Совершенствование содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров в высшем образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ефремов Евгений Владимирович

  • Ефремов Евгений Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 176
Ефремов Евгений Владимирович. Совершенствование содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров в высшем образовании: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». 2023. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ефремов Евгений Владимирович

Введение

Глава 1. Историко-теоретические основания совершенствования содержания обучению мастерству в ювелирном искусстве

1.1. История и современное состояние содержания обучения мастерству

в ювелирном искусстве

1.2. Научные аспекты содержания обучения мастерству в ювелирном

искусстве

Выводы по первой главе

Глава 2. Разработка и экспериментальная проверка структурно-функциональной модели совершенствования содержания обучения

мастерству художников-ювелиров

2.1 Структурно-функциональная модель совершенствования содержания обучения мастерству как основа повышения качества обученности художников- ювелиров

2.2. Организационно-педагогические условия апробации структурно-функциональной модели совершенствования содержания обучения мастерству

2.3. Ход и результаты экспериментальной проверки содержания

обучения мастерству в ювелирном искусстве

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров в высшем образовании»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность научного исследования. В связи со стремительным прогрессом и развитием технологий в современном мире, которые активно проникают во все сферы повседневности, вопросы сохранения, поддержания и развития культурных традиций требуют особого внимания и приобретают доминирующее значение в сохранении и приумножении опыта поколений. Традиции ювелирного искусства России - одного из самых древних и социально ориентированных не должны раствориться в потоке инновационных технологий, но, в то же время, современное ювелирное искусство не может их не учитывать.

Установлены требования к профессиональной деятельности ювелира: продолжать традиции и развивать новые направления ювелирного мастерства; участвовать в конкурсах, выставках, смотрах, других культурных мероприятиях в ювелирной отрасли; ювелирные изделия, изготовленные с использованием техники исполнения, включающей ручной труд, должны обладать оригинальной авторской идеей, высоким профессиональным, художественным и техническим уровнем исполнения, реализующим художественный замысел.

Достижение художником-ювелиром высоких профессиональных результатов, готовность и наличие ресурсов для участия в конкурсах и выставках, проектирование и создание эксклюзивных произведений искусства главным образом зависит от содержания обучения мастерству. Формирование учебно-методической базы, программ обучения мастерству художника-ювелира в высшем образовании требует всестороннего изучения тенденций и закономерностей образования в области ювелирного искусства в его исторической ретроспективе, раскрытия теоретических основ отбора содержания обучения мастерству в ювелирном искусстве, анализа образовательных программ обучения мастерству в разных учебных заведениях, реализующих программы высшего образования на современном этапе.

Анализ современного состояния высшего образования в области ювелирного искусства показал, что в содержании обучения мастерству будущих художников-

ювелиров не учитывается стартовый уровень подготовки студентов (после школы и после колледжа), получающих вследствие освоения программы высшего образования одинаковые дипломы, но в начале обучения, обладающих разными знаниями и практическими навыками. Актуальность исследования состоит в решении этих проблем, направленных на совершенствование содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованием вопросов, связанных с содержанием профессионального обучения, занимались С.Я. Батышев [13], А.П. Беляева [16], А.А. Вербицкий [26], В.С. Леднев [79] и др. С.Я. Батышев отмечал, что содержание образования необходимо формировать на основании скрупулезного анализа трудовых функций специалиста [13]. В работах С.И. Архангельского [8], П.Ж. Георгиевой [35], В.В. Краевского [72], и др. содержание обучения рассматривается как часть педагогической системы, которая зависит от целей образования и применяется для решения дидактических задач. Критерии выбора содержания образования были предложены Ю.К. Бабанским [11]. Структуру содержания высшего образования разработал Н.Т. Рожков [113].

Теоретические основы отбора содержания обучения в вузе изучал А.Н. Фортунатов [135], дидактические основы отбора содержания образования в профильном обучении описаны в работах Г.А. Ворониной [29]. В теории отбора содержания, направленной на получение знаний и приобретение умений пользоваться ими, разработанной польским дидактом В. Оконь, лежит положение об интегративной связи познания с деятельностью [103]. Типологию подходов к обновлению и совершенствованию образования описал М.В. Богуславский [18].

Различным аспектам содержания образования в области традиционных прикладных искусств посвящены научные работы преподавателей Высшей школы народных искусств (академии): особенностям обучения художников народных промыслов рисунку, живописи и скульптуре (Е.И. Васильева [24], Н.Ю. Дунаева [44], Н.Ф. Каратайева [62], Ю.И. Кривозубова [73], М.О. Ломакин [83], Ю.С. Салтанова [116]). Содержанию образования по конкретным видам традиционного прикладного искусства (И.И. Куракина [77], А.А. Николаева [100], О.В. Озерова

[102], О.В. Швецова [142]) взаимосвязи учебных предметов в профессиональном обучении (М.В. Чуракова [140], О.В. Федотова [132]), системе образования бакалавров (М.А. Салтанов [115]), непрерывному профессиональному образованию (В.Н. Колобов [67], Т.В. Толбузина [126]), профессиональной подготовке художника-мастера в процессе освоения традиций региона (Т.В. Куликова [75]), формированию проектной культуры студентов (С.Ю. Камнева [61]), направлениям повышения эффективности производства ювелирной продукции (Н.Д. Дронова [43]). Методологические основания дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства раскрыты в работах Н.М. Александровой [4].

Исторические аспекты развития русской ювелирной школы рассматривали А.И. Андрющенко [7], В.Ю. Волдаева [27], Г.Н. Габриэль [32], С.М. Гонтарь [37], Н.Ю. Иванова [57], М.Н. Лопато [84], М.А. Осипова [104], И..Ю. Перфильева [107], Н.В. Петрова [108] и др. Процессы формообразования в ювелирном искусстве исследовали А.В. Корытов [70], А.В. Шварков [141], С.Н. Федунов [133]. Технологии ювелирного дела освещены в работах В.П. Марченков [90].

Непосредственно обучению художников-ювелиров, развитию их художественно-творческих способностей, формированию профессионального мастерства, проблемам и художественным особенностям отдельных направлений обучения посвящены работы Д.С. Дронова [42], Н.В. Севрюковой [117], В.Ф. Пак [106], А.В. Тимохиной [125], М.В. Чураковой [140]. Современную педагогическую модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства разработал Д.С. Дронов [42].

Несмотря на наличие исследований по модификации содержания обучения в разных направлениях образования, а также исследований в области обучения ювелирному искусству в настоящее время существуют противоречия между:

- направленностью содержания обучения на выполнение отдельных операций, с помощью которых можно создать простые изделия по образцу в колледже или акцентирование теории, а также проектирования без освоения практических навыков выполнения изделий в высшем образовании и ценностью

оригинальных авторских идеей, воплощенных самостоятельно художником -ювелиром на высоком профессиональном, художественном и техническом уровне исполнения;

- высокими требованиями к профессии художника-ювелира и сложностью достижения оптимального результата обучения студентов с разным исходным уровнем знаний и умений: выпускников средней школы и студентов, имеющих опыт деятельности в ювелирном искусстве после обучения в колледже по единой программе.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы возможности совершенствования обучения мастерству художников-ювелиров в высшем образовании в соответствии с современными требованиями к профессиональной деятельности, технологическими инновациями и разным уровнем подготовки студентов. Проблема определила тему исследования: «Совершенствование содержания обучения мастерству будущего художника-ювелира в высшем образовании».

