Развитие искусства концертной балалаечной транскрипции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Паршин, Михаил Викторович

  • Паршин, Михаил Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Тольятти
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 339
Паршин, Михаил Викторович. Развитие искусства концертной балалаечной транскрипции: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Тольятти. 2013. 339 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Паршин, Михаил Викторович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА ТРАНСКРИПЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1.1. О теоретических проблемах искусства транскрипции

1.2. К определению понятия «транскрипция»

Глава II ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА БАЛАЛАЕЧНОЙ ТРАНСКРИПЦИИ

2.1. Эволюция репертуара для балалайки в свете развития национальных музыкально-исполнительских тенденций (от века XVII —

к веку XIX)

2.2. Характерные черты переложений популярной музыки

для балалайки, созданных в начале XX века

Глава III. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ТРАНСКРИПЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЫДАЮЩИХСЯ БАЛАЛАЕЧНИКОВ ХХ-го ВЕКА

3.1. Утверждение жанра транскрипции в балалаечном исполнительстве (на примере творчества Н.П. Осипова)

3.2. Особенности трансформации оригиналов

в работах П.И. Нечепоренко

3.3. Характерные черты транскрипций Е.Г. Блинова

Глава IV. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЗДАНИЯ КОНЦЕРТНЫХ ТРАНСКРИПЦИЙ ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ

4.1. Особенности транскрипций скрипичной музыки

(«Фолия» А. Корелли - Ф. Крейслера в переложении Ш. Амирова)

4.2. Особенности транскрипций симфонической музыки

(«Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского в транскрипции А. Данилова)

4.3. Новое направление развития искусства балалаечной транскрипции

в творчестве А. Горбачёва

4.4. К теории искусства балалаечной транскрипции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ (нотные примеры)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие искусства концертной балалаечной транскрипции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современное балалаечное исполнительство является неотъемлемой частью отечественной культуры. Сольно-концертное направление этого вида музыкального искусства, с первых десятилетий XX века активно развивающееся в русле академических традиций, получило заслуженное признание не только в России, но и далеко за её пределами. За более чем столетний период существования балалайки, для неё накоплен значительный объём высокохудожественной музыкальной литературы, относящейся к различным жанрам и стилям.

Важнейшей составляющей балалаечного концертного репертуара стали транскрипции произведений мировой музыкальной классики. Достижения в этой области, в немалой степени, способствовали появлению первых крупных оригинальных сочинений отечественных композиторов. Во второй половине прошлого столетия данная сфера деятельности исполнителей-балалаечников стала своеобразной творческой лабораторией, в которой осуществлялся активный поиск способов расширения художественных возможностей народного инструмента. Создание и активное включение в концертную и педагогическую практику переложений лучших образцов музыки, написанной для других инструментов, не утратили своего значения и в наши дни.

Вместе с тем, несмотря на столь очевидную значимость, искусство балалаечной транскрипции до сих пор не получило целостного обобщающего исследования. Необходимость восполнения имеющегося пробела обуславливает актуальность такой диссертационной работы.

Степень изученности проблематики исследования. Важность проведения данного исследования становится ещё более очевидной в результате анализа литературы, относящейся к заявленной теме. Не смотря на довольно активное изучение искусства транскрипции в отечественном музыкознании, в научных работах, рассматривающих исторические, теоретические и практические

аспекты этого художественного явления в различных видах музыкального исполнительства, до сих пор существует неоднозначное отношение к определению понятия «транскрипция» и классификации её разновидностей. Также нет единого мнения о месте транскрипций в системе традиционных музыкальных жанров. Не нашли изучаемые вопросы достаточно полного рассмотрения и в литературе, посвященной балалаечному искусству. Несмотря на существующий ряд работ этнографического, историко-биографического и монографического характера, в которых авторы затрагивают отдельные вопросы балалаечного исполнительства, отсутствуют исследования, специально посвященные рассмотрению искусства создания транскрипций для балалайки, объединяющему в себе анализ его теоретических основ, исторических корней, особенностей становления, совершенствования и путей дальнейшей эволюции.

Цель диссертационной работы — проследить пути развития искусства концертной балалаечной транскрипции во взаимосвязях с исторически обусловленными социально-культурными и музыкальными процессами, происходящими в области отечественного академического народно-инструментального исполнительства, на примере творчества ведущих транскрипторов-балалаечников.

Объектом исследования в настоящей диссертации является искусство транскрипции в балалаечном исполнительстве академической направленности, его исторические корни, процессы становления и эволюции.

Предметом исследования стали принципы и технология преобразования музыкального текста оригиналов при перенесении их в новые инструментальные условия.

Достижение цели диссертационной работы, в соответствии с объектом и предметом исследования, потребовало решения ряда задач, среди которых наиболее важными являются следующие:

1) на основе анализа современной теории и истории развития искусства музыкально-инструментальной транскрипции уточнить определение

понятия «транскрипция» и место транскрипций в системе традиционных музыкальных жанров;

2) выявить исторические предпосылки к зарождению и становлению искусства концертной балалаечной транскрипции;

3) раскрыть причины утверждения и особенности развития искусства балалаечной транскрипции в творчестве выдающихся балалаечников ХХ-го века;

4) выявить современные тенденции создания концертных транскрипций для балалайки;

5) сформулировать основные положения теории создания транскрипций произведений мирового музыкального искусства для исполнения на балалайке.

Материал исследования. В качестве музыкального материала для решения вышеозначенных задач в работе использованы транскрипции, созданные наиболее авторитетными в области балалаечного исполнительства музыкантами, оказавшими определяющее влияние на развитие балалаечного искусства академической направленности.

Методологическая база и источники работы. В основу методологии исследования положен комплексный подход, предусматривающий объединение музыкально-теоретического, сравнительно-аналитического и исторического принципов. В области теоретического музыкознания автор диссертационной работы опирался на ряд основополагающих трудов М. Арановского, Б. Асафьева, Л. Мазеля, В. Медушевскго, Е. Назайкинского, С. Скребкова, В. Цуккер-мана, В. Холоповой и др. Фундаментом работы также послужили исследования российских музыковедов, исполнителей и преподавателей, посвященные вопросам истории народно-инструментального исполнительства (В. Аверин, М. Имханицкий, А. Пересада, А. Илюхин, Л. Бендерский и др.).

Большое значение имели научные труды, освещающие исторические, теоретические и практические аспекты искусства создания транскрипций в раз-

личных видах музыкального исполнительства (Б. Бородин, Н. Давыдов, Н. Иванчей, Г. Коган, М. Кириллова, Ф. Липе, Л. Ройзман, В. Руденко и др.).

Важную роль при исследовании музыкального искусства ХУП-Х1Х веков сыграли работы по истории музыки Л. Гинзбурга и В. Григорьева, Ю. Келдыша, Я. Мильштейна и др. Ценные сведения об особенностях балалаечной музыки бесписьменной традиции, доминировавшей до конца XIX столетия, почерпнуты в трудах, так или иначе связанных с изучением фольклора и различных сторон бытования инструмента в этнической среде. Такие источники представляют довольно большой круг литературы: от первых свидетельств иностранцев XVII столетия, до работ исследователей второй половины XX века. Среди них весьма значимыми являются труды А. Агажанова, Э. Алексеева, А. Банина, Г. Благодатова, Ю. Бойко, К. Верткова, В. Галахова, Е. Гиппиус, И. Истомина, И. Мациевского, Н. Привалова, А. Фаминцына, Я. Штелина и др.

Научная значимость данного исследования видится в том, что в практику отечественного музыковедения вводится системное знание о значительной составляющей балалаечного искусства академической направленности, которое сегодня закономерно является частью российской и мировой культуры. Уточнена дефиниция понятия «транскрипция» применительно к балалаечному исполнительству, проанализировано транскрипторское творчество отечественных балалаечников-исполнителей и дифференцированы этапы развития искусства балалаечной транскрипции. Настоящая диссертация может стать отправной точкой и научной базой для дальнейших исследований в обозначенной сфере.

