Гендерные особенности языковой репрезентации комического: на материале американских развлекательных ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" и "Chelsea Lately" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Саркисян, Ольга Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат наук Саркисян, Ольга Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМИЧЕСКОГО И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
1.1. Проблема определения комического и некоторые подходы
к классификации теорий юмора
1.2. Функции комического и их характер в рамках
современного дискурса
1.3. Виды и приемы комического
1.4. Различные подходы к рассмотрению тендерных различий
в языке: история изучения вопроса
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА И. ТОК-ШОУ КАК ЖАНР СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДИСКУРСА
2.1. Телевизионный дискурс как субдискурс массмедийного дискурса
2.2. Телевизионное ток-шоу как жанр современного
телевизионного дискурса
2.2.1. Формат и структура ток-шоу (на примере ток-шоу
"The Daily Show with Jon Stewart" и "Chelsea Lately")
2.2.2. Дискурсивно-жанровые параметры ток-шоу
2.2.3. Ток-шоу как сложный гибридный жанр
2.3. Ведущий ток-шоу как важнейший фактор
телевизионного дискурса
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА III. ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОМИЧЕСКОГО
(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННЫХ АМЕРИКАНСКИХ ТОК-ШОУ)
3.1. Мужская модель речевого поведения ведущего ток-шоу
"The Daily Show with Jon Stewart"
3.2. Женская модель речевого поведения в ток-шоу "Chelsea Lately"
3.3. Реализация комического эффекта на языковых уровнях
3.3.1. Реализация комического эффекта
на лексико-семантическом уровне
3.3.1.1. Тендерные особенности на лексико-семантическом уровне
(мужская, женская модели)
3.3.2. Реализация комического эффекта на синтаксическом уровне
3.3.2.1. Синтаксические особенности речевого поведения
ведущих с учетом тендерного фактора
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА /
ВИДЕОФРАГМЕНТЫ, ПОСЛУЖИВШИЕ ИСТОЧНИКОМ
ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРАНСКРИПТОВ ТОК-ШОУ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Структурно-семантические типы и языковые характеристики комизма (на материале испаноязычных стендап-комедий)2024 год, кандидат наук Зайцева Екатерина Сергеевна
Прагматика и семантика инвективы в массмедийном дискурсе: на материале русских и американских комедийных телешоу2009 год, кандидат филологических наук Михалькова, Елена Владимировна
Приемы и средства комического эффекта в шванке российских немцев2012 год, кандидат наук Поддубная, Наталья Николаевна
Русский юмористический текст на фоне вьетнамской лингвокультурной традиции2014 год, кандидат наук Чан Тхань Тунг
Противопоставления как средства реализации комического в дискурсе стендап-комедии2024 год, кандидат наук Гальцов Петр Ильич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные особенности языковой репрезентации комического: на материале американских развлекательных ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" и "Chelsea Lately"»
ВВЕДЕНИЕ
Теория юмора и смеха интересует огромное количество исследователей как в России, так и за рубежом. Вместе с тем, эта трудная область для изучения предоставляет огромное количество различных интерпретаций и толкований и изучается учеными в таких разных сферах, как философия, психология, социология, физиология, лингвистика.
Вопрос комического и его природы интересовал еще античных мыслителей (Аристотель, Платон, Цицерон). Позже исследователи, как отечественные (А.Ф. Артемова, М.М. Бахтин, А.Б. Бушев, А.Н. Войткова, Б. Дземидок, М.Р. Желтухина, В.И. Карасик, М.А. Кулинич, А.Н. Лук, М.А. Панина, В.Я. Пропп, A.B. Уткина), так и зарубежные (С. Аттардо, Т. Гоббс, В. Раскин, 3. Фрейд, Дж. Хей), занимались изучением этого вопроса с различных позиций, используя те или иные подходы и методы.
Многие аспекты изучения комического являются актуальными и перспективными и на сегодняшний день. Однако материалом для большинства исследований служили шутки или анекдоты, произведения художественной литературы, редко целый дискурс. Между тем можно утверждать, что подобный источник фактического материала для исследования представляет наибольший интерес при рассмотрении разных форм проявления комического эффекта, так как именно телевизионный дискурс, в частности дискурс ток-шоу, имеет сегодня огромное влияние на телезрителей самых разных стран. Более того, очевидна необходимость изучения креативного использования языка в рамках лингвистики дискурса и соответственно роли коммуникативной личности в процессе креативного смыслопорожде-ния.
В связи с тем, что в данном исследовании рассматриваются особенности языковой репрезентации комического отдельной личностью, являющейся центром внимания для аудитории, следует учитывать и тендерный аспект. Количество научных работ, посвященных связи гендерологии и лингвистики,
возрастает с каждым годом. Ученые признают различия в речевом поведении мужчин и женщин и утверждают, что тендер, наряду с другими экстралингвистическими факторами, является важным элементом в вопросе идентификации языковой личности. Тем не менее, в отношении темы порождения и выражения комического исследователи во многом обходили женскую модель или рассматривали ее как ущербную по отношению к мужской. Игнорирование тендерного аспекта в различного рода исследованиях нам представляется неоправданным ввиду очевидного изменения положения женщины в обществе, все более возрастающей роли ее в самых разных сферах деятельности. Различные подходы в восприятии женского и мужского юмора наметились благодаря трудам таких ученых, как АЛО. Беляева, И.В. Болохова, А. Гринбаум, В.И. Жельвис, Дж. Коатс, JI. Меррил, В.В. Потапов, Д. Таннен, Дж. Хей, Ii. Уолкер.
Дж. Хей, занимаясь историей взаимоотношений гендерологии и лингвистики, в статье в "Journal of Pragmatics" рассматривает функции юмора в речи мужчин и женщин: «Во многих областях уже проделана большая работа, исследователи обладают достаточным количеством средств, чтобы продолжать детальное изучение различных аспектов тендерной динамики. Исследования в области юмора не обладают такой базой» [Hay, 2009, р. 711] (перевод наш-О.С.).
Совокупность вышеперечисленных факторов определяет актуальность темы исследования.
Целью данного диссертационного исследования является изучение языковых средств, используемых для создания комического эффекта и участвующих в порождении образа остроумной личности в американских развлекательных ток-шоу, а также отражение в этом процессе особенностей национальной и тендерной принадлежности адресанта.
Объектом исследования служит набор языковых средств создания комического эффекта в дискурсе американских телевизионных ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" и "Chelsea Lately".
Предметом исследования выступают тендерные особенности языковой репрезентации комического в современных американских развлекательных ток-шоу.
В соответствии с основной целыо работы были поставлены следующие задачи:
-представить наиболее емкое определение понятия «комическое» и описать подходы к теории юмора в исследованиях отечественных и зарубежных ученых;
- обозначить функции комического и их характер в рамках современного массмедийного дискурса;
- рассмотреть виды комического и определить превалирующий вид для современного американского ток-шоу;
- определить актуальный для данного исследования подход в сфере изучения взаимодействия тендера и комического, а также выявить средства, используемые для репрезентации комического;
- определить место телевизионного дискурса в системе дискурса СМИ, рассмотреть его особенности и роль комического в нем;
- рассмотреть ток-шоу как жанр современного телевизионного дискурса, особенности его формата и структуры, дискурсивно-жанровые параметры (на примере американских развлекательных ток-шоу);
-охарактеризовать образ ведущего ток-шоу как ключевой фигуры в создании комического эффекта в анализируемых ток-шоу;
-выявить особенности мужской и женской моделей речевого поведения (на материале телевизионных ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" и "Chelsea Lately");
- проанализировать языковые средства, используемые для создания комического эффекта на лексико-семантическом, синтаксическом уровнях, а также тендерные особенности языковой репрезентации комического в речевом поведении ведущего и ведущей.
Методологической основой исследования послужили работы отечест-
венных и зарубежных исследователей в области теории комического и изучения масс-медиального дискурса, труды, в рамках которых рассматриваются подходы к тендерным различиям в языке, а также исследования по интерпретации текстов комического характера.
