ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО КОНКРЕТНЫМ ВИДАМ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Ломакин Михаил Олегович

  • Ломакин Михаил Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 252
Ломакин Михаил Олегович. ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО КОНКРЕТНЫМ ВИДАМ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». 2016. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ломакин Михаил Олегович

Введение

Глава 1. Методолого-теоретическое обоснование содержания обучения студентов вуза декоративному рисунку по видам традиционного прикладного искусства

1.1 Обоснование понятия «декоративный рисунок» в профессиональном образовании с позиций исторического и интегративного подходов

1.2 Современное содержание обучения студентов вуза декоративному рисунку с учетом конкретных видов традиционного прикладного искусства

1.3 Разработка интегративной модели содержания обучения декоративному рисунку в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного

прикладного искусства

Выводы по первой главе

Глава 2. Дидактическое обеспечение содержания обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства

2.1 Дидактические особенности процесса обучения студентов декоративному рисунку

2.2 Методика обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства

2.3 Экспериментальная апробация интегративной модели содержания обучения студентов декоративному рисунку в высшем образовании по

профилям традиционного прикладного искусства

Выводы по второй главе

Заключение

Литература . Приложения

188

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО КОНКРЕТНЫМ ВИДАМ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях художники традиционного прикладного искусства призваны сохранять и развивать национальные художественные традиции, что предполагает высокий уровень их профессиональной подготовки по конкретным, абсолютно различных между собой, видам этого искусства - лаковой миниатюрной живописи, художественной вышивки, художественной обработке кости, художественному кружевоплетению и т.д. Именно эти виды искусства являются профилями в подготовке бакалавров по направлению " Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы", а цель профессионального образования в этой области - развить у студентов способность к созданию высокохудожественного изделия, в котором бы традиции прикладного искусства обрели бы новое, современное звучание.

Основой традиционных художественно-технологических особенностей указанных видов традиционного прикладного искусства является декоративность композиционного и колористического решений и бакалавр должен владеть не только профессиональными техническими приемами исполнительского мастерства на высоком уровне, но и быть способным творчески мыслить, понимать и выполнять декоративное решение натурного изображения, что постигается при изучении декоративного рисунка, который являясь универсальным инструментом условно-декоративного восприятия окружающего мира, обладает образно-композиционными, тональными и колористическими особенностями, уникальными художественно-технологическими приемами, требует включения его в систему профессионального образования бакалавров всех профилей в области традиционного прикладного искусства.

Однако, до настоящего времени еще не дано педагогического определения понятия «декоративный рисунок», не определена специфика содержания обучения декоративному рисунку студентов вуза в области традиционного прикладного искусства.

Основной трудностью, с которой сталкиваются студенты при изучении декоративного рисунка, является недостаточная его связь с дисциплинами

«Пропедевтика», «Основы композиции», «Проектирование» и «Совершенствование мастерства», которые обязательно изучаются и являются определяющими сущность профиля - конкретного вида традиционного прикладного искусства. На сегодня не раскрыта сущность декоративного рисунка как связующего звена в профессиональном образовании в этой области и как учебной дисциплины, играющей важную роль в учебном процессе, не сформулированы ее цель и задачи. Существующие учебные программы по академическому и декоративному рисунку по этому направлению в подготовке бакалавров не имеют четкой междисциплинарной связи с программами профессионального цикла, призванными формировать у студентов способности к декоративности произведений искусства в художественно-творческой деятельности. Нерешенной проблемой является вопрос о взаимозависимости академического и декоративного рисунка в профессиональном образовании художников, соотнесенной с конкретным видом традиционного прикладного искусства. Этот вывод сделан на основании опроса студентов и преподавателей Высшей школы народных искусств и ее филиалов в Москве, Холуе, Мстере, Сергиево-Посаде, Федоскино, Богородском, изучения учебных программ по дисциплинам «Пропедевтика», «Академический рисунок», «Декоративный рисунок», «Основы композиции», «Проектирование», «Совершенствование мастерства», а также изучения исторического и современного опыта преподавания этих дисциплин в различных учебных заведениях.

В результате возникла потребность в дальнейшем изучении и разработке содержания обучения декоративному рисунку во взаимосвязи с освоением академического рисунка, проектированием, технологией и материаловедением изделий различных профилей традиционного прикладного искусства, совершенствованием исполнительского мастерства. Одной из актуальных задач в преподавании декоративного рисунка является формирование у студентов понимания важности связи проектирования изделий традиционного прикладного искусства, формирования их профессионального мастерства с глубоким освоением ими теории и практики декоративного рисунка.

Основным принципом работы студентов над художественным проектом по видам традиционного прикладного искусства является движение от реалистичности к условности, переработка реалистического изображения в условно-стилизованное. Особые свойства декоративного рисунка, его средства представляют собой практический способ достижения этой цели. Все это особенно очевидно при работе над эскизами декоративных решений. Декоративному рисунку как составной части многих учебных профилирующих дисциплин уделяется внимание в процессе обучения, так как он объединяет учебные дисциплины в единый комплекс, связывает их и создает профессиональную базу для использования опыта в профессиональной деятельности.

Актуальность исследования подтверждается следующими противоречиями:

- объективной необходимостью перспективных компетенций у студентов вуза, формируемых изучением декоративного рисунка, и недостаточной разработанностью содержания обучения декоративному рисунку в соответствии с профилями (конкретными видами) традиционного прикладного искусства;

- высокими требованиями традиционного прикладного искусства к подготовке профессионалов в этой области и слабой разработанностью дидактико-методического обеспечения содержания обучения декоративному рисунку.

Поиск разрешения противоречий позволил сформулировать проблему исследования: на основе современных идей и теорий интеграции, системности, вариативности, профессиональной деятельности, компетентности, среды обучения и принципов профессиональной педагогики обосновать, определить и внедрить в учебный процесс содержание обучения декоративному рисунку, соотнесенного с конкретными видами традиционного прикладного искусства.

Тема исследования - «Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства».

Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить интегративную модель содержания обучения декоративному рисунку будущих бакалавров, соотнесенного с конкретными профилями традиционного прикладного искусства.

Объект исследования: высшее профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства.

Предмет исследования: содержание обучения декоративному рисунку в подготовке бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования: эффективность обучения декоративному рисунку будущих бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства будет обеспечена при условии:

- проведения исследования по исторической и современной трактовке понятия «декоративный рисунок» и определения его места в подготовке бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»;

- определения содержания обучения декоративному рисунку с учетом конкретных профилей традиционного прикладного искусства;

- разработки интегративной модели содержания обучения студентов декоративному рисунку на основе выявленных теоретических положений моделирования педагогических систем;

- установления методических особенностей обучения студентов декоративному рисунку, соотнесенных с сущностью конкретных видов традиционного прикладного искусства;

- проведения экспериментального внедрения интегративной модели обучения студентов декоративному рисунку в реальный учебный процесс вуза.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) провести методолого-теоретическое обоснование отбора и формирования понятийного аппарата исследования декоративного рисунка в подготовке бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства;

2) выявить особенности содержания и процесса обучения декоративному рисунку студентов;

3) разработать интегративную модель содержания обучения декоративному рисунку в соответствии с особенностями профилей традиционного прикладного искусства;

4) определить специфику методики обучения декоративному рисунку студентов вуза, соотнесенной с конкретными видами традиционного прикладного искусства;

5) экспериментально проверить эффективность разработанной интегративной модели обучения декоративному рисунку.

