Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Васильева, Елена Ивановна

  • Васильева, Елена Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 215
Васильева, Елена Ивановна. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2009. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васильева, Елена Ивановна

Введение.

Глава 1. История и теория преподавания живописи в профессиональном художественном образовании

1.1. Живопись и её выразительные средства.

1.2. Исторические и теоретические аспекты обучения живописи в профессиональном художественном образовании.

1.3. Особенности преподавания живописи студентам с учётом специфики конкретного вида традиционного прикладного искусства.

Глава 2. Содержание и методы обучения живописи традиционном прикладном искусстве.

2.1. Обновление содержания обучения живописи в традиционном прикладном искусстве.

2.2. Экспериментальная работа по реализации инноваций в преподавании живописи в учебных заведениях традиционного прикладного искусства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства»

На данном историческом этапе развития, в период глобализации, создания единого европейского образовательного пространства для России и стран Европейского Союза особенно остро встает вопрос о сохранении национальных культурных традиций. Приоритет сохранения и преумножения духовных ценностей в России, безусловно, связан с процессом i совершенствования системы профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, отражающего и выражающего художественно-творческий потенциал нации, его историческую память. В связи с этим, очевидно, что традиционное прикладное искусство нуждается не только в изучении, но в возрождении и дальнейшем развитии.

Поэтому наше исследование посвящено профессиональному образованию будущих художников традиционного прикладного искусства и является актуальным, поскольку до настоящего времени не создано основополагающей научно-исследовательской работы, раскрывающей значение преподавания общепрофессиональных дисциплин и, в частности, живописи как базового художественного предмета. Хотя именно этот учебный предмет способствует формированию и развитию культуры цвета, учит основам формообразования, что является крайне важным при обучении художников данной специальности.

Сегодня отчетливо проявляется противоречие между требованиями, предъявляемыми к преподавателю живописи и системой профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства, основанной на сущности и особенностях этого искусства. Практика показывает, что в профессиональном образовании не разработаны пути и технологии, позволяющие уже с первых дней обучения использовать потенциал художественных дисциплин для подготовки будущих художников-творцов в области художественной вышивки, художественного кружевоплетения, лаковой миниатюрной живописи, художественной росписи ткани, художественной росписи по металлу и т.д.

В настоящее время в учебных заведениях, занимающихся подготовкой подобных художников, живопись стала обязательным общепрофессиональным предметом, однако не связанным целенаправленно с конкретными видами декоративно-прикладного искусства. Поэтому возникает потребность в исследовании проблематики обучения студентов живописи, необходимой для художественно-творческой, научно-исследовательской и преподавательской деятельности в сфере традиционного прикладного искусства.

Актуальной задачей профессионального художественного образования является формирование у студентов представлений о мировоззренческих основах живописи, о художественно-творческом восприятии натуры, её образном переосмыслении с учетом специфики конкретного вида декоративно-прикладного искусства, что позволит будущим художникам вписать собственное живописное видение в общий контекст современного прикладного искусства.

В результате изучения состояния преподавания стала очевидной недостаточная эффективность «академического» подхода к обучению живописи, которая сводится к сумме знаний и умений реалистического изображения натуры. При этом практически не рассматривается сфера художественно-образного языка определённых видов декоративно-прикладного искусства, что препятствует приобщению к культурному достоянию и постижению художественного наследия своего народа. Таким образом, у студентов не хватает живописной культуры для успешной профессиональной деятельности. Поэтому объектами внимания в обучении живописи должны стать: во-первых, содержание и методы данной дисциплины, её эмоционально-эстетические и формообразующие возможности, во-вторых, те методы работы, которые способствуют более осмысленному пониманию студентами её главных задач и целей.

Изучение теории и практики преподавания живописи показало, что студенты недостаточно владеют всей полнотой средств и приёмов, присущих данному виду искусства. До настоящего времени не определены место и роль живописи в системе профессиональной подготовки, не разработаны формы и методы обучения, направленные на формирование живописных навыков, художественно-образного восприятия натуры, как профессионально значимой деятельности будущего художника традиционного прикладного искусства.

Данные предварительных исследований свидетельствуют, что преподавателями живописи в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства являются выпускники художественно-графических факультетов педагогических вузов. Это специалисты — учителя изобразительного искусства общеобразовательной школы, не располагающие достаточным уровнем знаний и не владеющие приёмами живописного мастерства в том объеме, который необходим для обучения будущих художников - профессионалов. Другие преподаватели - живописцы -выпускники художественных вузов станкового направления, не являющиеся носителями традиционного прикладного искусства, не понимающие его специфики и особенностей преподавания живописи в этой области.

