Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки: на материале алжирской традиционной музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Буаттура Насер-Эддин
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат наук Буаттура Насер-Эддин
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирского
музыкального фольклора в процессе вузовской подготовки
1.1. Артистизм как приоритетное качество личности
музыканта-инструменталиста: сущность и структура
1.2. Народно-исполнительское искусство Алжира
в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях
1.3. Модель формирования артистизма музыканта-инструменталиста
средствами алжирской традиционной музыки
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению эффективности модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами
алжирской традиционной музыки
2.1. Констатирующий этап экспериментального исследования (социологические опросы, инструментарий и процедура диагностики)
2.2. Формирующий этап экспериментального исследования
(содержание и результаты)
Заключение
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций2015 год, кандидат наук Тюменева, Татьяна Сергеевна
Артистизм как феномен музыкального искусства: на материале музыки для баяна и аккордеона2010 год, кандидат искусствоведения Комаров, Владимир Александрович
Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Сахнова, Ирина Владимировна
Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста2004 год, доктор психологических наук Сулейманов, Рамиль Фаилович
Формирование артистизма личности будущего учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Гарипова, Гузель Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки: на материале алжирской традиционной музыки»
Введение
Актуальность исследования. Феномен культурной глобализации, при всей противоречивости производимых им духовно-миграционных преобразований, заставил мировое сообщество обратить более пристальное внимание на исконно-национальные инструментальные традиции каждого народа. Их невероятная «востребованность» в самоопределении этнических составляющих любой, в том числе и алжирской музыкальной культуры, где социализация художественных тенденций возвела в особый ранг «образ» творца звучащих в народно-исполнительской среде инструментальных идей, послужило важнейшим ориентиром в деле эпохального возрождения искусства устно-профессиональной традиции, а также архаических пластов местного фольклора.
Фольклорное музыкальное творчество характеризуется умением создавать различные исполнительские варианты распространенных песен, танцев и т.п. в стиле конкретной традиции, что позволяет, в свою очередь, судить о заложенном в нём и еще не до конца раскрытом художественно-исполнительском потенциале, неотделимом от проявлений музыкального артистизма. Нет необходимости разъяснять, что познание его национальной специфики в своеобразных сочетаниях технических и выразительных средств музыкально-экспрессивного высказывания, их жанрово-стилевой характерности как знак приобщения к культурно-историческому опыту своего народа, несомненно, является важной составной частью профессионального облика современного музыканта-исполнителя.
Всё острее и глубже осознаваемые прогрессивно настроенной творческой личностью ценности аутентичных форм музыкального фольклора и других самобытных черт креативности национального духа каждый раз по-новому ставят вопрос о путях соприкосновения с ними, где под определенным углом зрения рассматривается то, что несёт в себе активно-созидательное и преобразовательное начало в постижении преемственной цепочки «от
национального к общечеловеческому», от индивидуально преломленного эмоционально-художественного опыта в творениях разных народностей - к вершинам музыкального артистизма.
Ведь сущность любой выразительной игры, в том числе и на традиционных музыкальных инструментах, заключается в оживлении каждого звука и «проживании» его через себя, где то или иное исполнительское средство диктуется развитой личностно-эмоциональной сферой художественно одаренного субъекта. Последний, будучи постоянно увлеченным идеей поиска собственных средств индивидуального выражения, которая неизменно присутствует во всех его творческих начинаниях, как никто другой, ощущает свою сопричастность к духовно-практическим достижениям своего народа, а, значит, испытывает настоятельную потребность к контактному взаимодействию с ними.
Независимо от сферы деятельности каждого практикующего артиста-музыканта, генезис исполнительской культуры, в целом, включает в себя два основных слоя: динамику профессионального становления искусства музицирования и историю развития в нём индивидуально-творческого начала, где художественные качества любой интерпретации всегда обеспечиваются соответствием между силой звука и силой чувства. И, при всех стараниях передать как можно ярче и убедительнее звуковые образы, идущие от содержательного замысла произведения, все они так или иначе порождаются его индивидуальными эмоциями как следствием музыкально-эстетических реакций на мир художественных явлений и взаимоотношения с ним.
Если же учесть, что в наши дни музыкально-исполнительское искусство устной традиции переживает определённый кризис своего нелёгкого существования в пёстром калейдоскопе музыкальных стилей и жанров, то любое движение на пути к его культурному возрождению внутри общества, а тем более обусловленное сознательной апелляцией творческой личности к «секретам» большого мастерства его именитых представителей, может
расцениваться не иначе, как позитивная установка на изначально успешный в художественном плане результат.
Подобный интерес, вдохновляемый и подпитываемый узнаваемыми образами родного музыкального искусства, вполне объясним с позиций устойчивой потребности к активному самовыражению в недрах усваиваемых звуковых реалий. И тут в действие вступает музыкальный артистизм как одна из форм бытия в исполнительском пространстве, где обретение определенных навыков совершается с высоты художественного эталона, хорошо известного в той или иной артистической среде, что, впрочем, ни в коей мере не вступает в противоречие с желанием музыканта удерживаться в рамках своей исполнительской «школы».
