Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шастина, Татьяна Владимировна

  • Шастина, Татьяна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 309
Шастина, Татьяна Владимировна. Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2006. 309 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шастина, Татьяна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ

ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Раздел 1.1. Характеристика основных понятий исследуемой темы.

Раздел 1.2. Особенности вокально-эстетического воспитания детей средствами народной традиционной певческой культуры.

Раздел 1.3. Дидактические возможности народной традиционной певческой культуры в вокально-эстетическом воспитании детей.

Выводы по I главе.

ГЛАВА II ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Раздел 2.1. Формирование этнического певческого поведения детей в системе музыкального образования.

Раздел 2.2. Особенности освоения детьми диалектного пения.

Раздел 2.3. Пути внедрения методов вокальной этнопедагогики в систему вокально-эстетического воспитания детей.

Выводы по II главе.

ГЛАВА III РЕАЛИЗАЦИЯ ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ.

Раздел 3.1. Педагогические условия, способствующие повышению результативности обучения детей народному пению.

Раздел 3.2. Методика обучения детей народному пению.

Раздел 3.3. Определение эффективности технологии вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

Выводы по III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей»

Актуальность исследования. Современная социокультурная среда характеризуется утратой национальных традиций, стремительным научно-техническим развитием, связанным с доступностью широким слоям населения разнообразных музыкальных стилей, воспринимаемых часто под воздействием агрессивного натиска рекламной «раскрутки». Коммерциализация музыкального рынка в нынешней России привела к небывалому прежде влиянию западной музыкальной культуры, которая некритично воспринимается неподготовленными слушателями и в особенности - детьми, с их несформированным эстетическим вкусом. Это создает дефицит информации о народной художественной культуре, что отрицательно влияет на приобщение к ней подрастающего поколения.

Распад СССР с его сбалансированной системой интернационального и музыкального воспитания привел к отказу от традиции вокально-эстетического воспитания, от активной певческой деятельности детей в процессе их обучения. Недооценка органами образования значимости проблемы самоидентификации, выражающаяся в свертывании даже уже существовавших программ вокально-эстетического воспитания в общеобразовательных и музыкальных школах, в отсутствии обучения детей народному пению на основе фольклора1, приводит к отрыву новых поколений от традиционной культуры. Современные исследования в области музыкального образования показали, что дети недостаточно знают родную певческую культуру. Это с одной стороны. С другой стороны," они обнаружили низкий уровень влияния образовательных учреждений на формирование интереса к народной музыке.

Такая ситуация отрицательно влияет на наследование стереотипов этнопове-дения, формирование ментальности, интересов, на динамику и содержание духовного мира, на развитие художественного вкуса молодого поколения, а также

1 Манера пения является одним из самых устойчивых элементов народной традиции (И.И. Зем-цовский). вызывает нарушения взаимосвязи эмоционального и рационального в сознании ребенка.

Становится очевидным, что острота вопросов толерантности и национального самоопределения не может быть разрешена вне приобщения детей к чистым истокам народной традиционной певческой культуры.

Вместе с тем, сложные процессы, происходящие в современном обществе, невозможно осуществить без совершенствования духовной культуры человека, формирования творческого мышления. Только единство и согласованное взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сфер человека, обладающего творческим мышлением, может способствовать успешному выполнению любых форм его деятельности. Это призвано обеспечить эстетическое воспитание благодаря художественной творческой деятельности детей, одним из видов которой является пение.

Пение занимает значительное место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Эмоционально воздействуя, оно развивает художественный вкус, эстетическое восприятие, художественное, музыкальное, логическое мышление. Многими педагогами2 отмечено положительное влияние певческой деятельности на всестороннее развитие ребенка. Обучению детей пению способствует вокально-эстетическое воспитание.

Выявленная в процессе исследования взаимосвязь между вовлеченностью детей в народную певческую культуру и девиантным поведением, усиливает актуальность исследования. Важным условием психофизиологического здоровья личности, гармоничного взаимоотношения ее с обществом и природрй, активизации защитных и адаптационных механизмов является художественная творческая деятельность детей на основе народного песенного искусства устной традиции.3

Е.А. Алмазов, С.И. Бекина, А.Н. Зимина, Н.А. Метлов, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова, В.Н. Шацкая и др.

3 В данном исследовании как средство вокально-эстетического воспитания детей рассматривается русская народная традиционная певческая культура.