Этим объясняется неподготовленность большинства преподавателей живописи к учебно-методической работе, их некомпетентность в области методики преподавания не позволяет им творчески строить учебный процесс и эффективно реализовывать свой профессиональный и личностный ресурс. Затруднения вызывают отсутствие четкой систематизации теоретического материала по цветоведению и колористике, технологии живописных материалов; недостаточна взаимосвязь знаний ' по этим вопросам с практическим разделом курса живописи. Вследствие чего выявлена объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ по живописи, учитывающих особенности выразительных средств разных видов декоративно-прикладного искусства, предусматривающих структурирование различных форм занятий, включение специфических видов практик и проведение мероприятий (семинары, конференции, выставки, мастер-классы, конкурсы), стимулирующих творческую активность студентов.

Очевидно, что одним из направлений в художественной педагогике должно стать раскрытие индивидуального творческого потенциала студента в конкретном направлении традиционного прикладного искусства. Это согласуется, с одной стороны, с общей стратегией художественного образования в традиционном прикладном искусстве, ориентированного на личностное, творческое развитие обучающихся, а с другой стороны направлено на совершенствование способности самого преподавателя живописи участвующего в инновационных процессах, организующего условия и способы учебной и художественно творческой деятельности учащихся.

Формирование профессионального интереса студентов на занятиях живописи становится актуальным направлением в работе преподавателя, поскольку его учебно-художественная деятельность как педагога интегрирована с интересами и склонностями студента и в процессе занятий становится формой выражения собственного отношения обучающего и обучающегося не только к данной художественной дисциплине, но и к изобразительному искусству в целом.

Актуальность и педагогическая значимость исследования проблемы формирования профессионального отношения к традиционному прикладному искусству в процессе обучения живописи обусловили необходимость построения научно обоснованной методики преподавания живописи как одного из путей приобщения обучающихся к традиционному прикладному искусству.

В начале XXI века провозглашаются задачи сохранения, распространения и развития национальной культуры, приобщения личности к системе культурных и эстетических ценностей, развития эстетической восприимчивости. В соответствии с современными требованиями эстетического развития студентов определяющее значение приобретает проблема формирования художественной компетентностей будущих художников традиционного прикладного искусства. Интеграция учебно-воспитательного процесса, взаимодействие различных наук требуют создание новых моделей обучения. Будущих специалистов необходимо нацеливать на самореализацию в различных областях творческой деятельности, что потребует развития у них самостоятельности, мобильности, творческой инициативы и как следствие конкурентоспособности.

Анализ философско-психологических исследований позволил сформулировать понятие субъектного отношения человека к миру, которому свойственно наличие рефлексии, определенная степень развития интеллекта (сознания), способность человека (субъекта) выделять себя из окружающей действительности, потребность осмысления своей деятельности и творческого самоопределения. Это подтвердило возможность рассмотрения изобразительной деятельности как особой формы выражения личного отношения к реальной действительности и искусству.

Согласно выводам ученых целостное развитие человека возможно только в пространстве культуры (П.А. Флоренский, Д.С. Лихачев и др.). С этих позиций подразумевается педагогически углубленное исследование категории личного отношения к искусству. Культура задает особый уровень в системе отношений личности к миру, влияет на индивидуальное развитие человека, формирует его как субъекта. Это отражено в концепции культуросообразного образования, концепции диалога культур в образовательном пространстве (B.C. Библер и др.). В раскрытии психолого-педагогических условий развития личного отношения к искусству нами проанализированы аспекты учебной деятельности на основе концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов и др.).

Исследование вариативности личностного отношения обучающихся к традиционному прикладному искусству, формирующегося на занятиях живописи, поможет скорректировать методы педагогического руководства на занятиях, учебно-воспитательным процессом творческого развития личности, позволит выявить возможности наиболее эффективного осмысленного вовлечения студентов в общественно-значимую сферу деятельности традиционного прикладного искусства и сформулировать рекомендации по организации практической работы в ходе преподавания живописи, как одной из базовых дисциплин будущим художникам традиционного прикладного искусства. Ведь живопись влияет не только на цветовое ощущение студента, но и лежит в основе воспитания художественного вкуса, обучения изображению видимого образа, формированию воображения и выражения творческого замысла.

