ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Самсонова Наталья Владимировна

  • Самсонова Наталья Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 205
Самсонова Наталья Владимировна. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Самсонова Наталья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретическое обоснование интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в старших классах

1.1. Философско-методологический аспект проблемы обращения к интертекстуальности в процессе анализа художественного произведения

1.2. Интертекстуальность как литературоведческий феномен

1.3. Функциональность интертекстуальной игры в процессе анализа художественного произведения в старших классах

1.4. Особенности восприятия и осмысления межтекстовых связей и интертекстуальных элементов в художественных произведениях XX -XXI веков современными старшеклассниками (констатирующий эксперимент)

Выводы по Главе

Глава 2. Методика реализации интертекстуального подхода к анализу художественного произведения старших классах

2.1. Проблема интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в методике преподавания литературы и в практике современной школы

2.2. Интертекстуальный подход к анализу поэтического текста в старших классах (обучающий эксперимент)

2.3. Интертекстуальный подход к анализу прозаического текста в старших классах (обучающий эксперимент)

2.4. Результаты обучающего эксперимента

Выводы по Главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

Введение

Современная картина мира характеризуется множественностью культур и диалогичностью, многоголосием и стремлением к интеграции. В условиях разнообразия культур, типов национального сознания, различных жизненных позиций и религиозных убеждений человеку важно сохранить свою идентичность, в связи с чем изменяется целевая ориентация российского образования - от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа. «Человек культуры» (В.С.Библер) - это человек, отказывающийся от присвоения готовых истин и готового образа мыслей, преодолевающий догматическую точку зрения, способный выйти за пределы единственной парадигмы, не ищущий готовых ответов на вопросы бытия; человек, способный к диалогу, к активному самопознанию и саморазвитию.

Многие произведения художественной литературы ХХ-ХХ1 веков, изучаемые на заключительном этапе школьного литературного образования, характеризуются формулой «текст в тексте»: посредством текстов писатели ведут нескончаемый диалог. Сложившаяся современная культура во многом - «постмодерновая», «культура лёгких и быстрых касаний» (М.Н. Эпштейн), которая уподобляется цитате, некой условности. Феноменом такой культуры становится цитатное мышление, которое тесно связано с понятием «интертекстуальность», универсальной текстовой категорией в современном гуманитарном пространстве, где действительность предстаёт как непрерывный процесс означивания. Общечеловеческую культуру можно воспринимать как единый «интертекст», который, в свою очередь, служит предтекстом любого вновь появляющегося текста, представляющего собой определённую игру смыслов, осуществляющуюся посредством игры цитатами и игры цитат.

Интертекстовым является и современное информационное пространство, которое формируют человека с клиповым и потоковым сознанием в результате повышения экспрессии, пародийности, интертекстуальности, активизации языковой игры. С одной стороны, страдает волевой и творческий компонент развития личности, поверхностное восприятие текста не позволяет читателю осмыслить

глубину художественного замысла, выйти в культурный контекст, пропадает интерес к чтению, которое требует времени, размышлений, интеллектуальных усилий и культурной эрудиции. С другой стороны, интенсивная семиотизация человеческой жизни отражается в активной реализации категории интертекстуальности: появляется интерес к цитированию, нацеленному на самоутверждение и самовыражение. В старшем школьном возрасте завершается процесс формирования языковой личности с присущей для неё речевой пытливостью и творческой (в том числе интертекстуальной) активностью.

В такой сложной социально-культурной ситуации, противоречивом информационном пространстве актуальным становится вопрос обновления подходов к изучению художественной литературы, важнейшего учебного предмета, связанного с духовно-ценностными основами жизни. Направленный на углублённое понимание художественного текста за счёт экспликации многомерных связей с другими текстами, использующий интертекстуальную игру интертекстуальный подход расширяет объём общей культурной памяти читателя, формирует эстетический вкус, обеспечивает культурную самоидентификацию через осмысление произведений русской и мировой литературы.

Обращение к категории интертекстуальности как эффективному инструменту анализа художественного произведения позволит сформировать интертекстуальную компетенцию, являющуюся важной составной частью коммуникативной компетенции. Как и любая другая, она предполагает формирование таких личностных качеств, как знания, умения и способы действий. Под необходимыми знаниями подразумевается наличие интертекстуального тезауруса, состоящего из устойчивого ядра (фразеология и классические литературные тексты) и периферии (общекультурные тексты, философские, исторические, мифоэпические), а также представление о типологии межтекстовых связей и интертекстуальных элементах.

Перечисленные знания актуализируют формирование интертекстуальной компетенции и способствуют развитию умений находить интертекстуальные элементы на разных уровнях текстообразования, определять их роль в авторском

контексте, осуществлять ассоциативные связи с другими вербальными и невербальными текстами, адекватно оценивать позицию автора и его индивидуальный стиль.

Интертекстуальная компетенция реализуется также в способах действий, связанных с интерпретацией художественного произведения как основой смысло-образования. Именно в ориентации на читателя (т.е. в предназначении текста), а не в его отнесённости к определённому автору (происхождении) и реализуется возникновение смысла, что является важным на этапе сдачи ЕГЭ и в дальнейшем самоопределении, которое невозможно без успешной коммуникации.

В методической практике современной школы существуют различные виды анализа художественного произведения, направляющие читателя к глубине постижения авторского замысла или к расширению культурного контекста, однако методика реализации интертекстуального подхода к анализу не представлена.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

1) необходимостью реализации задач развития старшеклассников, являющихся носителями культуры, феноменом которой является цитатное мышление, связанное с понятием «интертекстуальность», универсальной текстовой категорией современного гуманитарного пространства;

2) использованием интертекстуальности в качестве эффективного инструмента анализа художественного произведения, позволяющего расширить объём культурной памяти читателя, сформировать эстетический вкус, обеспечить культурную самоидентификацию через углублённое постижение художественной литературы ХХ-ХХ1 веков;

3) формированием интертекстуальной компетенции, являющейся важной составной частью коммуникативной компетеции, и отсутствием методики реализации интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в старших классах.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики использования интертекстуального

подхода к анализу художественного произведения в старших классах как средства развития интертекстуальной компетенции.

