Формирование коммуникативной культуры у будущих музыкантов-исполнителей в классе камерного ансамбля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Радзецкая Екатерина Александровна

  • Радзецкая Екатерина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 176
Радзецкая Екатерина Александровна. Формирование коммуникативной культуры у будущих музыкантов-исполнителей в классе камерного ансамбля: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Радзецкая Екатерина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Формирование коммуникативной культуры в процессе занятий ансамблевым исполнительством

1.1. Музыкальная коммуникация как методологическая

проблема

1.2. Феномен коммуникации в ансамблевой музыке

1.3. Формирование ансамблевых взаимодействий в музыкально-образовательном пространстве

1.4. Модель формирования коммуникативной культуры в процессе занятий со студентами по дисциплине «Ансамблевое исполнительство»

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования коммуникативной культуры у будущих музыкантов-исполнителей в классе камерного ансамбля

2.1. Сущность, структура и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования

2.2. Разработка и внедрение опытно-экспериментальной модели формирования коммуникативной культуры в классе камерного ансамбля

2.3. Анализ результатов проведенного исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование коммуникативной культуры у будущих музыкантов-исполнителей в классе камерного ансамбля»

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования предъявляет высокие требования к педагогике. Музыкальная педагогика требует совершенствования учебно-воспитательной и творческо-педагогической работы в учебных заведениях различного уровня: в школах, колледжах и вузах. Оптимизация механизмов межличностной и профессиональной коммуникации учащихся в процессе обучения в музыкальных образовательных учреждениях является одним из факторов, определяющих успешность результатов их профессионально-исполнительской деятельности. Это отчетливо демонстрирует практика педагогической работы в классе камерного ансамбля.

Ансамблевое исполнение музыкальных произведений является одним из распространенных на практике видов коллективной художественной деятельности. Ее результат должен выступать как единое художественное целое, представляющее собой органичный сплав двух или нескольких индивидуальных герменевтических подходов. Только при наличии продуктивных творческих контактов учащихся во время совместной ансамблевой репетиционной и исполнительской деятельности возможно достижение успешных творческо-исполнительских результатов.

Особенности развития современной культуры и общества выдвигают новые требования к подготовке участников камерного ансамбля. Новые условия организации музыкально-творческого процесса выдвигают перед ансамблистами не только профессиональные, но и личностные требования. Так, помимо владения репертуаром и навыками ансамблевой игры, участники камерных ансамблей также должны обладать навыками психологического характера, среди которых - гибкость, стрессоустойчивость, огромный комплекс коммуникативных способностей, способствующих созданию благоприятной и продуктивной творческой атмосферы в ансамбле. Такие

требования к участнику камерного ансамбля позволяют говорить о необходимости формирования у студентов музыкально-эмпатической коммуникации в классе ансамблевого исполнительства, позволяющей в полной мере реализовывать ансамблевый и художественно-творческий потенциал музыкантов.

Современная отечественная система высшего музыкального образования уделяет большое внимание профессиональной подготовке музыкантов-ансамблистов, что связано с богатыми и многовековыми традициями ансамблевого исполнительства в отечественной музыкальной культуре. В результате целостной профессиональной подготовки, оканчивая музыкальные вузы, выпускники-исполнители имеют высокий уровень сформированности профессиональных навыков в области камерно-инструментального исполнительства. В то же время, на практике, многие выпускники музыкальных вузов оказываются не способными к установлению коммуникативных навыков и эмпатии с партнером по ансамблю. Их взаимодействие ограничивается лишь профессиональным общением, связанным с разбором и исполнением репертуара на высоком профессиональном уровне. Вместе с тем, отсутствие способности участников камерного ансамбля к эмпатии и личностному взаимодействию может негативно сказываться как на организации процесса работы над репертуаром, так и непосредственно на уровне художественного воплощения образа и интерпретации.

Средством установления личностного и творческого взаимодействия участников камерного ансамбля является музыкальное искусство. Таким образом, способность к музыкально-эмпатической коммуникации является важным качеством музыканта-профессионала, участника камерного ансамбля. В этой связи целесообразно говорить о необходимости формирования у студентов-инструменталистов способности к установлению коммуникативной культуры в классе камерного ансамблевого

исполнительства как необходимой составляющей их профессионального мастерства.

Процесс установления коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, определенную модель поведения музыканта в процессе камерно-ансамблевого исполнительства. Это обусловило тот факт, что процесс формирования способности к установлению коммуникации предполагает свою реализацию в рамках подготовки исполнителей в классе камерного ансамбля музыкального вуза. Данный процесс вполне закономерен не только с точки зрения современных условий обучения исполнителей в вузах, но и с точки зрения исторических предпосылок. Так, с момента зарождения камерно-ансамблевого исполнительства в разные времена в отечественной культуре выдвигались определенные требования в плане культуры поведения на сцене, личностного и творческого взаимодействия. Однако, к сожалению, учебные планы и программы по классу «Камерного ансамблевого исполнительства» сегодня не предусматривают формирования у ансамблистов круга профессиональных качеств, связанных с умением достигать наивысшей степени сформированности коммуникативной культуры. Формы организации обучения студентов в классе камерного ансамблевого исполнительства требуют совершенствования и обновления. Неизученными остаются организационно-методические аспекты процесса формирования способности студентов к установлению коммуникативной культуры в классе камерного ансамбля. Между тем, опыт подсказывает, что такая успешная коммуникация студентов в процессе камерно-ансамблевого исполнительства не возникает спонтанно, сама собой. Педагог встает в этой связи перед необходимостью решить комплекс сложных профессиональных педагогических и психологических задач. Для достижения поставленной цели, требуется определенный набор психолого-педагогических воздействий со стороны педагога, в связи с этим, необходимым становятся знание определенных закономерностей межличностной коммуникации в учебно-

творческом процессе. Сказанным определяется актуальность настоящего исследования.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования заключается в выявленных противоречиях:

На методическом уровне: между существующими в реальной практике требованиями к методической профессиональной подготовке участников камерного ансамбля и содержанием используемых учебных планов и программ по подготовке ансамблистов; доказанной и теоретически обоснованной необходимостью формирования навыков установления коммуникативной культуры как основы профессиональной компетентности будущих участников камерных ансамблей и недостаточной методической разработанностью данного вопроса в научно-исследовательской литературе;

На социальном уровне: между несоответствием задач, которые ставятся перед исполнителями в классе камерно-инструментального ансамбля в вузе и реальными творческими и психологическими задачами, возникающими между участниками ансамбля в процессе установления коммуникативной культуры.

На вузовском уровне: между существующими в реальной практике требованиями к профессиональной подготовке участников камерного ансамбля и содержанием используемых учебных планов и программ по их подготовке.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в научно-теоретическом обосновании и практической реализации программы по формированию коммуникативной культуры студентов в классе камерного ансамблевого исполнительства.