Научная новизна диссертационного исследования:

- научно обоснован, систематизирован и обобщен опыт преподавания декоративного рисунка в профессиональном художественном образовании в области традиционного прикладного искусства на основе исторического, интегративного, системного подходов; выявлено современное понятийное поле декоративного рисунка как важнейшей метадисциплины в высшем образовании бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по конкретным профилям традиционного прикладного искусства;

- определены процесс создания и структура содержания обучения декоративному рисунку, исходя из идей интеграции и дифференциации, и установлены формируемые содержанием и процессом обучения профессиональные компетенции будущих бакалавров, востребованные в конкретных видах традиционного прикладного искусства;

- разработана интегративная модель содержания обучения декоративному рисунку в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства, реализующаяся на протяжении нескольких лет и включающая инвариантную и вариативную части;

- разработана система методик обучения декоративному рисунку для подготовки бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства, представляющая собой метаметодику;

- внедрена интегративная модель обучения декоративному рисунку в учебный процесс вуза при подготовке бакалавров по различным профилям, связанным с конкретными видами традиционного прикладного искусства, экспериментально доказана ее эффективность.

Теоретическая значимость исследования:

- определены и раскрыты исторические этапы формирования в высшем образовании понятия «декоративный рисунок» как учебной метадисциплины в структуре образования бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства на основании положений интегративной методологии профессионального образования;

- установлены принципы отбора содержания и разработано содержание метадисциплины «Декоративный рисунок», которая является результатом интеграции двух разделов или направлений: «Декоративный рисунок для всех видов традиционного прикладного искусства» (инвариантная часть метадисциплины) и «Декоративный рисунок по видам традиционного прикладного искусства» (вариативная часть метадисциплины);

- выявлены и раскрыты подготовительный, репродуктивный и продуктивный этапы процесса освоения содержания метадисциплины «Декоративный рисунок» и разработана методика обучения этой метадисциплине, представляющая собой сложную систему методик, направленных на освоение содержания ее инвариантной и вариативной частей;

- систематизированы художественно-технологические приемы и их сочетания, используемые студентами для преобразования изображаемых объектов в декоративную форму на занятиях по декоративному рисунку, в две группы: первая - единые для всех образовательных профилей традиционного прикладного искусства, вторая - единичные (особенные, частные) для конкретного профиля;

- разработаны методы, средства, формы и среда обучения декоративному рисунку в условиях вуза для будущих бакалавров по конкретным профилям традиционного прикладного искусства.

Практическая значимость исследования:

- внедрена интегративная модель содержания обучения декоративному рисунку в вузе при подготовке бакалавров по направлению «Декоративно -прикладное искусство и народные промыслы» разным профилям традиционного прикладного искусства, что доказало ее эффективность;

- разработана учебная программа «Декоративный рисунок», включающая инвариантную и вариативную и способствующая развитию умений трансформировать натурные объекты в условно-плоскостную декоративную форму в соответствии с видами традиционного прикладного искусства ;

- разработана метаметодика обучения студентов декоративному рисунку, благодаря которой осуществляется адресное методическое обеспечение учебного процесса подготовки бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства.

Результаты научного исследования были использованы в Высшей школе народного искусства и ее филиалах, реализующих высшее образование.

Наиболее существенные результаты, полученные соискателем лично:

- поэтапное историческое развитие содержания и обучения декоративному рисунку в высшем художественном образовании, формулирование определения понятия «декоративный рисунок» посредством раскрытия связи академический рисунок - декоративный рисунок - конкретные виды традиционного прикладного искусства;

- разработка интеграционно-дифференцированного процесса создания содержания учебной метадисциплины «Декоративный рисунок», основанной на дидактических принципах отбора содержания образования;

- установление и раскрытие взаимосвязей между учебными дисциплинами, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями бакалавров при формировании содержания метадисциплины «Декоративный рисунок»;

- разработка интегративной модели содержания обучения декоративному рисунку в системе бакалавриата по конкретным профилям традиционного прикладного искусства и проведение экспериментального исследования по ее внедрению.

Методолого-теоретическую основу исследования составили:

- концепции ученых, направленные на развитие традиционного прикладного искусства в контексте сохранения общенациональной культурной традиции (А.В. Бакушинский, Е.А. Лапшина, Д.С. Лихачев, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Носань, И.Н. Уханова, Н.Н. Шамрай);

- положения теории и истории изобразительного искусства, методика его преподавания (Э.Л. Белютин, Б.Р. Виппер, Н.М. Молева, Б.А. Раушенбах, Н.Н. Ростовцев, В.А. Фаворский, Е.В. Шорохов);

- традиции отечественной высшей школы в сфере профессионального художественного образования (П.В. Гусева, С.Н. Денисова, А.А. Дейнека, В.В. Кандинский, Н.П. Кардовский, С.П. Ломов, И.Е. Репин, А.П. Сапожников, П.Е. Серов, П.П. Чистяков, В.А. Фаворский);

- теоретические работы по методологии, теории и методике профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства, специфике содержания образования специалистов и бакалавров в области традиционного прикладного искусства (М.Р. Белоусов, Е.И. Васильева, П.В. Гусева, Н.Ю. Дунаева, С.П. Ломов, В.Ф. Максимович, П.Е. Серов, Е.В. Сайфулина, О.В. Федотова).

Экспериментальная база исследования: : ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)» в Санкт-Петербурге и ее филиалы- Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. А.Ф. Модорова, Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. А.А. Харламова.

Этапы исследования:

1-й этап исследования - научно-поисковый (2011-2012 гг.). Проблемный анализ исторических и литературных источников по теме исследования, всестороннее изучение исторической, учебно-методической, научной литературы

по теме преподавания декоративного рисунка, изучение истории преподавания декоративного рисунка в системе профессионального образования, сравнительный анализ учебных программ, используемых в учебных заведениях, осуществляющих подготовку по различным профилям в области традиционного прикладного искусства, анализ преподавательской деятельности при обучении декоративному рисунку. Выбор методологических подходов, базовых теоретических положений исследования и проведение поисково-констатирующего этапа эксперимента.

2-й этап исследования - научно-экспериментальный (2013-2014 гг.). Создание интегративной модели содержания декоративного рисунка, разработка методов и методик реализации модели, проведение формирующего эксперимента, написание текста первой главы диссертации.

3-й этап исследования - заключительный (2014-2016 гг.). Проверка в эксперименте эффективности гипотезы исследовании, внедрение интегративной модели, обобщение данных эксперимента, корректировка основных положений исследования с учетом полученных данных, формулирование основных положений и выводов исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1) Развитие конкретных видов традиционного прикладного искусства, одной из главных регионально - исторических особенностей которого является декоративность, зависит от овладения выпускниками высшей школы профессиональными компетенциями, формируемыми декоративным рисунком и являющимися одними из важнейших при интеграции знаний академической школы в традиционное прикладное искусство, что доказано использованием исторического и интегративного подходов к выявлению сущности образовательного понятия «декоративный рисунок», определением содержания и взаимосвязи учебных дисциплин «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок» и установлением всего комплекса компетенций бакалавров формируемых во время обучения декоративному рисунку по конкретным видам традиционного прикладного искусства.