Объект исследования - анализ литературного произведения в старших классах в аспекте интертекстуального подхода.

Предмет исследования - содержание, специфика и организация методики использования интертекстуального подхода к анализу литературного произведения в старших классах.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: методика использования интертекстуального подхода к анализу художественного произведения будет способствовать эффективному развитию интертекстуальной компетенции читателей-старшеклассников, если

- интертекстуальность будет рассматриваться как инструмент анализа художественного произведения с учётом типологии межтекстовых связей и интертекстуальных элементов, позволяющей обнаружить «чужое слово» на всех уровнях текстообразования;

- в реализации интертекстуального подхода к анализу художественного произведения будут учитываться принцип диалогичности, способствующий развитию творческого мышления и расширению культурного кругозора; принцип систематичности использования диалоговых и герменевтических приёмов анализа художественного произведения (приём разыгрывания воображаемого диалога, приём «Узнай чужое слово», приём сопоставления художественного текста с произведением другого вида искусства, приём «собирание и наращивание смысла» и др.), развивающих интертекстуальную компетенцию читателей-старшеклассников; принцип целесообразности использования интертекстуальной игры, активизирующей познавательную и коммуникативную деятельность;

- использование диалоговых и герменевтических приёмов анализа будет направлено на развитие аналитических и интерпретационных умений в ходе урока, предполагающего следующие технологические этапы: эмоциональная установка на игровую (учебную) задачу, формулирование игровой (учебной) задачи, игро-

вой сюжет (участие в учебном диалоге), результат игры (рефлексия по итогам диалогического взаимодействия).

Цель, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Обосновать обращение к проблеме интертекстуальности в аспекте фило-софско-методологических, литературоведческих, психологических трудов, необходимых для построения методической системы.

2. Проанализировать особенности обращения к проблеме интертекстуальности в процессе анализа художественного произведения в старших классах в истории методической мысли и в практике современной школы.

3. Уточнить понятие «интертекстуальность», рассмотреть типологию интертекстуальных элементов и межтекстовых связей, соответствующую широкой трактовке интертекстуальности, как основу для создания инструментария интертекстуального подхода к анализу художественного произведения ХХ - ХХ1 веков.

4. Выявить умения учащихся старших классов находить интертекстуальные включения и межтекстовые связи, определять их роль в художественном произведении, охарактеризовать готовность читателей-старшеклассников к овладению интертекстуальной компетенцией.

5. Сформулировать методологические принципы и разработать методику использования интертекстуального подхода к анализу художественного произведения, способствующую эффективному развитию интертекстуальной компетенции через участие читателей-старшеклассников в интертекстуальной игре, активизирующей их познавательную, коммуникативную и интерпретационную деятельность.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и определить перспективы дальнейшего исследования представленного направления в методической науке.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют

- труды философов, выделяющих аксиологическую, гносеологическую, онтологическую и методологическую функции интертекстуальности как универ-

сальной текстовой категории (С.Р.Абрамов, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, С.Н.Булгаков, А.Н.Веселовский, Г.-Г.Гадамер, И.П.Ильин, М.С.Каган, О.А.Кривцун, А.Ф.Лосев, А.К.Пятигорский, В.П.Руднев, П.А.Флоренский и др.);

- изыскания литературоведов и лингвистов, занимающихся методологией анализа художественного произведения и раскрывающих роль интертекстуальных включений и межтекстовых связей в художественном произведении (И.В.Арнольд, Р.Барт, Б.М.Гаспаров, Ж.Деррида, Ж.Женетт, Л.Женни, Л.З.Зельцер, Ю.Н.Караулов, Ю.Кристева, Н.А.Кузьмина, В.Н.Курицын, Ю.М. Лотман, Н.В.Петрова, Н.Пьеге-Гро, М.Риффатерр, Ю.Н.Тынянов, Н.А.Фатеева, В.Е.Хализев, У.Эко, М.Б. Ямпольский и др.)

- открытия психологов, научные интересы которых были сосредоточены на проблеме развития личности и осмыслении феномена игры как стимулятора развития воображения и интеллектуальных способностей (А.А.Брудный, Д.Б.Гудков, Д.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Э.Фромм, Й.Хейзинга, К.Г.Юнг и др.);

- труды ученых-методистов, связанные с проблемой исследования (Г.И.Беленький, О.Ю.Богданова, Е.О.Галицких, В.А.Доманский, С.А.Зинин, Е.Н.Колокольцев, Л.А.Крылова, В.Г.Маранцман, Р.Ф.Мухаметшина, И.А.Подругина, Е.С.Романичева, И.В.Сосновская, Л.В.Тодоров, М.В.Черкезова, В.Ф.Чертов, Е.Р.Ядровская, Р.В.Якименко и др.)

При реализации поставленных задач были определены методы исследования:

- теоретический: анализ трудов философов, литературоведов, педагогов и психологов в соответствии с методологическими установками данного исследования;

- социолого-педагогический: анализ учебных программ, учебников, методических рекомендаций в аспекте исследуемой проблемы; разработка методической системы; наблюдение за процессом изучения художественных произведений литературы XX - XXI веков в старших классах в аспекте интертекстуального подхода к анализу художественного произведения; анализ и обобщение опыта препо-

давания литературы в старших классах; беседы с учащимися и учителями -словесниками; обобщение опыта работы по исследуемой проблеме;

- экспериментальный: организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов;

- статистический: анализ и обобщение полученных в процессе исследования материалов.

Организация и этапы исследования

Эксперимент осуществлялся с 2012 года по 2015 год в средних общеобразовательных учреждениях городов Братска, Иркутска, Краснокаменска, Улан-Батора. В педагогическом эксперименте участвовало 240 учащихся 11-х классов.

Исследование проводилось в несколько этапов с 2012 года по 2015 год.

Первый этап (2012 - 2013 гг.) - изучение литературы по проблеме диссертации, определение цели, задач и формулировка исследования; составление плана экспериментальной работы; проведение констатирующего эксперимента, обработка его результатов. Разработка теоретической базы исследования; проведение первичной апробации модели изучения прозы и поэзии ХХ - ХХ1 веков в аспекте интертекстуального подхода к анализу художественного произведения и ее корректировка.

