Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна

  • Печерская, Александра Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 167
Печерская, Александра Борисовна. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна

Введение.

Глава 1. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки в концертмейстерском классе как педагогическая проблема.

1.1. Историко-теоретические аспекты обучения концертмейстерскому мастерству.

1.2. Содержание, формы и методы подготовки студентов в концертмейстерском классе на музыкально-педагогических факультетах вузов.

1.3. Педагогические условия полифункциональной подготовки будущих учителей музыки.

Выводы по главе.

Глава 2. Содержание и результаты экспериментального обучения студентов музыкально-педагогического факультета в концертмейстерском классе.

2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента.

2.2. Логика и содержание формирующего эксперимента в концертмейстерском классе.

2.3. Результаты экспериментальной проверки эффективности полифункциональной подготовки будущих учителей музыки в концертмейстерском классе.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе»

Современная российская музыкально-педагогическая наука и образовательная практика значительное внимание уделяет вопросам формирования- и воспитания разносторонних, полифункциональных профессиональных качеств будущего учителя музыки.

Это предполагает разработку инновационных методов подготовки специалистов, готовых к непрерывному личностному росту, к решению новых проблем в постоянно меняющихся условиях, способных к выполнению не только традиционных, узкоспециальных обязанностей, но и к ведению широкой, многопрофильной профессиональной деятельности, отражающей всё многообразие видов и форм музыкального образования, эстетически-развивающих, духовно-формирующих, коммуникативных средств музыкального искусства.

Именно в единстве художественно-исполнительской и педагогической деятельности будущего учителя музыки, раскрывается механизм решения образовательных, воспитательных и просветительских задач, стоящих перед учителем и целостным учебно-образовательным процессом.

Опираясь на теоретический анализ и обобщение педагогического опыта работы в концертмейстерском классе музыкально-педагогического факультета вуза, мы констатируем необходимость полифункциональной подготовки студентов, будущих учителей музыки, понимаемой как двуединый процесс:

1) достижения высокого уровня художественно-исполнительской концертмейстерской подготовки, воплощаемой в творческой интерпретации музыкального произведения в процессе коллективного музицирования;

2) развития педагогических умений и навыков, реализуемых на основе творческого общения, межличностной коммуникации, становления исполнительского ансамбля, формирования просветительской направленности концертмейстерской деятельности, пробуждающей у учащихся интерес к изучению, исполнению и слушанию классической, современной и народной музыки, а также повышающей их эстетическую и духовно-нравственную культуру.

Не будет преувеличением сказать, что концертмейстерская и организационно-коммуникативная- деятельность учителя-музыканта — это основная часть его будущей профессиональной работы. От того, насколько совершенно и творчески он это делает, зависят результаты и оценка его учебно-воспитательной деятельности, профессиональный рост, формирование музыкальной и духовной культуры его учеников.

С одной стороны, дисциплине «Концертмейстерский класс» стало уделяться больше внимания ввиду растущей потребности в специалистах-музыкантах широкого профиля, способных профессионально, активно и творчески работать во всех областях музыкального образования и культуры. С другой же стороны, в музыкальной педагогике отмечается недостаток теоретико-методических исследований, выявляющих и разрабатывающих особенности подготовки музыканта в данной сфере с учетом современных расширенных профессиональных требований.

На практике педагоги выделяют и целенаправленно развивают традиционный комплекс узко-специфических концертмейстерских умений и навыков, не отражающий всех профессиональных и организационно-творческих аспектов феномена концертмейстерства, представляющего собой полифункциональную, многопрофильную художественно-исполнительскую и педагогическую деятельность. В ходе исследования не было обнаружено исследований, в которых был бы осуществлен поиск условий, подходов, методов, видов и форм организации подобной работы в концертмейстерском классе в системе музыкально-педагогического образования.