В ходе работы над диссертацией использовался комплекс методов исследования: метод теоретического анализа научных публикаций с целью выявления разработанности проблемы на современном этапе; метод сплошной выборки, который позволил проанализировать материал; метод транскрибирования; метод дискурс-анализа, который целесообразно использовать при исследовании языка в его функционировании в живой речи и который заключается в анализе структуры текстов в рамках дискурса, анализе исторического и социального контекста порождения дискурса, значения семантических элементов, высказываний, взаимосвязи между ними и т.д.; метод контекстуального анализа; дескриптивный метод; индуктивный метод, который позволяет обобщать данные, полученные в ходе анализа языковых средств, а также выдвигать предположения об их характере и особенностях; метод сопоставительного анализа и методика количественных подсчетов, необходимые для выявления тендерных особенностей речевого поведения.
Материалом для настоящего исследования послужили транскрипты американских ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" и "Chelsea Lately", транслировавшихся в 2010-2013 гг. и размещенных на интернет-сайтах http://www.thedailyshow.com/ и http://www.dailymotion.com/ru соответственно. Общий объем выборки составил 160 выпусков ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" и 167 выпусков ток-шоу "Chelsea Lately". При наличии особого формата данные ток-шоу имеют одинаково высокий рейтинг, характеризуются юмористическим характером, харизматичной личностью ведущего/ведущей, актуальностью обсуждаемых тем, популярностью среди телезрителей разного возраста. Более того, жанр ток-шоу является перспективным для исследования в силу того, что неизбежные и закономерные изменения в языке и культуре находят свое отражение в первую очередь в средствах
массовой информации.
Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что данная работа дополняет и уточняет определение понятия «комическое»; выявляет структуру развлекательных телевизионных ток-шоу, их формат и дис-курсивно-жанровые параметры; в рамках динамического подхода к рассмотрению речевого поведения мужчин и женщин в американских телевизионных ток-шоу выявлены языковые средства создания комического эффекта; определены тендерные особенности мужской и женской моделей порождения комического на разных уровнях языка.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволяют расширить представление о юморе, о комическом в целом, в сфере телевизионного дискурса. Достигнутые научные результаты вносят определенный вклад в развитие лингвистики дискурса, стилистики при анализе языковых средств, участвующих в достижении комического эффекта. Анализ совокупности фреймов, актуализируемых в американских ток-шоу при создании комического эффекта, позволяет понять, каковы главные темы и злободневные интересы данного общества на сегодняшний момент, а также предполагает дальнейшее изучение подобных вопросов, включая сопоставительный анализ комплекса фреймов дискурса ток-шоу на американском и российском телевидении.
Практическая ценность исследования заключается в возможности дальнейшего использования выводов и положений диссертации при проведении практических занятий, лекций и семинаров по теории дискурса и теории дискурса масс-медиа, стилистике, а также по интерпретации комического художественного текста. Результаты исследования могут быть интересны при изучении различных аспектов гендерологии, особенностей телевизионного дискурса в родственных научных работах.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комическое - многогранное понятие, включающее в себя наличие остроумной коммуникативной личности, используемый для создания комиче-
ского эффекта разнообразный инструментарий (вербальный и невербальный), условия (временной, локальный, национально-культурный и тендерный компоненты), аспект восприятия адресатом. Среди многообразия подходов, имеющих место в изучении тендерных различий в речевом поведении мужчин и женщин, перспективным для лингвистических исследований является подход, ориентированный на динамику, отвергающий идею доминирования и «правильности» мужской речи в отличие от женской.
2. Функции комического в современном телевизионном дискурсе в целом носят однонаправленный характер: обращены на адресата (манипулятив-ная, развлекательная, рефлексивно-критическая функции) или служат целям адресанта (катарсическая, творческая, идентифицирующая, характеризующая функции и функция установления доминирования). Ведущим видом комического в проанализированных ток-шоу является сатира.
3. Структура развлекательных телевизионных ток-шоу отличается гиб-ридностыо, включая самые разные формы порождения комического: от монолога, комбинации монолога и видео, диалога до включения в ток-шоу различных невербальных средств, служащих вспомогательным инструментом создания комического эффекта. Гибридность проявляется и в соединении новостного и развлекательного жанров, имеющих место в составе общего формата ток-шоу.
4. Анализируемые в работе ток-шоу пользуются особой популярностью у молодых людей в силу своей гибридности и гармонии между информативной насыщенностью и эмоциональной «разгрузкой», которая достигается за счет комического эффекта.
5. Мужская и женская модели ведущего в современных американских ток-шоу отличаются: если для мужской модели характерны такие приемы, как агрессивность, тенденция к пародированию (целого жанра или отдельного персонажа) и абсурдистский юмор с сатирическим оттенком, то ведущими стратегиями женской модели являются самоирония, автобиографичность (идентификация своей истории с другими, опора на личный опыт, повседнев-
ные ситуации), а также стремление к доминированию и превосходству.
6. Анализ языковых средств актуализации комического на лексико-семантическом уровне подтвердил, что мужской модели свойственно употребление инвективной лексики, выражающей агрессию по отношению к адресату, окказионализмов и слов-фраз, образованных на базе инвективной лексики, в то время как в женской модели инвектива направлена на образ самой ведущей, в большей степени характерно употребление эвфемизмов, заменяющих табуированную лексику и образованных на основе метафорического переноса, использование сленгизмов.
7. Наиболее характерными синтаксическими приемами в ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" являются такие приемы, как риторическое обращение, несобственно-прямая речь, употребление структурно незавершенных конструкций и прерывистость речи, а также пояснительные конструкции, служащие комментариями по поводу собственных шуток. В речи ведущей ток-шоу "Chelsea Lately" наиболее характерным синтаксическим приемом стал синтаксический параллелизм.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, опубликованных автором, апробированы на научно-методических конференциях в ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»: «Университетские чтения» (г. Пятигорск, 2011, 2013) и «Молодая наука» (г. Пятигорск, 2011, 2013), в сообщении на II Международной научно-практической конференции "Science and Education" (г. Мюнхен, Германия, 2012).
Основные выводы и положения отражены в 8 статьях общим объемом 4,1 п.л., в том числе 3 статьях в ведущих периодических изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ.
По структуре диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, включающей список словарей, список источников фактического материала.
Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, формули-
руются цель и задачи работы, перечисляются основные методы анализа, определяется теоретическая база диссертации и излагаются основные положения, выносимые на защиту, дается характеристика научной новизны, отмечается апробация основных результатов работы, описывается ее структура.
В первой главе «Теоретические основы исследования комического и подходы к изучению тендерных различий в реализации комического эффекта» освещены основные подходы к категории комического; выделены лингвистические теории юмора, на которых базируются исследования как отечественных, так и зарубежных ученых; рассмотрены функции комического, его виды и некоторые приемы создания комического эффекта; описаны подходы к рассмотрению тендерных различий в языке, а также выявлен наиболее перспективный на данный момент подход к изучению речевого поведения мужчин и женщин, основанный на представлении о динамичном развитии особенностей речи, не подразумевающий доминирование мужской модели и «ущербность» женской.
Во второй главе «Ток-шоу как жанр современного телевизионного дискурса» определяется понятие «телевизионный дискурс», который рассматривается как тип массмедийного дискурса, обладающий системой жанров; выявляются особенности формата ток-шоу, отличающегося гибридностыо и включающего вербальный и невербальный уровни, а также визуально-графический ряд; рассматриваются такие дискурсивно-жанровые параметры ток-шоу, как информативность, злободневность и инвективность, а также особый формат и гибридность ток-шоу. Кроме того, в данной главе выявляются особенности создания образа ведущего как важнейшего фактора телевизионного дискурса.
