Фортепианное ансамблевое музицирование в России первой половины XIX века: к проблеме возрождения традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Реженинова, Надежда Ростиславовна

  • Реженинова, Надежда Ростиславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 298
Реженинова, Надежда Ростиславовна. Фортепианное ансамблевое музицирование в России первой половины XIX века: к проблеме возрождения традиций: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 298 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Реженинова, Надежда Ростиславовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННОЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЕ: К ПРОБЛЕМЕ

ТЕРМИНОЛОГИИ

§ 1. Музыкальная транскрипция: опыт отечественного и

зарубежного музыкознания

§ 2. О трактовке понятий «транскрипция», «аранжировка», «переложение», «обработка» в энциклопедических и справочных

изданиях

ГЛАВА 2. ФОРТЕПИАННЫЕ ДУЭТЫ КАК ФЕНОМЕН ДОМАШНЕГО

МУЗИЦИРОВАНИЯ

§ 1. О формах салонного и домашнего музицирования

§ 2. Фортепианный ансамбль как специфика домашнего

музицирования

§ 3. Нотные каталоги как источник функционирования

фортепианных переложений

ГЛАВА 3. ФОРТЕПИАННЫЕ ДУЭТЫ М. ГЛИНКИ И А. ДАРГОМЫЖСКОГО

КАК ОБРАЗЦЫ АВТОРСКИХ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ

§ 1. М. Глинка. Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы

«Сомнамбула» В. Беллини: оригинал и авторское переложение

§ 2. А. Даргомыжский. Опера «Русалка» в переложениях

ГЛАВА 4. ФОРТЕПИАННЫЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГЛИНКИ В

СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

§ 1. К проблеме фортепианных переложений в педагогической

практике

§ 2. М. Глинка — «Иван Сусанин». Переложение как учебная

и концертная литература

§ 3. М. Глинка. «Ария Руслана» в переложениях: к вопросу о дополнительных репертуарных возможностях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Каталог изданий четырехручных переложений для фортепиано в России первой половины XIX века

I. 1. Материалы «Сводного каталога российских нотных изданий. XIX век

(1-я четверть)» (РНБ; 2005)

I. 2. Материалы старопечатных изданий из фондов ОНиЗ РНБ

I. 2.1. Нотный каталог К. Ленгольда. М., 1806

I. 2.2. Нотный каталог К. Ленгольда. М., 1816

I. 2.3 Нотный каталог К. Рихтера. С-Пб., 1826

I. 2.4. Нотный каталог К. Шильдбаха. М., 1833

I. 2.5. Нотный каталог Грессера и Миллера. М., 1836

I. 2.6 Нотный каталог К. Шильдбаха. М., 1842

I. 2.7 Нотный каталог Ю. Грессера. М., 1842

I. 2.8. Нотный каталог П. Ленгольда. М., 1842

I. 2.9. Нотный каталог К. Шильдбаха. М., 1843

I. 2.10. Нотный каталог П. Ленгольда. М., 1845

I. 2.11 Нотный каталог К. Шильдбаха. М., 1847

I. 2.12 Нотный каталог Ю. Грессера. М., 1847

I. 2.13 Нотный каталог К. Шильдбаха. М., 1848

I. 2.14 Нотный каталог Ф. Шильдбаха. М., 1850

ПРИЛОЖЕНИЕ II. Фортепианные переложения Арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки

II. 1. Переложение для пения с фортепиано

(Глинка М. Полное собрание сочинений. Т. 15. М., 1967. С. 170-181)

11.2. Переложение для фортепиано в 4 руки Ж. Металлиди (Металлиди Ж. Мой Глинка. Популярные фрагменты в легком переложении для фортепиано в 4 руки. СПб., 2002. С. 30-32)

11.3. Переложение для фортепиано в 4 руки Н. Режениновой

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианное ансамблевое музицирование в России первой половины XIX века: к проблеме возрождения традиций»

ВВЕДЕНИЕ

Общение людей в процессе совместного фортепианного ансамблевого музицирования — характерная особенность музыкальной культуры России XIX века. Распространение традиции домашнего музицирования предполагало активное использование симфонических, камерно-ансамблевых, оперных произведений в многочисленных переложениях для дуэтного фортепианного ансамбля. Также создавалось немало сочинений изначально предназначенных для музицирования двумя, тремя и более исполнителями.

В настоящее время наблюдается заметный интерес исследователей, исполнителей, педагогов к изучению проблем фортепианного ансамблевого музицирования данной эпохи как к объекту сохранения «исторической памяти» и культурного наследия. Об этом в полной мере свидетельствуют и факты внедрения практики фортепианного ансамблевого музицирования в учебные программы музыкальных школ, массового обучения игре на фортепиано (в том числе ансамблевого) любителей музыки, значительного количества изданий произведений зарубежной и русской классики для фортепианных дуэтов. Сегодня фортепианный дуэтный ансамбль также широко представлен профессиональными исполнителями многих стран. Актуальность данного вида искусства подтверждает, развивающаяся в последние десятилетия традиция создания дуэтов с участием известных пианистов-солистов в масштабных концертных ансамблевых программах, рождение новых исполнительских коллективов, избравших фортепианный ансамбль в качестве основной профессиональной деятельности.

Популярность фортепианных переложений с каждым годом растет, что подтверждается результатами композиторской, исполнительской и учебной практики XX—XXI веков с четко прослеживаемой тенденцией активного обогащения нотного фортепианного репертуара различного рода переложениями, представляющими значительный объем массива издаваемой сегодня нотной продукции.

Очевидно, что музыкальная практика современной России переживает период возрождения многих традиций музыкальной культуры прошлых эпох, среди которых фортепианное ансамблевое музицирование как наиболее востребованное временем занимает особое место. Как показывает исследовательский опыт в области репертуарных предпочтений в России XIX века и в наши дни приоритетными являются различного рода фортепианные переложения. Эта разновидность композиторского творчества, предполагая широкий спектр возможных трансформаций текста оригинала, имеет непреходящее значение в сфере современной музыкальной культуры, что и определяет актуальность избранной темы.

Исследование феномена фортепианного ансамблевого музицирования в России первой половины XIX века как продолжения традиций дает возможность для дальнейшего использования его результатов в сфере отечественного и зарубежного музыкознания, в области современного фортепианного исполнительства и музыкальной педагогики.

Степень изученности проблемы. Особенности рождения и развития фортепианного ансамблевого музицирования, его ролевая функция в рамках салонной и домашней культуры в России первой половины XIX века в контексте возрождения традиций музицирования в современной учебно-методической практике изучены лишь фрагментарно. При этом накоплен внушительный объем исследований, рассматривающих разные аспекты избранной темы. Их можно условно разделить на три основных группы: теоретические труды, касающиеся проблем терминологии и типологии фортепианных переложений; работы, освещающие с разной степенью подробности фортепианную исполнительскую традицию первой половины XIX века в историко-культурном контексте; труды, где представлен фортепианный ансамбль в современной педагогической практике как форма сохранения и дальнейшего развития традиции музицирования прошлых эпох.

Разобраться в различных дефинициях понятий «транскрипция», «аранжировка», «обработка», «переложение» помогли фундаментальные работы

Г. Когана, Н. Прокиной, И. Бородина, Н. Иванчей, О. Девуцкого, а также справочные и энциклопедические материалы, представленные в статьях отечественных и зарубежных ученых — Ю. Келдыша, Б. Штейнпресса, И. Ямпольского, М. Бойда, Г. Шрёдера, Т. Эллингсона, Т. Бёше.

Полезные сведения, посвященные истории отечественного пианизма содержатся в трудах А. Алексеева, Б. Асафьева, В. Натансона, В. Музалевского и др. Подробно изучены различные аспекты салонной культуры XIX века в общественной жизни придворно-аристократической среды, но не всегда авторы рассматривают проблему функционирования фортепианных дуэтов в рамках данной культуры. Так, в объемном труде Е. Палий «Салон как феномен культуры России XIX века: Традиции и современность» (2008) затрагивается проблема специфики музыкального салона. В основном, выявляется этимология понятия «салон» и дается характеристика литературных кружков, но роль музыки в этих институциях почти не исследуется. Тема функционирования музыки в рамках салонной и кружковой культуры частично рассматривается в книге Н. Огарковой «Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII — начало XIX века» (2004), более подробно — в магистерской диссертации Г. Луневой «Музыкальные вечера А. С. Даргомыжского» (2009). Е. Шабшаевич предприняла попытку проследить концертную жизнь Москвы XIX века в аспекте истории фортепианного исполнительства в диссертации «Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике» (2012), где проблема фортепианного ансамблевого музицирования практически не освещена. Практике музицирования с точки зрения коммуникативного процесса посвящены работы Л. Баренбойма, В. Медушевского, И. Земцовского, С. Мальцева, И. Розанова, М. Сапонова, В. Сраджева, Г. Цыпина, О. Шульпякова, В. Юшманова, Г. Прасловой.

