Художественная резьба по кости как явление этнорегиональной культуры (Чукотка, Якутия, Ямал) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Корольков Сергей Владимирович

  • Корольков Сергей Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 197
Корольков Сергей Владимирович. Художественная резьба по кости как явление этнорегиональной культуры (Чукотка, Якутия, Ямал): дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2021. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Корольков Сергей Владимирович

Введение

Глава 1. Этнорегиональное измерение культуры

1.1. Народная художественная традиция в этнорегиональной культуре

1.2. Этнокультурная обусловленность возникновения и развития художественно-изобразительных средств резьбы по кости в северных регионах России

1.3. Региональные ресурсы северных территорий в развитии

художественной резьбы по кости

Глава 2. Этнорегиональная специфика художественной резьбы по кости в регионах Севера: кросскультурный анализ

2.1. Косторезное искусство в истории и современной этнорегиональной культуре Чукотки

2.2. Исторические процессы и современное развитие косторезного искусства в Якутии

2.3. Косторезное искусство Ямала в истории и современной культуре

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная резьба по кости как явление этнорегиональной культуры (Чукотка, Якутия, Ямал)»

Введение

Данная диссертационная работа посвящена исследованию художественной резьбы по кости как явлению этнорегиональной культуры коренных народов Чукотки, Якутии и Ямала, определению локальных черт и их общих арктических характеристик художественных традиций в истории и современности.

Актуальность темы исследования. На современном этапе социокультурного развития происходят значительные трансформации этнорегиональных культур России. Эти глубокие изменения обусловлены, с одной стороны, «спонтанной трансформацией» (М.С.Маркарян) традиционных культур самих народов, с другой стороны, она определяется «стимулирующей трансформацией» (М.С.Маркарян), связанной с воздействием многих факторов современного глобализирующего общества.

В процессе исторического развития региональные культуры сформировали собственные символы и бренды, идентифицируемые на мировом глобальном уровне, сохраняя свою уникальность и неповторимость. Глобальные трансформации повлияли на все сферы культуры и искусства, при этом произошла локализация традиционных ценностей культуры, выраженных в том числе и в народных художественных традициях, сохраняющих этнорегиональную специфику.

Изучение народной художественной традиции в её этнорегиональном измерении, имеет большое значение для сохранения одного из важнейших качеств российской цивилизации - её полиэтничности, уникального культурного и языкового многообразия, предполагающего, в частности, достижение устойчивого развития народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Кроме того, исследование этнорегионального измерения культуры на примере резьбы по кости, принадлежащей к числу самых ярких и устойчивых художественных явлений народной культуры, позволяет

приблизиться к подлинному пониманию одного из основных механизмов и условий сохранения в современности - культурной преемственности.

Другая сторона актуальности культурологического исследования художественной резьбы по кости как явления этнорегиональной культуры связана с особым значением определения путей и направлений развития культуры северных регионов, выявлением «точек роста» в региональной культурной политике. Культурное развитие этносов России определяется, как общей государственной политикой, так и политикой региональных властей, их согласованностью и сотрудничеством с местным населением.

В художественных традициях закреплены как универсальные, так и этнорегиональные символы и знаки, содержащие смыслы и ценности народов Арктики. Творческое содержание художественных образов декоративно-прикладного искусства переосмыслено современными мастерами, которые сохраняют и обновляют современную художественную культуру арктических регионов.

Северные регионы России отличает полиэтничность и поликультурность исторического творчества народов. В свою очередь смыслообразы традиционного художественного текста в значительной мере определяются «месторазвитием» (Л.Н.Гумилев), т.е. способами адаптирования их к ландшафту, к сложившимся пластам культурного наследия. Способы адаптации к природе, обществу и историческому наследию, сохраняются в традициях, передаваемых из поколения в поколения, воспроизводится и обновляется в художественном творчестве современных мастеров.

Этнорегиональное измерение культуры, в котором «сплетаются» этнические и собственно региональные особенности, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает основной смысл народной художественной традиции как хранителя и транслятора культурного наследия северных этносов.

Этнорегиональные особенности бытия северных народов отражены в мифологических сюжетах, художественных образах, символах и знаках. Следует подчеркнуть, что важное значение для образного творчества имело сложившееся мифологическое сознание. Архетипы мифологического сознания воплотились в произведениях искусства, в том числе в резьбе по кости. Мифологичность сознания и мировоззрения, где в качестве ценностной доминанты выступала природа в её отношениях с человеком, в значительной мере определяет вариативность региональных и этнических особенностей народной художественно-образной традиции, но в то же время и определённое её этнорегиональное единство.

Художественная резьба по кости относится к основным видам декоративно-прикладного творчества народов Севера. В произведениях искусства резьбы по кости отражена этнорегиональная специфика художественного восприятия окружающего мира. В художественной резьбе по кости Чукотки, Якутии и Ямала, как будет показано, отражаются региональные особенности системы жизнеобеспечения и духовной культуры этносов.

Использование природных материалов, в частности кости, непосредственно связано с наличием определенных экологических ресурсов в регионах. Мамонтовая, моржовая и ряд костей других животных применялась во всех видах хозяйственной деятельности - орудия труда, оружие, бытовая утварь, произведения искусства и т.д. Существенно, что со временем добыча кости велась в промышленных масштабах. В частности, моржовая кость добывалась на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, на берегах Новой земли и у Шпицбергена и т. д. Вечная мерзлота сохранила и мамонтовую кость, что стало сегодня одним из доходных бизнесов и в значительной мере способствовало развитию резьбы по кости в северных регионах.

Социокультурное развитие северных регионов в значительной мере

связано с освоением духовного, материального и художественного наследия

и его использованием для обновления художественного творчества. Освоение прошлого должно совершенствоваться в интересах развития современной художественной культуры народов Арктики. Генерализированный анализ исторического опыта художественной резьбы по кости арктических субрегионов должен быть осуществлен в рамках исторической культурологии.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение художественных традиций народов Арктики в области резьбы по кости привлекала многих ученых в разных областях знаний. Поэтому сложилась обширная источниковедческая база научной литературы. Многочисленные исследователи изучали процессы развития народного искусства в аспекте обусловленности устойчивыми традициями и геоклиматическими условиями жизнедеятельности этносов. В этом отношении основными для нашего исследования стали понятия, используемые в разных науках - «регион», «региональная культура», «этнорегиональная культура», «традиция», «народная художественная культура».

Понятия «регион» и «региональная культура» предложены в работах Г. А. Аванесовой, О. Н. Астафьевой [3], Т. В. Бернюкевича [20], Е. Н. Яковлевой [209]. Процессы социокультурного развития культуры регионов исследованы в работах Ю. М. Беспаловой [21], И. М. Бусыгиной [34], И. И. Ирхен [87], В. Л. Каганского [90], Л. М. Мосоловой [126] и др. Этничность, традиционность в характеристике региональной культуры отмечены А. В. Зыкиным [76], И. Я. Мурзиной [128], Л. Е. Фетисовой [189]. Этнорегиональные аспекты развития традиционных культур обсуждаются во многих научных направлениях: политологическом, экономическом, историческом, этническом, религиоведческом, искусствоведческом и т.д. [11;150;185].

Особенно активно понятия этнорегионального типа используются в

исследованиях по педагогике: «Этнорегиональное наследие» [2];

6

«этнорегиональная среда» [17]; «этнорегиональная полилингвальная среда» [20], «этнорегиональное образование» [124], «этнорегиональные условия» [183;194] и др. В связи с разнообразием научных подходов понятие «этнорегиональное» стало необходимым для исследования особенностей косторезного искусства в арктическом регионе.

В разной степени освещения по теме исследования были применены культурологические идеи Р. Барта [15], Н. Я. Данилевского [64], Э. Б. Тайлора [175], С. Хантингтона [193], М. Хайдегера [195]. Наиболее значимыми для нашего исследования стали культурологические труды ученых, внесших вклад в понимании традиции, традиционной культуры, художественной культуры, особенностей становления и развития культуры народов России - М. С. Кагана [88], С. Н. Иконниковой [86], Э. С. Маркаряна [121], В. М. Межуева [122], Л. М. Мосоловой [126], И. Л. Набока [130], А. Я. Флиера [190].

