Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Глушакова, Татьяна Ивановна

  • Глушакова, Татьяна Ивановна
  • 1982, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 175
Глушакова, Татьяна Ивановна. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1982. 175 с.

Оглавление диссертации Глушакова, Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.I

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ХОРОВОЙ РАБОШ. . .II

1.1. Состояние вопроса формирования певческих навыков школьников . II

1.2. Вокально-хоровые; упражнения в формировании певческих навыков учащихся как педагогический процесс.

1.3. Комплексы вокально-хоровых упражнений и их роль в формировании певческих навыков учащихся.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

2.1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования

2.2. Исследование исходного уровня владения певческими, навыками: учащихся (первый констатирующий срез и его результаты).

2.3. Методика, ход и результаты первого этапа обучающего эксперимента.

2.4. Методика, ход и результаты второго этапа обучающего эксперимента. вывода

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре»

Проблема повышения качества преподавания в школе и во внешкольной работе в наши дни приобретает особую значимость. В отчетном докладе Центрального Комитета КПСС на ХХУТ съезде Л.И.Брежнев сказал: "Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду"*.

ХХУ-ХХУТ съездами КПСС поставлены задачи комплексного подхода к постановке всего дела коммунистического воспитания, обеспечения единства идеологических, нравственных и трудовых его аспектов. На необходимость научного, целостного взгляда на проблему идеологической работы указывает Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы" (1979).

Общественная значимость искусства социалистического общества, его задачи ясно определены в Программе КПСС, где подчеркивается его огромная роль в деле воспитания подрастающего поколения: "Партия будет неустанно заботиться о расцвете искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей кадцого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных О вкусов и культурных навыков" .

В реализации задач музыкально-эстетического воспитания Л.И.Брежнев. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУТ съезду КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Докл.ХХУТ съезду КПСС 23 февраля 1981 г.- В кн.:Материалы ХХУТ съезда КПСС.- М., Политиздат, 1982, с.60. ^Программа КПСС.- М., Политиздат, 1967, с.ISO. школьников важное место занимает исполнительская деятельность внешкольных коллективов. Одним из ведущих видов музицирования учащихся является хоровое пение. Большая сеть детских хоровых коллективов (в общеобразовательных и музыкальных школах, дворцах и домах пионеров, домах культуры, детских хоровых студиях и т.д.) свидетельствуют о размахе хорового искусства в нашей стране, его огромных достижениях и возможностях, его особой значимости в деле воспитания школьников и развития их музыкальной культуры. Детские хоры, являясь коллективным видом исполнительства, объединяющим певцов творческим процессом, воспитывающим коллективное начало в каждом, играют одну из ведущих ролей в музыкально-эстетическом образовании учащихся. "В цроцессе обучения в хоре дети постепенно подходят к осознанию средств музыкальной выразительности, к анализу музыкального произведения, к выделению отдельных его сторон, к суждениям и оценке музыкального цроизведения и качества его исполнения" (Е.Я.Гембиц-кая, Е.А.Лобачева, 1964, с.35).

Руководитель хорового коллектива должен сформировать у детей определенные певческие навыки, научить их выразительному и эмоциональному исполнению художественных произведений. Развитие исполнительской культуры, исполнительского мастерства школьников немыслимо в отрыве от задач общего музыкально-эстетического образования, поэтому формирование певческого голоса, овладение определенными вокальными навыками понимается передовыми педагогами не как самоцель, а как одно из основных условий успешного музыкально-эстетического воспитания детей.

Советской методикой накоплен значительный опыт обучения пению как в школе (в условиях урока музыки), так и во внешкольных коллективах. Определены основные певческие навыки и выявлены особенности их формирования, на что опираются все существующие црограшы и методики обучения пению. Исследования показали, что пением могут заниматься црактически все дети (В.А.Багадуров, Н.Д.Орлова, А.А.Сергеев и др.). Разработаны методы развития детского голоса (В.А.Багадуров, Н.Н.Добровольская, И.И.Левидов, Е.М.Малинина, Т.Н.Овчинникова, Н.Д.Орлова, А.А.Сергеев, В.Г.Соколов, Г.П.Стулова, В.К.Тевлина и др.).

Между тем, практика массового хорового пения показывает, что руководители детских коллективов далеко не всегда владеют в достаточной степени процессом эффективного уцравления певческой деятельностью учащихся. Довольно часто наблюдается значительный разрыв между выбранным для исполнения репертуаром (цро-изведения русской и зарубежной классики, песни советских композиторов, народные песни и т.д.) и качеством его выполнения, которое в большой степени определяется тем, насколько естественно и органично поют участники хора. В.Г.Соколов отмечает, что только коллектив, владеющий техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мысли, чувств, идейного содержания, заложенного в произведении, может называться хором (1964, с.7). Ведущие детские коллективы нашей страны в полной мере отвечают таким требованиям - показывают владение всем арсеналом вокально-хорового исполнения (стройное, интонационно-чистое пение, свободное оперирование звуковыми красками, тембральное разнообразие и т.д.). Особо необходимо отметить деятельность Хора института художественного воспитания детей (руководитель - Народный артист СССР, црофессор В.Г.Соколов), на цротяжении многих лет являющегося творческой лабораторией большинства исследований в области музыкального воспитания детей.

К сожалению, на практике опыт ведущих хоров нашей страны используется недостаточно. Школьники, в основном, слабо предетавляют себе эталон звучания голоса, не владеют в достаточной степени комплексом всех певческих навыков, не умеют контролировать себя с помощью вокального слуха, и все их певческое развитие ориентировано только на контроль со стороны учителя, что тормозит их продвижение вперед и отрицательно сказывается на интересе к хоровым занятиям. Наблюдения показывают, что определенные успехи в певческом воспитании учащихся появляются лишь к концу обучения в хоре, то есть процесс их вокального развития замедлен. Это объясняется тем, что даже при достаточно ясном понимании конечного результата вокальной работы - художественного исполнения музыкальных произведений - руководители хоров слабо цредставляют себе содержание цромежуточных этапов движения к такому результату, недостаточно владеют приемами формирования певческих навыков с использованием оцределенных групп упражнений. Работа над качеством звучания с применением уцражнений очень часто рассматривается только как чисто техническая задача, не несущая в себе никакой эстетической нагрузки.