Научная новизна работы. Представляемая диссертационная работа является первым музыковедческим трудом в области изучения искусства концертной балалаечной транскрипции как целостного явления. Прослеживая более чем столетний период развития данного вида музыкальной деятельности в балалаечном исполнительстве академической направленности, детальному теоретическому анализу подвергается творческая деятельность таких выдающихся балалаечников-транскрипторов, как Б. Трояновский, А. Доброхотов, Н. Успен-

ский, Н. Осипов, П. Нечепоренко, Е. Блинов, Ш. Амиров, А. Данилов и А. Горбачёв.

Практическое значение работы. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах истории исполнительства и специальности, в исполнительской и педагогической практике, послужить основой для подготовки аналитических сообщений и учебных пособий в ВУЗах культуры и искусств.

Апробация диссертации. Проблематика, отдельные главы работы и диссертация в целом обсуждались на совместных заседаниях кафедры народных инструментов, кафедры истории и теории музыки, а также кафедры методологии и методики художественного образования, истории и теории исполнительского искусства Тольяттинской консерватории. Концепция исследования и его отдельные положения нашли отражение в печатных работах автора.

Работа состоит из Введения, четырёх глав, включающих одиннадцать разделов, Заключения, Библиографического списка и Приложения.

Глава I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА ТРАНСКРИПЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1.1. О теоретических проблемах искусства транскрипции

Концертная инструментальная транскрипция, как музыкальное явление, играет огромную роль в мировом исполнительском искусстве. На протяжении многих столетий перенесение музыкального произведения в другие инструментальные условия является одним из путей выражения собственного видения его смысловой и образной сферы. Транскрипторское творчество И.С. Баха, Ф. Листа, Ф. Бузони, С. Рахманинова, а также Г. Венявского, Й. Иоахима, П. Сарасате, Ф. Крейслера, Я. Хейфеца и многих других музыкантов-исполнителей стало неотъемлемой частью мировой художественной культуры, неся в себе отличительные черты, свойственные тому или иному историческому периоду.

Не смотря на многовековую историю существования, в отечественном музыковедении осмысление искусства транскрипции стало довольно активно развиваться со второй половины XX века. Наиболее часто к исследованию данной тематики обращаются представители фортепианного исполнительства. В научных трудах Б.Б. Бородина [44], Н.П. Иванчей [89], Н.В. Прокиной [177], Г.М. Когана [108, 109] и др. теория транскрипции рассматривается с разных точек зрения. Однако общим для них является весьма неоднозначное отношение к формулировке самого понятия «транскрипция». Ещё в 1970 году во вступительной статье к первому выпуску «Школы фортепианной транскрипции» Г.М. Коган писал: «Понятие транскрипции применяется музыкантами в различных толкованиях. Транскрипцией в широком смысле именуют нередко всякую переделку музыкального произведения — от простого переложения для другого инструмента или облегчённой аранжировки для мало-подвинутых исполнителей до вольной парафразы или фантазии на темы данного сочинения (типа «Риголетто» Листа или его переработки вальса

из «Фауста»). Транскрипция в узком и более точном смысле находится посередине между этими двумя крайними точками. Она означает такую обработ-к у оригинала, которая, сохраняя в основном (в отличие от парафразы) его форму и другие характерные особенности, стремится в то же время (в отличие от аранжировки) стать, так сказать, не буквалистски «подстрочным», а свободным, художественным переводом данного произведения на язык другого инструмента и другой творческой индивидуальности, имеющим значение и ценность самостоятельного явления в художественно-музыкальной литературе. Отсюда те изменения не только изложения, но и деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, те сокращения и расширения, убавления и добавления голосов, которые так часто встречаются в транскрипциях» [108, 63-64].

Указывая на двойственное толкование термина, Г.М. Коган также выражает и собственную позицию по этому вопросу, говоря о «узком и более точном смысле» понимания транскрипции. Именно это определение становится одной из отправных точек для попыток устранения противоречий в терминологии сферы создания транскрипций применительно к фортепианному исполнительству в двух наиболее значимых работах последнего времени: докторской диссертации Б.Б. Бородина «Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования» (Москва, 2006 г.) и кандидатской диссертации Н.П. Иванчей «Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века» (Ростов-на-Дону, 2009 г.).

Б.Б. Бородин, уделяя значительное внимание методам трансформации оригинального музыкального материала, начинает их изучение с исследования проблем терминологии. В его основу положен критический анализ определения, сформулированного Г.М. Коганом применительно ко второму «узкому и более точному смыслу» понимания транскрипции. Бородин справедливо указывает на субъективность некоторых трактовок. Одной из них, например, является «аранжировка», определяемая как «буквалистски «подстрочный» перевод». Исследователь также отмечает, что раскрытие понятия происходит через термины, в свою очередь тоже нуждающиеся в истолковании (обработка, пара-

фраза и т.п.). Для достижения наибольшей объективности в суждениях он опирается на рассмотрение «формально-композиционной стороны метода трансформации» [44, 295].

Исходя из значения слова «¿гатспрШо» (переписывание) Б.Б. Бородин определяет понятие «транскрипция» как «производное от оригинала», создание которого опирается на два типа видоизменения музыкального материала первоисточника: 1) технический, сохраняющий, в основном, знаковую структуру оригинала; 2) интерпретационный, кардинально меняющий графическую запись подлинника и предполагающий индивидуальную трактовку обрабатываемого произведения.

Основываясь на данных видах трансформации, исследователь выводит три разновидности транскрипций: 1) переложение, с преобладанием технического типа трансформации; 2) обработки, как результат интерпретационных изменений подлинника; 3) фантазии, которые, в различной степени используя заимствованный материал и примыкая к сфере транскрипций, выходят за её границы и образуют устойчивую традицию в системе музыкальных жанров. Также отмечается формирование устойчивых «жанровых образований» и в кругу обработок, например «весьма плодотворная традиция авторских обработок фольклорного материала» в отечественном музыкальном исполнительстве XX века [там же, 332].

Однако такие определения вступают в противоречие с некоторыми разделами данного исследования. Так, анализируя транскрипции применительно к системе музыкальных жанров, Б.Б. Бородин пришёл к выводу, что этот вид музыкальных опусов не находит в ней своего определения, и, соответственно, не может считаться жанром музыки. Примечательным является и факт формирования классификации разновидностей работ, возникших в результате трансформации того или иного исходного музыкального произведения, в разделе «Жанровые разновидности в области транскрипций».

Тем не менее, в выводах главы, посвящённой методам трансформации, даются следующие определения:

« • В зависимости от вида трансформации различаются два вида транскрипций: (1) переложение — инструментально нейтральная транскрипция, и (2) обработка — транскрипция, сделанная с учётом инструментального фактора и содержащая интерпретационные изменения.

• Транскрипция не является жанром, но транскрипторская сфера взаимодействует с широким кругом жанров (фантазия, концертная фантазия, этюд, концертная пьеса и т.д.).

• Форма транскрипций, как правило, определяется оригиналом.

• Произведения, созданные на заимствованном материале и радикально меняющие форму оригинала, выходят за пределы транскрипторской сферы, но также основываются на методе трансформации» [там же, 335].

Такая система дефиниций выглядит более согласовано. Музыкальные жанры, например фантазии, исключены из видовой классификации, что не совсем соответствует написанному ранее. Несмотря на это, данный материал имеет значительную ценность при проведении дальнейших исследований в области теории транскрипции.

В своей кандидатской диссертации «Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века» Н.П. Иванчей указывает на противоречия в работе Бородина. Значительные расхождения в трактовании терминологии, проявление которых также можно наблюдать во многих научных трудах, побуждают исследовательницу уделить пристальное внимание проблемам искусства создания транскрипций в свете теоретического музыкознания. Однако следует признать, что и ей не удалось в полной мере снять все спорные вопросы.