В связи с семиотической насыщеностью текстов народной художественной культуры оказалось необходимым использовать труды Р. Барта [15], Ю. М. Лотмана [115], В. Н. Топорова [178]. Изучение семантики мифа и мифологии в формировании художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и резьбы по кости связано с работами Г. Д. Гачева [47], А. Ф. Лосева [117], В. Я. Проппа [152], М. Элиаде [209], К. Г. Юнга [212]. Анализ трудов ученых показал разные способы отражения мифологии в традиционном художественном творчестве.

Этническая специфика регионального измерения культуры Чукотки, Якутии и Ямала изучалась на базе трудов С. А. Арутюнова [9], Ю. В. Бромлея [31], Л. Н. Гумилева [58], В. А. Тишкова [178], Н. Н. Чебоксарова [199], С. М. Широкогорова [207] и других ученых.

Понятия «народная художественная культура», «фольклор» получили фундаментальное обоснование в трудах Т. И. Баклановой [11], М. А. Некрасовой [135], Б. Н. Путилова [153], К. В. Чистова [203]. Основы теории

народного искусства были заложены в исследованиях П. Г. Богатырева [23], В. А. Рыбакова [156] и др.

Характеристики различных субрегионов Арктики и влияние ее природных условий на культуре выявлены в трудах У. А. Винокуровой [41], А. В. Головнева [53], А. О. Кокорина [97], А. П. Окладникова [141] и в ряде других публикаций. Не менее важным аспектом в изучении косторезного искусства стало выявление особенностей тематических и сюжетных композиций в своеобразии художественно-эстетических образов коренных малочисленных народов Севера, что отражено в работах Н. П. Копцевой [100], А. В. Лебедевой [112], Е. А. Мезенцева [123], И. Л. Набока [131], Л. В. Санжеевой [159] и др.

Этнорегиональная специфика искусства связана с технологиями косторезного творчества, поэтому нами было изучено описание видов кости и техники ее обработки, опубликованных в работах Г. А. Бонч-Осмоловского [26], А. П. Бородовского [28], М. М. Герасимова [49], Н. О. Задраускайте [72], А. Н. Иванова [77], А. С. Пахунова [144], В. В. Питулько

[148], А. Б. Киладзе [95], Г. Н. Родионова [154], Г. А. Хлопачева [197]. Аналогичная проблема обсуждалась на различных конференциях. [40;44;133;169].

Художественно-эстетические особенности резьбы по кости были исследованы в работах А. А. Абросимовой [1], Н. А. Алексашенко [5], М. М. Бронштейна [32], Л. Ю. Варенцовой [35], А. В. Гусева [62], М. А. Диковой [67], В. Х. Иванова [79], В. В. Питулько [148], С. В. Питухина

[149], Н. В. Федоровой [186] и т.д.

Исследование чукотского косторезного искусство, связано с

фундаментальными трудами В. Г. Богораза [24], И. С. Вдовина [38], Н. И.

Вуквукай [42], В. А. Тишкова [176], М. М. Бронштейна, И. Л. Карахана, Ю.

А. Широкова [32].

Исследование этнокультурогенеза и современного развития

косторезного искусства в Якутии отражено в работах А. Н. Алексеева [7], Р.

8

И. Бравина [30], С. И. Боло [25], А. И. Гоголева [51], Л. Ф. Томтосова [56], С. В. Иванова [83], В. Х. Иванова [80], Г. В. Ксенофонтова [108], И. В. Константинова [99], А. П. Окладникова [141], А. Д. Степанова [171], С. А. Токарева [180], С. И. Эверстова [208] и т.д. Особенности якутского косторезного искусства были освещены в публикациях В. Е. Васильева, А. М. Николаева [36], А. Л. Габышевой [44], Р. С. Гаврильева [45], В. В. Тимофеева [176], Т. П. Тишина [177], В. И. Шадрина [205].

Этнорегиональные особенности культуры и ямальского косторезного искусства исследуются учеными в разных областях знаний: археологии, истории, этнографии и других науках. Среди них важно отметить таких ученых, как - Н. А. Алексашенко [6], А. П. Бородовский [29], А. В. Головнёв [55], А. В. Гусев [62], А. Л. Заикин [73], А. В. Лебедева [109], Т. А. Молданова [125], Н. В. Федорова [188] и других, продолжающих исследования в области декоративно-прикладного искусства и художественной резьбы по кости.

Таким образом, проведенный историографический анализ показывает, что изучение традиционного косторезного искусства велось с позиций многих конкретных наук с анализом различных аспектов этого искусства, а также с применением частных методов изучения. Вместе с тем, системно-культурологического анализа арктического косторезного искусства в целом, а также его локальные варианты (Чукотка, Якутия, Ямал) не были предметом специального научного исследования.

Объект исследования - народная художественная традиция в этнорегиональной культуре народов Севера.

Предмет исследования - процесс формирования и развития художественной резьбы по кости в этнорегиональных культурах Чукотки, Ямала и в Якутии.

Цель диссертационной работы - выявить общее и особенное, региональное и этническое в культуре народов Российской Арктики на

основе сравнительного исследования косторезной художественной традиции на Чукотке, Ямале и в Якутии.

В соответствии с поставленной целью предлагается постановка следующих исследовательских задач:

1. уточнить содержание понятия «этнорегиональная культура» в современных научных исследованиях;

2. определить содержание понятие «народная художественная традиция»;

3. проанализировать региональные особенности природных ресурсов и их значение для развития художественной резьбы по кости в Арктике;

4. выявить региональную специфику косторезного искусства Чукотки в истории и современности;

5. изучить историю формирования и особенности современного развития косторезного искусства в Якутии;

6. выявить этноспецифические особенности становления, развития и современного состояния косторезного искусства в региональной культуре Ямала;

7. раскрыть особенности художественной резьбы по кости как явления этнорегиональной культуры Арктики.

Источниковедческую базу исследования составили опубликованные научные труды, представленные на электронных ресурсах научных журналов, библиотек, и официальных информационных структурах различных учреждений, занимающихся проблемами косторезного искусства.

Кроме того, в работе использовались произведения современных художников Чукотки, Якутии и Ямала, сохраняющих традиции косторезных региональных школ. Они широко рекламируются в интернете на различных сайтах. Вместе с ними были привлечены авторские работы из собственных

коллекций и архивов Фонда ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел».

10

Методология и методы исследования. Философским основанием исследования является диалектический метод. К общенаучным методам исследования, используемым в работе, были отнесены - синтез, индукция и дедукция.

Междисциплинарный подход к изучению традиций художественной резьбы по кости дал возможность увидеть это явление в многомерном спектре его реальных проявлений и способах изучения резьбы по кости. Результаты междисциплинарного анализа рассматриваемого явления стали базой для культурологической генерализации общих и локальных особенностей этого художественного явления в истории культуры народов Арктики.

В исследовании был применен компоративный метод, позволивший провести сравнение процессов становления и развития традиций косторезного искусства в различных регионах Арктики (Чукотка, Якутия, Ямал), он выявил природные ресурсы и этническую специфику их развития, а также проследить их трансформации в культуре современного мира.

Для проведения исследования особенностей духовного содержания и символических смыслов косторезного искусства важным было использование семиотического подхода.

Формально-стилистический метод был направлен на искусствоведческий анализ конкретных произведений искусства для определения аутентичности этнических смыслов художественных образов, созданных современными художниками-косторезами Чукотки, Якутии и Ямала и их особую художественную ценность.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурологическая генерализация материалов по косторезному искусству в субрегионах Арктики, дала возможность раскрыть не только локальные версии субрегионального этнохудожественного развития, но и выявить проявление художественной резьбы по кости как типологически

характерного феномена этнорегиональной культуры всей Арктической зоны.

2. Понятие «этнорегиональное» является одним из основополагающих в исследовании культуры народов Арктики, оно выражает фундаментальное качество художественной традиции арктических народов, состоящее во «вживании» в природу, в её «антропоморфизации» и «мифологизации». Косторезное искусство народов Чукотки, Якутии, Ямала как образное зеркало культуры, код культуры художественно ярко демонстрирует это особое миропонимание и мироощущение.