Недостаточной разработанностью данной проблемы объясняется выбор темы исследования: «Формирование коммуникативной культуры у будущих музыкантов-исполнителей в классе камерного ансамбля».

Степень научной разработанности проблемы

Ракурс научных исследований, раскрывающих проблему формирования коммуникативной культуры в исполнительской деятельности музыкантов достаточно широк. Прежде всего, здесь необходимо отметить, что ансамблевое исполнительство как разновидность музыкально-исполнительской деятельности рассмотрено в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов. В их числе труды Т.В. Гайдамович, Л.Е. Гаккеля, М.С. Друскина, А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, С.И. Савшинского, А.И. Щербаковой и др.

Процесс формирования коммуникативной культуры в музыкальном исполнительстве рассматривается в контексте психологии коллективного музицирования такими авторами как А.В. Александрова, Л.Л. Бочкарев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, П.А. Хазанов. С ракурса особенностей взаимодействия субъектов педагогического процесса и специфики формирования музыкально-педагогической культуры проблема рассмотрена такими авторами как З.И. Гладких, Л.М. Ижаева, Т.В. Абрамова, Н.Б. Букаева, Л.В. Бурая, И.Ф. Исаева.

Формирование музыкальной коммуникации с точки зрения специфики камерно-исполнительского искусства проанализировано авторами: К.Х. Аджемовым, Т.А. Алихановым, А.С. Базиковым, Д.Д. Благим, Е.Е. Грушиной, А.И. Щербаковой и др.

Проблемы, посвященные теории и методики обучения ансамблевому музицированию рассматривались в работах А.Л. Зыбцева, В.И. Петрушина, Л.Н. Раабена, В.П. Ширинского и другими.

Работа с партнером по ансамблю как процесс творческого взаимодействия рассматривалась не только в музыкально-педагогических трудах и исследованиях, но и разрабатывалась в трудах теоретиков театрального искусства — Ю.Л. Альшица, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского и многих других.

Проблема выстраивания процесса коммуникации в камерном ансамбле, затрагиваются в ряде трудов Т.А. Гайдамович, А.Д. Готлиба, P.P. Давидяна, Л.Н. Раабена, Е.Г. Сорокиной, а также статьях Д.Д. Благого, Т.А. Ворониной, М.В. Мильмана, и др.

Проблеме музыкального ансамбля и музыкально-ансамблевого исполнительства посвящены диссертационные исследования М.А. Антоновой, Т.П. Борониной, М.В. Бутневой, О.В. Бычкова, О.В. Гринес, A.A. Давыдовой, Д.Г. Драгайцевой, Н.Ю. Катоновой, В.А. Кононенко, Е.П. Лукьяновой, Н.В. Лукьяновой, В.О. Петрова, И.И. Польской, Е.Г. Сорокиной, а также работы А.Д. Готлиба, P.P. Давидяна, A.M. Ступеля и др.

Вопросы, связанные с психологическими особенностями процесса музицирования, рассмотрены в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, И.С. Кона, Н.С. Лейтеса, P.C. Немова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. Проблемы общения анализировались А. Мудриком, Л.В. Занковым и др.

Исторические аспекты музыкально-исполнительского искусства, включая те из них, которые были связаны с искусством ансамблевого исполнения, фигурировали в работах Б.И. Асафьева, А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма и др.

Вместе с этим, несмотря на значительное количество исследований, посвященных музыкально-исполнительскому искусству, проблемы формирования способности студентов к готовности демонстрировать уровень установления коммуникативной культуры в процессе ансамблевого исполнительства до настоящего времени в научной литературе не рассматривались. Однако, данный аспект профессиональной подготовки участников камерного ансамбля безусловно важен, поскольку именно умение учащихся выстраивать свое общение с партнерами по творческо-исполнительской совместной работе на основе эмпатийного взаимодействия является одним из самых основных условий их профессионального и творческого развития.

Цель исследования - теоретическая разработка и практическая апробация педагогической модели развития коммуникативной культуры будущих музыкантов-исполнителей в классе камерного ансамбля.

Объект исследования - процесс обучения в классах ансамблевого исполнительства в музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена.

Предмет исследования - процессы взаимодействия педагога и учащихся в ходе совместной работы над музыкальными произведениями (ансамблями); профессиональные и межличностные аспекты совместной деятельности.

Цель, предмет и объект исследования обусловили следующие задачи:

1. Осуществить анализ педагогической, психологической, социологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования музыкально-коммуникативных процессов.

2. Проанализировать особенности процесса коммуникации в ансамблевом исполнительстве.

3. Изучить и проанализировать особенности формирования и воспитания ансамблевых взаимодействий в музыкально-образовательном пространстве.

4. Разработать и научно обосновать модель формирования коммуникативной культуры будущих музыкантов-исполнителей в классе камерного ансамбля.

5. Внедрить и экспериментально апробировать программу формирования коммуникативной культуры у студентов в классе камерного ансамбля. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что

коммуникативная культура у студентов в классе камерного ансамбля будет успешно сформирована если:

а) будут изучены существующие в отечественной и зарубежной практике методологические подходы к формированию коммуникативного взаимодействия в музыкально-педагогическом процессе;

б) будет выявлена и проанализирована роль и значение навыков коммуникативного взаимодействия в процессе ансамблевого исполнительства;

в) профессиональная деятельность участников камерного ансамбля будет рассмотрена как процесс коммуникации, средством установления которой выступает музыкальное искусство;

г) будет раскрыта сущность и содержание понятия музыкальной коммуникации как основы профессиональной компетентности студентов исполнительских специальностей вуза;

д) будет разработана и теоретически обоснована модель формирования способности студентов к установлению коммуникативной культуры в классе камерного ансамбля;

е) будет разработана и апробирована специальная программа формирования коммуникативной культуры в классе камерного ансамбля у будущих музыкантов-исполнителей.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

1. Уточнены и конкретизированы ключевые понятия научного исследования: коммуникативная культура, музыкальная эмпатия.

2. Осуществлен анализ психолого-педагогического потенциала феномена коммуникации в музыкальном исполнительстве, сущность которого заключается в установлении творческих отношений между участниками камерного ансамбля, базирующимися на личной симпатии, установлению эмоционального сопереживания, вовлечению в творческий процесс как исполнителей, так и слушателей.

3. Выявлены исторические закономерности процесса формирования коммуникативной культуры в классе камерного ансамблевого исполнительства, в соответствии с основными периодами развития педагогики камерно-ансамблевого ансамблевого исполнительства в отечественной культуре.

4. Теоретически обоснована модель формирования музыкально-эмпатической коммуникации в классе камерно-инструментального исполнительства, состоящая из следующих блоков: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативно-критериальный.

5. Разработана и апробирована специальная программа формирования коммуникативной культуры в классе камерно-инструментального исполнительства, состоящая из следующих компонентов педагогического процесса:

• формирование состава исполнителей;

• подбор репертуара;

• учебный процесс;

• репетиционный процесс;

• создание исполнительского сценария;

• концертное выступление.