Второй этап (2013 - 2014 гг.) - формулирование теоретических положений обучающего эксперимента; проведение обучающего эксперимента в старших классах МБОУ «Лицей №3» г. Братска, МАОУ ЦО №47 г. Иркутска, МАОУ «Гимназия №9» г. Краснокаменска, Улан-Баторский филиал ФБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».

В ходе эксперимента осуществлялась корректировка разработанной методической системы. В обучающем эксперименте участвовали 240 учащихся.

Третий этап (2014 - 2015 гг.) - проверка, анализ, систематизация и обобщение полученных результатов экспериментальной работы; оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том,

что:

- с опорой на междисциплинарный подход обоснована значимость использования теории интертекстуальности в процессе анализа художественного произведения в старших классах и её роль в качестве методического инструмента анализа;

- разработана и экспериментально проверена методика использования интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в старших классах как система развития интертекстуальной компетенции учащихся с учётом принципов диалогичности, систематичности, целесообразности игрового вида деятельности;

- использована интертекстуальная игра, активизирующая познавательную, коммуникативную и интерпретационную деятельность читателей-старшеклассников с целью глубокого постижения смысла художественного произведения, а также обсуждения нравственных, философских и социальных проблем, поставленных автором;

- конкретизировано содержание интертекстуальной компетенции (знание прецедентных текстов, необходимых для анализа произведений XX -XXI веков, типологии межтекстовых связей и интертекстуальных элементов; аналитические умения и творческая интерпретационная деятельность), являющейся важной составной частью коммуникативной компетенции;

- выстроена и опробирована в ходе опытно-экспериментальной работы система диалоговых, герменевтических приёмов анализа текста (приём разыгрывания воображаемого диалога, приём «Узнай чужое слово», приём сопоставления художественного текста с произведением другого вида искусства, приём «собирание и наращивание смысла» и др.), обеспечивающих продуктивный диалог «текст - автор - учитель - ученик» и соотносимых с типологией межтекстовых связей и интертекстуальных элементов, отражающей широкую трактовку интертекстуальности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - определены функции интертекстуальности как универсальной текстовой категории (онтологическая, аксиологическая, гносеологическая, методологиче-

ская);

- проанализирована и раскрыта роль интертекстуальности в процессе анализа художественного произведения в старших классах с опорой на научные исследования в области философии, литературоведения, психологии и методики преподавания литературы;

- уточнены и систематизированы специфические признаки интертекстуальных включений и межтекстовых связей, участвующих на всех уровнях текстооб-разования (тематическом, идейном, сюжетном, композиционном, образном), смыслообразования и смыслодеятельности, необходимые для создания методической системы;

- охарактеризованы принципы (диалогичности, систематичности, целесообразности) и этапы работы с интертекстуальностью в процессе анализа художественного произведения, реализующегося в интертекстуальной игре, предполагающей определённую модель урока, состоящую из четырёх этапов: 1) создание коммуникативной ситуации, учитывающей эмоциональную установку на учебную (игровую) задачу; 2) разработка совместных действий учителя и ученика в решении учебной (игровой) задачи; 3) участие в учебном диалоге (игровом сюжете); 4) рефлексия по итогам диалогического взаимодействия (результат игры, предполагающий оценку совместных действий, создание собственного текста с использованием интертекстуальных включений;

- определены методические приемы (диалоговые, герменевтические) реализации интертекстуального подхода к анализу художественного произведения и проанализирована их специфика в соответствии с типологией интертекстуальных элементов и межтекстовых связей и этапами урока: 1) создание коммуникативной ситуации, учитывающей эмоциональную установку на учебную (игровую) задачу - приёмы, направленные на обнаружение «чужого слова»; 2) разработка совместных действий учителя и ученика в решении учебной (игровой) задачи - приёмы, направленные на определение места и роли интертекстуального включения в авторском контексте; 3) участие в учебном диалоге (игровом сюжете) - приёмы, направленные на поиск аналогичных интертекстуальных включений как в литера-

турном творчестве, так и в произведениях другого вида искусства; 4) рефлексия по итогам диалогического взаимодействия (результат игры, предполагающий оценку совместных действий) - приёмы, направленные на использование интертекстуальных элементов в устной и письменной речи читателей-старшеклассников;

- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена методика использования интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в старших классах как система развития интертекстуальной компетенции, необходимой при изучении литературы XX -XXI веков и способствующей успешной коммуникации;

- проведён анализ итогов эксперимента в соответствии с критериями, определяющими уровень сформированности интертекстуальной компетенции: степень овладения знаниями о прецедентных текстах, необходимых для анализа художественных произведений XX - XXI веков, о типологии межтекстовых связей и интертекстуальных элементах; аналитическими умениями находить «чужое слово» в авторском тексте, определять его место и роль, осуществлять ассоциативные связи с другими вербальными и невербальными текстами, адекватно оценивать позицию автора и его индивидуальный стиль; интерпретационная творческая деятельность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- на основе разработанных теоретических положений предложена экспериментально проверенная методика реализации интертекстуального подхода к анализу художественного произведения как система развития интертекстуальной компетенции, опирающаяся на использование интертекстуальной игры, активизирующей познавательную и коммуникативную деятельность читателей-старшеклассников; диалоговых и герменевтических приёмов анализа текста;

- разработаны уроки в соответствии с интертекстуальным подходом к анализу художественного произведения в старших классах по творчеству А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилёва, М.А.Булгакова, В.М.Шукшина, Т.Н.Толстой, Л.Е.Улицкой, А.С.Кушнера, Т.Ю.Кибирова, которые могут быть проведены учи-

телями-словесниками в школе;

- предложены активные формы проведения учебных занятий в 11 -х классах (лекция-диалог, проблемная лекция, собеседование, экскурсия, ролевая игра, диспут и др.), побуждающие к диалогу с художественным текстом, к литературной коммуникации, к интерпретационной творческой деятельности, направленные на развитие интертекстуальной компетенции читателей-старшеклассников;

- составлен примерный перечень художественных произведений русской литературы ХХ - ХХ1 веков в соответствии с типологией интертекстуальных элементов и межтекстовых связей, предполагающей владение определённым терминологическим аппаратом;

- предложены дидактические материалы для учителя-словесника по теме «Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения в старших классах», включающие практические и творческие задания, которые могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе и педагогическом вузе;

- предложены рекомендации по использованию интертекстуального подхода к анализу художественного произведения, учитывающие природу интертекстуальности, цитатный тип мышления, общую культурную память читателей-старшеклассников.