Значительный вклад в исследование истории зарождения и развития фортепианного дуэта вносит Е. Сорокина в труде «Фортепианный дуэт. История жанра» (1988). Исследование данного ракурса темы прослеживается в работах И. Польской, рассматривающей историю фортепианного дуэта в рамках австро-

немецкой традиции (1992), В. Петрова и О. Гринес, где изучаются в целом вопросы теории и истории фортепианного ансамбля; в диссертации И. Тайманова, посвященной истории концерта для двух фортепиано с оркестром (1982); в музыкально-исторических очерках Л. Осиповой, направленных на осмысление предпосылок зарождения этого вида музицирования в рамках музыкальной культуры Петербурга.

В настоящее время активно исследуется фортепианный ансамбль XX века. Этой эпохе посвящены работы Н. Катоновой, широко осветившей область многоклавирных ансамблей, и Н. Лукьяновой, представившей полный спектр ансамблевых произведений композиторов петербургской школы. В основу материала исследования В. Петрова легли многочисленные дуэтные произведения композиторов XX столетия; область научных интересов О. Гринес сфокусирована на проблеме истории фортепианного ансамбля в творчестве И. Стравинского и Н. Метнера.

Становлению ансамблевых навыков исполнения и претворения их в педагогической практике посвящены работы Н. Лузум, А. Готлиба, К. Шадт, Г. Скрибы.

Прямыми свидетельствами функционирования дуэтного музицирования в исследуемый период являются издательские нотные каталоги. История их создания и частично содержание представлены в работах Ф. Пуртова, Т. Музычук, М. Долгушиной, Л. Сергеевой, Н. Гришкун. На базе Российской национальной библиотеки осуществляется проект по созданию Сводного каталога российских нотных изданий, ставшего для данного исследования необходимым и ценным источником.

В процессе работы использовались источники справочного характера, в частности, материалы томов И. Петровской «Музыкальный Петербург. 18011917. Энциклопедический словарь-исследование» (Т. 10-11; 2009-2010); статьи А. Гозенпуда, посвященные концертной жизни Петербурга. Документировать некоторые положения диссертации помогла информационная база петербургской газеты «Северная пчела», издававшейся с 1825 года.

Несмотря на разнообразие научных трудов и привлекавшихся в данной работе источников, проблема стилевой специфики фортепианного ансамблевого переложения как феномена исполнительской культуры в формах домашнего и концертного музицирования, а также как учебно-методической литературы не ставилась.

Объект исследования: фортепианное ансамблевое музицирование в России первой половины XIX века в контексте возрождения культурных традиций.

Предмет исследования: проблема истории развития фортепианного ансамблевого музицирования в России первой половины XIX века как феномена исполнительской и педагогической практики.

Цель работы: выявление генезиса фортепианного ансамблевого музицирования и форм его функционирования в России первой половины XIX века.

Задачи исследования:

• рассмотреть понятия «транскрипция», «аранжировка», «переложение», «обработка» как терминологическую проблему в области отечественного и зарубежного теоретического музыкознания;

• акцентировать внимание на особенностях салонного и домашнего музицирования;

• определить специфику фортепианного ансамбля как формы домашнего музицирования;

• дать характеристику нотных каталогов первой половины XIX века как источника функционирования фортепианных переложений;

• разработать методику сравнительного анализа текста-оригинала и его вариантов в форме фортепианных четырехручных переложений;

• представить сравнительный анализ произведений М. Глинки и А. Даргомыжского как образцов фортепианных «авторских переложений»;

• представить сравнительный анализ переложений фрагментов оперы Глинки «Иван Сусанин» как образцов учебной и концертной литературы;

• сформулировать некоторые методические рекомендации для создания фортепианных четырехручных переложений в рамках современного педагогического репертуара;

• продемонстрировать специфику учебно-методического репертуара на основе создания собственной версии фортепианного переложения арии Руслана из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Методологическая база исследования носит комплексный характер и основывается на следующих основополагающих методах:

- методе теоретического анализа как инструмента для создания необходимого в работе понятийного и терминологического аппарата;

- методе сравнительного анализа текстов опусов композиторов, включающих оригинальные и фортепианные дуэтные переложения, отражающие транскрипторский замысел их авторов;

- методе источниковедческого анализа как механизма реконструкции процесса фортепианного ансамблевого музицирования в России первой половины XIX века;

- системном подходе, позволяющем рассмотреть фортепианное музицирование как синтетическое явление, сформировавшееся в результате взаимодействия композиторской и исполнительской деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Создание в концертной и любительской практике России ХХ-ХХ1 века многочисленных фортепианных дуэтных переложений произведений композиторов XIX века — ренессанс практики домашнего и салонного музицирования.

2. На основании анализа трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященных сложной понятийно-терминологической проблеме феномена, фигурирующего в музыковедческой практике в определениях

«переложение», «обработка», «аранжировка», «транскрипция», предлагается рассматривать термин «переложение» как универсальное понятие, связанное с трансформацией нотного текста от простых до наиболее сложных форм изложения.

3. Методика сравнительного анализа «оригинала», «авторских переложений», «клавиров», «переложений» избранного в диссертации материала предполагает следующий ряд операций: 1) анализ жанрово-стилевых параметров «оригинала» и специфики его исполнительского состава; 2) сравнительный анализ «оригинала» и «переложения» на основе всех средств музыкального языка — мелодики, гармонии, лада, ритма, фактуры, динамики, агогики.

4. Сравнительный анализ двух авторских вариантов Блестящего дивертисмента М. Глинки свидетельствует о том, что фортепианное переложение оригинала является новой полноценной версией произведения и представляет собой вполне самостоятельную художественную ценность для дуэта исполнителей.

5. Сравнительный анализ авторского фортепианного дуэтного переложения оперы «Русалка» А. Даргомыжского и переложений других авторов убедительно доказывает всю значимость и ценность автографа композитора, открывая широкие горизонты для его дальнейшего исследования. Концертное изложение «Русалки» как одного из выдающихся произведений отечественной классики может стать эффективным средством освоения оперы в современной фортепианной педагогической и исполнительской практике.

Научная новизна исследования. Впервые в научной практике исследуются проблемы фортепианного ансамблевого музицирования с акцентом на специфике четырехручных переложений в России первой половины XIX века. Выявление и анализ редких рукописных и печатных нотных источников позволяют создать целостную картину функционирования дуэтного репертуара в формах домашнего и салонного музицирования. На основе датировки изданий, уточнения имен композиторов, жанров произведений определяется градация предпочтений и вкусов российской любительски-музицирующей среды.

Определена специфика фортепианного ансамбля как формы домашнего и концертного музицирования, повлиявшей на его стилевую и исполнительскую природу.

Предлагается методика сравнительного анализа фортепианного переложения и различных версий оригинала в аспекте выявления форм и способов его функционирования в исполнительской и учебной практике.

Впервые проведен сравнительный анализ Блестящего дивертисмента М. Глинки на темы оперы В. Беллини «Сомнамбула» и авторского переложения данного текста.

В научный обиход введена рукопись четырехручного переложения оперы А. Даргомыжского «Русалка» (ОР РНБ) и выполнен (фрагментарно) ее анализ как образец авторского переложения в целях дальнейшего использования в современной исполнительской и педагогической практике.

В качестве образцов концертной и учебно-методической литературы представлены аналитические фрагменты переложений произведений М. Глинки и А. Даргомыжского, выполненные музыкантами ХХ-ХХ1 века в контексте возрождения традиций.

Теоретическая значимость исследования. На основе сложившейся в научно-исследовательской и исполнительской практике понятийной системы, касающейся феномена фортепианных переложений, разработана и аргументирована терминологическая модель — «переложение», смысловая специфика которого раскрывается через анализ понятий «аранжировка», «транскрипция», «обработка». Методология анализа феномена фортепианного ансамблевого музицирования в историко-культурном контексте может стать базой для дальнейших исследований.

Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут быть использованы как в области музыкознания, так и в современной педагогической практике. Анализ закономерностей и особенностей функционирования фортепианного музицирования в России первой половины XIX века позволяет понять причины возвращения к этой традиции в ХХ-ХХ1 веке

и способствовать ее дальнейшему развитию. На основе представленных вариантов фортепианных переложений появляется возможность систематизации индивидуальных репертуарных планов в современной исполнительской и педагогической практике, обогащенной новыми произведениями различной степени сложности.

Необходимо также продолжать дело популяризации «забытых» произведений русских классиков, занимаясь атрибуцией и подготовкой к публикации неизданных ранее шедевров. В частности, возможно и желательно издание четырехручного авторского переложения для фортепиано оперы А. Даргомыжского «Русалка».

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в выступлениях на научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы в процессе проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А.И.Герцена. Всего по теме диссертации опубликовано 6 статей.

Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (224 источника), двух приложений: 1. Каталог изданий четырехручных переложений для фортепиано в России первой половины XIX века; 2. Нотные образцы четырехручных фортепианных переложений. Основной текст диссертации изложен на 177 страницах.

ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННОЕ ПЕРЕЛОЖЕНИЕ: К ПРОБЛЕМЕ

ТЕРМИНОЛОГИИ

Терминологическая база, в сферу которой входит весь комплекс всевозможных обозначений понятия «переложение», основывается на принципе вариативности функционирования в художественной практике музыкального произведения-оригинала, возможности его неоднократного воплощения. Имеются в виду переложения авторского оригинала для другого инструментального состава, а также адаптированное изложение музыкального произведения для исполнения на одном и том же инструменте согласно тем или иным заданным целям.

В течение XX века сформировался многолетний исследовательский опыт в сфере музыкознания и исполнительства в изучении разнообразных типов трансформации нотного текста первоисточника в зависимости от задач, поставленных в процессе его переложения. В настоящее время в нашем распоряжении находится достойное наследие музыковедческих трудов, посвященных данной проблеме.

В данной главе предпринимается попытка анализа работы отечественных и зарубежных исследователей, а также материалов справочно-энциклопедического толка, посвященных сложной понятийно-терминологической проблеме феномена, фигурирующего в музыковедческой практике в таких определениях как «переложение», «обработка», «аранжировка», «транскрипция». Кроме того, привлекаются к анализу материалы нотных каталогов XIX века, где данные термины представлены в названиях произведений и комментариях издателей. Эти источники дают возможность для исторической реконструкции жизни исследуемых понятий в музыкальной культуре XIX века. Цель привлекаемых в данной главе источников заключается в смысловом уточнении исследуемых терминов и понятий в связи с необходимостью определения основной стратегии использования в дальнейшей работе термина «переложение».

§ 1. Музыкальная «транскрипция»: опыт отечественного и зарубежного музыкознания

Типологизация многосоставного по содержанию и форме комплекса переложений как фортепианных, так и каких-либо иных музыкальных произведений в музыковедческой практике всегда осуществлялась на основе метода сопоставления переложения с оригиналом и выявления степени его расхождения с авторским текстом. Рассмотрим с критической точки зрения основные положения наиболее значимых трудов в области трактовки феномена «транскрипция»1. Рассмотрение понятия «транскрипция» предпринимается в первую очередь потому, что для большинства исследователей, занимающихся изучением проблемы «переложений», именно термин «транскрипция», как будет показано в дальнейшем, оказывается наиболее предпочтительным.

Постановка проблемы транскрипций в широком аспекте представлена уже в начале XX века известным итальянским пианистом и композитором, автором многих транскрипций Ф. Бузони в монографии «Эскиз новой эстетики музыкального искусства»2. «Всякая нотная запись, — пишет Ф. Бузони, — есть уже транскрипция абстрактной мысли. Зародившаяся мечта теряет свой

о

оригинальный образ в тот момент, когда перо завладевает ею» . Также он считал, что исполнение произведения уже является одним из вариантов переложения, напрямую связывая, таким образом, две разноцелевые категории воедино: транскриптор — интерпретатор. С идеей о том, что исполнитель, являясь интерпретатором, в каком-то смысле уже является транскриптором нельзя не согласиться. Но Ф. Бузони, безусловно, пропагандирует высокую степень свободы исполнителя от текста оригинала, способного вторгаться как в образную, так и в композиционную структуру произведения.

1 Определение «Транскрипция» (лат. (хашспрПо, букв. - переписывание) появилось в обиходе западноевропейских стран с XVI - XVII веков в достаточно узком значении как перепись нотного текста с рукописи, что означало, насколько это было возможно, ее точное копирование.

2 Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / Перевод с нем. В. Коломийцова. СПб, 1912. С. 28.

3 Там же.

Близким к позиции Ф. Бузони является также утверждение Г. Когана о художественной ценности «вольного» варианта переложения как близкого «духу подлинника» и потому, с его точки зрения, более значимого, в отличие от «буквального». «<...> "Вольная" передача оказывается нередко более верной духу подлинника и столь значительной в художественном отношении, что ценность ее порой не уступает ценности оригинала, а иной раз и превосходит ее. <...> Самое тщательное соблюдение буквы текста отнюдь не гарантирует ни верной, ни художественной передачи духа произведения. Скорее даже наоборот, чем буквальнее перевод, <...> тем они [переложения] обычно менее художественны, больше искажают сущность оригинала»4.

Тема «строгих» и «свободных» вариантов переложений оригинала фигурирует и в диссертационном исследовании ученого и исполнителя А. Готлиба5. Так, толкование им понятия «транскрипции» как особой разновидности музыкального творчества представлено следующим образом: «Транскрипция — это новое изложение, точный или свободный [курсив — Н. Р.] пересказ какого-либо произведения»6. Данная формулировка демонстрирует достаточно широкий подход к пониманию феномена транскрипции: транскрипцией называется как наиболее близкий, «точный» вариант переложения оригинала, так и достаточно удаленный от первоначальной версии, «свободный» вариант. Но при определении степени данной свободы транскрипции от оригинала А. Готлиб акцентирует внимание на творческой инициативе автора транскрипции, способного в результате создать на основе сохранения образной и композиционной системы оригинала некое новое произведение. <«...> Транскриптор не копирует, но воссоздает произведение оригинала, пользуясь образными эквивалентами. Степень творческой активности транскриптора

4 Коган Г. Предисловие // Школа фортепианной транскрипции. Вып. 1. М., 1970. С. III.

5 Готлиб, А. Д. Основы техники транскрипции для двух фортепиано. Дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 1942. 111 с. (Специфика транскрипций для двух фортепиано исследовалась автором на основе совместного десятилетнего опыта работы с братом М.Готлибом в этой области).

6 Готлиб А. Основы техники транскрипции для двух фортепиано. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 1942. С. 4.

определяет разницу между транскрипцией и реминисценцией, рапсодией-фантазией на заимствованные темы. В транскрипциях сохраняется основная организующая художественная идея оригинала, характер его главных образов

п

и общая композиция» . Очевидно, что А. Готлиб — сторонник взгляда на феномен транскрипции как свободного переложения оригинала, но с сохранением его художественной и композиционной структуры, т.е. содержания и формы.

В дальнейшем схематичное разделение переложений на «строгие» и «свободные» стало основой для дальнейшего развития теории разного рода переложений. На основе подобной дифференциации (по принципу — близко или далеко отстоит переложение от оригинала) сформулирован достаточно широкий спектр типологических градаций переложений, закрепившихся в понятиях «аранжировка», «обработка», «транскрипция», «реминисценция», «фантазия», «парафраза». К сожалению, попытка скрупулезного соотнесения музыковедами понятий, с одной стороны, родственных, с другой, сложно сопоставимых друг с другом, (в том числе, и по принадлежности к жанровой сфере), не дает возможности построить убедительную теорию, порождая все большее количество вариантов решения данной проблемы. Этой точки зрения придерживается, например, Н. Иванчей в диссертационном исследовании, посвященном проблеме фортепианной транскрипции: «Попытки сужения явлений не всегда бывают обоснованы: сами явления часто оказываются значительно шире сковывающего их определения. Представляется, что разграничение, часто искусственное, излишняя детализация приводят многих авторов в затруднительное положение»8.

Многие отечественные и зарубежные исследователи, решая терминологическую проблему феномена «переложения», отталкивались от понятия «транскрипция», что отражено и в названиях исследований А. Готлиба «Основы техники транскрипции для двух фортепиано» (1942), Г. Когана «Школа фортепианной транскрипции» (1970) и «О транскрипции» (1972), Н. Прокиной

7 Готлиб А. Основы техники транскрипции для двух фортепиано. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 1942. С. 3.

8 Иванчей Н. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века. Дис. ...канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2009. С. 13.

«Фортепианные транскрипции: проблемы теории и истории жанра» (1988), Г. Колтона «Искусство фортепианной транскрипции с точки зрения критики» (1992), Б. Бородина «Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования» (2006), Н. Иванчей «Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века» (2009) и др. Каждый из исследователей дает и обосновывает свое понимание понятия «транскрипция».

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Реженинова, Надежда Ростиславовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства : учебник в 3-х ч. Часть 1 и 2 / А. Д. Алексеев. — 2-е изд. — М. : Музыка, 1988. — 415 с.

2. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка. От истоков до вершин творчества. Предглинкинский период. Глинка и его современники. А. Рубинштейн. Могучая кучка / А. Д. Алексеев. — М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. — 272 с.

3. Алексеев, А. Д. Русские пианисты : очерки и материалы по истории пианизма / А. Д. Алексеев. — М., Л. : Музгиз, 1948. — Вып. 2. — 314 с.