Наблюдения массовой хоровой црактики, изучение соответствующей литературы, собственная работа с детскими хоровыми коллективами привели нас к мысли о богатых возможностях уцражнений, как метода творческого подхода к вокальному обучению школьников, способствующего повышению их интереса к хоровому пению.

В традиционной вокальной методике упражнения, как цравило, рассматриваются только как музыкальный материал, в то время как в советской педагогике принято определение уцражнений как метода обучения. Мы в своем исследовании опираемся на положение о том, что упражнения являются методом обучения и вместе с тем используем их и как музыкальный материал, построенный на законченных музыкальных фразах и расцвеченный разнообразными приемами исполнения, что создает у учащихся представление об упражнениях не только как о чисто техническом цроцессе, но и как о цроцессе художественном. Мы опираемся также на некоторые положения,развитые в работах Н.Н.Добровольской.

Преподаватель, при работе над упражнениями, должен анализировать и решать определенные певческие задачи, которые зависят от возраста участников, уровня их вокальной обученности, особенностей хорового звучания и т.д. Их решение может характеризоваться качественным своеобразием этих факторов, воплощенных в комплексах вокально-хоровых уцражнений (уцражнений, отобранных по определенному принципу и тесно взаимосвязанных друг с другом), способных обеспечить систему целенаправленных действий по достижению конкретных результатов обучения певческой деятельности.

В своем исследовании мы исходили из того, что построение комплексов вокально-хоровых упражнений полностью опирается на акт пения и отражает путь комплексного развития детского голоса в цроцессе обучения, а именно, формирование всех физиологических систем, участвующих в этом акте: певческого дыхания и тесно связанного с ним навыка опоры звука на дыхание; верного звукообразования; хорошего владения звуковедением; певческой дикции. Это обеспечивает реализацию основного принципа подбора упражнео нии - принципа их адекватности характеру той деятельности, которую они призваны сформировать у обучаемых.

Основными характеристиками комплекса вокально-хоровых упражнений является его целостный, многокомпонентный и многоуровневый характер и управляемость на основе обратной связи. С его помощью учитель может решать определенные певческие задачи, последовательно осуществляя ряд педагогических действий. Они включают в себя приемы руководства певческой деятельностью, наиболее целесообразные в конкретных условиях. К числу таких приемов относятся: методические пояснения, показ голосом, а также их объединение между собой. Эффективное певческое обучение школьников возможно цри условии, если учитель владеет вокальным слухом и умеет развить его у обучаемых.

Формирование певческих навыков должно цредусматривать освоение учащимися определенных вокальных действий и автоматизацию входящих в них приемов. При этом следует учитывать требования, предъявляемые советской педагогикой и психологией к формированию умений и навыков (Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.В.Кузьмина,И.Я.Лер-нер, М.И.Лисина, А.Ц.Пуни и др.). Это, с одной стороны, необходимость изучения конкретных особенностей каждого певческого навыка, а с другой, практическое овладение певческими действиями, выработка навыка в цроцессе систематических упражнений, направленных на всестороннее развитие детского голоса. Таким требованиям отвечает комплекс вокально-хоровых упражнений, с помощью которого учитель может решать разнообразные музыкально-педагогические задачи: I) ознакомление учащихся с единицами материала (упражнениями) и действиями оперирования (приемами выполнения); 2) побуждение учащихся к размышлению, к осознанию существенных цризнаков уцражнений, выделение ориентиров певческих действий, самостоятельный поиск этих ориентиров; 3) организация тренировки, т.е. практики, нацравленной на запечатление единиц материала (вокально-хоровых упражнений) и действий оперирования, а также их поэлементную отработку, совершенствование и автоматизацию под контролем вокального слуха; 4) организация црименения приобретенных певческих навыков и перевод их в личный опыт учащихся. Поскольку в настоящее время методика хорового обучения этих сторон не рассматривает, тема исследования представляется актуальной.

Овладение школьниками разнообразными вокальными навыками является оцределяющим условием для хорошего слаженного хорового звучания. Поэтому такие хоровые навыки как строй и ансамбль понимаются наш в тесной зависимости от степени овладения отдельными участниками коллектива вокальными навыками.

Предметом нашего исследования стало изучение влияния вокально-хоровых уцражнений на формирование певческих навыков учащихся.

Объектом исследования является процесс вокального обучения учащихся 11-12 лет на хоре.

В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее положение: систематическое применение на хоровых занятиях методически целесообразных комплексов вокально-хоровых уцражнений, учет их взаимного влияния на певческое развитие и воспитание у учащихся способности к анализу качества звучания, обеспечит наиболее эффективное формирование певческих навыков, гарантирует охрану детского голоса, создаст фундамент для выразительного, эмоционально окрашенного исполнения художественных произведений.

Целью исследования является разработка эффективных методов формирования певческих навыков учащихся в цроцессе хоровой работы.

Для цроверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд задач: I) изучить состояние вопроса в практике певческой деятельности и научно-методической литературе; 2) выявить специфику цроцесса формирования певческих навыков с помощью комплекса вокально-хоровых уцражнений; 3) определить условия и целесообразную последовательность объединения вокально-хоровых уцражнений в комплексы для эффективного формирования певческих навыков; 4) экспериментально цроверить разработанную методику.

Методологической основой исследования явились основные положения марксистско-ленинской теории познания о связи теории с практикой, црограммные документы и постановления КПСС о совершенствовании эстетического воспитания школьников и о повышении эффективности обучения, положения советской педагогики об управляемом характере цроцесса обучения, о формируемости знаний, умений и навыков.

