Культурно-исторические предпосылки ценностной эволюции в современном обществе: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Юрченко, Светлана Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат философских наук Юрченко, Светлана Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Ценности современного общества: системность и динамика.
1.1. Ценности как предмет философского анализа.
1.2. Философские концепции формирования современного общества.
1.3. Ценностные изменения в социальной динамике современности.
ГЛАВА 2. Система ценностей современного общества в культурно историческом контексте.
2.1. Культура как совокупность бытийно-исторических смыслов.
2.2. Историческое сознание и ценностная эволюция социума.
2.3. Культурно-историческая обусловленность современности: социально-философский аспект.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Семья как социально-ценностная общность форм бытия человека2008 год, доктор философских наук Хубиев, Башир Билялович
Модернизация стран Востока и России: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Трубицын, Дмитрий Викторович
Семья как социальная ценность: философский анализ2010 год, кандидат философских наук Безнощенко, Елена Алексеевна
Неогуманистические ценности как феномен современного гражданского общества США2002 год, кандидат философских наук Соловьев, Александр Васильевич
Аксиологические проблемы образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики2001 год, доктор философских наук Сергеева, Татьяна Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-исторические предпосылки ценностной эволюции в современном обществе: социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования связана с тем, что в социальной философии последних десятилетий возобладало желание «увидеть» чистый смысл современности, понять сущность происходящего с человеком и обществом. Зачастую основным средством исследования при этом выступала особая философская интуиция или критическая рефлексия, в то время как научно-философский анализ, ставящий классические вопросы о целях и ценностях социального бытия, о детерминантах и предпосылках его изменения отошел на второй план. В результате в теории общества стали доминировать концепции, в которых ценностная эволюция рассматривалась скорее феноменологически, а то и попросту феноменалистски. Определение культурно-исторических предпосылок ценностной эволюции современного общества позволяет поставить вопрос о современности на научную основу, ибо изучение социального процесса не может игнорировать проблему его исторической детерминированности.
В теории общественного развития сегодня все более распространенными становятся противопоставления прошлого и настоящего, традиционного и современного. Но такая позиция верна лишь отчасти, ибо не учитывает фактор преемственности. Все настоящее - это продолжение прошлого, его преобразование, таким образом, сохранение и трансляция важнейших его элементов, смыслов и ценностей. Тогда все возникающее ныне в жизни человека и общества, в том числе и в области ценностей, генетически восходит к прошедшим эпохам. Поэтому принцип историзма в социальной философии сегодня актуален как никогда.
Необходимость исследования причинной детерминации ценностной эволюции вызвана также потребностями социальной прогностики и футурологии. Современная социальная наука реализует себя на практике в виде построения моделей и трендов, прогнозирующих развитие подсистем, институтов и ценностей. Но никакая прогностика и никакое социальное проектирование не могут быть реализованы без построения, без создания строго научной, фактически обоснованной и непротиворечивой модели прошлого.
Культурно-исторические предпосылки, роль которых всегда является определяющей, должны выступать в качестве фундаментальных факторов, детерминирующих ценностную эволюцию. Понимание логики ценностных изменений в современной социальной философии имеет собственную значимость по причине радикальных изменений в механизме целеполагания. Общество риска, информационное общество и индивидуализированное общество в равной мере обусловили трансформацию классического соотношения целей и ценностей. Все это делает ценностную эволюцию современного общества, ее истоки и движущие силы одним из центральных объектов изучения.
Степень научной разработанности проблемы. Исходные аксиологические и социально-философские представления о ценностях диссертант почерпнула прежде всего из трудов Г. Риккерта, В. Виндельбанда, А. Швейцера, JI. Толстого, Ф. Достоевского, В. Соловьева, Н. Бердяева; а при освещении многообразных аспектов социального воздействия на личность в процессе ее становления обращалась в первую очередь к работам М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р.К. Мертона, М. Шелера, М. Хайдеггера, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, а также К. Маркса, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других ученых.
В отечественной литературе проблему ценностей наиболее подробно рассмотрели В.П. Тугаринов, О. Г. Дробницкий, И.И. Антонович, С.Ф. Ани-симов, К.А. Шварцман, JI.H. Столович, С.Ф.Анисимов, Г.М. Гак, И.С. Нарский, В.А. Василенко и др.
А.Э. Кулиджанишвили, В.Е. Горозия, В.В. Парцвания анализировали ценность как принцип, объясняющий социальное бытие человека.
Социально-философский и аксиологический подход к изучению ценностей продемонстрировали в своих работах J1.H. Столович, В.П. Барышков, Ю.Д. Гранин, А.Г. Здравомыслов, А.А. Ивин.
О ценностях современной цивилизации и их связи с техническим прогрессом писали B.C. Степин, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов, Л.Г. Ионин, Г.А. Тульчинский, М.С. Каган.
Социальная динамика и модернизация общества были исследованы в трудах таких авторов, как Н.И. Лапин, Л.А. Беляева, В.Г. Федотова, Т.В. Андрианова, А.И. Уваров, Ф.В. Лазарев, В.Н. Тарасов, К.В. Лукина, Н.Ф. Бучило, А. Н. Чумаков.