2) Специфика содержания обучения декоративному рисунку состоит в интегративности и одновременно дифференцированности, что предопределено подготовкой студентов к профессиональной художественно-творческой деятельности в конкретном виде традиционного прикладного искусства (художественной вышивке, художественном кружевоплетении, декоративной росписи по металлу, лаковой миниатюрной живописи, художественной резьбе по кости и др.). С этих позиций выделена и обоснована метадисциплина «Декоративный рисунок» в структуре учебных дисциплин подготовки бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по профилям традиционного прикладного искусства, которая является результатом интеграции направлений или двух разделов: «Декоративный рисунок для всех видов традиционного прикладного искусства» (инвариантная часть метадисциплины) и «Декоративный рисунок по видам традиционного прикладного искусства» (вариативная часть метадисциплины). Важной процессной характеристикой метадисциплины «Декоративный рисунок» является ее преподавание в течение всего времени подготовки бакалавра, что дает фундаментальные знания и умения в декорировании рисунка будущим художникам в конкретном виде традиционного прикладного искусства.

3) Интегративная модель содержания обучения декоративному рисунку в системе подготовки бакалавров в области традиционного прикладного искусства, структурно включающая методолого-теоретические основания, цель и задачи отбора содержания обучения, содержание инвариантной и вариативной частей метадисциплины «Декоративный рисунок», дидактическое обеспечение содержания обучения, особенности деятельности преподавателя по реализации содержания, компетенции, формируемые содержанием обучения декоративному рисунку:

- обусловила применение педагогических требований моделирования к содержанию декоративного рисунка, определения и использования дидактических закономерностей и принципов;

- способствовала установлению системных связей между целью, задачами, вариативной структурой содержания, деятельностью преподавателей и формируемыми компетенциями студентов.

4) Учебный процесс освоения содержания метадисциплины «Декоративный рисунок», разделенный на этапы: подготовительный, репродуктивный и продуктивный, - обеспечивается системой методик (метаметодикой) обучения. Данная метаметодика объединяет в себе методику обучения, направленную на освоение содержания инвариантной части метадисциплины «Декоративный рисунок», и методику обучения, направленную на освоение содержания вариативной части метадисциплины «Декоративный рисунок», которая состоит из нескольких частных методик - методик обучения декоративному рисунку, соотнесенных с конкретным видом традиционного прикладного искусства, что является базовым условием обучения декоративному рисунку.

Достоверность результатов исследования обеспечивается применением исторического интегративного и компетентностного подходов, теоретических положений дидактики профессионального образования; комплекса методов в теоретическом и экспериментальном исследованиях, адекватных предмету, целям и задачам диссертационного исследования; анализом и статистической обработкой результатов экспериментального исследования; сравнением гипотезы исследования с результатами работы; успешным внедрением полученных достижений в образовательную практику.

Обоснованность полученных выводов и рекомендаций исследования обеспечивается анализом педагогической и специальной литературы по обучению декоративному рисунку в художественном вузе; теоретическим раскрытием и экспериментальным подтверждением положений гипотезы; анализом результатов исследования и формулированием выводов.

Апробация результатов исследования. Экспериментальные исследования осуществлялись в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)» и ее филиалах. Результаты исследования были представлены на международных научно-практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и

образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», (Санкт-Петербург,2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 гг.), Российских научно-практических конференциях «Культура России в 21 веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Санкт-Петербург, 2010-2015 гг.), Межрегиональных годичных научных чтениях «Актуальные проблемы создания инновационной системы многоуровневого непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства» (Санкт-Петербург, 2013-2015гг.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в Высшей школе народных искусств (Санкт-Петербург), в Мстерском филиале лаковой миниатюрной живописи им. А.Ф. Модорова, Холуйском филиале лаковой миниатюрной живописи им. А.А. Харламова.

Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 175 наименований и четырех приложений. Общий объем диссертации с приложениями составляет 252 страницы.

Глава 1. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ДЕКОРАТИВНОМУ РИСУНКУ ПО ВИДАМ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА

1.1 Обоснование понятия «декоративный рисунок» в профессиональном образовании с позиций исторического и интегративного подходов

В образовательном направлении «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» учебная дисциплина «Декоративный рисунок» (как показали исследования) не использовалась вузами в качестве интегрированной ступени в системе подготовки бакалавров по профилям традиционного прикладного искусства.

История возникновения и развития декоративного рисунка как выражения условного восприятия действительности уходит своими корнями в глубокую древность. Декоративный рисунок как искусство заполнения нефункциональных плоскостей зародился в самый ранний период истории человечества [141]. Первый осмысленный взгляд человека на природу был условным, в противном случае он не был бы осмысленным, поскольку осмысление есть обобщение, упрощение и стилизация. Первые образцы наскальной живописи, первобытные изображения животных, представляют собой примеры декоративной условности, доказывая, что сама художественная изобразительность возникла из условности стиля, обобщения видимой формы, способность к которому существовала у человека изначально, и знаменовала собой начало творческого мышления. Развитие художественного творчества началось с осознания необходимости условного обобщения [121, с.5, 59].

Проблема профессионального художественного образования была поставлена достаточно рано, однако подход к ней был иным и преследовал цели, кардинально отличающиеся от целей профессионального образования в наши дни. Художественные школы Древней Греции и Рима, развивали художественные

представления о большой пластической форме в пространстве, развивалось учение о пропорциях (Фидий, Поликлет, Мирон). Деятельность художественных школ времен Римской Империи, Итальянского Возрождения XIV века, возглавляемые великими мастерами живописи (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль), архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Романо, А. Палладио), скульптуры и прикладных искусств (Б. Челлини), Х1У-ХУШ веков, художественные школы нового и новейшего времени продолжили это развитие.

Сущностно следует различать понятия «декоративный рисунок» и «декоративная графика». В истории искусства есть понятия - «академический рисунок», «декоративная графика» и «декоративный рисунок» [85, 121].

Академический рисунок - вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка невозможно грамотно вести работу над художественным произведением [126, с.6].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ломакин Михаил Олегович, 2016 год

- 56 с.

160. Федотова, О.В. Особенности профессионального образования: Монография / О.В. Федотова. - М. : Реал-Графика, 2010. - 144 с.

161. Федотова, О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Федотова. - М.: 2005.

- 22 с.

162. Федотова, О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной

живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Федотова Ольга Владимировна. - М., 2005. - 166 с.

163. Хакимов, Э.М. Логико-методологический анализ понятия «моделирование» / Э.М. Хакимов. - Казань, 1985. - 167 с.

164. Художественная обработка металла. // http: //nashe-iskusstvo. ru/

165. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 239 с.

166. Чекалов, А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства /

A.К. Чекалов. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 65 с.

167. Черник, Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках: научно-практическое пособие / Б.П. Черник. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. -199 с.

168. Шамрай, H.H. Принципы профессионального обучения // Механизм адаптации учащихся в профессиональном образовании к условиям рынка труда: монография. - М.: ИОСО, 1997. - 76 с.