3. Культура малочисленных народов Арктики включает в себя целый ряд веками развивавшихся в культурогенезе от палеолита до наших дней устойчивых народных художественных традиций. Среди них косторезное творчество является выдающимся уникальным достижением и одним из основных маркеров этнорегионального культурного наследия. Мастера косторезного художественного ремесла активно участвуют в современных формах художественной и коммуникативной деятельности, включая культурные индустрии, частное и музейное коллекционирование, туристический бизнес, информационные системы и др.

4. Этнорегиональная традиция художественной резьбы по кости, её образно-символический язык и система средств выразительности в значительной мере обусловлены использованием имеющихся природных ресурсов субрегионов, а также передающимся от поколения к поколению опытом применения традиционных технологий в обработке костных материалов.

5. Историческая динамика резьбы по кости развивалась не только благодаря воспроизводству устойчивых канонов косторезного искусства, но и благодаря действию различных типов культурной трансформации -спонтанной, стимулирующей и смешанной.

6. Доминантным типом трансформации на Ямале и Чукотке был спонтанный тип, зависящий от внутренних последовательных изменений жизни народов субрегионов. В Якутии преобладал тип стимулирующей трансформации художественной резьбы по кости, что было связано с обширной территорией и большим количеством этносов, населяющих его, а также более активным восприятием культур больших народов Евразии.

7. Семиотический анализ произведений косторезного искусства показал, что в их содержании и смыслах устойчиво сохраняются древние каноны мифологического мышления и основные символы этнических культур Арктики, которые переосмысливаются в скульптурных произведениях малых форм современных мастеров.

8. Современная Арктика богата очагами развития малой пластики из кости, где живет и творит большое количество талантов, существуют мастерские профессиональных косторезов, работают средне-специальные учебные заведения по подготовке кадров косторезов, функционируют музеи, дома творчества.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что:

- определено соотношение понятий «этнорегиональная культура» и «народная художественная традиция» как целого и частного, их содержательная разномасштабность, что было необходимо для выявления общего регионального типа художественной культуры народов Арктики и локальных особенностей художественного творчества косторезного искусства в конкретных субрегионах - Чукотка, Якутия, Ямал;

- проведен компаративный анализ развития динамики художественной резьбы по кости в культурогенезе народов Чукотки, Якутии и Ямала от палеолита до современности;

- выявлены художественные особенности произведений косторезного искусства современных мастеров, сохраняющих древние каноны мифологического мышления и основную символику этнических культур Арктики.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы в научном изучении культуры других народов Арктики, в частности народных художественных традиций, тех этнорегиональных культур, которые сохранили косторезное ремесло в современных условиях.

Основные положения и результаты исследования могут быть использованы в педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ и преподавателей среднего и высшего профессионального образования; при разработке факультативных курсов, лекций и семинаров, разработке дополнительных образовательных программ, практических занятий по дисциплинам, связанным с историей северных регионов, историей традиционной художественной культуры, народным декоративно-прикладным искусством и косторезным искусством.

Апробация результатов исследования. Результаты исследований были опубликованы в научных работах, докладах, тезисах на международных, всероссийских и региональных научных конференциях, статьях в научных журналах.

Результаты исследования прошли апробацию в преподавательской деятельности на лекционных и практических занятиях в Ямальском многопрофильном колледже. Художественно-педагогический опыт автора-художника позволил принимать участие и проводить мастер-классы на мероприятиях, фестивалях, выставках разного уровня от муниципального до международного.

Кроме этого автор, продолжая традиции ямальского косторезного искусства создал художественные произведения, выполненные в технике объемной резьбы по кости, малая скульптура. «Что скажут духи» 2016г. Материал: бивень мамонта, искусственный янтарь, рог лося. Материал: бивень мамонта, рог лося. «Путь охотника» 2016г. Материал: рог лося, рог оленя. «Хранитель» 2016г. Материал: рог лося, рог оленя. «Путь предначертанный богами» 2016г. «Взгляд в будущее» 2015г. Материал:

14

бивень мамонта, челюсть мамонта, рог лося. «Из века в век» 2013г. Материал: бивень мамонта. «Семья с уловом» 2007г. Материал: бивень мамонта, рог лося, дерево (тик). «Сказитель» 2005г. Материал: бивень мамонта, рог лося.

Структура исследования отражает поставленные цели и задачи. Диссертация состоит из двух глав, шести параграфов, библиографии и приложения.

Глава 1. Этнорегиональное измерение культуры 1.1. Народная художественная традиция в этнорегиональной культуре

В истории культуры проблема регионального развития России, особенно в последние годы стала особенно актуальной в связи с расширением этнокультурных контактов и глобализацией мироустройства. Интерес к региональным проблемам связан с процессами унификации культур и необходимостью сохранения культурного наследия. Поиски компромисса между централизацией и децентрализацией регионов приводит к необходимости познания реальных возможностей региона в современном пространстве культуры. Регион - это веками складывающаяся историко-культурная зона, так в процессе исторического развития «в России сформировался мощный ансамбль разных региональных комплексов культуры» [126, с. 99]. Сегодня регионы России являются территориями с государственной системой управления, которые продолжают развиваться и изменяться под влиянием внешних воздействий и внутренних преобразований, в условиях глобальных трансформаций информационной и технологической среды жизнедеятельности этносов.

Регион основан на принципах территориальной ограниченности пространства с системной организацией процессов управления. Территории каждого региона претерпевают изменения под воздействием различных внешних факторов развития. Регион обладает следующими особенностями: географическими, ландшафтно-климатическими, историческими, экономическими, социальными и другими. В своем развитии регион превращается в культурную реальность с собственным миром художественного пространства.

В региональном сообществе формируются особые отношения

этнического, социального, культурного характера, проявляющиеся в

процессах идентификации индивида, в образе жизни, в ценностных

16

ориентациях и в других проявлениях. Регион - «... особый мир с нечеткими границами, жители которого обладают особым менталитетом» [37, с. 9]. К единой ментальной идентичности можно отнести, прежде всего, этническую идентификацию, которая определяет региональную специфику. Так как на одной территории проживают несколько этносов, сохраняющих традиционные ментальные ценности культуры, формируется целостная ментальная основа жизнедеятельности человека и общества.

Изучение регионов несет «.многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но в силу локализованности во времени и пространстве они носят более очевидный характер» [128, с. 97]. Регион представляет собой целостное образование в единстве характеристик социальных, культурных, природных. В связи с этим необходимо выявлять этнорегиональную специфику во всех видах деятельности для эффективного управления регионами, учитывающими культурные смыслы и традиционные художественные ценности народов, проживающих в северных территориях. Важность этнорегиональной направленности в развитии культуры отмечают все исследователи. В интерпретации современных социокультурных преобразований регион понимается нами как территориальное объединение управляемое администрацией и имеющее собственное художественное пространство.

Проблемы регионов рассматриваются в разных направлениях: геополитическом, философском, культурологическом, социологическом, историческом, краеведческом, демографическом, и т.д. Именно поэтому для изучения отдельных регионов необходимы междисциплинарные исследования, «.интегрирующие различные аспекты, опирающиеся на представление о культуре как уникальной форме бытия человека в конкретных историко-географических условиях» [129, с. 205]. В связи с этим культурологический подход определяет взаимодействие географического (пространственного) и исторического (временного),

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Корольков Сергей Владимирович, 2021 год

Библиография

1. Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу: практическое пособие / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. - М.: Высш. школа, 1989. - 160 с.

2. Абукина, Т. В. Этнорегиональное наследие в школьном культурологическом образовании Чувашии: дисс... канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 2009. - 271 с.

3. Аванесова, Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 314 с.

4. Алексашенко, Н. А. Усть-Полуй: техника художественной резьбы по кости / Н. А. Алексашенко // Уральский исторический вестник. 2006. - № 14. - С. 105-117.

5. Алексашенко, Н. А. Резная кость Усть-Полуя: взгляд трасолога / Н. А. Алексашенко // Научный вестник. Обдория: история, культура, современность. - 2005. - Вып. 4 (35). - С. 9-18.

