Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Колобов Василий Николаевич

  • Колобов Василий Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 200
Колобов Василий Николаевич. Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». 2019. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Колобов Василий Николаевич

Введение

Глава 1. Исторические и теоретические основания содержания профессионального образования в области косторезного искусства

1.1. Историко-региональные особенности косторезного искусства и генезис профессионального образования в этой области

1.2. Современная система профессионального образования в области косторезного искусства

Выводы к главе

Глава 2. Реализация непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства

2.1. Преемственность содержания профессиональных учебных дисциплин в непрерывном образовании в области косторезного искусства

2.2. Организационно-педагогические условия реализации непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства и их экспериментальная апробация

Выводы к главе

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Косторезное искусство - один из древнейших видов деятельности человека. Этот художественный промысел прошел долгий путь развития, в ходе которого совершенствовались инструменты и технологические приемы резьбы, усложнялось видовое разнообразие изделий, менялись организационные формы существования, формировались регионально-исторические художественно-стилистические особенности оформления произведений.

В исследовании рассматривается холмогорское косторезное искусство, возникшее в селе Ломоносово (Холмогорский район, Архангельская обл.), что обусловлено: исторически наиболее ранним временем возникновения и формирования традиций этого центра; разнообразием художественно -стилистических и технико-технологических особенностей резьбы по кости; многообразием форм изделий - от простых бытовых до высокохудожественных.

Высокохудожественное и трудоемкое косторезное искусство базируется на традициях народного искусства, аккумулирует в произведениях глубокое духовное содержание, являясь образцом подлинного народного художественного промысла. Однако сохранение и развитие этого важнейшего направления традиционного прикладного искусства невозможно без профессиональной подготовки художников высокого профессионального уровня, конкурентоспособных и готовых выполнять в этой области изделия музейного уровня.

В то же время в косторезном искусстве приоритетом современного среднего профессионального образования является обучение исполнительскому мастерству, копирование упрощенноконструктивных художественных изделий, а высшего - проектирование высокохудожественных изделий из уникальных видов материалов при недостаточном освоении исполнительского мастерства в косторезном искусстве.

Овладение косторезным искусством требует высокого художественно-творческого уровня, что способно обеспечить только непрерывное образование,

основанное на преемственности среднего профессионального и высшего образования, являющееся залогом устойчивого развития профессионального образования в области косторезного искусства, гарантом сохранения и развития данного художественного промысла как важнейшей части национального культурного наследия страны.

При этом серьезной корректировки требуют профессиональные компетенции, которые во ФГОСах среднего профессионального и высшего образования представлены в самом общем виде и едины для художественного кружевоплетения, лаковой миниатюрной живописи, художественной резьбы по кости и т.д., что абсурдно.

Актуальность темы исследования обусловила необходимость разработки и реализации содержания непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства как единства образовательных программ и требований, основанных на сетевом взаимодействии и преемственности уровней образования, что обеспечивает возможность продолжения обучения студентов, имеющих среднее профессиональное образование, на уровне бакалавриата, гарантируя его непрерывность и качество подготовки.

Степень разработанности темы исследования. Основные научные труды, посвященные исследованию косторезного искусства, преимущественно представляют искусствоведческие и археологические исследования.

К наиболее значимым искусствоведческим исследованиям, касающимся истории и развития художественных особенностей севернорусской (холмогорской) резьбы по кости, следует отнести работы И.А. Крюковой, М.Я. Крыжановской, М.В. Рехачева, Н.В. Тарановской, И.Н. Ухановой. Подробно исследовано чукотское (Т.Б. Митлянская); тобольское (А.А. Валов) и якутское косторезное искусство (В.Х. Иванов). В названных трудах раскрыт и проанализирован генезис становления художественного промысла каждого центра, выявлены отличительные региональные особенности резьбы по кости. Однако профессиональное обучение в данных исследованиях не затрагивались.

Другой пласт трудов связан с археологическими исследованиями, в которых описаны этапы формирования косторезного искусства в регионах (Б.А. Рыбаков, С.М. Темерин).

Методика творческого развития личности средствами косторезного искусства в процессе профессионального обучения и психологические аспекты трудового процесса косторезов изучены в диссертационных исследованиях Г.Р. Родионова и А.Н. Губарева. Учебные пособия «Художественная резьба по дереву, кости и рогу» (А.А. Абросимова, Т.Б. Митлянская, Н.И. Каплан) и «Техника резьбы по дереву и кости» (Г.Н. Роганов) отражают содержание обучения косторезов в среднем профессиональном образовании, но ни в одном из них авторы не поднимали вопрос о необходимости высшего образования или преемственности в данной области.

В качестве фундаментальной основы использованы труды, раскрывающие суть процессов профессионального образования (Н.М. Александрова, А.В. Бакушинский, Э.Ф. Зеер, В.Ф. Максимович, А.М. Новиков, В.В. Шапкин).

В рамках научной школы В.Ф. Максимович разработано содержание профессионального образования в конкретных видах традиционного прикладного искусства: художественном кружевоплетении (Е.А. Лапшина, Т.Е. Лончинская, Д.Ю. Христолюбова), холуйской (Ю.А. Бесшапошникова), мстёрской (В.Ю. Борисова), палехской (С.Н. Денисова) лаковой миниатюрной живописи; палехской иконописи (П.В. Гусева); ювелирном искусстве (Д.С. Дронов, М.В. Чуракова); художественной вышивке (Т.М. Носань, С.Ю. Камнева, Е.В. Сайфулина, А.А. Николаева); лаковой миниатюрной живописи (О.В. Федотова) и др. Однако за пределами внимания исследователей остались вопросы теории и практики обучения косторезному искусству, проблема преемственности среднего профессионального и высшего образования как основного компонента подготовки высококвалифицированных художников резьбы по кости.