169. Шаталова И. В. Стили ювелирных украшений. Исторические художественные стили от Древней Руси до эпохи модерна. /Электронная библиотека. // http: //www. bibliotekar. ru/yuvelir/4. htm

170. Шембель, А.Ф. Основы рисунка: учебник для проф. учебных заведений А.Ф. Шембель. - М.: Высш. шк., 1994. - 159 с.: с ил.

171. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д.Критская и др. - 2-е изд. - М.: Флинта, 1999. - 336 с.

172. Шорохов, Е.В., Козлов, Н.Г. Композиция: учебное пособие / Е.В. Шорохов, Н.Г. Козлов. - М.: Просвещение, 1978. - 168с.

173. Штоф, В.А. Моделирование и философия / А.В. Штоф. - М.: Наука, 1966. -308 с.

174. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /

B.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

175. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин, М.А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример разработки компонентов рабочей программы метадисциплины «Декоративный рисунок», раскрывающих инвариантную и вариативную ее

части

Направление подготовки: 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Факультет: декоративно-прикладного искусства Форма обучения: очная Курс: 1 -4 Семестры: 1 -7

1. Перечень планируемых результатов обучения по метадисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП 1.1 Инвариантная часть: Общекультурные компетенции:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).

Общепрофессиональные компетенции:

способность владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1).

Профессиональные компетенции (инвариантная часть):

Художественно-творческая деятельность:

способность владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1);

Знать:

основные методы линейно-конструктивного построения условно-плоскостных изображений на плоскости листа через создание декоративного иллюзорного пространства;

основные методы конструктивного, композиционного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы условно-плоскостного построения изображения;

методику выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим -целостным восприятием изображаемого объекта.

Уметь:

создавать условно-плоскостные изображения на плоскости листа через построение декоративного иллюзорного пространства;

применять метод конструктивного, композиционного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы условно-плоскостного построения изображения;

применять методику выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим - целостным восприятием изображаемого объекта.

Владеть:

приёмами и техниками линейно-конструктивного построения условно-плоскостных изображений на плоскости листа через создание декоративного иллюзорного пространства;

приемами конструктивно-пространственного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы линейной и воздушной перспективы, законы построения светотени;

методикой выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим -целостным восприятием изображаемого объекта.

Проектно-графическая деятельность:

способность к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК-2);

Знать:

цели и методы отбора содержания, организации проектной работы; основы культуры мышления, анализа и восприятия информации;

способы синтезирования набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта;

технологии разработки проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам.

Уметь:

определять цели и методы отбора содержания, организации проектной работы; основы культуры мышления, анализа и восприятия информации;

формулировать и применять методы синтезирования набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта;

• самостоятельно применять технологии разработки проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам.

Владеть:

приемами анализа и обобщения информации навыками отбора содержания, организации проектной работы; основы культуры мышления, анализа и восприятия информации;

способами синтезирования и отбора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта;

методами создания комплексных функциональных и композиционных решений.

Научно-исследовательская деятельность:

способность применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-5);

Знать:

• основные методы научного исследования в области традиционного прикладного искусства;

основы сбора, научного анализа и интерпретации материалов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

принципы и методы обоснования новизны собственных концептуальных решений.

Уметь:

применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

применять знания художественных особенностей стилевых течений материальной и художественной мировой культуры;

обосновывать новизну собственных концептуальных решений.

Владеть:

• теоретическими основами и практическим применением методов научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

• методикой применения теоретических знаний в практическом использовании при создании произведений искусства;

• методами обоснования новизны собственных концептуальных решений.

1.2 Вариативная часть метадисциплины:

Профессиональные компетенции по профилям:

1.2.1 Профиль «Лаковая миниатюрная живопись».

Художественно-творческая деятельность:

Способность владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1).

Знать:

- основные методы линейно-конструктивного построения условно-плоскостных изображений на плоскости листа через создание декоративного иллюзорного пространства;

- методику выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим -целостным восприятием изображаемого объекта.

- основные закономерности условно-плоскостной работы с цветом.

Уметь:

- применять на практике основные методы конструктивного, композиционного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы условно-плоскостного построения изображения;

- создавать условно-плоскостные изображения на плоскости листа через построение декоративного иллюзорного пространства;

- выполнять тоновой эскиз небольшого формата с принципиальной проработкой общего решения композиции декоративного решения, находить четкое решение орнаментальных элементов, в соответствии с композиционной сущностью выполнения декоративной работы;

Владеть:

- приёмами и техниками линейно-конструктивного построения условно-плоскостных изображений на плоскости листа через создание декоративного иллюзорного пространства;

- приемами конструктивно-пространственного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы линейной и воздушной перспективы, законы построения светотени;

- методикой выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим -целостным восприятием изображаемого объекта.

Проектно-графическая деятельность:

Способность к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК-2).

Знать:

- роль освоения содержания метадисциплины «Декоративный рисунок» в формировании профессиональных компетенций бакалавра по профилю «Лаковая миниатюрная живопись»;

- стилистические приемы лаковой миниатюрной живописи при создании декоративных решений;

- основные методы, способы и средства получения и переработки иллюстративной и теоретической информации при создании декоративной композиции с учетом художественно-технологической специфики лаковой миниатюрной живописи;

Уметь:

- применять стилистические приемы лаковой миниатюрной живописи при создании декоративных решений;

- выполнять тоновый эскиз небольшого формата с принципиальной проработкой общего решения композиции декоративного решения, находить четкое решение орнаментальных элементов, в соответствии с композиционными и художественно-технологическими требованиями лаковой миниатюрной живописи;

- выполнить декоративное решение в соответствии с технологической последовательностью и со стилистическими и технологическими требованиями искусства лаковой миниатюрной живописи.

Владеть:

- основными методами, способами и средствами получения и переработки иллюстративной и теоретической информации при создании декоративной композиции с учетом художественно-технологической специфики лаковой миниатюрной живописи;

- стилистическими изобразительными приемами трансформации и обобщения при создании декоративного решения, с последующим использованием этих приемов в освоении содержания учебных дисциплин «Проектирование» и «Совершенствование мастерства» лаковой миниатюрной живописи;

- технологической последовательностью исполнения декоративного решения в соответствии со стилистическими и технологическими требованиями искусства лаковой миниатюрной живописи.

Научно-исследовательская деятельность:

способность применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-5).

Знать:

- основные методы научного исследования в области искусства декоративного рисунка и лаковой миниатюрной живописи;

- основы сбора, научного анализа и интерпретации материалов в области искусства декоративного рисунка и лаковой миниатюрной живописи;

- принципы и методы обоснования новизны собственных концептуальных решений в научном исследовании в области искусства декоративного рисунка.

Уметь:

- применять знания художественных особенностей стилевых течений материальной и художественной мировой культуры;

- применять метод конструктивного, композиционного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы условно-плоскостного построения изображения;

- применять методику выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим - целостным восприятием изображаемого объекта.

Владеть:

- теоретическими основами и практическим применением методов научных исследований при создании изделий лаковой миниатюрной живописи;

- методикой применения теоретических знаний в практическом использовании при создании произведений лаковой миниатюрной живописи;

- методами обоснования новизны собственных концептуальных решений по применению изобразительных приемов декоративного рисунка при создании произведений лаковой миниатюрной живописи.

1.2.2 Профиль «Декоративная роспись по металлу».