В третьей главе «Тендерные особенности языковой репрезентации комического (на примере современных американских ток-шоу)» выявляются лексико-семантические, синтаксические и некоторые грамматические средства порождения комического, свойственные как ведущему ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart", так и ведущей ток-шоу "Chelsea Lately". Кроме того,
в данной главе определяются особенности и ведущие стратегии женской и мужской моделей речевого поведения (на примере ток-шоу "The Daily Show with Jon Stewart" и "Chelsea Lately"), а также тендерная специфика использования языковых средств, проявляющаяся на вышеперечисленных уровнях.
В Заключении подводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты и намечаются перспективы дальнейших исследований.
Библиография включает в себя научные труды, изученные при написании диссертации, список словарей, список источников фактического материала, который представлен видеофрагментами американских телевизионных ток-шоу, послуживших основой для создания транскриптов данных ток-шоу.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОМИЧЕСКОГО И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕНДЕРНЫХ
РАЗЛИЧИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
1.1. Проблема определения комического и некоторые подходы к классификации теорий юмора
Исследователи самых разных областей знания не обходили стороной тему юмора и его значения. Вследствие такого интереса и появилось огромное количество теорий юмора в таких сферах, как философия, психология, социология, лингвистика, литература, область исследования искусственного интеллекта. Начиная с работ Платона и Аристотеля, исследования комического занимали важное место в научных трудах лингвистов, социологов, антропологов, психологов и т.д. Комическое как явление, а также функции юмора рассматриваются с разных точек зрения: с позиции психологии, философии, логики и т.д.
Аристотель в работе «Поэтика» в большей степени говорит о проблемах трагедии и эпоса, а также указывает на особенности комедии: «Комедия, как мы и сказали, это воспроизведение худших людей, но не по всей их порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного. Смешное - это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как, например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания» [http://vvrvvw.philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm]. Платон также рассматривал смешное через безобразное и считал комическое несерьезным и «недостойным для свободных граждан идеального государства» [Ъйр:/Луш\у. iph.ras.ru/elib/1469.html].
Античные представления о комическом и смехе разделяют и современные ученые. В.Я. Пропп, к примеру, главной причиной смеха называет в основном отклонение от нормы: «Ничто прекрасное никогда не может быть смешным, смешно отступление от него. У человека есть некоторый инстинкт
должного, того, что он считает нормой. Эти нормы касаются как внешнего облика человека, так и норм моральной и интеллектуальной жизни» [Пропп, 1999, с. 51]. Естественно, В.Я.Пропп вслед за Аристотелем также говорит о необходимости ограничения смеха над безобразным: ведь смеяться над человеком с физическими недостатками, к примеру, никто не станет. Следовательно, смех над безобразным, ненормальным может иметь место при условии отсутствия оскорбления, унижения.
Аналогичное определение приводит М.Р. Желтухина, различая при этом оттенки комической оценки: «Комическое - нарушение нормы, отклонение от нормы. Отсюда можно заключить, что собственно шкала комической оценки - это упорядоченное положение ориентиров комической оценки (видов комического) относительно друг друга в диапазоне между кванторами хорошо/плохо и много/мало. При этом наблюдается наложение двух модусов:
- отношение к объекту комического может быть позитивным и негативным;
- мы смеемся всегда над плохим, над хорошим не смеемся, то есть комическое всегда негативно» [Желтухина, 2003, с. 225].
Последний модус, как и представления античных философов о комическом, вызывает некоторые сомнения, так как понятия хорошо/плохо весьма относительны. Любой адресат шутки, помимо своей собственной оценки и позитивного или негативного отношения к объекту комического, ориентируется на представления о том, что есть хорошо/плохо в обществе, частью которого он является, влиянию которого подвергается каждый день.
Н.П. Худавердова несколько уточняет определение М.Р. Желтухиной, строящееся на понятии противоречия, контраста с нормой: «Комическое приобретает особую остроту, если отклоняется не от "нормы", но от идеальных представлений своего времени» [Худавердова, 2012, с. 105]. Таким образом, автор статьи «Комическое и смех в истории мировой эстетической мысли» подчеркивает изменчивый характер актуальности тех или иных острот в оп-
ределенный промежуток времени, влияние «норм», «представлений» общества на комическое в отдельно взятый период.
В этой связи необходимо отметить не только так называемую категорию времени, но и некую категорию «пространства», изучаемую рядом исследователей. К примеру, Е.В. Михалькова приходит к выводу, что развитие литературы, фольклора, экспрессивных средств языка приводит к появлению у каждого народа и культуры «своего набора комических жанров» [Михалькова, 2009, с. 41].
Интересен подход к комическому 3. Фрейда, который, как известно, в своих исследованиях рассматривает психологическую сторону вопроса, остроумие как социальный процесс, отношение остроумия к сновидению и бессознательному и различает остроумие и комизм: «Остроумие и комизм отличаются прежде всего психической локализацией; острота - это так сказать, содействие, оказываемое комизму из области бессознательного» [Фрейд, 1998, с. 211]. Делая выводы на прецедентной основе, Фрейд говорит, что «изображение при помощи противоположности является часто употребляемым и очень энергичным приемом техники остроумия» [там же, с. 71].
Фрейд находит комизм в разнообразии вещей: комическое в движении, «комизм из отношения человека к внешнему миру», комизм в отношении к будущему, подражание (карикатура, пародия, костюмировка, разоблачение), комизм сравнения и т.д.
Теория юмора и смеха интересует огромное количество ученых как в России (М.М. Бахтин, В.И. Карасик, А.Н. Лук, Г.Г. Слышкин, И.В. Попчен-ко, A.B. Уткина), так и за рубежом (С. Аттардо, А. Бергсон, Т. Гоббс, Б. Дземидок, Э. Кэррелл, Дж. Морреал, В. Раскин, Г. Спенсер, 3. Фрейд). Вместе с тем, это достаточно трудная область для исследования, потому что дает огромное пространство для различных интерпретаций и толкований. Данная тема является особенно актуальной в лингвистике, так как язык (в любой форме и выражении), речь и юмор неразрывно связаны.
Среди наиболее известных лингвистов, занимающихся вопросами семантических и лингвистических аспектов юмора, можно выделить Виктора Раскина и его ученика Салватторе Аттардо. В своем труде «Лингвистические теории юмора» ("Linguistic Theories of Humor") С. Аттардо попытался провести анализ огромного количества теорий юмора, начиная с представлений о юморе древнегреческих философов и заканчивая современными подходами. Ученик В. Раскина выделяет три основных вида теорий:
- эссенциалистские теории изучают условия, при которых происходит какое-либо явление, предопределяют саму сущность этого явления;
-телеологические теории описывают, как цель определяет механизм функционирования того или иного явления;
- субстанционалистские теории объясняют явление через его конкретное содержание [Attardo, 1994, р. 1-2].
Все лингвистические теории юмора, как утверждает С. Аттардо, являются либо эссенциалистскими, либо телеологическими.
С небольшими разногласиями в терминологии многие современные исследователи юмора придерживаются следующей классификации теорий юмора:
- теории враждебности (hostility/disparagement theories) или теории превосходства (superiority theory);
- теории несоответствия (incongruity theories);
- теории высвобождения (release/relief/liberation theories).
Теории враждебности (термины используются различные: теории превосходства, разочарования, обманутого ожидания и т.д.) рассматривают юмор как агрессию, желание доказать свое превосходство по отношению к другим. Идея теории превосходства основана на понятии о человеческой природе и вечном соперничестве: победитель и проигравший должен быть всегда (Т. Гоббс).
