Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Казаринова, Татьяна Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Казаринова, Татьяна Александровна
Введение.
1. Проектирование музыкальной деятельности школьников будущими учителями начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже
1.1. Проектировочная деятельность учителей начальных классов как педагогическая проблема.
1.2.Организации музыкальной деятельности школьников учителями начальных классов.
1.3. Музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже.
Выводы по первой главе. ц 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у будущих учителей начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.
2.2. Методика формирования у студентов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников.
2.3. Контрольный этап и результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование мотивов музыкально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов1997 год, кандидат педагогических наук Новикова, Любовь Павловна
Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе1985 год, кандидат педагогических наук Суслова, Тамара Дмитриевна
Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников2004 год, кандидат педагогических наук Михалева, Валентина Васильевна
Формирование у будущих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в процессе музыкально-педагогической подготовки в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Дьяченко, Ирина Юрьевна
Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников1984 год, кандидат педагогических наук Фатеева, Надежда Ильинична
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки»
Актуальность исследования. Одной из задач общеобразовательной школы является формирование духовного мира ребенка, развитие его эстетических чувств. Применению искусства в системе обучения и воспитания школьников, в том числе учащихся начальной школы, придавали большое значение педагоги прошлого и настоящего (Д.Б.Кабалевский, П.Ф.Каптерев, Е.В.Квятковский, Н.М.Ковин, Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский,
A.А.Шеншин). Специальные исследования (Е.А.Адамович, И.П.Глинская,
B.Г.Горецкий, Н.Л.Гродзенская, Е.С.Жарикова, М.А.Завадская, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, В.Н.Кириенко, Е. Д.Критская, М.А.Омарокова, П.Н.Салтыкова) выявили два эффективных пути применения искусства в процессе обучения школьников: изучение искусства на дисциплинах данной предметной области (музыка, литература, изобразительное искусство) и включение различных видов искусства, в том числе и музыкального, в другие школьные дисциплины и внеучебную деятельность. В связи с этим рядом авторов (Л.А.Безбородова, Л.В.Горюнова, М.С.Осеннева, В.Н.Шацкая) выделяются такие направления работы учителя начальных классов по организации музыкальной деятельности школьников, как музыкально-просветительское и художественно-образовательное. Первое направление предполагает включение музыкального искусства во внеучебную деятельность младших школьников, второе — в содержание различных уроков: изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром. В каждом из данных направлений выработаны свои методы и приемы организации музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы, реализация которых предполагает определенную подготовку самого учителя.
В квалификационных требованиях государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования указывается на необходимость профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к реализации данных направлений деятельности, для чего учитель «должен знать содержание и. владеть умениями организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях» [44. С.6].
Анализ работы и результаты опросов будущих учителей начальных классов относительно применения музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе в начальной школе свидетельствуют о наличии у них трудностей в организации указанных направлений профессиональной деятельности. Данная ситуация обусловлена, отчасти тем, что содержание музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов во многом дублирует методику музыкального образования учителей музыки. В работах ряда авторов (Е.И.Банникова, А.В.Доросинская, Е.Н.Котышева) подчеркивается, что студенты педагогических колледжей, как правило, не имеют предпрофессионального музыкального образования, вследствие чего они знакомы с ограниченным объемом музыкальных произведений различных жанров, стилей и направлений, не могут качественно исполнять вокальные и инструментальные музыкальные произведения. Все это затрудняет организацию студентами различных видов музыкальной деятельности младших школьников и проектирование способов применения музыки в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
Однако исследования музыкальных предпочтений будущих учителей начальных классов дают основания считать, что студенты осознают значимость музыкального искусства в жизни человека и тяготеют к восприятию классической музыки (Л.С.Зац). Это доказывает, что будущие учителя начальных классов при соответствующей подготовке могут стать «просвещенными дилетантами» (П.П.Блонский), которые чувствуют, понимают и любят музыку и будут воспитывать эти чувства у детей, формируя, в свою очередь, «не музыканта, а прежде всего - человека» (В.А.Сухомлинский).
В работах Б.В.Асафьева, О.А.Апраксиной, Л.А.Безбородовой, И Н.Л.Гродзенской, Д.Б.Кабалевского, М.С.Осенневой, В.Н.Шацкой,
J1.В.Школяр и др. указывается, что восприятие музыкальных произведений является основой всех видов музыкальной деятельности школьников. В процессе освоения методики музыкального воспитания в педагогическом колледже будущие учителя начальных классов знакомятся с различными видами музыкальной деятельности детей. Однако анализ учебных программ и методических пособий, касающихся музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов, позволяет сделать вывод, что в них не всегда предусматривается получение студентами знаний о способах применения музыки, активизирующих восприятие детьми музыкального материала на уроках и во внеучебной деятельности. Будущие учителя начальных классов ^ обычно используют музыку как эмоциональный фон или как музыкальную иллюстрацию тем проектируемых уроков и внеклассных мероприятий (В.И.Юдина). Очень редко студентами планируется применение музыки с целью познания детьми содержания музыкального произведения через интонацию, что является основой интонационно-образного способа освоения музыкального искусства в целом.
Каждый способ организации музыкальной деятельности имеет логико-конструктивный, объективно-субъективный и рефлексивно-диалогический аспекты (Э.Б.Абдуллин), по-своему проявляющиеся в работе учителя начальных классов и учителя музыки. Это обусловлено различиями в содержании проектируемой и организуемой ими музыкальной деятельности детей. Но умения определить цель, подобрать способы Щ организации и осуществить анализ результатов музыкальной деятельности младших школьников являются общими умениями и для учителя музыки, и для учителя начальных классов. В связи с этим одной из главных задач музыкальной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже становится формирование у студентов умений проектировать музыкальную деятельность школьников. Основой практических действий учителя по планированию . педагогического процесса является подбор адекватных цели (предполагаемому результату) способов применения музыки в учебно-воспитательном процессе. Именно эти умения ряд авторов (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов) рассматривает в качестве основных проектировочных умений учителя как соответствующие элементам структуры деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
На необходимость формирования у учителя начальных классов проектировочных умений указывается в государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», согласно которому «будущий учитель должен уметь анализировать, планировать (проектировать) и ^ оценивать образовательный процесс и его результаты (уроки и внеклассные мероприятия)». Данные требования относятся и к проектированию музыкальной деятельности младших школьников учителями начальных классов как одному из аспектов их профессиональной деятельности. Однако методика формирования у учителя данных умений разработана недостаточно.