Анализ практической и научной проблем профессионального образования в косторезном искусстве позволил выявить объективно существующие противоречия между:

- потребностью общества в высококвалифицированных творческих конкурентоспособных выпускниках, обладающих высочайшим уровнем владения технико-технологическими и художественными навыками и умениями в области косторезного искусства, и неспособностью среднего профессионального образования в полной мере обеспечить этот уровень;

- востребованностью социумом единой системы непрерывного профессионального образования и отсутствием научно разработанных и экспериментально проверенных принципов преемственности структуры и содержания учебных дисциплин в среднем профессиональном и высшем образовании в области косторезного искусства;

- необходимостью целенаправленной разработки учебно-методического сопровождения образовательного процесса подготовки художников косторезного искусства и отсутствием соответствующей научно-педагогической и методической литературы.

Выявленные противоречия свидетельствуют также об актуальности проблемы исследования, которая состоит в поиске научного знания и разработке содержания непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве.

Проблема исследования определила его тему: «Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве».

Цель диссертационного исследования: разработать и теоретически обосновать содержание непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве на основе преемственности уровней образования.

Объект исследования: профессиональное образование в области косторезного искусства.

Предмет исследования: содержание непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве.

Гипотеза исследования: профильное профессиональное образование в косторезном искусстве, разработанное на основе непрерывности и преемственности среднего профессионального и высшего образования, обеспечит

подготовку высококвалифицированных художников - носителей художественно-технологических и регионально-исторических традиций косторезного искусства, если будет:

• проанализирована история становления холмогорского косторезного искусства и сложившихся в России других центров этого искусства; определена сущность холмогорского косторезного искусства и его историко-культурное значение для национальной художественной культуры России; обоснована необходимость профессионального образования в этой области;

• дана характеристика современного состояния профессионального образования в косторезном искусстве, выявлена необходимость формирования непрерывного профессионального образования в этой области с целью сохранения и возрождения регионально-исторических стилистических традиций художественной резьбы по кости, их развития в условиях современности;

• обосновано и разработано содержание современного непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве, основанного на преемственности уровней образования: среднего профессионального и высшего (бакалавриат);

• выявлены и разработаны квалификационные требования к выпускнику в области косторезного искусства, в которых учтена специфика данного вида искусства; в соответствии с ними - конкретизированы и дополнены профессиональные компетенции применительно к сущности художественной резьбы по кости;

• определены организационно-педагогические условия реализации непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства и экспериментально проверена их эффективность.

Задачи исследования:

• проанализировать историко-культурное значение и сущность холмогорского косторезного искусства России и необходимость непрерывного профессионального образования в этой области;

• обосновать значимость и востребованность непрерывного профессионального образования в области художественной резьбы по кости как гаранта сохранения ее регионально-исторического художественно-технологического своеобразия и современного развития;

• разработать содержание современного непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве, основанного на преемственности среднего профессионального и высшего образования (бакалавриат);

• разработать квалификационные требования к выпускнику -художнику косторезного искусства, учитывающие сущность и особенности художественной резьбы по кости; уточнить и дополнить профессиональные компетенции в косторезном искусстве по видам деятельности в соответствии с выявленными квалификационными требованиями;

• определить организационно-педагогические условия реализации содержания непрерывного профильного профессионального образования в области косторезного искусства и экспериментально проверить их эффективность как фактора, способствующего формированию высокого уровня профессионального мастерства художника-костореза.

Научная новизна исследования:

• уточнен научный понятийный аппарат: «непрерывное образование», «многоуровневость», «преемственность» применительно к сущности косторезного искусства, данные понятия использованы как базовые системообразующие концепты при разработке содержания непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства;

• определены основания преемственности уровней среднего профессионального и высшего образования в косторезном искусстве, включенные в систему непрерывного образования: последовательное изучение и освоение знаний, формирование умений и навыков на новом уровне с опорой на предыдущий при условии освоения и развития новых профессиональных качеств,

что нашло отражение в специфике содержания дисциплин, технологии изготовления изделий и методике обучения художественной резьбе по кости;

• впервые разработаны структура и содержание профессиональных дисциплин среднего профессионального и высшего образования на основе преемственности и взаимосвязи, в соответствии с сущностью косторезного искусства и приоритетами обучения на каждом уровне;

• впервые разработаны квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки художника-костореза;

• уточнены, конкретизированы и дополнены профессиональные компетенции выпускника - художника в области косторезного искусства, соотнесенные с сущностью и спецификой искусства данного вида традиционного прикладного искусства России.

Теоретическая значимость исследования:

• сформулирована сущность художественной специфики холмогорского косторезного искусства, оказавшая влияние на регионально-исторические художественно-технологические традиции резьбы по кости в других регионах и профессиональное образование в этой области;

• раскрыты основы отбора содержания профессиональных дисциплин и форм обучения в условиях преемственности среднего профессионального и высшего образования: единство теории и практики, приоритет исследовательской деятельности, ориентация на создание собственных высокохудожественных творческих работ и др.;

• выявлены организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации содержания непрерывного профессионального образования в области косторезного искусства с учетом принципов преемственности уровней обучения, ориентированные на формирование осознанного отношения студентов к сущности косторезного искусства, развитие собственной художественно-творческой и технико-технологической деятельности;

• определена специфика содержания профессиональных учебных дисциплин в области косторезного искусства, обоснована их преемственность и взаимосвязь для среднего профессионального и высшего образования в данной области, соотнесенная с основными видами деятельности художника-костореза: художественно-проектной, производственно-технологической и художественно-пластической.