В связи с этим возникает ещё одна проблема. Студенты, обучающиеся по всем специализациям - художественной вышивке, художественному кружевоплетению, лаковой миниатюре, косторезному и ювелирному искусству обучаются по одному учебному плану и практически с одним и тем же количеством часов по профессиональным общим художественным предметам, в число которых входят живопись, рисунок, скульптура. Есть специальности, для которых живопись является базовой дисциплиной, такие как лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по металлу, художественная роспись по ткани и др. Но есть и другие специализации, для которых живопись не является основным предметом для обучения, например: художественное кружевоплетение, художественная вышивка, косторезное и ювелирное искусство, художественная резьба по дереву. Поэтому очевидна потребность в разработки такой программы по обучению живописи, которая бы являлась универсальной для всех специальностей и одновременно мобильной для адаптации её под индивидуальные потребности каждой в отдельности.

В процессе обучения живописи при подготовке художника традиционного прикладного искусства развивается чувство восприятия цвета, формируется визуально-пластичекое видение в рамках конкретной специализации. Поэтому одной из главных задач нашего исследования является выявление выразительных средств живописи применимых к каждой конкретной специализации.

Поскольку наша работа посвящена проблемам профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, то научные исследования таких авторов как: В.Ф.Максимович, Н.Р.Казанская, Л.П.Калинина, О.Н. Холина, Е.Б. Григоревская, О.В.Федотова, М.Р.Белоусов, Н.В. Севрюкова, Д.С.Дронов, Е.А.Лапшина, А.В. Красикова легли в ее основу. Так, В.Ф. Максимович рассматривает фундаментальные основы (концепцию) развития профессионального образования в учебных заведениях народных художественных промыслов России, акцентируя внимание на взаимозависимости общепрофессиональных и специальных предметов, сущности ручного художественного труда и его связи с учебными занятиями по исполнительскому мастерству. Исследования О.В. Федотовой отражают необходимость взаимосвязи таких предметов как мастерство и композиция при обучении лаковой миниатюрной живописи и т.д. М.Р. Белоусов в своих исследованиях рассматривает влияние искусство Палеха на профессиональное образование.

В нашем исследовании была учтена и та ситуация, которая сложилась в учебных заведениях среднего профессионального образовании традиционного прикладного искусства на местах возникновения, бытования и развития народных художественных промыслов. Это, как правило, небольшие селения, отдаленные от центральных городов, например, в Мстёре, где традиционно развивались художественная вышивка и лаковая миниатюрная живопись. Число студентов в подобных учебных заведениях невелико. Количество учебных часов, посвященных преподаванию живописи, минимально. Этот предмет, как правило, ведёт один преподаватель по единой программе для будущих живописцев-миниатюристов и для художников-мастеров по художественной вышивке.

Полученные данные определили проблему исследования: поиск эффективных условий развития художественно-образного восприятия и освоения живописных навыков в процессе учебной деятельности по живописи, направленных на повышение профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства. Исходя из этого, была сформулирована тема настоящего исследования: «Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства».

Объект исследования: профессиональное образование в декоративно-прикладном искусстве.

Предмет исследования: особенности преподавания учебного предмета «Живопись» в процессе подготовки будущего художника декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать, экспериментально проверить педагогическую концепцию обновления содержания и методов обучения живописи художников традиционного прикладного искусства.

Задачи исследования:

1. Изучить исторический опыт обучения живописи в системе профессионального художественного образования.

2. Проанализировать теоретические и практические основы содержания преподавания живописи в учебных заведениях декоративно -прикладного искусства.

3. Разработать и теоретически обосновать педагогическую концепцию, определяющую специфику преподавания живописи в профессиональном обучении будущих художников традиционного прикладного искусства в соответствии с требованиями и условиями конкретных специализаций.

4. Экспериментально проверить на основе разработанной педагогической концепции авторские учебные программы и методические рекомендации по преподаванию живописи в условиях конкретных видов традиционного прикладного искусства.

Гипотеза исследования: обучение студентов в сфере декоративно-прикладного искусства станет более эффективным, если:

1. Художественно — педагогический процесс будет осуществляться на основе исторического и теоретического опыта профессионального художественного образования в декоративно-прикладном искусстве.