4. Алексеева, Е. В. Европейская культура в имперской России: проникновение, распространение, синтез = European culture in the imperial Russia: penetration, diffusion, synthesis / E. В. Алексеева. — Екатеринбург : УрГИ, 2006. — 254 с.

5. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в четыре руки / ред. С. Мовчан. — М. : Музыка, 2009. — Вып. 1. — 68 с.

6. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в четыре руки. — М.: Музыка, 2009. — Вып. 2. — 64 с.

7. Аранжировка // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л. О. Акопяна. — М. : Практика, 2007. — С. 48.

8. Аранжировка // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 37.

9. Аранжировка // Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б. С. Штейнпресс и И. М. Ямпольский. — М. : Советская энциклопедия, 1966. — С. 25.

10. Аронсон, М., Рейсер, С. Литературные кружки и салоны / М. Аронсон, С. Рейсер. — СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. —400 с.

11. Асафьев, Б. В. Глинка / Б. В. Асафьев. — Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977. — 312 с.

12. Асафьев, Б. В. Избранные труды. Т.1 — Избранные работы о М. И. Глинки / Б. В. Асафьев. — М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1952. — 400 с.

13. Асафьев, Б. В. Композиторы первой половины XIX в. (Русская музыка) // Избранные труды / Б. В. Асафьев. — М. : Советский композитор, 1959.— 40 с.

14. Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX в. — 2-е изд. / Б. В. Асафьев. — Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1979. — 341 с.

15. Афанасьев, Н.Я. Воспоминания. — Исторический вестник. — 1890.

— Т. 41. — № 8. — С. 225-276.

16. Ахмеходжаева, Н. М. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Ахмеходжаева Назира Махкамовна. — Ташкент, 1985. — 21 с.

17. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию. / Л. А. Баренбойм. — Л. : Советский композитор, 1979. — 352 с.

18. Бородин, Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования : дис. ...док. искусствоведения : 17.00.02 / Бородин Борис Борисович. — М., 2006. — 434 с.

19. Бузони, Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / Ф. Бузони.

— СПб. : А. Дидерикс, 1912. — 55 с.

20. Булатова, Л. Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII — первой половины XIX века / Л. Б. Булатова. — М. : Музыка, 1991.

— 125 с.

21. Бэлза, И. Ф. «Итальянские пьесы» Глинки / И. Ф. Бэлза. — Советская музыка. — 1954. — № 6. — С. 95-96.

22. Бялый, И. Е. Из истории фортепианного трио: генезис и становление жанра. / И. Бялый. — М. : Музыка, 1989. — 93 с.

23. Варламов А. Романсы в четыре руки / Сост., переел. В. Дуловой. — СПб.: Союз художников, 2006. — 18 с.

24. Васина-Гроссман, В. А. Михаил Иванович Глинка / В. А. Васина-Гроссман. — М.: Музыка, 1979. — 103 с.

25. Вацуро, В. Э. С. Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры / В. Э. Вацуро. — М. : Книга, 1989. — 416 с.

26. Вацуро, В. Э. Литературные альбомы в собрании пушкинского дома (1750—1840-е годы) / В. Вацуро. // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год. — Л., 1979. — С. 98-110.

27. Веймарн П.П. Очерк истории оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» / П. П. Веймарн. — СПб.: Типография Степанова и К., 1886.

28. Воскресенская, Т. В. Эволюция камерно-инструментального жанра с участием фортепиано (проблемы, истоки, стадии формирования) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Воскресенская Татьяна Владимировна. — СПб. : СПбГК им. H.A. Римского-Корсакова, 1992. — 24 с.

29. Воспоминания Н. Н. Мордвиновой // Записки и воспоминания русских женщин XVIII — первой половины XIX в. / Н. Н. Мордвинова. — М. : Современник, 1990. — 540 с.

30. Волъман, Б. Л. Русские нотные издания XIX — начала XX / Б. Л. Вольман. — Л. : Музыка, 1970. — 216 с.

31. В царстве муз: московский литературный салон Зинаиды Волконской. 1824-1829 гг. / Сост., вступ. ст., и примеч. В. Б. Муравьева. — М. : Моск. рабочий, 1987. — 574 с.

32. Вызго-Иванова, И. М. Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» : к 200-летию со дня рождения композитора / И. М. Вызго-Иванова. — СПб.: Астерион, 2004. — 262 с.

33. Геника, Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, с изображениями старинных инструментов. Часть 1. Эпоха до Бетховена / Р. Геника. — М. : Юргенсон П., 1896. — 216 с.

34. Глинка M. 24 отрывка из оперы «Иван Сусанин» : обработка для фортепиано в 4 руки К. Сорокина и В. Белова. — М. : Гос. муз. изд., 1958. — Вып. 2. — 95 с.

35. Глинка М. Ария Руслана // Мой Глинка. Популярные фрагменты в легком переложении для фортепиано в 4 руки / Перел. для ф-но в 4 руки Ж. Металлиди. - СПб. : Композитор, 2002. С. 30 - 32.

36. Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. A.A. Орловой. — М. : Музгиз, 1955. — 430 с.

37. [Глинка, М. И.] «Жизнь за царя» : Большая опера в четырех действиях с эпилогом. Музыка М. Глинки / Аранжировано для фортепиано К. Майером и К. Вильбоа. — СПб. : Ф. Стелловский, [1876].

38. \Глинка, М. И.] «Жизнь за царя» : Большая опера в четырех действиях с эпилогом. Текст барона Розена. Музыка М. Глинки / Ред. М. Балакирева и С. Ляпунова. Для фортепиано в 2 руки, с полным текстом. — Москва-Лейпциг : П. Юргенсон, 1907.

39. [Глинка, М] «Жизнь за царя» : Большая опера в четырех действиях с эпилогом. Текст Розена. Музыка М. Глинки / Ред. М. Балакирева и С. Ляпунова. Для пения с фортепиано. — М. : Юргенсон, б.г.

40. Глинка, М. И. «Жизнь за царя» : опера в четырех действиях с эпилогом. Стихи Розена / Новое издание, пересмотренное и исправленное Н. А. Римским-Корсаковым. Клавир. — Лейпциг : Беляев, 1907.

41. [Глинка, М. И.] «Жизнь за царя» : опера М. Глинки / Переложение для фортепиано. — М. : К. Гутхейль, б.г.

42. Глинка, М. И. Записки / Подг. и вст. ст. А. С. Розанова. — М. : Музгиз, 1988.— 217 с.

43. Глинка М. И. Иван Сусанин / облегч. перел. для форт, в 4 руки Е. Савеловой-Созентович и К. Сорокина / Избранные отрывки из русских опер и балетов. — М., Л. : Гос. муз. изд., 1949 — 54 с.

44. Глинка, М. И. Иван Сусанин : опера в 4-х действиях с эпилогом / Переложение для пения с фортепиано. Текст Сергея Городецкого. — М., Л.: Музгиз, 1942.

45. Глинка, М. И. Исследования и материалы / под ред. А. В. Оссовского. — Л., М. : Музгиз, 1950. — 276 с.

46. Глинка, М. И. Литературное наследие. Т. 2. Письма и документы / Под ред. В. Богданова-Березовского. — Л. : Музгиз, 1953г. — 860 с.

47. Глинка, М. И. Полное собрание сочинений : литературные произведения и переписка / М. И. Глинка / Т. 1, 2а, 26. — М. : Музыка, 1971, 1977.

48. Глинка, М. И. Полное собрание сочинений. Т. 13 : «Иван Сусанин». Опера / Ред. В. В. Протопопов. Переложение для пения с фортепиано. — М. : Музыка, 1964.

49. Глинка, М. И. Руслан и Людмила. Волшебная опера в 5-ти действиях. Либретто В. Ф. Ширкова по поэме А. С. Пушкина : переложение для пения с фортепиано // Полное собрание сочинений. Т. 15 / подг. Г. В. Киркор. — М., 1967.

50. Глинка, М. И. Руслан и Людмила. Волшебная опера в 5-ти действиях. Переложено для фортепиано в 4 руки К. Зике. — М. : Гутхейль. б.г. - 563 с.

51. Глинка, М. Л". Руслан и Людмила. Для фортепиано (в дешевом издании). — М. : Гутхейль. б.г. - 171 с.

52. Глинка, М. И. Руслан и Людмила. Опера в 5-ти действиях, по поэме А.С. Пушкина / Ред. М. Балакирева и С. Ляпунова : клавираусцуг. — М. : Музгиз, 1938. - 357 с.

53. Глинка, М. И. Сборник материалов и статей / ред. Т. Ливановой. — М., Л. : Музгиз, 1950. — 389 с.

54. Глинка, М. И. Divertimento brillante sopra alcuni motive della «Sonnambula» del M-o Bellini. Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» В. Беллини. Для фортепиано с сопровождением двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса [1932] / М. Глинка // Полное

собрание сочинений. Т. 4 / Подгот. Г. В. Киркором. — М. : Музгиз, 1958. — С. 29-76.

