Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Кутушова, Клавдия Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.02
- Количество страниц 139
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Кутушова, Клавдия Владимировна
введение аздел I. Генетические коды культуры калмыцкого народа
1.1. Культурологическая детерминанта калмыцкого менталитета
1.2. Сакраментальный феномен в формировании духовных ценностей калмыков аздел II. Музыкальное искусство калмыков как составная часть евразийской культуры
2.1. Стили и жанры музыкального фольклора калмыков
2.2. Роль народных инструментов в формировании евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков
2.3. Ретроспектива народного и профессионального музыкального творчества аключение
Глоссарий
Список источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии2001 год, кандидат искусствоведения Бадмаева, Герля Юрьевна
Развитие духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв.2009 год, кандидат исторических наук Мучаева, Ирина Ивановна
Этнокультурные факторы развития современной Калмыкии2002 год, кандидат культурологии Санджиев, Николай Джамбулович
Художественная культура Калмыкии: Проблемы истории и типологии2004 год, кандидат культурологии Манджиева, Наталья Тарахмановна
Формирование и развитие калмыцкой национальной интеллигенции в конце XIX - в 1-ой половине XX века2006 год, кандидат исторических наук Олчанова, Цаган Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков»
скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство.
Лев Гумилев.
Актуальность исследования. Одним из важнейших компонентов исследовательского поля гуманитарных наук стало изучение богатой многонациональной культуры России. По мере решения экономических и политических вопросов, эта проблема приобретает принципиально новое содержание и актуальность.
Необходимость данного исследования обусловлена и особенностью национального субстрата российской государственности - наличием уникальных культур, каждая из которых выражает сущность сознания конкретного народа. Лидер евразийского движения Э.Д.Хара-Даван отмечал: ".дается право и возможность каждой из нации Евразии внести свою индивидуальную национальную культуру, как частицу общей наднациональной культуры, Евразийской, - чем из более разнообразных цветов и запахов составлен будет букет, тем будет он пышнее и ароматнее"1.
Возрождение евразийской идеологии (конец 80-х годов XX века) актуализирует необходимость изучения целого комплекса проблем, среди которых - особенности формирования всех форм культуры каждого евразийского этноса.
Вполне закономерен интерес ученых к различным аспектам евразийства и поиск новых подходов к его изучению. Данное исследование осмысли
1 Хара-Даван Э.Д. Евразийство с точки зрения монгола //Евразийская хроника. - Париж, 1928.-№ 10,-С.30.
5ает один из компонентов евразийской культуры - музыкальное искусство салмыков с точки зрения культурологического знания.
Важность темы диссертационного исследования определяется необхо-щмостью выявления генетической основы музыкальной культуры калмыц-сого народа, представляющей диверсификационный феномен, фиксирующий ¡ложную контекстуальность евразийского ренессанса.
Ориентация на синтез, универсализацию и гуманизацию знаний о му-¡ыкальной культуре Калмыкии помогла проследить развитие различных элементов в жанровом разнообразии музыкального творчества, сформировавшихся на разных этапах исторического развития народа.
Представленная ретроспектива позволила исследовать процесс важ-1ейших историко-культурных параллелей развития музыки калмыков, кото->ый в рамках заявленной темы ещё не был предметом изучения, а рассматри-$ался фрагментально, в контексте других проблем, связанных прежде всего с шработкой отдельных элементов фольклора, этнографии, истории калмыц-сого народа. Необходимость культурологического осмысления данной проблемы подтверждается политикой Республики Калмыкия по возрождению тциональной культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Эмпирическая база 1сслед0вания. Ценностно-мировоззренческое и культурологическое направ-гения данного исследования повлияли на выбор теоретической и эмпирической базы диссертационной работы. К сожалению, многие теоретические во-1росы рассматриваемой проблемы в отечественной и зарубежной науке на-:одятся ещё на стадии осмысления. В частности, если культурный ренессанс •СХ века - доказанное явление, то евразийский ренессанс - концептуальная культурологическая конъюнктура, восходящая к знаменитому труду Бурхар-1а, а нового, столь же авторитетного, теоретического синтеза пока нет1.
1 Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб., 1996; Мец А. Мусульманский ренессанс. -/11973; Баткин Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. - М.,1995: Петров М.Т. Возрождение в оветской науке. - Л., 1989.
Все это дает основание говорить об определенной трансформации цен-юстно-смысловых аспектов общественных и психологических явлений в ка-юственном многообразии выражений культурологической мысли1 и обу-шавливает стремление автора рассмотреть евразийский ренессанс в более пироком общекультурном контексте - как социальный институт калмыцкой музыкальной культуры.
В отечественном культурологическом знании достаточно четко характеризуются истоки и традиции евразийской цивилизации, без обращения к соторым невозможно изучение глубинных этнических основ музыкальной сультуры калмыков2.
Изначально теория евразийства носила характер не столько умозрительный, отвлеченно философский, сколько культурологический и междисциплинарный. Патриархами евразийства по праву можно считать Н.С. Трубецкого, Р.О.Якобсона, П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, Г.В.Флоровского, -LH. Алексеева, В.Н. Ильина, П.М. Бицилли, Э.Д. Хара-Давана3.
Становление евразийства как научной теории связано с именами за-1адно-европейских ученых Готфрида Гер дера, Иоганна Фридриха Шиллера, Иоганна Вольфганга Гете, Вильгельма Гумбольдта, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и русских мыслителей Г.В. Вернадского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Гютчева, Н.Я. Данилевского, J1.H. Толстого, П.Б. Струве, H.H. Рериха, H.A.
1 Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992; Лотман Ю.М. Беседы о русской ;ультуре. - М., 1995; Конрад Н.И. Запад и Восток. - Екатеринбург, 1993; Арутюнов С.А. Народы и культу->ы. Развитие и взаимодействие. - М., 1989; Каган М.С. Историческая типология художественной культуры.