В ходе исследования использовались следующие методы: I) изучение и анализ соответствующей научно-методической литературы по проблеме; 2) педагогические наблюдения за певческой деятельностью учащихся в процессе хоровой работы на разных этапах обучения; 3) фониатрические наблюдения за состоянием голосового аппарата учащихся на разных этапах эксперимента; 4) формирующий педагогический эксперимент, сопровождающийся констатирующими срезами.

Эксперимент проводился в течение 1976-1980 гг. в естественных условиях. Участниками эксперимента являлись учащиеся Детской Хоровой Студии "Пионерия" г.Железнодорожного Московской области, а также учащиеся Детской Хоровой Студии "Ровесник" г. Москвы (рук. Т.Н.Пронина). Эксперимент содержал два этапа. Оба этапа осуществлялись в условиях хоровой работы.

Намеченная методика обучения экспериментально цроверялась дважды: первый раз - в виде пробного, второй - в виде контролирующего эксперимента. В процессе пробного эксперимента (19761979 г.) решались задачи определения содержания, объема и последовательности формирования певческих навыков учащихся с помощью комплекса вокально-хоровых упражнений, круга педагогических ситуаций и способов их разрешения в условиях хоровой работы, применения и переноса приобретенных певческих навыков в цроцессе активной исполнительской деятельности. В ходе контролирующего эксперимента (1977-1980 г.) проверялась эффективность разработанной методики в других условиях (на другом составе участников).

Научная новизна. Обобщен теореяический материал, раскрывающий возможности вокально-хоровых упражнений как метода обучения. Оцределена методика формирования певческих навыков с применением комплексов вокально-хоровых упражнений, направленная на совершенствование эстетического качества исполнения. Выявлены содержание, объем и основные закономерности построения комплексов упражнений и развиваемых с их помощью певческих навыков учащихся, установлены пути, условия и основные этапы их формирования.

Практическая ценность исследования заключается в разработке путей и методов формирования певческих навыков школьников с применением определенных комплексов вокально-хоровых упражнений, а также в возможности использования в учебно-воспитательном процессе как самой методики, так и полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективным методом формирования певческих навыков учащихся является создание и систематическое поэтапное црименение оцределенных комплексов вокально-хоровых упражнений: первый этап (внешние цредметные действия) - действия по овладению певческими навыками (нахождение верной работы голосового аппарата на всех гласных и на большей части диапазона на уцражнениях первой степени сложности; второй этап (внутренние умственные действия как результат интериоризации этих внешних предметных действий с певческим материалом) - совершенствование всех певческих навыков и успешный перенос их в новые условия (автоматизация, шлифовка их на всем диапазоне и на более сложных уцражнениях и песенном материале).

2. Комплексы вокально-хоровых уцражнений, имеющие музыкально-эстетическую ценность, значительно ускоряют певческое обучение учащихся, если они имеют целостный, многокомпонентный и многоуровневый характер и построены по принципу целенацравленного и всестороннего развития детского голоса, что выражается в формировании и совершенствовании всех певческих навыков на кавдом уцражнении.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы; опубликования статей, чтения лекций по методике развития детского голоса в цроцессе хоровой работы для слушателей факультета повышения квалификации црепода-вателей музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов РСФСР цри МГПИ им.В.И.Ленина; открытых уроков для руководителей детских хоров и руководителей кафедр музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов СССР; выступлений с докладами на научных конференциях: I.Научно-методическом Совете при Министерстве просвещения СССР (г.Москва, 1981 г.); 2.Ле-нинских чтениях на музыкально-педагогическом факультете МГПИ им.В.И.Ленина (г.Москва, 1979 г.), а также в процессе обсуждения на кафедре пения и методики его преподавания МГПИ им.В.И.Ленина.

Результаты исследования отражены в двух печатных работах общим объемом 1,5 печ.л. и оформлены в настоящей диссертации. Диссертация состоит из введения, где обосновываются актуальность избранной темы, новизна и практическая значимость исследования, излагаются цель, гипотеза, задачи и методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, двух глав, излагающих теоретические основы исследования и содержание экспериментальной работы, выводов, библиографии и приложений. Объем. диссертации 173 с. (140 с. основного текста, 19 с. библиографии, 14 с. цриложений). Работа содержит 13 таблиц, 7 нотных примеров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Глушакова, Татьяна Ивановна

- 138 -ВЫВОДЫ

1. Анализ певческого развития учащихся в цроцессе хоровой работы, осуществленный в опоре на теорию управления процессом обучения, показал, что управление певческой деятельностью учащихся происходит путем применения учителем разнообразных методических црие-мов на основе точной диагностики хорового звучания и его сравнения с заданным эталоном. В зависимости от уровня певческой обученности, для плодотворного развития детского голоса используются определенные приемы управления, доведенные до совершенства. Ведущее место среди них принадлежит вокально-хоровым упражнениям, несущим в себе разнообразные сочетания методов формирования певческих навыков. Эффективность управления певческой деятельностью определяется целесообразностью и конкретной последовательностью отбора вокально-хоровых упражнений, а также темпом и уровнем осуществления обратной связи в системе учитель - ученик.

2. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что методика формирования певческих навыков с помощью вокально-хоровых упражнений может быть построена на ряде положений педагогики и психологии о формируемости педагогических умений и навыков, о закономерности формирования умственных действий.

3. В процессе экспериментального исследования полностью подтвердилась рабочая гипотеза исследования. Было выяснено, что освоение учащимися певческих навыков наиболее целесообразно осуществлять в процессе систематического использования определенных вокаль-ног-хоровых упражнений, как единиц певческой деятельности, объединяющих в себе конкретный певческий материал и определенные действия по его реализации. Основным условием для успешного освоения певческих навыков является всестороннее воздействие на голосовой аппарат учащихся в требуемом нацравлении. Такому условию в полной мере отвечает комплекс вокально-хоровых упражнений, являющийся микромоделью системы вокального обучения в целом, отражающем цели, содержание и структуру учебного материала, педагогический процесс, методы, раскрывающиеся в совокупности приемов, типичных для вокальной работы в хоре. При объединении упражнений в комплексы необходимо учитывать состояние вокальной обученности учащихся, а также характерные дефекты хорового звучания.

