Профессиональная подготовка будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования: На примере музыкально-педагогического факультета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Савадерова, Анна Витальевна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 254
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Савадерова, Анна Витальевна
Введение .3
ГЛАВА 1 Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы.
1.1. Историко-теоретический анализ профессиональной подготовки учителя музыки в системе музыкально-педагогического образования России.14
1.2. Современное состояние и проблемы профессиональной подготовки будущего учителя музыки в системе высшего профессионального образования .32
1.3. Особенности дирижерско-хоровой подготовки будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием на музыкально-педагогическом факультете педвуза.50
ГЛАВА 2 Опытно - экспериментальная работа по профессиональной подготовке будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования.
2.1. Планирование и организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной подготовке будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования.74
2.2. Организационно педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования.110
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе1999 год, кандидат педагогических наук Дмитриева, Юлия Александровна
Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки2002 год, доктор педагогических наук Медведева, Ирина Александровна
Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России во второй половине XIX - начале XX столетия1999 год, доктор педагогических наук Тенюкова, Галина Григорьевна
Развитие хорового образования в России второй половины XIX - XX вв.2002 год, доктор педагогических наук Булгаков, Вячеслав Данилович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная подготовка будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования: На примере музыкально-педагогического факультета»
Актуальность исследования. Профессиональная подготовка и профессиональное образование - категории исторические, поскольку их возникновение и существование как социального явления обусловлены исторически изменяющимися экономическими, политическими и культурными особенностями конкретного общества. Под их непосредственным воздействием формируются генеральные цели данной отрасли образования, в соответствии с которыми выстраиваются все остальные проблемы: содержание, организационные формы и средства обучения, дидактические принципы, критерии отбора абитуриентов, психологическая мотивация учебной деятельности обучаемых и т.д.
На современном этапе развития педагогики высшего ( в том числе и музыкально-педагогического) образования весьма актуальной является проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя для общеобразовательной школы. В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования (до 2010 года) в педагогической науке и практической педагогике ведется активный поиск средств, форм и методов, гарантирующих достижение выпускниками вузов уровня квалификации, необходимого для компетентного осуществления профессиональной деятельности.
Психолого-педагогические основы формирования профессиональных качеств и умений учителя раскрыты в фундаментальных исследованиях Ф.Н. Гоноболина, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максимова, М.Н Скаткина В.А. Сластенина и др. В ряде специальных исследований обоснованы пути освоения будущими учителями конкретных профессиональных умений и навыков (В.И. Гнединский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.).
В работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.К. Енисеева, И.Д Зверева, Т.А. Ильиной, М.И. Левиной, Ю.П. Сокольникова отражен системный подход к изучению педагогических явлений и процессов, к определению содержания профессиональной подготовки студентов на основе интеграции принципов общей дидактики и предметных методик.
Высокая динамичность и многофакторность учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза определяют необходимость постоянного преобразования, конструирования и моделирования педагогом средств и методов педагогического воздействия. В решении этой проблемы теоретической основой могут служить научные идеи видных педагогов-музыкантов: Э.А. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Ар-чажниковой, Г.Н. Падалки, JI.A. Рапацкой, Г.М. Цыпина и др.
В последние годы многие ученые-педагоги высшей школы успешно занимаются изучением таких вопросов, как содержание и методы обучения в условиях музыкально-педагогического факультета, особенности формирования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых учителю музыки. Научно обоснованные теоретические и методические положения, содержащиеся в исследованиях И. В. Адоевцевой, Е.И. Банниковой, Э. М. Бурвиной, B.JI. Живова, Т.А. Колышевой, В.Д. Критского, И.А. Медведевой, И.Н. Немыкиной, В. В. Садохиной, Г.Г. Тенюковой, Н.А. Терентьевой, О.Г. Щелкалиной, Б.Д. Яркина и других, находят практическую реализацию в решении вопросов совершенствования подготовки будущих специалистов. Проблемам дирижерско-хоровой подготовки студентов посвящены работы И. Ю. Горской, Л.Г. Лезиной, М. И. Тукмачевой, Т. В. Хусановой и др.
Вместе с тем продолжают оставаться недостаточно исследованными некоторые вопросы профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогических факультетах (МПФ) педвузов, в частности, проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях разноуровневого довузовского музыкального образования обучаемых. Отдельные стороны этой проблемы рассматриваются в ряде диссертационных исследований, в частности в работах Ш.-Х. А. Гусейновой, Э. Р. Ефремовой, Ж.Ж. Исаковой, Л.Н. Озеровой и др.
Следует отметить, что данная проблема особенно характерна для региональных вузов, где под влиянием ряда объективных факторов различия в довузовской музыкальной подготовке студентов проявляются наиболее ярко. Так, наряду с выпускниками музыкальных училищ, педагогических колледжей, музыкальных школ и школ искусств на МПФ региональных вузов до 3050% обучающихся составляют студенты, не имеющие базовой довузовской музыкальной подготовки, хотя и обладающие хорошими музыкальными способностями и определенным музыкально-исполнительским опытом. Это объясняется отсутствием во многих периферийных населенных пунктах музыкальных учебных заведений, а также недостаточной укомплектованностью квалифицированными педагогами музыкально-образовательных учреждений начального звена. Сложившаяся в региональных педвузах тенденция приема на МПФ абитуриентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием объективно обусловлена существующим на периферии, особенно в сельской местности, дефицитом специалистов музыкально-педагогического профиля, в том числе и учителей музыки общеобразовательной школы, профессиональная деятельность которых в значительной степени обеспечивает реализацию социокультурных программ.
В то же время действующие на МПФ учебные планы, разработанные в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 03.07.00 — музыкальное образование, программы специальных дисциплин и методики их преподавания не ориентированы на неоднородность состава студентов в отношении их довузовской музыкальной подготовки, что приводит к серьезным затруднениям в освоении комплекса профессиональных знаний, умений и навыков студентами, не имеющими базового довузовского музыкального образования. Поэтому представители данного контингента обучаемых, направляющиеся по окончании вуза на работу преимущественно в сельские образовательные учреждения, не всегда обладают высоким уровнем профессиональной компетенции, необходимым для успешного осуществления музыкально-педагогической и музыкально-просветительской деятельности.
Таким образом, возникает противоречие между объективной необходимостью совершенствования профессиональной подготовки учителей музыки общеобразовательной школы из числа студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием, и слабой разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике. Выявленное противоречие определило проблему настоящего исследования: при каких организационно-педагогических условиях возможно повышение эффективности профессиональной подготовки студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования? Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования.
В качестве объекта исследования выступает система профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете педвуза.
Предмет исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования.
При осуществлении данного исследования мы исходили из гипотезы, включающей следующие положения:
1. Профессиональная подготовка будущих учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете с учетом недостаточного довузовского музыкального образования студентов требует особого подхода к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, обусловленного необходимостью ликвидации пробелов довузовского музыкального образования обучаемых одновременно с освоением ими предусмотренной Государственным образовательным стандартом вузовской программы.
2. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием возможно при следующих организационно-педагогических условиях:
- научно-методическое обеспечение процесса обучения (рабочая учебная программа, учебно-методические и дидактические материалы, учебный репертуар) и наличие учебно-материальной базы;
- использование в учебно-воспитательном процессе научно обоснованной методической системы, разработанной на основе комплексного подхода к обучению дирижированию и заключающейся в интенсификации процесса дирижерско-хоровой подготовки на его начальном этапе (1 -2 курсы) посредством: а) оптимального сочетания традиционной и инновационных технологий обучения дирижированию (личностно ориентированное, проблемное, развивающее, модульное); б) углубления межпредметных связей в обучении дирижированию с другими специальными дисциплинами (музыкально-теоретические, дирижерско-хоровые, вокал, основной и дополнительный музыкальные инструменты, методика музыкального воспитания); в) применения индивидуального и дифференцированного подходов к организации процесса обучения и определению его содержания;
- подготовленность преподавателей к использованию специально разработанной методической системы дирижерско-хорового обучения, учитывающей недостаточное довузовское музыкальное образование студентов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:
- проанализировать основные этапы становления и развития отечественной системы профессиональной подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы;
- изучить современное состояние теории и практики профессиональной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете педвуза;
-выявить типичные недостатки и характерные особенности профессиональной подготовки в классе дирижирования будущих учителей музыки из числа студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием; s
- разработать и теоретически обосновать методическую систему дири-жерско-хорового обучения студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием, включающую цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, технологию, формы и методы профессиональной подготовки учителей музыки на МПФ;
- экспериментально проверить эффективность данной системы и выявить организационно-педагогические условия ее реализации в учебно-воспитательном процессе.
Методологической основой данного исследования стали: диалектическое учение о единстве общего, особенного и единичного; теория системного и целостного подхода к общественным явлениям; концепции деятельностного и культурологического подходов к профессиональной подготовке специалистов; теоретические положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; идеи становления и формировании личности в процессе познавательной деятельности и общения.
Частная методология сложилась в опоре на фундаментальные положения о структуре учебного процесса, соотношении знаний и деятельности в процессе обучения, о репродуктивном и продуктивном подходах к учению (П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); теорию обучения и содержания образования в высшей школе (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И .Я. Лернер, А.Б. Петровский, М.Н. Скаткин); теорию формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова, В.А. Сластенин); фундаментальные труды в области общей и музыкальной психологии (А.Л. Готсдинер, И.П. Павлов, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, И.М. Сеченов, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов), теории развивающего и проблемно-модульного обучения ( В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Э. Юцявичене), теорию музыкального образования (Э.А. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, И.А. Медведева, В.В. Медушевский, Г.Г. Тенюкова, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин). Кроме того, частная методология включает обобщающие теоретические методические положения, содержащиеся в работах педагогов — дирижеров и дирижеров - исполнителей, авторов специальных исследований, учебных и методических пособий по теории, истории дирижирования и методике его преподавания (М.М. Багри-новский, JL Безбородова, Е.Н. Гаркунов, М.Глинский, Г.Л. Ержемский, С.А. Казачков, И.И. Кванц, Н.А. Малько, И.А. Мусин, В. Фуртвенглер, Г. Шерхен и др.). Использование теоретико-методических трудов названных авторов обусловило научную достоверность исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ действующих учебных планов, программ, учебных и методических пособий по дирижированию; обобщение опыта работы МПФ педагогических вузов; обсервационные методы (прямые и косвенные наблюдения, самоанализ, самонаблюдение); педагогический эксперимент. В исследовании использован 28-летний опыт педагогической работы автора в качестве преподавателя дирижерско-хоровых и музыкально-теоретических дисциплин на музыкально-педагогическом факультете ЧГПУ им. И .Я. Яковлева.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования стал музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Исследование осуществлялось в четыре этапа: Первый этап (1990 - 1993 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы, современного состояния профессиональной подготовки учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах педвузов, обобщение собственного педагогического опыта, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; Второй этап (1994 — 1999 гг.) — разработка и апробация элементов экспериментальной методической системы обучения дирижированию студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием, проведение поискового и констатирующего экспериментов;
Третий этап (2000 - 2002 гг.) — контрольная проверка эффективности экспериментальной методической системы дирижерско-хорового обучения в процессе формирующего эксперимента;
Четвертый этап (2002- 2003 гг.) - обобщение и оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- профессиональная подготовка на МПФ будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием впервые рассматривается как самостоятельная педагогическая проблема в сфере высшего педагогического образования;
- разработана и научно обоснована методическая система дирижерско-хорового обучения, учитывающая недостаточное двузовское музыкальное образование студентов и предусматривающая: а) оптимальное сочетание традиционной и инновационных технологий обучения дирижированию — личностно ориентированного, проблемного, развивающего, модульного; б) углубление межпредметных связей в обучении дирижированию с другими специальными дисциплинами (музыкально-теоретические, дирижерско-хоровые, вокал, основной и дополнительный музыкальные инструменты, методика музыкального воспитания); в) применение индивидуального и дифференцированного подходов к организации процесса обучения и определению его содержания;
-определены и обоснованы организационно-педагогические условия профессиональной подготовки студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием, а именно: научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и наличие учебно-материальной базы, использование специальной методической системы дирижерско-хорового обучения студентов данной категории, подготовленность преподавателей музыкально-педагогического факультета к применению названной методической системы в классе дирижирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: 1) уточнены, сущность, закономерности, принципы и содержание процесса профессиональной подготовки учителя музыки на примере дисциплины «Дирижирование»; 2) выявленные и теоретически обоснованные особенности профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете в условиях разноуровневого довузовского музыкального образования студентов дополняют теорию высшего профессионального образования; 3) результаты осуществленной в процессе исследования апробации предложенной в нем экспериментальной методической системы дирижерско-хорового обучения обогащают теорию музыкально-педагогического образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные автором методическая система дирижерско-хорового обучения студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием, учебно-методические пособия («Основы теории и методики обучения технике дирижирования», «Работа над исполнительским и хормейстерским анализом произведения в классе дирижирования»), содержащиеся в приложении дидактические материалы и методические рекомендации могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки как на МПФ педагогических вузов, так и на музыкальных отделениях педагогических училищ и колледжей; предложенный подход к систематизации учебного материала и составлению индивидуального дирижерско-хорового репертуара конкретизирует методический аспект процесса обучения и способствует более успешному индивидуальному развитию студентов; материалы настоящего исследования могут применяться в лекционных курсах по хо-роведению и методике преподавания дирижирования, на практических занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам, курсах повышения квалификации учителей музыки.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений; разнообразием применявшихся методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам и логике; репрезентативностью использованного фактического материала; продолжительным характером и возможностью воспроизведения формирующего эксперимента; количественным и качественным анализом его результатов; многолетним педагогическим опытом автора диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональная подготовка будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием на музыкально-педагогическом факультете будет более эффективной при осуществлении особого подхода к содержанию и организации учебного процесса, заключающегося в ликвидации на начальном этапе обучения пробелов в довузовской музыкальной подготовке студентов параллельно с освоением ими вузовской программы по ди-рижерско-хоровым дисциплинам.
2. Повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием способст-* вует использование специальной, разработанной на основе комплексного подхода методической системы дирижерско-хорового обучения, учитывающей различия в довузовской музыкальной подготовке студентов и предусматривающей: а) оптимальное сочетание традиционной и инновационных технологий обучения дирижированию (личностно ориентированное, проблемное, развивающее, модульное); б) углубление межпредметных связей в обучении дирижированию с другими специальными дисциплинами - дири-жерско-хоровыми, музыкально-теоретическими, основным и дополнительным музыкальными инструментами, вокалом, методикой музыкального воспитания; в) применение индивидуального и дифференцированного подходов к организации процесса обучения и определению его содержания.
3.Организационно-педагогическими условиями совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием, являются: научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и наличие учебно-материальной базы; использование в классе дирижирования специально разработанной методической системы дирижерско-хорового обучения, учитывающей недостаточное довузовское музыкальное образование студентов; подготовленность преподавателей музыкально-педагогического факультета к применению данной методической системы в процессе обучения дирижированию.
Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:
- в экспериментальной работе на кафедрах дирижирования и теории и методики музыки ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, а также на факультете довузовской подготовки в условиях подготовительных курсов;
- в выступлениях автора с докладами на международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: Проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (2002 г., Казань), на всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» (2003 г., Чебоксары); на ежегодных сессиях аспирантов и научных конференциях профессорско-преподавательского состава МПФ ЧГПУ им.-И.Я. Яковлева;
- путем внедрения разработанных автором в ходе исследования учебно-методических материалов в учебный процесс МПФ ЧГПУ им. И.Я. Яковлева;
- материалы исследования нашли отражение в публикациях автора — учебно-методических пособиях, методических рекомендациях, статьях (всего 16 работ).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Реализация дидактического принципа наглядности в обучении дирижированию учителя музыки1984 год, кандидат педагогических наук Панкевич, Ростислав Владимирович
Невербальное общение учителя музыки в процессе хоровой деятельности2005 год, кандидат педагогических наук Матросова, Наталья Сергеевна
Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки: на материале работы в концертмейстерском классе2009 год, кандидат педагогических наук Печерская, Александра Борисовна
Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки2005 год, кандидат педагогических наук Сафронова, Ольга Геннадьевна
Педагогические возможности вокально-хоровой работы в профессиональной подготовке учителя музыки2001 год, кандидат педагогических наук Петрова, Татьяна Владимировна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Савадерова, Анна Витальевна
Выводы по второй главе Применение в ходе констатирующего эксперимента комплекса методов педагогического исследования (изучение и анализ форм и методов дирижер-ско-хорового обучения студентов на музыкально-педагогическом факультете, учебных программ и педагогической документации, интервьюирование, анкетирование, индивидуальные беседы) позволило выявить причины, обусловившие существование проблемы профессиональной подготовки учителя музыки из числа студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием.
Причины заключаются в следующем: а) недостаточная укомплектованность квалифицированными музыкально-педагогическими кадрами периферийных (особенно сельских) общеобразовательных и музыкальных учебных заведений; б) построение содержания действующих учебных программ для МПФ по специальным дисциплинам и разработка методик их преподавания без учета характерной для музыкально-педагогический факультетов разноуровневое™ довузовского музыкального образования обучаемых; в) несогласованность в преподавании предметов специального блока и отсутствие единой методической основы в обучении студентов этой категории; г) недостаточное применение методов активного обучения и современных образовательных технологий в процессе дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки.
В соответствии с выдвинутой нами гипотезой в процессе формирующего эксперимента проводилась апробация и внедрение в учебный процесс методической системы, специально разработанной автором на основе комплексного подхода и предназначенной для работы со студентами, имеющими недостаточное довузовское музыкальное образование. В ходе исследования были выявлены организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса профессиональной подготовки будущих учителей музыки из числа студентов данного контингента: а) научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса и создание учебно-материальной базы для проведения учебных занятий по дирижированию; б) применение в процессе обучения специально разработанной методической системы, учитывающей недостаточное довузовское музыкальное образование студентов; в) организация подготовки преподавателей музыкально-педагогического факультета к проведению занятий по дирижированию с использованием данной методической системы. Реализация экспериментальной методической системы дирижерско-хорового обучения, являющейся основным из этих условий, позволила: пробудить и развить у них интерес к дирижерско-хормейстерской деятельности как одной из важнейших составляющих профессии учителя музыки; на начальном этапе обучения компенсировать недостатки в их довузовской музыкальной подготовке и сформировать музыкально-образовательную базу, необходимую для дальнейшего освоения дирижерско-хормейстерских умений и навыков; активизировать и гармонизировать развитие у обучаемых эмоционально-образного и логического мышления; сформировать дирижерско-исполнительский аппарат и навыки самостоятельной работы над освоением произведений вокально-хорового репертуара.
Об эффективности экспериментального обучения с применением названных организационно-педагогических условий свидетельствует достижение участниками экспериментальной группы, по сравнению с 1 контрольной, более высоких результатов при выполнении специальных заданий на каждом этапе экспериментального обучения. Анализ итогов экспериментального исследования позволяет говорить о том, что цель его достигнута и выдвинутая гипотеза подтверждена.
148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение заявленной в настоящем исследовании проблемы и решение поставленных в нем задач подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сформулировать ряд теоретических выводов обобщенного характера и рекомендаций прикладного значения.
Осуществленный в процессе исследования ретроспективный анализ теоретического и методико-практического аспектов профессиональной подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы показал, что ее цели, задачи, содержание, формы и методы обусловливалась исторически изменяющимися социально-экономическими условиями, требованиями, предъявляемыми к ней передовой педагогической теорией и практикой массового музыкального воспитания. Автором выявлены и обобщены наиболее значительные достижения в данной области, сыгравшие роль организационно-методической платформы в становлении отечественной системы музыкально-педагогического образования, а именно: интегративность содержания специальных дисциплин, равноценность теоретического, методического и практического компонентов профессиональной подготовки педагога-музыканта, преемственность этапов музыкального обучения — начального, среднего, высшего. Материалы, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что в настоящее время теория и практика обучения будущих учителей музыки на музыкально-педагогических факультетах педвузов характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкально-педагогического образования и совершенствования дидактического инструментария в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Одной из серьезных проблем, стоящих сегодня перед музыкально-педагогическими факультетами является организация этого процесса в условиях неоднородного довузовского музыкального образования обучаемых. Данная проблема наиболее актуальна для региональных педвузов, так как в связи с дефицитом квалифицированных музыкально-педагогических кадров в периферийных учебных заведениях контингент студентов в таких вузах формируется в значительной степени за счет абитуриентов из сельской местности и малых городов, где в силу ряда объективных причин не всегда имеются необходимые условия для получения качественного музыкального образования даже начального уровня.
