Устное народное творчество в становлении и развитии литературного образования в Республике Калмыкия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Оконов, Борис Босхмджиевич
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 356
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Оконов, Борис Босхмджиевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Научно-методические основы изучения учащимися фольклора как источника ойрат-калмыцкой литературы
ГЛАВА II. Калмыцкое устное народное творчество в системе национально-регионального компонента литературного образования
2.1. Историческое обозрение ойрат-калмыков и традиции предков
2.2. Национальная стратегия образования Республики Калмыкия в преддверии XXI века
2.3. Эшопедагогический аспект учебно-воспитательного процесса в калмыцкой школе
2.4. Родной язык - основа обучения детей
ГЛАВА III. Теоретико-методическое исследование проблемы преподавания калмыцкого устного народного творчества и художественных произведений с фольклорной основой
3.1. Научно-теоретические проблемы литературного образования в Калмыкии во второй половине XVIII - начале XX вв.
3.2. Состояние изучения устного народного творчества калмыцкого народа в разные периоды развития калмыцкой школы
3.3. Основы взаимосвязанного изучения произведений калмыцкого, индо-тибетского, тюрко-монгольского фольклора
3.4. Литературоведческий анализ произведений калмыцкого фольклора на этнопедагогической основе а) эпос "Джангар" и истоки народной нравственности б) сказка - окно в волшебный мир народной педагогики в) пословицы и поговорки - этнопедагогические миниатюры г) загадки как средство умственного развития д) йорялы-благопожелания - проецирование совершенства, правды, добра, истины е) харапы-проклятия - предостережение от всего дурного, темного, наихудшего ж) народные песни как фактор эстетического воспитания з) семьдесят две небылицы - оригинальный жанр калмыцкого фольклора и) загадка - замысловатая поэтическая миниатюра 255 к) пословицы - поэтическая мудрость народа 257 3.5. Творческие работы и развитие речи учащихся
ГЛАВА IV. Работа над переводом на русский язык произведений
Ф калмыцкого фольклора как один из способов развития творческих способностей учащихся и совершенствование их умений и навыков устной и письменной калмыцкой и русской речи
4.1. Проблемы перевода произведений калмыцкого фольклора
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе2001 год, доктор педагогических наук Колодезников, Степан Константинович
Взаимосвязанное изучение русской классической и калмыцкой литератур в 5-8 классах общеобразовательных школ Республики Калмыкия2008 год, кандидат педагогических наук Антонова, Айса Геннадьевна
Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования2001 год, кандидат педагогических наук Айдарова, Гилян Петровна
Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы1998 год, кандидат педагогических наук Шарапова, Нина Николаевна
Взаимосвязанное изучение калмыцких, бурятских и русских сказок на уроках родной литературы в 5-7 классах школ Республики Калмыкия2003 год, кандидат педагогических наук Бамбаева, Виктория Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Устное народное творчество в становлении и развитии литературного образования в Республике Калмыкия»
Актуальность исследования: Фольклор как искусство слова и сокровищница духовных богатств его носителя, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в формировании художественного вкуса. Велика его роль в духовном, нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Именно художественное творчество в течение многих веков питало и питает своими образами, сюжетами и мотивами как фольклор, так и все виды искусства, прежде всего литературу.
Роль фольклора значительна и в интеллектуальном развитии учащихся, так как он приобщает их к духовным ценностям национальной и мировой культуры. Не случайно фольклор как носитель национальных традиций означает «народная мудрость», «народное знание».
Фольклорная символика - универсальное явление. Ее образы и мотивы нашли отражение практически во всех видах художественного творчества: в живописи, музыке, скульптуре и литературе. Вполне закономерно, что, памятники калмыцкого фольклора явились своеобразным этико-эстетическим идеалом, образцом для подражания и освоения.
В последние годы в Республике Калмыкия пристальное внимание уделяется вопросам актуализации образовательных задач, проблеме реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе литературного образования.
Становление национальной школы, обновление ее содержания - это одно из стратегических направлений в решении современных проблем образования. Обращение к историческим корням, к обычаям и традициям народа, к выработанным им в течение столетий духовно-нравственным ценностям способно изменить пренебрежительное отношение молодежи к своей культуре, приостановить процесс утраты этноязыковых традиций.
