Формирование вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Цэнд Эрдэнэтуяа
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат наук Цэнд Эрдэнэтуяа
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры
1.1. Сущность и содержание основных категорий исследования с позиций гуманитарных
1.2. Трансляция певческой культуры от поколения к поколению в условиях кочевого образа жизни монгольского народа
1.3. История развития вокально-хоровой культуры в Монголии послереволюционный период
1.4. Психофизиологические особенности монгольских детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры
2.1. Методы диагностики уровня сформированности вокально-хоровых умений и навыков дошкольников
2.2. Констатирующий эксперимент
2.3. Теоретико-методическая модель формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры
2.4. Организация и ход формирующего эксперимента
2.5. Контрольный эксперимент
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А: Иллюстративный материал
Приложение Б: Вокально-хоровые упражнения
Приложение В: Список песен для занятий
Приложение Г: Сценарий музыкально-театрализованной деятельности
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Постановка певческого голоса старших дошкольников в процессе вокально-игровой деятельности2023 год, кандидат наук Родина Оксана Александровна
Формирование вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции художественных видов деятельности2015 год, кандидат наук Зюзина, Ольга Афанасьевна
Формирование певческих умений и навыков у участников любительских вокально-хоровых коллективов: начальный период обучения2013 год, кандидат наук Крупина, Ольга Александровна
Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре1982 год, Глушакова, Татьяна Ивановна
Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста: На примере якутских народных песен2004 год, кандидат педагогических наук Егорова, Лариса Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры»
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы под влиянием тенденций глобализации в Монголии наблюдаются значительные изменения. Культура, искусство, образ жизни людей приближаются к западному стилю социального устройства страны, что нередко имеет негативные последствия. Монгольский народ забывает свои многовековые обычаи, культурные традиции и, наконец, национальную идентификацию.
Известный писатель, лауреат государственный премии Зундуйн Дорж писал:
«Без языка - без национальности, без культуры.
Без границы - без независимости.
Без скота - без традиции, без образа жизни. Эти строки показывают ценность традиций нашего народа».
В настоящее время в связи с социальными преобразованиями в стране и градостроительством, внедрением в быт людей оседлого образа жизни, традиционная монгольская культура, отражающая менталитет нации, утрачивает своё значение в воспитании современных поколений. Особенно это относится к музыкальной культуре, в частности певческой.
Как хорошо известно, формирование культуры людей любой нации начинается с детства, с дошкольного возраста, который, по утверждению психологов, является самым сенситивным периодом жизни людей. Именно в этот возрастной период закладываются основы любых способностей для дальнейшего их развития, усваивается интонационный код музыкальной культуры людей на основе национальных традиций, которые необходимо сохранять и передавать от поколения к поколению.
Певческая культура монголов отличается необычайным своеобразием звуковых приёмов исполнения и богатством песенных жанров. На протяжении многовековой истории развития у монголов сложились свои принципы и методы обучения детей пению, обусловленные бытом кочевого образа жизни народа. В песнях люди отражали свои проблемы, связанные с выживанием, общением с природой, животными, добыванием пропитания, строительством жилища-юрты,
воспитанием детей, народными праздниками. Эти песни и традиции вокального воспитания детей легли в основу содержания принципов и методов народной педагогики, что имеет непреходящую ценность для музыкального воспитания и современных детей.
Самым доступным и широко распространённым видом музыкального исполнительства в современной Монголии является хоровое пение. Обучение хоровому пению обладает огромным потенциалом в решении вопросов не только музыкального, но и общего воспитания детей.
Знакомство с традициями кочевой жизни и быта монголов, отражёнными в их певческой культуре, способствует пониманию смысла народных песен, что повышает интерес и мотивацию к обучению пению и вызывает у детей патриотические чувства.
Певческая культура людей формируется постепенно на протяжении всей жизни и проявляется в потребности общения с музыкой и хоровым пением, в освоении определённых знаний, овладении вокально-хоровыми умениями и навыками, в накоплении слухового опыта в процессе восприятия лучших образцов хоровой музыки.
Однако в настоящее время в Монголии в области музыкального воспитания средствами хорового пения существует немало проблем:
- у детей нет знаний о традициях жизни своих предков, а отсюда -непонимание смысла и содержания исполняемых ими народных песен;
- преобладает пение открытым и «крикливым» звуком, что приводит к избыточному напряжению вокальных мышц и, как следствие, - к заболеваниям их голосового аппарата;
- полностью отсутствуют знания музыкальной терминологии;
- учебный репертуар хора состоит, в основном, из произведений современных отечественных и зарубежных композиторов;
- в учебных программах не ставится задача формирования вокально-хоровых умений и навыков на основе традиций монгольской певческой культуры;
- в практике дошкольного музыкального воспитания некоторые руководители детских хоровых коллективов иногда и включают в учебный репертуар народные песни, но этот опыт носит бессистемный, эпизодический характер;
- отсутствуют учебные пособия для детей и методические разработки для учителей;
- дети не владеют специфическими приёмами народно-песенного исполнительства, которые сложились в результате многовекового опыта наших предков.
Степень научной разработанности проблемы
Вокально-хоровому воспитанию детей посвящено немало работ различной направленности. Для нашего исследования большое значение имеет опыт музыкального и вокально-хорового воспитания российских, монгольских и зарубежных учёных и практиков, таких как:
- Алиев Ю.Б., Алмазов Е.И., Ветлугина Н.А., Кабалевский Д.Б., Овчинникова Т.Н., Орлова Н.Д., Стулова Г.П. и др., которые рассматривали певческую культуру, как важную составную часть общей музыкальной культуры школьников.
- Природу певческого голоса и его особенности, вопросы, связанные с охраной детского голоса, изучали: Алмазов Е.И., Шацкая В.Н., Егоров A.M., Левидов И.И., Морозов В.П., Орлова Н.Д., Соколов В.Г., Гембицкая Е.Я. и др.
- Связь пения с развитием музыкального мышления, интеллекта и способностей к учебной деятельности исследовали Оськина С.П., Суслова Н.В., Теплов Б.М. и др.
- Занятия пением рассматривались как условие развития эмоциональной сферы учащихся в работах Шатковского Г.И., Тарасовой К.В., Стуловой Г.П. и др.
- Различные методы вокально-хорового воспитания детей можно найти в работах Апраксиной O.A., Алиева Ю.Б., Багадурова В.А., Ветлугиной Н.А., Боровик Л.Г, Венгрус T.A., Войновой А.Д., Зинич Д.Т., Крошилиной Т.А.,
Малининой Е.М., Картушина М.Ю., Емельянова В.В., Бекиной С.И., Волчанской Т.В., Кацер О.В., Левидова И.И., Метлова Н.А., Черноиваненко Н.М., Яворского Б.Л., Тарасовой К.В., Тютюнниковой Т.Э., Даваахуу Л., Баярмаа, Л., БатсYх Ч. и др.
В большинстве работ вышеназванных авторов даётся теоретическое обоснование различных методических систем усвоения певческих навыков, предлагается методика практической работы с детьми разных возрастов, указывается на влияние певческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка.
- Традиции монгольский певческой культуры изучали монгольские ученые такие как: Содном Б., Оюун Э., Бадраа Ж., Бирваа Г., Хорлоо П., Загдсурэн У., Жанцанноров Д., Лувсанбалдан Х., Эрдэнэчимэг Л., Чулуунцэцэг Ц., Дэлгэр Б. и т.п.