Народная традиционная певческая культура4 является важным средством вокально-эстетического воспитания детей. В аспекте данного исследования она рассматривается как сложное многогранное явление, развивающееся исторически на основе создания, фиксаций, хранения в коллективной памяти народа художественных ценностей, освоение и передача которых осуществляется устными способами, диахронно. Обладающая большими дидактическими возможностями в воспитании детей,5 она представляет процесс не только сохранения и трансляции ценностей, но и их постоянного рождения, переосмысления в сфере коммуникации и творчества. Разнообразие народных песен, доступность их мелодического и словесного текстов для детского восприятия создают благоприятные условия для развития детского творчества, способствуют освоению детьми окружающего мира. Пение в народной манере не требует значительной перестройки речевого аппарата, артикуляции, что позволяет активизировать творческую деятельность детей.

Являясь частью национальной культуры и одной из сфер национального самосознания, традиционная певческая культура развивается под влиянием культурно-исторических процессов, обладает саморегулирующим характером и представляет совокупность ценностей. Ее функционирование происходит благодаря постоянному воспроизводству и повседневному бытованию артефактов, значимых для определенного общества, с одной стороны, и, творческому их обновлению и созданию новых, с другой. Традиционная певческая культура представляет процесс не только сохранения и трансляции ценностей, но и их постоянного рождения, переосмысления в сфере коммуникации и творчества. Это является хорошей основой для создания благоприятных условий для вокально-эстетического воспитания детей, основанного на творческой деятельности.

4 Далее в тексте диссертации в понятии народная традиционная певческая культура будет опущено слово народная.

5 На это указывали многие педагоги: Е.А. Алмазов, С.И. Бекина, А.Н. Зимина, Н.А. Метлов, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова, В.Н. Шацкая и др.

Вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры в процессе художественной творческой деятельности способствует совершенствованию духовной культуры человека, согласованному взаимодействию интеллектуальной и эмоциональной сфер, формирует устойчивый интерес к национальным традициям. Построенное на основе изучения локальных певческих стилей, вокально-эстетическое воспитание является одной из предпосылок сохранения национальной идентичности и способствует формированию человека, владеющего знаниями этнокультуры и, в то же время, обладающего видением мировой культуры. Особенное значение приобретает эта проблема в связи с возрастающим интересом к русской народной певческой культуре в мировом художественном пространстве. Такой подход позволяет рассматривать систему вокально-эстетического воспитания детей как существенную составляющую формирования ментальности, эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, с одной стороны, и как средство гармонизации межэтнических отношений, с другой. В условиях многонационального государства, каковым является современная Россия, возникает необходимость формирования личности, способной к жизнедеятельности в поликультурной среде, понимающей и уважающей другие культуры. Через глубокое всестороннее овладение основами традиционной местной певческой культуры, благодаря воспитанию позитивного отношения к различиям локальных песенных стилей России и знакомству с ними, возможна интеграция с другими культурами и решение задачи вхождения в мировое культурно-образовательное пространство.

В этой связи, рассмотрение этнокультурной идентификации личности в аспекте диалога культур позволяет нам определить вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры как важную составляющую формирования ментальности.

В современных условиях очевидна потребность человека в самореализации через певческую деятельность. На это указывает большой духовный потенциал общества, рост численности певческих коллективов, в том числе и детских, как в сельской местности, так и в городской среде. Данное обстоятельство связано с тем, что в певческом коллективе себя чувствуют удобно люди, обладающие разной степенью одаренности и мастерства.

Художественное творчество детей, их активное участие в календарных, семейных праздниках и обрядах обогащает духовный мир, повышает внутреннюю культуру, способствует созданию условий, в которых возможно формирование саморегуляции поведения у молодых людей. Г.Н. Волков выдвинул «золотую формулу» этнопедагогики: «без памяти (исторической) — нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (как исторической личности)».6 Вполне принимая её, считаем, что вокально-эстетическое воспитание средствами традиционной певческой культуры способствует приобщению детей к народному искусству, содействует формированию личности, понимающей и уважающей другие культуры.

Еще в прошлом веке начался процесс утраты народных певческих традиций, являющихся ценностью национальной культуры. Ценности, как регулятивные компоненты любой культуры, находят выражение в нормах, значениях, материальных и духовных продуктах и имеют позитивное значение для людей. Традиционная певческая культура способствует формированию ценностных ориента-ций, динамика которых создает благоприятные условия для развития разнообразных качеств личности. Поэтому необходимо сохранять и развивать народную певческую культуру, частью которой является искусство устной традиции.