Таким образом, в организации работы студентов-музыкантов в концертмейстерском классе обозначился ряд противоречий между:

- осознанием необходимости организации комплексной учебно-познавательной, практической художественно-исполнительской и методической деятельности, внедрения инновационных подходов к преподаванию дисциплины «Концертмейстерский класс» • в вузе ■ и отсутствием обоснованных фундаментальных теоретико-методических работ в области формирования полифункциональной подготовки будущих учителей музыки в процессе обучения в концертмейстерском классе;

- многоаспектными требованиями к организационно-педагогической и художественно-исполнительской деятельности учителя- музыки и отсутствием научно обоснованного, теоретически, методически и практически разработанного комплекса художественно-исполнительской и педагогической подготовки в концертмейстерском классе, реализация которой могла бы способствовать совершенствованию содержания учебного процесса в концертмейстерском классе на музыкально-педагогическом факультете вуза.

На основании названных противоречий и возможностей их разрешения сформулирована проблема исследования, суть которой заключается в выявлении и научно-методическом обосновании педагогических условий-полифункциональной подготовки будущих учителей музыки.

Степень разработанности проблемы.

Проблеме профессиональной- подготовки педагога-музыканта в вузе посвящены труды многих известных ученых. Важное место занимают работы, посвященные психолого-педагогическим проблемам общего и специального музыкального образования, представленные в трудах Ю.Б.Алиева, Т.Л.Беркман, Т.С.Комаровой, Л.А.Рапацкой, Л.И.Уколовой.

Вопросы обновления содержания учебно-воспитательной деятельности и поиск путей ее оптимизации рассматривается в исследованиях Ю.Б.Бабанского, И.Н.Немыкиной, В.А.Сластенина, П.А.Хазанова.

Сущность феномена развивающего обучения исследована в трудах В.В.Давыдова, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина.

Творческий подход к преподаванию музыкального искусства исследуется в трудах Б.В.Асафьева, Д.Б.Кабалевского, А.А.Мелик-Пашаева, В.Г.Ражникова.

Проблеме всестороннего развития личности и интеллекта учащихся в процессе музыкальной деятельности посвящены исследования Л.А.Баренбойма, Г.М.Когана, В.И.Петрушина, С.И.Савшинского, Г.М.Цыпина, Б.Л.Яворского.

Следует отметить, что вопросы теоретико-методической подготовки музыканта в области концертмейстерского мастерства долго находилась вне сферы пристальных научных изысканий. Не могло не сказаться, что специальный курс аккомпанемента был включен в учебный план консерватории только в 1939г., а методологический компонент концертмейстерского обучения, представленный трудами Н.А.Крючкова и А.А.Люблинского, начинает складываться лишь в 70-ые годы XX века.

В последнее время в музыкальной педагогике заметно вырос интерес к проблеме совершенствования концертмейстерского мастерства в процессе обучения. Этому посвящены исследования Т.И.Карнауховой, Е.И.Кубанце-вой, Ю.Г.Мирлас, Д.А'.Науказ, М.А.Смирнова, Е.М.Шендеровича.

Однако большинство работ, касающихся аккомпаниаторской направленности обучения, основывается на стандартных способах решения сугубо исполнительских проблем. В то же время отсутствуют научно-практические исследования, в которых бы концертмейстерская подготовка рассматривалась во всем многоаспектном комплексе требований к музыкально-педагогической профессиональной деятельности будущего учителя-музыканта.

Таким образом, анализ исследовательских и учебно-методических трудов в области профессионального музыкального образования показывает, что проблема формирования полифункциональной подготовки педагогов-музыкантов и концертмейстеров в вузе не решена на теоретико-методическом и организационно-практическом уровне, не имеет до настоящего времени научно-обоснованного и экспериментально-апробированного решения.

Выявленные противоречия обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки (на материале работы в концертмейстерском классе)».

Объект исследования — инструментальная подготовка будущих учителей музыки в концертмейстерском классе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования полифункциональной подготовки будущих учителей музыки в' концертмейстерском классе музыкально-педагогического факультета вуза.