Самара, 1996; Арнольдов А. Человек и мир культуры. - М., 1993; Давидович В. Культура мира на исходе
Х столетия //Известия ВУЗов Северо-Кавказского региона. - 1996. - №4; Межуев В.М. Культурология и философия культуры //Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы/РАУ. - М., 1993.
2 Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996; Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997; >ахтин М.М. Философия. Философия и социология науки и техники: Ежегодник. -М., 1984-1985; Драч Г.В. Зсновы теории культуры // Человек, культура, общество. -Ростов-на-Дону, 1993; Культурология / Под ред. ],рача Г.В. - Ростов-на-Дону, 1998; Культурология /Под ред. А.Радугина. - М., 1996; Культурология: Исто->ия мировой культуры / Под ред. А.И.Маркова. - М., 1995.
3 Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре //Евразийский временник. - Берлин, 1925. -Сн.4; Савицкий П.Н. Евразийство // Философские науки. - 1991. - №12; Флоровский Г.В. Окаменелое без-1увствие // Путь. - Париж, 1926. - №2; Хара-Даван Э.Д. Евразийство с точки зрения монгола //Евразийская фоника. - Париж, 1928. -№10; Хара-Даван Э.Д. Чингис-хан как полководец и его наследие: Культурно-юторический очерк Монгольской империи ХП-Х1У в.в. - Элиста, 1991.
Бердяева, Л.Н. Гумилева1 и других. Впервые гипотезу о существовании «особого материка» Евразии, к которому принадлежит Россия, выдвинул З.И.Ламанский2.
Многоуровневая структура культурологического исследования позво-1яет рассматривать современные аспекты евразийской культуры, получив-пие объективное осмысление и научно-обоснованный анализ в работах учетах Республики Калмыкия А.Т. Горяева, В.И. Борисенко, В.Н. Бадмаева, \.Л. Нусхаева, представившие востоковедческие грани евразийства3.
Морфология евразийства в каждом ее историческом, национальном, региональном варианте находится в постоянном видоизменении составляю-цих ее компонентов и феноменов, не только связанных между собой, но и 1ереходящих друг в друга4.
Исследовательская база работы формировалась с учетом принципов и методов культурологического исследования. Вследствие дифференциации и интеграции научного знания автор выделяет отдельные направления, послу-кившие основанием для привлечения материалов, книг и статей, которые, гак или иначе, затрагивают тему исследования.
1 Бердяев Н.А. Евразийцы //Путь. - Париж, - 1925. - №1; Струве П.Б. Россия //Русская мысль. - София, 922. - Вып.З; Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии с конца VI в. до настоящего времени. -Берлин, 1934; !адачи Всероссийской научной ассоциации востоковедов //Новый Восток. - М., 1922,- Кн. 1.
2 Культурология XX в. Словарь. - СПб, 1997. - С.111.
3 Горяев А.Т. Россия, "русский элемент" в концепции евразийцев // Социальная теория и современность. Судьбы России: взгляд русских мыслителей. Вып.З. - М, 1992. - С.106-111; Горяев А.Т. Евразийство и ре-юлюция // Отечественная философия: Опыт, проблемы, ориентиры исследования. XX век. Неизвестное за-5ытое. Вып. 10. - М., 1992. -С.104-118; Горяев А.Т. Этноэкологические воззрения евразийцев /Социальная теория и современность. Экология. Философия. Будущее. Вып.5. - М, 1992. -С. 195-198; Горя-;в А.Т. Прошлое возвращается к ним //Известия Калмыкии. - 1991.-11.15,21; Борисенко И.В, Горяев А.Т. Очерки истории калмыцкой эмиграции. - Элиста, 1998; Бадмаев В.Н. О «туранском элементе» в этнополи-ической концепции евразийцев // Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации 'оссии: "за" и "против". Вып. 18. - М., 1995. -С 139-145; Нусхаев АЛ. Консервативная Калмыкия в консервативной России. - Элиста, 1996; Нусхаев АЛ. Политика государственной социократии Калмыкии в единой 'оссии. - Элиста, 1996; Нусхаев АЛ. Царская Россия: Империя Вседуха, Вечная Цивилизация. - Элиста, [996; Нусхаев АЛ. Россия-Русь-Евразия Духа: национальная идеология. - Элиста, 1997.
4 Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: "за" и "против". Зып.18. - М, 1995; Кульпин Э.С. Путь России //Генезис кризисов природы и общества в России. - М, 1995; (ожанов В.В. Западные страницы истории XX века. - М, 1995; Каган М.С. Еще раз о проблеме Восток-¡апад и исторических судьбах России // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. - СПб, 1996. - С.267-287; Ключников С.Ю. Восточная ориентация русской культуры //Русский узел евразийства: Зосток в русской мысли. - М, 1997. - С.5-70.
Важную научную значимость приобрели выводы А.Дж. Эллиса и ^.Вебера. Так, проанализировав музыкальные звукоряды у разных народов, \.Дж.Эллис заключил, что музыкальные системы - культурные системы, тринципы построения которых находятся в гармонии с другими социальными факторами. В определенной мере эти взгляды перекликаются с идеями У1.Вебера в статье "Рационалистические и социологические основания музы-си"1.
Интересны научные открытия сотрудников Берлинского фонограммар-шва Э. фон Хорнбостеля, К.Закса, К.Штумпфома, которые в 1906-1933 годах 5 результате довольно скрупулезных исследований музыкальных систем до-сазали, что европейская музыка не является вершиной музыкального искусства, это лишь инновации, взятые из музыкальных систем разных народов2.
Анализ научной литературы и источников свидетельствует о том, что теоретические исследования, касающиеся музыкальной культуры народов эоссии, и, в частности, калмыков, составляющих евразийский "континент", отсутствуют. Исключение составляют монографии Н.Г Шахназаровой, В.Н Юнусовой, В.Конен3, которые лишь в определенной мере раскрывают отдельные аспекты исследуемой проблемы.