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов обеспечивается изучением философской, литературоведческой, психологической и методической литературы, анализом школьной практики преподавания, использованием материалов настоящей работы для публикаций, чтением спецкурса «Интертекстуальный подход к анализу художественного произведения в старших классах» для студентов Педагогического института ФБОУ ВПО «Иркутский государственный университет». Экспериментом было охвачено всего 240 учащихся 11-х классов. Диссертантом, учителями и студентами было проведено 50 уроков. Результаты опытно-экспериментальной проверки отражены в письменном анкетировании школьников, в анализе их ответов, а также устных и письменных работ.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы автора исследования, педагогов гг. Братска, Иркутска, Краснокаменска Забайкальского края, Улан-Батора, во время проведения семинарских занятий для студентов третьего курса Педагогического института ФБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (октябрь 2013 г., март 2014 г.); докладов и сообщений на научных конференциях: на Голубковских чтениях (г.Москва, МПГУ, март 2012 г.), на XI Международной научно-практической конференции «Плехановские чтения» (г.Улан-Батор, Улан-Баторский филиал ФБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», апрель 2014 г.), на Кудрявцевских чтениях (г.Иркутск, ИГПУ, апрель с 2012 по 2015 гг.); выступлений на научно-практических конференциях и семинарах перед учителями русского языка и литературы г. Иркутска, г.Краснокаменска, г.Улан-Батора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Значимость интертекстуальности как универсальной текстовой категории, онтологическая, аксиологическая, гносеологическая и методологическая функции и диалогическая природа делают её эффективным инструментом анализа художественного произведения в старших классах.

2. Методика использования интертекстуального подхода к анализу художественного произведения в старших классах как система развития интертекстуальной компетенции школьников обуславливается формообразующими и смыслообра-зующими свойствами интертекстуальности.

3. При реализации методики использования интертекстуального подхода к анализу художественного произведения на заключительном этапе школьного образования учитываются принцип диалогичности, способствующий развитию творческого мышления и расширению культурного кругозора; принцип систематичности использования диалоговых и герменевтических приёмов анализа художественного произведения (приём разыгрывания воображаемого диалога, приём «Узнай чужое слово», приём сопоставления художественного текста с произведением другого вида искусства, приём сопоставления художественного произведения с его экранизацией, приём «собирание и наращивание смысла» и др.), разви-

вающих интертекстуальную компетенцию читателей-старшеклассников; принцип целесообразности использования интертекстуальной игры, активизирующей познавательную и коммуникативную деятельность.

4. Применение диалоговых и герменевтических приёмов анализа направлено на развитие аналитических и интерпретационных умений в ходе урока, предполагающего следующие технологические этапы: эмоциональная установка на игровую (учебную) задачу, формулирование игровой (учебной) задачи, игровой сюжет (участие в учебном диалоге), результат игры (рефлексия по итогам диалогического взаимодействия).

5. Теоретически обоснованное, осознанное и творческое применение предложенной системы диалоговых и герменевтических приемов анализа художественного произведения создает условия для развития интертекстуальной компетенции (знание прецедентных текстов, необходимых для анализа произведений ХХ -ХХ1 веков, типологии межтекстовых связей и интертекстуальных элементов; аналитические умения и творческая интерпретационная деятельность), являющейся важной составной частью коммуникативной компетенции учащихся старших классов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Самсонова Наталья Владимировна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов С.Р. Интертекстуальность как конституирующий признак и условие сосуществования семиотических систем / С.Р. Абрамов // в сб.: Интертекста-ульные связи в художественном тексте. СПб.: Образование, 1993. - С. 12-20.

2. Аверинцев С.С., Давыдов Ю.Н., Турбин В.Н. и др. М.М.Бахтин как философ // в сб. статей / Рос. Академия наук, Институт философии. - М.: Наука, 1992. - С. 111-115.

3. Агеносов В.В. Русская литература XIX - XX веков: Программа для 10-11 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Агеносов, А.Н. Архангельский. -М.: Дрофа, 2002. - 48 с.

4. Адамович Г.В. На полях «Реквиема» Анны Ахматовой // Мосты. Мюнхен, 1965. №11. Цит. по: URL: http://www.akhmatova.org/articles/adamovich02.htm (дата обращения 15.01. 2016).

5. Аксёнова А.С. Интертекстуальность в сакрально-мистических художественных текстах как лингвистический феномен межкультурного диалога: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Москва: Московский гос. обл. ун-т, 2013.- 22 с.

6. Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества/ Ш.А. Амона-швили // Новое педагогическое мышление / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. - 1989. - С. 144-177.

7. Апухтина В.А. «Рассказ. Ситуации и характеры»/ В.А. Апухтина // «Проза Шукшина». - М.: Высшая школа, 1986. - 96 с.

8. Арнольд И.В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика / И.В. Арнольд // Интертекстуальные связи в художественном тексте : межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - С. 4-12.

9. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. статей / науч. редактор П.Е. Бухаркин. - СПб.: изд-во СпбГУ, 1999. - 444 с.

10. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество/ В.Ф Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968. - С. 55-68.

11. Ахматова А.А. Избранное / Сост., авт. примеч. И.К. Сушилина. - М.: Просвещение, 1993. - 320 с.

12. Ахматова А.А. Самый непрочитанный поэт. Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилёве/ А.А. Ахматова // Новый мир. 1990. № 5. - 221с.