- Немало ученых из России изучали монгольскую песенную культуру: Руднев А.П., Владимерцев Б.Я., Позднеев А.М., Красин Л.Б., Кондратьева С.А., Устюжанинов И.Н., Бурьдюков А.В., Смирнов Б.Ф., Кульганек И.В., Яцковская К.Н., и т. д.
- В середине XX века началось исследование песенной культуры Монголии. Б. Содном сделал классификацию устного творчества по принципу их использования; Бадраа Ж. в своей книге «Монгольская народная музыка» писал о песенных народных традициях; Хорлоо П. в монографии «Народная песенная поэзия» анализирует основные жанры народной песенной поэзии монголов; Жанцанноров Н. описал технику протяжных песен, Катуу Б. изучал эпос «Жангара»; Эрдэнэчимэг Л. - буддийские мантры «Гур дуу», Бирваа Г., Лувсанбалдан Х., Чулуунцэцэг Ц. и Дэлгэр Б. исследовали протяжные народные песни и т.п.
- Специфику монгольской кочевой культуры, ее взаимосвязь с мифологией, пространством и временем, календарем, этикетом и устное народное творчество изучали монгольские, российские и ученые других стран Плано Карпини, Гиймо де Рубрука, Марка Пола, Дамдинсурэн Ц., Ренчин Б., Бира Ш., Гаадамба Ш.,
Жамцарано Ц.Ж., Михайлов Г.И., Егорова В.Л., Викторова Л.Л., Жуковская Н.Л., Кошечкова Н.В., Новоградова Э.А., Майский И.М. и т. д.
Однако проведённый анализ исторических, теоретических работ и учебно-воспитательной практики показывает, что, несмотря на большое количество исследований, посвящённых различным вопросам музыкального воспитания детей, проблема формирования вокально-хоровых умений и навыков дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры не имеет достаточного теоретического обоснования и методической разработанности.
Несмотря на то, что вопросы развития вокально-хоровых навыков изучались различными авторами других стран, в Монголии данная проблема до сих пор не была предметом специального исследования.
Таким образом, в теории и практике вокально-хоровой работы с монгольскими дошкольниками возникли противоречия между:
1) потенциальными возможностями певческой деятельности как средства формирования певческих умений и навыков на основе традиций монгольской певческой культуры у дошкольников и недостаточной разработанностью теории и методики их реализации;
2) широким, разносторонним подходом музыковедческих и психолого-педагогических исследований к развитию певческого голоса дошкольников и нехваткой методических разработок по организации практической работы с монгольскими детьми на качественно новом уровне в современных условиях;
3) рекомендациями психологов, которые утверждают, что сенситивным периодом для формирования вокально-хоровых навыков является возраст дошкольного детства, и недостаточным использованием этого потенциала на практике.
Необходимость решения данных противоречий и определяет актуальность темы данного исследования на тему: «Формирование вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики формирования вокально-хоровых умений и навыков у дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры.
Объект исследования: процесс обучения хоровому пению монгольских дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования вокально-хоровых умений и навыков у дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры. Рабочая гипотеза:
Эффективность формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников возможна при следующих психолого-педагогических
условиях:
- разработки методической модели на основе традиций монгольской певческой культуры с учётом этапов её становления и развития;
- опоры на систему принципов и методов народной педагогики;
- учёта психофизиологических особенностях монгольских детей дошкольного возраста;
- определения психолого-педагогические условий обучения хоровому пению старших дошкольников в условиях современного детского сада.
Задачи исследования:
1) На основе анализа специальной литературы определить сущностные характеристики основных категорий исследования с позиций философии, психологии, дидактики, физиологии, музыкальной педагогики и методики.
2) Определить этапы становления и развития вокально-хоровой культуры Монголии.
3) Выявить основные принципы и методы трансляции певческой культуры от поколения к поколению в условиях кочевого образа жизни монгольского народа.
4) Раскрыть психофизиологические особенности монгольских детей старшего дошкольного возраста.
5) Разработать методическую модель формирования вокально-хоровых умений и навыков у дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры.
6) Проверить её эффективности в педагогическом эксперименте.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- Исследования специфики музыкальной культуры таких философов и искусствоведов, как: Каган М.С. [63], Киященко Н.И. [69], Назайкинский Е.В. [89], Бахтин М. М. [18], Теплов Б.М. [131] и др.; а также исследования Асафьева Б.В. [12], Чередниченко Т.В. [148], Грубер Р.И [41] Астафьева О.Н. [14] и др.;
- концептуальные идеи психологов о специфике развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей (Выготский Л.С. [37, 38], Изард К.Е. [62], Леонтьев А.Н. [79], Рубинштейн Л.С. [112], Тарасова К.В. [129], Теплов Б.М. [131] и др.);
- важное теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов Выготского Л.С. [36], Леонтьева А.Н. [79], Назайкинского Е.В. [89], Теплова Б.М. [131], Эльконина Д.Б. [1960], Мухина В.И. [86] и др.;
- этнопедагогические работы известных педагогов Коменского Я.А. [71], Ушинского К.Д. [138], Волкова Г.Н. [35] и монгольских учёных Баттогтоха Д., Жачина Ч. [163], Гаадамба Ш., Цэрэнсоднома Д. [164], Дашняма Л. [169], Эрдэнэ-Очира Г. [197], и др.;
- положения педагогов о певческой культуре как составной части общей музыкальной культуры дошкольников (Алиев Ю.Б. [5], Алмазов Е.И. [7], Ветлугина Н.А. [28], Овчинникова Т.Н. [88], Орлова Н.Д. [93] и др.);
- теория музыкального обучения и воспитания (Абдуллин Э.Б. [1], Апраксина О.А. [11], Ветлугина Н.А. [28], Кабалевский Д.Б. [64], Радынова О.П., Комиссарова Л. М. [110], Стулова Г.П. [124], Зимина А.Н. [60] и др.);
- идеи педагогов музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоничном развитии детей (Апраксина О.А. [11], Ветлугина Н.А. [29], Кабалевский Д.Б. [64], Орф К. [116,152], Костогорова М. В. [72] и др.);
- о природе певческого голоса (Алмазов Е.И. [7], Орлова Н.Д. [93], Стулова Г.П. [123], Дмитриев Л.Б. [46, 47], Вербов А.М. [25], Витт Ф.Ф. [32], Далецкий О.В. [42], Жинкин Н.И. [55, 56] и др.);
- об охране детского голоса (Алмазов Е.И. [7], Малиннина Е.М. [80], Левидов И.И. [77, 78], Сафонова В.И. [114, 115], Соколов В.Г. [120], Стулова Г.П. [123] и др.);
- о методах развития детского голоса (Апраксина O.A. [11], Алмазов Е.И. [7], Багадуров В.А. [15,16], Войнова А.Д. [33], Венгрус Л.А. [24], Ветлугина Н.А. [30], Картушина М.Ю. [66], Кацер О.В. [68], Медведева М.А. [82], Орлова Т.М., Бекина С.И. [133,134], Овчинникова Т.Н. [88], Стулова Г.П. [123], Стацура Т. [121], Катанине А.И. [67], Мерзлякова С.И. [84], Медведева М.А [83] и др.);
- о методах развития детского голоса на основе народной певческой культуры (Кодай З. [82, 85], Степанова С.Г. [122], Князева О.Л., Маханева М.Д. [70], Брыгина Г. [21] и др.
Методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ специальной литературы по философии, культурологии, педагогике, психологии, искусствознанию, теории и методики вокально-хоровой деятельности учащихся; обобщение музыкально-педагогического опыта ведущих музыкальных руководителей отечественных и зарубежных детских садов, а также собственного опыта работы с дошкольниками; прогнозирование вокально-хорового развития;
2) эмпирические методы: анкетирование; интервьюирование; педагогические наблюдения; констатирующий и формирующий эксперименты;
3) математические методы обработки результатов экспериментального обучения; анализ результатов, полученных в процессе проведения эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) определены этапы становления и развития вокально-хоровой культуры Монголии;
2) раскрыты особенности вокально-поэтического творчества монголов, что нашло своё отражение в методике обучения детей пению;
3) проанализированы условия и способы трансляции певческой культуры от поколения к поколению, определены принципы и методы народной музыкальной педагогики Монголов в условиях кочевого образа жизни;
4) проведён педагогический эксперимент по формированию вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиции монгольской певческой культуры.
Теоретическая значимость:
1) уточнены сущность и содержание таких категорий исследования, как: «вокально-хоровые умения и навыки», «традиции», «вокально-хоровая культура старших дошкольников»;
2) выявлены психофизиологические особенности монгольских детей дошкольного возраста;
3) разработан комплекс методов диагностики уровня развития вокально -хоровых умений и навыков;
4) изучено положение дел с вокально-хоровым воспитанием детей дошкольного возраста в Монголии в рамках констатирующего эксперимента;
5) разработана теоретико-методическая модель формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры и доказана её эффективность.
Практическая значимость:
- выводы данной работы, относящиеся к вопросу формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников, могут стать основой для дальнейших исследований в области музыкальной педагогики;
- теоретически обоснованные рекомендации по содержанию и организации формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников, а также полученные в процессе экспериментального исследования статистические
данные могут послужить основой для разработки новых учебных программ по хоровому пению для детей;
- теоретико-методические положения данной работы могут войти в содержание таких вузовских курсов, как: хороведение, история музыкального образования, методика обучения хоровому пению дошкольников, музыкальное воспитание дошкольников;
- разработана вокально-хоровая учебная программа для старших дошкольников «Музыкальная традиция моего народа»;
- опубликован сборник народных и композиторских песен, связанных с традициями кочевого образа жизни монгольского народа;
- разработано методическое пособие вокально-хоровых упражнений для дошкольников и др.
Положения, выносимые на защиту:
1) Теоретико-методическая модель формирования вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников должна строится с учётом этапов исторического становления и развития монгольской певческой культуры.
2) Становление и развитие монгольской певческой культуры определялось, в основном, кочевым образом жизни людей, их уровнем общекультурного развития, политическими событиями в стране и знакомством с музыкальной культурой европейских стран. В истории развития хорового искусства Монголии существует несколько периодов, которые и определяют этапы обучения хоровому пению детей.
3) Обучение вокально-хоровому пению старших дошкольников должны опираться на систему принципов и методов традиционной педагогики кочевого народа адаптированную к современному образу жизни людей и музыкальному образованию детей в условиях детского сада.
4) Психофизиологические особенности монгольских детей старшего дошкольного возраста в основном такие же, как и данного возраста других страны, главная из которых- склонность к игровой деятельность. Однако их
отличительной чертой является особая эмоциональная сдержанность, а также терпеливость и послушание.
5) Психолого-педагогическими условиями обучения хоровому пению старших дошкольников являются: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; уровень их общего и речевого развития; методы работы с дошкольниками с опорой на игровую деятельность
6) Обучение пению дошкольников целесообразно осуществлять в основном на фольклорном песенном материале для усвоения интонационного кода музыкальной культуры страны и национальных традиций, что обусловлено реализацией таких подходов к обучению, как: аксиологический, цивилизационный и комплексный.
Апробация. Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию в процессе обсуждения на заседаниях кафедры музыкально-исполнительского искусства МИГУ с 2015г.; кафедры искусства Монгольского национального университета образования г. Улан-Батора Монголии 2018 г.; на таких международных конференциях как: -Традиция и инновация в современном культурно-образовательном пространстве;
- VII Международная научно-практическая конференция (2016);
- III Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология, тенденции и перспективы развития» (2016);
- Международная научно-практическая конференция «Contemporary éducation policy and management» в Улан-Баторе (2017);
- «Взаимопроникновение национальных культур в контексте музыкального искусства»;
- III Международный фестиваль «Звуки дутара» им. Нуры Халмамедова (2017);
- Международная научно-практическая конференция «Проблемы музыкально-исполнительского искусства и образования» (2018);
- в ходе педагогического эксперимента и ряде публикаций.
Внедрение результатов работы проходило:
1) посредством публикаций статей, докладов и учебных пособий;
2) в ходе исследования опытной работы с детьми дошкольного возраста № 66,
67, 93,129 г. Улан-Батора (см. Приложение А);
3) в процессе обсуждения результатов исследования на заседаниях;
4) на заседании кафедры музыкально-исполнительского искусства МПГУ с
2015 г.;
5) кафедры искусства Монгольского национального университета образования
г. Улан-Батора Монголии 2018 г.;
6) в процессе практической работы музыкальных руководителей детских садов
Монголии;
7) проведения семинаров для музыкальных руководителей 15.09. 2016, 05.11.
2016 и 08.11. 2017 в Улан-Баторе и Дархане.
Достоверность и обоснованность результатов исследования:
- совокупностью методологических и теоретических положений отечественных и зарубежных исследователей в области философии, психологии, педагогики, дидактики, физиологии, музыкальной педагогики и методики;
- практическим воплощением основных теоретических положений, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования;
- итогами опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных.
Основные теоретические положения и выводы диссертации подтверждены результатами исследования, проведённого в различных формах и по различным направлениям: педагогические наблюдения, анкетирование, интервьюирование, беседы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Материалы исследования опубликованы авторам в статьях, докладах на различных конференциях и в учебных пособиях в количестве 11 .
Экспериментальная база исследования:
Монголия г. Улан-Батор, Детский сад № 93, 129.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ МОНГОЛЬСКОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Сущность и содержание основных категорий исследования с позиций
гуманитарных наук
К основной терминологии нашего исследования относятся такие понятия, как: «традиции», «культура», «вокально-хоровая культура старших дошкольников», «умение и навыки», «вокально-хоровые умения и навыки детей 5-6 лет».
Для совершенствования практических умений и навыков вокально-хоровой деятельности нужно использовать методический опыт разных педагогов. Кроме этого важное место занимает вокально-хоровая традиция каждого народа.
В широком смысле слова «Традиция (от лат. traditio передача) - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени» [90, с. 87].
«В качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни» [74, с.50].
В толковом словаре С.И. Ожегова дается два значения данного определения:
«ТРАДИЦИЯ - 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Налуюнальные традиции. Воинские традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Г. встречи Нового года. Вошло в традицию что-м. (стало традиционным во 2 знач.)» [92, с. 754].
Традиции в узком смысле слова может относиться к одному из видов деятельности людей или какого-либо аспектов культуры.
К.Ф. Никольская-Береговская подчеркивала, что «в процессе развития певческого искусства в каждом народе постепенно формировалась своеобразная манера пения, вокальные принципы, методика обучения и т.д. Веками складывавшаяся манера исполнения характеризовалась прежде всего бережным отношением к слову. В слове, музыкальном мышлении народа отражались его душевное богатство, глубина переживаний и раздумий о жизни» [87, с. 11].
