Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Михейченкова, Елена Николаевна

  • Михейченкова, Елена Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 174
Михейченкова, Елена Николаевна. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2002. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михейченкова, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К МУЗЫКАЛЬНО-ЛЕКТОРСКОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ.

1.1. Общение как основа лекторского мастерства.

1.2. Понятие "профессиональная готовность" в общей и музыкальной педагогике.

1.3. Проблема лекторского мастерства и ораторского искусства в современной литературе и педагогических исследованиях. 41 Выводы по I главе.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПУТИ

ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛЕКТОРСКОЙ

ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.

II. 1. Проблема межпредметных связей и ее решение в педагогической науке и практике.

II.2. Специфика реализации межпредметных связей в цикле историко-теоретических дисциплин.

Выводы по II главе.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЛЕКТОРСКОЙ

ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ИСТОРИКО

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

III. 1. Задачи, организация и содержание констатирующего этапа экспериментального исследования.

111.2. Основные положения экспериментальной методики.

111.3. Формирующий этап и анализ его результатов.

Выводы по III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки»

Актуальность. Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально-экономическими, общественно-политическими и культурно-историческими изменениями, предъявляет повышенные требования к учебно-воспитательному процессу в общеобразовательной школе. Воспроизводство и развитие культуры во всем многообразии ее исторического, общечеловеческого и национального богатства, приобщение учащихся к ценностям мировой культуры, воспитание основ национальной культуры, создание единого культурного пространства - приоритетная цель образования в XXI веке.

Успех реализации поставленных задач во многом определяется состоянием теории и практики подготовки учителя, поэтому совершенствование профессиональной подготовки учительских кадров продолжает оставаться одной из центральных проблем научно-педагогических исследований. Среди вопросов f* данной проблематики следует особо выделить вопрос подготовки учителя музыки, оказывающего огромное воздействие на формирование духовных основ личности ребенка. Конечный результат обучения и воспитания в школе во многом зависит от его мастерства.

Выдающиеся философы и ученые, музыканты и педагоги разных эпох много писали о значительной воспитательной роли музыки. Античная теория этоса и учение Аристотеля о катарсисе были первыми научными идеями, определившими своеобразие духовной ценности музыки. Идея нравственного значения музыки близка современной музыкально-эстетической и педагогической мысли. В наше время признается, что главной задачей музыкального воспитания в школе нужно считать "не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие. на их (школьников - Е.М.) нравственность" [72, с.273]. Французский эстетик Эстьен Сурио, известный работами в области эстетического ^ воспитания, пишет, что музыка обретает важный смысл как предмет воспитания, поскольку обладает универсальным воздействием: формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и в конечном счете "влияет на нравственность". Таким образом, в приведенных суждениях так или иначе варьируется открытая в далеком прошлом закономерность: колоссальное духовное влияние музыки на человека.

Исследования и публикации последних лет свидетельствуют об особом внимании к вопросам музыкально-эстетического воспитания школьников [А.А.Калыбекова (79), З.В.Румянцева (174), О.Н.Соловьева (184), Т.Д.Суслова (194), Г.Б.Черушева (210) и др.], проблемам формирования музыкально-просветительских и пропагандистских умений учителя [И.А.Аушева (18), В.Г.Лысенко (119), Т.Ф.Рязанова, Э.Н.Скуратова (180), Е.Н.Юдина и др.]. Заметим, однако, что многие вопросы в силу различных причин остались изученными явно недостаточно или до настоящего времени еще не являлись предметом специального исследования. К числу последних относится и круг проблем, связанных с подготовкой учителя музыки к музыкально-лекторской деятельности. По этой теме выполнена только кандидатская диссертация Г.А.Халиковой "Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-пропагандистской работы" (1979). В диссертационной работе Н.К.Беловой "Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками" (1982) также частично раскрываются отдельные аспекты данной проблемы.

Вышеназванные исследования представляют определенную значимость для профессиональной подготовки учителя в условиях музыкальных факультетов педагогических вузов. В то же время среднее звено (училище, колледж), имеющее свои особенности (обусловленные как содержанием учебного процесса и уровнем подготовки студентов, так и их отношением к изучаемым предметам и своей будущей профессии) пока остается неохваченным внимание исследователей. В связи с этим обращение к проблеме подготовки студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской работе в школе закономерно и объективно оправдано.

Актуальность проблемы, избранной для настоящего исследования, определяется рядом причин. Прежде всего, полноценное духовное развитие личности, бесспорно, невозможно без систематического общения с высокохудожественными музыкальными произведениями. Подлинное, настоящее искусство всегда способно увлекать, одухотворять человека, делая его душу чище, глубже, совершеннее. Только такие произведения активно влияют на эмоциональную сферу учащихся, формируя их эстетические чувства. Для педагога решение данной задачи означает поиск наиболее эффективных путей введения учащихся в многообразный мир музыки, понимание значительности ее роли в воспитании.