В диссертации выявлены и охарактеризованы особенности профессиональной подготовки на МПФ будущих учителей музыки из числа студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием, заключающиеся в следующем:
- при обучении студентов данной категории требуется концентрация и оптимальная структуризация большого объема учебного материала, что обусловлено необходимостью освоения студентами предусмотренной Государственным образовательным стандартом вузовской программы одновременно с ликвидацией пробелов в их довузовском музыкальном образовании;
- в связи с неоднородностью этих пробелов необходима дифференциация содержания и форм учебной работы с учетом различий в качестве довузовской музыкальной подготовки студентов, а также в степени развития их музыкальных способностей и общеучебных умений;
- на начальном этапе обучения особо важное значение приобретает создание положительного эмоционального фона занятий в целях развития у студентов интереса и осознанного отношения к дирижерско-хоровому исполнительству как одному из важнейших составляющих профессиональной деятельности учителя музыки и обеспечения их продуктивного взаимодействия с педагогом.
Анализ современного состояния профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогических факультетах педвузов убедили нас в необходимости разработки специальных методов, приемов и средств обучения дирижированию, направленных на скорейшую (в течение 3-4 семестров) ликвидацию пробелов довузовского музыкального образования студентов, что является необходимым условием для успешного освоения ими в дальнейшем дирижерско-хоровых умений и навыков. В процессе опытно-экспериментальной работы были апробированы методы и приемы, разработанные автором на основе современных образовательных технологий — лич-ностно ориентированного, проблемного, развивающего и модульного обучения.
Изучение проблемы исследования на методологическом, теоретическом и методико-практическом уровнях дает основание охарактеризовать обучение дирижированию с использованием предложенных в настоящем исследовании форм, методов и приемов как методическую систему, способствующую совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей музыки из числа студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием. Данная система, основанная на комплексном подходе к дирижерско-хоровой подготовке учителя музыки, отличается многоканальностью педагогического воздействия, осуществляемого по трем направлениям — психологическому, информационно-теоретическому и методико-практическому и характеризуется: а) оптимальным сочетанием традиционный методики преподавания дирижирования современных педагогических технологий, среди которых особое место занимает модульная технология; б) углублением межпредметных связей дисциплин дирижерско-хорового блока с другими дисциплинами предметной подготовки - музыкально-теоретическими, музыкально-исполнительскими, методикой музыкального воспитания; в) применением индивидуального и дифференцированного подходов к организации и содержанию обучения.
В соответствии с задачами и гипотезой исследования в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлена практическая проверка эффективности данной методической системы и определены организационно-педагогические условия, способствующие успешному освоению обучаемыми комплекса дирижерско-исполнительских и хормейстерских умений и навыков и тем самым повышающие качество профессиональной подготовки будущих учителей музыки из числа студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием. К таким условиям относятся: научно-методическое обеспечение учебного процесса (учебная программа, методические пособия, дидактические материалы) и наличие материально-технической базы (музыкальные инструменты, нотная и учебная литература, технические средства обучения); применение специальной методической системы дирижерско-хорового обучения, учитывающей неоднородное довузовское музыкальное образование студентов; методическая подготовленность преподавателей дирижирования к использованию данной методической системы.
В ходе исследования установлено, что обучение дирижированию студентов, имеющих недостаточное довузовское музыкальное образование, с учетом названных условий позволило: преодолеть отставание в уровне сформированное™ у студентов данной категории дирижерско-хоровых умений и навыков на начальном этапе освоения дирижирования; сформировать у обучаемых музыкально-образовательную базу, необходимую для дальнейшего изучения дирижирования; усилить индивидуальную направленность учебно-воспитательного процесса, способствовавшую наиболее полной реализации потенциальных возможностей студентов; сформировать у них устойчивую положительную мотивацию учения.
Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об оптимальном построении учебно-воспитательного процесса и об эффективности методической системы дирижерско-хорового обучения, что проявляется: 1) в сокращении периода адаптации студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием к условиям обучения на музыкально-педагогическом факультете и сроков ликвидации пробелов в их довузовской музыкальной подготовке; 2) в достижении участниками экспериментальной группы более высокого уровня овладения комплексом дирижерско-хоровых умений и навыков по сравнению со студентами 1-й. контрольной группы; 3) в наличии в экспериментальной группе более активной положительной динамики преодоления отставания в качестве как дирижерско-хоровой, так и общемузыкальной подготовки от студентов 2-й контрольной группы, получивших довузовское музыкальное образование в городских музыкальных учебных заведениях начального и среднеспециального звена.
Проведенное нами исследование, не претендуя на исчерпывающее освещение проблемы профессиональной подготовки учителя музыки, позволило выявить резервы повышения эффективности дирижерско-хорового компонента этой подготовки. Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут служить отправной точкой для изучения других аспектов означенной проблемы, в частности, таких, как: координация содержания учебных программ музыкальных учебных заведений различного уровня (начального, среднего специального, высшего); совершенствование форм и методов проф-ориентационной работы вузов с потенциальными абитуриентами; взаимодействие ведомств культуры и образования в вопросах профессиональной' подготовки музыкально-педагогических кадров, адаптация студентов с недостаточным довузовским музыкальным образованием к условиям вузовского обучения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Савадерова, Анна Витальевна, 2003 год
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. — М.:Просвещение,1999.- 188 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. - 134 с.
3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1984.- 207 с.
4. Абросимова Т.Н. Содержание и формы организации образования учителей начальных школ России конца 19 —начала 20 века: Дис. .к.п.н. -Самара, 1999. -282 с.
5. Адищев В.И. Музыка в педагогических учебных заведениях дореволюционной России //Вопросы професс. подг. студ. на МПФ: сб. научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - С. 3-9.
6. Адоевцева И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Дис. .к.п.н. Кострома, 2001. - 194 с.
7. Аксакалова Л.Ю. Реализация принципа воспитывающего обучения в профессиональной подготовке будущих учителей музыки (на материале предметов музыкально-исполнительского цикла): Автореф. дис.к.п.н.- Ташкент,1990. 17 с.
8. Алексеев А.Д. Системный подход как путь к оптимизации решения проблемы воспитания музыканта-педагога //Вопросы професс. подг. студ-ов на МПФ: Межвузовский сборник научн. трудов.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. С. 5-8.
9. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./Под ред.А.А. Бодалева, Б.Ф.Ломова.- М.:Педагогика,1980.- Т 1 /Сост. В.П. Лисенко-ва.-230 с. Т.2 /Сост.Н.В. Кузьмина.-287 с.
11. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновац. технологий, 2000. -608 с.
12. Андреева JI. Методика преподавания хорового дирижирования. -М.: Музыка, 1989.-118 с.
13. Антология педагогической мысли России 1-й половины XIX века /Сост. П.А. Лебедев. М.:Педагогика,1987.- 558 с.
14. Антология педагогической мысли России 2-й половины XIX начала XX века. - М.: Педагогика, 1990. -603 с.
15. Антология педагогической мысли России XVII века /Сост. И.А. Солов-кова. М.: Педагогика, 1985. -479 с.
16. Апраксина О.А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов //Музыка в школе.-1983. № 1.-С. 30-35.
17. Арапов А.И. Проблема дифференцированного обучения в истории отечественной педагогики и школы конца XIX начала XX века: Дис. . .к.п.н. Новосибирск, 2000. - 150 с.
18. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя . — М.: Просвещение, 1984. 111 с.
19. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки: Автореф. дис. .д.п.н. М.,1986.- 37 с.
20. Арчажникова Л.Г., Михайлова С. Принципы общей дидактики в музыкальном образовании //Проблемы музыкального образования. Чебоксары,2000. - С. 3-12.
21. Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников на основе взаимосвязи преподавания «сольфеджио» и «фортепиано»: Дисс. к.п.н. -М., 2000. 191 с.
22. Асафьев Б.В. Избранные труды о музыкальном просвещении и образовании. -М.-Л.: Музыка, 1965. -152с.
23. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве //Сб. статей.- Л.: Музыка, 1980.-215
24. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.- 78 с.
25. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
26. Багриновский М. Дирижерская техника рук. -М.: Музыка,1947.— 294 с.
27. Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. -М.: Высшая школа, 1987.- 174 с.
28. Банникова Е.И. Обобщение музыкально-педагогического опыта: (Научно-педагогические основы): Дис. .к.п.н. — М.,1999. -155 с.
29. Баренбойм JI.A. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20 в. //Советская музыка, 1971.- № 8. С. 96-111.
30. Батурина Г.И., Байер У. О критериях эффективности методов обучения //Советская педагогика.-1975.-№ 4.- С. 41-49.
31. Батуринская Т.Н. Проблема подготовки учителя-музыканта в педагогическом наследии С.В. Смоленского: Дис. к.п.н. — М., 1991. — 205 с.
32. Безбородова JI. Дирижирование. -М.: Просвещение, 1990. 155 с.
33. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей //Советская педагогика, 1977. №5. — С.56-61.
34. Беринская И. В. Педагогические основы использования национального компонента образования в процессе подготовки учителя: Дис. . к.п.н. -Иркутск, 2000.- 209 с.
35. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов //Вестник высшей школы. — 1988.-№1. — С. 3-8.
36. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. -192 с.
37. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. -141 с.
38. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология /Авт. -сост. Б.М. Бим-Бад.-М.: Изд-во УРАО, 1998.- 575 с.
39. Благинина Т.И. Подготовка будущего учителя музыки к художественно-педагогическому анализу музыкального произведения на уроке: Дисс. .к.п.н.-М.:МПГУ, 1995.- 188 с.
40. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход.- М: Эдито-риал УРСС, 1997.-444 с.
41. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах / Под ред. А.В. Петровского. -Т.1. 304 с. - Т.2. — 400 с. - М.: Педагогика, 1979.
42. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. — М.: Музыка, 1978. 332 с.
43. Богомолов В.И. Педагогическая технология: Эволюция понятия //Советская педагогика. 1991.- №9.- С. 123-128.
44. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фальдитейна. —Воронеж: ин-т практ. психологии: НПО «МОРЭК»,1995.- 349 с.
45. Бородовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии//Педагогика, 1993.-№5.-С. 12-15.
46. Боулт А. Мысли о дирижировании /Исп. иск-во заруб, стран: Вып.7.-М.: Музыка, 1975.- С. 136-188.
47. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. —М.: Ин-т психологии РАН, 1997.- 351 с.
48. Бочкарева М.А. Взаимосвязь образовательной и профессиональной подготовки учителей в учительских семинариях 2 половины XIX века: Дис. .к.п.н.- М.,1996. — 221 с.
49. Булычев Б.Е. ДМШ как современная педагогическая система и пути ее совершенствования: Дис. .к.п.н. -Чебоксары, 1998.- 140 с.
50. Бурвина Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки (На материале фортепианного обучения будущих учителей музыки): Дис. .к.п.н.-М.,1990.-211 с.
51. Бычков И.Э. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения (На материале уроков фортепиано в ДМШ): Автореф. дис. к.п.н.- М.,1998.- 22 с.
52. Вальтер Б. О музыке и музицировании //Исполнительское иск-во заруб, стран. Вып. 1.- М.: Музыка, 1962. -116 с.
53. Вановская И.Н. Репродуктивный метод обучения музыке как сложно-составная и многоуровневая структура: реальные учебно-образовательные возможности, ресурсы, перспективы: Автореф. дис. . к.п.н.- Тамбов, 2000.- 25 с.
54. Васильева М.Д. Система дидактических форм и методов в высшем образовании //Совр. высш. школа.-1983.- №3.- С. 113-123.
55. Васильева Т.В. Модули для самообучения //Вестник высшей школы.-1988.-№6.- С.86-87.
56. Вейнгартнер Ф. О дирижировании.- Д., 1927,- 46 с.
57. Бенедиктова Н.В. Проблема адаптации к дирижерско-хоровой деятельности студентов младших курсов МПФ педвуза: Автореф. дис. к.п.н.-М.,1988.-16 с.
58. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособие.- М.: Высшая школа, 1999.- 207 с.
59. Ветрова З.Д. Индивидуальный подход к студентам в процессе учебной деятельности: Автореф. дис. к.п.н. — Д.,1981.- 20 с.
60. Волович М.Б. Система ориентиров условие успешного обучения // Сов. педагогика ,1988.- №4.- С. 54-58.
61. Воронина М.Г. Блочно-модульная технология обучения в учреждении начального профессионального образования: Автореф. дис. .к.п.н.-М., 2002.- 24 с.
62. Выготский Л.С. Психология искусства /Сост.М.Г. Ярошевский, ком-мент. В.В. Умрихина.- Ростов-н/Дону: Феникс,1998.- 479 с.
63. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии.-М.: Наука, 1966.- С.236-276.
64. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы.-1987.-№8.- С.30-33.
65. Глинский М. Очерки по истории дирижерского искусства //Музыкальный современник.-1916, ноябрь, кн. 3.- С.26-62.
66. Голубева Н.А. Проблема стилевого анализа в учебном курсе истории музыки: Автореф. дис. .к.п.н. М.,1998. -17 с.
67. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей /Под ред. В.А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1962. 239 с.
68. Горохова Р.И. Блочно-модульная система подготовки будущих учителей к проведению педагогического эксперимента: Дис. .к.п.н.-Чебоксары,2000.- 145 с.
