Художественная культура Калмыкии: Проблемы истории и типологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Манджиева, Наталья Тарахмановна

  • Манджиева, Наталья Тарахмановна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 176
Манджиева, Наталья Тарахмановна. Художественная культура Калмыкии: Проблемы истории и типологии: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2004. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Манджиева, Наталья Тарахмановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА.

§1. Кочевое скотоводство - основа формирования культуры ойратов.

§2. Мифология как основа духовной культуры ойрат-калмыков.

§3. Материально-художественная культура ойрат-калмыков.

§4. Феномен культуры калмыков - эпос "Джангар".

ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАЛМЫКИИ КАК ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

§1. Вхождение калмыцкого народа в состав России. Образование

Калмыцкого ханства.

§2. "Хранилище жизни ойратов в слове" - национальная письменность "Тодо бичиг" (Ясное письмо).

§3. Буддизм в социокультурном пространстве калмыков.

§4. Традиционная культура калмыков во взаимодействии с культурой европейского типа.

ГЛАВА III. ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ В XX ВЕКЕ.

§1. Становление национальной художественной культуры в

Калмыкии.

§2. Развитие профессиональной художественной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная культура Калмыкии: Проблемы истории и типологии»

Диссертация представляет собой историко-типологическое исследование художественной культуры Калмыкии на разных системных уровнях ее развития.

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими сегодня в российском обществе процессами социальной трансформации, одной из составляющих которой выступает возрождение и развитие культуры народов России.

Современные тенденции в развитии и становлении Российского государства диктуют необходимость исследования индивидуально-своеобразных черт и особенностей культуры разных регионов и народов нашей страны. Решение внутренних регионально-этнических проблем невозможно без должного исследования языка, истории, религии, выявления духовно-нравственного опыта, опыта межэтнического взаимодействия, изучения фольклора, литературных и архитектурных памятников, помощи в обретении культурной идентификации народов на нынешнем этапе развития.

В настоящее время становится очевидным, что каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления уже имеющегося культурного наследия. Для этого необходимо исследовать и описать всю полноту и целостность культурного развития этноса и республики в его исторических метаморфозах.

Типологическое изучение художественной культуры Калмыкии актуализируется необходимостью определения ее места и роли в развитии поливариантного богатства культуры России.

Актуальность темы исследования вызвана также и необходимостью осмысления культуры Калмыкии как варианта кочевой евразийской культуры, Калмыкии, как единственного в Европе региона, население которого исповедует буддизм как важный компонент поликультурного общества Южной России.

Степень научной разработанности проблемы. На фоне значительного числа трудов по истории, этнографии, затрагивающих различные элементы культуры Калмыкии и калмыцкого народа, ощущается недостаток комплексных исследований по художественной культуре Калмыкии.

Национальная историческая литература представлена работами Габан-Шараба "Сказание об ойратах", Батр-Убаши Тюменя "Сказание о дербен-ойратах" и "Историей калмыцких ханов" анонимного автора. Их авторы, являясь современниками описываемых событий, сообщают богатые исторические сведения; в ряде случаев информация, имеющаяся в их сочинениях, является единственным в литературе упоминанием того или иного факта.

Процесс формирования комплекса знаний о калмыцком народе был связан, прежде всего, с развитием Российской империи как многонационального государства. К таким работам следует отнести труды ряда авторов XVIII в.: В.М. Бакунина, П.И. Рычкова, С.М. Гмелина, П.С. Палласа, И.И. Лепехина, И.Г. Георги, И. Потоцкого и др. В XIX в. появляется ряд книг и статей, написанных преимущественно лицами, связанными с Калмыкией административными или миссионерскими обязанностями. Это работы Н.И. Страхова, Н. Нефедьева, Ф.А. Бюлера, П.И. Небольсина, И. Бентковского, П.З. Ланко, Я.П. Дубрава, И.А. Житецкого и др., исследования которых охватывали широкий круг вопросов жизни и быта калмыцкого народа. В рамках отечественного востоковедения издаются исследования Н.Я. Бичурина, A.B. Попова, Ф.А. Бюлера, Г.С. Лыткина, A.M. Позднеева. Их внимание привлекали история, национальные обычаи, калмыцкая письменность, кочевое право, народное хозяйство калмыков.

В советский период калмыцкая тематика разрабатывалась в трудах H.H. Пальмова, Б.Я. Владимирцова, С.А. Козина, Г.З. Минкина, С.К. Богоявленского, Д.Ц. Номинханова, П.С. Преображенской, М.Л. Кичикова, И.Я. Златкина. Материалы по истории Калмыкии представлены в трудах У.Э. Эрдниева, Т.И. Беликова, М.М. Батмаева. Культура казачества представлена в основном в трудах К.П. Шовунова. Для настоящего исследования особый интерес представляют работы И.И. Трошина, С.Г. Батыревой, Н.В. Кочешкова (изобразительное, декоративно-прикладное искусство), Д. Б. Пюрбеева, Д. Майдара (архитектуроведческий аспект), H.JL Луганского, M.JL Тритуза, К.В. Кутушовой (музыкальное искусство), А.Ш. Кичикова, Э.Б. Овалова, Н.Ц. Биткеева, Г.Ц. Пюрбеева, Н.Б. Сангаджиевой, В.Т. Сарангова, Т.Г. Борджановой, P.A. Джамбиновой (фольклор, национальная литература).

Объект исследования - культура калмыцкого народа.

Предмет исследования - история художественной культуры Калмыкии.

Цель работы - исследовать художественную культуру Калмыкии, выявить закономерности ее развития, роль культурного взаимодействия в ее формировании, а также типологические характеристики ее исторических форм.