Несоответствие или противоречие между тем, что ожидает услышать реципиент, и тем, чем на самом деле завершается шутка (кульминационный
момент в шутке, который в зарубежной литературе называют "punchline"), порождает смех. Эмми Кэррелл, занимающаяся исследованиями различных теорий юмора, считает, что теории, основанные на таком несоответствии, ставят во главу угла текст шутки, а не ее реципиента: «Фактически теории юмора, построенные на идее несоответствия, а также придерживающиеся этих теорий исследователи, теоретики и ученые видят юмор собственно в несоответствии, а затем предоставляют аудитории возможность выявить, прочувствовать и разрешить то противоречие, в котором и заключается комическое» [Carrell, 2008, р. 7] (перевод наш - О.С.). Такого подхода придерживаются такие ученые, как Д. Монро (D.H. Monro), Дж. Морреал (J. Morreall), Е. Оринг (Е. Oring), Т. Шульц (Т. Shultz) и др.
Наконец, в теориях высвобождения/избавления юмор выступает как средство избавления от напряжения, неловкости. Обобщая мнения различных теоретиков, Э. Кэррелл утверждает: «Важнейшим аспектом является влияние, которое шутка оказывает на аудиторию» [Carrell, 2008] (перевод наш - О.С.). Рассматривая образ остроумной коммуникативной личности, В.Н. Войткова сравнивает ее с образом шута: «У простых людей шут при дворе мог вызвать восхищение, ужас, почтение и вместе с тем почти панибратское чувство близости, так как своими проделками, балагурством, своей правдой он снимает то напряжение, которое нагнетается между королем и свитой при дворе» [Войткова, 2010, с. 94].
Помимо вышеперечисленных, можно выделить и предложить для дальнейшей разработки и такие теории, как:
- «теория дидактических интенций», которая представляет юмор как средство высмеивания того, что с точки зрения истеблишмента для общества считается вредным (например, высмеивание тунеядства в бывшем СССР);
- «теория эскейпизма» (частично совпадает с теорией высвобождения) объясняет комическое как психолингвистическое «медицинское» средство для снятия стресса современной жизни. В онлайн-словаре Oxford dictionaries
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Семантика юмора с позиций грамматики конструкций (на материале анекдотов на английском языке)2024 год, кандидат наук Уханова Мария Александровна
Категория комического в медицинском дискурсе2013 год, кандидат наук Казакова, Диана Владимировна
Комическое в русской и немецкой лингвокультурах: прагмалингвистический аспект (на примере коротких русских и немецких юмористических рассказов)2022 год, кандидат наук Голосова Нелли Владимировна
Актуализация категории комического в тексте типа "анекдот" на испанском языке: лингвокогнитивный аспект2013 год, кандидат наук Калинцева, Мария Олеговна
Немецкоязычный черный юмор: прагмалингвистический и социокультурный аспекты2024 год, кандидат наук Кузовникова Екатерина Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Саркисян, Ольга Николаевна, 2014 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айтбаева, Б.М., Мауленова, Б.М. Языковое выражение комизма в сатирических произведениях [Текст] / Б.М. Айтбаева, Б.М. Мауленова // European Researcher.-2012.-Vol. (31), № 10-1.-С. 1699-1703.
2. Александрова, О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества [Текст] / О.В. Александрова // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003.-С. 89-99.
3. Антонио, И.А. Терминология комического в лингвистических исследованиях. Опыт интерпретации [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / И.А. Антонио. - М., 2009. - 237 с.
4. Антонова, А.В. Смех, юмор и речевая манипуляция [Текст] / А.В. Антонова // Вестник Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. - 2010. - Вып. 4 (10). - С. 52-58.
5. Аристотель. Поэтика [Электронный ресурс] / Аристотель. - URL: http:// www.philologos.narod.ru/classics/aristotel_poe.htm.
6. Артемова, А.В. Эмотивно-оценочная объективация концепта «Женщина» в семантике фразеологических единиц: на материале английской и русской фразеологии [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / А.В. Артемова. -Пятигорск, 2000. - 177 с.
7. Артемова, А.Ф., Леонович, Е.О. Изучение комического в языке [Текст] / А.Ф. Артемова, Е.О. Леонович // Университетские чтения -2013(10-11 января 2013 г.): материалы науч.-метод. чтений ПГЛУ. Секция 12-15 симпозиума 1. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013. - Ч. 5. - С. 55-59.
8. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин. - 1990. - URL: http://www. philosophy.ru/library/bahtin/rable.html.
9. Беляева, А.Ю. Особенности речевого поведения мужчин и женщин: на материале русской разговорной речи [Текст]: дис. ... канд. филол. наук:
10.02.01 / А.Ю. Беляева. - Саратов, 2002. - 177 с.
10. Бирюков, Н.Г. Грамматические категории в восприятии комического смысла [Текст] / Н.Г. Бирюков // Вестник Челябинского гос. ун-та. - Филология. Искусствоведение. -2010. -№ 11 (192), вып. 42.-С. 16-21.
11. Болдырева, А. Некоторые средства реализации юмора на дискурсивном уровне в произведениях П.Г. Вудхауза (фреймовый подход) [Электронный ресурс] / А. Болдырева. -2010. - URL: http://www.archive.nbuv.gov.ua/ portal/soc_gum/Nz/89_l/statti/61 .pdf
12. Болохова, И.В. Гендерно-речевые стереотипы: мифы и реальность [Текст] / И.В. Болохова // Вестник ЦМО. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - № 3. -С. 61-65.
13. Бушев, А.Б. Жанры и языковые механизмы комического [Текст] / А.Б. Бушев // Альманах кафедры культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского гос. ун-та / Санкт-Петербургское философское общество. - Studia culturae. - СПб., 2011. -Вып. 12.-С. 217-234.
14. Бушев, А.Б. Элементы дискурс-анализа для оценки манипуляции в глобальных средствах массовой коммуникации [Текст] / А.Б. Бушев // Вестник Бурятского гос. ун-та. - Сер.: Философия, социология, политология, культурология. - Улан-Удэ, 2009. - Вып. 6а. - С. 301-306.
15. Валгина, Н.С. Пути вхождения разговорных конструкций в письменную речь [Текст] / Н.С. Валгина // Филологические науки. - 1997. - № 6. -С. 22-31.
16. Воиткова, А.Н. Остроумная коммуникативная личность в комическом дискурсе: тендерный аспект [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А.Н. Войткова; Иркутский гос. лингв, ун-т. - Иркутск, 2010. - 204 с.
17. Гомлешко, Б.А. Языковые средства выражения иронии в художественных текстах Джона Голсуорси: лингвопрагматический аспект (на материале языка романа «Сага о Форсайтах») [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Б.А. Гомлешко. - Краснодар, 2008. - 25 с.
18. Горностаева, А. Ирония и юмор как особенности английской картины мира [Текст] / А. Горностаева // Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности: материалы выступлений на V Международной конференции РКА «Коммуникация - 2010» / под ред. М.Б.Бергельсон, М.К. Раскладкиной. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. -С. 154-157.
19. Горте, М.А. Фигуры речи: терминологический словарь. 200 стилистических и риторических приемов [Текст] / М.А. Горте. - М.: ЭНАС, 2007. -208 с.
20. Григорьева, B.C. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспект [Текст] монография / B.C. Григорьева. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 288 с.
21. Григорян, A.A. К Вопросу о тендерной маркированности английского языка [Текст] / A.A. Григорян // Женщина в российском обществе. - 2014. -№1(70).-С. 81-85.
22. Гриценко, Е.С. Лингвистические средства позиционирования идей и субъектов в предвыборном дискурсе (гендерные аспекты) [Текст] / Е.С. Гриценко // Вестник Нижегородского гос. лингв, ун-та им. H.A. Добролюбова. - 2008. - № 3. - С. 11-20.
23. Гриценко, Е.С. Роль опыта в концептуализации тендера: лингвокультур-ные аспекты [Текст] / Е.С. Гриценко // Вестник Нижегородского гос. лингв, ун-та им. H.A. Добролюбова. - 2007. - № 1. - С. 328-332.
24. Гриценко, Е.С. Вербальное поведение как способ конструирования социальной идентичности: культурные коды и стилистические модели [Текст] / Е.С. Гриценко // Вестник Нижегородского гос. лингв, ун-та им. H.A. Добролюбова. - 2010. - № 10. - С. 44-56.