13. Ахматова А.А. Коротко о себе /А.А. Ахматова // Избранное / сост., авт. примеч. И.К. Сушилина. - М.: Просвещение, 1993. - 320 с.

14. Баева Н. А. Интертекстуальность как текстовая категория [Текст]: учебное пособие / Н. А. Баева. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 116 с.

15. Баева Н. А. Источники интертекстуальности как характеристика идиостиля писателя [Текст] / Н. А. Баева // Вопросы теории текста, лингвостилистики и интертекстуальности. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2008. - С. 3 -5.

16. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р.Барт / пер. с фр./ сост. Г.К. Косиков. - М.: Прогресс, 1994. - 616 с.

17. Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя/ Л.М. Баткин // Красная книга культуры. - М.: «Искусство»,1989. - С. 117-130.

18. Бахнов Л. Человек со стороны // Знамя, 1988. № 7. - С. 226-229.

19. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

20. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература, 1972. - 175 с.

21. Бахтин М.М. Этетика словесного творчества. - изд. 2-е, - М.: Искусство, 1979. - 424 с.

22. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук/ М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

23. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т. 5: Работы 1940-1960 гг. - С. 159-206.

24. Башкатова Ю.А. Интертекстуальность словесно-художественного портрета. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 143 с.

25. Белова С.В. Диалогическое изучение литературы в старших классах. Как помочь школьнику раскрыть свое «Я»: учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. - 144 с.

26. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004. - 238 с.

27. Белякова М. М. Метафизика бытия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» [Текст] / М. М. Белякова // Современная филология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 47-56.

28. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе). - М.: Тривола, 2000. - 248 с.

29. Бердяев Н.А. О русских классиках. - М.: Высшая школа, 1993. - 368 с.

30. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. - 176 с.

31. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под ред. В.С.Библера. - Кемерово: Алеф: Гуманитарный Центр, 1993. - 416 с.

32. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры/ В.С. Библер // Два философских введения в XXI век.- М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

33. Библер В.С. Школа «диалога культур» / В.С. Библер // Советская педагогика. - 1988. - № 11. - С. 29-34.

34. Богин Г.И. Интенциональность как средство выведения к смысловым мирам/ Г.И. Богин // Понимание и интерпретация текста: сб. научных трудов. -Тверь: Тверской гос. университет, 1994. - С. 14 - 16.

35. Богин Г.И. Типология понимания текста. - Калинин: Изд-во гос. ун-та, 1986. - 84 с.

36. Богин Г.И. Филологическая герменевтика: учебное пособие. - Калинин: Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1982. - 86 с.

37. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. - 952 с.

38. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. - М., 2003. - 320 с.

39. Браже Т.Г., Маранцман В.Г. Искусство анализа художественного произведения в школе как методическая проблема/ Т.Г. Браже, В.Г. Маранцман // Искусство анализа художественного произведения: пособие для учителей. - М., 1971. - 231 с.

40. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения // пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1964. - 175 с.

41. Брудный А.А. К проблеме понимания текста // Исследование речемысли-тельной деятельности. - Алма-Ата, 1974. - С. 80-86.

42. Брудный А.А. Психологическая герменевтика [Текст]: учеб. пособие / А.А. Брудный. - М.: Лабиринт, 1998. - 336 с.

43. Бубер М. «Я» и «Ты». - М.: высшая школа, 1993. - 174 с.

44. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.

45. Булгаков С. Сочинения в двух томах. Т. 2. Философия имени. Икона и ико-нопочитание. - М: Искусство; СПб: Инапресс, 1999. - С. 13 - 175.

46. Бутенко И.А. Читатель и чтение на исходе ХХ века: социологические аспекты. - М.: Наука, 1997. - 132 с.

47. Вершинина Наталья Викторовна. Цитирование художественного текста в объяснительной речи учителя литературы: дис. .канд. пед. наук. - Москва: Московский гос пед ун-т, 2002. - 194 с.

48. В мире литературы. 11 класс. Учебник для школ гуманитарного профиля: А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева, И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов. - М.: Дрофа, 2003. - 400 с.

49. Ветчинкина З.М. Герменевтика как способ толкования скрытого смысла текста. - 1994. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.tmn. ru/frgf/No8/text 1.htm (дата обращения 15.01.2016).

50. Bиленкин В.Я., Черных В.А. Воспоминания об Анне Ахматовой [Текст]: сборник / сост.: В.Я. Виленкин, В.А. Черных. - М.: Советский писатель, 1991. -720 с.

51. Виноградов В.В. О теории художественной речи [Текст]: учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов / В.В. Виноградов; послесл. Д.С.Лихачёв. - М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.

52. Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1991. - 224 с.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. -М., «Искусство», 1968. - 573 с.

54. Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философии герменевтики / пер. с нем. / общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

55. Галицких Е.О. Герменевический подход к гуманитарному знанию/ Е.О. Га-лицких // Герменевтический подход в гуманитарном образовании: коллективная монография / под ред. Е.О.Галицких. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - С. 34 - 51.

56. Гаспаров В.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994. - 304с.

57. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»/ Б.М. Гаспаров // Литературные лейтмотивы. - М.: Наука, 1994. - 1600 с.

58. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита». - Даугава, 1988. № 10. С. 98, № 11. С. 95 - 96.

59. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Интрада, 1971. - 413 с.

60. Глушаков, П. С. К интерпретации текста Василия Шукшина: семантика и поэтика [Текст] / П. С. Глушаков // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 2. - С. 93 - 96.

61. Гудков Д.Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского/ Д.Б. Гудков // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / под ред. В.В.Красных, А.И. Изотов. - М.: Филологиф, 1998. - Вып. 4. - 128 с.

62. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 288 с.

63. Гумилев Н.С. Собрание сочинений. - М.: Воскресенье, 1998 - 2001. - Т. 2. -С. 231.

64. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

65. Денисова Г.В. В мире интертекста: язык, память, перевод. - М.: Азбуковник, 2003. - 270 с.

66. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В.Н. Дружинин. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

67. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

68. Жизнь Николая Гумилёва. Воспоминания современников / сост. авт. ком-мент. Ю.В. Зобнин, В.П. Петрановский, А.К. Станюкович. - Л., 1991. - 334 с.