Задачи исследования:

- систематизировать имеющуюся литературу научного, философского, культурологического, искусствоведческого и публицистического характера по теме диссертации;

- рассмотреть культуру скотоводов-кочевников как один из путей выхода человечества из первобытного синкретического состояния, особенности самой номадической культуры;

- охарактеризовать хозяйственно-культурный тип кочевого скотоводства как основу, определившую развитие самобытной культуры ойрат-калмыков;

- выявить особенности мифопоэтического творчества, народного декоративно-прикладного искусства, музыки в системе художественной культуры ойрат-калмыков;

- раскрыть характер и формы взаимодействия традиционной культуры калмыков с культурой европейского типа;

- осветить процесс развития художественной культуры Калмыкии как этнорегионального варианта Российской культуры;

- определить структуру и особенности развития художественной культуры Калмыкии в XX в. и перспективы ее развития в XXI в.

Методологические основы исследования.

В качестве основной теоретической парадигмы в исследовании используется системный подход. Он позволяет рассмотреть культуру как самоорганизующееся целое, раскрытие структуры которой позволит выявить фундаментальную форму практического бытия скотоводческого хозяйства, из которой выросла культура ойрат-калмыков, проследить закономерности развития культуры, рассмотреть художественную культуру Калмыкии в ее целостности и единстве связей ее элементов друг с другом. В рамках системного подхода используется комплекс исследовательских методов: сравнительно-исторический метод позволяет путем сравнения выявить общее и особенное в развитии культуры ойрат-калмыков и причины этих сходств и различий. Это один из способов исследования генезиса, распространения и типологии отдельных явлений материальной, духовной и художественной культур, а также их компонентов; историко-типологический метод дает возможность определить место культуры ойрат-калмыков в культурно-историческом процессе; конкретно-исторический метод исследует исторически характерные черты определенного типа культуры, что необходимо для более полного понимания составляющих его элементов; персонологический метод позволяет проследить судьбы людей, внесших наиболее яркий вклад в культуру народа.

Научная новизна исследования.

- впервые сделана попытка применения культурологического подхода в изучении художественной культуры Калмыкии;

- использование системного анализа позволило рассмотреть культуру калмыков в целостности, определить закономерности ее развития;

- выявлена культурная основа, предопределившая специфику всех подсистем культуры ойрат-калмыков;

- охарактеризованы основные предпосылки становления и развития профессиональной художественной культуры в XX веке и дальнейшие перспективы ее развития.

Положения, выносимые на защиту:

- изучение художественной культуры предполагает одновременное рассмотрение исходного пласта традиционной культуры, характера социокультурной динамики, условий и факторов, способствовавших выделению и самоопределению художественной культуры. хозяйственно-культурный тип кочевого скотоводства стал практическим фундаментом, культурообразующим фактором, на основе которого происходило развитие материальной культуры, мифологии, фольклора, культа, обрядов, искусства ойрат-калмыков.

- вхождение калмыков в состав Российской империи привело к радикальному преобразованию национальной культуры, обусловленному иной этносоциальной средой, взаимоотношениями с соседними народами.

- буддизм как система миропонимания, ценностных установок оказал значительное влияние на формирование духовной культуры калмыков. Он привнес новую систему миропонимания, которая дала толчок к развитию культовой архитектуры, живописи, музыки, танца, литературы, театра, медицины, книгопечатания.

- к началу XIX века калмыцкий народ становится полноправным элементом складывающейся полиэтнической российской нации. К калмыцкой тематике обращаются многие художники, писатели, ученые. Процессы колонизации и христианизации калмыцкой степи способствовали сближению русского и калмыцкого народов, выработке особого типа взаимоотношений.

- революция 1917 года привела к радикальным преобразованиям в системе художественной культуры Калмыкии. В послереволюционное время происходит зарождение калмыцкой национальной интеллигенции, профессиональной художественной культуры, которое было прервано насильственной депортацией и геноцидом 1943 года.

- временем "национального возрождения" следует назвать конец 1950-начало 1960-х гг., когда после восстановления автономии калмыцкого народа, профессиональная художественная культура получает новый импульс к развитию, происходит процесс актуализации калмыцкого этнического наследия. современные перспективы развития художественной культуры Калмыкии видятся в преодолении двух противоположных тенденций: стремления к самообособлению и процесса растворения национального своеобразия, в ходе диалога культур, определяющего возможность сохранения национальной культуры.

Теоретическая значимость работы обусловлена применением культурологического подхода к изучению художественной культуры Калмыкии, который предполагает междисциплинарный анализ. В диссертации обобщены данные отдельных наук, что позволило рассмотреть художественную культуру Калмыкии во всей целостности культурной жизни калмыцкого народа в ее исторической динамике.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов проведенного исследования для повышения эффективности руководства развитием художественной культуры Калмыкии, дальнейшего изучения культуры Калмыкии, исследования национальных художественных ресурсов для современного культурного созидания.

Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке учебных программ по истории мировой и отечественной культуры, а также спецкурсов, затрагивающих этническую и региональную проблематику.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на теоретических аспирантских семинарах кафедры художественной культуры РГГГУ им. А.И.

Герцена. Результаты исследования нашли отражение в докладах на всероссийской научной конференции "Молодые исследователи - региону" (Вологда, Вологодский государственный технический университет 23 - 24 апреля 2003 г.), международной научной конференции "Символ в системе культуры: символические миры и знаковые системы" (Сыктывкар, Коми государственный педагогический институт 28 апреля 2004 г.), в публикации результатов в материалах конференций и научных статьях.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Манджиева, Наталья Тарахмановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертация представляет собой первый опыт культурологического подхода к изучению истории художественной культуры калмыцкого народа. До настоящего времени это изучение шло по разрозненным дорогам истории, этнографии, фольклористики, литературоведения, между тем, культура Калмыкии, как и всего народа, представляет собой нечто целостное, взаимосвязанное, системное. Поэтому культурологический подход предполагает междисциплинарный анализ, выявление того, как множество отношений образуют духовную, психологическую целостность народной жизни. В данной работе сделаны первые шаги к рассмотрению этой целостности как взаимосвязи, взаимоопосредования ее элементов друг с другом и, дальнейшая задача культурологического анализа состоит в накоплении и обобщении данных отдельных наук, для более конкретного выявления культурной целостности художественной жизни калмыцкого народа в ее исторической динамике.