Большой воспитательный потенциал заложен в крестьянских песнях, отражающих бытовую и праздничную культуру народа. Эмоции, возникающие в результате восприятия и исполнения этих песен, помогают воссоздавать в сознании художественные образы, формировать эстетические чувства. Разнообразие, про

6 Волков Г.Н. Элитарная школа в национальной системе образования // Педагогика. - 2000. -№ 4. - С. 48. стота построения мелодии, доступность словесного текста для детского восприятия, ритмическое своеобразие крестьянских песен создают благоприятные условия для развития детского' творчества, способствуют освоению детьми окружающего мира, нормализуют их психофизиологическое состояние.

Известный специалист в области российского хорового искусства К.Ф. Ни-кольская-Береговская, сравнивая академическую и народную манеры пения, замечает, что они весьма отличаются друг от друга. В народной манере пения наблюдается сохранение национального колорита вокальной речи, естественное звучание голоса, ненужность перестройки голосового аппарата. Она считает, что «в процессе исполнения народной песни необходимо сохранить специфические особенности песенного фольклора и национальное певческое своеобразие».

Народное пение - один из видов творческой деятельности, особенно доступных детям. Рассматриваемое как творческий процесс, оно непосредственно связано с художественным развитием личности. Пение позволяет активизировать творческую деятельность детей, повысить уровень формирования их эмоциональной отзывчивости и художественного мышления. Это с одной • стороны. С другой стороны, народное пение позволяет сохранить этнические певческие традиции для будущих поколений. Как известно, связь поколений осуществляет ребенок. Этим поддерживается непрерывность семьи и рода, а также развитие традиционной певческой культуры. Следовательно, вокально-эстетическое воспитание детей способствует развитию народных певческих традиций и созданию условий, повышающих эффективность этнокультурной идентификации личности, способной к толерантности и уважению других народов и культур.

Нормы культуры, как известно, в отличие от биологических свойств и потребностей человека, не наследуются генетически, а усваиваются благодаря воспитанию, обучению. Значит от результативности воспитания, обучения зависит

•у

Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа. - М., 2003. - С. 71. уровень культуры общества, а от эффективности вокального воспитания зависит уровень народной певческой культуры.

Поэтому, чтобы сохранить певческие традиции народа, нужно начинать вокальное воспитание детей с самого раннего возраста. Для сохранения традиционной певческой культуры необходимо ее развитие средствами вокальной этно-педагогики. Чтобы обучать детей народному пению в условиях современной образовательной системы, нужно знание дидактических возможностей традиционной певческой культуры и специальные обучающие методики.

Наш многолетний опыт вокального воспитания детей позволил создать методику обучения детей народному пению, способствующую формированию эт-нопевческого поведения. Идея разработки авторской методики продиктована жизненной необходимостью: в современных условиях особенно актуальным стало изучение, освоение и развитие художественной народной культуры, в том числе и певческой, а также необходимость сохранения этнических традиций и воспитание детей на их основе.

Актуальность проблемы усиливается выявленным в процессе исследования противоречием между потребностью общества в повышении эффективности развития эмоциональной сферы, формирования эстетического вкуса, вокального воспитания детей средствами традиционной певческой культуры и при этом -отсутствием научных исследований, недостаточной разработанностью технологии обучения детей народному пению. С учетом названного противоречия сформулирована проблема вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

Таким образом, научно-педагогическая актуальность исследования обусловлена необходимостью определения сущности вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, выявления дидактических возможностей традиционной певческой культуры и обоснования авторской методики обучения детей народному пению.

Социально-педагогическая актуальность заключается в определении педагогических условий реализации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры в системе музыкального образования.

Степень научной разработанности проблемы. Объектом изучения являлись разные аспекты традиционной певческой культуры, вокального воспитания, эмоционального развития детей, освоения детьми искусства устной традиции. В процессе исследования темы диссертации были изучены труды по философии музыки, по истории, теории музыки, этномузыкологии, фольклористике, по общей педагогике, психологии.

Традиционная певческая культура исследовалась и исследуется многими учеными: И.И. Земцовским, В.А. Лапинкм, Е.И. Линевой, Т.С. Рудниченко, В.М. Щуровым и др. Искусство устной традиции как средство эстетического воспитания рассматривается в работах многих исследователей (В.А. Алексеев, В.Х. Ару-тюнян, В.Е. Гусев и др.). В трудах многих исследователей (Ф.А. Рубцов, А.Н. Сохор, К.Д. Ушинский и др.) отражена социально-педагогическая значимость искусства устной традиции.