В изучении избранной темы исследования большую помощь оказали заботы, посвященные региональным проблемам культурологии, и, в частности, книги ректора Краснодарского государственного университета культуры а искусств, доктора философских наук, профессора И.И. Горловой, доктора
1 Вебер М. Рационалистические и социологические основания музыки: Избранное// Образ общества. -VI., 1994.
2 Kunst J. Ethno-musicology //The Hague. Central Asiatic Journal.-Wiestbaden, 1955; Merrift A. The Antropol-3gyjf Vusic. -Evanston, 1964.-11; Nettl B. Reference Materials in Ethnomusicology. -Detroit, 1967.
3 Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. - М., 1983; Юнусова В.Н. Ислам Музыкальная <ультура и современное образование в России. - М., 1997; Конен В.Дж. Третий пласт. Новые жанры в музы-<е XX века. - М., 1994; Конен В.Дж. Этюды о зарубежной музыке. - М., 1975; Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. - М., 1971; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М., 1975. философских наук, профессора Н.Г.Денисова, доктора педагогических наук, 1рофессора Н.Р. Туравец и других ученых Кубани1.
Значительным явлением в исследовании истории калмыцкого этному-¡ыковедения стала первая профессиональная работа "Музыкальная культура калмыцкой АССР" М.Л.Тритуза, получившая высокую оценку специалистов. Денность её в том, что она представляет богатейший нотный материал, который помог разобраться в сложной проблеме евразийского ренессанса музы-сальной культуры калмыцкого народа2.
Несколько позднее публикуется книга Н.Л. Луганского "Калмыцкие гародные музыкальные инструменты", в которой автор не только дает профессиональную классификацию калмыцких музыкальных инструментов, но и тредставляет ориентировочные составы оркестров и ансамблей3.
Самостоятельную группу источников составили материалы периодической печати - журналов: "Вопросы философии", "Общественные науки", 'Социус", "Этнографическое обозрение", "Научная мысль Кавказа", "Музы-сальная Академия", "Теегин герл"("Свет в степи"); газет: "Культура", "Известия Калмыкии", "Хальмг унн"("Калмыцкая правда").
В работе использованы результаты научных изысканий автора, которые юлучены, в частности, в период работы в качестве младшего научного сотрудника сектора этнографии отдела истории Калмыцкого Института гума-штарных исследований РАН; в качестве редактора музыкальных программ т Калмыцком телевидении и автора музыки песен на калмыцком и русском 1зыках, лицензированных "Юго-западным филиалом Российского авторского общества" в Ростове-на-Дону.
1 Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. - Краснодар, 1998; Де-шсов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. - Краснодар, 1999; Гуравец Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: Методо-югия, теория и практика: Монография. - Краснодар, 1998; Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. - Краснодар, 1997; Денисов Н.Г., Лях В.И. Мировая, отечественная и региональная худо-кественная культура - Краснодар, 1997.
2 Тритуз М.Л. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. - М., 1965.
3 Луганский Н.П. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. - Элиста, 1987.
Объект исследования - музыкальная культура калмыков.
Предметом исследования стали составляющие понятия «евразийский эенессанс» музыкальной культуры калмыков: культурологическая детерминанта менталитета калмыков и генетические коды культуры, стили и жанры народного творчества, композиторское и исполнительское искусство, а также эсобенности музыкального инструментария калмыков.
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в исследовании евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков с позиций современной культурологической мысли.
Для реализации цели диссертации были поставлены следующие задачи:
- выявить культурологическую детерминанту евразийской основы, способствующую развитию музыкальной культуры калмыков;
- рассмотреть историко-культурные аспекты ранних форм музыки в гармоничном соединении с принципами современного музыкального искусства Калмыкии, составляющих парадигму ренессансной культуры;
- провести культурологический анализ взаимосвязи калмыцкого искусства с российскими и европейскими традициями музыкального гворчеерщработать комплексный подход к изучению традиционного калмыцкого фольклора в его взаимодействии с различными явлениями общественной жизни, культуры и искусства.
Методология и методы исследования. Методологической основой данной диссертации являются общенаучные принципы исследования: объективность, логическая взаимосвязь, историзм, культурологическое осмысление, которые обладают познавательной способностью видеть за внешними конкретными явлениями культуры ее глубинные отношения и схематизмы сознания1.
1 Пенто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М., 1972; Розин В.М. Культура и проблемы ее изучения // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. - М., 1998; Руководство то методологии культурно-антропологических исследований. - М., 1991; Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. - М., 1991; Орлова Э.А. Актуальные проблемы куль-гурологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - М., 1994,- Вып.10; Handboor of Viethodin Cultural Anthropologi //Ed.Naroll R.A., Cohen R -N.Y., 1973.
Методология исследования отражает пространственно-предметный и конкретно-событийный мир музыкальной культуры калмыков, а также такие тчества культурных явлений, как похожее-непохожее, трудно истолковываемое, уникальное. В работе использован метод системного историко-гипологического исследования, который позволил изучить эволюционный процесс, характерный для музыкальной культуры калмыков второй половины XX века.
Особую значимость приобрел метод полевой этнографии (описание, классификация, наблюдение, сравнительно-исторический анализ, анализ текстов и нотного материала) и анализ явления с позиций герменевтики и семиотики.
Методологическая нейтральность и дескриптивный подход к культурологическому исследованию евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков позволили автору определить свое видение проблемы изучения, объективно подойти к анализу процессов и явлений.
Анализ евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков зсуществлен в диссертации при помощи комплекса познавательных методов л установок, группирующихся вокруг генетического центра, определяющего а составляющего культурологическую детерминанту калмыцкого менталитета в контексте с традиционным фольклором, народным и профессиональным искусством.
Все вышеперечисленное позволило автору воссоздать целостный исто-эический процесс формирования евразийского ренессанса музыкальной культуры калмыков.
Научная новизна диссертации:
1. В рамках культурологического знания в научный оборот введено понятие «евразийский ренессанс» музыкальной культуры калмыков как компонента российской музыкальной культуры.