55. Глинка, М. И. Divertimento brillante sopra alcuni motive délia «Sonnambula» di Bellini. Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» В. Беллини /Глинка M. II Полное собрание сочинений. Т. 5. Сочинения и переложения для фортепиано в 4 руки. Переложения для двух фортепиано / Ред., вступ. ст. и коммент. H. Н. Загорного. — М. : Музгиз, 1957. —С. 131-194.

56. Гозенпуд, А.А. Дом Энгельгардта. Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века / А. А. Гозенпуд. — СПб. : Советский композитор, 1992. — 248 с.

57. Голдобин, Д. Ю. Интабуляция вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего Барокко : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. / Голдобин Дмитрий Юрьевич. — М., 2008. — 474 с.

58. Готлиб, А. Д. Заметки о фортепианном ансамбле / А. Д. Готлиб // Музыкальное исполнительство : сборник статей / Редколл. К. X. Аджемов и др. — М. : Музыка, 1973. — Вып. 8. — С. 75-101.

59. Готлиб, А. Д. Искусство ансамбля / А. Д. Готлиб // Советская музыка. 1967. —№2.— С. 49-51.

60. Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. — М. : Музыка, 1971. —94 с.

61. Готлиб, А. Д. Основы техники транскрипции для двух фортепиано : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Готлиб Адольф Давидович. — Саратов, 1942. — 23 с.

62. Готлиб, А. Д. Основы техники транскрипции для двух фортепиано : дис. ... канд. искусствоведения / Готлиб Адольф Давидович. — Саратов, 1942. — 111 с.

63. Готлиб, А. Д. Первые уроки фортепианного ансамбля / А. Д. Готлиб // Вопросы фортепианной педагогики : сборник статей / Под общ. ред. В. Натансона. — М. : Музыка, 1971. — Вып. 3.— С. 91-98.

64. [.Грёссер, Ю.]. Восьмой и девятый каталог нотам, продающимся в музыкальном магазине Ю. Грёссера, на Кузнецком мосту, в доме Каразина, в Москве / Ю. Грёссер. — М.: Типография А. Семена, 1847. — 35 с.

65. [Грёссер, Ю.\ Каталог избранным музыкальным сочинениям продающимся в музыкальном и инструментальном магазине Грёссера и Миллера в Москве на Кузнецком мосту въ доме г. Волынскаго / Ю. Грессер. — М. : Типография С. Селиванского, 1836. — 49 с.

66. [Грёссер, Ю.\ Четвертый каталог нотам, продающимся в музыкальномъ магазине Ю. Грёссера, на Кузнецком мосту, в доме Каразина, в Москве / Ю. Грёссер. — М. : Типография А. Семена, при Имп. Мед.-Хирург. Академии, 1842. — 25 с.

67. Гринес, О. В. Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве И. Стравинского и Н. Метнера : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Гринес Ольга Вячеславовна. — Нижний Новгород, 2005. — 160 с.

68. Гришкун, Н. 77. Нотное собрание князя Николая Борисовича Юсупова. (1750/51— 1831) / Н. П. Гришкун // Нотные издания в музыкальной жизни России : сборник статей / сост. и науч. ред. И. Ф. Безуглова. — СПб. : Изд-во РНБ, 2007. — Вып. 3. С. 162-203.

69. Дарваш, Г. Книга о музыке / пер с венг. К. Н. Ивано. — М. : Музыка, 1983. — 446 с.

70. Даргомыжский, А. С. Песня Наташи из оперы «Русалка» (переложение А. Кедровой) // Двадцать переложений для фортепиано в 4 руки / Составитель А. Кедрова. — JL, М.: Музгиз, 1949. — С. 17-19.

71. Даргомыжский, А. С. Песня Ольги из оперы «Русалка» (переложение А. Кедровой) // Двадцать переложений для фортепиано в 4 руки / Составитель А. Кедрова. — Л., М. : Музгиз, 1949. — С. 14—17.

72. Даргомыжский, А. С. [Русалка, опера в 4 д. на сюжет A.C. Пушкина]. Переложение для фортепиано в 4 руки автора. Б.д. [Славянский танец]. [ОР РНБ. Ф. 241. Оп. 1. № 4. С. 73-78].

73. Даргомыжский, А. С. [Русалка, опера в 4 д. на сюжет A.C. Пушкина]. Переложение для фортепиано в 4 руки автора. Б.д. [Песня Наташи «Ласковым ты словом»]. [ОР РНБ. Ф. 241. Оп. 1. № 4. С. 25-28].

74. Даргомыжский, А. С. [Русалка, опера в 4 д. на сюжет A.C. Пушкина]. Переложение для фортепиано в 4 руки автора. Б.д. [Песня Ольги]. [ОР РНБ. Ф. 241. Оп. 1. № 4. С. 106-107].

75. Даргомыжский А. С. Русалка. Опера в четырех действиях, шести картинах. Либретто композитора по одноименной драме A.C. Пушкина. Клавир. (Печатается по изданию 1932 г.) / Под ред. П. Ламма. — М. : Музыка, 1984.

76. Даргомыжский, А. С. Русалка. Славянский танец (фрагмент) // Мой Пушкин. Популярные фрагменты музыкальных произведений на стихи и сюжеты Пушкина в легком переложении для фортепиано в четыре руки Ж. Л. Металлиди. — СПб. : Композитор, 1999. — С. 14—17.

77. Джаз в четыре руки. Ч. 1 : для учащихся средних классов ДМШ; Ч. 2 : для учащихся 2-4 классов ДМШ / Сост., переложение В. Дуловой. — СПб. : Союз художников, 2003.

78. Долгушина, М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой : дис. ... док. искусствоведения : 17.00.02 / Долгушина Мария Геннадьевна. — Вологда, 2010. — 300 с.

79. Долгушина, М. Г. Камерное вокальное музицирование в русском салоне первой половины XIX века / М. Г. Долгушина // Духовность как

основа общения : образование и культура / Гл. ред. Г.В. Судаков. — Вологда : ВИРО, ВГПУ, 2002. — С. 127-139.

80. Долгушина, М. Г. Салоны музыкальные / М. Г. Долгушина // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 томах. Том. 2. XIX век / Рук. проекта С. И. Богданов. — Кн. 6. — СПб.: СПбГУ, 2008. — С. 5760.

81. Дьяконов, Н. А. Рояли и пианино. Конструирование и производство / Н. А. Дьяконов. — М.: Лесная промышленность, 1964. — 416 с.

82. Записки М. И. Глинки / Ред. и вст. ст. А.Н. Римского-Корсакова. — М. : АГРАФ, Гареева, 2004. — 448 с.

83. Загорный Н. Н. От редакции / Н. Н. Загорный // Полное собрание сочинений. Т. 5. Сочинения и переложения для фортепиано в 4 руки. Переложения для двух фортепиано / Ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Загорного. — М.: Музгиз, 1957. — С. ХП-ХУ.

84. Земцовский, И. И. Музыкальный эпос феномен и категория / И. И. Земцовский, А. Б. Кунабаева // Музыка эпоса : статьи и материалы / Под ред. И. И. Земцовского. — Йошкар-Ола : КМиФ СК РСФСР, 1989. — С. 6-24.

85. Зимин, 77. Н. История фортепиано и его предшественников / П. Н. Зимин. — М. : Музыка, 1968. — 214 с.

86. История русской музыки : в 6-ти выпусках. Вып. 1: С древнейших времен до середины XIX в. / Авт. Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева; Общ. ред. А. И. Кандинского. — 5-е изд. — М.: Музыка, 1993. — 431 с.

87. Иванчей, Н. 77. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века : дис. ...канд. искусствоведения : 17.00.02 / Иванчей Наталия Павловна. — Ростов-на-Дону, 2009. — 212 с.

88. Кавелин, К Д. Авдотья Петровна Елагина // Русское общество 30-х годов XIX в. : мемуары современников / К. Д. Кавелин. — М. : Изд-во МГУ, 1989. — 448 с.

89. Кармалина, 77. И. Воспоминания JI. И. Кармалиной. Даргомыжский и Глинка / П. И. Кармалина // Русская старина. — 1875. — Т. 13. — № 6. — С. 267-271.

90. Катонова, Н. Ю. Аннотированный каталог произведений для двух и более фортепиано XVI-XX веков // Мультиклавирные ансамбли / Сост., вступ. ст. и аннотации Н. Ю. Катоновой. — СПб.: Сударыня, 2002. — 83 с.

91. Катонова, Н. Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра : автореф. дис... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Катонова Наталья Юрьевна. — М., 2002. — 20 с.

92. Катонова, Н. Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Катонова Наталья Юрьевна. — М., 2002. — 170 с.