Большой вклад в изучение ценностной динамики в контексте модерна внесли публикации современных отечественных ученых, посвященные проблемам социокультурной реформации в России, трансформации нормативно-ценностной системы общества: В.А. Горшкова, Н.П. Медведева, А.С. Ахиезера,
A.П. Скробова, В.А. Лекторского, Т.И. Заславской, Н.Е. Тихоновой, Ю.Г. Волкова, М.Н. Кузьмина, В.В. Морозова, В.М. Димова, Е.М. Авраамовой,
B.C. Тапилиной, В.А. Лепехина, Т. Пийрайнена, Е. Турунцева, Н.С. Мудрагей, Ю.М. Смоленцева, Т.И. Пороховской, И.В. Руденко, В.А. Бобахо, С.И. Леви-ковой, Ю.С. Колесникова, Д.А. Леонтьева, Д.С. Львова, B.C. Малахова и многих других исследователей.
Р.Я. Подоль, А.П. Ярещенко, И.И. Кравченко, В.Э. Бойков, В.Ф. Шаповалов, А.И. Уткин изучали эволюцию традиционных человеческих ценностей с учетом глобальной перспективы мирового развития.
О связи исторического сознания и ценностей писали Ф. Артог, В.Г. Безрогое, Р.А. Каменская, а О.В. Плебанек, Е.А. Николаева, Г.А. Зюганов исследовали вопрос о глобальных процессах в культуре.
Ситуации модерна и постмодерна в различных теориях представлены такими авторами, как Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Батай, Ж. Делез, М. Фуко, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар, О.Б. Вайнштейн, Л. Фидлер, О.Г. Яницкий, У. Бек, А. Тоффлер. Необходимо также отметить концепции «конца истории» Ф. Фу-куямы, «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «смерти Запада» П. Бью-кенена, «Новых Средних веков» У. Эко, «глобального беспорядка» 3. Бжезин-ского, «после империи» Э. Тодда, «квазисоциалистического государства»
И. Валлерстайна, «от империи к сообществу» А. Этциони и других и теории информационного общества И. Масуды, Т. Стоуньера, Д. Нейсбита, П. Дракера, М. Кастельса, С. Леша.
Объект исследования: система ценностей как структурный элемент современного социального процесса.
Предмет исследования: культурно-исторические предпосылки ценностных изменений в современном социуме в аспекте их детерминирующего влияния на социальный процесс.
Цель исследования: анализ структурного и содержательного влияния культурно-исторических условий на изменение системы ценностей в процессе социальных преобразований современности.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи:
-проанализировать последние разработки в сфере социальной философии, актуализирующие аксиологическую проблематику;
-рассмотреть основные доктрины современного общества в контексте различного понимания феномена современности;
-определить основные параметры ценностных изменений в социальной динамике современности;
-тематизировать сферу социокультурного бытия как совокупность бы-тийно-исторических смыслов;
-эксплицировать историческое сознание как фактор ценностной эволюции социума;
-выявить и описать культурно-историческую обусловленность социальной сущности феномена современности.
Методологическая и теоретическая основа диссертации. Теоретическим основанием работы выступают основные концепции социальной философии, продолжающие традиции философского рационализма, системно-структурного и структурно-функционального подходов к объяснению общественных явлений, позволяющих выявить их системность и динамику, а также аксиологического и праксеологического подходов, фиксирующих цели и ценности в процессе социальных трансформаций. Методологическую основу работы составляют принцип историзма, ставящий вопрос о культурно-исторических предпосылках любого социального процесса или явления, а также принцип системности, предписывающий выявлять новые качества целого, несводимые к сумме качеств отдельных частей. При этом используются классические средства научного анализа и философско-критической рефлексии. Исследование типических черт классического и неклассического социального процесса в области аксиологии опирается на процедуры и стандарты герменевтики и социальной феноменологии, что способствует выявлению смысловой основы и онтологических предпосылок трансформирования системы ценностей.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- обосновано, что для изучения системного и динамического аспектов социальной трансформации в современной России из всех концепций ценностей наиболее эффективной является концепция ценности как особого вида цели, не способной выступать в роли средства;
- проанализированы концептуальные и доктринальные основания выбора теории современного общества и обоснована модель, согласно которой современное общество характеризуется особым отношением к прошлому;
- определены наиболее значимые изменения в системе ценностей и показано, что самым главным из них стал рефлективный характер самих ценностей, а также прагматизм по отношению к ценностям;
- выявлено, что система ценностей современного общества во многом зависит от структуры, содержания и механизмов интерпретации исторического знания в контексте современности;
- прослежены основные эпизоды взаимодействия системы исторического сознания и системы социально-значимых ценностей;
- показано, что изменения всей системы ценностей современного общества предопределены самим феноменом современности, существенными чертами информационного, постиндустриального и трансформирующегося социума.
С учётом указанных пунктов научной новизны на защиту выносятся следующие основные положения:
1. В изучении системного и динамического аспектов социальной трансформации из всех концепций ценностей наиболее эффективной является концепция ценности как особого вида цели, не способной выступать в роли средства. Именно тогда, когда цель не может быть средством для достижения другой, более значимой цели, она выступает как нечто, к чему стремятся индивиды в своих действиях и что не нуждается в дополнительном обосновании.
2. Все основные теории современного общества делают упор на первичности технических, технологических или хозяйственно-экономических преобразований, тогда как феномен современности определяется новой системой мысли и действия, лишь частично опирающейся на материальные факторы. В основе феномена современности лежит особое отношение к прошлому, согласно которому прошлое не имеет детерминирующего воздействия на настоящее и будущее, но относится к прошлому нормативно.
3. Наиболее значимые изменения в системе ценностей не сводятся к замене одних ценностей другими, сам характер ценностей зависит от рефлексии над всей системой ценностей в аспектах прагматики и ретроальтернативистики. Это свидетельствует об усиливающейся зависимости структуры и содержания системы ценностей от механизмов интерпретации прошлого и настоящего, а также от образа будущего.