2. Проведен всесторонний системный анализ феномена «евразийский ренессанс» музыкальной культуры калмыков на основе синтеза культурологического, музыковедческого и других подходов и методов исследования.
3. На широком культурно-историческом фундаменте исследован сакраментальный феномен музыкальной культуры калмыков.
4. На основе изучения письменных и устных источников выстроена ги-потезная модель калмыцкой нотной грамоты, которая вводится в научный эборот впервые.
5. Дано теоретико-методологическое обоснование формирования в народном искусстве исследуемого региона четырех народно-песенных стилей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его теоретических выводов в дальнейшей разработке данной проблемы. Междисциплинарный характер работы дает возможность использовать ее в широкой сфере гуманитарного знания. Материалы диссертации могут найти применение при подготовке лекционных курсов и практических занятий культурологического цикла образовательного процесса в учебных и воспитательных учреждениях.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в научных статьях, опубликованных в сборниках «Гуманитарные проблемы востоковедения» (Элиста, 1998), «Научные труды ученых и специалистов Республики Калмыкия» (Элиста, 1999). Результаты исследования обсуждались на научных конференциях разного уровня и на заседаниях кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Диссертация состоит из введения, двух разделов, включающих пять параграфов, заключения, глоссария, списка источников и литературы, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК
Калмыцкая музыкальная терминология2009 год, кандидат филологических наук Борлыкова, Босха Халгаевна
Этнокультурные ценности калмыков2007 год, кандидат философских наук Бадмаева, Цаган Аркадьевна
Калмыцкие протяжные песни, опыт структурно-типологического и историко-стилевого исследования2000 год, кандидат искусствоведения Дорджиева, Гиляна Андреевна
Народная песня ойратов в историческом контексте2008 год, кандидат искусствоведения Ван Гао Чао
Буддизм в социокультурном пространстве России: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Уланов, Мерген Санджиевич
Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Кутушова, Клавдия Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отечественная культурологическая наука и евразийская концепция культуры - детище XX века, создали эффективную парадигму для гуманитарных координаций этнокультурологических проблем. В их основу положена не узконационалистическая идея, а прогрессивная концепция многокуль-турности общества, в проекте которой предусматривается дальнейшее развитие национально-культурного пространства, где сосуществуют и интегратив-но развиваются духовные ценности Востока и Запада, которые и будут определять геополитическое лицо будущего. В соответствии с историческими условиями, в процессе длительных этнических, культурных контактов сформировалась своеобразная музыкальная культура калмыков.
Изучение музыкальной культуры калмыков предполагает установление концептуальности генетических кодов культуры, ассоциируемых с проблемами национального своеобразия, формирующими содержательную основу евразийского ренессанса. Говоря о национальном менталитете, автор использует художественно-исторические, этнографические сведения.
Наиболее эффективным фактором укрепления евразийской культуры явился процесс христианизации калмыков, сопровождавшийся вступлением в казачество и последующим поселением в специальных населенных пунктах.
С позиции отечественной культурологии осмысление музыкально-культурных традиций интерпретируется в контексте с сакраментальным феноменом, занимающим одно из главных мест в формировании духовных ценностей. В процессе исследования выработаны критерии оценки ламаистских культурных концептов, освященных музыкальными традициями религиозного богослужения («гунзад», «янг», «танЬрг»), музыкальных инструментов.
Именно духовная музыка, пройдя сложный исторический путь как и хурулы, священнослужители сохранила национально-религиозный характер мелоса. Неоценимо значение в развитии музыкальной культуры исследование калмыцкой нотной грамоты, что будет способствовать дешифровке сохранившихся религиозных памятников и открытию нового пласта евразийской культуры. Несомненно, данное направление обладает эвристически значимым потенциалом.
Культурные универсалии особенно проявились в ретроспективе песенного творчества с незапамятных времен находившие художественно-образное воплощение. При изучении калмыцкой народной музыки впервые обосновываются четыре стиля: аутентичный, протяжная песня «утн дун», короткая песня «ахрхн дун», аутбридинговый или евразийский, вместо принятых доныне у фольклористов двух, называющихся, кстати, ошибочно жанрами. Не что иное, как песенный и инструментарный фольклор определил характер взаимоотношений людей в условиях семейного быта и идеалов, предполагающие установление единства в сфере духовной жизни.
Процесс взаимовлияния традиционного и современного стал фактором появления оригинальных, не имевших аналога прежде, форм музыкального искусства в народном и профессиональном творчестве. Следует заметить, что обогащение музыкальной культуры стало возможным как фольклорными традициями, так и творческими изысканиями профессиональных музыкантов - представителей высокой эстетической культуры. При этом калмыцкая музыка стала образцом для целой плеяды российских талантливых композиторов.
Свершения второй половины XX века в музыкальном искусстве калмыков, выразились в жанровом разнообразии музыки, были созданы предпосылки для появления современных музыкально сценических произведений крупных форм, доказательством тому национальная опера-балет «Джангар» П. Чонкушова.
Мелодика, ритм, гармония, тембр - формообразующие черты калмыцкой музыки, как в отдельности, так и в непривычных для европейца формах, определяют новизну, свежесть, богатство звучания. Так возникла возможность синтеза фольклора с приемами новой композиторской техники. Именно на этой основе родились современные стилевые направления, развивающиеся в композиторском и исполнительском искусстве, включая «новомодные» музыкальные течения.
Исследования показали, что сегодняшний уровень музыкального искусства является итогом многовекового развития, результатом сложных и продолжительных, структурных и функциональных изменений в фольклорной музыке; взаимодействии непосредственных и опосредственных музыкальных традиций; контактов между народами, их музыкальными культурами на громаднейшей территории «эйкумены», начиная с Центральной Азии, юга Сибири, Алтая, юга Урала, левобережья и правобережья Волги до Северного Кавказа, Дона, Кумы, Терека. Вполне закономерно, что культурные реалии калмыков нашли отражение в гуманитарных отечественных и зарубежных проектах, таких как - симпозиум «Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии», «Французская ассоциация содействия восточным народам», «Инициативы российских народов за демократию и мир».