2. Будет разработана и апробирована педагогическая концепция взаимодействия традиционных и инновационных подходов преподавания живописи, учитывающая конкретную профессиональную направленность различных видов прикладного искусства: художественной вышивки, художественной росписи тканей, художественной росписи по металлу, лаковой миниатюрной живописи, косторезному искусству.

3. Содержание курса живописи будет структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий, их углубленным содержанием, направленным на формирование общей живописной культуры будущего художника традиционного прикладного искусства.

Методологические основы исследования:

- концепция развития народного искусства в контексте сохранения общенациональной культурной традиции (А.В. Бакушинский, Н.П. Кондаков, Д.С. Лихачев, И.Я. Богуславская, М.А. Некрасова, И.Н. Уханова);

- культурно-исторические истолкования художественной формы, положения эстетических теорий нового визуального мышления (И. Иттен, А.Гильдебранд, В.В. Кандинский, П. Клее, А.Г. Габричевский, Р. Арнхейм);

- исследования по теории и истории изобразительного искусства и методам его преподавания (Б.Р. Виппер, П.А. Флоренский, Б.А. Раушенбах, Н.Н.Волков, А.С. Зайцев, С.М. Даниэль, Н.М. Молева, Э.М. Белютин, И.А. Пронина, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов);

- традиции отечественной школы художественного образования (А.П. Сапожников, И.Е. Репин, К.А. Коровин, Н.П. Кардовский, К.А Петров-Водкин, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский);

- исследования по теории и методике преподавания декоративно-прикладного искусства и специфики обучения художников традиционного прикладного искусства (В.Ф. Максимович, С.П. Ломов, О.В. Федотова, М.Р. Белоусов);

- положения современной педагогической науки, ориентирующие преподавателя на воспитание студента в духе идей гуманизма и толерантности, раскрытия индивидуальных творческих задатков через активный деятельный подход в обучении искусству (В.В. Давыдов, Н.Д. Никандров, В.П. Зинченко, В.Ф. Максимович, JI.B. Школяр, Н.Н. Фомина и ДР-)

Методы исследования включают: комплексный анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме в области профессионального художественного образования; исторический анализ преподавания живописи в системе профессионального образования; сравнительный анализ педагогической деятельности художников - педагогов в области отечественного и зарубежного профессионального образования; анализ содержания курса живописи в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства; сравнительно-исторический метод исследования; метод теоретического моделирования; метод педагогического наблюдения за творческим развитием студентов, беседы, сопоставление полученных в результате исследования данных, обработка результатов художественно-творческой и выставочной деятельности студентов разных специализаций.

Научная новизна исследования: систематизирован и теоретически обобщен опыт преподавания живописи в профессиональном художественном образовании в области традиционного прикладного искусства. Теоретически обоснована необходимость соединения традиционного академического и инновационного подходов в обучении живописи как комплексному учебному предмету в образовательных заведениях этого профиля.

Впервые разработана педагогическая концепция обучения живописи, направленная на формирование живописного мастерства и учитывающая специфику выразительных средств и способов формообразования в различных видах декоративно-прикладного искусства.

Определены и теоретически обоснованы педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих художников декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию традиций народных художественных промыслов и созданию произведений декоративно-прикладного искусства, отвечающих современным социально -экономическим и эстетическим требованиям.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогической концепции освоения живописи студентами профессиональных учебных заведений традиционного прикладного искусства, основанной на системном подходе к обучению; в аргументации современного подхода к преподаванию живописи; в выявлении теоретического и практического значения учебного курса живописи, направленного на развитие визуального, композиционного мышления, на обучение первоэлементам изображения, их взаимосвязи и взаимозависимости, закономерностям пространственных построений на изобразительной плоскости, в разработке принципов развития творческих способностей и обучения живописи студентов через активное, деятельное и осознанное постижение натуры.

В исследовании представлен обширный научно-понятийный аппарат, применимый к сфере художественной педагогики, в котором даются формулировки первоэлементов изображения (точки, линии, основной плоскости), конструкции и композиции произведений; рассматриваются организация пространства средствами линии, тона, цвета, света, фактуры путём передачи взаимосвязи объектов изображения с учётом соотношения плоскости и объёма, светлого и тёмного, ритма и движения, симметрии и асимметрии, статики и динамики, масштаба, пропорций, равновесия масс, фактуры, текстуры и свойств различных материалов.