4. Эксперимент показал, что певческие навыки многогранны, тесно взаимосвязанны между собой и их формирование требует последовательного освоения на доступном детям материале, а именно, определенных комплексах вокально-хоровых упражнений. Использование в начальный период более простых упражнений (упражнений первой степени сложности), а на втором этапе более сложных (комплекс упражнений сторой степени трудности), с учетом развивающегося вокального слуха учащихся, способствовало повышению эффективности обучения в целом, а также значительно ускорило и облегчило процесс формирования певческих навыков школьников.

5. В результате исследования была выявлена специфика процесса формирования певческих навыков учащихся с помощью комплекса вокально-хоровых упражнений (развитие всех певческих навыков в комплексе друг с другом), определены условия и целесообразная последовательность объединения уцражнений в комплексы для более эффективного вокального обучения (тесная взаимосвязь, конкретный порядок следования гласных, опора на концентрический и, фонетический методы развития голоса и т.д.).

6.Эксперимент подтвердил положение о том, что формирование вокального слуха учащихся в процессе работы над комплексом вокально-хоровых упражнений способствовало активному освоению и творческому осмысливанию ими певческой деятельности, от чего в большой степени зависела и эффективность формирования певческих навыков.

Все это гарантировало охрану детского голоса и создавало фундамент для выразительного, эмоционально окрашенного исполнения художественных произведений.

Список литературы диссертационного исследования Глушакова, Татьяна Ивановна, 1982 год

1. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на 1.I Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.).- Поли. собр. соч., т.41, с.298-318.

2. Ленин В.И. 0 высшем художественном образовании.- Полн. собр. соч., т.52, с.17-37.

3. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре.- Полн. собр. соч., т.41, с.336-337.

4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн. собр. соч., т.12, с.99-105.

5. Ленин В.И. Развитие рабочих хоров в Германии.- Полн. собр. соч. т.22, с.275-276.

6. Маркс К.,Энгельс Ф. Святое семейство или Критика критической критики.- Соч., 2- изд., т.2, с.3-320.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

8. Маркс К. Размышление юноши при выборе профессии.- Маркс К. Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.40, с.3-7.

9. Знгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.21, с. 339- 626.

10. Ю.Энгельс Ф. Людвиг Феербах и конец немецкой классической философии.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

11. Тихонов Н.А. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. Докл., 27 февраля 1981 г.- В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС,24 февраля 3 марта 1981 г.- М.: Политиздат, 1982 с.97-129.

12. Программа Коммунистической Партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1967.- 144 с.

13. О работе с творческой молодежью: Постановление ЦК КПСС, 12 окт.1976 г.- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.- 8-е изд., доп.- М.Политиздат,1978,т.12,с.336-370.

14. Азаров Ю.П. Об искусстве педагогических действий.- Народное образование, 1968, №7 с.67-74.

15. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки.- М.: Просвещение, 1976.- 175 с.

16. Алмазов Е.И. Роль врача фониатра при воспитании детского певческого голоса.- В кн.: Развитие детского голоса. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 197I, с.84-87.

17. Альбова Е.И., Шереметьева Н.П. Вокально-хоровые упражнения для начальной школы.- M.-JI.: Музгиз, 1949.- 43 с.

18. Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка. Отметка,- М.:3нание, 1980,- 96 с.

19. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии.-В кн.: Психология чувственного познания. М., I960, с.348-369.

20. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии,- Вопросы психологии, 1957, № с.156-170.

21. Андреева JI.M., Локтев B.C. О самодеятельном детском хоре (Методическое пособие).- В кн.: Искусство хорового пения (ГМПИ им. Гнесиных), М., 1963, с.82-112.

22. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе.- М.-Л.: МЩ РСФСР, 1948.- 148 с.

23. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе М., 1977, вып.12, с.3-14.

24. Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1978, вып.13, с.66-76.

25. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.- М.: АПН РСФСР, 1956.- 224 с.

26. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам.-М.: Просвещение, 1969.- 279 с.

27. Архангельский С.И. Лекции по дидактике высшей школы.-М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1971,- 180 с.

28. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и, требования к педагогическому мастерству.- М.: Знание, 1976.- 40 с.

29. Асафьев Б.В. Хоровое пение в школе.- В кн.:: Вопросы музыки в школе. Л., 1926, с.77-83.

30. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении, и образовании, изд. 2-е, доп.-М.: Музыка, 1973.- 142 с.

31. Аспелунд Д.Л. Основные вопросы вокально-речевой культуры М.: Музыка, 1933.- 126 с.

32. Аспелунд Д.Л. Основы постановки голоса в хоровом кружке.-М.: Музгиз, 1930.- 83 с.

33. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса.- Ivl.-Л.: Музгиз, 1952.- 192 с.

34. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

35. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей.- М.: АПН РСФСР, 1953.- 96 с.

36. Багадуров В.А., Орлова Н.Д., Сергеев А.А. Начальные приемы развития детского голоса.- ГЛ.: АПН РСФСР, 1954.- 44 с.

37. Барсов Ю.А. Из истории русской вокальной педагогики^-В кн.: Вопросы вокальной педагогики, вып.6, М.-Л., 1982 с.6-22.

38. Безбородова Т.В. Опыт работы с хоровыми коллективами художественной самодеятельности.- В кн.: Сборник статей по музыкальному образованию (Уральск.гос.консерватория им.М.П.Мусоргского), вып.4.- Свердловск, 1961, с.33-67.