25. Демидов, О.В. Инвективная лексика в СМИ (на примере политического журналистского дискурса) [Текст] / О.В. Демидов // Вестник Челябинского гос. ун-та. - Серия 11: Журналистика. - 2004. - № 1(1). - С. 90-94.
26. Дзялошинский, И.М. Коммуникационные стратегии социальных инсти-
тутов в медиапространстве России [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.01.10 / И.М. Дзялошинский - 2013. - URL: http:// www.dsUb.net/zhurnalistika/kommunikacionnye-strategii-socialnyh-institutov-v-mediaprostranstve-rossii.html.
27. Добросклонская, Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации [Текст] / Т.Г. Добросклонская // Вестник МГУ. -Сер. 10: Журналистика. - 2006. - № 2. - С. 20-23.
28. Дубских, А.И. Реплики-реакции в диалогических текстах массово-информационного дискурса [Текст] / А.И. Дубских // Вестник Челябинского гос. ун-та. - 2008. - № 16. - С. 65-70.
29. Елисеева, И.Б. О средствах создания пародийной художественной реальности в произведениях Терри Прэтчетта [Текст] / И.Б. Елисеева // Известия Тульского гос. ун-та. - Гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 1. -С. 215-220.
30. Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ [Текст]: монография / М.Р. Желтухина. - М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с.
31. Жельвис, В.И. Эмотивный аспект речи (Психолингвистическая интеграция речевого воздействия) [Текст] / В.И. Жельвис. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1990.-81 с.
32. Ивлева, C.B. Прагматические характеристики комического абсурда [Текст] / C.B. Ивлева // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - № 3. -С. 133-138.
33. Каменская, О.Л. Теория языковой личности - инструмент гендергетики / О.Л. Каменская // Тендер: Язык, Культура, Коммуникация: доклады Второй международной конф. (Москва, 22-23 ноября 2001 г.). - М., 2002. -С. 184-196.
34. Карасик, В.И. О категориях дискурса [Электронный ресурс] / В.И. Кара-сик; Волгоградский гос. пед. ун-т. - 2006. - URL: http://www.homepages.
tversu.ru/~ips/JubKaras.html
35. Карасик, В.И. Языковые ключи [Текст] / В.И. Карасик. - Волгоград: Парадигма, 2007. - 520 с.
36. Каюмова, Э.Р. Лексико-семантические средства выражения оценочности в женских журналах [Электронный ресурс] / Jazyk a kultura cislo. - 2011. -8. - URL: http://www.ff.unipo.sk/jak/rus/8_2011/kajumova.pdf
37. Кирилина, A.B. Тендерная специфика академической коммуникации: исследования в русистике и германистике [Текст] / A.B. Кирилина // Вестник Нижегородского гос. лингв, ун-та им. H.A. Добролюбова. - 2010. - № 10.-С. 65-78.
38. Кожемякин, Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования. Научные ведомости [Текст] / Е.А. Кожемякин. - Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - № 12(83), вып. 6. - С. 13-21.
39. Козлова, Л.Н. Синтаксические средства создания разговорности (на материале произведений Л. Улицкой) [Текст] / Л.Н. Козлова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - Сер. 2: Языкознание. - Волгоград, 2009. -№2(10).-С. 110-113.
40. Колосова, Т.Ю., Сухарева, Т.В. Использование языковых приемов комического как способ повышения эффективности рекламного слогана на английском языке [Текст] / Т.Ю. Колосова, Т.В. Сухарева // Вестник Челябинского гос. ун-та. - Челябинск, 2010. - № 4 (185): Филология. Искусствоведение, вып. 40. - С. 102-105.
41. Коншина, С.Г. Комический текст в аспекте его структурирования и понимания [Текст]: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / С.Г. Коншина. - М., 2006. - 24 с.
42. Королева, Ю.П. Роль просодии в реализации юмора и иронии в британской публичной речи [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Ю.П. Королева. - М., 2008. - 137 с.
43. Кузнецова, И.А. Красноречивое умалчивание в массово-информационном дискурсе [Текст]: автореф. дис. ... докт. филол. наук: 10.02.19 /
И. А. Кузнецова. - Волгоград, 2006. - 162 с.
44. Кулиннч, М.А. Лингвокультурология юмора: (на материале английского языка): монография [Текст] / М.А. Кулинич. - Самара: Изд-во СамарГПУ, 1999.-180 с.
45. Кухаренко, В.А. Практикум по стилистике английского языка [Текст]: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов, ин-тов и фак. ин. яз. / В.А. Кухаренко. - М.: Высшая школа, 1986. - 144 с.
46. Ларина, Е.Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.Г. Ларина. - Волгоград, 2004. - 22 с.
47. Ларина, Е.Г. Телевизионный дискурс и его жанровое разнообразие [Электронный ресурс]. - 2006. - URL: http://www.cyberleninka.rU/article/n/ televizionnyy-diskurs-i-ego-zhanrovoe-raznoobrazie
48. Лобова, O.K. Категории комического институционального дискурса (на материале выступлений американских стэндап-комиков) [Текст] / O.K. Лобова // В1сник Харювського нацюнального ушверситету iM. В.Н. Каразша [зб. наук, пр.] / голов, ред. : I. С. Шевченко; Харк. нац. ун-т iM. В.Н. Каразша. - Харюв, 2011. - С. 67-72.
49. Лук, А.Н. Юмор, остроумие, творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М.: Искусство, 1977.- 183 с.
50. Макаров, М.Л. Основы теории дискурса [Текст] / М.Л, Макаров. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с.
51. Мироненко, М.В. Шутник как коммуникативная личность [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / М.В. Мироненко. -Волгоград, 2005. — 19 с. - URL: http://www.cheloveknauka.eom/v/52437/a? #?page=4
52. Мирошник, E.K. Лингвистические средства выражения авторской иронии и их перевод [Текст] / Е.К. Мирошник // Вестник МГОУ. - Серия: «Лингвистика». - 2012. - № 4. - С. 67-71.
53. Михалькова, E.B. Прагматика и семантика инвективы в массмедийном дискурсе: на материале русских и американских комедийных телешоу [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Е.В. Михалькова. - Тюмень,
2009.-207 с.
54. Мишина, О.В. Средства создания комического в видеовербальном тексте (на материале английского юмористического сериала "Monty Python Flying Circus") [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / О.В. Мишина. - Самара, 2007. - 25 с.
55. Мелехова, H.A. Исповедальное телевизионное интервью как речевой жанр масс-медиального дискурса [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / H.A. Мелехова. - Ярославль, 2010. - 23 с.
56. Мелехова, H.A. Теоретические подходы к анализу телевизионного дискурса [Текст] / H.A. Мелехова // Вестник Ярославского гос. ун-та им. П.Г. Демидова. - Сер.: «Гуманитарные науки». - Ярославль, 2009. -№4 (10).-С. 90-92.
57. Негрышев, A.A. Языковая игра в новостном медиатексте: референциаль-но-прагматический аспект [Электронный ресурс] // Медиаскоп: электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2010. - Вып. № 4. - URL: http:/Avww.mediascope.ru/node/669.
58. Некрасова, А.Е. Этнические стереотипы в медийном дискурсе: механизмы интерпретации и попытка классификации [Текст] / А.Е. Некрасова // Вестник Московского ун-та. - Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - М., 2009. - № 2. - С. 140-147.
59. Нефедова, Л.А. Иноязычное слово как узуальная юморема в повседневном общении (сопоставительный анализ немецкого и русского языков) [Текст] / Л.А. Нефедова // Вестник МГУ. - Сер. 19: «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - М., 2006. - № 2. - С. 77-83.
60. Новикова, A.A. Гибридность как определяющий признак телевизионного формата [Текст] / А.А.Новикова // Вестник Московского ун-та. - М.,
2010. - Сер. 10: Журналистика. - № 6. - С. 56-65.