69. Горская И. Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки: Дис. .к.п.н.-Екатеринбург,1997.- 147 с.
70. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.«030700 — Музыкальное образование».- М.,2000.-22 с.
71. Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся: К проблемам обучения и рмзвития в музыкальной педагогике //Вопросы музыкальной педагогики.- В.2.- М.:Музыка,1980.- С. 10-28.
72. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.-М.: Сентябрь,1996.- 122 с.
73. Гусейнова Ш.-Х. А. Формирование музыкального восприятия учащихся (На материале учебной работы со студентами, окончившими сельские национальные школы): Автореф. дис. .к.п.н.- М.,1989.- 16 с.
74. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования.- М.: Педагогика, 1986.- 239 с.
75. Дехант Г. Дирижирование: Теория и практика музыкальной интерпретации.- Нижний Новгород, Деком,2000.- 446 с.
76. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика /Сост. Л. Гинзбург.- М.: Музыка, 1975.- 631 с.
77. Дистервег А. Избранные педагогические сочинания /Сост. В.А. Ротенберг.- М.: Учпедгиз, 1956.- 374 с.
78. Дитяткина Л.А. Конструирование межпредметных модулей в процессе многоуровневой профессиональной подотовки в учебных заведениях професионального образования: Дис. .к.п.н.- СПб, 1998. -246 с.
79. Дмитриева Ю.А. Подготовка будущего учителя к испльзованию чувашской национальной музыки в современной школе: Дисс. к.п.н., Чебоксары, 1999.- 192 с.
80. Дьюи Д. Школа и общество.- М., 1925.-61 с.
81. Дьяченко Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях.-Киев.:Музична Украина, 1987.- 110 с.
82. Едунова С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность: Методич. пособие для учителей музыки.-СПб.: Изд-во СПб ГУПМ, 2001.- 140 с.
83. Енисеев М.К. Связь изучаемого с известным в процессе обучения.- Чебоксары, 1986.- 110 с.
84. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом.- М.: Музыка, 1988.- 80 с.
85. Егоров А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин,- Л.: Музгиз,1958.- 187 с.
86. Ефремова Э.Р. Теоретические и методические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости в процессе занятий с учащимися-музыкантами: Автореф. дис. .к.п.н.- М., 1998. -20 с.
87. Живов B.J1. Исполнительский анализ хорового произведения: Вопросы истории, теории, практики.- М.: Музыгиз,1987.- 95 с.
88. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства.- М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 190 с.
89. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения.- Свердловск: Среднеуральское книжное изд-во, 1971.- 183 с.
90. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: (Научно-методическое пособие).- 2-е изд. переработ, и дополн.- М.: Изд дом Ореал-Лайн, 1998.- 191 с.
91. Закон Российской Федерации об образовании (от 20 июля 2000 г.) //Образование и культура.-2000.- №3.- С.2-38.
92. Занков Л.В. Избранные педагогические труды /Вст. статья Ш.А. Амо-нашвили.- М.: Новая школа, 1996.- 432 с.
93. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Избр. психол'. труды: В 2-х т. Т. 2.- М.: Педагогика, 1986.-296 с.
94. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика. 1981.- 160 с.
95. Зорина Л.Я. Системность качество знаний.- М.: Знание, 1976.- 64 с.
96. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина.- М.: Просвещение, 1990,- 206 с.
97. Илларионов С.В. Межпредметные связи как условие формирования познавательно-творческой активности будущих учителей музыки: Авто-реф. дис. . .к.п.н.- Алма-Ата. 1991. -24 с.
98. Ильина Т.А. Вопросы методики программированного обучения.- М.: Знания, 1969.-128 с.
99. Ингекамп К. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991,- 239 с.
100. Исакова Ж. Ж. Специфика подготовки студентов с различным уровнем музыкального развития в классе фортепиано (На материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана): Автореф. дис. .к.п.н.-М.,1997,- 19 с.
101. Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание: Статьи и выступления разных лет.- М.: Знания, 1984.- 64 с.
102. Кабанова Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
103. Казачков С.А. Дирижерский аппарат его постановка.- М.: Музыка, 1967.- 111 с.
104. Калмыкова З.И. Продуктивное мышлении как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981.- 200 с.
105. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя в вузе //Советская педагогика, 1989.- №1.- С. 30-38.
106. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс — СПб.: Русская школа, 1905.138 с.
107. Каратыгин В.Г. Избранные статьи /Сост. О.Л. Данскер. Вст. статья Ю. Кремлева.- М.-Л.: Музыка, 1965. 352 с.
108. Карпова Э.Э. Формирование системных знаний студентов педвузов: (в процессе музыкально-теоретической подготовки): Автореф. дис. .к.п.н.-Алма-Ата, 1982.-24 с.
109. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.- 224 с.
110. Кириллов В.К. Теоретические основы межпредметных связей в процессе педагогической подготовки учителей в вузе.: Автореф. дис. .д.п.н.-М.,1990.-48 с.
111. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.: Знание, 1989.-77 с.
112. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: Арена, 1994.- 222 с.
113. Князев Е.Н. Развитие высшего педагогического образования в России (вторая половина XVIIII- начало XX века): Автореф. дис. . д.п.н.- М., 2002.- 46 с.
114. Ковалев В.П. Подготовка учителя начальных классов малокомплектной сельской национальной школы: Монография.- Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 1998.- -330 с.
115. Коган Г. Избранные статьи /Предисл. В. Цуккермана.- Вып.З.- М.: Советский композитор, 1985.- 184 с.
116. Козлов Н.Н. Проблема методов в музыкальной педагогике: Научно-методическое пособие.- Чита: Заб. ГПУ,1998.-51 с.
117. Колышева Т.А. Формирование у первокурсников интереса к профессии учителя-музыканта (На занятиях хорового класса музыкально-педагогического факультета педагогического института): Автореф, дис. . к.п.н.- М., 1981.- 16 с.
118. Коменский Я.А. Великая дидактика /Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1982.- Т.1.- 656 с.
119. Кондаков Н.И. Логический словарь справочник: 2-е изд. исправл. и доп.- М.: Наука, 1976.- 717 с.
120. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 1998.- 10 с.
121. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ).- М.: Педагогика, 1977.- 264 с.
122. Критский Б.Д. Теория и практика подготовки учителя музыки: (Образовательный метатекст и проблема его педагогической интерпретации): Дис. .д.п.н.- М., 2001.- 355 с.
123. Круль П.Ф. Комплексное сочетание игры с пением как условие профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов: Дис. к.п.н. Киев, 1991.- 143 с.
124. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: Дисс. .д.п.н.- Чебоксары, 2001.-338 с.
125. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.- М.: Просвещение. 1981.- 96 с.
126. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в деятельности взрослых учащихся.- М.: Педагогика, 1971,- 112 с.