6. Алексашенко, Н. А. Лук и стрелы Усть-Полуя / Н. А. Алексашенко // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. 2011. - Текст: электронный. -URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/05/978-5-02-038271-8/ (дата обращения: 05.11.2017).

7. Алексеев, А. Н. Древняя Якутия: Железный век и эпоха средневековья / А. Н. Алексеев. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1996. - 96 с.

8. Андреев, Д. Ю. Влияние религий Тувы на региональную культуру: дисс. канд. культурологии. - Красноярск, 2004. - 163 с.

9. Арутюнов, С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. - М.: 1989. - 247 с.

10. Арутюнов, С. А. Проблемы жизнеобеспечения этноса / С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян, Ю. И. Мкртумян. - Текст: электронный. - URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/1980s/1983/Arutyunov_et_al_%201983_2.pdf (дата обращения: 01.09.2018).

11. Бакланова Т.И. Теория и история народной художественной культуры / Т.И. Бакланова // Этнология и этнопедагогика: Сборник статей и материалов. Вып. 7. - Новосибирск: НГПУ, 1999. - С. 3-44.

12. Балагушкин, Е. Г. Белл Д. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - Т.1. - С. 169-170.

13. Баллер, Э. А. Преемственность в развитии культуры / Э. А. Баллер. - М.: Наука, 1969. - 292 с.

14. Балкаров, Р. И. Формирование нравственно-правового сознания личности старшеклассника в этнорегиональной среде: дисс... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2006. - 169 с.

15. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - С. 116.

16. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. -М.: Худ. литература,1975. - С. 333.

17. Башиева, С. К. Русский язык в этнорегиональной полилингвальной среде / С. К. Башиева, М. Ч. Кремшокалова, И. В. Шонтукова // Высшее образование в России. - 2017. - № 3. - С. 122-126.

18. Белобородова, И. Н. Региональная идентичность как фактор формирования социально-территориальной общности / И. Н. Белобородова // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России / Под ред. М.В. Ильина, И.М. Бусыгиной. - М.: ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. - С. 208-232. -С. 209.

19. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. В 2-х т. - М.: Искусство,1994. - Т. 1. - С. 217-227.

164

20. Бернюкевич, Т. В. Региональные культуры в контексте становления Российской культуры / Т. В. Бернюкевич // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. - 2017. - Т. 12. - № 3. - С. 55-59.

21. Беспалова, Ю. М. Региональная культура в социокультурном пространстве России / Ю. М. Беспалова // Словцовские чтения: тезисы докладов, сообщений науч.-практ. конф. / под ред. Н.В. Яблонского. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. - С. 237.

22. Бесчастнов, Н. П. Художественный язык орнамента: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Дизайн" / Н. П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2010. - 335 с.

23. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. - М.: Искусство, 1971. - 544 с.

24. Богораз, В. Г. Материальная культура чукчей / В. Г. Богораз . -М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. - 224 с.: ил.

25. Боло, С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: (По преданиям якутов бывшего Якутского округа) / С. И. Боло. - Якутск: Бичик, 1994. - 352 с.

26. Бонч-Осмоловский, Г. А. О нарезках на палеолитических костях / Г. А. Бонч-Осмоловский // Сообщения ГАИМК. - 1931. - № 8. - С. 25-27.

27. Бородовский, А. П. Древний резной рог Южной Сибири эпохи палеометалла: автореферат дис... д. ист. наук. - Новосибирск, 2007. - 46 с.

28. Бородовский, А.П. Исследования специализации древнего косторезного производства / А. П. Бородовский // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2008. - № 1 (33). - С. 103-108.

29. Бородовский, А. П. Косторезные заготовки Усть-Полуя (по материалам исследований 2006-2011 гг.) / А. П. Бородовский // Археология Арктики: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию открытия памятника археологии «Древнее святилище Усть-Полуй». -Екатеринбург: «Деловая пресса» 2012. - С. 30-35.

165

30. Бравина, Р. И. Хоролоры и приамурский пласт в этнокультурогенезе якутов / Р. И. Бравина // Известия Лаборатории древних технологий. - 2018. - Т.14. - № 2. - С. 121-130.

31. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М., 1983. - 410 с.

32. Бронштейн, М. М. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки / М. М. Бронштейн, И. Л. Карахан, Ю. А. Широков. - М.: Изд-во «Святигор», 2002. - 97 с.

33. Булгакова, Т. Д. "Мировое древо" в шаманской картине мира нанайцев / Т. Д. Булгакова // Этнографическое обозрение. - 2019. - № 3. - С. 105-107.

34. Бусыгина, И. М. Концептуальные основы европейского регионализма / И. М. Бусыгина // Регионы и регионализм в странах Запада и России / Отв. ред. Р.Ф. Иванов. - М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2001. -С. 7-15. - С.9.

35. Варенцова, Л. Ю. Художественная резьба по кости / Л. Ю. Варенцова, Ф. А. Селезнев, А. А. Шкурова // История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 030400 "История". [Ф. А. Селезнев и др.; науч. ред.: Ф. А. Селезнев]; Правительство Нижегородской обл., М-во поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской обл., Федеральное агентство по образованию, Нижегородский гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2011. - С. 98-115.

36. Васильев, В. Е. Особенности орнаментации чорона - ритуальной посуды якутов / В. Е. Васильев, А. М. Николаева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - Вып. № 11 (53). - Ч.2. - С.17-19.

37. Васильев, Ф. Ф. К вопросу об уральском компоненте в этнической культуре якутов / Ф. Ф. Васильев // Этнос: Традиции и

современность. - Якутск, 1994. - С. 16-23.

166

38. Вдовин, И. С. Очерки история и этнографии чукчей / И. С. Вдовин. - М.; Л.: Наука, 1965. - 404 с.

39. Виды кости для резьбы. - Текст электронный. - URL: http://www.reznoe.ru/articles130_278.php (дата обращения: 20.09.18).

40. Винокурова, А. Е. Традиционная резьба по кости: к проблеме сравнительного анализа чукотской и якутской школ / А. Е. Винокурова, А. Г. Петрова // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования: материалы науч.-твор. конф. с межд. участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск / М-во культуры Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, М-во образования, культуры и науки Монголии, Монгол. гос. ун-т куль туры и искусств, М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия); [редкол.: С. С. Игнатьева, и др.]. - Якутск: АГИИК, 2014. - С. 143-152.

41. Винокурова, У. А. Геокультурные особенности арктической циркумполярной цивилизации / У. А. Винокурова // Культура Арктики: коллективная монография. - Якутск: ИД СВФУ, 2014. - 344 с. - С. 164.

42. Вуквукай, Н. И. Декоративно-прикладное искусство на Чукотке: история и перспективы развития / Н. И. Вуквукай // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2012. - № 1 (17). - С. 139-146.

43. Габышева, А. Л. Народное и декоративно-прикладное искусство / А. Л. Габышева // Искусство Якутии. - Якутск: НКИ «Бичик», 2005. - 121 с.

44. Габышев, Л. М. Малоизвестные якутские косторезы XIX и начала XX веков / Л. М. Габышев // Мат. науч. -творч. конф. по вопросам якутского декоративно-прикладного искусства. - Якутск, 1966. - С. 47.

45. Гаврильева, P. C. Мастера народного прикладного искусства Якутии / P. C. Гаврильева // Творчество художников Советской Якутии. -Якутск: Якутское книжное изд-во, 1990. - С. 66-77.

46. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 368 с. - С. 14.

47. Гачев, Г. Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. - М.: Изд-во «Академический проект, 2015. - 512 с.

48. Гвоздовер, М.Д. Обработка кости и костяные изделия Авдеевской стоянки / М. Д. Гвоздовер // МИА СССР. - М.: АН СССР, 1953. - № 39. - С.192-226.

49. Герасимов, М. М. Обработка кости на палеолитической стоянке Мальта / М. М. Герасимов // МИА СССР. - М.: АН СССР, 1941. - № 2. - С. 65-85.

50. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. с нем. А. В. Михайлов. - М.: Наука, 1977. - 703 с.

51. Гоголев, А. И. Якуты: Проблемы этногенеза и формирования культуры / А. И. Гоголев. - Якутск: Якут. ун-т, 1993. - 200 с.