Жизненность этнопедагогических представлений о проблемах национального образования состоит в возрождении и развитии калмыцкого языка, сохранении самобытности народа. В этой связи весьма созвучны глубокие этнопедагогические воззрения Г.Н.Волкова, который утверждает, что «народная мудрость воспитания, традиционная педагогическая культура составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний и культуры».1
В основу разработанной нами целостной концепции развития национального образования, положены принципы демократизма и гуманизма. Несомненно, творчески плодотворная, отвечающая времени, созидательная концепция может строиться на человеколюбии, поддержке человеческого и национального достоинства в детях, учителях, родителях.
До 40-х годов дети калмыцкой национальности в семье, в общении со сверстниками овладевали огромным богатством устного народного творчества всех жанров: сказок, пословиц и поговорок, песен, загадок, народных примет. Этот огромный объем народных знаний можно назвать тем содержанием, основу которого составлял важнейший лексический фонд разговорного языка дошкольника. В прежнем быту калмыцким языком дети овладевали естественным путем, перенимая фольклорное богатство от старших, прежде всего от бабушек и дедушек, что было вполне обычным явлением для старой калмыцкой семьи.
Однако уже в 60 - 70-е годы демографическая ситуация в республике характеризовалась тем, что традиционная народная педагогика - обучение родному языку через фольклор, народный опыт - ушли из жизни вместе со старшим поколением. Но вместо них появилось поколение, получившее образование в современной школе, лишенной фольклорных традиций и народного опыта, в силу чего неспособное передать и раскрыть перед детьми богатства калмыцкого устно-поэтического творчества.
Учительство, органы образования республики правильно сориентировались в этой ситуации, приложив свои усилия к улучшению программ, учебников, учебных пособий и, что очень важно, методов обучения. В этой связи едва ли может быть оправданным в полном объеме тезис: «поскольку калмыцкий язык для абсолютного большинства обучаемых уже не является родным, то в основу преподавания должны быть положены принципы преподавания иностранных языков в школе»2. Безусловно, прав Г.Н. Волков в своем утверждении: «Актуальность концепции современного образования и воспитания становится совершенно очевидной: любой этнос сохраняет себя только благодаря собственной, этнической системе образования»3.
На наш взгляд, программа реализации этнопедагогической концепции должна включать в себя последовательную этнизацию содержания, методов, форм и процесса дошкольного и семейного воспитания, учебно-воспитательной работы всех общеобразовательных школ, в том числе лицеев, гимназий, прогимназий, училищ, педагогического колледжа. Эта система реализации единого опыта пока делает первые шаги и она включает в себя все этапы и предложенные нами программы «Калмыцкий фольклор», «Будет ли человеком видно с детства». В названных выше программах, а также изучающие «Историю и культуру родного края», «Калмыцкие игры» учащиеся не калмыцкой национальности не просто знакомятся с фольклором калмыцкого народа, а изучают и учат наизусть отдельные тексты.
В последние годы в Республике Калмыкия большое внимание уделяется вопросам непрерывного литературного образования, проблеме реализации национально-регионального компонента в учебио-воспитательном процессе литературного образования. Вместе с тем научно обоснованных работ о значении национально-регионального компонента в образовании учащихся в Калмыкии пока еще нет. Все это привело нас к необходимости взяться за разработку научно методических основ национально-регионального компонента литературного образования в республике. Эту проблему мы решаем на материале родного устного народного творчества.
Объектом исследования является учебно-педагогический процесс в национальных учреждениях народного образования Республики Калмыкия, а предметом исследования выступает процесс изучения калмыцкого фольклора в школах Калмыкии в условиях внедрения национально-регионального компонента литературного образования.
Цель исследования заключается в создании эффективной методической системы изучения калмыцкого фольклора на уроках литературы в калмыцкой национальной школе. В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи:
- определить уровень современного преподавания и изучения произведений различных фольклорных жанров в школах республики;
- проанализировать программы, учебники, учебно-методические пособия, наглядные и дидактические средства обучения; и выявить теоретические основы их дальнейшего совершенствования в соответствии с целью и задачами калмыцкой национальной школы;
- раскрыть образовательные и воспитательные возможности жанров калмыцкого фольклора и на основании этого определить место и роль устного народного творчества в системе литературного образования в калмыцкой национальной школе;
- рассмотреть возможности включения материала по устному народному творчеству в систему литературного образования в калмыцкой национальной школе и разработать методические рекомендации учителю;
- определить роль, место, а также содержание и приемы изучения произведений народного творчества в системе национально-регионального компонента литературного образования в калмыцких школах;
- показать пути и методы осуществления межпредметных связей в процессе литературного образования.