69. Жолковский, А. К. Избранные статьи о русской поэзии: инварианты, структуры, стратегии, интертексты [Текст] / А. К. Жолковский. - М.: РГГУ, 2005. -654 с.

70. Журбин А.А. Интертекстуальность творчества леонида Губанова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2006. - 18 с.

71. Зайцев Б.К Дни. М.; Париж: YMCA-Press; Русский путь, 1995. С. 350-352.

72. Зельцер Л.З. Выразительный мир художественного произведения / Л. З. Зельцер. - М.: Некоммерческая изд. гр. Э. Ракитской («ЭРА»), 2001. - 451 с.

73. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2004. - 240 с.

74. Зинин С.А. Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочное планирование. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002. - 360 с.

75. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX - XX веков. 10 - 11 классы: Программа курсов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2002. - 380 с.

76. Зинин С.А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и её роль в совершенствовании изучения курса литературы в IX классе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

77. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания/ В.П. Зинченко // Вопросы психологии, 1991. № 2. С. 15-36.

78. Золотухина, Е. Н. Интертекстуальность в современном русском языке [Текст] / Е. Н. Золотухина // Русский язык в школе. - 2008. - № 5. - С. 44 -47.

79. Зырянова Т.В. Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования (на примере художественной литературы): дисс. . канд. пед. наук. - М., 1998. - 302 с.

80. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М.: Интрада, 2001. - 384 с.

81. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: «Интрада», 1996. - 255 с.

82. Каган М.С. Искусство и общение/ М.С. Каган // Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1991. - С. 261274.

83. Каган М.С. Эстетика как философская наука/ М.С. Каган // Университетский курс лекций: лекция 17 / М.С. Каган. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

84. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. - М.: Изд-во политической литературы, 1988. - 319 с.

85. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность: монография. - М.: Еди-ториал УРСС, 2003. - 264 с.

86. Карпов И.П. Авторское сознание в русской литературе XX века. И.Бунин, М.Булгаков, С.Есенин, В.Маяковский: учебное пособие. - Йошкар-Ола, 1994. -498 с.

87. Колодина Н.И. Проблема понимания и интерпретации художественного текста. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. - 184 с.

88. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения/ Б.О. Корман // учебное пособие. - М.: Просвещение, 1972. - 113 с.

89. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения: Лирическая система. - Ижевск, 1978. - 299 с.

90. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / пер. с фр. Г.К. Косикова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1995. № 1. С. 97 - 124.

91. Кристева, Ю. Избранные труды: разрушение поэтики [Текст] / Ю. Кристева. - М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с.

92. Крылова Л.А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе: дис. ... доктор пед. наук. - Петропавловск, 2001. - 387 с.

93. Кузьмина Н.А. Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные категории медиадискурса // Медиаскоп: электронный журнал Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2011. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/755 (дата обращения 15.01.2016).

94. Кузьмина Н. А. Интертекстуальный тезаурус языковой личности и методы его изучения [Текст] / Н. А. Кузьмина // Интерпретатор и текст: проблемы ограничений в интерпретационной деятельности. Пятые Филологические чтения. -Новосибирск, 2004. - С. 23 - 44.

95. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 272 с.

96. Кузьмина, Н. А. Интертекст: тема с вариациями. Феномены языка и культуры в интертекстуальной интерпретации [Текст] / Н. А. Кузьмина. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 272 с.

97. Кулакова О.К. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования (на материале жанра фэнтези): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Иркутск, 2011. - 22 с.

98. Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте: учебное пособие. - Воронеж, 2004. - 209 с.

99. Курдюмова Т.Ф. Изучение биографии писателя // Преподавание литературы в старших классах. - М.: Просвещение, 1964. - С. 18 - 43.

100. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс: учебное пособие. Профильный уровень. - М.: Дрофа, 2006. - 352 с.

101. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие для студентов-филологов. - М.: Прогресс - Традиция; ИНФРА-М, 2003. - 384 с.

102. Лавлинский С.П. Учебный диалог: природа и функции в процессе анализа и интерпретации литературного произведения: дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 1993. - 286 с.

103. Лакшин В. О прозе М. Булгакова и о нем самом/ В.О. Лакшин // Булгаков Михаил. Избранная проза. - М.: Художественная литература, 1966. - 641 с.

104. Леонов С.А. Литературное образование на современном этапе: Проблемы, поиски/ С.А. Леонов // Современные проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. статей / под ред. доктора пед. наук, профессора С.А.Леонова -М.: МПГУ, 2001. - С. 41 - 67.

105. Леонтьев А.А. Интертекст в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2001. - 17 с.

106. Литвиненко, Т. Е. Интертекст в аспекте лингвистики и общей теории текста [Текст] / Т. Е. Литвиненко. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2008. - 308 с.

107. Литература. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Классик Стиль, 2002. - 370 с.

108. Литература. 11 класс: Между завтра и вчера. Вечный диалог: учебник для общеобразовательного (базового) уровня: В 2 кн. / Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Чиндиловой. - М.: Баласс, 2012. - 350 с.

109. Литература: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. - 5 - 11 кл. / Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев и др. / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 380 с.

110. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. -525 с.

111. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972. - 272 с.

112. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартус-ско-московская семиотическая школа. - М., 1999.

113. Лотман Ю.М. О мифологическом ходе сюжетных текстов // сб. статей по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1973. - 432 с.

114. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман; М.Л. Гаспаров. - Спб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 с.

115. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. - 704 с.

116. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПб», 1998. - С. 14-285.

117. Лучинская Е.Н. Постмодернистский дискурс: семиологический и лингво-культурологический аспекты интерпретации: дисс. ... докт. филолог. наук. -Краснодар, 2002. - 197 с.

118. Лушникова Г.И. Интертекстуальность художественного произведения. -Кемерово: КемГУ, 1995. - 82 с.

119. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников: автореферат дис... докт. пед. наук. - Л., 1975. - 47 с.

120. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974. - 176 с.