В данной работе, в ходе диссертационного исследования, выявлен путь, пройденный культурой калмыцкого народа от изначальной синкретической мифологии и материально-художественной практики древности в направлении дифференциации и автономизации разных сфер культуры, а в XX веке начавшегося возвращением к целостности, но уже не синкретической, а синтетической, благодаря усвоению и развитию в самой Калмыкии науки, образования, средств массовой информации, разных видов искусства. Вместе с тем все более активно осуществляется связь различных форм художественной и материальной культуры, стремление поэтов, писателей, скульпторов соединить в своем творчестве национальные черты с современными им реалиями: так, например, в «Сити чесс» (городе шахмат), построенном в г. Элисте к 33 Всемирной шахматной олимпиаде, явно прослеживается стремление связать традиционные пластические формы и современные конструктивные тенденции в архитектуре. Данный процесс, характерный для всех народов, вышедших на такой путь развития, по-своему соединяет в культуре Калмыкии европейское и азиатское, западное и восточное, светское и религиозное начала, формируя новую целостность, начиная с форм быта, одежды, архитектуры и кончая духовно-художественным синтезом в сценографии, изобразительном искусстве, музыкальном творчестве.

Есть основания считать, что дальнейшее развитие культуры Калмыкии будет преодолевать две противоположные тенденции: растворение ее национального своеобразия в ходе освоения русской культуры и противостоящее этому стремление к самообособлению, во имя сохранения своей самобытности. Перспектива развития художественной культуры Калмыкии видится в способности преодолеть обе крайности в диалоге культур калмыцкого и русского народов как духовной формы межсубъектного взаимодействия, связывающей людей во всех масштабах культурного субстрата «субъектности», и тем самым определяющего возможность сохранения разных национальных культур при их глубоком взаимовлиянии, взаимосвязи, достижении общечеловеческого единства.

Внимательно исследовать этот процесс и способствовать его развитию -такими представляются дальнейшие задачи национальной культурологической мысли.

154

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Манджиева, Наталья Тарахмановна, 2004 год

1. Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. (Середина 1. - I четверть XVIII вв.) М. - Элиста: Ин-т ЭИАММ РАН, 1994. - 251 с.

2. Адучиев Ц. Скульпторы Калмыкии // Теегин герл, 1983. №1. С. 99-101.

3. Азия диалог цивилизаций / Отв. ред. Б.А. Литвинский, Е.В. Антонова. СПб.: Гиперион, 1996. - 496 с.

4. Антонова Е.А. Интеллигенция Калмыкии на рубеже XIX начала XX вв. (1892 - 1917 гг.) Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1996. - 19 с.

5. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.: Наука, 1985. 280 с.

6. Арешян Г.Е. Роль неоседлых скотоводов в развитии цивилизации Евразии // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций / Под ред. В.М. Масона. Алма-Ата: Наука, 1989. С. 21-29

7. Ашилова Д.О. Антропологический состав калмыцкого народа: Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1972. 15 с.

8. Бадмаев Н.Б. Домашне-религиозный быт приволжских калмыков. Астрахань, 1899.

9. Бадмаев A.B. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. Элиста: Респ. тип. №1, 1968. 28 с.

10. Бадмаев A.B. Ойратское (калмыцкое) "Ясное письмо" и его создатель // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития. Элиста, 2000. С. 101-110.

11. П.Бадмаева Т.Б. Калмыцкие танцы и их терминология. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1992. 96 с.

12. Бадмаева E.H., Орлова К.В. Библиографический указатель письменного наследия калмыков в трудах российских и монгольских востоковедов. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998. 63 с.

13. Басхаев А.Н. Вооружение калмыков во время правления Аюки-хана (вторая половина XVII первая четверть XVIII вв.) // Вестник КИГИ РАН. Элиста: Джангар, 2002. - 256 с.

14. Басхаев А.Н. Положение калмыцкой ламаистской церкви в начале XX века // Теегин герл, 1997. № 6. С. 88-95.

15. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994. 128 с.

16. Бакаев П.Д. О трагедии калмыцкого народа. Элиста: Джангар, 2003. 176 с.

17. П.Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгутского, и поступки их ханов и владельцев: Соч. 1761 г. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1995. 153 с.

18. Батмаев М.М. Калмыки в XVII XVIII веках: события, люди, быт. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. - 381 с.

19. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. 127 с.

20. Батырева С.Г. Памятники материально-художественной культуры ойратов-калмыков в Прииртышье // История и культура монгольских народов: источники и традиции. Элиста, 1999. с. 92-93.

21. Батырева С. Г. Тема депортации в изобразительном искусстве Калмыкии (60-90 годы XX века) // Политические репрессии в Калмыкии в 20-40-е гг. XX века. Элиста: Джангар, 2003. с. 176-185.

22. Батырева С. Г. Краски степи // Дон, 1982. №3. С. 155-161.

23. Батырева С.Г. Этнокультурогенез калмыков в свете теории JI.H. Гумилева // Лев Николаевич Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии. (Материалы конференции) т. I СПб.: «Европейский Дом», 2002. С.87-91.

24. Батырева С.Г. В непрерывном поиске (О современной живописи Калмыкии) // Теегин герл, 1981. №6. С. 103-106.

25. Беликов Т.И. Участие калмыков в войнах России в XVII, XVIII и первой четверти XIX веков. Элиста: Калмгосиздат, 1960. 144 с.

26. Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины (XVII -начало XIX вв.) Элиста: Калмгосиздат, 1965. 179 с.

27. Белоусов С.С. Православные приходы в Калмыкии в XIX начале XX вв. (1806-1917 гг.) Элиста: Джангар, 2003. - 160 с.

28. Бентковский И. Одежда калмыков Большедербетовского улуса // Сборник статистических сведений о ставропольской губернии. Ставрополь, 1869.

29. Биткеев П.Ц. Интернациональные традиции калмыцких письменных систем // Народы Калмыкии: перспективы социокультурного и этнического развития / Под ред. А.Н. Овшинова. Элиста: КГУ, 2000. С. 86-91.

30. Биткеев Н.Ц. Джангарчи. Элиста: Джангар, 2001. 448 с.31 .Бичурин Н.Я. (Иакинф). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. 127 с.