Цель исследования: разработать структурно-функциональную модель совершенствования содержания обучения мастерству художников-ювелиров в высшем образовании, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного ювелира.

Объектом исследования является высшее образование в ювелирном искусстве.

Предмет исследования: содержание обучения мастерству будущих художников-ювелиров.

Гипотеза исследования: эффективность достижения мастерства художниками-ювелирами, обеспечиваемая усовершенствованным содержанием обучения, будет достигнута, если:

- обучение мастерству строится с учетом исторического опыта преемственности традиций и инноваций в освоении мастерства и требований современного ювелирного производства;

- содержание обучения мастерству учитывает стартовые возможности студентов и строится с учетом современных подходов, методов, форм на основе дидактической траектории базового или углубленного уровня;

- структурно-функциональная модель совершенствования содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров базируется на теоретических основах отбора содержания в высшем образовании в соответствии со спецификой ювелирного искусства;

- разработана система индивидуальных заданий, степень сложности которых отражена в содержании учебных программ - основополагающих компонентах дидактических траекторий, соответственно стартовым возможностям студентов.

Задачи исследования:

1. На основе историко-теоретического анализа развития образования в области ювелирного искусства выявить состояние обучения мастерству в исторической ретроспективе;

2. Определить потенциальные возможности модификации содержания образования при обучении мастерству студентов - будущих художников-ювелиров с разным стартовым ресурсом; раскрыть принципы формирования индивидуальных дидактических траекторий формирования мастерства;

3. Изучить теоретические положения отбора содержания образования и в соответствии со спецификой ювелирного искусства разработать структурно-функциональную модель совершенствования содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров с учетом: базового (после окончания школы) и углубленного (после окончания профильного колледжа) уровня подготовленности студентов, а также определить современные подходы, формы и методы реализации содержания обучения мастерству в ювелирном искусстве;

4. Разработать организационно-педагогические условия реализации модели, включающие систему индивидуальных заданий, степень сложности которых отражена в содержании основополагающих компонентов дидактических траекторий - учебных программах, учитывающих стартовые возможности студентов;

5. Экспериментально проверить структурно-функциональную модель совершенствования содержания обучения мастерству индивидуальных заданий, направленных на формирование и развитие мастерства художников-ювелиров по разработанным критериям оценки эффективности обучения.

Научная новизна исследования:

Разработана структурно-функциональная модель совершенствования содержания обучения мастерству художников-ювелиров, которая обеспечивает: 1) преемственность традиций и технологий ручного труда в ювелирном искусстве, используемых в содержании обучения; 2) изменение требований содержания образования художника ювелира к требованиям современного производства; 3) необходимость выделения в содержании высшего образования отдельной траектории для студентов, имеющих/не имеющих навыки исполнительского мастерства уровня среднего профессионального образования; 4) качество подготовки художников-ювелиров, способных создавать высокохудожественные ювелирные изделия, используя техники исполнения, включающие ручной труд на этапах изготовления и художественной обработки изделия; участвовать в конкурсах и выставках. Структурно-функциональная модель совершенствования содержания обучения позволила создать новое перспективное содержание обучения, для дифференциации программ базового и углубленного уровня, которые служат компенсаторным механизмом, способствующим повышению эффективности и качества подготовки будущего художника-ювелира.

Содержание обучения мастерству будущих художников-ювелиров в структурно-функциональной модели совершенствования содержания обучения мастерству строится по двум дидактическим линиям, предназначенным для студентов разного уровня подготовленности - базового (после окончания школы) и углубленного (после окончания профильного колледжа) уровня.

Раскрыта сущность обучению мастерству художников-ювелиров в высшем учебном заведении: 1) учтен комплекс внешних (социальный заказ, уровень развития науки и технологий) и внутренних (психолого-педагогических) условий обучения; 2) определено целесообразное сочетание педагогических подходов к

разработке содержания и его реализации в учебном процессе (личностно-ориентированный, системно-деятельностный, интегративный); 3) выявлены и разработаны дифференцированные дидактические траектории, для студентов базового и углубленного уровня; 4) установлены этапы и методы, используемые на каждой стадии обучения мастерству в ювелирном искусстве.

Теоретическая значимость

Дано рабочее понятие «структурно-функциональная модель совершенствования содержания обучения художников-ювелиров» - это системно-организованная структурная целостность, в которой каждый компонент имеет функциональное значение и ориентирован на определение целей и задач обучения ювелирному искусству, концентрированное выражение способов их решения, реализуемых содержанием дидактических траекторий базового и углубленного уровней подготовки.

Раскрыто и научно обосновано состояние и перспективы модификации содержания обучения в области формирования мастерства будущего художника-ювелира.

Концептуальной основой структурно-функциональной модели совершенствования содержания обучения мастерству художников-ювелиров в традиционном прикладном искусстве является двуединство обучения студентов базового уровня и совершенствование мастерства студентов углубленного уровня, обеспечиваемые дидактическими траекториями, позволяющими выстраивать индивидуальное обучение; за счет интенсификации и междисциплинарной ресурсности формировать оптимально возможный уровень мастерства у студентов, пришедших после окончания школы и максимально высокий уровень профессионализма у студентов, обучающихся по углубленной программе. Выявлены подходы (личностно-ориентированный, системно-деятельностный, интегрированный) и принципы разработки содержания обучения. Уровни сложности содержания заложены в дидактических траекториях обучения: 1) дидактическая траектория базового уровня строится на принципах: последовательности, технологичности, интенсивности, междисциплинарной

ресурсности; 2) дидактическая траектория углубленного уровня строится на принципах: самостоятельности, вариативности, креативности, функциональной междисциплинарности.

Практическая значимость исследования:

- разработаны и апробированы на практике программы обучения художника ювелира для студентов базового и углубленного уровня;

- подготовлено и внедрено в практику учебное пособие для студентов «Специальная технология в ювелирном искусстве»;

- подготовлен учебник по исполнительскому мастерству «Художественный металл (ювелирное искусство)» (в соавторстве);

- составлены технологические карты для преподавателей и операционно-технологические карты по исполнительскому мастерству (по уровням сложности) для студентов.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили:

- концептуальные положения теории отбора содержания в высшем образовании: С.И. Архангельского [8], П.Ж. Георгиевой [35], В.В. Краевского, М.Н. [72] Скаткина [120]; ведущие положения теории и практики высшего образования ( А.М. Новиков [105] и др.), научная концепция высшего образования в традиционных художественных промыслах (В.Ф. Максимович [86]), моделирования образовательного процесса (В.А. Штофф [143]), теории и практики эстетического развития личности (А.В. Бакушинский [12], А.И. Буров[23]), личностно-развивающей функции непрерывного образования (В.В. Сериков [119]).

