Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Лукьянова, Надежда Викторовна

  • Лукьянова, Надежда Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 324
Лукьянова, Надежда Викторовна. Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2006. 324 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лукьянова, Надежда Викторовна

Введение.

ГЛАВА I. ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ В ЛЕНИНГРАДЕ: 1950-НАЧАЛО 1970-х ГОДОВ.

1.1. Возникновение первых постоянных концертирующих дуэтов.

1.2. Оригинальные концертные сочинения для двух фортепиано композиторов - педагогов Ленинградской консерватории.

1.3. Двухфортепианный ансамбль в творчестве Г. Корчмара.

1.4. Неизвестные страницы истории: дуэтные сочинения 1950-1970-х годов; по материалам архивов и библиотечных фондов.

ГЛАВА II. ЛЕНИНГРАДСКИЕ ФОРТЕПИАННЫЕ АНСАМБЛИ В 19701980-е ГОДЫ.

11.1. Концертная жизнь.

11.2. «Зарисовки» В. Гаврилина и их влияние на дальнейшее развитие фортепианной ансамблевой культуры в Петербурге.

И.З. Жанрово-стилистические поиски.

ГЛАВА III. НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ.

III. 1. Фортепианный ансамбль в музыкальной культуре современного Санкт-Петербурга.

111.2. Монотембровый ансамбль: новые образы жанра.

111.2.1. Фортепианные дуэты.

111.2.2. Фортепианные терцеты.

111.3. Ансамбль двух фортепиано: тенденции развития.

111.4. Детская музыка петербургских композиторов для фортепиано в четыре руки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века»

Концентрация ярких явлений в мировой музыкальной культуре XX-XXI столетий вывела фортепианный ансамбль на одно из ведущих мест среди концертных жанров. Притягательность феномена ленинградско-петербургской ветви фортепианного ансамбля состоит в истинной демократичности жанра, базирующейся, с одной стороны, на проекции академических национальных традиций на современность, с другой - на освоении и органичном использовании новейших способов организации звукового пространства. На современном этапе совместное музицирование решает множество художественных задач, перерастая из виртуозного исполнительского «диалога» в форму отражения глубины мироощущения современного музыканта - композитора, исполнителя, слушателя.

Фортепианный ансамбль в контексте нашего исследования - обобщающая категория, жанр, объединяющий индивидуальные характеристики четырехручного дуэта и ансамбля двух фортепиано, которые являются его доминирующими видами.

Отечественные исполнительские традиции уходят корнями в XVIII век. Наиболее ранние формы бытования дуэта - салонное и домашнее музицирование - были связаны с деятельностью иностранных музыкантов - И. Паль-шау, И. Геслера, Д. Штейбельта, Т. фон Фергюсона, Д. Фильда, Ш. Майера и ДР

Глинка, Даргомыжский, композиторы-«кучкисты» и члены Беляевского кружка внесли свою лепту в развитие жанра, создав ряд четырехручных виртуозных транскрипций и переложений, а в обращении А. Рубинштейна к фортепианному ансамблю отразились важнейшие эволюционные процессы, связанные с утверждением концертно-симфонического стиля.

Первая половина XX века, отмеченная бурным развитием сольного исполнительства, - «переходный период» в эволюции жанра, когда фортепианный ансамбль «отступил на периферию» культурных интересов общества.

Технические достижения (изобретения радио, звукозаписи) минимизировали ознакомительную функцию фортепианного дуэтного музицирования - основную для предшествующего этапа, а гранды отечественной музыки предпочли фортепианному ансамблю более крупные формы и составы, адекватно отражавшие глубину социальных потрясений - Шостакович, Прокофьев, Мясковский почти не оставили сочинений в исследуемом жанре.

Во второй половине XX века ситуация начала меняться. Усиливаясь год от года, активизировался интерес композиторов и исполнителей к жанру фортепианного ансамбля. В результате сама жизнь предуготовила яркому, эффектному, обладающему почти безграничными возможностями и широким спектром бытования жанру занять лидирующие позиции в сфере камерного инструментализма и концертного исполнительства.

С 1990-х годов фортепианный дуэт во всем мире обрел фестивальный, конкурсный статус. Первые отечественные фестивали прошли в Екатеринбурге, Ленинграде, Нижнем Новгороде. Петербургские исполнители стали обладателями высших наград на международных конкурсах, а произведения Г. Белова, В. Бибергана, Ю. Корнакова, А. Неволовича многократно одерживали победы на престижном Международном композиторском конкурсе фортепианных дуэтов {International Piano Duo Composition Competition) в Токио.

He одно поколение российских пианистов выросло на фортепианном ансамблевом репертуаре петербургских авторов, созданном во второй половине XX века, известен он и за рубежом. Диапазон его весьма разнообразен: от легких четырехручных пьес инструктивного типа «учитель-ученик» до масштабных циклических произведений и образцов крупной формы.

Широкий спектр форм концертирования, заложенный в генезисе ансамбля двух фортепиано, во второй половине XX века нашел преломление в новом концертном модусе четырехручного дуэта.

В центре научного внимания исследователей музыки петербургских авторов в основном находились проблемы использования современной музыкальной лексики, хотя очевидно, что без полноценного освещения вопросов, связанных с функционированием жанра, невозможно создать объективную картину его эволюции. Попытка проследить историю петербургской ветви фортепианного ансамбля в присущем ему многообразии стилей и форм бытования определяет актуальность исследования. Степень изученности

Теоретическую проблему концертности - основополагающей категории фортепианного ансамбля - одним из первых обозначил Б. Асафьев (9; 10). В отечественном музыкознании есть целый ряд работ по этой тематике, из которых нам представляются актуальными исследования И. Кузнецова (90; 91) и А. Уткина (193).

Первые шаги по теоретическому освоению вопроса о типологическом разделении фортепианного ансамбля на виды были предприняты А. Ступелем (178; 179). Он справедливо причислял игру четырехручного дуэта на одном рояле к сфере камерного музицирования и противопоставлял ее концертным особенностям двухфортепианного ансамбля. Внимание особо акцентировалось на значимости оригинальных ансамблевых произведений и их отличии от переложений.

Впервые четкая и обоснованная жанровая дифференциация с опорой на генезис представлена в монографии Е. Сорокиной (172) - наиболее авторитетном фундаментальном труде по истории, стилистике, типологии, социальной проблематике четырехручного дуэта, - и продолжена в диссертационном исследовании Н. Катоновой «Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра» (82). Идентифицированы два самостоятельных жанра:

- фортепианный дуэт или четырехручный дуэт - состав двух исполнителей за одним инструментом;

- ансамбль двух (и более) фортепиано или много- (мульти-)клавирный ансамбль.

Таким образом, отечественная терминология приведена в соответствие с зарубежными нотными каталогами, в которых существует разделение жанровых понятий: «piano duet repertoire» и «two piano repertoire».