«Постепенно овладевая искусством слова и речевой интонацией, народ использовал человеческий голос - самый доступный, естественный, но и самый тонкий и сложный музыкальный инструмент - не только для передачи смысла, но и с целью эмоционального воздействия, приобщения к сочувствованию» [113, с. 5].
В данном исследовании категория «традиции» рассматривается в отношении образа жизни и быта, труда и отдыха монгольского народа, а также условий и методов трансляции певческой культуры народа от поколения к поколению. В процессе развития певческого искусства в каждом народе постепенно формировалась своеобразная манера пения, свои принципы и методы обучения.
Культура характеризуется и степенью овладения культурой личности, видом деятельности. В таком случае говорят о культуре труда, профессиональной и бытовой культуре, культуре общения, речи или мышления.
Наличие столь разнообразных понятий о культуре, в основном, зависит от профессиональных взглядов, что и приводит к появлению множества ее определений, число которых постоянно растет. Так еще в 1952 г. Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхан систематизировав определения культуры, насчитывали 164 варианта. В 1970-ое годы число определений достигло 300, а в 1990-е годы более 500. Считается в настоящее время количество определения культуры приближается к 1000 [14, с. 167].
В философии под культурой понимается: «культура - (от лат. cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) система исторически развивающихся над биологическими программами человеческий жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению)» [90, с. 341].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование вокально-исполнительской культуры будущего учителя музыки на основе татарских певческих традиций2012 год, кандидат наук Нургаянова, Неля Хабибулловна
Начальное интенсивное хоровое пение2001 год, доктор искусствоведения Венгрус, Любовь Анатольевна
Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей2006 год, кандидат педагогических наук Шастина, Татьяна Владимировна
Сольное академическое детское пение: охрана и развитие голоса, выбор репертуара2011 год, кандидат искусствоведения Полякова, Наталия Ивановна
Формирование вокальных умений у детей в процессе изучения музыкального фольклора2009 год, кандидат педагогических наук Ларин, Алексей Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цэнд Эрдэнэтуяа, 2019 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для. студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. - М.:Музыка, 2006. - 336 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для. студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд.испр. и дод. -М.:МПГУ, 2013. - 432 с.
3. Агин М.С. Природа певческого голоса и его особенности// Вокальное образование XXI века. - М.: 2004. - 240 с.
4. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. - М.: МГППУ, 2004. - 368 с.
5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 352 с.
6. Алексеев Э.Е. Раннее фольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. - М.: Сов. Композитор, 1986. - 240 с.
7. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи// Развитие детского голоса. - М.: АПН РСФСР, 1963. - С. 3-18.
8. Альябьева Е.А. Дошкольникам о праздниках народов мира. Сказки и беседы для детей 5-7лет. - М.: Тц Сфера, 2018. - 128 с.
9. Анисимова М.В. Музыка здоровья: Программа музыкальная здоровьесберегающего развития дошкольников. - М.: Тц Сфера, 2014. - 128 с.
10. Ахмедпашаева К.А. Анализ теории креативности Колина Мартиндейла // Интернет- журн. 2015. URL: https://www.scienceforum.ru /2015/1041/ 10135. (дата обращения 05.06.2017)
11. Апраксина O.A. Методика развития детского голоса: учебное пособие. - М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1983. - 96 с.
12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.: Музыка, 1973. - 144 с.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М.: Музыка, 1965. - 135 с. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры. - 3-е изд. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 487 с.
Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. - М.: АПН РСФСР, 1953. - 96 с.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. Вып.2. - М.: Музгиз, 1956. - 268 с.
Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. -JL: Музыка, 1968. - 66 с.
Бахтин М.М. Философия и культура XX века: в 2-х частях: Сб. научных статей. - СПб.: 1991. - 128 с.
Боровик Л.Г. Научные основы постановки голоса: учебное пособие для студентов вокальных и дирижерско-хоровых отделений музыкальных вузов / ЧГИИК. - Челябинск, 1998. - 88 с.
Борисевич В.Г. Принципы и методы развития исполнительской культуры,
учащихся в классе гитары // Искусство в школе. - 2008. - №2. С. 78-80.
Брыгина Г. Русская народная песня как средство обучения выразительному
пению //Дошк. воспитание. - 1980. - № 7. - 87 с.
Варламов А.Е. Полная школа пения. - М.: Музгиз, 1953. - 105 с.
Венгрус T.A. Пение и фундамент музыкальности. - В. Новгород: Нов-ГУ
им. Ярослава Мудрого, 2000. - 204 с.
Венгрус, JI.A. Начальное интенсивное хоровое пение: Дисс. . .д-ра иск. -В. Новгород: 2001. - 540 с.
Вербов A.M. Техника постановки голоса. Изд. 2-е. - М.: Музыка, 1961. - 47 с.
Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С. От рождения до школы. Примерная общеобразовательного программа дошкольного образования. - М.:2014. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвешение, 1983. - 255 с.
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Ветлугина, H.A. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение 1968. -415 с.
Ветлугина, H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие
музыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. - М.: 1980. С. 229-244.
Ветлугина, H.A. Развитие слуха и голоса у ребенка 5-7 лет в процессе
обучения пению // Развитие детского голоса. - М.: 1963.
Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. - М.: Музыка, 1967. -102 с.
Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению / Под ред. Ю.А.
Барсова. - Л.: Музыка, 1968. - 64 с.
Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 138 с.
Вопросы физиологии пения и вокальной методики/ Сост.: проф., канд. искусствовед. О.М. Агарков, проф., д-р искусствовед. Л.Б. Дмитриев, Д. Киличевская / ГМПИ им. Гнесиных: Труды. - М.: 1975. - Вып. XXV. -167 с. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. зав.. - М.: Academia, 2000. — 168 с.
Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 576 с. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителей. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 220 с. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: АПН РСФСР,1961. -471 с.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов Дону.: Феникс, 2008. - 356 с.
Грубер Р.И. История музыкальной культуры. В 2 томах: -М.: Музгиз, 19411959 г. 2016 с.
Далецкий O.B. Саморегуляция голоса певцов // Музыкальная Академия. -1999. - №1. С. 143-145.
43. Диалог: Примерная основная образовательная дошкольная программа / Под ред. О.Л.Соболевой, О.Г. Приходько. - М.: 2014. - 479 с.
44. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2014. -280 с.
45. Детский голос. Экспериментальное исследование/ Под ред. В.Н. Шацкой. -М.: Педагогика, 1970. -132 с.
46. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. - 675 с.
47. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.: нот, ил.
48. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. -512 с.: ил.
49. Егоров A.A. Теория и практика работы с хором. - М.: Музгиз, 1951. - 239 с.: нот.
50. Егоров A.M. Гигиена голоса и его физиологические основы /Под общ. ред. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.: Лань, 1997. - 192 с.
51. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: метод. рекомендации для учителей музыки. -Новосибирск - Л.: Наука, 1991. - 39 с.: нот.
52. Жарова JI.M. Начальный этап обучения хоровому пению // Работа с детским хором. СПб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. - М.: Музыка, 1981. С. 12-19.
53. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 288 с.
54. Жинкин Н.И. О теориях голосообразования // Мышление и речь. - М.: АПН РСФСР, 1963. С. 219-271.
55. Жинкин Н.И. Речевой и певческий режимы фонации // Развитие детского голоса. - М.: АПН РСФСР, 1963. С.304-316.
