Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кричевский, Владимир Борисович

  • Кричевский, Владимир Борисович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 131
Кричевский, Владимир Борисович. Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кричевский, Владимир Борисович

Введение.стр.

Глава I. Теоретические аспекты подготовки музыканта к педагогической деятельности в классе «Труба».стр.

1.1. Исторический анализ возникновения и совершенствования духовых инструментов. Педагогическая деятельность выдающихся музыкантов.стр.

1.2. Аналитический обзор методических пособий по классу «Труба». Механизм и особенности исполнительского аппарата.стр.

1.3. Особенности методической подготовки и педагогической практики по классу духовых инструментов.стр.

1.4. Проблема взаимоотношений учителя и ученика.стр.

Выводы по I главе.стр.

Глава И. Опытно-экспериментальное исследование комплексной методики профессиональной подготовки студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности.стр.

II. 1. Предпосылки создания системы комплексной методики профессиональной подготовки.стр.

11.2. Содержание методической подготовки и педагогической практики в условиях музыкального колледжа.стр.

11.3. Этапы и результаты опытно-экспериментальной работы.стр.

Выводы по II главе.стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки»

Актуальность. В настоящее время преподаватель музыки (в любой области музыкального образования) призван решать важные задачи музыкально-эстетического образования молодежи. Они связаны с перестройкой содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в музыкальных школах, училищах и музыкальных колледжах. Появление новых альтернативных учебных заведений, а в связи с этим и учебных планов и программ, открывает перед преподавателем музыки широкую возможность для проявления творческих компонентов деятельности. В этих условиях требования к профессионализму преподавателя музыки значительно возрастают, а это во многом связано с его предшествующей профессионально-педагогической подготовкой.

В музыкальных училищах, колледжах, вузах уже сложилась последовательная система, обеспечивающая психолого-педагогическую, музыкально-исполнительскую и теоретическую подготовку преподавателя музыки, а также приобщение студентов уже в стенах учебных заведений к опыту педагогической деятельности. Однако несмотря на это, начинающие преподаватели проходят сложный и длительный путь профессиональной адаптации, испытывают большие затруднения, отчего значительно снижается удовлетворенность своей профессией. Одной из причин этого является неразработанность в полной мере комплексной системы методико-практической подготовки.

В современной педагогической науке накоплен значительный опыт в плане профессионально-педагогической подготовки студентов. На основе теории деятельности исследована система общепедагогической подготовки будущего учителя, широко рассматриваются проблемы направленности процесса обучения, определена роль методической подготовки студентов в системе их общей профессиональной направленности, разрабатываются эффективные методы методической подготовки преподавателя определенной специальности. Большое внимание уделяется исследованию роли и места педагогической практики в формировании основ педагогического мастерства будущего педагога (Л.Г.Арчажникова, Э.Б.Абдуллин, О.А.Абдулина, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин и др.).

Все эти аспекты, разработанные больше всего в общепедагогическом плане, находят свое конкретное осмысление применительно к подготовке преподавателя музыки. Разработана концепция целостной музыкально-педагогической деятельности, и на ее основе — профессиограмма учителя музыки (Л.Г.Арчажникова), выдвигается требование комплексности его профессионально-педагогической подготовки (З.В.Румянцева), исследуется содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке преподавателя музыки (И.Н.Немыкина) и ряд других специальных проблем.

Вместе с тем, исследования, касающиеся роли педагогической практики в подготовке будущего преподавателя музыки, весьма немногочисленны; то же можно отметить и в отношении исследования процесса методической подготовки (В.А.Аванесова, Н.К.Белова, Л.А.Исаева, Э.Н.Скуратов и др.). Вопросы взаимосвязи этих двух сторон профессионально-педагогической подготовки являлись предметом исследования лишь в некоторых научных работах (Л.Г.Арчажникова, Л.Б.Жигалова, А.Ф.Назаров, Л.В.Матвеева).