52. Гоголев, А. И. Обозрение этнической истории Западной Якутии (до начала XX в.) / А. И. Гоголев // Наука и образование. - Якутск: АН РС (Я), 2008. - С. 66-72.

53. Головнёв, А. В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров / А. В. Головнев. - Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 600 с.

54. Головнёв, А. В. Кочевники Арктики / А. В. Головнев // Этнография. - 2018. - № 2. - С. 6-45.

55. Головнёв, А. В. Сихиртя: следы исчезнувшего народа / А. В. Головнев // Народы Сибири и сопредельных территорий: межведомственный сб. науч. ст. / ответ.ред. Н.А. Томилов. - Томск, 1995. -С. 37-43.

56. Гохман, И. И. Антропологические исследования неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка / И. И. Гохман, Л. Ф. Томтосова // Археологические исследования в Якутии: Сб. тр. Приленской археол. экспедиции. - Новосибирск: Наука, 1992. - С. 105-124.

57. Грач, А. Д. Древние кочевники в центре Азии / А. Д. Грач. - М.: 1980. - 256 с.

58. Гумилев, Л. Н. Этносфера: История людей и история природы / Л. Н. Гумилев. - М., 1993. - 168 с.

59. Гуревич, А. Я. Представления о времени в средневековой Европе / А. Я. Гуревич // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. - М., 1971. - С. 161-162.

60. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с. - С. 43-166.

61. Гусев, А. В. Набор костяных предметов для обработки шкур (По материалам святилища Усть-Полуй, Нижнее Приобье) / А. В. Гусев // Уральский исторический вестник. 2017. - № 1 (54). - С. 124-134.

62. Гусев, А. В. Обработка кости и рога по материалам древнего святилища Усть-Полуй (раскопки 2006-2013гг.) / А. В. Гусев // Археология Арктики. - Екатеринбург: Издательство «Деловая пресса», 2014. - Вып. 2. -С. 120-140.

63. Гусев, С. В. Раскопки поселения Уненен на Восточной Чукотке (древнекитобойная культура) в 2007-2014 гг. / А. В. Гусев // Археология Арктики. - Екатеринбург: Издательство «Деловая пресса», 2014. - Вып. 2. -С.205-213.

64. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский. - М.: Известия, 2003. - 608 с.

65. Диков, Н. Н. Древние костры Камчатки и Чукотки / Н. Н. Диков. - Магадан: Магаданское книжное издательство, 1969. - 207 с.

66. Дикова, М. А. Сакральное пространство поздненеолитической графики малых форм (Стоянка Раучувагытгын I, Чукотка) / М. А. Дикова // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН. - 2015. - № 4. - С. 125-127.

67. Дикова, М. А. Скульптурное изображение белого медведя с берега Анадырского лимана (Чукотка) / М. А. Дикова // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2012. - № 1 (16). - С. 49-52.

68. Дмитриев, В. А. Пространство и время в традиционной культуре: историографической аспект историко-культурного изучения / В. А. Дмитриев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. - 2007. - Вып.4. - С. 276-283.

69. Дьяконова, С. А. О Декоративно-прикладное искусство народов Саха / С. А. Дьяконова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 261-264.

70. Емельянова, Т. В. Формирование духовно-нравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям: дис... канд. пед. наук. - Тольятти, 2006. - 199 с.

71. Еромасова, А. А. Региональный менталитет: особенности этнокультурного развития малочисленных народов Сахалина / А. А. Еромасова // Вопросы культурологии. - 2009. - № 2. - С. 28-32.

72. Задраускайте, Н. О. Анализ развития художественной обработки кости / Н. О. Задраускайте, В. А. Когтева // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сб. ст. VIII Межд. науч.-практ. конф. 15 августа 2017 г. - Пенза, 2017. - С. 73-75.

73. Заикин, А. Л. Образ мамонта в искусстве древних и традиционных культур Северной Азии / А. Л. Заикин // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2014. - № 2 (2). - С. 95-103.

74. Запесоцкий, А. С. О сущности культурной традиции / А. С. Запесоцкий // Культурология Дмитрия Лихачева. 2-е изд. - СПб.: СПбГУП, 2012. - С. 74-92.

75. Зимина, Н. С. Российское социокультурное пространство в контексте регионализма / Н. С. Зимина // Социальная среда - потенциал конкурентоспособного развития регионов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2011. - С. 215-224.

170

76. Зыкин, А. В. К вопросу о формировании понятий национальная и этническая культура и особенностях их контента // Известия Санкт-Петербургского аграрного университета. - СПб., 2015. - №38. - С. 344-349.

77. Иванов, А. Н. В.Н. Татищев - первый исследователь мамонта в России. Мамонтовая фауна и среда её обитания в антропогене СССР / А. Н. Иванов. - Л., 1977. - С. 77-81.

78. Иванов, А. Н. Этнокультурные взаимосвязи и взаимовлияния в традиционном декоративно-прикладном искусстве коренных малочисленных народов Севера Северо-Востока / А. Н. Иванов // Отчет о НИР/НИОКР. - Якутск, 1999. - С. 1-2.

79. Иванов, В. Х. Традиционное декоративно-прикладное изобразительное искусство якутов: русско-якутские связи (к постановке вопроса) / В. Х. Иванов // Культурное взаимодействие народов Республики Саха (Якутия). История и современность: Сб. науч. тр. - Якутск, 1995. - С. 86.

80. Иванов, В. Х. Якутская резьба по кости / В. Х. Иванов. - М.: Наука, 1979. - 111 с., ил.

81. Иванов, М. С. «Замыслившие побег в Пегую орду...»: (О топониме Яркан-Жархан) / М. С. Иванов // Илин. - 2000. - № 1. - С. 17-20.

82. Иванов, С. В. Мамонт в искусстве народов Сибири / С. В. Иванов // Сб. МАЭ. - Т. XI. - М.; Л., 1949. - С. 139-140.

83. Иванов, С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: (по материалам XIX - начала XX в.) / С. В. Иванов // ТИЭ. - М., Л., 1963. - Т. 81. - 500 с.

84. Иванов, С. В. Якутские коновязи / С. В. Иванов // Материальная культура народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976. - С. 213-224.

85. Исторические предания и рассказы якутов. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - Ч. I. - 322 с.

86. Иконникова, С. Н. Культурное пространство как ценность и национальное достояние // История культурологических теорий. - СПб.: Питер, 2005. - С.35-55.

87. Ирхен, И. И. Культурологический анализ региональных процессов в современной России // Филология и культура. - 2011. - № 1 (23). - С. 103-108.

88. Каган, М. С. Морфология искусства. Л.: Изд-во «Искусство» Ленинградское отделение, 1972. - 440 с.

89. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб., 1996. -

415 с.

90. Каганский, В. Л. Методологические основания регионального анализа как культурной практики / В. Л. Каганский // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. - М.: РГБ, 1997. - Вып. 3. -С. 4-29.

91. Каменский, А. А. О смысле художественной традиции / А. А. Каменский // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1983. - Вып. 1. - С. 202-244.

92. Кант, И. Критика способности суждения. Первое введение в «Критику способности суждения / И. Кант // Сочинения на немецком и русском языках: Собр. соч. в 4 т. - М., 2001. - Т. 4. - С. 261.

93. Каратайева, Н. Ф. История холмогорской резьбы по кости // Искусство и образование. - 2010. - № 4 (66). - С. 12-17.

94. Кармин, А. С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. С. Кармин // Вопросы философии. -2006. - № 2. - С. 52-60.

95. Киладзе, А. Б. Морфология бивня нарвала / А. Б. Киладзе, О. Ф. Чернова // Товаровед продовольственных товаров. - 2018. - № 6. - С. 16-19.

96. Кириллин, А. С. Племена «ставшие ветром»: к вопросу об автохтонном субстрате в этнокультурогенезе якутов / А. С. Кириллин //

Многослойная стоянка Улахан Сегеленнях в Южной Якутии // АО 1993 г. -Якутск, 1994. - С. 170-171.