Анализ научных работ и состояния образовательного процесса в педагогическом колледже позволяют выделить следующие противоречия:
- между необходимостью организации учителем начальных классов музыкально-просветительского и художественно-образовательного направлений работы и недостаточной подготовленностью выпускника щ педагогического колледжа к проектированию и реализации данных аспектов своей профессиональной деятельности;
- между теоретической разработанностью вопросов, касающихся проектирования педагогической деятельности и недостаточной методической обоснованностью основных проектировочных действий, осуществляемых учителем начальных классов при планировании способов применения музыки в учебно-воспитательном процессе;
- между требованиями государственного образовательного стандарта ** к формированию у учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников и недостаточной разработанностью в содержании подготовки студентов в педагогическом колледже методики формирования умений проектировать музыкальную деятельность школьников.
Указанные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования: каким образом умения проектировать музыкальную деятельность школьников могут формироваться у будущего учителя начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже?
Обозначенная проблема определила выбор темы исследования: ^ «Формирование умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа в процессе музыкально-педагогической подготовки».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования умений проектировать музыкальную деятельность школьников у будущих учителей начальных классов в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже.
Объект исследования - процесс музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже.
Предмет - методика формирования умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников у студентов педагогического колледжа.
В основу диссертационного исследования положена следующая гипотеза. Формирование умений проектировать музыкальную деятельность школьников в процессе получения музыкального образования в педагогическом колледже будущими учителями начальных классов будет возможно, если:
- музыкально-педагогическая подготовка студентов в педагогическом колледже будет состоять из трех этапов (проблемно-ориентировочного, организационно-деятельностного и экспертно-аналитического), предполагающих формирование у будущих учителей умений определять цель применения музыки, подбирать адекватные цели способы ее применения, а также умение устанавливать соответствие цели, способов и предполагаемого результата применения музыки в учебно-воспитательном процессе в начальной школе;
- вооружить студентов знаниями о декоративном, иллюстративном и интонационно-образном способах применения музыки в учебной и во внеучебной деятельности младших школьников; <
- содержание музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже будет интегрировано с научно-исследовательской работой и педагогической практикой студентов.
Для достижения поставленной цели и проверки истинности выдвинутой гипотезы необходимо было решить задачи:
1. Изучить в педагогической теории и практике состояние проблемы формирования у учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников.
2. Выделить принципы методики формирования у учителя начальных классов умений проектировать способы применения музыки в учебно-воспитательном процессе.
3. Определить этапы, формы, методы и средства формирования у студентов педагогического колледжа умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников.
4. Проверить путем опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной методики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения теории деятельности о ее структуре, основных элементах и содержании (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), система научных взглядов об организации учебной деятельности (Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, А.К.Маркова, М.Н.Скаткин, Г.И.Щукина и др.), теория педагогического проектирования (В.В.Беспалько, В.В.Безрукова, В.Я.Дубровский, Е.С.Заир-Бек, К.М.Кантор,
Л.А.Кузьмичева, В.В.Краевский, И.К.Лернер, В.Е.Родионов, И.Г.Шедрик, Г.П.Щедровицкий и др.), интонационная теория (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский) и идеи об организации процесса восприятия музыки слушателем-немузыкантом (Д.К.Кирнарская, В.Н.Холопова и др.), теоретические исследования педагогов содержания музыкального образование будущих учителей (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, А.Ф.Лобова, О.В.Ощепкова, Г.С.Ригина, В.А.Школяр, М.Г.Цыпин и др.), идеи педагогов-музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в развитии личности школьника (О.А.Апраксина, П.П.Блонский, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая и др.).
В ходе исследования использовались методы: теоретические: изучение, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ процесса профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа; сравнительный анализ результатов рейтингового оценивания студентов; анализ нормативных документов, учебных планов и программ профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже; эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; метод рейтинговой экспертной оценки.
Исследование проводилось в течение 2001-2005 г.г. в условиях естественно протекающего образовательного процесса на базе специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в ^ Свердловском областном педагогическом колледже.
Выделенные цель, задачи и гипотеза обусловили логику исследования, которое условно можно подразделить на три этапа.
На первом этапе работы (2001-2002 г.г.) осуществлялось информационное и понятийно-терминологическое обеспечение темы исследования в процессе изучения и анализа литературы; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; разрабатывалась методика и проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе работы (2002-2004г.г.) проводилась апробация методики формирования проектировочных умений учителя, анализ и обработка результатов ее внедрения в образовательный процесс Й педагогического колледжа.
На третьем этапе исследования (2004-2005 г.г.) происходило оформление результатов опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных данных, формулирование выводов, определялось соотношение выводов по эксперименту и гипотезы исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Разработана методика формирования у учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников, реализуемая в трех этапа (проблемно-ориентировочном, организационно-деятельностном и экспертно-аналитическом) и базирующаяся на интеграции содержания дисциплин «Музыка и методика преподавания», «Основы исследовательской работы студентов» и педагогической практики. Ш
2. Подобран комплекс методов реализации методики (метод моделирования творческого процесса, информационно-перцептивный метод, метод проблемного изложения, эвристический метод, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод проектов), форм лекции, практические занятия, индивидуальные музыкальные занятия, индивидуальное консультирование, учебные деловые игры, групповой анализ) и средств (методические пособия, дневники, рабочие тетради, образцы конспектов, педагогические проекты и проекты образовательной программы Intel «Обучение для будущего»).
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается:
- в обосновании принципа интегративности в методике формирования умений проектировать музыкальную деятельность школьников учителем начальных классов, согласно которому получение знаний о способах применения музыки в учебно-воспитательном процессе, а также формирование умений проектировать музыкальную деятельность школьников происходит в процессе музыкально-педагогической подготовки, объединенной с научно-исследовательской работой и педагогической практикой студентов в педагогическом колледже;
- в выявлении значимости умений определять цель применения музыки, подбирать адекватные цели способы и устанавливать соответствие цели, способов и предполагаемого результата применения музыки в учебно-воспитательном процессе для проектирования музыкальной деятельности школьников учителем начальных классов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения (методические пособия, диагностический и экспертный инструментарий) процесса формирования у будущих учителей начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников при организации музыкально-педагогической подготовки студентов в педагогическом колледже.
Апробация опытно-экспериментальной работы проводилась в процессе педагогической деятельности соискателя на базе Свердловского областного педагогического колледжа. Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях и заседаниях кафедры пения и методики музыкального воспитания УрГПУ, научно-методического совета и кафедр Свердловского областного педагогического колледжа. Основные идеи диссертационного исследования представлялись на всероссийских и региональных научно-практических конференциях (2003, 2004, 2005г.г.), а также нашли отражение в публикациях в сборниках научных статей и тезисов докладов (Москва-Чебоксары, Екатеринбург, Оренбург, Красноярск).