31. Боваев Б.Э. История Калмыкии в отечественной историографии XVIII -начала XX века (до 1917г.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1986. -25 с.

32. Богоявленский С.К. Материалы по истории калмыков в I половине XVII века // Исторические записки, т. 5. / Отв. ред. Б.Д. Греков. М., 1939. 246 с.

33. Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков: Исследование и материалы. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1999. 182 с.

34. Борисенко И.В. Времен минувших отраженье: краеведческие заметки о Калмыкии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990. 174 с.

35. Борисенко И.В. Калмыки в русском изобразительном искусстве. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1988. 143 с.

36. Борисенко И.В., Мошулдаев Б.В. Хошеутовский хурул. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1989. 28 с.

37. Борисенко И. В. Храмы Калмыкии: Альбом. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994. 112 с.

38. Борисенко И.В. Православие в Калмыкии. М.: Изд-во 111 ИД, 1999. 72 с.

39. Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия. Мат-лы конференции / Под ред. Д.А. Гущина, В.Н. Илюмжинова, Ю.Н. Солонина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 212 с.

40. Бурчинова Л.С., Гоголданова 3. Э.-Г. Калмыки и Калмыкия (Краткий этнографический очерк) // Калмыки: перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития. М: Изд-во ИЭиА, 1993. С. 22-48.

41. Бурыкин A.A., Басангова Т.Г. Страна "Бумба в калмыцком эпосе "Джангар" // Монголоведение №2 / Отв. ред. Н.Г. Очирова. Элиста: Джангар, 2003. С. 154 - 163.

42. Бушев П.П. Посольство Артемия Волынского в Иран с 1715-1718 гг. (по русским архивам) М: Наука, 1978. 288 с.

43. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х т. М.: Высшая школа, 1994. Т. 1. -494 е.; Т.2-494 с.

44. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 294 с.

45. Вайнштейн С.И. Проблема происхождения и формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии. М.: Наука, 1973.- 13 с.

46. Великая Отечественная война: события, люди, история. Элиста: Джангар, 2001.-236 с.

47. Вестник Русского Географического общества, ч. XII, 1854.

48. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980.-224 с.51 .Владимирцов Б.Я. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка и халхасского наречия. Л.: Ленингр. вост. ин-т, 1929. 436 с.

49. Владимирцов Б.Я. Монгольские литературные языки. К латинизации монгольской и калмыцкой письменности // Записки института востоковедения Академии наук. Вып. 1, 1931.

50. Владимирцов Б.Я. Буддизм в Тибете и Монголии. (Лекция Б.Я. Владимирцова, читанная 31 сентября 1919 г.) Пб.: Отд. по делам музеев и охране памятников искусства и старины, 1919. 52 с.

51. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. (Перевод, вступительная статья и примечания Б.Я. Владимирцова) Пб.-М.: Госиздат, 1923.-С. 16-22.

52. Волков В.В. Бронзовый и железный век Северной Монголии. Улан-Батор, 1967.

53. Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков / Под ред. У.Э. Эрдниева. Элиста: КНИИИФЭ, 1980- 151 с.

54. Времен связующая нить / Под ред. Б.Б. Бадмаева-Лиджиева, И.В. Борисенко. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984. 112 с.

55. Вяткина К.В. Общие черты материальной и духовной культуры у западных монголов, бурят и южных алтайцев. М.: Наука, 1964 8 с.

56. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца. М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1999. - 303 с.

57. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо Психо - Логос. М.: Изд. гр. "Прогресс", фирма "Культура", 1995. - 480 с.

58. Гоголь Н.В. Волжские калмыки в Астраханской губернии // Теегин герл, №2.- 1963.-С. 80-87.

59. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Т. I. М., 1837.

60. Городовиков Б.Б. Орденоносная Калмыкия. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1972. 164 с.

61. Городовиков Б.Б. Советская Калмыкия на подъеме. М.: Советская Россия, 1984.-224 с.

62. Грач А.Д. Древнейшие кочевники в Центре Азии. М.: Наука, 1980. 256 с.

63. Грачев М. Потомки Джангара. Партитура. М., 1967.

64. Грумм Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. III, вып. 1, Л.: Тип. глав, ботанич. сада, 1926. - 413 с.

65. Гроссе Э. Происхождение искусства. М.: Изд-е М. и Сабашникова, 1899. -293 с.

66. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 495 с.

67. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993. 543 с.

68. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993. -576 с.

69. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Айрис пресс, 2001. 764 с.

70. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992. 319 с.

71. Грач А.Д. Древнейшие кочевники в Центре Азии. М.: Наука, 1980. 256 с.

72. Давыдова А.В. К вопросу о роли оседлых поселений в кочевом обществе сюнну // Ранние кочевники. (Краткие сообщения ин-та археологии; 154). М., 1978.

73. Деев С. Ю. Организация управления калмыцким народом после упразднения Калмыцкого ханства (1771-1825 гг.) // Вестник КИГИ РАН, Элиста: Джангар, 2003. С. 93-105.

74. Джалаева A.M. Культурное строительство в Калмыкии в период борьбы за победу социализма. Автореф. дис. . канд. ист. н. М., 1988. 24 с.

75. Джамбинова Р. А. "Литература свидетельства" (опыт калмыцкой литературы) // Политические репрессии в Калмыкии в 20-40-е гг. XX века. Элиста: Джангар, 2003. С. 131-150.

76. Джамбинова P.A. Писатель и время. (Проблемы отображения ссылки калмыцкого народа в годы сталинских репрессий в литературе) Элиста: Джангар, 1996. 204 с.

77. Джамцо Т. Особенности бытования "Джангара" в Синьцзяне // "Джангар" и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990.

78. Джангар. Калмыцкий героический эпос. М.: Наука, 1990. 497 с.

79. Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России: исторические корни и значение / Под ред. У.Э. Эрдниева. Элиста: КГУ, 1985.- 186 с.

80. Дорджиев Б.Б. Верный путь. М.: Советская Россия, 1967. 183 с.

81. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (сер. XVII -нач. XX вв). Элиста: Джангар, 1995. 126 с.

82. Дорджиева Г.Ш. Социальные корни ламаизма и основные вехи его распространения среди ойратов и калмыков // Ламаизм в Калмыкии / Под ред. В. Дарбаковой. Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 3-8.

83. Дорджиева Г.Ш. Христианизация калмыков во II половине XIX в. // Проблемы общественной жизни и быта народов Северного Кавказа в дореволюционный период / Под ред. В.П. Невской. Ставрополь: СГПИ, 1985.-С. 156-183.

84. Дорджиева Г.Ш. Буддийская церковь в Калмыкии в конце XIX первой половине XX века. М.: ИРИ РАН, 2001. - 181 с.

85. Дорджиева Е.В. Исход калмыков в Китай в 1771 г. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. 212 с.

86. Дубрава Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1998. 181 с.

87. Дугаров Д. С. Бурятские версии "Джангара" // Типологические и художественные особенности "Джангара". Элиста: КНИИЯЛИ, 1978.

88. Иванов М.П. Россия и Калмыкия на путях преобразований. Элиста: Джангар, 1997. 96 с.

89. Илишкин Н.У. Судьбою связаны единой. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1982. 144 с.

90. Илишкин Н.У. Сородичи с разных континентов: ойрат-калмыцкое зарубежье. Элиста: Джангар, 1996. 95 с.

91. Илюмжинов К.Н., Максимов К.Н. Калмыкия на рубеже веков. М.: ЗелО, 1997.-310 с.

92. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста: Джангар, 1999.-91 с.

93. Иокар В. Рецензия на спектакль "Булгун" Б. Басангова и "Слуга двух господ" К. Гольдони // Калмыцкий театр (1927-1967). Материалы и документы / Под ред. Д.В. Пюрвеева. Элиста: КНИИЯЛИ, 1972.

94. Искусство Калмыкии XVIII XX вв. Элиста, 1984 - 32 с.

95. История калмыцкой литературы: В 2-х томах. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1984. Т.1. 336 е.; Т.2. - 446 с.

96. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. СПб.: Петрополис, 2003. Кн. 1. 368 е.; Кн. 2. - 320 с.

97. Каган М.С. Морфология искусства. JL: Искусство, 1972. 440 с.

98. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.- 414 с.

99. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара: Б.и., 1996.-86 с.

100. Каган М.С. Проблема "Запад-Восток" в культурологии: Взаимодействие художественных культур. М.: Наука. Изд. фирма "Восточная литература", 1994. 158 с.

101. Каган М.С. Этнос и нация. Общие проблемы и их проявление в отечественной истории // Вече: Альманах русской философии и культуры,1997. №10.-С. 23-38.

102. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. JL: Художники России, 1961 . 160 с.

103. Калмыкия в вопросах и ответах / Сост. Н.Ц. Биткеев. Элиста: Джангар,1998.-343 с.

104. Калмыкия: этнополитическая панорама. Очерки, документы, материалы. Т. 1. М.: ИЭА, 1995. 276 е.; Т. 2. М.: ИЭА, 1996. - 364 с.

105. Калмыцкие сказки. Элиста: Калмиздат, 1962. 331 с.

106. Калмыцкие трехстишия / Сост. Т.Г. Басангова. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2001. 63 с.

107. Каталог одежды астраханских калмыков. Астрахань, 1902. С. 36.

108. Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.) М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. -190 с.

109. Кичиков А.Ш. Джангароведение. Итоги изучения // Проблемы алтаистики и монголоведения. Элиста: КНИИЯЛИ, 1974. С.48-62.

110. Кичиков А.Ш. К вопросу о происхождении имени Джангар // Записки КНИИЯЛИ, вып. 2. Элиста: КНИИЯЛИ, 1962. С. 213-214.

111. Кичиков М.Л. К истории образования Калмыцкого ханства в составе России // Записки НИИЯЛИ, вып. 2. Элиста: КНИИЯЛИ, 1962.

112. Кичиков М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование Калмыцкого государства в составе России. Элиста: Калмиздат, 1966. 52с.

113. Кичикова Б.А. "Желай мне здравия, Калмык! " (историко-литературный комментарий к пушкинской формуле начала 1820-х годов) // Калмыки и их соседи в составе Российского государства. Элиста: Джангар, 2002. С. 183-189.

114. Кишибеков Д.К. Кочевое общество: генезис, развитие, упадок. Алма-Ата: Наука, 1984. 233 с.

115. Клепиков Л. Первая музыкальная комедия (Либретто А. Балакаева) // Калмыцкий театр (1927-1967). Материалы и документы. Элиста: КНИИЯЛИ, 1972.

116. Козин С.А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. Введение в изучение памятника и перевод торгоутской его версии. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1940. 252 с.

117. Колесник В.И. Последнее великое кочевье: переход калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII вв. М.: Восточная литература, 2003. 284 с.

118. Колесник В.И. Институт ханской власти у калмыков в XVII-XVIII вв. Элиста: Джангар, 1996. 22 с.

119. Котвич В.Л. Джангариада и джангарчи // Филология и история монгольских народов / Под ред. Г.Д. Санжеева. М.: Восточная литература, 1958.-С. 96-199.

120. Кочетов А.Н. Ламаизм. М.: Наука, 1973. 199 с.

121. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века. М.: Наука, 1979. - 207 с.

122. Кочешков H.B. Проблемы историко-культурных связей монголоязычных народов (на примере народно-декоративного искусства XIX сер. XX вв.) // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983.

123. Крадин H.H. Кочевые общества. (Проблемы формационной характеристики). Владивосток: Дальнаука, 1992. 240 с.

124. Крадин H.H. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000. С. 314-355.

125. Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе: Илим, 1986.- 134 с.

126. Кугультинов Д.Н. Автобиография, статьи, выступления / Сост. Д.Б. Дорджиева. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1997. 100 с.

127. Кугультинов Д.Н. Смиряется души моей тревога. // "Джангар". Калмыцкий народный эпос. Новые песни. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990. 309 с.

128. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2-х томах. СПб.: Университетская книга, 1998. Т.1 447 е.; Т.2. - 447 с.

129. Кутушова К.В. Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков. Элиста: Джангар, 2001. 128 с.

130. Куулар Д.С. Сюжет о Джангаре в Туве // "Джангар" и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990.

131. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Восточная литература РАН, 1997. 319 с.

132. Кулькова М. Неоконченная мелодия // Советская Калмыкия, 1988. 28 мая.

133. Ленкова М. В. История Калмыкии XX века в современной историографии. Элиста: Джангар, 2001. 241 с.

134. Луганский Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1987. 63 с.

135. Лыткин Г.С. Исторический очерк письменности монголов и ойратов // Астраханские губернские ведомости, 1859. №32, 33.

136. Майдар Д. Архитектура и градостроительство Монголии. М.: Стройиздат, 1971. 243 с.

137. Майдар Д., Пюрвеев ДБ. От кочевой до мобильной архитектуры. М.: Стройиздат, 1980.-215 с.

138. Максимов К.Н. Репрессивная политика Советского государства и депортация калмыцкого народа в 1943 г. // Политические репрессии в Калмыкии в 20-40-е гг. XX века. Элиста: Джангар, 2003. С. 3-23.

139. Максимов К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVII XX вв.) М.: Наука, 2002. - 523 с.

140. Манджиев C.B., Клюкин Н.В. Калмыцкая АССР. Экономико-географический очерк. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1979. -139 с.

141. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1978.-С.7-9.

142. Марков Г.Е. Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М.: Изд-во МГУ, 1989. 199 с.

143. Марков Г.Е. Кочевники Азии: структура хозяйства и общественной организации. М.: Изд-во МГУ, 1976. 318 с.

144. Марков Г.Е. Проблемы развития общественной структуры кочевников Азии. М.: Наука, 1973. 13 с.

145. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур // Методологические проблемы исследования этнических культур: Мат-лы симпозиума. Ереван: Изд-во АНАрм. ССР, 1978.- 124 с.

146. Массой В.М. Номады и древние цивилизации: динамика и типология взаимодействия // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989.

147. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607-1636 г. / Под ред. И.Я. Златкина, Н.В. Устюгова. М.: Восточная литература, 1959.

148. Материальная и духовная культура калмыков / Под ред. К.П.

149. Катушова, Элиста: КНИИИФЭ, 1983.- 146 с.

150. Малоисследованные источники по истории дореволюционной Калмыкии и задачи их изучения на современном этапе / Отв. ред. JI.C. Бурчинова. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. 139 с.

151. Митиров А.Г. По следам находок и утрат: (Об истоках легенд и преданий). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990. 91 с.

152. Митиров А.Г. Ойраты-калмыки века и поколения. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1988. - 418 с.

153. Митиров А.Г. Переход калмыков к оседлости в начале XX в. и в первые годы Советской власти // Проблемы современных этнических процессов в Калмыкии / Отв. ред. А.Г. Митиров. Элиста: КНИИИФЭ, 1985. 140 с.

154. Митиров А.Г. Изобразительное искусство Калмыкии (1958-1968) // Вестник института, №6. Элиста, КНИИЯЛИ, 1972. С. 130-135.

155. Михайлов Г.И. О времени возникновения былин монгольских народов // Ученые записки КНИИЯЛИ. Вып. 2. Сер. филология. Элиста, 1962.

156. Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста: КНИИЯЛИ, 1971.-235 с.

157. Моисеев А.И., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа (ХУН-ХУШ вв.) Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 2002. 254 с.

158. Монголо-ойратские законы 1640 года, дополнительные указы Галдан-Хун-Тайджи и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Даши / Калмыцкий текст с русским переводом и примечаниями, составленными К.Ф. Голстунским. СПб., 1880.

159. Монголоведение №1 / Отв. ред. Н.Г. Очирова. Элиста: Джангар, 2002. -200 с.

160. Мосолова Л.М. Теоретические основания исследования истории культуры регионов России // Истоки региональных культур. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. С.4-15.

161. Мосолова Л.М. Советская художественная культура: формирование регионально-этнических типов // Регионы России: художественные процессы Нового и Новейшего времени. СПб.: Из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.-С. 182-189.

162. Мосолова Л.М. Историография XX века о глобальном и региональном в развитии культуры // Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени. СПб.: Астерион, 2002 с.6-16.

163. Наминов-Бурхинов Д. Борьба за гражданские права калмыцкого народа. М., Элиста: Б.и., 1998. 181 с.

164. Неклюдов С.Ю. Ойрат-калмыцкая мифология // Мифы народов мира. Т I. M.: Российская энциклопедия, 1994.- С.247-248.

165. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984. 158 с.

166. Нефедьев H.A. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. СПб.: Тип. К. Крайя, 1834. 290 с.

167. Новолетов М. Калмыки. Исторический очерк. СПб.: Изд-во владельца Малодербетовского улуса нойона Церен-Давида Тундутова, 1884. 79 с.

168. Новомлинова И.А. Гарри Олегович Рокчинский // Гарри Олегович Рокчинский. Каталог юбилейной художественной выставки «Поэма о земле родной», посвященной 80-летию со дня рождения. Элиста: Джангар, 2003.-С. 5-13.

169. Номинханов Д. Ц.-Д. Культурное строительство в современной Калмыкии (1917-1964 гг.) Автореф. дис. . канд. ист. н. М., 1967. 15 с.

170. Обычаи и обряды монгольских народов / Под ред. А.Г. Митирова. Элиста: КНИИИФЭ, 1989. 125 с.

171. Основания регионалистики: формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 389 с.

172. Основные этапы и закономерности развития Калмыцкой АССР в условиях социализма / Под ред. К.П. Катушова. Элиста: КНИИИФЭ, 1982.- 182 с.

173. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. M.: Наука, 1967.-479 с.

174. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. М.: Наука, 1970.- 432 с.

175. Очирова Н.Г. Процессы формирования современной этнической ситуации в Калмыкии // Калмыки и их соседи в составе Российского государства. Элиста: Джангар, 2002. С. 3-16.

176. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Т.1. СПб.: Тип. Импер. Акад. наук, 1809. 493 с.

177. Пальмов H.H. Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. Астрахань: Калмгосиздат, 1922. 137 с.

178. Панькин А.Б., Папуев В.Б. Дорогой памяти. Путешествие на «Поезде Памяти по местам депортации калмыцкого народа в 1943 1956 гг. Элиста: Джангар; ИЧП «Алтн Туг», 1994. - 92 с.

179. Папуев В.Б. Под желтым стягом Чингисхана: (История ойрат-монголов), ХИ-ХХ вв. Элиста: Джангар, 1997. 242 с.

180. Позднеев A.M. Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия. СПб: Тип. B.C. Балашева, 1886. 170 с.

181. Позднеев A.M. Лекции по истории монгольской литературы, читанные. A.M. Позднеевым в 1897/98 акад. году", т. III, Владивосток, 1908.- 199 с.

182. Позднеев A.M. Калмыцкая хрестоматия. СПб, 1911.

183. Полное собрание ученых путешествий по России. СПб. Тип. Импер. Акад. наук, 1822. Т.4. 436 е.; Т.5. - 492 с.

184. Посланник Петра I на Востоке. Посольство Флорио Беневени в Персию и Бухару в 1718-1725 гг. / Под ред. H.A. Халфина. М.: Наука, 1986. 156 с.

185. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1876-1877 гг. по поручению Императорского Русского географического общества Г.Н. Потаниным. Вып. 4. Спб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1883. 425 с.

186. Плано-Карпини И. История монголов. СПб.: A.C. Суворин, 1911. 224 с.

187. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций центра Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 247 с.

188. Проблемы этногенеза калмыков / Под ред. Г.О. Авляева. Элиста: КНИИИФЭ, 1984.- 119 с.

189. Проблемы социалистического строительства в Калмыкии / Под ред. В. Б. Убушаева. Элиста: КГУ, 1980. 194 с.

190. Прозрителев Г.Н. Военное прошлое наших калмыков. Ставрополь, 1912.-306 с.

191. Преображенская П.С. Калмыки в I половине XVII века. Принятие калмыками (торгоутами и дербетами) русского подданства. Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1963.

192. Пубаев P.E. "Пагсан-чжонсан" памятник тибетской историографии XVIII века. Новосибирск: Наука, 1981.-307 с.

193. Путешествие российского посланника Ф.И. Байкова в Китай //Древняя российская вивлиофика. СПб., 1895. Ч. IV. 156 с.

194. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 9 т. М.: Правда, 1954. Т. VI. 424 с.

195. Пюрвеев Г.Ц. Эпос "Джангар": культура и язык. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. 128 с.

196. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М.: Стройиздат, 1975. 189 с.

197. Пюрвеев Д.Б. Солнце, пространство и жилище. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1971. 74 с.

198. Пюрвеев В. Из истории развития калмыцкого театра // Калмыцкий театр (1927-1967). Материалы и документы / Под ред. Д.В. Пюрвеева. Элиста: КНИИЯЛИ, 1972.

199. Развитие Советской Калмыкии в братской семье народов СССР / Под ред. А.И. Наберухина. Элиста: КНИИИФЭ, 1982. 152 с.

200. Развитие трудовой и политической активности трудящихся Калмыкии в период социализма / Под ред. А.И. Наберухина. Элиста: КНИИИФЭ, 1984.- 151 с.

201. Рашид-ад-дин. Сборник летописей: В 3-х т. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. Т.1 -222 с.

202. Ринчен Б. Ойратские переводы с китайского // Иосггпк ОпегйаНэ -1усгпу. XXX. Warszawa, 1966.

203. Риттер К. Землевладение Азии: В 9-и т. СПб.: Тип. Акад. наук, 1879. Т. 5.-477 с.

204. Россия Азия. Проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. - 201 с.

205. Саввинский И. О деятельности Астраханского Епархиального комитета по распространению христианства среди калмыков и киргизов за все время его существования (1871-1909гг.). // Астраханские епархиальные ведомости, 1910. №17.

206. Савинов Д.Г. Народы древней Сибири в раннетюркскую эпоху. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 176 с.

207. Савинов Д.Г. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово: ЮГУ, 1994. 215 с.

208. Сангаджиева Н.Б. Фольклорная традиция в эпосе "Джангар" // Калмыки и их соседи в составе Российского государства. Элиста: Джангар, 2002. -С. 241 -248.

209. Санжеев Г.Д. Старописьменный монгольский язык. М.: Наука, 1964. -91 с.

210. Санчиров В.П. "Илэтхэл шастир" как источник по истории ойратов. М.: Наука, 1990.- 135 с.

211. Санчиров В.П. Ойраты и Русское государство в конце XVI начале XVII вв. // Наука и высшая школа Калмыкии, 1999. № 1. - С.59-71.

212. Сафарова Л. Петр Чонкушов. Жизнь и творчество. Элиста: Ботхн, 1995.- 92 с.

213. Сартикова Е.В. Роль народного образования в создании условий преодоления культурной отсталости калмыцкого народа (с начала XX в. до второй мировой войны). Автореф. дис. . канд. ист. н. М., 1995. 25 с.

214. Сартикова Е.В. Проблемы организации культурно-просветительной работы в Калмыкии (20 30-е годы) // Вестник института КИГИ РАН. Элиста: Джангар, 2003. - С. 218-231.

215. Сенглеева 3. С. Калмыцкая художественная культура: история и современность // Репрессированные народы: история и современность. Нальчик, 1994. С. 205-207.

216. Сергеев B.C., Сергеев Б.В. Уголовное и гражданское право калмыков XVII-XVIII вв. (Историко-правовые очерки). Элиста: Джангар, 1998. 221 с.

217. Сибирские летописи / Под ред. JI.H. Майкова, В.В. Майкова. СПб.: Импер Археогр. комиссия, 1907. 397 с.

218. Сказание о дербен-ойратах, составленное нойоном Батур-Убуши Тюменем // Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста: КНИИЯЛИ, 1969. С. 108-115.