97. Кокорин, А. О. Чукотский регион / А. О. Кокорин и др. // Климатический паспорт экорегиона // Региональные изменения климата и угроза для экосистем. - М., 2002. - Вып. 2. - 28 с.

98. Колобов, В. Н. Формирование профессиональных компетенций студентов в области художественной резьбы по кости на производственных (практических) дисциплинах / В. Н. Колобов // Мир науки, культуры, образование. - 2017. - № 6 (67). - С. 247-249.

99. Константинов, И. В. Происхождение якутского народа и его культуры / И. В. Константинов // Якутия и ее соседи в древности. - Якутск, 1975. - С. 106-173.

100. Копцева, Н. П. Формирование этнической культурной идентичности в современной России с помощью произведений национального искусства (на примере эвенкийского эпоса и декоративно-прикладного искусства) / Н. П. Копцева, Н. Н. Неволько, К. В. Резникова // Педагогика искусства. - 2013. - № 1. - С. 1-15.

101. Коренные народы Российской Арктики: история, современный статус, перспективы / В. А. Тишков, Н. И. Новикова, Е. А. Пивнева, В. В. Степанов // Научно-технические проблемы освоения Арктики. - М., 2015. -С. 131-145.

102. Корольков, С. В. Резьба по кости в народной художественной традиции Севера / С. В. Корольков // Культура и искусство. - 2018. - № 8. -С. 1-7.

103. Корольков, С. В. Традиции северной резьбы по кости у современных мастеров / С. В. Корольков // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - № 4 (18). - С.71-75.

104. Корольков, С. В. Этнорегиональные особенности культуры резьбы по кости (по материалам археологических раскопок на Ямале) / С. В. Корольков // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8. - № 5 А. - С. 82-89.

173

105. Корольков, С. В. Этнорегиональная культура: определение понятия / С. В. Корольков // Общество. Среда. Развитие. - 2018. - № 4. - С. 43-46.

106. Корощенко, Н. А. Математические задачи с этнорегиональным содержанием Тюменского региона как фактор повышения общекультурного уровня учащихся (по материалам исследовательских документов Дунина-Горкавича и Ямальской экспедиции) / Н. А. Корощенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 6-2. - С. 348-352. - Текст: электронный. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6904 (дата обращения: 01.09.2018).

107. Косинцев, П. А. Местонахождение мамонтовой фауны на Гыданском полуострове (Ямало-Ненецкий автономный округ) / П. А. Косинцев, Д. О. Гимранов // Фауна Урала и Сибири. - 2018. - № 2. - С. 128133.

108. Ксенофонтов, Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Отв. ред. А.П. Окладников / Г. В. Ксенофонтов. - М.: Наука, 1977. - 246 с.

109. Крушанов, А. И. Опыт некапиталистического пути развития малых народов Дальнего Востока СССР / А. И. Крушанов. -Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1981. - 151 с.

110. Кудинова, О. С. История развития Тобольской резьбы по кости / О. С. Кудинова, М. С. Белов // В мире научных открытий. - 2012. - № 11. -С. 191-201.

111. Культурология. XX век: Словарь / Гл. ред., сост. и авт. проекта А. Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 630 с.

112. Лебедева, А. В. Олень в изобразительном искусстве хантов и манси / А. В. Лебедева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.15. - С. 1786-1790. - Текст: электронный. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96276.htm (дата обращения: 06.07.2019).

113. Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко. - СПб., 2002. - С. 23-24.

114. Либакова, Н. М. Формирование позитивной этнической идентичности индигенных народов посредством декоративно-прикладного искусства (резьба по кости) / Н. М. Либакова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. - Текст: электронный. - URL: http://www.stience-education.m/m/article/view?id=18640 (дата обращения: 12.11.2019).

115. Лихачев, Д. Русская культура в современном мире / Д. Лихачев // Новый мир, 1991. - №1. - С.3-9.

116. Ломанова, Т. М. Резная кость Таймыра: возрождение промысла / Т. М. Ломанова // Культурное наследие Сибири. - 2016. - № 2. - С. 173-183.

117. Лосев А. Ф. Мифология и диалектика / Лосев А. Ф. // Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа» / сост., подгот. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого; предисл. А. А. Тахо-Годи; примеч. В. П. Троицкого. - М.: Мысль, 2001. - С. 419-423.

118. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 2010. - 704 с.

119. Малиновская, С. М. Развитие идеи этнокультурной компетентности учителя национальной школы / С. М. Малиновская // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2009. - Вып. 6 (84). - С. 45-48.

120. Маркарян, Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / отв. ред. и составитель А.В. Бондарев. - М.; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 656 с.

121. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 78-96.

122. Межуев, В. М. Идея культуры: очерки по философии культуры / В. М. Межуев. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.

123. Мезенцев, Е. А. Специфика художественного образа и формы в прикладном искусстве / Е. А. Мезенцев // Динамика систем, механизмов и машин. - 2014. - № 5. - С. 181-184.

124. Мирошниченко, В. В. Этнорегиональный подход в образовании / В. В. Мирошниченко // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2015. - Вып. (134). - С. 44-50.

125. Молданова, Т. А. Из истории возрождения хантыйского медвежьего праздника в Ханты-Мансийском автономном округе / Т. А. Молданова // Языки и фольклор коренных народов Сибири. - 2016. - № 2 (31). - С. 117-125.

126. Мосолова, Л. М. Культурологическая регионалистика: актуальность и направления развития / Л. М. Мосолова // Перспективы исторической и региональной культурологии в современной России: Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 98-106.

127. Мосолова, Л. М. Культурная политика и развитие культурных индустрий на Кольском Севере / Л. В. Мосолова // Культурные индустрии Кольского Севера в контексте современной государственной культурной политики России: коллективная монография / под общей редакцией Л.М. Мосоловой. - Санкт-Петербург, 2014. - С. 19-24.

128. Мурзина, И. Я. Региональная культура как предмет философско - культурологический исследования / И. Я. Мурзина // Известия Уральского державного университета. - 2004. - № 29. - С. 86-97.

129. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания / И. Я. Мурзина. - Екатеринбург, 2003. - 205 с.

130. Набок, И. Л. К методологии исследования культуры межэтнических отношений в регионах Севера и Арктики / И. Л. Набок // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - № 2. - С. 88-93.

131. Набок, И. Л. Художественно-эстетические традиции коренных малочисленных народов Севера в современном культурно-образовательном пространстве России / И. Л. Набок // Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны. Секция № 8. Теория и история культуры (Специальность: 24.00.01). Сб.науч.тр. по итогам межд. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург. - 2015. - С. 18.

132. Набок, И. Л. Этноним в межэтнической коммуникации / И. Л. Набок // Вестник Герценовского университета. - 2011. - № 5. - С. 59-64.

133. Набок, И. Л. Декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы народов Севера в образовательном процессе института народов Севера / И. Л. Набок, Е. С. Реснайс, В. В. Шарифуллина // Североведческая наука и образование в перспективе XXI века: мат. всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Института народов Севера. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб. 2006. - С. 146-151.

134. Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е. П. Батьянова, В. А. Тураев; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - М.: Наука, 2010. - 773 с.

135. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

136. Немченко, Л. M. Художественная традиция: сущность и функционирование: Автореф. дис... канд. филол. наук. - Свердловск. 1987. - 21 с.

137. Неустроев, Б. Ф. Узоры и орнаменты саха / Б. Ф. Неустроев. -Якутск, 2010. - 144 с.

138. Нехвядович, Л. И. Этническая художественная традиция как категория теоретической истории искусств / Л. И. Нехвядович // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2-2. - С. 148-151.

139. Никитина, И. П. Хронотоп М. Бахтина как тип художественного пространства литературного произведения / И. П. Никитина // Философские исследования. - 2004. - № 1. - С. 221-234.

140. Носов, М. М. О якутском народном орнаменте // Труды О-ва изучения ЯАССР / М. М. Носов. - Якутск, 1936. - С. 69-70; ЦГАЯАССР, ф. 1006, д. 2. - С.30-36.

141. Окладников, А. П. Якутия до присоединения к русскому государству / А. П. Окладников // История Якутской АССР. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т.1. - 432 с.

142. Орлова, Л. А. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость / Л. А. Орлова. - Новосибирск: Наука, 1964. - 111 с.