121. Маранцман В.Г. Возрастные и индивидуально-типологические различия восприятия школьниками художественных текстов/ В.Г. Маранцман // Вопросы психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1985. № 5. С. 54-61.

122. Маранцман Е.К. Методическая система развития образного и концептуального мышления школьников в процессе изучения литературных произведений: дисс. ... д-ра пед. наук - СПб., 2005. - 457 с.

123. Методика преподавания литературы. / О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов / под ред. О.Ю.Богдановой. - М., 2004. - 340 с.

124. Методика преподавания литературы: учебник для пед.вузов. / под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - 288 с.

125. Методика преподавания литературы. / Под ред. З.Я.Рез. - М., 1985. - 364 с.

126. Москвин В.П. Интертекстуальность: понятийный аппарат, фигуры, жанры, стили. - М.: URSS, 2011. - 164 с.

127. Набоков В. О хороших читателях и хороших писателях/ В.О. Набоков // Методика обучения восприятию и пониманию художественной прозы: В.В.Набоков на уроках литературы /Е.Романичева. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

128. Набоков В. Искусство литературы и здравый смысл // Звезда. - СПб., 1996. №11. - 268 с.

129. Одинцов В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. - М.: Наука, 1973. - 106 с.

130. Одоевцева И.В. На берегах Невы. - М.: Художественная литература, 1989. -334 с.

131. Олизько Н.С. Интертекстуальный анализ художественного произведения. -Челябинск: Энциклопедия, 2008. - 164 с.

132. Павловский А.В. Николай Гумилёв / А.В. Павловский // Вопросы литературы. - 1986. № 10. - С. 94-131.

133. Петрова Н.В. Интертекстуальность как общий механизм текстообразования (на материале англо-американских коротких рассказов): автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Волгоград, 2005. - 31 с.

134. Петрова Н.В. Интертекстуальность как общий механизм текстообразования англо-американского короткого рассказа / Н.В. Петрова. - Иркутск: ИГЛУ, 2004. - 243 с.

135. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности / пер. с фр. / общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 49 с.

136. Побивайлт О.В. Опыт мифопоэтического прочтения повести Л.Улицкой «Медея и её дети» // Культура и текст - 2005: сборник научных трудов межвузовской конференции в 3 т. / под ред. Г.П. Козубовской. Т.1. - СПб.; Самара; Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2005. - 197 с.

137. Подругина И.А. Типология анализа эпических произведений на уроках литературы. - М.: Латмэс, 2000. - 157 с.

138. Попова Е.А. Художественный текст в процессе литературной коммуникации / «Русский язык в школе», 2002. № 1. С. 68 - 73.

139. Попова И.М., Хворова Л.Е. Проблемы современной русской литературы: курс лекций. - Тамбов: Изд-во тамб. гос.ун-та, 2004. - 104 с.

140. Программа по литературе (5-11 классы) / под редакцией В.Я. Коровиной // Программы общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2006.

141. Программа по литературе (5-11 классы) / под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. - М.: Мнемозина, 2005. - 202 с.

142. Программа по литературе (5-11 классы) / под ред. А.Г. Кутузова // Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы / сост. Т.А.Калганова. - М.: Дрофа, 2006. - 190 с.

143. Прохорова Л.П. Интертекстуальность в жанре литературной сказки (на материале английских литературных сказок): автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Иркутск, 2003. - 18 с.

144. Рикер Г. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. - М.: Моск. фи-лос. фонд и др., 1995. - 411 с.

145. Романичева, Е. С. «Понимание всегда чревато ответом» : о смысловой составляющей знания / Е. С. Романичева // Рус. словесность. - 2007. - № 2. - С. 713.

146. Русская литература XX века. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. Ч. 1-2 / под ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2000. -345 с.

147. Русская литература XX века. 11 класс. Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя / под ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2000. -328 с.

148. Русская литература XX века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение: Московский учебник, 1997. - 354 с.

149. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для учителя: 11 кл. / под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2007. - 320 с.

150. Русская литература XX века. 11 класс. В 2 ч. / под ред. В.П. Журавлёва. -М.: Просвещение, 2006. - 364 с.

151. Рыбникова М. А. Избранные труды / ред. коллегия: Д. Д. Благой [и др.]; сост. В. В. Щевелев; Акад. пед. наук РСФСР. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 609 с. [Электронный ресурс]. URL:

http://elib.gnpbu.ru/text/rvbnikova 17Ьгапдуе-1шёу 1958/ (дата обращения: 15.01 2016).

152. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя / М. А. Рыбникова; авт. предисл. З. А. Рез, Н. И. Кудряшев. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

153. Савченко А.В. Интертекстуальность как характеристика эпохи (на материале романа Й.Шкворецкого «Тапк^у рпарог» // II Славистические чтения памяти проф. П.А. Дмитриева и проф. Г.И. Сафронова: Материалы междунар. науч. конф. 12-14 сентября 2000г. - СПб., 2001. - 155 с.

154. Сатретдинова А.Х. Интертекстуальность поэзии В. Брюсова: автореф. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2004. - 24 с.

155. Северская О. Е. О роли прецедентных текстов. / О. Е. Северская // Русский язык в школе. - 2008. - № 6. - С. 56 - 62.

156. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

157. Сидоренко К.П. Интертекстема как межуровневый реляционный сегмент/ К.П. Сидоренко // Герценовские чтения, посвящённые 200-летию Российского гос. университета им. А.Г. Герцена (23-25 апреля 1997 г.): тезисы докладов. -СПб.: изд-во РГПУ им. А.Г. Герцена, 1997. - С. 83-84.

158. Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. пастернака / И.П. Смирнов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 192 с.

159. Современная русская литература (1990-е гг. - начало ХХ1 в.): учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / С.И.Тимина, В.Е. Васильев, О.Ю. Воронина и др. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 568 с.

160. Солодуб Ю.П. Интертекстуальность как лингвистическая проблема / Ю.П. Солодуб // Филологические науки. 2000. № 2. С. 51 -57.

161. Соломина Н.В. Интертекстуальный тезаурус современной языковой личности: на материале письменных тестов СМИ, КВН и интеллектуальных игр: дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2008. - 249 с.