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
Жуковская Н.Л. Монголии, мир кочевой культуры. Учебное пособие. - М.: 2015. - 288 с.
Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. Учебное пособие. -М.: Восточная литература, 2002. - 247 с. Зацепина М.Б. Формирования основ культуры ребёнка средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М.: 2005. - 20 с.
Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2000. -304 с. ноты.
Знаменская Е.В. Культура речи в пении: автореф. дис. ... канд. иск. наук. -Киев.: 1959. - 20 с.
Изард К.Е. Психология эмоций = The phychology of emotions. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
Каган М.С. Философия культуры: учеб. пособие для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. - 353 с.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.
Канкарович А.И. Культура вокального слова. М.: Музгиз, 1957. - 53 с. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Скрипторий 2003, 2010. - 176 с.
Катинене А.И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 1974. - 24 с.
Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. - СПб.: Музыкальная палитра, 2005. - 47 с.
Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: парциальная программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство- пресс, 2017. - 304 с.: ил.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. - 650 с.
Костогорова М.В. Вокально-хоровое пение как форма духовно-нравственного воспитания личности // Гуманитарный вектор. — 2011. - № 2 (26). - С. 154-157
Кульганек И.В. Мир монгольской народной песни. - СПб.: 2001. - 224 с. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - 577 с.
Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов - 4-е изд. - М.: Академический Проект Трикста, 2003 - 496 с.
Крошилина Т. Мы птицы! Методическое пособие по постановке голоса детей первого года обучения в фольклорном коллективе. - Сочи: 1998. -55 с.
Лазерев М.Л. Здравствуй!:предшкольная подготовка: учебно-методическое пособие для педагогов. - М.: Мнемозина, 2007. - 279 с. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей. - Л.: Тритон, 1936. - 53 с. Левидов И.И. Детское пение и охрана голоса детей. - Л.: ДХВД, 1935. - 72 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Л.: Музыка, 1967. - 88 с. Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология. Полный курс: Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения. -М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 828 с.
Мартынов И. Золтан Кодай. -М.: Советский композитор, 1970. -271 с., ил. Медведева М. А. Система упражнений для формирования певческих
навыков у детей 5-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук - М.: 1986. - 25 с.
84. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. - М.: Тц Сфера, 2015. - 160 с.
85. Музыкальное воспитание в Венгрии: сборник статей / под ред. Л.А.Баренбойма. - Л.: Музыка, 1983. - 399 с.
86. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
87. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков: методические пособие. - М.: Языки русской культуры,1998. - 192 с.
88. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1975. -Вып. 10. - С. 17-23.
89. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. - 254 с., нот.
90. Новая философская энциклопедия: в 4т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ. -науч. фонд; Научно-ред. совет: В.С. Степин, заместители предс.
А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. сек. А.П. Огурцов. - М.: Мысль, Т. II. -2001. - 634 с.
91. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования/ Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования : издается с июля 1937 / ред. А.Я. Данилюк. - 2011. - № 6. -С.3-14. [Электронный ресурс] - URL: http://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2015/12/611.pdf (Дата обращения: 14.04.18)
92. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
93. Орлова Н.Д. О детском голосе. - М.: Просвещение, 1966. - 56 с.
94. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учебное пособие для студ. муз. пед. отд. и фак. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 224 с.
95. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. - М.: Музгиз, 1951. - 136 с.
96. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособия для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 96 с.
97. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: Первая книга учителя. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.
98. Пиксаева О. Н. Компьютерные технологии в процессе обучения музыке: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 193 с.
99. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ТОО Пассим, 1994. - 304 с.
100. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Владос, 1997. - 384 с.
101. Петренко С.С. Психологические условия построения развивающего музыкального обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М.: РГГУ, 2005. - 28 с.
102. Попцова Р.В. Поём с улыбкой и радостью: конспекты занятий со старшими дошкольниками. - М.:ТЦ Сфера, 2018. - 128 с.
103. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. Учебное пособие для студ. факультетов дошк. восп. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1998. — 240 с.
104. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
105. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Природа и музыка. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 с.
106. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: программа. Настроения, чувства в музыке. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 208 с.
107. Радынова О.П., Груздова И.В. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учебник для. студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1996. -176 с.
108. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: 2 ч. - М.: Владос, 1997. - 608с.
109. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: авторская программа
и методические рекомендации. - М.: Гном - Пресс, 1999. - 80 с.
110. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - Дубна: Феникс+, 2014. - 332 с.
111. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая рос. энцикл., 1993-1999. - 1160 с.
112. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
113. Ручьевская Е. А., Иванова Л. П. Анализ вокальных произведений: учебное пособие. - Л.: Музыка, 1988. - 352 с.
114. Сафонова В.И. Вокальное воспитание в хоре и некоторые акустические закономерности пения // Работа хормейстера в детском хоре: сборник научно-методических статей / под ред. Г.П. Стуловой. - М.: Прометей, 1992. С.107-121.
115. Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса // Работа с детским хором: сборник статей / под ред. проф. В.Г. Соколова. - М.: Музыка, 1981. - С.33-39.
116. Система музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970. - 160 с.
117. Сергеев A.A. Воспитание детского голоса. - М.: АПН РСФСР, 1950. - 124 с.
118. Смирнов Б. Музыкальная культура Монголия. - М.: 1963. - 119 с.
119. Соболев A.C. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. - M.: Просвещение, 1965. - 92 с.
120. Соколов В.Г. Работа с хором. - М.: Музыка, 1967. - 228 с.
121. Стацура Т. Приемы развития певческих навыков у детей старшей группы детского сада //Дошк. воспитание. 1987. - №11. - 94 с.
122. Степанова С.Г. Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства: дис. ...канд. пед. наук. - Улан-удэ, 2006. - 186 с.
123. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Прометей, 1992. — 270 с.
124. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: учебное пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2002. -176 с.
125. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2005. - 152 с.
126. Стулова Г.П. Методика работы с детским хором: учебное пособие для вузов. - М.: 2014. -176 с.
127. Стулова Г.П. Подготовка регентов в России: прошлое и современность: учебное пособие. Изд. 2-е. - М.: 2017. - 176 с.
128. Татъяана М. Монголо-российские отношения: документы 1991-2004 гг.-Улан-Батор: 2006. - 444 с.
129. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. -176 с.
130. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
131. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 536 с.
132. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи...: творческое музицирование, импровизация и законы бытия. - М.: Книжный дом «Либриком» 2003. - 261 с.
133. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет /Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1987. -144 с.
134. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет /Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М.: Просвещение, 1988. - 142 с.
135. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. - М.: Политиздат, 1963. - 544 с.
136. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. [Электронный ресурс] - URL: Ы^://минобрнауки. РФ/ документы/6261 (Дата обращения: 12.07.18)
137. Ушинский К.Д. Сочинения. М.: Академия педагогических наук, 1948. -656 с.
138. Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская H.H. Методика вокального воспитания. - М.: Музыка, 1989. - 175 с.
139. Харламов И.Ф. Педагогика. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. 519 с.
140. Ходькова А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1974. - 18 с.
141. Хорло П. Народная песенная поэзия монголов (проблема жанрового состава): монография. - Новосибирск: Наука, 1989. - 150 с.