39. Белоусова В.В., Рашель И.Н. Педагогика.- М.: Физкультура и спорт, 1978.- 236 с.

40. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению.- М.: АПН РСФСР, вып.1, 1961.- 216 с.

41. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению.- М.: АПН РСФСР, вып.2, 1962.- 136 с.

42. Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции, двигательных актов.- Вопросы психологии, 1957, .№6, с.70-91.

43. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.- М.г МШ СССР, 1966.- 350 с.

44. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника.- М.: Русский язык, 1977.- 288 с.

45. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности.- М.-Л.:

46. Просвещение, 1964,- 104 с.

47. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

48. Борисова А.И. Изменения и приспособления дыхания при пении: Автореф.дис. на соиск. учен, степени канд.биолог, наук.- Казань, 1975.- 15 с.

49. Бочев Б. Работа с детскими голосами в хоре "Бодрая смена1.1-В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма. M.f 1975,с.61-71.

50. Варламов А.Е. Полная школа пения.- М.: Музгиз, 1953.-104 с

51. Вейлерт Л.П. Некоторые вопросы развития вокально-хоровых навыков в учебном хоре.- В кн.: Вопросы музыкальной педагогики и теории (Владимир, гос.пед.инст.им.П.И.Лебедева-Полянского).- Владимир, 1978, с.13-22.

52. Вербов A.M. Техника постановки голоса, изд.2-е, М.:Музыка, 1961.- 52 с.

53. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1968.- 413 с.

54. Вокально-хоровые распевания для академического хора (информационное письмо).- М.: ВХО, 1969.- 16 с.

55. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967.- 93 с.

56. Гарш А.Л. Роль и место упражнений в развитии самостоятельного мышления учащихся: Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук.- Душамбе, 1973.- 189 с.

57. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: Моск.Ун-т, 1976.- 149 с.

58. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- В кн.: Исследование мышления в современной психологии".- М., 1966, с.200-276.

59. Гембицкая Е.Я. Из опыта работы с хором учащихся средней школы.- М.:АПН РСФСР, I960.- 104 с.

60. Гембицкая Е.Я., Лобачева Е.А. Хор института художественного воспитания. Содержание и методы работы.- М.:АПН РСФСР, 1964.152 с.

61. Глаголев В.А. Распевание хора.- В кн.: Сборник статей по музыкальному образованию (уральск.гос.консерват.им.М.П.Мусоргского), вып.4.- Свердловск 1961, с.67-77.

62. Гладкая С.Н. Исследование формирования певческих навыков у младших школьников (1-2 классы общеобразовательной школы): Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.- M.-I975.- 20 с.

63. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса.-Полн.собр.соч., т.II, с.59-71.

64. Глушакова Т.И. Некоторые особенности вокального воспитания в старшем хоре.- В кн.: Поет "Пионерия".- М., Советский композитор, 1979, с.138-150.

65. Гневышева В.К. Вокальное воспитание в хоре начальной школы.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1963, вып.2,с.57-64.

66. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам.- М.: Музгиз, 1963,- 86 с.

67. Гончаров Н.К. Методология и методы исследования в педагогике.- М.:: АПН РСФСР, 1966.- 42 с.

68. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях.- М.:Педагогика, 1977,136 с.

69. Грачева М.С. Детская гортань.- В кн.: Тезисы 4 научной конференции по вопросам развития слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества. М.: АПН РСФСР, 1972,с.2-3.

70. Деряжный В.А. О принципах и методах советской вокальнойпедагогики.- В кн.: Вопросы вокальной педагогики; М., 1967, вып.З, с.5-45.

71. Детский голос. Экспериментальное исследование.- М.:: Педагогика, 1970.- 231 с.

72. Дмитриев Л.Б. Гласные в пении.- В кн.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1962, вып2, с.77-131.

73. Дмитриев Л.Б. К вопросу об установке голосового аппарата в пении.- В кн.: Труды государственного музыкально-педагогического института им.Гнесиных. М., 1969, вып.1, с.94-134.

74. Дмитриев Л.Б. Об акустической природе некоторых физиологических приспособлений голосового аппарата при пении.- В кн.:. Проблемы физиологии и акустики.- М.-Л., 1955, т.З, с.34-45.

75. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М.: Музыка, 1968.- 675 с.

76. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания.- М.: Искусство, 1956.- 208 с.

77. Добровольская Н.Н. Вокальные упражнения в хоре подростков.- М.: АПН РСФСР, 1959.- 112 с.

78. Добровольская Н.Н. Распевание в детском хоре начальной школы.- М.: Музыка, 1964.- 40 с.

79. Добровольская Н.Н. Распевание в школьном хоре.- М.: Музыка, 1969,- 80 с.

80. Добровольская H.II.Система вокальных упражнений-в хоре учащихся 5-7 классов: Дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук.1. М., 1956.- 211 с.

81. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю одетском голосе.- М.: Музыка, 1972.- 32 с.

82. Думбляускайте Л.А. Тембр хора. Темброво-интонационные нюансы в искусстве хорового пения: Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд.искусствоведения.- Л., 1974.- 25 с.

83. Евсеев А.И. Начальные вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе,- М.: Сов.Россия, 1970.-12 с.

84. Егоров А.А. Теория и практика работы с хором.- M.-JT.: Музгиз, 1951.- 239 с.

85. Егоров A.M. Гигиена голоса и его физиологические основы.-M.s Музгиз, 1962.- 172 с.

86. Егоров A.M. К вопросу о дыхании в пении.- Вестник ото-ри-но-ларингологии, 1953, Ш, с.54-61.

87. Егорычева М.И. Уцражнения для развития вокальной техники.- Киев: Музыкальная Украина, 1980.- 112 с.

88. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- M.s Знание, 1980.- 96с.

89. Заринская М.Ф. Особенности обучения в женском молодежном хоре.- В кн.: Развитие детского голоса.М.,АПН РСФСР, 1963,с.31-39.