4. Механизмы интерпретации исторического знания изменились благодаря изменению смыслообразования в процессе социального строительства, когда образы прошлого и настоящего множатся и используются различными центрами власти и влияния. В условиях многообразия идеологических установок и одновременного их девальвирования историческое знание оказывает менее однозначное влияние на систему ценностей.
5. Системные трансформации российского общества периодически приводят к рассогласованию системы ценностей и системы исторического знания с историческим сознанием, что приводит к повышению доли рефлексии и интерпретации в общественном сознании данного социума. Постепенная гармонизация системы ценностей связана с нахождением соответствия между историческим знанием и его интерпретацией в контексте современности.
6. Изменения системы ценностей современного общества носят не только эволюционный, но и революционный характер, что вызвано изменением статуса, роли и значения ценности в жизни человека современного общества, а также изменением механизма формирования ценностей в условиях господства инструментальной рациональности. Однако изменения в системе ценностей не приводят к уменьшению их роли в жизни человека, но мера свободного определения индивидуальной системы ценностей сохраняется.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные теоретические и практические выводы, полученные соискателем в результате проведенного исследования, помогают лучше понять природу и механизмы ценностной эволюции в их детерминированности культурно-историческими процессами и институтами современного общества, что может быть использовано при разработке и принятии управленческих решений, а также при составлении прогнозов социального развития. Особую роль результаты исследования могут сыграть в социальном проектировании сложных систем, когда, опираясь на концептуальные модели социальной и ценностной динамики, разработчик сможет проектировать как отдельные параметры требуемого объектов и процессов, так и всю систему в целом.
Результаты диссертационного исследования представляют интерес для структур государственного и муниципального управления, занимающихся разработкой госполитики в сфере ценностей и идеологии. Они могут служить теоретической и эмпирической базой для проведения исследований в сфере социальных процессов, институтов и ценностей.
Материалы диссертации могут быть использованы в учебной и научной деятельности, они должны стать базой для разработки учебных курсов по социальной философии, социальному прогнозированию, социальному проектированию, футурологии, философии культуры, аксиологии и праксеологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы работы докладывались на заседаниях кафедры социально - гуманитарных наук Пятигорского государственного технологического университета, на заседаниях методологического семинара по философии в Ставропольском институте экономики и управления имени О.В. Казначеева, на межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования нашли отражение в пяти научных публикациях, общим объемом 2,5 пл.
Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. В конце работы помещены примечания и библиографический список.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Идеологические и прагматические детерминанты развития современного общества: философский анализ2009 год, кандидат философских наук Ступкина, Анна Валентиновна
Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры2009 год, кандидат философских наук Нагорских, Татьяна Николаевна
Эволюция жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума2008 год, доктор социологических наук Пржиленская, Ирина Борисовна
Семья и семейные ценности: Философско-аксиологический анализ2003 год, кандидат философских наук Федулова, Анна Борисовна
Гражданское образование как проблема социальной философии2004 год, кандидат философских наук Михалина, Оксана Александровна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Юрченко, Светлана Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги. Таким образом, понятие ценностей неразрывно связано с духовным миром отдельной личности и духовной, культурой всего общества. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения.
Если признать, что культура вариативна, то из этого следует, что, согласно этой гипотезе, личность является просто-напросто культурой, поскольку последняя отождествляется с социальным фактором. Если, напротив, принять более софистическую модель личности, то следует рассматривать личность как систему, состоящую из различных структур, каждая из которых имеет особые функции.
Признавая особую значимость культуры в формировании личности, следует признать и культурно-историческую обусловленность всей современности. Но при этом все же ставить под сомнение тезис о наличии генерального фактора общественного развития. В противном случае, окажется возможным признать данный тезис как утверждение некоей универсальной схемы, формулы, которая позволит ответить на все вопросы, но в результате «упростить реальность». Это философская проблема, выходящая на вопросы о смысле человеческого существования, о смысле и цели истории, о специфике общественного.
Одним из самых ярких примеров культурного детерминизма является культурно-историческая обусловленность невосприимчивости восточных обществ к капитализму, прежде всего, его институтов. По мнению Т. Веблена, институт - это продукт обычаев, поэтому внедрение европейцами институтов, присущих или оформившихся в условиях капитализма в соответствии с европейской традицией, не имело результатов на Востоке. У этого общества есть собственные внутренние предпосылки, и обнаруживаются они из анализа экономического движения общества и из взаимодействия его с природной средой.
Модернизация в странах Востока стала результатом резкого увеличения потребностей вследствие колониальной эксплуатации, чему не соответствовали старые экономические возможности. А поскольку производство было наложено именно на восточное общество, начиная со второй половины XIX века происходит его собственная трансформация, оно порождает свой внутренний капитализм, и только в этом случае привнесенные извне институты (равно как и культурные формы) могли стать и стали некоторыми ускорителями развития. Ин-ституционализм же не просто не вскрывает внутренние для социума механизмы трансформации, являющиеся результатом взаимодействия природы и общества, но отрицает их, отказывая обществу «вторичной» модернизации в способности имманентного развития.
Независимо от своего состояния и форм, экономика является основой жизнедеятельности общества. Значение экономических факторов для функционирования общества признаваемо. А потому и вопрос о роли экономики в сохранении или формировании ценностных установок весьма актуален. Есть ли основания говорить об экономическом детерминизме ценностной системы? Общепризнано, что экономика определяет сдвиги в социальной, политико-правовой, культурной сферах в долгосрочной перспективе, в смене исторических эпох. Но это не означает, что в любой момент времени в любом событии следует искать экономические причины.