С этой точки зрения наличие артистических способностей в нашем понимании определяется умением исполнителя в звуках выражать своё душевное состояние, свои мысли и чувства в процессе духовно-личностного контакта с исполняемой музыкой. Такая необычайная эмоциональная подвижность, сопрягаемая с особенностями исполнительского аппарата, свидетельствует в пользу артистической способности к сценическому перевоплощению, что находит своё выражение в яркой, впечатляющей «энергетике» музыкального исполнения, наполненного внутренней экспрессией в движении «логики чувств» от замысла к его осуществлению.
Наряду с этим, обращение к истокам традиционного музыкального исполнительства и его преемственным взаимосвязям в алжирской музыкальной культуре позволит поближе узнать и постичь всё многообразие существующих в нём стилей и жанров, его национальную специфику, запёчатлённую в колоритном звучании инструментальных тембров, а также в ладово-интонационном и метроритмическом богатстве воспроизводимых ими музыкально-поэтических образов. Известный итальянский ученый писал: «Средиземноморье - это живой образ бесконечной вереницы изменений и мутаций, возникших в ходе шеститысячилетней его истории. Это также место,
где сосуществуют различные музыкальные культуры, сумевшие сохранить их собственный неповторимый облик» (177.С.9).
Алжирская музыкальная культура, конечно же, не является в данном смысле исключением и функционирует по тем же самым художественным меркам и нравственно-эстетическим законам, где новое причудливо переплетается со старым, вечные приоритеты торжествуют над преходящими ценностями, а былые каноны перерождаются в качественно иные стереотипы музыкального мышления.
Что же касается общехудожнических настроений, царящих среди алжирских музыкантов, то, как и повсюду, всякий пытливый по своей творческой натуре артист, пробуя свои силы в той или иной роли и входя в контакт с самыми разнообразными видами музыкального искусства, шаг за шагом расчищает себе дорогу к осознанию своего персонифицированного исполнительского образа, завуалированного до определенных пор под «маской» сыгранных им ранее других персонажей. Возникает вопрос: как же почувствовать ту невидимую «перегородку», отделяющую свое от чужого, творческое от репродуктивного, открытие «нового» от простого заимствования, с тем, чтобы найти хоть какое-то вразумительное объяснение тому, какими же путями осуществляется проекция усваиваемого творческой личностью музыкального материала на индивидуально-сущностные ее проявления, например, артистизм?
Отдавая себе отчет в том, что ответить на этот вопрос будет достаточно нелегко, мы попытались по мере возможности вывести некие общие подходы к пониманию этого сложного психологического феномена, где развитое артистическое чувство звуковой реальности, какой в нашем случае выступает алжирская музыка устной традиции, вовсе не служит самоцелью, а становится одним из мощных побудителей творчески активного отношения к музыкальной действительности. Анализ теории и практики формирования артистизма у музыканта-инструменталиста позволил нам выявить противоречия между:
- имеющимся арсеналом современных исследовательских подходов в сфере развития артистизма, артистических действий и отсутсвием у музыканта-инструменталиста таковых для технологии их эффективной реализации в процессе исполнительской инструментальной деятельности;
- необходимостью приобщения будущих специалистов в процессе музыкальной исполнительско-инструментальной деятельности к самобытным элементам традиционных музыкальных стилей и недостаточностью их подготовки в данном направлении;
- необходимостью нахождения исполнителем эмоционально-психологического смысла выразительных артистических средств в собственной интерпретации народно-инструментальной музыки и отсутствием специальной методики обучения в профессиональной подготовке студентов.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости определения педагогических условий и механизмов формирования артистизма у музыканта-инструменталиста средствами традиционной алжирской музыки.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы явились основанием для выбора темы настоящего исследования: «Формирование артистизма музыканта-инструменталиста в процессе вузовской подготовки (на материале алжирской традиционной музыки)».
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в разработке феномена артистизма большую роль играют труды из многих областей науки. Особую значимость для нашего исследования представляют труды о стилевых традициях музыкального исполнительства Алжира, отмеченных историкографической и культурологической направленностью музыкальных культур арабского Востока (Башир Хадж Али, М. Гетта, Г.М. Джердималиева, Ж. Руанэ, Т.С. Сергеева, ШС. Тагмизян, Б. Томеску, А. и М. Эльхабиб Халилаф, ЬоЛаКГ. В. и др.).
Большое значение для разработки исследуемой проблемы имеют труды об арабской музыкальной культуре, и в частности, музыкальном фольклоре (Б. Мугари, Abu al-Faraj al-Isfahdni, Al-Hassan Ibn Ahmad Ibn АН Al-Katib, S. A. Bouali, A. Christianowitsch, J. During, R. d'Erlanger, H.G. Farmer, D.Ghazi, M. Guettat, R. Guerbas, A. et M. Hachelaf Elhabib, S. Mahdi, S. Mechri, R. Ounes, Ch. Poche, J. Ronanet, A. Safti, F. Salvador-Daniel, P. Scarnessia, A. Shilon и др.); об онтологии и развитии арабских музыкальных инструментов (Б. Мугари, Дж. Нкетия, A. Christianowitsch, R. Fernandez Manzano, М. Garti, V. Jenkins, H. Hickmann, M. Mehannek, Р. Rowing Olsen, F. Salvator-Daniel и др.); о вокальной музыке устной традиции (А. Бельферруни, A. Hocine, N. Marouf).