Вместе с тем заметим, что в настоящее время далеко не каждый ребенок в силу материальных возможностей родителей может учиться в детской музыкальной школе, школе искусств или музыкальной студии. В подобной ситуации основная музыкально-образовательная работа ложится на учителя музыки. Задача школы - создать у учащихся базовый фундамент знаний по эстетике и музыкальной культуре, необходимый для дальнейшего самостоятельного развития в этом направлении. Только учитель, находящийся в контакте с каждым ребенком, может раскрыть перед ним стилевое и жанровое разнообразие музыки, особенности ее художественно-образного языка и, в конечном счете, сформировать потребность в постоянном общении с ней.

Актуальность проблемы подготовки будущего учителя к музыкально-лекторской работе возрастает в данный момент в связи с падением интереса к классическому музыкальному наследию в молодежной среде. Это особенно характерно для той части молодежи, которая пренебрегает классикой ради сомнительных образов современной развлекательной поп-музыки, часто попросту пошлой по содержанию и бедной по форме. Увлечение такой музыкой чревато серьезными изъянами в структуре развивающейся личности. Отказываясь от облагораживающего влияния классической музыки, человек лишает себя общения с искусством, создающим надежные предпосылки нравственного совершенствования. Преодолеть негативное отношение учащихся к серьезной музыке может только учитель, подготовленный к организации музыкально-лекторской работы и владеющий методикой ее проведения. Поэтому формирование музыкально-лекторской готовности является, по нашему мнению, одним из важных компонентов профессиональной подготовки учителя музыки.

Современная теория музыкального воспитания рассматривает уроки музыки как "почву", на которой может произрастать духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование ребенка. Такое воспитание особенно необходимо в детском возрасте, когда формируются нравственные и гражданские качества будущего члена общества. Уроки музыки ставят задачу: "ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитатель в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры" [77, с.5].

Вместе с тем решение задач музыкального воспитания возможно при условии постоянной и целенаправленной работы, базирующейся на создании системы просветительских форм занятий. В настоящее время школе требуются универсальные специалисты, которые должны уметь не только проводить уроки музыки, но и организовать внеклассное творчество учащихся (как, например, создание хора, вокальных и инструментальных ансамблей различного состава, проведение лекций, концертов, фестивалей, конкурсов, создание музыкальных кружков и детского музыкального театра, а также других форм организации досуга детей).

В связи с этим концепция исследования строится на следующем предположении:

Осуществление музыкально-лекторской деятельности в школе может в значительной степени способствовать формированию духовного мира учащейся молодежи. Подобная деятельность предусматривает расширение рамок урока за счет проведения внеклассных форм работы музыкально- просветительского характера, к которым следует отнести организацию: "бесед у рояля", лекций

Н' концертов, "музыкальных гостиных", эстетических часов, литературно-музыкальных вечеров, детской филармонии, занятий в школьных клубах любителей музыки и др. В процессе таких мероприятий можно воспитать у учащихся хороший художественный вкус, выработать четкие критерии эстетических оценок. Все это, в свою очередь, предполагает соответствующую подготовку педагога - музыканта - просветителя.

Опыт работы показывает, что проблема подготовки учителя, как пропагандиста музыки, решена далеко не полностью. Поэтому перед педагогическими учебными заведениями, в том числе Смоленским педагогическим колледжем, возникает задача огромной важности: организовать учебный процесс таким образом, чтобы рассматривать просветительство не как особый раздел или отдельную сторону работы учителя, а как призвание педагога, как его путь к самореализации.

М Вводимая в Российской Федерации система многоступенчатого высшего образования открыла реальные возможности для реорганизации ряда средних специальных учебных заведений в колледжи, которые по содержанию и формам обучения могут решать задачи первой ступени высшего образования. Смоленский педагогический колледж возник на базе педучилища согласно решению областной коллегии по образованию Смоленской области от 14.04.92. За это время произошли значительны изменения как в структуре учебного заведения, так и в содержании подготовки будущих учителей музыки.

Создание в колледже таких структурных подразделений как "детский сад - школа", "музыкальная школа", "педагогические классы" явилось подготовительной основой для абитуриентов и в то же время дало возможность педагогам и студентам апробировать инновационные методики работы с детьми. При организации содержания обучения были разработаны сквозные учебные планы и программы, которые позволяют выпускникам колледжа реализовать свои творческие возможности, продолжить обучение в педагогическом вузе по сокраЛ щенной программе. Кроме того, программа колледжа дает возможность студентам, наряду с основной специальностью, получить дополнительную квалификацию (преподавателя фортепиано, баяна и аккордеона, руководителя детского музыкального оркестра, хореографического кружка, фольклорного или вокального ансамбля и даже домашнего учителя-гувернера). Имея дополнительную специализацию, выпускники смогут работать в любых учреждениях, осуществляющих музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. Такой подход обеспечивает более высокий уровень среднего профессионального образования, который достигается за счет увеличения сроков обучения до пяти лет и повышения качества учебно-воспитательной работы колледжа.

Между тем, в содержании подготовки учителя музыки пока не находит отражения в полной мере весь комплекс знаний, умений и навыков будущей лекторской деятельности. Анализ проведенного обследования показывает, что необходимый уровень готовности молодого специалиста к самостоятельной творческой музыкально-лекторской работе в настоящее время не обеспечивается. Причина состоит в том, что на музыкальном отделении педагогического колледжа не ведется подготовка к такой форме деятельности. Это настоятельно требует серьезных корректив в организации и планировании учебной работы, а также - совершенствования содержания и методов преподавания.