Психология творческого процесса исследуется в трудах Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, К.С. Станиславского и др. Вопросы эмоционального развития детей рассматривают в музыкально-педагогической литературе Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Г.П. Стулова и другие. Значение игровой деятельности и ее влияние на развитие эмоциональной сферы, художественного мышления детей раскрыто в исследованиях Е.А. Покровского, И.И. Шангиной, Д.Б. Эльконина и др. Разные проблемы половой идентификации и тендерных особенностей детей изучены многими исследователями: Т.В. Виноградова, Т.П. Хриз-ман и др. Вопросы изучения поведения человека рассматриваются в трудах исследователей А.В. Бабаева, А.К. Байбурина, С.Л. Рубинштейна и др.

Разные аспекты развития певческого голоса и вокального воспитания рассматривают в трудах многие исследователи и педагоги: Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, К.П. Виноградов, Л.Б. Дмитриев, A.M. Егоров, В.В. Емельянов, Д.В. Люш, Е.М. Малинина, В.П. Морозов, Г.П. Стулова и др. Исследование народного пения отражено в трудах Н.К. Мешко, JI.B. Шаминой и др. Вопросы фониатрии нашли освещение в трудах М.С. Грачевой, М.М. Телеляевой, М.И. Фомичева и др. В работах Н.А. Гарбузова, Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова, Р. Юссона и др. исследуются проблемы акустики и физиологии певческого процесса.

Проблема воспитания детей на основе этнических традиций занимает важное место в современной психолого-педагогической, музыковедческой, музыкально-педагогической литературе. Вопросы музыкального, вокального воспитания и развития детей средствами искусства устной традиции постоянно рассматриваются учеными, педагогами-практиками. Интересующая нас тема регулярно освещается в журналах «Музыкальная академия», «Народное образование», «Педагогика», «Педагогика культуры», «Этнография» и других изданиях. Однако проблема вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры комплексно не рассматривалась.

Изучение литературы по теме диссертационного исследования показало обоснованность ряда аспектов, способствующих разработке методики вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, и позволило сформулировать гипотезу исследования.

В качестве гипотезы диссертационного исследования выдвинуто предположение, что вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры, нацеленное на формирование этнического певческого поведения, будет способствовать сохранению и развитию народных певческих традиций, этнокультурной идентификации личности, формированию гуманистических качеств, творческих способностей и художественного мышления, развитию эмоциональной сферы, певческого голоса при индивидуальной и коллективной формах обучения, если:

• определены теоретические основы вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

• изучены особенности и дидактические возможности традиционной певческой культуры как средства вокально-эстетического воспитания детей;

• раскрыта сущность и специфика процесса вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

• выявлены и обоснованы педагогические условия организации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

• разработана и внедрена методика вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

• опытно-экспериментальным путем проверена эффективность методики вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

Объектом исследования является система вокально-эстетического воспитания детей.

Предмет исследования - процесс формирования этнического певческого поведения детей средствами народной традиционной певческой культуры.

Цель диссертационного исследования - обосновать и разработать концепцию вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, а также педагогическую методику воспитания, обеспечивающую эффективность и научную правомерность.

Цель определила следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы проблемы вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

2. Обосновать воспитательный потенциал и выявить дидактические возможности традиционной певческой культуры как средства вокально-эстетического воспитания детей.

3. Выяснить и охарактеризовать формы и методы вокальной этнопедагоги-ки, адекватные вокально-эстетическому воспитанию детей, возрастным и психофизиологическим особенностям их развития.

4. Раскрыть сущность и специфику процесса вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры в условиях системы музыкального образования.

5. Выявить и обосновать необходимые и возможные педагогические условия организации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, способствующие формированию этнического певческого поведения.

6. Разработать и внедрить в практику методику вокально-эстетического воспитания детей, системно реализующую педагогический потенциал и дидактические возможности традиционной певческой культуры в сочетании с принципами и методами современной вокальной педагогики.

7. Опытным путем проверить эффективность методики вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

8. -Предложить программы, рекомендации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, обучения детей народному пению.

Методологическую основу исследования составили: теория развития личности в процессе творческой деятельности (JI.С.'Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов); интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский); теория интонации и артикуляции (И.И. Земцов-ский); резонансная теория искусства пения (В.П. Морозов), теория развития фольклорных форм художественной деятельности в современных условиях (Л.М. Михайлова), а также идеи экологии певческой культуры и валеологии певческого процесса.

Диссертационная работа опирается на сложившиеся психолого-педагогические, музыкально-эстетические, фольклористические, вокально-педагогические концептуальные взгляды отечественных исследователей, рассматривающих проблемы эстетического, музыкального, вокального воспитания детей средствами народной певческой культуры.