Наиболее очевидным из них является различие в трактовании дефиниции транскрипции в разных частях работы. Так, во введении, Н.П. Иванчей декларирует свою приверженность формулировке Г.М. Когана, относящейся к «узкому» пониманию термина. Она пишет: «Данное определение транскрипции прочно закрепилось в музыкознании и является основополагающим для настоящей работы» [89, б]. Однако при подведении итогов исследования развития

терминологии в сфере транскрипции говорится следующее: «Таким образом, несмотря на множественность вариантов истолкования транскрипции в исследовательской литературе, верной, с точки зрения терминологии, следует считать ее основное значение. Латинское слово «й-ашспрйо» означает «переписывание». Согласно этому толкованию «переложение» какого-нибудь сочинения или использование в качестве основы нового произведения темы-оригинала другого сочинения есть транскрипция. Степенью вмешательства в оригинал следует определять те или иные виды транскрипций или жанры транскриптор-ской сферы. Это укрупненное обобщение намеренное, т. к. включает две основные разновидности работы с текстом при сохранении формы оригинала: первое — переложение с приспособлением к конкретному инструменту или составу инструментов, второе предполагает творческую работу с оригиналом» [там же, 36].

Такое истолкование, пожалуй, соответствует первому «широкому смыслу» понимания транскрипции по версии Г.М. Когана, а не указанному во введении определению. Более того, вариант Иванчей и внутри себя содержит значительные противоречия. С одной стороны говорится, что «использование в качестве основы нового произведения темы-оригинала другого сочинения есть транскрипция» (заметьте, только темы), а с другой — «укрупнённое обобщение <.. .> включает две основные разновидности работы с текстом при сохранении формы оригинала», что при соблюдении первого условия становится невозможным.

Вместе с тем, данное исследование содержит много ценной информации. Наиболее значимой можно признать анализ каталогов различных музыкальных издательств XIX века, который помогает прояснить одну из причин множественности терминов, нередко имеющих синонимичное значение.

Проявлением «широкого» понимания транскрипторской сферы можно, пожалуй, признать рассмотрение транскрипций многими исследователями в качестве музыкального жанра. Так, кандидатская диссертация Л.М. Седракян «Становление и эволюция жанра фортепианной транскрипции в Армении» (Ки-

ев, 1983 г.) основана на анализе обработок народных мелодий армянскими композиторами. Данная позиция нашла своё отражение и в баянном исполнительстве. Ф.Р. Липе в своей книге «Об искусстве баянной транскрипции» пишет следующее: «За всю историю жанра транскрипций сформировались несколько его основных видов. Применительно к баяну это будет выглядеть следующим образом:

1. Баянная редакция — сохранение текста оригинала без изменений (некоторые пьесы Дакена, Куперена, Скарлатти, инвенции Баха). Здесь возможно изменение штрихов, необходимо продумать регистровку, аппликатуру.

2. Переложение — допускается небольшое изменение текста оригинала в целях его более убедительной передачи средствами баяна; в творческую задачу автора переложения входит также нахождение адекватных приёмов, штрихов и т.д. Кстати, близким по смыслу к понятию переложение является аранжировка (в переводе с немецкого — приводить в порядок, устраивать) — приспособление фактуры оригинала к другому инструменту.

3. Фантазия, парафраз, обработка, вариации — виртуозные (в большинстве случаев) инструментальные пьесы на темы популярных оперных арий, народных песен, танцев и т.д. <.. .>

4. Транскрипция — концертное произведение, в основе которого лежит пьеса, в оригинале написанная для другого инструмента. В транскрипции допускается изменение структуры произведения (добавление музыкального материала, или, наоборот, усечение), вставка каденций, значительное видоизменение фактуры. Транскрипция имеет абсолютное самостоятельное художественное значение» [118,10].

Не смотря на значительную разницу в содержании, по отношению к определению Г.М. Когана, данный текст весьма близок к нему по своему стилю. Его также в некоторых моментах можно признать весьма субъективным и противоречащим сложившимся в художественной практике традициям. Так, например, весьма спорным высказыванием представляется определение термина «транскрипция», как одного из видов транскрипций, в виде концертного произ-

ведения, созданного на основе оригинала, написанного для другого инструмента. Не менее сомнительным выглядит и мнение о необходимости абсолютно самостоятельного художественного значения созданной транскрипции.

Структура книги позволяет высказать предположение, что данная работа является выражением собственного видения и развитием положений, высказанных Н.А. Давыдовым в учебном пособии «Методика переложений инструментальных произведений для баяна», которое основано на материалах его диссертационного исследования «Теоретические основы переложения для баяна инструментальных произведений» (Киев, 1972 г.). В этих научных трудах также присутствует разделение на виды переработанных для исполнения на баяне произведений. Автор пишет: «<...> можно предложить следующую условную классификацию переложений:

1) баянные редакции произведений, в которых изложение фактуры оригинала в основном соответствует возможностям баяна, а характер музыки не искажается при буквальном сохранении авторского текста.

Задачей автора такой баянной редакции является определение аккордов и их запись соответственно устройству левой клавиатуры, удобное распределение музыкального материала между двумя клавиатурами, расстановка аппликатуры, незначительное редактирование штрихов и педали;

2) переложения, в которых кроме перечисленных преобразований переосмысливаются и подвергаются обработке штрихи, длительности отдельных тонов соответственно функциям голосов, вырабатывается баянная педализация, а также частично могут видоизменяться отдельные голоса;

3) транскрипции, в которых преобразования в большей или меньшей мере касаются композиторского письма; досочинение отдельных голосов на материале оригинала, изменение ритмического рисунка некоторых голосов, перенесение материала из одного регистра в другой, октавные удвоения и утроения, более широкое применение различных способов полифонизации и т.п.;

4) концертные транскрипции-обработки, в которых имеют место: свободное развитие тематического материала, преобразование фактуры,

ритмического движения и артикуляции, досочинение контрапунктов и подголосков, расширение структуры путем введения различных каденций, дополнения в виде вступлений и заключений и др.» [76, 75].

Несмотря на то, что Давыдов говорит только о разновидностях переложений, которые являются основной частью и истоком искусства транскрипции, данная классификация, в некоторой степени, может характеризовать и трансформированные пьесы, не меняющие инструментального первоисточника. Такие видоизменённые музыкальные произведения, несомненно, должны относиться к третьему или четвёртому видам данной системы определений. Отметим также, что в ней не рассматривается пласт фантазий, обработок, парафраз и других музыкальных жанров, которые могут активно использовать заимствованный музыкальный материал. Более того, в контексте этой работы логичнее выглядит обособление такой разновидности обработки оригинального текста, как «баянная редакция-». Она, применительно ко всей отрасли транскрипции, скорее всего, может быть признана как частное проявление предельно точного переложения.

Интересный подход к определению разновидностей обработки музыкальных первоисточников применительно к скрипичному исполнительству продемонстрировал В.И. Руденко в своей статье «Концертная скрипичная транскрипция XX века и проблемы интерпретации». Он, так же как и многие другие, отмечая наличие множества названий процесса переработки музыкальных произведений и невозможность провести определённую грань между их смысловыми оттенками, предлагает следующие формулировки:

«1)Переложение (художественное). В отличие от буквалистски копируемого оригинала, художественная направленность метода музыканта выявляется в изобретательной инструментовке, помогающей раскрытию содержания оригинала. Жизнь образов, задуманных автором, как бы продолжается в новых условиях. Нередко мастерство транскриптора сосредоточивается на проблеме колорита, создании звуковой перспективы, тонких оттенках тембра, связанных с отражением идейно-художественного замысла автора. Индивидуаль-

ность решения нередко проявляется лишь при авторском исполнении переложения. Незначительные изменения в фактуре в основном вызваны особенностями исполнения на инструменте. Для этой группы характерно целостное воспроизведение формы и выявление различных оттенков содержания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Паршин, Михаил Викторович, 2013 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин, В.А. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст]: курс лекций / В.А. Аверин. — Красноярск: КрасГУ, 2002.