Художественно-творческая деятельность:

Способность владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1).

Знать:

- стилистические приемы декоративной росписи по металлу при создании декоративных решений;

- способы трансформации с использованием контрастного тонально-пятнового приема, силуэтной разработки декоративного изображения;

- способы орнаментальной разработки декоративного изображения в стилистике художественно-технологических особенностей декоративной росписи по металлу.

Уметь:

- уметь применять стилистические приемы декоративной росписи по металлу при создании декоративных решений;

- выполнять тоновой эскиз небольшого формата с принципиальной проработкой общего решения композиции декоративного решения;

- находить четкое решение орнаментальных элементов, в соответствии с пятновой, силуэтной композиционной сущностью выполнения декоративной работы по декоративной росписи по металлу.

Владеть:

- стилистические приемы декоративной росписи по металлу при создании декоративных решений;

- владеть технологической последовательностью исполнения декоративного решения;

- навыками условно-плоскостной переработки натурного изображения, трансформации, стилизации и орнаментирования с использованием пятнового, силуэтного приема;

Проектно-графическая деятельность:

Способность к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК-2).

Знать:

- цели, способы отбора содержания, методы организации проектной работы по профилю «Декоративная роспись по металлу»;

- способы использованием в проектной работе знаний, умений и навыков, полученные на занятиях по метадисциплине «Декоративный рисунок»;

- способы синтезирования набора возможных решений проектной задачи путем применения художественных, образных и орнаментальных возможностей декоративного рисунка при проектной работе по профилю «Декоративная роспись по металлу».

Уметь:

- вести поисковую эскизную работу методом широких силуэтных обобщений в соответствии со спецификой профиля «Декоративная роспись»;

- систематизировать собранный поисковый материал с целью использования декоративно-пластических решений в проектной работе по профилю «Декоративная роспись по металлу»;

- исполнить декоративное решение в соответствии со стилистическими и технологическими требованиями искусства декоративной росписи по металлу.

Владеть:

- пониманием композиционной и орнаментальной сущности проектной работы;

- знаниями и навыками систематического ведения поисково-эскизной работы по декоративному рисунку;

- технологической последовательностью исполнения декоративного решения в соответствии со стилистическими и технологическими требованиями искусства декоративной росписи по металлу.

Научно-исследовательская деятельность:

способность применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-5).

Знать:

- основные методы научного исследования в области декоративного рисунка;

- способы и средства получения и переработки иллюстративной и теоретической информации по декоративному рисунку;

- пути выработки и обоснования концептуальных решений в области научной деятельности по декоративному рисунку в соответствии с требованием профиля «Декоративная роспись по металлу».

Уметь:

- отбирать и систематизировать теоретическую информацию по декоративному рисунку;

- применять теоретическую информацию при создании декоративной композиции с учетом художественно-технологической специфики декоративной росписи по металлу;

- подвести итог своей научно-исследовательской работы и применить ее результаты в практической художественной и проектной деятельности.

Владеть:

- научным кругозором и пониманием современных требований в художественной и проектной деятельности по декоративному рисунку с учетом специфики профиля «Декоративная роспись по металлу»;

- способами и средствами получения и переработки иллюстративной и теоретической информации при создании декоративной композиции с учетом художественно-технологической специфики декоративной росписи по металлу;

- методами систематизации полученной научно информации и изложения ее в научных публикациях.

1.2.3 Профиль «Художественное кружевоплетение».

Художественно-творческая деятельность:

Способность владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1).

Знать:

- стилистические приемы декоративного рисунка, обусловленные спецификой различных видов художественного кружевоплетения;

- способы использования линейно-графического изобразительного приема при создании декоративных решений;

- приемы трансформации натурных объектов на основе применения повторяющихся орнаментальных мотивов, обусловленных художественно-технологическими особенностями художественного кружевоплетения.

Уметь:

- уметь применять стилистические приемы искусства художественного кружевоплетения при создании декоративных решений;

- выполнять тоновой эскиз небольшого формата с принципиальной проработкой общего решения композиции декоративного решения;

- находить четкое решение орнаментальных элементов, в соответствии с композиционной сущностью выполнения декоративной работы с использованием линейно-графического приема.

Владеть:

- технологией графических материалов и приемами работы пером при создании декоративных решений в стилистике искусства художественного кружевоплетения;

- технологической последовательностью исполнения декоративного решения в соответствии со стилистическими и технологическими требованиями искусства художественного кружевоплетения;

- навыками применения художественных особенностей искусства художественного кружевоплетения при создании декоративных решений.

Проектно-графическая деятельность:

Способность к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК-2).

Знать:

- способы определения целей, отбора содержания, организации работы по декоративному рисунку для использования полученных результатов в проектной работе по профилю «Художественное кружевоплетение»;

- закономерности условно-плоскостного, декоративного изображения фигуры человека;

- аспекты взаимодействия художественно-технологических приемов декоративного рисунка и проектной работы.

Уметь:

- применять художественные приемы проектной работы при создании декоративных решений;

- использовать знания и навыки по условно-плоскостному, декоративному изображению фигуры человека при создании проектных работ по профилю «Художественное кружевоплетение»;

- синтезировать набор возможных решений задач и подходов в проектной работе, основанных на знаниях и навыках, полученных при обучении декоративному рисунку;

Владеть:

- средствами определения целей и задач декоративного рисунка для повышения эффективности проектной работы;

- способностью создания комплексных функциональных и композиционных решений в работе над декоративными решениями;

- методами разработки проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам.

Научно-исследовательская деятельность:

способность применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-5).

Знать:

- методы научных исследований при создании декоративных решений в стилистике различных видов художественного кружевоплетения;

- средства получения и переработки иллюстративной и теоретической информации при создании декоративной композиции с учетом художественно -технологической специфики искусства художественного кружевоплетения;

- пути выработки и обоснования концептуальных решений в области научной деятельности по декоративному рисунку в соответствии с требованием профиля «Художественное кружевоплетение».

Уметь:

- отбирать и систематизировать теоретическую информацию по декоративному рисунку в соотнесении с требованиями искусства художественного кружевоплетения;

- применять теоретическую информацию при создании декоративной композиции с учетом художественно-технологической специфики искусства художественного кружевоплетения;

- подвести итог своей научно-исследовательской работы и применить ее результаты в практической художественной и проектной деятельности.

Владеть:

- методами научного исследования в различных изучаемых дисциплинах и способами их интеграции;

- основными методами, способами и средствами получения и переработки иллюстративной и теоретической информации при создании декоративной

композиции с учетом художественно-технологической специфики искусства художественного кружевоплетения;

- методами систематизации и обобщения сведений, полученными в ходе научных исследований, изложения их в научных публикациях.

Профессиональные компетенции по другим профилям традиционного прикладного искусства формируются аналогично вышеизложенным, с учетом специфики каждого конкретного вида традиционного прикладного искусства: «Художественная вышивка», «Художественная резьба по кости», «Художественная роспись ткани», «Ювелирное искусство» и другие. Преподаватель формирует содержание метадисциплины во взаимосвязи с дисциплинами базовой и вариативной части ООП.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Б.1. базовая/вариативная

Дисциплина изучается на 1-4 курсах, в 1-7 семестрах.