Практическая значимость исследования:

• разработано и внедрено в подготовку будущих художников в области косторезного искусства содержание профессиональных дисциплин для среднего профессионального и высшего образования с учетом сохранения принципов преемственности и непрерывности обучения, сохранения художественно-технологических традиций;

• сформирован учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию содержания профессиональных дисциплин, как условие формирования единства общепрофессиональных и профессиональных компетенций, включающий рабочие программы каждой дисциплины, учебники, учебные и методические пособия, образцы произведений косторезного искусства, выполненные в материале;

• впервые создан учебник «Материаловедение», содержание которого отражает современные научные подходы к организации образовательного процесса данного учебного курса, включает вопросы и задания по каждой теме, позволяющие обеспечить эффективную самостоятельную внеаудиторную работу студентов;

• разработан и внедрен комплекс авторских учебных пособий «Основы производственного мастерства», «Технология художественной резьбы по кости», «Проектирование», предназначенных для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, в содержании которых учтена сущность и художественное своеобразие холмогорского косторезного искусства, специфика разработанного содержания каждой из профессиональных дисциплин;

• внедрены организационно-педагогические условия реализации содержания непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве: комплекс учебно-методической документации, методический и музейный фонды высокохудожественных работ, единство образовательной художественно-творческой среды;

• впервые разработаны квалификационные требования для выпускников, в соответствии с которыми уточнены и дополнены профессиональные компетенции по профессиональным дисциплинам в художественно-проектной, производственно-технологической, художественно-пластической деятельности, которые являются одними из наиважнейших критериев оценивания результатов выполненных студенческих работ.

Теоретическую базу исследования составили научные труды исследователей, рассматривающих косторезное искусство России, историю его становления и развития (Е.В. Быстрова, А.А. Валов, В.М. Василенко, В.Х. Иванов, М.Я. Крыжановская, И.А. Крюкова, Т.Б. Митлянская, М.В. Рехачев, Л.И. Свионтковская-Воронова, Н.В. Тарановская, С.М. Темерин, В.А. Тишков, И.Н. Уханова, В.Е. Флерова, А.К. Фисинина, JI.A. Орлова, М.А. Некрасова); теорию непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (Н.М. Александрова, В.Ф. Максимович, В.В. Шапкин, Н.Н. Шамрай); дидактические принципы отбора содержания образования (Ю.К. Бабанский).

Методологической базой исследования являются труды, раскрывающие сущность непрерывного образования (Т.Ю. Ломакина, В.Н. Просвиркин); дидактику профессионального образования (Н.М. Александрова, П.Ф. Каптерев, В.С. Кукушин); теорию народного искусства (В.М. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова); теорию и практику художественного образования (А.В. Бакушинский, М.Д. Бернштейн, Л.М. Ванюшкина, Л.Г. Савенкова, И.Н. Уханова); теорию профессионального образования в области традиционного прикладного искусства

(А.В. Бакушинский, В.Ф. Максимович, А.М. Новиков); теорию поэтапного формирования знаний, умений, навыков (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Для решения поставленных задач использованы методы исследования:

- теоретические: контент-анализ понятийного поля непрерывного многоуровневого профессионального образования; системный анализ философской, искусствоведческой, педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; историко-генетический анализ профессионального образования в области косторезного искусства; междисциплинарный и внутридисциплинарный анализ и синтез содержания учебных дисциплин;

- эмпирические: системный анализ учебных планов, программ дисциплин, методов, средств, форм организации обучения; педагогическое наблюдение; анализ экспериментальной работы, художественно-творческих работ участников эксперимента; комплексный и сравнительный анализ экспериментальных материалов и выводов; разработка профессиональных компетенций; критериальный анализ учебных работ обучающихся.

Экспериментальная база исследования - кафедра ювелирного и косторезного искусств ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» в Санкт-Петербурге.

Этапы исследования:

На первом этапе (2013-2014 гг.) проведено исследование научной и искусствоведческой литературы по теме исследования для выявления существующих проблем в области косторезного искусства; осуществлен анализ исторической, искусствоведческой, педагогической и психологической литературы, обоснована актуальность исследования, определены гипотеза, цели, задачи и методы исследования; разработана периодизация становления традиционного косторезного искусства, выявлены и проанализированы проблемы профессионального образования в косторезном искусстве.

На втором этапе (2015-2016 гг.) реализована разработка теоретических положений исследования; отбор и создание содержания профессиональных

дисциплин с учетом преемственности среднего профессионального и высшего образования; сформулированы новые критерии оценивания результатов освоения профессиональных дисциплин в форме профессиональных компетенций.

На третьем этапе (2017-2018 гг.) завершен педагогический эксперимент, систематизированы и обработаны результаты теоретического и экспериментального исследования, апробировано и внедрено содержание непрерывного профессионального и образования в косторезном искусстве; сформулированы выводы и заключение диссертационного исследования; оформлены материалы диссертации и автореферата.

Положения, выносимые на защиту.

1. Историко-культурное значение холмогорского косторезного искусства - в аккумуляции традиционных мировоззренческих представлений народов Русского Севера, воплощенных в ярких, эмоционально-выразительных и духовно-наполненных образах.