База исследования - кафедра фортепианного искусства ГБОУ СПО и ВО Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- научные труды, связанные с проблемами взаимопонимания и взаимодействия людей в процессах совместной деятельности, межличностного общения («Педагогическая психология», «Психология искусства» Л.С. Выготского, «Общение как ценность» М.С. Кагана и А.М. Эткинда, «Личность общения», «Психология общения» А.А. Бодалева, «Психология отношений» В.Н. Мясищева, «Взгляд на психотерапию. Становление человека» К. Роджерса, «Основы общей психологии», «Принципы и пути развития психологии», «Проблемы общей психологии» С.Л. Рубинштейна, «Анатомия человеческой деструктивности», «Человеческая ситуация» Э. Фромма, «К проблеме осмысления звучащего пространства бытия» и др. А.И. Щербаковой);

- труды и исследования в области педагогического взаимодействия и педагогического общения («Социальная психология» Г.М. Андреевой,

«Образование личности» Э.Н. Гусинского, «Педагогическая деятельность как творческий процесс. Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога» В.А. Кан-Калика, «Педагогические взаимодействия и технологии» Е.В. Коротаевой, «Психология общения» А.А. Леонтьева, «Введение в философию образования» Ю.И. Турчаниновой, «О критериях формирования социально-активной личности будущего учителя», «Педагогика» В.А. Сластенина, «Духовно нравственное воспитание» В.Д. Ширшова)

- работы, посвященные проблемам музыкально-исполнительского искусства и музыкальной деятельности («История фортепианного искусства» А. Алексеева, «Психология искусства» Л.С. Выготского, «Музыкальная психология» А.Л. Готсдинера, «О психологии музыкального восприятия» Е.В. Назайкинского, «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплова, «Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика», «Обучение игре на фортепиано», «Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства», «Психология музыкальной деятельности» и др. Г.М. Цыпина, «Музыка как форма интеллектуальной деятельности», «Синтаксическая структура мелодии» М.Г. Арановского, «Музыкальная форма как процесс», «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании» Б.В. Асафьева, «Анализ музыкальных произведений», «Вопросы анализа музыки» Л.А. Мазеля, «Интонационная форма музыки», «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» В.В. Медушевского, «О психологии музыкального восприятия» Е.В. Назайкинского, «Музыкальная психология» В.И. Петрушина, «Диалоги о музыкальной педагогике», «Резервы музыкальной педагогики» В.Г. Ражникова, «Соционлогия и музыкальная культура» А.Н. Сохора, «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплова и др.);

- исследования, раскрывающие концепцию развития творческой деятельности («Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека» Б.Г. Ананьева,

Л.С Выготский, «Психология творчества» П.Я. Пономарева, СЛ. Рубинштейн и др.);

- труды и исследования в области анализа деятельностного подхода к развитию личности («Время личности», «Мысль в действии (Психология мышления)» и др. К.А. Абульхановой-Славской, «Введение в психологию: Учебное пособие для вузов» П.Я. Гальперина, «Музыка в мире искусств» М.С. Кагана, «Психология общения» А.Н. Леонтьева, «Введение в психологию» и др. А.В. Петровского);

- работы в области теории музыкально-исполнительского искусства, посвященные проблемам формирования профессиональных и личностных качеств музыкантов-солистов и участников ансамбля («Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства», «Путь к музицированию», «Музыкальное исполнительство и педагогика» и др. Л.А. Баренбойма, «Воспоминания» А.Б. Гольденвейзера, «Квартеты Шостаковича. Исполнительский анализ», «Квартетное искусство. Проблемы исполнительства и педагогики» P.P. Давидяна, «Вопросы пианизма», «У врат мастерства» Г.М. Когана, «Советы Шопена пианистам», «Ф. Лист» и др. Я.И. Мильштейна, «Размышления, воспоминания, дневники», «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г. Нейгауза, «Пианист и его работа», «Работа пианиста над музыкальным произведением» С.И. Савшинского, «Фортепианные сонаты С.В. Рахманинова», «Фортепианный дуэт. История жанра» Е.Г. Сорокиной, «Индивидуальность ученика и искусство педагога» М.Э. Фейгина, «Обучение игре на фортепиано» и др. Г.М. Цыпина).

Методология и методы исследования.

Органично связанная с формированием умений и навыков совместной творческой деятельности методология базировалась на принципе анализа педагогических явлений в их динамике и нередких их противоречиях.

Методология исследования опирается на ряд опробованных и традиционно используемых подходов. Так, основу первой главы

исследования составил теоретико-методологический подход, с помощью которого были раскрыты феномен понятия «музыкально-эмпатического взаимодействия» в ансамблевой музыке, процесс выстраивания музыкально-эмпатической коммуникации был проанализирован как дидактическая проблема. В рамках применения теоретико-методологического подхода были выявлены пути, методы, формы и педагогические условия процесса формирования способности студентов к установлению музыкально-эмпатической коммуникации в классе камерно-ансамблевого исполнительства.

Был применен также аналитический подход, в русле которого были рассмотрены особенности и специфика формирования у студентов способности к установлению музыкально-эмпатической коммуникации в классе камерно-ансамблевого исполнительства в вузе.

В рамках примененного в результате исследования исторического подхода были выявлены периоды и исторические тенденции и закономерности процесса выстраивания ансамблевой коммуникации в отечественной педагогике и исполнительстве.

В ходе опытно-экспериментальной части исследования был применен эмпирический подход, на основе которого была проведена диагностика уровня сформированности коммуникативной культуры у студентов вузов в классе камерно-ансамблевого исполнительства.

Основу исследования составили методы теоретического, эмпирического и статистического характера:

- теоретические методы исследования (анализ, синтез, классификация, интерпретация и др.);

- эмпирические методы исследования (эксперимент, наблюдение, анализ документов, тестирование, социометрический методы и др.); статистические методы (корреляционный анализ, метод выявления значимых коэффициентов и др.).

Центральной частью второй главы исследования явился педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и заключительный этапы.

Этапы исследования.

На I этапе исследования (2016-2019 год) — был произведен анализ философской, педагогической и психологической литературы по поставленной проблематике; была определена методология исследования, сформулированы ключевые понятия диссертационного исследования, была разработана модель процесса формирования способности студентов класса камерно-инструментального исполнительства к установлению коммуникативной культуры.

На II этапе (2020-2021 годы) — в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы была проверена гипотеза исследования, разработана стратегия и определены педагогические шаги по формированию способности к установлению коммуникативной культуры будущих исполнителей-музыкантов в классе камерно-ансамблевого исполнительства.

На III этапе (2021 год) — была осуществлена интерпретация, анализ и обработка результатов опытно-экспериментального исследования.

Теоретическая значимость исследования:

На уровне уточнения: раскрыты понятия «камерный ансамбль», «ансамблевое взаимодействие».