Высказанные соображения определили проблему исследования. Она состоит в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать пути преодоления имеющегося в настоящее время противоречия между требуемым уровнем готовности учителя музыки к музыкально-лекторской деятельности, его потенциальными возможностями в этой деятельности и существующей системой профессиональной подготовки.

Исходя из актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы в теории и практике педагогического образования, избрана следующая тема исследования: "Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки".

Вышеизложенное обусловило цель, объект и предмет нашего исследования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий формирования музыкально-лекторской готовности учителя музыки на основе использования межпредметных связей в преподавании предметов историко-теоретического цикла.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов педагогического колледжа по специальности 0310 "Музыкальное образование".

Предмет исследования - процесс формирования готовности к музыкально-лекторской деятельности у студентов педколледжа.

На основании теоретического анализа проблемы и опыта преподавания музыкально-теоретических дисциплин в педагогическом колледже, была выдвинута следующая гипотеза исследования. Подготовка студентов к лекторской работе будет более эффективной, если: 1) обучение технике музыкально-лекторского мастерства осуществляется последовательно и целенаправленно на всех этапах учебно-воспитательного процесса колледжа; 2) зачеты и экзамены проводятся в форме лекторской подготовки, когда студент ставится в условия, аналогичные будущей профессиональной деятельности; 3) межпредметные связи выполняют функцию связующего звена между теоретической и практической подготовкой, способствуя своим содержанием и спецификой реализации поэтапному включению студентов в лекторскую деятельность.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучение состояния проблемы музыкально-лекторской подготовки будущих учителей музыки в научно-методической литературе и практике преподавания.

2. Раскрытие сущности и специфики реализации межпредметных связей в цикле историко-теоретических дисциплин как необходимого условия будущей лекторской деятельности учителя музыки.

3. Разработка методики формирования музыкально-лекторской готовности учителя музыки и ее экспериментальная проверка.

4. Составление практических рекомендаций для организации музыкально-лекторских форм работы и внедрение их в практику.

Методологической основой исследования являются философские представления о диалектическом характере процесса познания, единстве теоретической и практической деятельности, роли практики как критерия истины (Б.Г.Ананьев, М.С.Каган, Б.Ф.Ломов и др.); концепция деятельности, разработанная в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); положения о гуманизации педагогического образования, о системном и профес-сионально-деятельностном подходе к подготовке учителя.

Общетеоретической основой для разработки модели подготовки учителя музыки к музыкально-лекторской деятельности послужили: прогрессивные положения российской и зарубежной педагогики об активных методах обучения, формировании педагогического мастерства (Л.Ф.Спирин, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.); психологическая концепция о поэтапном формировании умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); результаты исследований, материалы публикаций в области музыкознания и музыкального просвещения (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, С.Т.Шацкий и др.); исследования по вопросам музыкального образования учителя (В.Н.Шацкая, О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.).

В процессе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме; изучение и обобщение передового опыта преподавания дисциплин историко-теоретического цикла в музыкально-педагогических училищах и колледжах; изучение и обобщение собственного многолетнего опыта преподавания музыкально-теоретических дисциплин в педагогическом училище и колледже; методы эмпирического исследования: анкетирование и интервьюирование студентов с последующей обработкой данных, обобщение независимых характеристик, наблюдение за учебной деятельностью студентов и ее анализ на разных этапах их лекторской подготовки; изучение учебной документации; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего и формирующего этапов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

- в научный аппарат введено понятие "музыкально-лекторская готовность учителя музыки", разработано его содержание как в общепедагогическом плане, так и применительно к специфике музыкально-педагогической деятельности;

- установлена целесообразность и необходимость музыкально-лекторской подготовки будущих учителей музыки на основе межпредметных связей;

- раскрыта специфика реализации межпредметных связей в цикле истори-ко-теоретических дисциплин;

- определены педагогические условия использования этих связей как средства формирования музыкально-лекторской готовности учителя;

- разработана и экспериментально проверена методика подготовки студентов к музыкально-лекторской деятельности, предусматривающая новые формы работы в общеобразовательной школе.

Практическая ценность исследования определяется следующими факторами:

1. Использование разработанной методики в учебной практике позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

2. Предложенная методика подготовки студентов к музыкально-лекторской деятельности может быть использована методистами, авторами пособий, преподавателями училищ и вузов, готовящих кадры для педагогических учебных заведений.

3. Представленная в исследовании тематика лектория ориентирует будущих учителей музыки на организацию внеклассных массовых форм работы (тематические лекцни-концерты^беседы о музыке, музыкально-литературные вечера, диспуты и др.).

Достоверность и объективность результатов исследования: научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на современных научных данных, отборе методов исследования в соответствии с его целью и задачами, по принципу взаимодополнения; сопоставлении результатов ряда экспериментов по качественному и количественному признаку; анализе процесса внедрения результатов исследования в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование музыкально-лекторской готовности студентов педагогического колледжа наиболее эффективно протекает в условиях музыкальной деятельности, объединяющей в единый комплекс содержание занятий по исто-рико-теоретическим дисциплинам. Преимущество комплексной деятельности состоит в том, что она опирается не только на обычные формы и методы работы, но и на игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развиваются профессионально-коммуникативные умения и навыки, образно-интонационное мышление студентов и активизируются их различные творческие проявления.