Сущность холмогорского косторезного искусства Архангельской области определяется особенностями:

- регионально-историческими (географическое расположение Холмогор, природные мотивы, травные орнаменты, анималистика Севера, применение художественных традиций европейских стилей рококо, классицизма, ампира, историзма и самобытных черт русской национальной культуры);

- художественно-технологическими (применение уникальных материалов -кость «цевка», бивни мамонта и моржа, рога оленей и лосей и техник - ажурной резьбы и цветной гравировки в обработке различных видов кости, оклейных и монтировочных работ, окрашивания кости);

- конструктивными (сложность и многообразие форм произведений);

- колористическими (сочетание естественных и тонированных оттенков цвета кости).

Именно эти особенности должны являться базовыми для разработки содержания профильного образования в косторезном искусстве, которое является

необходимым условием возрождения и современного развития холмогорского косторезного искусства.

2. Возрождение и развитие косторезного искусства возможно только силами профессиональных художников, способных на основе сохранения художественно-технологический традиций резьбы по кости создавать шедевры.

В то же время в среднем профессиональном образовании приоритет -исполнительское мастерство, создание копийных и упрощенноконструктивных художественных изделий, а высшее образование готовит выпускника, владеющего на высоком уровне художественно-проектной деятельностью, но не всегда обладающего достаточным исполнительским мастерством для выполнения сложноконструктивных авторских высокохудожественных произведений, которое обеспечивает система среднего профильного профессионального образования. Преодоление данной проблемы связано с необходимостью разработки и внедрения непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве как гаранта сохранения его регионально-исторического художественно-технологического своеобразия и современного развития.

3. Разработанное содержание непрерывного профессионального образования в косторезном искусстве, основанное на сущности самого косторезного искусства и преемственности среднего профессионального и высшего образования как базового фактора, включает взаимосвязанные по содержанию образовательные программы, отбор профильных учебных дисциплин, что способствует осознанию косторезного искусства как духовной ценности, созданию художественных произведений, отражающих эстетические идеалы и высокий уровень владения исполнительским мастерством. Это определило подготовку художников, владеющих как художественно-проектной деятельностью, так и высоким исполнительским мастерством при создании собственных высокохудожественных произведений.

Обновленное содержание предопределило разработку квалификационных требований к выпускнику, соотнесенных со спецификой данного вида искусства;

в соответствии с ними - уточнение, дополнение и конкретизацию профессиональных компетенций.

4. Определенные квалификационные требования к выпускнику конкретно в области косторезного искусства включают:

- производственно-технологические: умение выбирать материал для выполнения изделия (трубчатая кость, цевка, бивень мамонта, рога лося, клык моржа) и варьировать их при инкрустации и сочетании с иными материалами (янтарь, жемчуг, различные породы дерева, окрашенная кость); владение: ручным инструментом (втиральники, клепики, стамески); технологиями изготовления произведений из кости (гравировка, ажурная, рельефная и объемная резьба, токарные, оклейные и монтировочные работы, инкрустация);

- художественно-проектные: разработка композиционного решения от художественной идеи до готового проекта; реализация в материале собственных художественно-графических проектов как результат художественных идей; способность к макетированию, моделированию и конструированию из различных материалов (бумага, картон, дерево, пластилин, воск);

- художественно-пластические: работа с художественно-выразительными средствами скульптуры, декоративными приемами изображения на плоскости и в объеме, необходимыми для качественной художественной резьбы как круглой скульптуры, так рельефа и ажура.

На этой базе уточнены и дополнены профессиональные компетенции применительно к косторезному искусству, соотнесенные с квалификационными требованиями.

5. Организационно-педагогическими условиями реализации разработанного содержания непрерывного профессионального образования являются: комплекс учебно-методической документации: учебные программы (одиннадцать программ для среднего профессионального и двенадцать - для высшего образования); учебник «Материаловедение» и учебные пособия «Проектирование», «Основы производственного мастерства», «Технология художественной резьбы по кости»; единая образовательная художественно-творческая среда, включающая музейный

и методический фонды высокохудожественных образцов косторезного искусства; материально-техническая база мастерской; библиотечный фонд; художественное профессиональное оформление пространства вуза. Перечисленные условия обеспечили валидность экспериментальных данных.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Колобов Василий Николаевич, 2019 год

- 29 с.

130. Художественные промыслы России. Сб. трудов НИИХП / Под ред. Т.А. Бадяевой. - М.: НИИХП, 1992. - 232 с.

131. Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника: альбом / Авт. ст. и сост. А.К. Ефимова, Е.Н. Клитина - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 179 с.

132. Шамрай, Н.Н. Педагогические инновации в системе непрерывного профессионального образования традиционного прикладного искусства [Электронный ресурс] / Н.Н. Шамрай // Декоративно-прикладное искусство и образование. 2013. - № 2. - Режим доступа: http://dpio.ru/arxiv/v1/v2_2.htm (дата обращения 15.09.19).

133. Шапкин, В.В. Научный педагогический эксперимент: сущность, структура, этапы / В.В. Шапкин // Инновации в образовании. - 2017. - № 8. - С. 55-64.

134. Ягодин, Г.А. Образование должно формировать личность / Г.А. Ягодин. - М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1987. - 30 с.

135. Ягодин, Г.А. Экологическое образование в условиях модернизации российского образования: учебно-методическое пособие / Г.А. Ягодин. - М.: МИОО: Московские учебники, 2009. - 224 с.

136. Harman, D. Nonformal Education and Development / D. Harman // New Directions for Higher Education. Volume 1976. Issue 14. 1976. - P. 7-20.

137. Kunz, G. F. Ivory and the elephant in art, in archaeology, and in science / G.F. Kunz. - Garden City, New York: Doubleday, Page and Company, 1916. - 528 p.

