Развитие духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Мучаева, Ирина Ивановна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 229
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мучаева, Ирина Ивановна
Введение.
Глава I. Развитие образования калмыцкого народа в конце XVIII - XIX
1.1. Создание улусных школ и их деятельность в XX в.
1.2. Деятельность Астраханского и Санкт-Петербургского училищ в рассматриваемый период.
1.3. Женское образование в Калмыкии в XIX в.
1.4. Развитие в Калмыкии православных и хурульных миссионерских школ и их роль в просвещении калмыцкого народа.
Глава П. Устное народное творчество калмыков в конце XVIII - XIX
2.1. Калмыцкий героический эпос «Джангар» и выдающиеся сказители-исполнители.
2.2. Калмыцкие народные сказки - древний жанр устного творчества калмыков.
2.3. Распространенные жанры калмыцкого фольклора - пословицы, поговорки, загадки в XIX в.
2.4. «Кемялгн» (остроумие) и йорелы — своеобразная форма устного творчества калмыцкого народа.
Глава Ш. Развитие изобразительного искусства и музыкальной культуры калмыцкого народа.
3.1. Развитие искусства живописи и декоративного искусства калмыков в рассматриваемый период.
3.2. Музыкальная культура калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв.
3.3. Танцевальное искусство калмыков в XIX в.
Глава IV. Народные знания калмыков и их религиозные верования.
4.1. Буддизм - ламаизм калмыков в конце XVIII - XIX вв.
4.2. Миссионерская деятельность православной церкви в Калмыкии в XIX в.
4.3. Народные знания калмыков, их связь с жизнью и бытом калмыцкого народа.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Евразийский ренессанс музыкальной культуры калмыков2000 год, кандидат культурол. наук Кутушова, Клавдия Владимировна
Устное народное творчество в становлении и развитии литературного образования в Республике Калмыкия2002 год, доктор педагогических наук Оконов, Борис Босхмджиевич
Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии2001 год, кандидат искусствоведения Бадмаева, Герля Юрьевна
История Калмыкии ХХ века в общероссийской, региональной и эмигрантской историографии2000 год, кандидат исторических наук Ленкова, Марина Владимировна
Обрядовая поэзия калмыков: система жанров, поэтика2009 год, доктор филологических наук Басангова, Тамара Горяевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв.»
Актуальность темы исследования. Культура - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Духовная культура охватывает сферу сознания, духовное производство, включая в себя философию, право, этику, эстетику, науку, литературу, искусство, религию и является ярчайшим отражением действительности. Известно, что основные принципы культурного процесса основаны на принципиальных положениях развития общественно — экономических формаций как последовательных этапов истории человеческого общества, его базиса и надстройки. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Для антагонистических формаций, к примеру, характерна стихийность и неравномерность культурно - исторического процесса, усиление культурной дифференциации общества. Культура такого общества оттесняет на задний план духовную деятельность масс, но именно эта деятельность и определяет объективное, общечеловеческое содержание многих важнейших достижений каждой национальной культуры.
Одним из наиболее важных периодов истории мировой культуры стал период XVIII-XIX веков. Несмотря на то, что этот этап многое унаследовал от предыдущего века и немало завещал веку грядущему, он был совершенно самостоятельной фазой в развитии духовного творчества народов мира, обладающий своими неповторимыми особенностями в мировоззрении, общественном и культурном укладе, образном мышлении.
Россия в этом отношении не была исключением. Период XVII-XIX вв. стал для неё временем кровопролитных войн, роста антифеодальных выступлений, мощного революционно - освободительного движения. Во второй половине XIX века, с отменой в 1861 году крепостного права, в
России происходил процесс утверждения капиталистических отношений, хотя и осложненный пережитками крепостничества. Это время породило самые напряженные поиски мыслей, крайние точки зрения, разочарование, скептицизм, но оно породило и различные формы критики существующего строя, самые светлые надежды и дерзновенные мечты. В этот период, открывающемся творчеством великого Пушкина, увидели свет романы Толстого, Достоевского, сатира Гоголя, реалистическая живопись «передвижников» и творчество «могучей кучки», утопический социализм революционных демократов и политическая программа РСДРП. Одновременно с развитием капитализма «вглубь», то есть с ростом крупной промышленности, формированием пролетариата, капиталистической эволюции сельского хозяйства, русский капитализм развивался «вширь», распространяя свое влияние на национальные окраины России. В это время прозвучали голоса обличителей крепостного и капиталистического гнета, защитников эксплуатируемых, угнетенных народов - Т.Г. Шевченко, И.Я. Франко, К.С. Калиновского, M.JI. Набалдяна, М.Ф. Ахундова, И.Г. Чавчавадзе, Яна Райниса и многих других.
В процесс развития российского капитализма во второй половине XIX века была втянута и Калмыкия.
Калмыцкий народ - монгольского происхождения, его предки - ойраты (западные монголы) с древних времен вели кочевой образ жизни в Джунгарии и западных областях Монголии. В XVI века в силу ряда объективно — исторических обстоятельств часть ойратов отделилась от основной массы и ушла на запад к необжитым просторам России.1
В начале XVII века калмыки вошли в состав Русского государства. Это было добровольное вхождение, явившееся прогрессивным шагом. Связав свою судьбу с Россией, калмыки испытали благотворное влияние русской материальной и духовной культуры. Они освоили огромные степные пространства Нижнего Поволжья, Россия же приобрела рынок сбыта
Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьский период). М., 1967. С.53. ремесленных и промышленных товаров и источник сырья. Кроме того, в лице калмыков она нашла надежных стражей своих южных степных границ.