Гипотеза исследования: общий уровень литературного образования учащихся калмыцких школ в контексте изучения произведений устного народного творчества будет эффективным при условии:
- выявления научно-теоретических основ в изучении родного фольклора в калмыцкой национальной школе;
- использования литературоведческого анализа произведений калмыцкого устного народного творчества на этнопедагогической основе;
- применения методов и приемов работы, способствующих раскрытию общего и национально-своеобразного в изучении фольклора в школах Республики Калмыкия;
- преподавания курса фольклора и родной литературы с учетом этнических особенностей калмыцких учащихся их эстетического отношения к окружающему миру.
Методологической основой исследования явились достижения современной отечественной и зарубежной науки: философии, культурологии, этнологии и литературоведения, методики преподавания русской и калмыцкой литератур, педагогики, психологии и социологии, а также труды крупнейших ученых прошлого.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
- дано научное обоснование этнопедагогическим аспектам учебно-воспитательного процесса и научно-теоретической важности изучения родного фольклора в национальной школе, литературоведческому анализу произведений калмыцкого фольклора на этнопедагогической основе, а также:
- освещены новые подходы к оценке истории калмыцкой литературы в контексте современных литературоведческих концепций отбору, изучаемого материала с точки зрения национально-регионального компонента литературного образования;
- изучено современное состояние преподавания калмыцкой литературы, выявлен уровень литературного образования и эстетической литературы учащихся калмыцких школ, обобщен и теоретически осмыслен педагогический опыт работы учителей калмыцкой литературы;
- выработаны новые подходы к изучению калмыцкой литературы в соответствии с ее национальной спецификой, с учетом региональных условий Республики Калмыкия и национальных особенностей эстетического отношения учащихся к окружающему миру;
- разработаны методы и приемы оптимизации изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы в соответствии с целями и задачами приобщения учащихся к богатствам национальной, отечественной и мировой художественной культуры, развития их способностей эстетического восприятия и оценки явления литературы и отраженных в ней фактов жизни;
- определены пути и методы изучения литературно-критических статей и теоретико-литературных понятий в системе литературного образования в калмыцкой национальной школе;
- предложена программа изучения произведений калмыцкого устного народного творчества в соответствии с целями и задачами приобщения учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитии их способностей эстетического восприятия и оценки родного фольклора. Впервые в условиях национальной школы Республики Калмыкия предложена методика перевода на русский язык произведений калмыцкого фольклора как один из приемов развития творческих способностей учащихся, совершенствования умений и навыков устной и письменной калмыцкой и русской речи.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Методика преподавания калмыцкой литературы сформировалась как педагогическая наука в первой половине XX века под воздействием методики преподавания русской литературы и развивалась вместе с ней. В калмыцких национальных классах и школах комплексно изучаются: родная (калмыцкая), русская литература и фольклор, что является благоприятным условием для общего литературного образования и интеллектуального развития учащихся.
Вопросы литературного образования во все времена волновали все слои общества и, конечно, прежде всего, школу и учителей. Освещение вопросов литературного образования подрастающего поколения можно найти в трудах литературных критиков И.Ф. Алненского, В.Г. Белинского, A.A. Григорьева, H.A. Добролюбова, A.B. Дружинина, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского и др. Методистами Ф.И. Буслаевым, В.Я. Стоюниным, В.И. Водовозовым, В.П. Острогорским, Л И. Поливановым и другими изучены такие актуальные проблемы преподавания литературы, как теория и история литературы, анализ художественных текстов, использование литературно-критических статей.
В 30-50 годы XX века в развитие методической мысли большой вклад внесли В.В. Голубков, В В. Данилов, М.А. Рыбникова, Н.М. Соколов, Б.М. Эйхенбаум, чьи труды оказали большое влияние на литературное образование учащихся не только русскоязычных, но и национальных школ Российской Федерации.
Взаимосвязанным изучением фольклора разных народов интересовались многие фольклористы, эпосоведы и методисты. При рассмотрении теоретических основ мы опирались на труды отечественных фольклористов, эпосоведов, литературоведов - А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, Г.Н. Потанина, Ю.М. Соколова, Б.Я. Владимирцова, С.А. Козина, П.Г. Богатырева, В.Я. Проппа, Н. И. Кравцова, Б.Н. Путилова, В.М. Гацака и др. Их труды в области сравнительного рассмотрения фольклора разных народов позволяют внести определенные коррективы в программу по изучению фольклора в национальной школе, в частности при изучении проблем фольклорных взаимосвязей и взаимовлияний.