142. Цэнд Эрдэнэтуяа. Сущность и содержание категории «Вокально-хоровая культура монгольских дошкольников» // Проблемы музыкально-исполнительского искусства в образования: материалы межд. научно-практ. конф. - М.: ООО Искусство в школе, 2018. - С. 42-50.
143. Цэнд Эрдэнэтуяа. Формирование основ вокально-хоровой культуры монгольских дошкольников в процессе музыкальных занятии// Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы VII межд. научно-практ. конф. - М.: МИГУ, 2016. - С. 353-357.
144. Цэнд Эрдэнэтуяа. Становление и развитие вокально-хоровой культуры Монголии // Наука и Школа. - 2018. - №2. - С. 173-178.
145. Цэнд Эрдэнэтуяа. Вокально-хоровая культура Монголии и особенности её передачи от поколения к поколению // Педагогика искусства. - 2018. - №3. - С. 154-159.
146. Цэнд Эрдэнэтуяа. Формирование вокально-хоровых умений и навыков у старших дошкольников на основе традиций монгольской певческой культуры // Художественное образование и наука. - 2018. - №3 (16). - С. 97101.
147. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994. - 344 с.
148. Чулуунбат Д. Традиционное семейное воспитание детей в Монголии // Молодой учёный. - М.: 2010. - Т. II. № 11 (22). - С. 51-53.
149. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: Музыка, 1985. - 176 с., нот.
150. Шереметев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. - Челябинск: Версия, 1998. - 251 с.
151. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от 0 до 7 лет). - М.: 1960. - 328 с.
152. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. - М.:Советский композитор, 1978. - 367 с.
153. Юдин С.П. Формирование голоса певца. - М.: Музгиз, 1962. - 200 с.
154. Юренева Н.Ю. Пение должно быть искренним. // Музыкальная жизнь, 2008, № 8 / интервью брал Д.Н. Гриних. - М.: 2008. С. 41-42.
155. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса: Пер. фр. - М.: Музыка, 1974. -262 с.
156. Яцковская К.Н. Народные песни Монголов. - М.: 1988. - 249 с.
157. Яцевич И.Е. Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство». - СПб.: Детство пресс, 2015. - 224 с.
Литературы на монгольском языке
158. Амардулам Н., Купул Ж., Бурмаа Б. Монгол хуухдийн бие бялдрын еселт хегжлийн судалгаа, эрYYл ахуйн Yнэлгээ, енеегийн хэрэгцээ // Монголын анагаах ухаан. - 2006. -№ 3 (137). - С. 38-41. [Электронный ресурс] - URL: http://www.mongolmed.mn/article/235 (Дата обращения: 12.07.17)
159. Бадраа Ж. Монгол ардын хегжим. - Улан-Батор: 2015. - 78 с.
160. Батдэлгэр Ж. БНХ-ийг хогжуулэх хувилбарт сургалтын хотолбор. - Улан-Батор: Монхийн усэг, 2009. - 112 с.
161. БатсYх Б., Батжаргал Ж. Дуу заах арга 3yh. - Улан-Батор: 1991. - 67с.
162. БатсYх Д. Цэцэрлэгт Yзэх хегжимт тоглоом бYжиг. - Улан-Батор: 1996. - 78 с.
163. Баттогтох Д., Жачин Ч. Ардын сурган хумуужуулэх овоос. - Улан-Батор:1991. - 96 с.
164. Гаадамба Ш., Цэрэнсодном Д. Монгол ардын аман зохиолын дээж бичиг. -Улан-Батор: 1978. - 178 с.
165. Ганбат Г. Газета вооруженных сил Монголии «Соёмбо». [Электронный ресурс] - URL: http://www.soyombo.mod.gov.mn/index.php?option=com (Дата обращения: 12.08.17)
166. Государственный академический театр оперы и балета Монголии. Исторический путь. [Электронный ресурс] - URL: http://www.opem-ballet.mn/index.php/2015-10-02-04-01 -60/item/3-2013-03-21 -02-31 -50 (Дата обращения: 10.07.17)
167. Гочоо А. Хуухдийн цэцэрлэгийн сургалт хумуужлийн ажлын заах арга зуйн зевлемж. - Улан-Батор: Ардын армийн хэвлэх газар, 1979. - 32 с.
168. Гун-Аажив Т. Монгол ардын богино дуу (монгольские короткие песни). -Улан-Батор: 2016. - 216 с.
169. Дашням Л. Монголчуудын хун бутээдэг ухаан (монгольская мудрость создания человека). - Улан-Батор: 2000. - 150 с.
170. Дорждагва Ж. Уртын дуу (протяжные песни). - Улан-Батор: 1970. - 109 с.
171. Жанцанноров Н. Уртын дууны зарим нэр томъёоны гаргалгаа. - Улан-Батор: 2005. - 86 с.
172. Ичинхорлоо Ш. Диссертацийн ажлын арга судлалын Yндэс. - Улан-Батор: 2011. - 94 с.
173. История ансамбля. Military song& dance academic ensemble. [Электронный ресурс] - URL: http://www.mod.gov.mn/chuulga.htm (Дата обращения: 11.08.17)
174. Качество политики реформ образования 2012-2016, [Электронный ресурс] -URL: http://www.meds.gov.mn/data/1501/primary.pdf (Дата обращения: 11.08.17)
175. Лхагвасурэн Ж. Хуухдийн дуу, хогжим, бужиг, тоглоом. - Улан-Батор: 1984. - 198 с.
176. Лхагвасурэн Ж. Хуухдийн цэцэрлэгийн хумуужлийн сургалтын программ. -Улан-Батор: Ардын боловсролын яамны хэвлэл, 1976. - 179 с.
177. Mинистерство образования культуры и науки Mонголии. Сведения о работах, выполненных в мае 2010 года. [Электронный ресурс] - URL: http : //www.meds .gov. mn
178. Mинистерство образования культуры и науки Mонголии. Mеждународные договоры и соглашения. [Электронный ресурс] - URL: http : //www.meds .gov. mn
179. Mонбиш Д. Цэцэрлэгт хичээлийн бус цагаар хуухдийн урлаг уран сайхны бие даасан уйл ажиллагааг хогжуулэх нь. - Улан-Батор: 1999. - 89 с.
180. Mягмар Ж. Сургуулийн омнох боловсролын ахлах булгийн сургалтын хотолбор. - Улан-Батор: Соёмбо принт, 2012. - 133 с.
181. Наша история. Главное управление пограничные охраны. [Электронный ресурс] - URL: http://bpo.gov.mn/suborgan/1206270001 (Дата обращения: 14.05.17)
182. Нонна Д. Сургуулийн омнох насны хуухдийн хумуужил сургалтын программ. - Улан-Батор: 1986. - 189 с.
183. Норжхорлоо Н. Хуухдийн цэцэрлэгийн хумуужил сургалтын хотолбор. -Улан-Батор: Улсын хэвлэх газар, 1990. - 80 с.
184. Норжхорлоо Н., Энхмаа Т., Отгонжаргал Я. Бага насны хYYхдийн сургалтын хетелбер. - Улан-Батор: 2008. - 330 с.
185. Норжхорлоо Н., Насанбаяр Б. Сургуулийн омнох боловсролын сургалтын цом хотолбор. - Улан-Батор: 2015. - 56 с.
186. Оросоо Г. Бага насны хуухдийн мэдрэл сэтгэцийн судалгаа. // Монголын анагаах ухаан. - 1991. -№ 1 (77). - С. 38-41. [Электронный ресурс] - URL: http://www.mongolmed.mn/article/611 (Дата обращения: 12.07.17).