Для уточнения понятия традиционная певческая культура анализировались исследования по культурологии (А.А. Велик, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев, Э.В. Соколов и др.), по социологии (А.Н. Сохор), по этнографии и фольклористике (А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, Е.В. Гиппиус, В.Е. Гусев, Д.К. Зеленин, М.А. Лобанов, А.И. Мозиас, А.Ф. Некрылова, В.Я. Пропп, А.В. Руднева, Б.А. Рыбаков и др.).

Для определения значения традиционной певческой культуры в вокально-эстетическом воспитании детей изучались труды по этнопедагогике и этнопсихологии (З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.В. Зеньковский, Н.М. Лебедева, М. Мид и др.), по музыкальной педагогике и музыкальной психологии (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, К.Ф. Никольская-Береговская, В.И. Петрушин, В.М. Подуровский, Л.В. Шамина и др.).

Концепция автора диссертации во многом сложилась на основе экспериментально-педагогической, исполнительской практики и собственного опыта работы по изучению, собиранию, расшифровке фольклорно-этнографических материалов, аутентичных произведений песенного искусства устной традиции.

В изучении проблемы исследования основными методами были:

• Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, историко-этнографической, фольклористической, методической литературы по проблеме исследования, материалов учебной документации, а также сравнение, обобщение, моделирование;

• Эмпирические: педагогическое наблюдение, диагностика, опрос, анкетирование, интервьюирование, беседы, анализ деятельности обучаемых, педагогический эксперимент. В основу эмпирического метода легли результаты, полученные в итоге вокальной работы с учащимися Детской школы искусств им. B.C. Серовой г. Чудова, участниками ансамбля «Журавушка» Дома детского творчества Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

Для обработки данных применялись методы математической статистики, количественные и качественные методики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработана концепция вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

• выявлены основные компоненты традиционной певческой культуры как средства вокально-эстетического воспитания детей в развитии певческих способностей, формировании вокально-технических навыков;

• определена роль вокально-эстетического воспитания средствами традиционной певческой культуры в развитии эмоциональной сферы, художественного мышления, певческого голоса, в формировании этнического певческого поведения детей;

• научно обоснованы формы и методы вокальной этнопедагогики, сформулированы цели и задачи вокально-эстетического воспитания, адекватные возрастным и психофизиологическим особенностям развития детей;

• определены педагогические условия вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

• доказана эффективность разработанной методики вокально-эстетического воспитания детей, системно реализующей педагогический потенциал и дидактические возможности традиционной певческой культуры в сочетании с принципами и методами возрастной психологии и вокальной педагогики.

Экспериментальная база, этапы и организация исследования. Научное исследование осуществлялось на базе Детской школы искусств им. B.C. Серовой г. Чудово, Дома детского творчества Петроградского района г. Санкт-Петербурга в течение нескольких лет, поэтапно.

Первый этап, аналитический, был связан с изучением степени разработанности, с разработкой методологии и методики изучаемой проблемы на основе анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы. Разрабатывалась концепция и формировалась гипотеза исследования.

Второй этап, опытно-практический, заключался в педагогической, собирательской фольклорно-этнографической деятельности, в осуществлении педагогического эксперимента. Разрабатывалась методика эксперимента. Определялись педагогические условия и выявлялись факторы, повышающие эффективность вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, предварительно обобщались результаты.

Третий этап, заключительно-обобщающий, включал систематизацию, анализ и обобщение результатов исследования, определение критериев, оценок вокально-эстетического воспитания. Проводился эксперимент, в ходе которого велась экспериментальная проверка эффективности разработанного комплекса условий и факторов вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры. Осуществлялось внедрение результатов в практику.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

• разработана и внедрена методика вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

• разработаны и внедрены авторские программы по обучению детей народному пению на основе искусства устной традиции.

• разработаны и внедрены авторские программы по подготовке специалистов для обучения детей народному пению;

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования педагогического процесса вокального воспитания детей в образовательных учреждениях, а также в ВУЗах, при подготовке специалистов для вокального воспитания детей.