Так как проблема артистизма музыканта-исполнителя практически не разработана в трудах алжирских исследователей, мы обратились к научным трудам российских ученых, посвященных: деятельности и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Б.А. Сосновский и др.); различным аспектам психологии творчества, сущности артистических способностей (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Невлянская, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская, C.J1. Рубинштейн, П.В. Симонов, П.М. Якобсон и др.); психическим процессам и способностям личности, в том числе музыкальным способностям (JI.J1. Бочкарев, Е.А. Громова, А.Н. Леонтьев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, М.С. Старчеус, Б.М. Теплов, А.В. Торопова, Л.В. Шеншев и др.).
Специфика театральный деятельности, профессиональная подготовка актера раскрываются в работах Е.Б. Вахтангова, Б. Брехта, С.В. Гиппиус,
A.А. Гончарова, П.М. Ершова, Ю.А.Завадского, М.О. Кнебель,
B.Э. Мейерхольда, В.И. Немировича - Данченко К.С. Станиславского, М.А. Чехова и др.
Большой вклад в понимание роли и значения элементов актерского мастерства в профессиональной деятельности учителя внесли Ю.П. Азаров,
П.М. Ершов, И.А. Зязюн, B.JI. Леви, Ю.Л. Львова, A.C. Макаренко, Л.М. Митина, A.B. Мудрик, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун и др.
Сущность исполнительской деятеятельности музыканта, приоритетные качества его личности, в том числе артистизм раскрываются в трудах известных российских педагогов-музыкантов, дирижеров (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, К.П. Кондрашин, A.B. Малинковская, Г.Г. Нейгауз, A.M. Пазовский, Б.А. Покровский, Е.Ф. Светланов, М.Э. Фейгин, Г.М. Цыпин, М.В. Юдина и др.).
В последние два десятилетия появился ряд диссертационных исследований, посвященных: обучению учителей актерско-сценическим умениям (Д.А. Белухин, 1990 г.); применению системы К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя (О.М. Головенко,1991 г.); артистизму действий педагога-музыканта (Л.С. Майковская, 1992 г.); артистизму педагога как компонента его творческой индивидуальности (Ж.В. Ваганова, 1998 г.); использованию возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя (О.С. Булатова, 1999 г.); становлению элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки (И.В. Адоевцева, 2001 г.); формированию артистизма личности будущего учителя музыки (Г.А. Гарипова, 2002 г.); феномену артистизма (Р.К. Бажанова, 2003 г.); формированию артистизма у музыкантов-исполнителей (А.Н. Чванова, 2005 г.); дидактическим особенностям актерской подготовки вокалистов (О.Г. Ланщикова, 2008); формированию педагогического артистизма студента -будущего учителя (Е.Г. Михеева, 2008 г.); формированию артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов (М.Г. Грищенко, 2009 г.); артистизму как феномену музыкального искусства (В.А. Комаров, 2010 г.); формированию артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования М.А. Харлашко, 2011 г.).
Значительное число научных исследований, посвященных духовному, творческому развитию личности (A.A. Аронов, O.A. Блох, J1.C. Зорилова, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, JI.A. Пономарев и др.), анализу современных тенденций и особенностей развития системы профессионального образования в России (Ю.К. Бабанский, JI.C. Жаркова, А.Г. Казакова, А.Т. Ростунов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, И.Ф. Харламов, А.И. Щербаков и др.), а также музыкально-педагогического образования (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Т.Н. Бакланова, В.Г. Кузнецов, A.B. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, Л.А. Рапацкая, А.И. Щербакова и др.) представляют интерес с точки зрения выстраивания модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста в высших учебных заведениях.
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени выполнен ряд исследований, посвященных изучению феномена артистизма, развитию данного качества личности в театральной, искусствоведческой, педагогической и музыкально-педагогической науке, однако специального исследования, направленного на формирование артистизма у музыканта-инструменталиста средствами музыкального фольклора, до сих пор не существует. Между тем, очевидно, что включение сущностных параметров артистизма в русло музыкально-исполнительской проблематики, в силу её ярко выраженной творческой направленности, может стать дополнительным стимулом к обнаружению новых, еще не выявленных закономерностей в искусстве музыкальной интерпретации, где эмпирическую базу данных может составить любой, художественно полноценный музыкальный материал.
Объект исследования: профессиональная подготовка музыканта-инструменталиста в вузах Алжира.
Предмет исследования: процесс формирования артистизма у музыканта-инструменталиста средствами алжирской музыки устной традиции в её основных разновидностях.
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование основ формирования артистизма музыканта-ннструменталиста в процессе
профессиональной вузовской подготовки, разработка и апробация методики развития данного качества личности средствами алжирской народной музыки.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущность и структуру артистизма музыканта-инструменталиста, специфику формирования данного качества личности средствами алжирского музыкального фольклора в процессе профессиональной подготовки.
2. Сформулировать понятие «артистизм музыканта-инструменталиста».
3. Раскрыть особенности народно-исполнительского искусства Алжира в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях; осуществить анализ национальных инструментальных традиций алжирского народа и их стилевой специфики.
4. Разработать методику диагностики уровней сформированности артистизма у музыканта-инструменталиста, включающую критерии и показатели оценки, а так же систему творческих заданий.
5. Создать модель формирования артистизма музыканта-инструменталиста на основе алжирского музыкального фольклора.