Практическая значимость исследования: в процессе исследования определен комплекс учебных заданий по живописи при обучении студентов в области традиционного прикладного искусства, включающий все существующие технологии живописных материалов, учитывающий особенности конкретного вида традиционного прикладного искусства и рассчитанный на различные художественно-образные решения, соответствующие стилевой направленности различных специализаций.

Разработаны авторские программы для обучения по специальности «Декоративно - прикладное искусство и народные художественные промыслы»: «Живопись», «Декоративная живопись», «Практика по ознакомлению студентов с памятниками изобразительного искусства и архитектуры в других городах России и за рубежом», «Практика на открытом воздухе (пленэр)». Эти программы применимы в системе непрерывного профессионального образования, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением декоративно-прикладного искусства, средних учебных профессиональных заведениях, институтах повышения квалификации работников образования и культуры.

Скорректировано содержание программ специальных дисциплин: «Академический рисунок», «Пластическая анатомия», «Цветоведение и колористика», определено их место в творческо-проектной и художественно-выставочной деятельности студентов.

Обоснована взаимосвязь живописи с предметами профессионального цикла, в том числе с мастерством, композицией, проектированием, техническим рисунком, моделированием.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, теоретическим обоснованием исходных методических позиций, одобрением материалов Учёным советом и лабораторией пластических искусств Института художественного образования Российской академии образования, Учёным советом и кафедрой живописи Высшей школы народных искусств (института); экспериментальной проверкой предложенных заданий, способствующих формированию художественно-образного мышления и компетентности студентов при практической работе с натуры в области живописи; опытом преподавательской работы автора (на протяжении двенадцати лет), с 2003 года - в Высшей школе народных искусств (институте).

Этапы исследования:

На первом этапе /2003-2004 гг./ определялись исходные позиции исследования, анализировался опыт работы различных образовательных профессионально-художественных учреждений, изучались литературные источники, проводился анализ состояния преподавания живописи в учебных заведениях различной направленности, в том числе и декоративно-прикладного профиля.

На втором этапе /2005-2006 гг./ была обоснована педагогическая концепция преподавания живописи в образовательных учреждениях декоративно-прикладного искусства, сформулированы гипотеза и задачи научной работы, разработана модель освоения живописи студентами конкретных специализаций, определены критерии анализа результатов художественно-творческой деятельности студентов, осуществлялась опытно-экспериментальная проверка разработанных программ.

На третьем этапе /2007-2009 гг./ был проведен сравнительный анализ исследований, предметом которых выступали принципы, способствующие формированию живописного мастерства студентов в области традиционного прикладного искусства. Обобщались результаты и формулировались выводы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГОУ ВПО Высшая школа народных искусств (институт), Российский колледж традиционной культуры, Палехское художественное училище имени М.Горького.

Апробация результатов исследования проводилась в процессе обучения студентов живописи Московской школы художественных ремёсел, (Институт традиционного прикладного искусства), Института технологий традиционных промыслов малочисленных народов России, Высшей школы народных искусств (института), Российского колледжа традиционной культуры, Палехского художественного училища. Проверка материалов и выводов исследования проходила на заседаниях лаборатории пластических искусств Института художественного образования Российской Академии образования; осуществлялась посредством выступлений на ежегодных научно — практических конференциях и семинарах: «Традиционно — прикладное искусство и образование» СПб, 2005 г.; СПб, 2006 г.; СПб, 2007 г.; Москва, 2008 г. Результаты исследования нашли отражение в новых авторских учебных программах по живописи, цветоведению и колористике, ряде статей и докладов автора в течение последних пяти лет.

Внедрение результатов исследования осуществлено в профессиональных учебных заведениях традиционного прикладного искусства: Высшей школе народных искусств (институте), Институте традиционного прикладного искусства (б. Московской школе художественных ремесел) - Московском филиале Высшей школы народных искусств, Российском колледже традиционной культуры, Палехском художественном училище.

На защиту выносятся: педагогическая концепция преподавания живописи по инновационной программе, разработанной для образовательных учреждений профессионального образования в области традиционного прикладного искусства.

Педагогическими основаниями концепции выступают: социальная активность творческой личности, её способность воспринимать и остро чувствовать перемены, происходящие в общественной и духовной жизни, возможность средствами живописи преобразовывать свои впечатления и таким образом решать художественные задачи творческого освоения окружающего мира, что находит свое отражение в живописных средствах и формах народного декоративно-прикладного искусства, являющихся носителями традиционных эстетических и нравственных ценностей.