138. La Belle, Thomas J. Liberation, Development, and Rural Nonformal Eduation / Thomas J. La Belle // Anthropology & Education. Volume 6. Issue 4. 1975. - P. 20-26; Non-formal and Informal Education in Europe / Ed. René Clarijs. - Prague: EAICY, 2005. - 118 p.

139. Rogers, Alan. Non-formal education: flexible schooling or participatory education? / Alan Rogers, p. cm. - (CERC studies in comparative education; IS). -Springer Science+Business Media, Inc: 2005. - 316 p.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица 1. Структура дисциплин «Материаловедение» (СПО), «Технология и материаловедение» (ВО)

ВО (базовый) СПО ВО (углубленный, после СПО)

«Технология и материаловедение» «Материаловедение» «Технология и материаловедение»

№ Темы и разделы (1 сем.) № Темы и разделы (1 сем.) № Темы и разделы (1 сем.)

1. Раздел 1. Материаловедение. Материалы, используемые в косторезном искусстве 1. Раздел 1. Зубы. Виды зубов, их свойства и строение. 1. Раздел 1. Материаловедение. Материалы, используемые в косторезном искусстве

2. Тема. Зубы. Виды зубов, их свойства и строение. 2. Раздел 2. Кость. Виды костей, свойства и строение. 2. Тема. Традиционные материалы в косторезном искусстве: зубы, кости, рога. Свойства, строение и химический состав (закрепление материала СПО).

3. Тема. Кость. Виды костей, свойства и строение. 3. Раздел 3. Рога. Виды рогов. Свойства и строение. 3. Тема. Поделочные камни: янтарь, гагат, малахит, змеевик, нефрит.

4. Тема. Рога. Виды рогов. Свойства и строение. 4. Раздел 4. Дерево. Виды деревьев. Строение и свойства древесины. Использование в косторезном искусстве. 4. Тема. Жемчуг и перламутр.

5. Тема. Дерево. Виды деревьев. Строение и свойства дерева. Использование в косторезном искусстве. 5. Раздел 5. Металлы. Виды металлов, их свойства. Цветные металлы. Сплавы для фурнитуры. 5. Тема. Сталь. Классификация стали. Применение в косторезном искусстве. Драгоценные металлы.

6. Тема. Металлы. Виды металлов, их свойства. Сплавы для фурнитуры. 6. Раздел 6. Виды красителей для поверхностного окрашивания кости. Краски для гравирования. 6. Тема. Эбонит, его свойства. Использование эбонита в косторезном искусстве.

7. Тема. Эбонит, его свойства. Использование эбонита в косторезном искусстве. 7. Раздел 7. Клеи. Основные виды клеев, применяемых в косторезном искусстве. 7. Тема. Эпоксидные смолы. Виды эпоксидных смол, используемых в косторезном искусстве.

8. Тема. Виды красителей для окрашивания кости. Краски для гравирования. 8. Раздел 8. Отбеливатели и обезжириватели. Перекись водорода (пергидроль), пищевая и кальцинированная сода. 8. Тема. Виды красителей для глубокого окрашивания кости.

9. Тема. Клеи. Основные виды клеев, применяемых в косторезном искусстве. 9. 9. Тема. Обезжириватели (отбеливатели) бензин, уайт-спирит, ацетон и др.

10. Тема. Отбеливатели и обезжириватели. Перекись водорода (пергидроль), бензин, кальцинированная сода. 10. Раздел 2. Технология. Изготовление и обработка косторезных изделий.

ВО (базовый) СПО ВО (углубленный, после СПО)

11. Раздел 2. Технология. Изготовление и обработка косторезных изделий. 11. Тема. Распиливание кости. Виды пил. Общее устройство циркулярной пилы.

12. Тема. Распиливание кости. Виды пил. Способы распиливания кости. 12. Тема. Шлифование и полирование кости. Общее устройство шлифовального станка.

13. Тема. Шлифование и полирование кости. Способы шлифования и полирования. 13. Тема. Способы обработки поделочных камней. Инструменты и расходные материалы.

14. Тема. Сверление кости и дерева. Способы сверления. Виды сверл для дерева и кости. 14. Тема. Токарные работы. Виды токарных изделий. Общее устройство токарного станка.

15. Тема. Токарные работы. Виды токарных изделий. 15. Тема. Токарные стамески. Изготовление инструмента.

16. Тема. Измерительные инструменты и их использование в косторезном искусстве. 16. Тема. Устройство бормашины. Устройство рукава. Виды наконечников

17. Тема. Гравирование. Инструменты для гравирования. Краски для гравирования, их подготовка. 17. Тема. Метчики и плашки. Нарезание внутренней и наружной резьбы.

18. Тема. Ажурная резьба. Инструменты для выполнения ажурной резьбы, их виды. 18. Тема. Оклеенные «оклейные» и склеенные работы. Способы монтировки косторезных изделий.

19. Тема. Виды рельефной резьбы. Инструменты, применяемые для выполнения рельефной резьбы. 19. Тема. Окрашивание кости. Способы приготовления растворов красителей для кости.

20. Тема. Объемная (круглая) скульптурная резьба. Инструменты, применяемые для резьбы круглой скульптуры. 20. Тема. Технология приготовления и использования эпоксидной смолы в косторезных изделиях.

21. Тема. Оклеенные «оклейные» и склеенные работы. Способы монтировки косторезных изделий. 21. Тема. Фурнитура, изготовление навесов для шкатулок, булавок для украшений.