2. В процессе лекторской практики, предусматривающей расширение массовых музыкально-пропагандистских форм работы школьного учителя, происходит активное формирование коммуникативных способностей, таких как: отличная вербальная память, владение языком и развитым автоматизмом мгновенного отбора нужных языковых средств, умение публично мыслить и говорить, чувствовать аудиторию и контактировать с нею.

3. Активизации процесса формирования лекторско-речевых способностей средствами комплексной музыкальной деятельности способствуют: а) система методов, включающая метод дедуктивного изучения музыкальных произведений, интонационно-образного анализа, словесные методы обучения иждр., б) активное использование форм, обуславливающих формирование лекторско-речевых способностей - чтение книг о музыке, "микромоделирование" анализа музыкального произведения в контексте "стиля эпохи", проведение экспресс-лекций для детей разного возраста и др., в) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления обучаемых и предполагающее сотворчество педагога с ними.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в педагогическом колледже г.Смоленска. Результаты исследования докладывались в выступлениях: на Международной конференции в г.Москве ("Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития", 1999г.), Межрегиональной научно-практической конференции в г.Москве ("Профессиональная подготовка учителя музыки", 2000г.), Пятой Международной научно-практической конференции в г.Смоленске ("Образование, культура, христианство, их взаимодействие и миссия в XXI веке", 2000г.), на заседаниях кафедры методики и теории музыки Московского Государственного Открытого Педагогического Университета (2000, 2001 г.г.); результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций [Теоретические аспекты формирования музыкально-лекторских умений учителя музыки (1999); Просветительские идеи Д.Б.Кабалевского и О.А.Апраксиной в подготовке будущих учителей музыки (2000); К вопросу о концепции музыкально-лекторской подготовки учителя музыки в педагогическом колледже (2000); Общение как основа лекторского мастерства учителя музыки (2000)].

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Михейченкова, Елена Николаевна

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что большинство студентов достигло высокого уровня развития лекторско-речевых способностей. Низкий уровень не отмечен ни у одного из испытуемых, основной состав распределился между средним и высоким уровнем.

Определенные успехи, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также ряд новых возникших проблем и задач, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших исследований. Главной целью предстоящей исследовательской деятельности, на наш взгляд, должна стать разработка экспериментальной программы музыкально-лекторского обучения, как составной части музыкального воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях (ДМШ, ДШИ, педколледжи, педвузы и др.).

Рекомендации

Результаты опытно-педагогической работы по подготовке будущих учителей музыки к внеклассной музыкально-лекторской деятельности послужили основой для разработки практических рекомендаций.

1. На современном этапе обучения будущих учителей музыки в системе среднего педагогического образования, базирующегося на формировании личностных, профессионально-педагогических и педагогических способностей, необходимо включать музыкально-лекторскую подготовку.

2. Учитывая слабо сформированный интерес к профессии у студентов 1 курса, необходимо систематически осуществлять работу по формированию интереса и любви к избранной профессии учителя-музыканта, к музыкально-лекторской деятельности.

3. Исходя из специфики будущей педагогической деятельности учителя, как пропагандиста музыки, следует активизировать ориентирующую работу в этом направлении.

4. Психолого-педагогическую и музыкально-профессиональную подготовку будущего учителя необходимо строить на совокупности его готовности как к учебной, так и внеклассной работе, обращая пристальное внимание на массовые формы (музыкально-лекторская деятельность).

5. Необходимо систематизировать и стабилизировать связь музыкально-педагогического отделения колледжа со школой путем создания в базовых школах «Клубов любителей музыки», организаторами которых должны быть сами студенты.

6. Оказывая помощь в музыкально-эстетическом воспитании школьников, необходимо привлекать студентов к организации и осуществлению планомерных внеклассных занятий (лекции-концерты, беседы о музыке, музыкальные вечера).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к развитию коммуникативных качеств личности в целом и в музыкальной педагогике в частности сделал необходимым поиск новых форм и методов развития лекторского мастерства будущего учителя музыки.

Данная диссертационная работа является одним из исследований, где сделана попытка внести определенные коррективы в построение методики лекционной работы учителя музыки в общеобразовательной школе на основе использования межпредметных связей историко-теоретических дисциплин.

В диссертации вскрывается сущностная характеристика работы лектора-педагога с учащимися; обосновывается целесообразность использования межпредметных связей как средства формирования лекторской готовности учителя музыки и оказывающего благоприятное воздействие на воспитание познавательной активности, интеллектуальных умений и навыков, творческого мышления студентов.

Изучение научной литературы по исследуемой проблеме на методологическом, теоретическом, методическом уровнях исследования дало возможность охарактеризовать преподавание историко-теоретических дисциплин как систему, способствующую не только подготовке студентов к профессиональной деятельности, но и формированию лекторско-речевых способностей.

Система включает следующие методы работы, тесно взаимосвязанные между собой - дедуктивного изучения музыкальных произведений, словесные методы (беседа, рассказ, лекция о музыке), интонационно-образного анализа, метод деловой игры, стимулирующие формирование практических навыков мастерства речи.