Цель исследования состоит в разработке, научном обосновании и апробации педагогических условий полифункциональной подготовки будущих учителей музыки в концертмейстерскомжлассе.

В основу диссертационного исследования положена следующая гипотеза:

- реализация современных образовательных и социокультурных требований, предъявляемых к содержанию концертмейстерской и* педагогической деятельности учителя музыки, возможна в процессе поиска такой структуры и содержания учебных занятий в концертмейстерском классе, которые формируют у студентов универсальные профессионально-значимые музыкально-теоретические знания, исполнительские умения^ и навыки, организационно-коммуникативные способности, необходимые для организации различных видов и форм художественно-творческой и культурно-досуговой деятельности обучающихся;

- вся совокупность профессиональных требований к будущему учителю музыки может получить целостное теоретико-методическое и практическое отражение в структуре и содержании инструментального обучения при разработке и реализации специальных педагогических условий формирования поли функциональной - художественно-исполнительской и педагогической подготовки будущих учителей музыки в процессе обучения в концертмейстерском классе на музыкально-педагогическом факультете вуза;

- эффективность полифункциональной подготовки студентов будет достигнута, если внедрять на учебных занятиях систематизированную методику работы над вокально-хоровым репертуаром, формировать интонационно-стилевой подход к процессу изучения музыкального произведения, развивать у студентов навыки творческого общения, ансамблевые, коммуникативные и организаторские качества, воспитывать творческую самостоятельность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были определены основные задачи исследования:

1. Осуществить аналитический обзор становления и совершенствования теории, и методики инструментальной подготовки в концертмейстерском классе.

2. Уточнить особенности понятия «концертмейстерское мастерство».

3. Выявить и охарактеризовать особенности учебно-познавательной и художественно-исполнительской работы студентов музыкально-педагогического факультета в контексте их многопрофильной, полифункциональной профессиональной подготовки.

4. Выявить и научно обосновать педагогические условия полифункциональной подготовки будущих учителей музыки в процессе обучения в концертмейстерском классе.

5. Разработать и экспериментально апробировать авторскую методику полифункциональной подготовки студентов в рамках дисциплины «Концертмейстерский класс» на музыкально-педагогическом факультете вуза.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса (Н.Б.Крылова, В.С.Леднев, А.В.Петровский, В.В.Сериков); интонационно-стилевой подход в музыкальной педагогике как культурологический фактор формирования музыкального сознания учащегося (Б.В.Асафьев, М.К.Михайлов, А.И.Николаева, Е. Д.Критская, Б. Л. Яворский); концепции музыкально-педагогического образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, А.А.Аронов, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский); концепции развивающего обучения, разработанные в общепедагогических (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин) и музыкально-педагогических трудах Г.М.Цыпина; педагогические концепции и технологии профессиональной подготовки педагога-музыканта (Л.Г.Арчажникова, Н.К.Бакланова, Е.А.Бодина, А.А.Вербицкий, А.Н.Малюков, Л.И.Уколова, Л.В.Школяр); методические системы и технологии обучения фортепианному исполнительству (А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.Г.Каузова, Е.Я.Либерман, А.В. Малинковская, С.М.Майкапар, К.А.Мартинсен, Я.И.Мильштейн, А.И.Николаева); научно-методические труды в области теории и практики подготовки концертмейстера (А. А. Люблинский, В.И.Пустовит, Е.М.Шендерович).

Методы исследования включали в себя: анализ психолого-педагогической, музыкально-методической литературы; изучение и обобщение передового практического, в том числе, собственного опыта преподавания автора на музыкально-педагогическом факультете; наблюдение за учебно-творческой деятельностью студентов на занятиях в концертмейстерском классе и систематический анализ их выступлений; - проверку учебного и творческого роста испытуемых путем тестирования, анкетирования и статистического анализа результатов контрольных срезов; опытно-экспериментальную работу.

Базой исследования явились кафедры инструментального исполнительства, пения и хорового дирижирования музыкально-педагогического факультета ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось с 2004 по 2009 годы и состояло из нескольких этапов.