Материалом исследований Е. Сорокиной и Н. Катоновой послужили оригинальные произведения для фортепианного ансамбля. Мировые шедевры, в ряду которых достаточное внимание уделяется произведениям русских композиторов XIX - начала XX столетий, проанализированы в историко-аналитическом аспекте. Что же касается картины творчества ленинградских-петербургских авторов второй половины XX века, то в указанных трудах она носит фрагментарный характер. Обращаясь к истории отечественного фортепианного ансамбля, Н. Катонова отмечает, что «произведения, принадлежащие к различным стилевым направлениям, логично исследовать в русле национальных традиций (курсив мой -H.JI.), т.к. ввиду. изолированности русской (советской) музыкальной культуры в течение нескольких десятилетий, традиционное направление жанра оказалось доминирующим» (82,162). В этой связи отметим, что в известных нам зарубежных монографиях Э. Люби-на (226), X. Мольденхауэра (228), Р. Фибеля (223), каталогах М. Хинсона (225) и X. Ферпоссона (224) - исследуемые в данной диссертации произведения отсутствуют.

Истории концерта для двух фортепиано с оркестром посвящена диссертация И. Тайманова (181). Для нас важно, что, охарактеризовав специфические черты жанра (состав и форму), автор выносит концерт для двух фортепиано solo за рамки своего исследования.

В монографии И. Польской (140) фортепианный ансамбль предстает как один из типов ансамблевых жанров, классифицируемых по уровням жанровой стабильности, различным качественным характеристикам, важнейшей из которых является акустическая структура, отражающая степень его тем-брово-фонической однородности и т.д. Мы используем определение И. Польской монотембровый состав в качестве характеристики однофортепи-анного дуэта (терцета).

Общие проблемы жанра освещаются в научных статьях Т. Ворониной (30; 31), И. Тайманова (183; 184). Исторические пути развития фортепианного ансамбля в русле камерной ансамблевой музыки воссозданы в монографиях JI. Раабена (148; 150), в диссертациях Т. Воскресенской (32) и Е. Сраго (176); эволюция русской ветви фортепианного ансамбля представлена в статье Р. Хараджаняна (196), а ее более узкий аспект, связанный с Д.Д. Шостаковичем и его школой, - в статье И. Тайманова (185). Методические вопросы раскрывают А. Готлиб (51-56), Т. Самойлович (161), Т. Дапквиашвили (65), О. Гринес (61).

Хотя музыка для фортепианного ансамбля как таковая нечасто оказывается в сфере внимания современных музыковедов, отдельные сведения о характерных чертах композиторской лексики ленинградских-петербургских «дуэтных» авторов можно почерпнуть в работах В. Арзуманова (8), А. Боярского (19), С. Волкова (28), Г. Григорьевой (60), Б. Каца (86), Н. Мещеряковой (116), Г. Овсянкиной (131), Н. Пригожиной (145), Е. Ручьевской (155; 156), С. Сигитова (166), И. Костенич (167), Ю. Шалыт (168), А. Сохора (175), В. Холоповой (198). Большую ценность информативного характера представляют каталоги Н. Катоновой (126) и А. Ячменева (79; 80).

Особый интерес вызывают высказывания в печатных изданиях композиторов Г. Белова (13; 14), В. Гаврилина (34), Ю. Корнакова (88), Ж. Метал-лиди (115), О. Хромушина (204), В. Цытовича (207). В диссертации мы приводим фрагменты из интервью с Г. Беловым, В. Биберганом, Ю. Корнако-вым, Г. Корчмаром, Ж. Металлиди, С. Осколковым, В. Сапожниковым, Б. Тищенко, Г. Фиртичем, В. Цытовичем, а также исполнителями А. Горибо-лем, И. Васильевой, К. Васильевой, О. Маловым, Н. Новик, Р. Хараджаня-ном; используем материалы личной переписки с JL Десятниковым (238), А. Неволовичем (239), В. Пальмовым (240) и др.

Международная конференция «Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика» (194) собрала в Санкт-Петербурге в 2001 г. представителей разных специальностей. Широкий спектр тем (в том числе вопросы философии и психологии) затронули в своих выступлениях И. Польская, Е. Шклярик, Н. Катонова (85), И. Тайманов (184), В. Петров (136), В. Портной, О. Малов, А. Микита (117), Т. Спивакова, Р. Хараджанян, Н. Новик, А. Тамир, Л. Осипова (133), А. Демченко, Д. Марков, Т. Пэяске (147), Л. Салтыкова, С. Синцова и др. Парадоксально, но ни один доклад не был посвящен творчеству петербургских музыкантов.

Проблемы современного дуэтного исполнительства освещались нечасто, среди авторов рецензий - М. Арановский (5), М. Бялик (22-25), Л. Осипова (134), В. Гуревич (62; 63) и др. Настоящая работа - первый опыт их обобщения и систематизации.

Объектом исследования является фортепианное ансамблевое творчество исполнителей и композиторов Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века.

Предмет исследования формируется из двух составляющих:

- практическая деятельность фортепианных дуэтов Л. Брук и М. Тайманова, Г. Ганкиной и Т. Самойлович, Валерия и Виталия Васильевых, Н. Новик и Р. Хараджаняна, В. Пальмова и В. Бибергана, Н. Катоновой и Д. Быстрова, А. Морозовой и М. Пасынковой, П. Осетинской и А. Гориболя; пианистов И. Тайманова, О. Малова и др.;

- произведения для фортепианного ансамбля 1950-2006 гг. композиторов Г. Белова, В. Бибергана, Т. Ворониной, В. Гаврилина, Л. Десятникова, М. Журавлева, Ю. Корнакова, Г. Корчмара, Ж. Металлиди, Г. Окунева, С. Ос-колкова, А. Радвиловича, В. Сапожникова, Г. Фиртича, О. Хромушина, В. Цытовича и др.

Изучение концертной жизни проходило на основе аудио- и видеозаписей, в том числе из частных собраний, программ концертов, рецензий и т.д. Важную группу источников составили неизданные нотные тексты.

Цель диссертационного исследования - рассмотрение феномена фортепианного ансамбля как системы отношений музыкантов в расширенных параметрах одного жанра на примере творчества петербургских исполнителей и композиторов второй половины XX века.

Задачи исследования:

• проследить основные этапы развития двух доминирующих видов фортепианного ансамбля - четырехручного дуэта и ансамбля двух фортепиано - в современной музыкальной культуре Ленинграда -Санкт-Петербурга;

• выявить причины, способствующие возросшей популярности фортепианного дуэтного исполнительства во второй половине XX столетия;

• проанализировать специфику использования художественных и композиционных идей в современных произведениях для фортепианного ансамбля;

• дополнить классификацию фортепианного ансамбля по степени темброво-фонической однородности новыми разновидностями, исследовать их пространственно-акустические параметры;

• определить актуальные задачи педагогического репертуара. Теоретико-методологическая основа диссертации зиждется на комплексном методе исследования, включающем в себя совокупность следующих подходов: источниковедческого, необходимого в работе с рукописями; аналитического, представляющего художественно-информативные и структурно-композиционные особенности рассматриваемых произведений; теоретического, корректирующего существующую жанровую классификацию; исторического и социокультурного, выявляющих феномен фортепианного ансамбля в контексте эпохи.

Основные положения, выносимые на защиту

1) Произведения для фортепианного ансамбля ленинградских - петербургских композиторов второй половины XX столетия неразрывно связаны с важными тенденциями музыкального искусства этого периода. Изучение стилистических и композиционных особенностей сочинений избранного нами жанра позволит углубить представление о современной ситуации и проблематике камерного ансамблевого творчества и, шире, отечественной музыкальной культуры рубежа XX-XXI вв.