- основные положения деятельностного (А.Н. Леонтьев [80]), личностно-ориентированного (Л.С. Выготский [30], И.А. Зимняя [56] и др.), подходов в образовании;

- научные исследования, посвященные профессиональному образованию в области народных художественных промыслов (Н.М. Александрова [4], А.В. Бакушинский [12], С.В. Лебедев [76], М.А. Некрасова [98]);

- моделирование профессионального образования студентов в области ювелирного искусства (Н.Д. Дронова [43], Д.С. Дронов [42], Н.В. Севрюкова [117], М.В. Чуракова [140]).

Методы исследования:

- теоретические: анализ научной литературы по педагогике, психологии, теории содержания образования, истории ювелирного искусства; анализ нормативных документов и учебной документации по высшему образованию в ювелирном искусстве; абстрагирование, обобщение, синтез;

- эмпирические: наблюдение процесса обучения, анкетирование студентов, изучение продуктов деятельности (просмотр, анализ и систематизация учебных и творческих работ студентов ювелиров); беседы, педагогический эксперимент, в состав которого входили контрольные задания; оценки студенческих работ по специально разработанным критериям, анализ эффективности проведенной работы.

Базой исследования послужили: кафедра профессиональных дисциплин: направление художественный металл (ювелирное искусство) ИТПИ - Московский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Высшая школа народных искусств» (академия), кафедра ювелирного и косторезного искусства ВШНИ.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2020 года по 2023 гг. в три этапа.

Констатирующий этап (2020-2021 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных работ по проблеме исследования, опыта подготовки художников-ювелиров; выявление исходного уровня сформированности знаний и умений обучающихся ювелирному искусству, разработка содержание интегрированных программ по мастерству и проектированию.

Формирующий этап (2021-2022 гг.) - определение оптимальных условий обучения, разработка и апробация структурно-функциональной модели совершенствования содержания обучения мастерству будущих художников

ювелиров; разработка и апробация разноуровневых технологических и информационных карт для студентов; выявление критериев оценки уровня сформированности знаний и умений обучающихся в области мастерства.

Обобщающий этап (2022-2023 гг.) - корректировка комплекса дидактических материалов; уточнение критериального блока модели; систематизация и обобщение результатов исследования; доработка теоретических и практических положений диссертации; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Каждый год для проведения эксперимента формировались две контрольные и две экспериментальные группы (в среднем по 10 человек в группе). Всего в эксперименте приняли участие 120 человек.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: опорой на теоретико-методологические положения теории и практики высшего образования; применением основных позиций деятельностного, личностно-ориентированного в образовании; соответствием экспериментальных данных теоретическим результатам исследования; личной включенностью автора в экспериментальную работу; успешной проверкой интегрированных программ обучения мастерству в высшем образовании художников ювелиров; апробацией на научно-практических мероприятиях различного уровня и публикациями в рецензируемых журналах.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Содержание паспорта научной специальности 5.8.7. «Методология и технология профессионального образования», группа научных специальностей 5.8. «Педагогика» (1. Методология исследований проблем профессионального образования, научные подходы к исследованию тенденций развития профессионального образования; 3. Понятийный аппарат профессионального образования; 5. Обновление профессиональных функций и компетенций специалистов в условиях цифровизации экономики и культурной трансформации мира как фактор развития содержания и технологий профессионального образования; 6. Формирование профессионального мировоззрения. Профессиональная Я-концепция. 7. Интеграционные процессы в

профессиональном образовании. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования; 18. Подготовка специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования).

Апробация результатов исследования. Материалы исследования систематически обсуждались на семинарах аспирантов и молодых ученых, заседаниях кафедры теории методики профессионального образования. Результаты исследования отражены в научных статьях, докладах и выступлениях: Результаты исследования излагались в научных статьях, докладах и выступлениях на международных и всероссийских научно-практических форумах и конференциях, в том числе на I и II Международном Форуме студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Сергиев Посад, 2021 г., 2022 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Формирование нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства» (Москва, 2022 г.) и «Традиционные художественные промыслы и образование: сохранение, развитие, инновации» (Омск, 2022 г.), II Международном форуме «Традиционные художественные промыслы и высшее профильное образование: современные вызовы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2023 г.).

Основные положения, выносимые на защиту.

1 Анализ содержания обучения мастерству в ювелирном искусстве показал, что в организационном плане последовательно складывалось: домашнее обучение (до начала XVIII в.), подсаживание ученика к мастеру (XVIII - XIX вв.), обучение в ювелирных предприятиях (рубеж XIX - ХХ вв.), в профтехшколах (с 1940 г.), техникумах и колледжах (с середины ХХ вв.), в высших учебных заведениях (с 2003 г). В содержательном плане обучение мастерству проводилось ручным способом с использованием примитивных средств механизации. В последние 20 лет высшее образование осуществляется, как в системе непрерывного образования «колледж-вуз», так и после средней общеобразовательной школы. В результате подготовки студентов в системе непрерывного образования учеба занимает семь

лет, а поступившие после одиннадцатого класса обучаются четыре года (это составляет менее 50% от объема времени обучения в системе непрерывного образования). Вместе с тем, по окончании вуза при различном уровне результатов подготовки, квалификация подтверждается дипломом художника-ювелира единого образца, несмотря на разницу в профессионализме выпускников, что является не только практической, но и научной проблемой и обусловливает необходимость разработки условий создания структурно-функциональной модели совершенствования содержания образования в этой области.

2. К педагогическим условиям разработки структурно-функциональной модели совершенствования содержания обучения мастерству студентов с различным стартовым ресурсом относятся: развивающая художественно-творческая профильная среда, обеспечивающая ее функционирование; предварительная аналитика исходного уровня профессиональной готовности абитуриентов к освоению содержания обучения мастерству, выявлению разницы уровней, обуславливающих необходимость разработки индивидуальных дидактических траекторий; устойчивые интегративные связи между дисциплинами «Исполнительское мастерство», «Технический рисунок», «Материаловедение» и др., что обеспечивает методологическую основу разработки данной модели.

3. Структурно-функциональная модель совершенствования содержания обучения мастерству - образовательная основа подготовки будущих художников-ювелиров:

- основана на дифференциации содержания обучения мастерству в соответствии с различиями в уровне профессиональной готовности студентов (после 11 класса и после профильного колледжа) для их минимизации за счет совершенствования содержания и процесса обучения; сбалансированности методов, средств и педагогических технологий реализации дифференцированного содержания, а также методического сопровождения, обеспечивающих последовательность выполнения учебных заданий, технологичность процесса изготовления ювелирных изделий, интенсивность; адекватности разработанной критериально-оценочной системы целям и задачам модели;

- включает цель; дидактические траектории обучения мастерству (базовая -после среднего образования и углубленная - после профильного СПО); принципы отбора содержания обучения по выделенным уровням; содержание обучения, структурированное по росту сложностей технологических операций в ювелирном искусстве; критерии оценки освоенных знаний, деятельности и мотивации будущих художников-ювелиров; результаты реализации содержания обучения мастерству в соответствии с дидактическими траекториями;

- способствует совершенствованию содержания обучения мастерству будущих художников-ювелиров, частично нивелируя разницу в умениях и навыках между базовым и углубленным уровнем, при этом дидактическая траектория базового уровня является основой к выполнению заданий углубленного уровня благодаря интенсивности обучения и развитию междисциплинарных связей, а дидактическая траектория углубленного уровня является основой развития творческого потенциала, способности к воплощению авторской идеи в материале для студентов углубленного уровня; формированию уровня исполнительского мастерства, позволяющего не только создавать высокохудожественные произведения, но и авторские проекты и собственноручно воплощать их в материале.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ефремов Евгений Владимирович, 2023 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова, И. Э. Мотивация познавательных интересов студентов учреждений художественного образования / Агапова И. Э. - Текст: электронный // Евразийский Союз Ученых. - 2018. - №4-5 (49) - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-poznavatelnyh-interesov-studentov-uchrezhdeniy-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.10.2023). -Текст: электронный.