143. Основания регионалистики: Формирование и эволюция ист.-культ. зон / под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева; С.-Петерб. гос. ун-т; Центр "Петроскандика". - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 389 с.: ил., карт.

144. Пахунов, А. С. О пигментах в декоре костяных изделий могильника Эквен (Чукотка) / А. С. Пахунов, К. А. Днепровский, Е. С. Сухорукова, Е. Г. Дэвлет // Теория и практика археологических исследований. - 2017. - № 4 (20). - С. 82-90.

145. Петрова, А. Г. Традиционная резьба по кости: к проблеме сравнительного анализа Чукотской и Якутской школ / А. Г. Петрова // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования: мат. науч.-творч. конф. с межд. участием, 22 марта 2014 г., г. Якутск / М-во культуры Рос. Федерации, Аркт. гос. ин-т искусств и культуры, М-во образования, культуры и науки Монголии, Монгол. гос. унт культуры и искусств, М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия); [редкол.: С. С. Игнатьева, кпн и др.]. - Якутск: АГИИК, 2014. - С. 143-151.

146. Печура, О. В. Этнический фактор в развитии экономики региона / О. В. Печура // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2009. - № 2. - С. 138-143.

178

147. Питулько, В. В. Об исследованиях Восточно-Якутской (Яно-индигирской) экспедиции ИИМК РАН / В. В. Питулько // Археологические открытия. - 2017. - С. 475-477.

148. Питулько, В. В. Искусство Янской стоянки: диадемы и браслеты из бивня мамонта (предварительный анализ коллекции) / В. В. Питулько, Е. Ю. Павлова // Археология Арктики. - Екатеринбург: Деловая пресса, 2014. - Вып. 2. - С. 141-161.

149. Питухин, С. В. Об интерпретации изображений на одном из предметов с городища Усть-Войкар 1 / С. В. Питухин // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. - 2016. - № 1 (90). - С. 39-41.

150. Поспелова, А. И. Современный диалог цивилизаций / А. И. Поспелова // «Дни Берингии»: Материалы междунар. научно-практ. конф., 18-21 сентября 2003 г., Анадырь. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 42.

151. Потемкин, В. К. Пространство в структуре мира / В. К. Потемкин, А. Л. Симанов. - Новосибирск: Изд-во «Наука», 1990. - 176 с.

152. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1998. - 512 с.

153. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура / Отв. ред. А. С. Мыльников; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). - СПб.: Наука, 1994. - 238 с.

154. Родионов, Г. Н. Истоки формирования косторезного искусства и ремесла якутов / Г. Н. Родионов // Наука и образование. - 2008. - № 4. - С. 124-126.

155. Родионов, Г. Н. Косторезное искусство Арктики / Г. Н. Родионов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2007. - Т. 4. - № 3. - С. 110-113.

156. Рыбаков, В. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства / В. А. Рыбаков // Декоративное искусство. - 1975. - № 1. - С.30-33.

157. Салиндер, В. П. Кочевое образование как фактор сохранения

традиционной культуры и языка коренных малочисленных народов Севера

179

(на материале Ямала) / В. П. Салиндер, И. Л. Набок // Реальность этноса. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России: Сб.ст. по материалам XV Межд.науч.практ.конф. Мин.образ. и науки РФ, РГПУ им.А.И. Герцена, Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по науке и высшей школе. 2013. - С. 486-490.

158. Санжеева, Л. В. Смыслы традиции в культуре // Традиции в современном мире: культура, искусство, экономика: сборник научных статей / Под общ. ред. Л. В. Санжеевой. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 3-14.

159. Санжеева, Л. В. Концепция модели мира в культуре: образ мира - картина мира - модель мира: соотношение понятий: [учебное пособие]; Федеральное гос. научно-исследовательское учреждение "Российский институт культурологии". - Санкт-Петербург, 2010. - 45 с.

160. Санжеева, Л. В. Менталитет как конструкция модели мира / Л. В. Санжеева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 4 -х ч. - Ч.1. - Тамбов: Грамота. - 2011. - № 5 (11). - С. 185-189.

161. Санжеева, Л. В. Традиционная художественная культура народов Арктики в высшем педагогическом образовании / Л. В. Санжеева. -СПб.: Астерион, 2019. - 128 с.

162. Сапанжа, О. С. Культурологический подход в современном музееведении / О. С. Сапанжа // Вопросы культурологии. - 2009. - № 9. - С. 44-48.

163. Свирида, И. И. Пространство и культура: аспекты изучения / И. И. Свирида // Славяноведение. - 2003. - № 4. - С. 14-25.

164. Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России / Отв. ред. Н. И. Новикова, Д. А. Функ. - М.: издание ИЭА РАН, 2012. - 204 с.

165. Северная резная кость: Альбом / Отв. за изд. Г. М. Попов. - М.: Интербук-бизнес, 2003. - 170 с.

166. Серошевский, В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский. - Санкт-Петербург: Типография Главного Управления Уделов, 1896. - 720 с.

167. Солодкая, М. С. Методологические основания, социальные идеалы и пути обеспечения надежности социотехнических систем управления / М. С. Солодкая // Теоретический журнал «Credo». - Оренбург.

- 1992. - № 1. - С. 34.

168. Солодовникова, Н. В. Региональная культура как часть национальной культуры общества / Н. В. Солодовникова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. - № 3-2 (70). - С. 166-169.

169. Сравнительные исследования состава костей древних и современных животных северных территорий (на примере образцов костей мамонта, лося и оленя) / Б. С. Помазанский, А. Ю. Зиненко, Л. В. Лисковая, Л. Д. Бардухинов, Ю. Н. Лебедева, Р. В. Пастухова // Наука и инновационные разработки - Северу: Сб.тез.доклад. Межд. научно-практ. конф. ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Политехнический институт (филиал) в г. Мирном. - 2014.

- С. 163-164.

170. Статистика: взгляд через столетия: 375 лет вхождения Якутии в состав России / [сост.: О.В. Зуева и др.]. - Якутск: Офсет, 2008. - 571 с.: ил.

171. Степанов, А. Д. Самодийская и юкагирская топонимика на карте Якутии: К проблемам генезиса древних культур Севера / А. Д. Степанов // Социогенез в Северной Азии. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ. - 2005. - Ч. 2. - С. 223-227.

172. Степанов, А. Д. Орнаментированная костяная пластина со стоянки Улахан Сегеленнях / А. Д. Степанов, А. С. Кириллин // Древние культуры Северо-Восточной Азии. Астроархеология. Палеоинформатика. -Новосибирск: Наука, 2003. - С. 90-92.

173. Степанченко, В. И. Краткие этапы становления Ямало-

ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации и

181

некоторые суждения о перспективах его развития / В. И. Степанченко // Юридическая наука. - 2012. - № 3. - С. 24-28.

174. Столович, Л. Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985. -415 с.

175. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

176. Тимофеева, В. В. Национальный образ мира в изобразительном искусстве Якутии / В. В. Тимофеева // V Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов и сообщений. - Омск, 2003. - С. 359.

177. Тишина, Т. П. Якутское орнаментальное искусство / Т. П. Тишина // Наука и техника в Якутии. Искусство. Искусствознание. - 2005. -№ 1 (8). - С. 102-111.

178. Тишков, В. А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. - М., 2003. - С. 280-304.

179. Тишков, В. А. Тундра и море. Чукотско-эскимосская резьба по кости / В. А. Тишков / Описание предметов Ю.А. Широкова, В.А. Тишкова. Фото М.Б. Лейбова. - М.: Индрик, 2008. - 160 с., ил.

180. Токарев, С. А. К постановке проблем этногенеза / С. А. Токарев // СЭ. - 1949. - № 3. - С. 12-36.

181. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ / В. Н. Топоров. -М.: Прогресс, 1994. - 621 с.

182. Торговкин, В. Г. Этнорегиональные условия физического самосовершенствования школьников-подростков: дисс... канд. пед. наук. -Якутск, 2007. - 146 с.

183. Туголуков, В. А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири / В. А. Туголуков. - М.: Наука, 1985. - 284 с.