Концепция направлена на преодоление: противоречия между требованиями, предъявляемыми к преподаванию живописи и существующей системой профессиональной подготовки будущих художников традиционного прикладного искусства; несоответствия содержания учебной дисциплины «Живопись», основанной на академическом подходе в обучении и целям профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства; неспособности студентов на начальном этапе обучения к образному мышлению и использованию широкого спектра средств художественной выразительности изобразительного искусства.

Специфика обучения живописи в сфере традиционного прикладного искусства заключается в том, что художественная школа должна научить осознанному использованию средств художественной выразительности, находящихся в распоряжении живописи, а также свободному применению этих средств в условиях конкретного вида традиционного прикладного искусства, для чего следует: развивать умение пользоваться первоэлементами изображения, учитывая закономерности их взаимодействия, используя знания в области цветоведения и колористики; способствовать формированию композиционного мышления студентов как способа их творческой самореализации; сохранять традиционные принципы формообразования в произведениях народного декоративно-прикладного искусства благодаря определенной системе обучения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Васильева, Елена Ивановна

Заключение

1. Анализ содержания образования в учебных заведениях профессионального художественного образования за период с конца XVIII века до настоящего времени показал, что Российская Академия художеств, будучи одной из лучших школ рисунка и живописи первой половины XIX в., долгое время являлась центром методической работы в области художественного образования, определяя тем самым теорию и методы преподавания живописи в большинстве учебных художественных учреждений России.

2. К началу XX века становится очевидной необходимость создания специальных программ по методике обучения в области декоративно-прикладного искусства, что было продиктовано самим ходом исторического процесса, поскольку произошло изменение форм обучения живописи в традиционном прикладном искусстве от обучения «с руки» на фабрике или артели к организации системы профессиональных учебных заведений различного уровня.

3. В результате исследования истории, теории и методов преподавания живописи сформулированная педагогическая концепция определила содержание учебной дисциплины «Живопись», основанной на сочетании академического подхода в обучении и инновационного -декоративного, отвечающего конечным целям профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства. В созданных на основе педагогической концепции программах были отражены ее главные положения, которые способствовали формированию композиционного мышления студентов как способа их творческой самореализации, а также классифицированы по специализациям живописные техники, приёмы и материалы, необходимые в обучении будущих художников традиционного прикладного искусства.

4. Проведенный эксперимент доказал эффективность авторских программ, которые предусматривают осознанный выбор средств художественной выразительности живописи при решении декоративно-плоскостных задач, отвечающих условиям каждой из специализаций: художественное кружевоплетение, косторезное искусство, ювелирное искусство, лаковая миниатюрная живопись, художественная роспись по металлу, художественная роспись по ткани, художественная вышивка. Благодаря реализации сочетания народных традиций и принципов современного формообразования в значительной мере был повышен уровень профессионального мастерства студентов.

161

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васильева, Елена Ивановна, 2009 год

1. Автономова Н.Б., Сарабьянов Д.В. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М.: Галарт, 1994. - 174 с.

2. Адаскина H.JI. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа. 1920-1926 гг. // Труды ВНИИТЭ. Вып. 21. -М.: ВНИИТЭ, 1979.

3. Адаскина H.JI. Художественная теория русского авангарда. (К проблеме языка искусств) // Вопросы искусствознания (1/93). М.: АИС, 1993.-С. 20-30.

4. Адаскина H.JI. Педагогическая система К.С. Петрова-Водкина. // Очерки по русскому и советскому искусству. Ленинград: Художник РСФСР, 1974. С. 280-307.

5. Аксёнов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия- М.: «Советский художник», 1986. 326 с.

6. Александрова Е.Я. Художественное образование в России. Историко-культурологический очерк. М.: МК РСФСР, 1998. - 239 с.

7. Алексеев Э.Е. Методологические проблемы фольклористики // Академия наук СССР / Проблемы методологии современного искусствознания М.: Наука, 1989. — С. 223-242

8. Алленов М.М. Картины природы и картины природы в пейзажном творчестве. (Уроки Александра Иванова) // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Человек-природа-искусство Л.: Наука, 1986. - С. 160-178.

9. Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ -СПб: типогр. Вольфа, 1837.-579 с.

10. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. — М.: Эллис Лак, 1997. — 736 с.

11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -254 с.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей1994.-352 с.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.