2) Активизация фортепианного дуэтного исполнительства в петербургской музыкальной культуре конца XX века обусловлена появлением стабильных концертирующих дуэтов; созданием репертуара для разных видов фортепианного ансамбля ленинградскими-петербургскими композиторами в период 1950-2006 гг.; стремлением ко взаимному сотрудничеству авторов и исполнителей; возникновением профилирующих конкурсов. Кроме того, демократичность жанра, ярко выраженная диалогичность и театральность многих композиций способствуют популярности фортепианного ансамбля у слушателей.

3) Актуализация художественного содержания - одна из основных тенденций развития ансамблевой музыки. Многообразие творческих решений проявляется в контексте различных стилевых направлений и апеллирует в фортепианном ансамбле к пианизму креативного типа.

4) Многогранное преломление концертного стиля в ансамбле двух фортепиано сочетается с проникновением концертности в монотембровый состав. В то время как фактура виртуозных сочинений для фортепианного дуэта все более тяготеет к паритетности, в двухфортепианном ансамбле нами обнаружены примеры принципиального отказа от равноправия партий. В новейших композициях определяющим признаком концертности стала quasi-импровизация.

5) В процессе эволюции инструментария, композиторской техники и исполнительских возможностей произошла своего рода интеграция четырехручного дуэта и ансамбля двух фортепиано. В результате существенных пересечений возникли новые жанровые разновидности, смешанные составы. Одним из таких «неологизмов», получившим достаточное практическое распространение, но не имеющим до сих пор убедительной дефиниции, стал ансамбль за одним (двумя) фортепиано в шесть рук, для обозначения которого мы предлагаем термин фортепианный терцет.

6) Учебно-методическая направленность современного педагогического репертуара для фортепианного ансамбля охватывает две сферы: совершенствование пианистических навыков и формирование творческого мышления юного музыканта. Концертные пьесы характеризуются виртуозной фактурой, обычно равномерно распределенной между двумя исполнителями. Разнообразные игровые элементы стимулируют фантазию и образно-логическое мышление ребенка в инструктивных ансамблевых композициях.

Научная новизна заключается в том, что:

- впервые проведено целостное исследование истории творчества ленинградских-петербургских исполнителей и композиторов в области фортепианного ансамбля с 1950 года до наших дней;

- введено в научный обиход новое понятие «фортепианный терцет», характеризующее монотембровый или темброво-однородный состав трех пианистов (в шесть рук) за одним или двумя инструментами, а также произведения для этого состава;

- в свете эволюции жанра фортепианного ансамбля проанализированы произведения (в том числе неизданные) Г. Белова, В. Бибергана, В. Гаврили-на, Ю. Корнакова, Г. Корчмара, Ж. Металлиди, А. Неволовича, Г. Окунева, С. Осколкова, В. Сапожникова, Г. Фиртича, О. Хромушина, В. Цытовича. Новое освещение получили опусы Т. Ворониной, Б. Тищенко, А. Радвилови-ча, JI. Десятникова. В анализе отдано предпочтение оригинальным сочинениям, внимание сфокусировано лишь на тех версиях и транскрипциях, которые, в отличие от переложений, имеют ярко выраженные признаки фортепианного ансамблевого письма (тип концертирования, ролевое соотношение партий) и предназначены для концертного воплощения;

- обозначена новая тенденция сближения двух доминирующих видов фортепианного ансамбля - четырехручного дуэта и ансамбля двух фортепиано, проявившаяся в усилении концертного модуса монотембрового состава;

- впервые предпринята попытка обобщить существующий исполнительский опыт, выявить основные черты концертного облика ведущих ленинградских - петербургских пианистов, играющих в фортепианных ансамблях.

Теоретическая значимость состоит в том, что скорректирована жанровая дифференциация фортепианного ансамбля; раскрыты особенности ролевого соотношения партий в ансамбле; рассматривается вопрос соотношения традиционного и экспериментального стилевых направлений в ракурсе обновления композиторских приемов и техник.

Практическая значимость работы заключается в создании периодизации фортепианного ансамблевого искусства в Ленинграде - Санкт-Петербурге второй половины XX века; рассмотрении обстоятельств, оказавших влияние на расцвет жанра; комплексном анализе ансамблевых музыкальных произведений для одного и двух фортепиано; составлении каталога и дискографии.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях на индивидуальных практических занятиях и в лекционных курсах.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы исследования могут быть использованы в научных работах, семинарах, учебных дисциплинах «Ансамблевое исполнительство», «Фортепианный ансамбль», «Специальный инструмент», «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)», «Композиция», «Анализ музыкальных произведений», «Методика обучения игре на фортепиано», «История русской музыки XX века», «История фортепианного искусства», «Современное фортепианное искусство». Каталог и Дискография могут служить справочным аппаратом при создании различных научных трудов и подборе концертного и педагогического репертуара.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах на международных научно-практических конференциях, межкафедральных семинарах по инструментальному исполнительству и ансамблевому мастерству, открытых кафедральных чтениях, проходивших в РГПУ им. А.И. Герцена (в т.ч. совместно с СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова); на концертах-лекциях в Музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова, Союзе композиторов Санкт-Петербурга и выступлениях, проводимых Санкт-Петербургским отделением Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов. На основе изученного материала формировался современный концертно-исполнительский репертуар отечественных дуэтов (в том числе, с участием автора). Структура работы

Диссертация, выполненная на 324 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (248 наименований). Первые разделы глав посвящены исполнительскому творчеству, последующие - композиторскому. Три приложения включают нотные примеры (37 фрагментов рукописей и печатных изданий), каталог (7 таблиц), дискографию (4 таблицы).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Лукьянова, Надежда Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Заключении формулируются основные результаты исследования: характеризуются стилевые и жанровые особенности фортепианного ансамбля; выявляются причины, влияющие на динамику его развития; оцениваются качественные изменения художественных и композиционных аспектов исследуемых произведений; дополняется ансамблевая жанровая классификация; характеризуются важнейшие педагогические задачи.

Отмечается, что переосмысление стилевых особенностей совпало с завершением периода советской музыки. Увлечение композиторов новыми техниками постепенно сменилось гибкой формой сочетания некоторых авангардных технических приемов с академическими языковыми средствами, возникла естественная необходимость согласования внешних признаков с современным художественным содержанием.

Рассмотрены факторы, способствующие росту популярности жанра. В один ряд с активной деятельностью фортепианных дуэтов можно поставить существенное умножение фортепианно-ансамблевого репертуара, творческие контакты исполнителей и композиторов, появление специальных конкурсов и ассоциации, а, в первую очередь, качественную трансформацию художественного содержания и композиционных особенностей произведений для разнообразных составов.

Проанализированы сочинения, представляющие картину большого разнообразия жанров, в числе которых концерт, сюита, соната, фантазия, этюд, прелюдия, фуга, ноктюрн, танцевальные и характеристические пьесы. Их тематика охватывает широкий круг образов и сюжетов: лирические, патриотические, сказочные, бытовые, духовные. В этой связи прослеживаются параллели с другими видами искусств - художественной литературой, фольклором, живописью, графикой. Они очевидны в тех случаях, когда музыка создавалась под впечатлением конкретного живописного полотна или на пересечении с каким-либо литературным жанром («страдания», сказки).

Опусы, в которых отсутствуют подобные взаимодействия, также допускают вольные аллюзии на произведения иных видов искусств.