162. Сосновская И.В. Бинарные оппозиции как инструментарий школьного анализа (на материале повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)/ И.В. Сосновская // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. XV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 29-31 марта 2007 г. - М.: МПГУ, 2007. - С. 131-140.

163. Сосновская И.В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения: дисс. ... докт. пед наук. - М., 2005. - 510 с.

164. Сосновская И. В. Проблемы анализа художественного произведения на уроках литературы в средних классах: монография / И. В. Сосновская. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007. - 240 с.

165. Степанов Ю. С. Интертекст и некоторые современные расширения лингвистики / Ю. С. Степанов // Языкознание: взгляд в будущее. - Калининград: ФГУ-ИПП «Янтарный сказ», 2002. - С. 100 - 109.

166. Степанов Ю. С. Интертекст, культурный концепт, ноосфера / Ю. С. Степанов // Теоретико-литературные итоги XX века. - М.: Наука, 2003. - С. 80 - 89.

167. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление / А.Е. Супрун // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17-19.

168. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифо-поэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.

169. Тюпа В.И. Модусы сознания и школа коммуникативной дидактики/ В.И. Тюпа // Дискурс. Новосибирск, 1996. №1 С. 23-29.

170. Тюпа В.И. Онтология коммуникации/ В.И. Тюпа // Дискурс. - Новосибирск, 1998. № 5. - С. 5-17.

171. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. - М.: Высшая школа, 1989. - 135 с.

172. Улицкая Л.Е. Люди нашего царя. - М.: изд-во ЭКСМО, 2005. - 386 с.

173. Урок литературы - поле взаимодействия интерпретаций (немного теории) [Электронный ресурс]. URL: http: //mlis. forb. ru/metodika/prepod/interpretation/01 /?template=23

174. Уроки литературы: 11 класс: книга для учителя / под ред. В.П. Журавлёва. -М.: Просвещение, 2003. - 172 с.

175. Утехин Н. П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова)/ Н.П. Утехин // Современный советский роман: философские аспекты. М., 1979. - 223 с.

176. Учебный комплект «Литература. 11 класс»: в 3 ч. / под ред. Г.Н. Ионина, Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина, 2011. - 540 с.

177. Учебник «Литература. 11 класс»: для общеобразовательных школ: в 2 ч. / под ред. Маранцмана. - М.: «Классик Стиль», 2002. - 680 с.

178. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. Изд. 3-е, стереотипоное. - М.: КомКнига, 2007. - 280 с.

179. Филиппова С.Г. Интертекстуальность как средство объективизации картины мира автора: дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 2007. - 19 с.

180. Фомин А.А. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы/ А.А. Фомин // Вопросы ономастики. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -Екатеринбург, 2004. - № 1. - С. 9

181. Фуксон Л.Ю. Проблемы интерпретации и ценностная природа литературного произведения: дисс. ... докт. филолог. наук. - Кемерово, 2000. - 282 с.

182. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: «Республика», 1993. - 448 с.

183. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Академия, 2009. - 432 с.

184. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / пер., сост. и Х 35 вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

185. Хуторской А.В. Доклад «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию

образовательных стандартов» от 23 апреля 2002г. на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. - 44 с.

186. Цветаева М. Избранное: стихотворения, поэмы / М. Цветаева. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. - 565 с.

187. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века: учебник для 11 класса: в 2 ч. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003. - 332 с.

188. Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А. и другие. Слово - образ -смысл: Филологический анализ литературного произведения: 10 - 11 классы: учебное пособие / под ред. Чертова В.Ф. - М.: Дрофа, 2006. - 320 с.

189. Чертов В.Ф. Литература как предмет преподавания в русской школе XIX -начале XX века (Истоки, эволюция, концепция учебного курса): автореф. доктора пед. наук. - М., 1995. - 40 с.

190. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровень). - М.: Просвещение, 2007. - 264 с.

191. Шубинский В. Зодчий. Жизнь Николая Гумилёва. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2014.- 205 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.co/br/?b=220610 (дата обращения: 15.01.2016).

192. Шукшин В. Как я понимаю рассказ // Еженедельник «Литературная Россия». - 1964. - 20 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://rulibs.com/ru zar/prose contemporary/shukshin/1v/ (дата обращения 15.01 2016).

193. Шукшин В.М. Монолог на лестнице [Текст] / В.М. Шукшин // Статьи и воспоминания о В. Шукшине. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989. - С. 5 - 20.

194. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 8 т. - Т. 8: Публицистика. Статьи. Интервью. Беседы. Выступления. Письма. Рабочие записи. Автографы. Документы. Стихотворения / под ред. Д.В. Марьина. - Барнаул, 2009.

195. Шукшин В.М. Собрание сочинений: в 6 т. - Т. 6. [Текст] / В.М. Шукшин. -М.: Молодая гвардия, 1992.

196. Эко У. Заметки на полях «Имени розы»/ У. Эко // Иностр. лит. - М.: 1988. -№10. - 143 с.

197. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». - 2012. - [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/eko_umberto/zametki_na_polyah_imeni_rozi/read/ (дата обращения: 15.01.2016).

198. Эпштейн М. Лирика сорванного сознания: народное любомудрие у Д.А. Пригова // Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов. - М.: НЛО, 2010. - С. 252 - 262.

199. Эпштейн М. Постмодерн в России. - М.: Издание Р.Элинина, 2000. - 368 с.

200. Юнг К.Г. К вопросу о подсознании / К.Г. Юнг // Человек и его символы / К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Дж.Л. Хендерсон [и др.]. - М.: Серебряные нити, 1997. - С. 237 - 245.

201. Юнг К.Г., Нойман Э. Психология и искусство / пер. с англ. - М.: REFL-book, К.Ваклер, 1996. - (Серия «Актуальная психология»). - 304 с.

202. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / пер. В.В. Бибихина «Школа Kaysen-система развития души и тела» http://kaysen.net

203. Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / С.Б. Ямпольский. - М.: РИК Культура, 1993. - 464 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.