Построение диссертации. Работа содержит: введение, три главы (каждая включает 3 раздела), заключение, список литературы и приложения, в которых помещены: результаты исследования, выраженные в таблицах, графиках, диаграммах, упражнения для развития и тренировки певческого голоса, описание детского певческого аппарата, образовательные программы для обучения детей. Общий объем работы - 309 страниц, из них 188 страниц основного текста. Список литературы содержит 229 наименований, расположен на 20 страницах. Приложения - 120 страниц. Диссертация содержит 36 таблиц, 20 схем, 9 диаграмм, 55 нотных примеров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шастина, Татьяна Владимировна

Выводы по III главе

В III главе выявлены и обоснованы педагогические условия организации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, главные факторы, способствующие повышению эффективности данного типа воспитания в современных образовательных учреждениях. Одним из важных факторов определено сочетание групповой и индивидуальной форм занятий. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность разработанной технологии вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, включающей развитие звукового диапазона певческого голоса, обучение детей народному пению в разных регистрах, развитие творческого мышления детей и другие направления. Выявлена центральная зона речевого диапазона детей, определены диапазоны певческих детских голосов в грудном и фальцетном регистрах (народная манера), соответственно возрастным периодам.

Подводя итоги эксперимента можно констатировать, что все участники эксперимента показали положительную динамику в процессе формирования этнопевческого поведения. Однако эффективней были результаты у детей, занимающихся по методике вокально-эстетического воспитания средствами традиционной певческой культуры, а также еще и в классе сольного пения, в условиях индивидуальных занятий.

184

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шастина, Татьяна Владимировна, 2006 год

1. Традиционная народная певческая культура, являясь совокупностью локальных певческих традиций, в процессе вокально-эстетического воспитания детей выступает в качестве дидактического средства, реализующего следующие функции: познавательную, ценностную, преобразующую, а также способствующего развитию певческих способностей;

2. Вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры содействует формированию ментальности ребенка, приобщению детей к культурному наследию, развитию эмоциональной сферы, художественного мышления, певческого голоса;

3. Применение форм и методов вокальной этнопедагогики в процессе обучения детей способствует освоению диалектного пения;

4. Вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры результативно методами адекватными возрастным и психофизиологическим особенностям;

5. Характеристика осиовных поиятий исследуемой темы Для определения основных понятий исследуемой темы «Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей» необходимо рассмотреть содержание

6. Икониикова Н. История культурологических теорий: Учеб. пособие. Ч. 1. СПб, 2001. 21.

7. Флиер А.Я. Культурология. Т. 1. СПб., 1998. 371-374.

8. Привычками Дж. Мёрдок называет способы реагирования, приобретаемые посредством научения от рождения и на протяжении всей жизни индивида.

10. Бердяев. Философия неравенства. М., 1990. 117.

11. Иконникова Н. Народные традиции и современная культура Взаимовлияние форм культуры. -ЛГИК, 1986. 47-

12. Иконникова Н., там же. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемствепность поколепий. М., 1976.

13. Артановский Н. Межкультурные связи и национальная традиция Современные нроблемы межкультурных коммуникаций. СПб., 2003. 69-

14. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.

15. Земцовский И.И. Бурдон в музыке устной традиции. Итоги и перспективы международного исследования проблемы Песенное многоголосие народов России. Тезисы докладов науч.практич. конф. М, 1989.

16. Произведения вокального, вокально-инструментального, вокальнотанцевального искусства;

17. Совокупность ценностей, знаний, норм, составляющих содержание

18. Опыт певческой деятельности индивида, группы, включающий такие элементы, как восприятие, знание, умение, воспроизведение, мастерство и др.;

19. Особенности хранения, производства, распростране20. Михайлова Л.М., указ. соч., с. 236.

23. Путилов Б.Н., 2003. 64.

24. Ивлева Л.М., Ромодин А.В. Раньше сторонушка не нужна была, а сейчас нришлн за ней Судьбы традиционной культуры. СПб., 1998. 19-

25. Ивлева Л.М. Письмо в фонд культуры Судьбы традиционной культуры, СПб., 1998. 25-

26. Мехнецов A.M. Современная фольклористика и нрограмма нодготовки кадров Фольклор: нроблемы сохранения, изучения и нронаганды. М., 1988.

27. Подтверждение этому находим во многих нубликациях, онисываюших творческий нроцесс аутентичных иснолнителей, а также в анализе наших наблюдений за иснолнительской деятельностью, новедением этнофоров во время обш;ения с ними в фольклорно-этнографических экснедициях.

28. Земцовский И.И. Жизнь фольклорной традиции. 2004.

29. Земцовский И.И. Жизнь фольклорной традиции. 2004. 14.

30. Земцовский И.И. Человек музицирующий Человек интонирующий Человек артикулирующий Музыкальная коммуникация. Вып. 8. СПб., 1996.

31. Земцовский И.И., там же.

32. Васильева Е.Е. Роль теоретических нредставлений фольклористики в нодготовке снециалистов-иснолнителей Фольклор: проблемы сохранения, изучения и нронаганды. М., 1988. 243-245.