Результаты исследования внедрены в практику профессиональной подготовки студентов в Свердловском областном педагогическом колледже, Ирбитском государственном педагогическом училище, Тюменском педагогическом колледже № 1.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основными умениями проектирования учителем начальных классов музыкальной деятельности школьников являются: умение определять цель применения музыки на уроках и во внеучебной деятельности, умение подбирать способы ее применения (декоративный, иллюстративный, интонационно-образный), а также умение устанавливать соответствие цели, способов и предполагаемого результата применения музыки в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
2. Основой методики формирования у учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников является принцип интегративности, реализация которого обусловила объединение содержания музыкально-педагогической подготовки, исследовательской работы и педагогической практики студентов педагогического колледжа.
3. Методика формирования у студентов педагогического колледжа умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников состоит из трех этапов (проблемно-ориентировочного, организационно-деятельностного и экспертно-аналитического), реализуется при помощи комплекса методов (метод моделирования творческого процесса, информационно-перцептивный метод, метод проблемного изложения, эвристический метод, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод проектов), форм (лекций, практических занятий, индивидуальных музыкальных занятий, индивидуального консультирования, учебных деловых игр, группового анализа), а также специально подобранных средств (методических пособий, дневников, рабочей тетради, эталонов конспектов педагогических проектов образовательной программы Intel «Обучение для будущего»).
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Воспитание художественного вкуса будущего учителя начальных классов: на материале вокально-хоровой работы2008 год, кандидат педагогических наук Умеркаева, София Шавкатовна
Музыкально-педагогическая подготовка учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования в Таджикистане2006 год, кандидат педагогических наук Хайруллоев, Бахриддин
Формирование готовности будущего учителя к реализации аксиологического подхода в музыкальном воспитании младшего школьника2000 год, кандидат педагогических наук Ланцова, Татьяна Ивановна
Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества1997 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: На материале муз. подготовки учителей нач. кл.1996 год, кандидат педагогических наук Ахмадеева, Рида Ахнафовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Казаринова, Татьяна Александровна
Выводы по второй главе
Проведенная опытно-экспериментальной работа по формированию у студентов педагогического колледжа умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников в процессе музыкально-педагогической подготовки позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование у будущих учителей начальных классов умений проектировать музыкально-просветительскую и художественно-образовательную работу в начальной школе предполагает определение критериев их сформированности, которыми являются целеполагание (цель применения музыки на уроках и во внеучебной деятельности), способы организации деятельности (способы применения музыки в учебно-воспитательном процессе) и анализ результатов (проектирования способов применения музыки). Оценку сформированности проектировочных умений возможно производить в соответствии с исходным, минимальным, достаточным и оптимальным уровнями.
2. Проведение диагностических и контрольных срезов возможно осуществлять при помощи экспертного инструментария, которым является система рейтинговой оценки уровня сформированности у студентов основных умений проектировать музыкальную деятельность школьников, а также при использовании методов анкетирования и творческого задания.
3. Методика формирования у будущего учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников состоит из трех этапов: проблемно-ориентировочного, организационно-деятельностного и экспертно-аналитического, и осуществляется при помощи комплекса методов (метод моделирования творческого процесса, информационно-рецептивный метод, метод проблемного изложения, эвристический метод, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод проектов). Формами организации деятельности являются лекции, практические занятия, индивидуальные музыкальные занятия, индивидуальное консультирование, учебные деловые игры, групповой
116 анализ. К числу наиболее значимых средств реализации экспериментальной методики относятся специально разработанные методические пособия, «Дневник музыкальных впечатлений студента», «Рабочая тетрадь по практике», образцы конспектов уроков и внеклассных мероприятий, педагогические проекты и проекты образовательной программы Intel «Обучение для будущего».
4. Реализация экспериментальной методики предполагает наличие определенной таксономии целей: от формирования у студентов общих представлений о целесообразности применения музыки при проектировании учебно-воспитательного процесса в начальной школе — через организацию деятельности по формированию проектировочных умений - к анализу и оценке достигнутого уровня сформированности у студентов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников.
5. Промежуточные срезы уровня сформированности у студентов умений проектировать музыкальную деятельность школьников целесообразно осуществлять методом рейтингового оценивания в конце каждого цикла экспериментальной методики, что позволяет судить о динамике уровня сформированности исследуемых умений в экспериментальной группе студентов. При проведении контрольного этапа опытно-экспериментальной работы кроме методов, использованных при проведении диагностики, включались и дополнительные задания, например, разработка индивидуального музыкального портфолио (портфеля) учителя начальных классов, представляющего собой пакет рабочих материалов, в который входят спроектированные студентами уроки, внеклассные мероприятия и педагогические проекты с применением музыки.
6. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы позволил установить, что методика формирования умений проектировать музыкальную деятельность школьников в ЭГ привела к комплексному повышению среднего рейтингового балла по всем исследуемым критериям.
Заключение
Изучение в педагогической теории вопроса проектирования педагогической деятельности выявило потребность разработки методики формирования у учителя начальных классов умений проектировать различные аспекты своей профессиональной деятельности, в том числе музыкальной деятельности школьников.
В результате исследования было выявлено, что основой методики формирования у будущего учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников является принцип интегративности, предполагающий объединение содержания музыкальной подготовки, научно-исследовательской работы и педагогической практики студентов в педагогическом колледже. Реализация принципа интегративности способствует более эффективному формированию у студентов умения проектировать цель (планируемый результат) применения музыки, умения подобрать способы применения музыки в учебно-воспитательном процессе и умения сопоставить и проанализировать адекватность цели, способов и фактически полученных результатов проектирования музыкальной деятельности младших школьников.
Разработанная в процессе исследования методика формирования у будущего учителя начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность школьников имеет три этапа реализации - проблемно-ориентировочный, организационно-деятельностный и экспертно-аналитический), предполагающих применение комплекса методов (моделирование творческого процесса, информационно-перцептивный, проблемное изложение, эвристический, интонационно-стилевое постижения музыки, метод проектов), форм (лекция, практическое занятие, индивидуальное музыкальное занятие, индивидуальное консультирование, учебная деловая игра, групповой анализ) и средств (методические пособия, дневники и рабочие тетради, образцы конспектов студентов, педагогические проекты и проекты образовательной программы Intel «Обучение для будущего»).
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала # эффективность разработанной методики формирования у будущих учителей начальных классов умений проектировать музыкальную деятельность младших школьников в процессе музыкально-педагогической подготовки в педагогическом колледже, что свидетельствует о достижении поставленной в исследовании цели и доказанности выдвинутой гипотезы.