93. Катонова, 77. ТО. Piano duo в формах новой музыки / Н. Ю. Катонова // Классика и XX век. Статьи молодых музыковедов Санкт-Петербургской консерватории. — СПб. : СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1999. — Вып. 2.— С. 211-220.

94. Кашперов, В. 77. Воспоминание о Глинке / В. Н. Кашперов // Русский архив. — 1869. — Вып. 7. — Стб. 1137-1144.

95. Келдыш, Ю. В. «Руслан и Людмила». Опера М.И. Глинки по А.С. Пушкину / Ю. В. Келдыш. — М.: Музгиз, 1937. — 168 с.

96. Кириллина, Л. В. Бетховен Ad libitum / Л. В. Кириллина // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. — М. : Преет, 1999. — С. 175-182.

97. Коган, Г. М. О транскрипции / Г. М. Коган // Избранные статьи. — М. : Советский композитор, 1972. — Вып. 2. — 268 с.

98. Коган, Г. М. Транскрипция / Г. М. Коган // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Г.В. Келдыш. Т. 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 589-590.

99. Коган, Г. М. Предисловие / Г. М. Коган // Школа фортепианной транскрипции. — М. : Музыка, 1970. — Вып. 1. — С. II-VII.

100. Кумалагова, Н. В. Игра на фортепиано в четыре руки как исполнительская и педагогическая проблема / Н. В. Кумалагова // Проблемы истории и теории музыкального исполнительства : материалы Всерос. науч.-практич. конференции. — Краснодар : Эоловы струны, 2001. — С. 78-85.

101. Кунин, М. Е. Нотопечатание. Очерки истории / М. Е. Кунин. — 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1966. — 86 с.

102. Кюрегян, Т. С. Фантазия / Т. С. Кюрегян // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Г.В. Келдыш. Том 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — С. 767-771.

103. Левашова, О. Е. Михаил Иванович Глинка. Кн. 2 / О. Е. Левашова. — М. : Музыка, 1987. — 352 с.

104. [Ленголъд К. П.]. Каталог и первое прибавление разным нотам, продающимся у Карла Ленгольда в Москве. В музыкальной его лавке, состоящей на Ильинке в доме Плотникова, против Ниренбергской лавки. — М. : Типография Н. С. Всеволожского, 1816 — 213 с.

105. [Ленголъд 77.]. Новости музыкальные продающиеся у Павла Ленгольда Коммиссионера Института Обер-Офицерских Сирот Императорского Московскаго Воспитательного Дома в Москве, в Магазинах его на Ильинке, въ доме Бычковой, против Биржи и в Галлерее, Князя Голицына, против Большого Театра, под № 6. — М. : Типография А. Семена, при Имп. Мед.-Хирург. Академии, 1843 — 43 с.

106. [.Ленголъд 77.]. Новости музыкальные продающиеся у Павла Ленгольда Коммиссионера Института Обер-Офицерских Сирот Императорскаго Московскаго Воспитательнаго Дома. — М. : Типография А. Семена, при Имп. Мед.-Хирург. Академии, 1845. — 69 с.

107. Ломтев, Д. Г. Опытные и. несерийные модели фортепиано немецких производителей в России / Д. Г. Ломтев // Музыковедение. — 2010. — № 6

_ с. 40-44.

108. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре, быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX в.). — СПб.: Искусство, 1994. — 758 с.

109. Лотман, Ю. М. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман. — М. : Книга, 1987. — 336 с.

110. Лузум, Н. Я. Диалектика творческого взаимодействия солиста и концертмейстера в камерно-вокальном исполнительстве (на примере сочинений М. П. Мусоргского) / Н. Я. Лузум. — Новгород : Изд-во Нижегородского университета, 1992. — 137 с.

111. Лукьянова, Н. В. Вариации на тему «Петербург» / Н. В. Лукьянова // История Петербурга. СПб : Нестор, 2004. — № 3. — С. 49-53.

112. Лукьянова, Н. В. Ода фортепианному дуэту / Н. В. Лукьянова // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. 2005. — № 4. — С. 4.

113. Лукьянова, Н. В. От сердца к сердцу / Н. В. Лукьянова // Фортепиано. М. : ЭПТА, 2002. — №3. — С. 4-6.

114. Лукьянова, Н. В. Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда — Санкт-Петербурга второй половины XX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Н.В.Лукьянова. — СПб., 2006. — 324 с.

115. Лукьянова, Н. В. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика / Н. В. Лукьянова // Фортепиано. — М. : ЭПТА, 2001. — № 4. — С. 9-10.

116. Мазель, Л. А. Очерки по истории теоретического музыкознания. /Л. А. Мазель, И. Я. Рыжкин. — М. : Музгиз, 1939. — Вып. 2. — 248 с.

117. Мальцев, С. М. Если конкретизировать споры / С.М.Мальцев // Советская музыка. 1980. — № 9. — С. 39-50.

118. Мальцев, С. М. Метод Лешетицкого / С. М. Мальцев. — СПб. : ВВМ, 2005. — 224 с.

119. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. — М. : Музыка, 1976. — 254 с.

120. Меркулов, А. М. Обработки Чайковским клавирной музыки Моцарта: стилистические аспекты переинтонирования. / А. М. Меркулов // Из истории музыкальной жизни России (XVIII — XIX в.) / Ред. колл. Т. А. Гайдамович, В. Ю. Григорьев, М. А. Овчинников; отв. ред. Е. К. Кулова. — М. : Московская консерватория, 1990. — С. 68-84.

121. Меркулов, A.M. Оперная музыка Мусоргского в фортепианных обработках (на примере «Бориса Годунова») / А. М. Меркулов // М. П. Мусоргский. Современные проблемы интерпретации (к 150-летию со дня рождения) / Ред. колл., отв. ред. Т. А. Гайдамович; В. Ю. Григорьев, М. А. Овчинников, Е. К. Кулова. — М. : Московская консерватория, 1990.

— С. 79-96.

122. Меркулов, А. М. «Эпоха уртекстов» и редакции фортепианных сонат Бетховена / А. М. Меркулов // Музыкальное исполнительство и современность : сборник научных трудов. — М. : МПС, 1997. — Вып. 2.

— Сб. 19. — С. 92.

123. Мещерякова, Н. А. Музыкальные салоны в России: донские традиции [Электронный ресурс] / Н. А. Мещерякова // Сайт ГФЦ «Астраханская песня» (Ростов-на-Дону). — Режим доступа: http://www. astrasong.ru/c/science/article/496.

124. Михаил Иванович Глинка. Литературное наследие. В двух томах / ред. В. М. Богданов-Березовский. — М. : Музгиз, 1952. — 1402 с.

125. Музалевский, В. И. Русская фортепианная музыка : очерки и материалы по истории русской фотепианной культуры (XVIII — 1-й половины XIX столетия) / В. И. Музалевский. — Л., М : Музгиз, 1949. — 360 с.

126. Музалевский, В. И. Русское фортепианное искусство XVIII — первой половины XIX столетия / В. И. Музалевский. — Л. : Музгиз, 1961. — 319 с.

127. Музыка и музыкальный быт старой России. Материалы и исследования. Т. 1, — Л. : Academia, 1927. — 213 с.

128. Музычук, Т. Ф. Петербургская музыкальная периодика (1826-1850-е гг.) / Т. Ф. Музычук // Нотные издания в музыкальной жизни России : сборник статей / сост. и науч. ред. И.Ф. Безуглова. — СПб. : Изд-во РНБ, 2007. — Вып. 3. — С. 40-121.

129. Нагин, Р. А. Опреное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII — первой половины XIX веков : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Нагин Роман Александрович. —М., 2011. — 183 с.

130. Натансон, В. А. Прошлое русского пианизма. (XVIII — начало XIX веков): очерки и материалы / В. А. Натансон. — М.: Музгиз, 1960. — 290 с.

131. Никитина, Л. Д. История русской музыки : популярные лекции (для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений). — М. : Академия, 2000. — 272 с.

132. Нотный издания в музыкальной жизни России. Российские нотные издания XVIII — 1-й половины XIX вв. : сборник научных трудов / Российская национальная библиотека; Сост. и науч. ред. Безуглова И. Ф. — СПб. : Изд-во РНБ, 1999. — 151с.

133. Обработка // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Г. В. Келдыш. Том 3. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — С. 10701073.

134. Обработка // Энциклопедический музыкальный словарь / авт-сост. Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский. — М. : Советская энциклопедия, 1966. — С. 359.

135. Овчинников, М. А. Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века : исследование / М. А. Овчинников. — М. : Музыка, 1987. — 198 с.

136. Огаркова, Н. А. Опера и салон в Петербурге конца XVIII — первой трети XIX века / Н. А. Огаркова // Театральная жизнь Петербурга в контексте европейской культуры : тезисы доклада международной конференции. — СПб. : СПГАТИ, 1996. — С. 16-18.