В качестве фактора развития общества можно рассматривать и демографическое движение, причем именно экономически, а не механически - чем больше трудовых ресурсов, тем выше прогресс, - а через соотношение общественных потребностей и экономических возможностей. Центральным становится понятие «стесненность», введенное в социологический контекст проблемы Э. Дюркгеймом. Стесненность - это обстоятельство, требующее интенсификации производства и производственных отношений.
Анализ направления демографического детерминизма требует оценки демографических процессов в двух традициях, называемых условно «негативная» и «позитивная». У истоков первой стоит Т. Мальтус с его положением о негативных для прогрессивного развития последствиях роста народонаселения. У истоков «позитивной» - У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо, полагавшие в традициях английской политэкономии, что труд - основа всех богатств. Рост трудового населения, соответственно, является движущей силой развития общества.
При анализе направления географического детерминизма, прежде всего, следует отвергнуть его вариант, обозначаемый традиционно как «вульгарный». Это такой «географизм», который выводит характеристики общества и человека непосредственно из природы. Не вульгарно географический фактор будет учтен лишь в том случае, если исследователь найдет сферу, соединяющую природу и общество. Такой сферой может быть только технолого-экономическая система, а действием - именно и исключительно технолого-экономическая деятельность, поскольку она создает материальную основу всякой иной социальной деятельности.
Принимая в целом трактовку модернизации как дифференциации общественной системы с объективной целью повышения ее адаптивной способности, необходимо дополнить ее утверждением, что в обществе присутствует системообразующий элемент - экономика, которая связывает и одновременно отделяет систему от среды и определяет собой в ходе общественной эволюции изменения во всех других подсистемах. Ни политическая, ни правовая, ни культурная подсистемы не имеют собственной детерминанты развития. У общества нет необходимости их менять, если бы не рост экономических потребностей, который всегда требует изменений во всех подсистемах.
Если потребности растут, а природные условия остаются прежними, то меняются социальные формы. Поэтому объективно имеются три пути - общество либо меняет экономический способ производства, а вместе с ним и политико-правовую и культурную сферу; либо останавливается в развитии, приходя в статическое равновесие с окружающей средой; либо погибает, не будучи в состоянии изменить своего режима.
Каждый из рассмотренных вариантов социального детерминизма в отдельности не может быть положен в основу философской интерпретации современности, содержанием которой все ещё остается модернизационный процесс. С точки зрения рассмотрения проблемы причин и движущих сил общественно-исторической эволюции, остаются без ответа некоторые вопросы, из круга философского осмысления выпадает ряд исторических фактов. Предлагаемое решение состоит в монистическом синтезе имеющихся вариантов экономического детерминизма. Он должен включать в себя равнозначный учет технолого-экономических и социально-экономических факторов общественного развития. Географические и природно-климатические факторы рассматриваются в этом случае в качестве важнейших, они включаются в систему производительных сил общества и определяют собой его экономическое движение. Политико-правовые и культурные рассматриваются как обязательные, но вторичные. Все это позволяет заключить, что разработка проблемы эволюции ценностей в социально-трансформационном контексте далека от завершения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юрченко, Светлана Николаевна, 2007 год
1. Абалкин Л.И. Россия: Поиск самоопределения: Очерки. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2005. - 464 с.
2. Авдулов А.Н. Информационное общество: эволюция, современный этап, уроки для России // Россия и современный мир. 2005. - № 4. - С. 5-21.
3. Акопян К.З. Перспективы развития культуры в эпоху глобализации. М.: Гардарики, 2003. - 126 с.
4. Аксенов С.М. Шведская модель развития общества // ЭКО. 2006. - № 10. -С. 137-151.
5. Андреенкова А.В. Материалистические и постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994. - №11.- С. 73 - 81.
6. Афанасьев Л.А. Будущее общество. М.: Изд - во МГТУ им. Баумана, 2000. -568 с.
7. Ахиезер А.С. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность. 1994. - № 1. - С. 17-27.
8. Ахиезер А.С. Нравственность в России и противостояние катастрофам // Общественные науки и современность. 1997. - № 6. - С. 26 - 37.
9. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - № 9. - С. 25 - 34.
10. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. - № 2. - С. 89 - 100.
11. Ахиезер А.С. Российская цивилизация: специфика массовых решений // Философские науки. -2004. № 6. - С. 5-31.
12. Ахиезер А.С., Щуровский М.А. От диалога к диалогизации // Вопросы философии. 2005. - № 3. - С. 58 - 80.
13. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. А.В.Рябов, Е.И. Курбангалеева. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448 с.
14. Барышков В.П.Аксиология личностного бытия. Саратов: Гранд, 2001. -320 с.
15. Баширова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // ПОЛИС. -2000. -№ 6. С. 51-65.
16. Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс В России: 10 лет постсоветского развития. М.: Academia, 2001. - 185 с.
17. Библер B.C. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 367 с.
18. Бобылев С.Н. Развитие человеческого потенциала России // Вестн. Моск. унта. Сер.6. Экономика. 2005. - № 1. - С. 41 - 63.
19. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2004. - 200 с.
20. Бондырева С.К., Куроков Л.П., Лиферов А.П., Никандров Н.Д. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. Вуз и школа, 2004. -186 с.21 .Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Мысль, 1973. - 437с.
21. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб.: Санкт - Петербургская панорама, 2001. - 192 с.
22. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. - 562с.
23. Валентей С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив / Рос. акад наук, Ин-т экономики. М.: Наука, 2003. - 197 с.
24. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. -СПб.: Университет, кн., 2001.-416 с.
25. Вардолацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социс. 1993. - № 4. -с. 46-55.
26. Васильева Л.Н. Теория элит (синергетический подход) // Общественные науки и современность. 2005. - №4. - С.75 - 85.
27. Вассерман Ю.М. Социальные изменения как последствия модернизации. -М.: Гардарики, 2001. 320 с.
28. Вебер М. Избранные произведения. М.: Мысль, 1990. - 658 с.
29. Веретенников Н.Я. Глобальные проблемы современности и Россия. Саратов: Радуга, 2003. - 165 с.
30. Викторов А.Ш. Идея апокалипсиса и кризис социокультурных ценностей в России // Личность. Культура. Общество. 2000. - Т.2, вып.2. - С. 29-39.
31. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / Пер. с нем. М.: Юрист, 1995. -687 с.
32. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х социокультурная динамика // Социс.2000.-№ 12.-С. 56-63.
33. Водолазов Г.Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. 2006. - № 1. - С. 134 - 146.
34. Волков Ю.Г. Идеология для России // Социально гуманитарные знания.2001.- №2.-С. 58-70.
35. Волков Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы // Социально -гуманитарные знания. 2003. - № 2. - С. 80 - 100.
36. Волков Ю.Г. Гуманистическая перспектива России как общенациональная цель // Социально-гуманитарные знания. 2005. - № 1. - С. 3 - 35.
37. Воронцов Б.Н. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ // Философские науки. 2002. - № 3. - С. 46 - 64.
38. Выжлецов П.П. Духовные ценности и судьба России // Социально политический журнал. - 1994. - № 3 - 6. - С. 16-32.
39. Выжлецов П.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально политический журнал. - 1994. - №1. - С. 86 - 99.
40. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социс. 2002, № 1. - С. 96 - 105.
41. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: Социокультурные аспекты мо-дернизационных процессов в России. М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 350 с.
42. Гаджиев К.С. Масса. Миф. Государство // Вопросы философии. 2006. -№6.-С. 3- 19.
43. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. М.: ПИТЕР, 2005. - 460с.
44. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. -М.: Пед. о во России, 2001.-460 с.
45. Гессен С.И. Избранные сочинения. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998.-814 с.
46. Глобалистские и антиглобалистские тенденции в обществе и культуре России // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы. Екатеринбург, 2002.-Т. 2.-С. 75-89.
47. Голик В.Н. Проблемы модернизации России // Философ, науки. 2004. -№ 11. - С. 5 - 21.
48. Головатых Р.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки . 1989. - № 6. - С. 15 - 27.
49. Гордон JI.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. -1994.-№8.-С. 4-14.
50. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН." -1998. -Т.68. -№6.
51. Горюнова С.В. Средние слои и «средний класс» в современном российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. - № 4 . - С. 58 -67.
52. Гуревич П.С. Культурология. М.: Инфра-М, 1996. - 352с.
53. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Гардарики, 1999. - 256 с.
54. Гуров А.И. Кризис российской духовности и преступность // Актуальные проблемы новой России / Ин-т социол.-полит. исслед. РАН. М., 2000. -С.92-107.
55. Гурова Т. Реальная Россия / Гурова Татьяна, Тархсин Михаил // Эксперт. -2005.-№ 19.-С. 19-35.
56. Гусейнов А.А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. 2001. - № 2. - С. 47 - 66.
57. Гусейнов А.А. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. 2003. -№3. - С. 14-36.
58. Гусейнова J1.A. Ценностные ориентации: тендерный аспект // Социс. 1999. -№5.-С. 45-49.
59. Де Болт Дж. Причины и следствия неудачи модернизации в России. Социокультурный анализ // Социс. 2006. - № 1. - С. 20 - 31.
60. Делягин М. Созидание Российской цивилизации // Свободная мысль. 2006. -№2.-С. 46- 63.
61. Дзуцев Х.В., Абаев А.И., Мамсурова Е.А. Мировоззренческие установки молодежи / Молодежь Северной Осетии: социологический анализ. Владикавказ, 2002.- 186 с.
62. Дильтей В. Введение в науки о духе / Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 108135.
63. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейа, 1996. - 166 с.
64. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии.-М, 1988.-№4.-С. 135- 152.
65. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории / Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. Трактаты, эссе. М.: Мысль, 1987. - 795с.
66. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. М., 1995. - № 10. -С. 129- 143.
67. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, JI.A. Беляева. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 392 с.
68. Долгушин М.И. Модернизация будущего России: альтернативы будущего // Личность, культура, общество. 2006. -Т.8. - № 2. - С. 259-266.
69. Драч Г.В. Культурология: Учебник. Ростов - на - Дону: Феникс, 2004, -608 с.
70. Дрюк М.А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления // Вести МГУ. Сер.7. Философия. 2002. - № 2. - С. 14 - 24.
71. Дьюи Д. Общество и его проблемы. М.: Идея Пресс, 2002. - 345 с.
72. Духовный кризис: когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. Грофа, К. Гроф; Пер. с англ. М.: Класс, Изд-во Трансперсон. Ин-та, 2000.-288 с.
73. Дугин А. Будущее России: унитарное государство или этнофедерация? // Россы. 2006. - 2-8 февр. (№ 4). - С. 4.