Перспективы нашей работы связаны с дальнейшей теоретической разработкой вопросов, связанных с формированием у будущих учителей начальных классов умений проектировать способы применения игры на шумовых музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений и пения в учебной и во внеучебной деятельности младших школьников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Казаринова, Татьяна Александровна, 2005 год
1. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования : учеб. пособие к спецкурсу «Основы метод, культуры учителя музыки» / Э. Б. Абдуллин ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М.: МПГУ, 1990. - 186 с.
2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. — М. : Просвещение, 1983.- 111 с.
3. Алиев Ю. Б. Музыка и ее воспитательная функция / Ю. Б. Алиев // Домаш. воспитание. 1998. - № 4. - С. 57-61.
4. Альбуховская-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Альбуховская-Славская. М. : Наука, 1980. - 335 с.
5. Аминов Н. А. Модели управления образованием и стили преподавания / Н. А. Аминов // Вопр. психологии. 1994. - № 2. - С. 37-40.
6. Андрюхина Л. М. Культура и стиль: педагогические тональности / Л. М. Андрюхина ; Ин-т Развития Регион. Образования Свердл. Обл. (ИРРО). Екатеринбург : ИРРО, 1993.- 186 с.
7. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. М. : Просвещение, 1983. - 221 с.
8. Апраксина О. А. Современные требования к учителю-музыканту и задачи музыкально-педагогических факультетов / О. А. Апраксина // Музыка в шк. 1983. -№ 1. - С. 30-35.
9. Асафьев Б. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию / Б. Асафьев // Музыка в шк. 1984. -№ 3. - С. 18-23.
10. Ю.Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л.,1963.-365 с.
11. П.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования / Ю. К. Бабанский. М. : Педагогика, 1982.- 192 с.
12. Банникова Е. И. Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов / Е. И. Банникова // Нач. шк. 2003. - № 8. - С. 102105.
13. Бегак Б. Воспитание искусством : для учителей нач. кл. / Б. Бегак. М. : Просвещение, 1981. - 94 с.
14. Бедерханова В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учеб. пособие / В. П. Бедерханова, П. Б. Бондарев ; Краснодар, краев, ин-т дополн. проф. пед. образования. Краснодар, 2000. - 54 с.
15. Безбородова Я. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие для студентов муз. фак. педвузов / JI. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М. : Академия, 2002. -416с.
16. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В. С. Безрукова ; Свердл. инженер.-пед. ин-т. -Екатеринбург, 1994. 152 с.
17. Белянкова Н. М. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор воспитания личности / Н. М. Белянкова // Нач. шк. 2004. - № 9. - С. 59-62.
18. Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М. : Высш. шк., 1989. - 141 с.
19. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
20. Болотова В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотова, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. - № 10.-С. 8-14.
21. Борисова В. А. Из опыта проведения интегрированных занятий / В. А. Борисова, Л. Н. Докучаева // Сред. проф. образование. 2004. - № 1. — С. 15-16.
22. Бородина Е. А. История музыкально-эстетического воспитания школьников : учеб. пособие к спецкурсу для студентов / Е. А. Бородина ; Куйбышев, гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева. М. : МГЗПИ, 1989. -82 с.
23. Бурмистрова Н. А. Роль и значение моделирования в повышении профессиональной подготовки выпускников / Н. А. Бурмистрова // Сред. проф. образование. 2002. -№ 12. - С. 14-16.
24. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 237 с.
25. Вендрова Т. Е. Диалог об интонации / Т. Е. Вендрова // Музыка в шк. — 1983. -№ 1.-С. 18-25.
26. Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов дошкольного факультета / Н. Е. Веракса // Дошкол. воспитание. 1995. - № 3. - С. 85-90.
27. Вербицкий А. А. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий / А. А. Вербицкий // Сред. проф. образование. 1998. - № 1. - С. 24-34.
28. Вигман С. JI. Педагогика в вопросах и ответах : учеб. пособие / С. П. Вигман. М. : Велби ; Проспект, 2004. - 208 с.
29. Витковская Н. С. Формирование эстетической культуры младших школьников : из опыта работы / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. Киев : Радян. шк., 1985. - 143 с.
30. Волк П. Л. Парадоксы музыкального образования в России / П. Л. Волк // Искусство и образование. 1999. — № 2. - С. 42-47.
31. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной # деятельности : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т. М. : МГПИ, 1980.129 с.
32. Все о младшем школьнике: книга для родителей о том, как воспитывать и обучать детей / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М. : Вентана-Граф, 2004. - 400 с. : ил.
33. Габай Т. С. Учебная деятельность и ее средства / Т. С. Габай ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М. : Изд-во МГУ, 1988. - 254 с.
34. Гайнанова О. В. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя как условие повышения качества подготовки студента / О. В. Гайнанова // Сред. проф. образование. 2004. — № 1. - С. 38-40.
35. Галагузова М. А. Моделирование в процессе обучения педагогике / М.Щ
36. А. Галагузова, Г. В. Сердюк // Совет, педагогика. — 1991. № 12. — С. 78-82.
37. Герасименко Е. Н. Проблемы подготовки учителя в педагогическом колледже / Е. Н. Герасименко // Нач. шк. 2004. - № 3. - С. 89-91.
38. Герасимов И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке / И. Г. Герасимов. М. : Мысль, 1985.-217 с.
39. Гершунский Б. Н. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования / Б. Н. Гершунский // Совет, педагогика. 1987. — № 7. -С. 57-62.
40. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. -2003. -№ 10.-С. 3-14.
41. Гершунский Б. С. О сущности объектов педагогического прогнозирования и управления / Б. С. Гершунский // Новые исследования в педагогических науках. М., 1985. - № 2. - С. 8-12.
42. Ш 41.Гершунский Б. С. Философия образования для 21 века: (в поискахпрактико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М. : Совершенство, 1998. - 608 с.
43. Гессен С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен. М. : Мысль, 1995. -335 с.
44. Горлинский В. И. Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы : учеб. пособие / В. И. Горлинский. М. : изд-во МГИМ им. А. Шнитке, 2003. - 290 с.
45. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования : гос. требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312
46. Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднегопрофессионального образования). — М. : Изд-во ИПР СПО, 2002. 76 с.
47. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова / Ю. В. Громыко // Известия РАО. 2000. - № 2. - С. 17-22.
48. Гурье JI. И. Формирование проектной культуры преподавателя / JI. И. Гурье // Магистр. 1999. - № 5. - С. 57-68.
49. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
50. Щ, 48.Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младшихшкольников: вопросы теории и практики : учеб. пособие / С. Д. Давыдова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. - 305 с.
51. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. -Ростов н/Д, 2001.-279 с.
52. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и.неопределенность / А. Н. Дахин // Школ, технологии. 2002. - № 2. - С. 62-67.
53. Диалектика как основа интеграции научного знания / Ленингр. гос. унт ; под ред. А. А. Королькова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 169 с.