22. Тема. Отбеливание кости. Способы отбеливания кости. 22. Тема. Ознакомление с технологией изготовления художественных изделий из рога крупного рогатого скота.

23. Тема. Окрашивание кости. Способы приготовления растворов красителей для кости.

24. Тема. Техника безопасности в производственной мастерской

Структура дисциплины «Исполнительское мастерство» (СПО и ВО)

ВО (базовый) СПО ВО (углубленный, после СПО)

«Исполнительское мастерство» «Исполнительское мастерство» «Исполнительское мастерство»

№ Темы и разделы (1-4 сем.) (2-4) № Темы и разделы (1-5 сем.) № Темы и разделы (1-4 сем.)

1. Тема 1. Изготовление инструмента (клепики, втиральники) 1. Тема 1. Изготовление инструмента (клепики, втиральники) 1 Раздел 1. Выполнение копий изделий. (скульптурки животных - кошка, собака; сложные броши с цветами; экраны с птицами и животными).

2. Тема 2. Гравирование. (изготовление простых с гравированным растительным и геометрическим орнаментами) 2. Тема 2. Гравирование. (изготовление простых с гравированным растительным и геометрическим орнаментами) 2 Раздел 2. Ажурная шкатулка с композицией животных и птиц в орнаменте. (с использованием крашеной кости, дерева, эпоксидной смолы, перламутра)

3. Тема 3. Рельефная резьба. (изготовление копии простых рельефных пластин с растительным и геометрическим орнаментами) 3. Тема 3. Рельефная резьба. (изготовление копии простых рельефных пластин с растительным и геометрическим орнаментами) 3 Раздел 3. Тема 1. Скульптурная композиция с анималистическим сюжетом из 2-3 фигур. (с использованием крашеной кости, дерева, эпоксидной смолы, перламутра и жемчуга) Тема 2. Выполнение копии камеи.

4. Тема 4. Ажурная резьба. (изготовление копии простых ажурных пластин, вставок и шпилек с растительным и геометрическим орнаментами) 4. Тема 4. Ажурная резьба. (изготовление копии простых ажурных пластин, вставок и шпилек с растительным и геометрическим орнаментами) 4 Раздел 4. Шкатулка с изображением портрета известной личности. (с использованием крашеной кости, дерева, перламутра)

5. Тема 5. Резьба объемной (круглой) скульптуры. (изготовление копии простых скульптурок - белка и рыбка) 5. Тема 5. Резьба объемной (круглой) скульптуры. (изготовление копии простых скульптурок - белка и рыбка)

6. Тема 5. Технология оклейной работы: (изготовление шкатулки малых размеров по образцу) 6. Тема 6. Женские украшения (изготовление копии простых ажурных изделий - серьги и брошь).

7. Тема 6. Выполнение копий: броши (2 шт), скульптура, экран 7. Тема 7.Экранная скульптура. (изготовление копии экрана «парусник»)

8. Тема 7. Комплект женских украшений (по собственному проекту) 8. Тема 8. Ажурное изделие на токарной основе. (вытачивание на токарном станке формы стаканчика, и выполнение ажура на нем)

9. 9. Тема 9. Выполнение ажурного экрана с птицами «глухари»

Тема 10. Выполнение копии скульптурки собаки.

Структура дисциплины «Технология исполнения изделий косторезного искусства» (СПО)

ВО (базовый) СПО ВО (углубленный, после СПО)

Нет такой дисциплины. «Технология исполнения изделий косторезного искусства» Нет такой дисциплины.

№ № Темы и разделы (1-5 сем.) №

1. 1. Тема 1 Гравирование. (изготовление простых с гравированным растительным и геометрическим орнаментами)

2. 2. Тема 2 Рельефная резьба. (изготовление копии простых рельефных пластин с растительным и геометрическим орнаментами)

3. 3. Тема 3 Ажурная резьба. (изготовление копии простых ажурных пластин, вставок и шпилек с растительным и геометрическим орнаментами)

4. 4. Тема 4. Резьба объемной (круглой) скульптуры. (изготовление копии простых скульптурок - белка и рыбка)

5. 5. Тема 5. Женские украшения (изготовление копии простых ажурных серьги и броши).

6. 6. Тема 6.Экранная скульптура. (изготовление копии экрана «парусник»)

7. 7. Тема 7. Ажурное изделие на токарной основе. (вытачивание на токарном станке формы стаканчика, и выполнение ажура на нем)

8. 8. Тема 8. Выполнение сложного образца с многоплановой резьбой (ажурной броши с цветами).

Структура дисциплины «Совершенствование мастерства» (СПО и ВО)

ВО (базовый) СПО ВО (углубленный, после СПО)

«Совершенствование мастерства» «Совершенствование мастерства» «Совершенствование мастерства»

№ Темы и разделы (5-8 сем.) № Темы и разделы (5 сем.) № Темы и разделы (5-8 сем.)

1. Тема 1. Ажурное изделия на токарной основе (кубок). 1. Тема 1 Выполнение копии скульптурки собаки. Раздел 1. Изготовление ажурной вазы с использованием естественной формы трубчатой кости. (комбинирование с другими материалами: поделочные камни, дерево, жемчуг или перламутр)

2. Тема 2. Сюжетная скульптурная анималистическая композиция из 2 фигур. 2. Тема 2 Технология оклейной работы: (изготовление шкатулки малых размеров по образцу) Раздел 2. Шкатулка с изображением фигур людей. (использование крашеной кости, дерева. перламутра)

3. Тема 3. Копия камеи «Женский портрет» (брошь). 3. Раздел 3. Скульптурная композиция с фигурами людей. (комбинирование с эпоксидной смолой, поделочных камней, деревом или крашеной костью)

4. Тема 4. Выполнение курсовой работы панно с портретом по собственному проекту. 4. Раздел 4. Выполнение фрагментов дипломной работы.