В фортепианном ансамбле 1950-2006 годов впервые обнаружено обращение к культуре японского, армянского, латышского, бурятского, еврейского и других народов. По традиции, в музыке ленинградских - петербургских композиторов изобретательно отражается национальное начало, но ранее в нем преобладали русские «мотивы». Избегая цитирования первоисточника, композиторы создают стилизацию на основе типологии мелодико-гармонического колорита и характерной ритмики.

Скорректирована существующая классификация фортепианного ансамбля по степени темброво-фонической однородности. Введено новое обозначение фортепианный терцет (константный и релятивный виды), урегулирован состав фортепианного квартета (квартета пианистов).

Отраженные в диссертации новшества педагогического репертуара, значительные достижения исполнителей-ансамблистов на всех ступенях музыкального образования с одной стороны, и ряд лишь тезисно обозначенных в формате данной работы методологических вопросов - с другой, дают основания полагать, что это - тема будущего специального исследования.

Очевидно, что в настоящее время оба доминирующих вида фортепианного ансамбля - четырехручный дуэт и ансамбль двух фортепиано - в их неразрывной целостности достигли такого уровня развития, который позволяет констатировать их особое место в отечественном музыкальном искусстве. В Санкт-Петербурге фортепианный ансамбль стал феноменом, в значительной степени определяющим современное состояние и перспективы дальнейшей эволюции музыкальной культуры России.

188

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лукьянова, Надежда Викторовна, 2006 год

1. Адигезалова JJ.JJ. Авторские концерты // Вечерний Ленинград. -11.04.1973.-С. 3.

2. Алексеев А.Д. Советская фортепианная музыка 1917 1945. - М.: Музыка, 1974.-248 с.

3. Алиханов Т.А. Лев Николаевич Оборин ансамблист // Камерный ансамбль : педагогика и исполнительство : сб. науч. трудов МГК им. П.И. Чайковского. Сост. P.P. Давидян. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1996. -Вып. 2.-С. 36-45.

4. Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории : сб. статей. Ред.-сост. А.А. Жохова. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2005. - 115 с.

5. Арановский М.Г. Вечера фортепианных ансамблей // Вечерний Ленинград.- 17.03.1966.-С. 3.

6. Арановский М.Г. Структура музыкального жанра и современная .ситуация в музыке // Музыкальный современник : сб. статей. Редколл. В.В. За-дерацкий и др.. Вып. 6. - М.: Сов. композитор, 1987. - С. 5-44.

7. Арзуманов В.Г. Два письма и три портрета : Корчмар, Симакин, Журбин // Советская музыка. 1973. - №12. - С. 22-28.

8. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1977.-279 с.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.-254 с.

10. Баренбойм JI.A. Антон Григорьевич Рубинштейн : Жизнь, артистический путь, творчество, муз.-обществ. деятельность : в 2 т. Т. 1 : 18291867. - Л.: Музгиз, 1957. - 455 с.

11. Белимов С. А., Райскин И.Г. Нас всех объединяет звук //Музыкальная академия. -2001. №3. -С. 1-17.

12. Белов Г.Г. Авторский вечер В. Цытовича // Музыкальные кадры. -17.04.1982.- №6.- С. 4.

13. Белов Г.Г. Авторы рассказывают // Советская музыка. 1985. - № 8. - С. 120-121.

14. Белов Г.Г. По законам высшей простоты // Гаврилин В.А. Собрание сочинений. Под. общ. ред. Г.Г. Белова. Т. 5 : Анюта : Балет в двух действиях : Партитура. - СПб.: Композитор, 2005. - С. 8-10.

15. Березовский Б.Л. Филармоническое общество Санкт-Петербурга : История и современность. СПб.: КультИнформПресс, 2002. - 456 с.

16. Беркман Т.Л. А.Н. Есипова : Жизнь, деятельность и педагогические принципы. Под ред. и с предисл. Г.М. Когана. М.: Л.: Музгиз, 1948. -144 с.

17. Богданов-Березовский В.М. Секрет молодости // Советская музыка. 1963.-№ 4.-С. 18-27.

18. Боярский А.А. Памяти Германа Окунева // Музыка и жизнь: сб. статей. Сост. Л.Н. Раабен, А.Н. Сохор. Л.: М.: Сов. композитор, 1975. -Вып.З.-С. 148-153.

19. Бузони Ф. Первое приложение к I тому : О переложении бахов-ских органных произведений на фортепиано // Бах И.С. Клавир хорошего строя. Обработка, пояснения и примеры Ф. Бузони. Под ред. и с доп. Г.М. Когана.-Ч. 1.-М.: Музгиз, 1941.-С. 168-212.

20. Бялик М.Г. Вспоминаю Валерия //«Этот удивительный Гаврилин.». Сост. Н.Е. Гаврилина. СПб.: «Журнал "Нева"», 2002. С. 166-200.

21. Бялик М.Г. Каждый самобытен // Невское время. 16.11.2001. -№208. -С. 2.

22. Бялик М.Г. По концертным залам. Обозрение // Вечерний Ленинград.-14.12.1971.-№294.-С. 3.

23. Бялик М.Г. Фестиваль памяти Мастера // Невское время. 18.08.1999.-№ 153.-С. 3.

24. Бялик М.Г. «Четыре руки и одно дыхание» // Вечерний Петербург. 17.03.2000. - С. 3.

25. Варунц В.П. Музыкальный неоклассицизм : Исторические очерки. М.: Музыка, 1988. - 80 с.

26. В мире Шостаковича: Запись бесед с Д.Д. Шостаковичем. Запись бесед о композиторе, сост. и комментарии С.М. Хентовой. М.: Композитор, 1996.-368 с.

27. Волков С.М. Молодые композиторы Ленинграда. Л.: М.: Сов. композитор, 1971. - 104 с.

28. Вольные мысли : к юбилею Сергея Слонимского : коллективная монография : сб. статей и материалов. Ред.-сост. Т.А. Зайцева, Р.Н. Слонимская. СПб.: Композитор, 2003. - 616 с.

29. Воронина ТА. О камерном музицировании и становлении исполнителя // О мастерстве ансамблиста : сб. науч. трудов Л.: ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1986. - С. 6-19.

30. Воскресенская Т.В. Эволюция камерно-инструментального жанра с участием фортепиано : Проблемы, истоки, стадии формирования : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1992.-24 с.

31. Воспоминания о Софроницком. Сост., ред., вступ. ст. и коммент. Я.И. Милыитейна. М.: Сов. композитор, 1970. - 694 с.

32. Гаврилин В.А. «Что за музыкой» : беседу вел JI. Сидоровский // Литературная Россия. 2.11.1984. - № 44. - С. 19.

33. Гайдамович Т.А. Избранное : Встречи. Размышления. Исследования. Из хроники концертной жизни Москвы. М.: Музыка, 2004. - 544 с.

34. Гаккель JI.E. Величие исполнительства: М.В. Юдина, В.В. Софроницкий. СПб.: Северный Олень, 1994. - 96 с.

35. Гаккель JI.E. Еще шесть лет : О композиторах. Об исполнителях. Музыкальная жизнь. Антология. СПб.: Культ-информ-пресс, 2006. - 224 с.

36. Гаккель JI.E. О ленинградских пианистах // Советская музыка. -1975.-№4.-С. 99-104.

37. Гаккель JI.E. Фортепианная музыка XX века : очерки. Изд. 2-е, дополн. -М.: Л.: Сов. композитор, 1990. 288 с.