Вторая половина XX века характеризуется как расцвет методической мысли во всем образовательном пространстве Российской Федерации. Большой вклад в развитие литературного образования внесли методисты - ученые Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Г.А. Гуковский, М.Г. Качурин Е.В., Квятковский, E.H. Колокольцев, Н О. Корст, Т Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман,
Н.Д Молдавская, В.А. Никольский, Т.Д. Полозова, З.Я. Рез, Я.А. Радкович, H.H. Светловская, М.А. Снежневская, JI.B. Тодоров, В.Ф. Чертов;
Для развития литературного образования в системе национальных школ большое значение имеют работы: М.Г. Ахмедзянова, М.И. Бакиева, С.К. Бирюковой, H.H. Вербовой, С.Т. Забодаева, Г.Н. Ионина, A.A. Липаева, К.В. Мальцевой, K.M. Нартова, С.М. Петровой, Н С. Русиной, З.С. Смелковой, М.В. Черкезовой, В.В. Горбунова, Р.З. Хайруллина, С.К. Колодезникова и др.
В 1982 году вышла из печати книга «Изучение родных литератур в национальных школах РСФСР» под редакцией В.В. Горбунова, где раскрыты основополагающие методические проблемы литературного образования учащихся российских регионов, обучающихся на родном языке.
Теоретические вопросы начального литературного образования освещены в трудах ИЛ. Гаркуновой, Л.А. Горбушиной, В.Г. Горецкого, А.И. Липкиной, М.И. Омороковой, H.H. Светловой, А.Н. Серебренниковой и др.
Методистами калмыцкой литературы Б.Б. Бадмаевым, Г.А. Бадмаевой, И.М. Мацаковым, С.А. Кензеевым, А.Ш. Кичиковым, АЛ. Каляевым, Н.Ч. Чилдановой, H.H. Шараповой и учителями калмыцкой литературы Н.Д. Аристаевой, Б.Э. Босхомджиевой, Е.А. Джинцановой, Б.Л. Очир-Горяевой, P.M. Санджиевой, А.К. Чимидовой, A.C. Ченкалиевой и др. созданы новые программы, учебники-хрестоматии, учебники, пособия, методические рекомендации для учителей, научно-популярные книги для детей.
Развитие методической мысли тесно связано с дидактикой, педагогической и общей психологической, которые создают методологическую базу для развития частных методик. В трудах педагогов В.Ф. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, Г.Н. Волкова, Д А. Данилова, Ю.Б. Зотова, Г.Д. Кирилловой, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, В.А. Онищука, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, A.M. Сохора, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. освещены методы и приемы стимулирования и активизации самостоятельной познавательной деятельности продуктивного мышления учащихся, вопросы организации современного урока в условиях развивающего обучения, сотрудничества учителя и учащихся на уроке, выбора оптимального варианта содержания, методов и приемов работы с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Вопросы восприятия художественной литературы, произведения устного народного творчества и образной речи учащимися разного возраста, ассоциативного и творческого мышления при анализе художественного текста на уроках литературы, уровня их общего литературного развития изучены в трудах философов и психологов В.Ф. Асмуса, Л.С. Выготского, Л И. Божович, Т.В. Драгуновой, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Ф. Овсянникова, О.И. Никифоровой, В.А. Разумного, С.Л. Рубенштейна, М.П. Якобсона др.
Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический [изучение и анализ отечественной и зарубежной литератур по литературоведению, теории литературы, теории и истории культуры, этике, эстетике, педагогике и психологии, этнопедагогике и методике преподавания литературы и фольклора в школе];
- социолого-педагогический [анализ школьных программ и учебно-методической литературы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе, изучение педагогического опыта работы учителей калмыцкой литературы, анкетирование, тестирование, интервьюирование];
- экспериментальный [организация и проведение педагогического эксперимента, обобщение экспериментальных данных ]
Достоверность результатов исследования научно-методических положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в исследовании, обеспечивалась следующим:
- опорой при разработке научно-методических концепций на современные достижения философии, педагогики, этнопедагогики, психологии, методики преподавания литературы, эстетики, этнологии, культурологии, литературоведения и лингвистики; комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, цели и задачам; сопоставлением полученных результатов с накопленным педагогическим опытом и материалами исследований в обозначенном направлении; применением разработанным нами программ, учебников и методических рекомендаций в практике школ Республики Калмыкия.
1. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования получили распространение в школах Калмыкии и других регионах Российской Федерации (в местах компактного проживания калмыков, например, Астраханской области), в школах сел Чельпек и Бюрюбаш Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан: используются в подготовке специалистов на факультете калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого государственного университета; реализованы при создании учебно-методических комплексов для средней и высшей школы. Основные теоретические положения диссертации и разработанная автором методическая система могут быть использованы в практике работы учителей национальной школы, составителями программ, учебников по родной литературе для учащихся начальной, средней школ и других образовательных учреждений республики.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Калмыцкая литература наряду с родным языком в системе гуманитарного образования является стержнем национально-регионального компонента, так как формирование личности ребенка начинает осуществляться через культуру родного этноса. Параллельное изучение родной и русской литератур становится залогом повышения читательской культуры учащихся, формирования интереса к художественной литературе.
2. Литературное образование в национальных школах Российской
Федерации достигает наибольшего эффекта, если преподавание литературы ведется с учетом этнических особенностей зарождения и развития той или иной национальной литературы.
3. Изучение произведений фольклора расширяет представление учащихся о происхождении этноса, его родстве с другими народами, о традиционном мировоззрении, материальной и духовной культуре. Анализ произведений устного народного творчества достигает наибольшего эффекта, когда словарно-фразеологическая работа, разбор выразительных и изобразительных средств языка сочетается с культуроведческим и историческим комментарием, раскрывающим художественные традиции и эстетическое отношение народа к окружающей действительности.
4. Систематическое, целенаправленное изучение курса родной литературы во взаимосвязи с русской и литературой народов России формирует национальное самосознание учащихся, прививает уважительное отношение к родной национальной культуре, а также активизирует познавательный интерес к изучению культуры (литературы) всех народов Российской Федерации.
5. Литературно-критические статьи, рассмотренные при изучении обзорных и монографических тем помогают учащимся осознать закономерности развития литературы, рост творческого мастерства отдельных писателей, формируется интерес учащихся к литературоведческому материалу, повышается уровень их литературного образования, духовного и художественно-эстетического развития.
6. Целенаправленное изучение коренных проблем и основных понятий теории литературы помогает школьникам ориентироваться в национально-региональном своеобразии содержания и формы родной литературы, воспитывает любовь и уважение к духовным ценностям, вырабатывает навыки анализа художественного произведения и сопоставления их с произведениями других видов искусства, развивает самостоятельную мыслительную деятельность.
Обобщение и анализ экспериментальныхматериалов.
Экспериментальная проверка материала диссертационного исследования проводилась в школах города Элисты и районах Республики Калмыкия. Эксперимент проводился в 1991-2001гг. в школах №8, №12, педагогического колледжа г. Элисты, средних школ: Цаган-Нурской, Большецарынской, Ханатинской, Унгун-Терячинской Октябрьского и Малодербетовского районов. Экспериментом было охвачено 2000 учащихся, 120 учителей, 100 студентов педагогического колледжа и 200 студентов факультета калмыцкой филологии и культуры Калмыцкого государственного университета.
Основные этапы исследования. Решение проблемы исследования проходила в четыре этапа с 1991 по 2001 гг.
На первом этапе (1991-1993гг.) - изучение теории и практики по исследуемой теме: сбор эмпирического материала, формирование научного аппарата исследования.
На втором этапе (1994-1996гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью выявления современного состояния преподавания, уровня литературного развития учащихся, изучения педагогического опыта работы учителей, проверки оптимальности содержания и методически продуманности программ, учебников, хрестоматий. Все это дало возможность разработать научно-методические основы национально-регионального компонента литературного образования в калмыцких школах и проверить это на практике.
На третьем этапе (1997-1999гг.) проводилась проверка результативности предлагаемых научно-методических основ национально-регионального компонента литературного образования в калмыцких школах. Данный этап эксперимента проводился в названных выше школах в Республике Калмыкия по нашим программам, учебникам по калмыцкой литературе для У-У1 классов, по методическим разработкам для УП-УШ и 1Х-Х1 классов, где внимание сосредотачивалась на изучении произведений народного творчества в 5-8 по жанровому принципу, системе работы над произведениями писателей, объединенных одной проблемной темой в 8-9 и историко-литературному изучению в 10-11 классах, формирование теоретико-литературных понятий и использование их в анализе литературных произведений, привлечение литературно-критических, литературоведческих статей при изучении обзорных и монографических тем на всех этапах обучения.