Первый этап (2004-2005 гг.) носил аналитико-поисковый характер, включал изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-методической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обработку, систематизацию и обобщение теоретических материалов. Одновременно формировался и уточнялся понятийный аппарат исследования.

Второй этап (2005-2008 гг.) - составил проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. На данном этапе были разработаны и апробированы педагогические условия совершенствования подготовки будущих учителей музыки в концертмейстерском классе, определены и проверены критерии диагностики качества достижения будущими учителями музыки полифункциональной подготовки в процессе экспериментального обучения.

Третий этап (2008-2009 гг.) носил обобщающий характер и включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследования; обработку, систематизацию и оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- осуществлен анализ и обобщение профессионального опыта становления и развития концертмейстерского мастерства, основанного на интеграции теоретико-методических и практических компонентов образовательного процесса в концертмейстерском классе;

- уточнено понятие «концертмейстерства», как полифункционального, многопрофильного художественно-исполнительского и педагогического феномена, занимающего центральное место в системе профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

- определены основные элементы содержания, формы и методов подготовки студентов, включающие музыкально-эстетическую, организационную и практическую стороны профессиональной деятельности учителя музыки (навык аккомпаниаторской работы с солистом; различными вокально-хоровыми и инструментальными составами исполнителей; владение основами творческого общения и музыкальной коммуникации; формирование исполнительского ансамбля, воспитание творческой самостоятельности);

- выявлена группа педагогических условий (внедрение на учебных занятиях систематизированной методики работы над вокально-хоровым произведением, способствующей формированию профессиональных концертмейстерских навыков будущего учителя музыки; формирование интонационно-стилевого подхода к освоению вокально-хорового и инструментального репертуара и, как следствие, усиление мотивации и интеллектуализации процесса обучения в концертмейстерском классе; развитие у студентов навыков творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, необходимых для будущей педагогической и концертмейстерской деятельности; воспитание у студентов творческой самостоятельности на основе анализа и обобщения знаний и умений, полученных на занятиях в , концертмейстерском классе). Что обеспечивает эффективный рост исполнительской, образовательной, педагогической подготовки будущих учителей музыки в процессе профессионального обучения в концертмейстерском классе;

- разработана авторская методика полифункциональной подготовки будущих учителей музыки в концертмейстерском классе, интегрирующая в себе художественно-исполнительскую аккомпаниаторскую и педагогическую составляющие и включающая последовательность следующих этапов: овладение приемами и методами-работы над вокально-хоровым репертуаром; выбор интонационно-стилевого подхода к изучению музыкального произведения; развитие у студентов» навыков интерактивного общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств; формирование творческой самостоятельности.

Результатом внедрения данной методики явилась сформированность у студентов целого комплекса таких профессионально-значимых качеств, как музыкально-педагогическое мышление, музыкально-ансамблевая коммуникация, артистизм, личностно-профессиональная позиция, отвечающих всему современному многофункциональному спектру требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя музыки.

Теоретическая значимость:

- выявлены актуальные проблемы организационно-педагогической и художественно-исполнительской аккомпаниаторской подготовки студентов, будущих учителей музыки, в высших учебных заведениях, получившие освещение сквозь призму фундаментальных методологических подходов и теоретических основ музыкальной педагогики, музыкознания, психологии;

- сформулированы основные теоретические положения, определено содержание профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов в концертмейстерском классе. В исследовании исчерпывающе и концентрированно отражено всё функциональное многообразие профессиональной деятельности учителей музыки на современном этапе;

- выявлена и систематизирована группа педагогических условий, являющихся основой формирования будущей полифункциональной практической деятельности учителей музыки.