На уровне формулировки: сформулировано понятие «коммуникативная культура», «музыкальная эмпатия».

Изучены условия, способствующие: а) формированию взаимоприемлемых, согласованных интерпретаторских решений (в процессе работы над музыкальными ансамблями); б) реализации этих решений на практике.

Рассмотрена и проанализирована специфика межличностной и профессиональной коммуникации учащихся в ходе совместной работы над музыкальными произведениями (жанр ансамбля).

Уточнены задачи и функции педагога в ходе учебно-воспитательной работы над музыкальными ансамблями.

Отработаны методологические принципы, закладывающие основу формирования необходимых знаний и умений у учащихся обучающихся на музыкально-исполнительских отделениях и факультетах музыкальных учебных заведений.

Подтверждена закономерность, согласно которой чем сложнее художественно творческие задачи, стоящие перед малой группой (ансамблем музыкантов), тем важнее рациональная организация работы над музыкальным материалом, готовность к диалогу к взаимопониманию, к продуктивному взаимодействию с партнерами по совместному музицированию.

Раскрыты и теоретически обоснованы сущность, содержание и компонентная структура понятия «коммуникативная культура музыканта-исполнителя»; определены критерии сформированности музыкально-эмпатической коммуникации у студентов в классе камерно-ансамблевого исполнительства, разработана и теоретически обоснована модель процесса формирования коммуникативной культуры у студентов в классе камерно-ансамблевого исполнительства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и апробирована методика формирования способности студентов к формированию коммуникативной культуры в классе камерно-ансамблевого исполнительства, результаты которой нашли свое применение в процессе подготовки участников камерного ансамбля на базе исследования; произведен целесообразный сбор и систематизация теоретической информации, касающейся процесса подготовки участников камерных ансамблей в вузе; повышена эффективность содержания современной подготовки участников камерных ансамблей, исходя из содержания процесса формирования способности студентов к установлению музыкальной коммуникации. Обоснованы и экспериментально проверены критерии уровня

сформированности коммуникативной культуры у студентов камерных ансамблей вузов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Радзецкая Екатерина Александровна, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки // Т. Адорно. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 445 с.

2. Адорно, Т. Философия новой музыки // Т. Адорно; пер. Б. Скуратова, вст. ст. К. Чухрукидзе. — М.: Логос, 2001. — 352 с.

3. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - 415 с., нот.

4. Альбуханова, К.А. Время личности // К.А. Альбуханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 С.

5. Альбуханова-Славская, К.А. Мысль в действии (Психология мышления). М.: 1968. - 208 с.

6. Альбуханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. Изд.: Мысль, 1991. -298 с.

7. Ананьев, Б.Г. Основные характеристики человека и его развития // Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 76-77

8. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности. Т.II. Отечественная психология: хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2008. - 7-14 с.

9. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 290 с.

10. Андреев, В.В. Материалы и документы / сост., текстологическая подготовка и примеч. Б.Б. Грановского. - М., 1986.

11. Антонова, М. А. Психолого-педагогические особенности процесса работы музыканта-исполнителя: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М. А. Антонова. — М., 2008. — 24 с.

12. Арановский, М.Г. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. Изд.: Комкнига, 2007. - 240 с.

13. Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка, 1991. - 320 с.

14. Арнонкур, Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. Пер. с нем. — М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2005. - 280 с.

15. Арчажникова, Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений. - М.: МГОПИ, 1991. - 254 с.

16. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971. -276 с.

17. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1965. - 151 с.

18. Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке. - СПб.: Композитор, 2004.

19. Базиков, А.С. Музыкальной образование в России: Основные противоречия и пути их преодоления. - дис. .д-ра пед.наук.. - Тамбов, 2002.- 386 с.

20. Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Музыка, 1969. - 288 с.

21. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. - Л.: Советский композитор, 1973. - 352 с.

22. Баренбойм, Л.А. Музыкальное исполнительство и педагогика. - Л.: Музыка, 1974.

23. Баренбойм, Л.А. Размышления о музыкальной педагогике // За полвека: Очерки. Статьи. Материалы. - Л.: Сов. композитор, 1989. - 365 с.

24. Баренбойм, Л.А. На уроках Антона Рубинштейна. - М-Л.: Музыка, 1964. - 100 с.

25. Баренбойм, Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн. - М.: Музыка, 1982. - 277 с.

26. Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика. Ч.1.- М.: Музгиз, 1937. -212 с.

27. Бах, И.С. Концерты для клавира соло. Редакция и вступительная статья Л. Ройзмана. - М.: Музыка, 1971. - 131 с. нот.

28. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 2 / Д.А. Белухин. - М.: МОДЭК, 2013. - 304 с.

29. Берлизов, Д.А. Традиции профессиональной подготовки музыканта-исполнителя в классах камерного ансамбля Московской консерватории. Дис.канд.иск., Ростов-на-Дону, 2013.

30. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории. Вып.1. -М., 1992. - 57с.

31. Бетховен. Сборник статей. Вып.1. / Ред.-сост. Н.Л. Фишман. - М.: Музыка, 1971. - 446 с.

32. Бетховен. Сборник статей. Вып.2. / Ред.-сост. Н.Л. Фишман. - М.: Музыка, 1972. - 376 с.

33. Битюцкая Н. Н. Педагогические технологии развития коммуникативной культуры будущего учителя иностранного языка (в условиях педагогического колледжа). - Елец, 2006. - 25 с.

34. Бодалев, А.А. Личность в общении. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

35. Бодалев, А.А. Психология общения. - М.: Изд.-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.

36. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

37. Большой Энциклопедический словарь. Режим доступа: https://dic. academic .га/contents .nsf/enc3p/

38. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д.Я. Онацкая. — Мн.: ООО «Попурри», 2005. — 416 с.: с ил.

39. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. - 352 с.

40. Бронин, В.П. Давид Ойстрах. - М.: Гос. муз. издат.,1954. - 48с.;44

41. Бузони, Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / Пер. с немецкого, вступительная статья В. Коломийцева: Учебное пособие. 2-е издание . - СПб., 1912.

42. В классе А.Б. Гольденвейзера. Сб. статей / Сост. Благой Д.Д., Гольденвейзер Е.И. - М.: Музыка, 1986. - 214 с.

43. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып.2. / Ред. Л.С. Гинзбург и А.А. Соловцов. - М.: Музгиз, 1958. - 528 с.

44. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. / Ред. М.Г. Соколов. - М.: Музыка, 1968. - 282 с.

45. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. Ленина, 1980. - 131 с.

46. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей / Ред. В.Натансон. Вып.3. - М.: Музыка, 1971. - 334 с.

47. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей / Ред. В.Натансон. Вып.4. - М.: Музыка, 1976. - 272 с.

48. Воспоминания о В.В. Софроницком / Сост. Я.Мильштейн. - Л.: Советский композитор, 1970. - 694 с.

49. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

50. Выготский, Л.С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -480 с.

51. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. - М.-Л.: Музыка, 1966. - 315 с.

52. Гаккель, Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. Статьи, рецензии / Л.Е. Гаккель. - Л.: Сов. композитор, 1988. - 168 с.

53. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -2 изд. - М.: «Книжный дом «Университет», 2000. - 336 с.

54. Гальперин, П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. -№4 - 3-20 с.

55. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959.

56. Гинзбург Л., Григорьев В. История скрипичного искусства в трех выпусках. Выпуск 1. - М.: Музыка, 1990. - 285 с.

57. Гладких, З. И. «Человек в искусстве»: тема и вариации. - журнал «Искусство и образование» №2, 2009. - с. 3-31

58. Гольденвейзер, А.Б. Воспоминания / Гольденвейзер А.Б., М.: ДЕКА-ВС, 2009. - 560 с.

59. Густав Малер. Письма. Воспоминания / Пер. С.Ошерова. - М.: Музыка, 1964. - 635 с.

60. Гусинский, Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей.// Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова М.: Интерпакс, 1994. - 136 с.

61. Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники. - М.: Музыка, 1971. - 94 с.

62. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. — М.,1993. - 191 с.

63. Гофман, И. Фортепианная игра, ответы на вопросы о фортепианной игре. Изд.: Классика -XXL, 2010. - 188 с.

64. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 192 с.

65. Давидян, Р.Р. Квартеты Шостаковича. Исполнительский анализ. Изд.: Фортуна Э Л, 2013. - 112 с.

66. Давидян, Р.Р. Квартетное искусство : Проблемы исполнительства -теоретические основы, практический опыт. - 2-е изд., доп.и перераб. -М., Музыка, 1994. - 318 с.

67. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического

исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. - (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)

68. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология / И.Ф. Демидова. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 224 с.

69. Дефуа, Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас

— LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 — ISBN 978-3-659-527760, ISBN 3659527769

70. Друскин, М.С. О западноевропейской музыке ХХ века / М.С. Друскин.

- М.: Сов. композитор, 1973. - 269 с.

71. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. - С. 81-85.

72. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности: учебник для бакалавриата и магистратуры/ О.П. Елисеев - 4-е изд.,перераб.и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2017. - 455 с. (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).

73. Занков.ги Система развивающего обучения. Электронный ресурс. Режим доступа: http://zankov.ru/

74. Змеев, С.И. Основы андрагогики [Электронный ресурс]: учеб.пособие для вузов. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013.

75. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.

76. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении. М.:ИП РАН, 1994. -237с.

77. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество - 2007. - №3 том 10.

78. Игумнов, К.Н. // Пианисты рассказывают, вып. 2. - М.: Музгиз, 1984. -239 с.

79. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -Санкт-Петербург: издательство «Питер», 2009.

80. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство / Ред. сост. К. Х. Аджемов. — М.: Музыка, 1979. — 166 с.

81. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений - Спб.: Питер, 2010 - 576с.

82. Исаев, Е. И. Педагогическая психология. Учебник / Е.И. Исаев. - М.: Юрайт, 2014. - 348 с.

83. Исаев, Е. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. Учебное пособие: моногр. / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - 432 с.

84. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество [Текст]// Вопросы психологии. 1988. №4. С. 25-33.

85. Каган, М.С. Музыка в мире искусств. - С.П.: Изд-во «Ш», 1996. - 232 с.

86. Кан-Калик, В.А. К разработке теории общего профессионального на-вторя личности специалиста в вузе // Формирование личности в вузе. Сб.науч.тр. - Грозный, 1980. С.5-13.

87. Кан-Калик, В .А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога // Автореф.дисс. ..докт.психологич.наук. - Л., 1985 -34 с.

88. Коган, Г. Вопросы пианизма // Избр. Статьи. - М.: Советский композитор , 1968. - 461 с.

89. Коган, Г. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Музыка, 1969. -343 с.

90. Коган, Г.М. Избранные статьи. - М., 1972. - Вып. 2.

91. Коган, П. Вместе с музыкантами / П. Коган. — М.: Сов. композитор, 1986. — 272 с.

92. Коган, М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

93. Козер, Л. Функции социального конфликта. М.,Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 200 с.

94. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии. Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. университет. — М. : Academia, 2007. — 256 с.

95. Корсакова, И.А. Музыкальная коммуникация в пространстве культур: моногр. / И.А. Корсакова, Н.И. Ануфриева, А.И. Щербакова; отв.редактор И.А. Корсакова. - М.: РГСУ, 2012. - 392 с.

96. Корто, А.О фортепианном искусстве. - М.: Музыка, 1965. - 364 с.

97. Костриков, К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Ч.1. (Истоки). - М.: Перспектива, 2009. - 256 с.

98. Костриков, К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Ч.2. (Становление). - М.: Перспектива, 2010. - 270 с.

99. Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под ре. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп. - Улан-Удэ: Издание Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.

100. Куперен, Ф. Искусство игры на клавесине. М.: Музыка, 1973. - 151 с.

101. Лабунская, Н.А. Студент в диалоге с преподавателем// Серия «Simposium", Диалог в образовании., Выпуск 22/ Сборник материалов конференции Санкт-Петербург: С-П философское общество, 2002

102. Лазутина, Т.В. Язык музыки: Монография/ Т.В. Лазутина; Рос.философ.о-во и др. - Екатеринбург: Изд. «Банк культурной информации», 2008. - 192 с.

103. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные педагогические труды.

104. Леонтьев, А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. - 365 с.

105. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

106. Либерман, Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. - М.: Музыка, 1988. - 236 с.: нот.

107. Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. М.: Музыка, 1983.

108. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.

109. Лосев, А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / А. Ф. Лосев. — М., 1995. -940с.

110. Лук, А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.

111. Любомудрова, Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1982. - 143 с.

112. Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений : Общие принципы развития и формообразования в музыке. Простые формы. [Учебник историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов] / В. Цуккерман. - Москва : Музыка, 1980. - 295 с.

113. Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1978. - 325 с.

114. Майкапар, С.М. Годы учения., М.-Л.:Искусство, 1938,200с

115. Майкапар, С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика / С. М. Майкапар. — Челябинск: MPI, 2006. — 224 с.

116. Макаров, Ю.А. Введение в педагогическую психологию: Учебно-методическое пособие / Ю.А. Макаров. - Москва: СИНТЕГ, 2015. -552 с.

117. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.

118. Мандель, Б. Р. Педагогическая психология. Ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. - М.: Феникс, 2014. - 384 с.

119. Маслоу, А.Х. Новые рубежи человеческой природы. - Москва, 2011.

120. Мастера советской пианистической школы. - М.: Музгиз, 1954. - 229 с.

121. Мастерство музыканта-исполнителя. Вып.2. - М.: Советский композитор, 1976. - 207 с.

122. Махмутов, М. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

123. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. - 266 с.

124. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254 с.

125. Методология педагогики музыкального образования / Ред. Э.Б. Абдуллин. - М.: Академия, 2006. - 272 с.

126. Мильштейн, Я.И. Константин Николаевич Игумнов. - М.: Музыка, 1975. - 472 с.

127. Мильштейн, Я.И. Советы Шопена пианистам. - М.: Музыка, 1967. -119 с.

128. Мильштейн, Я.И. Ф.Лист. - М., Музгиз, 1956. Ч. II. - 326 с.

129. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

130. Мудрик, А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

131. Музыкальное исполнительство. Вып. 6 // Сб. ст. / [Ред. коллегия: К.Х. Аджемов и др., Сост. Г.Я. Эдельман]. - М.: Музыка, 1970. - 308 с.

132. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 1-7 - М.: Советская энциклопедия, 1974.

133. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке / Дж. Мур. — М.: Радуга, 1987. — 432 с.

134. Надирова, Л.Л. Теоретические основы и методы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов. дисс. ... докт. пед. наук. Москва, 2000. - 426 с.

135. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 384 с.Национальная педагогическая энциклопедия. Электронный доступ: http://didacts.ru.

136. Нейгауз, Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. - М.: Советский композитор, 1975. - 528 с.

137. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музгиз, 1961. -320 с.

138. Николаев, А. Играет Гилельс. // Советская музыка, 1965, № 8, с.89.

139. Николаев, А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. Очерки / Ред. А. Николаев. - М.: Гос.муз.изд., 1961. - 238 с.

140. Николаева, Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. - М.: Прометей, 2002. - 236 с.

141. Оборин, Л. О некоторых принципах фортепианной техники // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. - М.: Музыка, 1968. С.73-81.

142. Ойстрах, Д. Ф. Встречи с Энеску / Д. Ф. Ойстрах // Советская музыка. -1961.- N08. - с.80-81.

143. Ойстрах, Д. Ф. Заметки музыканта / Д. Ф. Ойстрах // Советская музыка. - 1954.- N09.- с.21-24.

144. Основы духовной культуры (энциклопедический Словарь педагога). -Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. - 937 с.

145. Основы педагогики и психологии высшей школы. Учебное пособие / Ред. А.В. Петровский - МГУ, 1986. - 303 с.

146. Островская, Е.А. Некоторые аспекты партнерства в ансамбле с учащимися-инструменталистами // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - №4. С. 48-49

147. Пазовский, А.М. Записки дирижера.-М.:Советский композитор, 1966.-557с.;С157

148. Панферов, В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол.журн.1987. Т. 8. №4. С.51-60.

149.Петровский, А.В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.

150. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского М.: «Просвещение», 1973. - 288 с.

151. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - 2 изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 400с.

152. Пианисты рассказывают. Вып. 2. - М.: Музыка, 1984. - 240 с.

153. Пономарев, П.Я. Психология творчества. Изд.: Наука, 1976. - 304с.

154. Поршнев, Б. Социальная психология и история. М.,1969. - 213 с.

155. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.

156. Раабен, Л. Жизнь замечательных скрипачей / Л. Раабен. — М.: Музыка, 1967. — 312 с.

157. Раабен, Л. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов / Л. Раабен. — М.: Музыка, 1969. — 262 с.

158. Раабен, Л.Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке / Л. Н. Раабен. — М.: Музгиз, 1961. — 476 с.

159. Раабен, Л. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: исследование / Л. Н. Раабен. — Л.: Сов. композитор, 1986. — 197 с.

160. Раабен, Л.Н. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века / Л. Н. Раабен. — Л.: Сов. композитор, 1986. — 200 с.

161. Раабен, Л. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля / Л. Раабен. — Л., 1964. — 180 с.

162. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. Изд.: Классик-XXL, 2017. - 184 с.

163. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики. Изд.: Знание, 1980. -96 с.

164. Рахманинов, С.В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Литературное наследие, в 3-х т. Т.1 / Сост.-ред. З.А. Апетян. - М.: Советский композитор. 1978. - 648 с.

165. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М.: Прайм-Еврознак, 2016. - 576 с.

166. Реан А.А., Бардовская Н.В., Разум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

167. Рихтер, С. Несколько слов о советской музыке // Советская музыка, 1956. № 2.

168. Роджерс, К. Взгляд на на психотерапию. Становление человека. М.: 1994.

169. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.П. Горкин. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. -556 с.

170. Рубинштейн, А. Советская музыка, 1977. №2.

171. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1 - 488 с. - Т.2 - 328 с.

172. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 356 с.

173. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

174. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. - Л.: Советский композитор, 1961. - 270 с.

175. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М.-Л.: Музыка, 1964. - 187 с.

176. Сарычев, С. В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. - М.: Питер, 2016. - 224 с.

177. Светланов, Е.Ф. // Музыкальная жизнь, 1991. №№ 21, 22.

178. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.

179. Сластенин, В.А. О критериях формирования социально-активной личности будущего учителя // Формирование социально активной личности в условиях социализма. - М., 1983. - C. 147-154.

180. Сластенин В.А., Виленский М.Я. Реформа школы и готовность учителя к профессиональной деятельности: Вопросы методологии и теории // ТиПФК, 1985. №6. - С. 43-45.

181. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

182. Сорокина, Е.Г. Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. - М.: 1976.

183. Сорокина, Е.Г. Фортепианный дуэт. История жанра. - М.: Музыка, 1988. - 319 с.

184. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура. Изд.: Советский композитор, 1975. - 208 с.

185. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с. (Серия "Высшее психологическое образование") ISBN 5-9292-0055-6

186. Сорокер, Я. Скрипичные сонаты Бетховена, их стиль и исполнение / Я. Сорокер. — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 159 с.

187. Сосновский, Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов.— М.: Высшее образование, 2008. — 660 с. ISBN 978-5-9692-0239-9

188. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. - М.: Художественная литература, 1938. - 576 с.

189. Станиславский, К.С. Собр. соч. в 8 томах. - М.: Искусство. - Т.1, 1954. - 516 с. - Т.3, 1955. - 504 с.

190. Стравинский, И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии/ И. Стравинский. — Л.: Музыка, 1971. — 414 с.

191. Такман, Б. У. Педагогическая психология. От теории к практике / Б.У. Такман. - М.: Прогресс, 2015. - 572 с.

192. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: Academia, 2013. - 288 с.

193. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное развитие подростков / Л.В. Тарабакина. - М.: «Издательство Прометей», 2014. - 208 с.

194. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 336 с.

195. Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. - 248 с.

196. Фейгин, Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога: учебное пособие для музык.училищ / М. Э. Фейгин. - Изд. 2-3, перераб., доп. -М.: Музыка, 1975. - 408 с.

197. Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Музыка, 1965. - 516 с. Изд. 2-е доп. - 1969. - 598 с.

198. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.

199. Фенберг, С. Пианизм как искусство. Издание второе, дополненное. -М.: Музыка, 1969. - 599 с.