Исторические факты свидетельствуют о том, что калмыцкий народ принес с собой в Россию вполне сложившуюся феодальную иерархию, свою богатую литературную традицию и относительно развитую духовную, и материальную культуру.
Калмыкам, по свидетельству известного советского востоковеда Б.Я. Владимирцова, пришлось в своих обширных перекочевках видеть много земель, сталкиваться с разными народами: китайцами, киргизами, кавказскими горцами. Калмыки так же, как и другие монголы, в свое время, подверглись влиянию буддийской, тибетско-индийской культуры, они сумели вместе с кочевым бытом соединить известные культурные приобретения, например, национальную письменность и зачатки образованности }
Калмыки ещё задолго до вхождения в состав Русского государства имели свой героический эпос «Джангар», сказки, легенды, сложившиеся традиции народного, декоративного искусства.
Тяжелая безрадостная жизнь калмыцкого народа представляла «беспрерывную цепь страданий».3 Политика царского правительства по отношению к народам национальных окраин России была политикой угнетения, попрания прав, задержки экономического и культурного развития. Не случайно в России существовал глубокий разрыв между культурным богатством страны, богатством поистине неисчерпаемым, и овладением этой культуры массами трудового народа.
Корни многих явлений и отношений современности уходят в прошлое, и без изучения духовного творчества калмыков, уходящего своими корнями
2 Кочешников Н.В. Декоративное искусство монголо-язычных народов XIX - середины XX века. М., 1979. С. 156.
3 К истории образования автономной области калмыцкого народа (октябрь 1917 - ноябрь 1920 г.). Сборник документов и материалов. Элиста, 1960. С. 58. вглубь истории, невозможно понять настоящее и перспективы развития культуры калмыцкого народа.
Эта культура, возникнув в условиях кочевого быта, всегда была тесно связана с ним на всех этапах истории. Она является одним из важнейших звеньев той единой неразрывной цепи, которую являет собой мировая художественная литература.
Именно поэтому её изучение выдвигает много сложных, интересных и увлекательных проблем. Духовная культура калмыков представляет большой исторический интерес. Её исследование под историко-этнографическим углом зрения позволяет показать историко-культурные связи калмыков с другими народами, раскрыть его историю, проследить различные этапы социальной, хозяйственной и культурно жизни калмыцкого народа.
Такое исследование представляет известный познавательный и практический интерес, так как оно знакомит с высокой художественной ценностью духовного творчества калмыцкого народа. С его значительным вкладом в общечеловеческую культуру, знакомит с лучшими образцами и традициями этой культуры и поныне питающими творчество широкого круга народных мастеров и профессиональных деятелей культуры Республики Калмыкия.
В данном исследовании ставится задача показать духовное творчество калмыцкого народа во второй половине XVIII — XX веков, отразившее значительные изменения в социальной, хозяйственной и культурной жизни калмыков. Безусловно, в рамках данной работы, невозможно в полной мере осветить все стороны духовной культуры.
Степень изученности темы. Вопросы развития духовной культуры калмыцкого народа в рассматриваемый период (т.е. в период второй половины XVIII - XX вв.) до настоящего времени в целостном виде как отдельная комплексная проблема не рассматривались. Проблемный характер историографии периода второй половины XVIII - XX вв. и хронологический принцип исследования материалов рассматриваемой проблемы обуславливает выделение трех основных этапов в её изучении.
Первый этап охватывает период второй половины XVIII — начала XX вв. и многие работы были написаны по свежим следам событий и их авторы являлись крупными исследователями - калмыковедами.
Второй этап функционирует во временном промежутке 1920 - 1991 гг. и для основной массы работ базируется на единой методологии марксизма -ленинизма, что не могло не привести к одностороннему взгляду на эту тему.
Третий этап, начавшийся с 1991 года, связан с отказом от коммунистической идеологии. Снятие идеологических и политических запретов привело к созданию определенных условий для постепенного преодоления прежних исторических концепций расширения источниковой базы исследований, изменения направленности в осмыслении исследуемой проблемы.
Историография по вопросам духовной культуры калмыцкого народа первого этапа представляет собой довольно обширную литературу. Характерно, что почти каждое исследование представляло собой обобщенную сводку различных сведений о калмыках с акцентом на те моменты, которые более всего были ближе профессиональному интересу 4 того или иного автора.
В 1852 году была опубликована этнографическая работа русского исследователя П. Небольсина5, отдельную главу которой автор полностью посвятил духовной культуре калмыков: музыке, пению, танцам, сказкам. В работе также содержатся сведения о состоянии народного образования в Калмыцкой степи, о религиозных верованиях калмыков.
Несмотря на положительные стороны работы П. Небольсина, нельзя не отметить её существенных недостатков. Сбор и регистрация отдельных фактов — это в основном все, чем может быть полезна эта работа.
4 Бурчинова Л.С. Пальмов и историческая наука в Калмыкии // Вестник института. №11. Элиста, 1974. С. 6
5 Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 1852.
В 80-е годы в Астраханской губернии под негласным надзором полиции за причастность к революционному движению находился Ирадион Житецкий, написавший две работы о жизни калмыков, не потерявших своего значения для изучения духовной истории калмыцкого народа и по сей день.6
В них автор рассматривает музыкально - танцевальное искусство калмыков, традиции и обычаи, связанные с остатками родового культа, рассказывает о развитии архитектуры, медицинских навыках и особенностях народного календаря калмыков. Первым из дореволюционных исследователей истории и культуры калмыцкого народа И. Житецкий подробно и четко охарактеризовал цветовой строй и композицию калмыцких вышивок, зафиксировал наиболее распространенные художественно — технические приемы и их названия, описал технику металлообработки, резьбы по дереву, тиснения по коже, аппликации на ткани и т.д.