219. Советская Калмыкия в условиях развитого социализма. Элиста: Б.и., 1979.- 130 с.

220. Сокровенное сказание монголов: анонимная монгольская хроника 1240 г. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990 280 с.

221. Сулейменов О. Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата: Жазушы, 1975.-304 с.

222. Стасов В.В. Арап Петра I и калмык Екатерины II // Собр. соч., СПб., 1894, т. I.

223. Страхов Н.А. Нынешнее состояние калмыцкого народа. СПб., 1810.- 97 с.

224. Сычев Д.В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1973. 168 с.

225. Сычев Д.В. Калмыцкое народное искусство. Элиста: Калмиздат, 1970 -112 с.

226. Суржок А.И. Пушкин и калмыки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. 176 с.

227. Сэр-Оджав Н. Древняя история Монголии. (XIV в. до н. э. XII в. н. э.) Автореф. дис. . докт. ист. наук. Новосибирск, 1971. - 27 с.

228. С.С.К. Федор Иванович Калмык. Калмык-художник 18-го века. Баденский придворный живописец // Kalmyk-oirat symposium / Edited by Arash Bormanshinov, John R.Krutger. Philadelphia, Pensilvania, 1966. c. 51-55.

229. Ткачев В.H. Эволюция композиционных принципов в монгольской архитектуре // Научные сообщения ГМИНВ. вып. XVII. М., 1984.

230. Тритуз M.JI. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. М.: Музыка, 1965.- 111 с.

231. Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. Волгоград: Волгоградская правда, 1970. 160 с.

232. Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1977. 503 с.

233. Традиционная культура народов центральной Азии / Отв. ред. К.М. Герасимова. Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1986. 176 с.

234. Тхагапсоев Х.Г. Южная Россия: кавказский этнокультурный мир как тип локальной цивилизации // Региональные культуры средневековья на территории России. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 164185.

235. Тхагапсоев Х.Г. Базисные предпосылки и региональные особенности развития культуры Южной России в советскую эпоху // Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени. СПб.: Астерион, 2002.- С. 41-55.

236. Тхагапсоев Х.Г. Южная Россия: кавказский этнокультурный мир как тип локальной цивилизации // Региональные культуры средневековья на территории России. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 164184.

237. Убушаев В.Б. Калмыки: выселение и возвращение 1943 1957 гг. Элиста: Санан, 1991. - 95 с.

238. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект, 2000. 496 с.

239. Хазанов A.M. О периодизации истории кочевников европейских степей // Проблемы этнографии Востока / Под ред. С.А. Арутюнова. М., 1973.

240. Ханинова P.M. Взлететь над мира суетой. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994. 39 с.

241. Холл О. Формы неолитического скотоводства в Сахаре (VII-I тыс. до н. э.) // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций / Под ред. В.М. Массона. Алма-Ата: Наука, 1989. 463 с.

242. Художники Калмыкии (18 кн. в футляре). Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1979.

243. Чебоксаров H.H. Хозяйственно-культурные типы народов Восточной Азии // Народы Восточной Азии. Сер. "Народы мира". M.-JL: Наука, 1965.

244. Черников С.С. Памятники архитектуры ойрат-калмыков // Записки КНИИЯЛИ, вып. 1. Элиста, 1960. С. 115-134.

245. Чимитдоржиев Ш.Б. О перекочевках ойратов (калмыков) в XVII вв. "Торгутский побег" 1771 г. // Исследования по истории и культуре Монголии. Новосибирск: Наука, 1989. С. 50-67.

246. Чурюмова В. Д. Тема ссылки калмыцкого народа в национальной драматургии // Политические репрессии в Калмыкии в 20-40-е гг. XX века. Элиста: Джангар, 2003. С. 151-157.

247. Шарманджиев Д.А. Духовные ценности калмыков в условиях возрождения национальной культуры и образования (сер.80-х сер.90 гг. XX века) // Вестник института КИГИ РАН. Вып. 18. Элиста: Джангар, 2003.-С. 283-289.

248. Шестаков П.Я. Некоторые сведения о распространении христианства у калмыков //Астраханские епархиальные ведомости. 1893., № 9.

249. Шинжин И.Б. Алтайская версия "Джангара" (сюжет и композиция) II "Джангар" и проблемы эпического творчества. Элиста, 1990.

250. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства (Культурно-исторические проблемы). М.: Наука, 1980. 333 с.

251. Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества (вторая половина XVII-XIX вв.) Элиста: КИОН, 1992. 320 с.

252. Эвлия Челеби. Книга путешествий (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII в.) Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М.: Наука, 1979. 287 с.

253. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.-285 с.

254. Эрдниев У.Э. К вопросу о времени возникновения эпоса "Джангар" // Великий певец "Джангара" Ээлян Овла и джангароведение. Элиста, 1969. -С. 70-76.

255. Эрендженов К.Э. Золотой родник. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1980. 125 с.

256. Этнические и историко-культурные связи монгольских народов / Под ред. Т.М. Михайлова. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983.- 147 с.

257. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г. Крысько. М.: Московский псих-соц. ин-т, 1999. 342 с.

258. Яковлева JI. Художники Калмыцкой АССР. Л.: Художник РСФСР, 1972.-57 с.

259. ИГА Калмыкии. Ф.Р. 145 (H.H. Пальмова). On. 1. Д. 99, л. 1.

260. Шагдарсурен Ц. Монгол усэг зуй. Улаанбаатр, 1981.

261. Bird A. Feodor Kalmuk Apollo, 1975, January, v. 101, №155.

262. Miyawaki, Junko. The Birth of the Oyirad Khanship. in: Central Asiatic Journal. № 41/1 (1997) (Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1997).

263. Serruys H. Trade relations: the horse faires (1400-1600). Bruxelles, 1975.

264. Blumenbach J. F. Abbildungen naturhistorischer Gegenstände heraus gegeben. Gottingen Heinrich Dieterich, 1810.

265. Bergmann B. Nomadische Streifereien unter den Kalmüken. Bd. II Riga, 1804; Bd. IV-Riga, 1805.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.