137. Огаркова, Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII — начало XIX века / Н. А. Огаркова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — 352 с.

138. Осипова, Л. Проезжая мимо станции «Четыре руки»... / JI. Осипова // Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки : сборник статей / Ред.-сост. И.М. Тайманов. — СПб : Лань, 2007. — с. 25-58.

139. Очерк истории оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» / сост. П.П. Веймарн. — СПб.: Типография Торгового дома Степанова [1886].

140. Пекелис, М. С. A.C. Даргомыжский и его окружение. Исследование. В 3-х томах. Т. 2. / М. С. Пекелис. — М.: Музыка, 1973. — 416 с.

141. Петербургский фортепианный дуэт. Музыкально-исторические очерки : сборник статей / редколл. Е. Г. Сорокина, Н. Ю. Катонова. — СПб.: Лань, 2007. — 376 с.

142. Петербургский музыкальный архив : сборник статей и материалов / СПб. Гос. Консерватория им. H.A. Римского-Корсакова. Научно-музыкальная библиотека. Сост. и отв. ред. Л. Г. Данько, Т. 3. Сквирская. — СПб. : Канон, 1997. — Вып. 1 —167 с.

143. Петров, В. О. Фортепианный дуэт XX века : вопросы истории и теории жанра : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / В. О. Петров. — Астрахань, 2006. — 251 с.

144. Петровская, И. Ф. Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту, 1801-1859 годы : материалы для энциклопедии «Музыкальный Петербург» / И. Ф. Петровская; Рос. ин-т истоии искусств. — СПб.: Петровский Фонд, 2000. — 199с.

145. Петровская, И. Ф. Музыкальное образование и музыкально-общественные организации в Петербурге 1901 — 1917 : энциклопедия / И. Ф. Петровская; Рос. ин-т истоии искусств. — СПб. : Петровский Фонд, 1999. — 367 с.

146. Петровская, И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801-1917 : энцикл. слов.-исслед. : в 2 кн. / И. Ф. Петровская.— СПб. : Композитор-Санкт-Петербург, 2009-2010.

147. Петрушанская, Е. М. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества / Е. М. Петрушанская. — М. : Классика-ХХ1, 2009. — 448 с.

148. Петрушевская, Р. И. Камерная музыка / Р. И. Петрушевская. — М. : Знание, 1981. — 48 с.

149. Польская, И. И. Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке : автореф. дис. канд. ... искусствоведения: 17.00.02 / Польская Ирина Ильинична. — СПб. : 1992. — 22 с.

150. Праслова, Г. А. Инструментальное музицирование как средство активной музыкотерапии [Электронный ресурс] / Г. А. Праслова — Режим доступа: http://www.tombraider6.narod.ru/lib/mm/muzykoterapija_v_muzikalno m_obraz/praslova_g.a._instrumentalnoe_muz.html

151. Прокина, H. В. Фортепианная транскрипция. Проблемы теории и истории жанра : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Прокина Наталия Владимировна. — М., 1988. — 21 с.

152. Протопопов, В. В. «Иван Сусанин» Глинки : музыкально-теоретическое исследование / В. В. Протопопов. — М. : Академия наук СССР, 1961. —420 с.

153. Пуртов, Ф. Э. Немецкие нотоиздатели Санкт-Петербурга конца XVIII — первой четверти XIX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Пуртов Феликс Эрнестович. — СПб., 2000. — 287 с.

154. Пуртов, Ф. Э. Нотные издания XVIII века в собрании Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова : каталог. С.-Петербург, гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Науч. муз. б-ка / Ф. Э. Пуртов. — СПб. : Бельведер, 2007. — 565 с.

155. Пушкин, А. С. Письма / А. С. Пушкин. Т. 1—3 / Под ред. и с прим. Б. JI. Модзалевского. — M.-JI. : Госиздат, 1926-1935.

156. Растопчина, H. M. Дуэт пианистов / H. M. Растопчина // Советская музыка. — 1966. — № 7. — С. 91-92.

157. Реженинова, Н. Р. «Иван Сусанин» М.И. Глинки. К проблеме дуэтных переложений для фортепиано / Н. Р. Реженинова // Музыкальная культура глазами молодых ученых : сборник научных трудов. — СПб. : Астерион, 2008.—Вып. 3. —С. 72-78.

158. Реженинова, Н. Р. Игра в фортепианном ансамбле на начальном этапе обучения / Н. Р. Реженинова // Актуальные вопросы современного университетского образования : сборник статей по материалам X Российско-Американской научно-практической конференции (14-16 мая 2007 г.). — СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — С. 644-647.

159. Реженинова, Н. Р. К проблеме фортепианных переложений популярной музыки в системе общего музыкального образования / Н. Р. Реженинова // Музыкальная культура глазами молодых ученых : сборник научных трудов. — СПб. : Астерион, 2007. — Вып. 2. — С. 126— 130.

160. Реженинова, Н. Р. Понятие "фортепианное переложение" как терминологическая проблема / Н. Р. Реженинова // Общество. Среда. Развитие. — 2012. — № 3 (24). — С. 133-135.

161. Реженинова, Н. Р. Фортепианное дуэтное исполнительство в России XIX — начала XX века / Н. Р. Реженинова // Фортепианное искусство. История и современность. Проблемы творчества, исполнительства, педагогики : межвуз. сборник научных трудов — СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. — Вып. 2. — С. 44-49.

162. Реженинова, Н. Р. Фортепианные дуэтные переложения и их роль в учебном процессе / Н. Р. Реженинова // Современное музыкальное образование — 2004 : материалы Междунар. науч.-практич. конф., СПб, 2629 окт. 2004 г. — СПб., 2004. — С. 6569.

163. Ремезов, И. И. Две оперы М. И. Глинки / И. И. Ремезов. — М. : Музгиз., 1960. — 124 с.

164. [Римская-Корсакова Н. //.]. Мои воспоминания о Даргомыжском / Н. Н. Римская-Корсакова//Музыка. — 1913. — № 116. — С 105-111.

165. [Рихтер К. Ф.]. Каталог. Библиотека для ссуды музыкальных сочинений К. Ф. Рихтера в С-Петербурге, на Исаакиевской площади в доме Поггенполя № 98. — С.-Петербург, 1826. — 152 с.

166. Розанов, И. В. От клавира к фортепиано : из истории клавишных инструментов / И. В. Розанов. — СПб. : Лань, 2001. — 448 с.

167. Санкт-Петербургские ведомости. — 1814. — № 25. (27 марта). — 28 с.

168. Сапонов, М. А. Искусство исмпровизации / М. А. Сапонов. — М. : Музыка, 1982. — 80 с.

169. Сводный каталог российских нотных изданий. Т. 1. XVIII век. / сост. И.Ф. Безуглова, Н.Б. Захарьина, Т.Ф. Музычук; ред. Н. А. Ефимова, Н. В. Таланкина. — СПб.: Изд-во РНБ, 1996. — 179 с.

170. Сводный каталог российских нотных изданий. Т. 2. XIX век (1-я четверть) / вед. сост. О.В. Родюкова, Т.Ф. Музычук, И.Ф. Безуглова, Н.Б. Захарьина, H.A. Рыжкова; ред. К.А. Бутц. — СПб. : Изд-во РНБ, 2005. — 391 с.

171. Сводный каталог российских нотных изданий. Т. 2. XIX век (1-я четверть): Приложение : Указатели. — СПб. : Изд-во РНБ, 2005. — 212 с.

172. Северная пчела. —1850. —№ 276. — 4 с.

173. Сергеев, М. В. Новые материалы о фортепианных мастерах России XVIII — первой половины XIX вв. / М. В. Сергеев // Вопросы музыкального источниковедения и библиографии : сборник статей / Ред.-сост. : Н. В. Градобоева, Ф. Э. Пуртов. — СПб., 2001. — С. 39-51.

174. Сергеев, М. В. Фортепианное дело в Петербурге XIX века : (по материалам русской периодической печати) / М. В. Сергеев // Российская культура глазами молодых ученых. — СПб. : Рос. творч. союз раб-в культуры, 1994. — Вып. 3. — С. 74-92.

175. Сергеева, Л. Е. Художественное оформление антикварных нотных изданий XVII — первой половины XIX вв., хранящихся в фонде ОНИиЗ

РНБ / JI. Е. Сергеева // Нотные издания в музыкальной жизни России : сборник статей — СПб. : Изд-во РНБ, 2007. — Вып. 3. — С. 259-287.

176. Серов, А. Н. Воспоминания о М.И. Глинке / А. Н. Серов. — Л. : Музыка, 1984. — 56 с.

177. Слово о музыке: русские композиторы XIX века / Сост. В. Б. Григорович, 3. М. Андреева. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1990.

— 319с.

