара оркестра (определяется в ходе жеребьевки из пяти заявленных в конкурсных требованиях партитур, размещенных на сайте конкурса — см. Репертуарный список № 3)

N. В. Для работы с оркестром предоставляется МРНО «СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ»

Репертуарный список № 3

КАТЕГОРИЯ 4 КАТЕГОРИЯ 5

1. М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина» 2. М. Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» 3. П. Масканьи Интермеццо из оперы «Сельская честь» 4. Г. Форэ Сицилиана 5. Э. Григ Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт» 6. В. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» 7. Дж. Верди Прелюдия к опере «Сила судьбы» (Петербургская версия 1862 г.) 8. К. Дебюсси Менуэт 9. М. Мусоргский «Гном» из цикла «Картинки с выставки» 10. В. Гаврилин Тарантелла из балета «Анюта»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 8 участников КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — нет

Репертуарные требования и продолжительность выступления

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.