33. Даль В.И. Толковый словарь ЖИЁОГО великорусского языка. В 4 тт. Т.З., 2004. 89.

34. Шеврыгин Б.В., Мчелидзе Г.П. Справочник по оториноларингологии. М.,1

35. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности.//Собр. соч. в 5-ти томах: Т. IV М., 1974. 5-

36. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 2

37. Работая в фольклорно-этнографнческих экспедициях, мы встречали этнофоров, которые без желания исполняли, или вообще отказывались петь обрядовые песни во время нашей с ними

38. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников и молодежи Развитие детского голоса. М., 1

39. Алмазов Е.И. Указ. соч., с.

40. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое нение: Автореф. дисс.... д-ра искусствоведения.-СПб., 2001.

41. Нервно-двигательный поддается воздействию воспитания и тренировки; 2, Анатомический может быть улучшен, но в определенных пределах;

42. Миметизм, в переводе с греческого языка, означает подражатель. Юссон Р. Указ. соч., с. 211.

43. Юссон Р. Указ. соч., с.

44. Жорданиа И.М. Этномузыкология: Междисциплинарные перспективы Искусство устной традиции. Историческая морфология. СПб., 2

45. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб, 2000. 39.

46. Бабаева А.В., там же, с.4.

47. Данные положения основаны на теоретических подходах к этнической психологии Н.М. Лебедевой.

48. Изард К. Э. Психология эмоций. Пер. с англ. М., 1999, с.

49. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 199, с.

50. Ражников В.Г. вьщеляет эмоции житейские и эстетические, определяет их соотношение и указывает, что жизненные эмоциональные переживания составляют основу того, что называется эмоциональной отзывчивостью на музыку (Резервы музыкальной педагогики. М., 1980).

51. Изард К.Э. Указ. соч., 175. К видам деятельности, в данном аспекте, относим:

52. Деятельность мыслительную восприятие, освоение, создание нового продукта;

53. Деятельность художественную певческая, инструментальная, танцевальная и др. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. 18.

54. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

55. Земцовский И.И. Музыкальнее вещество Музыкальная Академия, 2004.

56. Гиппиус Е.В. Крестьянская музыка Заонежья Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. Заонежье. Л., 1927. 147.

58. Морозов В,П. Искусство резонансного нения, М,, 2002.

59. Дидактические возможиости иародной традиционной невческой культуры в вокально-эстетическом восиитании детей Народная традиционная певческая культура понятие широкое и объемное. В данном

60. Обучающие методики, разработанные на основе вокальной этнопеда" Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб., 2000.

61. Сегодня эта тема изучена недостаточно, однако некоторые аспекты рассматривались разными исследователями (Н. Бабкина, Е. Гиппиус, А. Кабанов, Е. Линева, Т. Рудниченко и др.), Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1. СПб., 1904. XXIY.

63. Имеется в виду 12-стуненный темперированный музыкальный строй. В нении, игре на инструментах с нефиксированной высотой звуков применяется понятие зонный строй (П.А. Гарбузов). Фольклорное пение подчипено строю конкретной локальной невческой традинии. В науке не выявлена равномерность систем звуковысотных отношений локальных певческих традиций относительно понятий: темперированный и нетемперированный музыкальный строй. Сакальский П.П., там же, с.

64. Сакальский П.П., там же, с. 145.

65. Фрейд), социальное опосредование (X. Ремшмидт) и др.

66. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. Л 1988. 40.

67. Предмутационная. Наблюдается потеря звонкости, легкости, подвижности, понижение звукового диапазона голоса, уменьщение его объема. Звук тусклый, звуковысотная интонация неустойчивая. В звучании голоса замечается сип, хрипота. Осмотр врача-фониатра показывает легкое покраснение слизистой оболочки гортани, небольшое количество слизи на голосовых складках, вялость их смыкания.

68. Собственно мутационная. Пение затруднено, частые обрывы и срывы звука. При звукообразовании появляются болезненные ощущения в области гортани. В прежнем диапазоне пение невозможно. Сила звука уменьшается. У девочек голос грубеет. У мальчиков понижается на октаву. При ларингоскопии отмечаются значительные изменения в гортани: сильное покраснение голосовых

69. Предмутационная стадия

70. Собственно мутационная стадия

71. Постмутационная стадия 10-14 лет 13-15 лет 15-19-21 год См. Приложения 6.

72. Именно в этом контексте следует понимать известное в практике обучения народной манере пения изречение «пою, как говорю», но не уравнивать речевое и вокальное слово, т. к. они

73. Юссон Р. Указ. соч. 235.