Работы И. Житецкого, как и исследования дореволюционного периода о культуре калмыков, страдают определенными недостатками, например, народная культура калмыков рассмотрена автором довольно бегло, поверхностно, в отличие от духовной культуры, пропагандируемой калмыцким духовенством.
Ценность сообщаемых им сведений заключается в том, что И.А. Житецкий, основываясь на личных наблюдениях и архивных документах, фиксировал отдельные черты хозяйства, материальной культуры, жизни и быта калмыцкого народа в середине 80 - гг. XIX века.7 п
В конце XIX века вышла в свет этнографическая работа Я.П. Дубровы - представителя Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В ней автор рассмотрел состояние улусных школ у калмыков Ставропольской губернии, песни и танца народа, его юридическое право (указ 1806 г. - первый правительственный акт в деле признания и упорядочения прав калмыцкого народа).
6 Житецкий И.Л. Очерки быта астраханских калмыков. М., 1893.
7 Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста, J 980. С. 10.
8 Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 г. Казань, 1892.
В работе Я.П. Дубровы много неточностей и ошибок, которые можно считать и результатом небрежности и результатом преднамеренных искажений.
I Q
Религиозным верованиям калмыков посвящена работа Н. Ульянова , основную задачу которой автор видел в освещении религиозных нужд в связи с историческими и религиозными данными быта калмыцкого народа.10
В книге содержится большой материал о религии калмыков. Автор кратко рассматривает историю распространения и дальнейшего развития буддизма, быта и деятельности калмыцкого ламаистского духовенства. Работа Н.
Ульянова проникнута апологетикой и восхвалением калмыцкого духовенства. Он утверждает, что ламаистская церковь является лучшим представителем культурных сил народа, его языка, права, религии и нравственности11, игнорируя тот важнейший факт, что калмыцкое духовенство было прямым нещадным эксплуататором народных масс.
В конце XIX - начале XX вв. был опубликован ряд работ о состоянии
12 просвещения в Калмыцкой степи , в которых подробно и объективно рассматривалось состояние школьного дела в отдельных районах Калмыкии, без попытки проанализировать причины, тормозившие рост просвещения калмыцкого народа.13
Все вышеупомянутые работы представляют собой, как правило, интересные источники широкого характера, события в них отражены сквозь призму понимания их авторов. Они рассматривают духовную культуру калмыцкого народа не в динамике, а в статике, то есть не освещают её генезиса, не выделяют отдельных этапов в её эволюции, а лишь фиксируют в разных вариантах отдельные стороны духовного творчества народа,
9 Ульянов Н. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт и общественно-религиозные нужды. СПб., 1910.
10 Там же. С. 6.
11 Там же. С. 36.
12 Позднеев A.M. Исторический очерк развития русских школ у калмыков СПб., 1905; Он же. Новые учебники калмыцких школ. СПб., 1912; Амосов К. Состояние улусных школ. Астрахань, 1893; Сильницкий А.Д. Краткий очерк начального образования в Калмыцкой степи. СПб., 1907; Фарфоровский. Народное образование у калмыков Ставропольской губернии. Ставрополь, 1908.
13 Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста, 1969. С. 11. ограничивая тем самым и научную значимость, и познавательные возможности своих исследований. Эти авторы не смогли, да и не могли подняться до действительно научного понимания важнейших проблем духовной культуры калмыцкого народа. В силу отсутствия или недостатка, главным образом, необходимых источников по исследуемой теме.
Опираясь на материалистическое понимание всемирного исторического процесса, непрерывно обогащая его научным анализом явлений общественной жизни, советские историки смогли по новому подойти ко многим узловым проблемам истории и культуры калмыцкого народа. Они видят свою задачу не только в том, чтобы выяснить и охарактеризовать специфические черты таких надстроечных явлений как литература, образование, искусство, религия, но и установить часто очень сложную и опосредованную их связь с базисом общества и его эволюцией. Широко пользуясь статистическим методом, советские ученые не считают его самоцелью, а применяя количественный анализ, исходят, прежде всего, из качественной оценки исследуемы явлений.
Уже в первые годы существования Советской Калмыкии одновременно с развитием советской исторической науки зародилось и начало развиваться советское калмыковедение. Большой вклад внес в изучение духовной и материальной культуры калмыцкого народа, подчеркнув её национальную специфику и её оригинальность14 профессор Н.Н. Пальмов, организатор Центрального государственного архива Калмыцкой АССР. Он писал в письме Х.Б. Канукову: «. культура калмыков представляет собой не начатое поле для исследования, или лишь только в слабой степени затронутое исследованием поле».15
14 Дарбакова В.П. Н.Н. Пальмов как этнограф // Вестник института. №11. Элиста, 1974. С. 58; Джалаева A.M. Предисловие к книге «Материалы по истории калмыцкого народа за период.». Элиста, 2007.
15 Письма Н.Н. ПальмоваХ.Б. Канукову. Элиста, 1968. С. 58.