Практическая значимость:

- выявленные закономерности полифункционалыюй подготовки будущих учителей музыки в концертмейстерском классе могут быть использованы в процессе учебных занятий в высших учебных заведениях музыкального и музыкально-педагогического профиля, а также в средних специальных учебных заведениях (музыкальных и музыкально-педагогических колледжах);

- выделенные и методически обоснованные направления содержания образовательного процесса в концертмейстерском классе на музыкально-педагогическом факультете создают условия для активизации и систематизации учебной и исполнительской (концертной, просветительской) деятельности студентов в рамках профессиональной подготовки в вузе;

- выявленные условия, теоретико-методические и практические рекомендации в совокупности формируют содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Концертмейстерский класс» для средних специальных и высших учебных заведений, а также курсов повышения квалификации и переподготовки учителей музыки и концертмейстеров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на фундаментальные научно-методологические положения и музыкально-педагогические концепции, на разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам настоящего труда, большим фактическим материалом, полученным в ходе экспериментальной работы. Подтверждается достоверностью результатов труда, высокой валидностью педагогического эксперимента, а также успешным внедрением в практику основных теоретико-методических и практических результатов.исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Музыкально-эстетическое, организационное и практическое содержание подготовки студентов в концертмейстерском классе должно" строиться с учетом принципа полифункциональности и должно отражать весь спектр многофункциональной профессиональной деятельности учителя музыки. Последняя должна включать в себя:

- комплексную аккомпаниаторскую деятельность, связанную с исполнением классического, современного и школьного репертуара с солистами, ансамблями, инструменталистами и хоровыми коллективами, а также музыкальное сопровождение театральных и литературных постановок;

- учебно-воспитательную работу, направленную на развитие общих и специальных музыкальных способностей, умений и навыков, формирование творческих, ансамблевых, артистических, волевых качеств учащихся, повышение их духовно-нравственной культуры;

- коммуникативно-организаторскую и просветительскую формы работы, проявляющихся в организации коллективной музыкально-исполнительской деятельности, осуществляемой совместно с учениками, становление интонационно-стилевого опыта постижения музыки и повышения уровня их музыкальной культуры.

2. Деятельность концертмейстера понимается как феномен, включающий в себя:

- аккомпаниаторскую практику, связанную с исполнением широкого репертуарного спектра с солистом и различными составами исполнителей;

- педагогическую деятельность, компонентами которой являются обучающие, репетиционные, просветительские и организационные действия.

3. Система (цель, структура, содержание, результат) исполнительской и педагогической подготовки в концертмейстерском классе, включает в себя совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

- подбор и дифференциация по степени сложности учебно-музыкального материала, состоящего из лучших образцов классического и современного репертуара;

- использование действенных форм работы в процессе занятий в концертмейстерском классе (обучение основам чтения с листа многострочной партитуры, транспонирования и упрощения фактуры, эскизное изучение вокально-хоровой и инструментальной музыки, анализ текстовой и внетекстовой информации музыкального произведения, формирование практических навыков управления певческой деятельностью, проведение ансамблевых репетиций);

- формирование у студента представления о профессиональной концертмейстерской работе учителя музыки, её роли, значении для организации эффективной и разносторонней музыкально-педагогической деятельности в системе музыкально-эстетического образования;

- организация самостоятельной поисково-аналитической деятельности студентов на основе комплексного подхода к решению исполнительских задач, проверке получаемых знаний и умений на этапе самостоятельной, творческой работы.

4. Методика полифункциональной- подготовки включает в себя следующие этапы:

- целевой, на котором ставятся задачи обеспечения качества полифункциональной подготовки будущего учителя музыки в концертмейстерском классе;

- планирования, на котором осуществляется выбор и анализ музыкально-дидактического материала, основанного на принципах доступности, поэтапного усложнения, художественной значимости, жанрового и стилевого разнообразия;

- собственно методический, позволяющий овладевать на учебных занятиях системой методов работы над вокально-хоровым и инструментальным произведением, способствующих формированию профессиональных концертмейстерских навыков будущих учителей музыки;

- формирующий интонационно-стилевой подход к изучению музыкального репертуара, включающий в себя навык интонационно-стилевого анализа, накопление «стиле-слухового» тезауруса музыкального языка изучаемого произведения;