— 293с.

2. Аверин, В.А. Балалаечный самородок [Текст] / В.А. Аверин // Народник.

— М.: Музыка, 1999. — № 3. — С. 8-9.

3. Агажанов, А.П. К вопросу изучения русской народно-инструментальной музыки [Текст] / А.П. Агажанов // Сообщения Института истории искусств.— М.: АН СССР, 1959. —Вып. 15. —С. 118-132.

4. Алексеев, А.Д. Концертная жизнь на рубеже столетий [Текст] / А.Д. Алексеев // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895-1907).—М.: Наука, 1968.—Кн. 1. —С. 396-419.

5. Алексеев, А.Д. Музыка для русских народных инструментов [Текст] / А.Д. Алексеев // История русской советской музыки. — М.: Музгиз, 1956. —Т. 1, —С. 297-308.

6. Алексеев, К. Самодеятельный оркестр народных инструментов [Текст] / К. Алексеев. — М.: Профиздат, 1948. — 48 с.

7. Алексеев, Э.Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект [Текст] / Э.Е. Алексеев. — М.: Сов. композитор, 1986. — 240 с.

8. Андреев, В.В. Из воспоминаний [Текст] / В.В. Андреев // Сов. Музыка.

— 1961.— №1.— С. 34-35.

9. Андреев, В.В. Материалы и документы [Текст] / В.В. Андреев. — М.: Музыка, 1986. —352 с.

10. Андреев, В.В. О великорусском оркестре [Текст] /В.В. Андреев // Новое время. — 1989. — 29 мая.

11. Андрюшенков, Г.И. Оглядываясь в прошлое, живём настоящим — исходным для будущего. [Текст] / Г.И. Андрюшенков // Народник. — 2005.—№ 1. —С. 8-13.

12. Аранжировать [Электронный ресурс] // Брокгауз и Ефрон: Энциклопедический словарь. — Мультимедийное издание: IDDK, Мультимедиа-издательство "Адепт", 2002.

13. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства [Текст] / М.Г. Арановский. — М.: Композитор, 1998. — 343 с.

14. Арановский, М.Г. Мышление, язык, семантика [Текст] / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сб. статей / Ред.-сост. М.Г. Арановский. — М.: Музыка, 1974. — С. 90-128.

15. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев.

— Кн. 2. Интонация. — Изд. 2-е. — Д.: Музыка, 1971. — 376 с.

16. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В. Асафьев: сб. трудов, сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. — Д.: Музыка, 1987. — 248 с.

17. Асафьев, Б.В. Музыка города и деревни [Текст] / Б.В. Асафьев // О народной музыке. — Д.: Музыка, 1987. — С. 100-111.

18. Асафьев, Б.В. Путеводитель по концертам [Текст] / Б.В. Асафьев. — Изд. 2-е. — М.: Сов. композитор, 1978. — 198 с.

19. Асафьев, Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века [Текст] / Б.В. Асафьев. — JL, 1979. — 136 с.

20. Асафьев, Б.В. Симфонические этюды [Текст] / Б.В. Асафьев. — Л, 1970.

— 262 с.

21. Ауэр, Л. С. Моя школа игры на скрипке: Интерпретация произведений скрипичной классики [Текст] / Л.С. Ауэр. — М.: Музыка, 1965. — 272 с.

22. Бабкин, Б.П. Балалайка [Текст] / Б.П. Бабкин // Русская беседа. — 1896. —14 марта.

23. Банин, A.A. Очерк изучения русской народной инструментальной культуры бесписьменной традиции [Текст] / A.A. Банин // Музыкальная фольклористика. — М.: Сов. композитор, 1986. — Вып. 3. — С. 105-176.

24. Банин, A.A. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции [Текст] / A.A. Банин. — М.: Гос. респуб. центр рус. фольк., 1997. — 248 с.

25. Бейшлаг, А. Орнаментика в музыке [Текст] / А. Бейшлаг. — М., 1978.— 320 с.

26. Бекназаров, Н.Г. Борис Сергеевич Трояновский [Текст] / Н.Г. Бекназа-ров // Б.Трояновский. Избранные обработки и переложения для балалайки с фортепиано. — М.: Сов. композитор, 1961. — С. 3-4.

27. Бекназаров, Н.Г., Лачинов, А.Н. Н.П. Осипов [Текст] / Н.Г. Бекназаров, А.Н. Лачинов // Н. Осипов. Обработки и переложения для балалайки и фортепиано. — М.: Сов. композитор, 1959.— Вып. 1. — С. 3-12.

28. Белкин, A.A. Русские скоморохи [Текст] / A.A. Белкин. — М: Наука, 1975. —190 с.

29. Бендерский, Л.Г. Евгений Блинов [Текст] / Л.Г. Бендерский. — Екатеринбург: Диамант, 1993. — 96 с.

30. Бендерский, Л.Г. Киевская школа воспитания исполнителя на народных инструментах [Текст] / Л.Г. Бендерский. — Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1992. — 192 с.

31. Бендерский, Л.Г. Народные инструменты на фронтах Великой Отечественной войны [Текст] / Л.Г. Бендерский. — Екатеринбург, 1995. — 240 с.

32. Бендерский, Л.Г Проблема создания оригинального репертуара для народных инструментов [Текст] / Л.Г. Бендерский // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах: сб. статей / Ред.-сост. Л.Г. Бендерский. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. — Вып.1. — С. 169-176.

33. Бендерский, Л.Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах [Текст] / Л.Г. Бендерский. — Свердловск: Сред.-Урал. книжн. изд-во, 1983. — 112 с.

34. Берлянчик, ММ. Искусство и личность. Проблемы художественного образования и музыкального исполнительства [Текст]: статьи и выступления в 2-х кн. / М.М. Берлянчик. — Кн.1. — М., 2009. — 368 е.; Кн. 2. — М., 2009. — 256 с.

35. Берлянчик, М.М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество [Текст] / М.М. Берлянчик. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 256 с.

36. Бессель, В. Балалайка и музыка [Текст] / В. Бессель // Сын отечества. — 1900. —16 февраля.

37. Благодатов, Г. Русская гармоника [Текст] / Г. Благодатов. — Л.: Муз-гиз, 1960. — 182 с.

38. Блок, В. Оркестр русских народных инструментов [Текст] / В. Блок. — М.: Музыка, 1996. — 80 с.

39. Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления [Текст] / В.П. Бобровский. — М.: Музыка, 1989. — Вып. 1. — 268 с.

40. Бойко, Ю. Роль народного исполнительства в формировании стилистики русского инструментального фольклора [Текст] / Ю. Бойко // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР: сб. трудов. — Л.: ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова, 1986. — С. 113-122.

41. Бойко, Ю. Русские народные инструменты и оркестры русских народных инструментов [Текст] / Ю. Бойко // Традиционный фольклор в современной художественной жизни (фольклор и фольклоризм): сб. трудов ЛГИТМиК им. Н.К.Черкасова. — Л., 1984. — С. 87-96.

42. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.Ш. Бонфельд. — М.: Туманит. изд. центр «Владос», 2001. — 224 с.

43. Бородин, А. Мои воспоминания о Листе [Текст] / А. Бородин // Воспоминания о Листе. — М., 2000. — 169 с.

44. Бородин, Б.Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования [Текст]: дис. ... д-ра искусств.: 17.00.02 / Б.Б. Бородин. — Москва, 2006. — 434 с.

45. Британов, Г.Ф. Русские народные инструменты в советской музыкальной культуре (историко-социологический анализ) [Текст]: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Г.Ф. Британов — Л., 1978. — 189 с.

46. Бычков, В. Баянно-аккордеонная музыка России и Европы [Текст]: в 2 кн. / В. Бычков. — Челябинск, 1997.

47. Бычков, В. Николай Чайкин [Текст] / В. Бычков - М.: Сов. композитор, 1986.— 96 с.