61. Олешков, М.Ю. Дискурс, концепт, жанр [Текст] / М.Ю. Олешков // Лин-гвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) коллективная монография / отв. ред. М.Ю. Олешков - Нижний Тагил, НТГСПА, 2009. -С. 68-85.
62. Орлова, Г.К. Способы создания комического эффекта в сказке Х.К. Андерсена «Маленький Клаус и Большой Клаус» [Текст] / Г.К. Орлова // Вестник Московского ун-та. - М., 2003. - Сер. 9: Филология. - №2. -С. 135-140.
63. Панина, М.А. Комическое и языковые средства его выражения [Текст]: дис.... канд. филол. наук: 10.02.19 / М.А. Панина. -М., 1996. - 170 с.
64. Панченко, H.H. Лингвистическая реализация комического в новостном дискурсе [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.03.04 / H.H. Панченко. -Иркутск, 2005. - 206 с.
65. Пивоев, В.М. Ирония как феномен культуры [Текст] / В.М. Пивоев. -Петрозаводск: Изд-во Петразав. гос. ун-та, 2000. - 104 с.
66. Плотникова, С.Н. Комический дискурс [Текст] / С.Н. Плотникова // Аксиологическая лингвистика: игровое и комическое в общении: сборник научных трудов / под ред. В.И. Карасика, Г.Г. Слышкина. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 162-172.
67. Помогаев, Н. Феноменологическое рассмотрение абсурдного юмора ДОКСА [Электронный ресурс]: Зб1рник наукових праць з фшософи та фшологи. - 2004. - Вып. 5. - URL: http://www.dspace.onu.edu.ua:8080/ handle/123456789/1329
68. Потапов, B.B. Проблемы гендерологии в англистике [Текст] /
B.В. Потапов // Тендер:, язык, культура, коммуникация: доклады Второй международной конференции. - М.: ЗАО Изд-во «Рудомино», 2002. -
C. 252-263.
69. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) [Текст]: собрание трудов В.Я. Проппа / В.Я. Пропп; науч. ред., комм. Ю.С. Рассказова. - М.: Лабиринт, 1999. -
288 с.
70. Серова, И.Г. Тендер как источник лыкового варьирования [Текст] / И.Т. Серова // Вестник Тамбовского ун-та. - Серия: Гуманитарные науки. -2003.-Вып. 1.-С. 92-103.
71. Сладкомедова, Ю. Несобственно-прямая речь как стилистический прием в произведениях Виктории Токаревой [Электронный ресурс] // Медиа-скоп: электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.Ломоносова. - 2004. - Вып. 1. - URL: http://www.mediascope.ru/node/ 169.
72. Степанова, Н.Ю. Контраст как средство создания комического эффекта (лингвостилистический аспект) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Н.Ю. Степанова. - М., 2009. - 20 с.
73. Тепляшина, А.Н. Жанры и формы комического в таблоидах [Текст] / А.Н. Тепляшина // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - Сер. 9. - СПб., 2006.-Вып. 1.-С. 131-139.
74. Уткина, A.B. Когнитивные модели комического и их репрезентации в русском и английском языках: сравнительно-сопоставительный анализ [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / A.B. Уткина. - Пятигорск, 2006.-207 с.
75. Уткина, A.B. Обоснование когнитивного подхода к категории комического [Электронный ресурс]. - 2007. - URL: http://www.vestnik.adygnet.ru/ files/2007.3/525/utkina2007_3.pdf
76. Фрейд, 3. Остроумие и его отношение к бессознательному; Страх; Тотем и табу [Текст]: сборник / 3. Фрейд; пер. с нем. Я.М. Когана, М.В. Вульфа. - Минск: Попурри, 1998. - 490 с.
77. Худавердова, Н.П. Комическое и смех в истории мировой эстетической мысли [Текст] / Н.П. Худавердова // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2012. - 2-3\ - С. 95-113.
78. Цикушева, И.В. Лингвистические средства создания комического эффекта в сказках [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского гос. ун-та. -
Сетевое электрон, науч. изд. - 2009. - № 1. - URL: http://www.vestnik. adygnet.ru/ files/2009. l/793/tsikusheva2009_l .pdf
79. Чобанян, K.B. Новый жанр американского телевидения - «инфотира», его особенности и возможности [Текст] / К.В. Чобанян // Вестник ВГУ. -Серия: Филология. Журналистика. - Воронеж, 2009. - №2. - С. 194-196.
80. Шенкман, Я. Логика абсурда. Хармс: отечественный текст и мировой контекст [Электронный ресурс]. - 1998. - URL: http://www.fege.narod.ru/ librarium/shenkrnanl .pdf
81. Ширяева, Т.А. Когнитивная модель делового дискурса [Текст]: монография / Т.А. Ширяева; Пятигорский гос. лингв, ун-т. - Пятигорск, 2006. -256 с.
82. Ширяева, Т.А. Деловой дискурс: знания, язык, текст [Текст]: монография / Т.А. Ширяева; Пятигорский гос. лингв, ун-т. - Пятигорск, 2009. - 154 с.
83. Ширяева, О.В. Лингвопрагматический аспект типологии медиадискурса [Текст] / О.В. Ширяева // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2012. -№1.-С. 112-115.
84. Штроцка, Г. Остроумие и юмор [Текст] / Г. Штроцка // Энциклопедия глубинной психологии / A.M. Боковиков. - М.: ЗАО МГ Менеджмент, Interna. - 1998. - Т. 1: Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие. - С. 304321.
85. Attardo, S. Humorous Texts: A Semantic and Pragmatic Analysis [Electronic resource] / S. Attardo. - Berlin. New York: Mouton de Gruyter, 2001. - 238 p. - URL: http://www.books.google.ru/books?id=fKxEfm0vIwC&pg=PA 105&d q=67.+Attardo,+S.+Humorous+Texts:+A+Semantic+and+Pragmatic+Analysis &hl=ru&sa=X&ei=rYsOU7PNNaOp4gSJlYD4Dg&ved=OCDYQ6AEwAQ#v =onepage&q=67.%20Attardo%2C%20S.%20Humorous%20Texts%3A%20A %20Semantic%20and%20Pragmatic%20Analysis&f=false
86. Attardo, S. Humor and Irony in Interaction: From Mode Adoption to Failure of Detection [Electronic resource]. - 2001. - P. 159-180. - URL: http://www. neurovr.org/emerging/book3/3CHAPT_07.PDF
87. Attardo, S. Linguistic Theories of Humor [Electronic resource]. - 1994. -426 p. - URL: http://www.books.google.ru/books?id=FEWC4_3 MrOOC&pg= PA339&dq=69.+Attardo,+S.+Linguistic+Theories+of+Humor&hl=ru&sa=X& ei=JY00U-jtLcix4wSUjoCgAg&ved=0CEQQ6AEwAw#v=onepage&q=69.% 20Attardo%2C%20S.%20Linguistic%20Theories%20oP/o0Humor&f=false
88. Berger, A.A. Blind Men and Elephants: Perspectives on Humor [Text] / A.A. Berger. - New Brunswick, NJ: Transaction Press, 1995. - 192 p.
89. Bogaers, I.E.W.M. Managing gender through media-talk [Electronic resource] / I.E.W.M. Bogaers // Linguistik online - 2. - 1999. - 1/99: Language and Gender. - URL: http://vmw.linguistik-online.de/heftl_99^gaers.htm
90. Carrell, A. Historical Views of Humor [Electronic resource]. - 1993. - URL: http://www.humoursummerschool.org/01/articlesNhandouts/Historical_Views. pdf
91. Coates, J. Women, Men and Language [Text] / J. Coats. - 3rd ed. - Harlow: Pearson Longman, 2004. - 245 p.
92. Cragin, B. Beyond the Feminine: Intersectionality and Hybridity in Talk Shows Women's Studies in Communication [Text] / B. Cragin. - 2010.- 33: Gender Watch.-P. 154-172.