5. Тема 5. Выполнение фрагментов дипломной работы. 5.

Структура дисциплины «Проектирование» (СПО и ВО)

ВО (базовый) СПО ВО (углубленный, после СПО)

«Проектирование» «Проектирование» «Проектирование»

№ Темы и разделы (2-8 сем.) № Темы и разделы (2-5 сем.) № Темы и разделы (1-8 сем)

1. Тема 1. Проектирование ажурных орнаментальных композиций в холмогорском стиле. 1. Тема 1. Гравировка. 1. Раздел 1. Разработка ажурной шкатулки с композицией животных и птиц в орнаменте. (с использованием крашеной кости, дерева, эпоксидной смолы, перламутра)

2. Тема 2. Разработка броши и серег в холмогорском стиле. 2. Тема 2. Ажур. 2. Раздел 2. Тема 1. Проектирование скульптурной композиции с анималистическим сюжетом из 2-3 фигур. (с использованием крашеной кости, дерева, эпоксидной смолы, перламутра и жемчуга) Тема 2. Выполнение копии камеи.

3. Тема 3. Проектирование ажурных вставок с животными и птицами на основе традиций северорусской (холмогорской) резьбы по кости. 3. Тема 3 Проект женских украшений (брошь. браслет, серьги или колье). 3. Раздел 3. Проектирование шкатулки с изображением портрета.

4. Тема 4. Проект комплекта женских украшений (брошь, браслет, серьги) или (колье (ожерелье), кольцо, серьги). 4. Тема 4 Проектирование композиции с животными и птицами на основе традиций северорусской (холмогорской) резьбы по кости 4. Раздел 4. Разработка ажурной вазы с естественной формой трубчатой кости. (комбинирование с другими материалами: поделочные камни, дерево, жемчуг или перламутр)

5. Тема 5. Проектирование изделия на токарной основе (кубок). 5. Тема 5 Проект дипломной работы. 5. Раздел 5. Разработка ажурной шкатулки с изображением фигур людей. (использование крашеной кости, дерева. перламутра)

6. Тема 6. Проектирование скульптурной композиции с анималистическим сюжетом из 2 фигур. 6. Раздел 6. Проектирование скульптурной композиции с фигурами людей. (комбинирование с эпоксидной смолой, поделочных камней, деревом или крашеной костью)

7. Тема 7. Проектирование панно с портретом. 7. Раздел 7. Разработка графического проекта дипломной работы.

8. Тема 8. Разработка проекта дипломной работы (изделия). 8. Раздел 8. Выполнение графического проекта дипломной работы (изделия)

9. Тема 9. Выполнение графического проекта дипломной работы (изделия).

Структура дисциплины «Моделирование и художественное конструирование» (ВО)

ВО (базовый) СПО ВО (углубленный, после СПО)

«Моделирование и художественное конструирование» «Моделирование и художественное конструирование» «Моделирование и художественное конструирование»

№ Темы и разделы (3-7 сем.) № Темы и разделы № Темы и разделы (3-7 сем.)

1. Тема 1. Выполнение макета шкатулки в стиле XVIII века из картона и бумаги. 1. Нет такой дисциплины. Раздел 3. Изготовление макета шкатулки из картона, бумаги или дерева.

2. Тема 2. Изготовление модели броши, серег из воска или пластилина. 2. Выполнение камеи из модельного воска или пластилина.

3. Тема 3. Выполнение модели анималистической скульптурной композиции из 2-3 фигур. 3. Раздел 4. Изготовление макета вазы из дерева.

4. Тема 4. Выполнение модели портрета для панно. 4. Раздел 5. Выполнение модели фигуры человека в рельефе (модельный воск, пластилин)

5. Тема 5. Выполнение макета формы дипломного изделия, или моделирование деталей его. 5. Раздел 6. Моделирование фигуры людей в объеме из пластилина.

6. 6. Раздел 7. Выполнение макета дипломного изделия или моделирование его частей.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 2. Критерии, показатели и индикаторы для определения эффективности разработанного содержания профессиональных дисциплин

№ Критерий Показатель Индикатор Экспериментальные методы исследования эффективности разработанного содержания

1 Сформированно сть профессиональн ых компетенций и квалификационн ых требований Качество художественно-пластического исполнение изделия (пластическая резьба). В соответствии с видом художественной резьбы и требованиями к качеству работы можно выделить несколько категорий: общая пластика объемных форм изделия (рельеф, скульптура), детальная проработка элементов и исполнение фактуры (ажур, рельеф, скульптура), четкий и ровный контур изображения (ажур, рельеф, гравировка), силуэт форм; Оценка итогового результата выполненной работы (копии по образцам, изделия по собственному проекту) Педагогическое наблюдение

2 Творческий подход к реализации графического проекта и вариативному подходу к композиции изделия в материале. Композиционное решение изделия из кости, в соответствии с разработанным и утвержденным графическим проектом (из-за наличия материала и его характеристик возможны некоторые изменения в художественных элементах); Оценка результата выполненного графического проекта работы. Соответствие изделия в материале и проекта. Педагогическое наблюдение Самостоятельные творческие изделия и проекты.

3 Качество шлифовки и полировки изделия (наличие царапин и блеска). Полированная поверхность зеркально отражает падающий свет. Отсутствие царапин. Оценка результатов качества исполнения. Курсовые и дипломные изделия, творческие задания.