48. Варламов, Д.И К вопросу о народности музыкального инструментария [Текст] / Д.И. Варламов // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: межвуз. сб. науч. тр. / Ред.-сост. Д.И. Варламов. — Екатеринбург: Изд-во «Уралтрейд», 2000. — С. 15-19.

49. Варламов, Д.И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX-XX веков [Текст]: автореф. дис. ...д-ра иск.: 17.00.09 / Д.И. Варламов. — Саратов, 2009. — 40 с.

50. Варламов, Д.И. Народное в музыкально-инструментальном искусстве как социокультурный и художественный феномен [Текст]: монография / Д.И. Варламов. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. — 164 с.

51. Варламов, Д.И. Народность музыкального творчества как социокультурный феномен в общественном сознании россиян [Текст]: монография / Д.И. Варламов. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2000. — 142с.

52. Василенко, С.Н. Страницы воспоминаний [Текст] / С.Н. Василенко. — М.: Музгиз, 1948. — 188 с.

53. Васильев, Ю.А., Широков, A.C. Рассказы о русских народных инструментах [Текст] / Ю.А. Васильев, A.C. Широков М., 1976. — 121с.

54. Васильева, М., Попова, Г. Налимов Семен Иванович [Текст] / М. Васильева, Г. Попова // Народник: информационный бюллетень. — M.: Музыка, 1994. — № 4. — С. 10-14.

55. Верткое, К. О развитии народных инструментов в СССР [Текст] / К. Вертков // Современность и фольклор: сб. статей. — М.: Музыка, 1977. — С. 108-116.

56. Верткое, К. Русские народные музыкальные инструменты [Текст] / К. Вертков. — Л.: Музыка, 1975. — 280 с.

57. Волъман, Б. Гитара в России [Текст] / Б. Вольман — Л.: Музгиз, 1961. — 180 с.

58. Вольфович, В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. (Очерки по курсу "История исполнительства для музыкальных вузов и институтов культуры) [Текст] / В.А. Вольфович. — Челябинск, ЧГИИК, 1995. — 184 с.

59. Гаккелъ, Л. Е. Фортепианная музыка XX века [Текст] / Л.Е. Гаккель. — Л.: Сов. композитор, 1976. — 294с.

60. Галахов, В.К. Матаня (музыкально-поэтический анализ) [Текст] / В.К. Галахов. — Орел, 1989.— 96 с.

61. Галахов, В.К. Искусство балалаечников Дальнего Востока [Текст] / В.К. Галахов. — М.: Сов. композитор, 1982. —208 с.

62. Галахов, В.К. Исполнительское искусство балалаечников Дальнего Востока [Текст]: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / В.К Галахов. — М.,1984. — 118 с.

63. Гинзбург, Л. С. Исследования, статьи, очерки [Текст] / Л.С. Гинзбург. — М., 1975. — 169с.

64. Гинзбург, Л., Григорьев, В. История скрипичного искусства [Текст] / Л. Гинзбург, В. Григорьев. — М.: Музыка, 1990. — 285 с.

65. Гиппиус, Е.В. Интонационные элементы русской частушки [Текст] / Е.В. Гиппиус // Советский фольклор: сб. статей. — М.;Л.: АН СССР, 1936.—№4.— С. 97-142.

66. Годовский, Л. По поводу транскрипций, обработок и парафраз [Текст] / Л. Годовский // Годовский Л.: Транскрипции для фортепиано. — М., 1970. —Вып. 1. —С. 3.

67. Горбачёв, A.A. Как научиться хорошо играть на балалайке? [Текст] / A.A. Горбачёв // Народник. — 1995. — №2. — С. 22- 25.

68. Горбачев, A.A. О скоморохах и многом другом [Текст] / A.A. Горбачёв // Народник. — 2002. — №1. — С. 17-20.

69. Горбачёв, A.A. Про то, благодаря чему мы, несмотря ни на что! [Текст] / A.A. Горбачёв // Народник. — 2000. — № 2. — С. 17-19.

70. Горбачёв, A.A. Щипать или не щипать? [Текст] / A.A. Горбачёв // Народник. — 1999. — №3. — С. 10-12.

71. Горлов, А. Производство и ремонт смычковых музыкальных инструментов [Текст] / А. Горлов. — М.: Легкая индустрия, 1975. — 121с.

72. Гребенников, В.В. Аккордный подряд [Текст] / В.В. Гребенников // Народник.— 2002.— №3. — С. 13-14.

73. Гребенников, В. В. Детство? Отрочество? Юность? (к истории развития балалайки) [Текст] / В.В. Гребенников // Народник. — 2002. — №2. — С. 10-11.

74. Гребенников, В.В. О мастерстве [Текст] / В.В. Гребенников // Народник. — 2001. —№2. —С. 5-6.

75. Давыдов, H.A. Теоретические основы переложения для баяна инструментальных произведений [Текст]: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / H.A. Давыдов. — Киев, 1972. — 199 с.

76. Давыдов, H.A. Методика переложений инструментальных произведений для баяна [Текст] / H.A. Давыдов. — М.: Музыка, 1982. — 173 с.

77. Данилов, А. Выдающийся современник [Текст] / А. Данилов // Народник.— 2001. —№2. —С. 17-21.

78. Демченко, А. Жанр фольклорной обработки в музыкальном искусстве России начала XX века [Текст] / А. Демченко // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: опыт коллектив, исслед. : межвуз. сб. науч. тр. / ред.-сост. Д.И. Варламов. — Екатеринбург, 2000. — С. 35-41.

79. Долинская, Е.Б. О русской музыке последней трети XX века [Текст] / Е.Б. Долинская. —Магнитогорск, 2002. — 157с.

80. Евсеев, C.B. Римский-Корсаков и русская народная песня [Текст] /C.B. Евсеев. — М.: Музыка, 1970. — 176 с.

81. Ельчик, В. А. Базовые рекомендации к работе над переложениями для балалайки и фортепиано [Электронный ресурс]. URL: http://elchikva.narod.ru/ALL/article.html (дата обращения: 08.02.2013).

82. Жизнь и творчество Б. С. Трояновского [Текст] / Сост.: К. Юноки-Оиэ, A.B. Афанасьев. — М.: Издательство «Пробел-2000», 2002. — 160 с.

83. Жихарев, С.П. Записки современника [Текст]/ С.П. Жихарев. — М.; Л.: АН СССР, 1955. —837с.

84. Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях [Текст] / И.Е. Забелин. — М., 2011. — 570 с.

85. Земцовский, И.И. Русская протяжная песня [Текст]/ И.И. Земцовский. — Л.: Музыка, 1967. — 195 с.

86. Земцовский, И.И. Музыкальный инструмент и музыкальное мышление (к постановке вопроса) [Текст] / И.И. Земцовский // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. — М.: Сов. композитор, 1987.— Ч. 1.— С. 125-131.

87. Иванов, М. Русская семиструнная гитара [Текст] / М.Ф. Иванов — М.; Л.: Музгиз, 1948. —152 с.

88. Иванова, C.B. Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии [Текст]: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / C.B. Иванова. — Магнитогорск, 2009. — 179 с.

89. Иванчей, Н.П. Фортепианная транскрипция в русской музыкальной культуре XIX века [Текст]: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Н.П. Иванчей. -Ростов-на-Дону, 2009. — 212 с.

90. Изаи, Э. Анри Вьетан мой учитель [Текст] / Э. Изаи // Музыкальное исполнительство. — М., 1973. — Вып. 8. — С. 213-238.

91. Илюхин, A.C. Борис Сергеевич Трояновский [Текст] / A.C. Илюхин // Трояновский Б.С. Русские песни в обработке для балалайки с фортепиано. — М., Музгиз, 1962. — С. 3-5.

92. Илюхин, А. С. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / A.C. Илюхин. — М.: ГМПИим. Гнесиных, 1969. — Вып. 1. — 60 с.