187. Одбагмэд З. Монгол ардын хундлэх, мэндлэх, талархах, зэмлэх, хориглох ёсон. - Улан-Батор: 2017. - 200 с.
188. Пурэв-Очир Ч., и др. Сургуулийн емнех насны хуухдийн сургалтын цем хетелберийг хэрэгжYYлэх аргачилсан зевлемж. -Улан-Батор: 1999. - 55 с.
189. ПYрэвсYрэн Д. Монголын хегжмийн боловсролын уламжлал, шинэчлэл -Улан-Батор: 2007. - 140 с.
190. ПYрэвсYрэн Д. Дуу хогжмийн сургалт хумуужлийн ажлын арга ЗYЙн зовломж. - Улан- Батор: 1989. - 123 с.
191. Посольство РФ в Монголии. [Электронный ресурс] - URL: http: //www.mongol ia.mid.ru/mn/kult.html,
http://www.mongolia.mid.ru/mn/90years.html (Дата обращения: 09.03.17)
192. Содном Б. Обзор понятия Монгольской устной литературы. [Электронный ресурс] - URL: http://mongolstudy.blogspot.ru/2007/ 10/blog-post_27.html (Дата обращения: 16.07.17)
193. СYхбат Ш. Монгол мал, малчин. - Улан-Батор: 2017. - 234 с.
194. Уранцэцэг Л., Цолмон Ч. Бага насны хYYхдийг хегжYYлэх сургалтын телевлегее. «Алхам алхмаар» хетелбер. - Улан-Батор: Сейжи принт, 1999. - 243 с.
195. Цоодол И. Монгол ардын уламжлалт ёс, зан YЙлийн дээж 1,2. - Улан-Батор: 1991. - 112 с.
196. Эрдэнэ-Очир Г. Ардын сурган хумуужуулэх 3Y^ - Улан-Батор: 1998. - 148 с.
Литературы на английском языке
197. Anne Helgeland, Ingrid Lund. Children's Voices on Bullying in Kindergarten: Early Childhood Educ J/ 2017. 45:133-141p.
198. Nicola Swain, Sally Bodkin-Allen. Developing singing confidence in early childhood teachers using acceptance and commitment therapy and group singing: A randomized trial: Research Studies in Music Education/ 2017. Vol. 39(1) 109120 p.
199. Batchuluun Yembuu. Mongolian Nomads: Effects of Globalization and Social Change. Springer Science+Business Media Singapore 2016 89M. Robertson, P.K.E. Tsang (eds.), Everyday Knowledge, Education and Sustainable Futures, Education in the Asia-Pacifi c Region: Issues, Concerns and Prospects 30, DOI 10.1007/978-981-10-0216-8_7. /2016. 89-104 p.
200. Susan Young. Young children's spontaneous vocalising: insights into play and pathways to singing: International Journal of Early Childhood/ 2014. 36:59-74 p.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А: Иллюстративный материал
Рисунок А 1 - Народные инструменты. Струнные и духовые музыкальные
инструменты
Рисунок А 2 - Духовые инструменты
Рисунок А 3 - Ударно-струнный инструмент Ёочин
Рисунок А 4 - Морин хуурч (рисунки РисУнок А 5 - МоРин хУУРч (рисУнки Лувсан-хуурча) Лувсан-хуурча)
Рисунок А 6 - Народный инструмент Ятга
Рисунок А 7 - Ч. Лодой «Наадам» (Три мужских игрища). Кочевой образ жизни, национальные праздники
Рисунок А 8 - Гийнгоо. Скачки на лошадях во время «Наадама» (три мужских игрища)
Рисунок А 10 - О. Доржготов «0вeлжee» (Зимушка)
Рисунок А 11 - 5 видов домашних животных (Лошадь, верблюд, корова, овец, козёл)
Рисунок А 12 - Ребёнок с козлёнком
В Монголии есть уникальный музыкальный обряд - с его помощью пастухи могут заставить самку верблюда, отказавшуюся от детеныша, принять его обратно. Животное начинает плакать, слушая музыку...
В 2013 году этот ритуал вошел в список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.
Рисунок А 14 - Ход экспериментальной работы
Анкетирование и интервьюирование музыкальных руководителей 25.02.2016
Рисунок А 15 - Детский сад №66 02.02.2016;
Рисунок А 16 - Детский сад № 93 02.10. 2015
Рисунок А 17 - Детский № 67 24.03.2016
Рисунок А 18 - Семинар для музыкальных руководителей 15.09. 2016 Улан-Батор
Рисунок А 19
- Детский № 129 Аудиторское прослушивание 09.11.2016; 23.11.2016
Рисунок А 20 - Детский № 129. В процессе занятии 29.03.2017;
Рисунок А 21 - Международная научно- практическая конференция,
5-6 мая 2017 года. - Улан-Батор
Приложение Б: Вокально-хоровые упражнения
Б 1. Упражнения для развития дыхания и дикция
a) «25 хул» (25 чашка для кумыса)
Перед началом исполнитель читает стихи в размере 5/8 в ритме (8,8,8, 16,16,8) на одной ноте как скороговорки и потом на одном дыхании быстро и четко считает 1хул, 2 хул, 3хул и т.п. до 25 хул. Сначала они не могут просчитать подряд более 5 хул, а затем 10 хул, 15 хул, 20 хул и 25 хул. В процессе тренировки постепенно увеличивать количество хул.
Ь) «32 цагаан лонх» (32 белых бутылок) Это упражнение как задача труднее, чем другие упражнения. Монгольские певцы перед пением всегда поют эти упражнения.
Перед началом исполнитель произносит стихи и говорит: «Эй! Чтобы стать добрым молодцем, я буду считать на одном дыхании 32 цагаан лонх» и потом на одном дыхании быстро и четко на одной ноте начинает считать в размере 3/8 в ритме (8,16,16,8; 16,16,16,16,8) 1 цагаан лонх, 2 цагаан лонх, 3 цагаан лонх...32 цагаан лонх. Это упражнение сразу тоже не получается. Сначала дети могут повторить только 4 цагаан лонх, 8 цагаан лонх, затем до 12 цагаан лонх, 16 цагаан лонх, 20 цагаан лонх, ... 32 цагаан лонх. Перед каждым повтором надо брать дыхание. Стихи «32 цагаан лонх» Хоол гэж хонх Ходоод гэж лонх ТэсгэлгYй хоёул Тэсэх модон тооно
За, би сайн эр болж гучин хоёр цагаан лонхыг нэг амьсгаагаар тоолъё! (Эй! Чтобы стать добрым молодцем, я буду считать на одном дыхании 32 белых бутылок)! 1 цагаан лонх, 2 цагаан лонх, 3 цагаан лонх...и т.п. до 32 цагаан лонх.
Нэг ца-гаан лонх, хо-ёр ца-гаан лонх, гур-ванца-гаан лонх, дер-вен цаг-гаан лонх...
^ «9 мунгун бумбуг» (9 серебренных шариков).
Это упражнение больше похоже на скороговорки. На одном дыхании скажет с первого до девятого и обратном счете с девятого до одного. В размере 3/8 в ритме (8, 16,16,16,16) на одной тоне. Потом их можно повторять на другой высоте или спеть на двух разных нотах.