В 20-е годы Пальмов опубликовал ряд своих исследовательских работ по истории культуры калмыков.16
Замечательным источником для изучения калмыцкой культуры является и рукописное наследство Н.Н. Пальмова, хранящееся в ЦГА КАССР, включающее в себя следующие работы «Культура калмыков кочевничество, устройство кибитки, хурулы-монастыри, искусство, ремесло, религия» (Р-145, on. 1, д. 218), «Музыкальные инструменты у калмыков» (Р-145, on . 1, д. 324), «О главных этапах в исторической жизни и о культуре калмыцкого народа» (Р-145, on. 1, д. 330) и др. Во всех упомянутых трудах обобщен многолетний опыт ученого по исследованию культуры и искусства калмыцкого народа.
Героическому эпосу «Джангар» посвящены важные исследования крупных ученых России академиков Б.Я. Владимирцова17 и С.А. Козина18, освещающие вопросы по старокалмыцкой письменности и древнекалмыцкой литературе.
Важное значение в раскрытии и понимания рассматриваемой проблемы крупное исследование У.Э. Эрдниева «Калмыки», в особенности его глава «Духовная культура». В силу жанровых ограничений работа не претендует на фундаментальное исследование интересующей нас проблемы. Автор ограничивается тем, что дает общее понятие о культуре калмыцкого народа. Но, несмотря на это, читатель найдет большое количество сведений о развитии народного образования, формировании идеологии демократически настроенной калмыцкой интеллигенции; об устном народном творчестве, отразившем огромный жизненный опыт и мудрость народа, о музыкально
16 Пальмов Н.Н. Несколько вопросов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжение своей исторической жизни // К открытию Областного калмыцкого историко-этнографического музея, Астрахань, 1921; Он же. О некоторых памятниках калмыцкой старины и искусства // К открытию Областного калмыцкого историко-этнографического музея, Астрахань, 1921; Он же. Калмыки. Этнографический очерк. Астрахань, 1928; Он же. О калмыцкий ремеслах // Калмыцкая степь. Элиста, 1929. № 4-6.
17 Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. СПб., 1923.
18 Козин С.А. Джангариада. М., 1949. танцевальном искусстве, о развитии культовой архитектуры, о религиозных верованиях, народных знаниях и играх.
Интересной работе У.Э. Эрдниева присущи и известная легкость изложения материала, и строгость научного анализа. Книга снабжена большим количеством фотографий и рисунков, что, несомненно, облегчает восприятие материала.
Большое познавательное значение имеет работы Н.Ш. Ташнинова19, рассматривающая историю просвещения Калмыцкой АССР от его истоков до 60-х годов XX века. Автор проделал большую работу по сбору источников, их критическому осмыслению, широко использовал статистические данные архивов, работы советских историков и систематизировал имеющиеся сведения о состоянии просвещения калмыцкого народа в XVIII — XX вв.
Для изучения культуры калмыцкого народа немаловажное значение
ЛЛ имеет работа Д.Ц.-Д. Номинханова , показывающая коренные изменения, произошедшие в культурной жизни калмыков в первой половине XX века. Автор подробно рассматривает все этапы культурного строительства в Калмыкии, подчеркивая всемирно-историческое значение исторического опыта Советского государства в ликвидации экономической и культурной отсталости ранее угнетенных народов и приобщения их к новой советской жизни.21
Заметный вклад в изучение духовной культуры калмыцкого народа во второй половине XIX века внесли работы калмыцких исследователей, рассматривающие отдельные части духовного творчества народа.22
Таким образом, наиболее ценный вклад в изучение калмыцкий культуры внесли калмыцкие ученые. Калмыковедение обогатилось за
19 Ташнинов Н.Ш. Указ соч.
20 Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста, 1969.
21 Номинханов Д.Ц.-Д. Указ. соч. С. 137.
22 Бадмаев А.В. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста, 1975; Он же. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969; Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX века. М., 1979; Тритуз М.Л. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. М., 1965; Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М., 1975; Трошин И.И. Изобразительное искусство Советской Калмыкии, Элиста, 1965; Бадмаева Т. Танцевальная культура калмыцкого народа. Элиста, 1989. последние десятилетия большим количеством книг и статей о духовном творчестве народа. Оно развивается по восходящей линии, все глубже познает прошлое, расширяет круг проблем, усовершенствует свои методы.23
Цель диссертационного исследования определена актуальностью темы, степени её изученности. Исходя из этого, автор ставит своей целью дать анализ развития духовной культуры калмыцкого народа в хронологических рамках второй половины XVIII — XX вв.
Цель исследования определяет следующие задачи:
1. Изучить вопросы развития образования калмыцкого народа в конце XVIII - XIX вв., начиная от создания улусных школ, заканчивая проведением в калмыцкую среду женского образования в Калмыкии в XIX веке.
2. Исследовать проблемы изучения устного народного творчества в XVIII — XIX вв. в первую очередь главное богатство калмыков — героический эпос «Джангар», калмыцкие народные сказки - древний жанр устного творчества калмыков, а также другие жанры калмыцкого фольклора -пословицы, поговорки, загадки, наряду с йорялами и кемяльгн (остроумием) как своеобразной формой устного народного творчества.
3. Показать развитие изобразительного искусства и танцевально -музыкальной культуры калмыцкого народа во второй половине XVIII - XIX вв.
4. Выявить народные знания калмыков и их религиозные верования, в связи с этим рассмотреть причины возникновения у калмыков ламаизма как разновидности буддизма в рассматриваемый период, проанализировать миссионерскую деятельность православной церкви в Калмыкии в XIX веке.
Источниковую базу данной диссертации составили документы и материалы, отражающие процесс развития духовной культуры калмыцкого народа в хронологических рамках второй половины XIX вв. Это позволяет характеризовать источники по некоторым основным блокам.
23 Ученые-исследователи Калмыкии XVII - начало XX вв. Элиста, 2006.