93. Илюхин, A.C. Методический материал к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / A.C. Илюхин. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1971. — Вып. 2. — 90 с.

94. Илюхин, А. С. Музыка для русских народных инструментов. // История русской советской музыки [Текст] / A.C. Илюхин. — М.: Музгиз, 1963. — Т.4, ч.2. — С. 324-329.

95. Имханицкий, М. Идеи В.В. Андреева в наши дни [Текст] / М. Имханиц-кий // Народник: информационный бюллетень. — М.: Музыка, 2010. — №4. —С. 2-6.

96. Имханицкий, М.И История баянного и аккордеонного искусства [Текст]: учеб. пособие / М.И. Имханицкий. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2006. — 520 с.

97. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст]: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ / М.И. Имханицкий. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. — 352 с.

98. Имханицкий, М.И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра [Текст]: учеб. пособие / М.И. Имханицкий. — М., 1981. —80 с.

99. Имханицкий, М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России [Текст]: учеб. пособие / М.И. Имханицкий. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — 370 с.

100.Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры [Текст] / М.И. Имханицкий. — М.: Музыка, 1987. — 190 с.

101. Имханицкий, М.И. Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции [Текст]: автореф. дис. ... докт. иск.: 17.00.02 / / М.И. Имханицкий. — Киев, 1989. — 33 с.

102. Истомин, И.А. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни [Текст] / И.А. Истомин. — М.: Сов. композитор, 1985. — 184 с.

103.Калинин, Д. Основные принципы методики преподавания игры на балалайке В.Д. Болдырева [Текст] / Д. Калинин // Народник. — 2000. — №3. — С. 18-20.

104. Калинин, Д. Проблема оригинального репертуара в современном исполнительстве на балалайке [Электронный ресурс]. URL: http://www.dmitrykalinin.com/disp/doc/txt/probl.doc (дата обращения: 08.02.2013).

105.Келдыш, Ю.В. Русская музыка на рубеже XIX и XX веков [Текст] / Ю.В. Келдыш // История русской музыки. — М., 1994. — Т. 9. — 451 с.

10в. Кириллова, М.М. Песни Шуберта в фортепианной транскрипции Листа (инструментальное воплощение и исполнительская трактовка) [Текст]: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / М.М. Кириллова. — Л., 1974. — 200 с.

107. Классическая гитара в России и СССР [Текст]: биогр. муз.-лит. словарь-справочник рус. и сов. деятелей гитары / сост. М.С. Яблоков. — Тюмень; Екатеринбург: Рус. энцикл.,1992. — 1300 с.

108. Коган, Г. О транскрипции [Текст] / Г. Коган // Коган Г. Избранные статьи. М., 1972. — Вып. 2. — С. 63-68.

109.Коган, Г! Пианистический путь Листа [Текст] / Г. Коган // Вопросы пианизма.— М., 1968.— Вып. 1. — С. 135-154.

110. Колесов, М. К современным спорам о сущности фольклора [Текст] / М. Колесов // Вопросы теории и эстетики музыки. — 1972. — № 11. — С. 109-131.

111.Кон, Ю. Вопросы анализа современной музыки [Текст] / Ю. Кон. — Л.: Сов. Композитор, 1982. — 152 с.

112.Коробова, А.Г. «Жанр» в музыке: к истории понятия [Текст] / А.Г. Коробова // Пути отечественной музыкальной культуры: сб. материалов науч.-практ. конф. 22-23 ноября 2004 г. — Екатеринбург, 2005. — С. 8592.

113. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и их разработка в современной буржуазной эстетике [Текст] / Н.П. Корыхалова. — JL: Сов. композитор, 1979. — 220 с.

114. Костомаров, Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях [Текст] / Н.И. Костомаров. — М., 1992. — 234 с.

115. Кулибаба, С.И Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки [Текст]: дис. ...канд. иск.: 17.00.02 / С.И. Кулибаба. — М., 1998. — 198 с.

11 6. Лачинов, А.Н. Н.П. Осипов [Текст] / А.Н. Лачинов // Из репертуара Николая Осипова. Произведения для балалайки и фортепиано/ сост. А. Н. Лачинов - М.: Музыка, 1985. — Вып. I. — С. 2.

117. Левая, Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: исследование [Текст] / Т. Левая. — М., 1991. — 166 с.

118.Липе, Ф.Р. Об искусстве баянной транскрипции [Текст] / Ф.Р. Липе; ред. В. Брызгалин. — Москва-Курган: Мир нот, 1999. — 96 с.

119.Лихачёв, Д.С. Русская культура [Текст] / Д.С. Лихачёв. — М.: Искусство, 2000. —138 с.

120.Любимов, Г.П. Народные инструменты и их значение в музыкальном просвещении масс [Текст] / Г.П. Любимов // Горн. — 1918. — № 5. — С. 8-9.

121. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси [Текст] / Л.Д. Любимов. — М., 1996.— 316 с.

122. Мозель, Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики [Текст] / Л. А. Мазель. — М.: Сов. композитор, 1978. —352 с.

123. Мозель, Л.А. О природе и средствах музыки [Текст]: теоретический очерк / Л.А. Мазель. — М., 1983. — 72 с.

124. Мазель, JI.A. Статьи по теории и анализу музыки [Текст] / JI.A. Мазель.

— М.: Сов. композитор, 1982. — 328 с.

125. Мазель, JI.A. Строение музыкальных произведений [Текст]: учеб. пособие / JI.A. Мазель. — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1979. — 536 с.

12в. Максимов, Е. Российские музыканты-самородки [Текст] / Е. Максимов.

— М., 1987. —279 с.

127. Максимов, Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов [Текст] / Е.И. Максимов. — М.: Сов. композитор, 1983. — 152 с.

128. Масляненко, Д. А.К. Глазунов и музыкальная самодеятельность 19-20-х годов: музыкальное наследие [Текст] / Д. Масляненко. — Д., 1960. — Т.2. — 263 с.

129.Масляненко, Д. Великорусские оркестры без репертуара [Текст] / Д. Масляненко // Рабочий и театр. — 1929. — № 52.

130. Мациевский, И.В. О программности в инструментальной народной музыке [Текст] / И.В. Мациевский // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. статей. — Л.: Музыка, 1969. — Вып.9. — С. 205-214.

131 .Мациевский, И.В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки [Текст] / И.В. Мациевский // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. трудов. — М.: Сов. Композитор, 1987. — 4.1. — С. 6-38.

132.Медведева, Л.Б. Генезис балалаечного искусства в контексте академического исполнительства [Текст] / Л.Б. Медведева // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 9 — С. 95-96

133. Медведева, Л.Б. Современные аспекты обучения игре на народных музыкальных инструментах: на материале учебно-воспитательной работы в классе балалайки [Текст]: автореф. дис. ... пед. наук: специальность 13.00.02 / Л.Б. Медведева. — Москва: 2007. — 21 с.

134. Медушевский, В.В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке [Текст] / В.В. Медушевский // Критика и музыкоз-

нание: сб. статей / Ред. В.В. Рубцова. — Л.: Музыка, 1980. — Вып.2. — С. 5-15.

135. Медушееский, В.В. Интонационная форма музыки [Текст]: исследование / В.В. Медушевский. — М.: Композитор, 1993. — 268 с.

136. Медушееский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. — М.: Музыка, 1976.

— 254 с.

137. Мейер, К. О мелодии [Текст] / К. Мейер // Критика и музыкознание: сб. статей / Ред. В.В. Рубцова. — Л.: Музыка, 1980. — Вып. 2. — С. 61-64.

138. Мельникова, Н. Фортепианное исполнительское искусство как культу-ротворческий феномен [Текст]: монография / Н. Мельникова. — Новосибирск, 2002. — 232 с.

\Ъ9.Милъштейн, Я. Лист [Текст]: В 2 томах / Я.Ф. Милыптейн. — М.: Гос-музиздат, 1956. —Т. 1. — 540 с.