2. Акопова, М. А. Личностно-ориентированный подход в условиях выбора образовательных программ в ВШ / М. А. Акопова. - Санкт Петербург: Наука, 2003. - 180 с. - ISBN 5-02-025029-5. - Текст: непосредственный.

3. Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий /Е. А. Александрова. - Текст: электронный // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2008. - №1-2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-protsesse-razrabotki-i-realizatsii-individualnyh-obrazovatelnyh-traektoriy (дата обращения: 20.10.2023). - Текст: электронный.

4. Александрова, Н. М. Методология дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства [Текст]: учебное пособие для самостоятельной работы аспирантов, обучающихся по направлению "Образование и педагогические науки" / Н. М. Александрова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (институт)". - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017. - 38 с. - ISBN 978-5-906697-08-0. - Текст: непосредственный.

5. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах / Б. Г. Ананьев; составители В. П. Лисенкова, Н. В. Кузьмина - Москва: Педагогика, 1980. - 655с. - Текст: непосредственный.

6. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012.

- 608 с. - Текст: непосредственный.

7. Андрющенко, А. И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства / А. И. Андрющенко. - Москва: Издательство В. Шевчук, 2004. - 146 с. - ISBN5-94232-030-6. - Текст: непосредственный.

8. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С. И. Архангельский. - Москва: Высшая школа, 1980. - 368 с. - Текст: непосредственный.

9. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В. Г. Асеев. - Москва: Мысль, 2015. - 160 с. - Текст: непосредственный.

10. Афанасьев, О. Е. Принципы креативности в построении программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» / О. Е. Афанасьев. - Текст: электронный // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7printsipy-kreativnosti-v-postroenii-programmy-uchebnoy-distsipliny-innovatsii-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.10.2023). - Текст: электронный.

11. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский; [Сост. М. Ю. Бабанский; Авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов и др.]; АПН СССР. -Москва: Педагогика, 1989. - 558 с. - Текст: непосредственный.

12. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств / А. В. Бакушинский.

- Москва: Карапуз, 2009. - 302 с. - Текст: непосредственный.

13. Батышев, С. Я. Производственная педагогика [Текст]: [Учебник для работников, занимающихся подгот, и повышением квалификации рабочих на производстве] / С. Я. Батышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Машиностроение, 1984. - 635 с. - Текст: непосредственный.

14. Безденежных, А. Г. Особенности преподавания программ 3d-моделирования при подготовке бакалавров по направлению 261400 и 072600 /

А. Г. Безденежных. - Дизайн. Теория и практика. - 2010. - № 3.- С.38-42. -Текст: непосредственный.

15. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: [Учеб. для индустр.-пед. техникумов и учеб. пособие для инженера.-пед. специальностей] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая кн., 1996. - 339 с. - ISBN 5-88687015-6. - Текст: непосредственный.

16. Беляева, А. П. Интегральная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева; Рос. акад. образования, Ин-т проф.-техн. образования. - Санкт-Петербург, 2002. - 238 с.-ISBN 5-902064-01-5. - Текст: непосредственный.

17. Беспалько, В. П. Программированное обучение [Текст]: Дидактические основы / В.П. Беспалько. - Москва: Высш. школа, 1970. - 299 с. // URL: https://www.phantastike.com/pedagogics/programmirovannoye_obucheniye/djvu/v iew/ (дата обращения: 23.10.23). - Текст: электронный.

18. Богуславский, М. В. История отечественной педагогики (первая треть ХХ века). / М. В. Богуславский; Рос. акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. - Томск: Изд-во науч.-техн. лит., 2005. - 310 с. - Текст: непосредственный.

19. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. -Москва: Советская энциклопедия; Санкт-Петербург: Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с. - Текст: непосредственный.

20. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Булат, 2000. - 351 с. -Текст: непосредственный.

21. Бочаров, Г. Н. Художественный металл Древней Руси, X-начало XIII вв. [Текст] / Г. Н. Бочаров; отв. ред. М. В. Седова.; [АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР]. - Москва: Наука, 1984. - 319 с. -Текст: непосредственный.

22. Бреполь, Э. Теория и практика ювелирного дела. / Э. Бреполь. - 13-е изд. доп.; Пер. с нем. - ред. Ю. Н. Баскаков. - Санкт-Петербург: Соло, 2000. - 528с.

- ISBN5-901367-01-4. - Текст: непосредственный.

23. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства [Текст] / А. И. Буров; Акад. наук СССР. Ин-т истории искусств. - Москва: Искусство, 1956. - 292 с.

- Текст: непосредственный.

24. Васильева, Е. И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е. И. Васильева; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2009. - 26 с. - Текст: непосредственный.

25. Введение в научное исследование по педагогике / [Ю. К. Бабанский и др.]; под ред. В. И. Журавлева. - Москва: Просвещение, 1988. - 237 с. - Текст: непосредственный.

26. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А. А. Вербицкий - Москва: Просвещение, 1991. - 314 с. - Текст: непосредственный.

27. Волдаева, В. Ю. Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / В. Ю. Волжанка; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. - Москва, 2009. - 25 с. -Текст: непосредственный.

28. Володин, А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко.

- Текст: электронный // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - №2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 20.10.2023). - Текст: электронный.

29. Воронина, Г. А. Дидактические основания отбора содержания образования в профильных классах: на материале дисциплин

естественнонаучного цикла: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Г. А. Воронина. - Москва, 2003. - 181 с. - Текст: непосредственный.

30. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -Москва: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с. - Текст: непосредственный.

31. Высшая школа народных искусств: инновационная модель непрерывного профессионального образования [Текст]: коллективная монография / [Максимович В. Ф. и др.; под общ. ред. В.Ф. Максимович]; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Высшая шк. народных искусств (ин-т)". - Санкт-Петербург: ВШНИ (ин-т), 2014. - 112 с. - Текст: непосредственный.

32. Габриэль, Г. Н. Авторское ювелирное искусство Ленинграда-Санкт-Петербурга второй половины XX века: Истоки и эволюция: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / С.-Петерб. гос. худож.-промышлен. акад. - Санкт-Петербург, 2002. - 29 с. - Текст: непосредственный.

33. Газман, О. С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова; Рос. гуманитар. науч. фонд и др. - Москва, 1995. - 103 с. - ISBN 5-900936-01-5. -Текст: непосредственный.

34. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. - Москва: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. - С.272-317. - Текст: непосредственный.

35. Георгиева, П. Ж. Исследование и разработка информационной модели изучаемого в вузе материала: автореферат дис, ... кандидата технических наук: 05.13.01. / П. Ж. Георгиева. - Киев, 1977. - 16 с. - Текст: непосредственный.

36. Голант Е. Я. Основоположник советской педагогики [Текст] / Проф. Е. Я. Голант, доц. Т. С. Колосов. - Ленинград: [б. и.], 1969. - 20 с. - Текст: непосредственный.

37. Гонтарь, С. М. Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04. / С. М. Гонтарь. - Санкт-Петербург, 2000. - 158 с. - Текст: непосредственный.

38. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст]: (Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов) / В. В. Давыдов. - Ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1972. - 423 с. -Текст: непосредственный.

39. Данилов, М. А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях [Текст]. / М. А. Данилов. -Москва: [б. и.], 1971. - 36 с. - Текст: непосредственный.

40. Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании: Опыт теоретической дидактики: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А. Я. Данилюк. // Ростовский гос. пед. ун-т. -Ростов-на-Дону, 1997. - 27 с. - Текст: непосредственный.

41. Добров, Г. М. Актуальные проблемы науковедения [Текст] / Г. М. Добров, канд. техн. наук. - Москва: Знание. 1968. - 46 с. - Текст: непосредственный.

42. Дронов, Д. С. Современная педагогическая модель профессионального образования студентов в области ювелирного искусства: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. С. Дронов - Москва, 2009. - 220 с. - Текст: непосредственный.

43. Дронова, Н. Д. Обоснование направлений повышения эффективности организации производства на предприятиях ювелирного комплекса России: автореферат дис. ... доктора технических наук: 08.00.28. / Н. Д. Дронова. -Москва, 1999. - 35 с. - Текст: непосредственный.

44. Дунаева, Н. Ю. Специфика обучения рисунку будущих художников традиционного прикладного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Д. Н. Юрьевна; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)]. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с. - Текст: непосредственный.

45. Дуэк, К. Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей. / К. Дуэк. - Москва: Манн, Иванов и Фербер; 2013. - 238 с. [Электронный ресурс] http://www.Htres.ru/pages/bibHo_book/?art=6135081 (дата обращения 11.06.2023). - Текст: электронный.

46. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; Пер. с англ. Н. М. Никольского; - Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи; -Москва Юрайт, 2021. - 166 с. - Текст: непосредственный.

47. Есипов, Б. П. Педагогика: учебник / Б. П. Есипов. - 5-е изд., - Москва: Просвещение, 1955 - 422 с. - Текст: непосредственный.

48. Ефремов, Е. В. Опыт русской национальной ювелирной школы и современные аддитивные технологии в обучении будущих ювелиров. Института традиционного прикладного искусства. // Традиционное прикладное искусство и образование. №4. - 2022 - с.141-149 [Электронный ресурс] https://dpio.ru/stat/2022_4/2022-04-22.pdf (дата обращения: 28.05.2023). - Текст: электронный.

49. Ефремов, Е. В. Специальная технология в ювелирном искусстве (учебное пособие): Е. В. Ефремов. - Москва: ИТПИ, 2021 - 61 с. - ISBN 9785-907542-87-7. - Текст: непосредственный.

50. Ефремов, Е. В. Теория прогнозирования и ее преломление в моделировании процесса образования художников ювелиров. / Е. В. Ефремов. // Журнал ТПИ и О №2 2023 - С. 134-142 [Электронный ресурс] http://dpio.ru/arxiv/v1/v13_2.htm (дата обращения: 28.05.2023). - Текст: электронный.

51. Жукова О. А. Принципы дидактики высшей школы: проблема первенства в системе иерархии / О. А. Жукова. // Austrian Journal of Humanitiesand Social Sciences. 2014. - №7-8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-didaktiki-vysshey-shkoly-problema-pervenstva-v-sisteme-ierarhii (дата обращения: 20.10.2023). - Текст: электронный.

52. Завьялова, М. С. Личностно-ориентированный подход к организации модульно-рейтингового обучения студентов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М. С. Завьялова; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2011. - 189 с. - Текст: непосредственный.

53. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -Москва: Академия, 2007. - 192 с. - Текст: непосредственный.

54. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - Москва: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32. - Текст: непосредственный.

55. Земцова, Е. В. Социальная компетентность студента как многомерный объект оценивания: интегративный подход: автореферат дис....кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Е. В. Земцова ; [Место защиты: Моск. гос. инт стали и сплавов]. - Москва, 2007. - 25с. - Текст: непосредственный.

56. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва: изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 447 с. - Текст: непосредственный.

57. Иванова, Н. Ю. Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Н. Ю. Иванова; Моск. гос. акад. Худож. ин-т им. В. И. Сурикова. - Москва, 2006. -25 с. - Текст: непосредственный.

58. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. 2012. - №1. - С. 8-14. - Текст: непосредственный.

59. Исаев, И. Ф. Личностно-ориентированные технологии воспитательной деятельности куратора студенческой группы / И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова,

Е.Н. Кролевецкая; НИУБелГУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. - №6. - С.39-40. - Текст: непосредственный.

60. Казанцева, Е. С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Е. С. Казанцева. - Нижний Новгород, 2006. - 197 с. - Текст: непосредственный.

61. Камнева, С. Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / С. Ю. Камнева; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)]. - Санкт-Петербург, 2013. - 22 с. -Текст: непосредственный.

62. Каратайева, Н. Ф. Специфика обучения скульптуре будущих художников традиционного прикладного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н. Ф. Каратайева; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2010. - 23 с. -Текст: непосредственный.

63. Кашекова, И. Э. Каждый предмет преподавать как искусство: комплементарно-семантический подход в образовании. Монография. [Текст] / И. Э. Кашекова, Е. С. Медкова, Е. Н. Пирязева / ИХОиК РАО - 2021. - 330 с. -Текст: непосредственный.

64. Кашекова, И. Э. Классификация подходов в образовании. База данных. / И. Э. Кашекова, Е. С. Медкова, Е. Н. Пирязева, 2020. / РИДы Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2020621252.-2020. - Текст: непосредственный.

65. Клочкова, Г. М. Педагогические условия формирования креативной образовательной среды / Г. М. Клочкова // Вектор науки ТГУ. 2011.№3 (17). -С. 307-309. - Текст: непосредственный.

66. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев; Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - Москва: Наука, 1988. - 191 с. - Текст: непосредственный.

67. Колобов, В. Н. Непрерывное профессиональное образование в косторезном искусстве: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / В. Н. Колобов; - [Место защиты: Высшая школа народных искусств (академия)]. - Санкт-Петербург, 2019. - 22 с. - Текст: непосредственный.

68. Колыванова, А. Г. Междисциплинарное обоснование структуры и содержания профессионального поля деятельности как основы интеграции профессий рабочих и специалистов машиностроительного профиля: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. / - Санкт-Петербург, 1999. - 238 с. - Текст: непосредственный.

69. Корсунь, В. Н. Ювелирное искусство городов древней руси / В. Н. Корсунь. // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2008. - №3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/yuvelirnoe-iskusstvo-gorodov-drevney-rusi (дата обращения: 19.10.2023). -Текст: электронный.