200. Фоминова, А. Н. Педагогическая психология / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2016. - 320 с.

201. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. - 624 с.

202. Фромм, Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994. - 240 с.

203. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. - №1. - Режим доступа: [http://noumvers.narod.ru/pub/kf_dip.htm от 02.01.2012].С.160

204. Хентова, С.М. Эмиль Гилельс / Предисл. Д.Д. Шостакович. - 2-е изд., доп . - М.: Музыка, 1967. - 279 с.

205. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. - СПб.: Издательство «Лань», 2002.

206. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И. Пискунов. - М.: Просвещение, 1971. - 560 с.

207. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

208. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.

209. Цыпин, Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства : Монография / Г.М. Цыпин. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 203 с. - Серия : Актуальные монографии.

210. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / Сост. Г.М. Цыпин; Белгор. гос. ин-т культуры и искусств. - Белгород: Белгор, обл. тип., 2007. - 412 с.

211. Цыпин, Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. - Дисс... док-ра пед. наук. - М.: МГПИ, 1977. - 361 с.

212. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. - М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

213. Цыпин, Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игры на фортепиано. - М.: МГПИ, 1975. - 105 с.

214. Шадт, К. В. Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины «Фортепианный ансамбль»: в системе современного музыкального образования: Автореферат дис. ... канд. пед. наук:13.00.02 / К. В. Шадт. — Спб., 2012. — 25 с.

215. Шафран, Д.Б. // Музыкальная академия. - М., 1992, № 3.

216. Шафран, Д.Б. // Музыкальная жизнь. - М., 1984, № 10.

217. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога / Е. Шендерович. — М.: Музыка, 1996. — 203 с.

218. Ширшов, В.Д. Духовно нравственное воспитание. Изд. Инфра-М, 2020. - 182 с.

219. Школяр, В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы. - М.: Флинта, 1999. - 88 с.

220. Школяр, Л.В. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 336 с.

221. Школяр, Л.В. Принципы отбора содержания и методов работы на музыкальных занятиях // Программа «Музыкальное искусство» - М., 1995. - 1250 с.

222. Штроо, В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. - М.: Юрайт, 2015. - 278 с.

223. Шуман, Р. Жизненные правила для музыкантов/Альбом для юношества.-СПб: Лань, 2006. - 88с.

224. Шуман, Р. О музыке и музыкантах. В 2-х т. Т.1 / Сост., ред., вст.ст., коммент. и указатели Д.В. Житомирского; пер. с нем. А.Г. Габричевского и Л.С. Товалевой. - М.: Музыка, 1975. - 407 с.

225. Шуман. Избранные статьи о музыке. - М.: Музгиз, 1956. - 400 с.

226. Щербакова, А.И. К проблеме осмысления звучащего пространства бытия / А.И. Щербакова // Гуманитарное пространство. - 2012. Т.1. -N06. - С.866-872.

227. Щербакова, А.И. Музыка. Человек. Культура: опыт социально-философского анализа: моногр. / А.И. Щербакова. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. - 306 с.Эйзенштейн С.М. Избр. Произв. В 6 т. Т.3. - М.: Искусство, 1964. - 672 с.

228. Щербакова, А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта / А.И. Щербакова. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2008. - 320 с.

229. Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования: учеб. пособие. Ч. I / А.И. Щербакова. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2008. - 256 с.

230. Щербакова, А.И. Философия музыки и музыкального образования: учеб. пособие. Ч. II / А.И. Щербакова. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2008. - 320 с.

231. Щербакова, А.И. Художественное образование как фундамент гуманитарной культуры личности / А.И. Щербакова // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, 25-26 ноября 2009 г. / Под ред. И.С. Кобозевой; Морд. Гос. пед. ин-т. -Саранск, 2010. - С. 152-153.

232. Энеску, Дж. Воспоминания. - М.-Л.: Музыка, 1966. - 316 с.

233. Юсупов, И.М. Психология эмпатии(теоретические и прикладные аспекты): автореферат дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 1995.

234. Яворский, Б.Л. Избранные труды. Том 2. Ч.1. / ред. Д.Д. Шостакович. -М.: Советский композитор, 1987. - 368 с.

235. Яков Флиер. Статьи. Воспоминания. Интервью / сост. Е.Б. Долинская, М.М. Яковлев. - М.: Советский композитор, 1983. - 272 с.

236. Якупов, А.Н. Музыкальное воспитание - всем! Об опыте организации массового музыкального воспитания в Магнитогорске. - М.: Советский композитор, 1990. - 104 с.

237. Янкелевич, Ю.И. Педагогическое наследие / Ю.И. Янкелевич. —М.: Постскриптум, 1993.— 312 с.

238. Coser L. Conflict: Social Aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. Ed. by D. Sills. 1968. Vol. 3. USA. P. 232-236.

239. Coser L. The Functions of Social Conflict. London: Routledge & Paul, 1968.

240. Sherif M. Social Interaction. Process and Products. 1967.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Зачетно-экзаменационные требования

Академическое прослушивание (II курс 3 семестр)

Исполнение части или нескольких частей камерно-ансамблевого сочинения (дуэта, трио, квартета или квинтета) предпочтительно классического стиля

Академическое прослушивание (II курс 4 семестр)

Исполнение части или нескольких частей камерно-ансамблевого сочинения (дуэта, трио, квартета или квинтета) предпочтительно романтического стиля

Экзамен (III курс 5 семестр)

Исполнение части или нескольких частей камерно-ансамблевого сочинения (дуэта, трио, квартета или квинтета)

Академическое прослушивание (III курс 6 семестр)

Исполнение части или нескольких частей камерно-ансамблевого сочинения (дуэта, трио, квартета или квинтета) предпочтительно западноевропейского композитора XX века

Академическое прослушивание (IV курс 7 семестр)

Исполнение части или нескольких частей камерно-ансамблевого сочинения (дуэта, трио, квартета или квинтета) предпочтительно отечественного композитора

Академическое прослушивание (IV курс 8 семестр)

Исполнение части или нескольких частей камерно-ансамблевого сочинения (дуэта, трио, квартета или квинтета) для подготовки к исполнению на государственной итоговой аттестации

Примерные экзаменационные программы

Академическое прослушивание (II курс 3 семестр)

Моцарт. Соната для скрипки и фп. G-dur, KV 301

Моцарт. Соната для скрипки и фп. e-moll KV 304

Моцарт. Соната для скрипки и фп. C-dur KV 296

Гайдн. Соната для скрипки и фортепиано № 1, G-dur

Гайдн. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано e-moll, 1 ч.

Академическое прослушивание (II курс 4 семестр)

Мендельсон. Соната для скрипки и фортепиано f-moll Шуберт. Сонатина для скрипки и фортепиано g-moll Шуман. Соната №1 для скрипки и фортепиано a-moll 1 ч. Григ. Соната № 1для скрипки и фортепиано F-dur, 1 ч. Вебер. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано g-moll, 1 ч.