- развивающий у студентов коммуникативные, креативные, организаторские качества на базе творческого общения, необходимые для формирования инициативного музыкально-педагогического мышления и личностно-профессиональной позиции;

- воспитывающий у студентов творческую самостоятельность, включающую в себя развитие познавательных интересов, формирование обобщающих представлений о специфике концертмейстерской и педагогической деятельности, знание принципов учебной и репетиционной работы над аккомпанементом, оптимизацию процесса самоподготовки;

- технологический, включающий в себя ряд музыкально-технических упражнений, направленных на развитие аккомпаниаторских и педагогических приемов работы (навык чтения с листа многострочной' партитуры, упрощение фактуры аккомпанемента, сочинение стилизованного аккомпанемента, сложно-составные инструментально-вокальные и. дирижерские показы, моделирование репетиционной деятельности, составление словесной аннотации к исполняемому произведению).

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям: в ходе опытно-экспериментальной работы с 2004 по 2009 гг. на базе ГОУ ВПО. «Московский городской педагогический университет»; через, публикации научных и методических материалов в межвузовских сборниках и изданиях ВАК РФ; в выступлениях с докладами на кафедре инструментального исполнительства и кафедре* пения и хорового дирижирования МГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях; в числе которых: международная-практическая конференция «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б.Кабалевского» (Москва, 2004), научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ «Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице» (Москва, 2006), научно-практическая, конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность» (Москва, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений. Основной текст составляет 157 страниц, включая таблицы и рисунки. Список литературы включает 174 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Печерская, Александра Борисовна

Выводы по Главе 2.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила основную гипотезу исследования о том, высокая эффективность и целесообразность предложенных нами методических и организационно-педагогических инноваций, позволяет значительно усовершенствовать структуру, содержание и, соответственно, результаты учебного процесса в концертмейстерском классе на музыкально-педагогическом факультете вуза.

Полифункциональная подготовки студентов - будущих учителей музыки, позволяет оснастить их систематизированными и комплексными знаниями, умениями, навыками, качествами, составляющими фундамент для осуществления всех направлений, видов и форм художественно-исполнительской, образовательной, воспитательно-просветительской, деятельности в общеобразовательной школе и в области музыкально-педагогического образования в целом.

Контрольные проверки показали, что участники экспериментальной группы имеют высокие результаты развития по следующим направлениям:

- уровень художественно-исполнительской аккомпаниаторской и ансамблевой подготовки;

- владение методикой работы над вокально-хоровыми произведениями;

- использование интонационно-стилевого подхода к освоению педагогического и концертного репертуара;

- степень профессиональной мотивации и интеллектуализации процессов обучения, подготовки и проведения мероприятий образовательной и социокультурной направленности;

- использование навыков творческого общения, организационно-коммуникативных качеств и воспитательно-просветительских качеств;

- проявление творческой самостоятельности, инициативности, мобильности мышления и действий, ответственности, дисциплинированности.

В процессе осуществления комплексной методической, организационно-педагогической и художественно-исполнительской деятельности практически все студенты экспериментальной группы проявили глубокие познания и практические умения в вопросах развития специальных музыкальных способностей, художественно-исполнительских умений и навыков, также отмечен рост личностно-развивающих и творческих результатов.

Анализируя результаты наблюдения и статистические данные контрольных проверок студентов контрольной группы, становится очевидно, что подобных высоких и разносторонних художественно-исполнительских и организационно-педагогических результатов они достичь не смогли, так как еще на этапе обучения, во-первых, не были ориентированы на подобную полифункциональную концертмейстерскую и педагогическую деятельность, которая составляет профессиограмму учителя-музыканта. Во-вторых, не разбирали углубленно на теоретическом, методическом и практическом уровне все традиционные и возможные инновационные виды, формы, методы, способы, средства осуществления профессиональной деятельности учителя музыки в процессе профессиональной подготовки в концертмейстерском классе.

140

Заключение.

В заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.