Грядущий XXI век, эпохальная ступень нашего отечества актуализирует извечную аксиому - ее будущность. Одним из самостоятельных культурных феноменов, доказывающим свою перспективу для настоящего и будущего, представляется евразийский ренессанс, адекватно отражающий этническую культуру в качественном многообразии культурологической мысли.
ГЛОССАРИЙ айс - мелодия ахрхн, ахр - короткий, коротенький, куцый бамба-цецег - тюльпан бузав - донские калмыки
Бумба - сказочная страна благоденствия по эпосу "Джангар" бурхан - божество бура - труба, музыкальный инструмент гелюнг - монах, священнослужитель гунзад - дирижер хора, запевала в хуруле дун - песня, единица измерения дууцнг - большой пост домбра - калмыцкий народный музыкальный инструмент Зая-Пандита (1599-1662) - создатель ойрат-калмыцкого алфавита Зонкава - основатель северного течения буддизма-ламаизма зул - лампадка
Зул-сар - праздник Нового года йорэл - благопожелания кезянк - давний, древний, давнишний кенкрг - барабан когжм - музыка лама - буддийский монах, настоятель монастыря или группы монастырей; высший духовный сан в Калмыкии маани - молитвы, ламаистские религиозные мантры маздуд - богатыри мацг - малый пост, 8, 15, 30 дни по лунному календарю медэтнр - пожилые, старики нойон - князь, правитель феодального владения нирвана - состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние с божеством; угасание жизненного огня, исчезновение ом-маани-падме-хом - ламаистская молитва: "Да будет благословенным сидящий на лотосе!" сутра - книга в виде отдельных длинных несброшюрованных листов религиозного содержания сув-севг - наставления, мудрый совет сонгин дун - песня-тост, пропеваемый тост тавшх - танцевать с притоптыванием тангрг — клятва, присяга, обет тарни - заклинания тарни дун - песни-заклинания тодо бичиг - ясное письмо ут дун - протяжная песня
Урюс-сар - праздник приплода харш - препятствие, помеха хоолан татад дуулх - петь, протягивая гортань хонх - колокол, звонок хур - музыкальный инструмент хурул - ламаистский храм, монастырь чичирдг - дрожащий, трепещущий; мелодия танца донских калмыков, основанного на вибрации тела чоори - духовная академия шавашмуд - песни-подбадривания, прибаутки шавдх - прищелкивать по деке домбры шаштр дун - величальные песни энгсулэд дуулх— петь плаксиво ятха - музыкальный инструмент янг - духовное песнопение
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Кутушова, Клавдия Владимировна, 2000 год
1. Анучин Д.Н. Александр фон Гумбольдт, как путешественник и географ и в особенности как исследователь Азии. -М., 1915.
2. Арнольдов А. Человек и мир культуры. -М., 1993.
3. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. -М.,1989.
4. Архимандрит Гурий (Степанов). Очерки по истории христианства среди монгольских народов. T.I. Ч. 1. -Казань, 1915.
5. Бадмаев A.B. Калмыцкая дореволюционная литература. -Элиста, 1984. -171с.
6. Бадмаев В.Н. О "туранском элементе" в этнополитической концепции евразийцев//Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: "за" и "против". Вып. 18. -М, 1995.
7. Бадмаева Т.Б. Калмыцкие танцы и их терминология. -Элиста, 1992.96с.
8. Барулин B.C. Социальная философия. 4.2. -М., 1993. Баткин JI.M. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. -М., 1995. -270с.
9. Батмаев М.М. Калмыки в XVII-XVIII веках. -Элиста, 1993. -382с.
10. Бахтин М.М. Философия. Философия и социология науки и техники: Ежегодник.-М., 1984-1985.
11. Беликов Т.И. Калмыки в борьбе за независимость нашей Родины. -Элиста, 1965.-179с.
12. Беликов Т.И. Участие калмыков в крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева( 1773-1775). -Элиста, 1971. -167с.
13. Беляев В.М. О музыкальном фольклоре и древней письменности. -М.,1971.
14. Бердяев H.A. Евразийцы//Путь. -Париж, 1925. -№1.
15. Библиографический указатель письменного наследия калмыков в трудах российских и монгольских востоковедов. -Элиста, 1998. -63с.
16. Биография Зая-Пандиты//Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе.-Элиста, 1969.
17. Биткеев М.П. Европейская культура в ее мыслительных формах. -Элиста, 1966.-136с.
18. Биткеев Н.Ц. Калмыцкая народная песенная поэзия. -Элиста, 1987.141с.
19. Биткеев Н.Ц. Поэтический стиль джангарчи//Эпическая поэзия монгольских народов. -Элиста, 1982.
20. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. -СПб., 1996.
21. Борисенко И. Калмыки в русском изобразительном искусстве. -Элиста, 1982.-63с.
22. Борисенко И.В. Времен минувших отражение. -Элиста, 1990. -175с.
23. Борисенко И.В. К истории образования и происхождения беляевской группы донских калмыков//Проблемы этногенеза калмыков. -Элиста, 1984.
24. Борисенко И.В. О расселении шеретов, томутов, чугуевских и беляев-ских калмыков/Юбщественный строй и социально-политическое развитие дореволюционной Калмыкии. -Элиста, 1983.
25. Борисенко И.В. Рисунок из письма//Советская Калмыкия. -1988. -11.07.
26. Борисенко И.В., Горяев А.Т. Очерки истории калмыцкой эмиграции. -Элиста, 1998. -235с.
27. Борисов Т. Калмыки.-М.-Л., 1926.
28. Булгаков М. Музыка у калмыков-алтайцев//Русская музыкальная газета. -СПб., 1905. -№23, 24.
29. Вебер М. Рационалистические и социологические основания музыки: Избранное. -М., 1994.
30. Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии с конца VI века до настоящего времени. -Берлин, 1934.
31. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. -М., 1975.