140.Мозговой, И. и др. Говорят ученики и коллеги Павла Ивановича Нече-поренко [Текст]/ И. Мозговой, Н. Умнова // Народник. — 2006. — №3.

— С. 18-22.

141. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (1917-1920) [Текст] / Ред.-сост. С.Степанова. — М.: Сов. композитор, 1972. — 334 с.

142. Музыкальная эстетика России Х1-ХУШ веков [Текст] / сост. текстов, переводы и общ. вст. статья А.И. Рогова. — М.: Музыка, 1973. — 224 с.

143.Музыкальный энциклопедический словарь [Текст]. — М.: «Советская энциклопедия», 1991. — С. 482.

ЫА. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки [Текст]: исследование / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988. — 254 с.

145. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1982. — 319 с.

146. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. — М., 1972. — 383 с.

147.Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.В. Назайкинский. — М.: ГИЦ «Владос», 2003. — 248 с.

148. Народное музыкальное творчество [Текст]: учеб. пособие / Е.Е. Васильева [и др.]; отв. ред. О. А. Пашина. — СПб.: Композитор, 2005. — 568 с.

149. Народно-инструментальное искусство на пороге XXI века. Проблемы и перспективы [Текст]: материалы науч. практич. конф. / Ф.Ф. Липе // Народник. — 2000. — №2. — С. 1 -11.

150. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] / Г.Г. Нейгауз.

— М.,1967.— 302 с.

151. Нечепоренко, 77. Я всегда должен сказать правду. [Текст] / интервью К. Юноки // Народник. — 1996. — № 4. — С. 8-10.

152. Новосельский, А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов [Текст] / А. Новосельский. — М.: Гос. муз. из-во, 1931. — 45 с.

153. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Орлова. — М., 1979. — 2-е изд. — 383 с.

154. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижёр [Текст] / Сост. В. А. Панин. — М.: Музыка, 1986. — 72 с.

155. Панкевич, П.И. Искусство музыки [Текст] / П.И. Панкевич. — М., 1987.

— 110с.

156. Папуш, М. К анализу понятия мелодия [Текст] / М. Папуш // Музыкальное искусство и наука: сб. статей / Сост. Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. —Вып. 2. —С. 135-174.

157.Папуш, М. Элементы учения о мелодии [Текст] / М. Папуш // Музыкальное искусство и наука: сб. статей / ред-сост. Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1973. — Вып. 3. — С. 145-168.

158.Пересада, А.И. Александр Доброхотов [Текст] / А.И. Пересада. — Краснодар, 2001. —104 с.

159. Пересада, А.И. Балалайка: популярный очерк [Текст] / А.И. Пересада.

— М.: Музыка, 1990. — 72 с.

160.Пересада, А.И. Оркестры русских народных инструментов [Текст]: справочник / А.И. Пересада. — М.: Сов. композитор, 1985. — 336 с.

161 .Пересада, А.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: международная энциклопедия [Текст] / А.И. Пересада. — Краснодар, 2004. — 592 с.

162.Пересада, А.И. Приглашаю к дискуссии [Текст] / А.И. Пересада // Народник. — 2007. — № 3. — С. 30-31.

163. Пересада, А.И. Русский балалаечный Страдивариус [Текст] / А.И. Пересада // Сов. музыка. — 1985. — № 11. — С. 99-100.

164.Пересада, А.И. Справочник балалаечника [Текст] / А.И. Пересада.— М.: Сов композитор, 1977. — 224 с.

165. Петухов, М. Народные музыкальные инструменты музея С.-Петербургской консерватории [Текст] / М. Петухов. — СПб., 1889. — 67 с.

166.Писняк, Г. Андреевская певунья [Текст] / Г. Писняк // Муз. жизнь.— 1971. —№11. —С. 17-19.

167.Платонов, В.Ф. Традиционные тамбуровидные инструменты в отечественной музыкальной культуре (опыт художественно-исторической реконструкции) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / В.Ф. Платонов. — СПб., 1999. — 23 с.

168.Плотников, В. Проблема развития традиций исполнительского мастерства на балалайке и домре [Текст] / В. Плотников. — Владивосток, 2002. — 55 с.

169. Плотников, В. Редкие способы и приёмы игры на балалайке [Текст] / В. Плотников // Русские народные инструменты (вопросы теории, истории, методики). — Владивосток: ДГАИ, 2006. — С. 12-34.

ПО. Полевая, М.В. Просветительская деятельность В.В. Андреева в контексте общественного движения России конца XIX - начала XX вв. [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист. наук: специальность 07.00.02 «Отечеств, история» / М.В. Полевая. — Москва: 2007. — 29 с.

171 .Полыиина, А. Оркестр русских народных инструментов в творчестве композиторов XX века / А. Полынина. — М.,1978. — 64 с.

172. Полыиина, А.Д. Формирование оркестра русских народных инструментов на рубеже XIX-XX веков [Текст]: лекция по курсу «История исполнительства на рус. нар. инструментах» для студентов муз. вузов / А.Д. Полыиина. — М., 1977. — 35 с.

173. Попова, Т.В. Основы русской народной песни [Текст] / Т.В. Попова. — М., 1977. —224 с.

174.Попонов, В.Б. Русская народная инструментальная музыка [Текст] / В.Б. Попонов. — М.: Знание, 1984. — 112 с.

175. Привалов, Н. К юбилею андреевского оркестра [Текст] / Н. Привалов // Юный пролетарий. — 1928. — № 9.

176. Привалов, Н. Танбуровидные музыкальные инструменты русского народа [Текст] / Н. Привалов // Известия С.- Петербургского общества музыкальных собраний. — СПб, 1905. — Вып. 4.

177.Прокина, Н.В. Фортепианная транскрипция (Проблемы теории и история жанра) [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 /Н.В. Прокина. — М., 1988. — 21 с.

178.Раппопорт, С.Х. О вариантной множественности исполнительства [Текст] / С.Х. Раппопорт // Музыкальное исполнительство. — М.: Музыка, 1972. — Вып.7. — С. 24-40.

\19.Речменский, Н. Массовые музыкальные народные инструменты [Текст] / Н. Речменский. — М.: Музгиз, 1956. — 102 с.

180. Робинсон, А. Фольклор: история культуры древней Руси [Текст] /А. Робинсон. — М., 1951. —Т.2. —144с.

181. Розанов, В.В. Великорусский оркестр В.В. Андреева [Текст] / В.В. Розанов. — М., 1990. —248с.

182.Ройзман, Л.И. О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров [Текст] / Л.И. Ройзман // Вопросы фортепианного ис-

полнительства: очерки, статьи / сост. и общ. ред. М. Соколова. — М.: Музыка, 1973 — Вып. 3. — С. 155—177.

183. Рубцов, Ф. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов [Текст] / Ф. Рубцов. — Л.: Сов. композитор, 1962. — 116 с.

184.Руденко, В.И. Концертная скрипичная транскрипция XX века и проблемы интерпретации [Текст] / В.И. Руденко // Музыкальное исполнительство / сост. и общ. ред. В.Ю. Григорьева, В.А. Натансона. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 10. — С. 22-56.

185.Руднева, A.B. Русское народное музыкальное творчество [Текст]: очерки по теории фольклора / A.B. Руднева. — М.: Сов. композитор, 1990. — 224 с.

\%6.Ручьевская, Е. Функции музыкальной темы [Текст] / Е. Ручьевская.— Л., 1977.— 160 с.

187.Рыбаков, Б.А. Языческая культура Древней Руси [Текст] / Б.А. Рыбаков.

— М.,1988.— 198 с.

ISS.Рытое, Д.А. Русские народные инструменты [Текст] / Д.А. Рытов. —

М.: Владос, 2001. — 382 с. 189 .Седракян, Л. М. Становление и эволюция жанра фортепианной транскрипции в Армении [Текст]: автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Л. М. Седракян. — Киев, 1983. — 22 с.