38. Гаккель JI.E., Кац Б.А. и др. Четыре слова про Андрея Петрова. СПб.: КультИнформПресс, 2000. - 295 с.

39. Галушко М.Д. Дар человечности. (Три этюда о Валерии Гаврили-не) // Панорама: ежегодник по искусству для молодежи. М.: 1983. С. 47-49.

40. Ганкина Г.И. Жизнь, музыка, судьба // История Петербурга. -СПб.: Нестор, 2003. -№ 3. С. 8-14.

41. Геронимус А.Е. Годы учения у Л.В. Николаева // Л.В. Николаев : Статьи и воспоминания современников : Письма. Сост. Л.А. Баренбойм, Н.Ф. Фишман. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1979. - С. 166-171.

42. Гецелева Е.Б. «Двенадцать портретов» для органа Б. Тищенко (приложение) // Минкина О.П. Русская музыка для органа. СПб.: Канон, 1997.-С. 145-149.

43. Глазунов : исследования : материалы : публикации : письма : в 2 т. Редколл. Ю.В. Келдыш и др.. Т. 2 - Л.: Музгиз, 1960. - 570 с.

44. Голубовская Н.И. В Петербургской консерватории // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, дополн.: в 2 кн. Под общ. ред. Г.Г. Тигранова. Кн. 2. - Л.: Музыка, 1988. - С. 55-59.

45. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Сост. Е.Ф. Бронфин. JL: Музыка, 1985. - 143 с.

46. Гориболь А.А. От составителя // Леонид Десятников. Отзвуки театра: Пьесы для фортепиано. Сост. А.А. Гориболь. СПб.: Композитор, 2003. -С. 2.

47. Горковенко С.К. «Это было такое для меня счастье.» // «Этот удивительный Гаврилин.». Сост. Н.Е. Гаврилина. СПб.: «Журнал "Нева"», 2002.-С. 160-165.

48. Готлиб А.Д. Английские музыканты в Москве : Пианисты Сирил Смит и Филлис Селлик // Советская музыка. 1956. - № 6. - С. 124.

49. Готлиб А.Д. Заметки о фортепианном ансамбле // Музыкальное исполнительство. Редколл.: К.Х. Аджемов и др.. М.: Музыка, 1973. - Вып. 8.-С. 75-101.

50. Готлиб АД. Заметки о чтении с листа // Советская музыка. -1958. -№3.- С. 104-106.

51. Готлиб АД. Искусство ансамбля // Советская музыка. 1967. -№2.-С. 49-51.

52. Готлиб А.Д. О преподавании камерного ансамбля // Советская музыка.- I960.-№5.-С. 128-129.

53. Готлиб АД. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971. —94 с.

54. Готлиб АД. Первые уроки фортепианного ансамбля // Вопросы фортепианной педагогики : сб. статей. Под общ. ред. В.А. Натансона. М.: Музыка, 1971.-Вып. 3.-С. 91-98.

55. Готлиб АД. Первый Всероссийский // Музыкальная жизнь. -1967. -№ 13.-С. 24.

56. Готлиб А.Д. Фортепианный дуэт // Советская музыка. 1954. - № 12.-С. 94-95.

57. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Современные пианисты. М.: Сов. композитор, 1990. - 464 с.

58. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 50-80-е годы. М.: Сов. композитор, 1989.- 206 с.

59. Гринес О.В. Жанр фортепианного ансамбля и его воплощение в творчестве И. Стравинского и Н. Метнера : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. Нижний Новгород: НГК им. М.И. Глинки, 2005. - 22 с.

60. Гуревич В.А. Immer zusammen II Musicus : Вестник № 5 Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2006. - С. 24-25.

61. Гуревич В.А. Триста лет и три дня // Санкт-Петербургский музыкальный вестник. СПб. - 2005. - № 5. - С. 2.

62. Данте А. Рай. Песнь тридцатая // Божественная комедия. Перевод с итал. М. Лозинского. Пермь: Пермская книга, 1994. - 479 с.

63. Дапквиашвили Т. В. Камерные инструментальные ансамбли и основные принципы ансамблевого исполнительства. Тбилиси: Хеловнеба, 1989.-186 с.

64. Денисов Э.В. Встречи с Шостаковичем // Музыкальная академия. 1994. -№ 3. - С. 90-92.

65. Дмитриев А.Н. Л.В. Николаев-композитор // Л.В. Николаев : Статьи и воспоминания современников : Письма. Сост. Л.А. Баренбойм, Н.Ф. Фишман. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1979. - С. 61-94.

66. Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. Изд. 3-е, переем. и дополн. Л.: Музгиз, 1959. - 518 с.

67. Долинская Е.Б. Русская музыкальная культура 60 90-х годов // История современной отечественной музыки : Учебное пособие. Ред.-сост. Е.Б. Долинская. - Вып. 3. - М.: Музыка, 2001. - С. 9-56.

68. Дроздова М.А. Уроки Юдиной. М.: Композитор, 1997. - 224 с.

69. Епишин А.В. Дети слушают композитора // Российская музыкальная газета. 1999. - № 7-8. - С. 3.

70. Зейлигер А.В. Годы учения у Есиповой // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, доп. : в 2 кн. Под общ. ред. Г.Г. Тиграно-ва. Кн. 2. - Л.: Музыка 1988. - С. 40-44.

71. Казанская Л.В. «Верю в здоровое чувство прекрасного.» // Советская музыка. 1991. - № 3. - С. 49-51.

72. Калмыкова О.А. Фортепианные ансамбли Геннадия Белова (к проблеме расширения репертуара) // Материалы Российской науч.-практ. конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и фортепианное исполнительство». 1-5 марта 1999. Астрахань. С. 123-124.

73. Камерный ансамбль : педагогика и исполнительство / Научные труды Московской государственной консерватории : сб. статей. Сост. P.P. Давидян. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1996. - Вып. 2.-153 с.

74. Камерный ансамбль : педагогика и исполнительство : сб. статей. Ред-сост. К.Х. Аджемов. М.: Музыка, 1979. - 168 с.

75. Карабань М.А. Звуковые перспективы Московского форума. VIII Международный фестиваль современной музыки // Российская музыкальная газета.-2001.- №5.-С.З.

76. Каталог камерных произведений ленинградских композиторов. Сост. А.Л. Ячменев. Всесоюзное бюро пропаганды советской музыки ордена Ленина СК СССР. Ленингр. отд-е. Л.: 1984. - 465 с.

77. Каталог камерных произведений ленинградских композиторов (1981-1987 гг.). Сост. А.Л. Ячменев. Л.: МФ, 1988. - 147 с.

78. Катонова Н.Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. -М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2002. 20 с.

79. Катонова Н.Ю. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра : дис. канд. искусств : 17.00.02. -М., 2002. 170 с.

80. Катонова Н.Ю. Piano duo в формах новой музыки // Классика и XX век. Статьи молодых музыковедов Санкт-Петербургской консерватории. -Вып. 2. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1999. С. 211-220.

81. Катонова Н.Ю. О новой музыке для двух фортепиано во второй половине XX века // Исполнительство в современном мире. Избран, материалы междунар. конференции 7-8 апр. 1998. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2001. - С. 28-35.

82. Кац Б.А. О музыке Бориса Тищенко : опыт критического исследования. JL: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1986. -168 с.