90. Заринская М.Ф. Работа над звучанием детского хора.-В кн.: Воспитание и охрана детского голоса. М.:АПН РСФСР, 1953, с.7-42.

91. Заседателев Научные основы постановки голоса.-М.,Музгиз, изд.3-е, 1935.- 102 с.

92. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики.-М.:Музгиз, 1965.- 146 с.

93. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку.- М.: Педагогика, 1975.- 152 с.

94. Ильина Т.А. Педагогика.- М.: Просвещение, 1969.- 223 с.

95. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательных щкол.- В кн.: Музыкальное воспитание в СССР. М., 1978, вып.1, с.58-93.

96. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний, умений и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности.- М.: АПН РСФСР, 1962.- 361 с.

97. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

98. Каменский В.В. 0 певческих навыках в I и 2 классах.-В кн.: Вопросы певческого воспитания школьников. Л., Учпедгиз, 1959, с.31-53.

99. Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования (на материале Л1У).- Л.: Ленингр. ун-т, 1973.- 150 с.

100. Ковнер Ю.А. Тренировочные упражнения в развитии певческого голоса.- В кн.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1976, вып.5, с.39-61.

101. Колышева Т.А. Формирование у первокурсников интереса к профессии учителя- музыканта: Дис.на соиск.учен.степени канд.пед. наук. М., 1981.- 152 с.

102. Комяков С.И. Работа кад высокой певческой позицией в хоре.- В кн.: Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. М.: ШЛИ им.Гнесиных, 1976, вып.27, с.85-105.

103. Корсунский С.Г. Акустическое исследование вибрато в певческом голосе.- В кн.: Проблемы физиологии и акустики. М., 1949, т.1, с.159-166.

104. Кочетов Н.Р. Вокальная техника и ее значение.- М.: Муз-гиз, 1930.- 46 с.

105. Краевский В.В. Место и функции эксперимента в педагогическом исследовании.- В кн.: Вопросы методов педагогических исследований. М., 1973, с.185-192.

106. Крестовников А.Н. Влияние физических упражнений на организм человека.- М.: Физкультура и спорт, 1956.- 12 с.

107. НО. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений.- М.: Физкультура и спорт, 1951.- 532 с.

108. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1976.- 303 с.

109. Крыжановский С.К. Упражнения для распевания.- Киев: Музыкальная Украина, 1977.- 80 с.

110. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.- Л.: Ленингр. ун-т, 1967.- 183 с.

111. П4.Левидов И.И. Вокальное воспитание детей.- Л.: Тритон, 1936.- 53 с.

112. Левидов И.И. Охрана и воспитание детского голоса.- В кн.: Вокальная работа с детьми. М., 1938 с.48-63.

113. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника.-М.: Знание, 1980.- 96 с.

114. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- ГЛ.: Русский язык, 1969.- 103 с.

115. Леонтьев Л.Н. Проблемы развития психики, изд.3-е.- М.: Моск.гос.ун-т, 1972. Раздел II. Об историческом подходе в изучении психики человека, с.341-400.

116. Лернер И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования.- В кн.: Вопросы методов педагогических исследований. М, 1973, с.3-133.

117. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности ГЛ.: Знание, 1980.- 96 с.

118. Лисина М.И. Влияние характера уцражнений на формирование у школьников умения работать точно. В кн.: Вопросы психологии обучения труду. М.: АПН РСФСР, 1962, с.7-48.

119. Лисина М.И. Зависимость формирования двигательных навыков от ориентировки на продукт или на характер движения.- В кн.: Вопросы психологии обучения труду. М.: АПН РСФСР,1962,с.230-258.

120. Локшин Д.Л. Уроки пения в УП-УШ классах (методическое пособие для учителей пения).- Л.: Учпедгиз, 1962.-226 с.

121. Локдшн Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной школе.- М.: АПН РСФСР, 1957,- 296 с.

122. Лукк Хелле Из опыта работы с хором У-У11 классов,- В кн.: Из опыта работы с хором учащихся средней школы. М., I960, с.26-39.

123. Луначарский А.В. О воспитании и образовании.- М.Педагогика, 1976.- 634 с.

124. Луканин А. Перепежина А. Вокально-хоровые упражнения на уроке пения в общеобразовательной школе.- М.:. Музыка, 1964.- 46 с.

125. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей.- Л.: Музыка, 1967.- 88 с.

126. Малинина Е.М. Вокальное воспитание школьников в возрастном аспекте.- В кн.: Развитие детского голоса. М.:АПН РСФСР, 1963, с.300-308.

127. Малинина Е.М. Смена голоса у мальчиков и девочек в переходном возрасте.- В кн.: Воспитание и охрана детского голоса.

128. М.: АПН РСФСР, 1953, с.42-64.

129. Малышева Н.М. О работе певца над голосом.- В кн.: Вопросы вокальной педагогики. М.:Музгиз, 1962, вып.1, с.50-77.

130. Матвеева К.П. Формирование навыков управления певческой деятельностью учащихся общеобразовательной школы: Дис.на соиск. учен.степени канд.пед.наук, М., 1980.- 180 с.

131. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

132. Менабени А.Г. Влияние пения без сопровождения на звучание голоса и воспитание вокальных навыков.- В кн.:. Тезисы 4 научной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества.

133. М.: АПН, РСФСР, 1972, с.73-74.

134. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми.-В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М.,1978, вып.13, с.28-37.

135. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1976, вып.II, с.86-94.

136. Менабени А.Г. Певческое голосообразование.- М.:МГПИ им.В.И.Ленина, 1968.- 138 с.

137. Методика музыкального воспитания школьников 1-1У классов.- М.-Л.:: Просвещение., 1965.- 267 с.

138. Методика преподавания пения в школе.- М.: АПН РСФСР, 1952.- 346 с.