В исследовании апробированы активные формы обучения (самостоятельное прослушивание музыки и чтение книг о ней, введение в рассказ прямой речи и диалога, использование опорно-музыкальных схем, сравнительно-сопоставительный анализ музыкальных произведений и др.), направленные на создание оптимальных педагогических условий, содействующих формированию музыкально-лекторских знаний, умений и навыков у студентов колледжа в процессе изучения предметов историко-теоретического цикла.

Сформулированная в исследовании гипотеза об успешном формировании готовности к музыкально-лекторской деятельности у студентов педагогического колледжа при условии применения разработанной автором системы методических средств и приемов подтвердилась.

Установлено, что предложенная автором методика в единстве преподавания сольфеджио, гармонии и музыкальной литературы является одной из наиболее эффективных для развития речевого мастерства будущего учителя музыки.

Доказано, что в процессе музыкально-лекторского обучения, предусматривающего различные серии заданий (как, например, проведение бесед у рояля для младших школьников, составление тезисных планов лекций, рассказов о музыке, создании музыкально-литератур ной композиции и ее исполнение), происходит активное формирование профессионально-коммуникативных умений и навыков, в числе которых можно выделить: умение планировать беседу, лекцию о музыке; композиционно построить сюжетную линию беседы, рассказа; точно оперировать языковыми средствами выразительности речи в соответствии с возрастными особенностями группы; отбирать и вводить музыкальный материал в текст беседы; образно и эмоционально выступить; приблизить текст рассказа к разговорной речи; использовать принципы сопоставления и сравнения в тексте беседы; навыки в технике выразительного публичного выступления (дыхание, голос, дикция).

Данные, полученные в результате констатирующей диагностики и динамики продвижения, демонстрируют существенные сдвиги в положительную сторону у студентов экспериментальной группы на каждом этапе их развития и о наиболее оптимальном построении процесса подготовки будущих учителей к внеклассным массовым формам работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михейченкова, Елена Николаевна, 2002 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. - 186 с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984. - 207 с.

3. Адамов Е.А. Методика чтения лекций по литературе и искусству. М: Знание, 1964.-39 с.

4. Адамов Е.А. О культуре речи пропагандиста. М.: Моск. рабочий, 1970. -77с.

5. Азаров Ю.П. Чувство, техника, мастерство. М., Знание, 1962. - 32 с.

6. Алексеев М.Н. Как читать лекцию в разных аудиториях. М.: Знание, 1979. -55 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: МГУ, 1980. 415 с.

8. Апеле А. Искусство речи: Учеб. пособие. Рига: Эвайгене, 1982. 132 с.

9. Апраксина О.А. Современные требования к школьному учителю-музыканту для общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в школе / Сост. О.А.Апраксина. М.: Музыка, 1982. - Вып. 15. - С. 32-43.

10. Апресян Г.З. Ораторское искусство. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МГУ, 1978.-278 с.

11. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-218 с.

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

13. Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе. Ярославль, 1985. - С. 5-17.

14. Арчажникова Jl.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 1986. -36 с.

15. Асафьев Б.В. Речевая интонация. -М.-Л.: Музыка, 1965. 136 с.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1 и 2. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 142 с.

18. Аушева И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 16с.

19. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: ЯрГУ, 1986. - 80 с.

20. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М.: Наука, 1991. -213 с.

21. Белова Н.К. Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1982. с.

22. Белостоцкая Н.Г. Работа лектора над речью: Краткие метод, рекомендации и упражнения. М.: Знание, 1974. - 61 с.

23. Белостоцкая Н.Г. Культура публичного выступления: Учебное пособие. -М.ВКШ, 1977.-103 с.

24. Белостоцкая Н.Г. Некоторые приемы диалогизации лекции. М.: Знание, 1987. - 18 с.

25. Бельчиков Ю.А., Кохтев Н.Н. Лектору о слове. М.: Знание, 1973. - 101 с.

26. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: Ун-т Рос. акад. образования. - 158 с.

27. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. -М.: Знание, 1980. 64 с.

28. Бершадская Т.С. О методике преподавания гармонии в музыкальных училищах: Метод, пособие. Л.: Музыка, 1969. - 39 с.

29. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. - 199 с.

30. Богачев Ю.П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. М.: Прометей, 1995.-278 с.

31. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

32. Бокщанина Е.А. Методика преподавания музыкальной литературы в училище: Учебник. -М.: Музгиз, 1961. 72 с.

33. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1974. - 23 с.

34. Васильева А.Н. Основы культуры речи. -М.: Русский язык, 1990. 247 с.

35. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. -142с.

36. Винокур Т.Г. Выразительность речи лекторов. М.: Знание, 1973. - 38 с.

37. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. - 111 с.

38. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. и со вступит, статьей А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. М.: АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

39. Гейлиг М.Ф. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. -М.: Музыка, 1966. 60 с.

40. Головин Б.Н. Основы теории речевой культуры: Учебное пособие. Горький, 1977.-63 с.

41. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 1988.-320 с.

42. Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. -М., 1988.- 159 с.

43. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей // Способы и интересы. М., 1962. - С. 232-244.