70. Корытов, А. В. Проектирование ювелирных изделий на основе законов бионического формообразования: диссертация ... кандидата технических наук: 17.00.06. / А. В. Корытов. - Москва, 2004. - 250 с. - Текст: непосредственный.

71. Котлярова, И. О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека [Текст]: монография / И. О. Котлярова, С. Г. Сериков; М-во образования и науки Российской Федерации. -Челябинск: Уральская акад., 2011. - 188 с. - Текст: непосредственный.

72. Краевский, В. В. Методология педагогики / В. В. Краевский. -Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. - 243 с. - ISBN 5-7677-0503-8. - Текст: непосредственный.

73. Кривозубова, Ю. И. Содержание обучения рисунку будущих художников традиционных художественных промыслов в среднем профессиональном образовании: диссертация ... кандидата педагогических наук: 5.8.7. / Ю. И. Кривозубова; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Высшая школа

народных искусств (академия)»; Диссовет 24.2.290.01 (Д 212.349.01)]. - Санкт-Петербург, 2022. - 250 с. - Текст: непосредственный.

74. Кузовлев, В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Научно-методический и организационно-педагогический аспекты: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08. / В. П. Кузовлев. - Москва, 1999. - 49 с. - Текст: непосредственный.

75. Куликова, Т. В. Профессиональная подготовка художника-мастера в процессе освоения региональных художественных традиций: диссертация ... кандидата педагогических наук: 5.8.7. / Т. В. Куликова; [Место защиты: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»]. - Москва, 2021. - 221 с. - Текст: непосредственный.

76. Куракина, И. И. Теория и история традиционного прикладного искусства [Текст]: учебно-наглядное пособие для самостоятельной и вне аудиторской работы студентов, обучающихся по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" / И. И. Куракина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2018. - 68 с. -Текст: непосредственный.

77. Куракина, И. И. Традиционное прикладное искусство (народное искусство): учебно-наглядное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 Теория и история искусств / И. И. Куракина; - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)". - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. - 60 с. - Текст: непосредственный.

78. Лебедев, С. В. Русский народ: энциклопедия народного и декоративно-прикладного искусства / научный редактор-составитель С. В. Лебедев. -

Москва: Институт русской цивилизации, 2022-. Т.1: А - М. Т. 1. - 2022. - 647 с. - ISBN 978-5-4261-0179-1. - Текст: непосредственный.

79. Леднев, В. С. Содержание образования / В. С. Леднев. -Москва: Высш. шк., 1989. - 359 с.- ISBN 5-06-000405-8. - Текст: непосредственный.

80. Леонтьев, А. Н. Т. 2. / А. Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. - 318 с.: ил. - (Избранные психологические произведения. В 2-х т.; Т. 2). - Текст: непосредственный.

81. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -Москва: Педагогика, 1981. - 185 с. - Текст: непосредственный.

82. Лихачев, Д. С. Русское искусство от древности до авангарда / Д. С. Лихачев. - Москва: Искусство, Б. г. 1992. - 407 с. - Текст: непосредственный.

83. Ломакин М. О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / М. О. Ломакин; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)]. - Санкт-Петербург, 2016. - 25 с. - Текст: непосредственный.

84. Лопато, М. Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX веков: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.04 / М. Н. Лопато; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2006. - 47 с. - Текст: непосредственный.

85. Макарова, Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. Перегородчатые эмали Древней Руси [Текст] / Т. И. Макарова; [АН СССР, Ин-т археологии]. -Москва: Наука, 1975. - 135 с.

86. Максимович, В. Ф. Народные художественные промыслы: Науч. - метод. пособие для преподавателей и студентов высш. и сред. учеб. заведений / В. Ф. Максимович. - Москва: Флинта, 1999. - 61 с. - Текст: непосредственный.

87. Максимович, В. Ф. Современное профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства России [Текст]: [монография] / В. Ф. Максимович, Н. М. Александрова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное

учреждение высш. проф. образования "Высш. шк. народных искусств (ин-т)".

- Санкт-Петербург: ВШНИ (ин-т), 2014. - 56 с. - Текст: непосредственный.

88. Максимович, В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. Ф. Максимович; -Москва, 2000 - 340 с. - Текст: непосредственный.

89. Малиева, А. Я. Теория интеграции образования. / А. Я. Малиева. -Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед. ун-та. 2000. - 440 с. - Текст: непосредственный.

90. Марченков, В. П. Ювелирное дело. / В. П. Марченков. - Москва: Высшая школа, 1984.-192с. - Текст: непосредственный.

91. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: 2013. - 351 с. - Текст: непосредственный.

92. Матушанский, Г. У. Преподаватель высшей школы: моделирование деятельности и личности: монография / Г. У. Матушанский. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2017. - 119 с. - Текст: непосредственный.

93. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - Москва: Педагогика, 1972. - 206 с. - Текст: непосредственный.

94. Мельниченко, Я. И. Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-ресурсов: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Я. И. Мельниченко; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]. -Казань, 2008. - 28 с. - Текст: непосредственный.

95. Монахов, В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов; Волгогр. гос. пед. ун-т.

- Волгоград: Перемена, 1995. - 152 с. - ISBN 5-88234-112-4. - Текст: непосредственный.

96. Мудрик, А. В. Роль социального окружения в формировании личности подростка [Текст]. / А. В. Мудрик. -Москва: Знание,1979. - 39 с. - Текст: непосредственный.

97. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн; Педагогика. 1995. №5.- С. 44-49. - Текст: непосредственный.

98. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика / М. А. Некрасова. - Москва: Изобразит. искусство, 1983. - 343 с. -Текст: непосредственный.

99. Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск, 2003. - 49 с. -Текст: непосредственный.

100. Николаева, А. А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / А. А. Николаева; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)]. - Санкт-Петербург, 2016. - 23 с. - Текст: непосредственный.

101. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. -Москва: Мир И образование, 2015. - 1375 с. - Текст: непосредственный.

102. Озерова, О. В. Содержание профессионального образования в области игрушки: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О. В. Озерова; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)]. - Санкт-Петербург, 2016. - 193 с. - Текст: непосредственный.

103. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь; [Предисл. Т. А. Хмель]. -Москва: Высш. шк., 1990. - 381с.- ISBN 5-06-001654-4. - Текст: непосредственный.

104. Осипова, М. А. История и традиции фирмы "Болин" в ювелирном искусстве XIX - начала XXI века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / М. А. Осипова; [Место защиты: Рос. гос. пед. унт им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2017. - 25 с. - Текст: непосредственный.

105. Основы профессиональной педагогики [Текст] / [С. Я. Батышев, А. М. Новиков]; под ред. С. Я. Батышева и А. М. Новиков - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 450 с. - Текст: непосредственный.

106. Пак, В. Ф. Ростовская финифть XX века: иллюстрированный биобиблиографический словарь / В. Ф. Пак; Гос. музей-заповедник "Ростовский кремль". - Москва: Галарт, 2006. - 222 с. - ISBN 5-269-01048-8. -Текст: непосредственный.