74. Строить методику обучаемого. занятий с учетом индивидуальных особенностей

75. Регулярно проводить индивидуальные вокальные занятия с целью постоянного наблюдения динамики мутации. Целесообразно установить следующий график, занятий: 2-3 урока в неделю продолжительностью 25-35 минут.

76. Вести постоянное наблюдение за состоянием органов голосового аппарата, посещая врача-фониатра не реже одного раза в 3-6 месяцев, строго соблюдать врачебные рекомендации.

77. Строго соблюдать ограничения тесситуры для каждого певца. На занятиях не стремиться к понижению звуковысотного диапазона звучания голоса, особенно у мальчиков, содействовать естественному его развитию. 5. Не акцентировать внимание певца на неустойчивую звуковысотную интонацию, исключив неудобную тесситуру, фонемы и т. д.

78. Нодбирать упражнения, произведения репертуара с учетом удобной тесситуры для каждого певца.

79. Исключить громкое пение, сохранить легкость звучания голоса.

80. Ограничить вокальную и речевую нагрузки в период острой мутации (собственно мутационная стадия), и не только на вокальных занятиях, но и в бытовых условиях.

81. Прекращать пение при малейшем утомлении, как голосового аппарата, так и всего организма. Помимо пения, на уроке возможны разные формы работы: анализ музыкальных и словесных текстов, аудио-, видеозаписей, изучение теории вокального искусства, этносольфеджио, расшифровка аутентичных записей и т.д. Ю.Исключить сольные вокальные концертные выступления в периоды обострения мутации.

82. Выпускная квалификационная работа «Опыт освоения локально-песенной традиции детским фольклорным ансамблем («лелёшные песни Белгородской области)» вынолнена Е. Бариновой на кафедре русского народного песенного искусства СПб ГУКИ под руководством Е.Е. Васильевой. Работа основана на внедрении в учебный процесс материалов руководимой нами фольклорно-этнографической экспедиции в Белгородскую область (2002 г.).

83. Дипломная работа «Музыкально-поэтические формы пестования и игрового обихода детей Сиземской волости Шекснинского района и их роль в работе детской студии «Матица» г. Череповца» выполнена Т.е. Крупышевой в 2005 году на кафедре русского народного несенного искусства СПб ГУКИ иод руководством Е.Е. Васильевой.

84. Утробное детство и новорожденность (до одного месяца): бессознательное восприятие ритма и темпа, словесного и музыкального текстов, интонации голоса. Форма поведения* (новорожденность) звуковое непроизвольное;

85. Младенчество и раннее детство (от одного месяца до 3-х лет): сознательное восприятие всех компонентов, указанных в пункте 1, а также тембра голоса, свободное интонирование в широком звуковом диапазоне, глоссолалии, имитация пения взрослых, исполнение не сложных произведений. Форма поведения: звуковое непроизвольное, звуковое произвольное, певческое;

86. Детство (от 3 до 12 лет): овладение детским фольклором и доступными произведениями взрослых. Форма поведения: звуковое непроизвольное, звуковое произвольное, певческое;

87. Подростковый и молодежный периоды (13-17(19) лет): целенаправленное обучение певческой культуре на посиделках, в хороводах, индивидуально песельниками, мастерицами-вопленицами, мастерами- сказителями и т.д. Форма поведения певческое поведение. В молодежном возрасте был освоен весь песенный корпус локальной традиции. Во всех пунктах имеется ввиду звуковая интонационная деятельность, связанная с невческим голосом.

88. Общие дисциплины сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хоровой класс, общий курс фортепиано;

89. Специальные дисциплины- вокальный и инструментальный ансамбли, сольное пение, инструменты устной традиции (балалайка, гусли, гармоника, жалейка, свирель, кугиклы, и др.), музыкальное народное творчество и этнография, бытовой танец, декоративноприкладное искусство. Образовательные программы всех дисциплин носят интегрированный характер, взаимодополняют друг друга и соответствуют образовательным стандартам. В основе ритмичности учебного процесса лежат два принципа.

90. Соответствие ритма учебного процесса ритму традиционной праздничной культуры: 1 четверть Покров, 2 четверть Святки, 3 четверть Масленица, Сороки, 4 четверть Пасха, начало летних каникул Троица. В соответствии с данным ритмом происходит изучение и освоение этнографического и музыкального материала с постепенным усложнением его согласно возрасту, восприятию, способностям детей и классовой системе обучения, в разных формах, разными методами и приемами (рассматриваются в

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.