Первый блок составляют опубликованные документы и материалы по истории развития духовной культуры калмыцкого народа в рассматриваемом периоде. Эти материалы позволяют представить как сложились и развивались основные формы духовной культуры калмыков, какими были её главные критерии.
Во второй блок вошли многочисленные издания сборников калмыцких сказок, былин, поэм, пословиц, поговорок, йорялов, (благопожеланий), кемяльгн и т.д. Особый интерес представляют неоценимые записи героического народного эпоса «Джангар» (калмыцкие, монгольские, синьдзянские (КНР), сарт — калмыцкие (киргизские) сделанные в разные годы XIX века выдающимися русскими, зарубежными и калмыцкими исследователями. Большое значение имеют записи песен сказителей (так называемые «джангарчи») - как калмыцкие, так и монгольские, синьдзянские, хотя по своей значимости они могли бы претендовать на отдельный блок.
Третий блок составляют опубликованные очерки и материалы международных, российских, республиканских (калмыцких) съездов, конференций и семинаров, отчеты и каталоги республиканского краеведческого музея и республиканского общества охраны памятников культуры Калмыкии.
В четвертый блок входит центральная республиканская и ведомственная периодическая печать: журнал «Теегин герл», «Вестники калмыцкого государства», КИГИ РАН, КИСЭПИ, а также газеты «Хальмг Унн», «Известия Калмыкии», «Советская Калмыкия», «Калмыцкий университет» и другие издания.
Пятый блок составляют инвентарные книги поступлений экспонатов и архивы калмыцкого республиканского краеведческого музея, и архивы Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и Калмыцкого государственного университета.
Шестой блок составляют архивные материалы. В основу исследований положены документы и материалы шести фондов, пяти государственных архивов.
В диссертации использованы архивные фонды Центрального государственного архива Республики Калмыкии, - материалы фонда государственного архива 9 - Управления калмыцким народами фонда государственного архива 42 — ламайского духовного правления. В этих фондах содержится богатый фактический материал о духовной культуре калмыцкого народа в XVIII - XIX вв. - сведения о состоянии народного образования, медицинского обслуживания населения, а также материалы о положении калмыцкого духовенства.
Автор использовал также материалы некоторых фондов Государственного архива РФ (ГАРФ). Были также использованы некоторые фонды Астраханского государственного архива (ГАЛО).
Содержащие бесценные документы и материалы Управления калмыцких народов в Астраханской губернии.
Автор также по ходу своей деятельности широко использовал коллекции Калмыцкого краеведческого музея, которая расширила наши представления о духовной культуре калмыцкого народа.
Таковы в основном изученные нами литература и источники по рассматриваемой теме.
Хронологические рамки охватывают вторую половину XVIII - XIX вв. Рассматриваемый период разделяется на две части. Первая часть заключена во временные рамки XVIII века, когда были заложены еще раньше и развиты позже главные основы духовной культуры калмыцкого народа произошло формирование основных жанров устного народного творчества. Уход значительной части калмыцкого населения в Джунгарию, в Китай помешало, безусловно, целостному развитию духовной культуры калмыцкого народа, но, однако, находясь друг от друга на большом отдалении, народное творчества калмыков, преодолев препоны, осталась единым, объединенным духовно внутренней связью.
Вторая часть исследования охватывает, главным образом, период XIX века. В этот период происходит большой подъем духовной культуры калмыцкого народа. В области образования появляются не только школы различного уровня, но начинают действовать Астраханское и Санкт-Петербургское училище. Происходит также активное изучение калмыцкого героического эпоса «Джангар», его новых версий почти во всех частях калмыцких диаспор во всем мире. В течение XIX века идет интенсивное развитие живописи, декоративно-прикладного искусства калмыков, а также танцевально-музыкальной культуры калмыцкого народа.
Территориальные рамки дистанционного исследования определяются границами современной Калмыкии (Калмыцкая степь Астраханской губернии, Больше — Дербетовский улус Ставропольского края, Сальский округ Донской области, районы терских и кумских калмыков). Выбранный регион дает возможность проследить особенности духовной культуры калмыцкого народа в конце XVHI - XIX вв.
Научная новизна исследования заключается в современном научном анализе развития духовной культуры калмыцкого народа во второй половине XVIII - XIX вв.
Автором впервые в целостном комплексном виде процесс развития калмыцкого народа в рассматриваемый период.
Данная диссертация является первым комплексным научным исследованием вопросов духовной культуры калмыцкого народа.
На основе широкого круга источников проанализированы распространенные жанры калмыцкого народного фольклора - пословицы, поговорки и загадки, а также своеобразные формы устного народного творчества, как калмыцкие йорялы (благопожелания) и кемяльгн (осмтроумие) и.т.д.
Тщательному анализу в диссертации подверглись широко известные в калмыцком народе «72 небылицы», проведено историко-сравнительное сходство с реальными событиями в истории, поскольку коллективным автором в течение многих веков являлся сам народ.
Анализ антирелигиозной политики Советского государства позволил определить степень и масштаб разрушительных действий, направленных в отношении памятников калмыцкой архитектуры, главным образом, культовой, как Хошеутовский хурул - выдающийся памятник калмыцкого зодчества первой половины XIX века, а также предметов инописи, утвари и культовых памятников и т.д.
Автор делает вывод о том, что Калмыкия, считавшаяся с точки зрения крупных ученых - исследователей, как героический эпос «Джангар», особо значимым, исторически ценным регионов страны для исследования и изучения памятников духовной культуры калмыцкого народа, заключает в себе многие проблемы по бережному их сохранению и дальнейшему обогащению.