32. Виноградов В.В. Функционально-типологические критерии и генеалогическая классификация языков//Типологические основы классификации языков мира. -М., 1982.
33. Владимирцев Б.Я. Общественный строй монголов. -Л., 1934. -223с.
34. Волькович Н.К., Эренженов Н.Ц. Калмыцкая народная песня. -Элиста, 1963.-64с.
35. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, верований и прочих достопримечательностей. 4.4. -СПб., 1799.
36. Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640г. Дополнительные указы Галдан-хунтайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. -СПб., 1880.
37. Горлова И., Манаенко А., Лях В. Культура кубанских станиц. Краснодар, 1993.-130с.
38. Городовиков Б.Б. Советская Калмыкия на подъеме. -М., 1984. -224с.
39. Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект: автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филос.наук -М., 1993. -29с.
40. Горяев А.Т. Россия "русский" элемент в концепции евразий-цев//Социальная теория и современность. Судьбы России: Взгляд русских мыслителей.-М., 1992.-Вып.З.
41. Горяев А.Т. Евразийство и революция(статьи Л.Карсавина) //Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Неизвестное забытое. -М., 1992.- Вып. 10.
42. Грачев М. Потомки Джангара. Партитура. -М., 1967.
43. Гумилев Л.Н. Записки последнего евразийца//Наше наследие. -М., 1991.-№3.
44. Гуревич П.С. Философская антропология. -М., 1997.
45. Гусева A.B. Концепция русской самобытности евразийцев. -Л., 1986.
46. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. СПб., 1991. -103с.
47. Дарбакова В.П. К этимологии этнонима "хальмг'7/Этнонимы. -М.,1970.
48. Дарбакова В.П. Калмыцкие экспонаты на международной выставке одежды в 1902 году в Санкт-Петербурге//Ученые записки. Серия историческая. Вып.8. -Элиста, 1969.
49. Дарбакова В.П. Обряды, связанные с наречением именем и антропонимы калмыков во второй половине XIX века//Ученые записки. Серия филологическая. Вып.7. -Элиста, 1969.
50. Давидович В. Культура мира на исходе XX столетия//Известия ВУЗов Северо-Кавказского региона. Сер. "Общественные науки". -Ростов-на-Дону, 1996.
51. Денисов Н.Г., Лях В.И. Мировая отечественная и региональная культура. -Краснодар, 1997.
52. Дорджиев Ж.Д., Кондратов A.M. Путь в Тибет. -М., 1973. -71с.
53. Драч Г.В. Основы теории культуры//Человек, культура, общество. -Ростов-на-Дону, 1993.
54. Дубрава Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 года//Известия общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. T.XV. Вып. 1-2. -Казань, 1899. -239с.
55. Житецкий И. Очерки быта астраханских калмыков: Этнографические наблюдения 1884-1886гг.-М., 1893.-74с.
56. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. -М., 1977. -199с.
57. Златкин И.Я. Зая-Пандита как политический деятель//Олон улсын мон-голч эрдэмтний II Их хурал I боть. -Улаанбаатар, 1973.
58. Златкин И.Я. История джунгарского ханства. -М., 1964. -332с.
59. Ипполитова Н. Исповедь миротворца//Известия Калмыкии. -1997.03.22.
60. Их цааз. «Великое уложение». М., 1981. - 148с.
61. Илюмжинов К. Максимов К. На рубеже веков. -М., 1997. -309с.
62. Каган М.С. Философия культуры. -СПб., 1996. -44с.
63. Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. -Самара, 1996.-86с.
64. Каган М.С. Еще раз о проблеме Восток-Запад и исторических судьбах России//Человек и духовно-культурные основы возрождения России. -СПб., 1996.
65. Калмыки в Отечественной войне 1812 года//Сборник документов. -Элиста, 1964. -163с.
66. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. -Элиста, 1969.-203с.
67. Калмыцкий театр( 1927-1967): Материалы и документы. -Элиста, 1972. -378с.
68. Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945: Документы и материалы. -Элиста, 1966. -551с.
69. Карсавин Л. Евразийство. Мысли о России. Вып. 1-2. -Тверь, 1992.
70. Катушов К. Калмыкия в геопространстве России. -Элиста, 1998. -335с.
71. Кичиков А.Ш. О калмыцком герое Мазан-Батыре//Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.4. -Элиста, 1964.
72. Кичиков М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов. Образование калмыцкого государства в составе России. -Элиста, 1966.
73. Кичиков М.Л. К истории образования Калмыцкого ханства в составе России//Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.2. -Элиста, 1962.
74. Клименко Л. Степной жаворонок. -Элиста, 1989. -59с.
75. Ключников С. Восточная ориентация русской культуры//Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. -М., 1997.
76. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. -Элиста, 1970. -146с.
77. Коган Л.Н. Теория культуры. -Екатеринбург, 1993.
78. Кожанов В.В. Западные страницы истории XX века. -М., 1995.
79. Конен В.Дж. Этюды о зарубежной музыке. -М., 1975.
80. Лазарев М.Л. Интоника. -М., 1994. -158с.
81. Леонтович И.И. Древний монголо-калмыцкий или ойратский устав взысканий.-Одесса, 1879.
82. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768-1769гг. 4.1. -СПб., 1771.
83. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. -М., 1992.
84. Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность.-Л., 1971.
85. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М., 1991. -524с.
86. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -М., 1995. -60.
87. Луганский Н.Л. Калмыцкие народные музыкальные инструменты. -Элиста, 1987.-64с.
88. Лыткин Ю. Материалы для ойратов//Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. -Элиста, 1969.
89. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. -Л., 1978. -184с.
90. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607-1636. -М., 1959.-352с.
91. Межуев В.М. Культурология и философия культуры//Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. -М., 1993.
92. Мец Л. Мусульманский ренессанс. -М., 1973. -473с.
93. Митиров А.Г. К вопросу об этнониме шубучинер//Проблемы этногенеза калмыков. -Элиста, 1984.