74. Егоров В.К. Философия культуры современной России // Свободная мысль. 2000. - № 12.-С. 35-47.
75. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. - № 4. - С. 13 -25.
76. Заславская Т.И. История не повторяется / Беседовал Николай Самсонов // Эксперт-Сибирь. -2006. № 11. - С. 26 - 28.
77. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996.-255 с.
78. Инглхард Р. Постмодерн : меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования. 1997. - №4. - С. 6 - 32.
79. Иншаков О.В. Простой человек в социальном пространстве современной России / О.В.Иншаков, Д.П.Фролов // Личность, культура, общество. 2006. -Т.8. - № 2. - С. 95 - 106.
80. Ионов И.Н. Построение образа российской цивилизации в свете психологии мышления и социологии знания // Общественные науки и современность. -2003.-№ 6.-С. 102-116.
81. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис. - 2003. -205 с.
82. Каган П.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально гуманитарные знания. - 2000. - № 6. - С. 17-61.
83. Каганский В.Л. Россия СССР сегодня? Сравнительный портрет пространств // Обществ, науки и современность. - 2005. - № 3. - С. 70 - 82.
84. Каганский В.Л. Россия СССР сегодня? Сравнительный портрет пространств // Обществ, науки и современность. - 2005. - № 4. - С. 100 -112.
85. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1999. - № 1. - С. 68 - 92.
86. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М.: Книга, 2004. - 608 с.
87. Кара Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно - идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Политические исследования. - 1995. - № 4. - С. 6 - 17.
88. Ю2.Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени // Социс. 2003. - № 3. - С. 74 - 82.
89. ЮЗ.Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке: Пер. с нем. М.: Гардарики, 1998.-784 с.
90. Келлер Я. Модернизация гуманизация общества или коррозия бытия? // Социс. - 2002.-№ 7. - С. 48 - 53.
91. Ю5.Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии . 2003. -№ 1. - С. 76 - 79.
92. Юб.Кёглер Г.Г. Этика после постмодернизма // Вопросы философии. 2006. -№3. - С. 111-117.
93. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социс. -1993.-№11.-С. 11-26.
94. Ю8.Комаровский В.В. Социальный диалог в России // Общественные науки и современность. 2006. - № 1. - С. 21 - 32.
95. Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России: Выход из кризиса // Вопросы философии. 2002. - № 9. - С .3 - 19.
96. Ю.Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. - № 2. - С. 3 - 16.
97. Кудрявцев В. Предъявите идеал // Поиск. 2001.-28 дек. (№ 52).
98. Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века: Форум немецких и российских исследователей / Под ред. К.Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Грабовского. М.: АИРО - XX, 2002. - 480 с.
99. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации / Сост. В.Н.Иващенко. М.: МГУ. - 2000. - 24 с.
100. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - 703 с.
101. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М.: Республика, 1998. - 384 с.
102. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социс. 1993.-№9.-С. 17-28.
103. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. - № 5. - С. 3 - 8.
104. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс . 1996. -№ 5. - С. 3 - 19.
105. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - № 3. - С. 25 - 31
106. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социс. 2003. - № 6. - С. 78 - 87.
107. Лапин Н.И. Проблема формирования современного социентального порядка в России // Вопросы философии. 2006. - № 11. - С. 3 -13.
108. Лахти Г.А., Миндели Л.Э. Трудные пути инноваций // Вестник РАН. -1998. Т.69. - №4. - С. 13-23.
109. Лебедев А.С., Горбенко В.И. Формирование ценностных ориентаций молодежи. Л.: Лениздат, 1990. - 16 с.
110. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. 2006. - № 4. - С. 71 - 79.
111. Левикова С.И. О готах, готике и больном российском обществе // Общественные науки и современность. 2006. - № 4. - С. 155 - 165.
112. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социс. 1998. -№5.-С. 98- 104.
113. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат , 1991. -381с.
114. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей. М.: Республика, 1994. - 133 с.
115. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. - 559 с.
116. Лосский Н.О.Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-416 с.
117. Лугвин С.Б. Социальные трансформации и государственная бюрократия // Вопросы философии. 2006. - № 2. - С. 102 - 115.
118. Луман Н. Теория общества: фундаментальные проблемы. М.: Канон-Пресс-Ц - Кучково Поле, 1999. - 765 с.
119. Лясникова Ю.А. Жизненные ценности и социально трудовые ожидания студенческой молодежи // Человек и труд. - 2003. - № 4. - С. 58 - 60.
120. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. -1996. № 6. - С. 17-28.
121. Майер Э. Россияне и мировое сообщество: что скрыто за потемкинской деревней? Пер. с англ. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006. - № 1. - С. 51 - 64.
122. Маркарян Э. Традициология как наука о законах трансформационных циклов жизненного опыта людей // Alma mater: вестник высшей школы, 2003. -№3. С. 25 -35.
123. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд-во С.Петр-го ун-та, 1997. - 382 с.
124. Маслоу А. Психология бытия. М.: Мысль, 1997. - 304 с.
125. Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры. Субкультурные объединения молодежи. М.: ИНИОН, 1987. - 48 с.
126. Матвеева Н.А. Образование: инерция ценности и ценность инерции // Актуальные проблемы образования. Сб. научн. тр. М.: НИИВО, 2003. -С. 27.
127. Махонин П., Кухарж П., Мюллер К., Тучек М., Гатнар Л., Червенка Я. Трансформация и модернизация чешского общества // Социс. 2002. -№7.-С. 32-48.
128. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь.: Изд-во Ставропольского университета, 1995. - 108 с.
129. Медведев Ю.М. Сущность и динамика социальных процессов в переходных состояниях общества: Автореф. дис. . канд. филос. наук / Волгоград, гос. техн. ун-т. Ставрополь, 1996. - 27 с.
130. Мельникова Е.Н. Час X. Россия. 21 век. М.: Мысль, 1996. - 671 с.
131. Мень А.В. Мировая духовная культура, христианство, церковь: Лекции и беседы. М.: Фонд им. А. Меня, 1995. - 256 с.
132. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума. М.: Мысль, 2000. -346 с.
133. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина, ресурс человечества. М.: Эдиториал УРСС , 1999. - 267 с.
134. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос, 2000. - 229 с.
135. Нугаев P.M., Нугаев М.А., Мадияров А.Б. Знание, ценности, идеология в модернизирующемся обществе (междисциплинарный подход). Казань, 2002.-378 с.
136. Общество и общественные отношения // Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия. М., 1992. - С. 5-41.
137. Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социс. 2002. - № 10. - С. 88 - 94.
138. Очерки социальной философии: Учеб. пособие /Под ред. К.С. Пигрова. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998. 292с.
139. Панарин А. С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. - № 6. - С. 16 - 36.
140. Панфилова Т.В. Проблема оценки последствий глобализации / Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы международной конференции. М.: МГИМО, 2001.
141. Панфилова Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии. 2006. -№ 12. - С. 11-23.
142. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. М.: Знание. - 1996. - С. 494 -526.
143. Пастухов Г.А. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве // Общественные науки и современность. 2006. №2.-С. 5- 28.
144. Поздняков Э. Российское гражданское общество. Иллюзии и реальность // Политический класс. 2006. - № 10. - С. 97 - 106.
145. Полякова H.JI. XX век в социологических теориях общества. М.: Логос, 2004. - 378с.
146. Порус В.Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 24 - 36 .
147. Потапов В.П. Моральные ценности российской молодежи. Социологический аспект. М.: МГСА, 2002. 116 с.
148. Прудон П.Ж. Что такое собственность? Пер. с фр. М.: Республика, 1998. -376 с.
149. Пуляев В.Т., Шеляпин Н.в. Социальные ценности в системе российской национально государственной идеологии // Социально - гуманитарные знания. - 2001. - № 5. - С. 61 - 79.
150. Пуляев В.Т. Россия накануне XXI века: идеология, рынок, гуманизм // Социально политический журнал. - 1997. - № 4. - С.З - 13.
151. Рачков В.П., Новичкова Г.А., Федина Е.Н. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности развития / РАН. Ин-т философии.-М., 1998.- 194 с.
152. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002. -688 с.
153. Режабек Е.А. Радикальный конструктивизм: критический взгляд И Вопросы философии. 2006. - № 8 . - С. 67 - 77.
154. Розов Н.С. Конструктивная аксиология и этика ценностного сознания // Философия и общество. 1999. - № 5. - С. 92 - 119.
155. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: Основание реформы гуманитарного образования высшей школы. М.: Высш. шк. - 176 с.
156. Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб./ Госкомстат России. М., 2002. - 398 с.
157. Россия в начале XXI века: Человек, культура, экономика / Под ред.
158. B.П. Казначеева Новосибирск: Изд-во НФ РГТЭУ, 2003. - 235с.
159. Россия на пороге XXI века (философия, культурология, политология): Межвуз. сборник науч. трудов. Благовещенск, 1999. - Вып.2. - 97с.
160. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1998.-384 с.
161. Русская философия во второй половине XX века: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. М.,1999. - Часть 1. - 180 с.
162. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. 1997. - № 7. - С. 3 - 17.
163. Рывкина Р.В. Драма перемен. М.: Дело, 2001. - 472 с.
164. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М.: Новый век, 2000. - 256 с.
165. Сатаров Г.А. Как возможны социальные изменения. Обсуждение одной гипотезы // Общественные науки и современность. 2006. - № 2. - С. 23 -39.
166. Селезнева Е.Н. проблема трансформации культурных ценностей в моделях образования и культурной политики // Социально гуманитарные знания. -2001.-№ 1.-С. 43 -51.
167. Семененко И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура // Политические исследования. 2003. - № 1. - С. 5 - 19.
168. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: РОССПЭН, 1998.-478 с.
169. Симонян Р.Х. В начале было слово // Свободная мысль. 2006. - № 3.1. C.85 99.
170. Современное российское общество: осмысление прошлого, поиск достойного будущего: Тез. докл. науч.-практ. конф., 15-16 марта 1995 г. Красноярск, 1995. - 510с.
171. Соколов А.В., И.О.Щербакова Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. 2003. - № 1. - С. 115-123.
172. Соколова Р.И. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию // Свободная мысль. 1994. - № 1. - С. 50 - 58.
173. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов н/Д, 1998. - 544 с.
174. Сорокин П.И. Социокультурная динамика / Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992. - 543с.
175. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопросы философии. 1997. - № 5. - С. 3 - 14.
176. Степин B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. - № 2. - С. 16 - 26.
177. Столович JI.H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. - 64 с.
178. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. - 464 с.
179. Столович JI.H. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. -2002.-№9.-С. 86-97.
180. Столович JI.H. Цена и ценность подделки // Вопросы философии. 2005. № 11.-С. 131-144.
181. Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997.-527 с.