6. Разработать и апробировать методику формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки в процессе опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования:
1. Алжирская традиционная музыка в силу своего синкретизма, нерасчлененности вокального, инструментального и театрализованного начал способствует эффективному формированию артистизма музыканта-инструменталиста. Проникновение в суть музыкально-артистических проявлений с помощью звукообразов, возникших благодаря плодотворному общению с миром народно-инструментальных традиций, отражается на повышении общехудожественного уровня музыкальной интерпретации и влечёт за собой более свободное владение всей палитрой артистически-
выразительных, эмоционально обогащенных исполнительских приёмов, более чёткое и углублённое понимание художественного замысла любого произведения.
2. Формирование артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирского музыкального фольклора в процессе профессиональной подготовки в вузе будет эффективным при обеспечении таких условий, как:
- определение содержания понятия «артистизм музыканта-инструменталиста» как ведущего профессионального качества личности, а также его структуры;
- выявление специфики формирования артистизма у музыканта-интрументалиста;
- исследование народно-исполнительского искусства Алжира в его преемственных музыкально-артистических взаимосвязях;
- создание модели формирования артистизма у музыканта-инструменталиста, ее структурных компонентов;
- разработка методики формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской народной музыки.
Методологической основой исследования являются: совокупность методологических подходов - личностного (В.А. Орлов, И.С. Якиманская и др.), деятельностного (А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн и др.), аксиологического (К.А. Абульханова-Славская, А.И. Щербакова и др.); исследования, посвященные духовному развитию личности (A.A. Аронов, Л.С. Зорилова и др.); фундаментальные труды, затрагивающие различные аспекты артистического «видения» художественнной действительности; психолого— педагогические концепции о деятельности и психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган и др.); исследования по психологии творчества (Л.С. Выготский, Л.А. Пономарев и др.); труды об арабской музыкальной культуре (Б. Мугари, J. During, R. Guerbas, A. et M. Hachelaf Elhabib, S. Mechri, R. Ounes, Ch. Poche, J.Ronanet, P. Scarnessia.).
Теоретическую основу исследования составили: труды о психических процессах и способностях личности (Е.А. Громова, А.Н. Леонтьев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Б.М. Теплов, A.B. Торопова, Л.В. Шеншев и др.); работы о специфике деятельности актера и сущности артистических способностей (C.B. Гиппиус, П.М. Ершов, В.Э. Мейерхольд, Н.В. Рождественская, К.С. Станиславский и др.); педагогические исследования о понимании роли и значения элементов актерского мастерства в профессиональной деятельности учителя (Ю.П. Азаров, В.А. Кан-Калик и др.); работы, раскрывающие сущность исполнительской деятельности музыканта (Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин, М.В. Юдина и др.); исследования, посвященные феномену артистизма и методам его формирования (И.В. Адоевцева, Г.А. Гарипова, Л.С. Майковская, А.Н. Чванова и др.); исследования музыковедов о закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, стилях и жанрах музыкального искусства (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.); современные концепции профессионального образования (А.Г. Казакова, А.Т. Ростунов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.), в том числе музыкально-педагогического (Э.Б. Абдуллин, A.B. Малинковская, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, А.И. Щербакова и др.); труды о стилевых традициях музыкального исполнительства Алжира (Башир Хадж Али, А. Бельферруни, М. Гетта, Г.М. Джердималиева, Ж.Руанэ, Б. Томеску, J. В. Lortat и др.); онтологии и развитии арабских музыкальных инструментов (Б.Мугари, Дж. Нкетия, М. Gard, V. Jenkins, M. Mehannek).
В ходе исследования использовались две группы методов: теоретические - изучение и анализ литературы по теме исследования, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, моделирование, сравнение; эмпирические - беседы, косвенное и включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности (прослушивание музыкальных произведений, промотр видео и пр.), результатов исполнительской подготовки обучающихся,
анкетирование, педагогический эксперимент, математическая обработка полученных результатов.
Эксперментальная база исследования: Пилотажная часть исследования проводилась на базе Национального института музыки (г.Алжир), Регионального института музыки (г. Батна), Регионального института музыки (г. Лагуат) с участием 152 студентов и 16 преподавателей. Эксперимент проводился в Региональном институте музыки г. Батны при участии 23 студентов (в контрольную группу вошли 11 учащихся, в экспериментальную -12).
Этапы исследования: Исследование проводилось с 2005 г. по 2013 г. и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
Первый этап (2005-2010гг.) был связан с изучением литературы по теме исследования, разработкой его категориального аппарата и теоретико-методологических основ; обобщением опыта артистической деятельности известных исполнителей алжирской традиционной музыки; с проведением социологического исследования, позволяющим выявить состояние изучаемой проблемы в музыкально-исполнительской и педагогической практике; анализом и систематизацией отобранного материала по проблеме исследования.
Второй этап (2010-2012гг.) включал создание модели формирования артистизма музыкантов-инструменталистов на основе алжирского музыкального фольклора и специальной методики по развитию данного качества личности; разработку диагностического инструментария, позволяющего определять уровни сформированности артистизма музыканта-инструменталиста; организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, направленную на выявление эффективности методики формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки.