Попытки повышения методико-практического уровня профессиональной подготовки будущего преподавателя (в основном рассматриваются учителя музыки общеобразовательных школ) ограничиваются введением новых спецкурсов, спецсеминаров, дополнительных учебных занятий, то есть по преимуществу экстенсивным путем. При этом в значительной степени происходит расширение объема информации, и в меньшей степени обращается внимание на формирование практических умений. В тех же случаях, когда расширяется объем практической деятельности, это происходит как бы само по себе, вне связи с теоретическими предметами, а поэтому не обеспечивает нужного результата.

Следует подчеркнуть, что современная музыкальная наука, достигшая значительных результатов в области теории, истории, педагогики музыкального образования уделяет недостаточное внимание такому важному вопросу, как применение на практике студентами музыкальных училищ и колледжей тех теоретических знаний, которые они получают на занятиях методики преподавания игре на музыкальных инструментах, в частности на духовых.

Пробуждение интереса к педагогической деятельности тесно связано с проявлением способностей к ней. Но поскольку условия для пробуждения у студентов интереса к педагогической деятельности не созданы (в музыкальных училищах и колледжах по настоящее время проблема реальной педагогической практики пока полностью не решена). Выпускники средних специальных учебных заведений не стремятся стать педагогами детских музыкальных школ.

Те же, кто приходит в них работать, начинают заниматься педагогической деятельностью без необходимой практической и систематической подготовки. Отсюда актуальность настоящего исследования, в котором основной акцент будет сделан на проблеме формирования профессионально-педагогических качеств у студентов, занимающихся на духовых инструментах (в условиях музыкальных колледжей это наиболее отстающая область).

Многолетняя работа автора по классу трубы (36 лет), а также длительное участие в работе секции духовых инструментов Московского методического кабинета позволили проанализировать состояние дел методики преподавания игры на духовых инструментах в ДМШ.

Анализ опыта последних лет свидетельствует, что качественный уровень преподавания игры на духовых инструментах в музыкальных школах, в целом, невысок. Это выражается в низком уровне исполнительской культуры учащихся ряда школ, узости их музыкально-эстетического кругозора. Многие педагоги работают «по старинке» и не могут обойтись без определенных штампов.

Педагогический труд - одна из сложнейших областей человеческой деятельности. Профессия педагога-специалиста требует определенного багажа специальных знаний, педагогических способностей и высокой педагогической культуры. Все эти качества должны формироваться у студентов непосредственно на индивидуальных занятиях, в процессе изучения предметов методической направленности и в ходе педагогической практики. Названные предметы обязательно должны рассматриваться и преподаваться в комплексе и взаимосвязи, которая послужит в дальнейшем основой профессиональной деятельности.

В аспекте сказанного, цель настоящего исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке комплексной методики профессиональной подготовки преподавателя музыки.

В качестве объекта исследования выступает процесс профессиональной подготовки будущего преподавателя музыки (в условиях музыкального колледжа).

Предмет исследования — комплексная методика профессиональной подготовки студентов во взаимосвязи с непрерывной педагогической практикой.

Гипотеза: эффективность профессиональной подготовки студентов может быть обеспечена при условии использования комплексной методики, понимаемой как интегративное единство различных компонентов учебно-образовательного процесса, ориентированных на решение стратегической цели обучения обеспечивающих в совокупности синергический эффект в ходе музыкальных занятий. Эффективность профессиональной подготовки студентов может быть достигнута: а) при условии организации всех ее этапов в соответствии с ведущими направлениями будущей профессиональной деятельности; б) проведения непрерывной педагогической практики, выявления оптимальных сроков ее проведения; в) усиления практического компонента в ходе методической' подготовки; г) опоры на интенсивные методы при изучении курса методики игры на музыкальных инструментах, обеспечения тесной взаимосвязи его с процессом педагогической практики.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

1. Показать историю возникновения и совершенствования духовых инструментов; дать аналитический обзор методических пособий по курсу обучения игре на духовых инструментах.

2. Раскрыть особенности содержания методической подготовки и педагогической практики по классу духовых инструментов.

3. Дать теоретическое обоснование комплексной методики профессиональной подготовки преподавателя музыки.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование по разработке методики комплексной методики подготовки преподавателя и проверке ее эффективности.