83. Копчевский Н.А. Преданность искусству (Памяти Германа Окунева) // Советская музыка. 1977. - № 6. - С. 19-23.

84. Корнаков Ю.Н. Авторы рассказывают // Советская музыка. -1986. -№ 8. С. 116-117.

85. Круглое Ю.Г. Русские народные сказки // Б-ка русского фольклора. Т. 2. - Сказки. Отв. редколл. Л.М. Леонов и др.. - Кн. 1. - М.: Сов. Россия, 1988.-С.5-50.

86. Кузнецов И.К. Концертирование как метод тематического развития // Проблемы музыкознания. Вып. 3. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1975.-С. 37-48.

87. Кузнецов И.К. Теория концертности и ее становление в русском и советском музыкознании // Вопросы методологии советского музыкознания: сб. науч. трудов-М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1981.-С. 127-157.

88. Левченко М.Б. Фортепианное творчество композитора Г. Белова. К вопросу о расширении педагогического репертуара // Российская культураглазами молодых ученых : Сб. трудов молодых ученых. Вып. 4-й, ч. 1-я. -СПб.: СПбАК, 1995. С. 23-31.

89. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, дополн. : в 2 кн. Под общ. ред. Г.Г. Тигранова. Л.: Музыка, 1987. - Кн. 1. - 253 с.

90. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, дополн. : в 2 кн. Под общ. ред. Г.Г. Тигранова. Л.: Музыка, 1988. - Кн. 2. - 275 с.

91. Лианская Е.А. «Классический» постмодернизм Леонида Десятникова // Музыка России : от средних веков до современности : сб. статей. Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: Композитор, 2004. - Вып. 2. - С. 249-275.

92. Лобанова В.М. Фортепианные ансамбли И. Стравинского. Музыкально-исполнительский аспект // Фортепианное искусство на рубеже XX -XXI веков : Межвуз. сб. науч. трудов. Под общ. ред. О.Ю. Кошелева. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - С. 84-96.

93. Лопушанская Е.Е. «Премия Орфей» в Антверпене // Русская мысль.-№4176.-Антверпен-Париж.-24 мая-4 июня 1997.-С. 15.

94. Лукьянова Н.В. Вариации на тему «Петербург» // История Петербурга. СПб: Нестор, 2004. - № 3. - С. 49-53.

95. Лукьянова Н.В. Джазовые композиции для фортепиано и фортепианного ансамбля Олега Хромушина // Современное музыкальное образование 2004 : Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - Ч. 1. -СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. - С. 21-24.

96. Лукьянова Н.В. Дуэты Балтии // Musicus. Вестник № 5 Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. - СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2006. - С. 23-24.

97. Лукьянова Н.В. Ода фортепианному дуэту //Санкт-Петербургский музыкальный вестник. 2005. - № 4. - С. 4.

98. Лукьянова Н.В. От сердца к сердцу // Фортепиано. М.: ЭПТА, 2002-№3.-С. 4-6.

99. Лукьянова Н.В. Педагогические аспекты ансамблевых циклов для фортепиано Геннадия Белова // Современное музыкальное образование -2003 : Материалы междунар. науч.-практ. конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 156-158.

100. Лукьянова Н.В. Служение музыке //Музыкальная академия. -2005. -№ 2. -С. 110-113.

101. Лукьянова Н.В. Таймановы. Традиции искусства //История Петербурга. СПб.: Нестор, 2004. - № 5. - С. 32-37.

102. Лукьянова Н.В. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.: ЭПТА, 2001 - № 4. - С. 9-10.

103. Лукьянова Н.В. Фортепианный спектр Сергея Осколкова (от двух до шести) // Музыка и время. 2006. - № 5. - С. 31-37.

104. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений : элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. -752 с.

105. Мальцев С.М. Успех фортепианного дуэта // Музыкальные кадры. -18.05.1960. С. 3.

106. Металлиди Ж.Л. Вдохновлено детьми (Говорят композиторы) // Музыка-детям : Вопросы музыкально-эстетического воспитания: сб. статей. Сост. JI.B. Михеева. Вып. 4. - Л.: Музыка, 1981. - С. 106-109.

107. Мещерякова Н.А. Страницы отечественной шубертианы: Валерий Гаврилин // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы науч. конференции. Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова. 1998.-С. 166-169.

108. Милыитейн Я.И. Ф. Лист : Изд. 2-е, расшир. и дополн.: в 2 т. Т. 1.-М.: Музыка, 1971. - 864 с.

109. Михайлов И.Д. К истории кафедры камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории : сб. статей. Ред.-сост. А.А. Жохова. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2005. - С. 81-88.

110. Михайлов М.К. Стиль в музыке. JI.: Музыка, 1981.- 263 с.

111. Михеева Л.В. Михаил Матвеев : портрет композитора. JL: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1985. - 120 с.

112. Моруа А. Марсель Пруст : вступ. статья // М. Пруст. В сторону Свана. Пер. с франц. А. Франковского. СПб.: Азбука, 2000. - С.7-36.

113. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.5. Симон - Хейлер. - М.: Сов. энциклопедия, Сов. композитор, 1981. - 528 с.

114. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 672 с.

115. Мультиклавирные ансамбли : Аннотированный каталог произведений для двух и более фортепиано XVI XX веков. Сост., вступ. ст. и аннотации Н.Ю. Катоновой. - СПб.: Сударыня, 2002. - 83 с.

116. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.

117. Никитина Л.Д Камерно-инструментальная музыка // История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960-1990). Ред.-сост. Е.Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. - С. 139-185.

118. Николаев Л.В. : Статьи и воспоминания современников : Письма. Сост. Л.А. Баренбойм, Н.Ф. Фишман. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1979.-328 с.

119. Оборин Л.Н. Мое артистическое общение с Софроницким // Воспоминания о Софроницком. Сост., ред., вступ. ст. и коммент. Я.И. Миль-штейна.-М.: Сов. композитор, 1970.-С. 139-141.

120. Овсянкина Г.П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины XX века: школа Д.Д. Шостаковича : Монография : в 2 кн. -Кн. 1- СПб.: Композитор, 2003. 322 с.

121. Орлов Г. А. В середине пути : К 30-летию создания IV симфонии // Дмитрий Шостакович: сб. статей. Сост. Г.Ш. Орджоникидзе. М.: Сов. композитор, 1967.-С. 166-188.

122. Остова JI.A. Фортепианные дуэты и. М.: Джуна-фонд, 1995.-32 с.

123. Перельман Н.Е. Властитель дум // Л.В. Николаев : Статьи и воспоминания современников : Письма. Сост. Л.А. Баренбойм, Н.Ф. Фишман. -Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1979. С. 140-141.

124. Петровская И.Ф. Концертная жизнь Петербурга, музыка в общественном и домашнем быту 1801-1859 годы : Материалы для энциклопедии «Музыкальный Петербург». СПб.: Петровский фонд, 2000. - 200 с.

125. Петрушанская Р.И. Дарование есть поручение // Музыкальная жизнь. 1999. - № 11. - С. 20-21.

126. Польская И.И. Камерный ансамбль : история, теория, эстетика. -Харьков: ХГАК, 2001. 396 с.

127. Польская И.И. Поэтика фортепианных дуэтов Ф. Шуберта // Харьков: Харьков: ХГАК, 1998. 81 с.