107. Перфильева, И. Ю. Русское ювелирное искусство второй половины XX в.: Основные художественные тенденции и направления: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / И. Ю. Перфильева; НИИ теории и истории изобразит. искусств. - Москва, 2000. - 28 с. - Текст: непосредственный.

108. Петрова, Н. В. Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Н. В. Петрова; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица]. - Санкт-Петербург, 2007. - 23 с. - Текст: непосредственный.

109. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - Москва: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с. -Текст: непосредственный.

110. Платонов, К. К. Психологический практикум: [Учеб. пособие для индустр.-пед. техникумов]. / К. К. Платонов - Москва: Высш. школа, 1980. -165 с. - Текст: непосредственный.

111. Портянская, Л. Л. Принцип вариативности в образовании / Л. Л. Портянская, В. К. Рябцев, В. И. Слободчиков. - Москва // Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. - Москва: Институт педагогических инноваций РАО, 1997. - С. 46-77. - Текст: непосредственный.

112. Роджерс, К. Р. Гуманистическая психология: теория и практика [Текст]: избранные труды по психологии / К. Р. Роджерс; под ред., [авт. вступ. ст. и сост.] А. Н. Сухова; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. - Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 450 с.

113. Рожков, Н. Т. Педагогическая диагностика: теория и технологии [Текст] / Н. Т. Рожков; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т - учебно-научно-производственный комплекс". - Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет-УНПК", 2011. - 203 с. - ISBN 978-5-93932-409.

114. Савенкова, Л. Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание [Текст]: учебно-методическое пособие для системы общего и высшего профессионального образования / Л. Г. Савенкова. -Москва: ИХО РАО, 2011. - 279 с. - ISBN 9785-9901848-4-8.

115. Салтанов, М. А. Система образования бакалавров в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / М. А. Салтанов; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»]. - Санкт-Петербург, 2020. -172 с. - Текст: непосредственный.

116. Салтанова, Ю. С. Содержание обучения цветоведению будущих художников традиционного прикладного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ю. С. Салтанова; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2010. - 24 с. -Текст: непосредственный.

117. Севрюкова, Н. В. Художественно-творческое развитие студентов ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н. В. Севрюкова; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2009. - 24 с. - Текст: непосредственный.

118. Селезнева И. А. Древнерусское золотое и серебряное дело / И. Селезнева. -Москва: Моск. рабочий, 1979. - 12 с. - Текст: непосредственный.

119. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Монография. / В. В. Сериала, В. И. Даниловка, В. М. Симонов; М-во образования Рос. Федерации, Волгогр. гос. пед. ун-т, Ин-т проблем личностно ориентир. образования. -Волгоград: Перемена, 2000. - 147 с. - Текст: непосредственный.

120. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения [Текст]: Проблемы и суждения / М. Н. Скаткин; Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1971. - 205 с.

121. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. - Москва: Академия, 2001. - 480 с.

122. Соболева, М. О. Психологические условия повышения эффективности обучения в средней школе в свете культурно-исторической концепции. //Психология образования. 2013. С.164-172 - Текст: непосредственный.

123. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Рапацевич Е. С. -Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с. 24. Соляников Ю. В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета // Исследование современных педагогических проблем / под ред. д.п.н. Е.С. Заир-Бек. - Санкт Петербург., РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. - С. 80 - 87.

124. Степанов, Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / [Авт.-сост.: Е. Н. Степанов и др.]; под ред. Е. Н. Степанова. - Москва: Сфера, 2003 (ГП Владимир. книж. тип.). - 123с. - ISBN 5-89144-367-8. - Текст: непосредственный.

125. Тимохина, А. В. Методы художественного проектирования ювелирных украшений. Становление и развитие: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.06 / А. В. Тимохина; [Место защиты: Рос. гос. ун-т им. А.Н. Косыгина]. - Москва, 2017. - 20 с. - Текст: непосредственный.

126. Толбузина, Т. В. Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т. В. Толбухина; Ин-т худож. образования Рос. акад. образования. - Москва, 2007. - 23 с. - Текст: непосредственный.

127. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений. / А. В. Усова, А. А. Бобров. - Москва: Знание, 1987. - 122 с. - Текст: непосредственный.

128. ФГБОУ высшего образования «Высшая школа народных искусств» (академия) - URL:https://www.vshni.ru/doc/up/540302uiup2023.pdf (дата обращения: 06.10.23). -Текст: электронный.

129. ФГБОУ высшего образования «Костромской государственный университет» - URL: https://ksu.edu.rU/files/op/plan/101/1/Ucheb_plan_54.03.0324.04.2023_1_hp.pdf (дата обращения: 06.10.23). - Текст: электронный.

130. ФГБОУ высшего образования «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)» - URL: https://rguk.ru/sveden/files/UP_540303_09_2021_o.pdf (дата обращения: 06.10.23). - Текст: электронный.

131. Федеральный закон от 29.12.2022 г. № 607-Ф3. - URL http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212290139 (дата обращения 20.10.23). - Текст: электронный.

132. Федотова, О. В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов "мастерство" и "композиция" в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. / О. В. Федотова. - Москва, 2005. - 166 с. - Текст: непосредственный.

133. Федунов, С. Н. Художественный металл Строгановского училища второй половины XIX - начала XX вв.: предпосылки создания, стилистические особенности и формообразующие принципы: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / С. Н. Федунов; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2008. - 169 с. - Текст: непосредственный.

134. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с. - Текст: непосредственный.

135. Фортунатов, А. Н. Теоретические основы отбора содержания обучения студентов технических вузов в условиях социального партнерства / А. Н. Фортунатов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13342 (дата обращения: 14.10.2023). - Текст: электронный.

136. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И. Ф. Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. -Москва: Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 516 с. - Текст: непосредственный.

137. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен; [Пер. с англ.: Т. Гудкова и др.]; Науч. ред. пер. на рус. яз.: Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. - 2. изд. - М. [и др.] -Санкт-Петербург: Смысл, 2003. - 859 с. - Текст: непосредственный.

138. Чапаев, Н. К. Интегративный подход к созданию аксеологически ориентированной системы общепедагогической подготовки педагога профессионального образования / Н. К. Чапаев, О. Б. Акимова // Научный диалог. 2012. №10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-k-sozdaniyu-akmeologicheski-orientirovannoy-sistemy-obschepedagogicheskoy-podgotovki-pedagoga (датаобращения:20.10.2023). - Текст: электронный.

139. Чуракова, М. В. Обучение реновации в ювелирном искусстве: учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по программе среднего профессионального образования: направление "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", профиль "Художественный металл" (ювелирное искусство) / М. В. Чуракова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Высшая школа народных искусств (академия). - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2021. - 60 с. - Текст: непосредственный.

140. Чуракова, М. В. Формирование профессионального мастерства будущих художников-ювелиров / М. В. Чумакова; Традиционное прикладное искусство и образование. 2018. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-masterstva-buduschih-hudozhnikov-yuvelirov (дата обращения: 20.10.2023). - Текст: электронный.

141. Шварков, А. В. Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / А. В. Шварков; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад.]. - Санкт-Петербург, 2007. - 23 с. - Текст: непосредственный.