54. Дисциплинарность и взаимодействие наук / отв. ред. Б. М. Кедров. М. : Наука, 1986.-279 с.
55. Дудина М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина. — Екатеринбург : Наука, 1998. — 312 с.
56. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. -М. : Просвещение, 1989. 160 с.
57. Зверев, В. Н. Максимова. М. : Педагогика, 1981. - 159 с. бЗ.Зинченко П. И. Образование, мышление, культура / П. И. Зинченко // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. — М. : Педагогика, 1989. - С. 90-102.
58. Иванов В.Г. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / В. Г. Иванов, JI. И. Гурье // Высш. образование в России. 1997 - № 4. - С. 23-29.
59. Ильясов И. И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М. : Изд-во МГУ, 1986. - 200 с.
60. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс
61. Моск. гос. ун-т ; под ред. М. А. Розова. М. : Изд-во МГУ, 1989. - 232 с.
62. Каган М. С. Роль взаимодействия искусств в педагогическом процессе / М. С. Каган // Музыка в шк. 1987. - № 4. - С. 28-33.
63. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб. : Петрополис, 1996.-415 с.
64. Каган М. С. Человеческая деятельность: (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М. : Политиздат, 1974. - 287 с.
65. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. М. : Просвещение, 1982. - 282 с.
66. Каптерев П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее основныепериоды / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1992. - № 3/4. - С. 69-74.
67. Карягина Г. В. Основы музыкальной грамоты : учеб. пособие к спецкурсу для студентов фак. педагогики и методики нач. образования
68. Г. В. Карягина ; Оренбург, гос. пед. ун-т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ,2003.-48 е.: ил.
69. Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие : монография / Д. К. Кирнарская. М. : Кимос-Арт, 2001. - 160 с.
70. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе : анализ зарубеж. опыта. — М. : Знание, 1989. — 80 с.
71. Ковин Н. М. Пение и музыка в единой трудовой школе / Н. М. Ковин // Музыка в единой трудовой школе. Петроград, 1919. - С. 5-11.
72. Концепция художественного образования // Искусство в шк. 2002. -№ 1.-С. 28-37.
73. Котышева Е. Н. Инновации в музыкальном образовании детей с проблемами в развитии / Е. Н. Котышева // Сред. проф. образование. —2004.-№ 1.-С. 13-15.
74. Кравченко А. И. Основы менеджмента: управление людьми : учеб. пособие для студентов ссузов / А. И. Кравченко, К. А. Кравченко. М. : Академ. Проект, 2003. - 400 с.
75. Краевский В. В. Процесс обучения и его закономерности / В. В. Краевский, И. Я. Лернер // Дидактика средней школы / под ред. М. И. Скаткина. М. : Просвещение, 1982. - 319 с.
76. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В. В. Краевский. М. : Знание, 1977. - 64 с.
77. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова М. : Нар. образование, 2000. - 272 с.
78. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В.
79. Кузьмина. Л., 1967. - 215 с.
80. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин. М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
81. Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. М. : Линка-пресс, 2003.-173 с.
82. Лебедева Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию / Г. А. Лебедева // Педагогика. 2002. - № 1. - С. 68-75.
83. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. 512 с.
84. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. —М.: Педагогика, 1981. 186 с.
85. Лобова А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе : учеб. пособие / А. Ф. Лобова ; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2002. 210 с.
86. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987. - 192 с.
87. Манакова И. П. Дети. Мир звуков. Музыка / И. П. Манакова, Н. Г. Салмина. Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 256 с.
88. Маркина Н. Ю. Проектирование процесса обучения / Н. Ю. Маркина // Сред. проф. образование. 1998. - № 3. - С. 4-8.
89. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. Медушевский. М. : Музыка, 1976. - 254 с.
90. Медушевский В. Суть музыки устремлённость к высшему смыслу жизни / В. Медушевский // Искусство в шк. - 2001. - № 6. - С. 25-30.
91. Мелик-Пашаев А. А. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения / А.
92. A.Мелик-Пашаев, 3. И. Новлянская // Искусство в шк. 1994. - № 2. -С. 8-12.
93. Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 20042007 годы. Екатеринбург, 2004. - 33 с.
94. Методологические проблемы педагогики / Акад. пед. наук СССР ; под ред. В. Е. Гмурмана. М. : НИИ ОП АПН СССР, 1979. - 104 с.
95. Методы педагогических исследований / под ред. Г. JI. Воробьева. М. : Педагогика, 1979. - 255 с.
96. Мещерякова JI. Н. Практика применения позиционной системы обучения студентов в образовательном процессе / JI. Н. Мещерякова // Сред. проф. образование. 2000. -№ 7. - С. 34-35.
97. Мирский Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки / Э. М. Мирский. М. : Наука, 1980.-304 с.
98. Морозова А. В. Моделирование инновационных процессов в ссузе университетского комплекса / А. В. Морозова // Сред. проф. образование. 2002. - № 11. - С. 49-52.
99. Музыкальное искусство с методикой преподавания музыки в начальной школе : (программа высш. педаг. училища) / JI. В. Горюнова и др.. Пермь, 1993. - 139 с.
100. Музыкальное содержание: наука и педагогика : материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конф., 26-29 апр. 2004 г. / Уфим. гос. акад. искусств ; отв. ред.-сост. Л. А. Шаймухаметова. — Уфа : Изд-во УГАИ, 2005. 620 е., нот.
101. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е.
102. B. Назайкинский. -М. : Музыка, 1972. -383 с.
103. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания : кн. для учителя / Б. М. Неменский. М. : Просвещение, 1987.-255 с.
104. Немыкина И. М. Теоретические основы формирования обобщенных понятий в профессиональной подготовке учителя музыки / И. М. Немыкина ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 1997.- 155 с.
105. Непомнящая Т. В. Модель позиционного обучения как концепция образовательного процесса в педагогическом колледже / Т. В. Непомнящая // Сред. проф. образование. 2000. - № 7. - С. 31-33.
106. Новиков А. М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста / А. М. Новиков // Сред, проф. образование. 2003. - № 5. - С. 18-31.
107. Новикова Э. Ф. Об активизации музыкального восприятия школьников в условиях внеклассной работы / Э. Ф. Новикова // Научно-методические вопросы образования. Ростов н/Д., 1985. - 47 с.
108. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. — М. : Вентана-Граф, 2005. — 368 с. — (Педагогическое образование).
109. Осеннева М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников : учеб. пособие для студентов нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, JI. А. Безбородова. — М.: Академия, 2001 — 368 с.
110. Ощепкова О. В. Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей (на материале преподавания музыки) : автореф. дис. .д-ра пед. наук / О. В. Ощепкова. М., 2000. - 43 с.