184. Файзуллин, Ф. С. Региональные особенности социального развития этнических общностей / Ф. С. Файзуллин, Т. Ф. Файзулин //

Вестник Академии наук Башкортостан. - 2014. - Т. 19. - № 3. - С. 67-75.

182

185. Федорова, Н. В. История археологического изучения Ямальской Арктики в XX-XXI вв. / Н. В. Федорова // Уральский исторический вестник.

- 2016. - № 4 (53). - С. 44-52.

186. Федорова, Н. В. Древнее святилище Усть-Полуй: на перекрестке культурных традиций / Н. В. Федорова, А. В. Гусев // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. - Т.П. - М.: ИА РАН, 2008.- С.175-177.

187. Федорова, Н. В. Искусство Усть-Полуя / Н. В. Федорова // Археология Ямала. - 2009. - Текст: электронный. - URL: https://yamalarchaeology.ru/mdex.php?searchword (дата обращения: 11.05.2018).

188. Федорова, Н. В. Север Западной Сибири в древности и средневековье. Источники и проблематика / Н. В. Федорова // Археология Ямала. - 2005. - Текст: электронный. - URL: http://www.yamalarchaeology.ru/mdex.php/texts/archeol/196-fedorova-n-v-2005c (дата обращения: 11.05.2018).

189. Фетисова, Л. Е. Народная культура дальнего Востока в XX в. / Л. Е. Фетисова // Вестник Дальневосточного отделения РАН. - 1997. - № 6.

- С. 74.

190. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. -М.: Академический проект, 2000. - 496 с.

191. Фролова, О. В. Педагогические условия развития у младших школьников интереса к народным традициям в процессе игровой деятельности: дис... канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 200 с.

192. Фромм Э. Душа человека: Сборник / Э. Фромм // Пер. с нем. Составитель П. С. Гуревич. - М.: АСТ - ЛТД, 1998. - 662 с.

193. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. -М.: АСТ, 2003. - 603 с.

194. Харисов, Ф. Ф. Этнорегиональное образование: теория и практика / Ф. Ф. Харисов. - М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007. - 264 с.

183

195. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / составление, перевод, вступительная статья, комментарии и указатели В. В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

196. Хайруллина, Н. Г. Традиции и новации в мировоззрении северных этносов / Н. Г. Хайруллина, Т. Г. Харамзин, Т. М. Алгадьева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -2015. - С. 82-102.

197. Хлопачев, Г. А. Секреты древних косторезов Восточной Европы и Сибири: приёмы обработки бивня мамонта и рога северного оленя в каменном веке (по археологическим и экспериментальным данным) / Г. А. Хлопачев, Е. Ю. Гиря. - СПб.: Наука, 2010. - 144 с.

198. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / под ред. А. А. Амбросимова. - М.: Высшая школа, 1990. - 152 с. ил.

199. Чебоксаров, Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых / Н. Н. Чебоксаров // Совет. этногр. - 1967. - № 4. - С. 94-109.

200. Чернышова С. Л. Особенности косторезного искусства Чукотки / С. Л. Чернышова // Человек. Культура. Образование. - 2019. - № 3 (33). -С. 223-236.

201. Чеснов, Я. В. Народная культура. Философско-антропологический подход / Я. В. Чеснов. - М.: Канон+: Реабилитация, 2014. - 496 с.

202. Чиндина, Л. А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья: (Рёлкинская культура) / Л. А. Чиндина. - Томск: Изд-во ТГУ, 1991. - 184 с.

203. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор / К. В. Чистов. -Л.: Наука, 1986. - 303 с.

204. Чукуров, А. Ю. Эволюция вещи в культурном пространстве стран Северной Европы / А. Ю. Чукуров // Общество. Среда. Развитие. -2014. - № 1 (30). - С.111-115.

205. Шадрин, В. И. Традиционная культура народов Севера: вопросы функционирования и перспективы развития (на примере Республики Саха (Якутия)) / В. И. Шадрин, В. С. Акимова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-4 (86). - С. 205-209.

206. Шереметьева, В. А. Молекулярная история коряков Камчатки / В. А. Шереметьева, В. А. Горшков, Б. Н. Медников // Природа. - 1983. - № 1. - С. 23-33.

207. Широкогоров, С. М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений / С. М. Широкогоров. -Шанхай, 1923. - Текст: электронный. - URL: http://web1.kunstkamera.ru/siberia/ShirokogorovEthnos.html (дата обращения 09.12.2016).

208. Эверстов, С. И. Образцы орнаментального искусства из Сугуннааха на Индигирке / С. И. Эверстов // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 8 (29). - С.40-43.

209. Элиаде, М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. - М.: Инвест-ППП, 1996. - 240 с. - С. 135.

210. Этнография России. - Текст: электронный. - URL: http://russia.yaxy.ru/rus_ etnografia/base/041.html (дата обращения 09.12.2018).

211. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А.В. Гордона. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.

212. Юнг, К. Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевич. - М., 1991. - 300 с. - С. 216.

213. Яковлева, Е. Н. К определению понятия «региональная культура» / Е. Н. Яковлева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. - № 4 (28). - Текст:

электронный. - URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=33 (дата обращения: 03.09.2018).

Электронные ресурсы

1. Археология, этнография и антропология Евразии. Научно-практический рецензируемый журнал. Сайт: https: //j ournal .archaeology.nsc.ru/j our

2. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Сайт: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/dnii/vestnik-svfu/arkhiv/

3. Научный центр изучения Арктики. Сайт: https: //arctic.yanao .ru/activity/10652/

4. ОНЛАЙН БИБЛИОТЕКА. Проект Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера). Сайт: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/05/978-5-02-038271 -8/

5. Резное. Резьба по дереву и кости. Сайт: https://www.reznoe.ru/tag-bonecarving

6. Чукотская резная кость. Сайт: http ://www.comgun.ru

7. Этнографическое обозрение. Институт этнологии и антропологии РАН. Сайт: https: //j ournal .iea.ras.ru/

8. Этнография России. Сайт: http://russia.yaxy.ru/rus etno grafia/base/041. html

9. Якутская резная кость. Сайт: https://www.liveinternet.ru/

10. Ямальская резная кость. Фонд ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел». Сайт: https: //odr.yanao .ru/

Чукотская резная кость http://www.comgun.ru

Юрий Вуквутагин Скульптура «Бегущий олень» 1980-е гг. Моржовая кость, графит цветных карандашей, объемная резьба, гравировка.

Митхеут Михаил Скульптура «Морж» 1984г. Моржовая кость, объемная резьба, гравировка.

Лейвитеу Эдуард Скульптура «Моржи» 1980г. Моржовая кость, объемная резьба, гравировка.

Неизвестный автор. Скульптура «Медведица с медвежонком». 1987г. Моржовая кость, объемная резьба.

Якутская резная кость

https://www.liveinternet.ru/

Автор неизвестен 1. Скульптурная композиция «На быке» 1946г. 2. Композиция «На праздник Ыысах» 1946г. Бивень мамонта. Объемная, рельефная и сквозная резьба.

Якутская резная кость

https://www.liveinternet.ru/

Федоров А.В. Пластина «Василий Манчаары». ХХв. Бивень мамонта. Объемная, рельефная и сквозная резьба.

Автор неизвестен 1. Композиция «С удачной охоты. Байанай». 1976г. Бивень мамонта. Объемная резьба. 2. Композиция «Арканщик». 1958г. Бивень мамонта. Объемная и сквозная резьба.

Ямальская резная кость Фонд ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел» https://odr.yanao.ru/

Сотруев Александр Анатольевич «Мишка» 2018г. Лосиный рог, дерево. Объемная резьба по кости, по дереву.

Ямальская резная кость Фонд ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»

Севли Семен Максимович «Охотничий домик» 2016г. Лосиный рог, олений рог, дерево. Объемная и прорезная резьба по кости, по дереву.

Севли Семен Максимович «Рыбацкие пески» 2017г. Лосиный рог, олений рог. Объемная и прорезная резьба по кости.

Скворцов Дмитрий Витальевич «Мамонт» 2020г.

Кость мамонта, дерево. Объемная и прорезная резьба по кости, по дереву.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.