Третий этап (2012-2013 гг.) был направлен на обобщение результатов исследования путем сравнительно-сопоставительного анализа, математической
обработки экспериментальных данных; на формулировку выводов и рекомендаций; оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования:
- доказана возможность формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки в процессе вузовской профессиональной подготовки;
- определено содержание понятия «артистизм музыканта-инструменталиста», рассматриваемое как профессиональное качество личности, которое интегрирует в своем содержании художественную направленность личностно-ориентированных, индивидуально выраженных по своему складу действий, проявляемых в эмоционально-образной сфере, художественно-исполнительских способах практикуемой деятельности и характеризуемых разносторонними способностями к духовно-эстетическому сопереживанию, коммуникативному воздействию, а также к умелому владению психической саморегуляцией в технологии сценического поведения;
- выявлены сущность и структура артистизма музыканта-инструменталиста как профессионального качества личности, к компонентам которой отнесены: психологический настрой на эмоциональное отождествление личности к адекватной передаче на инструменте внутренних и внешних переживаний, чувств, эмоций; направленность на эмоциональное отождествление творческих побуждений в стремлении достичь художественного воздействия на публику; тактика манипулирования своими психомоторными реакциями в раскрытии артистического потенциала в сфере инструментальной интерпретации; способность к различным сценическим «метаморфозам» с целью воспроизведения инструментальных «образов»; умение приводить в «стартовое» состояние звенья индивидуальной музыкально-исполнительской системы; развитие и «культивирование» в себе приоритетного качества артистической натуры;
- выявлена специфика формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами алжирской традиционной музыки, которая
заключается: в расширении слуховой ориентации в процессах нахождения интонационно-смысловой «опоры» различных исполнительских стилей; развитии способности сопереживания и отзывчивости на исполняемую музыку через эмоционально-психологический смысл выразительных средств артистизма; в творческом подъеме, «полете» собственной фантазии и воображения, настройке на качественный «пересмотр» исполнительских умений, на преобразующий эффект аккумулируемых артистических навыков; в разносторонней «подпитке» чувственной сферы, приводящей в действие механизмы артистического самовыражения;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей2005 год, кандидат педагогических наук Чванова, Алла Николаевна
Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе музыкальных учреждений дополнительного образования2011 год, кандидат педагогических наук Харлашко, Милена Александровна
Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования2007 год, кандидат педагогических наук Валеева, Флюра Хазиахметовна
Феномен народного музыканта - солиста и ансамблиста: Северобелорусские цимбалисты2004 год, кандидат искусствоведения Ромодин, Александр Вадимович
Педагогические условия развития стилевого мышления у студентов-инструменталистов на занятиях в дирижерском классе2021 год, кандидат наук Соловей Алла Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Буаттура Насер-Эддин, 2013 год
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Издательство Гном», 2010. - 416 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. - М.: Музыка, 2006. - 336 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-367 с.
4. Адоевцева И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2001 . - 168с.
5. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1989. - 335 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1060. - 486 с.
7. Андреев A.JI. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981.-64 с.
8. Аронов A.A. Загадки творчества: учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Межд. пед. акад., 2004. - 170 с.
9. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М., 1984. -111 с.
10. Арюткин В.Б. Рождение актера. - М., 1989. - 211 с.
11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1973. -142 с.
12. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.З. - С.: АН СССР, 1954. - 333 с.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Кн. 2. Изд-е 2-е. - Д., 1971.-376 с.
14. Бажанова P.K. Феномен артистизма: Автореф. ... дис. канд. философ, наук. - Казань, 2003. - 16 с.
15. Баренбойм J1.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. -.Л., 1974. -334 с.
16. Башир Х.А. Музыка //Культура современного Алжира. Сб. статей. Сокращенный перевод с французского. - М., 1961. - С. 66-84.
17. Белухин Д.А. Обучение будущих учителей актерско-сценических умений как составной части педагогической техники: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1990.- 16 с.
18. Бельферруни А. Подготовка учащихся к использованию арабо-андалусской музыки в высших учебных заведениях Алжира //Педагогическое образование и наука. - 2007. - №2. - С.32-33.
19. Бельферруни А. Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 16 с.
20. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе учителей. - Тюмень, 1988. - 95 с.
21. Блох O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: Автореф. дис. ... док. пед. наук. - М, 2004. - 48 с.
22. Бочкарев Л.Л. Эмоциональная экспрессия как компонент художественной одаренности // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в творческих вузах. Межвуз. сб. науч. тр. Гос. ин-т. театр, иск-ва им. A.B. Луначарского /Под ред. А.Л. Гройсмана. - М., 1984. - С.129-135.
23. Бочкова О.Н. Нуба в музыкальной культуре Магриба / Музыкальное образование в современном мире: теория и практика. Материалы XI международной научно-практической конференции. - М.: Ритм, 2013. - С.98-107.
24. Брехт. Б. Театр. Т.5. - 4.2. - М., 1965. - 446 с.
25. Буаттура Н.Э. Артистизм как одна из форм бытия в исполнительском пространстве музыкального фольклора //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2 (40), 2011. - С.93-96.
26. Буаттура Н-Э. Алжирский фольклор как источник вдохновения и артистизма музыканта-исполнителя //Музыкальная культура и образования: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы международной
научно-практической конференции, посвященной 20-ти летнему юбилею кафедры музыкального образования МГУКИ. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2012. - С. 113-119.
27. Буаттура Н-Э. Артистизм как неотъемлемое свойство творческой индивидуальности музыканта //Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства: материалы 2-ой международной научно-практич. конференции (Краснодар, 5 апреля 2012). -Краснодар, 2012. - С.55-62.
28. Буаттура Н-Э. Артистизм как приоритетное качество личности музыканта-исполнителя /Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 1 (39), 2011. - С.220-223.