Декоративный рисунок занимает в спектре дисциплин обучения в области традиционного прикладного искусства особое место. Обучение декоративному рисунку производится с первого по четвертый курс бакалавриата включительно. Это необходимо для устойчивого процесса формирования компетенций бакалавра традиционного прикладного искусства в конкретном виде этого искусства. В связи с этим учебная дисциплина «Декоративный рисунок» представляет собой метадисциплину, охватывающую четыре года обучения в системе бакалавриата и дающую фундамент декорирования рисунка будущим бакалаврам традиционного прикладного искусства в конкретной области этого искусства. Метадисциплинарность в данном случае заключается в соединении двух частей содержания учебной дисциплины, преподающихся в разное время, а именно, инвариантной и вариативной.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет_11_зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры

1 2 3 4 5 6 7

Аудиторные занятия (всего) 240 36 32 36 32 36 32 36

В том числе: - - - -

Лекции 13 2 2 2 2 2 1 2

Практические занятия (ПЗ) 227 34 30 34 30 34 31 34

Семинары (С) -

Лабораторные работы (ЛР) -

Самостоятельная работа (всего) 156 36 4 36 4 36 40 -

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен экз экз экз экз экз экз экз

Общая трудоемкость час 396 72 36 72 72 72 36 36

11 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1

зач. ед.

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ. Лаб. Семин СРС Все-го

п/п зан. зан. час.

1. В ведение в дисциплину. 4 4

2. Декоративное изображение натюрмортов. 4 128 90 222

3. Д екоративное изображение объектов растительного и животного мира. 1 35 20 56

4. Д екоративное изображение головы человека. 2 30 22 54

5. Декоративное изображение фигуры человека. 2 34 24 60

4.2. Содержание разделов метадисциплины (в инвариантной и вариативной частях)

№ п/п Разделы программы Темы разделов Соотнесение темы с инвариантной и вариативной частями содержания метадисциплины

6. Декоративное изображение натюрмортов. -Декоративное решение рисунка предметов быта; Инвариантная часть

-Декоративное решение рисунков простых натюрмортов; Инвариантная часть

7. -Рисование сложного тематического натюрморта мягкими рисовальными материалами; Вариативная часть

-Декоративное решение рисунков тематических натюрмортов с включением чучела животного; Вариативная часть

Декоративное решение рисунка натюрморта с включением гипсовой фигуры. Вариативная часть

8. Декоративное изображение объектов растительного и животного мира. -Декоративное решение рисунков растений и простых цветов; Инвариантная часть

-Рисование животного мягкими рисовальными материалами; Инвариантная часть

-Декоративное решение рисунков птиц; Вариативная часть

-Декоративное решение рисунков животных. Вариативная часть

9. Декоративное изображение головы человека. -Рисование головы натурщика мягкими рисовальными материалами; Инвариантная часть.

-Декоративное решение рисунка головы в головном уборе; Вариативная часть.

Рисование портрета с руками мягкими рисовальными материалами; Инвариантная часть

Декоративное решение рисунка портрета с руками. Вариативная часть.

10. Декоративное изображение фигуры человека. Зарисовки фигуры натурщика мягкими рисовальными материалами; Инвариантная часть

Рисование фигуры натурщика в одежде; Инвариантная часть

Декоративное решение рисунка фигуры натурщика в одежде; Вариативная часть

Декоративное решение рисунка тематической постановки «Фигура натурщика в народном или театральном костюме». Вариативная часть.

4.3. Практические занятия

№ п/п Наименование раздела дисциплины Темы практических занятий Трудоемкость (час.)

1. Введение в дисциплину. Декоративный рисунок как дисциплина. Подготовительные упражнения 4

2. Декоративное изображение натюрмортов. Декоративное изображение предметов быта 18

Декоративное изображение овощей и фруктов (дифференцированно и интегрировано) 18

Декоративное решение рисунка простого 16

натюрморта из 3 предметов быта и

драпировки

Декоративное решение рисунка 16

натюрморта из 3 предметов различных

фактур и 2 драпировок

Декоративное решение рисунка отдельных 16

предметов быта НХП, декорированных

орнаментом

Декоративное решение рисунка 16

натюрморта с включением предметов быта

НХП и драпировок, декорированных

орнаментом

Короткий рисунок тематического 12

натюрморта «Осенний» мягкими

рисовальными материалами

Декоративное решение натюрморта 24

«Осенний»

3. Декоративное изображение объектов растительного и животного мира. Декоративное решение рисунка натюрморта из предметов быта и цветов 18

Декоративное решение рисунка 18

натюрморта из предметов быта и

драпировок с включением чучела птицы

4. Декоративное изображение головы человека. Декоративное решение рисунка натюрморта с включением гипсовой головы античного слепка (Венера, Диана) 32

5. Декоративное изображение фигуры человека. Декоративное решение зарисовок одетой фигуры натурщика мягким материалом 16

Декоративное решение рисунка фигуры 20

натурщика или натурщицы в русском

народном костюме (тушь, перо)

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся дисциплине.

Основная литература

1. Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник для вузов (ГРИФ МО) / Н.Г. Ли. - М.: Эксмо, 2013. - 480 с.

2. Ломакин, М.О. Работа над рисунком головы натурщика и его декоративным решением в обучении студентов традиционного прикладного

искусства: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: учебное пособие / М.О. Ломакин. - СПб.: ВШНИ, 2014. - 40 с.: ил. (1,5 п.л.) Дополнительная литература:

3. Бабияк, В.В. Графические техники: мультимедийный электронный учебник по истории, теории и методике создания графического произведения [Электронный ресурс] / В.В. Бабияк. - СПб.: Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена,

2004. - Образоват. прогр. - N0 гос. регистрации 50200501114

4. Баммес, Г. Изображение фигуры человека / Г. Баммес. - М.: Свагор и К, 1999. - 620 с.

5. Беляева, С.Е. Спецрисунок и художественная графика / С.Е. Беляева. -М.: Академия, 2006. - 187 с.

6. Беренгер, М.Ж. Рисунок для ювелиров / М. Беренгер. - М.: Арт-родник,

2005. - 112 с.

7. Бесчастнов, Н.П.: Черно-белая графика: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2005. - 271 с.

8. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта / Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 245 с.

9. Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента / Н.П. Бесчастнов. -М.: ВЛАДОС, 2010. - 245 с.

10. Богдеско, И.Т. Каллиграфия: учебное пособие / И.Т. Богдеско. - СПб.: Агат, 2005. - 312 с.

11. Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. - М.: Искусство, 2004. - 320 с.

12. Кудряшев, К.В. Архитектурная графика / К.В. Кудряшов. - М.: Архитектура-С, 2004. - 245 с.

13. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 114 с.

14. Пармон, Ф.М. Рисунок и графика костюма / Ф.М. Пармон. - М.: Архитектура, 2005. - 208 с.

- выполнение практических учебных задач «Стилизация и декоративная разработка с натуры предметов окружающей среды в различных художественных стилях»; задания по выполняются под руководством преподавателя. Содержание этих заданий определяется содержанием основных заданий программы. Форма предоставления результатов - портфолио с эскизами декоративных решений;

- выполнение домашних практических заданий по тематике разделов учебной дисциплины. Даются задания для выполнения внеаудиторно, в свободное время. Тематика заданий определяется содержанием программы аудиторных занятий.