182. Сысуев Д.А. Модернизация России и ценности русского консерватизма // Гуманитарий . -2003. №3. - С. 21 - 42.
183. Теория культуры: Учебное пособие / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. -М.: ФАИР ПРЕСС, 2003. - 416 с.
184. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. - № 4. - С. 15 -27.
185. Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России // Мир России. М.: Мысль, 2003. - Т. 12. №1.
186. Тихонова Н. Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации // Общественные науки и современность. 2006. - № 1. - С. 33 - 45.
187. Толстоухов А.В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего // Вопросы философии. 2003. - № 8. - С. 49 - 63.
188. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.-2000.-№1.-С. 3 17.
189. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН 2000.-481 с.
190. Туев В.А. Человеческие потребности (эскиз философской теории). -Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. 264 с.
191. Фатенков А.Н. Русская идея: от искуса вселенскости к ответственному неоглобализму / Экономическая, социальная и духовная ситуация в современной России: Научно-практическая конференция: Доклады и сообщения. -Н.Новгород, 2003.
192. Федотов А.П. Глобалистика. Начала науки о современном мире : Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 356 с.
193. Федотова В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы модерниза-ционной теории // Вопросы философии. 2002. - № 12. - С. 3 - 21.
194. Федотова В.Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества // Вопросы философии. 2003. - № 11. - С. 3 - 18.
195. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. - № 11. - С. 3 - 23.
196. Философия: Университетский курс / Под общ. ред. Проф. С.А. Лебедева. -М.: ФАИР ПРЕСС, 2003. - 528 с.
197. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М.: Проспект, 2003. -608 с.
198. Философский энциклопедический словарь / Отв. Ред. С.С. Аверинцев. -М.: Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
199. Философы двадцатого века: Сб. / Ред. А. М. Руткевич, И.С.Вдовина. М.: Искусство, 1999.-263 с.
200. Франк C.JL Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.
201. Франк C.JI. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. - 738 с.
202. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность: Московские лекции и интервью / Рос. АН, Ин-т. философии. М.: АО «Ками», изд. центр «Academia», 1995, - 244 с.
203. Хайтун С.Д. Социум на фоне универсальной эволюции// Общественные науки и современность. 2005. - № 4. - С. 124 - 137.
204. Хохлов И. Российское общество в разных измерениях // Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 3. - С. 13 - 22.
205. Человек и искусство / РАН. Ин-т философии. М., 1998. - Вып. 1. Антро-пос и поэсис. - 152 с.
206. Шабанов J1.B. Социализация в контексте культурной трансформации в России: самоопределение через потребление / Л.В.Шабанов, В.А.Суровцев // Гуманитарные науки в Сибири. 2006. - № 1. - С. 63-64.
207. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности: К итогам XX века: Курс лекций. М.: Флинта, Наука, 1998. - 272 с.
208. Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Республика, 1996. - 528 с.
209. Шелинг Ф. Сочинения в 2 т. М.: Знание, 1989. - Т.2. - 759 с.
210. Шелинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки Пер. с нем. СПб.: Наука, 1998. - 518 с.
211. Шихирев П. Природа социального капитала: социально-психологический подход // Общественные науки и современность. 2003. №2. - С. 56 - 78.
212. Шор Ю.М. Культура как переживание. СПб.: СПбГУП, 2003. - 220 с.
213. Шри Ауробиндо. Идеал человеческого единства Пер. с англ. СПб.: Мирра, 1998. - 512 с.
214. Шульга М.М. Витальные ценности в структуре ценностных ориентаций молодежи // Молодежь и общество: Материалы науч.- практ. конф. Ставрополь: СГУ, 2000. - 206 с.
215. Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. / Перевод с французского и английского. М.: Прогресс, 1987. 312 с.
216. Этика: Учебное пособие /Отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2004. -224 с.
217. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. -2004.- №2.-С. 16-28.
218. Якобсон Р. О. Избранные работы. М., Прогресс, 1985. - 455 с.
219. Яновский Р. Социальная динамика гуманитарных перемен: Социология Шанса для России на достойную и безопасную жизнь ее народов. М.: Книга и бизнес, 2001. - 424 с.
220. Яскевич Я.С. Философия в вопросах и ответах. Мн.: Новое знание, 2003. -400 с.
221. Ясперс К. Смысл и назначение истории Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. - 537с.
222. Aron R. 28 Lectures on Industrial Society L, 1968 P. 42.
223. Axelrod R. The Evolution of Cooperation. New York: Basic Books, 1981. Ch.l.
224. Bell D. Die dritte tecnologische Revolution und ihre moglichen sociookono-mischen Konsequenzen // Mercur. 1990. - Jg. 44. - H. 1. - S. 28 -41.
225. Gorz A. Farewell to the Working Class An Essay on Post-Industrial Sociabsm L, 1982.
226. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1962. - 416 p.
227. Martin W.J. The Information Society. London: Aslib, 1988,- P. 14-15.
228. Neumeyer, Martin Henry. Social problems and the changing society. Toronto a.o.: Van Nostrand, 1953. - 477 p.
229. Postmodern existentialism: A sociology of every day life / Ed. by J.A. Kotarba, J.M. Johnson. Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 2002. 365 p.
230. Talcott Parsons. The Concept of Society: The Components and Their nterrela-tions. In: T.Parsons. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall. 1966. - P. 5-29.
231. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise -NY, 1994. P. 113.
232. Wilkinson R., Noak H. Krank Gesellschaften: soziales Gleichgewicht und Ge-sundheit. Wien, 2001. - 312 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.