На четвертом этапе (2000-2001 гг.) проведены систематизация экспериментальных данных, количественно-качественный анализ полученных результатов, их обобщение и анализ, проверка достоверности выводов.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования отражены в трех монографиях, пяти учебниках, трех учебном и методических пособиях для учителей. Опубликованы программы по калмыцкой литературе для 5-8 классов и 3-4 курсов студентов Элистинского педколледжа, около 30 статей по актуальным вопросам методики преподавания калмыцкой литературы.
Основные положения и результаты работы докладывались на: международных форумахУлан-Батор(1997), Будапешт( 1997), Университет Индиана (США, 1999), Якутск(2000); всероссийских конференциях и семинарах ( Москва, Чебоксары, Казань, Элиста); региональных научных конференциях и семинарах (Элиста, Махачкала, Карачаевск, Пятигорск, Нальчик); курсах повышения квалификации работников народного образования и преподавателей школ (Элиста); заседаниях учебно-методической комиссии Министерства образования Республики Калмыкия; заседаниях Ученого совета факультета калмыцкой филологии и культуры, кафедры методики преподавания калмыцкого языка, литературы и национальной культуры КГУ, спецкурсах «Научно-исследовательская работа студентов по методике преподавания литературы», «Проблемы школьного учебника по калмыцкой литературе» Калмыцкого государственного университета; курсах повышения квалификации учителей калмыцкого языка и литературы РИПКРО (г. Элиста).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова2005 год, кандидат педагогических наук Ханинова, Эльза Михайловна
Использование калмыцких сказок в обучении чтению на иностранном языке: Немецкий язык, национальная школа Калмыкии2004 год, кандидат педагогических наук Дальдинова, Эльза Очир-Горяевна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе: На материале Республики Калмыкия2005 год, кандидат педагогических наук Чокаева, Зоя Цеденовна
Особенности изучения малых форм фольклора в 5 классе якутской школы2003 год, кандидат педагогических наук Борисова, Анна Иосафовна
Изучение жанровой специфики якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников2010 год, доктор педагогических наук Гоголева, Марина Трофимовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Оконов, Борис Босхмджиевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнеойратские племена в Центральной Азии, а затем позднее ойрат-калмыки в степях Нижнего Поволжья вступали в различные взаимоотношения с соседними племенами и народами, что обогащало их язык и положительно влияло на их образ жизни. Исторический путь, пройденный калмыками в составе Российского государства, неразрывно связан со всеми событиями, происходившими в России на протяжении четырех столетий. Немало ярких страниц вписали в историю России сыны и дочери калмыцкого народа.
По своему этническому составу в наши дни Калмыкия -многонациональная республика, население которой составляет 320 тыс. человек. Согласно переписи 1989 г. основными этносами в республике являются калмыки - чуть больше половины населения и русские - 37%. Остальная доля приходится на другие национальности - даргинцы, чеченцы, казахи, украинцы, белорусы, немцы, эстонцы, корейцы и т.д. Калмыки - единственная в Европе этническая общность монгольского происхождения, исповедующая буддизм.
Калмыцкий фольклор, как часть педагогической культуры, отражает многовековую историю народа. В деле воспитания единство мнений разных народов объясняется сходством объективных условий человеческой жизни, а также историко-генетической общностью, взаимодействием племен, народов, взаимовлиянием их культур. Общность педагогических воззрений скотоводов-номадов сближает калмыков с русскими, а также монгольскими и тюркскими народами, с которым предкам калмыков на протяжении многих веков приходилось вступать в самые различные: культурные, торговые, военные контакты.
Стремление к единству было естественным стремлением людей. Они охотно учились друг у друга, заимствуя наиболее близкие по духу прогрессивные черты и достижения. И это стремление является определяющим началом педагогической общности людей, которое нашло свое яркое отражение в поэтической мудрости народов. Например, почти все народы едины в своем понимании необходимости начинать воспитание ребенка как можно раньше. Для иллюстрации калмыцкая пословица:
Бураг уйн деернь, сургмжиг баг деернь» - «Воспитывай, пока /человек/ молод, /срывай/ лозу пока /она/ тонка» - имеет параллели почти у всех народов мира.
Представляют интерес многочисленные калмыцкие народные пословицы и поговорки, смысл которых объясняется не столько этнической и исторической общностью народов, сколько внутренним стремлением людей к единению: «Олн - бок» - В единстве - сила (калм.), «Сила народов - в единстве» (казах.), «Объединение и братство - великая сила» (русск.), «Согласие лучше каменных стен» (коми), «Народ - солнце земли» (лезгин.), «Миллионы каплей образуют море» (узбек.) и т.д.