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (матрица формирования профессиональных компетенций в формате действующего ФГОС ВО).

ПК Содержание ПК Технология формирования КОС оценивания б- рейтингов ая шкала

• основные методы линейно-конструктивного Лекция: - вводная; - обзорная; План -конспект пороговый

ПК 1 • построения условно-плоскостных изображений на плоскости листа через создание декоративного иллюзорного пространства; • основные методы конструктивного, композиционного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы условно-плоскостного построения изображения; • методику выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим - целостным восприятием изображаемого объекта. - итоговая. Беседа: - итоговая; конференция.

Уметь: создавать условно-плоскостные изображения на плоскости листа через построение декоративного иллюзорного пространства; применять метод конструктивного, композиционного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы условно-плоскостного построения изображения; • применять методику выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим - целостным восприятием изображаемого объекта. Практические занятия; выполнение заданий по декоративному рисунку Промежуточ ный просмотр: - визуальный; сравнительны й; - беседа. продвинут ый

Владеть: • приёмами и техниками линейно-конструктивного построения условно-плоскостных изображений на плоскости листа через создание декоративного иллюзорного пространства; • приемами конструктивно-пространственного и цветового анализа предметов (разбора формы), законы линейной и воздушной перспективы, законы построения светотени; • методикой выполнения декоративных заданий - работы с тоном, цветом и орнаментальными мотивами, цветовыми композициями, поэтапное ведение работы: от общего к частному (деталям), от частного к общему, завершая общим - целостным восприятием изображаемого объекта. СРС: - учебная задача (самостоятельные эскизы по стилизации и декоративным разработкам); - просмотр, обсуждение. - высокий

ПК 2 Знать: цели и методы отбора содержания, организации проектной работы; основы культуры мышления, анализа и восприятия информации; • способы синтезирования набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; • технологии разработки проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам. Лекция: проблемная; выполнение практических заданий Внеаудиторна я подготовка к сбору материала по проблеме, поиск ошибки пороговый

Уметь: • определять цели и методы отбора содержания, организации проектной работы; основы культуры мышления, анализа и восприятия информации; Практические занятия: выполнение практических заданий Подбор материала; Просмотр визуальный и сравнительны й, обсуждение, поиск ошибки продвинут ый

• формулировать и применять методы синтезирования набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; • самостоятельно применять технологии разработки проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам.

Владеть: приемами анализа и обобщения информации навыками отбора содержания, организации проектной работы; основы культуры мышления, анализа и восприятия информации; • способами синтезирования и отбора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; • методами создания комплексных функциональных и композиционных решений. СРС Учебная задача; Самостоятельное выполнение практических заданий Просмотр, Обсуждение, количественн ые и качественные характеристи ки работы - высокий

ПК 5 Знать: основные методы научного исследования в области традиционного прикладного искусства; основы сбора, научного анализа и интерпретации материалов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; принципы и методы обоснования новизны собственных концептуальных решений. Лекция: Провокация; Выполнение практических заданий; Итоговая конференция Подготовка вопросов для получения ответов; Просмотр, обсуждение результатов пороговый

Уметь: применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; • применять знания художественных особенностей стилевых течений материальной и художественной мировой культуры; • обосновывать новизну собственных концептуальных решений. Практические занятия Мастер класс; Выполнение практических заданий Просмотр выполненных заданий, визуальный, сравнительны й, аналитически й. продвинут ый

Владеть: теоретическими основами и практическим применением методов научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; • методикой применения теоретических знаний в практическом использовании при создании произведений искусства; • методами обоснования новизны собственных концептуальных решений. СРС Учебная задача Просмотр выполненных заданий по самостоятель ной работе; Количественн ые и качественные характеристи ки работы продвинут ый

7. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для усвоения дисциплины.

а) Основная литература:

1. Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник для вузов (ГРИФ МО) / Н.Г. Ли. - М.: Эксмо, 2013. - 480 с.

2. Ли, Н.Г. Голова человека. Основы учебного академического рисунка: учебное издание / Н.Г. Ли. - М.: Эксмо, 2009. - 320с.

3. Ломакин, М.О. Работа над рисунком головы натурщика и его декоративным решением в обучении студентов традиционного прикладного искусства: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»: учебное пособие / М.О. Ломакин. - СПб.: ВШНИ, 2014. - 40 с.: ил. (1,5 п.л.)

б) Дополнительная литература:

4. Бабияк, В.В. Графические техники: мультимедийный электронный учебник по истории, теории и методике создания графического произведения [Электронный ресурс] / В.В. Бабияк. - СПб.: Рос.гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена,

2004. - Образоват. прогр. - N0 гос. регистрации 50200501114

5. Баммес, Г. Изображение фигуры человека / Г. Баммес. - М.: Свагор и К, 1999. - 620 с.

6. Баммес, Г. Изображение животных / Г. Баммес. - СПБ.: ООО «Дитон», 2011. - 324 с.

7. Баммес, Г. Образ человека / Г. Баммес. - СПБ.: ООО «Дитон», 2011. -

470 с.

8. Барчаи, Е. Анатомия для художников / Е. Барчаи. - Будапешт: Корвина, 1973. - 623 с.

9. Беляева, С.Е. Спецрисунок и художественная графика / С.Е. Беляева. -М.: Академия, 2006. - 187 с.

10. Беренгер, М.Ж. Рисунок для ювелиров / М. Беренгер. - М.: Арт-родник,

2005. - 112 с.

11. Бесчастнов, Н.П.: Черно-белая графика: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2005. - 271 с.

12. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта / Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 245 с.

13. Бесчастнов, Н.П. Художественный язык орнамента / Н.П. Бесчастнов. -М.: ВЛАДОС, 2010. - 245 с.

14. Богдеско, И.Т. Каллиграфия: учебное пособие / И.Т. Богдеско. - СПб.: Агат, 2005. - 312 с.

15. Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. - М.: Искусство, 2004. - 320 с.

16. Григоревская, Е.Б. Рисунок, живопись, композиция: учебно-методическое пособие для подготов. курсов по специальности 070801 "Дек. -прикл. искусство" / Е.Б. Григоревская. - М.: ИТПИ, 2007. - 214 с.

17. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись / Ю.М. Кирцер. - М.: Высшая школа, 2001. - 245 с.

18. Кадыйрова, Л.Х. Пленэр: практикум по изобразительному искусству / Л.Х. Кайдырова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 124 с.

19. Котляров, А.С. Композиционная структура изображения / А.С. Котдяров. - М.: Университетская книга, 2008. - 234 с.

20. Кудряшев, К.В. Архитектурная графика / К.В. Кудряшов. - М.: Архитектура-С, 2004. - 245 с.

21. Лебедко, В.К., Ковалев, А.А., Козлов, В.И. Рисунок: иллюстрированная учебно-методическая программа для студентов 1-5 курсов (по специальностям: «живопись», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы») / В.К. Лебедко, А.А. Ковалев, В.И. Козлов. - М.: Прометей, 2012. - 45 с.

22. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 114 с.

23. Лушников, Б.В. Рисунок. Портрет / Б.В. Лушников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 167 с.

24. Механик, Н.С. Основы пластической анатомии / Н.С. Механик. - СПб.: ИП Телемакова, 2006. - 450 с.