Следует подчеркнуть, что новизна диссертации состоит также в том, что в научный оборот впервые введен новый пласт источников и материалов, не востребованных ранее в силу малоизученности данной темы исследования.
Методологической основой исследования были избраны принципы историзма и объективности при оценке фактов документальных свидетельств, привлечение широкого круга источников, отражающих различные точки зрения на данную проблему. В данном исследовании были применены специально-исторические принципы: сравнительно-исторический; проблемно-хронологический; историко-системный (рассмотрение вопросов развития духовной культуры калмыцкого народа в конце XVIII-XX вв.)
Практическая значимость исследования определяется его актуальностью и новизной. Результаты и научные выводы исследования расширяют историографию изучаемой темы, могут быть использованы в учебном процессе вузов, при подготовке научных трудов и публикаций, в деятельности краеведческих музеев, в выработке ими современных региональных стратегий при решении вопросов сохранения историко-культурного наследия.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях. Они обсуждались на кафедре отечественной истории Калмыцкого государственного университета, на международной, российской и республиканских научно - практических конференциях. Материалы исследования нашли отражение в различных статьях.
Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования и включают в себя введение, четыре главы, заключение, список источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Формирование и развитие калмыцкой национальной интеллигенции в конце XIX - в 1-ой половине XX века2006 год, кандидат исторических наук Олчанова, Цаган Валерьевна
Калмыцкое изобразительное искусство Х1х_ начала ХХ вв. Опыт историко-культурной реконструкции2011 год, доктор искусствоведения Батырева, Светлана Гарриевна
Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного образования Калмыкии, XIX-20-40 гг. XX века2001 год, кандидат педагогических наук Аппаева, Ялман Борисовна
Социально-экономическое и политическое положение нойонов и зайсангов в калмыцком обществе в конце XVIII - начале XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Батыров, Валерий Владимирович
Исторический опыт сохранения культурного наследия в Российской Федерации. 1920 - 2009 гг.: на материалах Республики Калмыкия2010 год, кандидат исторических наук Матвенов, Евгений Раститович
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Мучаева, Ирина Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовная культура калмыцкого народа не обладала бы столь высокой эстетической ценностью, если бы она была не самостоятельной, эклектичной, состоящей из набора элементов, заимствованных у других народов, живших в контакте с калмыками. В том-то и состоит её огромная эстетическая ценность, что она не только полностью не утратила своего кочевнического начала, но взяв из культуры соседних народов то, что в наибольшей степени отвечало мировоззрению и вкусам народных масс, сохранила свою самостоятельность и самобытность в историческом развитии.420
История калмыцкого народа оставила нам немного имен выдающихся сказителей, народных умельцев, художников, но она оставила нам богатейшее наследие коллективного народного творчества.
Духовная культура калмыков, пройдя сложный путь в своем развитии, отразила во всей полноте многообразную историю народа. Эта культура, будучи теснейшим образом, связана жизнью и бытом народа, являлась важнейшим средством его эстетического воспитания, повышения его художественного вкуса.
Жесточайший политический гнет и низкое социально-хозяйственное состояние калмыцкого общества дополнялись еще политической и экономической отсталостью населения. Все это в совокупности сказывалось на культурном строительстве калмыцкого народа. В 1880 году в Калмыкии было всего 8 школ, по тридцать учащихся в каждой. Во всей калмыцкой степи не было ни одного медицинского пункта.421
Хотя самодержавное царское правительство, распространившее кровавым путем захвата свою власть на многие инородческие племена, -писал В.И. Ленин, обращаясь к калмыцкому народу, наложила цепь рабства и на свободолюбивый калмыцкий народ.
420 Кочешков H.B. Указ. соч. С. 190.
421 Джимбинов Б.О. 350 лет вместе с Россией // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Элиста, I960. С. 9.
422 К истории образования автономной области калмыцкого народа (октябрь 1917 - ноябрь 1920 г.). С. 59.
Но сквозь социальный и национальный гнет, калмыки пронесли неоценимые сокровища своего духовного творчества. Нойоны, зайсанги, ламаистское духовенство пытались подчинить народное искусство своим вкусам, поставить его себе на службу, в своих интересах эксплуатируя народных умельцев.
Многовековая борьба калмыков за свою свободу и независимость, сознание собственного достоинства, всепобеждающий оптимизм народа нашли свое яркое выражение в народных песнях, сказках, музыкальном и изобразительном искусстве.
Духовная культура калмыков периода второй половины 18-19 вв. не была исключением в общем историко-культурном процессе развития народа. Она явилась достойным продолжением и развитием богатейших художественных традиций калмыков, отразив глубокие изменения в экономической, социально-политической и культурной жизни народа в рассматриваемый период. Этот период непосредственно предшествовал началу 20 века - времени, когда победа советской власти и проведение в жизнь новых преобразований открыли путь к свободному и равноправному развитию всех народов нашей страны. А это значит, что самые лучшие традиции духовной культуры калмыцкого народа, наиболее ценные её достижения, приобретенные во второй половине 17 — 19 веков составили один из важнейших основополагающих моментов в развитии культуры калмыцкого народа.
За годы советской власти калмыки, при братской помощи всех народов встали на путь превращения в одну из свободных наций нашей страны. Калмыцкий народ стал строить свою новую жизнь уверенно, чувствуя себя полноправным хозяином своей судьбы, счастливым творцом своей новой жизни.