44. Гончаров И.Ф. Эстетический облик учителя в сознании школьников // Проблемы эстетического воспитания студентов педвузов в свете реформы школы: Межвед. сб. науч. тр. Л., 1988.

45. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. -М.: Наука, 1989.-254 с.

46. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. -77 с.

47. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Муз-гиз, 1962.- 116 с.

48. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учебное пособие. -М.: Музыка, 1975.- 160 с.

49. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. I. - М.: ГИС, 1955.-699 с.

50. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. - 205 с.

51. Дубовский И.И., Евсеев С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. -М.: Музыка, 1987. 480 с.

52. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1983.-32 с.

53. Елина Е.Г. Учимся у мастеров слова. М.: Знание, 1988. - 62 с.

54. Ерастов Н.П. Формирование стиля лекторской деятельности. М.: Знание, 1978.-40 с.

55. Ерастов Н.П. Сочетание требований логики и психологии в лекции. М.: Знание, 1980.-64 с.

56. Еременко Т.В. Формирование методов и приемов познавательной деятельности в изучении курса сольфеджио // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1991.

57. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982. 160 с.

58. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987,- 159 с.

59. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981. 159 с.

60. Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. -М.: Знание, 1970.-31с.

61. Зимняя И.А. Воздейственность выступления лектора. М.: Знание, 1975. -42 с.

62. Зимняя И.А. Психология и лекционная пропаганда. -М.: Знание, 1978. 40с.

63. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.: Просвещение, 1978. 159 с.

64. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка. -М., 1985.

65. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи: В помощь слушателям школ молодого лектора. М.: Знание, 1978. - 124 с.

66. Иванова С.Ф. Курс лекторского мастерства: Лекции, задания, упражнения. -Ч. I, II и III.-М.: Знание, 1981.- 194 с.

67. Иванова С.Ф. Лекторское мастерство. М.: Знание, 1983. - 111 с.

68. Иванова С.Ф., Минеева С.А. Тем, кто учит лекторов. М.: Знание, 1985. -176с.

69. Игольникова И.В. Формирование готовности учителя музыки к обучению игре на фортепиано детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-31 с.

70. Ильин Е.Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя. М.: Педагогика, 1982,- 110 с.

71. Ильин Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1986.-32 с.

72. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. -333 с.

73. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы (экспериментальная), 1-3 кл. М.: Просвещение, 1977. - 118 с.

74. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978. - С. 58-93.

75. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. -М.: Советский композитор, 1982.-214 с.

76. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой). 4-7 кл. - М.: Просвещение, 1983.- 174 с.

77. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

78. Какимова З.Ш. Вопросы подготовки будущего учителя к эстетическому воспитанию учащихся казахских сельских школ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1984. - 26 с.

79. Калыбекова А.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя музыки к работе по эстетическому воспитанию школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1987. - 23 с.

80. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Обзорная информация. -М.: НИИВШ, 1977. 64 с.

81. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1986.- 190 с.

82. Касаткин С.Ф. Обратная связь в устном выступлении. -М.: Мысль, 1984. -116с.

83. Клычникова З.И. Методика подготовки и проведения публичного выступления: Лекции, беседы. -М.: Знание, 1966. 48 с.

84. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1997. - 51 с.

85. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955.

86. Кондратьева О.В. Пропагандист и слушатели: техника аудиторного общения: Учебное пособие. М., 1988. - 59 с.

87. Кондратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения. Гродно, 1982.

88. Конышева Н.М. Формирование профессиональной готовности учителя к эстетическому воспитанию младших школьников в процессе его подготовки в педагогическом институте. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. -51с.

89. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. - 190 с.

90. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1983.

91. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. -М., 1960. 71 с.

92. Костомаров В.Г. Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970. -403 с.

93. Кохтев Н.Н. Речевое мастерство лектора. М.: Знание, 1987. - 62 с.

94. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М.: Моск. рабочий, 1988. - 223 с.

95. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431 с.

96. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.

97. Кузьмина Н.В., Кухарев И.В. Психологическая структура деятельности учителя: Текст лекций. Гомель: ГГУ, 1976. - 75 с.

98. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. -166с.

99. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш.шк., 1990. - 117 с.

100. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. -96 с.

101. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству (сущность и содержание педагогического мастерства). -М.: Просвещение, 1990. -159с.

102. Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. 2-е изд., перераб., доп. -М.: Наука. 1978.-224 с.

103. Лаптева О.А. Грамматика устного высказывания // Вопр. языкознания. 1980.-№2.-С. 45-60.

104. Лаптева О.А. Устная научная речь: изучение и обучение // Русский язык за рубежом. 1983. - №5. - С. 66-69; - №6. - С. 53-60.

105. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. - 245 с.

106. Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А.Леонтьева и Т.В.Рябовой. М.: МГУ, 1967. - С. 6-16.

107. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.

108. Леонтьев А.А. Психологические механизмы и пути воспитания умелой публичной речи. -М.: Знание, 1972. 38 с.

109. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту: Тарт.ун-т, 1974. - 219 с.

110. Леонтьев А.А. Лекция как общение. М.: Знание, 1974. - 39 с.

111. Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора. М.: Знание,, 1979. -43с.

112. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. М.: Знание, 1981.-80 с.

113. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. и доп. - М.Нальчик: Изд.центр «Эль-Фа», 1996. - 93 с.

114. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. - 287 с.

115. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997.-364 с.

116. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

117. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.

118. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Спб., при Императорской Академии наук, 1748. - 315 с.

119. Лысенко В.Г. Формирование музыкально-просветительских умений учителя начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1989. -16с.

120. Макаренко А.С. Мои педагогические воззрения // Собр. соч. в 7 томах. -Т.5.-М., 1958.-С. 277-307.

121. Манашевич Г.А. Рефлексия и ее роль в работе учителя иностранного языка // Формирование профессионально значимых умений в теоретической и практической подготовке учителей иностранных языков. М., 1987. -С. 24-30.

122. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

123. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1975. - 256 с.

124. Медушевский В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы. Автореф. дис. . докт.искусствоведения. - М., 1983. - 46 с.

125. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Издат. об-ние «Композитор», 1993. -265 с.

126. Методика воспитательной работы / под ред. Л.И.Рувинского. М.: Просвещение, 1989. - 333 с.

127. Михневич А.Е. О стиле публичной лекции. Минск, 1969. - 22 с.

128. Михневич А.Е. Об особенностях публичной лекции для молодежи. -Минск, 1971.-20 с.

129. Михневич А.Е. и др. Лекторское мастерство / А.Е.Михневич, Р.Н.Тартаковский, Г.И.Хорошко. Минск: Высш. школа, 1975. - 259 с.

130. Михневич А.Е. Введение в методику лекционной пропаганды: Пособие для школ молодого лектора. Минск: Высш. школа, 1982. - 159 с.

131. Михневич А.Е. Диалог с аудиторией. Минск: Знание, 1986. - 23 с.

132. Михневич А.Е. Композиция научно-популярной лекции. Минск: Знание, 1986.-23 с.

133. Михневич А.Е. , Тартаковский Р.Н. Методика лекционной пропаганды: Методическое пособие. Минск: Высш. школа, 1986. - 232 с.

134. Михневич А.Е. От монолога к диалогу: О формах и методах активизации общения лектора. Минск, 1988. - 21 с.

135. Михневич А.Е. Методические типы лекций: традиции и поиск новых форм. Киев, 1989. - 20 с.

136. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. ред. В.И.Шестакова. М., 1966. - 574 с.

137. Назайкинский Е.И. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

138. Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио. Л.: Музыка, 1985. -182 с.

139. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 4-е изд. - М.: Музыка, 1982. -300 с.

140. Никулыиин В.Я. Взаимодействие музыки и речи в воспитании музыкальной восприимчивости школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. JL, 1978. - 16 с.

141. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Знание, 1981. - 352 с.

142. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. - М.: Политиздат, 1989. - 254 с.

143. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.

144. Одинцов В.В. Стилистический анализ публичного выступления. М.: Знание, 1973. - 55 с.

145. Одинцов В.В. О композиции и стиле лекции. М.: Знание, 1975. - 48 с.

146. Одинцов В.В. Структура публичной речи. М.: Знание, 1976. - 80 с.

147. Одинцов В.В. О форме изложения лекционного материала. М., 1979. -40с.

148. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. - 263 с.

149. Одинцов В.В. Какой быть методике лекционной пропаганды? -М.: Знание, 1981.- 144 с.

150. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. -350 с.

151. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Под ред. И.Я.Зязюна. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

152. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио: Пособие для педагогов. 2-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1970. - 296 с.

153. Павлов И.П. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1951. - 583 с.

154. Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1972. -№7.

155. Панько Е.А. Некоторые особенности социальной перцепции воспитателя // Психология учителя: Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР.-М., 1988.

156. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. -JL: Лениздат, 1967. - 262 с.

157. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.

158. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х томах / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1961-1965.

159. Полищук Г.Г. Язык научно-популярной лекции. М., 1982. - 40с.

160. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - 447 с.

161. Путляева Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения / Под ред. А.А.Вербицкого. М., 1983.

162. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М., 1991.- 139 с.

163. Рахимбаева И.Э. Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к воспитательной работе в школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1991.- 16 с.

164. Ридняк М.И. Методика подготовки и чтения лекции по вопросам музыкальной культуры. Пермь: Знание, 1972. - 60 с.

165. Риторика и стиль / Под ред. Ю.В.Рождественского. М.: МГУ, 1984. -136с.

166. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека / Пер. с англ. М.М.Исениной. 2-е изд. - М.: Прогресс, 1998. - 479 с.

167. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. - М., 1993.

168. Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М.: Высш. школа, 1979.-221 с.

169. Рождественский Ю.В. Современная риторика: становление и проблемы // Вопросы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1988. - С. 12-34.

170. Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. М.: Знание, 1989. -64с.

171. Розенталь Д.Э. Культура речи. 3-е изд. - М.: МГУ, 1964. - 140 с.

172. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сост. А.Л.Готсдинер. Л.: Музыка, 1980. - 140 с.

173. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. М., 1973.

174. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1987. 15 с.

175. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Минск: Наука, 1998. -319с.

176. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1962. - 504 с.

177. Серединская В.А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. -М.: Музгиз, 1962.-92 с.

178. Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания // Вопросы философии. 1979. - №9. - С. 137-142.

179. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-446 с.

180. Скуратова Э.Н. Формирование готовности студентов консерватории к музыкально-пропагандистской деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Минск, 1990. - 15 с.

181. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160с.

182. Сластенин В.А. О критериях формирования социально-активной личности будущего учителя // Формирование социально-активной личности вусловиях развитого социализма. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1983. - С. 147-155.

183. Словарь русского языка: В 4-х т. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.П.Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1981 - 1984.

184. Соловьева О.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических вузов к работе по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1988. - 15 с.

185. Сопер Поль. Основы искусства речи: Пер. с англ. 3-е изд. - М.: Яхтсмен, 1995.-416 с.

186. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968. -103 с.

187. Сочень Т.С. Обучение студентов рефлексии при решении педагогических задач // Совершенствование профессиональной подготовки студентов в процессе решения психолого-педагогических задач. Смоленск, 1983. -С. 23-30.

188. Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе): Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1981. - 30 с.

189. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Т.2. - 4.1: Работа над собой в творческом процессе переживания. - М., 1989. - 508 с.

190. Т.З. 4.II: Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. -М., 1990.

191. Степанов А.А. Методика преподавания гармонии. М., 1983.

192. Степанов А.В. Язык и стиль лекции. М.: Политиздат, 1964. - 78 с.

193. Степанов В.А., Толмачев А.В. Спутник оратора. М.: Советская России, 1966.-352 с.

194. Сурова Н.В. Культура речи лектора и стиль научно-популярной лекции. -Киев: Знание, 1976. 22 с.

195. Суслова Т.Д. Формирование профессиональной готовности у студентов педагогических вузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1985.

196. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.

197. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1982.

198. Теория речевой деятельности: проблемы психолингвистики / Под ред. А.А.Леонтьева. М.: Наука, 1968. - 271 с.

199. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды в 2-х т.-М., 1985.-Т. 1.

200. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии / Предисл. Н.Г.Привано. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Музыка, 1966. - 223 с.

201. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 томах. Т.З. - Педагогические статьи (1862-1870). -М.-Л.: Акад.пед.наук РСФСР, 1948. - 692 е.

202. Фатеева Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1984. - 16 с.

203. Халикова Г. Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-пропагандистской работы: Автореф. дис, . .канд. пед. наук. Ташкент, 1979. - 20 с.

204. Хараш А.У. Лекционная аудитория: социально-психологический аспект. -М., 1972.-41 с.

205. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика / Под ред. В.А.Сластенина, Ю.П.Сокольникова. М.: Магистр, 1992. - 159 с.

206. Холопов Ю.Н. Задания по гармонии. М., 1983.

207. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. Ч. I: Музыкальное произведение как феномен. - М., 1990. - 138 с. - Ч. II: Содержание музыкального произведения. - М., 1990. - 121 с.207.208.209.210.211,212,213,214215216217218219220221

208. Цеплитис JI.К., Катлане Н.Я. Теория публичной речи. Рига: Зинатне, 1971.- 119с.

209. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с ла-тин. Ф.А.Петровского. М.: Наука, 1972. - 471 с.

210. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -176 с.

211. Чихачев В.П. Обучение лекторов искусству устной пропаганды. Л., 1975.-24 с.

212. Чихачев В.П. Лекция как вид ораторского искусства. Л., 1976. - 23 с. Чихачев В.П. Культура и техника речи // Слово лектора. - 1977. - №12. -С. 51-58.

213. Чихачев В.П. Школа молодого лектора при высшем учебном заведении. -Л., 1979.-23 с.

214. Чихачев В.П. Лекция как вид ораторского искусства. М., 1979. - 25 с. Чихачев В.П. Техника речи пропагандиста. - М.: Моск. рабочий, 1981. -88 с.

215. Чихачев В.П. Диалог с коллективным собеседником. М.: Знание, 1981. -64 с.

216. Чихачев В.П. Функции современной лекции. М., 1986. - 16 с. Чихачев В.П. Речевое мастерство пропагандиста. - М.: Моск. рабочий, 1987.- 141 с.

217. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М.: Знание, 1987. - 96 с.

218. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. -М.: Педагогика, 1975. 200 с.

219. Шацкий С.Т. Повышение качества урока // Избр. соч. в 2-х т. М., 1980. -С. 285-294.

220. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967.- 266 с.

221. Щербаков А.И. Профессиограмма учителя советской школы // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. М., 1976.-С. 23-24.

222. Школяр Л.В. Нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки: Автореф. дис. . канд. пед.наук. -М., 1982. 18 с.

223. Шоу Б. О музыке и музыкантах: Сб. статей / Предисл. И.Бэлзы. М.: Музыка, 1965.-338 с.

224. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1987. - 300 с.

225. Яворский Б.Л. Избранные статьи. М., 1976.

226. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. -М.: Знание, 1973.-40 с.

227. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1980.- 115 с.

228. Jackobson R. Closind Statement // Linguistics and Poetics Style in Language / Ed. T. Sebeok. Cambr, 1960.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.