93. Crawford, M. Just Kidding: Gender and Conversational Humor [Text] / M. Crawford // New Perspectives on Women and Comedy. Studies in Gender and Culture / ed. by R. Barreca. - Routledge: University of Connecticut (Storrs, USA), 1992.-Vol. 5.-P. 23-37.
94. Fairclough, N. Language and Power. Pearson Education [Electronic resource]. - 2001. - 226 p. - URL: http://www.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=ZRHCN MN3qqUC&oi=fnd&pg=PR8&dq=media+discourse+Fairclough&ots=5GBao HsCYd&sig=SAY4x8fQtgUXrOMOivF6XEgU8Yk&redir_esc=y#v=onepage &q=media%20discourse%20Fairclough&f=false
95. Ferguson, M.A., Ford, T.E. Disparagement Humor: A theoretical and empirical review of psychoanalytic, superiority, and social identity theories [Text] / M.A. Ferduson, T.E. Ford // Humor 21-3 / University of Kansas, Western Caro-
lina University. - Walter de Gruyter, 2008. - P. 283-312.
96. Greenbaum, A. Women's Comic Voices: The Art and Craft of Female Humor [Text] / A. Greenbaum // American Studies. - 1997. - Spring. - P. 117-138.
97. Hay, J. Functions of humor in the conversations of men and women [Electronic resource] / J. Hay // Journal of Pragmatics / Department of Linguistics, Northwestern University. - 2000. - 32. - P. 709-742. -URL: http://www.ffri.hr/~ibrdar/komunikacija/seminari/Hay,%202000%20-% 20Functions%20of%20humor%20in%20converstionas%20oP/o20men%20 and%20w.pdf
98. Horowitz, S. Comic Appeal, Sex Appeal, and Power [Text] / S. Horowitz // Queens of Comedy: Lucille Ball, Phyllis Diller, Carol Burnett, Joan Rivers and the new generation of funny women. - Gordon and Breach Publishers, 1997. -170 p.
99. Jin, S., Wang, B. A Relevance Theoretic-based Approach to Verbal Humor in Joe Wong's Talk Show [Electronic resource] / S. Jin, B. Wang // International Journal of English Linguistics. - 2012. - Vol. 2, No. 3; June. - P. 44-48. -URL: http://www.ccsenet.org/ijel
100. Kiesling, S.F. Homosocial desire in men's talk: balancing and re-creating cultural discourses of masculinity [Text] / S.F. Kiesling // Language in Society. -2005.-34.-P. 695-726.
101. Kotthoff, H. Gender and humor: The state of the art [Electronic resource] / H. Kotthoff// Journal of Pragmatics. - 38. - 2006. - P. 4-25. - https://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd= 1 &ved=0CCsQFj AA &url=https%3A%2F%2Fcourses.isucomm.iastate.edu%2Fpluginfile.php%2F3 04553%2Fmod_folder%2Fcontent%2F0%2FGender%2520and%2520Humor %2520State%2520oP/o2520the%2520Art%2520KOTTHOFF.pdf%3Fforcedo wnload%3D 1 &ei=qpM0U~LC4qt4ASJqICYBw&usg=AFQjCNHZvfKDKk PEBEjA2UXZsdF-aOBGVw&sig2=cr_3105Sc2GOFE-OyegzwA&bvm=bv. 63808443, d.bGE&cad=rjt
102. Lavin, S. Women and comedy in solo performance: Phyllis Diller, Lily
Tomlin, and Roseanne [Text] / S. Lavin. - New York: Routledge, 2004. -153 p.
103. Lee, Hye-Soo. Women, comedy and a simple story. Eighteenth-Century Fiction [Electronic resource] / Hye-Soo Lee. - Published by University Toronto Press, 2007-8. - Vol. 20, Number 2, Winter P. 197-217. - URL: http://www. muse.jhu.edu/journals/ecf/summary/v020/20.21ee.html
104. Lipka, L. Non-serious Text Types, Comic Discourse, Humour, Puns, Language Play, Limericks, Punning and Joking [Text] / L. Lipka // SKASE Journal of Theoretical Linguistics. - 2009. - Vol. 6, issue 1. - P. 84-91.
105. Merril, L. Feminist Humor: Rebellious and Self-affirming [Text] / L. Merril // Last Laughs. Perspectives on Women and Comedy / ed. by R. Barreca. -Gordon and Breach, 1988. - P. 271-280.
106. Mitchell, C. Some differences in male and female joke-telling [Text] / C. Mitchell // Women's Folklore, Women's Culture / ed. by Rosan A. Jordan, Susan J. Kalcik. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1985. -P. 163-186.
107. Mittell, J. Genre and Television: From Shows to Cartoons in American Culture [Electronic resource] / J. Mittell. - Routledge, 2004. - 241 p. - URL: http://www.google.ru/books?hl=m&lr=&id=IGuA9wxzKi8C&oi=fhd&pg=P P2&dq=genres+of+television+discourse&ots=KhxXII5EFl_&sig=0TkJNNQ LqSdlklOuPSYQDTvJwgA&redir_esc=y#v=onepage&q=genres%20oP/o20 television%20discourse&f=false
108. Oring, E. Engaging Humor [Electronic resource] / E. Oring. - Urbana: University of Illinois Press, 2003. - 224 p. - URL: http://www. books.google. ru/books?id=0AxGAA0yyFgC&pg=PAl 69&lpg=PA 169&dq=90.+Oring,+E. +Engaging+Humor&source=bl&ots=li8iWCQBh0&sig=4iKj9_Cd9m7GSbql VnR5SBDjTDk&hl=ru&sa=X&ei=s-sOU5-vMYre4QTLw4HYCA&ved =OCD4Q6AEwAg#v=onepage&q=90.%200ring%2C%20E.%20Engaging %20Humor&f=false
109. Alonso, P.T., Hum, B. Satiric Infotainment TV Shows (American Jon Stew-
art, British Sacha Baron Cohen, and Peruvian Jaime Bayly in Perspective) [Text] / P.T. Alonso, B. Hum. - Austin: The University of Texas, 2012. -184 p.
110. Raskin, V. Semantic Mechanisms of Humor [Electronic resource] / V. Raskin. - Dordrecht & Boston & Lancaster: D. Reidel Publishing Company, 1985. -284 p. - URL: http://www.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=KKCnecQtYcIC &oi=fnd&pg=PRll&dq=Raskin,+V.+Semantic+Mechanisms+of+Humor&ot s=NAMPGQCeON&sig=C 1 Efi JeAxj £2 AwFblyy 1 r2kurao&redir_esc=y#v=one page&q=Raskin%2C%20V.%20Semantic%20Mechanisms%20oP/o20Humor &f=false
111. Robinson, D.T, Smith-Lovin, L. Getting a Laugh: Gender, Status, and Humor in Task Discussions [Electronic resource] / D.T. Robinson, L. Smith-Lovin. - Social Forces. - 2001. - Vol. 80, № 1 (Sep., 2001). - P. 123-158. -URL: http://www.jstor.org/discover/10.2307/2675534?uid=3739256&uid=2& uid=4&sid=21103742661537
112. Searle, J.R. Conversation [Electronic resource] / J.R. Searle // Searle J.R. [et al.] (On) Searle on Conversation. - Amsterdam, 1992. - P. 7-29. - URL: http://www.google.ru^ooks?hl=ru&lr=&id=6VJCAAAAQBAJ&oi=fnd&pg= PP2&dq=Searle,+J.+R.+Conversation+&ots=GHY2uo6dMa&sig=A340ZrpI Vyn9mCrpv638jDoAZMk&redir_esc=y#v=onepage&q=Searle%2C%20J.%2 0R.%20Conversation&f=false
113. Soeben, J. Slapsticks, Screwballs and Bawds: the Long Road to the Performing Talents of Lucy and Bette [Text] / J. Sochen // Women's Comic Visions edited and introduced by June Sochen. - Detroit: Wayne State University Press, 1991.-238 p.