128. Польская И.К Развитие жанра фортепианного дуэта в австро-немецкой романтической музыке : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1992. - 22 с.

129. Потапова Н.В. Дуэт двадцатого века // Вечерний Петербург. № 48.- 19.03.1999.-С. 3.

130. Поэзия и музыка : Сб. статей и исследований. Редколл.: В.А. Васина-Гроссман и др.. -М.: Музыка, 1973. 302 с.

131. Пригожина H.JT. Камерная музыка Георгия Фиртича // Композиторы Российской Федерации : сб. статей. Ред.-сост. В.И. Казенин. Вып. 5. -М.: Композитор, 1994. С. 219-235.

132. Пруст М. В сторону Свана. Перевод с франц. А. Франковского. -СПб.: Азбука, 2000. 640 с.

133. Раабен JJ.H. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века : Страны Европы и Америки : исследование // Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е. 1986. 200 с.

134. Раабен JJ.H. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля. Л.: Музыка, 1964. - 180 с.

135. Раабен JI.H. Советский инструментальный концерт. Л.: Музгиз, 1967.-257 с.

136. Райский ИГ. Новые имена // Pro musika. 1996.-№ 4-5. - С. 4.

137. Растопчина Н.М. Дуэт пианистов // Советская музыка. 1966. -№7.-С. 91-92.

138. Рогаль-Левицкий Д.Р. Предисловие // Стравинский И. Петрушка : Потешные сцены в четырех картинах. Партитура М.: Музгиз, 1962.-С. 3-15.

139. Ручьевская Е.А. Вступление // Селиверстова Н.Б. Музыкальная Одиссея Жанны Металлиди : Композиция для солирующего голоса с сопровождением. СПб.: Барколи К0, 2004. С. 7-9.

140. Савенко С.И. Послевоенный муз авангард // Русская музыка и XX век: русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века. Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: РГИИ. 1997. - С. 407-433.

141. Савшинский С.И. Леонид Николаев Л.: М.: Музгиз, 1950.-189 с.

142. Сайфуллина Э.Г. Ленинградский дуэт // Советская Татария. -18.04.1968.-С. 4.

143. Самойлович Т.С. В конце 30-х годов // Л.В. Николаев : Статьи и воспоминания современников : Письма. Сост. Л.А. Баренбойм, Н.Ф. Фиш-ман. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1979. - С. 172-175.

144. Самойлович Т. С. Некоторые методологические вопросы работы в классе фортепианного ансамбля // О мастерстве ансамблиста : сб. науч. трудов Л.: ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1986. - С. 21-31.

145. Книга о Свиридове : Размышления, высказывания, статьи, заметки. Сост. А.А. Золотов. -М.: Сов. композитор, 1983. 261 с.

146. Селиванов Ф.М. Народная лирическая поэзия последнего столетия // Б-ка русского фольклора. Т.9. - Частушки. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. - М.: Сов. Россия, 1990. - 656 с.

147. Селиверстова Н.Б. Музыкальная Одиссея Жанны Металлиди : Композиция для солирующего голоса с сопровождением. СПб.: Барколи К0, 2004. - 136 с.

148. Серебряков П. : Воспоминания, статьи, материалы / Волгоград, 1996.-308 с.

149. Сигитов С.М. Вступительная статья // Окунев Г. Концерт для двух фортепиано. СПб.: Композитор, 2001. - СЛ.

150. Сигитов СМ., Костенич ИМ. «Поиски справедливости» продолжаются : О Германе Окуневе и его балете «Шинель» // Музыкальная академия. 1996. - № 3-4. - С. 46-53.

151. Сигитов С.М., Шалыт Ю.П. Музыка ленинградских композиторов // Музыкальная жизнь. 1986. - № 16. - С. 17.

152. Словарь русского языка : в 4-х томах / РАН, Ин-т лингв, исслед. Под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 4. С-Я. - М.: Рус. язык, Полиграфресурсы, 1999.-795 с.

153. Соловцова JI.A. Камерно-инструментальная музыка А.П. Бородина. Изд. 2-е. М.: Музгиз, 1952. - 1960. - 74 с.

154. Сорок мгновений петербургской «Весны» : Из истории фестиваля «Музыкальная весна» 1965-2004. Ред.-сост. Б.Л. Березовский ; под общ. ред. А.П. Петрова и Г.О. Корчмара. СПб.: Культ-информ-пресс, 2004. - 352 с.

155. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт : История жанра // М.: Музыка, 1988.-319 с.

156. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. статей. Сост. Л.Г. Раппопорт. Общ. ред. А.Н. Сохора и Ю.Н. Холопова. М.: Музыка, 1971. -С. 292-309.

157. Сохор А.Н. О современности в музыке наших дней // Музыка и современность : сб. статей. Сост. Т.А. Лебедева. Вып. 1. -М.: Музгиз, 1962. -С. 3-56.

158. Сохор А.Н. Певец добрых чувств // Советская культура. -29.03.1977.-№26.-С. 4.

159. Сраго Е.М. Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга шестидесятых восьмидесятых годов XIX века : Опыт комплекснойхарактеристики : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1994. - 22 с.

160. Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970 годов : сб. науч. статей. Отв. ред. и сост. А.Н. Крюков. JL: 1979. - 182 с.

161. Ступель A.M. Беседа о камерной музыке.-М.: Музгиз, 1963.-68 с.

162. Ступель A.M. В мире камерной музыки. Изд. 2-е. JL: Музыка, 1970.-88 с.

163. Тайманов И.М. Брат и сестра: нам десять лет : К юбилею Международного детского конкурса фортепианных дуэтов им. JI.A. Брук. СПб.: Музфонд, 2005.-33 с.

164. Тайманов И.М. Концерт для двух фортепиано с оркестром : История жанра : автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. JL: ЛОЛГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 1982. - 20 с.

165. Тайманов И.М. Фортепианный ансамбль как учебная дисциплина в системе современного музыкального образования // Современное музыкальное образование 2003 : Материалы междунар. науч.-практ. конференции. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 153-156.

166. Тайманов И.М. Шостакович и петербургская школа фортепианного ансамбля // Ансамблевые традиции Санкт-Петербургской консерватории : сб. статей. Ред.-сост. А.А. Жохова. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2005. - С.52-61.

167. Тайманов М.Е. Вспоминая самых-самых. СПб.: РЕТРО, 2003. -288 с.

168. Тевосян А.Т. Концерт в трех частях памяти В. Гаврилина // Музыкальная академия. 2000. - № 1. - С. 184-190.

169. Трайнин В.Я. М.П. Беляев и его кружок.-Л.: Музыка, 1975.-128 с.

170. Тульчинская Н.М. Он был совсем не похож на великого человека // «Этот удивительный Гаврилин.». Сост. Н.Е. Гаврилина. СПб.: «Журнал "Нева"», 2002.-С. 149-160.

171. Унанова Т.Р. Из династии Таймановых // День за днем. -17.03.2000.-С. 28.

172. Урманова К.Н. Алексей Николаев: Жизнь в музыке. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2004. - 232 с.

173. Уткин А.Н. О концертировании и его формах в современной инструментальной музыке // Стилевые тенденции в советской музыке 19601970 годов : сборник научных трудов. Отв. ред. и сост. А.Н. Крюков. Л.: 1979.-С. 63-85.