25. Могилевцев, В.А. Наброски и учебный рисунок / В.А. Могилевцев. -СПб.: АРТИНДЕКС, 2009. - 140 с.

26. Могилевцев, В.А. Основы рисунка / В.А. Могилевцев. - СПб.: АРТИНДЕКС, 2007. - 68 с.

27. Пармон, Ф.М. Рисунок и графика костюма / Ф.М. Пармон. - М.: Архитектура, 2005. - 208 с.

28. Рабинович, М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке: учебник для худож. училищ. 2- изд. перераб. и доп. / М.Ц.Рабинович. - М.: Высшая школа, 1978. - 375 с.

29. Ростовцев, Н.Н. Рисование головы человека / Н.Н. Ростовцев. - М.: Изобраз. Иск-во, 1989. - 204 с.

30. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций: учебное пособие для вузов / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1973. - 125 с.

31. Танк, Вильгельм Анатомия животных для художников. Пер. с нем. / В. Танк. - М.: АСТ, 2004. - 159 с.

32. Тулузакова, Г.П. Николай Фешин. Натурный рисунок / Г.П. Тулузакова. - Казань: Информа, 2009. - 162 с.

33. Шорохов Е. В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. - 304 с.

8.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

http: //shar08. narod. ru/8 -risunok-2. html

http://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4% D0%B5%D0%BC%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B 9%20%D 1 %80%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %83 %D0%BD%D0%BE%D0%BA&stype=im age&1 r=2&noreask= 1 &source=wiz&uinfo=sw-1024-sh-768-ww-993-wh-608-pd-1 -wp-4x3 1024x768-1t-66

http: //www. practicum. org/index. php?catid=9: uch&id=76: osnovi-risunka&Itemid=38&option=com content&view=article

http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2360-drawing http: //www. artsacademy. ru/exhibitions/?p=1

http://www.artproiekt.ru/school/academic/index.html

9. Методические указания для обучающихся освоению дисциплины.

Раздел 1. Введение в метадисциплину «Декоративный рисунок».

Декоративный рисунок, как учебная метадисциплина.

Объективной сущностью содержания метадисициплины «Декоративный рисунок» является трансформация объемно-пространственного предметного мира в условно-плоскостное, орнаментальное изображение, на основе изучения природных и созданных человеком форм, с учетом региональных, технологических, колористических и орнаментальных особенностей различных видов традиционного прикладного искусства.

Инвариантная часть содержания образования содержит требования искусства декоративного рисунка, представления о композиции, ритме, взаимодействии тональных пятен, количества светлого и темного в композиции, баланса цельного и дробного, меры использования орнаментальной разработки поверхностей, главного и второстепенного в композиции. Практические задания для студентов строятся по требованиям, единым для всех видов традиционного прикладного искусства. Инвариантная часть содержания изучается в течение 1 -го и 2-го курсов бакалавриата.

Вариативная часть содержания метадисциплины формируется с учетом всего комплекса требований, сформулированных в инвариантной части, с добавлением специфики видов традиционного прикладного искусства и в соответствии с программами обучения профессиональных учебных дисциплин, которые конкретизируют образование будущего бакалавра в конкретном виде традиционного прикладного искусства. Такими дисциплинами, прежде всего, являются «Мастерство», «Проектирование». В вариативной части содержатся практические задания студентам, присутствует формат работы, графические материалы, изобразительные средства и техники изображения, орнаментальные мотивы, характерные для традиций того или иного вида традиционного

прикладного искусства и понимаемые как стилистическое единство. Вариативная часть содержания метадисциплины изучается на 3 и 4 курсах бакалавриата.

Тема 1.1. Цель и задачи метадисциплины «Декоративный рисунок» в подготовке бакалавров традиционного прикладного искусства.

Главная цель обучения декоративному рисунку, устанавливаемая с первых дней обучения первого курса и последних дней последнего курса заключается в изучении свойств и закономерностей объективной действительности и передаче этой действительности на изобразительной плоскости декоративно-графическими средствами, создание декоративного изображения на основе натурных рисунков, выполняемых на практических занятиях по дисциплине «Академический рисунок».

Выдвинутая общая цель трансформируется в следующие задачи:

- выявить структуру, силуэт и линейную форму изображаемых объектов как способ передачи их образа и характера;

- на основе выявленного характера изображаемого, а также специфики изучаемого профиля традиционного прикладного искусства обосновать применение того или иного изобразительного приема;

- в соответствии с выбранным изобразительным приемом выстроить технологический процесс выполнения декоративного решения, определить набор используемых художественных материалов;

- поэтапно осуществить процесс выполнения декоративного решения от поискового эскиза до исполнения декоративной работы в заданном формате.

Тема 1.2. Ознакомление с содержанием дисциплины.

Общие принципы условно-плоскостного изображения натурных объектов, различные приемы декоративного рисунка - пятно, линия, точка, силуэт, ритм, статика, динамика. Выполнение упражнений по работе с графическими материалами - заливка пятна, моделировка линией, штрихом, выполнение простых орнаментальных мотивов.

Состав заданий на семестр, их последовательность выстроена от простого к сложному.

Тема 1.3. Оборудование, приспособления, инструменты.

Подготовка рабочего места. Организация работы. Техника безопасности.

Тема 1.4. Рисовальные материалы.

Бумага (белая, тонированная), карандаш, перо, кисть, тушь, гуашь, темпера.

Тема 1.5. Подготовительные упражнения.

Способы работы графическими материалами. Свет. Тень. Тональные градации. Пятно. Силуэт. Способы работы различными графическими техниками.

Раздел 2. Декоративное изображение натюрмортов.

Понятие натюрморта, виды натюрмортов. Различная тематика натюрмортов, состав натюрмортов. Различные уровни сложности натюрмортов. этапы выполнения рисунка натюрморта.

Тема 2.1 Декоративное изображение предметов быта (инвариантная часть).

Тема раскрывается при выполнении задания студентами. В задании снова ставится задача изображения отдельных предметов, их конструкции и фактуры. Важно передать и подчеркнуть характер каждого предметов быта, точно определив меру и степень трансформации. Форма стилизуется с целью подчеркнуть ее, сделать более выразительной, но не исказить. В изображаемых объектах заложена геометрическая конструкция. Основная задача в работе с натуры и в разработке трансформации состоит в том, чтобы увидеть характер геометрической конструкции изображаемых объектов. Важно также увидеть какие части формы несут главную пластическую нагрузку, а какие подчиненную. В соответствии с этим их следует решать акцентировано или силуэтно. Использование условной геометризации, вписывание изображаемых объектов в геометрические формы помогает трансформировать объемные формы в декоративно-стилизованные, условные. Следует обратить внимание обучающихся, что предметы близки по форме к конусу, цилиндру и к другим геометрическим объектам, одни предметы отличаются богатством деталей и контрастностью, а другие плоскостны и силуэтны, однородны по тону.

Выполняются не менее 5-ти поисковых эскизов, поисковая работа ведется в соответствии со следующими этапами:

1. Силуэт. Поиск выразительного силуэта каждого элемента, масс и пауз;

2. Распределение светлого и темного;

3. Взаимопроникновение светлого и темного, их граница;

4. Введение орнаментальных мотивов;

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.