139. Милерян Е.Я. Общетрудовые умения и их формировалие.-Советская педагогика, 1971, №6, с.75-83.

140. Мидовский С.А. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы.- М.: Музыка, 1977.- 51 с.

141. Мордвинов В.И. Практика основной работы по постановке, голоса.- М.-Л.:. Музгиз, 1948.- 67 с.

142. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи.-Л.: Наука, 1977.- 230 с.144., Морозов В.П. Вокальный слух и голос.- М.-Л.: Музыка, 1965.- 86 с.

143. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.- Л.: Наука, 1967.204 с.

144. Мухин В.П. Вокальная работа в хоре.- В кн.: Работа в хоре. М.: Профиздат, I960, с.160-183.

145. Р1азайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия.-М.: Музыка, 1972.- 383 с.

146. Назаренко И.К. Искусство пения, изд.3-е.- М.: Музыка, 1968.- 621 с.

147. Некрасова Л.К. Из опыта вокального педагога.- В кн.: Вопросы вокальной педагогики. М.:Музгиз, 1962, вып.2, с.30-50.

148. Никольская К.Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми.- М.: BX0, 1967.- 16 с.

149. Общая психология (В.В.Богоявленский, А.Г.Ковалев,

150. A.А.Степанов и др.). Изд. 3-е.- М.: Просвещение, 1981.- 383 с.

151. Общая психология (А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский,

152. B.С.Мухин и др.).- М.: Просвещение, 1976.- 479 с.

153. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.- М.: АПН РСФСР, 1955.- 184 с.

154. Общие основы педагогики (Ф.Ф.Королев, В.Е.Гмурман и др.).- М.: Просвещение, 1967.- 391 с.

155. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре.-В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М.,1972, вып.8, с.95-103.

156. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, 1965, вып.4, с.39-50.

157. Овчинникова Т.Н. Некоторые особенности и методы воспитания певческого голоса детей, подростков и юношества в процессе работы с хором:Дис.на соиск. учен, степени канд. пед. наук.- М., 1968.- 231 с.

158. Овчинникова Т.Н. Формирование детского певческого голоса в процессе хоровых занятий.- Советская педагогика, 1971,с.61-75.

159. Огородников И.Т. Педагогика.- М.: Просвещение, 1968.374 с.• 160. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое образование детей в общеобразовательной школе.- JI.: Музыка, 1972.- 152 с.

160. Огороднов Д.Е. О систематизации вокально-интонационных упражнений для начальной школы.- В кн.: Развитие детского голоса. М., 1971, с.190-199.

161. О детском голосе.- М.: Просвещение, 1966.- 55 с.

162. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки.-М.-Л.: Музгиз, 195I.- 136 с.

163. Орлова Н.Д. О детском певческом голосе в условиях нормального его развития.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М., 1965, вып.4, с.50-56.

164. Орлова Н.Д. О певческом рабочем диапазоне школьников.-В кн.: Музыкальное воспитание в школе. М.,1971,вып.7, с.34-38.

165. Орлова Н.Д. О развитии индивидуальных тембровых качеств голоса детей поющих в хоре, в связи с изучением их диапазонов.

166. В кн.: Развитие детского голоса. М., 1971, с.107-112.

167. Осокин П.И. Вокально-хоровые зарядки.- М.: АПН РСФСР, 1951.- 44 с.

168. Павлищева О.П. Методика постановки голоса.- М.-Л.: Музыка, 1964.- 123 с.

169. Петров В.И. Состояние голосового аппарата и охрана голоса детей школьного возраста.- В кн.: Вокальная работа с детьми (Материалы I методического совещения). М.: Искусство, 1938,с.23-33.

170. Петров В.И. Фониатрия и вокальная педагогика.- В кн.: Развитие детского голоса. М., 1963, С.1Ж-140.

171. Платонов К.К. Проблема способностей.- М.: Наука, 1972.311 с.

172. Полонский В.М. Оценка знаний школьников.- М.: Знание, 1981.- 96 с.

173. Пономарьков И.П. Методическое пособие для руководителей хорового кружка в средней школе.- Л.: Музгиз, 1937.- 41 с.

174. Попов B.C. Советы руководителю хора.- В кн.: Школа хорового пения. М., 1973, вып1, с.3-31.

175. Проблемное и программированное обучение.- М.: Сов.Россия, 1973.- 223 с.

176. Программы восьмилетней школы. Музыка, I-III классы.-М.: Просвещение, 1978, с.130-180.

177. Программы восьмилетней школы. Музыка, 1У-УП классы.-№.: Просвещение, 1979.- 24 с.

178. Прянишников И.П. Советы обучающемуся пению.- М.: Музгиз, 1958.- 112 с.

179. Психология (Учебник для педагогических институтов), изд.2-е.- М.: Учпедгиз, 1962.- 560 с.

180. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков.- Вопросы психологии, 1964, Ж, с.94-104.

181. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980.- 96 с.

182. Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы (Сборник тезисов У1 научной конференции).-М.: АПН СССР, 1982.272 с.

183. Рождественская В.Ф. Упражнения для развития женских голосов.- В кн.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1964, вып.2,с. 99-215.

184. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления.— Вопросы психологии, 1957, JS, с.57-66.

185. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии.-М.: АПН РСФСР, 1959.- 354 с.

186. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии.Изд. 2-е,-М.: Педагогика, 1976.- 416 с.

187. Рудик П. А. Психология (Учебник для учащихся техникумов физкультуры).- М.: Физкультура и спорт, 1976.- 239 с.

188. Румер М.А. Книга по пению.- М.: АПН РСФСР, 1955.- 72 с.

189. Садовников В.И. Орфоэпия в пении.- М.: Музгиз, 1958.-80 с.

190. Саркисян А.В. О некоторых вопросах вокального искусства.-В кн.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1962, вып.1, с.9-30.'

191. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса.- М.: АПН РСФСР,1950.- 112 с.