178. Смолянинова, Т. Е. Французский дух русского салона // Русская культура и мир : тезисы доклада 2-й Междунар. науч. конф. им. А. Д. Сахарова. — Нижний Новгород, 1994. — С. 79.

179. Смуглянка. Песни военных лет для фортепиано в 4 руки / Сост. И переел. М. Ковалевской — СПб. : Союз художников, 2010. — 24 с.

180. Соллогуб В. А. Воспоминания / В. А. Соллогуб /сост., вст. ст. и комм. И.С. Чистовой. — Л. : Художественная литература, 1988. — 717 с.

181. Сорокина, Е. Г. Фортепианный дуэт: история жанра / Е. Г. Сорокина.

— М. : Музыка, 1988. — 319 с.

182. Сохор, А. Н. О современности в музыке наших дней / А. Н. Сохор // Музыка и современность : сборник статей / Сост. Т. А. Лебедева. — М. : Музгиз, 1962. — Вып. 1. — С. 3-56.

183. Сохор, А. 77. Эстетическая природа жанра в музыке / А. Н. Сохор — М. : Музыка, 1968. — 104 с.

184. Сраджев, В. 77. Теоретические основы формирования исполнительской техники пианиста: дис. ... док. искусствоведения: 17.00.02 / Сраджев Виктор Пулатович. — Киев, 1990. — 383 с.

185. Стасов, В. В. Статьи о музыке / В. В. Стасов. — М. : Музыка, 1980. — Вып. 2.— 439 с.

186. Степанов, 77. А. Глинка и Даргомыжский. По поводу отзывов А. С. Даргомыжского / П. А. Степанов // Русская старина. — 1874. — Т. 14.

— № 11. —С. 502-505.

187. Столпянский, 77. H. Музыка и музицирование в старом Петербурге / П. Н. Столпянский. — J1. : Музыка, 1989. — 223с.

188. Ступель, A.M. В мире камерной музыки / А. М. Ступель. — 2-е изд. — Л. : Музыка, 1970. — 88 с.

189. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского / Ред.- сост. П. Е. Вайдман, Л. 3. Корабельникова, В. В. Рубцова. — М. : П. Юргенсон, 2006. — 1194 с.

190. Тайманов, И. М. Концерт для двух фортепиано с оркестром: история жанра : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Тайманов Игорь Маркович. — Л., 1982. — 20 с.

191. Тимофеев, Л. В. В кругу друзей и муз: дом Олениных / Л. В. Тимофеев. — Л. : Лениздат, 1983. — 287 с.

192. [Толстой Ф.М.]. Подробный разбор оперы «Жизнь за царя» / Ф. М. Толстой. — СПб. : Типография Н. Греча, —1854.

193. Транскрипция // Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна. — М. : Практика, 2007. — С. 874.

194. Транскрипция // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 551.

195. Транскрипция // Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский. — М. : Советская энциклопедия, 1966.— С. 516.

196. Тюлин, Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. — М. : Музыка, 1976. — 165 с.

197. [Уваров С. С.] Литературные воспоминания : (редактору «Современника») / С.С.Уваров // Современник. — 1851. — Вып. 27. — № 6. — Отд. 2. — С. 37^2.

198. Холопова, В. Н. Фактура / В. Н. Холопова. — М. : Музыка, 1979. — 87 с.

199. Холъцвейссиг, К. Игра в четыре руки / К. Хольцвейссиг // Ребенок за роялем: педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной

методике : Сборник статей / Пер. с нем. П. Дорохова, Ж. Согомонян; Под ред. Г. Балтер. — М. : Музыка, 1981. — С. 200-208.

200. Цыпин, Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. — М. : Советский композитор, 1988. — 240 с.

201. Шабшаевич, Е. М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике : автореф. дис. ... док. искусствоведения : 17.00.02 / Шабшаевич Елена Марковна. — М., 2012. — 36 с.

202. Шабшаевич, Е. М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике / Е. М. Шабшаевич. — М. : Композитор, 2011. — 600 с.

203. Шадт, К. В. Формирование фортепианного ансамбля: психологический аспект / К. В. Шадт // Музыкальная культура глазами молодых ученых : сборник научных трудов. — СПб. : Астерион, 2011. — Вып. 6. —С. 177-181.

204. Шадт, К. В. Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины «фортепианный ансамбль» в системе современного музыкального образования : автореф. дис. ... пед. наук : 13.00.02 / Шадт Кристина Владимировна. — СПб, 2012. — 25 с.

205. [Шшьдбах К. К.]. Каталог музыкальным сочинениям, продающимся в музыкальном магазине Карла Карлова Шильдбаха, в Москве, на Никольской улице, в собственном доме, рлд № 7 / К. Шильдбах. — М. : Типография Лазаревых Инст. Вост. яз, 1833. — 150 с.

206. [Шшьдбах К. К.]. Новости музыкальные, 11-е прибавление к каталогу, продающиеся в музыкальном магазине Карла Шильдбаха, в Москве, на Никольской улице, в собственном доме под № 30 / К. Шильдбах. — М. : в Университетской типографии, 1847. — 90 с.

207. [Шильдбах К. К.]. Новости музыкальные, 12-е прибавление к каталогу, продающиеся в музыкальном магазине Карла Шильдбаха,

в Москве, на Никольской улице, в собственном доме подъ №30 / К. Шильдбах. — М.: в Университетской типографии, 1848. — 97 с.

208. [Шильдбах К. К.]. Новости музыкальные, продающиеся в музыкальном и инструментальном магазине Карла Шильдбаха / К. Шильдбах. — М., 1843. — 10 с.

209. [Шильдбах К. К]. Шестое прибавление к каталогу музыкальным сочинениям, продающимся в музыкальном магазине Карла Карлова Шильдбаха, в Москве, на Никольской улице, в собственном доме под № 30 / К. Шильдбах. — М. : в Университетской типографии, 1842. — 164 с.

210. [Шильдбах Ф.]. Новости музыкальные, 13-е прибавление к каталогу, продающиеся в музыкальном магазине Ф. Шильдбаха, въ Москве, на Никольской улице, в собственном доме под № 30 / Ф. Шильдбах. — М., 1850.— 91 с.

211. Шульпяков, О. Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя / О. Ф. Шульпяков. — СПб.: Композитор, 2005. — 36 с.

212. Юргенсон, Б. 77. Очерк истории нотопечатания / Б. П. Юргенсон. — М. : Музыкальный сектор, 1928. — 192 с.

213. [Юргенсон, 77. 77.]. Каталог музыкального издательства П. Юргенсон. Ч. II / для 2-х фортепиано в 8 рук / для 2-х фортепиано в 4 руки / для одного фортепиано в 4 руки. — М. : П. Юргенсон, 1916. — 16 с.

214. Юишанов, В. 77.0 природе феномена психики // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. В 8 т. / В. И. Юшманов. — СПб. : Изд. С-Петербургского ун-та, 2003. — Т. 8. — С. 637-639.

215. Ямпольский, И.М. Аранжировка / И. М. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Г.В. Келдыш. Том 1. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — С. 193.

216. Boyd, M. Arrangement / M. Boyd // The New Grove Dictionary of Music and Musicians — Second edition / Ed. by S. Sadie. — London : MacMillan, 2001. —Vol. 2.— P. 65-71.

217. Colton, G. The Art of Piano Transcription as Critical Commentary. [Open Access Dissertations and Theses] / G. Colton. — McMaster University, Hamilton, Ontario, 1992. — 163 p.

218. Davies, S. Transcription, Authenticity and Performance / S. Davies // British Journal of Aesthetics, 28/3 (Summer 1988). — P. 220-223.

219. Ellingson, T. Transcription / T. Ellingson // The New Grove Dictionary of Music and Musicians —Second edition / Ed. by S. Sadie, J. Tyrrell. — London : MacMillan, 2001. —V. 25. — P. 692-694.

220. Howard-Jones, E. Arrangements and Transcriptions / E. Howard-Jones // Music and Letters. — 16/4 (October 1935). — P. 305-315.

221. [Lehnhold K.]. Catalogue de Musique ches Charles Louise Lehnhold Magazin de Musique et des Instruments. Rue Illinsky maison de Rossius vis-ä-vis de la Boutique Nurembergeoise ä Moscou. — Moscou : De rimprimerie de C.F. Schildbach, 1806. — 246 p.

222. Schröder, G. Bearbeitung / G. Schröder, T. Bösche // Die Musik in Geschichte und Gegenwart / Allgemeine Enzyklopädie der Music begründet von Friedric Blume / Zweite, neubearbeitete Ausgabe herausgegeben von Ludwig Finscher. — Sach. 1. — Stuttgart, 1994. — S. 1321-1337.

223. Scriba, G. The piano duet as teaching medium: an overview and selective syllabus for the beginner pianist / G. Scriba — Republic of South Africa : Department of Music Faculty of Humanities at the University of Pretoria, 2010. — 185 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.