Калмыцкая литература, рожденная на основе богатого народного устного творчества за прошедшие столетия накопила солидный опыт художественного отражения действительности и стала активным средством духовного воспитания подрастающего поколения. В академической двухтомной истории калмыков литературы и монографических трудах прослеживается исторический путь становления, формирования и тенденции развития калмыцкой литературы, освещается жизнь и творческий путь отдельных писателей. Все это служит методологической базой создания методики преподавания родной литературы в общеобразовательной школе. Для реализации концепции литературного образования в калмыцкой школе большое значение имеет современная оценка творчества тех или иных писателей. При отборе содержания изучаемого материала в национально-региональном компоненте литературного образования основополагающими должны стать принципы историзма, научной объективности, зна-^ чимость писателя в истории развития литературы, идейно-эстетическое достоинство произведения.
Анализ учебно-методического комплекса по калмыцкой литературе позволяет сделать следующие выводы: а) основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе должны быть их высокие идейно-художественные достоинства, общественное и литературное значение произведения для времени его написания и нашего времени, образовательно-воспитательное значение, доступность, интерес, который произведение вызывает у учащихся. б) обзорных и монографических темах необходимо более объемно отразить содержание изучаемого материала, взаимосвязь литератур народов России, роль русской и зарубежной литературы в зарождении и становлении калмыцкой литературы, показать диалог культур, что поможет учителям четко и гибко ориентироваться при выборе оптимального варианта содержания учебной информации; в) во вводных статьях основных разделов учебников-хрестоматий для У1Л-IX классов раскрыть содержание монографических тем, что поможет учащимся вникнуть в творческую лабораторию писателей. Такое освещение темы настраивает учащихся на выявление художественного своеобразия изучаемого произведения, на определение творческой фантазии писателя, сопоставительному анализу нескольких произведений на одну и ту же тему. Школьники могут сопоставлять произведения калмыцких писателей с произведениями русских, российских и зарубежных писателей;
Изучение уровня литературного развития учащихся и их качества знаний, умений и навыков позволило сделать следующие выводы: а) учащиеся знают сведения о жизни и творчестве основоположников калмыцкой литературы, народных писателей Калмыкии и основных хрестоматийных авторов, предусмотренных школьной программой для обязательного чтения, больше интересуются эпическими и драматическими произведениями; умеют определять принадлежность изучаемых произведений к одному из литературных родов и жанров, характеризовать и оценивать поступки героев эпического и драматического произведения, охотно выполняют творческие задания;
В практике учителей калмыцкой литературы встречаются вводные, комбинированные уроки, уроки художественного чтения, развития устной и письменной речи, уроки-конференции, -диспуты, -концерты, -экскурсии, уроки творчества и др. Непрерывная связь классно-урочной, внеклассной и внешкольной форм работы вызывает интерес учащихся к родной литературе, к культу-^ ре народа, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность школьников, побуждает их творческую способность, что очень важно для формирования интеллектуально развитой личности.
Изучение произведений устного народного творчества на уроках родной литературы обуславливает формирование представлений у учащихся о генетической связи литературы с фольклором, роли его жанров в зарождении и становлении того или иного литературного рода, жанра, об использовании традиций художественного освоения действительности, выработанных тысячелетиями в устно-поэтическом творчестве, в литературном процессе
Уроки по изучению произведений народного творчества проводились в тесном контакте с уроками культуры; учащиеся получали первичные представления о происхождении этноса, об его родстве с другими монголоязычны-ми народами, о традиционном мировоззрении, материальной и духовной культуре, что очень важно для глубокого осмысления содержания и художественной ценности различных жанров фольклора.
Выбор оптимального варианта содержания, методов и приемов работы над художественным текстом зависит от жанровой, национально-региональной и художественной особенности содержания и формы изучаемого произведения и от возрастных особенностей литературного развития школьников. При анализе литературных произведений школьники учились определять мотивы поступков ^ персонажей, художественные особенности произведения, отношение автора к изображаемым событиям и героям, выявлять авторский нравственно-эстетический идеал и мировоззрение; понимать отражение конкретноисторических обстоятельств, господствующих литературных направлений и течений в идейно-эстетическом содержании произведения; оценивать художественное произведение как произведение искусства слова с его историческими закономерностями развития форм, стилей, жанров.