94. Митиров А.Г. Ойрат-калмыки: века и поколения. -Элиста, 1998. -384с.
95. Митиров А.Г. Об особенностях ламаистской культовой практики кал-мыков//Вопросы истории ламаизма калмыков. -Элиста, 1987.
96. Михайлов Г.И. Калмыцкая литература XVII века//Из истории дореволюционной Калмыкии. -Волгоград, 1967.
97. Моруа А. Три Дюма. -М., 1962. -317с.
98. Навроцкий Н. Описание калмыцкого хурула//Астраханские губернские ведомости. -1852. -№38.
99. Намсинов И.Е. Культура Советской Калмыкии на подъеме. -Элиста, 1972.-208с.
100. Наднеева К.А. Буддизм в Калмыкии: Нравственные основы. -Элиста, 1994.-76с.
101. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. -СПб.,1852.
102. Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте. -СПб., 1834.
103. Новое в современной классической философии. -М., 1979. -200с.
104. Номинханов Д.Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. -Элиста, 1969. -138с.
105. Нусхаев А.Л. Россия Русь - Евразия духа: национальная идеалогия. -Элиста, 1997.
106. Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. -Элиста, 1980.-143с.
107. Оконов Б.Б. Калмыцкие народные песни 17в.-18в.//Калмыцкая народная поэзия.-Элиста, 1984.
108. Оконов Б.Б. Песни калмыков, рожденные в годы ссыл-ш//Репрессированные народы: история и современность. Тез. докл. и сообщ. Рос. науч.-практ.конф.-Элиста, 1992.-05.28-29.
109. Орехов И.И. Ламаистское духовенство Калмыкии в начале XX ве-<а//Ламаизм в Калмыкии. -Элиста, 1977.
110. Отчет Петровского общества исследователей Астраханского края за 1896 год. -Астрахань, 1898.
111. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. -М, 1967. -179с.
112. Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма. -М., 1970432с.
113. Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. 4.2. Кн.2.-СПб, 1786.-570с.
114. Пальмов H.H. Очерки истории калмыцкого народа. -Астрахань, 1922. Пальмов H.H. Этюды по истории приволжских калмыков.Ч.1-5. -Астрахань, 1926- 1932.
115. Позднеев A.M. Сказание о хождении в Тибетскую страну Мало-Дербетовского База-Бакши.-СПб, 1897. Пути Евразии. -М, 1992.
116. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. -М, 1975. -189с. Пюрвеев Д.Б. Кочевая архитектура//Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии.-Улан-Батор, 1974.
117. Пюрвеев Д.Б. Мобильность как специфическая особенность архитектуры кочевых народов//Проблемы алтаистики и монголоведения. -Элиста, 1972.
118. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. T.I. Кн.1. -M.-JI, 1952. Рерих Е.И. Основы буддизма.-Улан-Удэ, 1926.
119. Руднев А.Д. Мелодии монгольских племен//Сборник в честь 70-летия Г.Н.Потанина. -СПб, 1909.
120. Русско-китайские отношения в XVIII веке: Материалы и документы. -М, 1978.
121. Русско-китайские отношения в XVII веке. T.I: 1608-1683гг. -М, 1969. Савицкий П.Н. Евразийство//Философские науки. -1991. -№12. Сафарова JI. Петр Чонкушов: Жизнь и творчество. -Элиста, 1995. -93с.
122. Семенникова Л.И. Цивилизованные парадигмы в истории Ро-сии//Общественные науки и современность. -1995. -№5.
123. Сергеев B.C. Ики цааджи 1640 года основной юридический источник уголовного права Калмыкии XVII- XVIII в.в.//Вестник института. Серия историческая. Вып.VI. -Элиста, 1972.
124. Сергеев B.C. Уголовное и гражданское право калмыков XVII- XIX веков (историко-правовые очерки). -Элиста, 1998. -222с.
125. Сказание о дербен-ойратах, составленное нойоном Батур-Убуши Тю-менем//Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. -Элиста, 1969.
126. Смирнов Б. Музыка Народной Монголии. -М., 1975. -158с.
127. Смирнов П. О калмыках//Астраханские епархиальные ведомости. -Астрахань, 1885. -№ 5-6, 10.
128. Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: "за" и "против". Вып. 18. -М., 1995.
129. Страхов H.H. Нынешнее состояние калмыцкого народа. -СПб., 1810.
130. Струве П.Б. Россия//Русская мысль. Вып.З. -София, 1922.
131. Суржок А.И. Пушкин и калмыки. -Элиста, 1981. -192с.
132. Ташнинов Н.Ш. Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. -Волгоград, 1967.
133. Терещенко A.B. Обращение калмыков в православную ве-ру//Астраханские епархиальные ведомости. -Астрахань, 1881. -№ 37-40.
134. Тодаева Б.Х. Опыт лингвистического исследования эпоса "Джангар". -Элиста, 1976. -530с.
135. Токарев С.А. История русской этнографии. -М., 1966. -453с.
136. Тритуз М. Сборник калмыцких песен. -М., 1934.
137. Тритуз М.А. Музыкальная культура Калмыцкая АССР. -М., 1965.111с.
138. Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. -Волгоград, 1970.-161с.
139. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культу-ре//Евразийский временник. Кн.4. -Берлин, 1925.
140. Туравец Н.Р. Чурсина В.И. Музыкальная культура Кубани: традиции и современность. -Краснодар, 1997.
141. Тэневик Д. Возрождение будущности//Вопросы философии. -1995.
142. Убушаев В. Калмыки. Выселение и возвращение. -Элиста, 1991. -95с.
143. Ульянов И. Астраханские калмыки и их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. -СПб., 1910.
144. Ульянов Н. Русское и Великорусское//Этнографическое обозрение. 1996. -№6.
145. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная поэзия: автореф.дис.на со-иск.учен.степ.канд.филол.наук -М, 1993.-22с.
146. Хара-Даван Э. Евразийство с точки зрения монгола//Евразийская хроника.-Париж, 1928.-Вып.10.
147. Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. -Элиста, 1991 -221с.
148. Цебеков Л.И. Сто калмыцких песен. -Элиста, 1991. -128с.
149. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культура. -М., 1971. -256с.
150. Черников С.С. Памятники архитектуры ойрат-калмыков//Записки Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории. -Элиста, 1960.
151. Шестаков П.Я. Некоторые сведения о распространении христианства у калмыков//Министерство народного образования. -СПб., 1869.
152. Шивлянова В.К. Музыка "Джангара". -Элиста, 1991.
153. Шнирельман В. А. Евразийская идея и теория культу-ры//Этнографическое обозрение. -1996. -№4.
154. Шовунов К.П. Калмыки в составе Российского казачества. -Элиста, 1992.-319с.
155. Шовунов К.П. Терское поселение калмыков//Проблемы этногенеза калмыков. -Элиста, 1984.
156. Шовунов К.П. Социально-политическое развитие донских калмыков (последняя треть XVI в.-первая половина XIX в.)//Общественный строй и социально-политическое развитие дореволюционной Калмыкии. -Элиста, 1963.
157. Эрдниев О.П., Эрдниев П.М. УДЕ. Матер.пятой Всесоюз. науч.-практ. конф. -Элиста, 1963. -290с.
158. Эрдниев У.Э. Калмыки. -Элиста, 1985. -284с.
159. Эрдниев У.Э. Историческая судьба ойратов. -Элиста, 1993. -80с.
160. Этингер М.П. Музыкальная культура Астрахани. -Волгоград, 1987.
161. Юнусова В.Н. Ислам. Музыкальная культура и современное образование в России. М., 1997.
162. Яцковская К.Н. Народные песни монголов. -М., 1988. -250с.1. На калмыцком языке
163. Борманджиев Б. Сээхн асхн. -Элиста, 1992. 65с. Биткеев Н.Ц. Эмд булг. -Элиста, 1993. -46с.
164. Волькович Н.К., Эренженов Н.Ц. Теегин айсмуд//Хальмг улсин урдк болен одга цаца дуд. -Элст., 1982.
165. Зальвр. -Элиста, 1996. -144с.
166. Кануков Х.Б. Шин дуудин булг. -Элст, 1964. -48с.
167. Муутян Инжэ. Овкнрин улдэснэс. -Элиста, 1994. -72с.
168. Саглр ээжин туульс. -Элиста, 1989. -46с.
169. Теегин айсмуд. Хальмг улсин урдк болн одга цага дуд. -Элст, 1982. Торскн Ьазрин дуд. Хальмг улсин кезэнк болн одгэ цага дуд. -Элст, 1989.-308с.
170. ТоЬрун шовун. -Элст, 1996.1. Хальмг дуд. -Элст, 1977.
171. Хальмг угин литератур. -Элиста, 1967. -80с.
172. Хальмг улгрмуд болн тээлвртэ туульс. -1982. -253с.
173. Хальмг улсин урдк дуд. -Элст, 1987.
174. Хальмг хуучна болн одга цагин дуд. -М., 1962.
175. Эренжана Константин. Цецг буулг. -Элст, 1980. -190с.1. На монгольском языке
176. Бадраа Ж. Ардын уртын дуу//Монгол улс. -1973. -№9.
177. Бирваа Г. Монгол ардын дуу аялгуу//Утга зохиол урлаг. -1976 С. 16-19.-№8.
178. Загдсурэн У. Монгол дууны судлалын товч тойм. Улаанбаатар, 1975. Их жунхэн хатан. Бэнсэн улгэр/VStudia Folclorica Instituti Lincuae Littera-rum akademiae scientiarum Reipublicae populi Mongoli Tomus III, Fassiculus 3. -Улаанбаатар, 1963.
179. Монголын уран зохиолын тойм. Т.2. Улаанбаатар, 1977.
180. Содном Б. Ардын буувэйн нег дууны тухай//Эрдэм шинжилгээний огу-уллууд. Хэл зохиол. 2 р боть. 12 - р дэвтэр. - Улаанбаатар, 1964.
181. Содном Б. Монгол дууны туухээс. Улаанбаатар, 1960. Сумьяабаатар Б. Ууцын дууны тухай//Аман зохнол судал. T.VI. Дэвт.8. -Улаанбаатар, 1968.
182. Уртын дуу. Улаанбаатар, 1970.
183. Хорлоо П. Монгол ардын дууны яруу найраг. Улаанбаатар, 1980. Ratnabhadra. Rabjamba Сау-а bandida - yin turuji Sdrau gerel kemeku ene metu bolai // Corpus scriptorun. Tomus V, Fasciculus 2. - Ulaanbator, 1959.
184. На западноевропейских языках
185. Aalto Pentti. Orietal Studies in Finland, 1828-1918. Helsinki, 1971. Bergmann В. Nomadische Streifereien unter den Kalmuken. Bd.II. - Riga,1804.
186. Bormanshinov Arash. Some Problems of Cultural Assimilation of the Kalmyks in the United States and Europe. Отдельный оттиск. Научная библиотека калмыцкого ИГИ.
187. Boss О. Die Lehre der Eurasier. Wiesbaden, 1961.
188. Halperin Ch. Russian and Steppe: George Vernadsky and eurasian-ism//Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Wiesbaden, 1985.
189. Heissig W.Geschichte der mongolischen Literatur, Band I. Wiesbaden,1972.
190. Krueger John R. Medical needs and services in the kalmyk steppes (Lower Volga): 1775-1825 //Международный симпозиум: научная конференция «История и культура монгольских народов: источники и традиции». Элиста, 1999.-С.З-5.
191. Kunst J. Ethno musicology//The Hadue. Central Asiatic Journal. - Wiesbaden, 1955.
192. Ramstedt G.J., Halen H. Nordmondolische Volkdichtung, Bd.2. Helsinki,1974.
193. Taub Erika und Manfred. Schamanen und rapsods. Leipzig, 1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.