Методологической основой исследования являются положения о единстве теоретической и практической деятельности, роли практики как критерия истины; концепция деятельности, разработанная в отечественной психологии; положения о системном и профессионально-деятельностном подходе к подготовке преподавателя музыки.

Изучались труды в области философских и искусствоведческих знаний (М.С.Каган, Н.И.Киященко, Э.И.Моносзон и др.); психолого-педагогические исследования по проблемам способностей, оптимизации процесса обучения (Ю.Е.Бабанский, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.); по музыкознанию (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор и др.); по методике и методологии образования (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова,

Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.).

При решении поставленных задач и обобщения результатов исследования использовались следующие методы исследования:

- теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

- анализ современного состояния работы по изучаемой проблеме;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- обобщение собственного многолетнего педагогического опыта (36 лет работы с детьми и студентами);

- методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, интервью и др.);

- опытно-экспериментальная работа со школьниками ДМШ и студентами музыкального колледжа;

- анализ опытно-экспериментальных данных.

Этапы исследования:

Первый этап (1998-2000 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; проведение констатирующего обследования по выявлению особенностей методической подготовки и проведения педагогической практики в условиях музыкального колледжа.

Второй этап (2000-2002 гг.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной нами концепции комплексной индивидуальной и методико-практической подготовки студентов музыкальных колледжей к педагогической деятельности.

Третий этап (2002-2003 гг.) — обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление выводов и заключения, а также диссертации в целом.

Теоретическая значимость исследования:

Рассмотрены психолого-педагогические механизмы синергического воздействия на учащегося основных элементов, образующих в совокупности комплексную методику преподавания музыки (на материале обучения игре на духовых инструментах).

Научная новизна:

Проанализированы основные составляющие комплексной методики преподавания музыкально-исполнительких дисциплин (на материале обучения игре на духовых инструментах); выявлены сущностные основания, структура и учебно-образовательные потенции данной методики.

Практическая значимость заключается в разработке конкретных методических рекомендаций по пересмотру количества учебных часов, содержания специальных профилирующих дисциплин, а также в разработке методики поэтапной профессиональной подготовки студентов. Основные результаты исследования могут быть использованы в средних и высших учебных заведениях.

Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на разнообразии методов исследования и большом фактическом материале, полученном в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексная методика преподавания музыкально-исполнительких дисциплин интегрирующая различные компоненты учебно-образовательного спектра, обеспечивает синергическое максимально эффективное воздействие на учащего-музыканта.

2. Система методической подготовки является одной из определяющих сторон профессионального становления преподавателя музыки и необходимым условием последующей успешной педагогической деятельности.

3. Эффективность процесса методической подготовки студентов может быть достигнута путем постоянной взаимосвязи индивидуального обучения, педагогической практики, учета специфических особенностей и возможностей каждого этапа.

4. Оптимальным методом данной подготовки является систематическое решение методических проблем и задач в реальных условиях естественного процесса обучения при опоре на систематически расширяющийся и углубляющийся педагогический опыт студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям: а) выступления на конференциях: по проблемам: методика и педагогическая практика в подготовке специалистов среднего звена, организация работы сектора педагогической практики в средних учебных заведениях (конференция "Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего профессионального образования" Москва, 1999 год, МГИМ имени А.Шнитке); методологические и методические проблемы музыкального образования (Межрегиональная научно-практическая конференция "Музыкальное образование сегодня и завтра" Москва, 2002 год, МГТГУ)

- выступление на Учёном Совете МГИМ имени А.Шнитке;

- на общем собрании трудового коллектива МГИМ имени А.Шнитке;

- на кафедре духовых и ударных инструментов института;

- в процессе проведения практических занятий по педагогической практике в музыкальных школах Москвы (опытно-экпериментальная работа в рамках начальной педагогической практики, анализ педагогической работы практикантов);

- в процессе анкетирования и интервьюирования среди преподавателей и студентов музыкальных колледжей и институтов (г.г. Москва, Магнитогорск, Тамбов и др.).