Как показал обучающий эксперимент, чем выше уровень представлений учащихся о литературном процессе, о литературе как форме общественного сознания, тем шире владение литературоведческими терминами, служащими инструментом осмысления прочитанного, ключом понимания его идейно-эстетического содержания, своеобразия художественной формы, выявления творческой индивидуальности писателя и постижения художественного стиля, направления изучаемого художественного произведения.
КОММЕНТАРИИ
Ф.И. Буслаев (1818 - 1897) - филолог, искусствовед и методист. Объяснял историю языка жизнью народа («О преподавании Отечественного языка», 1844). Язык, по мнению Буслаева, - основа развития каждого человека. Вот почему среди предметов гимназического курса родному языку принадлежит главенствующее место. Основой курса словесности он считал чтение, однако само изучение словесности сводил лишь к рассмотрению вопросов стилистики.
Н.С. Тихонравов (1832 - 1893) - историк литературы. Много сделал для изучения древнерусской литературы XVIII века, творчества Пушкина, Гоголя. Был организатором воскресных школ для народа; интересовался вопросами преподавания словесности в гимназии.
Н.Г. Чернышевский преподавал в Саратовской гимназии с апреля 1851 г. по май 1853 г. Воспоминания об этом периоде жизни его см. в кн.: Чернышевский Н.Г в воспоминаниях современников: в 2-х т. Т. 1 - Саратов, 1958.
В.Я. Стоюнин (1826 - 1888) - историк литературы, педагог. Основное методическое пособие «О преподавании русской литературы» (1864). О В.Я. Сто-юнине см.: Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы - М., 1959.
В.И. Водовозов (1825 - 1886) - методист-словесник. Основной методический труд «Словесность в образцах и разборах». О В.И. Водовозове см.: Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы.
В.В. Каллаш (1866 - 1919) - литературовед, библиограф. Под его редакцией вышли собр. соч. Радищева, Лермонтова, Гоголя.
А.Е. Грузинский (1858 - 1930) - автор популярных очерков о Фонвизине, Лермонтове, Тургеневе и других писателях. Читал курс лекций по методике русского языка и литературе.
Н.М. Мендельсон (1872 - 1934) - историк литературы, автор учебных пособий.
М.А. Рыбникова (1885 - 1842) - известный советский педагог. Блестящий филолог и методист. Ее труды «Очерки по методике литературного чтения» (1941, 1945, 1963), «Избранные труды» (1958), «По вопросам композиции», «Книга о языке», «Введение в стилистику», «Стилистика «Горе от ума», «Система письменных работ в старших классах» - вошли в Золотой фонд советской, российской педагогической литературы.
3i:
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Оконов, Борис Босхмджиевич, 2002 год
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. С.29.
2. Кичиков А.Ш. О путях и методах возрождения калмыцкого языка. В сб.: «Пути совершенствования родного языка». Элиста, 1990. С. 18.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания. В журн.: «Педагогика». М., 1996. С.151.
4. Литература и источники к первой главе
5. Bergmann В. Nomadische streiferein unter den Kalmücken in den lahre 1802 und 1803, Riga, 1804-1805, bd. I-IV.
6. Голстунский К. Убаши-хун-тайджиин туужи, народная калмыцкая поэма Джангара и Сиддиту кюрийн туули, изданные на калмыцком языке К Голстунским. СПб., 1864.
7. Калмыцкий эпос «Джангар». Ростов-на-Дону, 1940; «ЖанИр». М., 1978.
8. Таки Зула хаани улдул, Тангас Бумба хаани ачи, Узун Алдар хаани кобуун уйзин ончин ЖанИрин арбан болог. СПб., 1910.
9. ЖанИр. Хальмг баатрлг дуулвр. (25 болгин текст). Боти 1-2, М., 1978.
10. Джангар (калмыцкая народная сказка). Вестник Имп. Русского географического общества, 1854, ч. XII, kh.V, с. 101.7. Там же, с. 101.8. Там же, с. 102.9. Там же, с. 102.10. Там же, с. 103.
11. Владимирцов Б.Я. Образцы народной словесности. (Северо-западная Монголия). Л., 1926, с. 99-105.
12. Калмыцкий эпос «Джангар». Ростов-на-Дону, 1940.
13. Козин С. А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. М.-Л., 1940.
14. БаснЬа Муковун. ЖанЬр. Шин болгуд. Элст, 1940.15
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.