127. Курышев Е.В. Формирование исполнительских умений как компонент профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов: Дис. к.п.н.- Киев, 1985.- 229 с.
128. Ланда А.Н. Алгоритмизация и эвристические модели мышления и программированного обучения //Советская педагогика.- 1970-№12.-С.30-40.
129. Лахмостова Л.В. Проблема совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской музыкальной школе: Автореф. дис . к.п.н.-М., 1997.- 17 с.
130. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений.- М.: Академия, 2001.- 270 с.
131. Лезина Л.Г. Развитие вокально-моторной информативности дирижерской техники в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис. .к.п.н.- Екатеринбург, 2000.- 157 с.
132. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.-304с.
133. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагоги-ка.1981,- 185 с.
134. Ливанова Т. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков.- М.-Л.: Музгиз, 1951.- 683 с.
135. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие. М.:МГПИ им .Ленина, 1981.- 100 с.
136. Луначарский А.В. В мире музыки. Статьи и речи /Сост. и коммент. Г.Б. Бернандета и И.А. Саца. Изд. 2-е, доп. -М.: Советский композитор, 1971.- 540 с.
137. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк.- М.: Музыка, 1983.- 72 с.
138. Мазель Jl.А. Целостный анализ жанр преимущественно устный и учебный //Музыкальная академия, 2000.- № 4.- С.132-135.
139. Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис. д.п.н.- М., 1994.- 35 с.
140. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- М.: Просвещение, 1987.- 157 с.
141. Малько Н. Основы техники дирижирования. М.-Л.: Музыка, 1965.219 с.
142. Маркевич И. Дирижер, оркестр, партитура //Советская музыка, 1963.-№2.- С.75-78.
143. Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис. .к.п.н.- Екатеринбург, 1999.- 128 с.
144. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 208 с.
145. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.- 365 с.
146. Медведева И.А. Формирование профессионального художественного мышления будущего учителя музыки: Автореф. дис. .д.п.н.- М.,2002.-39 с.
147. Медведева И.А. Теоретические основы формирования профессионального художественного мышления учителя музыки.- Чебоксары: ЧГТТУ, 2001.- 152 с.
148. Медушевский В.В.Углублять концепцию музыкального образования //Советская музыка, 1981.- №9.- С.52-59.
149. Медынь Л.Т. Методика преподавания дирижерско-хоровых дисциплин.- М.: Музыка, 1978.- 131 с.
150. Менчинская Н.А. О концепции формирования умственных действий //Вопросы психологии, I960.- №1.- С. 157-164.
151. Морозов В.В. Модульное обучение на основе технологической карты //Образование в современной школе.-2001 .-№№5-6.- С.35-44.
152. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний.- М.: Педагогика, 1986.198 с.
153. Музыкальное образование: Историко-теоретическая подготовка учителя музыки: Программа предметной подготовки по специальности 030700 -Музыкальное образование.- Mill У.- М.: Флинта: Наука, 1999.251 с.
154. Мусин И.А. О воспитании дирижера. Л.: Музыка, 1987.- 352 с.
155. Мусин И.А. Техника дирижирования.- Л.: Музыка, 1967.- 352 с.
156. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств учителя музыки.- М.: Изд-во Прометей Mill И, 1988.- 64 с.
157. Мышление учителя /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской.- М.: Педагогика, 1980.- 104 с.
158. Мюнш Ш. Я-дирижер. М.: Музыка,I960.- 93 с.
159. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.- 384 с.
160. Найденышева Г.Е. Межпредметные связи как фактор формирования профессиональных качеств учителя музыки (В цикле дирижерско-хоровых дисциплин): Дис. .к.п.н.-М., 1990.- 136 с.
161. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- 5-е изд.- М.: Музыка, 1987.-240 с.
162. Немыкина И.Н. Содержание и функции обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис. .д.п.н.- М.,1997.-322 с.
163. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: Историко-теоретические аспекты: Автореф. дис. .д.п.н.- М., 2001.-61 с.
164. Овчинников А.А., Пучинский B.C., Петров Г.Ф. Сетевые методы планирования и организации учебного процесса: Пособие для преподавателей и руководящего состава средних специальных учебн. заведений. -М.: Высшая школа, 1972.- 157 с.
165. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой, 19-е изд.- М.: Русский язык,1987.- 750 с.
166. Оконь В. Основы проблемного обучения,- М.: Просвещение, 1968.-208 с.
167. Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.- Л.: Музыка, 1984.- 160 с.
168. Павлов И.П. Избранные труды /Под общей ред. М.А. Усиевича,- М.: Учпедгиз, 1954.- 418 с.
169. Павлова М.А. Формирование вокально-слухового самоконтроля у студентов на занятиях по постановке голоса: Автореф. дис. .к.п.н,- М., 2002.- 22 с.
170. Панкевич Р.В. Реализация принципа наглядности в обучении дирижированию учителей музыки: Дис. .к.п.н.- М.,1984.- 205 с.
171. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Буланова- Топоркова М.В. и др. Отв. ред. С.И. Самыгина.-Ростов-на-Дону, 1998.- 526с.
172. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т.З /Глав. ред. И.А. Каиров.- М.: Советская энциклопедия, 1965. -879 с.
173. Пермина В.Г. Музыкальность и мышление в педагогике С.И. Танеева //Проблемы музыкального образования: Межвуз. сб. научн. трудов.-Чебоксары, 2000.- С. 38-43.
174. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред.В.А. Ройтенберг, В.М. Кларина.- М.: Педагогика, 1981.- Т.2.- 416 с.
175. Петрова И.Н. Педагогические основы межпредметных связей. — М.: Высшая школа,1985.-97 с.
176. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- М.: Гуманитарн. издат. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
177. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.-М.: Высшая школа, 1984.- 174 с.
178. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.-255 с.
179. Платонова Т.А. Роль мотивации в познавательной активности //Активность личности в обучении. Сб. научн. трудов.- М.: НИИВШ, 1986.- С. 21-30.
180. Пляченко Т.Н. Вокально-хоровая подготовка будущего учителя музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете: Автореф. дис. .к.п.н,- М., 1993.- 17 с.
181. Победоносцев Г.А. Совершенствовать систему воспитания школьников: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 172 с.
182. Подъяблонская JI.P. Педагогические принципы Н.А. Римского-Корсакова и современная музыкальная педагогика: Автореф. дис. .к.п.н.- М., 1994.- 16 с.
183. Поляков О. Язык дирижирования.- Киев: Музична Украша, 1987.- 95 с.
184. Портянкина З.А. Организация и содержание профессиональной подготовки учителей музыки в США: Автореф. дис. к.п.н.- М., 1992.- 18 с.
185. Поташник М.М., Кабатченко М.В. Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1980.- 104 с.
186. Программы педагогических институтов. Сб №25 для специальности «Музыка и пение».- М.: Просвещение, 1980.- 115 с.