№ Критерий Показатель Индикатор Экспериментальные методы исследования эффективности разработанного содержания

4 Сформированность Качество монтировки и Плотность соединения склеиваемых Оценка результатов качества исполнения.

профессиональных оклейных работ частей, минимизация толщины линии Курсовые и дипломные работы, творческие

компетенции и видимого шва. задания.

квалификационных Педагогическое наблюдение

требований

5 Качество Наличие темных и жировых пятен, Оценка результатов качества исполнения.

обезжиривания и отбеливания кости равномерное отбеливание Курсовые и дипломные работы, творческие задания.

6 Качество равномерного Отобранная плотная и равномерно Оценка результатов качества исполнения.

и насыщенного цвета обезжиренная, без наличия пор кость Курсовые и дипломные работы, творческие

окрашенной кости для окрашивания задания.

7 Качество исполнения Ровная и тонкая с плавной игрой Оценка результатов качества исполнения

гравировки толщина линий. Цветовая гамма плавно переходит из одного цвета в другой гравировки. Курсовые и дипломные работы, творческие задания.

8 Технологическая В зависимости от сложности изделия, Алгоритм выполнения изделия.

последовательность последовательность технологических Курсовые и дипломные работы, творческие

исполнения изделия операций может быть вариативной. задания.

9 Соотношение Соблюдение пропорций, формы, Оценка результатов качества исполнения

анатомические объема и пластичности в исполнении изделий с изображением

пропорций изображаемых животных и птиц в материале. анималистического жанра. Курсовые и дипломные работы, творческие задания.

10 Соотношение Соблюдение пропорций, формы, Оценка результатов качества исполнения

анатомические объема и пластичности в исполнении изделий с изображением человека.

пропорций человеческой фигуры и портрета в материале Курсовые и дипломные работы, творческие задания.

№ Критерий Показатель Индикатор Экспериментальные методы исследования эффективности разработанного содержания

11 Сформированность профессиональных компетенций и квалификационных требований Качество исполнения копии Максимально приближенное сходство копируемого изделия с образцом Оценка результатов качества исполнения изделий, копируемых с образцов. Сравнение копии с образцом. Курсовые и дипломные работы.

12 Качество изготовления фурнитуры Качество исполнения и крепления фурнитуры. Конструкция и ее функциональность. Оценка результатов изготовление фурнитуры. Надежность крепления и конструкции в изделии. Курсовые и дипломные работы.

13 Качество исполнения копии Максимально приближенное сходство копируемого изделия с образцом Оценка результатов качества исполнения изделий, копируемых с образцов. Сравнение копии с образцом. Курсовые и дипломные работы.

14 Качество изготовления фурнитуры Качество исполнения и крепления фурнитуры. Конструкция и ее функциональность. Оценка результатов изготовление фурнитуры. Надежность крепления и конструкции в изделии. Курсовые и дипломные работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Выпускные квалификационные работы бакалавров

Рис. 1. А. Грубиян. Скульптурная композиция «Семейная идиллия», 2017.

Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 2. О. Алехно. Скульптурная композиция «Райский сад», 2017. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 3. К. Степченкова. Скульптурная композиция «Морское путешествие», 2017.

Руководитель: В.Н. Колобов

Рис.4. В. Рысина. Изделие для интерьера «Сказка северного леса», 2019.

Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 5. И. Решетова Женские украшения «Маковый цвет», 2018. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 6. П. Кудрявцев. Шахматный набор «Черное и белое», 2018. Руководитель: В.Н. Колобов

Выпускные квалификационные работы студентов среднего профессионального образования

Рис. 7. Э. Суханова. Ожерелье и серьги «Зимняя сказка», 2017. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 8. А. Емельянова. Ожерелье и серьги «Весенний вальс», 2017. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 9. С. Борминская. Ажурная шкатулка «Маки в летнем саду», 2018.

Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 10. В. Любинецкая. Ажурная шкатулка «Зимнее кружево», 2018. Руководитель: В.Н. Колобов

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Курсовые и выпускные квалификационные работы бакалавров

(базовый уровень)

Рис.11. А. Грубиян. Ожерелье «Дубовый лист», 2 курс, 2015. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис.12. О. Алехно. Ожерелье «Павлиний глаз», 2 курс, 2015. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис.13. В. Малышев. Скульптурная композиция «Земноводные», 3 курс, 2019.

Руководитель: В.Н. Колобов

Рис.14. В. Рысина. Скульптурная композиция «Зайцы», 3 курс, 2019. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 15. П. Кудрявцев. Вращающееся панно «Город Петра», 4 курс, 2017.

Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 16. О. Алехно. Панно «Гагарин», 4 курс, 2016. Руководитель: В.Н. Колобов

Курсовые и выпускные квалификационные работы бакалавров

(углубленный уровень)

Рис.17. В. Рысина. Панно «П.И. Чайковский», 4 курс, 2018. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис.18. В. Калигина. Ларец «Ажурная вязь» 4 курс, 2016. Руководитель: В.Н. Колобов

Рис. 19. В. Туренко. Панно «Вхождение в Иерусалим», 2 курс, 2010. Руководитель: Н.Д. Буторин

Рис. 20. Е. Балашова. Панно «Моисей», 2 курс, 2010. Руководитель: Н.Д. Буторин

Рис. 21. В. Туренко. Скульптура «Пан», 2 курс, 2010. Руководитель: Н.Д. Буторин

Рис. 22. В. Колобов. Ваза «Рябиновая осень», 3 курс, 2011. Руководитель: Н.Д. Буторин

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.