В тесной связи с коренными социально-общественными изменениями складывалась национальная по форме и новая по содержанию калмыцкая культура. Новые реалии вызвали к активной жизни невиданную ранее форму самодеятельного искусства. Сохраняя тесные связи с истоками народного творчества, оно показало восприимчивость ко всему новому, тягу к современному, передовому. На базе народного творчества и самодеятельного искусства выросли национальная литература, музыка, театр, искусство, получившие широкое признание.423
Сбылись чаяния народа, веками стремившегося к знаниям. Калмыков, имеющих высшее образование, теперь больше, чем насчитывалось грамотных до революции 1917 г.424 За годы Советской власти выросли кадры национальной интеллигенции, работающие в различных отраслях хозяйства и культуры республики: инженеры, специалисты сельского хозяйства, ученые, врачи, учителя. В республике имеются драматический театр имени Б. Басангова, государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан», картинная галерея, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, Калмыцкий Государственный университет, Республиканский институт совершенствования учителей, широкая сеть колледжей, училищ, школ, культурно-просветительных заведений.
Еще более заманчивые и высокие перспективы открываются перед нашей республикой в области культуры в новом 21 веке, когда на основе непрерывного роста рыночных отношений еще более улучшится материальное благосостояние народа, еще выше поднимется его культурный уровень. В этих благоприятных условиях на период до 2010 года предусматривается система мер по развитию образования, повышению роли культуры и искусства в обогащении духовной жизни людей.
Замечательные успехи калмыцкой культуры служат ярким и убедительным примером блестящего решения национального вопроса в новой России. Калмыки в большой и дружной семье народов нашей страны являются полноправной нацией, получившей ныне все возможности не
423 Трошин И.И. Изобразительное искусство Советской Калмыкии. С. 24
424 Джимбинов Б.О. Указ. соч. С. 13. только для возрождения своей национальной культуры, но и для её дальнейшего развития.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мучаева, Ирина Ивановна, 2009 год
1. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
2. Архивные документы Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК)
3. Ф. 1 «Главного пристава при калмыцком народе».
4. Ф. 9 «Управление калмыцким народом».
5. Ф. 42 «Ламайского духовного правления».
6. Центральный государственный архив Калмыцкой автономной Советской Социалистической республики (ЦГА КАССР)
7. Р-145. On. 1 Д. 218 «Культура калмыков кочевничество, устройство кибитки, хурулы-монастыри, искусство, ремесло, религия».
8. Р-145. On. 1. Д. 324 «Музыкальные инструменты у калмыков».
9. Р-145. On. 1. Д. 330 «О главных этапах в исторической жизни и о культуре калмыцкого народа» и др.
10. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) 1. Ф. 1318 «Наркомнац».
11. Астраханский государственный архив (ГААО) 1. Ф. 794. Оп.1. Д. 595, 649
12. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
13. К истории образования автономной области калмыцкого народа (октябрь 1917-ноябрь 1920 гг.). Элиста, 1960.
14. Из истории движения за национальную школу в Калмыкии (к 60-летию «союза учителей» Хальмг Тангчин туг»). Элиста, 1967.
15. Пальмов Н.Н. Материалы по истории калмыцкого народа в пределах пребывания в пределах России. Элиста, 2007.
16. Письма Н.Н. Пальмова к Х.Б. Канукову. Элиста, 1968.
17. Письма Х.Б. Канукова к Н.Н. Пальмову. Элиста, 1968.1. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
18. Дубровый Я.П. Быт калмыков ставропольской губернии до издания закона 15 марта 1892 г. Казань, 1892.
19. Житецкий И.А. Астраханские калмыки. Наблюдения и заметки. Астрахань, 1892.
20. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. (Этнографические наблюдения). М., 1893.
21. Козин С.А. Джангариада. М., 1949.
22. Костенков К.О. О распространении христианства у калмыков // Миссионерский сборник. Астрахань, 1910.
23. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 1852.
24. Пальмов Н. Н. О калмыцких ремеслах // Калмыцкая степь, № 4-6. Элиста, 1928.
25. Позднеев A.M. Джангар. Героический эпос калмыков. СПб., 1911.
26. Позднеев A.M. Исторический очерк развития русских школ у калмыков. СПб., 1905.
27. Слово о полку Игореве. М., 1975.
28. Ю.Ульянов Н. Астраханские калмыки, их домашне-религиозный быт иобщественно-религиозные нужды. СПб., 1910.11 .Юштин Ф. М. Обозрение мероприятий правительства к распространениюхристианства между калмыками. Астрахань, 1883.1. ЛИТЕРАТУРА
29. Бадмаев А.В. Зая-Пандита. Элиста, 1968.
30. Бадмаев А.В. Калмыцкая дореволюционная литература. Элиста, 1975.
31. Бадмаева Т.В. Калмыцкие танцы. Элиста, 1989.
32. Бадмаева Т.В. Калмыцкие танцы // Этнографический сборник, №1, Элиста, 1976.
33. Басхаев А.Н. Ойраты. Элиста, 2007.
34. Белоусов С.С. Православные приходы в Калмыкии в 19 начале 20 вв. Элиста, 2003.
35. Бурчинова JI.C. Колониальная политика царизма в Калмыкии в русской историографии // Вестник института, №3. Элиста, 1963.
36. Бурчинова JI.C. Пальмов и историческая наука в Калмыкии // Вестник института, № 11. Элиста, 1974.
37. Борисенко И.В. Калмыки в русском изобразительном искусстве. Элиста, 1982.
38. Борисенко И.В., Мошулдаев М.В. — Хошеутовский хурул. Элиста, 1989.
39. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. СПб., 1923.