111. Ощепкова О. В. Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих способностей учащихся-музыкантов : монография / О. В. Ощепкова. М. ; Самара, 1999. - 168 с.
112. Переверзев В. Ю. Качество среднего профессионального образования: проблемный аспект / В. Ю. Переверзев // Сред. проф. образование. 2003. -№ 7. - С. 2-3.
113. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика : учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Петрушин. -М.: Владос, 1999.- 176 с.
114. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук / Ж. Пиаже // Вопр. философии. 1966. - № 12. - С. 70-77.
115. Пиличаускас А. А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки / А. А. Пиличаускас // Музыка в шк. 1990. - № 4. — С. 4-9.
116. Пиличаускас А. А. Познание музыки как педагогическая проблема / А. А. Пиличаускас // Музыка в шк. 1989. - № 1. - С. 6-12.
117. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М. : Педагогика, 1998.-236 с.
118. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М. : Педагогика, 1976. - 280 с.
119. Прогнозирование // Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. М., 1997. - С. 613.
120. Проект // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. -С.593.
121. Проектирование // Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.-С. 318.
122. Проектирование профессионального педагогического образования / В. А. Болотов и др. // Педагогика. 1997. - № 4. - С. 24-31.
123. Пути и средства эстетического воспитания / Н. И. Киященко и др.. М. : Просвещение, 1989. - 121 с.
124. Радионов В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие / В. Е. Радионов. СПб., 1996. -185 с.
125. Ражников В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В. Г. Ражников // Вопр. психологии. 1988. - № 3. - С. 3341.
126. Ромашина С. Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога / С. Я. Ромашина ; Барнаул, гос. пед. ун-т. — Барнаул : Изд-во БГПУ, 2002. 204 с.
127. Севрук А. И. Мониторинг как технология информационного обеспечения качества образования / А. И. Севрук, И. В. Филимонова, Е. А. Юнина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 3. -С. 35-40.
128. Севрук А. И. Мониторинг качества преподавания в школе : учеб. пособие / А. И. Севрук, Е. А. Юнина. М. : Педаг. о-во России, 2003. -144 с.
129. Семушина J1. Г. Обновление содержания психолого-педагогической подготовки педагогов в системе СПО / J1. Г. Семушина // Сред. проф. образование. 2003. - № 5. - С. 7-11.
130. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования : курс лекций : учеб пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 240 с.
131. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. — М. : Логос, 1999.- 196 с.
132. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства учителя : учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК / В. П. Симонов. М. : Междунар. педаг. акад., 1995. - 192 с.
133. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н.Скаткин. М. : Педагогика, 1971. - 103 с.
134. Скороходова Е. Н. Мир искусства на уроках чтения / Е. Н. Ф Скороходова // Нач. шк. 2005. - № 3. - С. 20-23.
135. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. -М.: Просвещение, 1996. 228 с.
136. Содержание образования // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Рос. энцикл., 2002. - С. 266-267.
137. Сорокина Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания / Т. М. Сорокина // Нач. шк. 2004. - № 2. - С. 110-115.
138. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки / А. Н. Сохор. 2-е изд., доп. - JI. : Музыка, 1975. - 64 с.
139. Степанов Е. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы / Е. Степанов // Директор шк. 2000. - № 2. - С. 19-26.
140. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки док. по обновлению общего образования. — М., 2001.- 100 с.
141. Суслова Н. Ф. Система моделирования и планирования деятельности колледжа как основа реализации государственного стандарта / Н. Ф. Суслова // Сред. проф. образование. 2003. - № 9. -С. 8-11.
142. Тагильцева Н. Г. Воспитание эмоциональной культуры * первоклассников на уроках музыки : метод, пособие / Н. Г. Тагильцева
143. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. - 80 с.
144. Тагильцева Н. Г. Музыкальная записная книжка : учеб. кн. для учащихся 3-го кл. по программе «Музыка» / Н. Г. Тагильцева ; Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. - 29 с.
145. Тагильцева Н. Г. Я и моя музыка : учеб. кн. для мл. школьников по программе творч. развития / Н. Г. Тагильцева ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1996. - 32 с.
146. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я.Лернера. М. : Педагогика, 1989. - 316 с.
147. Теория и методика музыкального образования детей : науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр и др.. М. : Флинта ; Наука, 1999. -336 с.
148. Терехов П. Ф. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования / П. Ф. Терехов // Alma mater: Вестник высш. шк. — 2003. — № 2. — С. 712.
149. Толстокорое Е. С. О роли гуманитарно-эстетического факультета в системе многоуровневой подготовки / Е. С. Толстокоров // Сред, проф. образование. 2000. - № 2. - С. 30-31.
150. Тюнников Ю. С. Существенные признаки и паспортные характеристики интегративного процесса / Ю. С. Тюнников // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике : сб. науч. тр. / Свердл. инженер.-пед. ин-т. Свердловск, 1991. — Вып. 2. -59 с.
151. Урсул А. Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы / А. Д. Урсул. М. : Наука, 1981.-368 с.
152. Усова А. В. Формирование у учащихся учебных умений / А. В. Усова, А. А. Бобров. М.: Знание, 1987. - 78 с.
153. Федорец Г. Ф. Интегративный подход к изучению учебного материала в педагогике / Г. Ф. Федорец // Межпредметные связи в процессе обучения / Ленингр. гос. пед. ун-т. Л. : Изд-во ЛГПУ, 1983.ф -С. 6-23.
154. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства : учеб. пособие / В. Н. Холопова. СПб. : Лань, 2000. - 320 с. - (Мир культуры, истории и философии).
155. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. О. А. Апраксина. М. : Просвещение, 1987. - 272 с.
156. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения / Г. М. Цыпин. М. : Интерпакс, 1994. - 384 с.
157. Чепиков М. Г. Интеграция науки : философ, очерк / М. Г. Чепиков. М. : Мысль, 1981. - 276 с.
158. Чепуров В. Н. Музыка в школе : из опыта работы : кн. дляучителя / В. Н. Чепуров. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1983.- 112 с.: ил.
159. Шевченко Г. П. Эстетическое воспитание в школе : учеб-метод, пособие / Г. П. Шевченко. Киев : Радян. шк., 1985. - 144 с.
160. Шейнблит А. Е. Педагогические условия готовности студентов к проектной деятельности / А. Е. Шейнблит // Сред. проф. образование. — 2004.-№ 1.-С. 23-24.
161. Шендрик И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования / И. Г. Шендрик // Педагогика. — 2004. — №4.-С. 36-42.
162. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М. : Академия, 1999. - 215 с.
163. Школяр В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций : опыт исслед. проблемы / В. А. Школяр. М. : Флинта, 1999. - 82 с.
164. Школяр JI. В. Музыка дети - родители / J1. В. Школяр // Музыка в шк. - 1983. - № 1. - С. 3 8-44.