187. Программы педагогических институтов. Сб. №18 для специальности «Музыка и пение».- М.: Просвещение, 1984.-102 с.
188. Программы педагогических институтов. Сб. №18 для специальности «Музыка».- М.: Просвещение, 1988.-78 с.
189. Прушковская Н.Н. Формирование у студентов умений анализировать музыкальное произведение как составная часть их профессиональной подготовки: (На материале музпедфаультетов педвузов): Дисс. . к.п.н.- Киев, 1983.- 150 с.
190. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. Д.: Музыка, 1948.- 160 с.
191. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.-М.: Музыка, 1989.-141с.
192. Рапацая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. дис. .д.п.н.- М., 1991.- 35 с.
193. Решетников П.Е. Нетрадиционные технологические системы подготовки учителя.- М.: Владос,2000.- 304 с.
194. Ройтерштейн М. Введение в анализ гармонии: Учебное пособие.- М.: МГПИ, 1984.-88 с.
195. Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: В 3-х т./Коммент. Л.А. Ба-ренбойма.- М.: Музыка, 1984.- Т.».- 221 с.
196. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост. коммент. и по-слесл. А.В. Брушилинский, К.А. Абульханова- Славская.- СПб.: Питер, 2000.-712 с.
197. Садохина В.В. Основные факторы оптимизации профессиональной подготовки учителей музыки: Дис. .к.п.н.- М., 1990.- 186 с.
198. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума.- М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.- 504 с.
199. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.— 256 с.
200. Сеченов И.М. Избранные произведения /Ред. и вст. статья В.М. Кага-нова.- М.: Учпедгиз, 1953.- 334 с.
201. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е.-М.:Педагогика, 1984.- 96 с.
202. Сластенин В.А. и др. авт. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионального педагогического образования / Под ред. В.А. Матросова.- М.: Прометей, 1999.- 116 с.
203. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 ООО слов.- СПб,: «дуэт», 1994.- 752 с.
204. Соколов К.Н. Методы комплексного преподавания.- М.: Новая Москва, 1924.- 223 с.
205. Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория системного понимания педагогической действительности.- Белгород: БГУ, 1997.- 31 с.
206. Сохор А.Н. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. -М.:Педагогика, 1988.-124 с.
207. Станкевич В.А. Педагогическая эффективность средств и методов обучения: Автореф. дис. .к.п.н.- Владикавказ, 1998.- 22 с.
208. Сухомлинсий В. Павлышская средняя школа //Избр. пр-я: В 5 т.- Киев: Рад. школа, 1980.-Т.4.- 413 с.
209. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1984.-314 с.
210. Танеев С.И. Из научно-педагогического наследия: Неопубликованные материалы. Воспоминания учеников /Сост. Ф. Арзаманов, Л. Кора-бельникова.- М.: Музыка, 1967.- 164 с.
211. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И. Пис-кунова,- М.: Педагогика, 1979. — 205 с.
212. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий //Избранные работы.- М.: Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961. 536 с.
213. Тенюкова Г.Г. Художественно-педагогические проблемы хормейстерского образования в России 2-й половины XIX — начала XX столетия.-Чебоксары, 1998.- 123 с.
214. Тенюкова Г.Г. О стиле преподавания хорового дирижирования на музыкально-педагогическом факультете ЧГПУ //Проблемы музыкально-педагогического образования. — Чебоксары, 1999.-С. 119-128.
215. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности.- СПб.: Фирма С и Б, 1997.-168 с.
216. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Дис. .д.п.н. в виде научного доклада.-СП6Д995. 80 с.
217. Тукмачева М.И. Подготовка будущего учителя музыки к общению с хоровым коллективом: Дис. .к.п.н.-М., 1992.- 183 с.
218. Усова А.В. Формирование обобщенных умений и навыков //Народное образование.-1974.-№3 .-С. 117-123.
219. Ушинский К.Д. Избранные сочинения: В 2-х т. /Под ред. В.Я Струмин-ского.- М.: Учпедгиз, 1953.- Т.1.- 639 с.
220. Ф.-227 инв. №31,3334,36 п. №5990.
221. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога: (Учебн. пособие для муз. училищ). Изд. 2-е, переработ, и дополн.- М.: Музыка, 1975.- 110 с.
222. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий /Под. ред. П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1968.- 135 с.
223. Формирование учебной деятельности студентов /Под. ред. Ляудис В.Я.- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 240 с.
224. Хамблин Д. Формирование учебных навыков /Авт. предисл. М.В. Кла-рин.- М.: Педагогика, 1986.- 160 с.
225. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.- 406 с.
226. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. и авт. вводи, статей А.И. Пискунов.- М.: Просвещение, 1971.- 560 с.
227. Хусанова Т.В. Интонационно-двигательное моделирование в структуре профессиональной подготовки учителя музыки: Дис. .к.п.н.- Екатеринбург, 2000.- 169 с.
228. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Дис. .к.п.н.- М.,1983.- 216 с.-ш
229. ЦГАЛИ. Ф. 666, оп.1, д.20. 30.
230. ЦГАЛИ. Ф.658, оп.18, д. 916, 918.
231. Чабаева С.И. Педагогические принципы построения учебного материала как средства профессиональной подготовки педагога-музыканта: Автореф. дис. .к.п.н.-М., 1993.- 17 с.
232. Чалов А.Н. Подготовка педагогических кадров для села.- Ростов-на Дону: Изд-во Рост.-на Дону ун-та, 1978.- 168 с.
233. Чернова О.В. Подготовка будущего учителя к выполнению профессионально-обусловленных социальных функций: Дис. .к.п.н.- Чебоксары, 2001.-171 с.
234. Чернявская Информирование у студентов педвуза оперативности знаний в процессе изучения музыкально-исполнительских дисциплин: Дис. .к.п.н.-Минск, 1992.- 222 с.
235. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие.- М.: Народное образование, 1996.- 157 с.
236. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций.- М.: Флинта, 1999.- 88 с.
237. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 224 с.
238. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения,- Ч.1.-М.: Просвещение, 1992.- 175 с.
239. Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки.- М.: Наука, 1978.- 391 с.
240. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.- Каунас: Швиеса, 1989. 272 с.
241. Яворский Б.Л. Избранные труды. Т.2,ч. 1.- М.: Советский композитор.-366 с.
242. Яковлева М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: Автореф. дис. .к.п.н.- Улан-Уде, 2000.- 25 с.
243. Яркин Б.Д. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета пединститута в ходе хорового практикума: Дис. .к.п.н.- М., 1990.- 170 с.
244. Goldschmidt В., Goldschmidt М. Modular instruction in Higher Education.-1972.-№2.-P. 15-32.
245. Moon B. Introducing in modular curriculum//The modular curriculum.-London, 1985.-P. 9-11.
246. Ridenour R. C. Nationalism, Modernism and personal Rivalry in Nineteenth Century Russian Music/A revision of the author s thesis.- Indiana University, 1977.- 229 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.