Экзамен (III курс 5 семестр)

Дворжак А. Сонатина G-dur, соч. 100 Бетховен, Сонаты №№ 1,2, 4, 7 Николаев Л. Соната соль минор. Алябьев А. Трио (неоконченное). Еленек Й. Трио Ми-бемоль мажор.

Академическое прослушивание (III курс 6 семестр)

Онеггер. Соната для скрипки и фортепиано №2, 2 и 3 ч.

Пуленк Ф. Соната, первая часть.

Хиндемит П. Сонатина in Е., in C (1 и 2 части)

Шимановский К. Соната, первая часть.

Мессиан Тема с вариациями для скрипки и фортепиано

Академическое прослушивание (IV курс 7 семестр)

Глинка М. Соната для альта и фортепиано

Танеев С. Соната для скрипки и фортепиано

Гедике. Соната для скрипки и фортепиано A-dur, 1 или 2 и 3 ч.

Шнитке А. Сюита в старинном стиле.

Раков Н. Соната ми минор.

Академическое прослушивание (IV курс 8 семестр)

Григ Э. Сонатf для скрипки и фортепиано, соч. 45, 1 ч. Сен-Санс Соната для скрипки и фортепиано соч. 75, 1 и 2 ч. Бетховен Л. Трио: № 3, соч. 1. Ипполитов-Иванов М. Квартет Ля-бемоль мажор. Рахманинов С. Трио соль минор.

Примерные репертуарные списки

II КУРС

Сонаты для скрипки и фортепиано

Вебер К.М. Сонаты.

Гайдн Й. Сонаты.

Моцарт В.А. Юношеские Сонаты

Раков Н. Триптих

Шуберт Ф. Сонатины: Ре мажор, соль минор.

III КУРС

Сонаты для скрипки и фортепиано

Бах И.С. Сонаты: Ля мажор и соль минор Моцарт В.А. Сонаты ^ 301-306 Григ Э. Соната Фа мажор, соч. 8. Дворжак А. Сонатина Соль мажор, соч. 100. Мендельсон Ф. Соната фа минор, соч. 4. Раков Н. Сонатина №2

Сонаты для альта и фортепиано

Бах И.С. Соната Ре мажор, первая и вторая части. Соль мажор (переложение для альта Г. Талаляна). Стамиц Я. Соната Си-бемоль мажор Геништа-Борисовский И. Соната, первая часть. Мендельсон Ф. Соната до минор, первая часть. Мясковский Н. Соната № 2, ля минор, первая часть.

Сонаты для виолончели и фортепиано

Бах И.С. Соната Ре мажор, первая и вторая части. Бетховен Л. Вариации на тему Генделя. Гедике А. Соната, первая часть. Капп Э. Соната.

Трио, квартеты, квинтеты для струнных инструментов и фортепиано

Гайдн Й. Трио.

Моцарт В.А. Два дивертисмента для трио. Трио Соль мажор и До мажор, Квартеты Ми-бемоль мажор и соль минор

Алябьев А. Трио (неоконченное). Вебер К.М. Квартеты Си-бемоль мажор и фа минор. Еленек Й. Трио Ми-бемоль мажор. Ипполитов-Иванов М. Квартет Ля-бемоль мажор. Лахнер И. Трио для скрипки, альта и фортепиано, Римский-Корсаков Н. Трио до минор,.

IV КУРС

Сонаты для скрипки и фортепиано

Бах И.С. Сонаты: си минор, фа минор,

Моцарт В.А. Сонаты.

Бетховен, Сонаты №№ 1,2, 4, 7

Шуберт Ф. Сонатина ля минор. Дуэт Ля мажор.

Шуман Р. Соната ля минор.

Григ Э. Сонаты: Соль мажор, до минор. Дворжак А. Соната Фа мажор. Брамс И. Соната Ля мажор.

Вайнберг М. Сонатина ре минор; Соната до минор,

Гедике А. Соната Ля мажор.

Метнер Н. Соната си минор, первая часть.

Николаев Л. Соната соль минор.

Пуленк Ф. Соната, первая часть.

Раков Н. Соната ми минор.

Рубинштейн А. Соната фа-минор

Хачатурян К. Соната, соч. 1

Хиндемит П. Сонатина т Е., т С (1 и 2 части)

Шимановский К. Соната, первая часть.

Шнитке А. Сюита в старинном стиле.

Сонаты для альта и фортепиано

Бах И.С. Сонаты.

Брамс И. Соната фа минор.

Глинка М, Неоконченная соната ре минор.

Мясковский Н. Соната № 2, ля минор.

Мендельсон Ф. Соната до минор.

Мийо Д. Соната № 1

Онеггер А. Соната.

Рубинштейн А. Соната фа минор.

Фрид Г. Соната.

Шебалин В. Соната № 2, первая часть.

Шуман Р. Четыре пьесы для альта и фортепиано («Сказочные картины»).

Сонаты для виолончели и фортепиано

Бах И.С. Сонаты. Бетховен Л. Сонаты № 1 и 2,

Вариации на тему Генделя. Вариации на тему Моцарта.

Брамс И. Соната ми минор

Гедике А. Соната.

Гречанинов А. Соната

Григ Э. Соната ля минор, первая часть.

Кабалевский Д. Соната, первая часть.

Кодай 3. Сонатина.

Мендельсон Ф. Сонаты Ре мажор и Си-бемоль мажор.

Мясковский Н. Сонаты № 1 и 2.

Прокофьев С. Соната, первая часть.

Рубинштейн А. Соната, первая часть.

Сен-Сане К. Соната до минор, первая часть.

Тактакишвили О. Соната.

Шостакович Д. Соната, первая часть.

Трио, квартеты, квинтеты, секстеты для струнных инструментов и фортепиано

Алябьев А. Трио ля минор. Аренский В. Трио ре минор и фа минор Бабаджанян А. Трио.

Бетховен Л. Трио: № 1-3, соч. 1; соч. 11. Квартет ми-бемоль мажор. Бородин А. Квинтет.

Вебер К.М. Квартеты Си-бемоль мажор и фа минор.

Гайдн Й. Трио.

Галынин Г. Трио.

Гедике А. Трио соль минор.

Глинка М. Патетическое трио (в переложении для струнных

инструментов).

Гречанинов А. Трио.

Дворжак А. Трио, соч. 21, 96 ("Думки").

Ипполитов-Иванов М. Квартет Ля-бемоль мажор.

Лахнер И. Трио для скрипки, альта и фортепиано,.

Мендельсон Ф. Трио ре минор и до минор. Квартеты:до минор, фа минор, си минор.

Моцарт В.А. Трио. Квартеты соль минор и Ми-бемоль мажор.

Пейко Н. Квинтет.

Рахманинов С. Трио соль минор.

Рубинштейн А. Трио Си-бемоль мажор.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.