192. Сергиевский М.В., Борисова А.И. 0 некоторых особенностях дыхания певца.- В кн.: Развитие детского голоса. М., 1963, с.43-52.

193. Сийрде Э.Г. 0 дыхание при фонации.- В кн.: Развитие детского голоса. М., 1963, с.52-64.

194. Сийрде Э.К. О дыхательных рефлекторных механизмах при фонации.- Вестник ото-рино-ларингологии, 1953, Ш, с.3-8.

195. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.:МП СССР, 1979.- 65 с.

196. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы.- М.: Знание, I98I.-96 с.

197. Соколов В.Г. Вокально-хоровые упражнения.- В кн.: Школа хорового пения. М., 1971, вып.2, с.13-27.

198. Соколов В.Г. Вокально-хоровые упражнения в самодеятельном хоре.-В кн.: Работа с хором.Методика, опыт. М., "1977, с.16-49.

199. Соколов В.Г. Вопросы вокального воспитания в подростковом хоре.- В кн.:Развитие детского голоса. М., 1963, с.270-275.

200. Соколов В.Г. Работа с хором.- М.: Музыка, 1967.- 228 с.

201. Соколова 0.11. Формирование навыков двухголосного пения в начальной школе: Дис. на соиск.учен.степени канд.пед.наук.-М., 1971.- 198 с.

202. Сосенко Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражнения.- М.: Русский язык, 1979.- 136 с.

203. Столович Л.Н. Эстетическое в действительности и в искусстве.- М.: Политиздат, 1959.- 256 с.

204. Стулова Г.П. Некоторые проблемы регистров певческого голоса младших школьников: Автореф.дис.на соиск.учен.степени канд. пед.наук.- М., 1974.- 25 с.

205. Стулова Г.П. 0 певческом дыхании в детском хоре.- В кн.:

206. Музыкальное воспитание в школе. М., 1974, вып.9, с.6-12.

207. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения.- В кн.: Вопросы физиологии пения и вокальной методики (Труды ШЛИ им.Гнесиных). М., 1975, вып.25, с.39-54.

208. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблемы развития мышления.- В кн.: Обучение и развитие (Материалы к симпозиуму). М., 1966, с.16-22.

209. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.:М1У, 1975.- 343 с.

210. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Дис. на соиск.учен. степени канд.пед.наук.- М., 1975.- 197 с.

211. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.-М.: АПН РСФСР, 1947.- 335 с.

212. Томсинская Э.Б. Некоторые вопросы охраны здоровья участников детских хоров.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе.1. М., 1970, вып.6, с.29-32.

213. Тронина П.А. Из опыта педагога-вокалиста.- М.: Музыка, 1976.- 112 с.

214. Урбанович Г.И. Певческий голос учителя музыки.- В кн.: . Музыкальное воспитание в школе. М., 1977, вып.12, с.23-33.

215. Ушинскиы К.Д. Родное слово.- Собр.соч. М.: АПН РСФСР, 1949, т.6.- 446 с.

216. Файнберг-Яковлева Л.Д. Воспитание динамических стереотипов певческой атаки (по методу органичного пения А.В.Яковлева)

217. В кн.: Тезисы 4 научной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества. М., 1972, с.17-18.

218. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство.- М.: Радио и связь, 198I.- 144 с.

219. Федоров Г.С. Хоровое пение на уроках музыки в общеобразовательной школе.- Владимир, Владимирский пед. ин-т, 1975.-81 с.

220. Фролов Ю.П. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова.-М.: Музыка, 1966.- 99 с.

221. Хоровые упражнения (Методические рекомендации для хоровых коллективов проф.тех.училищ). Минск, 1975.- 10 с.

222. Цейтлин B.C. Знания, умения и навыки в обучении иностранным языкам.- В кн.: Иностранные языки в высшей школе. М., 1969, вып.5, с.3-10.

223. Чебышева В.В. Психология трудового обучения.- М.: Просвещение, 1969.- 303 с.

224. Четверухина Е.А. Вокальные распевы для учащихся начальных классов общеобразовательной школы.- В кн.: Начальное обучение пению., I960, с.43-58.

225. Шамина JI.B. Работа с самодеятельными хоровыми коллективах®.- М.: Музыка, 1981.- 212 с.

226. Шнюкова Е.Н. Охрана и воспитание детского голоса.

227. В кн.: Воспитание и охрана детского голоса. М., 1953, с.64-72.

228. Юдин С.П. Формирование голоса певца.- М.: Музгиз, 1962.- 167 с.

229. Юссон Р. Певческий голос.- Музыка, 1974.- 262 с.

230. Яковлев А.В. 0 физиологических основах формирования певческого голоса.- В кн.: Вопросы певческого воспитания школьников. М.: Учпедгиз, 1959, с.7-31.

231. Ярославцева Л.К. Комплексные методы исследования особенности дыхания у певцов.- В кн.: Тезисы 4 научной конференции по вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей и юношества. М., 1972, с.8-9.

232. Ярославцева Л.К. 0 способах регуляции певческого выдоха.- в кн.: Вопросы вокальной педагогики. М., 1976, вып.5,сW-toxс.176-202.230vs. УмЖл.1. ЯсаЩрг; /крал, PavZ, М2.

233. Jfrm /?7. X. /77w'e h&L улш.

234. Uot?o/t>fi. ЗитдлЫе.: SPffc232. //offiez СЛ. Зёас&'м /Яиж: i*-d ее/. ШЖ<илоЩМ£~Ш/>

235. Ущиеь Я. fa/ce Mdmtfucfyy i*3.е/ Ы. Oxjoto/ Ifof'iwyifyрем, /&3.

236. МшмЬ s. /tyw'c irt flm edycafrM-tfearfybi,eerie*. foz ш&шЛ l/? etfacatiMr/ffy-Zfy.235. J/ftfdes. //3. Jcfoefatj

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.