190. Семененко, О. Дед Антип или A.C. Паскин? [Текст] / О. Семененко // Народник: информационный бюллетень. — М.: Музыка, 2009. — № 2.

— С. 12-18.

191. Серегина, Н. Музыкальная эстетика древней Руси (по памятникам философской мысли) [Текст]: вопросы теории и эстетики музыки / Н. Серегина. — М, 1974. —Вып.13. —С. 58-79.

192 .Скребков, С.С. Анализ музыкальных произведений [Текст] /

С.С. Скребков. — М.: Музгиз, 1958. — 329 с. 193. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С.С. Скребков. — М.: Музыка, 1973. — 447 с.

194. Скребкова-Филатова, М. О формообразующих функциях музыкальной фактуры [Текст] / М. Скребкова-Филатова // Проблемы музыкальной фактуры: сб. статей. — М., 1982. — Вып. 59. — С. 11-23.

195. Соколов, Ф. В.В. Андреев и его оркестр [Текст] / Ф. Соколов. — JL: Музгиз, 1962. — 198 с.

196. Соколов, Ф. В.В. Андреев как публицист [Текст] / Ф. Соколов // Народник: информационный бюллетень. — М., Музыка, 2000. — № 4. — С. 39.

197. Соколов, Ю.М. Русский фольклор [Текст] / Ю.М. Соколов. — М., 1941.

— 347 с.

198. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А.Н. Сохор.

— М., 1968. — 103 с.

199. Сохор, А. Национальное и современное в советской музыке [Текст] / А. Сохор // Музыкальный современник: сб. статей / сост. С.С. Зив. — М.: Сов. Композитор, 1973. — Вып. 1. — С. 13-31.

200. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура [Текст] / А.Н. Сохор.

— М.: Сов. композитор, 1975. — 200 с.

201. Способин, И.В. Музыкальная форма [Текст] / И.В. Способин. — Изд. 6-е. — М.: Музыка, 1980. — 400 с.

202. Тарасов, Б. В поисках истины [Текст]: очерк второй / Б. Тарасов // Народник: информационный бюллетень. — М.: Музыка, 2006. — № 2. — С. 12-16.

203. Тарасов, Б. В поисках истины [Текст]: очерк первый / Б. Тарасов // Народник: информационный бюллетень. — М.: Музыка, 2004. — № 2. — С. 17-20.

204. Тарасов, Б. В.В. Андреев и Москва [Текст] / Б.Тарасов // Народник. — 2003.—№3. —С. 21-24.

205. Тарасов, Б. В.В. Розанов: слово, об Андрееве [Текст]/ Б. Тарасов // Народник.—2005. — №2.—С. 6-10.

206. Тарасов, Б. Заметки об Андрееве [Текст]/ Б.Тарасов // Народник. — 2004. —№3. —С. 6-10.

207. Терещенко, А. Народные инструменты [Текст]/ А.Терещенко // Урал. — 1993. — №10. — С. 264-265.

208. Транскрипция [Электронный ресурс] // Брокгауз и Ефрон: Энциклопедический словарь. Мультимедийное издание: IDDK, Мультимедиа-издательство "Адепт", 2002.

209. Тюлин, Ю., Бершадская, Т. и др. Музыкальная форма [Текст] / Ю. Тюлин, Т. Бершадская и др. — М., 1974. — 395 с.

210. Тюлин, Ю.Н. Строение музыкальной речи [Текст] / Ю.Н. Тюлин. — JL: Музгиз, 1962. —208 с.

211. Тюлин, Ю.Н. Учение о гармонии [Текст] / Ю.Н. Тюлин. — Изд. 3-е. — М., 1966. —478 с.

212. Тюлин, Ю.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации [Текст]: в 2-х кн. / Ю.Н. Тюлин. — Кн. 1. — М.: Музыка, 1976. — 163 е.; Кн. 2. — М.: Музыка, 1977. — 382 с.

213. Усов, A.A. Сонаты для балалайки в аспекте развития репертуара русских народных инструментов [Текст]: дис. ...канд. иск.: 17.00.02 / A.A. Усов. — Казань, 2008. — 180 с.

214. Ушенин, В. Народно-инструментальное ансамблевое исполнительство на Дону: история и современность [Текст] / В. Ушенин. — Ростов-на-Дону, 2001. —232 с.

215. Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных [Текст]: сб. статей и материалов / Ред.-сост. Б.М. Егоров. — М., 2000. —336 с.

21 6. Фаминцын, A.C. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа [Текст] / A.C. Фаминцын // Скоморохи на Руси. — Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 1995. — С. 315-520.

217. Фаминцын, A.C. Скоморохи на Руси [Текст] / A.C. Фаминцын. — Изд. 2-е. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 1995. — 536 с.

218. Фомин, Н. Жизнеописание (Curriculum vitae) [Текст] / Н. Фомин // Народник. — 2004. — № 2. — С. 16.

219.Холопов, Ю. О гармонии [Текст] / Ю. Холопов. — М.: Сов. композитор, 1961. — 120 с.

220.Холопова, В. Мелодика [Текст] / В.Н. Холопова. — М.: Музыка, 1984.

— 88 с.

221. Холопова, В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века [Текст] / В.Н. Холопова. — М., 1971. — 198 с.

222.Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства [Текст]: учебное пособие / В.Н. Холопова. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 320 с.

223.Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений [Текст]: учебное пособие / В.Н. Холопова. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 496 с.

224. Христов, Д. Теоретические основы мелодики: опыт описания аналитического подхода к отдельной мелодии [Текст] / Д. Христов. — М.: Музыка, 1980. —256 с.

225 .Цуккерман, В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика [Текст] / В.А. Цуккерман // Интонация и музыкальный образ.

— М.: Музыка, 1965. — С. 264-320.

226. Цуккерман, В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] / В.А. Цуккерман. — М., 1964. — 159 с.

227. Чагадаев, А. В.В. Андреев [Текст] / А. Чагадаев. — М.,1961. — 69 с.

228. Чередниченко, Т.В. Музыка в истории культуры [Текст]: курс лекций для студентов-немузыкантов, а также для всех, кто интересуется искусством / Т.В. Чередниченко. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.

— Вып. 2. — 223 с.

229. Черников, Н. Балалайка и балалаечники [Текст] / Н. Черников // Неделя.

— 1969. —№38. —С. 9-11.

230. Шалое, А. Русская народная песня — это моя жизнь [Текст] / интервью К. Юноки //Народник. — 1997. — № 4. — С. 19-21.

231. Шишаков, Ю.Н. Настоящее и будущее народных инструментов [Текст] / Ю.Н. Шишаков // Сов. музыка. — 1973. — № 2. — С. 88-96.

232. Штелин, Я. Музыка и балет в России XVIII века [Текст] / Я. Штелин; предисл. Б. И. Загурский. — СПб. : Союз художников, 2002. — 319 с.

233. Ястребов, Ю.Г. Воспевший балалайку (об А. Шалове) [Текст] / Ю.Г. Ястребов // Народник. — 2000. — №2. — С. 22-27.

234. Bellerman I. Bemerkungen über Russland in Rücksicht auf Wissenschaft, Kunst, Religion und andere merkwürdige Verhältnisse. In. 2 Bd. — Erfurt., 1788.—Bd. 1—372 s.

235. Georgi I. Russland: Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebens, Religion, Gebrauche, Wohnungen, Kleidungen und übrigen Merkwürdigkeiten. — Leipzig: Duk., 1783. — Bd. 1. — 271 s. — Bd. 2. — 274530 s.

236. Guthrie M. Dissertations sur les antiquités de la Russie. — St.-Petersburg, 1795. —239 p.

237. The Henselt Library at European-American University: public domain scores of rare nineteenth-century piano music [Электронный ресурс]. URL: http://henseltlibrary.wordpress.com/ (дата обращения: 14.02.2013).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.