Данные полученные в исследовании, отражены в 5 публикациях автора: тезисах и научных статьях в сборниках, изданных в Москве и Тамбове.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кричевский, Владимир Борисович

Выводы по II главе

Проведенное исследование показало, что комплексная методика подготовки студентов является одной из существенных и необходимых сторон профессионализма будущего преподавателя музыки. Эксперимент выявил высокую эффективность такой организации комплексной профессиональной подготовки, при которой накопление начального педагогического и методического опыта в определенной степени опережает процесс приобретения методической теории, а дальнейшая методико-теоретическая подготовка, в свою очередь, опирается на постоянно расширяющийся и обновляющийся педагогический и методический опыт студента.

Необходимыми предпосылками осуществления системы комплексной подготовки являются ее поэтапная организация и наличие многообразных взаимосвязей между опосредованной и непосредственной, теоретической и практической сторонами методической подготовки. Решение методических задач в лабораторных условиях и в условиях реальной педагогической деятельности, в опоре на систематически расширяющийся методический опыт студентов является ведущим методом, объединяющим весь процесс обучения. Конкретные способы моделирования музыкально-педагогических явлений изменяются от этапа к этапу в соответствии с изменениями во всех компонентах профессионально-педагогической подготовки студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос комплексной методики профессиональной подготовки преподавателя музыки до настоящего времени не был научно исследован.

В ходе настоящего исследования установлено, что в процессе методической подготовки и педагогической практики происходит не только проверка накопления теоретического и практического потенциала будущего преподавателя к самостоятельной работе, но и создаются широкие возможности для развития их творческих навыков.

Предпосылками для создания системы комплексной методики подготовки преподавателя музыки является осознание ее цели как овладение различными компонентами музыкально-педагогической деятельности на основе формирования у выпускников комплексных методических умений в единстве теории и практики.

Охарактеризована история возникновения и совершенствования духовых инструментов, дан аналитический обзор методических пособий по курсу обучения игре на духовых инструментах, в котором автором отмечены наиболее важные для начинающего преподавателя компоненты методики преподавания: организация исполнительского аппарата, основы правильного дыхания и звукообразования, точность терминологии и др.

Раскрыты особенности содержания методической подготовки и педагогической практики по классу духовых инструментов, а именно: специфика исполнительского аппарата духовика, принципы звукоизвлечения, чистого интонирования, организации домашних занятий, рассмотрены элементы педагогической техники.

В исследовании теоретически обоснована комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки, определены возможные пути решения поставленных задач: 1). сохранение существующей, традиционной последовательности обучения при оптимизации содержания, форм и методов обучения в курсах общей методики музыкального воспитания, частных методик и педагогической практики на всех курсах; 2). требуется изменение сроков изучения методических дисциплин с проведением начальной педагогической практики, что обеспечивает глубокие взаимосвязи между теоретическими компонентами всех дисциплин.

Опытно-экспериментальным путем доказано, что преемственная взаимосвязь между всеми этапами комплексной методической подготовки преподавателя музыки должна быть обеспечена наличием опережающих практических заданий, направленных на целостное восприятие процесса музыкально-педагогической деятельности. Установлено, что систематическое решение специальных педагогических задач методического характера, опирающихся на имеющиеся знания и опыт, постепенное усложнение заданий, включенных в моделирование, приводит к дальнейшему развитию начальных методических навыков и умений.

В исследовании показано, что овладение систематическими методическими знаниями, продолжение накопления практического опыта в ходе начальной педагогической практики и формирование основ методических умений и навыков на практических и лабораторных занятиях осуществляются параллельно и при правильной организации включаются в единый процесс по подготовке студентов к игре на духовых инструментах. Разработанная система заданий дает возможность последовательного формирования системы методических знаний и основ комплексных методических умений в единстве теоретического и практического обучения.

Ценность организации практики с ранних курсов в том, что она дает возможность в теоретической подготовке пользоваться материалами непосредственного опыта и с теоретических позиции осмысливать собственные наблюдения.