29. Буаттура Н-Э. Возможности традиционной музыкальной интерпретации в развитии артистических навыков исполнителя //Материалы международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.И.Закутского, JI.C. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2011. - С. 134-139.
30. Буаттура Н-Э. Культура эмоций музыканта: артистизм действий //Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.И. Закутского, JI.C. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2011. - С. 118124.
31. Буаттура Н-Э. Национальные инструментальные традиции алжирского народа и их стилевая специфика //Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития: Сб. докл. III Всероссийской (с международным участием) науч.-практич. конф. (Белгород. 27-28 января 2011 года): в 2 т. /Отв. ред. И.А. Гречанинова, И.Г. Паршина. - Белгород: БГИКИ, 2011. - т.1 - С. 133-137.
32. Буаттура Н-Э. Развитие артистизма музыканта-исполнителя средствами музыкального фольклора //Актуальные исследования в сфере культуры и искусств: сборник докладов II Всероссийской научно-практичской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию
полета в космос Ю.А. Гагарина, Белгород, 14-15 апр. 2011 г. /И.Г.Паршина, И.А. Гричаникова: в 2-х частях. Часть Ш. - Белгород: БГИКИ, 2011. - С.23-28.
33. Буаттура Н-Э. Структурные компоненты модели формирования артистизма музыканта-инструменталиста средствами традиционной алжирской музыки //Музыкальное образование в современном мире: теория и практика: Материалы XI Международной научно-практической конференции /Под науч. ред. В.А. Есакова, JI.C. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013. -С. 294-307.
34. Буаттура Н-Э. Сущность артистизма музыканта-исполнителя //Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: Материалы III Международной научно-практической очно-заочной конференции / Отв. ред. Э.Б. Абдуллин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 93-97.
35. Буаттура Н-Э., Майковская JI.C. Феномен артистизма в исполнительской деятельности музыканта //Вестник МГУКИ, 3 (47), 2012. - С.216-220.
36. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 240с.
37. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 1998. - 197 с.
38. Вахтангов Е.Б. Заметки. Статьи. Письма. - М.: ВТО, 1980. - 375 с.
39. Ветлугина H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. - М.: Музыка, 1968. - 445 с.
40. Выготский JI.C. К вопросу о психологии творчества актера // Собр. соч. в 6-ти т. - Т.6. - М.: Педагогика, 1984.- 328 с.
41. Выготский JI.C. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 379 с.
42. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном (русский текст с 6-го изд. Г.Лароша). - М., 1995.
43. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: Дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 193 с.
44. Гиппиус C.B. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. - M.-JL, 1967. - 295 с.
45. Головенко О.М. Система К.С. Станиславского в процессе формирования педагогической техники будущего учителя: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 1991.-15 с.
46. Гончаров А.А. Режиссерские тетради. - М.: ВТО, 1980. - 375 с.
47. Горелов И.Н., Егналычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: рассказ о невербальной коммуникации. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 310 с.
48. Грищенко М.Г. Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств: Автореф. дис. .. .канд. пед. наук. - М., 2009.
49. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - СПб., 1990. - 159 с.
50. Джердималиева Г.М. Музыкальное искусство Алжира / Педагогическое образование и наука. - 2007. - №2. - С.30-31.
51. Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М.: Искусство, 1992. -288 с.
52. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. -319с.
53. Зорилова JI.C. Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования: Автореф. дис... д-ра культурологии. -М., 1999.-50 с.
54. Зорилова Л.С. О педагогическом артистизме учителя музыки //Модернизация системы музыкально-педагогического образования: Теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. Максимова Е.И. - М.: МГУКИ, 2004. - С57-62.
55. Ильина Е.К. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки //Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. - М.: Музыка, 1986. - С. 67-70.
56. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое: Книжка о музыке. - М.: Дет. лит., 1976. - 222 е., ил.
57. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
58. Казакова А.Г. Современные педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании преподавателей: Автореф. дис... д-ра пед. наук. -М., 2000. - 51с.
59. Кан А. Радости и печали. Размышления Пабло Казальса, поведанные им Альберту Кану. - М., 1977. - 290 с.
60. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976. - 286 с.
61. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - 144 с.
62. Каузова А.Г. Исполнительская деятельность учителя музыки //Теория музыкального образования. - М.: Академия, 2004. - С.261-269.
63. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М.: ВТО, 1964. - 527 с.
64. Ковалев Г.А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека //Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Вып. 2. - Краснодар, 1978 - С. 12-18.
65. Комаров В.А. Артистизм как феномен музыкального искусства: Дис. ... канд. искусствоведения. - Оренбург, 2010.- 168 с.
66. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1078. - 367 с.
67. Кондрашин К.П. Мир дирижера (технология вдохновения). - М.: Музыка,
1976.-190 с.
68. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях: учебник. - М., 2000. - 167с.
69. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986. - 98с.
70. Ланщикова О.Г. Дидактические особенности актерской подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.-23 с.
71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика,
1977. -304 с.
72. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: МГУ, 1971. - 38 с.
73. Лихачев Б.П. Общие проблемы воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студ. пед. вузов. - М.: Просвещение, 1979. - 167 с.
74. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. - М.: Советский композитор, 1991. -376 с.
75. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2005.-221 с.
76. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта: Учебное пособие. - М.: Музыка, 2006. - 111с.