40. Героический эпос народов СССР. М., 1975.
41. Григорян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М., 1974.
42. Дарбакова В.П. О некоторых этнических культурно — бытовых процессах у калмыков // Этнографический вестник. Элиста, 1975.
43. Дарбакова В.П. Пальмов как этнограф // Вестник института, № 11. Элиста, 1975.
44. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста, 1975.
45. Джангар. Калмыцкий народный эпос. М., 1958.
46. Джимбинов Б.О. 350 лет вместе с Россией. Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Элиста, 1960.
47. Джимгиров М.Э. Из истории изучения калмыцкого фольклора // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып. 2. Элиста, 1962.
48. Джимгиров М.Э. Народные калмыцкие сказки (К вопросу их классификации) // Вестник института. Историко-филологическая серия, Элиста, 1966.
49. Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. Элиста, 1970.
50. Дорджиева Г.Ш. Калмыцкая ламаистская церковь и христианизация калмыков в русской дореволюционной историографии. Вестник института. № 15. Серия историческая. Элиста, 1976.
51. Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России: исторические корни и значение. Элиста, 1985.
52. Джангар и джангароведение. Библиография. Элиста, 1988.
53. Дорджиева Г.Ш. Политика самодержавия и православная миссия среди калмыков (конец 17 в. 1771г.). Культура и быт калмыков (Этнографические наблюдения). Элиста, 1977.
54. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник института, № 3. Элиста, 1968.
55. Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Элиста, 1967.
56. Калмыцкие сказки, Элиста, 1982.
57. Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969.
58. Каляев С.К. Кемялгн. Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып. 1. Элиста, 1960.
59. Калмыцкие народные загадки. Элиста, 1963.
60. Кануков Х.Б. Влияние духовенства ламаитов на экономику верующих // Хальмгин теег, № 3-4, Элиста, 1930.
61. Кара Д. Книги монгольских кочевников. М., 1972.
62. Килганов В.У. Становление школьного образования Калмыкии. Элиста, 1968.
63. Кичиков А.Ш. Великий джангарчи Ээлян Овла // Ученые записки. Вып. 5, серия филология. Элиста, 1957.
64. Кичиков А.Ш. Исследование героического эпоса «Джангар». Элиста, 1976.
65. Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». М., 1992.
66. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. Элиста, 1970.
67. Кочетов А.Н. Ламаизм. М., 1973.
68. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов 19 — середины 20 века. М., 1979.
69. Куратов А.А. Буддизм и власть в Калмыцком ханстве 17-18 вв. Элиста, 2007.
70. Ленин В.И. Социализм и религия ПСС, т. 12.
71. Ленин В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права. ПСС, т. 20.
72. Ленин В.И. Памяти Герцена. ПСС, т. 21.
73. Ленин В.И. К вопросу о политике народного просвещения. ПСС, т. 23.
74. Ленин В.И. Из прошлого в рабочей печати в России. ПСС, т. 25.
75. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. ПСС, т. 26.
76. Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста, 1980.
77. Мацаков И.М. К вопросу о калмыцких йорялах (материалы) // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Вып.2. Элиста, 1962.
78. Медноволосая девушка. Сборник калмыцких сказок. Элиста, 1969.
79. Немичев И.С. Народная учительница. Элиста, 1978.
80. Номинханов Д.Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста, 1969.
81. О «Джангаре». Элиста, 1963.
82. О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград, 1967.
83. Оконов Б.Б. Об идейно-теоретическом содержании калмыцких пословиц и поговорок // Филологические вести, №3. Элиста, 1973.
84. Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьский период). М., 1967.
85. Позднеев A.M. Исторический очерк развития русских школ у калмыков СПб., 1905.
86. Проблемы этногенеза калмыков. Элиста, 1984.
87. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. М., 1975.
88. Пюрвеев Д.Б. Солнце, пространство и жилище. Элиста, 1971.
89. Развитие науки в Калмыцкой АССР. Элиста, 1969.
90. Сангаджиева Н.Б. Джангарчи. Элиста, 1967; Элиста, 1990 (2-е изд.)
91. Семьдесят две небылицы. Калмыцкая народная сказка. Элиста, 1990.
92. Стеклова Ф. И. Письма Островского о калмыках // Этнографический сборник. № 1. Элиста, 1976.
93. Сычёв Д.В. К истории калмыцкого театра // Ученые записки. Вып.5. Серия филология. Элиста, 1967.
94. Сычёв Д.В. К истории калмыцкого костюма. Элиста, 1973.
95. Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста, 1969.
96. Ташнинов Н.Ш. Просвещение. Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Волгоград, 1967.
97. Ташнинов Н.Ш. Из истории народного образования в Болыиедербетовском улусе // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Элиста, 1962.70. 320 лет старокалмыцкой письменности. Элиста, 1970.
98. Тритуз M.JI. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. М., 1965.
99. Трошин И.И. Изобразительное искусство Советской Калмыкии. Элиста, 1965.
100. Трошин И. И. Искусство калмыцкой вышивки // Теегин герл, № 2. Элиста, 1968.
101. Уланов М. С. Буддизм в истории русской философии 19-1 пол. 20в. Элиста, 2003.
102. Этнографический сборник. Вып 1. Элиста, 1976.
103. Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста, 1980.
104. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре. М., 1984.1. Периодическая печать
105. Вестник Калмыцкого обкома РКП (б). 1921-1923гг.2. Калмыцкая область. 19223. Ойратские известия. 1922
106. Советская Калмыкия. 1960-1980 гг.
107. Теегин герл. 1965-1980 гг.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.