1. Осуществлен анализ становления и развития методологии и практики преподавания дисциплины «Концертмейстерский класс».

2. Уточнено понятие концертмейстерской деятельности, как полифункционального, многопрофильного художественно-исполнительского и педагогического процесса, требующего учебно-практической реализации заложенного в нем развивающего потенциала.

3. На основе теоретического анализа содержания и методов преподавания дисциплины «Концертмейстерский класс» доказана правомерность понимания данного вида обучения, как комплексной методической структуры, являющейся основой для формирования профессионально-значимых качеств будущего учителя музыки.

4. Охарактеризованы особенности учебно-познавательной и художественно-исполнительской работы студентов, ориентированные на осуществление будущими учителями музыки всего спектра необходимых профессиональных требований и компетенций: ведение аккомпаниаторской, организаторской и просветительской деятельности, осуществление учебно-воспитательной работы.

5. Выявлена группа педагогических условий, способствующих процессу совершенствования исполнительской и педагогической подготовки студентов в концертмейстерских классах на музыкально-педагогических факультетах вузов:

- овладение на учебных занятиях систематизированной методикой работы над вокально-хоровым произведением, способствующей формированию профессиональных концертмейстерских умений будущего учителя музыки;

- внедрение интонационно-стилевого подхода к освоению вокально-хорового и инструментального репертуара;

- развитие у студентов навыков творческого общения, ансамблевых, коммуникативных и организаторских качеств, необходимых для. будущей педагогической и концертмейстерской деятельности;

- воспитание у студентов творческой самостоятельности на основе анализа и обобщения знаний и умений, полученных на занятиях в концертмейстерском классе.

В ходе исследования показана необходимость реализации названных педагогических условий в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами и различными формами организации учебной деятельности.

6. Разработана методика поли функциональной подготовки, включающая в себя этапы: целевой, на котором ставились задачи обеспечения качества полифункциональной подготовки; планирования, где осуществлялся выбор и анализ музыкально-дидактического материала; методический, где студенты овладевали системой методов работы над вокально-хоровым произведением; формирующий интонационно-стилевой подход к изучению музыкального репертуара; развивающий у студентов коммуникативные, ансамблевые, и организаторские качества; воспитывающий творческую самостоятельность; технологический, включавший в себя ряд музыкально-технических упражнений.

7. Полученные в ходе экспериментального исследования данные подтвердили эффективность предложенной автором методики полифункциональной подготовки студентов в концертмейстерском классе, опирающейся на разработанные в ходе исследования педагогические условия. Использование предложенной методики, построенной с учетом аккомпаниаторской и педагогической направленности обучения, способствует эффективному развитию всего комплекса профессиональных умений и навыков, необходимых будущему специалисту, решает принципиально важные задачи, стоящие сегодня перед учителем музыки в его практической работе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна, 2009 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». -М.: МИРОС, 1992. - 71 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. М.: Прометей, 1990.- 188 с.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высших педагогических учебных заведений. Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. - 336 с.

4. Адищев В.И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX начала XX века: теории, концепции, практика: монография. - М.: Музыка, 2007. - 344 с.

5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.- 168 с.

6. Алиев Ю.Б. Подросток музыка — школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. -М., 1976. - С. 54 - 60.

7. Ананьева М.В. Искусство формирования нравственно-ценностных ори-ентаций личности // Искусство и образование №2. М., 2008. - С. 74-77.

8. Ананьева М.В. Развитие волевых навыков у студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов. Дисс. . канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008. 142 с.

9. Антонова М.А. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования // Искусство в школе № 5. -М., 2008.-С. 75-77.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. «музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

11. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984. - 110 с.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2, второе издание. -М., 1971.-376 с.

13. Астрова Л.И. Вокальная речь как искусство слова и музыки // Материалы научных конференций памяти А.В.Михайлова. Вып. 2 /Редактор-составитель Е.И.Чигарева. — М., Московская Государственная Консерватория им. П.И.Чайковского, 2008. -256с. С. 109 130.