165. Школяр JI. В. Музыка в группах продленного дня / J1. В. Школяр // Музыка в шк. 1984. - № 3. - С. 23-27.
166. Школяр JI. В. На единых принципах / JI. В. Школяр // Музыка в шк. 1988. - № 3. - С. 7-11.
167. Щукина Г. М. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. М. Щукина. М. : Просвещение, 1979.- 160 с.
168. Эстетическое воспитание в школе: (вопросы системного подхода) / под. ред. Б. Т. Лихачева. М. : Педагогика, 1980. — 136 с.
169. Юдина В. И. Музыка в системе межпредметных связей в начальной школе/В. И. Юдина //Нач. шк.-2003.-№ 8.-С. 105-108.
170. Юферова А. А. Педагогические условия подготовки компетентного специалиста / А. А. Юферова // Сред. проф. образование. 2004. - № 1. - С. 38-40.
171. Яковлев Н. М. Методика и техника урока в школе / Н. М. Яковлев, А. М. Сохор. М. : Просвещение, 1985. - 208 с.
172. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен / Н. О. Яковлева // Педагогика. 2002. - № 6. - С. 8-14.
173. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft) : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - М.: Рус. Ред., 2003. - 368 с.
174. Creative Music Education / М. Schafer. New York, 1976. - 295 с.
175. Показатели качественной оценки соответствия уровню сформированности проектировочных уменийстудента
176. Я •е на уроках и во способов применения результатоввнеучебной музыки в применения
177. Я суждений; определенный соответствие цели,
178. К •е формулировка цели эмоциональный выбранногомузыкальной настрой на восприятие способа
179. S деятельности темы урока или применения
180. О деятельности и соответствие цели,направленные на способов иустановление образно предполагаемого-смысловой, результатаинтонационной примененияобщности музыки с музыки вдругими видами содержанииискусств уроков ивнеучебнойдеятельностишкольников
181. Анкета для студентов (констатирующий эксперимент)
182. Вопрос 1. «Считаете ли Вы, что учитель начальных классов может использовать музыку при проведении уроков и внеклассных мероприятий?» (выГ ь один из предложенных вариантов ответа):- Скорее да, чем нет.- Скорее нет, чем да.- Нет.- Затрудняюсь ответить.
183. Вопрос 5. «Согласны ли Вы с утверждением, что результат применения музыки в учебно-воспитательном процессе зависит от иели организации музыкальной деятельности детей? (выбрать один из предложенных вариантов ответа):- Да.- Нет.1. Затрудняюсь ответить.
184. Вопрос 7. «Как педагог осуществляет анализ результатов учебной и внеучебной деятельности школьников?» (ранжировать предложенные варианты ответов)
185. Г- ) .трудновыполнимая вещь при отсутствии у учителя начальных классов специального музыкального образования.
186. С целью приобщения детей к музыкальному искусству.
187. Вопрос 11. «Считаете ли Вы. что музыкальная подготовка в колледже поможет вам в дальнейшей профессиональной деятельности» (выбрать один из предложенных вариантов ответа):
188. Вопрос 13. «Считаете ли Вы, что для проектирования музыкальной деятельности школьников учителю необходимы специальные знания и умения?» (выбрать один из вариантов ответа):1. Да.
189. Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да.1. Нет.1. Затрудняюсь ответить.нет;не знаю;скорее да, чем нет; скорее нет, чем да.г О7 А/ (гг^-Гг С7 W /3
190. Анкета для студентов (контрольный эксперимент)
191. С какой целью учитель начальных классов может использовать музыку при проведении уроков и внеклассных мероприятий?
192. В процессе разработки педагогических проектов Вы научились. (закончить предложение). 1% ^^ 1
193. Проектирование учителем музыкальной деятельности учащихся основано на умениях. (закончить предложение).
194. Учитель начальных классов применяет музыку при проведении уроков с целью. (закончить предложение).
195. Каков результат применения музыки в учебно-воспитательном процессе?
196. Что подлежит планированию при организации музыкальной деятельности детей учителем начальных классов?1. Jiг-piL- /Sf t^f-cfC'C'-L
197. Как учитель анализирует результат применения музыки в учебной и внеучебной деятельности школьников?
198. Зачем и как учитель начальных классов применяет музыку на уроках литературы, изобразительной деятельности, знакомства с окружающим миром.
199. У. Назовите известные Вам способы применения музыки учителем начальных классов в учебной и внеучебной деятельности младших школьников. От чего зависит выбор способа?
200. В процессе музыкально-педагогической подготовки в колледже я узнала., научилась., поняла., (что еще?).12. tJ чем состоит особенность создания педагогических проектов?
201. Какие специальные знания и умения необходимы учителю для проектирования музыкальной деятельности школьниковiЧ^м^м fH'/tJb ts^^/fb sybM^-tcj&t*г^^е^ tfcT/мh^^^u J, y.
202. Деловая игра «Что хотят дети, родители и чтоможет школа?»автор игры Н.Ю.Ефимова)
203. Цель', расширить представления студентов о практическом участии учителя начальных классов в работе по музыкальному воспитанию младших школьников.1. Задачи:
204. Определение роли учителя начальных классов в организации внеучебной музыкальной деятельности учащихся.
205. Формирование у студентов умений планировать внеклассную работу по музыке в начальной школе.
206. Демонстрация студентами умений работать в группе и обосновывать собственную позицию.
207. Тип: имитационно-ролевая. Ход игры:1. Ориентировочный этап.
208. Определение правил проведения игры и ее хода.
209. Разделение участников на группы.
210. В игре приняли участие три группы: дети и родители (выступают в роли арбитров), педагогический коллектив городской школы, педагогический коллектив малокомплектной сельской школы.1. Исполнительный этап.
211. Проект образовательной программы Intel «Обучение для будущего»
212. Визитная карточка" проекта1. Автор проекта
213. Фамилия, имя, отчество автора Кононова Татьяна, Нагибина Ольга, Сабирова Лариса
214. Регион, в котором находится ОУ Уральский
215. Город, в котором находится ОУ Екатеринбург
216. Номер и/или название ОУ Свердловский областной педагогический колледж
217. Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора? 13 Да □ Нет
218. Какова тема Вашего учебного проекта?
219. Общая тема: Образ моря в искусстве
220. Она включает несколько пунктов, в частности:
221. Образ моря в творчестве русского композитора Н.А.Римского-Корсакова
222. Образ моря в творчестве русского художника И.Айвазовского;
223. Образ моря в творчестве русских поэтов 19-20 вв.
224. Какие дидактические цели преследует Ваш проект
225. Цель: Формирование навыков самостоятельной работы при изучении творчества русских художников, поэтов, композиторов.