114. Stubbs, M. Discourse Analysis: The Sociolinguistic Analysis of Natural Language [Electronic resource] / M. Stubbs. - Chicago: U of Chicago P. Oxford: Basil Blackwell, 1983. - 272 p. - URL: http://www.google.ru/books7hl =ru&lr=&id=mfyGkGREWKQC&oi=fnd&pg=PR9&dq=Stubbs,+M.+Discour se+Analysis:+The+Sociolinguistic+Analysis+of+Natural+Language.&ots=g
2QAqykmmH&sig=2 WTmnZX 18B3 GxOznpiZ 1 IQ2wc 10&redir_esc=y# v= onepage&q=Stubbs%2C%20M.%20Discourse%20Analysis%3A% 20The%20 Sociolinguistic%20Analysis%20oP/o20Natural%20Language.&f=false
115. Talbot, M. Media Discourse: Representation and Interaction [Electronic resource] / M. Talbot. - Edinburgh University Press Ltd, 2007. - 198 p. - URL: http://vmw.google.ru/books?hl=m&lr=&id=dKjnxlGQgULYC&oi=fhd&pg= PR5&dq=media+discourse+Fairclough&ots=ekLULvlGZn&sig=Khj075VT8 ADSa3Xh8VJefQ7-xoo&redir_esc=y#v=onepage&q=media%20discourse% 20Fairclough&f=false
116. Walker, N.A. A Very Serious Thing: Women's Humor and American Culture [Text] / N.A. Walker. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1988. -229 p.
117. Walker, N.A. Talking Back to Culture: Contemprorary Women's Comic Art. New Directions in American Humor [Text] / N.A. Walker; edited and with an Introduction by David E.E. Sloane. - Tuscaloosa and London: The University of Alabama Press, 1998. - 280 p.
118. Rating of American talk-shows [Electronic resource]. - URL: http://www. tvbythenumbers.zap2it.com/2013/04/04/the-daily-show-and-the-colbert-report-finish-first-quarter-2013-as-number-1 -and-number-2-among-adults-18-49/176487/
СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ
119. Новая философская энциклопедия [Electronic resource], - URL: http:// www.iph.ras.ru/elib/1469.html.
120. Online Merriam-webster dictionary [Electronic resource], - URL: http:// www.merriam-webster.com/dictionary/blind%20trust
121. Online Oxford dictionaries [Electronic resource]. - URL: http://www. ox-forddictionaries.com/definition/english/dick?q=dick
122. Online Oxford dictionaries [Electronic resource]. - URL: http://www. ox-forddictionaries.com/definition/english/escapism
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА / ВИДЕОФРАГМЕНТЫ, ПОСЛУЖИВШИЕ ИСТОЧНИКОМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТРАНСКРИПТОВ ТОК-ШОУ
123. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xl4ms0u_chelsea-lately-septemer-3-4-2013-diablo-cody-john-legend_ fun
124. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/x 15kehv_chelsea-lately-september-17-2013-j en-kirkman_fun
125. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xl 8a6sl_chelsea-lately-november-27-2013-jena-malone_fun
126. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xriszr_chelsea-lately-june-6-2012-aubrey-plaza_shortfilms
127. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xnlOyp_chelsea-lately-dec-12-2011 -toni-braxton_shortfilms
128. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xq78fa_chelsea-lately-april-ll-2012-guy-pearce_shortfilms
129. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xqbds2_chelsea-lately-april-l 6-2012-shannon-doherty_short films
130. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/x 12jm5 0_chelsea-lately-july-30-2013-simon-cowell_fun
131. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xqziuo_chelsea-lately-may-9-2012-ian-somerhalder_shortfilms
132. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/x 19fyqu_chelsea-lately-january-1 -2014-bradley-trevor-greive_fun
133. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xv8zjf_chelsea-lately-november-15-2012-ne-yo_shortfilms
134. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xwma49_chelsea-lately-december-26-2012-dita-von-teese_fun#.Ud AziTtM9cO
135. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xnmooe_chelsea-lately-december-23-2011 -dog-the-bounty-hunter_ short films
136. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xl03gll_chelsea-lately-may-13-2013-lady-antebellum_fun#.UdAyBDt M9c0
137. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xl Omd lt_chelsea-lately-may-3 0-2013-j ack-huston_fun#.UdAybDtM9cO
138. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xrlo78_chelsea-lately-june-11 -2012-gabriel-macht_shortfilms
139. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xrloyrchelsea-lately-june-14-2012-ellen-page_shortfilms
140. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xrubll_chelsea-lately-june-19-2012-chef-cat-cora_shortfilms
141. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xrud3r_chelsea-lately-june-21-2012-zach-wahls_shortfilms
142. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xs6pzl_chelsea-lately-july-10-2012-meghan-mccain_shortfilms
143. "Chelsea Lately" [Electronic resource], - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xs6r7t_chelsea-lately-july-ll-2012-russell-brand_shortfilms
144. "Chelsea Lately" [Electronic resource], - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xsnlad_chelsea-lately-july-23-2012-callie-thorne_shortfilms
145. "Chelsea Lately" [Electronic resource]. - URL: http://www.dailymotion.com/ video/xsn410_chelsea-lately-july-25-2012-carla-gugino_shortfilms.
146. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.cc.com/videos/rnl8d7/indecision-2012—mitt-romney-s—rick-santorum-s-michigan-campaigns
147. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.cc.com/videos/q5eglu/democalypse-2012—pander-express-edition—obama-s-immigration-reform
148. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource], - URL: http ://www.thedailyshow.com/watch/tue-june-19-2012/democalypse-2012— pander-express-edition
149. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/tue-june-19-2012/democalypse-2012— pander-express-edition—campaigns-pander-to-voters
150. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource], - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/tue-june-19-2012/denis-leary
151. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource], - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/tue-june-19-2012/democalypse-2012— pander-express-edition—obama-s-immigration-reform
152. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/wed-june-20-2012/the-bod-squad
153. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-june-21-2012/bassem-youssef
154. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-june-21-2012/the-people-rose-in-cairo
155. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-july-16-2012/tv-banned
156. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-july-16-2012/democalypse-2012— bain-damage
157. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-july-16-2012/democalypse-2012— bain-damage—romney-s-blind-trust
158. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-july-16-2012/louis-c-k-
159. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-july-19-2012/the-romney-returns
160. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-july-26-2012/jon-stewart-fingers-some-a~holes-and-then-gives-them-a-vigorous-tongue-Iashing
161. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-july-26-2012/zach-galifianakis— will-ferrell
162. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-july-30-2012/quadrennial-corporate-sponsored-international-ring-based-sports-event
163. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-august-13-2012/democalypse-2012-—welcome-twilight-fans~this-is-a-topical-comedy-show-edition
164. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-march-28-2013/defending-your-wife
165. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-may-23-2013/priorities-usa
166. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-june-3-2013/john-mccain-s-syrian-photo-op
167. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/wed-july-31-2013/sext-and-the-city— touched-by-a-mayor
168. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/thu-september-12-2013/castrated-america
169. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http://www.thedailyshow.com/watch/mon-september-16-2013/fifty-shades-of-graham
170. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL: http ://www.thedaily show.com/watch/tue-october-1-2013/march-of-dumbs—
government-shutdown
171. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL http://www.thedailyshow.com/watch/thu-october-10-2013/medican-t
172. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL http://www.thedailyshow.com/watch/mon-october-21 -2013/the-newark-normal
173. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL http://www.thedailyshow.com/watch/tue-december-3-2013/parks-and-recognition
174. "The Daily Show with Jon Stewart" [Electronic resource]. - URL http://www.thedailyshow.com/watch/thu-december-12-2013/war-on-christmas—s--t-s-getting-weird-edition
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.