14. БабюкВ.Л. Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII XX веков (фортепианно-вокальный аспект). - Челябинск, 2005. - 124 с.

15. БабюкВ.Л. Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII XX веков. Автореф. дис.канд. исскуств наук. - Магнитогорск 2003.

16. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Дисс. . д-ра пед. наук. -Тамбов, 2003,-288 с.

17. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. Москва, Издательство Московского государственного университета культуры. 1996. 114 с.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.

19. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. - 200 с.

20. Бах Ф.-Э. Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде. Вторая часть, в которой излагается учение об аккомпанементе и свободной фантазии. — Берлин, 1762.

21. Беркман T.JI. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1977. 102 с.

22. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. СПб., 1905. - Вып. IV. - 329 с.

23. БиблерВ.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991.-413 с.

24. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983. - 173 с.

25. Борисова Н.М. Содержание урока по концертмейстерскому классу на музыкально-педагогическом факультете пединститута. — В сб.: Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. М.: Изд-во МГПИ, 1982. С. 130-140.

26. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2009. - 352 с.

27. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. Книга 1. Ритмика. — М., 1972,-345 с.

28. Величко С.Н. О роли психологии в работе педагога концертмейстерского класса: Науч.-метод. работа. М.МГК им. П.И.Чайковского, 1996. - 14 с.

29. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.

30. Визная И.А. Аккомпанемент. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. -М.: Издательский дом «Классика XXI», 2009. 16 с.

31. Виноградов К.М О работе оперного концертмейстера. В кн.: О работе концертмейстера: Сб. статей под ред. М.А.Смирнова. - М.: Музыка, 1974.-С. 111-134.

32. Винокур Л.И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента: Учебно-методическое пособие. Часть 1. — М. Издательство МГПИ, 1978. -46 с.

33. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. -М., 2003. 168 с.

34. Выготский JI.C. Психология искусства. / Предисловие А.Н.Леонтьева. -М.: Искусство, 1986. 573 с.

35. Гайденко П.П. Человек и история в свете «философской коммуникации» К.Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978. - С. 98-134

36. Горошко Н.И. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: Дисс. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 147 с.

37. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. - 94 с.

38. Грибкова О.В. Творческое общение в исполнительской деятельности дирижера-хормейстера. Монография. М.: Издательство АС-Траст, 2008.- 187 с.

39. Грибкова О.В. Формирование творческого общения в условиях дирижерско-хоровой деятельности студентов. Дисс. . канд. пед. наук. -Москва, 2003.

40. Григорьев А.Ф. Формирование концертмейстерского мастерства учителя музыки в системе непрерывного педагогического образования. Дисс. . канд. пед. наук. Краснодар, 2004.

41. Гройсман А.Г. Педагогические условия эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности. Дисс. . канд. пед. наук. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 2005.

42. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика. 1986.-240 с.

43. Дорошенко С.Н. Диалоговое и проблемное обучение на уроках музыки: взаимопроникновение педагогических технологий // Искусство и образование, №1. М., 2009. - С. 80-83.

44. Еремина Е.И. Влияние самообучения на развитие творческой активности будущего специалиста: Дисс. . канд.пед.наук. Воронеж, 2000.- 167 с.

45. Живов JI.M. Исполнительские традиции Шаляпина и задачи пианиста-концертмейстера. Раздел III: Камерный репертуар: Научно-методическая работа. М.: МГК им. И.И.Чайковского, 1977. — 59 с.

46. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987. 160 с.

47. Загвязинский В.И., Бабкина B.C. Принципы исследования самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы самостоятельной учебной деятельности студентов. Саратов, 1986. - С. 8-15.

48. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся-музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности: Автореферат дис . канд.пед.наук. -М., 1988.-20 с.

49. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова). -М.: Гардарики, 2002. -431 с.

50. Иоффе Е.Г. Пути развития профессионального слуха музыканта: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1982.

51. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. -206 с.

52. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981.-96 с.53

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.