226. Развивать эмоциональное восприятие произведений искусства.
227. Воспитывать эстетические качества личности студентов.
228. Формировать чувство прекрасного через приобщение к шедеврам русской классики.
229. Какие компетентности формирует Ваш проект?
230. X. В сфере самостоятельной деятельности.
231. X. Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. О В сфере гражданско-общественной деятельности. П В сфере социально-трудовой деятельности. О В бытовой сфере.
232. XI В сфере культурно-досуговой деятельности.
233. Какие методические задами Вы ставите в своем проекте
234. Совершенствовать знания о жанрах изобразительного искусства.
235. Формировать умения и навыки анализа колорита в живописных работах Айвазовского.
236. Уметь подбирать поэтические произведения, иллюстрации к полотнам Айвазовского.
237. Познакомить студентов с произведениями русских поэтов 19-20 вв. >■ Углубить знания студентов об особенностях пейзажной лирики.
238. Научить студентов находить художественные приемы, характеризующие поэтический образ моря в произведениях русских классиков.
239. Развивать музыкальное восприятие и «внутренний слух» студентов
240. Содействовать повышению интереса к классической музыке.
241. Продолжить изучение средств музыкальной выразительности.
242. Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися,1. Основополагающий вопрос:
243. Вопросы учебной темы (проблемные):1. О чем поет нам море?
244. Как эмоциональный образ моря представлен в работах художника?
245. Как связаны живопись и поэзия в работах И.Айвазовского?
246. Какое место занимает образ моря в произведениях русских поэтов?
247. Как подбор звуков стихотворной речи соотносится со звуками музыки?
248. Как находит отражение жизнь композитора в его произведениях?
249. Какими средствами музыка выражает жизнь?
250. Сакнм может быть творческое название Вашего учебного проекта
251. Певучесть есть в морских волнах.
252. Какие самостоятельные исследования студентов возможны в Вашем учебном проекте?1. Примеры тем для студентов
253. Какого цвета море? Певец моря .Поэт и море Рокот волн морских. Звуковая палитра Море рядом, море далеко
254. Каким пунктам тематического учебного плана соответствует проект?
255. Предметные области . „„ « ; • * V (Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)
256. П Русский язык Q Химия X. ЛитератураfQ Материальные технологии Г~| Физическая география (j Информационные технологии
257. Иностранный язык П История (XI Музыка1 1 Математика | Обществоведение | | Информатика
258. XI Изобразительное искусство О Физическая культура Q ОБЖ1. Биология Г~| Физика
259. Г~) Ок ужающий ми , п и одоведение И Мировая художественная культура1.. I•I tiiначальная школа П с едняя школа 1X1 студенты колледжа1. I it •1. Журнал П Видеоклип1X1 Информационный бюллетень, листовка1. Другое:
260. К аеведение Исто ия сской лите а ы1. Психология
261. Экономическая гео а ия, экономика Г~) Теория воспитания- » I -iiii
262. П ста шая школа Q азновоз астная
263. Г~|Веб-сайт 1X1 Презентация
264. Техническое оснащение (отметьте нужные пункты) Г~| Веб-камера 1X1 Компьютеры П Цифровая камера Г~1 DVD-проигрыватель X. Доступ к Интернету
265. Программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
266. СУБД/электронные таблицы X. Программы обработки изображений
267. Издательские программы Q Веб-браузер
268. XI Программы электронной почты X. Программы работы с мультимедиа1.) CD-проигрыватель Ц Видеокамера
269. X. Принтер П Видеомагнитофон
270. Сканер ^ Проекционная система1. О Телевизор О Другое:
271. Видео-, конференц-оборудование
272. X. Мультимедийные энциклопедии Ц Программы разработки веб-сайтов
273. Г~| Текстовые процессоры П Другое:
274. Материалы на печатной основе Учебники и учебно-методические пособия по литературе, изобразительному искусству и музыке. Интернет, ресурсы1. Другое
275. Организация работы в читальном зале библиотеки во внеурочное время. Посещение Музея изобразительных искусств.
276. Организация работы в Интернет по теме проекта — поиск информации студентами (за счет учебных часов).
277. Посещение Филармонии и концертных залов.
278. Эмоциональное восприятие, искусство, творчество, жанры, средства выразительности, колорит.f'
279. Авторы: группа ЗЗн Кононова Т. Нагибина О. Сабирова JI.
280. Какое место занимает образ моря в произведениях русских поэтов? х Какими средствами музыкавыражает жизнь? хКак связаны живопись и поэзия в картинах И.Айвазовского?1. Участники проекта
281. Студенты 111 курса Свердловского областного педагогического колпеджа: специальность 030507 «Преподавание в начальных классах».1. Дисциплины
282. Развивать эмоциональное восприятие произведений искусства Воспитывать эстетические качества личности студентов
283. Сформировать чувства прекрасного через приобщение к шедеврам русской классики1. Методические задачи1. Изобразительное искусство
284. Совершенствовать знания о жанрах изобразительного искусства
285. Формировать умения и навыки анализа колорита в живописных работах Айвазовского
286. Уметь подбирать поэтические произведения к полотнам Айвазовского
287. А Ш « tiYYII АА1 i%ll /\ ГЧл-м, ^ : ;1. Методические задачи1. Взь.-Дх Музыка
288. Развивать музыкальное восприятие и •внутренний слух»
289. Содействовать повышению интереса кклассической музыке
290. Продолжить изучение средствмузыкальной выразительности1. Методические задачи1. Литература
291. Познакомить студентов с произведениями русских поэтов 19-20 вв.
292. Углубить знания студентов об особенностях пейзажной лирики
293. Научить студентов находить художественные приемы, характеризующие поэтический образ моря в произведениях русских классиков1. Изобразительное искусство
294. Какого цвета море? Певец моря1. Литература
295. Поэт и море Рокот волн морских.1. Музыка
296. Звуковая палитра Море рядом, море далеко
297. Дидактические материалы ж Методические материалы А Критерии оценивания исследований исследование JVtl (презентация) исследование №2 (буклет) Образцы работ студентов А Список ресурсов1. Море рядом, море далеко.
298. Я в музыку порой иду, как я океан, Пленительный, опасный.»1. Группа № ЗЗн Сабирова Л.1. Цель исследования:
299. Наткана я 1896 году на сюжет былины о новгородском купце Садко
300. Морские пейзажи: Вступление *Окиан -море синее»; б картинафантастический мир подводного царства)1. Вывод.
301. Образ моря в произведениях Н.А. Римского -Корсакова приходится на период лземной» жизни, что возможно является проявлением тоски по морю
302. Я в музыку порой иду, как в океан, Пленительный, опасный.»1. Шарль Бодлер1. Спасибо за внимание/1. V?
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.