174. Фортепианный ансамбль : композиция, исполнительство, педагогика : Материалы междунар. науч. конференции 15-17 окт. 2001 г. Ред.-сост. И.М. Тайманов. СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2001. - 94 с.

175. Хараджанян Р.И. Вступительная статья // Гаврилин В. Зарисовки для фортепиано в четыре руки. Сост., ред., вступ. статья Р.И. Хараджаняна. -СПб.: Композитор, 1994.-С. 1.

176. Хентова С.М. Шостакович : Жизнь и творчество : в 2 т. Т. 1. -Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1985. - 547 с.

177. Холопова В.Н. Борис Тищенко: Рельефы спонтанности на фоне рационализма // Музыка из бывшего СССР : сб. статей. Ред.-сост. B.C. Цено-ва. Вып. 1.-М.: Композитор, 1994.-С. 56-71.

178. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. М.: Музыка, 1971. - 304 с.

179. Холопова В.Н. Музыкальный ритм : очерк. М.: Музыка, 1980.72 с.

180. Холопова В.Н. Теория музыки : Мелодика, ритм, фактура, тема-тизм. СПб.: Лань, 2002. - 368 с.

181. Холопова В.Н. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке : сб. статей. Сост. A.M. Гольцман. М.: Сов. композитор, 1982.-С. 158-205.

182. Хопрова Т.А. Из воспоминаний о А.Н. Дмитриеве // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, дополн. : в 2 кн. Под общ. ред. Г.Г. Тигранова.-Кн. 1. Л.: Музыка, 1987.-С. 216-220.

183. Хромушин О.Н. Учебник джазовой импровизации : для ДМШ. 2-я ред. СПб.: Композитор, 1998. - 44 с.

184. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М.: Музыка, 1964. 159 с.

185. Цытович В.И. Авторы рассказывают // Советская музыка. 1985. -№3.-С. 115.

186. Частушки / Б-ка русского фольклора. Т.9. - Частушки. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. - М.: Сов. Россия, 1990.-656 с.

187. Чехов А.П. Тоска // Избранные рассказы. М.: Детгиз, 1959. - С. 107-114.

188. Шварц И.З Несколько событий и фактов // Л.В. Николаев : Статьи и воспоминания современников : Письма. Сост. Л.А. Баренбойм, Н.Ф. Фишман. Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд-е, 1979. - С. 119-124.

189. Шостакович Д.Д. Достойная смена // Волков С.М. Молодые композиторы Ленинграда. Л.: М.: Сов. композитор, 1971. - С. 17-18.

190. Шостакович Д.Д. О М.В. Юдиной // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, дополн. : в 2 кн. Под общ. ред. Г.Г. Тиграно-ва. Кн. 2.-Л.: Музыка, 1988.-С. 71-72.

191. Шостакович Д.Д. Страницы воспоминаний // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, дополн. : в 2 кн. Под общ. ред. Г.Г. Тигранова. Кн. 1. - Л.: Музыка, 1987.-С. 94-98.

192. Штейнгард В.М. «Бармалей» на Загородном проспекте // Вечерний Ленинград. 1991. -№ 125. - С. 3.217. «Этот удивительный Гаврилин.». Сост. Н.Е. Гаврилина. СПб.: «Журнал "Нева"», 2002. - 304 с.

193. Юдина Мария Вениаминовна : статьи : воспоминания : материалы. Общ. ред. С.В. Аксюка. М.: Сов. композитор, 1978. - 416 с.

194. Юсфин А.Г., Мальцев С.М. Примечательная программа // Советская музыка. 1987. - № 1. - С. 68-69.

195. Язовицкая Э.Э. Хронограф сочинений А.К. Глазунова // Глазунов : исследования : материалы : публикации : письма : в 2 т. Редколл. Ю.В. Келдыш и др.. Т. 2 - Л.: Музгиз, 1960. - С. 465-537.

196. Катонова Н.Ю. «De profundis temporum» А. Радвиловича // Му-зика i Б1бл1я. Науковый вюник Нацюнально1 музично1 Академп Украши im. П.1. Чайковського. Вип. 4. - Кшв: НМАУ im. П.1. Чайковського, 1999. - С. 245-248.

197. Bergedorfer Zeitung. 18.04.1999. p. 4.

198. Febel R. Music fur zwei Klavier seit 1950 ais Spiegel der Komposi-tionstechnik. Saarbrucken: PFAU-Verlag, 1998.

199. Ferguson H. Keyboard Duets (from the 16th to the 20th century). -Oxford University Press, 1995. p. 103.

200. Hinson M. Music for more then one piano. Kembrige University Press, 1983.-218 p.

201. Lubin E. The Piano Duet: a Guide for Pianists. New York, 1970. -P. 119.-221 p.

202. Mecklenburger Aufbruch. 4.09.1992. p. 3.

203. Moldenhauer H. Duo-Pianism. Chicago: Chicago Musical College,1950.1. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

204. Архив СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. Д. № 165, л. 119.

205. Брук JI.A. Записи концертных выступлений / Архив И.М. Тайманова.

206. Витлин В.JJ. Балетные миниатюры для двух роялей / ЦГАЛИ СПб. Ф. 149, on. 1, д. 72.

207. Гаврилин В.А. Отзыв на концерт Н. Новик и Р. Хараджаняна в МЗ Ленинградской филармонии им. М.И. Глинки. 2.11.1977 / Книга отзывов Н. Новик и Р. Хараджаняна (архив Riga piano duo в Риге).

208. Савшинский С.И. Старая консерватория в воспоминаниях / ЦГАЛИ. Ф. № 96, о. № 1, д. № 12. Л. 13.

209. Тюлин Ю.Н. Концертный вальс для двух фортепиано / дарственная надпись автора // Архив И.М. Тайманова.

210. Тюлин Ю.Н. Характеристика Т.С. Самойлович, данная для получения ученого звания доцента / Музей истории СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова. 10.05.1969.

211. Фомин B.C. Дневник / Архив Р.С. Томбак.1. ПИСЬМА

212. Письмо В.А. Гаврилина Р.И. Хараджаняну от 17.09.1979 / Архив Riga piano duo в Риге.

213. Письмо Л.А. Десятникова автору диссертации от 31.08.2004.

214. Письмо А.А. Неволовича автору диссертации от 15.12.2004.

215. Письмо В.И. Пальмова автору диссертации от 5.09.2003.

216. Письмо Р.И. Хараджаняна автору диссертации от 20.08.2003.

217. Письмо Р.И. Хараджаняна автору диссертации от 10.07.2004.

218. Письмо Р.И. Хараджаняна автору диссертации от 16.12.2004.

219. АННОТАЦИИ К БУКЛЕТАМ, ПРОГРАММАМ

220. Гаврилин В.А. Грампластинка «Вечерок» : комментарии : С 10 24937-38 007: 2 р. М.: Мелодия, 1987.

221. Гориболь А.А. Аннотация к программе концерта МЗ Петербургской филармонии. 28.11.2003246. «Первый Международный фестиваль фортепианных дуэтов» : буклет. -JL: 3-11 ноября 1990.

222. Тищенко Б.И. Двенадцать портретов для органа : Аннотация к программе концерт. СПб. БЗ Филармонии. 21.05.1996.

223. Taimanov М. About our duet // Brule & Taimanov : CD / Apologia «Great pianists of the 20th century». Phillips Classics, 1998. p. 8-12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.