77. Майковская Л.С. Подготовка будущих учителей музыки к художественно-коммуникативной деятельности (артистизм действий): Автореф. ... канд. пед. наук. -М., 1992. — 16 с.
78. Макаренко A.C. Педагогическая поэма //Соч. в 8 т. - Т.З. - 426 с.
79. Малинковская A.B. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков: Очерки. - М.: Музыка, 1990.- 191 с.
80. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методологический аспекты): Дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2002. - 380 с.
81. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М., 1993. - 261 с.
82. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.
83. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. - М.: Искусство, 1968. -575с.
84. Мелик-Пашаев A.A., Невлянская З.Н. Ступеньки к творчеству - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
85. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М.: Дело, 1994. -216с.
86. Михеева Е.Г. Формирование педагогического артистизма студента -будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2008. - 24 с.
87. Молодов А.Н. Формирование у будущих учителей начальных классов культуры музыкально-педагогического общения с учащимися: Дис. ... канд. пед. наук. - Кострома. 1995. - 165 с.
88. Мугари Б. Музыкальная культура Алжира и проблемы исполнительского искусства: Автореф. ... канд. искусствоведения. -М., 2003. - 16 с.
89. Мудрик A.B. Мастерство и вдохновение. - М.: Просвещение, 1986. -160с.
90. Музыкальная психология и психология музыкального образования: Теория и практика: Учебник для студ. муз. фак. учреждений высш. пед. проф. образования /Под ред. Г.М. Цыпина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.
91. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с: ноты.
92. Наумов Л.Н. Под знаком Нейгауза. - М., 2002. - 440 с.
93. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Изд. 5-е. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
94. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. Воспоминания. Статьи, заметки. Письма. -М.: Правда, 1989. - 176 с.
95. Нкетия Дж. Развитие африканской инструментальной музыки в Гане //Музыка народов Азии и Африки. Сост. B.C. Виноградов. - Вып.2. - М., 1973. -С.314-325.
96. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - 4-е изд., испр., доп. - М., 1961. -900 с.
97. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. - М., 1995. - С.140-145.
98. Павлов И.П. Полн. собр. соч. в 6-ти томах. - Т. 1. - М.-Л.: АН СССР, 1951. - 596 с.
99. Пазовский A.M. Дирижер и певец /Общая ред. В.Ф. Кухарского. - М., 1959.- 157 с.
100. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки /Вопросы психологии. - 1988. - №5. - С.39-44.
101. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969. - 202 с.
102. Покровский Б.А. Об оперной режиссуре. - М.: Всерос. театр, общ-во, 1973.-305 с.
103. Пономарев A.C. Жизнь детского хора //Музыка в школе. - М.: Просвещение, 1989. - №2. - С.64-68.
104. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. Г.М. Цыпина. - М., 2003. - 368 с.
105. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М.: ЦАПИ, 1989. -66 с.
106. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. - 139 с.
107. Рождественская Н.В. Проблемы сценического перевоплощения. - Л, 1977.- 129 с.
108. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - Минск: Вышэйш. школа, 1984. - 176 с.
109. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: Музыка, 1969.-97 с.
110. Светланов Е.Ф. Об искусстве дирижера. - М.: Советский композитор, 1991 .- 126 с.
111. Селиванов В.В. О побудительных силах поведения личности /Вопросы психологии, 1957.-№3.— С.110-116.
112. Сергеева Т.С. Рождение западно-арабской музыкальной классики: Автореф. ... докт. искусствоведения. - М., 2009. - 36 с.
113. Симонов П.В. Психологический подход к проблеме актерской одаренности: наука о театре. - Д., 1975. - С.318-325.
114. Сластенин В.А. Формирование социальной активности личности учителя: общая концепция исследования. - М.: МГПИ, 1986. - С.9-20.
115. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
116. Сосновский Б.А. Мотив и смысл //Психолого-педагогические исследования. - М., 1993. - 124 с.
117. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1997. - 174 с.
118. Станиславский К.С. Работа актера над собой - М.: Искусство, 1985. -511с.
119. Старчеус М.С. Личность музыканта - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2012. - 846 с.
120. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Минск: народная газета, 1982.-288 с.
121. Тапиизян Н.К. Об изучении методов импровизации в искусстве устных традиций Востока //Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. -Ташкент, 1978.
122. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.-Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1947. - 335 с.
123. Томеску Б. Взаимодействие музыкальных культур Востока и Запада /Музыкальные культуры народов. Традиции и Современность. - М., 1973.
124. Торопова A.B. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Издание 2-е, исправ. и доп.: Учебное пособие. - М.: «Учебно-методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. - 248 с.
125. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд. 2-е перераб. и доп. - М., 1975. - 110 с.
126. Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.
127. Французская школа фортепиано //Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. - М.-Л..: Музыка, 1966. - С. 208-35.
128. Харлашко М.А. Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе учреждений дополнительного образования: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2011. - 24 с.
129. Цуккерман В.А. Виды обобщения в обучении. - М.: Музгиз. 1993. - С.80-81.
130. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества: Кн. 1. -М.: Сов. композитор, 1988. - 384 с.
131. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 1978. - 412 с.
132. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
133. Чванова А.Н. Формирование артистизма у музыкантов-исполнителей: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. - 24 с.
134. Черватюк П.А. Перспективы интеграции искусства и науки в системе общего образования //Высшее образование в России. - № 12. - М., 2011-С.145 - 147.
135. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. Ч. 1. - М.: Педагогика, 1985. - 479 с.
136. Шеншев Л.В. Экспериментальные исследования продуктивных (творческих) процессов мышления. - М., 1973. - 203 с.
137. Шервинский C.B. Ритм и смысл. - М.: АН СССР, 1961. - 272 с.
138. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. - Киев: Наукова думка, 1989. - 188 с.
139. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего образования. - Л.: Просвещение, 1967. - 266 с.
140. Щербакова А.И. Аксиологический подход к музыке и музыкально-педагогическому образованию //Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. - М., 2000. - С.27-30.
141. Щербакова А.И. Философия музыкального искусства: Учебное пособие. -М.-.РГСУ, 2012.-558 с.
142. Юдина М.В. Статьи, воспоминания, материалы. - М., 1978. - 405 с.
143. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979. - 144 с.
144. Якупов А.А. Музыкальная коммуникация: Дис. ... доктора искусствоведения. - М., 1995. - 340 с.
145. Ямпольский И. Исследователь алжирской народной музыки Александр Христианович //Музыка народов Азии и Африки. Сост. B.C. Виноградов. - Вып. 3. -М, 1980. -С.279-295.
146.Abu al-Faraj al-Isfahdni. Kitab al-aghani al-Kabir (Le grand livre des chants). - 20 vol. - Beyrouth, 1970.
147. Al-Hassan Ibn Ahmad Ibn AH Al-Katib. La perfection des connaissances musicales. - Paris: Ed. Paul Geuthner, 1972.
148.Bouali S. A. Petite introduction à la musique classique maghrebine. - Algerie: Ed. SNED, 1968.
149. Christianowitsch A. Esquisse historique de la musique arabe aux temps anciens avec dessins d'instruments et quarante melodies notées et harmonisées. - Cologne, 1863.
150. During J. Musigue et extase. L'audition mystique dans la tradition Soufie. -Paris, 1988.
151.Erlanger R d' El-Farabi. La musique arabe. - T. 5. - Paris: Ed. Paul Geuthner, 1949.
152. Farmer H.G. A History of Arabian music to the ХШ-th century. - London, 1929.
153.Fernandez Manzano R. Instruments musicales en al-Andalus // El saber En al-Andalus. - Sevilla, 1997. Vol. 1. - P. 101-136.
154. Garti M. Formes instrumentales dans la musique classique de Tunisie: L'étude comparatoire
des formes turco-arabes, 1996.
155. Ghazi D. Etude pédagogique et didactique sur le patrimoine musical arabo-andalou «la nuba de l'école d'Alger», dis. de magistère. - Alger: Presses universitaires d'Alger, 1995.
156.Guettat M. La musique arabo-andalouse. L'empreinte du Maghreb. - Paris, 2000.
157.Guerbas R. Forme musicale dans la tradition musicale savante algérienne //Enseignement et patrimoine, Ecume. - Alger, 2007. - P.56-73.
158.Hachelaf Elhabib A. et M. Anthologie de la musique arabe (1906-1960). -Alger, 1986.
159. Hickmann H. Terminologie arabe des instruments de musique. - Cairo, 1947.
160. Jargy S. La musique arabe. - 3 ed. mise à jour. - Paris: Presses univ. de France, 1988.
161. Jenkins V., Rowing Olsen P. Music and musical instrument in the world of Islam. - London, 1976.
162. Kremer J-F. Les formes symboliques de la musique. - Paris: Ed. Klincksieck, 1984.
163. La musique arabe: ses instruments, ses chants. - V. 1-3. - Tunis, 1905.
164. L'instrument de musique populaire. Usages et symbols. - Paris, 1980.
165. Lortat-J. B. L'improvisation dans les musiques de tradition orale /Ouvrage collectif. - Paris: Ed. SELAF, 1987.
166. Mechri S. La musique de l'Ahaggar: Thèse de doctorat. - Alger, 1996.
167.Mehannek M. L'apprentissage des instruments traditionnels (l'imzad) avec l'utilisation des éléments de l'artistisme: Thèse de magistère. - Alger, 2010.
168.Mahdi S. La musique arabe. - Paris, Ed. l'Harmattan, 1972.
169.Menad O. Les grands maîtres algériens du Cha'bi et du Hawzi. - Paris: Ed. El-ouns, 1996.
170.0unes R. Les grands maîtres algériens du Cha' bi et du Hawzi, Diwan arabe et kabyle. - Paris, 1996.
171.Poche Ch. La musique arabo-andalouse. - Paris, 1995.
172. Rogers C. Le développement de la personne. - Dunod, 1996.
173. Rouanet J. La musique arabe dans le Maghreb. - Alger, 1969.
174. Rouget G. La musique et la transe. - Paris, 1980.
175. Safti A. Etude sur la musique algérienne. - Alger: Ed. SNL, 1988.
176. Salvator-Daniel F. Musique et instruments de musique du Maghreb. - Paris: Ed. La boite à documents, 1986.
177. Scarnessia P. Musique populaire, musique savante. - Milano, 1996.
178. Shilon A. Techniques of scholarship in medieval Arabic treaties //Music theory and its sources. Antiquity and the Middle Ages. - Indiana: Ed. A.Barbera, 1990.
179. Traditions musicales algériennes. - T.I. Ministère de la culture et du tourisme. - ALGER. D'après Elmoudjahid (journal) du 29.11.1981.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.