Вместе с тем автор считает, что проблемы комплексной методики подготовки будущего преподавателя музыки далеко не исчерпаны: в условиях перестройки и реформирования системы музыкального образования, переоценки значимости накопленного во всем мире методического наследия открываются широкие возможности для дальнейших поисков в этой области. Среди направлений будущих исследований может явиться обоснование процесса дифференциации профессиональной подготовки студентов в соответствии с уровнем их довузовской методической подготовки /детская музыкальная школа, музыкальное или музыкально-педагогическое училище/. Такая дифференциация потребует более глубокого изучения различий процесса становления профессионально-педагогических качеств каждой из указанных категорий студентов, разработка на этой основе соответствующих вариантов программно-методического обеспечения учебного процесса по различным видам практики и методике обучения игре на музыкальном инструменте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кричевский, Владимир Борисович, 2003 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. -М.: Прометей, 1990. - 188 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: Музыка, 1971.-276 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.339 с.

5. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. -М.: Просвещение, 1983. — 222 с.

6. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. // Проблемы музыкального мышления. -М.: Музыка, 1974. 90-129 с.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. -М.: Прометей, 1994.-352 с.

8. Артемьева Т.Н. Психология способностей и всестороннее развитие личности. // Принцип развития в психологии. -М.: Наука, 1978. 142-155 с.

9. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования. // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. -М.: 1980. — 4-12 с.

10. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности. // Формирование музыкально-исполнительского мастерства. -М.: 1981. 22-30 с.

11. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 110 с.

12. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. -М.: МГЗПИ, 1986.-82 с.

13. Арчажникова Л.Г. К вопросу о структуре профессиональныхкачеств учителя музыки. // Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего педагогического образования. -М.: МГОПУ, 1994.-5-16 с.

14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -M.-JL: Музыка, 1965. 150 с.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: 1990. 367 с.

16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 189 с.

17. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -JL: Музыка, 1979. 284 с.

18. Баренбойм JT.A. Очерки по методика фортепиано. -JL: Музыка, 1985.- 185 с.

19. Белянчик М.М. Основы учения юного скрипача. Мышление. Технология. Творчество. -М.: РАМ, 1993. 195 с.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1979. т.2. - 265 с.

21. Богоявленская Б. Д. Творческая инициатива и управление познавательной деятельность. // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.: Наука, 1975. — 18-27 с.

22. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М.: Знание, 1979. 96 с.

23. Болотин С.В. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. -Л: Музыка, 1969. — 199 с.

24. Болотин С.В. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. -М.: Музыка, 1980. 118с.

25. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. -М.: Мысль, 1979.-230 с.

26. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М.: МГУ, 1980. 190 с.

27. Волоцкой П. Система ежедневных самостоятельных занятий на духовых инструментах. -М.: МИЛГК, 1964. 53 с.

28. Вопросы музыкальной педагогики. -М.: Музыка, 1979. Вып.1. — 157с.

29. Вопросы фортепианного исполнительства. -М.: Музыка, 1965-1976. Вып. 1-4.

30. Вопросы фортепианной педагогики. -М.: Музыка, 1963-1976. Вып.1.4.

31. Восприятие музыки. / Под ред. В.Н.Максимова. -М.: Музыка, 1980. -255 с.

32. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956. 518 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968. — 567с.

34. Гайдамович Т. Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. -М.: Музыка, 1979. 187 с.

35. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия. // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.: МГУ, 1975. 28-34 с.

36. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. докт. дис. -М.: 1989. 45с.

37. Григорян Л.А. Интегрированный курс педагогической практики. -М.: 1993.-300 с.

38. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. 422 с.

39. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986.-239 с.

40. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н.Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-318 с.

41. Диков Б., Богданов В. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. -М.: Институт воен. дирижеров, 1959. 92 с.

42. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. -М.: Музгиз. 114 с.

43. Докшицер Т.А. Штрихи трубача. -М.: Музыка. 87 с.

44. Дранков B.J1. Природа художественного творчества. Учебное пособие. -Л.: ЛГУ, 1991. 170 с.

45. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 159 с.

46. Занков Л.В. Обучение и .развитие. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. ч.2. -М.: Просвещение, 1981.

47. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. -М.: Наука, 1936.

48. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности: Автореф. канд. дис. -М.: 1988.- 18 с.

49. Зись А.Я. Искусство и эстетика. -М.: Искусство, 1975. 446с.

50. Искусство и школа. -М.: Просвещение, 1981. 294 с.

51. Исполнительство на , духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. -М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1979. — 220 с.

52. Ильина Т.А. Проблемное обучение — понятие и содержание. // Вест, высш. шк. 1976. - №2. -39-48 с.

53. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. / Под ред. А.А.Кирсанова. -Казань, 1983.

54. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. -М.: Просвещение, 1981.-191 с.

55. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. -327 с.

56. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -JL: ЛГУ, 1991.-383 с.

57. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Чеч.-Ингуш, изд-во, 1976. - 285 с.

58. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. докт. дис. -JI.: 1983. 43 с.

59. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань, 1969. 278 с.

60. Ковалев А.Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1972. — 392с.

61. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. -М.: Педагогика, 1987.-264 с.

62. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. -М.: Музыка, 1970. 72 с.

63. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. -М.: Сов. композитор, 1972.-272 с.

64. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. -JL: Музыка, 1976.

65. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.

66. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Знание, 1985. — 32 с.

67. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1981.-95 с.

68. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. -М.: Педагогика, 1971. -112 с.

69. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. -Л.: Педагогика, 1972. 117 с.

70. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательнойдеятельности учащихся вечерней школы. -М.: Педагогика, 1977. — 151 с.

71. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1972. — 567с.

72. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат,1975.-304 с.

73. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание,1976.-64 с.

74. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.

75. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. -М.: Прогресс, 1980.-685 с.

76. Луб В. Методика обучения трубачей и кларнетистов. -М.: Музыка, 1982.-73 с.

77. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. -М.: Педагогика, 1976.-634 с.

78. Львова К.Л. Творческая лаборатория Учителя. -М.: МГУ, 1980. — 105 с.

79. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. -М.: АПН РСФСР, 1957-1958.

80. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1967. 752 с.

81. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

82. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368 с.

83. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. -М.: Музыка,1993.

84. Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. -Пермь, 1973. 292 с.

85. Методика обучения игре на духовых инструментах. // Под ред. Ю.А.Усова. -М.: Музыка, 1966. 269 с.

86. Методы педагогических исследований. // Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. -М.: Педагогика, 1979. 254 с.

87. Методы системного педагогического исследования. // Под ред. Н.В.Кузьминой. -Л.: ЛГУ, 1980. 171 с.

88. Методологические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. // Под ред. Ю.К.Бабанского. -М.: АПН СССР, 1984.-77 с.

89. Моделирование педагогических ситуаций. // Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. 114 с.

90. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. 38 с.

91. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественного творческого развития школьников. // Вопросы психологии, 1989, №1.

92. Мышление: процесс, деятельность, общение. // Под ред. А.В.Брушлинского. -М.: Наука, 1982. 286 с.

93. Музыкальное искусство и педагогика. История и современность. -М.: Музыка, 1991.

94. Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1990.-671 с.

95. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972.-383 с.

96. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982. 299 с.

97. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избр. статьи. -М.: Сов. Композитор, 1983. 525 с.

98. Неменский Б.Л. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1981. 190с.

99. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. -Екатеринбург,1993.-60 с.

100. Основы педагогического мастерства. // Под ред. И.А.Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 300 с.

101. Основы вузовской педагогики. // Под ред. Н.В.Кузьминой. -Л.: ЛГУ, 1972.-308 с.

102. Педагогика. // Под ред. С.П.Баранова, В.А.Сластенина и др. -М.: Просвещение, 1986. 362 с.

103. Педагогика школы. // Под ред. Г.И.Щукиной. -М.: Просвещение, 1977.-383 с.

104. Петрушин В.И. Музыкальная психология. -М.: Пассим, 1994. 300с.

105. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. -М.: ВНМЦНТ, 1991.- 100 с.

106. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972. 312 с.

107. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. // Под ред. И.Я.Лернера. -М.: Педагогика, 1972. 239 с.

108. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1987. 284 с.

109. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. 274 с.

110. Принцип развития в психологии. // Под ред. Л.И.Анциферова. -М.: Наука, 1978.-363 с.

111. Проблемы музыкального мышления. // Под ред. М.Г.Арановского. -М.: Музыка, 1974. 392 с.

112. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. -М.: Педагогика, 1981.-251 с.

113. Психология процессов художественного творчества. // Под ред. В.С.Мейлах, Н.А.Хренова. -Л.: Наука, 1980. 273 с.

114. Психология формирования и развития личности. // Под ред.

115. Л.И.Анциферова. -М.: Наука, 1984. 381 с.

116. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. -М.: Владос, 1998.-600 с.

117. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. -Л.: Музыка, 1972. — 168 с.

118. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. -М.: Музыка, 1994.- 139 с.

119. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -М.: Музыка, 1981.- 101 с.

120. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

121. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: АПН СССР, 1958.- 147 с.

122. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития в психологии. -М.: АН СССР, 1959.-354 с.

123. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976.-423 с.

124. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -Л.: Музыка, 1964. 187 с.

125. Самарин Ю.А. Воображение школьника. -Л.: ЛГУ, 1974. 80 с.

126. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. -М.: Наука, 1982. 298 с.

127. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.-М.: Политиздат, 1947. — 645 с.

128. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. 95 с.

129. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М.: Просвещение, 1980. 143 с.

130. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3-х т. -М.: Сов. композитор. 1980-1983.

131. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т.-М.: Педагогика, 1979.

132. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975.-343 с.

133. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: Просвещение, 1988. 173 с.

134. Тарасов Г.С. Учебно-творческая деятельность студента-исполнителя. -М.: ГМПИ, 1983.-46 с.

135. Теория эстетического' воспитания. // Под ред. А.Я.Зись, Н.И.Киященко и др. -М.: Искусство, 1979. 255 с.

136. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // В кн. Избр. труды, т.1. -М.: Педагогика, 1985. — 243 с.

137. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: АПН СССР, 1947. 334 с.

138. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: АПН РСФСР, 1961.-113 с.

139. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: МГУ, 1969.-304 с.

140. Тихомиров O.K. Психология мышления. -М.: МГУ, 1984. 270 с.

141. Условия формирования педагогических умений и творческих способностей. Сб. научных трудов. // Под ред. Л.Г.Арчажниковой. -Ярославль, 1982.

142. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. -М.: Музыка, 1984. —213 с.

143. Усов Ю.А. Портреты советских исполнителей на духовых инструментах. -М.: Сов. композитор, 1989. 343 с.

144. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. -М. -Л.: Педагогика, 1990. т.З. — 178 е., т.8,-600 с.

145. Философско-психологические проблемы развития образования. // Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. 175с.

146. Формирование музыкально-исполнительского мастерства. -М.: МГПИ, 1981.- 158 с.

147. Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Высшая школа, 1990. 575с.

148. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. Теория и методика. -М.: МГУ, 1992.- 159 с.

149. Художественное творчество и ребенок. // Под ред. Н.А.Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. -287 с.

150. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения. -М.: МГПИ, 1975.- 105 с.

151. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. -М.: Интерпракс, 1994. 372 с.

152. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. -М.: Сов. композитор. 198?.381 с.

153. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. — 200 с.

154. Шилков Ю.М. Основные закономерности образной и понятийной мысли в процессе их формирования. -Л.: ЛГУ, 1992. 183с.

155. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1981. 352 с.

156. Эстетическое сознание и процесс его формирования. // Под ред. А.Я.Зись, Н.И.Киященко. -М.: Искусство, 1981. -255 с.

157. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М.: Искусство, 1964. 84 с.

158. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. -М.: Просвещение, 1966. 292 с.

159. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. -М.: Знание, 1976.-64 с.

160. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. -Л.: ЛГУ, 1980.- 113 с.

161. Яконюк B.J1. Музыкант. Потребность. Деятельность.-Минск 1993.- 146 с.С

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.