1 мунгун бумбуг (1 серебреный шар)
2 мунгун бумбуг (2 серебреный шар)
3 мунгун бумбуг (3 серебреный шар)
4 мунгун бумбуг (4 серебреный шар)
5 мунгун бумбуг (5 серебреный шар)
6 мунгун бумбуг (6 серебреный шар)
7 мунгун бумбуг (7 серебреный шар)
8 мунгун бумбуг (8 серебреный шар)
9 мунгун бумбуг (9 серебреный шар).
Б 2. Упражнения для развития дыхания, диапазона и звуковедения
а) Уухай
Именно с гласной «У» начинается основное упражнение монгольских протяжных песен. Они поют в минорной безполутоновой пентатонике на одно слова «Уу-хай». В начале коротко на слог уу потом в этой позиции продолжается на слог ай длинные фразы поются с разной мелизматикой. В Монголии все глаголы заканчивается на согласного «Х». В этом упражнении решаются разные задачи: дикция, фразировке, дыхание, звуковедение, расширение диапазона, выравнивание тембра и т. п.
Это упражнение для детского голоса не подходит из-за большого диапазона и вокальных трудностей. Поэтому, мы решили использовать основную мелодию и слова в упрошенном виде, сокращая фразу, мелизмы и диапазон.
b) Гийнгоо
В Монголии при подготовке коня его к состязаниям на скачках поют специальные распевы «Гийнгоо». Сначала четыре стиха из буддийской мантры, потом протяжные песни используя прием мелизматики дети распевают мелодию на слове Гийнгоо. Мы использовали гийнгоо в упрощенном виде.
гийнгоо
Цэрэннадмид Вверхангай нарийн тээл хялбаршуулсан хувилбар (Ц.Эрдэнэтуяа)
Челеетэй
r\ V
, I—3 I ГЯ I I ГЭ —Я I I П ГЯ
m - — jr= w^
Гийн-гоо У - ма хэ - рэ ба- дам да - рий ба-зар гарь - даа
'h I п I гп 11 п I mil I I—-— II
J J Jt J I J J_ J J J I |*
xa- ян хяр - ваа ху - луу ху - луу_ Гийн-гоо
c) Благопожелание для детей и приветствие
ероэлийн угс
Ц. Эрдэнэтуяа
Дунд зэрэг
/ 2--
т % к — ¡5= ¡5=
»F1—i- Зээ 4 ^^— Ар -* вин ма * л - та й Ыг айр - — гийн J э м-» - зэ J-0 н бо Л,
-Щ- К-N Г> —fe.-Ь-К-Ь-R- 5= ¡5— | Ц
i5 «Г V ' т ^ V1 У - » ё
Бу - ман мал - гай, бу - тан-гийн э - зэн бол - ту - гай
t
хуухдийн ЕРеел
Ц. Эрдэнэтуяа
Дунд зэрэг
тр ---
№ о - -л -- -ш-0-* - ---4 —s—^-- - -0-0-0-
«F--- ч Зээ! А 4 j>- i япд - яв - бал олз - то s—.— й — Аид ЯЕ - бал ган-зага-тай s--
--»-0- -ш i—•-hJ Ï— -* Ь h i é JJ J 11
Аав ээж - дээ ач - л ал - тай А - хас эх - сээ хуп-дэлж яв!
Б. 3 Для развития эмоциональной выразительности и звуковедения
Особые распевы и зовы для обращения к животным: (тойг, чайг, гурий, оов, хоос, тоор)
Эти упражнения надо петь ласкова, с кантеленном звуком и любовью.
1. Упражнение (отрывки из народных песен)
Приложение В: Список песен для занятий
Эмоции в музыке: настроения и чувства
- Эхийн дуу (Колыбельная песня) (МНП)
- Эхийн ач (МНП)
- Тусч хYYгийн дуу. муз. Х. Баатар, сл. Г.Сэсмээ
- Сайн уу муу юу аль нь вэ хе? муз. С.Маяа, сл.Ш.СYрэнжав
- Миний дотны найз. муз., и сл. С.Батболд
- Уярлын долоон эгшиг. муз. С.Батболд, сл.О. Сундуй
- Хамгийн сайхан ээж. муз. Ч. Сангидорж, сл.Д. БатсYрэн
- Нарны бYжиг. муз. З.Хангал, сл. Д. БатсYрэн
Природа и музыка
- Восхваление горы Алтая (МНП)
- Восхваление небо (МНП)
- Леганда «Хохоо Намжила» (МНП)
- Элстэйн ганга л нутаг (МНП)
- Дуу шиг хавар. муз. Б. Ганхуяг, сл.Ц. ^ррагчаа Кочевой образ жизни
- Агсал (МНП)
- Жуурай гэлдэнэ (МНП)
- Буурал морь (МНП)
- Yглээ шаазгай (МНП)
- Ботго (Верблюженок). муз. С.Баярсайхан, сл.Ч. Алагсай
- Унага (Жеребёнок). муз. Д. Жанчив, сл. 0. Элзийням
- Тугал (Телёнок). муз. С.Батболд, сл. Б. Банди
- Ишиг (Козлёнок). муз. Д. Дагважамц, сл. О.Сэрээнэн
- Хурга (Ягнёнок). муз. С.Батболд, сл. Б. Банди
- Таван хеерхен. муз. , сл.Ш. Бадарч
- Унага (Жеребёнок). муз. Д. МяасYрэн, сл. О.Сэрээнэн
- Ботго (Верблюженок). С.Баярсайхан, сл. Ч. Алагсай
- Цагаан ишиг. муз. Ч. Нянгар, сл.Д. Цэдэв Время и монгольский календарь
- Гэрийн ероол
- Восхваления 12 летного животного цикла (МНП)
- Дервен улирал баярлах байхдаа. муз. С.Батболд, сл. Ш. Бадарч
- Гэр барьж тоглох. муз.Л. Галмандах, сл. Г. Ганболд Обряды, праздники и народные игры.
- Цагаан сар (МНП)
- Боодогтой сэвгэр (МНП)
- Могой хээр морь (МНП)
- Шигширгийн ая (МНП)
- Ёохор (МНП)
- Дайралцаа дуу (МНП)
- Хурдан морины хYYхэд (Скакун) муз. С.Батболд, сл.О. Сундуй
- Тоглоомын тойрог. муз.Л. Галмандах, сл. Г. Ганболд
- Тэгвэл хоёулаа. муз.С.Гончигсумлаа, сл.Н.Санжмятав
- Баяр наадам. муз.Л. Галмандах, сл. З. ТYмэнжаргал
- Ингэ ботго хоёр. Муз., сл. Ц. Эрдэнэтуяа
Приложение Г: Сценарий музыкально-театрализованной деятельности
«КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ НАШЕГО НАРОДА»
Задачи:
- развивать вокально-хоровых умений и навыков на основе традиций монгольской певческой культуры;
- укрепить вокально-хоровые умений и навыков приобретенные во время обучения;
- содействовать проявлению своей индивидуальности, фантазии и творчества;
- использовать и понимать смысл народных песен связанных кочевой образ жизни.
Оборудование: маска 5 видов домашних животных; запись для танцевального движения; наглядность (картины природы, иллюстрации по различным бытовым ситуациям); и картины с изображением музыкальных инструментов, поющих и танцующих; народные музыкальные инструменты-морин хуур, лимбэ, хулсан хуур и др.
Роли (20):
- 3 эрэгтэй (мальчики), 3 эмэгтэй (девочки)хYYхэд
- 2 хурга (ягнёнок)
- 2 ишиг (козлёнок)
- 2 унага (жеребёнок)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.