142. Швецова, О. В. Содержание обучения исполнительскому мастерству художественной вышивки в среднем профессиональном образовании: диссертация ... кандидата педагогических наук: 5.8.7. / О. В. Швецова; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»; Диссовет 24.2.290.01 (Д 212.349.01)]. - Санкт-Петербург, 2022. - 202 с. - Текст: непосредственный.

143. Штофф, В. А. Моделирование и философия/ В. А. Штофф; - Москва: Наука, 1966.- 302 с. - Текст: непосредственный.

144. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко; [авт. вступ. ст. икоммент.

В. В. Давыдов]; АПНСССР. -Москва: Педагогика,1989. - 554с.- Текст: непосредственный.

145. Юсупов, В. З., Коротаев В.Г. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования / В. З. Юсупов, В. Г. Коротаев ; Знание. Понимание. Умение. 2012. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-variativnosti-v-proektirovanii-soderzhaniya-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.10.2023). - Текст: электронный.

146. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская - Москва: Изд. фирма "Сентябрь", 1996. - 95 с. - ISBN 5-88753-007-3. - Текст: непосредственный.

147. Яковлев, Б. П. Инновационные процессы в педагогической деятельности [Текст]: монография / Б. П. Яковлев, И. Т. Богдан; Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского авт. округа-Югры, ГБОУВПО "Сургутский гос. ун-т Ханты-Мансийского авт. Округа - Югры. -Сургут: Изд. Центр СурГУ, 2013. - 215с. - ISBN 978-5-89545-402-2. - Текст: непосредственный.

148. Ярошенко, Н. Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.05 / Н. Н. Ярошенко; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва, 2000. - 48 с. - Текст: непосредственный.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета №1 Информированность студентов первого курса в области ювелирного искусства

1. Где Вы видели ювелирные изделия высокого качества? (Возможные

ответы: музеи, ювелирные выставки; магазины ювелирных изделий; нигде не видел(а)

2. Интересуетесь ли вы ювелирными изделиями? (Возможные ответы: да, регулярно просматриваю интернет-ресурсы; да, регулярно покупаю альбомы с ювелирными изделиями; нет, не интересуюсь)

3. Учились ли Вы ранее ювелирному мастерству? (Возможные ответы: да, закончил(а) колледж, да, ходил(а) на курсы по ювелирному мастерству, нет, нигде ранее не учился(ась)

4. Есть ли у Вас опыт в изготовлении ювелирных украшений? (Возможные ответы: да, могу изготовить ювелирное изделие с 0; да, но с небольшой помощью преподавателя; нет, не могу)

5. Можете ли Вы нарисовать в проекции ювелирное изделие? (Возможные ответы: да, могу; нет, не могу)

6. Можете ли вы сделать компьютерную 3Э проекцию ювелирного изделия? (Возможные ответы: да, могу; нет, не могу)

7. С какими материалами для изготовления ювелирных изделий вы работали? (Возможные ответы: драгоценные металлы (золото, серебро); не драгоценные металлы (латунь, мельхиор); драгоценные камни (сапфир, бриллиант, рубин и другие); искусственные вставки (фианит, муассанит и другие); все вышеперечисленное; ничего из вышеперечисленного)

8. С каким инструментом для изготовления ювелирных изделий вы работали? (Возможные ответы: ручной инструмент; электрический инструмент; ни с одним из вышеперечисленных)

9. Какие технологические приемы по работе с металлом Вы использовали когда-либо? (Возможные ответы: сварка; пайка; резка; ни с какими)

Образцы выполненных работ по тешам практических зацаннп по базовому уровню исполнительского мастерства

Первый семестр

Рис. 1. Гладкое обручальное Рис.2. Два обручальных кольцо плоского профиля кольца полукруглого

профиля

Рис.3. Кольцо с кованной шинкой и глухим кастом

/М I

Рис. 4. Серьги с замками «крючок», глухими кастами овальной формы

Рис. 5. Сереги с ажурными кастами и швензовыми замками

Второй семестр

Рис. 6. Запонки с замками

«челночок», глухими кастами квадратной формы под камни огранки «кабошон» и декором вокруг каста

Рис. 7. Брошь с Рис. 8. Брошь простой монтировки прямоугольным кастом, с шомпольным замком

и простым замком «крючок»

Третий семестр

Рис. 9. Тренировочные работы по гравированию (прямые, волнистые, дугообразные линии, гравирование окружностей)

Рис. 10. Выполнение сложного геометрического орнамента

т

асов'.

Рис. 11. Выполнение сложного растительного орнамента

Рис. 12. Разметка и закрепление мелких камней одного диаметра в простые геометрические формы круг, треугольник, квадрата

Четвертый семестр

Рис. 14. Кулон сложной монтировки

Рис. 13. Кольцо с кованной шинкой и закрепкой фаден-гризант (закрепка по прямой линии)

Рис. 15. Простая брошь с револьверным замком

Пятый семестр

Рис.16. Кольцо в технике кармезиновый каст круглой формы и кованой шинкой

Рис. 17. Кольцо в технике кармезиновый каст квадратной формы и кованой шинкой

Шестой семестр

Л ~

штм

7 лГ

г ж

я*

щ _•

9

\ Ш

Рис. 18. Брошь со сложной монтировкой и различными видами закрепки камней

Седьмой семестр

Рис. 19. Сложная брошь на основе традиционных техник с рельефной орнаментацией и частичным эмалированием

ВКР

Рис. 20. Выпускная квалификационная работа: реновация броши "Большой букет" выполнила А.А. Курочкина 2021 г., руководитель М.В. Чуракова

Образцы выполненных работ по темам практических заданий по углубленному уровню исполнительского мастерства

Первый семестр

Рис. 21. Сереги со сложной монтировкой и швензовыми замками

Второй семестр

Рис. 22. Изготовление броши сложной монтировки с подвижными элементами

Третий семестр

Рис. 23. Изготовление звеньевого браслета сложной монтировки

Четвертый семестр

Рис. 24. Изготовление броши-кулона сложной монтировки (трансформер)

Пятый семестр

Рис. 25. Изготовление шейного украшения простой формы с композиционным

центром, модульными соединениями

Шестой семестр

Рис. 26. Изготовление шейного украшения сложной монтировки

Седьмой семестр

Рис. 27. Реновация сложной броши

ВКР

Рис. 28. Выпускная квалификационная работа выполнила Д.В. Сапко комплект (колье, браслет) «Клубника», 2020 г Руководитель А.А. Поляков

Информационная карта

ФИО студента_

Курс, группа_

Год обучения_Дата заполнения

№ Форма предъявления достижений На уровне вуза (баллы) На уровне города(баллы) На российском, международном уровне (баллы)

Участник Призер Победитель Участник Призер Победитель Участник Призер Победитель

10 20-40 50 10 20-40 50 10 20-40 50

1 Конкурсы

2 Выставки

3 Выступление с докладом на студенческих конференциях

4 Участие во Всероссийских проектах

5 Участие в грантах

Общая сумма баллов:

В соответствии с результатом участия студента на различном уровне в течении учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По

сумме баллов определяется рейтинг студент

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.